Уровень жизни показатели социальные стандарты. Качество жизни населения и социальные стандарты

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта ) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Основными средствами (инструментами ) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).

С помощью инструментов таможенной политики государство обеспечивает выполнение одной из важнейших своих функций - функции защиты прав и свобод человека и общественных интересов. Так, может быть запрещен ввоз в страну и вывоз отдельных товаров и транспортных средств исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов своей страны и зарубежных стран, защиты права собственности, защиты интересов потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов.

Два вида таможенной политики: протекционизм и свободная торговля.

Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары.

В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из ее положения в современном мире, внешней и внутренней политики, масштабов и др. факторов

Виды таможенных пошлин и их классификация.

В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на:

· фискальные, выступающие в качестве средства пополнения бюджетных доходов;

· протекционистские и сверхпротекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров;

· антидемпинговые (разновидность протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по более низким ценам, чем аналогичные национальные товары;

· преференциальные - льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору и др.

2. По объекту обложения:

· импортные. Накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны.

· экспортные пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

· транзитные пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

3. По способу взимания:

· специфические. Начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1 тонну груза). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

· адвалорные. Начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

· альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора.

На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако, в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

4. По происхождению:

· автономные. Вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

· конвенционные устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений;

· преференциальные пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

5. По типам ставок:

· постоянные. Таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.

· переменные. Таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

6. По способу вычисления:

· номинальные. Таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.

· эффективные. Реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

7.По характеру:

В целях защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин:

· антидемпинговые;

· специальные;

· сезонные;

· компенсационные.

Антидемпинговая пошлина применяется в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Антидемпинговая пошлина действует в течение такого периода и в таком размере, которые необходимы для ликвидации существенного ущерба отрасли российской экономики, причиненного демпинговым импортом товара.

Срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать пять лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате повторного антидемпингового расследования. Необходимость продолжения взимания антидемпинговой пошлины или пересмотра ее ставки определяется Правительством РФ на основании результатов повторного антидемпингового расследования.

Специальная таможенная пошлина применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные негативные действия других государств или их союзов.

В случае, если срок действия специальных защитных мер превышает три года, не позднее чем через полтора года после их введения должно быть проведено повторное расследование, в результате которого специальные защитные меры могут быть отменены или продлены. Специальная пошлина на сельскохозяйственный товар может вводиться без проведения расследования только на срок до окончания календарного года, в котором введена указанная пошлина, и в размере, не более чем на одну треть превышающем ставку таможенной пошлины на такой товар.

Сезонная пошлина применяется в целях оперативного регулирования ввоза отдельных товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. В Российской Федерации сезонная пошлина устанавливаются Правительством РФ, причем срок ее действия не может превышать шести месяцев в году.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Вывод: На территорию РФ ввозят различные товары, которые облагаются таможенными пошлинами, именно поэтому нужно выделять различные виды таможенных пошлин. Исходя из видов, пошлины можно классифицировать, т.к. нельзя облагать одной и той же пошлиной различный товар. Основной классификацией является классификация по объекту обложения (импорт, экспорт, транзит).

Понятие таможенной политики

В состав таможенной политики входит таможенный контроль и таможенное дело. Деятельность таможенных органов направлена на формирование таможенных тарифов, сборов и пошлин. Деятельность таможенных органов зависит от экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей государства.

Определение 1

Таможенное регулирование - это система экономических инструментов регулирования режима прохождения грузов через границу.

Цели таможенной политики

Целями таможенной политики является эффективное использование контролирующих инструментов, регулирование товарооборота, защита отечественного рынка и содействие формированию, а при необходимости, - перестройке национальной экономики. Иные цели определяет Правительство РФ, президент и Федеральное Собрание.

Основные принципы таможенной политики определены в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В частности, к ним относятся:

  • установка приоритетов в отношении государственного регулирования внешнеторговой деятельности,
  • равные права участников внешнеэкономической деятельности , и отсутствие дискриминации в отношении этих участников,
  • исключение неоправданного вмешательства государства и контролирующих органов во внешнеторговую деятельность, что в будущем может нанести ущерб участникам внешнеэкономической деятельности и экономике РФ.

Таможенно-тарифное регулирование должно содействовать обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного состояния Российской Федерации, а также неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Инструменты таможенной политики

Замечание 1

Под инструментами таможенного регулирования понимают инструменты, при помощи которых осуществляется регулирование внешнеэкономической деятельности.

Основным инструментом таможенной политики являются пошлины.

Определение 2

Таможенная пошлина - налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров, по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Классификация таможенной пошлины осуществляется по:

  • объектам налогообложения,
  • методам исчисления.

Объекты обложения делятся на ввозимые, вывозимые, транзитные. По методу исчисления таможенные пошлины делят на комбинированные, адвалорные.

Вместе с товаром таможенными органами проверяются документы, оформленные на ввозимый или ввозимый товар. Под таможенными документами понимают документы, которые необходимо оформить при переходе товара через государственную границу.

Таможенные документы оформляются в соответствии с законодательством РФ и ТК РФ.

Документы подлежат проверке в связи:

  1. перемещения товара или транспортного средства через государственную границу,
  2. если применяется таможенный режим,
  3. если присутствует нарушение таможенных правил,
  4. при взимании платежей, предусмотренных таможней,
  5. при таможенных и статистических целях.

Таможенные тарифы используются в качестве инструмента в регулировании экономики государства, для реализаций целей в внешнеторговой политике. Таможенные тарифы представлены в виде свода ставок и систематизированы в соответствии с номенклатурами. При помощи данных ставок определяется сумма оплаты за экспортируемый или импортируемый товар. Таможенные тарифы должны согласовывать с международными регламентами.

Таможенные тарифы подразделяются на следующие виды:

  • экспортный и импортный таможенный тариф,
  • простой и сложный таможенный тариф.

Задача импортного тарифа - совместно с налоговой системой воздействовать на ценовую политику, при этом оказывается влияние на рентабельность организации.

Активной частью импортного тарифа являются ставки таможенных пошлин. Частью таможенных тарифов являются таможенные ставки.

Экспортные тарифы регулируют внешнюю торговлю, однако их используют не все страны. Регламентирование объема экспорта и структуры может привести к обвалу потенциала и давлению на цены.

Развиваются таможенные тарифы обычно по следующему сценарию:

  1. увеличивается номенклатура товара,
  2. устанавливаются разные ставки на один и тот же товар.

При первом сценарии применяется простой таможенные тариф, предусматривающий единую ставку для товара из определенной номенклатуры, страна происхождения на него не влияет.

Второй сценарий достаточно сложный. Устанавливается несколько тарифов на один вид товара, при этом учитывается страна производства. Основной ставкой является самая высокая ставка тарифа. Ставки распространяются и на товары, даже если со страной не заключено торговое соглашение. Однако чаще применяется более низкая ставка. Ее применяют при условии, что товар находится в режиме благоприятствования.

Таможенные тарифы представляют собой налог, который применяется государством в отношении ценностей, которые пересекают границу. Данный налог увеличивает цену на товар, что соответственно понижает конкурентоспособность. Барьеры таможенных тарифов различаются от группы товаров и их степени обработки. Если это сырьевой товар, то подразделение идет от 0,5% до 2,6%, если готовая продукция – 7-15%.

В странах, где преобладает рыночная экономика, появилось и набирает популярность понятие тарифной эксплуатации. Тарифная эксплуатация подразумевает повышение тарифной ставки в зависимости от степени обработки товара. На это влияет протекционистская политика. Тарифные ставки могут варьироваться в том числе в зависимости от страны происхождения и ее экономического развития.

Таможенные инструменты играют серьезную роль в таможенной политике и способствуют ее регулированию.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности -- это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм -- это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.

Таможенный протекционизм впервые стал применяться в XVI веке в Англии во время промышленного переворота. Для защиты создаваемых в стране промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (прежде всего голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары, которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены количественные ограничения на ввоз товаров в Англию. Согласно установленному порядку иностранные товары разрешалось привозить только на английских судах или на судах страны происхождения товара, но при этом взимался дополнительный сбор. А колониальные товары везлись исключительно на британских судах, причем без заходов по пути в какие-либо порты, что строго контролировалось властями. Целью всех этих мероприятий было сокращение могущество Голландии в сфере внешней торговли и стимулирование развития собственного производства. Вскоре примеру Англии последовали другие государства -- Испания, Швеция, Франция.

Английский протекционизм имеет почти четырехсотлетнюю историю и является наиболее ярким примером позитивного влияния разумно проводимой в стране таможенной политики на ее экономику. Благодаря ему Англия к началу XIX века по своему экономическому развитию вышла на первое место в мире, когда технологический процесс в промышленности стал самым высоким, а себестоимость выпускаемой продукции -- самая низкая в мире. В этих условиях Англия перешла от политики протекционизма к фритредерству, то есть к свободной торговле.

Протекционизм и фритредерство имеют и свою российскую историю. Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции в таможенной политике России, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений чисто экономического характера.

Таким образом, как развитые капиталистические страны, так и Россия в ее далеком прошлом проходили этапы, условно говоря «закрытого общественного развития», когда становление промышленности происходило в условиях внутригосударственной конкуренции. И лишь по мере развития национальной промышленности, формирования конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, происходил плавный переход от политики протекционизма во внешнеторговых отношениях к политике свободной торговли.

К сожалению, этот опыт слабо к современной российской таможенной политике. В условиях нестабильности экономики, ее сильной зависимости от кредитов международных финансовых организаций, преобладания на рынке импортных промышленных и продовольственных товаров таможенная политика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономическими средствами и вынуждена опираться на административные методы.

Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах -- торговых партнерах России.