Почему не страхуют автомобиль. Каким образом подобные проблемы могут быть преодолены страхователем

Время чтения: 5 минут

Обязательное страхование гражданской ответственности автомобилистов введено в России в 2003 году. Однако до сих пор с приобретением этого полиса в некоторых регионах страны и страховых компаниях возникают проблемы: приходится выстаивать огромные очереди, чтобы заплатить деньги за обязательную страховку. С 2017 года все страховые компании, работающие на рынке ОСАГО, обязаны продавать электронные полисы. Однако с оформлением полиса через интернет часто возникают проблемы. Попробуем разобраться, почему это происходит, и что делать, если не получается оформить ОСАГО онлайн.

Что такое электронный полис ОСАГО

Все мы привыкли к тому, что документ должен быть изготовлен на специальном типографском бланке и иметь подписи и печати. Однако технический прогресс вносит существенные коррективы в наши представления. Современный уровень развития компьютерной техники и средств печати, с одной стороны, значительно упростил злоумышленникам подделку документов, с другой – их подлинность можно легко проверить через интернет. Неслучайно постепенно происходит отказ от бланков строгой отчетности и даже от печатей.

Доказательством этого может служить возможность застраховать автомобиль онлайн. Чтобы сделать это, нужно зайти на сайт страховой компании, ввести необходимые данные, получить расчет стоимости полиса, оплатить его с банковской карты через интернет и получить полис по электронной почте.

Распечатка этого документа, в том числе черно-белая, с юридической точки зрения абсолютно равнозначна полису страхования, оформленному на специальном бланке и заверенному подписями и печатями.

С того момента, когда продажа этого вида страховки через интернет стала обязательной, многие автомобилисты жалуются на проблемы с электронным полисом ОСАГО. Попытаемся выяснить, почему это происходит.

Почему страховщики уклоняются от оформления электронного полиса ОСАГО

Рынок продажи полисов страхования гражданской ответственности автомобилистов жестко контролируется государством. Специально для этого был создан Российский союз автостраховщиков (РСА). Это не общественная организация, а государственный орган, наделенный функциями контроля в этой сфере. При этом главную контролирующую функцию на рынке страхования осуществляет Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Именно Банк России издает основные распоряжения в страховой отрасли, которые являются обязательными для исполнения всеми страховщиками.

Именно Банк России обязал всех участников рынка ОСАГО организовать продажу полисов через интернет. Тем не менее зачастую довольно сложно оформить электронное ОСАГО. Зайдя на сайт любого страховщика, работающего на этом рынке, вы непременно найдете форму, с помощью которой можно оформить страховку онлайн. На прямые нарушения требований контролирующих органов страховщики идти боятся, однако если вы попытаетесь оформить е-ОСАГО, у вас могут возникнуть проблемы.

Возникает закономерный вопрос: почему не получается сделать электронный полис, ведь это удобно клиенту, а страховщик в любом случае получит свои деньги. Но не все так просто. Страховые компании не слишком заинтересованы в продаже страховок через интернет, и на то есть основания. Дело в том, что стоимость страховки устанавливает государство, а страховые компании, являясь коммерческими предприятиями, работающими ради получения прибыли, стремятся избегать продажи не выгодных для них услуг.

Анализ ситуации показывает, что существует ряд причин, которые делают продажу электронных полисов невыгодной. К их числу относятся:

  • неудобные клиенты. Некоторые водители реально становятся виновниками ДТП чаще других. Выплаты за совершенные ими аварии снижают прибыль страховщиков, несмотря на то, что стоимость страховки для них выше. Официально отказать им в продаже полиса компания не может, но при личном общении менеджеры компании стремятся сделать все возможное для того, чтобы такой клиент поскорее ушел к конкурентам. Вариантов может быть множество: например, скажут, что страховка сейчас не оформляется и попросят зайти через пару недель. При оформлении же полиса в электронном виде это сделать невозможно – система просто примет деньги и выдаст страховку;
  • республики и области с низким региональным коэффициентом ОСАГО. Каждый страховщик, работающий на этом рынке, обязан продавать страховку во всех регионах страны. Однако есть области, в которых это делать невыгодно. В первую очередь, это касается южных регионов страны. Региональные коэффициенты там низкие, а аварийность высокая. При обращении за страховкой водителей из таких регионов проблемы с получением полиса через интернет возникают чаще. До того как было принято решение об обязательной продаже электронных полисов, страховщики решали эту проблему просто: они создавали в таких регионах один офис с одним менеджером и гигантскими очередями. Формально требования законодательства соблюдались, а на деле компании старались продавать как можно меньше страховок;
  • навязывание дополнительных услуг. Рентабельность страховщика можно серьезно повысить, если вместе со страховкой ОСАГО продавать страховку жизни или, например, недвижимости. И хотя навязывать платные услуги запрещено, опытные страховые менеджеры успешно справляются с этой задачей. Правда, для этого им необходимо личное общение с клиентом. Иногда клиент даже не успевает понять, когда приобрел дополнительную платную услугу и расплатился за нее. С полисами ОСАГО, продаваемыми через интернет, это практически невозможно, поэтому страховые компании не любят такие полисы.

Чем грозит страховой компании отказ оформить электронный полис

Приобретение страховки ОСАГО является обязательным, и отказ в ее продаже является незаконным. В июне 2017 года РСА принял решение штрафовать страховщиков, уклоняющихся от продажи е-ОСАГО на 50 тыс. рублей, если отказ пришел после передачи страховщику сканов всех необходимых документов.

В случае получения отказа в оформлении электронного полиса страхователь должен подать в РСА жалобу, и если эта организация признает ее обоснованной, страховщик будет наказан.

Однако доказать необоснованность отказа достаточно сложно – страховщики научились мотивировать отказы такими способами, которые сложно признать отказами.

В каких случаях купить е-ОСАГО не удается

Причин, по которым купить электронную страховку не получается, может быть несколько. Основные проблемы оформления страховки гражданской ответственности автомобилистов следующие:


На основании подобных отказов доказать вину страховщика достаточно сложно. Страховые компании заявляют, что причиной этого являются некие электронные сбои и таким образом уходят от ответственности.

Существуют ли законные способы отказа в продаже е-ОСАГО

Страховщики, работающие на рынке обязательного страхования гражданской ответственности автомобилистов, берут на себя определенные обязательства. В частности, они не имеют права отказать в продаже полиса по установленным государством ценам. Кроме того, все эти страховые компании обязаны продавать и электронные полисы. Однако, как говорилось выше, многие страховщики пытаются уклониться от выполнения этой обязанности.

Как поступить, если не получается оформить ОСАГО онлайн

Если ваши права нарушаются, а в случае невозможности приобретения обязательного полиса страхования это именно так, следует обжаловать неправомерные действия страховщиков. Правда, нужно признать, что это потребует определенных усилий. При этом последствия обжалования являются недостаточно определенными.

Куда следует жаловаться

В случае если вы не смогли приобрести е-ОСАГО, жаловаться нужно в Банк России, точнее, в его службу по защите прав потребителей и финансовых услуг. Заявление должно быть в письменной форме. К нему следует приложить скриншоты вашего монитора, доказывающие, что оформить страховку через интернет вам не удалось.

Оформление электронного полиса ОСАГО сегодня представляется единственным способом избежать навязывания дополнительных услуг со стороны агентов и менеджеров страховых компаний. К тому же такой способ покупки обязательной автостраховки существенно экономит время.

Однако часто автовладельцы сталкиваются с тем, что нет возможности оформить электронную автогражданку через сайт интересующей страховой компании. Причины могут быть разные: это и слишком сложная капча, и невозможность регистрации в личном кабинете, и временное отсутствие у страховой компании связи с базой данных Российского Союза Автостраховщиков.

Если пользователь твердо намерен купить полис именно в этой страховой компании и именно через Интернет, то возникает дилемма: либо страховаться где-то ещё, либо ездить без полиса ОСАГО .

А ведь управление транспортным средством без действующего полиса ОСАГО не только карается штрафом в восемьсот рублей, но и чревато более серьезными денежными потерями в случае дорожной аварии. Платить за восстановление имущества других участников ДТП придётся его виновнику.

В Центробанке России и Российском Союзе Автостраховщиков осведомлены о том, что порой невозможно застраховаться через сайт конкретной компании. Поэтому была создана система гарантированного оформления полиса е-ОСАГО. Вот только часто вместо блага эта система приносит автовладельцам одни проблемы.

Ловушка под названием «е-Гарант»

Система гарантированного оформления электронной автогражданки работает просто. Если пользователю не удаётся купить полис на сайте конкретной страховой компании, то его переадресуют на сайт Российского Союза Автостраховщиков. Далее по номеру паспорта транспортного средства выбирается замещающая страховая компания, на сайте которой нет проблем с оформлением е-ОСАГО .

Часто в отзывах пользователи жалуются, что в процессе переадресации их не уведомляют о замене одной страховой компании на другую.

В результате есть случаи, когда автовладельцу продавали полис страховой компании без офисов в регионе его проживания. Да, по закону все страховщики ОСАГО обязаны иметь представителей во всех регионах России, чтобы клиент свободно мог обратиться за выплатой там, где живет. Однако представитель страховой компании не уполномочен вносить изменения в полисы ОСАГО.

В такой ситуации для элементарного изменения списка водителей автовладельцу нужно будет либо отправлять заявление по почте, либо лично ехать за тысячу километров в ближайший офис своей страховой компании.

Кроме того, порой у представителя какой-либо компании отзывают лицензию, то есть автовладелец вовсе лишается возможности обратиться за страховым возмещением в своем регионе.

Отказать от полиса замещающей страховой компании не получится, ведь нет достаточных оснований для расторжения договора ОСАГО, таких, например, как продажа транспортного средства. В итоге собственник транспорта год будет пользоваться услугами страховщика с офисами лишь в других регионах, уповая на то, что не придётся обращаться за возмещением или вносить изменения в полис.

Соответственно, если пользователя переадресовали с сайта интересующей страховой компании на сайт Российского Союза Автостраховщиков, ему лучше сразу закрыть браузер. Хотя можно и рискнуть, надеясь на удачу: возможно система замещения выберет компанию из числа крупных федеральных страховщиков с офисами в нужном регионе.

Альтернативные варианты

В качестве альтернативы стоит попробовать зайти на сайт нужной страховой компании с другого компьютера, планшета или смартфона. Вполне возможно, что технические неполадки стали следствием некачественной связи между сайтом страховщика и интернет-провайдером пользователя.

Или же допустим вариант, когда страховая компания ведет селекцию клиентов, отсекая пользователей из определенных регионов, например, в которых терпит убытки по автогражданке.

В этом случае пользователю придется замаскироваться, то есть сменить ip-адрес. В поисковых системах есть подробные инструкции по использованию прокси-серверов и другим методам маскировки в Интернете.

Но самым разумным вариантом будет заблаговременное оформление страховки. Сегодня оформить новый полис ОСАГО можно самое раннее за месяц до окончания действующего договора. Вот за месяц до окончания действия страховой защиты и стоит начинать попытки приобретения полиса в нужной компании.

В настоящее время сайты многих крупных страховых компаний действительно перегружены желающими приобрести е-ОСАГО. Если не получается оформить полис днем или вечером, то можно попробовать сделать это ранним утром или ночью, когда другие пользователи менее активны.

В любом случае даже несколько дней ежедневных попыток оформить е-ОСАГО могут принести плоды, ведь работоспособность сайта нужной страховой компании рано или поздно будет восстановлена.

Посещение офиса

Самые же нетерпеливые автовладельцы могут купить обязательную автостраховку в нужной компании, посетив её офис. Да, в таком случае есть риск навязывания дополнительных страховых полисов, но любой из них, кроме полисов коллективного страхования, можно расторгнуть в течение четырнадцати дней с момента оформления, вернув потраченные деньги.

Если же автовладелец принципиально не настроен покупать то, в чём не нуждается, то стоит пригласить с собой в офис страховой компании пару знакомых в качестве свидетелей. В присутствии свидетелей менеджеры всегда более сговорчивы, ведь именно свидетельские показания чаще всего позволяют доказать факт навязывания услуг при продаже полиса ОСАГО.

При наличии доказательств менеджера ждет существенный штраф, поэтому ему будет просто невыгодно навязывать посетителю дополнительные услуги. В случае же с особо несговорчивыми представителями страховой компании есть смысл прямо из офиса позвонить на «горячую линию» страховщика с жалобой на действия его сотрудников.

Или при его оформлении навязали дополнительные услуги? Назначили дату для предоставления пакета документов и оформления полиса через месяц-два после окончания действия текущего полиса страхования? Эти действия страховщика противоправны, и призвать его к порядку можно и нужно.

Почему страховщики не продают полисы ОСАГО?

Страховые компании устроили искусственный дефицит бланков автогражданки ровно по одной причине. Страхование ОСАГО стало невыгодно, а то и просто убыточно. Так, за первый квартал 2014 года в трех регионах России: Амурской, Ульяновской и Мурманской области – выплаты достигли 90% сборов, а в Камчатском крае сумма выплат превысила сумму собранных страховых премий и составила 107%.

Еще в начале года страховщики повсеместно стали закрывать свои представительства в ожидании повышения тарифов, обусловленного летними изменениями в законодательстве.

Закон об ОСАГО обновлен, график изменения тарифов на год утвержден, порядок установления базовых тарифов и поправочных коэффициентов отдан ЦБ РФ. Тем не менее, ситуация во многом остается критичной.

Что гласит законодательство РФ?

За первое полугодие 2014 года Федеральная антимонопольная служба зарегистрировала 1 500 жалоб от автовладельцев на страховщиков 66 регионов России. Страховые организации повсеместно отказывают в оформлении полиса ОСАГО и навязывают дополнительные услуги. 47 страховщиков получили предупреждения, в отношении 34 – возбуждены дела, по 27 нарушениям суд уже вынес решения. И вердикт всегда один: страховщик неправ.

В списке недобросовестных компаний оказались: «Ингосстрах», «ВТБ Страхование», «Югория», АСКО, «Ренессанс страхование», «Росгосстрах», «АльфаСтрахование», ВСК, ЖАСО, «СОГАЗ», «Альянс», БАСК, «Гута-страхование», МАКС, СГ МСК, «РЕСО-гарантию», «Согласие», «Цюрих», «УралСиб». Министерство финансов на своем сайте опубликовало однозначную позицию относительно этого вопроса и предложило автовладельцу последовательность действий в случае неправомерного отказа.

Итак, обратимся к законам:

  • Федеральный закон № 40-Ф3 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. гласит, что владелец ТС обязан иметь полис ОСАГО.
  • В ст. 426 ГК РФ и ст. 1 Закона №40-Ф3 подчеркнуто, что договор ОСАГО является публичным. То есть страховщик обязан заключать договор с каждым, кто к нему обращается . Отказ не допускается.
  • В п. 2 ст. 16 Закона РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 года) говорится о том, что обусловленность приобретения одних товаров обязательной покупкой других (проще говоря, навязывание дополнительных товаров и услуг) запрещена .
  • В п. 14 Правил ОСАГО сказано, что автовладелец имеет право свободно выбирать страховую компанию. Последняя при получении пакета документов и письменного заявления не имеет права отказывать в оказании этой услуги.

Согласно Федеральному закону №223-ФЗ от 21.07.2014, необоснованный отказ страховщика в заключении публичных договоров и навязывание дополнительных услуг, не обусловленных федеральным законом, влечет административную ответственность . Соответствующие изменения внесены в ст. 15.34.1 Кодекса РФ об административных нарушениях.

Наказание: штраф в размере 50 000 рублей, наложенный на должностное лицо, совершившее правонарушение.

Компетентный орган – ЦБ РФ, мегарегулятор рынка страхования. Руководители территориальных подразделений уполномочены решать вопросы по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в т.ч. страхового.

Суммируем.

  1. Автовладелец может обратиться в любую страховую компанию.
  2. Страховщик не вправе отказать в продаже полиса ОСАГО.
  3. Также неправомерно принуждение купить дополнительные опции (например, полис страхования жизни страхователя или водителей, вписанных в полис).

Если же это происходит, то, согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ, страховая организация принуждается к заключению договора в судебном порядке и возмещению убытков, причиненных автовладельцу своим отказом .

Ремарка РСА

В конце сентября 2014 года РСА опубликовал «Порядок уведомления страховыми организациями об отказе в заключении договора ОСАГО владельцев ТС РСА». В его основе – п.7 ст. 15 закона об ОСАГО, который гласит об обязательстве страховщика оформить письменный отказ и уведомить вышестоящие органы – ЦБ и РСА. Из всего документа нам интересен перечень допустимых оснований для отказа в оформлении автогражданки. Среди них:

  • отсутствие связи с АИС РСА;
  • непредставление ТС на осмотр (можно проводить как по месту нахождения страховщика, так и по месту жительства страхователя);
  • непредставление полного комплекта документов, предусмотренных законом;
  • отсутствие доверенности на заключение договора страхования от имени ИП или юрлица.

Однако отсутствие связи с базой еще нужно будет доказать, а после ее восстановления пригласить клиента (в письменном виде!) для заключения договора. Вопрос непредставления автомобиля на осмотр тоже спорный, так как есть диагностическая карта, служащая основанием для продажи полиса. В целом, можно дискутировать, не противоречат ли Закону РФ основания для отказа, приведенные РСА. А то, что суды при рассмотрении дел будут апеллировать только официально утвержденными нормами, не вызывает никаких сомнений.

Порядок приобретения полиса ОСАГО

Так как договор ОСАГО признан публичным, для его заключения достаточно желания одной из сторон. Вариантов приобретения полиса несколько.

  1. При личном обращении в страховую компанию требуйте письменный отказ. Устный вы нигде не сможете предъявить.
  2. При отправке Почтой РФ предложения-оферты (заявления по соответствующей форме, утвержденной Минфином РФ 01.07.2009 года) с приложением пакета необходимых документов вручается уведомление о доставке. В случае отказа оно будет служить доказательством того, что страховщик получил предложение-оферту.

На его рассмотрение, а также оформление и отправку ответа страховщику отпускается 14 рабочих дней. Ответом может быть извещение:

  • об акцепте (принятии),
  • об отказе,
  • о принятии на иных условиях.

Что делать, если отказали?

Если вы не согласны с ответом страховщика, имеете право обжаловать его действия. Для этого нужно письменно обратиться, приложив переписку со страховой организацией или письменный отказ. Пакет документов нужно отправить в одну из инстанций:

  • территориальное подразделение ЦБ РФ;
  • суд по месту жительства;
  • прокуратура;
  • отделение РСА;
  • Федеральная антимонопольная служба, адрес: 123995, г. Москва, Д-242, ГСП-5, Садовая-Кудринская, 11.

Обычно при личном обращении к страховщику и угрозе передать письменный отказ в одну из выше указанных организаций страховая компания находит возможность заключить договор ОСАГО . И желание появляется, и бланки находятся, и вопрос решается в досудебном порядке.

Какие документы нужны для оспаривания отказа?

  1. Во-первых, письменное заявление страхователя (предложение-оферта) о заключении договора ОСАГО. На том экземпляре, который остается у автовладельца, ставится печать, дата и подпись лица, принявшего заявление.
  2. Во-вторых, письменный отказ страховщика . Нужен для обращения в компетентные органы.

Что делать, если спорить нет времени?

Российская судебная система довольно неповоротлива. На рассмотрение даже самого простого дела уходит несколько месяцев, а то и полгода. Понятно, что далеко не каждый готов выдержать длительные судебные прения, и точно никто не имеет возможности жить без страховки, ожидая принуждения страховщика к заключению договора ОСАГО. Если обязывают купить полис ОСАГО вместе с дополнительным страховым продуктом, порядок действий достаточно простой.

  • Пригласите свидетеля и в его присутствии попросите представителя страховой компании составить письменное несогласие в оформлении «автогражданки» без нагрузки.
  • На основании этой бумаги пишите претензию в адрес страховщика с требованием расторжения навязанного дополнительного договора страхования и возврата полной выплаченной суммы премии.
  • В случае отказа подавайте исковое заявление в суд.

Если вам не продают полис, то есть весьма сомнительный путь. Отчаянные могут пойти по нему.

  • Так как по закону договор страхования ОСАГО публичный, то сам факт письменного обращения потенциального страхователя может рассматриваться как факт заключения договора. Для этого заявление-оферту следует отправить страховщику по почте.
  • Если автомобиль попадет в ДТП, то на основании этого заявления и уведомления о вручении следует взыскать ущерб со страховой компании.

Очевидные минусы такой «самодеятельности».

  1. Согласно Правилам страхования, договор вступает в силу после оплаты страхователем взносов (полной суммы или определенной ее части). Так что у страховщика остается возможность на законных основаниях уклониться от выплаты страхового возмещения, если Верховный суд не присудит обратного.
  2. Инспектор ГИБДД, остановив машину, не удовлетворится копией заявления-оферты и подтверждением получения его страховщиком. Во-первых, это, как ни крути, не полис ОСАГО. Во-вторых, возникает закономерный вопрос об исправности ТС и возможности его эксплуатации.
  3. Даже если в самодельном «полисе» будет указано, что это дубликат, действительный до момента выдачи оригинала, времени и нервов на общение с инспектором уйдет очень много. Возможные варианты развития: штраф, снятие номеров, запрет на участие в дорожном движении.

Возможно, несколько десятков прецедентов создадут надежную базу для быстрого решения подобных вопросов, пока же развитие событий по этому сценарию не зафиксировано.

Перед тем, как застраховать старый автомобиль возрастом 10 и более лет, страховщики сто раз подумают, поскольку плюсов в страховании подобных машин намного меньше чем минусов.

Основной минус – это высокая частота страховых выплат, связанная с постоянным возникновением поломок и неисправностей. То есть, страховщику предлагается оформить сделку на заведомо невыгодных для себя условиях, что и служит причиной 90% отказов.

Если Вам всё-таки посчастливиться застраховать «пожилое» ТС, то условия, скорее всего, Вас не устроят. Нормированного расчета затрат водителей перед страховыми компаниями не установлено.

Есть ли какая-то выгода?

Едва ли. Стоимость оформления документов, их перечень и время процедуры будут такие же, как и для нового авто, а вот выплаты и страховые случаи не позволят водителю получить достаточную компенсацию для починки автотранспортного средства или возмещения ущерба после аварии

Как застраховать?

Составление заявления

Чтобы оформить заявление о заключении страхового договора, нужно располагать определенной информацией. В частности, для оформления полиса ОСАГО необходимо указать:

ВАЖНО! Если обозначить конкретный период времени, то можно сэкономить некоторую сумму. Но пользоваться автомобилем можно будет только в указанный промежуток времени.

Кроме вышеперечисленной информации в бланке также содержатся и другие данные. К примеру, работник страховой фирмы, который обрабатывает заявку, указывает данные о коэффициентах, на основании которых и осуществляют расчет стоимости полиса ОСАГО. В заявление также вносится номер полиса для проведения идентификации в будущем.

Отказ от СК

ОСАГО – обязательный вид страхования. Чтобы фирма отказала Вам на законных основаниях, у неё должны быть очень весомые условия, список которых будет праведен ниже. Если ни один из пунктов неприменим к вашему авто, значит страхователь не видит выгоды в заключении договора, что не может являться прямой причиной отказа.

Причины

Основной причиной является то, что такой полис несёт убытки для страховой фирмы. Но это варьируется в зависимости от региона РФ. В городах с положительной статистикой нет проблем с оформлением сделок.

Чтобы сэкономить на полисе или получить 100% одобрение – выберите регион с дешёвыми тарифами и хорошей статистикой.

Если же страховщик решит, что убытки в их регионе очень высоки, то может просто отказать в оформлении под предлогом отсутствия бланков или разного рода расходных материалов. Это не является законным основанием для отказа, но ведь фирма должна приносить прибыль работникам, иначе она разорится.

Тем не менее законных оснований для отказа Вам не предоставлено, а значит нужно защищать свои интересы вышестоящих правовых инстанциях.

Что делать в этом случае?

Если ответ страховщиков вас не устраивает, можно его обжаловать. Для этого напишите письменное обращение и приложите к нему копию отказа от страховой фирмы и переписку с ней.

Пакет документов можно отослать в одну из следующих структур:

  1. региональный отдел ЦБ РФ;
  2. штаб РСА;
  3. прокуратура;
  4. судебная инстанция по месту жительства;
  5. Федеральная Антимонопольная Служба.

Досудебное урегулирование ситуации

Иногда стоит намекнуть страховой компании на то, что вы собираетесь переводить конфликт в судебный формат, как они тут же идут вам на встречу. Не нужно угрожать или раздувать конфликт, просто поговорите.

Если же страховщики отказываются заключать сделку на любых условиях, то есть еще один метод. Он довольно сомнителен и подходит только для отчаянных людей:

  1. Согласно законодательству страховочный договор по полису ОСАГО является публичным. Факт обращения гражданина в страховую фирму (в письменной форме) может классифицироваться как факт того, что договор оформили. Нужно отослать заявление-оферту в страховую фирму по почте.
  2. Далее следует дождаться страхового случая. Когда автотранспортное средство попадает в ДТП, можно потребовать возмещение урона, опираясь на заявление-оферту и почтовое уведомление о том, что страховщики его получили.

Подробнее о досудебных претензиях в страховую компанию можно прочитать .

Обращение в суд и подача иска

Для оспаривания в суде необходимо всего 2 документа:

  • заявление-оферта в письменной форме о страховке по договору ОСАГО (на заявлении должна стоять печать, а также дата и подпись работника страховой компании, который его принимал);
  • письменный отказ страховой фирмы в оформлении полиса.

Общий список документации зависит от правовой структуры, в которую Вы обратитесь. В РСА могут потребовать один пакет документов, в прокуратуре – другой.

Поэтому, приходя с целью обжалования в конкретное учреждение, сразу уточните, не нужны ли еще какие-нибудь справки или документы по этому инциденту. Помните, что любые копии нужно заверять.

Получение полиса

На сегодняшний день страховщики могут сами изменять стоимость ОСАГО в небольших пределах. Чтобы найти наиболее подходящий по стоимости вариант, обратитесь в несколько страховых фирм по телефону. Страховщики перечислят Вам основные ставки страховых тарифов. Если Вы желаете приобрести полис по наиболее выгодной цене, то выбирайте ту компанию, основная ставка которой меньше, чем у остальных.


Оформление полиса ОСАГО обычно занимает пару минут. Кроме того, пролонгация страхового полиса возможна без личного визита к страховщику (через Интернет). Однако эта опция введена недавно, поэтому не все страховые корпорации успели добавить эту функцию в перечень услуг, предоставляемых интернет-ресурсами.

Обратимся к классическому способу приобретения страховки. При покупке полиса в офисе рекомендуется обратить внимание на его цену , которую надо самостоятельно подсчитать заранее. Напоминаем, что кроме самого документа страховки Вам обязаны передать 2 пустых бланка для извещений о дорожно-транспортных происшествиях. Они нужны будут Вам в том случае, если Вы примете решение оформлять ДТП без ГИБДД (при помощи Европротокола).

Еще один момент. При столкновении двух автотранспортных средств, максимальная компенсация урона повреждённого автомобиля составляет 400 000 рублей согласно ст. 7 ФЗ «Об ОСАГО» . Сначала покажется, что этой суммы может хватить на ремонтные работы, в большинстве ситуаций. Но поскольку с каждым годом цены на авто повышаются, а максимальная выплата остаётся той же, то при появлении серьезного страхового случая с дорогостоящим авто этой суммы точно не хватит на покрытие ущерба.

В связи с этим многие компании предлагают расширить полис ОСАГО при помощи ДСАГО (дополнительное страхование). Как правило, цена такой услуги намного меньше основной страховки, однако ДСАГО заметно расширяет сумму страховой выплаты — до 1 000 000 рублей или ещё больше. В разных страховых фирмах условия так же могут быть разными.

Заключение

Оформить страховку — дело пяти минут, которые сэкономит вам долгие часы, потраченные на разбирательства после аварий. Однако, если вы страхуете машину старше 10 лет,то могут возникнуть проблемы с оформлением страховки, хоть официально запрета в законе нет и каждый должен иметь ОСАГО на авто.