Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление. Каковы норма и шифр амортизационных отчислений персональных компьютеров и принтеров

В целях создания экономических условий для активного обновления основных фондов и ускорения научно-технического прогресса в отраслях народного хозяйства, а также сокращения затрат на осуществление капитального ремонта физически изношенных машин, оборудования и транспортных средств в условиях перехода к рынку и функционирования рыночных отношений Совет Министров СССР постановляет:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1991 г. прилагаемые единые амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР. Установить, что указанные единые нормы обязательны для применения всеми действующими на основе хозяйственного расчета предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Устанавливать по согласованию с Министерством финансов СССР, Государственным комитетом СССР по статистике и Госстроем СССР нормы амортизационных отчислений на полное восстановление создаваемых принципиально новых видов основных фондов;

Уточнять утвержденные настоящим постановлением нормы амортизационных отчислений при изменении сроков службы основных фондов в результате внедрения в отраслях народного хозяйства достижений научно-технического прогресса.

3. Для повышения заинтересованности предприятий, объединений и организаций в обновлении основных фондов считать целесообразным применение ускоренной амортизации их активной части (машин, оборудования и транспортных средств), то есть полное перенесение балансовой стоимости этих фондов на издержки производства и обращения в более короткие сроки, чем это предусмотрено в нормах амортизационных отчислений.

Ускоренная амортизация может производиться предприятиями, объединениями и организациями в отношении основных фондов, используемых для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и оборудования, расширения экспорта продукции, а также в других случаях, определяемых Госпланом СССР. При этом применение ускоренной амортизации не может служить основанием для повышения цен и тарифов на выпускаемую продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги.

4. Установить, что с 1 января 1991 г. амортизационные отчисления на полное восстановление активной части основных фондов (машин, оборудования и транспортных средств) производятся в течение нормативного срока их службы или срока, за который балансовая стоимость этих фондов полностью переносится на издержки производства и обращения.

По машинам, оборудованию и транспортным средствам, находящимся в эксплуатации по состоянию на 1 января 1991 г. сверх ранее действовавших нормативных сроков службы, амортизационные отчисления прекращаются.

5. В случае списания основных фондов до полного перенесения их балансовой стоимости на издержки производства и обращения суммы недоначисленных амортизационных отчислений возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, объединения и организации. Эти суммы используются в таком же порядке, как и амортизационные отчисления.

6. Установить, что с 1 января 1991 г. все предприятия, объединения и организации, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, включают расходы на все виды ремонта основных производственных фондов в состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). При необходимости предприятия, объединения и организации для обеспечения равномерности включения затрат на ремонт в себестоимость продукции (работ, услуг) могут создавать ремонтный фонд (резерв), с отчислением в него средств по утверждаемым ими на пятилетие нормативам.

7. Госплану СССР совместно с Министерством финансов СССР разработать с участием Госстроя СССР, Государственного комитета СССР по ценам, Госбанка СССР и Государственного комитета СССР по статистике и утвердить до 15 ноября 1990 г. положение о порядке начисления амортизации основных фондов в народном хозяйстве, отразив в нем вопросы ускоренной амортизации их активной части.

8. Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Госстрою СССР, Государственному комитету СССР по статистике и Государственному комитету СССР по ценам рассмотреть вопрос о проведении переоценки основных фондов народного хозяйства СССР с учетом вводимых с 1991 года новых принципов формирования оптовых цен на средства производства, имея в виду необходимость создания равных экономических условий для своевременного воспроизводства основных фондов и обеспечения сопоставимости их оценки. Предложения по этому вопросу представить в Совет Министров СССР до 1 декабря 1990 г.

9. Государственному комитету СССР по печати в согласованные с Госпланом СССР сроки издать массовым тиражом сборник новых единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, а также положение о порядке начисления амортизации основных фондов в народном хозяйстве.

Перечень
решений Правительства СССР, утративших силу в связи с утверждением единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР
(утв. постановлением СМ СССРот 22 октября 1990 г. N 1072)

5. Пункт 4 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 марта 1981 г. N 265 "О дополнительных мерах по обеспечению сохранности техники в сельском хозяйстве".

Расчет норм амортизационных отчислений за период осуществляется в порядке, предусмотренном в НК. В данном случае учитывается имущество, продукты интеллектуальной деятельности и прочие объекты, которые находятся у плательщика в собственности и предназначены для извлечения прибыли. Стоимость этих материальных ценностей погашается за счет начисления амортизации. К таким ценностям относят имущество, срок полезной эксплуатации которого больше 12-ти мес. При этом первоначальная его стоимость больше 40 тыс. руб. Рассмотрим далее, как определить норму амортизационных отчислений.

Общие сведения

Имущество принимается к учету по исходной стоимости. Она определяется согласно ст. 257 НК. Распределение суммы осуществляется по группам в соответствии с периодами полезной эксплуатации. Это время устанавливается плательщиком самостоятельно на дату, когда имущество вводится в эксплуатацию. Не подлежат амортизации объекты природопользования (земля, недра, вода и прочие естественные ресурсы), МПЗ, товары, ценные бумаги, объекты незаконченного капстроительства и пр.

Право на льготу

Плательщики могут включить в расходы отчетного периода затраты на капвложения в размере не больше 10% от первоначальной стоимости. Для основных средств, которые относятся к 3-7 группам допускается 30%. Эта льгота не действует на ОС, полученные безвозмездно. В случае, если плательщик пользуется данным правом, то соответствующие объекты после эксплуатационного ввода включаются в группы амортизации по первоначальной ст-ти за минусом льготы. Если на протяжении пяти лет с этого момента ОС были реализованы, суммы затрат, ранее учтенных при составлении базы, должны быть восстановлены и включены в вычисления.

Амортизационные отчисления: норма амортизации

При вычислениях используется параметр, который выражается в % от цены капитала. В каждый период себестоимость услуги/товара дополняется данным показателем. Нормы амортизационных отчислений основных средств представлены в виде процента покрытия цены износившейся части имущества. Таким образом, в качестве ключевой цели включения показателя в стоимостный параметр выступает экономическая компенсация физического и морального износа, которые в обязательном порядке будут иметь место в ходе производственного процесса. Амортизация может быть представлена в качестве плавного переноса стоимости ОС на выпускаемый товар.

Особенности вычисления

Амортизационные отчисления - это процесс, проводимый ежемесячно соответствующими подразделениями предприятия. При этом учитывается действующая балансовая цена ОПФ. При вычислениях используются единые нормы амортизационных отчислений. В качестве базы выступает классификация показателей по различным инвентарным объектам или группам активов, присутствующих на балансе предприятия.

Единые нормы амортизационных отчислений

Они представлены в качестве установленного государством процента покрытия стоимости ОПФ. Годовая норма амортизационных отчислений позволяет увидеть общую сумму платежа за весь период. Этот показатель не считается фиксированным. Периодически он подвергается пересмотру в соответствующих госструктурах. Установленные показатели используются всеми предприятиями, вне зависимости от специфики организации, сферы деятельности или формы собственности. Амортизационная политика, по своей природе, выступает как основной компонент научно-технической деятельности, осуществляемой на уровне страны. Устанавливая показатели и порядок вычисления, государство производит регулирование темпов, контролирует характер воспроизводства в тех или других отраслях. Средняя норма амортизационных отчислений позволяет, кроме прочего, выявить скорость обесценивания. С ее помощью, в свою очередь, можно установить показатели восстановления объектов. Как устанавливается норма амортизационных отчислений на оборудование? Для вычисления используется соотношение двух параметров. В частности, сумма амортизации в годовом расчете соотносится с ценой ОПФ.

Отличительные черты системы

Схема расчета амортизации была внедрена еще во времена СССР. Среди отличительных черт системы следует отметить:

  • Прямолинейный метод вычисления.
  • Общая норма амортизационных отчислений.
  • Два типа вычисления (на капремонт и замену техники).
  • Перераспределение сумм между предприятиями.
  • Включение показателя в стоимость услуги/товара и пр.

В 1991 году были введены некоторые изменения. Корректировке, в частности, подверглась норма амортизационных отчислений.

Изменения

В новой системе предусмотрено, что норма амортизационных отчислений может различаться в зависимости от типа ОПФ. В действующих правилах не предусматриваются суммы на капремонт. В настоящее время такие мероприятия осуществляются предприятием из себестоимости продукции. Вместе с этим может формироваться отдельный фонд, который предназначается для проведения ремонтных работ. Еще одним изменением является прекращение начисления амортизации по окончании определенного срока эксплуатации (нормы). Это, в частности, относится к транспортным средствам и иной технике. Ранее норма амортизационных отчислений использовалась в течение всего периода применения. При этом значения не имело, на какой именно срок предназначена техника. Для прочих ОПФ форма, особенности и норма амортизационных отчислений остались неизменными.

Это означает, что определение сумм осуществляется за весь срок службы. Немаловажное значение сегодня имеет также возможность провести ускоренную амортизацию для активной производственной части. Например, это касается машин, транспорта, станков и пр. Балансовая цена указанных объектов переносится на издержки производства. Срок обращения при этом уменьшается почти вдвое. Это необходимо для усиления заинтересованности предприятий в обновлении ОПФ. Небольшим компаниям можно списать ОФ (до 50%) на затраты, если их срок службы больше 3-х лет.

Преимущества ускорения

За счет такого начисления можно:

  1. Уменьшить налог с прибыли.
  2. В ускоренном темпе произвести обновление активной производственной части.
  3. Создать фонд накопления для реконструкции.
  4. Предотвратить моральный и физический износ активной части ОПФ, обеспечить их поддержание на должном уровне.
  5. Получить средства на замену техники.

Все это, в свою очередь, позволяет предприятию сформировать мощную базу для совершенствования производства, выпускать продукцию высокого качества и минимизировать себестоимость.

Исключения

Необходимо отметить, что ускоренная амортизация может использоваться не для всех основных средств, а только для тех, которые:

  1. Имеют срок службы больше 3-х лет.
  2. Используются для изготовления новых материалов, техники, вычислительной в том числе, и пр.

В остальных случаях ускоренная амортизация может осуществляться только при согласовании с госструктурами.

НМА

С 1992 г. действуют изменения, в соответствии с которыми можно определить годовую норму амортизационных отчислений не только по ОПФ, но и по нематериальным активам. Многим компаниям такие корректировки позволяют сохранить конкурентоспособность и получить большую прибыль. К учету принимаются следующие НМА:


Методы вычислений

В практике норма амортизационных отчислений за период может устанавливаться следующими способами:

  1. Линейным . В этом случае в учет принимается первоначальная стоимость ОПФ и норма амортизации по полезному использованию объекта.
  2. Снижаемый остаток. Расчет по этому методу осуществляется на основании остаточной стоимости ОПФ на начало периода, нормы амортизации в процессе учета срока полезной эксплуатации фондов.
  3. Списание по числу лет применения. В этом случае расчет проводится согласно первоначальной стоимости ОПФ и годового соотношения количества лет, оставшихся до окончания службы, и общего периода использования.
  4. Списание цены с пропорциональным учетом объемов продукции/работ.

Особенность последнего метода заключается в использовании натурального показателя количества товара/услуги за отчетный период и соотношения первичной стоимости объекта, а также предполагаемого выпуска за все время полезного использования ОПФ.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Каковы норма и шифр амортизационных отчислений персональных компьютеров и принтеров?

По нашему мнению, в данном случае следует использовать шифр 48000 Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совмина СССР 22.10.1990 N 1072:
Машины и комплексы электронные цифровые вычислительные с программным управлением общего назначения, специализированные и управляющие на базе всех типов процессоров.
Норма амортизации для данного вида основных средств - 12,5 процентов (то есть срок полезного использования - 8 лет).
Кроме того, можно использовать шифр 48005: ЭВМ (ДВК) персональные компьютеры ВК 0010 "Агат" с той же нормой амортизации.
Что же касается принтеров, то здесь следует учитывать два положения ПБУ 6/97:
с одной стороны, в соответствии с п.2.3 ПБУ 6/97 "единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно - сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно - сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно".
Так как принтер, как правило, не может самостоятельно выполнять свои функции, то он должен учитываться в составе комплекса ЭВМ и периферийных устройств.
С другой стороны, в том же пункте ПБУ 6/97 указано, что "в случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект".
То есть, если сроки полезного использования компьютера и принтера различны, то они должны учитываться обособленно и амортизация по ним должна начисляться раздельно. Кроме того, некоторые принтеры могут выполнять отдельные функции самостоятельно (например, ксерокопирование и т.п.). В этом случае такой принтер также должен учитываться как обособленный объект основных средств. В данном случае при начислении амортизации (по нормам амортизационных отчислений) следует использовать шифр 48003 "Устройства периферийные вычислительных комплексов и электронных машин". Норма амортизации - 11,1 процентов (срок полезного использования - 9 лет).
Применение шифра 48004 "Микро - ЭВМ и процессоры унифицированные" (норма амортизации 10 процентов) при начислении амортизации на такие компьютеры неправомерно, так как микро - ЭВМ относится к другому классу вычислительной техники.
Подписано в печать
11.11.2000
"Консультант Бухгалтера", 2000, N 12

Быстрый переход: Единые нормы амортизационных отчислений
на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР
(в процентах к балансовой стоимости)

  1. Производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности

В целях создания экономических условий для активного обновления основных фондов и ускорения научно-технического прогресса в отраслях народного хозяйства, а также сокращения затрат на осуществление капитального ремонта физически изношенных машин, оборудования и транспортных средств в условиях перехода к рынку и функционирования рыночных отношений Совет Министров СССР постановляет:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1991 г. прилагаемые единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР. Установить, что указанные единые нормы обязательны для применения всеми действующими на основе хозяйственного расчета предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

2. Предоставить Госплану СССР право:

устанавливать по согласованию с Министерством финансов СССР, Государственным комитетом СССР по статистике и Госстроем СССР нормы амортизационных отчислений на полное восстановление создаваемых принципиально новых видов основных фондов;

уточнять утвержденные настоящим постановлением нормы амортизационных отчислений при изменении сроков службы основных фондов в результате внедрения в отраслях народного хозяйства достижений научно-технического прогресса.

3. Для повышения заинтересованности предприятий, объединений и организаций в обновлении основных фондов считать целесообразным применение ускоренной амортизации их активной части (машин, оборудования и транспортных средств), то есть полное перенесение балансовой стоимости этих фондов на издержки производства и обращения в более короткие сроки, чем это предусмотрено в нормах амортизационных отчислений.

Ускоренная амортизация может производиться предприятиями, объединениями и организациями в отношении основных фондов, используемых для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и оборудования, расширения экспорта продукции, а также в других случаях, определяемых Госпланом СССР. При этом применение ускоренной амортизации не может служить основанием для повышения цен и тарифов на выпускаемую продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги.

4. Установить, что с 1 января 1991 г. амортизационные отчисления на полное восстановление активной части основных фондов (машин, оборудования и транспортных средств) производятся в течение нормативного срока их службы или срока, за который балансовая стоимость этих фондов полностью переносится на издержки производства и обращения.

По машинам, оборудованию и транспортным средствам, находящимся в эксплуатации по состоянию на 1 января 1991 г. сверх ранее действовавших нормативных сроков службы, амортизационные отчисления прекращаются.

5. В случае списания основных фондов до полного перенесения их балансовой стоимости на издержки производства и обращения суммы недоначисленных амортизационных отчислений возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, объединения и организации. Эти суммы используются в таком же порядке, как и амортизационные отчисления.

6. Установить, что с 1 января 1991 г. все предприятия, объединения и организации, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, включают расходы на все виды ремонта основных производственных фондов в состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). При необходимости предприятия, объединения и организации для обеспечения равномерности включения затрат на ремонт в себестоимость продукции (работ, услуг) могут создавать ремонтный фонд (резерв), с отчислением в него средств по утверждаемым ими на пятилетие нормативам.

7. Госплану СССР совместно с Министерством финансов СССР разработать с участием Госстроя СССР, Государственного комитета СССР по ценам, Госбанка СССР и Государственного комитета СССР по статистике и утвердить до 15 ноября 1990 г. положение о порядке начисления амортизации основных фондов в народном хозяйстве, отразив в нем вопросы ускоренной амортизации их активной части.

8. Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Госстрою СССР, Государственному комитету СССР по статистике и Государственному комитету СССР по ценам рассмотреть вопрос о проведении переоценки основных фондов народного хозяйства СССР с учетом вводимых с 1991 года новых принципов формирования оптовых цен на средства производства, имея в виду необходимость создания равных экономических условий для своевременного воспроизводства основных фондов и обеспечения сопоставимости их оценки. Предложения по этому вопросу представить в Совет Министров СССР до 1 декабря 1990 г.

9. Государственному комитету СССР по печати в согласованные с Госпланом СССР сроки издать массовым тиражом сборник новых единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, а также положение о порядке начисления амортизации основных фондов в народном хозяйстве.

10. Признать утратившими силу с 1 января 1991 г. решения Правительства СССР согласно прилагаемому перечню.

Председатель
Совета Министров СССР Н. Рыжков

Управляющий Делами
Совета Министров СССР М. Шкабардня

Перечень
решений Правительства СССР, утративших силу в связи с утверждением
единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление
основных фондов народного хозяйства СССР

4. Постановление Совета Министров СССР от 14 марта 1974 г. N 183 "О единых нормах амортизационных отчислений".

5. Пункт 4 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 марта 1981 г. N 265 "О дополнительных мерах по обеспечению сохранности техники в сельском хозяйстве".

7. Абзацы третий и четвертый пункта 16 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 марта 1982 г. N 165 "О дополнительных мерах по закреплению кадров в производственных объединениях и на предприятиях текстильной и некоторых других отраслей промышленности системы Министерства легкой промышленности СССР".

8. Пункт 9 постановления Совета Министров СССР от 23 мая 1984 г. N 489 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов в народном хозяйстве" в части ссылки на постановление Совета Министров СССР от 14 марта 1974 г. N 183.

Из подпункта "д" пункта 15 Положения о бухгалтерских отчетах и балансах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. N 633 (СП СССР, 1979 г., N 19, стр. 121), исключить слова "за исключением постельных принадлежностей гостиниц, которые относятся к основным средствам, независимо от стоимости".

Стоит начать с трактовки понятия амортизации. Данный термин интерпретируется как постепенный перенос суммы, затраченной на приобретение ОС, на изготавливаемую продукцию (услуги).

Имеют место налоговые последствия корректировки размера амортизационных отчислений, рассчитываемых по установленным законодательством нормам. Величина амортизационных накоплений, которая устанавливается в процентах к существующей балансовой стоимости ОС, по-другому именуется как норма амортизации основных средств.

Основные понятия

Износ – процесс постепенной утраты ОС потребительской стоимости. Он подразделяется на физический и моральный. В первом случае речь идет о снижении потребительской стоимости по причине снашивания деталей, негативного влияния агрессивных сред, природных факторов. Во втором – уменьшение стоимости независимо от физического износа.

Принято различать моральный износ 1-го (утрата 1-начальной стоимости из-за увеличения производительности труда в отрасли, где ОС изготавливаются) и 2-го рода (разработка более прогрессивной, экономичной техники, вследствие чего наблюдается уменьшение относительной полезности устаревших ОС).

Объекты начисления амортизации – ОС, которые находятся в компании либо на правах собственности, либо оперативного управления, либо хозяйственного ведения.

Срок полезного использования – средняя продолжительность службы объектов конкретного вида.

Норма амортизации – годовой процент возмещения стоимости ОС, установленный государством. В нашей стране используются единые нормы амортизации. Данный показатель определен для каждого типа ОС.

Экономический смысл амортизации

Имеется несколько версий, а именно:

  1. Посредством механизма амортизации формируются денежные потоки, впоследствии направляемые на воспроизводство ОФ.
  2. В соответствии с принципом начисления это способ дробления крупных вложений в ОС по периодам.

Норма амортизации основных средств выражена в процентах к существующей балансовой стоимости классификационных групп внеоборотных активов. При этом нормы обширно дифференцированы по видам оборудования, машин, а также по типам работ, где они применяются, и по имеющимся отраслям промышленности.

Методология начисления амортизации

Существует всего пять способов начисления:


Норма амортизации: формула расчета

Для целей бухучета вычисление данного показателя осуществляется по 2-м формулам. В первом случае годовая норма амортизации определяется следующим образом:

Нам = (Пст - Лст) : (Ап · Пст) · 100%, где

Пст – 1-начальная стоимость ОС, в руб.;

Важное место в составе средств предприятия, применяемых в качестве капвложений, занимает прибыль. На сегодняшний день можно наблюдать тенденцию увеличения доли и абсолютного размера прибыли в источниках инвестирования капвложений.

Напоследок стоит напомнить, что в статье были рассмотрены такие понятия, как износ, амортизационные отчисления, норма амортизации, срок службы и прочее.