П 3 статистика инструкция по заполнению. Общие сведения об организации

Система национальных счетов и история ее создания

Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов. Система национальных счетов (ее полное название Система счетов национального продукта и дохода – System of National Product and Income Accounts) была разработана в конце 20-х годов группой американских ученых, сотрудников Национального Бюро Экономических Исследований (National Bureau of Economic Research), под руководством будущего лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца (Simon Kuznets).

Попытки разработать систему макроэкономических показателей, позволяющих оценить состояние национальной экономики начали предприниматься в разных странах еще в годы первой мировой войны с целью оценки военного и экономического потенциала воюющих держав. Дальнейшее развитие они получили в середине 20-х годов в период бурного подъема в экономиках развитых стран (так называемый период процветания – prosperity) с целью прогнозирования дальнейших тенденций экономического развития. Причем, исследования проводились не только в специально созданной в начале 20-х годов в США частной организации - Национальном Бюро Экономических Исследований, где эту работу возглавил известный американский экономист Уэсли Клер Митчелл, занимавшийся изучением проблем экономического цикла, что невозможно при отсутствии системы макроэкономических показателей.

Параллельно работы в этом направлении велись и в Советской России во Всероссийском (а впоследствии Всесоюзном) Совете Народного Хозяйства – ВСНХ - в связи с необходимостью разработки пятилетних планов развития экономики страны, а также для оценки тенденций развития мировой экономики и перспектив мировой революции. В октябре 1929 разразился крах на Нью-Йоркской фондовой бирже, положивший начало самому глубокому и продолжительному мировому экономическому кризису – Великому Краху или Великой Депрессии 1929-1933 гг. В начале 1930 года Конгресс США принимает постановление о необходимости разработки системы индикаторов (показателей), которые позволили бы оценить состояние американской экономики. Практически такая система уже была создана. После второй мировой войны большинство стран в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в Системе Национальных Счетов, что позволяет производить макроэкономические сопоставления по разным странам мира. Россия (СССР) начала использовать эту методику с 1987г.

Система национальных счетов представляет собой совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики. СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства): валовый национальный продукт (ВНП); валовый внутренний продукт (ВВП); чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД); личный доход (ЛД); располагаемый личный доход (РЛД).

До начала 80-х годов основным показателем, характеризующим совокупный объем производства был показатель валового национального продукта. Однако в современных условиях в связи с интернационализацией экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета валового национального продукта (ВНП), поскольку национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира, основным показателем совокупного объема выпуска стал валовый внутренний продукт (ВВП).

Соотношение показателей в системе национальных счетов

Как уже отмечалось, основными показателями в СНС выступают три показателя совокупного продукта: валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (РЛД).

ВНП = ВВП + ЧФД

Соответственно,

ВВП = ВНП – ЧФД

Величина чистых факторных доходов представляют собой разницу между доходами, полученными гражданами (резидентами) данной страны на принадлежащие им (национальные) факторы производства в других странах и доходами, полученными иностранцами (нерезиденты) на принадлежащие им (иностранные) факторы производства в данной стране. Эта разница может быть как положительной величиной (если граждане данной страны получили в других странах доходов больше, чем иностранцы в данной стране, и в этом случае ВНП больше ВВП), так и отрицательной величиной (если иностранные граждане получили в данной стране доходов больше, чем граждане данной страны получили доходов за рубежом, тогда ВВП больше ВНП).

Что касается ЧНП (Net National Product – NNP), то в отличие от ВНП, который характеризует национальный объем производства, этот показатель характеризует производственный потенциал экономики, поскольку он включает в себя только чистые инвестиции и не включает восстановительные инвестиции (амортизацию). Поэтому, чтобы получить ЧНП, следует из ВНП вычесть амортизацию: ЧНП = ВНП – А. ЧНП может быть подсчитан и по расходам, и по доходам.

ЧНП по расходам = потребительские расходы (С) + чистые инвестиционные расходы (I net) + государственные закупки (G) + чистый экспорт (Xn)

ЧНП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги

Национальный доход (National Income - NI) - это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов, т.е. сумма факторных доходов. Его можно получить: а) либо, если из ЧНП вычесть косвенные налоги: НД = ЧНП – косвенные налоги; б) либо, если просуммировать все факторные доходы:

НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций

Личный доход (Personal Income - PI), в отличие от национального дохода, является совокупным доходом, полученным собственниками экономических ресурсов. Чтобы рассчитать ЛД, необходимо из НД вычесть все, что не поступает в распоряжение домохозяйств, т.е. является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить все то, что увеличивает их доходы, но не включается в НД:

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – налог на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций + трансферты + проценты по государственным облигациям

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – прибыль корпораций + дивиденды + трансферты + проценты по государственным облигациям

Третий вид совокупного дохода – располагаемый личный доход (Disposal Personal Income – DPI) – это доход, используемый, т.е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Он меньше личного дохода на величину индивидуальных налогов, которые должны заплатить собственники экономических ресурсов в виде прямых (в первую очередь, подоходных) налогов:

РЛД = ЛД – индивидуальные налоги

Домохозяйства тратят свой располагаемый доход на потребление (consumption - С) и сбережения (saving - S):

Различают следующие виды сбережений:

  1. личные сбережения (personal savings) или сбережения домохозяйств, которые могут быть подсчитаны как разница между располагаемым личным доходом и расходами на личное потребление:

    S personal = РЛД – С;

  2. сбережения бизнеса (savings of business), включающие амортизацию и нераспределенную прибыль корпораций, которые служат внутренними источниками финансирования и основой для расширения производства;
  3. частные сбережения (private savings), т.е. сбережения частного сектора, состоящие из суммы сбережений домохозяйств и сбережений фирм, т.е. суммы личных сбережений и сбережений бизнеса:

    S private = S personal + S business ;

  4. государственные сбережения (government savings), которые имеют место в случае излишка (положительного сальдо) государственного бюджета, когда доходы бюджета превышают расходы.

    S government = доходы бюджета – расходы бюджета > 0.

    К доходам государственного бюджета относятся все налоговые поступления, прибыль государственных предприятий, доходы от приватизации и др.:

    Доходы бюджета = индивидуальные налоги + налог на прибыль корпораций + косвенные налоги на бизнес + взносы на социальное страхование + прибыль государственных предприятий + доходы от приватизации Расходы бюджета = государственные закупки товаров и услуг + трансферты + проценты по государственным облигациям.

    Сальдо бюджета = доходы бюджета – расходы бюджета

  5. национальные сбережения (national savings), которые представляют собой сумму частных сбережений и государственных сбережений:

    S national = S private + S government

  6. сбережения иностранного сектора (foreign sector savings) имеют место в случае дефицита (отрицательного сальдо) торгового баланса данной страны, когда импорт превышает экспорт, т.е. чистый экспорт отрицателен. Это означает, что доходы иностранного сектора от продажи своих товаров и услуг данной стране (для данной страны это расходы по импорту) превышают расходы на покупку товаров и услуг данной страны (для нее – это доходы от экспорта):

    S foreign = Im - Ex > 0

    Сумма сбережений всех секторов (частного, государственного и иностранного) равна величине совокупных инвестиций

    I = S private + S government + S foreign = S + (T – G) + (Im – Ex)

Примечания. Иногда в задачах по СНС требуется определить величину изъятий и инъекций. Следует иметь в виду, что к изъятиям относятся: частные сбережения, включающие личные сбережения и сбережения бизнеса; все виды налогов, в том числе взносы на социальное страхование; импорт; к инъекциям относятся: чистые инвестиционные расходы, государственные закупки товаров и услуг, дивиденды, трансферты, проценты по государственным облигациям, экспорт.

Показатели СНС дают количественную оценку совокупного продукта и совокупного дохода, но они не отражают качество жизни, уровень благосостояния, которые растут медленнее, чем ВВП и НД, которые не учитывают негативных последствий научно-технической революции и экономического роста. Для характеристики уровня благосостояния, как правило, используются такие показатели как а) величина ВВП на душу населения (GDP per capita), т.е. ВВП / численность населения страны; или б) величина национального дохода на душу населения (NI per capita), т.е. НД / численность населения страны. Для обеспечения межстрановых сравнений эти показатели рассчитываются в долларах США.

Однако эти показатели весьма несовершенны и не в состоянии точно отразить качество жизни. Их основные недостатки заключаются в том, что:

  1. они усредненные (если у одного человека два автомобиля, а у другого ни одного, то в среднем каждый имеет по одному автомобилю);
  2. они не учитывают многие качественные характеристики уровня благосостояния (две страны, имеющие одинаковую величину НД на душу населения, могут иметь разные: уровень образования, продолжительность жизни, уровень заболеваемости и смертности, уровень преступности и др.);
  3. они игнорируют разную покупательную способность доллара в разных странах (на 1 доллар в США и, например, в Индии можно купить разное количество товаров);
  4. они не учитывают негативных последствий экономического роста (степень загрязнения окружающей среды, зашумленности, загазованности и т.п.).

В целях более точной оценки уровня благосостояния в 1972 году два американских экономиста – лауреат Нобелевской премии Джеймс Тобин и Уильям Нордхауз (соавтор лауреата Нобелевской премии Поля Самуэльсона в написании всемирно известного учебника «Экономикс») – предложили методику расчета показателя, названного «Чистое Экономическое Благосостояние» (Net Economic Welfare). Этот показатель включает в себя стоимостную оценку всего, что улучшает благосостояние, но не учитывается в ВВП (value of goods) (например: количество свободного времени для повышения уровня образования, воспитания детей, самосовершенствования; труд на себя; улучшение уровня и качества медицинского обслуживания, снижение уровня загрязнения окружающей среды и т.п.).

Но при расчете этого показателя из величины ВВП вычитается стоимость всего того, что ухудшает качество жизни, снижает уровень благосостояния (value of bads), (например: уровень заболеваемости и смертности, качество образования, продолжительность жизни, уровень преступности, степень загрязнения окружающей среды, негативные последствия урбанизации и т.п.).

Введение.

Становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь, это касалось макроэкономических показателей, характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Вступление России в Международный Валютный фонд(МВФ) и международный банк реконструкции и развития(МБРР), усилили необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т.е. систему национальных счетов(СНС).

Система национальных счетов представляет собой построенный определенным образом набор счетов и балансовых таблиц, на основе которых вычисляются взаимосвязанные макроэкономические показатели, характеризующие результаты деятельности национальной экономики за определенный период времени (как правило за год), ее структуру и важнейшие взаимосвязи. Набор этот одинаковый для всех стан, использующих СНС.

СНС дает возможность сопоставления экономических показателей всех стран, использующих СНС, сводимость макроэкономических показателей на мировом уровне, позволяет определить место национальной экономики в мировой экономике, решает проблему международных сопоставлений. Это достигается единством методологии расчета макроэкономических показателей, и тем самым содействует международной интеграции и экономическому сотрудничеству.

В рамках данной работы я попытаюсь наиболее полно раскрыть понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН.


1. Система национальных счетов, ее сущность и задачи.

Итак, СНС представляет собой систему взаимосвязанных статистических показателей построенной в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждой стадии воспроизводственного цикла: производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образования доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов. Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг. Они образуют сводные счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой - отношения между различными показателями системы. Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т.е. для принятия управленческих решений. Потребителями данных СНС являются также научно-аналитические центры, занимающиеся изучением и прогнозированием экономических и политических процессов, представители крупного бизнеса, участие которых в инвестиционном процессе зависит от экономической конъюнктуры, различные общественно- политические организации, которым необходимо получить комплексное представление о социально- экономическом положении страны. Значительный интерес представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и т.д.

Впервые попытка создания системы показателей для характеристики и анализа макроэкономики была предпринята в СССР. Для этих целей был составлен первый баланс народного хозяйства(БНХ) за 1923/1924г. В его основу была положена таблица, являющаяся прообразом межотраслевых балансов, разработанных впоследствии бывшим нашим соотечественником, лауреатом Нобелевской премии В.Леонтьевым. на протяжении почти 70-ти лет в нашей стране для проведения макроэкономического анализа и формирования экономической политики использовался, составляемый ежегодно, баланс народного хозяйства. Он был основан на марксистской концепции общественного воспроизводства и предназначен для анализа модели экономики, базирующейся на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании, т.е. экономической модели, которая впоследствии получила название командно-административной системы.

Согласно марксистской концепции к сфере экономического производства относится только материальное производство. В сфере нематериальных услуг(оборона, образование, управление и т.д.) происходит лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода.

СНС основана на концепции рыночной экономики, согласно которой в общий итог экономической деятельности включается производство всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей. В отличие от марксистской экономической концепции в СНС земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом.

Первые разработки СНС, выполненные в ряде развитых западных стран, относятся к концу 30-х годов прошлого столетия. После окончания Второй мировой войны СНС в рамках официальной статистики стала использоваться в Англии, США, Франции, Германии и ряде скандинавских стран.

В 1953году экономическими организациями ООН была разработана и предложена к внедрению первая официальная версия СНС. Вторая версия СНС была предложена в 1968г. важная особенность этой версии состояла в том, что она использовала принцип двойной записи каждой операции, позаимствованной из бухгалтерского учета. В 1993г. Статистическая комиссия ООН предложила новую версию системы национальных счетов, принятую большинством развитых стран мира.

Система национальных счетов Российской Федерации(СНС РФ)начала создаваться в 1991г. в настоящее время СНС РФ адаптируется к новым международным методологическим стандартом по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН.

Суть СНС сводится к формированию системы обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях воспроизводства.Каждой стадии воспроизводства(стадия производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Счета, отражающие экономику в целом, называют консолидированными счетами.

Счет представляет собой таблицу, отражающую наличие ресурсов и направление их использования. В каждом счете соблюдается равенство между объемом ресурсов и их использованием. В случае изначального отсутствия этого равенства, для его достижения в счете используются балансирующие статьи.

Счет товаров и услуг является счетом денежных потоков. Поток характеризуется величинами тех или иных процессов за период времени, например, производство продукции, покупки товаров, выплаты заработной платы и др. Счета потоков отражают сквозное движение стоимости продукции и услуг через все стадии – от производства до конечного потребления.

Система национальных счетов завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе.


2.Основные понятия, категории и структура системы национальных счетов.

СНС представляет экономику в виде институционных единиц, связанных между собой экономическими операциями.

Институционные единицы - это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности. Существуют два типа институционных единиц: 1) юридические лица – предприятия, корпорации, квазикорпорации(единицы, сходные с корпорациям, но формально не имеющие их статуса) государственные учреждения, банки, страховые компании и др.

2)домашние хозяйства, рассматриваются как институционные единицы, так как самостоятельно принимают экономические решения, определяющие их поведение.

Все институционные единицы являются так называемыми резидентами страны. Это понятие включает в себя те институционные единицы, которые связаны с экономической территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода(обычно год или более).

Экономическая территория – это территория административно управляемая правительством страны, в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.

На практике резидентами данной страны выступают все юридические лица, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет. Понятие резидента не связанно с понятием национальности или гражданства.

Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами. Например, строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли.

Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономической территории страны как резидентов, так и нерезидентов.

Основные классификации СНС.

Для расчета обобщающих макроэкономических показателей необходим большой объем информации о различных аспектах экономических процессов, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.

Лекция 1. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС): ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

    Общая характеристика системы национальных счетов

    Классификация счетов

1.1. Общая характеристика системы национальных счетов

Система национальных счетов - современная система информации, которая используется для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне практически во всех странах мира. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

СНС была создана в конце 30-х годов XX столетия в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность вмешательства государства в процесс регулирования экономики. В её основу были положены теоретические работы Джона Кейнса. Большой вклад в непосредственную разработку СНС и ее дальнейшее развитие внесли Ричард Стоун (талантливый ученик Дж. Кейнса), лауреаты Нобелевской премии Ян Тинберген, Рагнар Фриш и Василий Леонтьев, а также другие экономисты-статистики.

В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 1990-х гг. и в настоящее время является важнейшим звеном общенациональной системы социально-экономической информации.

В СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Переход нашей страны к рыночным отношениям потребовал перестроить отечественную статистику, внедрить в нее систему показателей, приспособленных для характеристики рыночной экономики. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

Национальные счета представляют собой систему взаимосвязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц СНС дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов от момента производства до конечного потребления или создания разных видов накопления.

Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов,- использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой таблицу, включающую в себя две совокупности показателей: 1) показатели, характеризующие ресурсы; 2) показатели, характеризующие их использование. В каждом счете соблюдается равенство (равновесие) между объемом ресурсов и их использованием, которое достигается с помощью балансирующей статьи. Балансирующие статьи имеют самостоятельное значение и в то же время служат для увязки счетов в единую систему.

Составление основных счетов СНС завершается разработкой балансовых таблиц (балансов), характеризующих наличие национального богатства на начало и конец периода, и его изменение в течение данного периода.

СНС методологически и информационно связана с другими разделами социально-экономической статистики. Например, методология построения СНС определяет методологию вычисления показателей статистики финансов. В то же время данные статистики финансов используются в расчетах показателей СНС.

СНС позволяет решать следующие основные задачи:

    определение темпов экономического роста, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (производительность, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);

    установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени;

    установление пропорций на первой стадии распределения доходов;

    выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением;

    выявление факторов, влияющих на динамику инвестиций;

    определение размера национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций;

    выявление размеров кредитования по экономике в целом и по отдельным ее секторам;

    изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;

    установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;

    анализ влияния на экономику инфляционных процессов.

То есть основной целью СНС является описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутренний продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация о состоянии национальной экономики необходима:

    органам государственного управления для анализа и принятия решений по вопросам макроэкономической политики;

    предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;

    международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк) для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т.д.). Что касается международных организаций, то они не только собирают

информацию о наиболее важных показателях СНС, но занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. СНС-93 заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25-летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС.

Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», то есть сферы, где происходит производство валового внутреннего продукта (ВВП) и создание национального дохода.

В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т.д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение и конечное потребление национального дохода.

В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию чистоты в жилищах, воспитанию детей и т.д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить очень сложно.

Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

    производство товаров, включая товары для собственного потребления(например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);

    реализация услуг;

    деятельность страховых посредников;

    оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления;

    оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

    оказание услуг наемной прислугой;

    оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП.

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, то есть не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.

Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС-1993 понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости


В строке 30 нужно отразить сумму выручки без НДС. Данный показатель считается аналогично показателю «Выручка» в «Отчете о финансовых результатах». Себестоимость, коммерческие и управленческие расходы следует учесть в строках 31 и 32 соответственно. Результат деятельности показывают в строке 33. Отдельной строкой (34) идет выручка от реализации основных средств. В строке 35 учитываются проценты от использования заемных средств. Раздел 3 Третий раздел заполняется раз в квартал. Данный раздел содержит информацию по видам оборотных и внеоборотных активов (строки 36–50). Строка 50а заполняется в годовой форме. Показатели соответствуют аналогичным показателям раздела 1 бухгалтерского баланса. Раздел 4 Заполняется раз в квартал. Раздел содержит информацию по отгруженным товарам и оказанным услугам в разрезе стран.

Статистическая отчетность в 2018 году: сроки сдачи

В 2018 году большинство компаний сдают ежемесячно форму П-4 статистика. В статье — актуальный на 2018 год бланк. Читайте, как и в какой срок заполнить форму, кто освобожден отчетности в статистику.
Скачать бесплатно бланк формы П-4 статистики в 2018 году Скачать образец заполнения формы П-4 статистики в 2018 году Кому и куда обязательно нужно отчитаться по форме П-4 статистика в 2018 году Отчитаться по форме П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» в 2018 году (не путать с П-4 (Н-3)) в Росстат необходимо:

  • коммерческим организациям;
  • бюджетным организациям;
  • обособленным подразделениям и тех, и других;
  • ИП, у которого есть работники.

Обращаем ваше внимание, что для Росстата не будет иметь значения отражены ли в учредительных документах данные об обособленном подразделении, какую роль оно играет в структуре вашего бизнеса.

Отчетность в статистику в 2018 году: перечень форм и сроки сдачи

Форма П-3 - это отчет в Росстат, который содержит информацию о финансовом состоянии фирмы, о ее активах, доходах и расходах. Кто сдает Росстат ждет форму П-3 от всех юридических лиц со средней численностью за предыдущий год больше 15 человек.
Освобождены от обязанности представлять П-3:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • государственные и муниципальные учреждения;
  • банки;
  • страховые организации;
  • другие финансово-кредитные учреждения.

Когда сдавать Форма сдается каждый месяц нарастающим итогом. Срок сдачи до 28 числа после отчетного месяца. Например, за январь форму П-3 нужно представить до 28 февраля.


Отчеты за январь - март, январь - июнь, январь - сентябрь, январь - декабрь нужно представить до 30 числа после отчетного периода.

Инструкция по заполнению формы п-4 в 2018 году

При отсутствии показателей необходимо подать пустой отчет с прочерками. Внесение данных сопровождается разбивкой по видам ОКВЭД предприятия.

При наличии ОП отчет заполняется и подается в территориальные подразделения Росстат по месту головной компании и каждого из подразделений. Инструкция по заполнению ф. П-4:

  • Титульный лист – здесь отображается точное наименование юрлица (полное и сокращенное по учредительной документации), его почтовый адрес.

    Если фактическое место положения и юридическое различаются, следует указать оба адреса. Также приводится период, за который сдается отчет и код предприятия (ОП) по ОКПО.

    Все данные берутся из регистрационной документации, код ОКПО – из статистического уведомления. Если форма предоставляется по ОП, следует указать наименование и адрес подразделения и головной компании.

Форма п-4

Внимание! Если в течение месяца или даже более длительного срока вы не выдавали работником зарплаты, либо компания вообще банкрот, то отчитываться перед государственной статистикой по форме П-4 все равно нужно. Отправлять отчет по форме П-4 статистика нужно в территориальный орган Росстата РФ по месту нахождения юридического лица и обособленных подразделений.


Инфо

А если деятельность ведется не по месту нахождения, то отчет сдается по месту ее фактического ведения. Сроки сдачи формы П-4 статистика в 2018 году В 2018 году будет действовать те же принципы сроков сдачи формы П-4 статистика, что и в предыдущий год.


То есть, все зависит от количества трудящихся на предприятии.
Сведения детализируются по уровням бюджета:
  • федеральному;
  • региональному;
  • муниципальному.

Если работники, которым должно предприятие, были заняты при исполнении государственного или муниципального заказа, то задолженность перед ними дублируется в графе 4 таблицы основного раздела формы. 2.4. О величине фонда заработной платы за последний месяц начисления зарплаты (стр. 07).

Фонд должен быть показан за те месяцы, за которые отражен долг по стр. 02 основного раздела формы. 2.5. О количестве работников, которым фирма просрочила выплату зарплаты (стр.

08). 2.6. О непогашенной задолженности:

  • за 2017 год (стр. 09);
  • за 2016 год и ранее (стр. 10);
  • лицам, которые были уволены в 2017 году и ранее (стр. 11).

Отчет по форме 3-Ф подписывается руководителем организации и лицом, ответственным за сдачу статистической отчетности.

Форма g 3 статистика сроки сдачи в 2018 году

Причем они не зависят от количества работников на предприятии. Штрафуется и руководитель (10-20 тысяч рублей) и сама организация (20-70 тысяч рублей). При многократном нарушении сроков, штраф увеличивается в несколько раз. Новая форма П-4 статистика 2018 год: инструкция по заполнению Инструкция по заполнению Сведений о численности и заработной плате работников П-4 с 2018 года утверждена приказом Росстата от 22.11.2017 № 772.

За периоды 2017 года инструкция (указания) по заполнению формы П-4 утверждена приказом Росстата от 26.10.2015 № 498. В 2018 году компании отчитываются по форме П-4, утв.

приказом

Внимание

Росстата от 1 сентября 2017 г. № 566. Как заполнить форму П-4 статистика в 2018 году, образец Форма статотчетности П-4 состоит из титульного листа и таблицы, на заполнении которой и остановимся. В графах 1-4 отразите среднюю численность сотрудников за отчетный период.

Форма п-3 статистика сроки сдачи в 2018 году

Срок сдачи документа в Росстат - следующий день после отчетной даты, то есть 2-е число каждого месяца. Подписывайтесь на нашканал в Яндекс.Дзен! Подписаться на канал Если просроченной задолженности по зарплате нет, то документ сдавать не нужно. Момент образования такой задолженности - следующий день после установленного срока выплаты заработной платы. И если до конца месяца она не погашена, то сведения о ней подлежат включению в форму 3-Ф. Юрлицами с подразделениями форма сдается по головному офису и по каждому из подразделений. Форма представляется в Росстат по месту нахождения или, если там деятельность не ведется, по месту фактического ведения деятельности. Структура документа В форме указываются: 1. На титульном листе:

  • отчетный месяц;
  • наименование, адрес, код по ОКПО организации (идентификатор территориального подразделения).

Форма п 4 статистика сроки сдачи в 2018 году

Информация разбивается по видам сотрудников – основной состав (в единицах с десятичным знаком), работающие по договорам ГПД (в целых единицах) и внешние совместители (в единицах с десятичным знаком). Данные относительно отработанных человеко-часов с начала года вносятся по колонкам 5 и 6; ФОТ – по колонкам 7-10; соцвыплаты – по колонке 11.

  • Заверение отчета – подписывать отчет уполномочен ответственный за его сдачу специалист юрлица. Обязательно приводятся ФИО, дата заполнения и контактные данные компании.

Немного о форме П-4 (НЗ) Актуальный бланк формы П-4 (НЗ) также утвержден в Приказе № 566 от 01.09.17 г. Предоставлять этот отчет в территориальное отделение Росстата обязаны только те юрлица, численность персонала которых составляет от 15 чел., включая работающих на неполной занятости, совместителей.
В основном разделе - сведения (по состоянию на 1-е число месяца): 2.1. О текущей задолженности (стр. 01). Показываются они вне зависимости от момента ее возникновения - будь то месяц, предшествующий месяцу сдачи отчета, или, к примеру, прошлый год.

Зарплата отражается с учетом НДФЛ и иных удержаний и без учета внутримесячного долга по авансам. В состав работников, перед которыми есть просроченный долг по зарплате, кроме штатных специалистов включаются физлица-подрядчики (не зарегистрированные как ИП), внешние совместители, уволенные сотрудники.

2.2. О задолженности, появившейся за последний перед отчетным месяц начисления зарплаты (стр. 02). 2.3. О задолженности, появившейся из-за несвоевременного поступления бюджетных средств (стр. 03–06).

Начиная с отчетности за январь 2018 года организации (какие именно, мы расскажем чуть позже) должны представлять в статистику отчет П-3 по обновленной форме (Приложение № 4 к Приказу Росстата от 01.08.2017 № 509).

Бесплатно скачать бланк формы П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» можно на сайте Росстата или в системе КонсультантПлюс .

Кстати, с отчетности за январь 2019 года компаниям нужно будет отчитываться уже по другой форме (Приложение № 3, утв. Приказом Росстата от 31.07.2018 N 468). Поскольку Росстат снова ее переутвердил.

Форма П-3: кто должен сдавать

В статистику форму П-3 обязаны представлять все организации, у которых средняя численность работников за предыдущий год превысила 15 человек, включая тех, кто работал по совместительству или на основании договора ГПХ. Правда, есть исключение, так от представления формы П-3 освобождены:

  • организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства ;
  • государственные/муниципальные учреждения;
  • банки, страховые компании и прочие ФКО.

Отметим, что организации, владеющие лицензиями на добычу полезных ископаемых, должны представлять форму П-3 независимо от средней численности работников (п. 1 Указаний , утв. Приказом Росстата от 22.11.2017 N 772).

Инструкция по заполнению формы П-3

При заполнении формы П-3 организациям нужно учесть следующее:

  • форма П-3 заполняется в тысячах рублей;
  • форма П-3 заполняется нарастающим итогом с начала года;
  • если организация составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность, то форму П-3 нужно заполнять на основании данных такой отчетности. Если же промежуточная бухотчетность не составляется, то форма П-3 заполняется на основе данных первичного учета;
  • форма П-3 заполняется в целом по организации, в т.ч. если у нее есть обособленные подразделения;
  • если компания применяет УСН, то в графе «Наименование отчитывающейся организации» после указания названия компании нужно написать «упрощенная система налогообложения». Кроме этого, свидетельством примененя УСН будет указание кода «1» в специальном поле на титульном листе формы П-3.

Подробную инструкцию по заполнению формы П-3 вы найдете в Порядке, утв. Приказом Росстата от 22.11.2017 № 772 .

П-3 в статистику (форма-2018): сроки

Форму П-3 необходимо представить в свое отделение Росстата в следующие сроки в следующем объеме:

Отметим, что организация не выбирает, с какой периодичностью ей представлять форму П-3, — она должна сдавать как ежемесячные отчеты, так и ежеквартальные.

Также важно знать, что за несвоевременное представление отчета (как и за представление недостоверных сведений или непредставление отчета вовсе), организации грозит штраф (ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ):

  • от 20000 руб. до 70000 руб. - для организации;
  • от 10000 руб. до 20000 руб. - для ее должностных лиц.

форма П-3: способы представления

Представить форму П-3 можно одним из следующих способов:

Форма П-3 в статистику: образец заполнения

В этой статье вы можете ознакомиться за январь-март 2017 года. По аналогии с приведенным образцом можно смело заполнять и П-3, действующую в 2018 году. Поскольку по составу форма совсем не изменилась, и порядок ее заполнения в целом остался прежним.