В чем проявляется несостоятельность рынка. Раздел VII

"Для демократии характерно

периодически возникающее подозрение:

действительно ли более чем половина

людей права более половины времени".

(Э.Б. Уайт)

Введение.

Случаи несостоятельности рынка («ошибки рынка»). Понятие государства в экономической теории. Несостоятельность государства («ошибки государства»).

Государственный механизм и принятие общественных решений. Экономическая теория политики.

====================================================================

Несостоятельность рынка. Рынок всемогущ там, где деньги ясно и полно выражают интересы тех, кто прямо получает выгоды от обмена. Только в этом случае рыночное равновесие означает и наилучшую ситуацию для общества в целом. К сожалению, это далеко не всегда так.

Когда экономисты говорят о функционировании рынка,они имеют в виду, то, насколько эффективно рынки справляются со своей задачей обеспечения организации использования ограниченных ресурсов на взаимовыгодной основе. В идеальном случае рынки могут сделать возможным любой обмен, который является взаимовыгодным для обеих сторон. Предположим, что мы ведем речь о рынке пшеницы. Торговля выгодна для производителей в том случае, если цена, которую они получают за пшеницу, покрывает, по крайней мере, альтернативную стоимость ее производства. Торговля выгодна для потребителей, если удовлетворение, которое они получают от приобретения пшеницы, по крайней мере, так же велико, как удовлетворение, которое они получили бы, потратив те же деньги на следующий по привлекательности проект (например, на строительство бассейна). Если существует цена, которая делает торговлю выгодной и для потребителей и для производителей, тогда ведение торговли будет эффективным, ввиду того, что в результате торговой сделки, по крайней мере, одна из сторон будет в выигрыше и ни одна не проиграет. На основании игры спроса и предложения, как правило, выигрывают обе стороны. Таков идеальный механизм рынка, который Адам Смит именовал "невидимой рукой". Но, как это не прискорбно, он работает эффективно не во всех случаях.

Даже самые активные сторонники рыночной экономики признают, что рынки далеко не всегда функционируют безупречно. Такие ситуации на рынках получили название случаев несостоятельности рынка или “ошибок рынка ”.

Несостоятельность рынка (ошибки рынка) представляет собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

К числу основных случаев несостоятельности рынка относят:

    внешние эффекты;

    общественные блага,

    регулирование доходов,

    монополии и другие случаи недостаточной конкуренции,

    обмен в условиях несовершенной информации.

В этих ситуациях в работе рынка происходят сбои, приводящие к неэффективному распределению ресурсов.

Государство по тем или иным причинам присутствует на всех рынках товаров и услуг. Хотя бы путем взимания налогов. В случаях несостоятельности рынка вмешательство государства в процессы функционирования рынка даже сторонники полной свободы предпринимательства считают необходимым. Что происходит в этом случае? Почему государство это делает? Всегда ли оно достигает нужного эффекта? Что нужно оставить рынку, а какие задачи должно решать государство? На этот вопрос трудно ответить, пока мы не определили, что понимается под рынком и государством. Если понятие рынка нам уже известно, то с государством, как его понимают современные экономисты, еще предстоит познакомиться.

Экономическая наука государством называет совокупность государственных институтов, то есть организаций, законов и правил государственного регулирования.

Основное, что довольно легко усваивается у нас в России - это то, что все принадлежащее государству управляется чиновниками. Они тоже люди, со всеми их положительными и отрицательными чертами. Депутат думы или министр, заявляющий, что все его помыслы и действия направлены общественным интересом, в действительности в лучшем случае руководствуется своим личным представлением об общественном благе. Но его представления и действительные общественные предпочтения, если бы их кто-либо знал, это "две большие разницы”. Политические деятели, быть может, меньше, чем руководители частных фирм, заинтересованы в максимизации своего дохода, но почти наверняка они больше заинтересованы в приобретении престижа и власти. Рынок часто называют конкурентным, как бы имея в виду, что сфера общественных интересов неконкурентна. Как бы не так. Здесь конкуренция не менее острая, но правила игры иные.

Иногда рынки работают не идеально по причине неэффективного государственного вмешательства. В таких случаях говорят об "ошибках государства ", которые не нужно путать с обычной некомпетентностью.

Несостоятельность государства («ошибки государства») представляет собой ситуацию, при которой государство оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

В настоящем разделе мы рассмотрим объекты общественных и государственных забот (что в общем случае не одно и то же) на микроуровне и рекомендуемые решения, а затем общие подходы достижения этих решений.

Некоторые вопросы уже были рассмотрены ранее. Проблемы недостаточной конкуренции - это в основном проблема монополий, хотя и иные ситуации рыночной власти могут потребовать вмешательства со стороны государства. Соответствующие вопросы были рассмотрены в разделе 4. Обмен в условиях несовершенной информации частично анализировался в главе 6. Все, что на нашем уровне представления материала нужно знать по этому вопросу, - это то, что государство должно содействовать информационной открытости на товарных рынках взвешивая маржинальные общественные выгоды и затраты.

Государственный механизм и принятие общественных решений.

Экономическая теория пытается объяснить функционирование общества, исходя из предпосылки, что все участники преследуют свои собственные цели и стараются при этом действовать рационально. Условие успеха заключается и в экономике, и в политике в расширении тех видов деятельности, где предельная выгода превышает предельные затраты. Экономисты не считают, что к издержкам и выгодам относятся только деньги и материальные блага. Конечно, подсчитать издержки и выгоды часто невозможно, но этого и не требуется для объяснения политических решений. За исследования в этой области присудили нобелевскую премию 1986-го года лидеру этого направления Джеймсу Бъюкенену (США). Вместе с тем, проникновение экономического подхода в другие общественные науки ни в коем случае нельзя понимать как подмену их экономической наукой.

Бъюкенен считал, что принципы взаимодействия в обществе, которые управляют производством колбасы и предоставлением услуг Центрального банка не слишком отличаются, хотя на первый взгляд эти принципы несовместимы. Есть правда вопрос, в котором государство отличается от других игроков на рынке. Спецификой государства является возможность использования отрицательных стимулов, таких как штрафы, уголовное преследование. В остальных случаях особой разницы между фирмой и государством нет. Государство, как и частные фирмы, производит товары и услуги. Для этого государству надо приобретать на рынках факторов производственные ресурсы. Поэтому оно наравне с фирмами участвует в конкуренции за ресурсы, хотя и имеет где-то преимущества, а где-то находится в невыгодных условиях.

Такой подход стимулирует исследование условий наиболее эффективного государственного участия в каждом конкретном случае. Приходится выбирать между "несостоятельностью государства" и "несостоятельностью рынка".

Государство - это машина для принуждения. Так справедливо считали мыслители, начиная с Платона и Аристотеля и до наших дней. Но с течением времени люди все больше уделяют внимание не принуждению, а стимулированию и убеждению. Принуждать - значит склонять людей к совместной деятельности, ограничивая свободу их выбора. Убеждать - значит склонять людей к совместной деятельности, расширяя свободу их выбора. Наиболее распространенный случай убеждения - это акт купли-продажи. Вместе с тем, очевидно, что без принуждения в современном мире не обойтись. Но вот где эффективнее принуждение, а где - убеждение, вот в чем вопрос. Общее правило таково: чем более богатое общество, чем больше в нем возможности выбора, тем больше этими возможностями можно пользоваться для убеждения.

Установившийся шаблон деловых операций уменьшает транзакционные издержки, сводя их к привычной практике и, таким образом, позволяя всем участникам извлечь из процесса обмена большую чистую выгоду.

Государство можно рассматривать как инструмент, служащий для уменьшения транзакционных издержек посредством использования принуждения и формирования условий конкуренции.

Может ли экономическая теория сказать насколько велика вероятность, что государственные действия будут основываться на беспристрастных суждениях и на достаточной информации? К сожалению, нет.

Экономическая теория политики (теория общественного выбора) основана на принципах, разработанных шведским экономистом Кнутом Викселем в диссертации "Исследование по теории финансов" (1896 г.). В современной экономической теории эти принципы развиты Джеймсом Бъюкененом, получившем за это Нобелевскую премию в 1986 году.

Суть современной теории общественного выбора заключается в объяснении политического и экономического поведения на единой основе ограниченности и выбора, основанного на сопоставлении выгод и затрат. Основным ее результатом явилась целая конституция экономической политики. Главные ее положения могут быть представлены цитатами из трудов К. Викселя и Дж. Бьюкенена:

    Единственным критерием справедливости государственных решений в области экономической политики является их соответствие "общественному договору" или гражданскому согласию.

    Приносят ли общественные блага большие преимущества гражданам, расходующим на них свои средства, - об этом никто не вправе судить, кроме самих граждан.

    Вопиющей несправедливостью является принуждение людей к уплате налогов, которые потом затрачиваются на деятельность, не соответствующую интересам налогоплательщиков или даже противоречащую им.

    Важнейшим мотивом поведения политического деятеля является стремление к личному обогащению, хотя это не всегда подтверждается на практике. Депутаты заинтересованы в общественном благосостоянии ровно в той же степени, что и их избиратели.

    Политика как обмен отличается от обычного поведения покупателя и продавца на товарном рынке. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике - соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому: от местной пожарной охраны до суда. Методы анализа рыночного поведения можно применить к исследованию любой сферы деятельности, где человек делает выбор. Основное различие между рынком и политической системой заключается не в отличающихся типах ценностей и интересов людей, а в условиях, в которых они исповедают свои многообразные убеждения.

    Таким образом, представляется возможным дать оценку самой политической системе независимо от результатов ее функционирования. Для этого нужно определить, в какой мере правила реализации государственных решений соответствуют уникальному правилу единодушия, гарантирующему эффективность политического обмена. Если признать, что искомым критерием оценки является эффективность, то это означает, что степень улучшения политической системы обусловлена тем, насколько полно воплощается в жизнь принцип единодушия.

Подход Викселя нацелен на реформу правил игры, что в целом соответствует интересам всех игроков, а не на улучшение стратегий отдельных участников при неизменных правилах игры. Он неосознанно расширил свой анализ до уровня конституционного выбора, то есть выбора правил, регламентирующих деятельность государства. Эти правила игры понемногу приживаются на российской политической сцене.

В предыдущих темах рассматривались ситуации несостоятельности рынка, неспособности рыночного механизма обеспечить эффективность, то есть максимальный совокупный благосостояние за счет неспособности обеспечить эффективное размещение ресурсов, эффективные цены и / или эффективные объемы производства.

Решение большинства из тех проблем требовали государственного вмешательства. Но практика активного участия государственной власти в экономике, опыт реализации многочисленных государственных программ (начиная с 30-х pp. XX в.) Доказали, что государственная власть не всегда способна исправить рыночные неудачи, она тоже может быть несостоятельной.

Несостоятельность государственной власти означает ее неспособность обеспечить:

а) эффективность - то есть оптимальное по Парето размещения ресурсов, эффективные цены и объемы производства благ (то есть неспособность решить проблемы несостоятельности рынка);

б) справедливость - то есть соответствие правительственной политики распределения доходов тем представлениям о справедливости, которые доминируют в обществе.

Традиционно выделяется четыре основные причины систематической несостоятельности государственной власти достичь декларируемые цели государственного вмешательства:

1) Недостаточная осведомленность (асимметричная информация) - правительство никогда не должен вовремя всей информации, необходимой для принятия наилучших политических решений; всю желаемую информацию за ограниченное время невозможно получить даже технически, к тому же существуют группы интересов, которые не заинтересованы в поставке полной и достоверной информации.

2) Ограниченный контроль над реакцией частного сектора, неспособность государственных структур полностью предсказать отдаленные последствия принятых решений (хотя анализ решений по методу расходов-выгод может уменьшить количество ошибочных решений). Например, наблюдалась неспособность предусмотреть рациональную реакцию предпринимателей, целых секторов промышленности на установление властью сверхвысоких налогов, целью которых считалось сокращение бюджетного дефицита.

3) Ограниченность возможностей общества по контролю нал властными структурами; всегда существует угроза в чрезмерном росте государственного аппарата, всего общественного сектора, следовательно, рост расходов на его содержание и потерь в эффективности. Распространенная ситуация, когда парламент принимает какое-то общее решение, а детальное его обработки, разработку механизма введения поручает определенным государственным учреждениям; следовательно, общество становится заложником чиновников, которые часто не очень спешат разработать необходимые нормативные акты.

4) Несовершенство политических процессов, в частности, при принятии политических решений, ведь непосредственно принятием занимается достаточно ограниченный круг лиц. Ренгоориентована поведение политиков и предпринимателей, лоббирование политических решений со стороны групп особых интересов, практика взаимной поддержки политиками друг друга - все это в большинстве случаев приводит к непоследовательных решений, не соответствующих интересам общества. Следует отметить, что непоследовательность принятых решений, которая наблюдается довольно часто, без низ рассматривать как проявление злой воли политиков, это естественные последствия демократического принятия решений, последствия функционирования политических институтов демократического общества.

Дилемма выбора между несостоятельностью рынка и неспособностью власти Итак, когда политики и экономисты пытаются с помощью государственного вмешательства в работу саморегулирующегося рынка устранить недостатки рыночного механизма, они встречаются с проблемой недостатков государственной власти. Поэтому существует большое расхождение мнений и взглядов относительно объемов государственного вмешательства в экономике. Эти взгляды на эффективность (и соответственно невозможность) рынка и государственной власти упрощенно можно систематизировать с помощью табл. 12.1.

Таблица 12.1

Различные взгляды на эффективность рынка и государственной власти

Взгляд А на эффективность рынка исходит из нормативного анализа общего равновесия и экономической теории благосостояния. Он предусматривает минимальное государственное вмешательство (ведь в нем нет необходимости), и это вмешательство не приводит к потерям эффективности, то есть тоже достаточно эффективно. Кстати, в позиции А можно добавить сторонников полностью централизованного оптимального планирования, которые пытались теоретически обосновать возможность практического построения системы оптимальных цен, соответствующие состоянию общего равновесия, и внедрение оптимального планирования в практику работы государственных учреждений. Но опыт стран всех социально-политических систем не подтвердил возможность управления согласно концепции А.

Взгляд Б, согласно которому предпочтение всегда, когда это возможно, следует предоставлять рыночным механизмам решения общественных проблем, близкий к монетаристских концепций, был достаточно распространен в 30-х pp., До Великой депрессии, и снова привлекает к себе внимание в последние десятилетия из-за обнаружены несостоятельности государственной власти, низкую эффективность мер государственного вмешательства.

Взгляд В, к сторонникам которого можно отнести кейнсианцев, распространился вместе с успехами практического внедрения теории Кейнса. Достаточно условно можно считать, что теоретики и апологеты плановой экономики и государственной собственности, большей "управляемости" экономики в переходный период, также принадлежат к лагерю В (условность такого отнесения объясняется тем, что большинство из последних имеют достаточно смутное представление о аналитический уровень современных экономических и других общественных наук).

Наконец, позиция Г наиболее распространена среди экономистов и политиков. Согласно этой позиции признается наличие несостоятельности рынка и государственной власти и практическая невозможность достижения идеального состояния экономики. Речь может идти только о сбалансированную политику использования различных инструментов, поиск своеобразного «второго лучшего" из-за невозможности нахождения "лучшего". Практически такой компромиссный выбор между двумя группами несостоятельности превращается в общественный выбор, который регулярно осуществляется в различных государствах и периодически корректируется (путем демократических выборов и смены политических партий у власти), то в сторону большего государственного вмешательства и активной социальной политики, то в сторону либеральной модели общественного развития.

Теория асимметричной информации - одно из важнейших достижений современной экономической теории за последние десятилетия. В основе этой теории лежит факт, что часто одна из сторон экономических отношений осведомлена хуже, чем другая Одна из ситуаций, которая чаще всего встречается - модель отношений "заказчика" и "агента", - когда действия или свойства одной из сторон экономических отношений скрытые от другой стороны. Асимметричная информация присутствует на многих рынках, когда характеристики или свойства благ не в полной мере известны потребителю. Проблема асимметричной информации присутствует во взаимоотношениях рабочего и работодателя, арендатора и арендодателя, страховой компании и ее клиента. На финансовом рынке ситуация асимметричной информации возникает во взаимоотношениях кредитора и заемщика, владельца (акционера) и менеджера корпорации, наконец, владельца и кредитора и т. Д.

Хрестоматийным примером проявления асимметричной информации на рынках благ является рынок автомобилей, бывших в употреблении (хотя аналогичные свойства можно найти и на большом количестве других рынков).

Предположим, что на рынке присутствуют только два типа автомобилей - качественные и некачественные. Тыловой потребитель готов платишь 20 тыс. Гривен за качественный автомобиль и 5 тыс. Гривен - за некачественный. Если у покупателей есть полная информация о свойств автомобилей, то есть они могут различать качественные и некачественные, существовать два отдельных рынки, на каждом из которых будут свои цены. Реальной является ситуация, когда покупатель не знает точно, какой именно автомобиль ему предлагают.

Асимметричность информации можно наблюдать на многих рынках. Например, на рынке страхования, если страховая компания не может различать клиентов с различными характеристиками (в данном случае - в разной вероятностью наступления страхового случая), она будет устанавливать завышенные размеры страховых премий, что в итоге приведет к тому, что потенциальные клиенты с лучшими характеристиками откажутся от страховых услуг. В результате это ударит по страховой компании, так как по страховые услуги обращаться только клиенты с высокой вероятностью страхового случая.

Еще один пример - банковское кредитование. Предположим, что банк имеет два типа клиентов - надежных (берут кредиты для реализации проектов с низким риском, но и относительно низким доходом) и рисковых (реализуют высокодоходные рисковые проекты). Банк готов финансировать первых под 10% годовых, вторых - под 40% годовых. Банк будет использовать различные ставки по кредитам, если он может различать клиентов и уровень риска их проектов. Если же для этого не достаточно информации, банк будет использовать единую ставку кредитования - пусть это будет 25%. Но такая ставка для заемщиков с низким риском выгодна - они просто откажутся от кредитования. Кредит будут только заемщики с высоким риском. В результате в банке появятся проблемы, потому что его процентные доходы перекрывать потерь, связанных с невозвратом кредитов.

Участники рынка могут осуществлять меры по преодолению проблемы асимметричной информации. Это может быть мониторинг или сигналы.

Мониторинг - это мероприятия хуже информированного стороны с целью получить больше информации. Покупатель автомобиля, бывшего в употреблении, может использовать помощь опытного механика. Страховая компания, страхуя жизнь, может требовать от клиента пройти медицинский осмотр. Банк, выдавая кредит, может проверять отчетность и контролировать направления использования средств.

Сигналы - это меры со стороны лучше информированной стороны, которые она осуществляет, если асимметричная информация ей не выгодно Продавец качественных автомобилей заинтересован довести информацию о своем товаре покупателю. Добросовестный заемщик хотел бы получить кредит с низкой ставкой и поэтому банк имеет наиболее полную информацию о себе. Сигнал будет выполнять свою функцию, если он воспринимается контрагентом как объективная информация. Скажем, недостаточно просто сказать покупателю, что перед ним автомобиль высокого качества. В то же время предоставление гарантии может стать эффективным сигналом. Информация об образовании потенциального работника может быть, но может и не быть эффективным сигналом для работодателя (это может зависеть, например, от того, какой именно учебное заведение окончил претендент на рабочее место).

Способен или нет мониторинг решить проблему асимметричной информации, зависит от того, какие затраты необходимо понести для осуществления таких мероприятий. Однако, например, расходы на получение образования, как правило, скупаются за способности экономических агентов рационально действовать в условиях асимметричности информации.

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА Неспособность рыночной системы произвести определенные блага вообще либо произвести их в желательном или оптимальном количестве.
Проявляется в результате неисключительного и (или) неконкурентного потребления благ. Неисключительность означает, что индивидам, не оплатившим благо, нельзя воспрепятствовать им воспользоваться. Например, все используют преимущества чистого воздуха независимо от того, сделали они в борьбу с его загрязнением или нет. В этом случае индивиды не станут платить за благо, которое они могут получить даром, и, следовательно, рыночная система обмена не работает. блага является неконкурентным, если его одним индивидом не препятствует потреблению его любыми другими индивидами. Опять-таки, удовольствие от вдыхания чистого воздуха является неконкурентным. В этом случае платы, препятствующее потреблению товара, невозможно, так как является доступным и бесплатным для любого желающего. В этом случае рыночная система не может обеспечить оптимального уровня потребления. В реальной жизни мы часто сталкиваемся с благами, потребление которых частично является конкурентным, а частично неконкурентным. При наличии внешних эффектов может оказаться неспособным обеспечить оптимальный уровень производства, хотя некоторые экономисты считают, что эта проблема может быть преодолена через всех заинтересованных сторон.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА" в других словарях:

    - (market failure) Краткое выражение для обозначения того, что рынок не является панацеей от всех экономических проблем. Существуют различные причины, вследствие которых нерегулируемый рынок не способен обеспечить идеальное положение вещей.… … Экономический словарь

    - (банкротство) в гражданском праве неспособность должника удовлетворить требования кредитора (кредиторов) и погасить перед ними свои обязательства. Различают практическую Н., заключающуюся во временном отсутствии средств, и абсолютную, которая… … Энциклопедия юриста

    - (провал рынка, несостоятельность рынка) это такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето. Авторы классической экономической школы, сформулировав принципы свободного рынка, доказали его эффективность … Википедия

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) - в соответствии со ст. 1 Закона от 18 июля 2000 г. Об экономической несостоятельности (банкротстве) под экономической несостоятельностью (банкротством) понимается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная… …

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - в соответствии со ст. 230 Закона от 18 июля 2000 г. Об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее Закон) в производстве по делу о банкротстве организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, лицами, участвующими в … Юридический словарь современного гражданского права

    Банкротство - (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

    Курс валют - (Exchange rate) Курс валют это цена одной валюты к другой валюте Курс валют: понятие и форма, методы установления, котировки и виды, динамика и теории регулирования, валютный паритет и таргетирование Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    - (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… …

    - (нем. Kapitalismus, от лат. capitalis главный) общественный строй, основанный на частнокапиталистич. собственности на средства произ ва и на эксплуатации наемного труда капиталистами, последняя общественно экономич. формация, основанная на… … Советская историческая энциклопедия

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Индивидуализм и экономический порядок , Фридрих Хайек. Книгу `Индивидуализм и экономический порядок` составили экономические и политико-философские работы одного из крупнейших мыслителей XX века, выдающегося экономиста, лауреата Нобелевской…

Рынок не только мощный фактор экономического роста, но и не менее сильный катализатор возникновения негативной экономической ситуации и социальных конфликтов в обществе. Современная экономическая наука критикует «невидимую руку» рынка. Критика касается «несостоятельности» рынка и его ограниченности, «несправедливого распределения доходов» и «несправедливого распределения собственности».

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособ-ление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

Несостоятельность рынка проявляется в том, что он не способен противостоять монополистическим тенденциям; не заинтересован и не способен производить общественные блага; рыночный механизм непригоден для устранения внешних эффектов; рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов; рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию.

Из многих возможных причин отказов рынка особого внимания заслуживают внешние эффекты, общественные блага, недостаточная конкуренция, а также асимметричность информации.

Одним из типов фиаско рынка является неспособность рынка обеспечивать передачу информации о редкости в форме цен. Для того чтобы рынки эффективно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров и услуг. Производители товара или услуги в нормальной ситуации должны получить цену, по крайней мере равную альтернативной стоимости, в противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Однако возникают ситуации при которых поведение производителей и потребителей оказывает воздействие на третьих лиц. Эти эффекты, направленные на третьих лиц и никак не отражающиеся в ценах, известны под названием внешние эффекты.

Внешними эффектами называют прямые, неопосредованные рынки воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого. Эти воздействия могут быть благоприятными (внешние выгоды) неблагоприятными (внешние затраты).

Отрицательные внешние эффекты возникают в том случае, когда действия лиц, участвующих в сделке, оказывают негативное воздействие на третьих лиц. Это означает не выявленное в сделке использование ресурсов без оплаты.

Отрицательный внешний эффект имеет место, когда предприятия загрязняют окружающую среду. В этом случае внешний эффект представляет собой внешние издержки предприятий. Такие издержки выражаются в дополнительных издержках фирм, которые они имеют в связи с тем, что должны принимать дополнительные меры, предотвращающие загрязнение окружающей среды. Эти внешние издержки не учитываются предприятиями. Следовательно, имеет место ситуация, когда предприятия, загрязняющие окружающую среду, часть своих издержек перекладывает на другие фирмы. Сокращая таким образом свои издержки, предприятия получают конкурентные преимущества перед предприятиями, которые имеют дополнительные издержки для сокращения или ликвидации своих отходов. Конкурентные преимущества предприятия получают за счёт деградации окружающей среды за счёт перекладывания бремени дополнительных издержек на другие фирмы, так же на потребителей продуктов и услуг этих фирм.



Положительные внешние эффекты являются выгодой третьих лиц, участвующих в сделке, но которая производится экономическими агентами. Они означают невыявленное в данной сделке производство блага без соответствующей оплаты. Рынок в денежной форме недооценивает полезность производимого блага, и не доплачивает за него.

Классическим примером, иллюстрирующим наличие положительного эффекта служит ситуация «фруктовый сад – пасека». Пчёлы активно опыляют цветы, тем самым значительно снижают издержки на опыление. Цветы хорошо «кормят» пчёл, и тем самым значительно снижают издержки пасеки.

MEC(y1) + MC(y1) = MSC(y1).

Внешние эффекты отрицательно влияют на экономику, обнаруживая сбои в работе «невидимой руки» рынка, снижают эффективность рыночного механизма.

Вся историческая практика развития рыночной экономики доказала факт перманентности существования некоторых воспроизводимых материальных и нематериальных благ, которые либо не поставляются рынком, либо постав-ляются им в недостаточном количестве. Основная причина – рыночная неэффективность. В то же время эти блага являются общественно необхо-димыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляется посредством особых случаев.

Общественные блага – блага, которые не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение всех других. Они, будучи предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без дополнительных затрат. Они обладают двумя важными свойствами: несопер-ничеством и неисключаемостью в потреблении.

Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трём.

Неисключаемостъ блага означает, что потребители не могут быть исключены из сферы его потребления. Примером неисключаемого блага может служить национальная оборона.

Общественные блага, как и большинство других общественных товаров, требуют весьма значительных затрат на производство и распределение которые поэтому обычно не вписываются в критерии рыночной эффективности. Тот факт, что частные рынки не поставляют (или поставляют слишком мало) общественных товаров, служит основным мотивом для многих действии государства.

Общественное благо – один из случаев несостоятельности рынка, когда необходимо вмешательство государства. В случае общественных благ вмеша-тельство государства необходимо из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными предпоч-тениями, что предполагает соблюдение суверенитета потребителя.

Достижение эффективного объёма производства чистого общественного блага предполагает наличие достоверных данных о предельных выгодах всех потребителей блага. Поскольку существует склонность потребителя уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или по меньшей мере, минимизировать связанные с этим затраты в расчёте на то что это сделают другие. Данное явление получило название проблема «безбилетника» или «зайцев». Возможность бесплатного потребления общественных благ обуслов-ливает неэффективность при их производстве.

Третьим источником несостоятельности рынка является недостаточная конкуренция. Рыночные цены, если они эффективно регулируют распределение ресурсов должны отражать альтернативные стоимости. В случае, когда проявляются пагубные внешние эффекты, отказ рынка происходит из-за того, что цены падают ниже альтернативных стоимостей. В тех случаях, когда имеет место недостаточная конкуренция, отказ рынка может произойти из-за того, что цены слишком высоки. В качестве экстремального случая рассматривается рынок монополии.

Основная претензия к монополистам заключается не в том, что они получают монопольную прибыль, а в том, что монополия разрушает соответствие между предельной нормой замещения в потреблении предельной нормой производственной трансформации. Монополия порождает Парето-неэффек-тивность структуры выпуска даже в том случае, когда прибыль монополиста ничтожно мала из-за равенства монопольной цены и средних затрат. Смысл и цель антимонопольного законодательства в том, чтобы сократить или ликвидировать расхождение между предельной нормой замещения благ в потреблении и предельной нормой продуктовой трансформации.

Отказы рынка, обязанные своим происхождением недостаточной конкурен-ции, не обязательно исчерпываются такой экстремальной ситуацией как монополия. При известных обстоятельствах конкуренция между небольшим числом фирм может также привести к ценам, превосходящим альтернативные стоимости, особенно в тех случаях, когда фирмы ограничивают конкуренцию.

Ассиметричность информации приводит к несовершенному функцио-нированию рынков и порождает целый спектр теоретических прикладных проблем. Если сделка заключена, то участники сделки находятся в рыночном равновесии, которое, скорее всего, будет локальным. Если участники сделки заключили её в условиях симметричности информации, то и равновесие оказывается Паретто-эффективным. Если участники сделки заключили её, в условиях асимметричности информации, то равновесие уже будет, скорее всего, Паретто-эффективным. Таким образом, имеет место потеря Паретто-эффективности в условиях асимметричности информации.

Асимметричность информации – ситуация, когда покупатель или продавец обладают различной информацией о качестве продукта, по поводу которого они готовы заключить сделку. Эта разница позволяет получать сверхприбыль торговцам товаров плохого качества и вынуждает людей, предлагающих продукцию высокого качества, работать в убыток. Такая ситуация возникает поскольку получение недостающей информации оказывается экономически нецелесообразным с точки зрения соотношения затрат и результата. Явление вытеснения с рынка высококачественных товаров товарами низкокачественными – это и есть, по существу, неблагоприятный отбор.

Ущерб, потерю эффективности функционирования от неблагоприятного отбора терпят и продавцы хороших товаров, и покупатели, и страховые фирмы и страхователи – словом, участники всех рынков, на которых эффект неблагоприятного отбора оказывается значительным. Среди механизмов, которые этому препятствуют можно выделить лицензирование, гарантии на продукцию, общественные организации по защите прав потребителей и т.д.

Итак, к числу основных факторов, определяющих несостоятельность рынка, относятся тенденции монополизации производства отдельных видов продукции, существование внешних эффектов при производстве и потреблении частных благ, специфика потребительских свойств общественных благ, асимметричность информации между экономическими субъектами. В связи с этим в рыночном хозяйстве возрастает аллокативная роль государства, которая заключается в предотвращении монополизации производства; выпуску оптимальных объёмов смешанных благ; содействию распространения достоверной информации.

Основные термины и понятия : рынок, рыночный механизм, несостоя-тельность рынка, внешние эффекты, общественные блага; асимметричность информации; неравномерное распределение дохода.

Контрольные вопросы

1. В чём проявляется несостоятельность рынков?

2. Дайте характеристику внешних эффектов, их видов.

3. Что такое общественные блага и чем они отличаются от частных благ?

4. Как государство влияет на функционирование монополий?

5. Каковы пути преодоления асимметрии на рынке информации?

ОТВЕТ

В характеристике сущности и функционирования рынков в микроэкономической литературе наблюдаются два подхода.

Первый подход исходит из того, что конкурентные рынки существуют и функционируют. Поэтому необходимо только создавать предпосылки для конкуренции.

Второй подход исходит из того, что конкурентные рынки не существуют. Поэтому необходимо выяснить, какие меры требуются, чтобы преодолеть эту ситуацию.

Во всех предыдущих вопросах мы исходили из первой трактовки конкурентных рынков. Здесь и далее речь пойдет о позиции несостоятельности рынков.

Несостоятельность конкурентных рынков обусловлена следующими основными причинами.

1. Наличием рыночной власти у производителя или продавца ресурсов. Рыночная власть приводит к тому, что одних товаров выпускается с избытком, а других – с недостатком. Производители с рыночной властью в своих действиях применяют цены, которые отличные от цен, которые используют в своих действиях покупатели, в результате чего рынок становится несостоятельным и перестает функционировать. Аналогичная ситуация имеет место при рыночной власти на рынках факторов производства. Допустим, что рабочие имеют рыночную власть над предложением труда в выпуске обуви. В этом случае обувной промышленности будет предложено мало труда при высокой заработной плате, а, например, пищевой – много труда при низкой заработной плате. В результате чего инвестиции будут неэффективными, поскольку эффективность предполагает одинаковые предельные нормы технологического замещения в выпуске товаров.

2. Наличием неполной и неточной информации о рыночных ценах или о качестве продуктов. В этом случае рыночная система будет функционировать неоптимально, ибо, не имея достоверной информации, производители и потребители допускают ошибки в своих решениях. Дефицит информации побуждает производителей выпускать одних товаров в избытке, а других – слишком мало. Подобная ситуация будет наблюдаться среди покупателей. Одни покупатели не будут приобретать нужный и выгодный им товар, а другие приобретать товар, не приносящий им пользу либо даже вредный им. Дело может дойти до фиаско рынка этих товаров.



3. Наличием внешних эффектов. Цены действуют эффективно, когда они дают информацию и производителям, и потребителям. Нередко цены не отражают действий производителей или потребителей, что приводит к несостоятельности рынков. Внешние эффекты образуются в том случае, когда та или иная деятельность, связанная с производством или потреблением, оказывает косвенное воздействие на другие виды деятельности, но не отражаемое прямо рыночными ценами. Предположим, что нефтеперегонный завод сделал выброс в реку, в результате чего ниже выброса нельзя купаться и ловить рыбу. Это и есть внешний эффект. Если этот внешний эффект распространится на всю отрасль, то цена продуктов нефтеперегонного завода окажется ниже в сравнении с условиями учета в издержках производства, затрат, связанных с загрязнением.

4. Рынки не способны предложить так называемые общественные товары, полезные многим потребителям, хотя они могли бы быть выпущены при очень низких издержках производства и несмотря на большую значимость для общества.

Вопрос 57

Рынки с асимметричной информацией.

ОТВЕТ

АСИММЕТРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ – ситуация, в которой часть участников сделки владеют важной информацией, которой не владеют другие заинтересованные лица; характерна для многих ситуаций в бизнесе. Так, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Работник знает о своих способностях полнее, нежели предприниматель. Менеджеры знают свои возможности лучше в сравнении с собственниками фирм.

Асимметричная информация дает возможность уяснить, почему, например, те или иные фирмы предоставляют покупателям их продукции гарантии и услуги, или почему держатели акций корпораций должны внимательно наблюдать за поведением управляющих и т. д.

Асимметричная информация охватывает различные сферы деятельности: а) рынок продуктов; б) рынок страхования; в) рынок кредитов; г) рынок труда.

Роль асимметричной информации в определении качества продуктов впервые установил американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джордж А. Акерлоф в статье «Рынок лимонов», опубликованной в 1970 г. За основу он взял работу лауреатов Нобелевской премии по экономике 1996 г. американского экономиста Уильяма Спенсера Викри (1914–1996) и английского экономиста Джеймса Миррлиса (р. 1936) «Рынок подержанных автомобилей». Эта работа, вошедшая в классику экономической литературы, доказывала, что дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен. В ситуации, когда покупателю недоступна вся необходимая информация для приобретения автомобиля, качество продаваемого товара будет измеряться как совокупное среднее, что, несомненно, отразится на цене. Машину, качество которой превышает среднее, может забрать продавец, который знает, что покупатель заплатит за нее меньше, чем она стоит на самом деле. В результате на рынке останутся только самые плохие автомобили, и в конце концов он рухнет.

Асимметричная информация охватывает и рынок страхования. Она затрудняет проблему медицинского страхования пожилых людей, у которых риск заболеть очень высок. Поскольку цена страхового полиса не увеличивается в соответствии с этим риском, страховые компании неохотно страхуют пожилых людей. Страхователь знает лучше свое состояние здоровья, чем страховщик, что вызывает необходимость в неблагоприятном отборе. Тем более что застраховаться стремятся люди со слабым здоровьем, о чем свидетельствует тот факт, что доля этой категории лиц в общем количестве страхующихся увеличивается, что, в свою очередь, повышает цену страхового полиса. Рост же цены страховки приводит к тому, что молодые и здоровые люди не страхуются. Таким образом, отбор лиц для страхования чреват угрозой существования страхового рынка.

В связи с несостоятельностью страхового рынка страхованием вынуждено заниматься государство. Страхуя людей пожилого возраста, оно тем самым устраняет последствия неблагоприятного отбора.

Факт асимметричности информации требует более активного участия правительства в регулировании экономики, ибо недостаточная или ошибочная информация может разрушить рынки. Значительный вклад в исследование рынков с асимметричной информацией внес американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джозеф Стиглиц.

Исследования проблем асимметричной информации актуальны для современного российского рынка.

АКЕРЛОФ Джордж (р. 1940), американский экономист. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Автор работ по микроэкономике. Акерлоф возглавил разработку концепции асимметричной информации, предполагающей активное участие правительства в регулировании экономики.

СТИГЛИЦ Джозеф (р. 1943), американский экономист. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Автор работ по микроэкономике, исследователь и преподаватель новой ветви экономической науки – «экономики информации».

Вопрос 58

Концепции прибыли.

ОТВЕТ

Различные концепции издержек производства обусловливают и различные концепции прибыли. Выделяют бухгалтерскую, экономическую и нормальную прибыль.

Бухгалтерская прибыль – разница между общей выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и явными (внешними) издержками, т. е. платой за производственные ресурсы поставщиков. Бухгалтерская прибыль отличается от экономической прибыли на величину неявных (внутренних) издержек, поскольку экономическая прибыль не включает в себя экономические издержки.

Экономическая прибыль – общая выручка за вычетом всех издержек (явных и неявных), включая в неявные издержки и нормальную прибыль предпринимателя. Под экономической прибылью имеется в виду чистая прибыль, означающая разницу между выручкой и экономическими (альтернативными, вмененными) издержками. Экономическая прибыль показывает, что на данном предприятии производственные ресурсы используются более эффективно. Поэтому экономическая, а не бухгалтерская прибыль выступает критерием эффективности использования предприятием затраченных (потребленных) ресурсов. Когда экономические издержки превышают полученный доход, то предприятие несет убытки.

Расчеты бухгалтерской и экономической прибыли покажем на условном примере.

Нормальная прибыль – вознаграждение за выполнение предпринимательских функций; элемент внутренних (неявных) издержек наряду с внутренней рентой и внутренней зарплатой. Нормальная прибыль позволяет удерживать предпринимательские ресурсы в определенной сфере деятельности. Если нормальная прибыль не обеспечивается, то предприниматель либо переориентирует свои усилия с данного направления деятельности на другое, более доходное, либо откажется от предпринимательской деятельности ради получения зарплаты, или жалованья.

Балансовая прибыль – разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг), с одной стороны, материальными затратами, амортизацией и заработной платой – с другой. Балансовую прибыль иначе называют общей (валовой) прибылью. Балансовая прибыль выступает основным источником распределения и использования средств производства.

Предельная прибыль – разница между предельным доходом и предельными издержками. Предельная прибыль, как и предельный доход и предельные издержки, является положительной до определенного уровня производства продукции, однако по достижении его становится отрицательной, т. е. выпуск продукции становится убыточным. Предельную прибыль иначе называют маргинальной прибылью.

Прибыль, выраженная в абсолютных величинах, называется массой прибыли, которая находится в прямой зависимости от величины авансированного капитала и нормы прибыли. Норма прибыли выступает важным показателем эффективности производства и определяется отношением массы прибыли к авансированному капиталу.

Конкурентная борьба между отраслями экономики приводит к образованию средней нормы прибыли на равновеликий капитал, т. е. происходит своего рода «выравнивание» отраслевых норм прибыли. Но этот процесс возможен лишь при свободной межотраслевой конкуренции. Прибыль на авансированный капитал, извлекаемая согласно средней норме прибыли, называется средней прибылью. Однако существование средней нормы прибыли отнюдь не означает, что каждый собственник капитала непременно ее получит.