Земельный участок как природный объект обладает свойствами. Земли, отведенные для использования в промышленности, транспорте и других сопутствующих отраслях

Агапиева Р.И.

Учебное пособие

по МДК.01.01
«Управление территориями и недвижимым имуществом»
ПМ.01 «Управление земельно-имущественным комплексом»

для специальности

СПО 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

Санкт-Петербург

Организация-разработчик: Санкт Петербургское государственное бюджетное профес-сиональное образовательное учреждение Колледж строительной индустрии и городского хозяйства

Учебное пособие рассмотрено предметной цикловой комиссией колледжа и рекомендовано для использования в учебном процессе - протокол № от. .2017.

Председатель предметной (цикловой) комиссии / С.В.Пименова/


1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА.. 8

1.1. Земля как природный ресурс и главное средство производства. 8

1.1.1. Земельные ресурсы России и их использование. 8

1.1.2. Понятие, цели и задачи землеустройства. 9

1.1.3. Землеустройство как социально-экономический процесс. 10

1.2. Виды, формы, принципы и содержание землеустройства. 10

1.3. Городское землепользование в России. Межевание земель. 12

1.4. Особенности землеустроительных процедур урбанизированных территорий. 14

1.5. Земельно-хозяйственное устройство населенных пунктов. 15

2. УСТРОЙСТВО ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ. 16

2.1. Состав городских земель и их функциональное назначение. 16

2.2. Требования, предъявляемые к размещению городских земель. 18

2.3. Порядок и методы установления площади различных категорий городских земель. 19

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ 21

3.1. Составление проекта земельно-хозяйственного устройства городов и поселков. 21

3.3. Принципы землеустроительного проектирования. 23

3.4. Распределение земель между пользователями. 23

3.5. Рассмотрение, утверждение и перенесение проекта в натуру. 24

3.6. Графические и текстовые материалы проекта. 25

3.7. Прогнозные и предпроектные землеустроительные разработки. 25

4. ОСНОВЫ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА.. 28

4.1. Понятие и задачи внутрихозяйственного землеустройства. Разновидности и типы.. 28

4.2. Назначение, принципы и задачи землеустройства административного района. 29

5. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕМ... 32

5.2. Формы и методы государственного управления землепользованием.. 33

6. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕМ 35

6.1. Органы общей компетенции и органы специальной компетенции. 35

6.2. Правовые функции государственного управления землепользованием.. 36

7. ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС КАК ОБЪЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 39

7.1. Земельно-имущественный комплекс: понятие и классификация. Тройственная составляющая ЗИК 39

7.2. Условия и принципы регулирования земельно-имущественных отношений. 40

7.3. Механизм регулирования земельно-имущественных отношений в рыночной системе хозяйствования 41

7.4. Основные функции государственной системы управления земельно-имущественным комплексом 43

8. НАУЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ВЕДЕНИЯ КАДАСТРОВ 45

8.1. Типы классификаций кадастров. 45

8.2. Основное содержание и назначение Государственного кадастра недвижимости (ГКН) 47

8.3. Состав и классификация документов по ведению государственного кадастра недвижимости 49

8.4. Структура Государственных органов управления Государственным кадастром недвижимости 54

8.5. Межведомственные связи, их координация и совершенствование. 56

8.6. Системы идентификации объектов недвижимости, кадастровое деление территорий. 57

8.7. Инвентаризация и межевание земель населенных пунктов. 60

8.8. Кадастровая информация: сбор, хранение, анализ, актуализация кадастровой информации. 63

8.9. Реестр собственников земельных участков (налогоплательщиков), единый реестр земельных участков (земель) 64

8.10. Положения природного и экологического блоков в системах кадастров, их влияние на экономические и правовые основы.. 65

9. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И ЗЕМЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ... 68

9.1. Автоматизированная информационная система кадастра. 68

9.2. Базы данных. 69

9.3. СУБД, их функции и структура. Основные характеристики современных СУБД.. 70

9.4. Системы защиты кадастровой информации. 72

10. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ. 75

10.1. Предмет и объект мониторинга. Основные цели и содержание мониторинга земель. 75

10.2. Особенности ведения мониторинга городских земель. 77

10.3. Техническое обеспечение мониторинга земель. 79

10.4. Организация мониторинга земель. 83

10.5. Охрана земель и контроль за состоянием и использованием земель. 84

11. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ 86

11.1. Источники и виды техногенного воздействия на окружающую среду. 86

11.2. Характеристика проявления и анализ основных негативных процессов. 90

11.3. Показатели оценки состояния атмосферы, водных объектов, рельефа, почв, растительности 93

11.4. Окружающая среда и техногенные воздействия. 95

11.4.1. Влияние функциональных зон на экологические ситуации. 95

11.4.2. Устойчивые компоненты окружающей среды к техногенному воздействию.. 97

12. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.. 101

12.1. Нормирование в области охраны окружающей среды.. 101

12.2. Государственный экологический мониторинг. 104

12.2.1. Экологический мониторинг, виды мониторинга. 104

12.2.2. Экологический контроль и экологическая экспертиза. 107

12.2.3. Оценка экологического риска. 108

12.3. Организация мониторинга земельных ресурсов. 109

12.3.1. Мониторинг земельных ресурсов. Понятие, задачи, уровни организации. 109

12.3.2. Виды наблюдений при ведении мониторинга земель. 110

12.3.3. Подсистемы мониторинга земель в соответствии с категориями земель. 110

12.3.4. Объекты и процессы оценки и прогноза при мониторинге земель. 111

13. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СОВРЕМЕННЫХ ЗАДАЧ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.. 112

13.1. Основные принципы охраны окружающей среды и основные механизмы природоохранной деятельности. 112

13.2. Природопользование в Российской Федерации. 115

13.2.1. Основы рационального природопользования. 115

13.2.2. Безотходные и малоотходные производства, основные принципы их создания. 115

13.2.3. Безотходное потребление. 116

14. ОХРАНА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ. 117

14.1. Использование и охрана земельных ресурсов. 117

14.1.1. «Земельные ресурсы» и классификация земель по их целевому назначению.. 117

14.1.2. Современные проблемы охраны земель. 117

14.1.3. Показатели оценки использования земель. 119

14.1.4. Пути повышение эффективности использования земель. 119

14.2. Управление использованием и охраной земельных ресурсов. 119

14.2.1. Государственное регулирование использования и охраны земельных ресурсов. 119

14.2.2. Система государственных органов, осуществляющих функции государственного регулирования использования и охраны земельных ресурсов. 121

14.3. Промышленное освоение земельных ресурсов. 122

14.3.1. Охрана и использование земельных ресурсов при промышленном освоении. 122

14.3.2. Нарушение и восстановление земель. 123

14.3.3. Рекультивация нарушенных земель. 124

14.3.4. Мелиорация, использование мелиоративных земель. 124

15. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАДАЧИ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 127

15.1. Земельное право – самостоятельная отрасль российского права. 127

15.1.1. Понятие, предмет и методы земельного права. 127

15.1.2. Проблемы развития и регулирования земельных отношений. 128

15.1.3. Элементы и принципы земельных отношений. 129

15.2. Правовое регулирование земельных отношений. 130

15.2.1. Конституционные и специальные принципы земельного законодательства. 130

15.2.2. Земельно-правовые нормы и земельные правоотношения. Их классификация. 132

15.2.3. Институт земельного права. 134

15.3. Правовые основы управления земельными ресурсами. 135

15.3.1. Система правовых и административных мер, направленных на организацию управления земельными ресурсами и их использованием.. 135

15.3.2. Субъекты и объекты земельных правоотношений. 137

15.4. Правовое использование земель на территории Российской Федерации. 138

15.4.1. Формы собственности на землю.. 138

15.4.2. Правовой режим использования земель на территории РФ.. 140

15.4.3. Отношения хозяйственного использования земель. 141

16. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ И ИХ ПРАВОВАЯ ОХРАНА.. 143

16.1. Правовой режим использования и охраны земель. 143

16.1.1. Понятие, признаки и сущность правового режима земель. 143

16.1.2. Принципы использования и охраны земель. 144

16.1.3. Правовое регулирование использования и охраны земель на федеральном и региональном уровне. 145

16.2. Правовые аспекты в области охраны окружающей среды.. 145

16.2.1. Единство правового режима земель. 145

16.2.2. Компетенция РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды.. 145

16.3. Система и сфера деятельности федеральных органов исполнительной власти в области охраны земель, окружающей среды и природопользования. 149

16.3.1. Система органов общего управления. 149

16.3.2. Система органов специального управления. 150

16.3.3. Система органов ведомственного управления. 150

16.4. Назначение земель в Российской Федерации. 151

16.4.1. Целевое назначение земель и состав земель в Российской Федерации. 151

16.4.2. Перевод земель с одной категории в другую.. 151

16.5. Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль) 155

17. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.. 157

17.1. Земельные правонарушения и их ответственность. 157

17.1.1. Понятие и виды земельных правонарушений. 157

17.1.2. Нормативное регулирование ответственности за нарушение земельного законодательства 157

17.1.3. Понятие и виды юридической ответственности в области земельного права. 158

17.2. Земельные споры.. 160

17.2.1. Общая характеристика земельных споров. 160

17.2.2. Виды и классификация. 161

17.3. Судебный порядок разрешения земельных споров в судах общей юрисдикции и в арбитражном суде 162

18. ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.. 165

18.1. План-анализ территории и типовое проектное задание. Съемка участка........................165

19. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ.. 178

19.1. Общие положения по инженерной подготовке территории объекта ландшафтной архитектуры 178

19.2. Системы осушения на территории объекта ландшафтной архитектуры.. 180

19.3. Искусственное повышение поверхности. Восстановление нарушенных территорий. 182

20. ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУСТРОЙСТВО ЛАНДШАФТА.. 185

20.1. Основные гидротехнические объекты в ландшафтном строительстве. 185

20.2. Садовые водоемы, водотоки, фонтаны. Схема подачи воды.. 186

20.3. Подсветка элементов сада. 188

20.4. Технологии очистки водоемов. 190

21. ОЗЕЛЕНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ... 193

21.1. Подготовка территории объекта для ведения озеленительных работ. 193

21.2. Функции растений в композициях. Разновидности посадочных мест. 194

22. СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ... 196

22.1. Плоскостные элементы архитектуры: мощение, его виды, особенности. 196

22.2. Преобразование рельефа. Назначение и классификация малых архитектурных форм.. 199

22. ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ.. 206

22.1. Методы, принципы и средства ландшафтного дизайна. 206

22.2. Основные понятия композиции. Единство и взаимосвязь элементов композиции. 207

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………209


1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

УСТРОЙСТВО ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ

Требования, предъявляемые к размещению городских земель

Требования, предъявляемые к размещению городских земель, устанавливаются градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны индивидуально, в соответствии с правилами землепользования и застройки.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:

фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;

– возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

– функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;

– видов территориальных зон;

– требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

2.3. Порядок и методы установления площади
различных категорий городских земель

В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям городских земель относятся земли в пределах их черты. В состав земель городов могут входить земли:

1. Жилой и общественной застройки – застроенные и предназначенные для застройки жилыми, культурно-бытовыми, административными, культовыми и иными зданиями и сооружениями.

2. Общего пользования – занятые площадями, проездами, улицами, дорогами, набережными, парками, лесопарками, скверами, водоемами, пляжами и другими объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения.

3. Промышленной и коммунально-складской застройки – занятые промышленными, коммунально-складскими и иными производственными объектами.

4. Транспорта, связи, инженерных коммуникаций – занятые сооружениями железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, магистралями инженерной инфраструктуры и связи.

5. Природно-заповедного, природоохранного , оздоровительного, рекреационного и историко-архитектурного назначения – занятые памятниками природы, лесами, природными парками, заповедниками, земли предназначенные для массового отдыха населения и туризма, земли на которых расположены памятники истории и культуры, достопримечательные места.

6. Водоемов и акваторий – занятые реками, естественными и искусственными водоемами и акваториями, водоохранными зонами, гидротехническими водохозяйственными сооружениями.

7. Сельскохозяйственного использования – занятые сельскохозяйственными угодьями (пашни, сенокосы, пастбища, залежи), многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), а также объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

8. Военных объектов и режимные зоны .

9. Резервные – не вовлеченные в градостроительную деятельность и иные.

10. Иные земли разрешенного использования могут устанавливаться органом местного самоуправления, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Порядок установления площади различных категорий городских земель устанавливается генеральным планом, правилами землепользования и застройки в соответствии с градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны и различной категории городских земель индивидуально, методом проектирования.

Все здания, строения и сооружения при проектировании имеют свое целевое назначение. Соответственно, земельный участок под содержание конкретного объекта недвижимого имущества имеет то же целевое назначение, что и здание в соответствии с разработанной проектной документацией. Проектировщик, проектируя здание на городских землях, руководствуется правилами федерального документа СНиП (строительные нормы и правила), а также ведомственными документами субъектов РФ.

Подготовка проектной документации включает в себя:

– получение архитектурно-планировочного задания (АПЗ) – выдается органом местного самоуправления;

– подготовку архитектурного проекта (основные требования определены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию». Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем);

– проведение инженерных изысканий (включают в себя инженерно-геодезические, инженерно-экологические и другие исследования);

– экспертизу проектной документации (оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в т.ч. санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям).

Подготовка проектной документации может осуществляться по заданию:

– заказчика;

– застройщика;

– на основании федеральной целевой программы;

– на основания решения Президента РФ;

– на основания решения Правительства РФ,

– на основания решения органов государственной власти субъектов РФ,

– на основания решения органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Непосредственно подготовкой проектной документации занимается:

проектная организация;

– проектно-строительная организация;

физические лица, с которыми заключается договор подряда на выполнение проектных работ.


3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ

3.1. Составление проекта земельно-хозяйственного устройства
городов и поселков

Все земли в границах населенного пункта распределяются на земельные участки, застроенные и подлежащие застройке, временно не застроенные, а также земельные участки лесопарковых зон, мест отдыха, сельскохозяйственного использования и др.

Основными объектами земельно-хозяйственного устройства выступают поселения и части поселений, застроенные и незастроенные территории.

Предметом земельно-хозяйственного устройства является изучение процесса комплексного формирования и развития поселений по двум направлениям: градостроительства и землеустройства.

Поэтому земельно-хозяйственное устройство населенного пункта – это социально-экономический, эколого-хозяйственный и административно-правовой процесс, а также система мероприятий по организации использования и охраны земель, созданию благоприятных экологических условий для жизнедеятельности населения, регулированию землепользования и земельных отношений в населенном пункте, по детальному устройству предприятий и хозяйств, окультуриванию ландшафтов поселенческих территорий.

Земельно-хозяйственное устройство осуществляется в комплексе с разработкой проектов городской черты, в состав которых входят основные положения, отражающие социально-экономические запросы общества, в том числе:

– организация мест отдыха и зеленых зон (пляжей, водно-спортивных станций, загородных баз отдыха, набережных и т.д.);

– водоснабжение и канализация (строительство водозабора, водопроводной сети, устройство общегородской канализационной сети, размещение очистных сооружений и т.д.);

– инженерная подготовка территории (благоустройство оврагов с устройством прудов, укреплением берегов и т.д.);

– организация тепличных комплексов;

– использование пищевых отходов;

– организация и обустройство кладбищ и скотомогильников, мест обезвреживания мусора и жидких нечистот.

Основные положения проекта городской черты содержат данные баланса земель в пределах проектируемой городской черты и характеристику включаемых земель.

Графический материал включает:

– план современного использования земель населенного пункта;

– схему земельно-хозяйственного устройства незастроенных территорий поселений.

Схемы (проекты) земельно-хозяйственного устройства городских поселений являются перспективными планами использования земель городов, не подлежащих застройке или временно не застраиваемых. Назначение данных проектов предусматривает две стадии подготовки:

– 1-я стадия – разработка плана земельно-хозяйственного устройства;

– 2-я стадия – разработка детального проекта земельно-хозяйственного устройства территории города.

Разработка плана земельно-хозяйственного устройства

План земельно-хозяйственного устройства поселения содержит основные положения по использованию земель, освоению и эксплуатации территорий населенных пунктов, а также задание и графические материалы (схемы) инженерной подготовки территории. План земельно-хозяйственного устройства поселения составляется на основе выявления земель, не предназначенных под застройку и временно не застроенных территорий. Мероприятиями плана определяется распределение земельных угодий населенных пунктов по назначению, видам и срокам использования между землевладельцами и землепользователями.

Само земельно-хозяйственное устройство направленно на совершенствование сложившейся организации использования городских земель, дальнейшее развитие территорий, ранее не задействованных в градостроительной деятельности, с учетом модульного принципа в общей их организации, функциональности, целевом использовании, застройке и благоустройстве.

Существуют две стадии проектирования земельно-хозяйственного устройства городов и рабочих поселков:

1. План земельно-хозяйственного устройства городов и рабочих поселков, содержащий основные положения по использованию, освоению и эксплуатации городских и поселковых территорий, с графическим проектом организации этих территорий, а также плановые задания и графические схемы инженерной подготовки территорий.

2. Детальные проекты земельно-хозяйственного устройства городов и рабочих поселков, состоящие из проектов внутрихозяйственного устройства лесопарковых зон, парков культуры и отдыха, садов, плодоовощных и других хозяйств, а также технических проектов по строительству сооружений инженерной подготовки территорий и проведению агротехнических, мелиоративных и других мероприятий на землях городов (рабочих поселков).

Если объединить 1 и 2-ю стадии подготовки проекта земельно-хозяйственного устройства, то можно сказать, что он содержит:

– порядок и последовательность осуществления мероприятий по земельно-хозяйственному устройству города (рабочего поселка);

– распределение земель по отдельным землепользователям;

– использование земель при расширении города (рабочего поселка) под жилищное, промышленное, транспортное и прочее строительство;

– использование земель под строительство санаториев, домов отдыха и дачных поселков;

– использование земель для нужд коммунального обслуживания населения (насосные станции, водозаборы, очистные сооружения, поля орошения, поля ассенизации и запахивания, кладбища);

– устройство зеленых насаждений, лесопарков, парков культуры и отдыха, садов и организацию питомников, оранжерей семенных и цветочных хозяйств;

– использование сельскохозяйственных угодий для организации совхозов, подсобных хозяйств предприятий, коллективных и индивидуальных огородов, садово-ягодных и парниково-тепличных хозяйств, пастбищ, рыбных хозяйств и прочих;

– мелиоративные и другие мероприятия по инженерной подготовке территории.

Регламентирующие документы.

– Указ Президента Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»;

– Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»;

– Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.02.2011 № П/52 «Об утверждении Регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Положения настоящего Федерального закона «О ГКН» не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.

Положения настоящего Федерального закона применяются в отношении подземных сооружений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют:

– Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

– Земельный кодекс Российской Федерации;

– Лесной кодекс Российской Федерации;

– Водный кодекс Российской Федерации;

– Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Жилищный кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее – кадастровые отношения).

Кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного земельного кадастра , являлось Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) . В соответствии с Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» упразднено.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации для:

– обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений,

– сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Кадастровым учётом называются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с соответствующими его характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее – уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе.

Ведение базы данных объектов недвижимости осуществляют с использованием автоматизированных информационных систем (класс АИС). Системы данного класса часто строятся на основе геоинформационных систем (ArcGIS

MapInfo).

Пользователями таких систем обычно выступают:

– землеустроительные организации;

– государственные учреждения кадастра недвижимости (отделения Роснедвижимости);

– городские муниципалитеты;

– агентства недвижимости и другие частные компании, имеющие дело с большим количеством недвижимости.

8.3. Состав и классификация документов
по ведению государственного кадастра недвижимости

Документы земельно-кадастровой документации подразделяются на:

1. Основные.

2. Вспомогательные.

3. Производные.

Основные документы земельно-кадастровой документации подразделяются на:

– единый государственный реестр земель;

– дежурные кадастровые карты (планы);

– кадастровые дела.

Назначение основных документов и их полное и сокращенное наименование приведены в таблице 1.

Таблица 1

Основные документы земельно-кадастровой документации

Полное наименование Сокращенное наименование Основное назначение
Единый государственный реестр земель ЕГРЗ Проведение государственного кадастрового учета земельных участков
Дежурная кадастровая карта (план) ДКК Документирование актуальных сведений о границах земельных участков, учтенных в ГРЗКР (государственный реестр земель кадастровых округов кадастрового района)
Кадастровое дело КД Организация архивного хранения совокупности документов, на основании которых проводится государственный кадастровый учет, и формируются сведения в ГРЗ КР (государственный реестр земель кадастровых районов) и ДКК (дежурные кадастровые карты)

Вспомогательные документы земельного кадастра подразделяются на:

– книги учета входящих документов;

– книги учета выданных сведений;

– каталоги координат опорной межевой сети.

Производные документы земельного кадастра подразделяются на:

– кадастровые планы земельных участков (выписки из ГКН) в объеме, соответствующем характеру запрашиваемых сведений;

– справки в налоговую инспекцию, выдаваемые по согласованному регламенту;

– перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации и муниципальных образований;

статистические отчеты;

– производные кадастровые карты (планы);

– другие справочные и аналитические документы.

Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются.

Земельно-кадастровая документация ведется на бумажных и электронных носителях, приоритет отдают записям на бумажных носителях.

Основные документы земельного кадастра подлежат страхованию в установленном порядке.

Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ) содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках и включает.

В Едином государственном реестре земель РФ (ЕГРЗ) содержатся следующие основные сведения о земельных участках:

– кадастровые номера;

– местоположение (адрес);

– площадь;

– описание границ земельных участков, их отдельных частей;

– зарегистрированные в установленном порядке вещные права ограничения (обременения);

– экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;

качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель;

– наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ).

Кадастровое дело (КД) представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета.

Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Государственный реестр земель кадастрового района.

Кадастровое дело (КД) открывается на каждый земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет. В дело помещаются все документы, на основании которых в учетные формы ГРЗ КР занесены сведения о земельных участках, а также копии документов, подготовленных по заявкам о выдаче информации.

Кадастровое дело состоит из двух разделов:

1. Раздел документов.

2. Геодезический раздел.

Раздел документов включает заявление, выписки из ЕГРП, выписки из БТИ, выписки из ГКН, правоустанавливающие документы, протокол согласования границ земельного участка и др.

Геодезический раздел включает каталоги координат точек границ объектов учета, каталог координат точек или углов других объектов недвижимости, точки границ выделяемых на земельном участке зон обременений и иных зон, кадастровый план объекта учета, документы, подтверждающие получение координат.

Кадастровое дело идентифицируется кадастровым номером земельного участка. При ликвидации земельного участка или при отказе в регистрации прав на него, кадастровое дело закрывается.

Состав и структура кадастровых дел:

– опись документов КД;

– заявление о постановке на кадастровый учет;

– копии правоустанавливающих документов, заверенные в установленном законом порядке;

– план формирования земельного участка (ЗУ);

– акт проверки результатов межевания и формирования ЗУ;

– выписка из ГКН;

– выписка из ЕГРП;

– выписка из БТИ;

– межевое дело;

– другие документы.

Вспомогательные документы ГКН:

1. Книги учета входящих документов используется для регистрации входящих документов, являющихся основанием для:

– проведения государственного кадастрового учета;

– внесения изменений в сведения государственного земельного кадастра;

– подготовки выписок из ГКН и другой производственной информации.

В кадастровом районе ведутся следующие книги учета:

– книга регистрации заявок на кадастровый учет земельных участков;

– книга учета поступивших выписок из ЕГРП (справок о правах);

Книги учета документов ведется на бланках установленной формы.

2. Книга учета выданных сведений используется для регистрации исходящих документов, выдаваемых заявителям в соответствии с их заявками, а также предоставляемых другим организациям кадастрового района и/или округа по установленному регламенту.

Книга учета выданных сведений ведется на бланках установленной формы.

3. Каталог координат опорной межевой сети представляет собой документ, включающий описание местоположения пунктов опорной межевой сети, значения их координат и способы их определения.

Каталог координат опорной межевой сети ведется на бланках установленной формы.

Производные документы ГКН:

1. Кадастровые планы земельных участков (выписки из ЗК) представляют собой сложные документы, состоящие из совокупности форм, для заполнения которых используются бланки установленного образца.

Информация, включаемая в кадастровые планы земельных участков, формируется в объеме, соответствующем характеру запрашиваемых сведений.


40. Объекты земельных правоотношений. Деление «земель» на категории.

В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ре­сурс;


  1. земельные участки;

  2. части земельных участков.
Понятие «земель» в настоящем Кодексе не раскрыва­ется. Содержится лишь указание на то, что «земли» пони­маются как природный ресурс и природный объект.

Земля как природный ресурс и природный объект в соответствии со ст. 4 Закона РФ «Об охране окружающей среды» является объектом охраны от загрязнения, исто­щения, деградации, порчи, уничтожения и иного нега­тивного воздействия хозяйственной и иной деятельнос­ти. Отношения по поводу охраны земель имеют публич­но-правовой характер, поскольку направлены на защиту публичных интересов в области природопользования.

Руководствуясь принципом приоритета охраны зе­мель как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства, следует признать приоритет пуб­лично-правовых начал в регулировании земельных от­ношений.

Согласно ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» по­чвы признаются самостоятельным объектом правовой ох­раны.

Земля как природный объект характеризуется одно­родностью. В понятие земель не включаются леса, вод­ные объекты, недра и другие природные объекты, тесно взаимосвязанные с землей.

Земля как природный объект представляет собой тер­риторию, предназначенную для использования в соответ­ствии с установленными целями. Поэтому землю нельзя отделить от недр, лесов, водных объектов и атмосферного воздуха по каким-либо геометрическим параметрам.

Земля - это территория, в пределах которой могут быть расположены иные природные объекты, которые не становятся составной частью земель, несмотря на тесную их взаимосвязь.

^ Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:


  1. земли сельскохозяйственного назначения;

  2. земли населенных пунктов;

  1. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специ­ального назначения;

  1. земли особо охраняемых территорий и объектов;

  2. земли лесного фонда;

  3. земли водного фонда;

  4. земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 ст. 7, используются в соответ­ствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их при­надлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием террито­рий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требования­ми специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предус­мотренных зонированием территорий видов выбирается землепользователем самостоятельно, без дополнитель­ных разрешений и согласований.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

Земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путем установления или изменения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны.. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения) или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений.

Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

^ 41. Права на землю, их характеристика

Видами прав на земельные участки являются:

1. право собственности;

Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

^ 2. право постоянного (бессрочного) пользования (у государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления);

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются

^ 3. право пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования граждан,

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается.

Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

^ 4. аренда (субаренда);

Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды,

По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка,

Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

^ 5. право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут);

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Сервитут может быть срочным или постоянным.

Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

^ 6. безвозмездное срочное пользование (у государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления).

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, юридическим лицам на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель организаций гражданам в виде служебного надела;

4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, религиозным организациям.


  1. ^ Ограничения прав на землю.
В земельном законодательстве предусмотрены специальные ограничения прав на землю, обеспечивающие их рациональное ис­пользование и охрану. «Охранительные» по своей природе, они уста­навливаются государственными органами исполнительной власти, судами, местным самоуправлением. Установленные бессрочно или на определенный срок, данные ограничения подразумевают:

  • особые условия использования земельных участков и режим хо­зяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

  • особые условия охраны окружающей среды, в том числе жи­вотного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких
    животных;
- условия начала и завершения застройки или освоения зе­мельного участка в течение установленных сроков по согласован­ному в установленном порядке проекту строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находя­щийся в государственной или муниципальной собственности.

Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Эти ограни­чения прав подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Ограничение прав на землю может быть обжалова­но лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Согласно Федеральному закону «О государственном регулирова­нии обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назна­чения» производство сельскохозяйственной продукции осуществ­лялось способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающи­ми или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой де­ятельности на окружающую природную среду, чтобы соблюдались стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

^ 43. Основания возникновения и прекращения права землепользования

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок

Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:

1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;

Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.


  1. ^ Права и обязанности землепользователей.

1. Собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

5) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;

Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков,

Права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

Использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

Сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

Осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;

Своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

Своевременно производить платежи за землю;

Соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

Не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

Выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Природные ресурсы –часть совокупности природных условий существования человечества, важнейшие компоненты природной среды, используемые в процессе общественного производства в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

Земля относится к постоянным факторам производства. Это основной вид природного ресурса, который на данном уровне развития производственных сил является базисом развития человечества.

В процессе использования земля территориально объединяет природные ресурсы, относящиеся к различным естественным сферам. Как природный ресурс земля имеет устойчивый характер – проявляемые свойства соответствуют природным закономерностям. По экономическому содержанию земля является потребительской стоимостью – то есть полезность, конъюнктура спроса и оценки определяется потребностями и возможностями общества.

В зависимости от возможности вовлеченности природных ресурсов в материальное производство их подразделяют на: потенциальные , т.е. непригодные для использования на данном отрезке времени (например, молодняк леса);располагаемые , т.е. возможные для использования на данном отрезке времени (например, лесосеки древесины).

В свою очередь располагаемые природные ресурсы можно подразделить на вовлеченные в хозяйственный оборот, обычно называемые экономическими, или функционирующими ресурсами, и на невовлеченные в хозяйственный оборот, обычно именуемыерезервными .

В резервные ресурсы включают те, которых не касалась рука человека, в функционирующие – вовлеченные в хозяйственный оборот предметы труда. Граница между резервными и функционирующими ресурсами довольно условна. Одни и те же ресурсы могут быть и функционирующими, и резервными.

Таким образом, классификация земельных ресурсов по видам выглядит так:

    Располагаемые земельные ресурсы:

    1. Функционирующие (экономические) земельные ресурсы;

      Резервные земельные ресурсы;

    Потенциальные земельные ресурсы.

Также природные ресурсы делятся на:

    Практически неиспользуемые;

    Используемые.

    Возобновляемые;

    Невозобновляемы.

К возобновляемым природным ресурсам относят те, которые могут воспроизводиться, например, леса. К невозобновляемым природным ресурсам относят те, которые не могут воспроизводиться, т.е. иссякающие и не восстанавливающиеся в ходе хозяйственного оборота, например, угольное месторождение.

  1. Свойства земли как природного ресурса

Земля как природный ресурс относится к частично воспроизводим, так как с её территориальной основой органично связаны многие виды ресурсов.

Свойства земли делятся на две группы: воспроизводимые и невоспроизводимые.

Невоспроизводимые свойства: многие ландшафтные характеристики, показатели рельефа, растительности и т.д.

Воспроизводимые свойства: плодородие почв, водный режим, геоботанические, гидрографические условия.

Отнесение земельных ресурсов к относительно (частично) воспроизводимым природным ресурсам обусловлено двумя причинами: с одной стороны, пространство и поверхности земли невозобновляемы, а с другой, рациональная деятельность общества имеет неограниченные возможности воспроизводства производительной способности земли.

Исходя из этого, необходимо решать следующие принципиальные задачи:

    изучение и полный учет качественных способностей земельных ресурсов, их объективная социально-экономическая оценка;

    соблюдение экологической безопасности при использовании земель;

    удовлетворение материальных и социальных потребностей общества исключительно на основе улучшения и охраны земельных ресурсов в пределах их возобновления.

Введение

Земля является важнейшим компонентом природы, находящимся в тесном взаимодействии со всеми остальными объектами природы. Поэтому очевидно, что решение проблемы охраны земель сельскохозяйственного назначения возможно только в контексте решения общей проблемы - а именно проблемы охраны всей природы.

Под правовой охраной земель сельскохозяйственного назначения следует понимать систему научно обоснованных мероприятий, закрепленных в земельном законодательстве и направленных на обеспечение всеми участниками земельных отношений сохранения и повышения плодородия этих неиспользуемых земель в интересах нынешнего и будущего поколения людей. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения представляет совокупность предпринимаемых субъектами земельных отношений целенаправленных действий, призванных обеспечить эффективное сельскохозяйственное производство в соответствии с объективными закономерностями развития природы и общества.

Общие положения

Земля как природный объект

Земля - важнейшая часть окружающей природной среды, которая характеризуется пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, водами и является главным средством производства сельского и лесного хозяйства, а также выступает пространственным базисом для размещения всех отраслей народного хозяйства.

Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Сущность и специфика включения земли в правовой оборот в целом определены принципами земельного законодательства, установленными ЗК РФ № 136 - ФЗ от 25.10.2001 г., и содержанием земельных отношений.

Земельный участок -- часть земной поверхности, имеющая фиксированную границу. Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики участка отражаются в государственном земельном кадастре.

Несмотря на то что правовые нормы могут быть установлены в отношении земли как природного объекта и природного ресурса, конкретные земельные отношения в большинстве случаев возникают по поводу определенного земельного участка - объекта земельных правоотношений. Законодательством выставляется несколько существенных требований по оформлению земельного участка. Земельный участок как объект отношений должен быть индивидуально определен. Это означает, что он должен иметь определенные в соответствии с законодательством и за-(репленные в правоустанавливающих и иных документах границы. О земельном участке также должны быть известны его местоположение, площадь, целевое назначение, разрешенное использование. Действия по формированию земельных участков составляют основу землеустроительной деятельности, урегулированной нормами как ЗК РФ, так и ФЗ «О землеустройстве». Данные об участках учитываются в соответствии с установленными требованиями о ведении государственного земельного кадастра. Отдельные условия формирования земельного участка установлены ЗК РФ.