Обстоятельства, при которых сделка не признается контролируемой. Пример включения в расчет налога на прибыль процентов по займу, предоставленному в денежной форме

Организация (УСН 6%) получила требование из ИФНС предоставить пояснения и сдать в ИФНС Уведомление о контролируемых сделках за 2015 год. Организация получила в 2007 году займ в 18 млн.руб. под 8 % годовых от иностранной компании-учредителя (20% в УК), зарегистрированной в Виргинских островах Британии. В 2015 году полностью погасили займ и проценты за 2015 год. Организация считает, что данная сделка не подпадает под определение Контролируемых, и не сдавала уведомление о КС в ИФНС за 2015 год. Права ли ИФНС в своем требовании?

ИФНС не права.

Стороны не являются взаимозависимыми, т.к. доля в УК менее 25%. При этом иностранец входит в перечень офшорных зон .

Лимит по сумме сделок в данном случае 60 млн. У Вас сумма меньше лимита.

Бывает, что налоговые инспекции требуют подавать уведомления о сделках с иностранными контрагентами, даже если они не контролируемые. В ответ на такое требование отправьте в ИФНС письмо о том, что контролируемых сделок не было.

В письме можно написать примерно следующее:

В ответ на Ваш запрос от …….. № …….. сообщаем, что за 2015 год контролируемых сделок, соответствующих критериям статьи 105.14 Налогового кодекса РФ, организация не совершала.

В ……… 2015 года мы заключили договор займа с …………... Сообщаем, что иностранный контрагент не является взаимозависимым лицом. Компания ………является резидентом государств, поименованных в Перечне, утвержденном приказом Минфина России от 13 ноября 2007 № 108н., поэтому лимит сделок с таким лицом – 60 млн. руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Этот лимит не был превышен.

Обоснование

1. Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)

Вид сделки Совокупность критериев, при наличии которых сделка признается контролируемой Обстоятельства, при которых сделка не признается контролируемой
Условия сделки Годовая сумма доходов по сделке
Одна из сторон сделки (а также выгодоприобретатель) зарегистрирован (имеет местожительство) в России либо является ее налоговым резидентом
Сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ) Любые Любая Отсутствуют

Сделки с участием иностранного лица, которое зарегистрировано (проживает) или является резидентом страны, поименованной в перечне , утвержденном приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н
(подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)
Любые Свыше 60 млн руб.
(п. 7 ст. 105.14 НК РФ
Отсутствуют

2. Уведомление в ИФНС об отсутствии контролируемых сделок

Когда понадобится: если налоговая инспекция запросила уведомление по контролируемым сделкам, но компания таковых не вела.

Уведомление

В ответ на Ваш запрос от 24 апреля 2017 № 20-17/25168 сообщаем, что за 2016 год контролируемых сделок, соответствующих критериям статьи 105.14 Налогового кодекса РФ, организация не совершала.

В сентябре 2016 года мы заключили контракт на поставку оборудования с германской компанией «ACV-TECHNIKA». Сообщаем, что иностранный поставщик не является взаимозависимым лицом. Предметом сделки не являются товары мировой биржевой торговли. Компания «ACV-TECHNIKA» не является резидентом государств, поименованных в Перечне, утвержденном приказом Минфина России от 13 ноября 2007 № 108н.

В связи с этим у нашей организации нет оснований для представления уведомления о контролируемых сделках.

Нужно ли посреднику составить уведомление о контролируемых сделках. По агентскому договору организация покупала для принципала товары в офшоре (Гонконг). Участники сделки не являются взаимозависимыми по отношению друг к другу

Нет, не нужно.

Сделка между посредником и гонконгской организацией контролируемой не признается. Она не подпадает под критерии , определенные в Налогового кодекса РФ. Уведомлять инспекцию о совершении такой сделки посредник не обязан. Это следует из положений Налогового кодекса РФ.

Уведомление о контролируемых сделках за 2015 год компаниям предстоит подать в налоговую не позднее 20 мая 2016 года. Наши подсказки помогут разобраться, по какой форме подавать уведомление о контролируемых сделках, что надо сообщить в инспекцию, критерии контролируемых сделок 2015, можно ли уточнить ошибочное уведомление.

Напомним ключевые моменты относительно контролируемых сделок.

Критерии контролируемых сделок 2015

Контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами. К таким сделкам приравниваются сделки по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемые с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми.

Типы сделок и суммы доходов по сделкам, совершенным с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год, при превышении которых указанные сделки признаются контролируемыми, перечислены в статье 105.14 НК РФ.

Сумма доходов по сделкам за календарный год рассчитывается путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год.

Внутрироссийские контролируемые сделки

Внутрироссийские сделки между взаимозависимыми лицами приведены в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ. Для них предусмотрены лимиты сумм доходов по сделкам, при превышении которых сделки признаются контролируемыми:

  • 1 млрд рублей — сумма доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
  • 100 млн рублей — сумма доходов по сделкам, одной из сторон которых является лицо, применяющее ЕСХН или ЕНВД.
  • 60 млн рублей — сумма доходов по сделкам с плательщиками НДПИ; с организациями, освобожденными от уплаты налога на прибыль или применяющими нулевую ставку по этому налогу; с резидентами ОЭЗ.

Внешнеэкономические контролируемые сделки

Контролируемыми признаются внешнеэкономические сделки между взаимозависимыми лицами вне зависимости от суммы доходов по таким сделкам.

Также под контроль подпадают сделки с нефтью и продуктами ее переработки, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгметаллами и драгоценными камнями, сделки с офшорными компаниями (приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н).

Уведомление о контролируемых сделках

Отчитаться необходимо в инспекцию головного офиса компании. Причем порядок не изменится, если в компании есть обособленные подразделения, представитель которых заключал договоры. А эти сделки стали контролируемыми (письмо ФНС России от 10.04.2013 № ОА-4-13/6612@).

За непредставление уведомления в срок инспекторы вправе оштрафовать компанию на 5000 рублей (ст. 129.4 НК РФ).

Если компания не подаст документ, а в будущем инспекторы обнаружат на проверке контролируемые сделки, то сами уведомят ФНС России о выявленных фактах.

Форма уведомления о контролируемых сделках

Форма уведомления о контролируемых сделках утверждена приказом ФНС России от 27.07.2013 № ММВ-7-13/524@ . Подать сведения можно как на бумаге, так и в электронной форме.

Если компания обнаружила в уже сданном уведомлении ошибку или сведения в документе неполные, то можно уточнить уведомление (письмо ФНС России от 29.10.2013 № ОА-4-13/19348@). В нем надо записать номер корректировки — по аналогии с декларациями. Например, 001, если компания уточняет уведомление первый раз.

1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки – дата, с которой налоговики вправе истребовать документы относительно конкретной сделки или группы однородных сделок (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

О порядке подготовки и представления документации ФНС сообщила в письме от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433@.

Заполнение уведомления о контролируемых сделках

В уведомлении о контролируемых сделках надо указывать коды в соответствии с ОК 005-93 и ОКВЭД ОК 029-2001 (письмо ФНС России от 08.10.2014 № ЕД-4-13/20615@).

Согласно пункту 5.6 Порядка заполнения Уведомления о контролируемых сделках (утв. приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@), в пункте 043 «Код предмета сделки (код по ОКП)» раздела 1Б Уведомления при совершении сделок, не являющихся внешнеторговыми, необходимо указать код вида товара в соответствии с ОК 005-93 (утв. постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301).

Показатель «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД» титульного листа Уведомления и пункт 045 «Код предмета сделки (код по ОКВЭД)» Раздела 1Б Уведомления указывается код вида деятельности по ОКВЭД ОК 029-2001 (утв. постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст). В уведомлении о контролируемых сделках за 2015 год следует указывать коды по действующим классификаторам, утвержденным постановлениями № 301 и № 454-ст.

Советы по заполнению уведомления неоднократно давала ФНС (письма от 15.05.2014 № ОА-4-13/9345@, от 18.04.2014 № ОА-4-13/7549).

Пояснение об отсутствии контролируемых сделок

На практике инспекторы нередко запрашивают у компаний пояснения о том, что за прошедший календарный год у нее не было контролируемых сделок. Законодательство не предусматривает форму ответа на такой запрос. Дать пояснения в этом случае можно в произвольной форме и приложить к нему подтверждающие документы.

Отсутствие сделок с взаимозависимыми лицами подтвердит, например, перечень договоров с контрагентами. А непревышение лимитов по суммам сделок можно обосновать распечатками карточек счетов 60 и 62 бухгалтерского учета в разрезе по контрагентам. Также можно состалаться на отсутствие лицензии на добычу полезных ископаемых.

Федеральным законом от 08.03.2015 г. № 32-ФЗ внесены очередные изменения в правила налогового учета процентов по долговым обязательствам. Обновленный порядок тем примечательнее, что содержит специальные положения для 2014 г., а также распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 г. В чем же суть поправок?

Проценты за декабрь 2014 года учитываем по специальным правилам

Напомним порядок признания расходов по долговым обязательствам, действовавший в прошлом году.

В целях налогообложения прибыли организация имела возможность признать в расходах фактически начисленные проценты по займу в размере, не превышающем предельную сумму. При этом предельный размер процентов в соответствии с п.1 ст.269 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) определялся одним из следующих методов:

  1. Методом «сопоставимости» - исходя из среднего уровня процентов по долговым обязательствам, полученным компанией на сопоставимых условиях.
  2. Методом «нормирования» - при отсутствии долговых обязательств, а также по выбору организации:
Так вот в силу п.2 ст.2 Закона № 32-ФЗ при подсчете предельной суммы процентов, признаваемых в декабре 2014 года по рублевым обязательствам, организация получает право использовать коэффициент 3,5 (вместо 1,8). Это означает, что за последний месяц прошлого года компания, применяющая метод «нормирования», вправе отразить в составе внереализационных расходов сумму процентов, исчисленную исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 3,5 раза .

Новшества в учете процентов по контролируемым сделкам

Не далее как с 1 января 2015 г. вступила в силу ст.269 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.12.2013 г. № 420-ФЗ. Положения упомянутой статьи призваны были регулировать не только порядок определения расходов, но и правила подсчета доходов для целей налогового учета.

Для этого все долговые обязательства условно подразделены на:

  1. Сделки, не признаваемые контролируемыми - в этом случае проценты признаются доходом (расходом) исходя из фактической ставки (то есть, расходы по таким займам не подлежат нормированию);
  2. Сделки, признаваемые контролируемыми (при условии, что банк не является стороной сделки) - по таким займам доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ (это значит, что для налогообложения принимается процент, соответствующий рыночному уровню цен и обоснованный одним из методов определения рыночной цены);
  3. Сделки, признаваемые контролируемыми (при условии, что банк является стороной сделки) - в этом случае доходы и расходы в виде процентов признаются для целей налогового учета при условии их «попадания» в один из интервалов, определенных в п.1.2 ст.269 НК РФ. Упомянутой нормой установлены интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам в зависимости от того, в какой валюте они оформлены. Например, для рублевых обязательств на период с 1 января по 31 декабря 2015 г. установлен интервал от 75 до 180% ставки рефинансирования ЦБ РФ (п.п.1 п.1.2 ст.269 НК РФ). Если исчисленная из фактической ставки сумма процентов «не попадет» в интервал (доход не выше минимального значения или расход не меньше максимального значения), то доходы и расходы должны определяться с учетом положений раздела V.1 НК РФ.
Такие правила действовали с начала текущего года и вплоть до вступления в силу нововведений, внесенных Законом № 32-ФЗ (09.03.2015 г.).

Ключевым новшеством является то, что интервалы предельных значений, установленные п.1.2 ст.269 НК РФ, теперь могут применять стороны любых контролируемых сделок (а не только по тем сделкам, участником которых является банк).

Допустим, долговое обязательство вытекает из контролируемой сделки между обычными организациями. Теперь для признания доходов и расходов в виде процентов по займу такие компании не обязаны определять уровень рыночных цен применяя сложные методики, предусмотренные разделом V.1 НК РФ. Если исчисленная сумма процентов «не попадет» в интервал предельных значений, то доходы и расходы все же должны определяться с учетом положений раздела V.1 НК РФ.

Также изменены минимальные и максимальные значения упомянутых выше интервалов предельных значений для рублевых долговых обязательств. При этом наряду с применением ставки рефинансирования ЦБ РФ законодатель вводит ключевую ставку ЦБ РФ. Так, согласно п.п.1 п.2.1 ст.269 НК РФ для обязательств в рублях, которые признаются контролируемой сделкой на основании п.2 ст.105.14 НК РФ , установлены следующие предельные значения:

  • от 0 до 180% ключевой ставки ЦБ РФ - на период с 1 января по 31 декабря 2015 года;
  • от 75 до 125% ключевой ставки ЦБ РФ - начиная с 1 января 2016 года.
Для иных рублевых долговых обязательств предельные значения такие:
  • от 75% ставки рефинансирования ЦБ РФ до 180% ключевой ставки ЦБ РФ - на период с 1 января по 31 декабря 2015 года;
  • от 75% до 125% ключевой ставки ЦБ РФ - начиная с 1 января 2016 года.
Напомним: на основании п.2 ст.105.14 НК РФ контролируемыми признаются сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России либо являются налоговыми резидентами РФ, при выполнении хотя бы одного из следующих условий (п.2 ст.105.14 НК РФ):
  1. сумма доходов по сделкам за календарный год 1 млрд.руб. с 2014 года (п.п.1 п.2 ст.105.14 НК РФ);
  2. одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах. При этом предметом сделки должно быть добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны объектом обложения НДПИ, а сумма доходов по такой сделке за календарный год должна превышать 60 млн.руб. (п.п.2 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ);
  3. среди сторон сделки есть плательщики ЕСХН или ЕНВД и лица, не уплачивающие эти налоги (причем сумма доходов по таким сделкам должна превышать 100 млн.руб. за календарный год) (п.п.3 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ);
  4. хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет нулевую ставку по этому налогу в связи с участием в проекте «Сколково», а другая сторона является плательщиком налога на прибыль (сумма доходов по такой сделке за календарный год должна превышать 60 млн.руб.) (п.п.4 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ).
  5. хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ), в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль, при этом другая сторона сделки не является резидентом такой ОЭЗ (сумма доходов по таким сделкам за календарный год должна превышать 60 млн.руб.) (п.п.5 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ).
  6. хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим нулевую налоговую ставку по прибыли для зачисления в федеральный бюджет и (или) пониженную налоговую ставку, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ.

Особенности учета контролируемой задолженности

Напомним вкратце так называемые правила «тонкой капитализации», предусмотренные п.2 ст.269 НК РФ.

Для применения правил налогообложения по контролируемой задолженности должны выполняться следующие условия.

1. В качестве кредитора, поручителя или гаранта выступает:

  • иностранная компания, владеющая прямо или косвенно более 20% уставного капитала организации-заемщика;
  • российская организация - аффилированное лицо иностранной компании, владеющей прямо или косвенно более 20% уставного капитала организации-заемщика.
2. Контролируемая задолженность (не погашенная на конец отчетного периода задолженности по долговым обязательствам) более чем в 3 раза превышает размер собственного капитала (более чем в 12,5 раз - для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью). При этом собственный капитал представляет собой разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика (организации - заемщика). В свою очередь, данные показатели определяются на основании данных бухгалтерского учета в соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов. А при определении суммы задолженности по налогам и сборам не учитывается задолженность по страховым взносам во внебюджетные фонды и по взносам на «травматизм» (Письмо Минфина РФ от 07.03.2013 г. N 03-03-06/1/6908).

При выполнении упомянутых выше 2-х условий организация - заемщик обязана на последнее число каждого отчетного (налогового) периода исчислить предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности. Для этого сумму фактических процентов, начисленных в отчетном (налоговом) периоде, нужно разделить на коэффициент капитализации (абз.3 п.2 ст.269 НК РФ).

Если сумма фактически начисленных процентов, не превышающая предельную сумму процентов, то ее можно учесть в расходах. Сумма, превышающая предельную величину, приравнивается к дивидендам, выплаченным иностранной организации (с соответствующим налогообложением).

П.1 ст.2 Закона № 32-ФЗ предусматривает для периода с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2015 года следующие особенности расчета предельной величины процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 октября 2014 года:

  1. если контролируемая задолженность выражена в иностранной валюте, то ее величина рассчитывается по курсу ЦБ РФ на отчетную дату, но не выше курса ЦБ РФ на 1 июля 2014 года;
  2. если в расчете величины собственного капитала участвуют требования и обязательства, выраженные в иностранной валюте, то эти показатели исчисляются по курсу ЦБ РФ на 1 июля 2014 года (это означает, что в расчете собственного капитала не учитываются курсовые разницы, возникшие за период с 01.07.2014 г. по отчетную дату в связи с переоценкой требований и обязательств).

C 1 января 2015 г. действует новый порядок налогового учета процентов по долговым обязательствам. Изменения в статью 269 НК РФ внесены Федеральным законом от 28.12.2013 г. №420-ФЗ (далее по тексту - Закон №420- ФЗ). Кроме того, Федеральным законом от 08.03.2015 г. №32-ФЗ (далее по тексту - Закон №32-ФЗ) скорректированы положения, касающиеся признания процентов по контролируемым сделкам и контролируемой задолженности.

С 1 января 2015 г. вступила в силу новая редакция ст.269 НК РФ, в которой нет упоминания о нормировании процентов по долговым обязательствам.

Отметим, что состав долговых обязательств не изменился. По-прежнему к долговым обязательствам отнесены кредиты (в т.ч. товарные и коммерческие), займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от способа их оформления (п.1 ст.269 НК РФ).

Отмена нормирования процентов

По общим правилам, доходом (расходом) признаются проценты, начисленные исходя из фактической ставки, без учета ограничений (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ).

Новые правила применяются также в отношении долговых обязательств, возникших до 1 января 2015 г. (Письмо Минфина РФ от 13.01.2015 г. №03-03-06/1/69460).

Порядок признания процентов по долговым обязательствам в составе налоговых расходов не изменился.

В Письме ФНС РФ от 16.02.2015 г. №ГД-4-3/2289 разъяснен порядок признания процентов, начисленных по долговым обязательствам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период.

При использовании метода начисления расходы (доходы) признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п.8 ст.272 НК РФ). Это означает, что начисленные проценты по долговым обязательствам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, признаются ежемесячно независимо от сроков выплат, установленных кредитным договором (договором займа).

Отраженная в упомянутом письме позиция налогового органа, соответствует общеустановленному порядку признания расходов (доходов) при применении метода начисления и подтверждается сложившейся арбитражной практикой (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.05.2013 г. №А42-4473/2012 и от 18.01.2013 г. №А42-2049/2012, Восточно-Сибирского округа от 10.02.2012 г. №А78-4116/2011, Поволжского округа от 21.02.2012 г. №А55-12535/2011 и от 30.01.2012 г. №А65-20766/2010).

Право учитывать проценты для целей налогообложения на конец соответствующих отчетных периодов согласуется с принципом равномерности признания доходов (расходов), что подтверждено и в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 08.08.2014 г. №Ф05-8402/2014.

Если применяет кассовый метод либо УСН, то расходы в виде процентов признаются в целях налогообложения на дату их фактической уплаты (пп. 1 п. 3 ст. 273, пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Следует отметить, что новый порядок налогового учета процентов не предоставляет индульгенцию налогоплательщикам для использования схем, при которых одна сторона получает кредит под большие проценты, нежели выдает их другой стороне.

Так, в одном из судебных споров основанием для вынесения решения в пользу налогового органа послужили выводы о том, что основной причиной получения убытка явилось превышение процентов, уплаченных третьим лицам, к процентам, полученным от третьих лиц по договорам займа и кредита, заключенным налогоплательщиком с третьими лицами. При этом получение займов осуществлялось между взаимозависимыми лицами, входящими в группу компаний (Постановление ФАС Московского округа от 14.07.2014 г. №Ф05-6918/2014).

Отметим причины, позволившие суду поддержать претензии налоговых органов:

Расчеты по сделкам производились в один день, в одном банке;

Движение денежных средств происходило по замкнутой цепочке при отсутствии достаточных для этого денежных средств на расчетных счетах организаций;

Договоры соинвестирования заключались в один день;

У всех организаций на расчетных счетах на начало операционных дней отсутствовали денежные средства, достаточные для самостоятельного расчета по хозяйственным операциям;

Ни один из участников хозяйственных операций не мог осуществить расходные операции по своему счету, не получив предварительно на расчетный счет денежные средства от предыдущего участника.

Таким образом, указанные сделки носили формальный безденежный характер, а их осуществление стало возможным в результате согласованных действий указанных организаций с использованием расчетных счетов, открытых в одном банке.

Итак, с 1 января 2015 г. в большинстве случаев (речь идет о представителях малого и среднего бизнеса) нормирование процентов по долговым обязательствам отменено. Однако в ряде случаев установлен особый порядок признания процентов по долговым обязательствам.

Особые правила для контролируемых сделок

Особые правила расчета процентов, учитываемых для целей налогообложения, установлены для контролируемых сделок. Напомним, что с 1 января 2012 г. в налоговое законодательство введено понятие контролируемых сделок (ст. 105.14 НК РФ). Контролируемые сделки - это сделки, цены которых налоговые органы вправе проверять на их соответствие рыночным ценам. К таким сделкам, прежде всего, относятся сделки между взаимозависимыми лицами. Взаимозависимость между организациями определяется в соответствии с правилами ст.105.1 НК РФ, которой установлено 11 оснований для признания организаций взаимозависимыми. Например, организации являются взаимозависимыми, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов.

В этом случае начисленные проценты, подлежащие признанию в составе налоговых расходов (доходов), определяются исходя из фактической ставки (с учетом положений разд. V.1 НК РФ о контролируемых сделках). То есть за основу берется рыночный процент.

Специальные правила расчета процентов действовали в случаях, когда одной из сторон контролируемой сделки являлся банк. Несмотря на то, что в п.1.1 ст.269 НК РФ (в ред. Закона №420-ФЗ) речь шла о контролируемых, а не о любых сделках с банком, представители финансового ведомства считали возможным распространить данные правила на случаи неконтролируемых сделок в соответствии со ст. 105.14 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 12.08.2014 г. №03-01-18/40266).

Законом №32-ФЗ исключено упоминание о банках. Это означает, что установленные особые правила учета процентов по долговым обязательствам применяются к любым контролируемым сделкам, а не только к тем, одной из сторон которых является банк.

А по долговым обязательствам, возникшим между сторонами, которые не являются взаимозависимыми лицами, налогоплательщик-заемщик не определяет предельную величину процентов, а учитывает начисленные проценты в полном объеме.

Обновленные положения п.1.1 ст.269 НК РФ предписывают сравнивать фактическую ставку по долговому обязательству с интервалом предельных значений, указанных п.1.2 ст.269 НК РФ. Зависимость значений интервала процентных ставок от валюты долговых обязательств по старой и новой редакции п.1.2 п.1 ст.269 НК РФ приведена в таблице:

Валюта долгового обязательства

Интервалы предельных значений процентных ставок

в ред. Закона №420-ФЗ

в ред. Закона №32-ФЗ

с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. - от 75 до 180 % ставки рефинансирования ЦБ РФ;

с 01.01.2016 г. - от 75 до 125 % ставки рефинансирования ЦБ РФ.

с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. по контролируемой сделке в соответствии с п.2 ст.105.14 НК РФ* - от 0 до 180 % ключевой ставки ЦБ РФ;

с 01.01.2016 г. по контролируемой сделке в соответствии с п.2 ст.105.14 НК РФ - от 75 до 125 % ключевой ставки ЦБ РФ;

с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. по иным контролируемым сделкам, кроме п.2 ст.105.14 НК РФ, - от 75 % ставки рефинансирования ЦБ РФ до 180 % ключевой ставки ЦБ РФ;

с 01.01.2016 г. по иным контролируемым сделкам, кроме п.2 ст.105.14 НК РФ, - от 75 до 125 % ключевой ставки ЦБ РФ.

*Примечание. В п.2 ст.105.14 НК РФ речь идет о сделках между взаимозависимыми лицами, местом регистрации (местом жительства, местом налогового резидентства) всех сторон (в т.ч. выгодоприобретателей) является РФ. При этом должно выполняться 7 условий, среди которых: установление стоимостного порога заключенной сделки между взаимозависимыми лицами (должен превышать 1 миллиард рублей).

от Европейской межбанковской ставки предложения (EURIBOR) в евро, увеличенной на 4 %, до ставки EURIBOR в евро, увеличенной на 7 %.

китайские юани

от Шанхайской межбанковской ставки предложения (SHIBOR) в китайских юанях, увеличенной на 4 %, до ставки SHIBOR в китайских юанях, увеличенной на 7 %.

фунты стерлинги

от ставки ЛИБОР (Лондонская межбанковская ставка предложения) в фунтах стерлингов, увеличенной на 4 %, до ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 7 %.

швейцарские франки или японские йены

от ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 2 %, до ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 5 %.

от ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 4 %, до ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 7 %.

И если фактическая ставка «укладывается» (для доходов - выше минимального и для расходов - ниже максимального интервального значения) в обозначенный интервал, то расходом (доходом) признаются фактически начисленные проценты.

При этом п.1.3 ст.269 НК РФ четко прописана дата, на которую берется ключевая ставка ЦБ РФ (на дату получения денежных средств - по фиксированной процентной ставке либо на дату признания расходов в виде процентов - по плавающей ставке).

Внесенные Законом №32-ФЗ изменения соответствуют макроэкономической ситуации в России.

На сегодняшний день корректней использовать не ставку рефинансирования ЦБ РФ, а ключевую ставку ЦБ РФ, которая с 13 марта 2015 г. составляет 14%. Ведь именно по ключевой ставке ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам.

При этом установлена градация предельных значений интервалов на период 2015 года, в зависимости от участников сделки ( между взаимозависимыми лицами по п.2 ст.105.14 НК РФ и прочие контролируемые сделки).

Пример №1.

Организация в феврале 2015 г. получила кредит от российского банка-учредителя в размере 6 млрд рублей по ставке 17% годовых. Согласно условиям кредитного договора процентная ставка не меняется на протяжении всего срока действия договора.

Рассчитаем предельный размер процентов, признаваемых в целях исчисления налога на прибыль за февраль 2015 г.

Несмотря на то, что ключевая ставка с 16 марта 2015 г. составляет 14%, в расчете процентов учитывается ключевая ставка, действующая на дату получения кредитных средств. Для признания сделки контролируемой, сумма начисленных процентов за 2015 г. должна превысить 1 млрд рублей (п.2 ст.105.14 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 16.08.2013 г. №03-01-18/33535).

Тогда верхний предел ставки интервала составляет 180 % ключевой ставки ЦБ РФ (пп.1 п.1.2 ст.269 НК РФ):

15% х 1,8 = 27%.

Таким образом, реальная ставка по кредиту меньше предельно допустимой ставки, рассчитанной, исходя из величины интервала процентных ставок.

А поэтому организация в феврале 2015 г. в полном объеме признает начисленные проценты.

Пример №2.

Изменим условие предыдущего примера. Предположим, что денежные средства были привлечены по ставке 28% годовых.

Верхний предел ставки интервала составляет 180 % ключевой ставки ЦБ РФ (пп.1 п.1.2 ст.269 НК РФ):

15% х 1,8 = 27%.

Таким образом, реальная ставка по кредиту больше (на 1%) предельно допустимой ставки, рассчитанной, исходя из величины интервала процентных ставок.

Поскольку условия, предусмотренные специальной нормой (п.1.1 ст.269 НК РФ), не выполняются, то обратимся к правилам абз.3 п.1 ст.269 НК РФ. То есть определение признаваемых в целях налогообложения прибыли процентов должно осуществляться с учетом положений раздела V.1 НК РФ.

В этой ситуации налогоплательщик должен применить правила трансфертного ценообразования. То есть необходимо доказать, что установленная процентная ставка по кредитному договору является рыночной.

С этой целью организация должна применить один из пяти методов, прописанных в п.1 ст.105.7 НК РФ. При этом приоритетным для проверки соответствия цен, установленных в договоре, рыночным ценам является метод сопоставимых рыночных цен (п.3 ст.105.7 НК РФ).

Предположим, что в кредитном портфеле организации имеются сделки с другими кредиторами на сопоставимых условиях, процентная ставка по которым составляет от 20% до 29%.

В этом случае организация признает в феврале 2015 г. начисленные проценты в полном объеме.

Правила для контролируемой задолженности

Законом №32-ФЗ установлены особенности определения предельной величины процентов по контролируемой задолженности.

Напомним правила, при которых непогашенная задолженность по долговому обязательству российской организации будет признана контролируемой. Так, согласно абз.1 п.2 ст. 269 НК РФ задолженность является контролируемой, если возникла:

1) перед иностранной организацией, которая владеет (прямо или косвенно) более 20% уставного капитала российской организации;

2) перед российской организацией, которая является аффилированным лицом этой иностранной организации (то есть кредитором напрямую может выступать российская организация);

3) по долговому обязательству, в отношении которого либо ее аффилированное лицо выступает поручителем, гарантом (то есть обязуется обеспечить исполнение долгового обязательства).

Проценты , начисленные с суммы непогашенной контролируемой задолженности, нормируются . Но, прежде, чем осуществлять расчет предельной величины процентов отметим, что должно быть соблюдено еще одно условие: размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раз) должен превышать разницу между суммой активов и величиной обязательств организации-заемщика. Если это условие не выполняется, то расчет процентов определяется в соответствии с п.1 ст.269 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 11.01.2012 г. №03-03-6/1/2).

Законом №32-ФЗ уточнен порядок определения предельной величины такихпроцентов , начисленных в период с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2015 г. Указанный порядок действует в отношении долговых обязательств, возникших до 1 октября 2014 г. (ст.2 Закона №32-ФЗ).

Размер контролируемой задолженности, выраженный в иностранной валюте, будет определяться по курсу ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода и не должен превышать курс валюты, установленный ЦБ РФ по состоянию на 1 июля 2014 г. (пп.1 п.1 ст.2 Закона №32-ФЗ).

Размер собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода будет определяться без учета курсовых разниц, которые возникли в интервале с 1 июля 2014 г. по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации (пп.2 п.1 ст.2 Закона №32-ФЗ).

Отметим, что источником для расчета величины собственного капитала являются данные бухгалтерской отчетности на последнее число отчетного (налогового) периода.

Сам порядок определения коэффициента капитализации не поменялся. Для расчета данного коэффициента необходимо сумму непогашенной контролируемой задолженности разделить на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации. Затем полученный результат разделить на три (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - на 12,5).

Кроме того, п.2 ст.2 Закона №32-ФЗ установлены переходные положения в отношении процентов, начисленных по рублевым долговым обязательствам. Предельная величина признаваемых в целях исчисления налога на прибыль процентов, в период с 1 декабря 2014 года по 31 декабря 2014 года (при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика), принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 3,5 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях (п.2 ст.2 Закона №32-ФЗ).

Пример №3.

Организация в феврале 2014 г. получила кредит от банка в размере 1 млн рублей по ставке 22% годовых. Сделка не является контролируемой.

Рассчитаем предельный размер процентов, признаваемых в целях исчисления налога на прибыль за декабрь 2014 г. с учетом изменений, внесенных Законом №32-ФЗ.

Исходя из действия старой редакции ст.269 НК РФ, организация признала в декабре 2014 г. проценты в размере 12 612,33 руб.

Определим общий размер начисленных процентов по кредитному договору:

(1 млн рублей х 22% х 31 дн.)/365 дн. = 18 684,93 руб.

Сравниваем начисленные проценты с предельной величиной процентов, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль:

(1 млн рублей х 8,25% х 1,8 х 31 дн.)/365 дн. = 12 612,33 руб.;

18 684,93 руб. > 12 612,33 руб.

Исходя из действия вступившей в силу редакции ст.269 НК РФ, организация сможет признать в декабре 2014 г. начисленные проценты в полном объеме (18 684,93 руб.), поскольку предельная величина признаваемых процентов выше ставки по кредитному договору:

8,25% х 3,5 = 28,88% > 22%.

В этой связи организация вправе представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2014 г.

Закон №32-ФЗ вступил в силу 9 марта 2015 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г. Поэтому налогоплательщики при представлении налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2015 г. должны учитывать внесенные изменения.

Эксперты компании «Правовест Аудит» подготовили для вас статью о важных моментах, которые нужно знать о контролируемых сделках в 2015 год, в частности:

  1. Сделки, приравненные к контролируемым
  2. Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами
  3. Исключения из правил
Контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами, а также сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми, но приравненные к контролируемым сделкам (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
  1. СДЕЛКИ, ПРИРАВНЕННЫЕ К КОНТРОЛИРУЕМЫМ:
1.1. Сделки с участием посредников (третьих лиц, не признаваемых взаимозависимыми), которые не выполняют в сделках никаких дополнительных функций, кроме организации перепродажи товаров (работ, услуг) между двумя взаимозависимыми лицами. Такие посредники не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи, т.е. служат для организации формального документооборота. Суммовые ограничения к величине доходов по таким сделкам за календарный год для целей признания их контролируемыми НК РФ не установлены (см. письмо Минфина России от 17.07.2013 N 03-01-18/27876) 1.2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, если предметом таких сделок являются: 1) нефть и товары, выработанные из нефти; 2) черные металлы; 3) цветные металлы; 4) минеральные удобрения; 5) драгоценные металлы и драгоценные камни. Коды перечисленных товаров в соответствии с ТНВЭД можно узнать из Приказа Минпромторга России от 30.10.2012 N 1598 "Об утверждении Перечня кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 НК РФ" (письмо Минфина России от 27.01.2015 N 03-01-18/2657). Суммовые ограничения к величине доходов - размер доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. руб.
  • Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное офшорной зоне (в т.ч. и постоянные представительства российских организаций в оффшорах). Список государств и территорий, являющихся офшорными зонами, утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н (ред. от 02.10.2014) "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)". Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. руб.
Обращаем внимание, что перечисленные выше сделки относятся к контролируемым, даже если они состоялись между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми.
  1. КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ .
2.1. Сделки между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон сделки не является налоговым резидентом РФ (например, сделка с иностранной организацией-учредителем). Суммовые критерии в НК РФ по таким сделкам не предусмотрены, они признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по этим сделкам (см. письмо Минфина РФ от 03.10.2012 N 03-01-18/7-135). 2.2 . Сделки между взаимозависимыми лицами, обе стороны которых зарегистрированы на территории РФ, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: А) сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за календарный год превышает 1 миллиард рублей. Б) одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах. Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 60 млн. руб. В) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД (если сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы. Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между этими лицами за календарный год превышает 100 млн.руб. Г) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций (например, УСН) или применяет к налоговой базе по налогу на прибыль ставку 0% как участник проекта "Сколково" , при этом другая сторона сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам. Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между этими лицами за календарный год превысит 60 млн. руб. Д) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ) или участником свободной экономической зоны (СЭЗ) , налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона сделки не является резидентом такой ОЭЗ или участником такой СЭЗ. Узнать является ли сторона сделки участником ОЭЗ можно воспользовавшись госуслугой Минэкономразвития по выдаче выписок из реестра резидентов ОЭЗ по их требованию или запросам заинтересованных лиц. Запросить и получить выписку можно в т. ч. в электронной форме (через Единый портал государственных и муниципальных услуги и по электронной почте соответственно) (приказ Министерства экономического развития РФ от 27 сентября 2012 г. N 634). С 1 января 2015 года сроком на 25 лет на территории Республики Крым и города Севастополя создается СЭЗ (Закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Приказ Министерства РФ по делам Крыма от 9 февраля 2015 г. N 27 "Об утверждении формы свидетельства о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в единый реестр участников свободной экономической зоны"). Сделки с участниками ОЭЗ или СЭЗ признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам с этими лицами за календарный год превысит 60 млн. руб. Е) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта (РИП), применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0% и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 284.3 НК РФ. Особенностям налогообложения участников РИП можно узнать в главе 3.3 части 1 НК РФ. Порядок ведения реестра участников РИП утвержден приказом ФНС от 23 июня 2014 г. N ММВ-7-3/328@ "Об утверждении Порядка ведения реестра участников региональных инвестиционных проектов и состава сведений, содержащихся в реестре". Сделки с участниками РИП признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам с этими лицами за календарный год превысит 60 млн. руб. Ж) сделка, одна из сторон которой является налогоплательщиком, занимающийся деятельностью, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья (п. 1 ст. 275.2 НК РФ), а другая сторона сделки не является таким налогоплательщиком, или не учитывает доходы (расходы) при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с правилами ст. 275.2 НК РФ. Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам с этими лицами за календарный год превысит 60 млн. руб.
  • ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ
Даже если сделки, удовлетворяют условиям, перечисленным выше критериям, согласно пп. 1-3 ст. 105.14 НК РФ, они не признаются контролируемым в следующих случаях:
  1. Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (КНГ), за исключением сделок, предметом которых является полезное добытое ископаемое, объект обложения НДПИ по ставке, установленной в процентах.
  2. Сделки, при которых одновременно выполняются следующие условия - участники сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ, при этом они не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ или за пределами РФ, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ, не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций. Кроме этого, отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2-7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (т.е. не перечисленные в пунктах Б – Ж нашей статьи).
  3. Сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ (см. выше пункт (Ж) нашей статьи), совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;
  4. Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно).
  5. Сделки в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами".
Аудиторы «Правовест Аудит» всегда готовы помочь и рады ответить на Ваши вопросы!