Анализ общественного сектора в современной экономике. Обоснуйте теории возникновения и формирования общественного сектора

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Общественный сектор экономики [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Общественный сектор экономики являет собой особую категорию, конептуализация которой интересовала большое количество ученых экономистов, начиная с XVIII века.

В статье рассмотрены подходы различных экономистов к сущности понятия "общественный сектор".

Следует отметить, что хронология подходов к категории общественный сектор берет свое начало в XVIII веке в учениях меркантилистов. Впервые было обосновано его наличие.

Развитие концепций общественного сектора экономики связано с совершенствованием социально-экономической системы и переходам к новым формам хозяйствования.

Общественный сектор экономики , как особая категория, формировался на фоне масштабных экономических преобразований, а основные достижения в данной области приходятся на XX век, когда было разработано около 10 различных по своей сути подходов.

Общественный сектор экономики в учениях экономистов

Рассмотрим понятие общественный сектор в учениях различных экономистов, в таблице ниже выделены основные элементы, характеризующие суть данной категории. На основе хронологической последовательности проследим развитие общественного сектора в рамках экономических школ.

Характеристика и основные элементы общественного сектора

Посошков Иван Тихонович

меркантилизм

начало XVIII века

Общественный сектор трактовал как общенациональный капитал, для приращения которого государь "должен заставить всех людей работать, причем прилежно и производительно, уничтожить праздность во всех ее видах".

1. Общенациональный капитал страны – это не обогащение казны, а народное достояние.

2. Задача государства – всенародное обогащение.

3. Ввозить из-за границы только то, что не производится в стране и без чего обойтись невозможно, а вывозить только готовые изделия.

классическая школа

вторая половина XVIII века

Общественный сектор трактовал как "предоставление государством некоторых благ, прибыль от реализации которых не покрывает затраченных при их производстве ресурсов в частном секторе".

1. Общество с помощью государства должно создать условия и специальные институты, которые позволят обеспечить предоставление такие благ.

2. После выполнения первого условия, государство не должно вмешиваться в функционирование общественного сектора.

Карл Марке

теория прибавочной стоимости

Общественный сектор трактовал как "сознательное регулирование производства со стороны государства".

1. Максимально возможное государственное вмешательство в функционирование экономики.

2. Широкое участие государства в национальной экономике.

Дж. М. Кейнс

кейнсианство

начало XX века

Общественный сектор трактовался, как "система удовлетворения совместных потребностей людей".

1. Государство, выступая в качестве экономического агента и регулирующего органа, способно управлять развитием рынка, используя макроэкономические инструменты.

2. Централизованный механизм принятия решений для стабилизации экономики.

Линдаль Э.

теория общественного благосостояния

30-ые гг. XX века

Общественный сектор – это интегрированная система перераспределения доходов, финансовых отношений, расходования финансовых ресурсов.

1. Налогообложение как способ решения существующих в экономике проблем.

2. Общественный сектор имеет сугубо финансовую природу.

Коммонс Дж.

институционализм

40-ые гг. XX века

Общественный сектор трактовал как институт совокупности социально-правовых норм, выполнять которые принуждает государство.

1. Государство выполняет функции гаранта соблюдения законодательно определенных норм.

2. Преодоление социально-экономических конфликтов посредством законодательных юридических норм ведет к социальному прогрессу и социальной стабильности.

Масгрейв Р.

теория общественного блага

50-ые гг. XX века

Общественный сектор – это экономическое пространство, где рынок не срабатывает.

1. Система общественных благ – институт, с помощью которого реализуется общественный сектор.

2. Общественные блага аналогично с частными предоставляются для удовлетворения спроса на них индивидом.

3. Предоставление услуг общественным сектором через механизм добровольного рыночного обмена.

Бьюкенен Дж.

теория общественного выбора

60-ые гг. XX века

Общественный сектор – это совокупность правительственных учреждений, которая используется индивидом для достижения своих эгоистических интересов.

1. Эффективность государства оценивается низко.

2. Государственные институты представляются как средства достижения целей индивидов.

3. Стимулирование потребления.

Восколович Н.А.

теория позитивной экономики

80-ые гг. XX века и по настоящее время

Общественный сектор – совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении общества и используемых для производства общественных благ в сферах экономической деятельности, где рынок полностью или частично неэффективен.

1. Несовершенство механизма конкуренции, внешние эффекты, недостаточная информация, дифференциация доходов в обществе – обуславливают необходимость существования общественного сектора.

2. В общественном секторе доминирует деятельность государства.

Якобсон Л.И.

неолиберализм

90-е гг. XX века

Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства, это государственные предприятия, учреждения, доходы и расходы бюджета, формы налогообложения и программы общественных расходов.

1. Роль государства в экономике неоправданно высока. Необходимо создание рынка свободного от вмешательства правительства, государства, регулирующих органов в экономические процессы. Необходимо возвращение к роли государства эпохи А. Смита.

2. Решение социальных задач, с которыми рынок не в состоянии самостоятельно справиться, необходимо передать частным благотворительным организациям.

3. Полностью отказаться или резко урезать социальные функции государства.

Стиглиц Дж.

неокейнсианство

Общественный сектор – это производитель и поставщик общественно значимых материальных благ и услуг, а также различные механизмы распределения общественных благ среди населения страны.

1. Жесткая критика свободного рынка, либеральных рыночных реформ, либерализации рынка, неоклассических и неолиберальных концепций функционирования общественного сектора.

2. Оценка альтернативных стратегий функционирования экономики государства, общественного сектора.

3. Общественный сектор отождествляется с государственным.

4. Повышение роли протекционистских мер со стороны государства.

Жилина Е.А.

теория нормативной экономики

90-ые гг. XX века и по настоящее время

Общественный сектор – совокупность всех типов ресурсов, находящихся в распоряжении государства или под его контролем, включая государственные предприятия, учреждения, муниципальные службы, а также добровольно-общественные объединения.

1. Государственный сектор в экономике должен быть ведущим, а доминирующей формой контроля – прямой контроль через государственную собственность.

2. Добровольно-общественные объединения занимают очень малую долю в общественном секторе.

3. Оценка доходов и расходов государства на основе концепций предоставления и распределения общественно значимых материальных благ и услуг в обществе на основе существующих потребностей.

4. Нормативная экономика может использовать методы позитивной экономики. Тем самым смешивая содержание терминов и нивелируя характеристики общественного сектора в позитивной экономике.

Анализ категории общественный сектор

Проанализируем рассмотренные точки зрения, чтобы определить содержание понятия общественный сектор экономики.

Середина XX века – формализация термина общественный сектор.

По итогам рассмотрения основных концепций, которые на основе различных подходов обосновывали формирование и функционирование общественного сектора как особой категории, можно судить о том, что до середины XX века формально термин "общественный сектор" не был определен в рамках ни одной из рассмотренных концепций. В целом, это свидетельствует о неоднозначности данного термина, что вызвано многогранным характером его природы, а также спорным содержанием и структурой, на что опосредованно повлияла и концептуальная эволюция данного понятия.

Меркантилисты, строго говоря, не сформировали каких-либо конкретных подходов к общественному сектору экономики, не уделяя ему внимания как особой категории. Вместе с тем, ряд представителей данной школы указывали на существование в экономике определенных явлений, которые современные ученые относят к государственному общественному сектору.

Российский ученый Иван Тихонович Посошков, поддерживавший реформы и преобразования Петра I, являясь представителем меркантилизма, предлагал последовательные институциональные преобразования, когда рассматривал невещественные и вещественные богатства в привязке к необходимости развития русской промышленности. Фактически, представив ряд положений будущего институционализма, Посошков сформировал фундаментальные положения, которые характеризуют общественный сектор. Его синтез невещественных и вещественных богатств, формирующий общественный сектор, с позиций современной науки и сегодняшнего состояния российской промышленности представляется весьма актуальным.

Посошков акцентировал внимание на необходимости увеличения народного достояния, представляя его как общенациональный капитал, и предлагал строить заводы за государственный счет, передавая их потом в частные руки. Его идеи находят отражение в современной России, когда государственные корпорации способствуют развитию общенационального капитала, а государство реализует госпрограммы, направленные на всенародное обогащение и приращение общенационального капитала, формируя таким образом общественный сектор в том его понимании, которого придерживался Посошков. Следует также отметить, что взгляды Посошкова, изложенные в книге "О Скудости и богатстве", опередили свое время почти на три столетия, они являлись новаторскими не только в Российской Империи, но и во всем мире, что делает его одним из самых выдающихся экономистов за историю человечества.

Посошков впервые поднял вопросы и изучал явления, которые являются актуальными в современном обществе, затронув в том числе и фундаментальные аспекты функционирования общественного сектора экономики.

Дальнейшие направления исследований общественного сектора носили общеэкономический характер, ученые стремились их обосновать в контексте основных теорий экономических школ.

Вместе с тем, следует отметить, что если первоначально, предпринимались попытки определить сущность общественного сектора через конкретные критерии, то они имели несистемный характер, и следовали лишь из исследовательских устремлений экономистов в рамках комплексных теорий, которых они придерживались и развивали.

Концептуализация общественного сектора в привязке к финансам, общественным благам, рынку, что само по себе повлияло на становление экономики общественного сектора, не являлась самодостаточной. В результате, ряд ученых заложили фундаментальные аспекты для формирования современного понимания термина общественный сектор.

С позиций проведенного анализа наиболее объективными и целесообразными подходами представляются концепции нормативной и позитивной экономики, а также неокейнсианство.

Вместе с тем, на основе изученных концепций и определений общественного сектора, можно определить данное понятие следующим образом:

Общественный сектор экономики – это совокупность предприятий и иных образований, которые объединены с целью обеспечить организацию производства общественно значимых материальных благ и услуг для удовлетворения в них потребностей населения страны, которые функционируют под контролем государства.

В современных условиях для России представляется целесообразным использовать методы теории нормативной экономики с учетом возможного применения отдельных принципов теории позитивной экономики. При этом ключевыми направлениями должны выступать контроль качества производства и распределения общественных благ среди населения и контроль финансовых потоков.

Литература

  1. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. – М.: АН СССР, 1951.
  2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2007.
  3. Маркс К., Энгельс Ф.Ф. Собрание сочинений, т. 32. – М.: Госполитиздат, 1955.
  4. Кейнс Дж. М. Избранные произведения. – М.: Экономика, 1993.
  5. Линдаль Э. Исследования в области теории денег и капитала. – М.: Экономика, 1993.
  6. Коммонс Дж. Правовые основания капитализма. – М.: НИУ-ВШЭ, 2011.
  7. Масгрейв Р. Теория государственных финансов. – М.: Бизнес Атлас, 2009.
  8. Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии. – М.: Таурус-Альфа, 1997.
  9. Экономика, организация и управление общественным сектором / под ред. Н.А. Восколович. – М.: Юнити-Дана, 2008.
  10. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. – М.: Юрайт, 2015.
  11. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. – М.: Инфра-М, 2007.
  12. Жилина Е.А. Развитие общественного сектора в современных условиях. – М.: Инфра-М, 2015.

1. Общественный сектор - это составная часть и неотъемлемое звено современной смешанной экономической системы. Истоки ее восходят к рубежам XIX-XX вв., когда были созданы основы индустриального общества и появились первые идеи о смешан­ной экономике. В последующий период произошло ее станов­ление и утверждение как новой перспективной формы социаль­но-экономического устройства общества.

Эволюция смешанной экономики происходила в условиях «накладки» двух режимов развития - формационного и цивилизационного. Это придало ее движению противоречивый, нели­нейный характер. С одной стороны, становление смешанной экономики характеризовалось противостоянием разных соци­ально-экономических укладов, институтов и интересов, а также конфликтностью их носителей - классов и социальных групп. С другой стороны, логика развития смешанной экономики как единой системы и интересы ее безопасности вызвали потреб­ность перехода от узко конфронтационного подхода к целост­ному видению общественного прогресса, к необходимости вы­явления универсальных тенденций развития современной циви­лизации, их синтезу.

На современном этапе общественного прогресса смешанная экономика переживает трансформационные процессы, связанные с переходом от индустриального к постиндустриальному обществу, к обществу, основанному на знаниях и ориентированному на развитие человека как самоценности. Ее изменение характери­зует переход к обществу и экономике, которые становятся ча­стью глобальной мировой системы. Это придает новые черты со­временной смешанной экономике, развитие которой выходит в узкоэкономические рамки одномерного видения индивида как экономического человека. На смену приходит многомерная трак­товка человека как общественного существа, что требует нетради­ционного, нового подхода.

Общественный сектор представляет собой совокупность ре­сурсов, находящихся в распоряжении общества и используемых для организации производства и поставки общественных благ в сферах экономической деятельности, где рынок полностью или частично не срабатывает, т.е. имеют место провалы рынка. Здесь координация экономической деятельности осуществляется с по­мощью системы бюджетного финансирования в сочетании с пра­вовым администрированием и политическим механизмом обще­ственного выбора (голосования избирателей).

Общественный сектор в современных условиях характеризу­ется расширением зон частичных провалов рынка. Это связано с увеличением объема смешанных общественных благ, благ и со­циальных услуг со значительным внешним эффектом и отдель­ных комплектующих элементов общественного блага как едино­го блага. Организация производства и особенно поставка таких благ осуществляются на основе государственного и частного партнерства с использованием рынка. Общественный сектор выступает в роли не только субъекта публичного права, но и участника, контрагента рыночного процесса.

Провалы рынка - это ситуации, в которых свободное дейст­вие рыночных сил не обеспечивает эффективное использование ресурсов. Причинами провалов рынка могут стать ограничен­ность (несовершенство) конкуренции, естественные монополии, внешние эффекты, асимметрия информации, неполнота рын­ков, дифференциация доходов.

Выделяют следующие виды провалов рынка.

1. Наличие монополий (прежде всего естественных), а также оли­гополии в определенных отраслях экономики, ведущих к недостатку конкуренции производителей и наносящих ущерб общественному благосостоянию и потребителям. Это вызывает необходимость государственного вмешательства. Оно выражается в форме созда­ния государственных и муниципальных предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии или в виде мер государственного регулирования и контроля цен, объема производства и качества экономических благ.

Отдельно выделяется так называемая «легальная монополия», или монополия интеллектуальной собственности, специально соз­даваемая государством для стимулирования научно-технического, технологического прогресса и инновационного развития нацио­нальной экономики. Легальная монополия создается законода­тельно и существует в форме исключительных временных при­вилегий (правовых и финансовых), предоставляемых создателям новых объектов интеллектуальной собственности.

2. Информационная асимметрия у производителей и потреби­телей экономических благ. Как правило, она характеризуется преимуществом в информированности производителей и неосве­домленностью потребителей о достоинствах и недостатках това­ров и услуг. Особое значение она имеет в отраслях здравоохра­нения и образования, где невмешательство государства может привести к оппортунистическому поведению производителей и ущербу для потребителей.

3. Внешние эффекты - издержки (отрицательные внешние эф­фекты) или выгоды (положительные внешние эффекты), получаемые лицами, не участвующими в конкретной сделке. В случае отрица­тельных внешних эффектов (загрязнение окружающей среды) го­сударство вводит экологические налоги, а при положительных внешних эффектах предоставляет субсидии производителям.

4. Общественные блага - вид экономических благ, обладаю­щих свойствами, противоположными частным экономическим благам (рыночным товарам и услугам). Существуют чистые об­щественные блага, которые рынок не производит вообще (на­циональная оборона), и смешанные общественные блага (клуб­ные, социально значимые и квазиобшественные блага), которые рынок может производить, но в недостаточном количестве. Ис точником их производства может быть гражданское общество (клубные блага) или государство - в определенном масштабе (социально значимые блага, квазиобщественные блага в отрас­лях естественной.монополии).

5. Недальновидное поведение потребителей и производителей на рынках страхования социальных рисков, рисков гражданской и профессиональной ответственности. Данный недостаток ведет к феномену неполного рынка страхования и негарантированно -сти права на жизнь для незастрахованных граждан. Это требует введения различных видов обязательного, в том числе государ­ственного, страхования.

6. Провалы рынка, обусловленные его нестабильностью (эконо­мические и финансовые кризисы), вызывающие безработицу, малообеспеченность, чрезмерную дифференциацию доходов и другие нега­тивные социально-экономические последствия для общества в целом. Такие провалы тоже требуют государственного вмешательства в виде выполнения ряда социально-экономических функций.

Итак, ОС представляет собой такую область экономики или ту часть экономического пространства, где:

1) Рынок не действует или только частично действует, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации деятельности;

2) Производятся и потребляются не частные, а общественные блага;

3) Экономическое равновесие между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов (в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики).

4) Государство призвано обеспечить правовую базу и общественный климат, благоприятствующий эффективному функционированию рыночной экономики; защиту конкуренции; перераспределение доходов; корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизацию экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

Структура общественного сектора. Отсутствует общепринятая структура.

Главное отличие организаций частного и ОС является то, что в ОС организации являются некоммерческими (то есть не ставят перед собой главную задачу в получении прибыли), доминирующую роль в ОС играет государство.

Рис. 1 Структура ОС.

На рисунках ЧС – частный сектор; ДОС – добровольно-общественный сектор; на пересечении областей находятся смешанные формы экономической деятельности. Заштрихованная область на рисунке справа обозначает то, что включает в себя ОС.

По мнению Н.А. Восколович структура общественного сектора состоит из:

  1. Государственный сектор. Федеральная собственность и собственность субъектов Федерации образуют экономическую основу государственного сектора экономики РФ. К другой ветви государственного сектора можно отнести муниципальный сектор, экономической основой которого является муниципальная собственность.
  2. Негосударственные некоммерческие организации – ННО (третий сектор экономики, добровольно-общественный сектор). К данной категории организаций принято относить общественные движения и организации, партии, ассоциации, союзы, благотворительные фонды, торгово-промышленные палаты и т.д.

Главными причинами их отнесения к общественному сектору, на наш взгляд, являются следующие. Во-первых, деятельность ННО в экономической сфере: помощь рынку в преодолении провалов путем производства и предоставления общественных благ. Во-вторых, усиление значимости ННО в общественном секторе: путем взаимодействия с государственными структурами появляются новые механизмы предоставления социально значимых благ нуждающимся группам населения. В-третьих, способность ННО осуществлять свою деятельность в тех сферах, где ни рынок, ни государство не способны функционировать эффективно.

  1. Частный подсектор , который будет составлять небольшую часть из частных предприятий и организаций рыночного сектора экономики, осуществляющих производство общественных благ. На практике частные предприятия и организации осуществляют производство общественных благ только в тех случаях, когда имеется возможность увеличить свои конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. Примером может служить фирма, освещающая ночью часть улицы, или компания, осуществляющая облагораживание парковых зон.
  2. Подсектор, занимающий промежуточное положение между указанными тремя подсекторами. В результате взаимодействия государственного сектора с сектором ННО, частного с государственным сектором, а также сектора ННО с частным сектором возникают смешанные формы организации деятельности экономических субъектов. Это пространство занимают, в основном, новые организационные формы. Примерами таких смешанных структур могут являться государственные и муниципальные автономные учреждения, действующие в рамках Бюджетного кодекса РФ, государственные корпорации, действующие в рамках Закона о некоммерческих организациях, а также различные формы государственно-частного партнёрства: концессии, особые экономические зоны, Инвестиционный фонд Российской Федерации, ОАО "Российская венчурная компания" и другие.

Таким образом, под общественным сектором мы предлагаем понимать часть экономики страны, представленную государственной и муниципальной системой, негосударственными некоммерческими организациями, объединениями смешанной формы, а также небольшой частью частного сектора, располагающей ресурсами, аккумулирующимися в результате взаимодействия указанных подсекторов, а также с другими секторами экономики, которые направляются на преодоление провалов рынка через механизмы производства общественных благ, установления определенных правил, преодоления несовершенства конкуренции, снижения воздействия экстерналий и др.

Рис. 2 - Структура общественного сектора

2. Существуют различные способы оценки масштабов общественного сектора и степени его воздействия на экономику. Наиболее простой и распространенный метод заключается в изучении показателей, публикуемых национальной статистикой. К их числу относятся: объем доходов и расходов государственного бюджета в абсолютном выражении и его соотношение с основными макроэкономическими показателями (например, с валовым внутренним продуктом - ВВП); численность государственных служащих, их распределение по уровням и структурам управления; размеры государственной собственности; удельный вес государственных предприятий в основных показателя отраслей экономики; число некоммерческих организаций и ряд других показателей.

Масштабы государственного влияния на экономику в разных странах различны. Если в Китае доходы консолидированного бюджета не превышают 8% от ВВП, то в таких странах, как Швеция, Франция и Италия этот показатель находится в районе 40%. В отдельные годы доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, в разных странах была еще выше.

Масштабы государственной собственности в различных отраслях экономики также существенно отличаются. Например, для таких стран, как Великобритания, Франция и Германии, характерен в среднем достаточно высокий удельный вес предприятий государственной собственности в промышленности. Напротив, в Японии и США доля государственных предприятий почти во всех отраслях промышленного производства не превышает 25%.

В России удельный вес промышленных предприятий государственной формы собственности в объеме производства составляет около 8%. С середины 90-х годов этот показатель сократился более чем на 1,5 процентных пункта. Государственные предприятия имеют наибольшую долю в объеме промышленной продукции таких отраслей, как машиностроение и металлообработка и электроэнергетика.

В разных странах время от времени предпринимаются попытки сокращения масштабов государственного регулирования экономики. Характерным примером подобной политики могут служить рыночные реформы, проводимые в постсоциалистических странах и заключающиеся в масштабном сокращении государственного сектора, замещении государства рынком при помощи приватизации. В период проведения рыночных преобразований в 90-х годах XX века государственные расходы в бывших социалистических странах сокращались как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Размер общественного сектора в экономике определяется соотношением тех выгод и издержек, которые связаны с его функционированием.

К числу получаемых обществом выгод относятся:

Компенсация “провалов” рынка,

Сглаживание циклического развития экономики,

Достижение большей социальной стабильности за счет выравнивания доходов граждан и др.

Издержки– это повышение уровня налогообложения, расширение бюрократии и рост расходов на содержание государственного аппарата, влияние политической конъюнктуры на принятие экономических решений и т.п.

В разных странах периодически проводятся административные реформы, имеющие целью сокращение государственного аппарата и оптимизацию его структуры. Однако, мировой опыт свидетельствует о том, что общественный сектор объективно имеет тенденцию к расширению. Причинами этого являются:

1. наличие и масштабы провалов рынка. С развитием экономики возникают новые виды деятельности, в которых рынок сам по себе не может функционировать эффективно (например, защита прав интеллектуальной собственности). Как следствие, появляются новые задачи и функции государственного регулирования, что вызывает расширение общественного сектора;

2. циклы политической конъюнктуры. Динамика общественного сектора связана с процессом подготовки к очередным выборам в органы государственной власти. Стремясь расширить число своих избирателей, правящие политические силы увеличивают расходы социального характера, которые затем крайне трудно поддаются сокращению;

3. перераспределительные программы. Проблема повышения уровня жизни продолжает оставаться актуальной не только для бедных стран мира, но и для экономически развитых государств. Категории населения, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе достойный уровень дохода в рамках рыночной системы, зависят от трансфертов, получаемых от общественного сектора. Политические силы, выступающие за перераспределительные программы, находят поддержку среди таких избирателей. Выигрыш от роста государственных расходов, как правило, более очевиден и проявляется быстрее, чем положительный эффект от их снижения. Поэтому стимулы к расширению перераспределительных программ более сильны, чем к его сокращению

4. интересы бюрократии. В теории показывается, что любая бюрократическая организация стремится к расширению своей деятельности. Интересы государственных учреждений заключаются в повышении объема подконтрольных им ресурсов (в том числе бюджетных расходов) и, таким образом, напрямую связаны с ростом общественного сектора.

Позитивные и негативные последствия расширения общественного сектора проявляются по-разному. Если позитивные результаты возникают достаточно быстро и вполне четко персонифицированы, но негативные тенденции менее очевидны и накапливаются в течение длительного периода времени. В итоге, если государство не принимает специальных программ ограничения общественного сектора, он имеет тенденцию к расширению.


Современная экономика является смешанной. Экономическая деятельность в ней осуществляется общественным (государственным) сектором, а также частными нефинансовыми предприятиями, финансово-кредитными и другими организациями, часто объединяемыми общим понятием «частный сектор». Смешанной является и экономика самого общественного (государственного) сектора. Составными частями общественного сектора являются сектор государственного управления и предприятия, принадлежа
ть щие или контролируемые государством, но относящиеся согласно общепринятому подразделению экономики на экономические сектора к нефинансовым и финансовым корпорациям. Основу общественного сектора составляет сектор общественного (государственного) управления, применительно к которому формируются также государственные финансы. Рассмотрим его место в системе экономических секторов экономики.
В настоящее время при составлении прогнозов социально-экономического развития, формировании финансов, принципов построения статистики и экономическом анализе границы секторов экономики определяются в соответствии с системой национальных счетов. Соответственно, трактовка основных понятий и определение границ общественного сектора и сектора общественного правления должны производиться применительно к системе национальных счетов, которая принята во всем мире. Таким образом, обеспечиваются единые подходы к изучению экономики общественного сектора и экономики других секторов, их имущества, складывающихся между ними потоков товаров, услуг и денежных средств. В системе национальных счетов, принятой Организацией Объединенных Наций в 1993 г., сектор государственного управления выделяется как один из секторов экономики.
Согласно этой системе хозяйствующие субъекты страны (институциональные единицы), владеющие и распоряжающиеся активами и вступающие в экономические отношения с другими хозяйствующими субъектами, в соответствии с осуществляемыми ими функциями и способами финансирования затрат объединяются в пять институциональных секторов экономики. Этими секторами являются: сектор нефинансовых корпораций; сектор финансовых корпораций; сектор государственного управления; сектор домашних хозяйств и сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ).
К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Под институциональной единицей понимается хозяйствующий субъект (экономическая единица), который владеет и распоряжается активами от своего имени, принимает обязательства, вступает в экономические операции с другими институциональными единицами, составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов. В качестве хозяйствующих субъектов принимаются как юридические лица (предприятия, органы государственного управления, кредитные организации, страховые компании и др.), так и домашние хозяйства, поскольку они являются центрами принятия экономических решений. Субъекты хозяйствования располагают находящимися в постоянном обороте экономическими ресурсами.
К нефинансовым корпорациям относятся находящиеся на экономической территории страны институциональные единицы (корпорации и квазикорпорации), основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются из выручки от реализации. К этому сектору относятся, в частности, предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли и др. Под квазикорпоративными предприятиями понимаются институциональные единицы, аналогичные корпорациям по своим функциям и способу финансирования, но не имеющие формально статуса корпорации (например, государственные унитарные предприятия).
К сектору финансовых корпораций относятся институциональные единицы, основной функцией которых является финансовокредитная деятельность, - органы денежно-кредитного регулирования, банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и другие учреждения, осуществляющие финансовое посредничество.
К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства (население), относятся общественные некоммерческие организации, оказывающие нерыночные услуги домашним хозяйствам. Это общественные организации, включающие политические партии, профсоюзы, религиозные организации, различного рода общества, союзы и ассоциации, а также удовлетворяющие потребности в области образования, здравоохранения, культуры и т.д. Они финансируются за счет взносов членов, пожертвований и доходов от собственности.
Сектор домашних хозяйств объединяет физических лиц или группы лиц, живущих вместе и имеющих общий бюджет. Домашние хозяйства распоряжаются своими ресурсами, имеют активы и обязательства, занимаются хозяйственной деятельностью. К ним относятся домашние хозяйства лиц, работающих по найму, домашние хозяйства предпринимателей, домашние хозяйства самозанятых (лиц свободных профессий, владельцев мелких некорпоративных ферм, семейных магазинов, кафе), домашние хозяйства лиц, живущих на трансферты (пенсионеры, студенты). Это сектор, в основном потребляющий товары и услуги и производящий их для собственного потребления и реализации.
Сектор государственного управления. К сектору государственного управления относятся институциональные единицы, наделенные правом на законодательную, исполнительную и судебную власть на территории страны или ее частей. Основными функциями сектора государственного управления являются обеспечение политической и регулирующей деятельности, предоставление товаров и услуг на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления членами общества, а также перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий. Это предопределяет его роль в качестве основы общественного сектора, его ведущего элемента. Соответственно, экономика сектора государственного (общественного) управления является центральным звеном экономики государственного (общественного) сектора. Выделение сектора общественного (государственного) управления в качестве одного из секторов экономики связано с тем, что формирование секторов в системе национальных счетов осуществлено по функциям институциональных единиц в экономической деятельности. Институциональные единицы других секторов деятельностью, свойственной государственному (общественному) управлению, не занимаются. Соответственно, предприятия, производящие и реализующие продукцию по рыночным ценам, в том числе принадлежащие и контролируемые государством, к этому сектору не относятся.
Вместе с тем, поскольку государство не только осуществляет определенные функции в сфере государственного управления, но также является владельцем или контролирует деятельность значительного количества предприятий, производящих товары и услуги на коммерческих началах, существует потребность в рассмотрении общего объема его экономической деятельности с учетом права собственности на институциональные единицы. В этой связи наряду с понятием сектора государственного управления системой национальных счетов допускается формирование собирательного государственного сектора, называемого также общественным сектором. Объединение сектора государственного (общественного) управления и принадлежащих государству или контролируемых им предприятий, производящих товары и услуги на коммерческой основе, как и предприятия частного сектора, в государственный (общественный) сектор производится на основе принципа собственности. Поскольку эти предприятия принадлежат государству или государство владеет в них частью собственности, позволяющей оказывать решающее влияние на шидемгельнитг ини может использовать их для проведения своей экономической политики. Однако по характеру своей экономической деятельности они относятся к нефинансовым или финансовым корпорациям. Таким образом, необходимо различать экономику общественного {государственного) сектора и экономику сектора общественного {государственного) управления.
В дальнейшем термины «экономика государственного сектора» и «экономика общественного сектора» будут использоваться как синонимы. Также в качестве синонимов будут использоваться термины «экономика сектора общественного управления» и «экономика сектора государственного управления» как основной части экономики общественного сектора, имея в виду, что смысл используемых терминов должен быть ясен из контекста или специально оговорен.
Реализация функций сектора общественного управления предполагает проведение социальной политики, направленной на оказание помощи малоимущим, недопущение чрезмерных разрывов в уровнях доходов высоко- и слабообеспеченных слоев общества. К услугам этого сектора относятся общегосударственные услуги, связанные с управлением, обороной, общественным порядком и безопасностью, услуги, связанные с экономической деятельностью, и услуги социального характера (здравоохранение, образование, культура и др.). Государство осуществляет эти функции не в целях коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения общественных благ или, как часто говорят, нерыночных услуг обществу.
Одной из важнейших особенностей органов власти является их функция управления делами страны, как политическими, так и социально-экономическими, исходя из интересов всего общества или его основных социальных слоев и политических сил. Они координируют все стороны политической и экономической жизни граждан страны, опираясь на разветвленную сеть органов власти, представляющих собой аппарат управления и принуждения.
Эта особенность предопределяет двойственную роль сектора государственного управления в экономике страны. С одной стороны, он определяет институциональные основы, стратегию развития и экономическую политику страны для всех секторов экономики, а с другой - является одним из экономических секторов и функционирует в рамках установленных им правил.
Основным критерием отнесения институциональных единиц к сектору государственного управления являются выполняемые ими функции как института, управляющего делами общества. В сектор государственного управления входят главным образом государственные учреждения (институциональные единицы сектора государственного управления), осуществляющие властные полномочия в качестве основного вида деятельности. Являясь институциональными единицами, они занимаются также экономической деятельностью: владеют активами, ведут операции с другими институциональными единицами, принимают обязательства, имеют полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов. Другой составной частью сектора государственного управления являются государственные организации социального страхования, управляющие соответствующими фондами. Организации социального страхования в силу своей специфики могут быть выделены в особый подсектор сектора государственного управления.
Общественное (государственное) управление в федеративных государствах предполагает наличие нескольких уровней управления. Соответственно, при анализе экономики общественного сектора управления необходимо рассматривать экономическую деятельность органов государственного управления на федеральном и региональном уровнях управления и экономическую деятельность органов управления на муниципальном уровне.
К институциональным единицам сектора государственного управления относятся также бюджетные некоммерческие организации (НКО), в отношении которых государственные органы управления определяют программу их деятельности и назначают их руководителей. Эти некоммерческие организации проводят государственную политику и финансируются государственными институциональными единицами. К таким организациям относятся, в частности, научно-исследовательские учреждения и организации, устанавливающие нормативы, которыми руководствуются предприятия и население в сфере образования, здравоохранения, охраны окружающей среды и др.
Отнесение институциональных единиц к соответствующим секторам экономики осуществляется в СНС по функциональному принципу. Такой подход соответствует пониманию сектора государственного управления как сектора, оказывающего бесплатные услуги и предоставляющего населению социальную поддержку в денежной (а иногда и в натуральной) форме. Соответственно, предприятия и организации, собственником которых является государство (например, государственное учреждение, оборонное предприятие и банк), относятся, как уже говорилось, к различным экономическим секторам в зависимости от выполняемых ими функций.
Общественный {государственный) сектор - это более широкое понятие, чем сектор государственного управления. Он объединяет сектор государственного управления и принадлежащие государству или контролируемые им предприятия и организации, производящие, как и предприятия частного сектора, товары и услуги на основе коммерческой деятельности и являющиеся составной частью секторов нефинансовых и финансовых корпораций.
Государство как субъект экономической деятельности выступает не только в качестве экономического сектора государственного управления, но и в качестве управляющего или регулирующего органа власти по отношению к принадлежащим или контролируемым им предприятиям. В основе выделения понятия «государственный сектор» лежит тезис, согласно которому государство действует «от имени и по поручению» своих граждан и в их интересах использует всю принадлежащую ему или контролируемую им собственность. Воздействие на экономику со стороны общественного сектора осуществляется также и через производящие товары и услуги предприятия, принадлежащие государству или контролируемые им.
К предприятиям, находящимся в государственной собственности, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, действующие на основе права хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (казенные предприятия). Имущество этих предприятий (например, предприятий атомной промышленности) принадлежит органам государственной или муниципальной власти, которые назначают их руководителей, играют решающую роль в определении их производственной программы, цен на продукцию, заключают контракты на обязательную поставку продукции для государственных нужд. При этом могут устанавливаться цены, не покрывающие полностью издержек производства. Взамен жесткого управления органы государственной и муниципальной власти оказывают им финансовую помощь, предоставляют льготы, кредиты и т.п.
Другой формой предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются акционерные общества (например, акционированные предприятия оборонной промышленности), в которых им принадлежит более половины акционерного капитала или других видов участия в капитале.
Критерии, позволяющие определить, кто именно контролирует предприятие, являются более сложными. Контроль включает выработку политики, управление и руководство. Даже если органам государственного управления не принадлежит большая часть капитала предприятия, но при этом они в значительной степени контролируют его деятельность, такое предприятие, по существу, является государственным. Единого однозначного критерия, определяющего порядок отнесения к государственному сектору предприятий, контролируемых государством, не существует. В настоящее время ведется работа по уточнению признаков, на основании которых предприятия могут быть отнесены к государственному сектору. Принадлежность предприятий к этому сектору в ходе обновления СНС-93 предполагается определять на основе набора показателей:
  • владение большинством голосующих акций - показатель важен в случае действия принципа «одна акция - один голос»;
  • контроль над управлением советом или другим руководящим органом - контролирующая структура может обладать правом назначения и увольнения большинства членов руководящего органа или правом вето при рассмотрении назначений;
  • контроль над назначением и увольнением ключевых работников - если контроль над управляющим органом незначителен, то решающую роль может играть возможность назначения на ключевые посты в составе персонала;
  • контроль над ключевыми управленческими структурами - подкомитетами управляющего совета (комитета), определяющими важнейшие направления политики организации (финансовой, производственной);
  • владение «золотой акцией» и опционами;
  • прямое регулирование и контроль, например в установлении цен на выпускаемую продукцию;
  • контроль со стороны основного потребителя - в случае если вся продукция корпорации или преобладающая ее часть предназначена для одного или нескольких государственных потребителей;
  • контроль со стороны кредитора - государство в качестве условия кредитования может определить условия контроля за использованием кредита и деятельностью корпорации в целом.
Основанием для отнесения корпорации к общественному (государственному) сектору является наличие одного или нескольких признаков.
Уточняется также порядок отнесения к государственному сектору некоммерческих организаций. Их принадлежность к государственному сектору будет определяться на основе следующих показателей:
  • право назначения государственными органами руководящих работников НКО;
  • другие конституирующие инструменты, например определение задач и функций НКО, утверждение бюджета, право вето в принятии решений и др.;
  • наличие контрактных соглашений между государством и НКО - некоторые контракты на поставку товаров или услуг могут содержать пункты, позволяющие государству определять отдельные аспекты политики или программы работ НКО. Однако если при этом НКО имеет возможность самостоятельно определять значительную часть своей политики, то это означает принадлежность не к государственному, а к частному сектору;
  • степень финансирования со стороны государства - так же как и при рассмотрении предыдущего показателя, необходимо учитывать, насколько финансирование со стороны государства определяет политику и программу НКО; даже если государственное финансирование составляет преобладающую часть, но не сопровождается условиями по определению политики, НКО следует относить к частному сектору;
  • степень принятия государством финансовых рисков по деятельности НКО - принятие рисков может иметь условием контроль за политикой НКО; однако если такое условие не устанавливается, то, так же как и в предыдущих случаях, следует относить НКО к частном у сектору.
Производящие на коммерческой основе товары и услуги предприятия не выполняют функций по государственному (общественному) управлению, в их функции не входит предоставление населению бесплатных общественных благ или социальных выплат. Они производят продукцию для продажи на рынке по экономически значимым ценам.
Предприятия, принадлежащие или контролируемые государством, отражают деятельность государства как производителя товаров и услуг и функционируют в основном на основе коммерческих принципов хозяйствования. Их расходы покрываются за счет доходов от предпринимательской деятельности. Вместе с тем органы государственной власти могут оказывать существенное влияние на их экономическую политику и практическую деятельность. Принадлежность к государственному сектору обусловливает ряд особенностей, позволяющих органам власти использовать эти предприятия для решения социально-экономических задач, определять цели их деятельности. При формировании производственной программы общественный интерес ставится выше интересов предприятия. Органы власти могут оказывать определяющее влияние на программу производства продукции, цены ее реализации, выступать в роли заказчика и использовать другие методы воздействия. Одновременно они могут оказывать финансовую помощь, предоставлять субсидии, кредиты на льготных условиях и т.д. В случае принятия органами государственной власти решений, негативно сказывающихся на финансовом положении предприятий, убытки или упущенная выгода могут компенсироваться за счет бюджетных средств. Степень их хозяйственной самостоятельности обратно пропорциональна степени подконтрольности государству. Право собственности и основанного на собственности контроля позволяет органам государственного управления использовать их в целях проведения государственной экономической политики и регулирования экономики. Получая государственную поддержку, эти предприятия нередко реализуют свою продукцию и услуги по ценам более низким, чем это делали бы частные фирмы. Так, например, государственные предприятия в целях обеспечения социальных благ для низкооплачиваемых слоев населения могут устанавливать более низкие цены на жилищно-коммунальные услуги, предоставлять бесплатный проезд отдельным категориям населения на городском транспорте. Для доступности культурных услуг могут устанавливаться низкие цены или предоставляться скидки отдельным социальным группам населения на билеты в музеи.
Считается, что государственные предприятия менее эффективны, чем частные. Тем не менее государственные предприятия успешно функционируют во многих, в том числе высокоразвитых, странах мира и используются для реализации важнейших государственных программ. Основная проблема заключается не в том, кто владелец предприятия, а в том, как организовано управление им, как обеспечены заинтересованность и ответственность управляющих. Для этого может использоваться сочетание коммерческих и административных рычагов.
В отношении государственной собственности на протяжении многих десятилетий наблюдаются противоположные тенденции. Одна из них заключается в расширении и развитии государственного предпринимательства за счет создания новых и национализации старых предприятий. Другая - в денационализации предприятий и передаче их в негосударственный сектор. Во многих случаях частные предприятия, например сталелитейные предприятия Великобритании, стали государственными в результате банкротства. Государство было вынуждено вмешаться, чтобы предотвратить их закрытие.
Количество таких предприятий в отдельные периоды может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от складывающейся экономической конъюнктуры и преобладания тенденций национализации или, наоборот, разгосударствления и приватизации.
Наряду с некоммерческими организациями сектора государственного управления, входящими в государственный сектор, нерыночные услуги членам общества оказывают общественные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ). Основной функцией некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, является предоставление услуг и товаров домашним хозяйствам на нерыночной основе. Предметом рассмотрения в отношении этих организаций являются характеристика их типов, объема и видов осуществляемой ими деятельности, финансового обеспечения, воспроизводственные процессы в этом секторе экономики, взаимоотношения его институциональных единиц с организациями-нерезидентами, а также их роль в формировании и развитии гражданского общества.
Доля НКООДХ в производстве валовой добавленной стоимости всех секторов экономики в 2005 г. составила 0,4%. Доля НКООДХ в валовом располагаемом национальном доходе (с учетом взносов и других поступлений) составила 1,3%, из которых 0,9% было направлено на оказание услуг населению1. В отличие от органов государственного управления эти организации предоставляют услуги не всему населению, а гражданам, входящим или связанным с каж-
Рассчитано на основе данных статистического сборника «Национальные счета России в 1999-2006 гг.». ФСГС. М., 2007. С. 34-38.
дой из этих организаций. Так, профсоюзы оказывают помощь своим членам, религиозные организации оказывают духовные услуги верующим соответствующих конфессий, спортивные организации і юмогают спортсменам и т.д. Их сфера деятельности является более ограниченной, чем сфера деятельности органов государственного управления, охватывающая общество в целом. Они не относятся к сектору общественного (государственного) управления. Однако функции общественных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, аналогичны функциям государственного управления и также осуществляются на некоммерческой основе. Поэтому их экономическая деятельность в этом отношении сходна с сектором общественного управления.
Предметом изучения экономики общественного сектора являются роль и функции государства как хозяйствующего субъекта рыночной экономики, теоретические основы и мотивации его экономической деятельности, взаимодействие с другими хозяйствующими субъектами внутри страны и за рубежом. Подлежит рассмотрению экономическая деятельность государственного сектора в целом, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также в разрезе отраслей и видов экономической деятельности. Основными проблемами, рассматриваемыми экономикой общественного сектора, являются:
  • влияние общественного сектора на уровень и условия жизни населения на основе производства и предоставления услуг на нерыночной основе, социальных выплат и использования других инструментов;
  • формирование доходов, расходов и имущества общественного сектора;
  • влияние экономической политики и экономической деятельности общественного сектора на других участников экономической деятельности и их экономическое поведение;
  • производство товаров и услуг общественным сектором на коммерческой основе.
Экономика общественного сектора как наука занимается вопросами как макроэкономики, так и микроэкономики. Предметом рассмотрения макроэкономики являются экономика в целом и экономика ее основных секторов. Соответственно, при рассмотрении экономики сектора общественного управления как основы общественного сектора используются агрегированные показатели: валовой внутренний продукт, валовая добавленная стоимость, валовой доход сектора, валовой располагаемый доход сектора, сбережение и накопление. При этом интерес представляет как их формирование по видам деятельности сектора государственного управления, так и роль сектора государственного управления в перераспределении доходов между секторами экономики. Предметом рассмотрения на макроуровне являются также государственные финансы и их воздействие на социально-экономическое развитие. С использованием средств, аккумулируемых в государственных финансах, органы власти осуществляют меры, направленные на стабилизацию и развитие экономики, перераспределяют доходы (и соответственно, ресурсы) между секторами экономики и субъектами хозяйствования, производят общественные блага, оказывают поддержку малообеспеченным слоям населения путем перераспределения доходов корпораций и высокодоходных групп домашних хозяйств. Органы государственного управления оказывают также решающее воздействие на регулирование денежного обращения в стране, поскольку являются владельцами центрального банка, относящегося к сектору финансовых учреждений. На федеральном уровне государственного управления определяются концепция, стратегия, экономическая политика и пропорции развития общественного сектора управления, а также концепция, стратегия, экономическая политика и направления структурных изменений экономики в целом.
В то же время в состав сектора государственного управления входят более мелкие институциональные единицы, осуществляющие менее масштабные экономические процессы. К ним относятся министерства, службы, агентства, органы управления на муниципальном уровне, школы, больницы, организации культуры и т.п., в отношении которых предметом изучения является их поведение в процессе производства, распределения и потребления общественных благ, а также их отношения между собой и субъектами хозяйствования других секторов. Именно этими институциональными единицами осуществляются непосредственные контакты с институциональными единицами корпоративного сектора, сектора финансовых учреждений на поставку общественному сектору товаров и услуг, а также непосредственное предоставление общественных услуг домашним хозяйствам. С позиций микроуровня рассматривается также деятельность принадлежащих государству и контролируемых им предприятий.
Рассмотрение этой деятельности должно базироваться на экономической теории, объясняющей причинно-следственные связи экономической деятельности общественного сектора, основы его и эаимодействия с другими секторами. Рассмотрение практической деятельности общественного сектора и ее теоретический анализ позволяют сделать выводы о стратегических целях, экономической политике и конкретных мерах и механизмах, обеспечивающих эффективное устойчивое экономическое развитие и улучшение уровня и условий жизни населения.

Экономика общественного сектора призвана объяснить:

  • - каким образом предпочтения граждан трансформируются в цели, преследуемые государством;
  • - как государство изыскивает средства для достижения этих целей;
  • - как государство эти средства расходует;
  • - за счет чего экономическая деятельность государства может стать более рациональной.

Государство стоит в общем ряду участников экономической деятельности. Однако государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов. Этим преимуществом в отношении своих партнеров не располагают больше никакие другие участники рыночного обмена. Их законные права и обязанности устанавливаются и защищаются государством.

Данная особенность государства предопределяет своеобразие его взаимоотношений с предприятиями, независимыми некоммерческими организациями и домохозяйствами. Ресурсы государства, с которыми имеет дело экономика общественного сектора, могут формироваться за счет законного изъятия части доходов граждан и организаций. В настоящее время это осуществляется посредством налогообложения.

Роль государства в реализации социальной и экономической политики определяется следующими функциями:

  • · Стабилизационная - реализация экономической политики стабилизационной функции государства приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВВП, инфляции, уровня безработицы, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т. п.
  • · Функция распределения ресурсов предполагает распределение ресурсов между частным и общественным секторами. Это соотношение определяется как доля бюджетных изъятий из ВВП.
  • · Функция распределения доходов предполагает распределение дохода или богатства исходя из принципов, заложенных в теории общественного благосостояния. Политика перераспределения доходов предполагает осуществление комплекса мер по стабилизации среднего уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности, уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения.

При анализе конкретных ситуаций экономика общественного сектора, как правило, стремится прежде всего выявить пути Парето-оптимизации, т.е. достижения всех возможных Парето-улучшений.

Парето-улучшением называется такое изменение в ходе экономических процессов, которое повышает уровень благосостояния (значение функции индивидуальной полезности) хотя бы для одного из их участников, если при этом не допускается снижение уровня благосостояния ни одного из других участников.

Парето-оптимальное состояние наилучшим образом отвечает интересам каждого при условии, что исходное распределение ресурсов (имущества, доходов) между индивидами задано и не подлежит изменению иначе, как по их взаимному согласию. Что же касается перераспределения, оно предполагает улучшения положения одних индивидов за счёт ухудшения положения других, а значит, связано с конфликтами интересов. Осуществляя принудительное перераспределение, государство берёт на себя функцию арбитра в такого рода конфликтах и неизбежно солидаризируется с одной частью общества в ущерб другой.

Когда речь идёт о Парето-оптимизации, экономика общественного сектора занимает однозначную позицию: всякое Парето-улучшение желательно, в ходе его достигает повышение эффективности. Перераспределение же осуществляется главным образом исходя из социальных, культурных и этических требований, характер которых меняется с развитием общества и которые играют роль ограниченный при принятии экономически эффективных решений.

Изъянами рынка называются ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов. В качестве синонимов этого термина используются также слова: "провалы рынка", "ошибки рынка", "неэффективность рынка".

Общественный сектор является совокупностью ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления). Он представляет собой часть экономического пространства, в которой:

Во-первых, рынок не действует или действует только частично, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;

Во-вторых, производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

В-третьих, экономическое равновесие между спросом и предложением общественного (коллективного) блага обеспечивается государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов, в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики.

В отличие от рыночного общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не могут являться предметом купли и продажи. В общественном секторе осуществляется производство экономических благ особого рода - общественных благ. Между рыночным и общественным секторами экономики, между государством и экономическими агентами возникают обмен деятельностью и потоки экономических благ. Общественный сектор играет активную роль в кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг (рис. l.l).

В тех случаях, когда заключается коммерческая сделка по поводу общественного блага и извлекается доход, он не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций и используется только на развитие этих организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими (неприбыльными). Поскольку в общественном секторе доминирует деятельность государства, часто его называют государственным. Такое отождествление общественного и государственного секторов в определенной степени допустимо. В то же время общественный сектор включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный и смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, а с другой - существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами. При этом цель функционирования общественного сектора (через механизмы реализации стабилизационной функции, а также функций распределения ресурсов и доходов, которые будут более подробно рассмотрены ниже) - формирование на определенной территории единого социально-экономического пространства.

Рассматривая в исторической ретроспективе процесс формирования общественного сектора, следует отметить, что понятие «смешанная рыночная экономика» точнее всего отражает природу современных общественно-экономических отношений. Ее суть можно определить как взаимообусловленное взаимодействие двух принципов построения и регулирования экономической жизни общества, таких как частное благо и общественное благо, рынок и социально-экономическая деятельность государства. Смысл современной рыночной экономики можно раскрыть, рассмотрев характерные для нее регулирующие механизмы, исторические пути ее развития, а также ее реальные формы и модели.

Концепции, раскрывающие взаимоотношения общества и экономики в период, когда смешанная рыночная экономика находилась в зачаточной стадии, можно назвать предтеориями общественного сектора.

Немецкий экономист Ф. Лист в середине XIX в. выдвинул тезис о том, что страны, оказавшиеся в положении догоняющих, не имеют другого способа ускорить темпы своего индустриального развития и занять достойное место в мировой цивилизации, кроме как опираясь на силу и мощь государства, проводя политику протекционизма и замещения импорта. По его мнению, страны в своем развитии проходят несколько стадий. Пока страна не достигла стадии гармоничного равновесия, отсутствуют условия для функционирования свободной рыночной экономики, необходима активная роль государства в преодолении отставания.

Теория развития, предложенная немецким экономистом Ф. Листом, нашла свое продолжение в XX в. в различных моделях линейных стадий роста (например, стадии экономического роста У. Ростоу, модель экономического роста Харрода-Домара), моделях структурных преобразований (например, теория развития А. Льюиса «двух-секторная модель») и в ряде других экономических теорий и моделей развития, а также и в экономике СССР, где соответствующие этой теории модели развития приводили к очевидным, во всяком случае в экономическом плане, успехам.

Во второй половине XX в. возникли японская и юго-восточная теории развития. Они делали ставку на активную роль государства в проведении структурной политики и поддержке ориентированных на экспорт отраслей экономики. Важно отметить, что одним из факторов японского экономического чуда была мощная государственная поддержка развития человеческого капитала и обеспечение социальной устойчивости нации.

В новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии сложился треугольник взаимодействия «государство - местный капитал - иностранный капитал», причем в отличие, скажем, от латиноамериканских стран, решения государства являются обязательными для всех участников этого взаимодействия.

Оригинальная теория обоснования экономической роли государства была предложена в середине XX в. французским экономистом Ф. Перру. Его «доктрина трех экономик» близка по своей сущности теории развития, хотя и отличается меньшей этатистской направленностью. Исходной предпосылкой в рассуждениях Перру является то, что экономика в целом не гармонизирована, так как каждый из полюсов действует в своих интересах, каждый тянет в свою сторону. В этой связи он делает вывод о необходимости создания общего полюса роста в масштабе всей нации, который подчинил бы себе все остальные системы. Таким единственным центром по Перру может быть только государство. Отсюда появляется концепция дирижизма. В качестве метода управления Перру рассматривает индикативное планирование, которое может способствовать переходу к экономике гармонирующего роста.

Теоретические школы, традиционно менее озабоченные проблемами преодоления отставания одних государств от других, примерно с конца XIX в. также начинают говорить о необходимости экономической роли государства, общественного внедрения в экономику. Принципиально важным моментом является то, что англосаксонские и близкие к ним по духу политэкономы пишут именно об общественном контроле и общественном регулировании, а не о государственном. И дело здесь не только в той, несомненно, большой роли общественных организаций в экономической жизни (относящихся наряду с государством к общественному сектору), где их объединяет одинаковая направленность деятельности - удовлетворение совместных потребностей людей. Провалы и несовершенство рынка делают общественный контроль составным элементом экономического порядка, а отсюда, кстати, вытекает, что этика должна быть неотъемлемой частью экономической теории. Но проваливается и государство, оно также далеко не совершенно, поэтому такой видный ученый, как Дж.М. Кларк, и ряд других авторитетных теоретиков общественно-экономической мысли концаXIX -первой половины XX в. отводили непосредственно государству ограниченную роль. Государство, по их мнению, представляет собой весьма «неуклюжий», а порой и опасный механизм, в этой связи они возлагали особые надежды на другие компоненты общественного сектора, такие, как рост коллективного сознания и добровольное применение принципов сотрудничества. Рассуждения американца Дж.М. Кларка об обществе и экономике представляются, на наш взгляд, полезными, так как явились основой для разработки в дальнейшем различных теорий, связанных с реализацией функций общественного сектора по распределению ресурсов общества и распределения доходов.

Для Дж.М. Кларка целью являлось «сбалансированное общество», в котором частная деятельность в сочетании с правительственным контролем могли бы обеспечить равновесие между свободой личности и вмешательством общества, между эгоистическим интересом и общественными интересами. Лишь разумное равновесие противоположных интересов может способствовать достижению желанных целей: максимальной занятости, обеспеченности, мира и чувства общности людей. Все это требует сознательных усилий и всей энергии общества; сам по себе рынок или само по себе государство едва ли способны это обеспечить. Принципиальным является понимание Дж.М. Кларком качественно новой роли общества в экономике, так как в связи с проблемой общественного контроля неизбежно встают этические вопросы. У Дж.М. Кларка политическая экономия некоторым образом вернулась к точке зрения древних философов, для которых этические и экономические стороны поведения были связаны между собой.

Свободные люди, говорил Дж.М. Кларк, должны работать сообща, чтобы возобладало чувство ответственности, поскольку только при этом условии существующая система может выжить. Он считал неизбежным вторжение понятия благосостояния в экономическое мышление, так как политическая экономия имеет дело с представлениями людей о ценностях, и соответственно этические критерии составляют неотъемлемую часть ее инструментария.

Еще один немецкий ученый А. Вагнер в конце XIX в. сформулировал закон об усилении государственной деятельности и связанный с ним закон возрастающего расширения финансовых потребностей государства и роста общественных расходов. Принципиально важным моментом было то, что он впервые отметил тенденцию перехода от государства порядка к государству благосостояния, указав на возрастающую роль государства в осуществлении как властных и правовых целей, так и целей развития культуры и благосостояния людей.

Одним из подходов к обоснованию необходимости формирования общественного сектора и является теория благосостояния. Целая группа концепций, теоретических воззрений и высказываний различных ученых, объединенных вместе, получила наименование «теория общественного благосостояния». Перераспределение дохода в обществе может увеличить совокупное благосостояние - таково положение, выдвинутое одним из ведущих представителей англо-саксонской экономической науки А.С. Лигу. В интересующем нас аспекте данная теория, по сути, сводится к тому, что общественный сектор появляется в экономике тогда, когда государство начинает заниматься перераспределением доходов, в чем реализуется принцип социальной справедливости. Данная теория обогащена множеством моделей распределения доходов, которые и легли в основу такой экономической категории, как функция распределения доходов.

Развитие современной цивилизации вступило в такую стадию, когда все ощутимее проявляется ограниченность природных ресурсов планеты для поддержания на ней экологического и демографического равновесия. Выживание человечества во многом зависит от изменения ценностных ориентиров людей, в том числе от утверждения солидарного поведения. Важным представляется обоснование необходимости общественного сектора с точки зрения теории, разработанной на базе «дилеммы заключенного». По этой теории согласованное кооперативное поведение дает большую выгоду, нежели индивидуальное, осуществляемое в личных интересах поведение каждого. Сам по себе кооперативный тип поведения формируется с трудом, потому что никто не хочет рисковать в ситуации, когда другие могут быть «безбилетниками» и оказаться в выигрышном положении за чужой счет. В связи с этим возникает необходимость механизма принуждения. Механизм принуждения в экономике реализуется с помощью двух институтов: контрагентного соглашения между экономическими агентами и государственной властью, т.е. общественным сектором. В настоящее время разработаны проверенные практикой концепции, которые подтверждают положение о том, что в случае, когда человек предпочитает эгоцентрическое, индивидуалистическое поведение, ориентируясь только на свои собственные интересы, общественно ориентированному поведению, учитывающему интересы ближнего, интересы общества, не просто проигрывает общество, проигрывает и этот человек. Повышение значения духовно-нравственных начал человеческого общежития оказывается более обоснованным с точки зрения общественной эффективности и становится средством максимизации общественного благосостояния. То, что раньше было предпочтительнее по морально-нравственным критериям, теперь оказывается и просто рациональнее, эффективнее. Развитие цивилизации на основе социального сотрудничества людей предполагает и высокое чувство гражданственности, т.е. активное участие населения в решении задач как мелких локальных сообществ, так и на общегосударственном уровне.

Немаловажное значение для обоснования необходимости общественного сектора, активной экономической роли государства имеет теория общественного блага, выдвинутая в середине XX в. американским профессором П. Самуэльсоном. Данная теория исходит из положения о наличии некоего экономического пространства, где рынок не срабатывает, проваливается, и для устранения провалов рынка необходим общественный сектор. Требуется он и для регулирования отрицательных последствий функционирования рыночных механизмов. Общественный сектор в экономике реализуется через систему общественных благ.

Представители теории общественного блага разработали множество вариантов классификации благ в зависимости от различных комбинаций свойств благ. Понимание сущности того или иного блага, его свойств, места в общей системе необходимо для эффективной организации производства, распределения и потребления (в том числе и социально значимых благ) как на локальных уровнях, так и в масштабах всего общества.

Для нас существенно отметить, что теория общественного блага изначально, по мнению ее создателей, исходит из примата рынка, и лишь там, где механизмы рынка не срабатывают, его вынужден замещать общественный сектор.

В настоящее время актуальным является рассмотрение тенденций в развитии современной рыночной экономики в целом и экономики общественного сектора в частности с позиции теории права собственности. Основными категориями в теории прав собственности являются «права собственности» и «трансакционные издержки». Право собственности, по определению основателя данной теории Р. Коуза, - это санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми в связи с существованием редких благ и их использованием. Полное право собственности, согласно концепции нобелевского лауреата A.M. Оноре, включает 11 элементов, а по подсчетам американского юриста Л. Беккера возможно существование 1500 правомочий в рамках полного права собственности.

Другим ключевым понятием, связанным с теорией «права собственности», является понятие трансакционных издержек. Это издержки, связанные с доставкой готового продукта к тому, кто ценит его в максимальной степени (т.е. это издержки, связанные с поддержанием функционирования экономической системы). Трансакционные издержки распыляют полезность вещей, для уменьшения трансакционных издержек возникают специальные институты- Как известно, в обществе все связано и любое движение одного элемента вызывает внешний эффект для других элементов. Существует проблема выявления положительных или отрицательных внешних эффектов и их трансформации во внутренние. Теория «прав собственности» утверждает, что внешние эффекты могут быть трансформированы во внутренние в процессе переговоров при условии, что права собственности четко определены и могут обмениваться. Обмен правами собственности влечет за собой трансакционные издержки. Снизить трансакционные издержки можно с помощью власти государства либо с помощью создания сообществ, групп, ассоциаций, т.е. в обоих случаях при наличии общественного сектора. Теория «прав собственности» позволяет вскрыть очень важную для сегодняшней России проблему понимания рынка. Исходя из теории «прав собственности» рынок - та часть общего экономического пространства, в которой прежде всего четко установлены права собственности. Без четкого распределения прав собственности не может заключаться никаких сделок, иначе это приводит только к конфликтам, так как основное поле конфликтов - это те ресурсы права собственности, которые либо не определены вообще, либо определены нечетко. Как известно, большинство экономических конфликтов, имевших место последние годы в России, были порождены нечетким законодательством, нечеткими правилами обмена правами собственности. Следовательно, эти конфликты, имевшие, кстати, большой общественный резонанс, были предопределены не провалами рынка, а провалами государства (как одной из форм организации общества) и общества в целом.