Финансовая безопасность банковской системы. · доля иностранного капитала в совокупном капитале банковской системы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Безопасность банковской системы

Термин безопасность может применяться по отношению к самым различным субъектам, например, международная безопасность, государственная безопасность, безопасность предприятия, безопасность граждан. Обычно под ней понимается текущая и перспективная защищенность субъекта от разнообразных угроз имущественного и неимущественного характера. Кроме того, рассматриваемое понятие включает в себя разнообразные функциональные направления, например, политическая безопасность, военная безопасность, экологическая безопасность. Также выделяются угрозы внешнего характера - со стороны иностранных государств, изменения экономической политики собственного государства, неблагоприятной динамики конъюнктуры рынка. Существуют также и внутренние угрозы: низкая квалификация собственного персонала или недостаток финансовых ресурсов.

Безопасность банковской системы - это такое состояние банковской системы, при которой обеспечиваются условия для ее стабильного и эффективного функционирования, максимальной прибыли и оптимального использования ресурсов для социально-экономического развития страны.

Основные показатели безопасности банковской системы:

· отношение активов банка и ВВП;

· доля иностранного капитала в совокупном капитале банковской системы;

· доля проблемных кредитов в объеме активов банка;

· соотношение собственных и заемных средств;

· динамика прибыли;

· динамика процентных ставок как по депозиту, так и по кредиту;

· доля кредиторской задолженности населения в общем объеме кредитного портфеля.

Проблемы банковской системы тесно связаны с безопасностью отдельного банка, что обусловлено разнообразием интересов субъектов рынка банковских услуг, конкурентной борьбой, увеличением числа мошенничеств в кредитно-финансовой сфере.

1. Безопасность коммерческого банка

Безопасность банка - это его защищенность от внешних и внутренних угроз, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать финансовый, материальный и кадровый потенциал.

Главной целью системы безопасности является обеспечение устойчивого функционирования банка и предотвращение угроз его безопасности, защита законных интересов от противоправных посягательств, охрана жизни и здоровья персонала, недопущения хищения финансовых и материально-технических средств, уничтожения имущества и ценностей, разглашения, утраты, утечки, искажения и уничтожения служебной информации, нарушения работы технических средств, обеспечения производственной деятельности, включая и средства информатизации.

Основными задачами обеспечения безопасности банка являются:

ь анализ и прогнозирование вероятных угроз;

ь создание механизма и условий оперативного реагирования на угрозы безопасности и проявление негативных тенденций в функционировании банка;

ь минимизация и возмещение причинённого ущерба;

ь взаимодействие с правоохранительными органами в сфере обеспечения безопасности;

Основные принципы построения системы безопасности:

1. Непрерывность. Считается, что злоумышленники только и ищут возможность, как бы обойти защитные меры, прибегая для этого к легальным и нелегальным методам;

2. Активность. Защищать интересы банка необходимо с достаточной степенью настойчивости, широко используя различные меры защиты;

3. Законность. Предполагает разработку системы безопасности на основе законодательства в области банковской деятельности;

4. Надёжность. Необходимо расширять использование средств безопасности отечественного производства;

5. Специализация. Предполагается привлечение к разработке и внедрению мер и средств защиты специализированных организаций, наиболее подготовленных к конкретному виду деятельности по обеспечению безопасности, имеющих опыт практической работы и государственную лицензию на право оказания услуг в этой области;

6. Целенаправленность и конкретность;

7. Обоснованность. Используемые возможности и средства защиты должны быть реализованы на современном уровне развития науки и техники, обоснованы с точки зрения заданного уровня безопасности и соответствовать установленным требованиям и нормам;

8. Комплексность. Для обеспечения безопасности необходимо использовать все имеющиеся в арсенале разрешенные законом виды и формы средств безопасности;

9. Экономическая целесообразность и сопоставимость возможного ущерба и затрат на обеспечение безопасности;

10. Взаимодействие и координация;

11. Совершенствование;

12. Централизованность. Даёт возможность скоординировать действия всех служб, правильно распределить выделенные ресурсы и обеспечить контроль;

13. Плановость. Формирование годового плана работы службы безопасности.

Существует три основных компонента безопасности современной кредитно-финансовой организации:

1. информационная безопасность банка, предполагающая его защищенность от любых угроз разглашения или утери информации, имеющей коммерческую или иную ценность;

2. безопасность персонала банка, предполагающая его защищенность от любых угроз персоналу, прежде всего, высококвалифицированной его части;

3. имущественная безопасность банка, предполагающая его защищенность от любых угроз денежным средствам, ценным бумагам, товарно-материальным ценностям и другим элементам активов.

3. Стратегия обеспечения безопасности банка.

Стратегия обеспечения безопасности - совокупность долгосрочных целей и управленческих подходов, реализация которых обеспечивает защиту кредитно-финансовой организации от потенциальных угроз разглашения коммерческой и банковской тайны, а также нанесения ей любых других форм ущерба имущественного и неимущественного характера. В своей основе стратегия обеспечения безопасности банка может иметь одну из трех рассмотренных ниже вариантов:

Вариант 1. Концепция упреждающего противодействия. Данная концепция является логическим следствием ранее избранной банком стратегии роста и вытекающей из нее агрессивной конкурентной стратегии. Она предполагает возможность использования службой безопасности наиболее активных методов профилактики и противодействия возможным угрозам. Основным критерием выбора служит максимальная эффективность того или иного метода, при этом вопросы этичности его применения отходят на второй план. При реализации рассматриваемой концепции допускаются, в частности, банковский шпионаж, не всегда легитимные методы контроля над лояльностью собственного персонала.

Преимущества данной стратегии:

безопасность банковская система банк

ь возможность эффективного решения возникающих у банка проблем, связанных с обеспечением собственной безопасности, практически без участия государства;

ь обеспечение приоритета методов профилактического противодействия потенциальным угрозам;

ь возможность обеспечения эффективной поддержки других направлений внутрибанковского менеджмента, в первую очередь, маркетинга и управления персоналом.

Недостатки:

ь высокая вероятность адекватного ответа со стороны пострадавших от подобной политики конкурентов;

ь неизбежные противоречия с действующим законодательством, следовательно, потенциальные проблемы с правоохранительными, судебными и надзорными органами;

ь необходимость более высокого уровня ресурсной поддержки финансовой, кадровой, материально-технической.

Вариант 2: Концепция пассивной защиты. Данная концепция является логическим следствием ранее избранной банком стратегии сокращения и вытекающей из нее пассивной конкурентной стратегии. Она предполагает приоритетную ориентацию банка на защиту со стороны государства в лице правоохранительных и судебных органов. Это позволяет резко ограничить функции собственной службы безопасности, сохранив в ее инструментарии лишь минимально необходимую номенклатуру методов профилактики и отражения потенциальных угроз.

Преимущества концепции:

ь минимальные затраты на ее практическую реализацию;

ь отсутствие угроз применения к банку соответствующих санкций со стороны государства в силу его полной законопослушности как хозяйствующего субъекта по рассматриваемому направлению деятельности.

Недостатки:

ь полная зависимость безопасности банка от эффективности деятельности правоохранительных органов государства;

ь ориентация на методы противодействия уже реализованным угрозам, которые являются менее эффективными по сравнению с профилактическими и пресекающими.

Вариант 3. Концепция адекватного ответа. Данная концепция является логическим следствием ранее избранной банком стратегии ограниченного роста и вытекающей из нее наступательной конкурентной стратегии. Она предполагает возможность использования службой безопасности всего комплекса легитимных методов профилактики и отражения потенциальных угроз. В порядке исключения допускается использование и не полностью легитимных методов, но лишь в отношении тех конкурентов или иных источников угроз, которые первыми применили подобные методы против конкретного банка. Вариант является компромиссом между первой и второй концепциями, смягчая их радикальные недостатки (однако, не позволяя в пол ной мере использовать и достоинства). В современных условиях применяется большинством кредитно-финансовых организаций.

Факторы, определяющие выбор базовой концепции:

ь ориентация на обслуживание высокорентабельных отраслей или теневой экономики;

ь степень агрессивности конкурентной стратегии банка;

ь степень "криминогенности" региона размещения банка;

ь финансовые возможности банка по обеспечению собственной безопасности;

ь квалификация персонала службы безопасности банка;

ь наличие поддержки со стороны местных органов государственной власти.

Список источников

1. Букин С. Безопасность банка // Банковские технологии. - 2005. - № 9. // www.bizcom.ru /security/ 2005 - 09/01.html;

2. Гриценко Р. Економічна безпека баеківської системи України // Вісник національного банку України. - 2003. - № 4;

3. http://books. google.com.ua/;

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Свойства и функции экономической безопасности, ее виды. Место экономической безопасности в системе национальной безопасности. Формирование основ экономической безопасности в банковской деятельности. Трудности в решении экономической безопасности в России.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Основные понятия и принципы построения банковской системы России, ее целостность. Операции коммерческого банка как основного звена банковской системы. Проблемы становления эффективной банковской системы в России. Усиление позиций и роли ассоциаций.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2009

    Управленческие, экономические и правовые механизмы защиты финансовых интересов организации от потенциальных угроз. Принципы построения системы безопасности хозяйствующего субъекта. Основные блоки системы экономической безопасности торгового предприятия.

    статья , добавлен 26.08.2017

    Характеристика современной банковской системы Украины, тенденции подъема. Ключевые факторы устойчивости и конкурентоспособности банковской системы. Конкурентоспособность и ликвидность контактов. Воздействие банковской системы на экономику страны.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2009

    Система экономической безопасности предприятия как составной элемент общей системы корпоративного управления бизнесом. Теоретические основы изучения системы экономической безопасности предприятия. Организация процесса защиты коммерческой тайны компании.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Общая характеристика банковской системы. Сущность и основные функции коммерческих банков. Операции проводимые коммерческими банками. Характеристика банковской системы Республики Беларусь. Структура банковской системы РБ.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2006

    Понятие и критерии оценивания экономической безопасности предприятия, характеристика внешних и внутренних угроз и пути их избегания. Задачи, принципы построения и структура системы экономической безопасности предприятия, элементы и оценка эффективности.

    реферат , добавлен 04.04.2010

    Современное состояние развития проблем экономической безопасности. Фактор глобализации национальной и экономической безопасности. Прикладные аспекты экономической безопасности. Методика определения ключевых проблем экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2006

    Анализ становления, принципов построения, структуры, механизма функционирования, конкуренции и государственного регулирования современной банковской системы. Изучение статуса и основных функций Центрального банка, его роли в современной экономике России.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2011

    Проблемы защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Определение сущности экономической безопасности. Разработка и реализация политики и стратегии, формирование системы обеспечения безопасности.

1

Настоящая статья посвящена вопросам банковской безопасности в Российской Федерации. Банковская система – кровеносная система экономики, в связи, с чем банковская безопасность является одним из основных элементов обеспечения экономической безопасности, особенно в условиях экономических кризисов. Именно банки могут, с одной стороны, полностью оградить экономику страны от финансового кризиса или хотя бы ослабить его глубину, с другой – именно банки являются основным источником уязвимости финансовой системы государства. Большинство изменений банковских отношений на сегодняшний день связано с глобализацией экономики, созданием международных организаций и вступлением в них все большего числа стран; внедрением информационных технологий и повышением уровня конкуренции, как отмечено в Указе Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020?года». В?связи с этим необходимо упомянуть рекомендации по совершенствованию банковского надзора и обеспечить надлежащее правовое обеспечение банковских операций и сделок, установление ответственности для кредитных организаций, контрольно-надзорные полномочия Банка России, эффективное взаимодействие Банка России с другими органами, уполномоченными на регулирование деятельности финансового рынка.

национальная безопасность

экономическая безопасность

банковская безопасность

мировой финансовый кризис

государственная стратегия экономической безопасности

Банк России

1. Алексеева Д.Г. Банковская безопасность: правовые проблемы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – М., 2011.

2. Линников А.С., Карпов Л.К. Международно-правовые стандарты регулирования банковской деятельности. – М.: Статут, 2014. – 173 с.

3. Песина Е.А. Роль государства в обеспечении экономической безопасности на фоне вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию?// Право ВТО. 2012. – №?4. – С. 15 – 21.

4. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996?г. №?608 «О?Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»?// СЗ РФ. – 1996. – №?18. – Ст. 2117.

5. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009?г. №?537 «О?Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»?// СЗ РФ. – 2009. – №?20. – Ст. 2444.

6. Федеральный закон от 10 июля 2002?г. №?86-ФЗ «О?Центральном банке Российской Федерации (Банке России)?// СЗ РФ. – 2002. – №?28. – Ст. 2790.

7. Чапчиков С.Ю. Теоретико-правовые аспекты защиты экономической безопасности, как функция государства: дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2006.

Одной из острейших экономических проблем Российской Федерации является рост угроз экономической и финансовой безопасности государства.

Состояние экономической безопасности в последнее время приобретает все новые и новые вопросы, что непосредственно сказывается и на национальной безопасности страны в целом. В Российской Федерации отсутствует единая сформировавшаяся система подходов, а имеется лишь разрозненная совокупность предпринимаемых мер. С одной стороны, трансформация старых и появление новых угроз и рисков, а с другой, острая необходимость совершенствования обеспечения экономической безопасности в банковской составляющей диктует прерогативу на комплексный подход к обеспечению экономической безопасности в сфере банковской деятельности.

Современное экономическое состояние Российской Федерации далеко от совершенства, что усиливает негативное воздействие постоянно возникающих экономических угроз.

Центральным звеном всех экономических взаимоотношений является банковская сфера, которая в настоящее время находится в достаточно плохом состоянии. Данное утверждение, прежде всего, связано с процессом филиализации Центрального банка Российской Федерации по отношению к Федеральной резервной системе, что еще в большей степени прикрепляет национальную экономику к доллару и ослабляет рубль.

К тому же стала вновь намечаться тенденция роста мошеннических действий, возникающих в банковской сфере, что подрывает все основы экономической жизни страны.

Совершенствование посредством внесения коренных изменений в нормативно-правовое регулирование в ближайшее время станет для Российской Федерации первостепенной задачей. Необходимость подчинения Центрального банка и его подотчетность Правительству Российской Федерации прежде всего этим и обосновывается.

Таким образом, экономическая безопасность является составной и неотъемлемой частью национальной безопасности любой страны, где стержнем всего является банковская сфера, и внесение каких-либо негативно задуманных изменений влечет волнения в стране. В связи с этим в ближайшее время будут приниматься новые нормы, которые будут регламентировать данную сферу и которые также будут подвергаться и критике и одобрению, но это выглядит гораздо лучше, чем просто находиться в режиме отстраненности.

Экономические и финансовые связи в современном мире носят межгосударственный, а зачастую и общемировой характер. При этом успешное ведение бизнеса в любом государстве невозможно без знания и правильного применения международных норм и стандартов.

Особое место в системе норм международного права занимают акты, регулирующие финансовые отношения и банковскую деятельность, направленные на обеспечение стабильности и финансовой безопасности как отдельных банков и финансово-банковских групп, так и национальных банковских систем, а также мировой финансово-банковской системы в целом. Стабильность и финансовая безопасность отдельных участников рынка являются залогом устойчивого функционирования общемировой системы финансовых отношений .

Вопросы национальной безопасности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом Российской Федерации «О безопасности» и стратегиями безопасности в различных сферах. Так, в настоящее время действует Стратегия национальной безопасности до 2020 г., принятая в 2009 г., а в области экономической безопасности – Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации от 1996 г.

Основные направления безопасности определяются Президентом России, который, в свою очередь, возглавляет Совет безопасности. Правовая основа обеспечения национальной безопасности помимо национального законодательства – это еще и общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры.

Реализация Стратегии призвана обеспечить защиту гражданских прав населения; эффективное решение экономических задач; влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России. Экономисты выделяют следующие уровни экономической безопасности: международный, национальный, локальный, частный.

Цель Стратегии – обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз .

К примерам таких экономических угроз можно отнести крах финансово-кредитной системы в 1998 г. или мировой финансовый кризис 2008 г.

К угрозам экономической безопасности России можно также отнести повышение зависимости от европейских и мировых кризисных явлений. Последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы .

Угрозой является также затруднение деятельности Банка России как регулятора, ввиду того что филиалы иностранных банков не подконтрольны Банку России. Повышение рисков банковской деятельности и появление новых схем легализации доходов, несмотря на надзор международных организаций, также представляют угрозу экономической безопасности. Так, банковская система играет одну из ключевых ролей в развитии современной рыночной экономической системы, концентрирует и перераспределяет огромные денежные капиталы, является посредником в кредите, расчетах и платежах, опосредует и тем самым контролирует все связи между всеми субъектами экономических отношений. Невыполнение банковской системой своих функций парализует экономические связи в стране и выступает угрозой экономической безопасности всего общества. Это обуславливает зависимость экономической, а зачастую и политической обстановки в государстве от состояния экономической безопасности банковской сферы.

К критериям безопасного состояния экономики Стратегия относит устойчивость финансовой системы, определяемую, в частности, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг. В этой области выполнение задач по обеспечению экономической безопасности совпадает с целями деятельности Банка России, установленными Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». А это: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы .

Большинство изменений банковских отношений на данном этапе связано с глобализацией экономики, созданием международных организаций и вступлением в них все большего числа стран; внедрением информационных технологий и повышением уровня конкуренции . В результате интегрированности банков в мировые хозяйственные системы и еще большей интегрированности возросла чувствительность банков к рискам, а воздействие рисков на банковскую деятельность стало более многообразным. Последствия кризисов ярко это демонстрируют.

Следует отметить, что само банковское дело по своей природе связано с многочисленными угрозами, представляющими потенциальную опасность для интересов граждан, общества и государства в целом. Укрепление устойчивости финансовой и банковской сферы в современной России является важным направлением в обеспечении национальной безопасности страны. Отличительной особенностью российской банковской системы является недавнее восстановление коммерческого сектора, что в некоторых случаях нужно понимать буквально.

В условиях нестабильности мировых финансовых рынков банковская деятельность стала зоной повышенного риска. Финансовые кризисы могут влиять на безопасность национальных банковских систем и угрожать потерей экономического суверенитета.

В этих условиях необходимо рассматривать банковскую безопасность как важнейшую функцию государства .

Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

1) выявление угроз;

2) разработка мер по выходу из опасной зоны;

3) реализация разработанных мер.

Данные механизмы разрабатываются и реализуются в рамках программы социально-экономического развития России.

Очевидно, что главенствующая роль в разработке и имплементации мер банковской безопасности как части экономической безопасности принадлежит Банку России, тем не менее ни в Стратегии 2020, ни в Стратегии экономической безопасности, ни в Федеральном законе Российской Федерации «О безопасности» этот орган государственного управления не упоминается. Более того, Председатель Банка России не является членом Совета безопасности, так же как и министр экономического развития. Единственным представителем банковского сектора экономики в Совете безопасности является министр финансов, как правило, возглавляющий Национальный банковский совет .

На наш взгляд, недостатком является то, что экономической безопасности в Стратегии 2020 и в целом в системе национальной безопасности не отводится должного места. Представляется важным Стратегию 2020 дополнить положениями об экономической безопасности и банковской безопасности .

В Стратегии экономической безопасности важно конкретизировать понятие «банковская безопасность» и добавить критерии банковской безопасности.

К этой гипотезе можно добавить предложение по дополнению компетенции Совета безопасности функциями по обеспечению экономической безопасности, которые на данный момент там отсутствуют. Также в состав Совета безопасности имеет смысл ввести Председателя Центрального банка как постоянного члена.

Правовое регулирование деятельности кредитных организаций призвано обеспечить экономическую стабильность государств, устойчивость банковской системы, гарантировать сохранность вкладов, защиту прав инвесторов.

В сфере правового регулирования деятельности кредитных организаций большое значение имеют нормы, принципы и рекомендации, выработанные международными организациями, деятельность которых в той или иной степени затрагивает функционирование финансовых рынков .

Задача заключается в том, чтобы структурировать правовое регулирование банковской деятельности таким образом, чтобы предотвратить негативные последствия в деятельности банков. В связи с этим перед государствами стоит важная задача по внедрению международных стандартов, норм-принципов и процедур в национальное банковское регулирование. В первую очередь это принципы в сфере защиты мировых финансовых систем от легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

В связи с этим необходимо упомянуть рекомендации по совершенствованию банковского надзора Базель I, Базель II, Базель III и Конвенцию ОЭСР. Имплементация этих принципов в российское банковское регулирование будет способствовать «эффективному позиционированию российских банков на международных финансовых рынках, а также интегрированию национальной банковской системы в мировую финансовую систему без ущерба для собственной национальной (экономической) безопасности» .

Банк России уже проинформировал о том, что положения Базеля III предполагается реализовать в отношении российского банковского сектора поэтапно. Соответствующие положения предусмотрены Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г., подготовленной Правительством Российской Федерации и Банком России.

В Стратегии отмечается, что проблемы, проявившиеся в деятельности банковского сектора Российской Федерации в ходе кризиса, свидетельствуют о недостатках банковского регулирования и банковского надзора. Основным недостатком является реализация при осуществлении функций по банковскому надзору в значительной степени формальных подходов.

Одной из причин указанного недостатка остается ограниченность правовых возможностей Банка России по реализации содержательных подходов к оценке рисков кредитных организаций. В существенной степени российское законодательство не отвечает международным стандартам и в части возможностей осуществления надзора на консолидированной основе, а также в части определения (в целях ограничения концентрации рисков) критериев связанности заемщиков между собой и связанности заемщиков с банком. Также не соответствует международным представлениям об эффективном надзоре перечень имеющихся в распоряжении Банка России мер надзорного реагирования на недостатки в деятельности кредитных организаций и банковских групп (банковских холдингов).

В связи с этим Правительство Российской Федерации и Банк России считают необходимым укрепить правовую основу реализации Банком России задач по банковскому надзору. В том числе предполагается внести в законодательство изменения, направленные на установление полномочий Банка России по осуществлению содержательного регулирования и надзора, надзора на консолидированной основе, определению состава мер надзорного реагирования и процедур их применения, соответствующих международным стандартам.

Таким образом, необходимыми направлениями банковского регулирования с целью обеспечения экономической безопасности России являются: надлежащее правовое обеспечение банковских операций и сделок, установление ответственности для кредитных организаций, контрольно-надзорные полномочия Банка России, эффективное взаимодействие Банка России с другими органами, уполномоченными на регулирование деятельности финансового рынка.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что нормативно-правовое регулирование банковской деятельности требует внесения изменений и дополнений, а в некоторых случаях и коренных преобразований.

Кредитные организации являются основой финансово-кредитной системы, а также экономики государства, и проблемы с ликвидностью могут угрожать стабильному денежному обращению, привлечению банковских инвестиций в реальный сектор экономики.

Для этого следует четко понимать, что под устойчивостью финансово-кредитной системы подразумевается создание комплекса мер в области финансовой безопасности, обеспечивающих надежное регулирование банковских рисков, капитала и ликвидности, а также государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций. При нарушении устойчивости банковской системы, при несоблюдении безопасности внутри нее самой, при ее недостаточной развитости банковская система сама может явиться угрозой финансовой безопасности.

Несомненно, существуют угрозы банковской безопасности России, которые преодолимы при наличии стройной системы обеспечения экономической безопасности; имплементации норм и принципов международного права; постоянном мониторинге экономической ситуации в мире; при совершенствовании правового регулирования банковской деятельности. Это еще раз подтверждает усиление роли государства в правовом регулировании экономики и необходимость выделения функции по антикризисному экономическому регулированию как самостоятельной чрезвычайной функции государства.

Рецензенты:

Лобанов К.Н., д.п.н., доцент, профессор кафедры административно-правовых дисциплин, ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт имени И.Д. Путилина» Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород;

Куприянов С.В., д.э.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт имени И.Д. Путилина» Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород.

Библиографическая ссылка

Переверзева Е.С., Погребенко Ю.Н. БАНКОВСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 11-4. – С. 810-814;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39513 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

вопрос:

16.1. Сущность финансовой безопасности банковского сектора.

16.2. Методический инструментарий обеспечения финансовой безопасности банков.

16.3. Моральные риски и асимметрия информации в банковской деятельности и методы их минимизации.

Сущность финансовой безопасности банковского сектора

Банковская система является главной составляющей финансово-кредитной сферы страны. Состояние и развитие банковского сектора определяет уровень финансово-кредитной безопасности страны. Финансовая безопасность охватывает все составляющие финансово-кредитной сферы государства, а именно:

Безопасность бюджетного сектора;

Безопасность денежно-кредитного сектора;

Безопасность банковского сектора;

Безопасность валютного сектора;

Безопасность фондового сектора;

Безопасность инвестиционного сектора;

Безопасность страхового сектора.

Функционально банковская безопасность охватывает все звенья сферы денежно-кредитных отношений и рассматривается в двух аспектах:

С точки зрения результатов деятельности банков для страны;

С точки зрения устранения угроз финансовому состоянию всей банковской системы страны (НБУ и отдельных банков).

Финансовая безопасность отдельного банка тесно связана с безопасностью других банков, а также банковского сектора в целом. Это обусловлено функционированием банков в едином законодательном и нормативно-правовом поле, индикативным регулированием банковской политики со стороны государства.

К ключевым характеристикам финансовой безопасности банков относят:

Обеспечение стабильного финансового состояния банка;

Содействие эффективной деятельности банка;

Определение на ранних стадиях проблем и влияние на их устранению;

Нейтрализация кризисных ситуаций и предотвращения банкротства.

Основными задачами финансовой безопасности банков являются:

Обеспечение достаточной финансовой устойчивости и независимости банка;

Поддержка конкурентоспособности, развитие высокого технического и технологического потенциала;

Постоянная оптимизация организационной структуры, усовершенствования функций менеджмента;

Правовое сопровождение всех видов деятельности банка;

Защита информационной среды и коммерческой тайны;

Формирование условий для производительного труда сотрудников банка;

Сохранение и эффективное использование финансовых, материальных и информационных ресурсов банка.

Финансовая безопасность банка является важной составляющей национально экономической безопасности и характеризуется возможностью банковского учреждения противодействовать влиянию как внешних так и внутренних угроз.

К внешним угрозам безопасности банков относят угрозы, которые содержат в себе негативное влияние окружающей среды, деятельность государства, экономическая конъюнктура в стране и мире, конкуренты (табл. 16.1).

Внутренние угрозы связаны с обеспеченностью финансовыми ресурсами, структурой активов и пассивов, деятельностью высшего руководства и персонала банка, информационной безопасностью (табл. 16.2).

Таблица 16.1

Основные виды внешних угроз банка

Виды внешних угроз

возможны проявления

1. Нормативное регулирование банковской деятельности

Несовершенство законодательства и нормативно-правовой базы;

Изменения условий лицензирования

Отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности

2. Денежно-кредитная политика НБУ

Ставки обязательного резервирования;.

Размер учетной ставки;

Объем рефинансирования;

Предложение денег в обращении;

Объем операций с ОВГЗ;

3. Нестабильность

внешнего

Финансовые кризисы (глобальные, локальные);

Ограничение доступа к внешним финансовым ресурсам;

Банковские риски (валютный, процентный)

Блокирование активов банка за рубежом

Государственный дефолт

4. Степень доверия к банковской системе

Недоверие со стороны инвесторов;

Недоверие со стороны кредиторов;

Недоверие со стороны населения;

Изъятие единовременно большого объема средств;

Информационное провоцирование кризиса банковской системы;

Банкротство крупного банка

5. Конкурентная среда

Неконкурентоспособность банка;

Резкий рост рыночных ставок по депозитам;

Резкое снижение рыночных ставок по кредитам;

Непредвиденная деятельность конкурентов;

Экономический ущерб предприятий-контрагентов банка

6. Преступная деятельность

Мошеннические действия третьих лиц;

Кража имущества и ценностей банка;

Рейдерские атаки на банк;

Махинации с акциями банка.

7. Негативные макроэкономические условия

Высокий уровень инфляции;

Низкий уровень инвестиционной активности;

Экономический кризис в стране;

Падение спроса на кредитные ресурсы

8. Деятельность государства

Несовершенство налоговой, кредитной и страховой политики;

Политическая нестабильность;

Военные и межнациональные конфликты

Таблица 16.2

Основные виды угроз банка

Виды угроз

возможны проявления

1. Качество кредитного портфеля

Невозврат кредитов;

Уровень проблемных кредитов

Несбалансированная кредитная политика;

Рост просроченной задолженности.

2. Уровень банковского менеджмента

Невозврат кредитов;

Неэффективная деятельность потенциала банка;

Ошибки в планировании стратегии банка;

Нерациональная структура банка.

3. Структура активов

Дефицит собственных средств

Недостаток ликвидных активов;

Повышенный уровень рисковых активов;

Недостаток капитала;

Увеличение активов низкого качества;

Расхождение активов и пассивов по срокам.

4. Зависимость от инсайдеров

Льготное кредитование учредителей;

Принятие непопулярных решений под давлением владельцев;

Превышение интересов владельцев над интересами самого банка

5. Преступные действия персонала

Мошенничество;

Неэффективная работа персонала;

Разглашение закрытой информации;

Низкий уровень квалификации персонала;

Переход квалифицированных работников к конкурентам.

6. Неэффективная деятельность банка

Снижение уровня доходов;

Низкий уровень доходности активов;

Недооценка кредитных рисков;

Низкий уровень маркетинга и диверсификации банковского портфеля

Изменения внутренней и внешней среды, усиления роли фактора неопределенности развития экономической системы обуславливают появление угроз, которые преимущественно имеют финансово-экономический характер. Учитывая это, вопрос обеспечения финансовой безопасности становится на только национальным приоритетом государства, но и носит глобальный характер.

Актуальность обеспечения финансовой безопасности банковской системы обусловлена ​​ее прямым влиянием на финансовую и экономическую системы

Банковская система существует во взаимосвязи с экономической системой. От нее зависит состояние расчетов, непрерывность товарного и денежного обращения, прочность национальной валюты, развитие реального сектора экономики, экономическая стабильность в целом. Реалии указывают на то, что стабильность банковской системы является основной предпосылкой стабильного экономического развития государства и способности противостоять препятствиям в ее функционировании.

Под понятием “финансовая безопасность банковской системы” исследователи предлагают понимать готовность и способность системы обеспечивать стабильное и эффективное функционирование, в частности при наличии внутренних и внешних угроз.

В законе “О банках и банковской деятельности” указано, что безопасность банковской системы зависит от ряда условий, обеспечиваются государством как в экономической, так и в других сферах, а также от способности банков обеспечить удовлетворение потребностей национальной экономики. Под обеспечением безопасности банковской системы понимают процесс создания условий для стабильного развития и экономического суверенитета государства; предупреждения и устранения угроз, условий и других факторов, способных негативно, дестабилизирующее влияние на процессы развития национальной банковской системы, а также устранение противоречий между интересами государства и отдельных социальных групп, общества и индивида.

Учитывая это, финансовую безопасность банковской системы и ее составляющих целесообразно рассматривать по следующим направлениям:

1) противодействия негативным последствиям от внешних потрясений;

2) обеспечение стабильного функционирования банковской системы;

3) обеспечение совокупности условий защиты устойчивого развития банковской системы.

Финансовая безопасность банковской системы может быть охарактеризована как стабильное состояние системы, не может быть подорван дестабилизирующими факторами, которые сложились внутри или снаружи банковской системы.

Уровень финансовой безопасности банковской системы зависит от следующих факторов:

  • экономической стабильности государства и его уровня зависимости от внешних воздействий других стран;
  • степени зависимости банковской системы от внутренних и внешних источников финансирования;
  • степени концентрации активов банковской системы в отраслях реального сектора экономики или других государствах;
  • структуры собственности в банковской сфере;
  • уровня доверия к банковской системе страны.

В общем нестабильность банков является одной из основных угроз финансовой безопасности банковской системы. Недостаточно надежное функционирование одной из основных структурных элементов системы способно привести к серьезным нарушениям и деформации во всей экономической системы.

Качество банковского законодательства во многом определяется тем, как оно обеспечивает безопасность банков. Сам термин не следует воспринимать узко как систему мер, направленных на обеспечение безопасности банка посредством его защиты от посягательств на собственность (ограблений, хищений, стихийных бедствий и пр.). Эти факторы криминогенного свойства, техники обеспечения безопасности (охрана, сейфы, сигнализация и т.п.) составляют особую группу факторов, имеющих значение не только для банков, но и для всех прочих коммерческих (и не только коммерческих) структур и кредитных учреждений.

Безопасность банка - это его защищенность от внешних и внутренних угроз, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать финансовый, материальный и кадровый потенциал. Цель обеспечения безопасности банка-ограждения его собственности, внутренних угроз безопасности, предотвращение правонарушений возникновения чрезвычайных ситуаций.

К внешним угрозам безопасности банка относятся:

  • - спецслужбы иностранных государств;
  • - зарубежные организации и частные лица, специализирующиеся на экономическом шпионаже;
  • - отечественная и международная организованная преступность;
  • - организации и отдельные лица, имеющие противоправные намерения;
  • - стихийные бедствия и катастрофы.

К внутренним угрозам безопасности банка относятся:

  • - противоправные и иные негативные действия сотрудников банка;
  • - нарушение режима сохранности сведений;
  • - иные нарушения порядка и правил соблюдения режима безопасности.

Угрозы безопасности можно также разделить на две группы: случайные и преднамеренные.

К случайным угрозам относятся:

  • - чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, наводнения, пожары и т.п.);
  • - непреднамеренные сбои и отказы в работе технических и программных средств;
  • - неумышленные ошибки персонала, возникающие в результате халатности или некомпетентности.

К преднамеренным угрозам можно отнести:

  • - несанкционированные проникновения в учреждения банка;
  • - несанкционированный доступ к информации с целью её получения или искажения;
  • - навязывание ложной информации. Фетисов Г. Г. Об устойчивости банковской системы// Финансы 2003. № 2 С. 11.

Современный банк представляет собой сложную систему, в которую входят аппаратные и программные средства вычислительной техники, организационные мероприятия, нормативно-методические материалы, технологии, телекоммуникации и т.п. По мере развития и усложнения средств, форм и методов обработки информации возникает её уязвимость, т.е. увеличивается опасность её уничтожения, искажения, раскрытия. Объектами посягательств могут быть как сами технические средства, так и программное обеспечение и базы данных. Кроме того, появляются новые общественно-опасные формы преступной деятельности в сфере кредитно-денежных отношений. Развивается тенденция, когда при совершении преступлений против банков всё в большей мере используются недостатки организации и контроля за выполнением операций в сочетании со знание слабых мест деятельности банка.

Система безопасности банка включает:

Правила учреждения и закрытия банка;

  • - регламентацию деятельности банка посредством установления определенных экономических нормативов;
  • - порядок отчетности и ее публикации в печати;
  • - процедуру контроля за деятельностью кредитных учреждений;
  • - систему предупреждения кризиса банка и его оздоровления;
  • - механизм, обеспечивающий защиту вкладов.

Рассмотрим данные подсистемы более подробно.

Важнейшим элементом обеспечения безопасности банков является система предупреждения их кризиса. Банковское законодательство устанавливает, что в интересах обеспечения финансовой надежности как фактора предотвращения кризиса банки должны:

Осуществлять классификацию своих активов, особо выделяя сомнительные и безнадежные долги, создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков, в том числе под возможное обесценение ценных бумаг;

Соблюдать обязательные экономические нормативы, установленные Банком России;

Организовать у себя внутренний контроль, обеспечивающий надежность выполняемых операций.

Помимо данных предупредительных мер, банк может использовать также систему раннего распознавания кризисной ситуации в том или ином кредитном учреждении. Для этого используются специальные индикаторы, показатели, рассчитываемые на основе балансов и других форм отчетности, составляемых кредитными учреждениями. Банковская система// Российская бизнес газета 2001. № 34 C. 3.

Механизм, обеспечивающий защиту вкладов, в современных условиях обеспечивает защиту вкладов посредством формирования Федерального фонда страхования банковских вкладов граждан и создания фондов добровольного страхования. Этот механизм в полной мере пока не установлен. Законодатели лишь готовят соответствующие законодательные акты, где система подобной защиты будет прописана достаточно подробно. О мерах по защите вкладов населения в банках// Российская газета 1998. № 11 С. 5.