Теория факторов производства сэя. Экономические взгляды Ж

В первой трети XIX в. во Франции, абсолютизировавший идеи своего кумира об экономическом либерализме, стихийном рыночном механизме хозяйствования.

Он родился 5 января 1767 г. в Лионе в семье купца. Получив образование, достаточное по тем временам, чтобы продолжить семейные предпринимательские традиции, Ж.Б. Сэй решил заняться самообразованием, особенно изучением политической экономии. Для познания последней, как выяснилось впоследствии, решающее значение он придан «Богатству народов» А. Смита, идеи которого, на его взгляд, заслуживали популяризации как на благо Франции, так и всего человечества.

Жизненный путь Ж. Б. Сэя как ученого-экономиста, а не предпринимателя сложился в известной степени под влиянием политических событий, произошедших во Франции в конце XVIIIначале XIX в. и отчасти под впечатлением от поездки в 1789 г. в Англию. где в отличие от его страны в хозяйстве и политической экономии на первый план выходили уже индустриальные, а не аграрные проблемы.

Итак, по возвращении из Англии в том же 1789 г. Ж.Б. Сэй вступил в одно из страховых обществ, став секретарем администратора Клавьера — будущего министра финансов (1792), изучавшего (судя по тому, что он обнаружил у него экземпляр книги А. Смита) знаменитое «Богатство народов». Спустя три года в 1792 г. Ж.Б. Сэй, примкнув к якобинцам, пошел волонтером в революционную армию. Затем в 1794 г. покинул ее, чтобы попробовать себя в качестве редактора парижского журнала и быть на острие социально-политической жизни своей страны, пробыв в этом качестве до 1799 г. Независимость и неординарность позиций молодого Ж.Б. Сэя, критическая оценка экономической деятельности правительства содействовали и его чиновничьей карьере на посту члена Трибуната в комитете финансов, на который он был назначен в 1799 г. Поэтому несомненно, что практический опыт в высшей сфере государственной экономической службы и глубокие познания теоретических разработок в области экономической мысли в сочетании с убежденным восприятием смитовской концепции экономического либерализма помогли Ж.Б. Сэю в написании собственных работ об основах теории развития общественного хозяйства.

Одна из первых теоретических заслуг Ж.Б. Сэя на этом поприще имеет преимущественно национальное значение. Как известно, во Франции в середине XVIII в. возникли и получили широкую популярность физиократические экономические теории, которые продолжали доминировать в экономической мысли страны , несмотря на появление в 1802 г. французского перевода «Богатства народов» А. Смита. Преодолеть сложившиеся стереотипы физиократизма соотечественников смог именно Ж. Б. Сэй благодаря одной из своих ранних, но значимых работ под названием «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803).

Это была книга, лишь на первый взгляд повторявшая и интерпретировавшая идеи А. Смита. После ее издания Ж.Б. Сэй, как и его английские коллеги, продолжал работать над совершенствованием своего труда, неоднократно дополняя и переделывая для обновленных изданий, которые при его жизни имели место пять раз и превратили это сочинение в лучшее из всех остальных.

Перемены, произошедшие во Франции с падением режима Наполеона, реабилитировали имя Ж. Б. Сэя как ученого-экономиста и общественного деятеля. Он с воодушевлением продолжил работу над своими сочинениями по политической экономии, стал выступать с многочисленными лекциями, демонстрируя прекрасное искусство систематизировать и популяризировать основные положения экономической теории. Уже в 1816 г. в Атене Ж.Б. Сэй открыл курс лекций по политической экономии, а в 1817 г. выпустил в свет свой «Катехизис политической экономии». С 1819 г. в Консерватории искусств и ремесел он приступил к чтению лекций по специально введенному для него правительством Реставрации «Курсу и ндустри ал ьной эконом и и ».

В последние годы жизни с 1830 г. Ж.Б. Сэй возглавил специально созданную для него кафедру политической экономии в Коллеж де Франс, став основателем собственной школы экономической мысли, которую впоследствии представляли Фредерик Бастиа, Мишель Шевалье, Шарль Дюнуайе и др. За несколько лет до своей смерти Ж.Б. Сэй издал итоговую в своей жизни работу «Полный курс практической политической экономии» (1828-1829). В ней он попытался отразить прежде всего практическую значимость экономической теории, базирующейся на принципах экономического либерализма, невмешательства в экономику извне.

Оценивая творческое наследие Ж.Б. Сэя, следует отметить, что, по словам К. Маркса, он якобы не более чем вульгаризировал сми- товское учение и политическую экономию. Но если утопический социализм, а затем и марксизм «извлекли» из учения А. Смита прежде всего положение об эксплуатации рабочего класса капиталистами и землевладельцами (посредством вычета в свою пользу из полного продукта труда и его стоимости), то «школа Сэя» во Франции, также строившая свое «мышление» на трудах А. Смита, одним из главных извлечений сделала положение о взаимосвязи и взаимообусловленности труда, капитала и земли как основных факторов общественного производства и создания стоимости общественного продукта.

С уважением и симпатией к Ж.Б. Сэю относился и его современник Д. Рикардо, который продолжал с ним интенсивно переписываться вплоть до своей смерти. В своих «Началах политической экономии» Д. Рикардо подчеркивал, что политическую экономию как науку обогатили в числе английских исследователей Дж.С. Милль и А. Смит, а французских — А. Тюрго, С. Сисмонди и Ж.Б. Сэй. При этом Д. Рикардо, тем не менее, смело и открыто высказывал критические замечания в адрес не только здравствовавших своих коллег Т. Мальтуса, Ж.Б. Сэя и других, но и своего кумира А. Смита.

Принципы методологии Ж.Б. Сэя

Необходимо отметить, что Ж.Б. Сэй, как другие классики, конструировал политическую экономию по образцу точных наук, таких, например, как физика. В методологическом плане это означает признание законов, категорий и теорий, имеющих универсальное и первостепенное значение. Но нельзя не сказать также о том, что, по Сэю, назначение политической экономии всего лишь теоретическое и описательное 30 .

Ж.Б. Сэй снискал себе несомненный авторитет смитианца, безоговорочно приняв принципы свободы рынков, ценообразования, внутренней и внешней торговли (фритредерство), неограниченной свободной конкуренции предпринимателей и недопустимости никаких проявлений протекционизма и возведя эти принципы в ранг абсолюта. В случае их принятия он предвещал человечеству объективную невозможность ни перепроизводства, ни недопотребления общественного продукта, т.е. экономических кризисов. Положение Ж.Б. Сэя о реализации общественного продукта позже получило название «закона рынков», или просто «закона Сэя», и разделяли этот «закон» не только столпы классической политической экономии Д. Рикардо, Т. Мальтус и др., но и экономисты многих других школ экономической мысли вплоть до начала XX в. Как образно выразился в данной связи Дж.К. Гэлбрейт, принятие или непринятие человеком «закона Сэя» было до 30-х гг. XX в. основным признаком, по которому экономисты отличались от дураков.

Труды Ж.Б. Сэя достаточно легко воспринимались прогрессивной общественностью Франции, Англии, США и ряда других стран потому, что, как заметил один из предшественников маржинализ- ма О. Курно, стиль изложения в сочинениях по политической экономии Ж.Б. Сэя был столь же литературно безупречен, что и у А. Смита. Кроме того, по словам того же О. Курно, и А. Смит, и Ж. Б. Сэй не прибегали для достижения наибольшей точности своих аргументов (в отличие от Д. Рикардо) к арифметическим и алгебраическим исчислениям «утомительного объема».

Теория воспроизводства

В истории экономических учений имя Ж.Б. Сэя ассоциируется, как правило, с образом ученого, беззаветно верившего в гармонию интересов классов общества в условиях рыночных экономических отношений и проповедовавшего для их утверждения принципы смитовской концепции экономического либерализма, саморегулируемости экономики. Критика основных идей Ж. Б. Сэя, в том числе и той, что принято называть «законом Сэя», по которой экономические кризисы не являются закономерными, несмотря на многочисленные в этой связи попытки опровержения экономистами-романтиками, социалистами-утопистами и марксистами, более чем 100 лет (т.е. до появления экономического учения Дж.М. Кейн- са) оставалась для теории и практики мирового хозяйства недостаточно убедительной.

Однако чем же можно объяснить «долгожительство» концепции Ж. Б. Сэя о беспрепятственной и полной реализации общественного продукта и о бескризисном экономическом росте, воплотившейся в так называемом законе рынков? Здесь, пожалуй, можно указать на три обстоятельства, своими корнями уходящих в наследие А. Смита. Во-первых, смитовский «естественный порядок» предполагает гибкость цен и гибкость заработной платы, взаимовыгодный при пассивной роли денег обмен трудом и результатами своего труда всех субъектов рынка. С учетом этого по «закону Сэя» иной ход вещей совершенно неприемлем. Во-вторых, также «благодаря» А. Смиту «закон Сэя» исключает всякое вмешательство в экономику извне. В нем поддерживается требование о минимизации бюрократического по своей природе государственного аппарата, недопущении протекционизма. И в-третьих, «закон Сэя» предрекает поступательное развитие рыночных экономических отношений в обществе на базе достижений научно-технического прогресса. А несвершившиеся катаклизмы, которые «обещал» С. Сисмонди в случае падения приоритетной роли в экономической жизни страны участников уходящего в прошлое натурального хозяйства — «третьих лиц» (ремесленников, крестьян, кустарей), также отметали аргументы против этого «закона».

Итак, квинтэссенция «закона Сэя» состоит в том, что при достижении и соблюдении обществом всех принципов экономического либерализма производство (предложение) будет порождать адекватное потребление (спрос), т.е. производство товаров и услуг в условиях смитовского «естественного порядка» обязательно порождает доходы, на которые эти товары и услуги свободно реализуются. Подобным образом «закон Сэя» воспринимался всеми сторонниками концепции экономического либерализма, полагавшими, что гибкое и свободное ценообразование на рынке будет приводить к почти мгновенной реакции на изменения в конъюнктуре хозяйства, являясь гарантией саморегулируемости экономики. самом деле, если допустить возможность бартерной экономики, где деньги всего лишь счетные единицы и совокупный спрос на них равен ценности всех подлежащих к обмену на деньги товаров, то общее перепроизводство действительно было бы невозможным. Отсюда понятен и вывод М. Блауга: «"Продукты уплачиваются за продукты" во внутренней торговле так же, как и во внешней — вот суть закона рынков Сэя. Столь простая мысль произвела фурор, не совсем утихший и по сей день».

Вместе с тем примечательно то обстоятельство, что сам Ж. Б. С эй фразу «предложение создает соответствующий ему спрос» никогда не использовал, а изобретена она была Лж.М. Кейисом. Последний, очевидно, прибег к ней, чтобы опровергнуть главную мысль Ж. Б. Сэя о том, что только тот или иной товар в отдельности может быть произведен в избытке, но никогда все товары сразу. При этом классиком, по Кейнсу, является любой автор, разделявший «закон рынков Сэя».

К. Маркс , считавший себя продолжателем учения не только А. Смита, но и Д. Рикардо, особо резко критиковал последнего и всех тех, кто разделял положение Ж.В. Сэя о невозможности экономических кризисов. В своей теории общественного воспроизводства К. Маркс, как известно, доказывал неизбежность периодических (циклических) кризисов перепроизводства. Он, кроме того, считал неприемлемыми трактовки экономических кризисов как кризисов недопотребления, как это следовало из трудов Т. Мальтуса, социалистов-утопистов, а также С. Сисмонди, П. Прудона и некоторых других экономистов. Между тем в соответствии с современными концептуальными положениями экономические кризисы обусловлены не только и не столько недостоверностью «закона Сэя» (ибо абсолютно чистая, или, как принято говорить, совершенная, конкуренция объективно невозможна), сколько закономерными предпосылками возникновения условий для преобладания несовершенной конкуренции и монополизма. Эти положения лежат в основе современных теорий государственного регулирования экономики, социального контроля общества за ходом ее развития. Они в сущности исключают марксистские постулаты об антагонизме между классами и саморазрушении капиталистического «эксплуататорского» общественного строя.

Теория трех главных факторов производства стоимости и доходов

Наряду с Д. Рикардо экономические взгляды Ж. Б. Сэя получили определенное одобрение и отражение в трудах Т. Мальтуса. В частности, популярная на значительном протяжении XIX в. теория издержек производства Т. Мальтуса практически целиком зиждется на положениях выдвинутой немногим ранее него Ж.Б. Сэем теории трех главных факторов производства: труда, капитала и земли. Это еще раз говорит о полярности «извлечений», сделанных последователями творческого наследия Л. Смита. Так, если Д. Рикардо, социалисты-утописты, С. Сисмонди, К. Маркс и некоторые другие экономисты, следуя «заветам» А. Смита, единственным источником стоимости товара (услуги) считали труд, то другая и также значительная часть экономистов различных школ и течений экономической мысли приняла в качестве исходной аргументацию Сэя-Мальтуса, в соответствии с которой стоимость товара складывается из издержек собствен пика-предпринимателя в процессе производства па средства производства (фактор «капитал»), на заработную плату (фактор «труд») и на ренту (фактор «земля»).

В результате последователи Смита-Рикардо стали усматривать происхождение прибыли и ренты как вычет из стоимости труда рабочих, в эксплуатации труда капиталом и антагонизме классов. А последователи Сэя- Мальтуса, также считавшие себя смитиан- цами, и стоимость товара, и доходы классов общества увидели в совместном труде и мирном сотрудничестве представителей этих классов. Но только в конце XIX в. маржиналисты второй волны в лице А. Маршалла и других ученых доказали тупиковую сущность и теории трудовой стоимости, и теории издержек производства, поскольку в их основе лежит затратный принцип.

Однако что касается теории стоимости Ж.Б. Сэя, то к сказанному выше следует добавить, что у него на этот счет, как и у его учителя Л. Смита, имели место несколько определений. Причем и здесь Ж.Б. Сэй не столько повторял своего кумира, сколько импровизировал в поисках новых «открытий». Например, памятуя положение А. Смита, что любой товар имеет два неразрывных свойства — меновую стоимость и потребительную стоимость, Ж. Б. Сэй оттенил особое значение взаимосвязи полезности и ценности предметов (товаров). В этой связи он писал, в частности, что «ценность есть мерило полезности» предмета. Тем самым Ж.Б. Сэй допускал возможность измерения стоимости не только количеством затраченного труда, но и степенью полезности продукта труда. Здесь, конечно, вполне уместно высказывание М. Блауга, в соответствии с которым «концепция ценности, основанная на полезности, вряд ли может считаться удовлетворительной теорией ценообразования без применения понятия убывающей полезности для объяснения насыщаемости спроса при данном уровне цены».

Одновременно и гораздо большее значение в создании стоимости товара Ж.Б. Сэй придавал предложенной им же теории трех факторов производства. Труд, земля и капитал, на его взгляд, участвуя в процессе производства, оказывают услугу по созданию стоимости. Триединая формула, вытекающая из теории трех факторов Ж.Б. Сэя, в соответствии с которой фактор «труд» порождает заработную плату как доход рабочих, фактор «капитал» порождает прибыль как доход капиталистов, а фактор «земля» — ренту как доход землевладельцев, по сути своей явилась своеобразной интерпретацией взглядов А.Смита. Речь идет о том, что, заимствовав у А. Смита идею о влиянии классовой структуры общества на происхождение и распределение различных видов доходов, Ж.Б. Сэй как бы «уточнил», что названные выше факторы («труд», «капитал», «земля») имеют самостоятельное значение в создании доходов рабочих, капиталистов и землевладельцев.

Следовательно, у Ж.Б. Сэя отвергается всякая мысль о возможности в условиях ничем не ограниченной свободной конкуренции предпринимателей эксплуатации факторов производства и классов общества. Ж.Б. Сэй и его ученики, таким образом, пытались вывести весьма упрошенное положение о гармонии экономических интересов всех слоев общества, строя свои суждения на известной идее А. Смита о том, что личный интерес «экономического человека», направляемый «невидимой рукой», обязательно совпадает с общественным.

Вопрос о пропорциях, если можно так выразиться, в которых созданная главными факторами производства стоимость общественного продукта распределяется на доходы владеющих этими факторами классов общества, по мнению Ж.Б. Сэя, самостоятельного значения не имеет. В частности, доходы предпринимателя, по определению Ж. Б. Сэя, представляют собой «вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководительство». Как и Т. Мальтус, он был убежден, что положение «низших классов» непременно улучшится, и поэтому ради пополнения «высших классов» сам «рабочий класс больше всех других заинтересован в техническом успехе производства». Что же касается «производителей», то и среди них каждый заинтересован в благополучии другого.

Наконец, понятие «вульгарная политическая экономия», которое ввел в научный оборот главным образом К. Маркс, в значительной степени связано с теорией факторов производства Ж. Б. Сэя. Эту теорию, равно как и теорию издержек Т. Мальтуса, К. Маркс счел апологетической, преднамеренной и вульгарной защитой интересов эксплуататорских слоев капиталистического общества. Считая не все доводы К. Маркса на этот счет бесспорными, думается, один из них в интерпретации Ш. Жида и Ш. Риста совершенно правомерен, а именно: «Несомненно, необходимость ясности в изложении иногда понуждала его скользить по поверхности важных проблем, вместо того чтобы проникать в глубь их. В его руках политическая экономия часто становится слишком простой. Неясность Смита часто плодотворна для ума, а ясность Сэя не дает ему никакого стимула».

Нечто подобное отмечает М. Блауг по поводу так называемого закона Сэя. «В результате критики Кейнса, — пишет он, — закону Сэя стало придаваться значение, несоразмерное с его действительной ролью в классической и неоклассической теории».

Жан Батист Сэй (1767-1832) - последовательный и значительный продолжатель творческого наследии А. Смита в первой трети XIX в. во Франции, абсолютизировавший идеи своего кумира об экономическом либерализме, стихийном рыночном механизме хозяйствования.

Д. Рикардо, социалисты-утописты, С. Сисмонди, К. Маркс и некоторые другие экономисты единственным источником стоимости товара считали труд. Ж. Б. Сэй, как и в последствии Т. Мальтус, в своей теории трёх главных факторов производства утверждал, что стоимость товара складывается из издержек собственника-предпринимателя в процессе производства на средства производства (фактор «капитал»), на заработную плату (фактор «труд») и на ренту (фактор «земля»).

Труд, земля и капитал, по мнению Ж.Б. Сэя, участвуя в процессе производства, оказывают услугу по созданию стоимости. Триединая формула, вытекающая из теории трёх факторов Сэя, в соответствии с которой фактор «труд» порождает заработную плату, фактор «капитал» порождает прибыль и доход капиталистов, а фактор «земля» - ренту как доход землевладельцев, по сути своей является интерпретацией взглядов Адама Смита. Заимствовав у Смита идею о влиянии классовой структуры на происхождение и распределение различных видов доходов, Сэй уточнил, что названые факторы имеют самостоятельное значение в создании доходов рабочих, капиталистов и землевладельцев.

Жан Батист Сэй отвергает саму возможность, в условиях ничем не ограниченной свободной конкуренции предпринимателей, эксплуатации факторов производства и классов общества. Ж.Б. Сэй и его последователи пытались вывести положение о гармонии экономических интересов, строя свои суждения на известной идее Смита о том, что личный интерес «экономического человека», направляемый «невидимой рукой», обязательно совпадёт с общественным.

Вопрос о пропорциях, в которых созданная главными факторами производства стоимость общественного продукта распределяется на доходы владеющих этими факторами классов общества, по мнению Ж.Б. Сэя самостоятельного значения не имеет. Он был убеждён, что положение «низших классов» непременно улучшится, и поэтому ради пополнения «высших классов» сам «рабочий класс больше всех других заинтересован в техническом успехе производства». А что касается производителей, то среди них каждый заинтересован в благополучии другого.

В результате последователи Смита-Рикардо видели происхождение прибыли и ренты как вычет из стоимости труда рабочих, в эксплуатации труда капиталом и антагонизме классов. А последователи Сэя-Мальтуса, и стоимость товаров, и доходы классов общества увидели в совместном труде и мирном сотрудничестве представителей этих классов. Только в конце девятнадцатого века, маржиналисты в лице Альфреда Маршалла и других учёных доказали тупиковую сущность и теории стоимости и теории издержек производства, поскольку в их основе лежит затратный принцип.

46.К. Маркс и ф. Энгельс создатели марксистского направления экономических учений.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

Предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

Бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

Крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

Нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

Кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия:

Средства производства;

Отчуждение;

Прибавочная стоимость;

Эксплуатация человека человеком.

Средства производства – уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая «рабочая сила».

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар – средства производства – сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.

Стоимость производственного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:

будет ликвидирована частная собственность на средства производства;

будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;

частная собственность на средства производства будет замена общественной (государственной);

производственный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

Основные понятия в марксизме

Товар есть внешний предмет, вещь, которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу своих свойств. Товар можно рассматривать со стороны качества и со стороны количества. Таким образом, любой товар имеет две стороны: потребительную стоимость и меновую стоимость. Потребительная стоимость, определяемая качественными характеристиками товара, осуществляется лишь в пользовании или потреблении. Меновая стоимость представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорций, в которых потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Как потребительные стоимости товары различаются, прежде всего, качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия.

Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда ее полезность для человека не опосредована трудом (воздух). Вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления.

Величина данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для ее изготовления. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

Как потребительные стоимости товары, по Марксу, несравнимы. Сопоставимыми их делает то, что все они – продукты труда. В потребительной стоимости каждого товара содержится определенная целесообразная производительная деятельность или полезный труд. Потребительные стоимости не могут противостоять друг другу как товары, если в них не содержатся качественно различные виды полезного труда.

Если отвлечься от качественных различий товаров, то у них останется одно свойство – они являются продуктами труда. Вместе с полезным характером продуктов труда исчезает и полезный характер представленных в нем форм труда. Различные виды труда уже не различаются между собой, а сводятся к простой затрате человеческих умственных и физических сил, то есть представляются в форме абстрактного труда.

В меновом отношении товаров их меновые стоимости не зависят от потребительных стоимостей. Способность одного товара обмениваться на другой определяется наличием в них абстрактного труда, то есть некой субстанции позволяющей одному товару выражать свою стоимость в другом. Стоимость создается именно абстрактным трудом. А конкретный труд создает определенную потребительную стоимость.

Маркс различает простой и сложный труд. Труд работника, не требующего специальной подготовки (обучения) называется простым трудом. Труд, для выполнения которого необходимо предварительное обучение, называется сложным трудом. Сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень простой труд. Меньшее количество сложного труда сводится к большему количеству простого. Такое сведение сложного труда к простому происходит всякий раз во время обмена. Поэтому при определении величины стоимости товара за основу берется общественно необходимое количество простого труда. Величина стоимости данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для ее изготовления.

В начале XIX века получили распространение разработки школы экономистов, которую возглавлял Жан Батист Сэй (1767-1832), представляющий классическую политическую экономию.

Теория Сэя, в отличие от теорий его предшественников, сосредоточена на анализе форм экономических отношений, проявлении экономических законов в конкретной хозяйственной практике функционирующей рыночной экономики.

Главными работами Сэя являются: «Трактат политической экономии, или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803) и «Полный курс политической экономии» (1829). По мнению Сэя, его работы представляют собой упрощенное и очищенное от ненужных абстракций и сложностей изложение теории Смита.

Сэй принял принципы свободы рынков, ценообразования, фритрейдерства, экономического либерализма, разделял представления о вечности и незыблемости рыночной экономики.

Он считал, что политическую экономию необходимо строить также, как и точные науки, что в методологическом плане означало признание законов, категорий и теорий, которые имеют универсальное значение. Сэй рассматривал политическую экономию как теоретическую и описательную науку.

Определяя задачи и цели политической экономии, Сэй подчеркивал, что она не должна задаваться вопросами практики. Политэкономия, по его мнению, — это чистая абстрактная наука исключительно об экономических законах.

Специфика методологии теории Сэя связана с его классификацией политэкономии, которая делилась на три самостоятельные части: производство, распределение и потребление. Все составные части политэкономии рассматривались Сэем с точки зрения их функциональной роли, причем распределение и потребление как самостоятельные сферы ставились в один ряд с производством.

В концепции производства Сэй показывал, что производить – это не значит создавать материальные предметы. Производить – значит просто создавать полезность, увеличивать способности вещей отвечать нашим потребностям и удовлетворять наши желания. Он писал, что «производство не создает материи, но создает полезность». Полезность сообщает предметам ценность, которая является мерилом полезности. На основании этого, в отличие от физиократов и Смита, Сэй утверждал, что производителен всякий труд, даже создающий нематериальные продукты.

В теории распределения Сэя центральное место отводится предпринимателям, к которым он относит «индустриальных предпринимателей», землевладельцев, деловых людей, ведущих производство и распределение богатства.

Вокруг фигуры предпринимателя, по мнению Сэя, происходит распределение, механизм которого состоит в следующем:

  • рабочий предоставляет услуги в виде затраченного непосредственного труда
  • услуги землевладельцев – в виде продуктов земли и услуг предпринимателей
  • услуги промышленников – в виде вложения капитала

Вынесенные на рынок эти услуги обмениваются в форме заработной платы, процента или ренты. На услуги существует спрос со стороны промышленных предпринимателей, которые являются «посредниками, ищущими производственные услуги для изготовления продукта».

Человек, земля, капитал предоставляют услуги, а спрос и предложение регулируют цену услуг, т.е. размер ренты, зарплаты, процента, а также цену продуктов: с помощью предпринимателя ценность продуктов распределяется между «производительными услугами», а услуги – в соответствии с потребностями между производствами.

Сэй справедливо полагал, что обмен двух равных стоимостей не увеличивает и не уменьшает общей массы стоимостей, имеющихся в обществе. На вопрос о том, как определить величину стоимости, созданную каждым фактором производства, Сэй отвечает ссылкой на рынок. Он считал, что части стоимости, созданные различными факторами, определяет рынок. Так, часть стоимости, созданная трудом, равна заработной плате; часть, созданная капиталом – прибыли; часть, созданная природой – ренте.

Таким образом, стоимость или ценность каждого предмета, пока она не установлена на рынке, совершенно произвольна, неопределенна. Основанием же ценности является полезность товара. Поскольку в процессе производства участвует не только труд, но капитал и земля оказывают определенные услуги, они также создают стоимость (ценность). Это и составляет содержание теории трех факторов производства.

Сэй привел определение каждого вида дохода, но, в отличие от Смита, разделил прибыль на предпринимательский доход и процент.

В результате заработная плата рассматривалась им как вознаграждение за труд рабочего; предпринимательский доход – как вознаграждение за особую важную общественную функцию, «за промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководства», процент – как результат услуги капитала. Предпринимателя–землевладельца Сэй ставит рядом с фермером, поэтому ренту сводит к стараниям землевладельцев.

При объяснении сущности процента он развил новый вариант теории производительности капитала. По его мнению, необходимо разделить субстанции капитала (материальное бытие средств производства) и производительную услугу капитала, связанную с использованием средств производства.

Сэй делит на две части стоимость, созданную капиталом: одна – возмещает затраты его субстанции (амортизация и т.д.), другая – возмещает или вознаграждает его производительные услуги.

На основании теории факторов производства Сэй сделал вывод об относительном изменении доходов. Он отмечал, что раз стоимость, а значит, и цена, слагается из доходов, то, следовательно, изменение каждого вида доходов не затрагивает другие доходы, а отражается только на цене, обуславливая ее изменение.

Сэй применил свой вариант теории стоимости для обоснования теории реализации, которая получила название «Закона рынка».

В теории реализации он доказал, что в условиях рыночной экономики отсутствуют основы для всеобщего кризиса перепроизводства. Для обоснования Сэй формулирует ряд положений, характеризующих функционирование рынка:

  • обмен товаров покоится на разделении труда, так как производитель товара в поиске потребителя выносит товары на рынок
  • ценность продуктов, которые выносятся на рынок, одновременно определяют ценность покупаемых производителями продуктов
  • цена сдерживает потребление, так как, если бы продукты, выносимые на рынок, не имели бы цены, то потребление их было бы безгранично
  • чем выше цена, тем меньше спрос на товар
  • деньги нужны для обмена товаров, поэтому обмениваются не денежные эквиваленты, а продукты
  • для осуществления обмена каждый товар, каждая ценность должны быть противопоставлены другой ценности
  • в процессе обмена происходит замена одних предметов потребления на другие
  • обмен приводит к тому, что «каждый заинтересован в благополучии всех и что процветание одной отрасли промышленности всегда благоприятно для процветания всех других»
  • товары не продаются или продаются с убытком, если их количество превышает потребность в них, или если другие производства поставили меньше товаров и их не хватает
  • ввоз иностранных товаров благоприятствует продаже внутренних продуктов, потому что мы не можем купить иностранные товары иначе, как за продукт нашей промышленности, наших земель и наших капиталов, сбыт которых организует торговля

Следовательно, всеобщее перепроизводство невозможно, но Сэй допускал возможность частичных кризисов перепроизводства в результате возникающих диспропорций.

Теоретические положения Сэя явились основой для разработки рекомендаций для экономической политики. Он выступил против преград для развития рыночной экономики, против чрезмерных расходов на чиновников и так называемых «третьих лиц», но за развитие производства, которое способствует расширению рынка.

Наиболее известным исследователем учений Смита во Франции был Жан Батист Сэй (1767-1832). Главными работами Ж.Б. Сэя являются «Трактат политической экономии или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803) и «Полный курс политической экономии» (1829). Его теория сосредоточена на анализе форм экономических отношений, проявлении экономических законов в конкретной хозяйственной практике функционирующей рыночной экономики. Основные теоретические положения заключались в следующем.

1. Богатство. По мнению Ж.Б. Сэя, понятие «богатство» не применимо к продуктам, которые люди могут получить бесплатно (вода, воздух), а только к продуктам, «которые имеют сто­имость и которые стали исключительной собственностью их владельцев».

2. Производительный труд. Производство определяет как деятельность человека, направленную на создание полезности, которая может воплощаться в материальных и нематериальных формах. Следовательно, критерием производительности служит полезность. Ж.Б. Сэй дает более широкую, чем А. Смит, трактовку сферы производительного труда, включая туда не только сферу материального производства, но и сферу услуг, так как здесь тоже создается полезность.

3. Стоимость. Стараясь всесторонне рассмотреть проблему стоимости, Ж.Б. Сэй рассуждал следующим образом: «Производство не создает материи, но создает полезность..., и так как эта полезность сообщает предметам ценность, то является производством богатства». Стоимость обязана своим происхождением соединенному действию труда человека, сил природы и капитала. И наконец, окончательно стоимость устанавливается на рынке под влиянием спроса и предложения.

4. Теория факторов производства. Ж.Б. Сэй исходил из того, что стоимость создается тремя факторами производства; трудом, капиталом и землей (природой). Каждый из этих факторов оказывает определенную услугу при создании стоимо­сти. Соответственно трем самостоятельным источникам стоимости Ж.Б. Сэй выделяет три основных дохода: заработную плату (плата за услугу труда), прибыль (плата за услугу капитала и предпринимателя) и ренту (плата за услугу земли). Каждый из собственников указанных факторов получает свой доход, т. е. ту часть стоимости, которую создал их фактор производства: рабочий - заработную плату, предприниматель - прибыль, земельный собственник - ренту. В отношении прибыли Ж.Б. Сэй полагал, что она складывается из ссудного про­цента, который капиталист имеет как собственник капитала, и предпринимательского дохода, который он получает как предприниматель за организаторскую деятельность, новаторство и риск. Трехфакторная теория ценности Ж.Б. Сэя основывается на принципе взаимосвязанности и взаимодополняемости производственных факторов. Цена каждого фактора олределяется ценой на производимый им товар, в конечном же счете - соотношением спроса на этот товар и предложением производственного фактора. Из теории трех факторов производства Ж.Б. Сэй делает вывод о том, что между классами существует гармония, так как каждый класс получает только свою долю стоимости.

5. Теория реализации. Другой, наиболее известной теорией Ж.Б. Сэя стала теория реализации, получившая название «закон Сэя» (или «закон рынков»), который гласит: «производство всегда равняется потреблению». Всякое производство само порождает доходы и создает спрос, благодаря чему покупаются все товары, стоимость которых соответствует предъявленным доходам. Деньги выступают лишь в качестве посредника, потому что они нужны для обмена своего продукта на продукты других производителей.

На основе данного закона вытекало, что при капитализме предложение всегда равно спросу, всегда существует полная реализация, так как в масштабах народного хозяйства реализация означает обмен одних продуктов на другие. Ж.Б. Сэй, правда, предполагал перепроизводство отдельных товаров. Но считал, что в этом случае просто недостает других товаров. Однако возникшее структурное несоответствие выравнивается в результате движения товаров и стимулирующего воздействия цен.

Таким образом, закон рынков Ж.Б. Сэя исключает общее перепроизводство товарной массы. Совокупный спрос должен соответствовать совокупному предложению. Кризисы перепроизводства в рыночной экономике не могут иметь места. Временно может возникнуть лишь структурное несоответствие, ко­торое затем в силу внутренних законов рынка будет быстро пре­одолено.

6. Роль государства в экономике. Ж.Б. Сэй активно поддерживал идею «экономического либерализма». Особенно он критиковал монополии, даваемые государством отдельным компаниям, и политику протекционизма во внешней торговле. Был также невысокого мнения о способности чиновников управлять государственными мануфактурами. В то же время он указывал на то, что государство может стимулировать экономику путем создания инфраструктуры, финансирования образования и науки для ускорения технического прогресса, а также путем юридического оформления правил свободной конкуренции.

И школах экономической теории , кроме того автор предлагает сравнительный анализ трудовой теории стоимости и теории предельной полезности , а также теории прибавочной стоимости и теории трех факторов производства

В курсе лекций последовательно развит новый взгляд на предмет экономической теории , позволяющий обобщить все лучшие достижения предшествующего и современного развития экономической мысли. Настоящая книга знакомит с историей экономических учений . В ней рассмотрены главные направления экономической теории с их достижениями и нерешенными проблемами. В частности, дан сравнительный анализ важных концепций - трудовой теории стоимости и теории предельной полезности , а также теории прибавочной стоимости и теории трех факторов производства и их предельной производительности.  

Еще Аристотель, а вслед за ним и средневековые мыслители считали труд одним из основных экономических ресурсов . Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире - меркантилизм. Школа физиократов особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу . Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832). Английский экономист Альфред Маршалл (1,842-1924) предложил добавить четвертый фактор - предпринимательские способности . Многие современные экономисты склонны полагать, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста на первое место вышел фактор знания, называя его по-разному - технология, научно-технический прогресс , наука, информация.  

Широкое распространение среди буржуазных экономистов получила так называемая теория трех факторов производства французского вульгарного экономиста Ж- Б. Сэя (1767-1832). Сущность ее сводится к тому, что в процессе производства участвуют три фактора земля, капитал и труд. Все они будто бы в одинаковой степени принимают участие в создании стоимости . Трем факторам производства соответствуют и три вида дохода землевладелец получает ренту, владелец капитала - прибыль, а рабочий - заработную плату . Согласно указанной теории, получается полная гармония интересов различных классов, никто никого не эксплуатирует, все получают доходы в соответствии с долей участия каждого в производстве.  

Так, Сей развил теорию трех факторов производства , согласно которой предпринимательский доход трактуется как вознаграждение за труд предпринимателя. Мальтус определял стоимость товара издержками производства , в которые наряду с затратами живого и овеществленного труда включал прибыль на авансированный капитал . Таким образом, прибыль с самого начала оказывалась не частью стоимости товара , созданного наемным трудом рабочего и присвоенной без эквивалента, а независимым от труда самостоятельным элементом стоимости.  

Еще в начале XIX в. вульгарный экономист Ж. Б. Сэй выступил с теорией- трех факторов производства . Она явилась основой широко распространенной среди буржуазных экономистов теории производительности капитала. Ж- Б. Сэй утверждал, что во все времена в процессе производства участвуют три фактора земля, труд и капитал. Они якобы обладают самостоятельной производительностью и являются источниками соответствующих видов доходов земля порождает земельную ренту , труд - заработную плату , капитал - прибыль. Таким образом получалось, что никто никого не эксплуатирует, каждый получает свой доход, а прибыль является результатом производительности капитала. Классовый смысл данной теории - в затушевывании источника прибавочной стоимости . Позднее буржуазные экономисты развили теорию производительности капитала в теорию предельной производительности.  

Кларк Дж. Б. (1847-1938) - американский экономист, профессор Колумбийского университета, крупнейший представитель англо-американской школы политической экономии , один из родоначальников неоклассического направления современной экономической мысли. В своем основном произведении Распределение богатств (1899) ввел понятие предельной производительности факторов производства и на базе теории трех факторов производства разработал теорию предельной производительности . Утверждал, что существует четыре фактора производства , каждый из которых приносит своему владельцу специфический доход капитал в денежной форме - процент капитальные блага (земля и средства производства) - ренту деятельность  

В главе 17 было показано, что в соответствии с теорией предельной производительности состояние долгосрочного конкурентного равновесия характеризуется тем, что весь продукт без остатка распределяется между владельцами трех факторов производства и величина чистой предпринимательской прибыли равна нулю. Существование чистой прибыли у некоторых экономических субъектов противоречит самой сути равновесного подхода. Однако такое теоретическое исчезновение прибыли, очевидно, противоречит реальностям рыночной экономики , в которой предпринимательство и прибыль как его главный мотив играют важнейшую роль. Поэтому экономисты стремились дать феномену прибыли специальное объяснение. Можно выделить два основных подхода к этой проблеме прибыль трактуется либо как предельный продукт специфического фактора производства , либо как остаточный доход.  

Современными буржуазными экономистами широко пропагандируется теория, раскритикованная в свое время еще Марксом, согласно которой стоимость представляет собой результат действия трех факторов производства труда , капитала (воплощённого в средствах производства) и земли. Представители этой теории пытаются подменить общественные отношения между людьми отношениями между факторами производства . Но научный подход требует различать экономическую и техническую стороны производства. Конечно, в производстве потребительной стоимости участвуют все три фактора производства . Но в данном случае нас интересует не потребительная стоимость товаров сама по себе, а стоимость, то есть те отношения, которые складываются между людьми в процессе производства товаров. Стоимость - это не результат затраты труда вообще, а результат затраты общественного труда. Одни затрачивают больше труда, другие - меньше, одни трудятся, другие совсем не трудятся и тем не менее присваивают себе неизмеримо больше продуктов производства , чем те, кто трудится. Задача политической экономии заключается в том, чтобы вскрыть сущность отношений между людьми, возникающих по поводу производства, распределения, обмена и потребления вещей.  

Визер Ф. (1851-1926) - австрийский экономист, один из основателей австрийской школы политической экономии . Наряду с К. Менгером и Э. Бем-Баверком разработал теорию предельной полезности . Обосновал теорию вменения, которая была разработана впоследствии с использованием математических методов Дж. Б. Кларком. Согласно этой теории каждому из трех факторов производства (труд, капитал, земля) вменяется часть ценности созданного продукта.  

Второй идеей была так называемая модель трех факторов производства и дохода. Ее суть заключается в том, что капитал дает прибыль, труд - зарплату, земля - ренту. В снятой форме эта идея вменения существует и поныне в экономической теории.  

Теория предполагает, что динамика доли труда и капитала в совокупном доходе находится под влиянием трех факторов изменений капиталовооруженности в масштабе всей экономики, степени взаимозаменяемости труда и капитала в производстве, а также особенностей технического прогресса.  

Данная теория достаточно верно указывает на участие всех трех факторов производства в создании готовых продуктов . Она позволяет правильно описать количественную зависимость между общей величиной выпуска изделий в их натуральном выражении и силой действия отдельных факторов (эта зависимость в виде производственной функции будет рассмотрена в следующей теме). Но концепция предельной производительности факторов вызывает сомнение прежде всего в том, что вещественные условия производства якобы наряду с трудом создают новую стоимость, а тем самым непосредственно формируют доходы собственников, скажем, земли. Эта концепция разработана для случая приостановки технического прогресса , когда действительно эффективность всех факторов снижается по мере расширения производства . Но такая ситуация совсем не характерна для развитого товарного хозяйства и бизнеса, особенно в XX столетии. Согласно новоклассической теории закон убывающей производительности осуществляется лишь в условиях совершенной конкуренции - в своеобразном мире без трений. Однако мы знаем, что совершенной конкуренции нигде нет.  

австрийской школы факторов производства , ибо ценность всех факторов (Менгер употреблял термин блага более высоких порядков) определяется на основе одного и того же критерия - ценности создаваемых ими потребительских благ (низших порядков). В этом состоит коренное отличие учения Менгера и его последователей от господствовавших в тогдашней науке сторонников теории издержек производства, определяющих ценность товара . Определить вклад каждого такого блага высокого порядка в конечный продукт Менгер считал возможным, проследив, на сколько сокращается этот общий продукт из-за отсутствия данного блага (точнее, небольшого его количества) в производстве. Все факторы у австрийцев считаются абсолютно взаимодополняемыми. Фон Визер, главный создатель знаменитой теории вменения (англ, imputation, tra ing нем. Zure hnung), принятой в целом всей австрийской школой , предлагал свой, незначительно более сложный метод расчета цен факторов производства (и соответственно их вклада в конечный продукт). Согласно Визеру, достаточно построить систему уравнений вида ах + by = с, где х, у - искомые цены двух факторов производства (в примере Визера - труда и дерева) а, Ъ - постоянные количества соответствующих факторов, участвующих в производстве данного продукта (факторы взаимодополняемые с фиксированными коэффициентами участия в технологическом процессе) с - цена соответствующего конечного продукта (в примере Визера два продукта - стол и шкаф). Так как конечный продукт в денежном выражении равен сумме доходов всех факторов, участвовавших в его производстве, то, решив систему уравнений для нескольких продуктов, изготавливаемых по разным технологиям, но с  

Много знакомого мы можем найти и у отцов маржинализма, например у основателей австрийской школы - К. Менгера, Е. Бем-Баверка и Ф. Визера. Часто их считают если не одним человеком, то по крайней мере полными единомышленниками, что не совсем верно. Они зачастую расходились во мнениях, в том числе и по вопросам теории распределения. Менгер отвергал саму идею разделения трех