Налогооблагаемая прибыль в балансе. Что такое балансовая прибыль? Формула расчета

В советской уголовно-правовой литературе довольно часто отождествляются понятия предмета и содержания политики. Предмет и содержание политики – явления, тесно связанные между собой, но не тождественные. Предмет политики – это то явление общественной жизни, развитие которого должно обеспечиваться определенным направлением политики: экономика, взаимоотношения с иностранными государствами, культурно-воспитательная работа и т. д. Содержание политики определяется предметом, поскольку политика должна давать такое направление деятельности соответствующим органам и организациям, которое было бы способным по своим объективным свойствам обеспечить развитие предмета политики в определяемом Коммунистической партией Советского Союза направлении.

Ряд авторов под предметом политики понимают ее содержание. Так, В. Клочков пишет: «К предмету уголовной политики относятся такие вопросы: признание преступными определенных антиобщественных действий и исключение из разряда преступлений тех или иных деяний с учетом происходящих в процессе общественного развития изменений (криминализация и декриминализация), применение уголовной ответственности и уголовного наказания, мер общественного воздействия и административных взысканий, заменяющих наказание; обеспечение неотвратимости ответственности за каждое преступление; исполнение уголовного наказания и заменяющих его мер; исправление и перевоспитание лиц, совершивших преступления; социальная адаптация (ресоциализация) лиц, отбывших наказания, особенно в виде лишения свободы, повышение общественного воздействия наказания и заменяющих его мер».

Приведенное положение свидетельствует, что автором предпринята попытка раскрыть содержание уголовной политики, а не предмет ее. При этом раскрывается содержание уголовной политики как единой политики в области борьбы с преступностью путем применения наказаний или мер, его заменяющих.

Следует заметить, что содержание уголовной политики изложено автором недостаточно полно. Во-первых, в нем совершенно упущено содержание уголовно-процессуальной политики, которая является составной частью единой уголовной политики. Во-вторых, в определение содержания не включены очень важные направления уголовно-правовой политики, такие, как выработка основных направлений уголовно-правовой борьбы с преступностью, определение принципов и общих положений, лежащих в основе уголовно-правовой политики, создание уголовного законодательства и его совершенствование и др. В-третьих, автором иногда смешивается сама политика и средства ее практической реализации. Например, исполнение уголовного наказания и мер, его заменяющих, исправление и перевоспитание преступников есть не содержание уголовной политики, а практические средства ее реализации.

При определении содержания уголовно-правовой политики нельзя выходить за пределы ее предмета и характерных для этой политики средств и методов воздействия на него.

Для правильного понимания содержания советской уголовной, в том числе и уголовно-правовой политики, заслуживает внимания следующее положение Н. И. Загородникова: «При осмысливании понятия советской уголовной политики нужно иметь в виду три ее стороны. Первая – это выработанная КПСС и выраженная в Программе и решениях съездов партии, в постановлениях руководящих органов партии и государства линия борьбы с преступностью средствами уголовного наказания и другими мерами государственного принуждения и общественного воздействия, воплощенная в общие принципы, на которых эта линия базируется. Вторая – конкретная деятельность государства, его органов и их представителей, общественных организаций и отдельных лиц, состоящая в проведении в жизнь выработанной линии, выражающаяся в издании уголовных и других законов в области борьбы с преступностью, применении этих законов к конкретным социальным конфликтам и разрешении их на основе действующего уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового и административного законодательства. Третья – это научное осмысливание исторической обусловленности выработанной партией линии в борьбе с преступностью, мер по ее реализации, изучение практики реализации уголовной политики, выработка рекомендаций по улучшению структуры и деятельности органов государства, их представителей, общественных организаций в области борьбы с преступностью».

Представляется, что это положение в обобщенном виде охватывает все основные направления уголовной политики, к которым относятся выработка линии в борьбе с преступностью, определение направлений деятельности законодательных и иных органов и организаций по практической реализации этой линии, определение направлений работы по совершенствованию организации борьбы с преступностью. Недостатком его является то, что автор не проводит четкой грани между политикой и средствами ее реализации. Одной из сторон политики он называет конкретную деятельность государства, его органов и их представителей, общественных организаций и отдельных лиц, состоящую в проведении в жизнь выработанной линии.

Конечно, политика без практической деятельности по ее реализации ничто. Однако политика и ее практическая реализация не одно и то же. Верная политическая линия, не подкрепленная организаторской работой по ее практическому осуществлению, может остаться нереализованной или даже искаженной.

М. И. Ковалев следующим образом представляет себе содержание советской уголовной политики: «Главная задача… состоит в том, чтобы а) определить, что должно считаться преступлением; б) сформулировать основные принципы уголовного права и уголовного правосудия, а также генеральную линию борьбы с преступностью; в) установить решающие признаки, по которым можно было бы судить о степени общественной опасности, а следовательно, и наказуемости тех или иных деяний; г) в соответствии с основными положениями Конституции СССР и признаками социалистического права очертить пределы и возможности уголовно-правового регулирования в некоторых сферах деятельности общественных учреждений, а также пределы вмешательства в жизнь частных лиц; д) определить принципы построения уголовно-правовых норм, законодательной техники, чтобы понятия и институты, составы преступления соответствовали политической сущности того или иного преступления; е) в процессе правосудия и применения норм уголовного права направлять деятельность органов правосудия в рамках изменяющихся условий социальной жизни людей; ж) в соответствии с этими условиями вносить коррективы в уголовное законодательство».

С отнесением этого круга вопросов к содержанию уголовно-правовой политики можно согласиться. Вместе с тем следует отметить, что некоторые вопросы, сформулированные М. И. Ковалевым, перекрывают друг друга и поэтому лишены самостоятельности. Более кратко содержание уголовно-правовой политики можно сформулировать следующим образом: 1) определение принципов и общих положений, лежащих в основе борьбы с преступностью, путем применения наказания; 2) выработка основных направлений борьбы с преступностью и постановка задач в этой области в различные периоды развития нашего общества; 3) выработка критериев отнесения деяний к кругу преступлений (критерии криминализации и декриминализации деяний); 4) определение направления деятельности законодательных органов по созданию уголовного законодательства и практических органов по его применению (создание Общей части советского уголовного права, создание Особенной части советского уголовного права, деятельность правоприменяющих органов, правовое воспитание граждан).

Из книги Договор о Европейском Союзе автора Европейский Союз

Раздел VI. Положения о сотрудничестве полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере Статья 29Без ущерба для полномочий Европейского сообщества, целью Союза является обеспечение гражданам высокого уровня безопасности в рамках пространства свободы, безопасности и

Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен

4. Понятие и особенности уголовно-правовой нормы Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило поведения, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений.Структура нормы права – ее внутреннее строение.

Из книги Уголовно-исполнительное право автора Фокин В. М.

Глава 1. Понятие и место уголовно-исполнительного права в правовой системе России 1.1. Предмет и метод уголовно-исполнительного праваКак и любая отрасль права, уголовно-исполнительное право имеет свой специфический, присущий только ей предмет регулирования, то есть

Из книги История таможенного дела и таможенной политики России автора Пиляева Валентина

Сущность и содержание таможенного дела и таможенной политики Мир вокруг нас развивается по сложным и интересным законам экономики, которые тесно связаны с историческим развитием государства. Государство возникает постепенно. Так, например, первые государства на Земле,

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание Под уголовно-исполнительным законодательством понимают систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания)

Из книги Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

4. Факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики На формирование уголовно-исполнительной политики влияют следующие факторы: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень

Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

16. Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание Под уголовно-исполнительным законодательством понимают систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания)

Из книги Крым: право и политика автора Вишняков Виктор Григорьевич

3. Механизм реализации уголовно-правовой системы Уголовно-правовая система реализует себя с помощью механизма, включающего объективные и субъективные факторы.Объективные факторы – это, прежде всего, изменение социально-правовых реалий. Вместе с тем любая правовая

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

12. Структура уголовно-правовой нормы Диспозиция указывает деяния, которые признаются преступлениями и за совершение которых устанавливается наказание. Различают диспозиции четырех видов. Простая диспозиция только называет преступление, не раскрывая его признаков.

Из книги Избранные труды автора Беляев Николай Александрович

ГЛАВА IV. Правовой статус Крыма и правовой статус Севастополя в системе многовекторной политики

Из книги Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» автора Кузнецова Нинель Федоровна

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОСОЮЗА И ЕЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ Уже с первых лет существования ЕС в договорах, учредивших ЕОУС, ЕЭС и Евратом, было предусмотрено осуществление ряда мероприятий для нейтрализации негативных социальных последствий экономической

Из книги автора

Понятие, сущность и содержание уголовно-правовой

Из книги автора

§ 1. Понятие уголовно-правовой политики Советская уголовная политика – это основанное на объективных законах развития социалистического общества направление деятельности государственных и общественных органов и организаций по охране интересов трудящихся от

Из книги автора

§ 3. Принципы советской уголовно-правовой политики Основу уголовно-правовой политики составляют принципы, на которых строится борьба с преступностью. К. Маркс, отмечая значение принципов в жизни общества, писал, что стоит только взять «в качестве исходного пункта дурные

Из книги автора

Реализация уголовно-правовой политики

Из книги автора

§ 3. Выбор уголовно-правовой нормы Второй этап квалификации преступления - выбор для квалификации преступления уголовно-правовой нормы. Он предполагает уяснение: 1) системы признаков уголовного законодательства; 2) толкования норм УК; 3) темпорального и территориального

Изменения, происходящие в уголовном законодательстве и практике борьбы с преступностью, постепенно, по мере развития общества приобретали относительно упорядоченный, осознанный, более или менее планомерный характер. В середине ХIХ в. стали складываться представления о том, что борьба с преступностью должна иметь научную основу. Возникло новое научное и практическое направление - уголовная политика, на базе которой, по мнению известного германского криминалиста Ф. Листа, «государство при помощи наказания и родственных ему институтов должно бороться с преступностью».

В скором времени и в России появились исследования в сфере уголовной политики, ее курс стал преподаваться в университетах в начале ХХ века. В этих работах уголовная политика рассматривалась как дополнение и средство преодоления догматизма уголовного права, основывавшегося в то время на положениях классической школы. Авторы призывали к совершенствованию уголовного законодательства на научной основе, к применению не только наказаний, но и мер предупреждения преступности, к гуманизации правовой системы. Правда, их рекомендации царской юстицией практически не воспринимались.

Новый всплеск интереса к уголовной политике имел место уже при советской власти, в 20 – 30-е годы. Однако смысл этого интереса был совсем иным. В работах Н.В. Крыленко, С.Я. Булатова, А.Я. Эстрина и ряда других авторов уголовная политика, по существу, противопоставлялась уголовному праву, демократические начала которого были отброшены; во главу угла при применении репрессий был поставлен классовый подход; политическая «целесообразность» ставилась выше законности. Известный юрист Е. Пашуканис писал: «Право у нас самостоятельной и законченной роли играть не может... Мы за то, чтобы в праве на первом месте стала политика, чтобы политика довлела над правом, ибо она ведет вперед».

Перестройка уголовного законодательства, произведенная после разоблачения культа личности Сталина, вызвала к жизни новые исследования проблем уголовной политики, широко развернувшиеся в 70 – 80-е гг., содержание и направленность этих исследований изменились. На этот раз речь шла о научном обосновании прогрессивных перемен в уголовном законодательстве и практике его применения, необходимость которых к тому времени настоятельно ощущалась в жизни советского общества и которые живо обсуждались юридической общественностью. В работах А.А. Герцензона, Н.И. Загородникова, Н.А. Беляева, В.И. Курляндского, П.С. Дагеля, С.В. Бородина, Ю.И. Ляпунова, И.А. Исмаилова и других авторов были сформулированы цели и принципы демократической политики, требования к современной практике законодательной и правоприменительной деятельности, подвергнуты критике нарушения законности прежних лет. Уголовная политика в этих работах предстает в идеале как динамичная, целенаправленная деятельность государства, способствующая оптимизации мер борьбы с преступностью, прежде всего в профилактическом направлении.


Уголовная политика является частью социально-правовой политики государства и заключается в системе руководящих идей, методов их реализации, деятельности государственных органов, направленных на борьбу с преступностью и устранение причин и условий, способствующих существованию преступности.

Непосредственная цель уголовной политики - создать уголовное законодательство, соответствующее общественным потребностям, и оптимизировать практику его применения.

а) определение основных принципов уголовно-право­вого воздействия на преступность;

б) установление круга общественно опасных деяний, признаваемых преступными (криминализация), и исключение тех или иных деяний из их числа (декриминализция);

в) установление характера наказуемости общественно опасных деяний (пенализация) и условий освобождения от уголовной ответственности или от наказания (депенализация);

г) определение альтернативных наказанию мер уго­ловно-правового характера (заменяющих), а также мер, применяемых наряду с наказанием (подкрепляющих). К первым из них относятся, в частности, принудительные меры медицинского характера, применяемые к душевнобольным. Ко вторым – принудительные меры медицин­ского характера, применяемые к алкоголикам и нарко­манам, признание особо опасным рецидивистом и т.п.;

д) толкование действующего законодательства в об­ласти борьбы с преступностью с целью уяснения и разъя­снения его точного смысла;

е) направление деятельности правоохранительных органов по применению на практике институтов и норм уголовного права, выяснение их эффективности.

Уголовная политика есть выработанная государ­ством генеральная линия, определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголов­ного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законода­тельства, регулирования практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение пре­ступлений. Иными словами, уголовная политика определяет стратегию и тактику борьбы с преступностью, имея в качестве конечной цели максимальное сокращение преступности на основе устранения причин и условий, ее порождающих, и используя в качестве средств уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право и меры про­филактики.

Тема 2. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН

1. Понятие уголовного закона, его специфические черты и значение.

2. Понятие уголовно-правовой нормы и ее структура.

3. Действие уголовного закона во времени.

4. Действие уголовного закона в пространстве.

5. Выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция).

6. Толкование уголовного закона.

Термин "уголовно-правовая политика" исторически связан с развитием уголовно-правовой науки. Основоположник российской уголовной политики Михаил Павлович Чубинский считал, что наука уголовного права в широком смысле включает уголовную догматику, уголовную политику и уголовную этиологию. В начале XX в. российский юрист Сергей Константинович Гогель писал, что "уголовная политика, являясь или неразрывным целым с уголовной социологией, или прикладной наукой к основной позитивной науке - уголовной социологии, представляет собой учение о существующих уже ныне мерах борьбы с преступностью". Пройдя длительный эволюционный путь, уголовная политика из научной категории трансформировалась в одно из направлений деятельности государства, в котором она и воспринимается на сегодняшний день.

Уголовно-правовая политика - это выработанная государством генеральная линия, определяющая основные направления, принципы, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного законодательства, практики его применения, а также воздействия на правовую культуру и правовое сознание населения. Иначе говоря, уголовная политика, имея в качестве конечной цели максимальное сокращение преступности, определяет стратегию и тактику борьбы с преступностью мерами уголовного права. Уголовно-правовая политика является составной частью более широкого понятия "политика борьбы с преступностью", которая, в свою очередь, входит в социальную политику государства. Помимо уголовной политики структурными элементами политики борьбы с преступностью являются уголовно-исполнительная, уголовно-процессуальная и криминологическая политика.

Содержание уголовно-правовой политики, как представляется, находит свое выражение прежде всего в деятельности государственных и общественных органов и организаций по борьбе с преступностью путем применения мер, предусмотренных уголовным правом. Иначе говоря, содержание уголовной политики есть управление процессом борьбы с преступностью специфическими уголовно-правовыми средствами.

Проблема уголовно-правовой политики является фундаментальной в теории отраслевых наук антикриминального цикла, в первую очередь уголовного права и криминологии. Анализ позиций ученых, высказанных ими в разное время, дает ни с чем не сравнимую возможность "погружения" в процесс формирования изучаемого понятия с учетом развития государственно-правовых явлений на протяжении достаточно длительного исторического периода. Это также свидетельствует об определенной научной состоятельности и самостоятельности ученых в условиях существовавшего на тот период политического режима.

Относительно объема и содержания уголовно-правовой политики сегодня, как и раньше, существуют две основные позиции, связанные с пониманием уголовной политики.

Первая была сформулирована А.А. Герцензоном, считавшим, что изучаемым понятием охватывается все, что прямо или косвенно направлено на борьбу с преступностью. Таким образом, трактуя данное понятие уголовной политики, он включал в ее сферу не только специальные меры (уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, криминологические, исправительно-трудовые, криминалистические), но и меры чисто социального характера (экономические, идеологические, медицинские и т.д.).

Кроме этого, была высказана и другая точка зрения, сторонники которой (С.В. Бородин, А.Э. Жалинский, Н.И. Загородников, И.А. Исмаилов, Н.И. Стручков) считают, что только специальные меры социального предупреждения преступности, которые основываются на уголовном, уголовно-процессуальном и исправительно-трудовом законодательстве с привлечением данных науки, включая криминологию и криминалистику, составляют это понятие. Представляется важным в этом контексте определение уголовной политики, предложенное Н.И. Загородниковым и Н.А. Стручковым: "Уголовная политика представляет собой такое направление советской политики, в рамках которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством разработки и осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию и пенализацию, а когда нужно, декриминализацию деяний, а также посредством определения круга допустимых в борьбе с преступностью мер государственного принуждения". Следует отметить, что основной акцент в этом определении сделан на исходных требованиях, т.е. принципах борьбы с преступностью, что представляется весьма важным.

Сходно, но с определенной спецификой определяет уголовную политику Н.А. Беляев. По его мнению, уголовная политика осуществляется путем применения наказания или заменяющих наказание мер административного или общественного воздействия к лицам, совершившим преступные посягательства, а также путем предупреждения преступлений при помощи угрозы применения наказания.

Помимо приведенных выше формулировок в юридической литературе имеется множество различных определений уголовной политики. Так, например, по мнению И.А. Исмаилова, уголовную политику можно охарактеризовать как "направление деятельности государства, осуществляемой на уровне политического руководства, управления, принятия и реализации конкретных решений и имеющей основным назначением определение и проведение в жизнь задач, форм и содержания, целенаправленных мер борьбы с преступностью (воздействия на нее), организацию и обеспечение оптимального функционирования и развития этой системы на надлежащей идеологической, правовой, информационной, ресурсной базе и во взаимодействии с другими социальными системами" представляют несомненный интерес определения, иллюстрирующие современный взгляд на проблему. С.С. Босхолов считает: "Под уголовной политикой следует понимать: 1) государственную политику (доктрину) борьбы с преступностью, выраженную в соответствующих директивных актах (законах, указах Президента, постановлениях правительства); 2) научную теорию и синтез соответствующих политических, социологических и правовых знаний; 3) особый вид социальной деятельности, направленной на активное, наступательное противодействие преступности и другим правонарушениям". В.П. Ревин подчеркивает: "Уголовная политика - это целенаправленная активная деятельность государства по защите общества от преступности, разработка и реализация оптимальной стратегии, призванной обеспечить достижение цели стабилизации и ограничения уровня преступности, создания предпосылок позитивных тенденций преступности".

Обобщенно, в структурном плане уголовную политику определяет Я.Г. Стахов. По его мнению, это государственная программа борьбы с преступностью и ее реализация в деятельности государственных и общественных организаций, а также сложное, многогранное социально-политическое образование, объектом воздействия которого является преступность

Дефиниция, отражающая реалии современного правового государства, сформулирована И.Э. Звечаровским: "Уголовная политика - это выработанное государством и основанное на объективных законах развития общества направление деятельности специально уполномоченных на то государственных органов и организаций по охране прав и свобод человека и гражданина, общества и государства в целом от преступных посягательств путем применения наказания и других мер уголовно-правового характера к лицам, их совершившим, а также посредством предупреждения преступлений при помощи правового воспитания, угрозы применения уголовного наказания и мер профилактики индивидуального и специально-криминологического характера".

Это определение еще раз подтверждает, что содержание уголовной политики не исчерпывается только уголовным законодательством. Хотя именно уголовное законодательство выступает материально-правовым основанием, содержанием, диктующим соответствующую форму для уголовно-процессуальной политики. Касаясь структуры уголовной политики, С.В. Бородин говорил о правомерности употребления таких понятий, как уголовно-правовая политика, уголовно-процессуальная политика, судебная политика, исправительно-трудовая политика. Вместе с тем он подчеркивал, что это "лишь составные части уголовной политики, поскольку предмет каждой из них входит как неразрывная часть в предмет уголовной политики". Исходным пунктом здесь служит представление о том, что главное в борьбе с преступностью - ее предупреждение. Такой подход к определению границ уголовной политики представляется наиболее перспективным, ибо борьбе с преступностью придается комплексный характер, а сама она (политика) приобретает необходимую глубину и объемность.

Анализируя понятие уголовной политики, необходимо отметить главное - ее ведущую роль по отношению к материальным и процессуальным отраслям права антикриминального цикла, управление применением норм которых является одной из форм реализации уголовной политики.

В отраслевом контексте данные понятия направлены на то, чтобы выделить из правовой сущности уголовной политики как системы направления, обслуживаемые.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что все авторы рассматривают уголовную политику как направление государственной деятельности, определяющее стратегию и тактику борьбы с преступностью на базе уголовного материального, процессуального и исполнительного права. Однако наряду с традиционными определяющими уголовной политики - деятельностью государства, профилактикой правонарушений, борьбой с преступностью, юридическими составляющими и ресоциализацией преступников - в настоящее время появились факторы, которые нельзя не учитывать при определении понятия, раскрытия содержания и сущности уголовной политики Российской Федерации.

Общепризнанными понятиями современной общественно-политической жизни являются: политика, внутренняя политика, внешняя политика и международная политика. В свою очередь, внутренняя (внутригосударственная, национальная) политика подразделяется на социальную, экономическую, экологическую и некоторые иные. Внутренняя политика - это направления деятельности государства и общества (как через государство, так и через иные политические и неполитические образования), связанные с решением задач, касающихся населения в целом, отдельных групп населения, государства в целом или его частей (субъектов федеративного государства). Иными словами, тот или иной вопрос является (становится) политическим, когда он затрагивает большие массы людей, страну, государство, части государства. Вопрос может быть политическим какое-то время, затем перестать быть таковым.

Правопорядок, борьба с преступностью, безопасность личности в зависимости от их состояния могут быть вопросами социальными (социальной политики) и могут быть вопросами внутригосударственной политики в целом, но во всех случаях они касаются всего общества и государства и требуют принятия специальных мер государственного и общественного характера, которые традиционно можно назвать уголовной политикой. Причем на нынешнем этапе состояния и развития российского общества и государства это элемент внутригосударственной политики в целом, что объясняется следующими общенациональными и общегосударственными обстоятельствами, а также активным включением России в антитеррористические усилия ООН и других организованных форм сообщества, в сферу международного сотрудничества по борьбе с транснациональными преступлениями.

В связи с появлением различных форм собственности в Российской Федерации (ст. 8 Конституции РФ, ст. 212 Гражданского кодекса РФ) и соответственно сокращением участия государства в производительных сферах (не всегда оправданное) возросла ответственность предпринимателей и иных собственников (особенно собственников (фактических и формальных) средств производства) за безопасность, сохранность и эффективность использования этой собственности. Переложить полностью на государство ответственность за собственность, за правопорядок (условие нормального всестороннего развития общества), за преступность, за безопасность личности невозможно и нецелесообразно. Следовательно, собственники должны принимать участие в выработке и проведении в жизнь уголовной политики. Естественно, не только предприниматели, объединенные в союзы, но и иные звенья политической системы российского общества, а также все субъекты развивающегося гражданского общества должны участвовать в ее разработке и проведении в жизнь. Государство определяет политико-правовую составляющую уголовной политики и обеспечивает через правоохранительные органы ее осуществление при поддержке участников всех организованных форм российского общества.

Российская Федерация находится в процессе становления как подлинно сложное - федеративное - государство. И федеральный центр, разрабатывая основы уголовной политики РФ, должен тщательно учитывать особенности положения дел в субъектах РФ - республиках, краях, областях, автономных округах и автономной области в сфере обеспечения правопорядка, борьбы с преступностью и безопасности личности.

Конец XX и начало XXI в. характеризуется увеличением числа и повышением степени общественной опасности ряда "новых" и "старых" преступлений - терроризма и международного терроризма, наркомафии и незаконного оборота наркотиков, различных форм организованной преступности и т.п. Причем в условиях существования оружия массового поражения эти общеуголовные деяния угрожают и покушаются не только на правопорядок и безопасность личности, но и на национальную безопасность конкретных государств и международную безопасность.

Ситуация в Чеченской Республике ярко показала, что бороться с террористической угрозой и актами международного терроризма, контрабандой оружия, бандитизмом в рамках "старой" уголовной политики весьма затруднительно. Российское Правительство, выполняя внутригосударственные и международные обязательства по обеспечению национального и международного правопорядка, пресечения преступности и охраны прав и свобод человека, уже не может действовать, опираясь лишь на органы уголовной юстиции.

При разработке и проведении в жизнь российской уголовной политики необходимо ориентироваться на взаимодействие и взаимное дополнение систем уголовной юстиции, правоохранительных органов системами национальной и международной безопасности. С одной стороны, важно, чтобы каждая система действовала в пределах, определенных законом, с другой - занимаясь специфическими вопросами, например, борьбы с терроризмом, они должны взаимодействовать. Хороший пример в российской практике - создание Федеральной антитеррористической комиссии, где представлены не только органы, обеспечивающие национальную безопасность, но и МВД России и другие структуры, занимающиеся борьбой с общеуголовной преступностью и обеспечением безопасности личности.

Центральной составляющей уголовной политики являются уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная отрасли. Однако их создание и успешное функционирование (применение), выработка и осуществление государственных директив в сфере обеспечения правопорядка, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности личности, разработка и организация предупреждения преступности и ресоциализация преступника должны строиться на полинормативной основе. Уголовная политика как часть внутригосударственной политики должна строиться и осуществляться на основе политических директив, норм права, морали (нравственности), религиозных норм, обычаев, а также корпоративных норм. Нельзя забывать и о положениях ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

прибыль предприятие рентабельность

Обобщающим показателем, характеризующим финансовое состояние предприятия, является рентабельность, которая отражает эффективность использования капитала, т.е. эффективность финансовых инвестиций. Уровень рентабельности капитала измеряется процентным отношением чистой балансовой прибыли к величине капитала. Оценка рентабельности предприятия осуществляется с использованием системы экономических показателей, из которых наиболее распространенными являются общая рентабельность предприятия (РП) и рентабельность собственного капитала предприятия (РСК).

где ХП - чистая прибыль предприятия (руб.),

Б - итог баланса (руб.).

Второй показатель характеризует финансовую рентабельность, т.е. рентабельность собственного капитала, и исчисляется как соотношение чистой прибыли к величине собственных средств:

Именно показатель финансовой рентабельности, т.е. доходности собственных средств, является одним из наиболее значимых показателей эффективности финансовых инвестиций для предприятий, работающих на принципах самофинансирования, так как именно рост доходности собственных средств является условием и предпосылкой для расширения базы самофинансирования предприятия. Необходимо отметить, что не всегда получение высокой чистой прибыли приводит к росту финансовой рентабельности. Если предприятие торговли пренебрегает маркетинговыми исследованиями и введением новейших достижений в процесс обращения, то рано или поздно это приводит к резкому снижению эффективности инвестиций и как следствие, снижению финансовой рентабельности.

Очень важно учитывать, что издержки на маркетинг и НИР снижают величину балансовой прибыли, но повышают эффективность собственных средств предприятия, как за счет увеличения числа продаж, так и за счет возможного повышения цен на товары с эластичным ценовым спросом по отношению к средним ценам по отрасли.

Балансовая прибыль равна чистой прибыли предприятия до уплаты налогов. Чистая прибыль зависит от процентной ставки налога на прибыль, то есть неизбежно зависит от внешних факторов. Балансовая прибыль в большей степени, чем чистая прибыль отражает эффективность деятельности предприятия и эффективность принятого руководством предприятия решения. Поэтому, как правило, для первичной оценки эффективности принимаемых решений, руководитель требует расчета значения балансовой прибыли и оценивает воздействия различных факторов именно на балансовую прибыль. То, что налог берется с балансовой прибыли, только отражает факт важности балансовой прибыли, как важнейшей количественной характеристики деятельности предприятия.

Балансовая прибыль/убыток (БП) может быть рассчитана по следующей формуле:

где Пр - прибыль от реализации продукции (услуг);

Пп - результат от прочей реализации;

Пво - сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (услуг) (Пр) рассчитывается по формуле:

где В - товарооборот или выручка от реализации продукции, услуг;

Ио - издержки обращения;

Зу - материальные затраты на оказание услуг.

Чистая прибыль (Пч), остающаяся в распоряжении предприятия, рассчитывается по формуле:

где Н - величина налога на прибыль.

В деятельности торговых предприятий широко применяется показатель рентабельности, характеризующий относительный размер прибыли. В зависимости от цели расчетов наиболее часто рентабельность торгового предприятия определяют посредством процентного отношения прибыли к следующим показателям:

  • -товарообороту;
  • -издержкам обращения;
  • -оборотным средствам;
  • -основным средствам;
  • -средствам на оплату труда;
  • -собственному капиталу;
  • -капиталу (совокупному капиталу предприятия, включающему собственные и заемные средства).

Очевидно, что все эти параметры легко посчитать, зная балансовую прибыль и процентную ставку налога на прибыль. Чистая прибыль легко находиться по формуле:

где СН - процентная ставка налога на прибыль.

Порядок взимания налогов и сборов в России определенный Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. № 21181. Состав налоговых платежей торгового предприятия включает: налог на прибыль; налог на имущество предприятия; налоги. уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды.

Налог на прибыль - основной по размеру платежей - рассчитывается в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации " О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" от 10 июля 1995 г, № 37. Обложению налогом подлежит часть балансовой (валовой) прибыли, которая не содержит затрат, относимых на издержки обращения. Балансовая прибыль (убыток) определяется по формуле:

где БП - балансовая прибыль(убыток);

ВД - выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг);

НДС - налог на добавленную стоимость;

ИО - издержки обращения;

ПР - результат от прочей реализации (основных фондов и иного имущества);

ДВО - доходы от внереализационных операций(сдача имущества в аренду; штрафы, пени, неустойки и другие суммы, полученные в виде санкций и возмещения убытка по хозяйственным договорам; проценты, начисленные банками по счетам, и другие виды доходов от операций, не связанных с реализацией товаров, основных фондов и другого имущества);

РВО - расходы от внереализационных операций(убытки по операциям с тарой; уплаченные штрафы, пени, неустойки, за исключением уплаченных в бюджет и внебюджетные фонды; убытки от списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и некоторые другие).

Если предположить, что всеми видами выручки торгового предприятия кроме выручки от продаж товаров можно пренебречь, то очень удобна для анализа такая формула расчета балансовой прибыли.

где В - валовая выручка от реализации товаров за данный период;

СППТ- стоимость производства проданных товаров;

А - амортизация;

МА- издержки на маркетинг;

НИР - издержки на научно исследовательские разработки;

СК - стоимость складирования остатка товаров;

ПЗ - плата за кредит.

Стоимость производства проданных товаров включает в себя как переменные, так и постоянные издержки. Постоянные издержки - это издержки не зависящие в данном периоде от числа реализуемых товаров. Сюда входит плата за аренду помещения, коммунальные услуги, зарплата рабочих и служащих, чье число не зависит от количества реализуемых товаров и т.д. Переменные издержки - издержки связанные с количеством реализуемых товаров. Сюда относится, прежде всего, закупочная стоимость товара, зарплата работникам, число которых зависит от количества реализуемого товара, НДС, транспортные расходы, стоимость тары и т.д.

Из приведенных формул видно, что балансовая прибыль состоит из сравнительно небольшого вида выручки, за минусом издержек различного типа. Причем, учесть все издержки, определить их зависимость от товарного оборота и вычислить или учесть качественно их влияние на размер выручки достаточно сложная задача.

Резервы увеличения балансовой прибыли

Резервы увеличения балансовой прибыли можно определить из формул:

Легко видеть, что

Первый способ увеличения балансовой прибыли за данный период - это увеличение числа продаж. При этом В будет увеличиваться, СППТ снижаться за счет неизменной величины постоянных издержек в данном периоде.

Но при исследовании резервов увеличения прибыли надо учитывать, что все величины входящие в приведенные выше формулы взаимосвязаны сложным образом. Поэтому начнем с рекомендаций общего характера.

Во первых, необходимо не реже чем раз в квартал (на некоторых предприятиях ежедневно) составлять и анализировать основные финансовые документы: счет прибылей и убытков (декларацию о доходах), кассовый отчет, балансовый отчет.

Во вторых, необходимо анализировать влияние всех видов выручек и издержек на величину прибыли.

В третьих, стремиться найти количественные связи. Общая микроэкономика рекомендует выразить все виды выручки и издержек через число реализуемых товаров.

В четвертых, учитывать, что любые количественные характеристики приблизительны. Не возможно учесть всех внутренних и особенно внешних факторов, влияющих на связи между выручкой и издержками.

Балансовая прибыль характеризует результат всей деятельности предприятия, в который входят операции производственного (основного) характера и так называемые внереализационные.

Этот показатель помогает понять, насколько экономически оправданы были те или иные сделки и как это повлияло в целом на финансовую эффективность предприятия.

Что собой представляет данный экономический показатель?

Балансовый показатель прибыли – это показатель, который получен от суммирования финансовых результатов всех совершенных на предприятии операций основного (производственного) и внереализационного характера.

Т.е. от операций, связанных с :

  • с и (или) услуг;
  • со сдачей в аренду помещений;
  • с получением процентов по выданным займам;
  • со списанием активов, и т.д.

Балансовая прибыль – важная характеристика деятельности предприятия.

Она формируется по данным бухгалтерского учета и на нее оказывает большое влияние порядок формирования показателей в бухучете, в частности:

  • утвержденный порядок признания доходов и расходов – по методу начисления или кассовый метод (по оплате);
  • используемый . Так, например, при налоговой системе могут включаться в состав расходов, увеличивая тем самым их размер. А вот при косвенные налоги подлежат отдельному отражению в учете, что сказывается на величине расходов в сторону их уменьшения;
  • используемый порядок формирования первоначальной стоимости основных активов и начисления их амортизации;
  • утвержденный вариант списания общехозяйственных и коммерческих расходов (директ-костинг или метод учета полных затрат), и многое иное.

Кроме того, прибыль балансовая – это результат формирования очень большого числа показателей, которые при их группировке по счетам бухгалтерского учета отражают разные направления деятельности компании.

Для этой цели используются два главных счета :

  • 90 «Продажи» – на нем формируются сведения об основной (уставной) деятельности компании;
  • 91 «Прочие доходы и расходы» – данный счет предназначен для отражения всех операций, которые не связаны с основной деятельностью, т.е. с производством и продажей продукции (услуг).

Порядок отнесения операций к основным и внереализационным и правила формирования их показателей подробно изложены в ПБУ «Доходы организации» №9/99 (Приказ Минфина РФ, №32н, 06.05.99г.) и в ПБУ №10/99 «Расходы организации» (Приказ Минфина России, №33н, 06.05.1999г.).

Состав

Формирование балансовой прибыли наглядно представлено в (по тексту далее – Отчет о прибылях и убытках).

Данный документ содержит в себе все конечные финансовые показатели деятельности компании и позволяет проследить степень их влияния на балансовую прибыль.

Базовый показатель прибыли – это прибыль от продаж (от оказываемых услуг и (или) от выполняемых работ). Все ее составляющие накапливаются на счете 90 на соответствующих субсчетах: «Выручка», « », «Налоги», коммерческие расходы и общехозяйственные издержки. Расчет этого показателя производится в виде разности между его оборотами по дебету (выручкой) и кредиту (налоги и все расходы). Положительный результат разности – это прибыль.

В Отчете о прибылях и убытках этот процесс выглядит так :

  • сначала рассчитывается валовая прибыль, как разница между выручкой, предварительно уменьшенной на сумму косвенных налогов, и себестоимостью продаж;
  • полученный валовой показатель прибыли уменьшается на расходы на продажу и на общехозяйственные издержки. В итоге формируется прибыль от продаж (если получилась положительная разница).

Стоит напомнить, что в расчет всех этих показателей включаются только те доходы и расходы, какие непосредственно связаны с производственной деятельностью.

Результат от внереализационных (прочих) операций формируется отдельно от основного показателя прибыли и сразу из нескольких элементов:

  • «доход от участия в других организациях». Он включает в себя сумму дивидендов и иных доходов, которые получены в результате вложения предприятия, в том числе в других юридических лиц. Иными словами, данные доходы, выплачиваются только учредителям организаций пропорционально доле их вклада в уставной фонд;
  • «проценты к получению». В состав этих доходов относятся проценты по предоставленным займам, по судебным взысканиям, по договорным обязательствам, и т.д.;
  • «проценты к уплате». Эта статья представляет собой расход компании, поскольку отражает те суммы, которые организация обязана выплатить по кредитам и займам, по нарушению договорных обязательств, и т.д.;
  • «прочие доходы». К ним относятся все иные внереализационные поступления, которые не отражены в вышеуказанных строках. В частности, это доход от списания или продажи старого имущества, арендные поступления (при условии, что аренда не является единственным, т.е. основным видом деятельности), положительные разницы в курсах валют; обнаруженные в ходе ревизии излишки материальных ценностей, и многое иное;
  • «прочие расходы». Это затраты, которые связаны с получением внереализационных доходов и (или) с осуществлением операций, в ходе которых не извлекается доход. Например, это отрицательные разницы в курсах валют, которые возникли в ходе пересчета валютной оценки по текущему курсу; потери из-за хищений или недостач; банковские комиссии за обслуживание расчетного счета, за выдачу наличных средств или их прием; убытки по прошлым периодам, выявленные на отчетную дату, и т.д. К прочим расходам, которые, наоборот, связаны с извлечением дохода, могут относиться затраты на содержание сданного в аренду помещения (если этот вид деятельности, конечно, не считается основным); амортизация и остаточная стоимость списываемого имущества, и т.д.

Прибыль до налогообложения . Именно этот показатель и считается балансовой прибылью (БП).

Он находится по следующей формуле :

БП = Прибыль от продаж + Дивиденды + % к получению – % к выплате + Прочие доходы – Прочие расходы.

Однако предприятие может и не получить прибыль от продаж.

Тогда расчет балансовой прибыли будет формироваться следующим образом:

БП = (Убыток от продаж) + Доход в виде дивидендов + Проценты к получению – % к погашению + Прочие доходы – Прочие расходы.

Исходя из величины убытка от продаж будет зависеть и размер балансовой прибыли и даже ее наличие. Например:

  • убыток от продажи составил 200 тысяч рублей;
  • дивиденды = 25 тысяч рублей;
  • проценты к получению = 10 тыс.рублей;
  • % к внесению = 7 тыс.рублей;
  • прочие поступления = 13 тыс.рублей;
  • прочие выплаты = 8 тыс.рублей.

Тогда балансовая прибыль будет составлять:

БП = (-200 000) + 25 000 + 10 000 – 7 000 + 13 000 – 8 000 = (-167 0000) – убыток.

Допустим, убыток от реализации равен 5 000 рублей:

БП = (- 5,0 тыс.) + 25,0 тыс. + 10,0 тыс. – 7,0 тыс. + 13,0 тыс. – 8,0 тыс. = 28,0 тыс. – прибыль.

Кроме того, не только наличие убытка от продаж способно сильно повлиять на величину и даже на наличие показателя балансовой прибыли, но и каждый из составляющих ее элементов. Например, может быть такая ситуация (что нередко происходит на практике), когда операций по основной деятельности нет совсем. Тогда балансовая прибыль формируется исходя из операций внереализационного характера.

Не стоит забывать, что деятельность предприятия – это не только производство, но и любые хозяйственные факты, без которых функционирования фирмы невозможно. Например, если не оплачивать банковские комиссии из-за отсутствия денег на счете, поскольку предприятие не работает, то сразу начисляются за нарушение договорных обязательств перед банком.

А при бухгалтерском методе формирования доходов и расходов «по начислению» эти пени независимо от их оплаты становятся расходом и включаются в состав «Проценты к уплате». Таким образом, независимо от наличия основной деятельности все равно происходит формирование показателей, из которых складывается финансовый результат.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

В каких отчетах можно найти балансовую прибыль?

Основной источник предоставления сведений о балансовой прибыли – Отчет о прибылях и убытках (о финансовых результатах). Этот показатель в Отчете отражается по строке 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения».

Несмотря на свое название «балансовая», этот вид прибыли не отражается в . Но зато там показывается чистая нераспределенная прибыль, которая является частью балансовой прибыли и конечным показателем эффективности деятельности фирмы.

Анализ показателя

Задачи анализа этого показателя прибыли заключаются в том, чтобы:

  • выяснить степень влияния каждого из формирующих прибыль до налогообложения факторов;
  • выяснить причины изменений каждого из элементов, которые составляют балансовую прибыль.

Решающее влияние на величину балансовой прибыли оказывают следующие факторы :

  • изменения в ;
  • прибыль от продаж либо убыток (объем товарооборота, его структура, цена и себестоимость единицы продукции (услуг));
  • остаток по внереализационным операциям (исключая дивиденды и проценты к получению (кроме штрафных));
  • доход от инвестиционно-финансовой деятельности (проценты по выданным займам, дивиденды и иные доходы от вложений, а также доход от продажи собственного имущества).

Для проведения детального анализа балансовой прибыли рекомендуется:

  • сначала провести факторный анализ укрупненных показателей (т.е. прибыль от продаж, доходы по инвестиционной деятельности, и иные). Для этого используется метод сравнения данных прошедшего и текущего периода в абсолютной и относительной величине;
  • потом нужно провести анализ динамики каждого из составляющих укрупненный показатель элементов. Например, реализационную прибыль анализируют по изменениям в объеме и структуре продаж, в цене и себестоимости продукции.

О балансе предприятия, отчете о финрезультатах смотрите в следующей видео лекции: