Что относится к специальным налоговым режимам. Виды специальных налоговых режимов

НК РФ. Они предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кто может применять спецрежимы

УСН, ЕНВД и ЕСХ могут применять как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а вот патент предназначен только для предпринимателей. Если общая система налогообложения (ОСНО) распространяется на всех налогоплательщиков, то для применения спецрежимов должны соблюдаться определенные критерии.

Спецрежимы ориентированы в основном . Относится ли компания к малым или микропредприятиям, зависит от ряда параметров: структуры уставного капитала, средней численности персонала, некоторых показателей (основные фонды, выручка, размер помещений и пр.).

УСН

Организация может применять УСН, если выполняются следующие условия:

  • Компания не является бюджетным или казенным учреждением, участником соглашения о разделе продукции, банком, страховщиком, ломбардом, профучастником рынка ценных бумаг, инвестиционным фондом или НПФ.
  • Компания не занимается игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, а также добычей полезных ископаемых.
  • Доля участия других организаций в ее уставном капитале в совокупности не превышает 25 %, бухгалтерская остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн рублей.
  • Средняя численность сотрудников за год не превышает 100 человек.
  • Доходы за 9 месяцев года, предшествующего году, с которого организация собирается начать применять УСН, не превышают 45 млн рублей без НДС с учетом , в 2015 году — 51,615 млн рублей (45 млн × 1,147). Общая сумма доходов за каждый год, в котором организация применяет УСН, не должна превышать 60 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора. За весь период применения УСН в 2015 году это 68,82 млн рублей, а в течение 2016 года выручка компании (предпринимателя) не должна превысить 79,74 млн рублей (60 млн × 1,329).

ЕСХН

ЕСХН предъявляет особые требования к выручке предприятий: доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации должна быть не менее 70 %. При этом пределов ни по выручке, ни по численности нет. Исключение — рыбохозяйственные организации, для которых численность работников не должна превышать 300 человек.

ЕНВД

При использовании ЕНВД, в отличие от УСН, нет ограничений по величине выручки. Но есть другие условия:

  • Если компания занимается розничной торговлей через магазин или павильон, площадь торгового зала не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Средняя численность за предшествующий календарный год не может превышать 100 человек.

Кроме того, ЕНВД, в отличие от УСН, применим к строго ограниченному перечню видов деятельности (см. п. 2 ст. НК РФ).

От чего зависит ставка УСН?

Налогоплательщики на УСН вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения и ставку:

  • доходы по ставке 6 %;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов, по ставке 15 %.

Первый вариант отличается простотой учета. Датой получения доходов считается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Во втором варианте доходы определяются также по кассовому методу. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы должны быть документально подтверждены и строго соответствовать закрытому перечню согласно ст. НК РФ.

При применении УСН 15 % учитывается минимальный налог 1 % от суммы поступивших доходов. Он уплачивается в том случае, когда рассчитанная сумма налога 15 % в итоге получается меньше суммы рассчитанного минимального налога 1 % от суммы доходов.

Бухгалтеру на заметку

Низкая ставка с оборота выгодна при высокорентабельной деятельности. Ставка же 15 % с разницы между доходами и расходами предпочтительна для менее рентабельных видов деятельности. Целесообразность применения спецрежимов также зависит от количества наемных сотрудников и их фонда оплаты труда.

Особенности перехода на спецрежимы

Перейти на УСН либо ЕСХН можно с начала календарного года, для вновь созданных налогоплательщиков — с даты постановки на учет. ЕНВД можно начать применять с любого момента.

Предприятия могут вести одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, комбинируя при этом разные налоговые режимы. Нормами разрешено совмещение общей системы налогообложения с ЕНВД (п. 7 ст. НК РФ). При этом если организация применяет УСН, перейти по некоторым видам своей деятельности на ЕНВД она может только с начала календарного года. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения.

А вот совмещение общей системы и УСН запрещено нормой (п. 2 ст. НК РФ). Нельзя также одновременно применять общую систему и ЕСХН (п. 3 ст. НК РФ), а также совмещать УСН и ЕСХН (пп. 13 п. 3 ст. НК РФ).

Объект налогообложения УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет изменить объект налогообложения (п. 2 ст. НК РФ).

Региональные особенности

Практически все спецрежимы имеют свои региональные особенности. Так, для севастопольских налогоплательщиков Законом города Севастополя на 2015-2016 годы установлены налоговые ставки УСН в размере 3 и 7 % соответственно, для плательщиков ЕСХН — в размере 0,5 %.

Для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с 01.01.2015 установлена налоговая ставка в размере 5 % (Закон г. Севастополя ), для патентной системы налогообложения — в размере 1 % (Закон г. Севастополя ). Ставки для спецрежима в виде ЕНВД прописаны в Законе г. Севастополя .

Все вышеперечисленные законы можно найти в региональном блоке сайта ФНС. Информация управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации является составной частью разделов федерального уровня. Чтобы ознакомиться с информацией по своему региону, необходимо выбрать его в «шапке» официального интернет-сайта «Ваш регион», например, «92 город Севастополь». После этого на главной странице сайта в адресной строке отразится www.nalog.ru/r92/ . В этом случае налогоплательщику будет доступна к просмотру не только информация федерального уровня, но и информация, имеющая региональные особенности.

В соответствующих разделах сайта можно ознакомиться с новостями, региональными особенностями налогового законодательства, с графиками проведения семинаров, а также справочной информацией, касающейся работы районных инспекций, и найти много другой полезной информации. На сайте функционирует 39 электронных сервисов — как информационных, так и интерактивных и транзакционных. Обратившись к ним, можно не только ознакомиться с действующим налоговым законодательством, но и проверить надежность контрагентов, получить доступ к «Личному кабинету», подать отчетность, задать вопрос, относящийся к компетенции службы, провести сверку по налоговым обязательствам.

Предпочтения севастопольских налогоплательщиков при выборе системы налогообложения

По состоянию на 1 сентября 2015 года в ЕГРЮЛ по г. Севастополю включено 8,8 тысячи юридических лиц. Среди них соотношение предпочитающих общую систему налогообложения и спецрежимы — примерно 50 на 50. А вот «спецрежимники» в основном выбирают для себя УСН. ЕНВД в Севастополе не пользуется популярностью, на сегодняшний день эту систему налогообложения применяют 166 юридических лиц. Из общего числа организаций, перешедших на спецрежимы, ЕСХН выбрали только 19.

Универсального способа для определения самого выгодного налогового режима нет. Каждый налогоплательщик самостоятельно делает выбор и просчитывает экономический эффект с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому прежде чем перейти на спецрежим с общей системы налогообложения либо избрать специальный налоговый режим с даты постановки на учет, я рекомендую ознакомиться с положениями НК РФ, а также использовать информацию, размещенную на официальном

В России действует трехуровневая система налогов и сборов. Налоги и сборы могут быть федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). А что понимается под спецрежимом? В нашей консультации приведем понятие и виды специальных налоговых режимов, а также уточним правовое регулирование специальных налоговых режимов в 2017 году.

Специальные налоговые режимы: общая характеристика

Специальный режим - это устанавливаемый Налоговым кодексом РФ федеральный налог, не указанный в ст. 13 НК РФ (п. 7 ст. 12 НК РФ). Применение специальных режимов налогообложения может освобождать налогоплательщиков от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Несмотря на то, что специальный налоговый режим - это система налогообложения федерального уровня, органы власти субъектов РФ и муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ для конкретного режима, вправе определять по специальным налоговым режимам:

  • виды предпринимательской деятельности, по которым может применяться соответствующий специальный налоговый режим;
  • ограничения на переход и применение специального налогового режима по НК РФ;
  • налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
  • особенности определения налоговой базы;
  • налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К примеру, перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться спецрежим, устанавливается региональными и местными органами власти в отношении ЕНВД, а дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков могут устанавливаться законами субъектов РФ применительно к УСН.

К специальным налоговым режимам относятся…

Перечень спецрежимов налогообложения поименован в п. 2 ст. 18 НК РФ .

К специальным налоговым режимам относятся системы налогообложения:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН) - гл. 26.1 НК РФ ;
  • упрощенная система налогообложения (УСН) - гл. 26.2 НК РФ ;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) —

Специальные режимы налогообложения индивидуальных предпринимателей, которые существуют на сегодняшний день, помогают бизнесменам успешно вести свою деятельность. Индивидуальными предпринимателями становятся люди смелые, которые готовы покинуть тихую заводь наемных сотрудников и взять ответственность за свое благосостояние. Эти граждане являются в большинстве своем подготовленными к бизнесу теоретически. То есть они понимают те процессы, которые происходят в экономике, представляют правила и законы отрасли своей деятельности, понимают свою обязанность работать в правовом поле.

Какие режимы налогообложения применяются для ИП

Но очень немногие из них погружены в тонкости ведения учета, который бы удовлетворял всем требованиям контролирующих органов. Самой сложной частью в бизнесе для большинства новых предпринимателей является бухгалтерский учет. Если подходить к решению задачи ответственно, то необходимо изучать многотомные разделы Правил бухучета (ПБУ), следить за их стремительным обновлением и фиксировать движения денег и товаров в бизнесе на постоянной основе.

Альтернатива для решения вопроса существует в виде найма специально обученного человека — бухгалтера, но это немалые расходы для начинающего бизнесмена, да и обеспечить полную занятость такому человеку во время становления бизнеса не удастся.

Чтобы стимулировать экономически активных граждан на проявление лучших своих качеств и не вносить лишнюю неразбериху в структуру налоговых органов по приему и корректировке многотомной и безнадежно испорченной отчетности экономически активных людей, чтобы упростить поступление налоговых платежей в бюджет, были разработаны и введены специальные режимы налогообложения, действие которых распространяется на бизнес небольших объемов, самыми многочисленными представителями которого являются индивидуальные предприниматели.

При оформлении предпринимательства гражданин не освобождается от обязанности исполнять налоговые обязательства, которые были на нем ранее. Теперь он экономический субъект, в связи с чем несет дополнительную налоговую нагрузку в виде налогов с бизнеса. При регистрации или в любой последующий год, который теперь будет для него налоговым периодом, он имеет право выбрать вариант уплаты налогов.

Всего таких возможностей 5:

  • общий режим налогообложения;
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • патентная система налогообложения (ПСН);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Общий режим налогообложения традиционен и сложен для новичка в бизнесе.

А вот следующие 4 называются специальными режимами налогообложения ИП и своей простотой и понятностью призваны дать возможность для учета деятельности и уплаты налогов начинающему предпринимателю не тратить много времени и сил.

Вернуться к оглавлению

Упрощенная система налогообложения

Критериями для ведения УСН при предпринимательстве являются выручка в течение года до 60 млн рублей, количество наемных сотрудников до 100 человек, стоимость активов в бизнесе ограничена 100 млн рублей.

Исполнять обязанность по уплате налогов можно двояко: объект налогообложения «доходы», при этом ставка равна 6% от общего заработка за год, объект налогов «доходы минус расходы», ставка налога 15% от разницы. Досконально зная свой бизнес и предполагая динамику развития, каждый бизнесмен со средним образованием сможет просчитать варианты и сделать выгодный для себя выбор.

Для фиксации и отстаивания своих интересов в спорах с контролирующими органами ИП должен завести «Книгу доходов и расходов», информация в которой должна быть актуальна на каждый момент времени. Налоги оплачиваются ежеквартально, в течение 25 календарных дней первого месяца нового квартала, отчетность сдается 1 раз год по его итогам до 30 апреля следующего года.

Вернуться к оглавлению

Патентная система налогообложения

Патентная система ведения налогового учета распространяется на отдельные виды деятельности и может совмещаться с любой другой системой. При желании распространить свое влияние и умение на новый сегмент предприниматель может приобрести патент и попробовать себя на новой ниве. Налог при ПСН рассчитывается математически, опираясь на данные потенциально возможного дохода, размер которого устанавливается законодателем субъекта РФ.

Этот доход умножается на ставку налога (6%). Расчетным путем получаем сумму платежа в казну государства.

При временном промежутке действия патента до полугода он оплачивается единовременно в срок до даты окончания действия патента, при максимальном (годовом) сроке патента двумя частями: 1/3 в первые 3 месяца действия патента, остальное до даты завершения работы по патенту.

Вернуться к оглавлению

Единый сельскохозяйственный налог

Контингент для применения этой системы учета деятельности ясен из названия. Это производители сельской продукции, доход которых должен на 70% и более формироваться от основной деятельности. Налог платится с прибыли от деятельности по итогам года, налоговая ставка составляет 6%. Аванс по налогу платится раз в полугодие до 25 июля, отчетность сдается и финальный платеж совершается до 31 марта года, следующего за урожайным.

Вернуться к оглавлению

Единый налог на вмененный доход

ЕНВД — налог особенный, вводится для отдельных видов деятельности по инициативе местных властей. Размер налогового платежа не зависит от заработка предпринимателя, он равен 15% от вмененного дохода.

Вмененный доход рассчитывается по формуле, которая содержит базовый доход от определенного вида деятельности, скорректированный на размер 2-х коэффициентов (дефлятора и вида деятельности), умноженный на физический показатель вида деятельности, а именно количество людей, отдельных зданий и т.п. Сумма налога исчисляется и уплачивается ежеквартально до 25 дня другого квартала.

Специальные режимы постоянно совершенствуются и изменяются. В разных регионах есть особенности по их применению. Источником информации в этом случае служат федеральный и региональный сайты ФНС. При применении отдельно каждого режима имеется ряд преференций для ИП, которые позволяют уменьшить платежи по налогам при своевременном и полном выполнении обязательств перед государственными внебюджетными фондами. Эти тонкости можно узнать в процессе правильной работы в бизнесе и с государственными органами.

Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях, установленных законодательством. Установление специальных налоговых режимов продиктовано стимулированием и улучшением регулирования дея-тельности отдельных категорий хозяйствующих субъектов.

К специальным налоговым режимам относятся система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Рассмотрим более подробно данные налоговые режимы.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (или единый сельскохозяйственный налог) установлена Налоговым кодексом Российской Федерации, но вводится в действие законом субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога и производящие сельскохозяйственную продукцию или выращивающие рыбу. Основным условием перевода организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату данного налога является доля дохода от реализации сельскохо-зяйственной продукции или выращенной рыбы, которая должна составить не менее 70 процентов от общего дохода при реализации товаров по итогам девяти месяцев того года, в котором по-

дается заявление о переходе на единый сельскохозяйственный налог. Указанное заявление подается в налоговый орган по месту нахождения (жительства).

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу признается календарный год, а отчетным периодом - полугодие.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода. Суммы единого сельскохозяйственного налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации сумма налога рас-пределяется по следующим нормативам:

в федеральный бюджет - 30 процентов;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2 процента;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4 процента;

в Фонд социального страхования Российской Федерации - 6,4 процента;

в бюджеты субъектов Российской Федерации - 30 про центов;

в местные бюджеты - 30 процентов.

Организации по истечении налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации. По итогам отчетного периода налоговая декларация подается не позднее 25 дней после его окончания, а по итогам налогового периода - не позднее 31 марта года, следующего за истек-шим налоговым периодом. Для индивидуальных предпринимателей срок подачи налоговой декларации установлен до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются федеральным налоговым органом.

Упрощенная система налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) могут перейти на упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Также организации уплачивают и иные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. Переход на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество и единого социального налога на уплату единого налога, который исчисляется по результатам предпринимательской деятельности за налоговый период.

Одним из условий перехода на упрощенную систему для организаций является непревышение дохода по итогам девяти месяцев 11 млн рублей в год подачи заявления о переходе. В то же время не все организации имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения. К ним относятся:

организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

страховщики;

негосударственные пенсионные фонды;

инвестиционные фонды;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

ломбарды;

организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

нотариусы, занимающиеся частной практикой;

организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

организации и индивидуальные предприниматели, пере веденные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

13) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов;

организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, установленном Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;

организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн рублей.

Организации и индивидуальные предприниматели, желающие перейти на упрощенную систему налогообложения, должны подать заявление в налоговый орган по месту своего нахождения в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего перехо-ду.

При этом в заявлении указывается размер доходов, полученных за девять месяцев текущего года.

Если по итогам налогового периода доход налогоплательщика превысит 15 млн рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

В этом случае налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении налогового или отчетного периода, в котором его доход превысил указанные ограничения. Также налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.

Объектом налогообложения признаются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом выбор объекта на-логообложения осуществляется самим налогоплательщиком и не может им меняться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов или денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов организации или индивидуального предпринимателя. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговым периодом по упрощенной системе налогообложения установлен календарный год, а отчетными периодами - пер-вый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговая ставка, если объектом налогообложения являются доходы, устанавливается в размере 6 процентов, а по доходам, уменьшенным на величину расходов, - 15 процентов.

Сумма налога по итогам налогового периода определяется на-логоплательщиком самостоятельно. Авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, - не позднее срока подачи налоговой декларации. Срок подачи налоговой декларации организация-ми - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации подаются налогоплательщиками - организациями и по итогам отчетного периода не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего налогового

Налогоплательщики-индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации вводится в действие наряду с общей системой налогообложения. Данная система может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: оказание бытовых услуг, ветеринарных услуг, услуг по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств, розничная торговля и оказание услуг общественного питания (с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров), оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Следует отметить, что вмененный доход представляет собой потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непо-средственно влияющих на получение указанного дохода, и ис-

пользуемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации предпринимательскую деятельность.

Если налогоплательщики не состоят на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют предпринимательскую деятельность, то они обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с ее начала и производить уплату налога, введенного в этом субъекте Российской Федерации.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя для данного вида предпринимательской деятельности

Для исчисления суммы единого налога используются физические показатели, характеризующие определенный вид предприни-мательской деятельности, и базовая доходность в месяц, которые представлены в таблице 7.

Российские предприятия могут работать в рамках широкого спектра режимов налогообложения. Среди них есть как те, что наилучшим образом адаптированы для бизнесов с небольшой выручкой, так и те схемы, что позволяют предприятиям иметь разумную платежную нагрузку при больших показателях прибыли. Как выбрать оптимальный вариант налогообложения российскому предпринимателю?

Общий режим уплаты налогов

Первый возможный вариант расчетов предпринимателя с государством – общий режим налогообложения. Считается одним из самых обременительных для плательщика, так как предполагает перечисление в государственный бюджет: налога на прибыль, НДС, НДФЛ, налога на имущество. Рассматриваемый режим налогообложения предприятия предусматривает ведение бухучета и предоставление в ФНС налоговой отчетности. В ряде случаев обязательства компаний дополняются необходимостью предоставления сведений в Росстат и ФСС.

Главное преимущество работы при общем режиме налогообложения – предприятие не будет иметь ограничений на взаимодействие с юридическими лицами, которые платят НДС. Другой очевидный плюс – не нужно платить налог на прибыль, если компания работает в убыток, который к тому же можно перенести на другие отчетные периоды и уменьшить тем самым величину платежей в бюджет в будущем.

Дополнительные сборы для плательщиков по общей системе налогообложения

Если фирма работает по общему режиму исчисления и уплаты налогов, то в ряде случаев ее обязательства перед государством могут дополняться необходимостью уплаты дополнительных сборов. Например, это могут быть:

  • акцизы, регулируемые положениями главы 22 НК РФ;
  • предусмотренные главой 25.1 НК РФ сборы за пользование биологическими ресурсами ;
  • водный налог, регулируемый главой 25.2 НК РФ;
  • налог на добычу природных ресурсов, предусмотренный главой 26 НК РФ.

Иные платежные обязательства фирм, работающих по УСН, могут быть связаны с уплатой региональных сборов. В числе таковых:

  • транспортный налог, регулируемый главой 28 НК РФ и правовыми актами, принимаемыми в субъектах РФ;
  • налог на имущество, установленный главой 30 НК РФ, а также региональными законами.

Основной режим налогообложения также предполагает уплату в случаях, которые предусмотрены законом, местного земельного налога. Он регулируется положениями главы 31 НК РФ, а также муниципальными правовыми актами.

Упрощенный режим

Многие предприятия выбирают упрощенный режим налогообложения. Такое название он имеет, во-первых, в силу того, что при нем платежных обязательств компании перед государством становится меньше (не надо платить налог на прибыль, НДС и НДФЛ), а во-вторых, требования по отчетности устанавливаются не такие строгие.

Для того чтобы иметь возможность выбрать режим налогообложения, о котором идет речь, предприятие должно соответствовать ряду критериев. Во-первых, численность сотрудников фирмы не должна превышать 100 человек. Во-вторых, стоимость основных фондов предприятия должна быть не более 100 млн. рублей. В-третьих, для организаций, претендующих на работу по УСН, есть ограничение по годовой выручке – соответствующая величина составляет 68 820 000 рублей в 2015 году.

Не могут работать по УСН:

  • банки;
  • страховые организации;
  • инвестфонды;
  • трейдинговые фирмы;
  • ломбарды;
  • компании, имеющие представительства либо филиалы;
  • бизнесы, осуществляющие деятельность в сфере добычи полезных ископаемых;
  • организации, занимающиеся выпуском подакцизных продуктов;
  • игорные бизнесы;
  • адвокаты, нотариусы;
  • фирмы, подписавшие соглашения о разделе продукции;
  • юрлица, доля в которых более чем на 25% принадлежит бюджетным структурам.

Основное преимущество УСН – низкие налоговые ставки. Существует 2 способа расчета предприятия с государством:

  • перечисление сборов с выручки по ставке 6%;
  • налог с прибыли в размере 15% от соответствующего показателя.

Есть вместе с тем и недостатки УСН. В числе таковых: в ряде случаев проблематично заключать контракты с фирмами, которые выбрали общий режим налогообложения. Дело в том, что контрагент не будет иметь правовых оснований для получения вычетов по НДС, величина которых может быть весьма значительной для него.

Как перейти на УСН

Как перейти на УСН предпринимателю? Существует две основные схемы решения данной задачи.

Во-первых, если человек уже занимается бизнесом и решил перейти на УСН, то до 31 декабря года, предшествующего тому, когда желательна работа фирмы по УСН, ему нужно направить в территориальное подразделение ФНС уведомление в установленной форме. В данном документе должна быть зафиксирована остаточная стоимость основных фондов, а также величина выручки по состоянию на 1 октября.

Во-вторых, предприниматель может перейти на УСН сразу же после регистрации бизнеса в ФНС. В этом случае он может направить в налоговую службу соответствующее уведомление одновременно с подачей документов на регистрацию либо в течение 30 дней после завершения соответствующей процедуры.

Можно отметить, что плательщик, который перешел с УСН на другую схему налогообложения, сможет вернуться на «упрощенку», проработав по иной схеме минимум 1 год.

Преимущества УСН для ИП

Отдельно стоит отметить, что ИП, работающие по УСН, имеют следующие преимущества: не нужно уплачивать НДФЛ, не считая сборов, которые перечисляются с:

  • процентных доходов по банковским депозитам;
  • экономии по кредитным ставкам;
  • дивидендов;
  • налога на имущество физлиц (по объектам, используемым в предпринимательских активностях).

ИП вместе с тем не освобождаются от обязательств, предусмотренных статусом налогового агента.

ЕНВД

Другая распространенная система налогообложения – ЕНВД. Она предполагает уплату единого вмененного налога в фиксированном размере, который определяется государством. Основное его преимущество – размер выручки бизнеса значения не имеет. Фирма может работать по ЕНВД, только если занимается определенными видами деятельности. В числе таковыми:

  • оказание бытовых услуг гражданам;
  • предоставление сервисов, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом и мойкой транспортных средств;
  • оказание транспортных услуг;
  • предоставление зданий и жилых помещений в аренду, гостиничный бизнес (если площадь спальных помещений составляет не более 500 кв. м по каждому объекту);
  • общепит;
  • розничная торговля;
  • предоставление платных мест на автостоянках.

Существует также ряд ограничений на применение ЕНВД. Так, данный режим налогообложения не могут применять:

  • фирмы, которые предоставляют сервисы общепита в школах, больницах, учреждениях социальной помощи;
  • ИП, которые работают по патенту в рамках того же вида деятельности, что предусмотрен ЕНВД;
  • фирмы, в которых работает более 100 человек;
  • компании, в которых более 25% принадлежит другим организациям;
  • так называемые крупнейшие налогоплательщики.

Также право на использование ЕНВД фирмой теряется, если она перестала вести деятельность, которая попадает под данный режим налогообложения.

Преимущества ЕНВД

Предприниматели, рассматривая льготные режимы налогообложения относительно ОСН, часто выбирают ЕНВД, так как данная схема характеризуется рядом преимуществ. Рассмотрим их.

Во-первых, для ЕНВД, как и для УСН, установлен упрощенный порядок отчетности перед ФНС – при условии, что фирма не ведет деятельность, попадающую под ОСН. Так, структура налоговой декларации по ЕНВД весьма проста – в ней всего лишь 5 страниц. Их заполнение не предполагает особой сложности для бизнесов, так как основная часть показателей, которые фиксируются в документе, определяется законодательно.

Во-вторых, в структуре определения налоговой базы при ЕНВД используются корректирующие коэффициенты. Их величина позволяет учитывать различные факторы, влияющие на доход и величину налога. Так, например, коэффициент K2 учитывает сезонность, режим работы, а также специфику географии деятельности предпринимателя.

В-третьих, ЕНВД предполагает учет работы в рамках фактического периода ее осуществления. Например, коэффициент K2 может быть изменен, если плательщик занимался бизнесом в течение более короткого периода в сравнении с отчетным. Соответствующий показатель корректируется, если предприниматель по каким-либо объективным причинам не осуществлял деятельности.

ЕНВД – добровольный или обязательный?

Важный нюанс, касающийся применения ЕНВД, – данный налог с 2013 года является добровольным, а в предыдущие периоды предприятие должно было работать по нему обязательно, если вид деятельности соответствовал критериям данного сбора. Сейчас фирма, осуществляющая активности, по которым можно применять ЕНВД, должна уведомлять ФНС, если соответствующие виды деятельности – основные.

ЕСХН

Законодательством РФ могут быть предусмотрены специальные режимы налогообложения для предпринимателей, ведущих деятельность в конкретных сегментах. Например, для фермеров, которые могут воспользоваться возможностью вести расчеты с государством, выплачивая единый сельскохозяйственный налог или ЕСХН. Сельхозпроизводители, выбравшие данную схему налогообложения, освобождаются от необходимости уплаты:

  • налога на прибыль;
  • налога на имущество.

Если фермер зарегистрирован как ИП, то он не должен платить также НДФЛ, налог на имущество физлиц. Так же, как и в случае с УСН, плательщики ЕСХН должны исполнять предусмотренные законом обязательства для налоговых агентов.

Патентная система

Специальные режимы налогообложения НК РФ также включают патентную систему. Какова ее специфика?

Патентная система предполагает уплату налога в величине, которая определяется как потенциально возможная для соответствующего вида деятельности. Критерии, по которым данный показатель вычисляется, устанавливаются НК РФ, а также региональными правовыми актами. Можно отметить, что одновременно с патентной системой фирма может применять иные режимы налогообложения, которые предусмотрены законодательством РФ.

Выбор режима налогообложения: потенциал роста бизнеса

Потенциал роста бизнеса – не менее важный критерий выбора оптимальной схемы налогообложения. Дело в том, что в силу специфики российского законодательства у предприятий не всегда есть возможность частого изменения способов расчета с государством. Как правило, если фирма начала работать в календарном году по определенной схеме, переключиться на иные виды режимов налогообложения до следующего периода будет проблематично. Поэтому, начиная предпринимательскую деятельность в календарном году, следует просчитывать, каков потенциал роста бизнеса.

Если ожидается большая выручка к концу года, то, возможно, начинать активности имеет смысл уже по той схеме, которая предполагает уплату фиксированных сборов (ЕНВД). Рассматриваемый критерий коррелирует также с такими факторами как сезонность. Бывает, что в той или иной сфере предпринимательских активностей летом выручка выше, чем зимой. Зная подобные закономерности, владелец компании может адаптировать применяемый режим налогообложения к сезонному фактору.

Резюме

Итак, мы рассмотрели основные схемы, по которым российские предприниматели могут выполнять обязательства перед бюджетом. Законодательством России предусмотрены весьма комфортные, не предполагающие большой платежной нагрузки, режимы налогообложения. РФ в этом смысле стоит в числе наиболее привлекательных для предпринимателей государств, особенно для начинающих бизнесменов.

Рассмотренные нами режимы налогообложения в ряде случаев облегчают не только платежную нагрузку на бизнес, но также и отчетные процедуры. Взаимодействие с государством предприниматели осуществляют не только в аспекте финансовых обязательств, но также и в контексте выполнения необходимых формальностей. В этом смысле начинающим бизнесменам также будет легче начать коммуникации с госструктурами – при пользовании специальными режимами налогообложения, которые характеризуются простотой отчетных процедур.

Есть определенные нюансы, касающиеся определения того, какой режим налогообложения подходит для конкретного бизнеса. Однако мы рассмотрели критерии, которые вполне полезны с точки зрения выбора одной из схем расчетов с бюджетом.