Историческая школа в экономической науке. Новая историческая школа Германии

Историческая школа в экономической науке сформировалась в XIX в.

18 Глава II. Национально-историческое направление в экономике

Основными аналитическими предпосылками исследований стали:

Рассмотрение экономики как динамической системы;

Особое внимание к человеческому фактору, необходимому для разработки практически полезной общественной науки;

Изучение различий в формировании экономических институтов и особенно масштабов государственного участия в

экономической жизни.

Последний фактор обусловлен политическими традициями и институтами, сформировавшимися на протяжении истории страны. У немецких экономистов упор делается на изучении политической экономии, государственного управления как фундамента национального хозяйства. При этом представители немецкой школы выступают с позиций одобрения государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Примечателен тезис об отсутствии уникальных, проверенных опытом правил экономической политики и их применимости к разным странам и временам. Каждый исторический опыт неповторим, ему присуща некая трансцендентальность1.

Экономическое развитие представляет собой органический процесс, абсорбирующий влияние обычаев, психологии, права и языка. Экономическая наука, сосредоточенная на хозяйственных категориях, страдает односторонностью и незавершенностью. Немецкой школе была присуща богатейшая эрудиция, имевшая, к сожалению, националистический уклон.

Символом исторической школы стало понимание процессов, т. е. выяснение мотивов человеческих поступков, вызвавших к жизни то или иное событие. Подобный подход вносит смысл в экономическую науку.

Экономисты исторической школы критиковали английскую классическую науку, находя ее абстрактной, противоречащей эмпирическим исследованиям. Свою роль здесь сыграли некоторые естественные причины: более позднее и специфическое развитие капитализма в Германии, а также прочные традиции и уникальность немецких исторических исследований.

1 Трансцендентальный (от лат. transcender? - переступать) - стоящий над категориями рациональной науки; соответственно трансцендентальность - некие сверхчувственные свойства, познаваемые интуитивно, вне опыта.

§ 1. Историческая школа, или рождение национальной экономики 19

Из первых экономистов-историков следует назвать Фридриха Листа (1789-1846), осуществившего на добротном эмпирическом материале критику классической теории, но грешившего рационализмом. Его книга "Национальная система политической экономии" была переведена и издана в России (1891).

Труды представителей исторической школы явились протестом против традиционной английской науки, соединившим в себе как рациональные и перспективные идеи, так и некоторые реакционные черты.

Густав Шмоллер (1838-1917) известен своим фундаментальным трудом "Основы общего учения о национальном хозяйстве". Задачей своего исследования Шмоллер считал разработку генетического подхода, который позволяет найти комплексное объяснение экономических структур и механизмов функционирования хозяйства. Этот замысел диктовал самое внимательное отношение к различиям в географии, этническим особенностям, использованию данных психологии, биологии и даже геологии. В то же время Шмоллер полагал, что в общественной науке нет места для математики, поскольку дифференциальное исчисление не сможет уловить тонкие реакции человеческой психики, которые зачастую обусловлены соперничеством и враждебностью.

Совершенствование общества связано с улучшением условий жизни, стабильностью существования и повышением общего образовательного уровня.

Психологическим базисом шмоллеровской концепции является заимствованный у Бентама гедонизм - противоречивое сочетание чувств наслаждения и страдания. У Шмоллера акцент сделан на том, какая психология, какое сочетание побуждений наиболее соответствуют данным потребностям экономической жизни.

Немецкий экономист обогатил и оживил экономическую науку. Внутреннее единство общественных наук обнаруживается прежде всего в том, что экономическая наука не может освободиться от анализа мотиваций, от связи ступеней экономического развития с эволюцией стимулов и побуждений. Общество представляет собой единое целое. Изолированное рассмотрение его особенностей и частностей, необходимое для углубления исследовательского поиска, все же не может дать полного представления о характере экономики.

20 Глава II. Национально-историческое направление в экономике

В лекциях Шмоллер любил повторять, что как для уверенной походки нужны две сильные ноги, так и для исследователя необходимы дедуктивный и индуктивный методы. Исследователи называют шмоллеровские "Основы..." энциклопедическим произведением, изумительным памятником эмпирического поиска.

"Основы... " открываются анализом психологических, этических и правовых факторов, определяющих поведение людей, затем описывается развитие экономики и раскрывается содержание таких социальных институтов, как семья, группа, класс, общество, и взаимодействие между ними. На этой основе объясняются категории собственности, труда, предпринимательской деятельности.

В этом достаточно объемистом произведении вырисовываются следующие предпочтения автора. Государственное вмешательство в разных, в основном нормативных, формах является главным условием эффективного функционирования экономической системы.

Особое внимание уделяется морально-этической стороне хозяйственной жизни. На переднем плане межличностных связей находятся брачные узы и общественные интересы. Вслед за анализом интересов, прошедших через сознание и закрепленных религией, обычаями, моральными и правовыми нормами, Шмоллер переходит к рассмотрению склонностей, которые определяют социальный статус и стимулируют "инстинкт конкуренции", стремление к обогащению, которое следует ограничивать. При разумном воспитании эти склонности можно развить, скажем, в предприимчивость, бережливость.

Вернер Зомбарт (1863-1941) хорошо известен российским экономистам старшего поколения. На русский язык переведены такие его работы, как "Буржуа" (1924); "Современный капитализм" (1929); "История экономического развития Германии" (1914); "Евреи и хозяйственная жизнь" (1914); "История хозяйства" (1923).

В молодые годы Зомбарт был последователем Маркса, популяризовал марксистскую доктрину как единственно научное исследование будущего социалистического общества. Увлечение Марксом продолжалось около 20 лет. Но попытка соединить марксизм с историко-экономическими исследованиями Шмоллера оказалась безнадежной.

§ 1. Историческая школа, или рождение национальной экономики 21

В последующем Зомбарт сосредоточивается на теме национальной психологии, его работы все более проникаются духом национализма. В 1915 г. выходит в свет его брошюра "Герои и торговцы", вызвавшая скандал в европейском обществе. Героями были выставлены германцы, а бесчестными купцами - англичане. Но эта книга инспирировалась националистическим угаром, распространившимся в Германии военных лет, хотя эмоциональная восприимчивость не оправдывает ученого.

В последний период Зомбарт занимался исследованием немецкого социализма. Основополагающими принципами исследования стали тоталитарное устройство общества, энергичность, героизм и национализм. В будущем обществе возникнет новая сословная иерархия, где каждый займет свое место. Экономика должна подчиняться политическим требованиям, а общественное развитие происходить планомерно. На службе государства - финансы и кредит, сама предпринимательская деятельность. Так грустно и нелепо завершилась творческая биография одного из последних немецких романтиков, крупного ученого-эрудита в германском рейхе.

Остановимся теперь на положительных сторонах исследовательского поиска Вернера Зомбарта.

Его заслуженно считают создателем истории народного хозяйства как эмпирической основы экономического учения конца XIX - начала XX вв.

Согласно Зомбарту, теория капитализма имеет в качестве путеводителя развитие духа, изменения, накапливающиеся в духовной жизни общества. На каждой новой ступени истории происходит воспроизведение фрагментов прошлого. Задача состоит в их тщательном отборе и оценке.

Экономические интересы и стимулы индивида или группы сливаются с социальными в силу общественного характера производства и распределения.

В понятийный аппарат экономики Зомбарт ввел категории экономических стадий, экономических систем и хозяйственной деятельности. Они до сих пор используются современными исследователями в зомбартовском толковании.

Религиозные черты, воздействующие на экономическую психологию, Зомбарт считал неизменными, они служат основанием для понимания капиталистического духа. Более глубокое исследование этой взаимосвязи было предпринято другим пред

22 Глава II. Национально-историческое направление в экономике

ставителем исторической школы - современником Зомбарта Вебером.

Макса Вебера (1864-1920) - социолога, историка и экономиста - отличает прежде всего либеральный взгляд на общественную жизнь. Он с сомнением относился к идеям уникальности исторического опыта, предложенным Г. Шеллером. Перу Вебера принадлежат "Аграрная история древнего мира" (на русском языке вышла в 1925 г.), "Протестантская этика и дух капитализма" (1904), "История хозяйства" и "Социальная экономика", опубликованные в серии "Экономика и общество"; "Хозяйственная этика мировых религий" (1915). Лекции Вебера по "Всеобщей экономической истории" были изданы посмертно в 1923 г.

К основным составляющим веберовской концепции можно отнести следующие положения.

Свойственную исторической школе позицию "понимания" Вебер развил, превратив ее в "интерпретационную социологию", требующую от исследователя интерпретации, раскрытия внутреннего смысла события или явления. При этом Вебер критиковал подходы исторического материализма, облегчающие толкование фактов.

Вебер разделяет человеческую деятельность на четыре типа: первый - целесообразный (zweckrationell) - предполагает использование имеющихся средств для достижения цели; второй - рациональный с ценностной точки зрения (wertrationell); третий - продиктованный эмоциями (anektrationell) и четвертый - повторяющий обычаи и традиционные образы (traditionell). Их совокупность складывается в единство общественной жизни.

Вебер критиковал Маркса за неразрывную связь между экономическим могуществом и политической силой, подчеркивая, что религиозные и политические идеи представляют собой самостоятельный фактор. Люди воспринимают их такими, каковы они есть. Идеи - не просто надстройка, они могут сами по себе порождать напряженности и конфликты, не менее значимые, чем стремления к материальной выгоде.

Капитализм для Вебера являлся концентрированным выражением рациональности.

Между тем как социализм неизбежно приведет лишь к полной бюрократизации экономической жизни.

Экономика - это система, участники которой принимают решения, сопоставляя полезность и издержки. Такое сопостав

§ 1. Историческая школа, или рождение национальной экономики 23

По одним документам этот термин происходит из древнегреческой мифологии, согласно которой харизма - дар богов, мистическая власть над людьми, по другим документам - способность к творческой деятельности.

ление является выражением капиталистического духа, который развивается на соответствующей психологической почве.

В основополагающей работе "Протестантская этика и дух капитализма" доказывалось, что реформация породила миропонимание, которое привело к развитию капиталистического духа, и формирование самого капитализма как системы. Тезис этот был блестяще подкреплен исследованием социологии религий. На примере американских сект Вебер показал, что положение человека в деловом мире определяется его причастностью к церкви. Это как бы сертификат, удостоверяющий моральную строгость и деловую честность.

Любопытен подход автора к разграничению типов капитализма. Политический, или позже империалистический, капитализм сопровождал развитие Британской империи и был связан с рискованными приключениями, колониальными захватами и грабежами; фискальный капитализм был характерен еще для Древнего Рима и королевского строя Франции; существовал также капитализм незндчительных групп, которые Вебер называет париями (евреи, персы). Однако свои симпатии автор отдает промышленному капитализму, основанному на фабричном производстве и наемном труде.

Современный капитализм (начала XX в.) рационален. Но подлинно культурных людей становится все меньше, их вытесняют специалисты и фанатики организации, что ограничивает проявление харизмы1. Социальные связи между этими процессами выглядят следующим образом; рационализация ведет к усилению бюрократических структур, которые урезают подлинную свободу личности, человек подчиняется организации. Избежать подобной перспективы может лишь тот, кто наряду с харизмой обладает способностью к управлению в той или иной доступной ему сфере. Тем не менее угроза поглощения человека бюрократией сохраняется.

В отличие от Зомбарта Вебер отвергал идею о том, что носителями капитализма были евреи. Не они изобрели коммерческий вексель или акционерные компании. Евреи сотрудничали на правах "народа-гостя", они не участвовали на первых

24 Глава II. Национально-историческое направление в экономике

порах в политической организации. Подлинным созидателем капитализма был христианин, который стремился освободиться от традиций и не боялся новаций. И здесь Вебер на первый план выдвигает кальвинизм, англо-саксонское протестантство. Для предпринимателя-протестанта капитализм превращается в призвание. Когда он стремится к рационализации и прибыли, то исполняет божественное предначертание, и совесть его остается чистой.

Вальтер Ойкен (1891-1950) принадлежит к числу тех выдающихся умов, которые при жизни были обойдены славой. Нацистские времена не располагали к дискуссиям о рациональном устройстве общества. Мировая экономическая наука познакомилась с трудами этого немецкого профессора лишь в 50- 60-е гг. XX в.

Сегодня книги Ойкена выходят многотысячными тиражами и стали учебниками для студентов во многих странах. Экономисты - теоретики и практики - постигли справедливость жестких слов о первородном грехе эмпирической науки. "Зачастую словом мы подменяли факты, анализом понятий - анализ сути дела", - писал В. Ойкен.

В. Ойкен родился в 1891 г. в Йене, в семье философа и лауреата Нобелевской премии по литературе. Он изучал экономику, историю и философию в университетах Германии, в 1921 г. стал доктором наук.

В 1939 г. вышла в свет первая монография Ойкена "Основы национальной экономии". Второй крупный труд "Основные принципы экономической политики" был издан в 1954 г., уже после смерти автора. Перу ученого принадлежат статьи, в которых он резко критиковал правительство Аденауэра-Эрхарда за ошибки и непоследовательность, хотя последний признавал Ойкена своим духовным отцом и наставником. Первую профессорскую кафедру В. Ойкен получил в университете Тюбингена, а затем был приглашен во Фрайбург, откуда практически не выезжал. Смерть настигла ученого в Лондоне (1951), где он читал цикл лекций, озаглавленный кратко, но провидчески: "Этот век неудач".

Обе вышеназванные книги переведены на русский язык, изданы соответственно в 1995 и 1996 гг.

Ключевым звеном общей концепции Ойкена является положение об экономических порядках. Мыслители XIX в. жили в принципиально ином мире. Тогда же сложились понятия, кото

§ 1. Историческая школа, или рождение национальной экономики 25

рые и сегодня разделяются значительной частью людей. Это - социализм и капитализм. Предлагая уйти от этих умозрительных абстракций, приглашая задуматься над экономическим опытом и особенно над экономической политикой, автор сосредоточивается на анализе реально существующих экономических структур.

В науке распространено мнение, что сама laissez-faire (свобода действий), со свойственной ей анархией и кризисами вызывает тенденцию к государственному регулированию. Формы и содержание государственного вмешательства с течением времени усложняются, но жизненно важным условием оно останется и на будущие времена.

Экономический космос, согласно В. Ойкену, можно представить в виде следующей схемы:

Совокупность экономических процессов. Различные виды экономических порядков. Экономическая политика.

Историческим опытом доказано, что между развитием производства, достижениями естественных и прикладных наук, с одной стороны, и состоянием экономических порядков - с другой, существует неравновесие, а отставание порядков является почти правилом.

Под экономическим порядком Ойкен понимал рамочные условия рыночного хозяйства, т. е. совокупность институций, представляющих свод данных, необходимых для того, чтобы хозяйствующие субъекты могли принимать решения и совершать те или иные действия1.

Хозяйственный порядок показывает, в какой мере государство регулирует экономическое развитие, способствует ему и как при ограниченных ресурсах государственные органы выступают своего рода "нехваткомером" (MangelmaB), или вычислительной машиной, встроенной в хозяйственный порядок.

1 Ойкен различает шесть составляющих свода данных: потребности людей, природные условия, состояние рабочей силы, товарные запасы, уровень технологии и технических знаний, правовой и социальный порядки. Под шестым условием подразумеваются законы и уложения, нравы и обычаи, духовный настрой, "определяющий правила игры". Этот комплекс условий хозяйствования не всегда является целесообразным или успешным.

26 Глава II. Национально-историческое направление в экономике

В состав институтов экономического порядка входят также предпринимательские союзы и профсоюзы, которые вырабатывают правила и предписания.

Систематизируя историческую практику, В. Ойкен предлагает следующую типологию экономических политик: laissez-faire; политика планово-централизованного (полностью или частично) управления экономикой; политика среднего пути; политика конкурентного порядка и точечная политика.

Неизбежность же краха планово-централизованного управления экономикой (в Германии - с сохранением частной собственности, в России - с ее упразднением и введением коллективной ответственности) сомнений не вызывала1. Интерес представляют сами формы отмирания подобного порядка. Автор, размышлявший над этими проблемами еще в 30-х гг., сравнивал остающиеся после развала централизованного порядка оборонные предприятия с валунами, омытыми потоками ледниковой лавины. А главным после распада такой системы управления, по его мнению, явится вопрос о власти. Ведь в централизованном хозяйстве слой руководителей состоит из неконтролируемой группировки, которая решительно проводит свой интерес, свою волю. Общественный интерес, состоящий из множества индивидуальных, просто не может быть реализован в командной экономике.

Политика среднего пути предполагает ту или иную степень государственного вмешательства в рыночную экономику, нахождение компромисса между рынком и плановым хозяйством. Сюда относятся государственное вмешательство с распределительными целями, политика "полной занятости", конъюнктурное регулирование.

При конкурентном порядке рамочные условия, создаваемые государством, способствуют максимальному развитию конкуренции. Задачей текущей экономической политики является ограничение или недопущение тенденций к концентрации экономической власти (процессов монополизации) и тех форм рынка, которые ведут к нанесению экологического ущерба.

Точечная (или пунктирная) экономическая политика включает политико-правовые действия, ориентированные на реше-

1 Планово-централизованная, система - экономическое выражение тоталитаризма.

§ 2. Национальная экономика в российском формате

ние отдельных проблем, защиту интересов конкретных сфер. Оборотной стороной здесь может стать нарушение комплексности, целостности экономического подхода. В этом смысле политика доходов, направленная на поддержку отдельных сфер или слоев, может вызвать перекосы в совокупном платежеспособном спросе и денежные расстройства.

Вторая половина века вызвала к жизни и другие направления, или оттенки, экономической политики (структурной и конъюнктурной, воздействующей на экономические процессы со стороны спроса и со стороны предложения, дискреционной).

Экономике внутренне присуще равновесие. Оно восстанавливается стихийно, как зеркало водной глади после брошенного камня. Опасные и длительные расстройства являются чаще всего делом рук незадачливых политиков. Нужна не только "тонкая настройка" экономической системы, поскольку она сама стремится к стабильности, но и забота о том, чтобы политические действия не наносили прямого вреда. Функция экономической политики не должна выходить за рамки "приспособления".

Этим взглядам противостоит "активистская" доктрина, согласно которой политические деятели самостоятельно определяют экономический курс и придерживаются его, оперативно реагируя на изменение условий.

Иными словами, вопрос о том, какой должна быть экономическая политика - "приспособительской" или "активистской", - не так уж прост. Ведь правительства принимают на себя ответственность за состояние экономики.

Историческая школа

В качестве критической реакции на классическую политическую экономию в 40-х годах ХІХ в. в Германии возникает историческая школа.

Германия, в отличие от Англии и Франции, была менее экономически развитой страной, которая до 70-х годов XІX в. состояла из нескольких десятков политически и экономически обособленных государств. Главной проблемой нации было объединение в одно государство. Идеи же классической школы никак не могли оказывать содействия этому процессу. Во-первых, «экономический человек» с его экономическим интересом теряет свою принадлежность к определенному обществу. Во-вторых, классическая школа абстрагировалась от существования национальных границ или забывала о них, не признавала государство как орудие национального прогресса. В-третьих, провозглашаемая классиками политика фритредерства подрывала позиции отечественных производителей, становилась существенной угрозой национальным интересам.

В связи с этим в Германии возникает историческая школа, представители которой выступили против универсального характера экономических законов. Они считали, что в науке вообще нет места абстрактным теоретическим построениям. В каждой стране развитие происходит по своим собственным законам, которые зависят от культурной традиции, исторических особенностей, «духа нации». Поэтому классическая теория, претендовавшая на использование в любой стране мира, не может использоваться, например, в Германии. Выступая против идеи невмешательства государства в частные дела, развенчивая принципы индивидуализма и космополитизма, они создали национальную политическую экономию.

Основателем национальной политической экономии, предшественником исторической школы в Германии был Фридрих Лист (1789-1846).

Основные свои идеи Ф. Лист изложил в работе «Национальная система политической экономии, международной торговли, торговая политика и немецкий таможенный союз» (1841). В ней он обосновывает теорию производительных сил, концепцию стадиального экономического развития, положение об активной экономической роли государства.

В соответствии с теорией производительных сил Листа , общественное богатство создается не только в результате разрозненной индивидуальной деятельности людей, связанных только разделением труда и обменом. Поскольку каждый индивид отличается от другого своей принадлежностью к конкретному сообществу – нации, государству – то реализация его интересов зависит не только от него, а прежде всего от возможностей нации или государства. Нация объединяет людей в одно целое и является результатом предшествующего развития. Она имеет собственный характер, ей присущи особые ценности как материальные, так и духовные. Каждая нация является производительной настолько, насколько она сумеет усвоить это наследие от предшествующих поколений и сделать его собственным достоянием, насколько естественные источники, пространство и географическое положение ее территории, численность населения и политическое могущество дают ей возможность гармонично развивать все отрасли труда и распространять свое моральное, умственное, промышленное, торговое влияние на другие нации и вообще на весь мир.

Именно степень развития производительных сил предопределяет богатство и благосостояние нации, а не количество меновых стоимостей. К производительным силам общества Лист относит правительство, прессу, духовные учреждения, мораль, искусство, суд, т. е. нематериальные факторы, которые обеспечивают сознательное создание высокоразвитого общества.

Материальное богатство, естественные и приобретенные способности людей он называет фиксированным капиталом. Объединение производительных сил с фиксированным капиталом является условием развития производства. Уровень развития последнего зависит от организационно-экономических отношений: мануфактурной индустрии и развития транспортной инфраструктуры.

Развитие производительных сил обусловливает переход народа от одной стадии экономического развития к другой. Ф. Лист выделяет такие стадии экономического развития: стадию дикости, скотоводческую, аграрную, аграрно-мануфактурную, аграрно-мануфактурно-коммерческую. Чтобы достичь развитой в экономическом отношении стадии нужны особые условия, которые имеют не все народы: большие территории со значительными запасами естественных богатств и возможностями для развития индустрии, трудолюбивая и объединенная общей целью нация, которая стремится создать могущественное государство. Германия имеет все эти условия, кроме достаточного размера территорий, которые, тем не менее, можно увеличить за счет небольших государств-соседей (например, Нидерландов и Дании), которые все равно не имеют таких блестящих перспектив, как Германия. Эти идеи Листа о преимуществе немецкой нации над другими народами стали одним из источников фашизма.

Задачей политэкономии является определение роли государства в конкретной исторической ситуации, его деятельности по «возбуждению» национальных производительных сил. Лист считает, что классическая политэкономия непригодна для применения в переходный период развития национальной экономики Германии. Чтобы достичь развитой в экономическом отношении стадии, государство может выполнять функции организации, объединения, воспитания и защиты нации. Ей надо создать систему поощрения и защиты молодой национальной промышленности. Т. е., Лист обосновывает и отстаивает для Германии протекционизм.

Он отмечал, что свободная торговля препятствует формированию национальных отраслей промышленности, будет оказывать содействие оттоку национальных капиталов за границу. Протекционизм может уступить свободной торговле тогда, когда в стране будет создана конкурентоспособная индустрия. Государство, стимулируя развитие мануфактурной индустрии, должно заботиться о балансе отраслей, поскольку протекционизм такому балансу не способствует. Для того чтобы оказывать содействие формированию рациональной производственной структуры, государству необходимо собственное хозяйство, т. е. государственный сектор экономики.

Роль государства в создании развитой экономики, по Листу, решающая. Лишь достигнув определенного уровня развития, нация может развиваться по космополитическим законам классической политэкономии.

Заслуга Ф. Листа состоит в том, что он, не отвергая существования общих для всех экономик естественных экономических законов, выяснил особые законы для каждой страны, учитывая которые, государство, согласовывая и направляя усилия отдельных звеньев национального хозяйства, может обеспечить прогресс национального производства и приумножение национального богатства.



Последователи Ф. Листа, критикуя основные принципы классической политэкономии, отдавая преимущество изучению национального хозяйства с учетом исторического развития, оказывали содействие возникновению нового направления экономической науки – исторической школы политэкономии. Привлекая внимание к конкретным проблемам, эта школа оказывала содействие расширению предмета исследования политэкономии. Отдавая преимущество историческому исследовательскому приему, представители этой школы анализ экономики осуществляют с учетом всех исторических аспектов человеческой жизни: истории развития культуры, науки, искусств, индустрии, религии, морали, государственных учреждений и т.п.

Обычно различают старую и новую историческую школу.

Старая школа представлена Вильгельмом Рошером (1817-1894), Бруно Гильдебрандом (1812-1878), Карлом Книсом (1822-1898). Эта школа была сформирована и получила развитие в 1840-1860 гг.

Вильгельм Рошер , будучи почти пятьдесят лет профессором Лейпцигского университета, был ведущим немецким экономистом. Благодаря работам «Краткие очерки курса политической экономии с точки зрения исторического метода» (1843), «История английской политической экономии XVІ-XVІІ вв.» (1851), «История национальной политической экономии в Германии» (1874), он по праву считается лидером нового направления в развитии политэкономии.

Главной задачей Рошер считал дополнить теорию классической школы историей экономического развития и вместе с тем повлиять на формирование национальной политики. Анализируя историю становления и развития экономических явлений в Германии, Англии и Франции, он исследует генезис международной торговли, денежного обращения, банковского дела и старается выяснить причины национальных особенностей экономического развития. Рошер рассматривает роль государства в развития индустрии и транспорта, дает практические рекомендации относительно использования возможностей общества с целью его самосовершенствования. С позиций исторического анализа он дает ценные рекомендации по развитию фискальной политики, регулированию торговли, отношений между наемными работниками и собственниками, связывая эти направления идеей взаимозависимости и общего развития нации.

Рошер был сторонником эволюционного пути развития общества. История сама прокладывает себе путь мирным путем «положительного права», а нация может быть участником этого процесса под руководством государства. Достичь социалистической цели, по мнению Рошера, можно реформистским путем. Он подвергал критике классическую школу за то, что она, рассматривая капиталистические отношения как результат прогресса цивилизации, вместе с тем объявляла их неизменными и вечными, не видела исторической перспективы.

Бруно Гильдебранд (1812-1878) в работе «Политическая экономия современного и будущего» (1848) ставит себе задачу «превратить политическую экономию на теорию, которая имеет дело с экономическим развитием народов». Критикуя Рошера за то, что тот старался примирить свою теорию с классической, Гильдебранд считает, что история является не только средством дополнения экономических теорий, но и орудием полного обновление науки, которая может стать «наукой о законах экономического развития наций». Эти законы можно выяснить, изучая историю и обобщая фактический «материал с помощью статистики». Используя эти обобщения, он выделил такие фазы эволюции экономики : фаза натурального хозяйства средних веков, фаза денежной и фаза кредитной экономики. Основой такой периодизации являются способы организации обмена продуктами.

Кредитное хозяйство является вершиной прогресса экономики. Его Гильдебранд отождествляет с плановой экономикой, поскольку это хозяйство строится на справедливом обмене и распределении, функционирует ради удовлетворения конкретных, заведомо определенных потребностей потребителей и является возможным благодаря высоким моральным качествам граждан общества. Роль государства состоит в руководстве социально-экономическим процессом. Итак, в соответствии с этой теорией, решить все социальные проблемы, обеспечить равенство и справедливость можно путем эволюционного развития.

Карл Книс (1821-1898), автор «Политической экономии с точки зрения исторического метода» (1853) считал, что экономическая наука способна сделать описание возникновения и развития экономических процессов, но она не способна дать адекватное им обобщение, поскольку она оперирует категориями, которые обобщают только аналогии, а не конкретные закономерности. Классическая теория, придерживаясь неизменных доктрин, не может быть правильной.

Книс, как и его предшественники, разделял мнение о возможности сознательного влияния на общественные процессы, при условии, что генезис этих процессов хорошо известный, ацель, ради которой будет осуществляться это влияние, является общественно значимой.

Таким образом, немецкие экономисты, опираясь на исторический метод, основали новое направление политической экономии, основой которого стало изучение закономерностей развития национального народного хозяйства, определяющей роли государства в этом процессе.

С завершением объединения Германии в 70-х годах XІX в. возникает новая (молодая) историческая школа , представленная Густавом Шмоллером, Адольфом Вагнером, Луи Бентано. Они считали, что законы экономики не могут быть выяснены путем логических обоснований. В центре внимания новой школы – практические проблемы, а не теоретические обобщения.

Основатель школы Г. Шмоллер (1838-1917) «при виде чисто теоретических трактатов терял уравновешенность».

Особенностью новой исторической школы была попытка объяснить хозяйственную жизнь в тесной взаимосвязи экономики, этики и психологи. Шмоллер утверждал, что производство, разделение труда, обмен товаров – это и экономические, и этико-психологические категории. Хозяйственная культура является результатом духовной силы людей, которая проявляется в виде чувств, целей, представлений и, наконец, в виде сознательных действий. Народное хозяйство – это форма сосуществования, основанная на психических силах общества. Поэтому политическая экономия – не только экономическая наука, а сборное понятие, которое отражает совокупность общественных наук, в том числе тех, которые изучают политику, право, этику, религию.

В экономическом исследовании Шмоллера большое значение уделяется этике. Он доказывает, что хозяйственная жизнь определяется не только естественными и техническими, но и моральными факторами: без крепкой моральности нет рынка, денежного обращения, разделения труда, государства. Кроме желания экономической выгоды человек руководствуется такими мотивами, как семейные заботы, общественный интерес. Экономического успеха достигают те люди, поступки, честность, порядочность которых отвечают высоким моральным нормам. На основании этического принципа Шмоллер объяснял существование в обществе социальных градаций и классовых отличий.

Указывая на опасность социальных конфликтов, ученый осуждает марксизм за пропаганду радикальных методов борьбы рабочих с предпринимателями, настаивает на проведении реформ, которые бы устранили чрезмерное неравенство в имуществе и распределении доходов. Наибольшей заслугой экономистов новой исторической школы было то, что они задолго до Дж. Кейнса поставили вопрос о регулирующей и направляющей роли государства в хозяйственной жизни. Так, Шмоллер, будучи приверженцем сильной монархии, считал, что государство стоит над классами и социальными группами, с его помощью можно решить любые социальные противоречия, преодолеть классовый эгоизм, реализовать идеи социальной справедливости, обеспечить экономический расцвет.

А. Вагнер (1835-1917) свои работы посвятил проблеме связи права и экономики. Он обратил внимание на то, что «экономическое положение личности не столько зависит от естественных прав или способностей, сколько от современной юридической организации, которая сама является продуктом исторического развития».

Луи Бентано (1844-1931), как Шмоллер и Вагнер считал, что определяющую роль в экономике играют этические и правовые факторы. Теоретическая политэкономия является лишней, поскольку она не имеет прикладного значения. Описание простейших явлений экономической жизни будет иметь большую научную ценность, по его мнению, чем теоретические соображения.

В социальной политике Бентано придерживался реформистского направления. Он поддерживал объединение рабочих в профсоюзы, рекомендовал капиталистам предоставлять рабочим определенные льготы и демократические права, повышать заработную плату и сокращать рабочий день. Эти мероприятия, по его мнению, обеспечили бы установление в обществе классового мира, оказывали бы содействие росту производительности труда и повышению эффективности экономики.

Монополизацию экономики Бентано оценивал положительно, считая, что «картели – это союзы производителей, которые пытаются планомерно приспосабливать производство к спросу с целью избежания перепроизводства и всех его последствий: падения цен, банкротства, обесценивания капитала, безработицы и голода».

Среди других представителей исторической школы Бентано отличается тем, что не верил в положительную роль государства, не признавал его превосходства над личностью. Он считал, что личность благодаря своему интеллекту способна на более полезные реформы, чем те, которые может инициировать государство.

К новой исторической школе можно еще приобщить Макса Вебера (1864-1920) и Вернера Зомбарта (1863-1941). Оба ученых начинали свою деятельность как историки народного хозяйства. Исходя из характерного для исторической школы тезиса «человек принадлежит миру культуры», они сосредоточили значительное внимание на поиске духа хозяйственной эпохи и, в частности, капиталистического хозяйственного духа.

По Зомбарту , «хозяйственный дух – это совокупность душевных свойств и функций, которые сопровождают хозяйствование. Он утверждал, что капитализм возник из недр западноевропейской души – из духа озабоченности и предпринимательства, объединенного со стремлением к наживе».

Человек эпохи капитализма, по мнению Зомбарта, несет в себе дух предпринимательства и дух мещанства. «Предпринимательский дух – это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности и много другого. Мещанский дух заключается в склонности к учету и осмотрительности состоит из добропорядочности и хозяйственности».

Предпринимательский дух и мещанский дух, будучи противоположными, образуют противоречивое единство капиталистического духа. Этого духа был лишен человек предшествующей эпохи, который ничего не рассчитывал, воспринимал мир как целое и в своих хозяйственных делах ориентировался на опыт и традиции. В. Зомбарт также подчеркивал, что капитализм специфический для каждого национально-государственного устройства: в Германии он один, а в Китае – совсем другой. Нет никаких общих моделей капитализма или любых других хозяйственных укладов, поскольку экономическая жизнь определяется психологией эпохи, класса, расы и нации.

Преувеличение значения национальной психологии привело Зомбарта к откровенному национализму. В работе «Евреи и хозяйственная жизнь» он доказывает, что капитализм создали евреи. Еврейская общественность оценила это произведение как антисемитизм. В период первой мировой войны Зомбарт написал книгу «Герои и торгаши» . «Нации героев» (немцам) противопоставляется «нация лавочников» (британцы). Под конец жизни Зомбарт стал идеологом гитлеровского национал-социализма.

Совсем к другим выводам, изучая проблему формирования капиталистического хозяйственного духа, пришел М. Вебер . В 1905 г. он опубликовал свою известнейшую книгу «Протестантская этика и дух капитализма », а в 1919 г. вышла в свет его большая работа «Хозяйственная этика мировых религий ». Именно эти работы, посвященные влиянию религиозных взглядов и религиозной морали на экономику, принесли ему всемирную славу.

По мнению Вебера, в каждой религии есть два противоположных компонента – мистический и аскетический. Чем более развит в религии аскетический компонент, тем большее она оказывает содействие формированию рационализма, который составляет дух капитализма.

Капитализм, считает Вебер, это не просто стремление к наживе, а рациональное ограничение жажды наживы, это профессиональная работа для получения прибыли на основе мирного обмена, это хозяйственный учет и сопоставление затрат и результатов. Дух капитализма предусматривает такое мышление и такое поведение, для которых характерным является рациональное и систематическое стремление к получению законной прибыли в рамках своей профессии.

В наибольшей мере формированию духа капитализма оказывает содействие протестантизм, для которого высшими качествами являются трудолюбие, преданность профессии, скромность, честность, благодетельность. Именно господством протестантизма объясняет Вебер высокий уровень развития экономики США сравнительно с католической Латинской Америкой.

Таким образом, М. Вебер подтвердил тезис исторической школы о том, что идеи являются существенной основой экономического роста. Но в период современного капитализма эта связь слабо ощутима. Вебер это объяснял так. Если капитализм стал господствующим порядком, сама система избирает тех, кто отвечает условиям ее существования. Она осуществляет отбор тех, кто умеет приспосабливаться и выживать на основе таких переменных, как цена, прибыль, заработная плата. Поэтому не удивительно, что жажда наживы вытесняет понятие о профессиональной обязанности, а экономическая деятельность вместо тонкой оболочки религиозной жизни стала, по высказыванию Вебера, панцирем, через который ничто духовное не может пробиться.

М. Вебер, в отличие от Зомбарта, был свободным от предубеждений национализма. Расизм и национализм он считал ошибочной идеологией.

Вебер отошел от чисто исторического метода, считая, что одного только описания исторической науке не хватает. Необходимо осмысление, объяснение конкретных фактов и процессов исторического развития того или другого народа. В результате скрупулезного анализа выясняется, что развитие экономики народов и хозяйственной культуры определяется определенными общими законами, которые протаптывают себе дорогу через все особенности национальных традиций, национального характера, конкретных исторических обстоятельств.

Ученые исторической школы расширили тематику политэкономии, заложили основы экономической социологии, обосновали роль экономической организации, показали значение правовых нормативов, статистических фактов, истории экономической жизни.

Что касается теоретического наследия немецкой исторической школы, то оно весьма противоречиво. Она может рассматриваться как предшественник экономических программ фашизма, буржуазно-реформистских концепций, институционализма.

И. В. Розмаинский

1. Общая характеристика

Немецкая историческая школа представляет собой главное еретическое направление в экономической науке XIX века. Подход представителей немецкой исторической школы отличался следующими особенностями.

а) Отрицательное отношение к любым попыткам создания универсальной экономической теории и, в частности, к классической политической экономии. По мнению адептов немецкой исторической школы, экономическая наука должна заниматься исследованием специфики конкретных национальных хозяйств; дело в том, что каждое национальное хозяйство имеет свои специфические свойства, зачастую не имеющие аналогов. Именно поэтому универсальная экономическая теория представляет собой нонсенс.

Отсюда следует другая особенность учения немецкой исторической школы -

б) антикосмополитизм. Представители немецкой исторической школы в той или иной степени были склонны подчеркивать роль национальных факторов в хозяйственном развитии. Кстати говоря, с их легкой руки даже в настоящее время экономическую науку в Германии и других немецкоязычных странах часто называют «Национальной экономией» или «Народнохозяйственным учением» .

в) Отрицательное отношение к абстрактно-дедуктивным методам анализа. Главный акцент в экономической науке нужно делать на конкретные историко-экономические исследования (чем, как правило, и занимались большинство эпигонов этой школы).

г) Трактовка народного хозяйства как единого целого, части которого находятся в постоянном взаимодействии между собой, а не как простой суммы отдельных индивидов. Отсюда следует, что «жизнь» такого «целого» управляется особыми законами, отличающимися от законов, которым подчиняется жизнь отдельно взятых субъектов.

д) Отрицательное отношение к концепции экономического человека. «Немцы» отвергают представление об индивиде как человеке, свободным от воздействия общественных факторов и автономно стремящимся к достижению максимальной личной выгоды. Как отмечал один из «немцев», Б. Гильдебранд (см. о его основной концепции в разделе 3.3.1), «человек, как существо общественное, есть прежде всего продукт цивилизации и истории, и... его потребности, его образование и его отношения к вещественным ценностям, равно как и к людям, никогда не остаются одни и те же, и географически и исторически беспрерывно изменяются и развиваются вместе со всей образованностью человечества» . Короче говоря, человек - это культурное существо, ориентированное на общественные ценности. Отсюда следует еще одна особенность учения немецкой исторической школы -

е) Трактовка хозяйства как одной из частей социальной жизни и, как следствие, учет разнообразных внеэкономических факторов - этических, психологических и правовых.

ж) Понимание хозяйства как эволюционирующей системы, проходящий в своем развитии различные стадии. Кстати говоря, данный аспект также является аргументом против универсальности экономической теории, поскольку разные стадии развития хозяйства отличаются специфическими, а зачастую и уникальными свойствами.

з) Благосклонное отношение к государственному вмешательству. Такое отношение вызвано прежде всего скептицизмом по поводу того, что свободная конкуренция, характерная для рыночной экономики, в состоянии обеспечить гармонию интересов разных хозяйствующих субъектов. Без планомерного воздействия государства на хозяйство «сильнейшие» будут всегда оказываться в выигрыше за счет «слабейших».

В развитии самой немецкой исторической школы, в свою очередь, можно выделить три стадии.

2. Фридрих Лист (1789 - 1846) как предтеча немецкой исторической школы

Основная работа: «Национальная система политической экономии» [«Das nationale System der politischen Okonomie»] (1841)

2.1.Учение о производительных силах

Отправным пунктом экономического анализа Ф. Листа является учение о производительных силах, а не теория ценности, как у большинства классиков (Ф. Лист отвергал понятие ценности, полагая, что оно заставляет смотреть на общества через «призму сиюминутных обменных отношений»). Производительные силы, по Ф. Листу, - это совокупность общественных условий, без которых не может быть создано национальное богатство. При этом производительные силы, т.е. способность создавать богатство, важнее самого богатства. Именно эта способность и определяет благосостояние нации. При этом нация представляет собой «... существенную промежуточную ступень между индивидом и миром как целым»; она объединяет «... своих членов патриотической связью» . Здесь же Ф. Лист дал более широкую, чем у А. Смита, трактовку производительного труда. По мнению Ф. Листа, производительным является любой труд, не только прямо, но и косвенно способствующий созданию богатства. Поэтому, в теоретической системе Ф. Листа, производительным может быть труд, не являющийся таковым у классиков - и труд священника, и труд полицейского, и т.д. При этом главным элементом производительных сил является фабрично-заводская промышленность.

Степень развитости производительных сил, в свою очередь, является критерием разграничения стадий хозяйственной эволюции.

2.2.Учение о стадиях развития хозяйства

Итак, в зависимости от способности создавать богатство, в прогрессивной эволюции национального хозяйства можно выделить следующие стадии развития:

а) стадия дикости;

б) стадия пастушества;

в) земледельческая стадия;

г) земледельческо-мануфактурная стадия;

д) земледельческо-мануфактурно-торговая стадия.

Чем на более поздней стадии находится хозяйство, тем более оно развито.

2.3.Учение о государственном вмешательстве

Но для достижения двух последних стадий необходимо государственное вмешательство. Такое вмешательство должно осуществляться в виде «воспитательного протекционизма», направленного на защиту фабрично-заводской промышленности. Ее нужно ограждать от конкуренции с производительными силами более развитых иностранных держав.

При этом Ф. Лист отрицательно относился к протекционистской защите сельского хозяйства. Такая защита, по его мнению, приводит к удорожанию сырья и продовольствия и, поэтому, неблагоприятно влияет на состояние промышленности.

Учение Ф. Листа о государстве (да и в целом весь его подход к изучению хозяйства), несомненно, отражает современные ему исторические реалии экономики Германии. В тот период (первая половина XIX века) ее промышленность развивалась при сохранении сильных феодальных пережитков в сельском хозяйстве и не могла выдержать конкуренцию с промышленностью более развитых зарубежных стран - прежде всего, с Англий и Францией. Отсюда и возникала необходимость в государственной политике «воспитательного протекционизма».

3. «Старая историческая школа»

Основные представители: Бруно Гильдебранд (1812 - 1878), Вильгельм Рошер (1817 - 1894), Карл Книс (1921 - 1898).

Основные работы: Б. Гильдебранд «Национальная экономия настоящего и будущего» [«Die Nationalokonomie der Gegenwart und Zukunft»] (1848) ; В. Рошер «Система народного хозяйства». Том 1. «Начала народного хозяйства» [«System der Volkswirtschaft». Bd. 1. «Die Grundlagen der Nationalokonomie»] (1854).

Некоторые идеи Ф. Листа получили дальнейшее развитие у представителей так называемой «старой исторической школы» (1840-1850-е гг.) В целом их подход отличает крайне резкое неприятие классической политической экономии и полное отрицание наличия объективных экономических законов.

3.1. Учение о стадиях хозяйственного развития Бруно Гильдебранда

Б. Гильдебранд, как и Ф. Лист, придавал большое значение периодизации стадий хозяйственного развития. Но у него критерием разграничения стадий является развитость сферы обращения. На основании этого критерия им выделяются три стадии.

а) Натуральное хозяйство. Обмен либо вообще отсутствует, либо принимает формы бартера.

б) Денежное хозяйство. На этой стадии развития деньги становятся необходимым посредником при совершении обменных операций.

в) Кредитное хозяйство. А здесь прекращается использование денег при обмене, и их место занимает кредит. Эта стадия хозяйственного развития является высшей, поскольку в нем открываются максимальные возможности предпринимательства для «активных» людей: даже не имея своего капитала, человек может стать предпринимателем, взяв необходимые средства в кредит.

Таким образом, Б. Гильдебранд подтвердил (хотя и по-другому) тезис Ф. Листа о том, что невозможно создание универсальной экономической теории, поскольку разные страны находятся на разных этапах своего развития.

3.2. Основные особенности экономических воззрений Вильгельма Рошера

В. Рошер также придерживался этого тезиса, полагая, что однотипные хозяйственные системы у разных народов никоим образом не могут существовать. Экономику следует рассматривать как часть национальной культуры - как хозяйственную культуру.

Но В. Рошер в то же время был единственным представителем «старой исторической школы», уделявшим хотя бы небольшое внимание собственно экономической теории. Он внес вклад в «теорию ценности и распределения дохода». В. Рошер взял за основу теорию факторов производства в редакции Ж. Б. Сэ и соединил его с концепцией прибыли Н. Сениора, малоизвестного представителя классической политической экономии. Согласно концепции Н. Сениора, источником прибыли является якобы воздержание капиталиста от текущего потребления.

Соединив эти концепции, В. Рошер остался верен историзму «немцев». Он высказал идею, согласно которой в процессе хозяйственного развития меняется значимость (и, соответственно, доля в национальном продукте) отдельных факторов производства. На начальных этапах развития главную роль играет земля (природа), затем труд и, наконец, капитал. Таким образом, величина доли доходов владельцев капитала в национальном доходе отражает степень развитости национального хозяйства.

Историческая школа

Историческая школа

1. Ф. Лист и его учение о «национальном хозяйстве».

2. Методология исторической школы.

3. «Старая» историческая школа в Германии. В. Рошер, К. Книс, Б. Гильдебранд.

4. «Молодая» («Новая») историческая школа. Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер.

5. Последователи новой исторической школы. В. Зомбарт. М. Вебер.

Определили, что на почве классических идей выросли две различных (точнее взаимоисключающих) экономических доктрины либерализм и социализм. Такой раскол в XIX веке оказался неизбежным в силу обострения экономических и социальных противоречий рыночной системы. Либерализм и социализм по-разному трактовали природу и последствия этих противоречий и по-разному решали вопрос о перспективах общественного развития. Либералы отстаивали преимущества рыночной системы и давали разные рекомендации по ее «улучшению». Социалисты, подобно либералам, также были настроены на общественный прогресс, но связывали будущее с экономической системой, основанной на общественной собственности на средства производства.

Имел место и своеобразный «третий путь» - консервативная экономическая доктрина, ориентировавшаяся на традиции прошлого. В политической экономии она нашла отражение в учении германской исторической школы.

Развитие политической экономии в Германии отличалось рядом особенностей. Это обусловлено историческими условиями развития Германии. Прежде всего, рыночная экономика развивалась медленно из-за раздробленности Германии. Другая причина – это так называемый «прусский путь» развития капитализма, предполагавший медленный переход от феодализма к капитализму путем реформ, идущих сверху с длительным сохранением феодальных пережитков.

Ф. Лист и его учение о «национальном хозяйстве». Предшественником исторической школы в Германии, отмежевавшимся от постулатов классической школы и заложившим методологические и теоретические основы исторической школы является Ф. Лист (1789-1846).

Основная работа: «Национальная система политической экономии» (1841)

Главной идеей этого произведения является то, что путь к процветанию Германии лежит через национальное объединение и рост промышленности. Ф.Лист осознавал, что на пути реализации этих целей стоит промышленное, торговое и морское господство Англии. Поэтому Ф.Лист настаивал на создании общегерманской протекционистской системы. Таким образом, формулируя свою программу экономического развития Германии, он попытался дать ей теоретическое обоснование. Эта попытка привела Ф.Листа к резкой оппозиции к классической школе политической экономии. Прежде всего, Ф.Лист расходился с классиками в вопросе о предмете политической экономии. Как известно, классики изучали универсальные эко­номические законы, действующих независимо от воли и сознания людей. Отсюда вытекала и уверенность классиков в универсальности моделей экономического поведения и нежелательности государственного вмешательства в экономику. Ф.Лист отрицал общее в политэкономии считая, что теория классической школы космополитична и абстрактна. Он утверждал, что экономика отдельных стран развивается по собственным законам и поэтому для каждой страны характерна своя «национальная политическая экономия», задача которой заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития произво­дных сил нации. И именно нация, объединяющая, по его словам, всех членов патриотической связью, выступает в качестве самостоятельного экономического субъекта. Поэтому, по Ф.Листу, политическая экономия – это «учение о национальной экономии». Такое определение пред­мета политической экономии, по сути, совпадает с меркантилистским, которые также рассматривали политическую экономию как науку о процветании на­ционального хозяйства.

Но не только в этом проявляется сходство взглядов Ф. Листа и меркантилистов. Лист так же, как и они, обосновывал необходимость проведения политики протекционизма и подчеркивал определяющую роль государства в развитии экономики. Однако система аргументов Листа совершенно отлична от меркантилистской. Хозяйственным идеалом Ф.Лист считал нацию, развивающую все отрасли экономики. Германия, являвшаяся во времена Листа аграрной страной могла добиться такой совершенной комбинации производительных сил, гарантирующих экономическую самостоятельность и политическую независимость нации, только с помощью покровительсвтенных таможенных пошлин. Критикуя принцип неограниченнойсвободы в международной тор­говле, Лист настаивал на необходимости развития таких отраслей, ко­торые в данный момент не выдержали бы конкуренции с заграницей. Это Лист называл «промышленным воспитанием нации». Потерю ценностей вследствие проведения такой политики Лист пред­лагал рассматривать как плату за такое промышленное воспитание нации. Принцип промышленною воспитания нации неразрывно связан у Листа со взглядом на богатство нации. Оно выражается у него не в накоплении драгоценных металлов, как у меркантилистов, и не в возрастании производимых материальных благ как у Смита, а в полном и всестороннем развитии национальных производительных сил. В этом суть промышленного воспитания, которое важнее, чем обеспеченность нации потребительскими товарами, и потому, по мнению Листа, можно пожертвовать благосостоянием отдельного поколения ради быстрейшего развития производительных сил страны. Полемизируя с классиками, Лист писал: «Способность создавать богатство – бесконечно важнее самого богатства» (Ф.Лист «Национальная система политической экономии», 1891 – С.184.).

Действительно, протекционистская система ограждает национальный рынок от конкуренции более развитых государств, и страна получает возможность развить свою собственную индустрию и другие производительные силы, а вместе с ними и способность с течением времени производить промышленные товары дешевле той цены, по которой они могут ввозиться из-за границы.

Вместе с тем, Ф.Лист не абсолютизировал протекционистскую систему, а отводил ей строго определенные исторические рамки. В своем учении о стадиях экономического развития наций Ф.Лист выделил следующие пять ступеней, которые проходят в своем развитии все нации: дикость, пастушеский период, земледельческий, земледельческо-мануфактурный, земледельческо-мануфакутрно-торговый. (86;51, 209). Страны, находящиеся на первых двух ступенях развития еще не располагают условиями для развития промышленности и могут получать промышленную продукцию для собственного потребления только из-за границы. На этих стадиях Лист считал протекционизм нецелесообразным. На третьей и четвертой стадиях нации делают лишь первые шаги в своем промышленном развитии и быстрое промышленное развитие невозможно без поддержки государства, защищающего таможенными пошлинами национальную промышленность от конкуренции более зрелых индустриальных держав. По Листу в XIX веке на этой стадии находились США и Германия. Последняя пятая ступень, которую Лист считал хозяйственным идеалом, характеризуется наличием развитой отраслевой структуры. Страны, находящиеся на этой стадии своего экономического развития, имеют передовую промышленность и им не страшна конкуренция иностранных товаров. Поэтому на этой стадии также целесообразна свобода торговли.

Методологические и теоретические установки, разработанные Ф.Листом, получили свое развитие в идеях представителей германской исторической школы.

Методология исторической школы.

Немецкая историческая школа прошла в своем развитии несколько этапов, с известной долей условности можно выделить «старую» и «молодую» историческую школу.

Несмотря на различные исторические условия возникновения, на разнообразие исследуемых проблем, всех представителей исторической школы объединяет следование определенным методологическим принципам, важнейшими из которых являются:

- историзм , понимаемый как признание специфики хозяйственной жизни на разных исторических этапах у разных народов. Представители исторической школы отвергают идею «естественного порядка», идею универсальности экономических законов, а также отрицают повторяемость экономических явлений в истории разных народов. В этом они воспроизводят точку зрения Ф.Листа на политическую экономию как науку о национальном хозяйстве, развитие которого определяется только особенностями характера народа и его учреждений.

- эволюционизм , который может рассматриваться как следствие применяемого исторического метода. Представители исторической школы, исходя из идеи исторического развития, изменчивости общества, делали упор на эволюционный, стадийный характер развития общества.

- эмпиризм , т.е. подход, согласно которому народное хозяйство следует изучать путем исследования фактов, вооружившись статисти­ческими инструментами. Классическая школа критиковалась за излишнюю абстрактность исследований.

- холизм (антииндивидуализм). В отличие от классической поли­тической экономии, исходным субъектом экономических отношений признается не индивид, а народ (нация) с присущими ему нравами, вку­сами, образом жизни;

- междисциплинарный подход . Представители немецкой исторической школы упрекали классиков в ограниченности исследований лишь областью экономических явлений, игнорировании других сфер общественной жизни, таких как мораль, право и связанных с ними альтруистических и других побуждений в хозяйственной деятельности людей. Они определили полити­ческую экономию не как «естественное учение человеческого эгоиз­ма», а как науку нравственную.

«Старая» историческая школа в Германии. Идеологами «старой» исторической школы, которая сформировалась в 40-х гг. XIX в., являются В. Рошер (1817-1894), К. Книс (1821-1898), Б.Гильдебранд (1812-1878).

Основные работы:

В. Рошер «Очерк политической экономии с точки зрения исторического метода»(1843), «Начала народного хозяйства» в 4-х тт. (1854-1886).

К. Книс «Политическая экономия, рассматриваемая с исторической точки зрения»(1853)

Б. Гильдебранд «Политическая экономия настоящего и будущего» (1848)

Представители «старой» исторической школы вслед за Листом отвер­гали идею о неизменных, «естественных» законах хозяйства и, по сути, вели к замене экономической теории экономической историей, кото­рая занималась бы собиранием и описанием экономических фактов. Политическая экономия, по мнению Рошера, должна изучать, что думали народы по экономическим вопросам, чего они желали и чего добивались в хозяйственной сфере. Причем необходимо наблюдать не только современные, но и прошлые экономические отношения. Особую пользу может приносить изучение хозяйственной теории и практики древних народов, чья история представляет собой завершенный вид. Гильдебранд считал, что основным методом экономической науки должен быть сравнительный анализ истории хозяйственного развития различных народов.

Представители старой исторической школы выступали против самого понятия «экономический закон». К.Книс настаивал на том, что в процессе эволюции различных народов не может идти речи об экономических законах, здесь имеют место только устойчивые исторические аналогии. К.Книс также обращал внимание на то, что ни одна форма хозяйственной организации общества не является абсолютно совершенной и поэтому подвергается периодической смене по мере общественного и хозяйственного развития.

Политическую экономию они трактовали как науку о социальном хозяйстве. С точки зрения В.Рошера, для ее изучения надо знать семь сторон общественной жизни - язык, религию, искусство, национальность, право, государство и хозяйство. Что касается мотивов действия экономического субъекта, то в его основе, по мнению Рошера, лежит не только эгоизм, но и стремление к справедливости, его ориентация на нравы и обычаи.

«Молодая» («Новая») историческая школа.

Г. Шмоллер(1838-1917) «Основы общего учения о народном хозяйстве»(1897)

Л. Брентано(1844-1931) «Рабочие гильдии современности» (1871-72), «О причинах современной социальной нужды»(1889), «Опыт теории потребностей»(1908)

К. Бюхер «Женский вопрос в средние века»(1882), «Население Франкфурта –на-Майне в XIV - XV c т.»(1886) «Возникновение народного хозяйства»(1893), «Хозяйство первобытных народов»(1897).

Представители «молодой» исторической школы, которая сформи­ровалась в Германии в 70-80-х гг. XIX в., продолжили традиции «старой» исторической школы, унаследовав их критику классической политэкономии и их основные методологические подходы - отрицание роли научных абстракций, акцент на исторические факты развития наций, учет факторов права, морали, внимание к обычаям и нравам народов, как определяющим их хозяйственное поведение и т.д. Они также унаследовали и даже укрепили характерное для ранних представителей исторической школы почтительное отношение к государству. Следует отметить, что повышенная значимость государства характерна для не­мецкой нации, ее менталитета. Не в последнюю очередь это было связано с отсутствием централизованного государства в Германии вплоть до последней трети XIX в., что обо­рачивалось слабой защищенностью жизни и имущества людей. Представители же «молодой» исторической школы стали рассматривать государство не только как гаранта поддержания порядка, но и условия достижения тех целей, которые не могут быть реализованы усилиями отдельных людей. К неотъемлемым функциям государства они отнесли заботу об умственном и эстетическом воспитании нации и ее здоровье; покровительство старикам и другим слабым членам общества; помощь рабочим, получившим увечья, и т.д.

Вместе с тем «молодая» историческая школа имела и ряд особенных черт, которые были продиктованы особенностями того исторического периода. 70-80 гг. XIX века в Европе характеризовались возникновением и быстрым развитием монополий и профсоюзов, усилением размаха революционного движения, быстрым распространением идей социалистов-утопистов и марксизма. Поэтому идейно представители «молодой» исторической школы противостояли именно марксистскому учению, хотя довольно широко апеллировали к идее социализма, применяли социалистическую терминологию. В ее рамках сложились теории «прусского социализма», «государственного социализма», «социальной реформы».

Представители «молодой» исторической школы стали основоположниками идеи о мирном переходе от капитализма к социализму с помощью экономических реформ, осуществляемых государством. Эта идея получила название «катедер-социализма» (кафедральный социализм) и была направлена на предотвращение роста революционного движения посредством осуществления мирных реформ. Другими словами, она призвана была решить «рабочий вопрос». Г.Шмоллер и Л.Брентано возглавили два крыла «катедер-социализма». Правое крыло (Г.Шмоллер) считало прусское государство решающей силой развития общества. Именно в сильном национальном государстве, в «просвещенном монархизме» Г.Шмоллер видел залог единства немецкой нации, силу, способную разрешать все возникающие в обществе противоречия, включая имущественное неравенство, «живые куски социализма». Среди государственных реформ, призванных устранить слишком большое неравенство Г.Шмоллер называл введение обязательного начального образования, государственное регулирование труда детей, подростков и женщин, установление пенсий по старости и нетрудоспособности, страхование рабочих от болезней и несчастных случаев, организация потребительской и жилищной кооперации и т.д. Однако Г.Шмоллер был против закона о 8-ми часовом рабочем дне и против профсоюзного движения.

Либеральное крыло «катедер-социализма», возглавлявшееся Л.Брентано, главным фактором классового мира считало не «просвещенный монархизм», а «организованный капитализм». Его составляющими являются профсоюзы и союзы предпринимателей. Л.Брентано считал, что когда в сфере купли-продажи труда вместо разобщенных работников выступают организованные профсоюзы, то это резко меняет ситуацию, растет заработная плата, и, как следствие, повышаются производительность труда и платежеспособность населения. С другой стороны, союзы предпринимателей (монополии), ставящие своей целью планомерное приспособление производства к потребностям, снимают проблему перепроизводства товаров. Л.Брентано считал картели естественным дополнением к рабочим союзам, поскольку между союзами легче установить гармоничные отношения.

Таким образом, не внеся ничего нового в «чистую» экономическую теорию, пред­ставители исторической школы много сделали в области конкретных экономических дисциплин, исследовании отдельных сторон экономи­ческой жизни на базе широкого использования исторического и ста­тистического материала. С полным основанием можно также сказать, что ра­боты представителей «молодой» исторической школы положили нача­ло такому научному направлению, как экономическая социология.

Последователи новой исторической школы. Немецкая историческая школа имела своих видных последователей и в ХХ веке. Это такие самобытные авторы как В.Зомбарт(1863-1941) и М.Вебер(1864-1920).

Основные работы:

В.Зомбарт XIX веке» (1897), «Современный капитализм» (1901), «Торговцы и герои» (1915), «Немецкий социализм» (1934).

М.Вебер «Протестантская этика и дух капитализма »

В.Зомбарт в идейном отношении прошел серьезную эволюцию. В конце XIX века он был представителем левой профессуры, близко стоящим к социал-демократии («Социализм и социальные движения в XIX веке») , в 20-е гг. ХХ века его взгляды стали более правыми («Торговцы и герои» ), а в 30-е – он стал одним из идеологов фашизма («Немецкий социализм») .

Как уже отмечалось, для представителей исторической школы ха­рактерна установка - «человек принадлежит миру культуры». Не слу­чайно у В. Зомбартазадачей экономического анализа является отыска­ние духа хозяйственной эпохи, под которым понимается совокупность устойчивых психических черт, присущих хозяйствующему субъекту в данном обществе и на определенной стадии его развития. «Хозяйственный дух – это совокупность душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование» (цит. по 1; 118). Он утверждал, что капиталисти­ческий хозяйственный уклад возник из недр западноевропейской души - из духа беспокойства и предпринимательства, соединенного с жаждой наживы. По мнению Зомбарта, человек эпохи капитализма несет в себе дух предпринимательства и дух мещанства. «Предпринимательский дух - это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности и многого другого. Мещанский дух состоит из склонности к счету и осмотрительности, из благоразумия и хозяйственности».(цит.по 1; 118).

Представители предпринимательского духа должны обладать, по Зомбарту, качествами завоевателя (воля и энергия), организатора (способность координировать действия людей) и торговца (способность возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).

Представители же мещанского духа, согласно представлениям Зом­барта, должны обладать хозяйст­венностью, связанной с рациональным ведением дел, разумной эконо­мией и бережливостью, и деловой моралью, обязательными составля­ющими которой является благонадежность, верность договору и стро­гое ведение отчетности.

Предпринимательский и мещанский дух, соединяясь, образуют капита­листический дух.

Зомбарт подчеркивал, что капиталис­тический хозяйственный дух – явление историческое. Этого духа был лишен человек предше­ствующей эпохи, которому было свойственно качественно иное отно­шение к миру. Этот человек ничего не исчисляет, воспринимает мир как целое и в своих хозяйственных делах следует, прежде всего, опыту и традиции. Зомбарт также обращал внимание на то, что капитализм специфичен и для разных стран. В каждой стране реализуется собственная модель капи­тализма.

Все эти идеи, основанные на признании необходимости исторического подхода к изучению явлений и привлечения к объяснению экономики явлений психологии, права и этики изначально характеризуют Зомбарта как одного типичных представителей исторической школы, однако его идейная эволюция привела его на позиции фашизма.

В работе «Немецкий социализм», Зомбарт, он предложил проект нового более совершенного общества. По существу, это был прообраз фашистского тоталитарного государства. Основополагающими принципами человеческого поведения в новом обществе он назвал тоталитаризм, энергичность, героизм и национализм, а целью человеческого существования - величие Германии. Зомбарт мыслил это новое общество как строго иерархическое, в котором каждому человеку отводится строго определенное место в соответствии с положением и титулом. Таким образом, как он считал, будет утверждаться воля общества как единого целого. Верховное положение в этой иерархии должно занять государство во главе с его военным руководителем – вождем. Развитие общества должно строго планироваться, экономика должна подчиняться только политическим и военным потребностям (из производственной деятельности следует устранить принцип обеспечения прибыли, тогда производство приобретет стабильный характер и решится проблема реализации). Все это, по мнению Зомбарта, поможет раскрыться «подлинному германскому духу – единственной эффективной альтернативе еврейскому капиталистическому духу» (цит. по 152;36). Право немецкой нации на завоевание новых территорий и подчинение себе других народов Зомбарт обосновывал следующим образом: «подобно тому, как немецкая птица орел летит выше всякой твари земной, так и немец должен чувствовать себя превыше всех народов, окружающих его и взирать на них с безграничной высоты». (цит. по 9; 157).

М.Вебер, другой представитель «юной» исторической школы, отличался более либеральными взглядами по сравнению со Шмоллером и Зомбартом. В отличие от представителей исторической школы, которые утверждали, что первостепенная роль принадлежит не индивидууму, а обществу, и общество обладает верховной властью над личностью, М.Вебер трактует общество как обусловленную социальными закономерностями совокупность автономных индивидуумов. Так в отличие от Шмоллера, Вебер отвергал монархию и, признавая важность исторических фактов, не отказывался от обобщений и научных абстракций.

Вебер стремился разработать стройную теоретическую концепцию, которая бы позволяла осмысливать фактический материал и раскрывать закономерности в развитии общества и проводить количественный анализ. Таким образом, Вебер пришел к формулированию понятия «идеальный тип» - одного из наиболее популярных орудий исследования в современной общественной науке. С помощью «идеального типа» ученый создает абстракцию, удобную для анализа и в то же время позволяющую вскрыть существенные черты изучаемой им ситуации или явления. Концепция «идеальных типов» используется для сопоставления идеальной конструкции с реальностью. Сравнивая «идеальную модель» с действительным процессом экономического развития, Вебер отслеживал степень отклонения реальной системы отношений от идеала. Таким образом, был разработан метод исследования исторического развития народов, сопоставления национальной практики и общетеоретической модели.

Как и всем представителям исторической школы, Веберу присущ междисциплинарный подход. Как социолог, историк, политолог, многогранный специалист в области общественных отношений, он внес существенный вклад во многие отрасли знаний об обществе. Экономические процессы он рассматривал с учетом социальных факторов. Особый интерес представляют его исследования о влиянии религиозных норм, этики поведения на формирование рыночных отношений.

Капитализм, по Веберу, это не просто стремление к наживе, а раци­ональное обуздание жажды наживы, это профессиональный труд для получения прибыли на основе мирного обмена, это хозяйственный расчет при сопоставлении затрат и результатов. Дух капитализма предполагает строй мышления и поведения, для которого характерно рацио­нальное и систематическое стремление к получению законной прибы­ли в рамках своей профессии. Но почему данный строй оказался возможным? Почему возник такой тип человека, и почему происходят изменения в человеческом характере? Вебер считал, что капитализм обязан своим существовани­ем протестантской этике, для которой высшие качества - трудолюбие, скромность, честность, благотворительность и которые вытекают из религиозных учений Лютера и Кальвина, учений эпохи Реформации.

Согласно учению Лютера, человек исполняет свой долг перед Богом в мирской жизни, профессиональное призвание - веление Господа. Таким образом, мирская деятельность рассматривается как исполнение религиозного долга, в отличие от раннего христианства, которое первоначально выступало как религия, враждебная экономи­ческой жизни.

В основе религиозного учения Кальвина - догмат об избранности к спасению. Согласно этому учению, на человеке, пришедшем в дан­ный мир, уже лежит клеймо избранности или проклятья, и человек своими делами ничего не в силах изменить. Но он может увидеть божественный знак: экономический успех - знак милости Божьей, а неуспех - знак отверженности. Соответственно, увеличение и накопление богатства – признается делом богоугодным. Ни человек, ни капи­тал не должны пребывать в праздности, они должны работать, приум­ножая богатство. В свою очередь, богатство становится свидетельством избранности человека.

Таким образом, религия способствовала формированию особой хозяйственной этики, где во главу угла ставились не жажда наживы, а добропорядочность, кредитоспособность и умеренность; не авантюризм, а стабильное развитие и рост.

Вклад М. Вебера состоял в том, что он исследовал взаимосвязь между религиозными идеями и экономической организацией общест­ва, подтверждая тезис исторической школы о том, что функциониро­вание идей - существенная основа экономического роста. Однако в современном капитализме мы не улавливаем данной связи. Вебер от­вечает на это следующим образом. Когда капитализм стал господству­ющим строем, сама система выбирает тех, кто удовлетворяет условиям ее существования. Она производит отбор тех, кто умеет приспособить­ся и выжить на основе таких экономических переменных, как прибыль, цены, заработная плата. Неудивительно поэтому, что жажда наживы вытеснила понятие о профессиональном долге, а экономическая дея­тельность вместо тонкой оболочки религиозной жизни стала, по выра­жению Вебера, панцирем, через который ничто духовное не может пробиться. (1; 121)

Как видим, у представителей исторической школы религия, куль­турные и этические нормы выступают не как внешние рамки экономи­ческой деятельности, а как существенные элементы, определяющие экономическое поведение человека.

Представители исторической школы считали, что не существует общих экономических законов, применимых ко всем странам. Экономика каждой страны имеет собственную специфику, обусловленную всей историей ее развития, национально-культурным наследием, особенностями менталитета населения и географическим положением. Поэтому экономическая наука должна исследовать экономическую историю разных народов и учитывать особенности страны при формировании экономической политики.

Адам Мюллер (1779–1829) – немецкий экономист и публицист, представитель романтической школы, предшественник исторического направления в экономической науке в своей работе «Основы искусства управления государством» (1807) критикует основные идеи А. Смита. По мнению А. Мюллера, классическая политическая экономия полностью игнорирует нравственные вопросы, а внимание английских экономистов к частным интересам и личной выгоде не учитывает национальную солидарность и моральные аспекты.

А. Мюллер считал, что в определении национального богатства необходимо принимать во внимание не только материальные, но и духовные ценности народа, его интеллектуальный и нравственный капитал. Каждой нации свойственна преемственность развития от прошлого к настоящему и будущему. Нации, накопившие с прошлых веков богатый нравственный капитал, например Англия, могут в настоящее время сосредоточиться на материальных вопросах. Для политически раздробленной на мелкие полусуверенные государства Германии необходимо развивать весь комплекс национальных сил, включая интеллектуальный и нравственный капитал.

Вильгельм Рошер (1817–1878) в 1843 г. опубликовал свою работу «Очерк политической экономии с точки зрения исторического метода», в которой определил особенности исторического подхода. По его мнению, для оценки современных экономических явлений необходимо изучить историю развития нации. В. Рошер считал важным проводить исторические сравнения и исследовать экономическое развитие древних народов, история которых уже закончена, чтобы извлекать уроки из прошлого опыта. Следует также выявить причины различных экономических явлений и проследить, как разные прошлые экономические решения влияли на ситуацию в стране. Изучая экономические цели, которые в прошлом ставили народы, их пути достижения целей, успехи и поражения, можно сформировать экономические выводы для современной ситуации. Как отмечал В. Рошер, лишь немногие экономические учреждения полезны или вредны для всех народов одинаково.

На основе теории трех факторов производства В. Рошер выделял три исторических периода: древнейший , когда главным фактором производства является земля; средневековый , при котором основным фактором служит труд; новый , при котором главную роль играет капитал.

Немецкий экономист Фридрих Лист (1798–1846) развивал идеи исторической школы. В работе «Национальная система политической экономии» (1841) он писал, что необходимо учитывать национальные особенности и наука не имеет права не признавать природу национальных отношений. Ф. Лист выдвинул принцип промышленного воспитания нации в противовес идее А. Смита о свободной торговле между странами. Богатство нации заключается во всестороннем развитии производительных сил, к которым Ф. Лист относит и «умственный капитал» (открытия в науке, произведения искусства), и христианство, и полицию. По его мнению, нормальная нация проходит в своем развитии пять стадий:

1) дикость, при которой основными видами деятельности являются собирательство, охота и рыболовство;

2) пастушество;

3) земледелие – на этой стадии находятся Испания, Италия и Португалия;

4) земледельческо-мануфактурная, когда преобладают ремесленные производства и сельское хозяйство – Германия и США приблизились к этой стадии;

5) торгово-мануфактурно-земледельческая – высшая стадия, на которой все три сектора экономики (сельское хозяйство, промышленность и торговля) развиваются равномерно.

Для каждой стадии подходит своя экономическая политика. Те экономические меры, которые эффективны для одной страны, не соответствуют особенностям и этапу развития других стран. Англия, по оценке Ф. Листа, уже находится на пятой стадии и поэтому может проповедовать выгодный ей лозунг свободной торговли. Страны, находящиеся на более низких стадиях развития, должны использовать протекционизм, чтобы не усугублять экономическую отсталость. Идея Ф. Листа о «воспитательном» протекционизме предполагает введение мер таможенной защиты молодых отраслей национальной промышленности на период, пока они не станут конкурентоспособными. Потребители должны согласиться на жертву в виде повышения цен на импортные товары ради промышленного воспитания нации.

Для увеличения производительных сил страны, согласно Ф. Листу, отдельные люди и целые поколения могут жертвовать своими интересами, поскольку развитие нации более важно.

По мнению Ф. Листа, для экономически отсталой страны следует использовать не современный опыт передовых государств, а историю их развития, когда состояние их экономики было ближе к ситуации в данной стране.

Идеи Ф. Листа и других представителей исторической школы использовались для обоснования геополитики.

Второе поколение представителей исторической школы связано с именами Л. Брентано и Г. Шмоллера.

Луйо Брентано (1848–1931) исследовал преимущественно вопросы истории рабочего движения. Он рассматривал происхождение и развитие профсоюзного движения, его роль в улучшении условий труда и социальной защите рабочих.

Густав фон Шмоллер (1838–1917) – немецкий экономист, историк и государственный деятель, уделял большое внимание моральным аспектам хозяйственной деятельности и социальным проблемам. Он считал, что политическая экономия должна стать историко-этической наукой, описывающей этические и культурные факторы развития народного хозяйства и формирующей нравственные нормы хозяйственной деятельности. Хозяйственную систему объединяют не государственность, деньги или товары, а общность языка, истории, обычаев, идей. В экономике ученый выделил три сферы:

1) частное хозяйство, опирающееся на личный интерес;

2) государственное хозяйство, базирующееся на принуждении;

3) харитативное хозяйство, основанное на нравственных нормах и благотворительности.

7.2. Новая историческая школа в Германии

Представителями нового этапа в развитии исторической школы были М. Вебер и В. Зомбарт. Их исследования посвящены этическим и психологическим аспектам формирования «духа капитализма» и стали основой формирования экономической социологии.

Немецкий философ, историк, социолог и экономист Макс Вебер (1864–1920) рассматривал влияние идеологических факторов на экономическое развитие. Наиболее известным его произведением является «Протестантская этика и дух капитализма» (1904). Исследуя влияние религиозной морали на развитие хозяйственной системы общества, ученый пришел к выводу, что именно протестантская религия способствовала успешному развитию капитализма. Восточные религии видели путь спасения души в поисках духовного просветления с помощью медитации. Католицизм рассматривал аскетизм и самоограничение как путь к спасению души. В протестантской религии сложилось представление о предопределенности, избранности к спасению души, поэтому профессиональные и материальные успехи трактовались как свидетельство расположения Бога. Предприимчивость, трудолюбие, верность договору и бережливость считались в реформаторской религии основными добродетелями, что способствовало развитию предпринимательства.

Вернер Зомбарт (1863–1941) – немецкий экономист, социолог и историк, был учеником Г. Шмоллера. Ведущую роль в развитии общества он приписывал изменениям в психике людей. Стоимость он называл мысленным, логическим фактом.

Основным признаком различных хозяйственных систем В. Зомбарт считал господствующий в них «хозяйственный дух». Капиталистический дух отличается двумя стимулами: стремлением к власти и стремлением к наживе, которые взаимосвязаны. Предприниматель стремится к власти, чтобы приобретать, и приобретает, чтобы добиться власти.

В работе «Современный капитализм» В. Зомбарт исследовал развитие истории хозяйственной жизни от раннего Средневековья до XIX в. В зависимости от различных типов хозяйственного мышления он выделил три этапа хозяйственного развития общества: индивидуалистическое, переходное и социальное. В книге «Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека» (1913) В. Зомбарт рассмотрел главные функции предпринимателей и назвал шесть основных типов капиталистических предпринимателей:

1) разбойники, к которым относятся также участники военных завоевательных походов и все, кто захватывает деньги силой;

2) феодалы;

3) государственные деятели;

4) спекулянты, т. е. банкиры, ростовщики, биржевые игроки и учредители акционерных обществ;

6) ремесленники.

По его мнению, на ранних этапах развития капиталистических отношений среди предпринимателей преобладали агрессивные авантюристы, на смену которым впоследствии пришли люди рациональные, прагматичные и способные к компромиссам.

В. Зомбарт ввел в научный оборот понятие «экономическая конъюнктура», называя этим термином общее положение рыночных отношений в определенный момент времени. Он критиковал теорию К. Маркса о неизбежном крахе капитализма в результате усиления кризисов и считал, что экономика капитализма характеризуется не углубляющимися кризисами, а необходимыми для экономического развития периодическими колебаниями конъюнктуры, причем существует тенденция их постепенного сглаживания.

Критика В. Зомбарта (вплоть до обвинений в фашизме) была связана с тем, что некоторые его работы носили откровенно националистский характер: «Евреи и хозяйственная жизнь» (1911), «Герои и торговцы» (1915), «Немецкий социализм» (1934).

Благодаря представителям исторической школы в экономической науке сформировались и выделились как отдельные дисциплины история экономики и экономическая география.