Что представляет собой налог как экономическая категория. Налог как экономическая категория выполняет функцию

Кто должен оплачивать налог с продажи земельного участка, сколько равен его размер, когда нудно оплачивать налог? В нашем материале мы рассмотрим все аспекты по уплате данного налога, составлению отчетности, изучим все остальные нюансы, которые помогут верно провести расчеты для физических и юридических лиц.

Кто должен выплачивать налог с продажи земельного участка?

Существует две главных категорий плательщиков данного налога:

  • Физические лица – резидентов РФ, которые в течение года находились на территории России не менее 183 дней.
  • Юридические лица и ИП, являющиеся нерезидентами РФ.

Резиденты должны выплачивать данный налог независимо от того, расположен ли он в России или за ее территорией. А вот нерезиденты только в том случае, если была совершена продажа земельного участка на территории России.

Размер налога составляет для физических лиц:

  • 13 % для резидентов.
  • 30 % для нерезидентов.

А вот в случае юридических лиц, полученные при продаже участка доходы должны учитываться в общем массе доходов от их деятельности, следовательно, расчет и иные условия уплаты налога определяются использующейся на предприятии системой налогообложения.

Продолжительность права собственности – важный фактор при расчетах

Налоговое законодательство, в том числе статья 217 НК РФ, устанавливает для земельных участков, которые были приобретены в собственность после 1 января 2016 года, два периода продолжительности права собственности. И они оба влияют на размер налоговой обязанности:

3-х летний период

Данный срок считается достаточным для того, чтобы освободить физическое лицо от уплаты налога после продажи участка. Чтобы избежать уплаты налога, нужно иметь одно из следующих оснований:

  1. Есть договор дарения между родственниками.
  2. Участок приватизирован.
  3. В наличии есть договор на пожизненное содержание.

5-летний период

Данный срок также является минимально допустимым, позволяющим физическим лицам освободиться от уплаты налога.

Но важная ремарка – его можно использовать в том случае, если нет возможности применить 3-х летний срок. Для земельных участков, которые куплены до 1 января 2016 года, как и раньше будет действовать трехлетний срок.

Правда, в ФЗ определено, что регионы сами могут сокращать данные периоды для определённых категорий граждан по их запросам.

Как провести расчет НДФЛ?

Непосредственно сами физические лица должны проводить уплату налога, определить льготы (при их наличии), проводить все расчеты. Потому так важно точно понимать, как рассчитать НДФЛ в данном случае – ведь при выявлении ошибок со стороны проверяющих органов могут поступить претензии.

Один из наиболее важных вопрос – с какой именно суммы производит выплату налога, какие документы нужно оформить и как вносятся платежи? Давайте разберем подробнее.

Налог выплачивается с суммы, которая является налоговой базой – ее рассчитывают с учетом всех затрат на приобретения жилья, вычетов и т.д. для определения налоговой базы также нужно учитывать:

Вначале определяем период, когда участок находился в собственности, затем берем за основу сумму, полученную в результате сделки. Налоговая база чаще всего не превышает ее, но зато позволяет уменьшить ее размеры за счет наличия вычетов. Затем база рассчитывается индивидуально.

При этом с 2016 года необходимо анализировать полученную сумму, сравнивать с той, что была получена при сделке (эту информацию можно найти в договоре), учитывать кадастровую стоимость.

Если доход, полученный от сделки, будет менее чем полученная сумма в результате умножения кадастровой стоимости на коэффициент 0,7, то в данном случае нужно применять именно эту величину, а не стоимость реализованного земельного участка.

Таким образом, первичная стоимость не может быть менее 70 % от кадастровой стоимости. После получения суммы необходим вычесть:

  1. 10 тысяч рублей – это социальная льгота.
  2. Фиксированный налоговый вычет, который равен 1 млн и может применяться только для земли, которая находится в собственности не меньше пяти лет.
  3. Сумму расходов, которые были потрачены на покупку участка. При этом расходы обязательно следует подтвердить (чеки, договор и т.д.). Этот вариант нельзя использовать для земли, полученной в наследство или дарение.

Социальную льготу можно использовать во всех случаях, а вот применять налоговый вычет – дело каждого и зависит от обстоятельств. Например, в случае, если сумма затрат окажется больше, чем сумма вычета, намного рациональнее применять способ затрат. Однако некоторые граждане все также используются свое право на получение вычета для уменьшения налогооблагаемой базы.

Уплата налога с продажи земельного участка и декларация

Кроме того, на плечи налогоплательщиков ложится обязанности по оформлению декларации и уплате налога. Сам документ необходимо предоставить в налоговую не позднее 30 апреля года, который идет за отчетным. То есть при продаже участка в 2015 году, документ нужно отправить на проверку не позднее 30 апреля 2016 года. Уплата налога производится не позднее 15 июля того же года (после предоставления декларации).

Если физическое лицо получило в отчетном году только доход от продажи своего имущества, то декларация будет содержать только информацию по этой операции. Если есть и другие доходы, например, сдача имущества или продажа иных объектов, составляется общая декларация по форме 3-НДФЛ.

Могут не предоставлять данный документ только те, кто не должен уплачивать налог при продаже, например, владеющие земельным участком свыше 5 лет и т.д. Если же данная обязанность присутствует, но при расчете налога получается ноль или меньше, декларация составляется по всем правилам, а вот налог уплачивать не нужно.

Вместе с этим документом в налоговую также стоит предоставить иные документы для подтверждения льготы, права на использования вычета, чеки и договоры, подтверждающие расходы. Несомненно, все эти документы налоговый инспектор может проверить и без вас, поскольку имеет доступ к различным базам данных, однако это условие является обязательным – если нет никаких подтверждающих документов, может получиться так, что и вычета нет, а значит, произойдет перерасчет налогов пользу увеличения.

Чтобы упростить подготовку отчетности и расчетов, физические лица могут воспользоваться специализированными сервисами на сайте Федеральной налоговой службы. Там также есть возможность войти в личный кабинет, где моно контактировать с ведомством, задавать вопросы, проводить оплату и т.д.

Могут ли отказать в приеме декларации?

Важно помнить, что налоговый инспектор может не принять декларацию, но только по законным основаниям, к которым относят:

  • Отсутствие важных документов – например, паспорта заявителя.
  • Отсутствие подписи в декларации.
  • При подаче документа в налоговую, к которой заявитель не относится.
  • Не верно заполнен документ.

Но если вы верно заполнили документ, а инспектор отказал вам в принятии декларации, вы вправе обратиться к вышестоящему лицу – в том случае работнику налоговой службы грозит дисциплинарное взыскание.

Налоги при продаже земли ИП или юрлица

Как мы уже сказали, ИП и юридические лица должны уплачивать данный налог только в том случае, если используют земли для коммерческих целей. Именно потому все доходы с продажи земли будут включены в общую налогооблагаемую базу предприятия.

Тут будет несколько иная форма расчета – ставка рассчитывается исходя из принятой системы налогообложения, а создание отчетности и уплата налога проводятся по общим правилам оплаты налогов.

Примеры расчетов – полезная информация

Давайте более подробно рассмотрим расчеты налога при продаже участка, что позволит не закупаться и верно составить декларацию и провести оплату.

Физические лица

У нас есть следующие данные: налогоплательщик может применять имущественный вычет – это преимущество определено статье 220 НК РФ. Если продавец участка освобожден от уплаты согласно статье 217 НК РФ, он может уменьшить налогооблагаемую базу на 1 млн рублей. Нудно вычесть эту величину и из полученной суммы уплачивать налог. Есть пример: земельный участок продали за 3 млн рублей, а продавец смог уменьшить базу на 1 млн рублей, в итоге сумма, из которой нужно произвести расчет, составила 2 млн рублей.

Следовательно, налог будет равен: 2 млн рублей * 0,13 = 260 тысяч рублей.

По своему усмотрению физическое лицо может либо воспользоваться вычетом, либо представить в документе расходы, которые понес на покупку участка, уменьшив базу на эту величину. Второй вариант будет наиболее рационален в случае:

  1. Есть документы, которые подтвердят расходы – чеки, договор купли-продажи с указанием цены.
  2. Сумма расходов превысила 1 млн рублей.

Например: гражданин Иванов купим участок за 2 млн рублей, а продал за 3 млн рублей, пи этом сохранились все нужные чеки и документы. Об этом Иванов должен «сообщить» в декларации и уменьшить расходы на 1 млн. следовательно, сумма налога составит:

1 млн рублей * 0,13 = 130 тысяч рублей.

Юридические лица

Тут все зависит от такого, какая система налогообложения принята на предприятии:

При работе по специальному режиму или УСН, то используется тариф в размере 6 %. Рассчитать все просто: при продаже имущества на сумму в 3 млн, сумма налога составит 180 тысяч рублей (3 млн * 6 %)

Если предприятие работает по принципу «Доходы, уменьшенные на расходы», нужно использовать ставку в размере 15 %. Такая система позволяет вычитать из налогоблагаемой базы следующие виды расходов:

  • На проведение регистрации, утверждение права собственности, межевание и т.д.
  • На оплату госпошлины за регистрацию.
  • На оплату пошлины для нотариуса.

А вот расходы на покупку участка нельзя применить для вычета – это следует запомнить, чтобы не сделать ошибок при расчетах.

Если работа ведется по общему режиму, то доход от продажи участка нужно обладить ставкой в размере 20 % от прибыли. Правда, НК РФ позволяет уменьшить данную сумму на понесенные на покупку расходы при наличии подтверждающих документов.

Ответственность за неуплату и непредоставление декларации

В случае если после продажи участка продавец не предоставил в налоговую декларацию и не оплатил налог, в его отношении будут применены санкции – штрафы, пени и т.д. При этом пени начисляется за каждые сутки просрочки в размере 1/300 от ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ.

Штрафы предусмотрены за непредоставление декларации или ошибки в них в размере 1/200 от суммы налога, но не более 30 %. Нижний размер штрафа – не менее 1000 рублей.

При неуплате налога или внесении неполной суммы, предусмотрен штраф в размере 20-40 % от общей величины налога. Размер зависит от причины неуплаты.

Вконтакте

От налога освобождены собственники при условиях :

  1. Владеющие участком на правах собственника 3 года и больше.
  2. При условии, что стоимость ЗУ по не превышает 1 миллиона рублей.

То есть, если продавец реализовал свой участок, который ранее приобрёл в собственность менее 3 лет назад, за 999 тысяч рублей или дешевле – он так же освобождается от налога за землю.

Для того, чтобы уточнить необходимость выплаты налога или возможности освобождения от него, следует подойти в местное отделение налоговой инспекции и узнать у консультанта общего отдела требования, которые предъявляются к продавцу земельного участка. Показав собственные документы, можно узнать необходимость выплат или возможность освобождения от них.

Кроме этого, можно самостоятельно проверить и рассчитать размер налога НДФЛ при продаже земельного участка.

Облагается ли налогом продажа земельного участка и как его рассчитать?

Обязательно стоит ответить на вопрос «какой налог при продаже земельного участка выплачивается физическим лицом?» , т.к. без знания расчетов суммы обложения, можно неверно трактовать всю дальнейшую процедуру оплаты.

Ставки

Продавец обязан уплатить 13% общей стоимости, полученной от суммы продажи и превышающей 1 миллион рублей , если он является резидентом РФ. Для нерезидентов и лиц, получивших гражданство РФ менее чем за 183 дня, взимаемая сумма увеличивается до 30% общей стоимости проданного участка. Эти ставки действуют для лиц, приобретших ЗУ менее чем, за три года. Для остальных эти положения не предусмотрены, что даёт полное освобождение от выплат. Кроме этого, в данном случае не требуется подавать декларацию.

Налоговый период

Оплата производится за предшествующий налоговый период . Он устанавливается до 30 апреля каждого календарного года.

Пример: если участок продан в 2015 году, то налоговую декларацию следует подавать до 30 апреля 2016 года .

Определение срока принадлежности ЗУ

Нужно взять , по которому участок был куплен, получен в наследство или в дар и посмотреть дату перехода права собственности. Если участок приватизировался или переоформлялся на основании «дачной амнистии» — посмотреть дату в . Указанный в документах день, когда возникло право собственности на землю, становится точкой отсчёта. Прибавив к ней ровно три года, можно узнать длительность владения ЗУ.

Проводим расчеты

Определив, что надел в собственности более трёх лет , можно приравнять налоговую сумму к нулю, независимо от суммы, которую выручил продавец.

Например : гражданка Иванова А.А. приобрела надел под строительство в центре населённого пункта в марте 2013 года за 1,5 миллиона рублей и продала его в апреле 2016 года за 3 миллиона 200 тысяч. Независимо от того, что ею получена явная прибыль, купчая налогом не облагается, так как ЗУ находился в собственности более 3 лет.

Если собственность по продолжительности оказалась меньше указанного срока , следует провести расчёты.

Например : гражданин Петров Б.Б. приобрёл надел под сад-огород в 2012 году за 750 тысяч рублей, а в 2013 году продал его за 850 тысяч. С него так же не взимался налог, так как стоимость надела не превышала одного миллиона рублей.

Например : гражданин Сидоров В.В. купил участок в Подмосковье в апреле 2013 года за 2,5 миллиона, продав его в марте 2016 года за 3 миллиона. Налог с продажи высчитывается следующим образом: 3 миллиона – 1 миллион = 2 миллиона, облагаемых налогом. 13% от двух миллионов = 260 тысяч рублей. эту сумму ему придётся заплатить в региональный бюджет.

Для лиц, получивших ЗУ по наследству, действуют аналогичные правила оплаты НДФЛ и подачи деклараций. День вступления в наследство приравнивается к моменту вступления в собственность.

Пошаговая инструкция оплаты налога с продажи земельного участка

После регистрации купчей в Росреестре следует:

  1. высчитать срок владения наделом на правах собственности;
  2. оплатить его и сохранить квитанцию.

Если предстоят выплаты, то нужно снять копию купчей. С подлинником, копией и гражданским паспортом подойти в местное отделение инспекции ФНС для . Проследить, чтобы уложиться в срок, установленный для подачи деклараций (об этом написано в одном из предыдущих пунктах).

Кроме этого при себе следует иметь правоустанавливающую документацию на ЗУ, актуальную до момента продажи. На её основании будет произведена выверка срока владения объектом. Бланк можно получить на месте и заполнить его, консультируясь с уполномоченным лицом. Допустимо скопировать его с сайта и заполнить дома, придя с готовым документом.

Подойдя в отделение, следует получить в терминале талончик на посещение уполномоченного инспектора. По номеру очереди, освободившийся инспектор пригласит налогоплательщика для проверки правильности заполнения декларации. Если она заполнена правильно, его отправят в кабинет, где производится приём документации. При наличии ошибок в заполнении, налогоплательщик получит квалифицированную помощь и заполнит новый экземпляр.

Заполнять его следует заглавными печатными буквами в тех местах, которые предусмотрены для формы 3-НДФЛ.

Квитанцию об оплате налога с продажи земельного участка нужно приложить к декларации . Если в расчётах допущена ошибка в сторону уменьшения – нужно доплатить недоимку и предоставить вторую квитанцию. Если случайно произошла переплата – следует написать заявление на имя начальника регионального отделения ФНС с просьбой вернуть переплаченную часть.

Вот такая нехитрая схема выплаты налога на куплю продажу земельного участка. Но есть интересные нюансы, связанные с льготами в РФ — об этом ниже.

Льготы в Российской Федерации

Федеральное законодательство установило категории граждан, которые могут снизить НДФЛ за продажу земли на 10 тысяч рублей . В числе таковых нижеследующие, имеющие звания и награды:

  1. Герои Советского Союза;
  2. Российской Федерации;
  3. ветераны ВОВ;
  4. Полные Кавалеры Ордена Славы.

Из числа лиц, имеющих инвалидность, льготному налогообложению подлежат :

  1. лица, получившие инвалидность в боевых действиях;
  2. инвалиды первой группы;
  3. инвалиды, получившие статус таковых по 2 группе, до 01.01.04 г.
  4. инвалиды с детства.

К ним принадлежат ликвидаторы последствий аварий с выбросом радиоактивных излучений или подвергшиеся радиоактивному излучению в результате вины уполномоченных лиц. Обозначенные группы имеют соответствующую документацию, констатирующую их принадлежность к обозначенному статусу.

С данной документацией следует обратиться к уполномоченному лицу или консультанту общего отдела местной инспекции ФНС и написать заявление на имя начальника. В заявлении – сформулировать причину обращения и основания, допускающие получение льгот. После рассмотрения и получения визы начальника, льготникам выдадут письменное разрешение на использование преимуществ налогообложения.

После получения согласия на использование льгот, из суммы налога следует вычесть 10 тысяч рублей, а оставшуюся сумму оплатить и включить в декларацию.

Теперь вы знаете платиться ли налог при продаже земельного участка, сумма налога, как это происходит и у кого имеются льготы.

Для того, чтобы избавиться от налогообложения при продаже земельного участка физическим лицом, не следует прибегать к серым схемам или уменьшать при стоимость . Такие прецеденты чреваты плачевными юридическими последствиями. Лучше подождать прошествия трёх лет или честно выплатить положенный налог.

Так как с 2016 года меняются правила оплаты налогов при реализации недвижимости, то многие владельцы земли задаются вопросом, какой налог требуется платить с продажи земельного участка.

Почему продажа облагается налогом

Продажа недвижимого имущества ведет к получению лицом доходов, которые рассматриваются как налогооблагаемая база. Однако чтобы не перегружать население, государство ввело ограничения для тех, кто совершает сделки с недвижимостью иногда, таким образом, позволяя большинству граждан сменить жилье без лишних трат.

Налог с продажи земельного участка: изменения после 2016 года

Вступившие в силу изменения касаются только тех объектов недвижимости, которые приобретены после 1 января 2016 года. Все остальные дома, земельные участки и прочие объекты будут продаваться в соответствии с нынешним законодательством.

Минимальный срок владения

Если раньше платился налог с продажи дома с земельным участком только на ту недвижимость, которая находилась во владении менее трех лет, то теперь этот срок расширили до пяти лет.

!!! Исключения, для которых сохраняется трехлетнее правило:

  • Приватизированные объекты
  • Полученная по наследству или подаренная собственность
  • Плательщик ренты получил право собственности по договору пожизненного содержания с иждивением

Никакого занижения: какой налог берется с продажи земельного участка

Раньше популярной практикой было занижение стоимости недвижимости, если она продавалась в срок менее чем через три года после приобретения. Сейчас же, если цена окажется ниже кадастровой стоимости умноженной на 0,7, то базой для расчета выплат станет как раз кадастр.

Пример:

Кадастровая стоимость земельного участка 5000000 рублей.
Если вы будете продавать участок по стоимости ниже чем 3500000 рублей, то базой для налогообложения будет взята именно кадастровая стоимость – 5000000 рублей.

Сумма налога с продажи земельного участка

Налог с продажи недвижимости рассчитывается, как и любой другой взнос с доходов физических лиц – придется платить по 3-НДФЛ 13%. Учитывая стоимость недвижимости, это составляет большую сумму.

Имущественные вычеты

Если вам все-таки придется платить по 3-НДФЛ, то многие спрашивают, какой налог платится с продажи земельных участков.

Государство предоставляет гражданам возможность сделать выбор, что именно заявить в налоговой декларации.

1. Заявление об имущественном налоговом вычете – если вы не купили допустим квартиру, а приватизировали, получили ее в дар или по договору иждивения и т.д., то вам нужно заявить в декларации по форме 3-НДФЛ о имущественном налоговом вычете. В отношении недвижимости он составляет 1 млн рублей.

Пример:

Стоимость квартиры в договоре купли продажи 8 000 000 рублей.
8 000 000руб. – 1 000 000 руб. * 13%= 910 000 руб.

2. Заявление на вычет в сумме документально подтвержденных расходов. Если вы купили квартиру мене трех лет назад, то вы предоставляете в налоговую копию договора купли-продажи и платите только на полученный доход – разницу в цене.

Пример:

Стоимость квартиры в договоре купли-продажи 7 500 000 рублей.
Вы продаете ее за 8 000 000руб.
8 000 000руб. – 7 500 000 руб. * 13%= 65 000 руб.

В целом, понятно, что изменения в законодательстве призваны пополнить бюджет и заставить платить налоги тех, кто нелегально зарабатывает на перепродаже недвижимости. Власти считают, что тем, кто просто хочет продать квартиру и улучшить условия, никаких проблем новый закон не доставит.

Неотъемлемым элементом регулирования рыночных отношений в обществе выступают налоги, которые обеспечивают финансовыми ресурсами органы государственной власти и местного самоуправления для решения экономических и социальных задач, воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов, регулируют доходы, имущественную состоятельность, платежеспособный спрос населения.

Налоги - это историческая, экономическая и правовая категория. Исторически их появление связано с разделением общества на классы, возникновением государства, требующего соответствующего финансирования. Формы налогов, методы их взимания развивались по мере эволюции общественных отношений. Вместе с ними менялось представление о сущности и роли налогов, их теоретическое обоснование.

На первом этапе (эпоха Древнего мира - начало Средних веков) налоги носили исключительный, нерегулярный характер: дань с побежденного народа, военные трофеи, жертвоприношения и др. Государство не имело финансового аппарата для определения и сбора налогов и устанавливало лишь сумму средств, которую желало получить. Первопричиной существования налогов была потребность объединять усилия в целях жизнеобеспечения общества. В этот период налоги трактовались как общественно необходимое и полезное явление.

Вследствие роста государственных потребностей в денежных средствах, обусловленного расширением функций и увеличением числа задач, решаемых государством, налоги превратились в регулярные и обязательные платежи. В развитии налоговых форм и научных взглядов на налоги условно выделяется второй этап (ХVI-ХVIII вв.). Преобладающими являлись прямые налоги (поземельные, поимущественные, подушные), распространялось косвенное налогообложение. Одновременно формировались теоретические основы налогообложения. Законченная форма представления о налогах появилась в XVII в.

Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сущности и природе налогов, их роли в экономической и социально-политической жизни общества, т. е. налоговая теория представляет собой комплекс научно обоснованных знаний о принципах и видах налогов.

Первой самой общей теорией налогообложения стала теория обмена , которая базируется на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог подданные приобретают у государства услуги по защите от нападений, поддержанию порядка и др.

В эпоху Просвещения появляется разновидность теории обмена - атомистическая теория ( по -другому - теория общественного договора, теория публичного договора - С. Вобан, Ш.Л. Монтескье). Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги.

В первой половине XIX в. была сформирована теория наслаждения (Ж. Сисмонди), согласно которой налоги есть цена, уплаченная гражданином за полученные им от общества наслаждения.

В тот же период складывается теория налога как страховой премии (А. Тьер, Дж. Мак-Кулох). По мнению авторов этой теории, налоги есть страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Однако в отличие от истинного страхования налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а для того, чтобы профинансировать затраты государства на обеспечение обороны и правопорядка.

Классическую теорию налогов обосновали А. Смит и Д. Рикардо. Они рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание правительства. При этом какая-либо иная роль ( регулирование экономики, плата за услуги, страховой платеж) налогам не отводилась. А. Смит предложил принципы налогообложения: равномерность, определенность, удобство, дешевизна.

Развитие монокапиталистических отношений в XIX-XX вв. - третий - четвертый этапы в эволюции налоговых форм и научных взглядов на налоги - сопровождалось уменьшением количества налогов, формированием налоговых систем, основанных на принципах подоходного налогообложения. Признавалось рациональным сочетание прямого и косвенного налогообложения в целях балансирования фискальных интересов государства и интересов налогоплательщиков. В обществе превалировали взгляды, согласно которым государство играло значительную роль в регулировании социально-экономических процессов, используя такие рычаги, как налоги. В финансовой науке развивались идеи о принудительном характере налога, возрастании значения права при его установлении и взимании, т. е. происходил поворот к пониманию налога как осознанной необходимости. Обоснование налогов как одного из воспроизводственных факторов содержится в работах русских экономистов И.М. Кулишера, И.Х. Озерова, В.Н. Твердохлебова, Н.И. Тургенева, И.И. Янжула и др. Несмотря на то что их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, т. е. ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания государства, в них были учтены закономерности развития товарно-денежных отношений и международные тенденции формирования основ рыночного хозяйствования.

Согласно кейнсианской теории (начало XX в.) налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития.

Налоговая теория монетаризма , выдвинутая в 50-х годах XX в. М. Фридменом, принижала роль налогов (через налоги из обращения изымается "лишняя" денежная масса).

В теории экономики предложения , сформулированной в начале 80-х годов М. Бернсом, А. Лэффером, Г. Стайном, налоги рассматривались как один из факторов экономического развития и регулирования. При этом отмечалось, что высокий уровень налогообложения отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную деятельность , а это сказывается на базе налогообложения в сторону ее сокращения, что приводит к уменьшению налоговых поступлений.

В нашей стране отношение к налогам было отрицательное. Провозгласив построение первого в мире государства без налогов, социалистическая наука постепенно утвердила положение, согласно которому государство, являясь собственником предприятий, использовало во взаимоотношениях с ними так называемую систему отчислений в бюджет как нечто отличное от налогов. Соответственно в экономической литературе советского периода вопросы теории налогов не нашли должного отражения. Все сводилось к констатации текущих событий. Советские ученые М.М. Агарков, А.В. Бачурин, Г.Л. Марьяхин, М.И. Пискотин, Г.П. Солюс и др., анализируя налоговые системы зарубежных стран, доказывали имманентность налогов при капитализме, а не при социализме. В трудах А.М. Александрова, А.М. Бирмана, Э.А. Вознесенского, В.П. Дьяченко и других исследователей раскрывались отдельные проблемы налогообложения. Налоговая теория в Российской Федерации вновь стала развиваться с начала 90-х годов. Особого внимания заслуживают труды российских экономистов по теории налогов и налогообложения: А.В. Брызгалина, И.В. Горского, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, И.Г. Русаковой, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной и др. Экономические преобразования в Российской Федерации требуют системного подхода. Под налоговую реформу должны быть подведены фундаментальные экономические теории. Преобразования в системе налоговых правоотношений требуют не только профессиональных навыков в сборе налоговых платежей. Необходимо понять, какую роль играют налоговые категории в процессе расширенного воспроизводства и каким образом оптимизировать эту роль. Практика немыслима без теории.

Сущность экономической категории "налог" останется невыраженной, если исследовать ее только с позиций проводимой государством политики. Всестороннее познание всей многогранности экономических процессов и опосредующих их экономических категорий - необходимое условие создания действенного механизма управления этими процессами с учетом существующих базисных реалий. Любой налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами и тем самым обеспечивать общественный прогресс.

  1. должна быть объективной реальностью, т. е. не зависеть от воли и сознания отдельных людей или групп личностей;
  2. выражать реально существующие экономические отношения;
  3. иметь специфическое общественное предназначение, которое реализуется в выполняемых функциях.

Рассмотрим перечисленные признаки применительно к категории "налог". Налоги объективно возникают на определенном этапе экономического развития общества. При уплате налогов устанавливаются реальные отношения между государственной властью и корпоративными или индивидуальными собственниками, часть их доходов отчуждается для финансирования общегосударственных потребностей. В последнем и реализуется их общественное предназначение. При этом также осуществляется вмешательство в экономические и социальные процессы. Следовательно, можно заключить, что все три признака имеют место , значит, налог - экономическая категория. Поэтому целесообразно дать определение налога как экономической категории.

Налог - совокупность экономических отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости ВВП между государством (в лице соответствующих государственных структур), местными органами власти и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами), по поводу принудительно-властного изъятия части их доходов в одностороннем, безэквивалентном, индивидуально безвозвратном порядке в общегосударственное пользование. Это определение налога в широком смысле.

Конкретными формами проявления категории налога выступают виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. В узком смысле (с точки зрения организационно-правовой формы) налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежными средствами с целью финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Такое определение зафиксировано в Налоговом кодексе Российской Федерации. Анализ данного определения указывает на следующие признаки налога:

  1. обязательный платеж, при уплате которого возникают имущественные отношения между плательщиком и получателем, основанные на властном подчинении первого последнему;
  2. индивидуальный платеж - налогоплательщик не вправе переложить данную обязанность на других лиц, но может участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя;
  3. безвозмездный платеж, взимается обязательно в денежной форме.

Неотъемлемым элементом регулирования рыночных отношений в обществе выступают налоги, которые обеспечивают финансовыми ресурсами органы государственной власти и местного самоуправления для решения экономических и социальных задач, воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов, регулируют доходы, имущественную состоятельность, платежеспособный спрос населения.

Налоги - это историческая, экономическая и правовая категория. Исторически их появление связано с разделением общества на классы, возникновением государства, требующего соответствующего финансирования. Формы налогов, методы их взимания развивались по мере эволюции общественных отношений. Вместе с ними менялось представление о сущности и роли налогов, их теоретическое обоснование.

На первом этапе (эпоха Древнего мира - начало Средних веков) налоги носили исключительный, нерегулярный характер: дань с побежденного народа, военные трофеи, жертвоприношения и др. Государство не имело финансового аппарата для определения и сбора налогов и устанавливало лишь сумму средств, которую желало получить. Первопричиной существования налогов была потребность объединять усилия в целях жизнеобеспечения общества. В этот период налоги трактовались как общественно необходимое и полезное явление.

Вследствие роста государственных потребностей в денежных средствах, обусловленного расширением функций и увеличением числа задач, решаемых государством, налоги превратились в регулярные и обязательные платежи. В развитии налоговых форм и научных взглядов на налоги условно выделяется второй этап (ХVI-ХVIII вв.). Преобладающими являлись прямые налоги (поземельные, поимущественные, подушные), распространялось косвенное налогообложение. Одновременно формировались теоретические основы налогообложения. Законченную форму представления о налогах приобрели в XVII в.

Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сущности и природе налогов, их роли в экономической и социально-политической жизни общества, т. е. налоговая теория представляет собой комплекс научно обоснованных знаний о принципах и видах налогов.

Первой самой общей теорией налогообложения стала теория обмена , которая базируется на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог подданные приобретают у государства услуги по защите от нападений, поддержанию порядка и др.

В эпоху Просвещения появляется разновидность теории обмена - атомистическая теория (по-другому - теория общественного договора, теория публичного договора - С. Вобан, Ш. Л. Монтескье). Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги.

В первой половине XIX в. была сформирована теория наслаждения (Ж. Сисмонди), согласно которой налоги есть цена, уплаченная гражданином за полученные им от общества наслаждения.

В тот же период складывается теория налога как страховой премии (А. Тьер, Дж. Мак-Кулох). По мнению авторов этой теории, налоги есть страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Однако в отличие от истинного страхования налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а для того чтобы профинансировать затраты государства на обеспечение обороны и правопорядка.

Классическую теорию налогов обосновали А. Смит и Д. Рикардо. Они рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, плата за услуги, страховой платеж) налогам не отводилась. А. Смит предложил принципы налогообложения: равномерность, определенность, удобство, дешевизна.

Развитие монокапиталистических отношений в XIX-XX вв. - третий - четвертый этапы в эволюции налоговых форм и научных взглядов на налоги - сопровождалось уменьшением количества налогов, формированием налоговых систем , основанных на принципах подоходного налогообложения. Признавалось рациональным сочетание прямого и косвенного налогообложения в целях балансирования фискальных интересов государства и интересов налогоплательщиков . В обществе превалировали взгляды, согласно которым государство играло значительную роль в регулировании социально-экономических процессов, используя такие рычаги, как налоги. В финансовой науке развивались идеи о принудительном характере налога, возрастании значения права при его установлении и взимании, т. е. происходил поворот к пониманию налога как осознанной необходимости. Обоснование налогов как одного из воспроизводственных факторов содержится в работах русских экономистов И. М. Кулишера, И. Х. Озерова, В. Н. Твердохлебова , Н. И. Тургенева, И. И. Янжула и др. Несмотря на то что их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, т. е. ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания государства, в них были учтены закономерности развития товарно-денежных отношений и международные тенденции формирования основ рыночного хозяйствования.

Согласно кейнсианской теории (начало XX в.) налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития.

Налоговая теория монетаризма , выдвинутая в 50-х годах XX в. М. Фридменом , принижала роль налогов (через налоги из обращения изымается «лишняя» денежная масса).

В теории экономики предложения , сформулированной в начале 80-х годов М. Бернсом, А. Лэффером, Г. Стайном, налоги рассматривались как один из факторов экономического развития и регулирования. При этом отмечалось, что высокий уровень налогообложения отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а это сказывается на базе налогообложения в сторону ее сокращения, что приводит к уменьшению налоговых поступлений.

В нашей стране отношение к налогам было отрицательное. Провозгласив построение первого в мире государства без налогов, социалистическая наука постепенно утвердила положение, согласно которому государство, являясь собственником предприятий, использовало во взаимоотношениях с ними так называемую систему отчислений в бюджет как нечто отличное от налогов. Соответственно в экономической литературе советского периода вопросы теории налогов не нашли должного отражения. Все сводилось к констатации текущих событий. Советские ученые М. М. Агарков, А. В. Бачурин, Г. Л. Марьяхин, М. И. Пискотин, Г. П. Солюс и др., анализируя налоговые системы зарубежных стран, доказывали имманентность налогов при капитализме, а не при социализме. В трудах А. М. Александрова, А. М. Бирмана, Э. А.Вознесенского, В. П. Дьяченко и других исследователей раскрывались отдельные проблемы налогообложения. Налоговая теория в Российской Федерации вновь стала развиваться с начала 90-х годов. Особого внимания заслуживают труды российских экономистов по теории налогов и налогообложения: А. В. Брызгалина, И. В. Горского, Л. П. Павловой, В. Г. Панскова, И. Г. Русаковой, Д. Г. Черника, Т. Ф. Юткиной и др. Экономические преобразования в Российской Федерации требуют системного подхода. Под налоговую реформу должны быть подведены фундаментальные экономические теории. Преобразования в системе налоговых правоотношений требуют не только профессиональных навыков в сборе налоговых платежей. Необходимо понять, какую роль играют налоговые категории в процессе расширенного воспроизводства и каким образом оптимизировать эту роль. Практика немыслима без теории.

Сущность экономической категории «налог» останется невыраженной, если исследовать ее только с позиций проводимой государством политики. Всестороннее познание всей многогранности экономических процессов и опосредующих их экономических категорий - необходимое условие создания действенного механизма управления этими процессами с учетом существующих базисных реалий. Любой налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами и тем самым обеспечивать общественный прогресс.

  • 1) должна быть объективной реальностью, т. е. не зависеть от воли и сознания отдельных людей или групп личностей;
  • 2) выражать реально существующие экономические отношения;
  • 3) иметь специфическое общественное предназначение, которое реализуется в выполняемых функциях.

Рассмотрим перечисленные признаки применительно к категории «налог». Налоги объективно возникают на определенном этапе экономического развития общества. При уплате налогов устанавливаются реальные отношения между государственной властью и корпоративными или индивидуальными собственниками, часть их доходов отчуждается для финансирования общегосударственных потребностей. В последнем и реализуется их общественное предназначение. При этом также осуществляется вмешательство в экономические и социальные процессы. Следовательно, можно заключить, что все три признака имеют место, значит, налог - экономическая категория. Поэтому целесообразно дать определение налога как экономической категории .

Налог - совокупность экономических отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости ВВП между государством (в лице соответствующих государственных структур), местными органами власти и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами), по поводу принудительно-властного изъятия части их доходов в одностороннем, безэквивалентном, индивидуально безвозвратном порядке в общегосударственное пользование. Это определение налога в широком смысле.

Конкретными формами проявления категории налога выступают виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. В узком смысле (с точки зрения организационно-правовой формы) налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Такое определение зафиксировано в Налоговом кодексе Российской Федерации. Анализ данного определения указывает на следующие признаки налога:

  • 1) обязательный платеж, при уплате которого возникают имущественные отношения между плательщиком и получателем, основанные на властном подчинении первого последнему;
  • 2) индивидуальный платеж - налогоплательщик не вправе переложить данную обязанность на других лиц, но может участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя;
  • 3) безвозмездный платеж, взимается обязательно в денежной форме.