Региональная экономическая политика рф. · имеют действующий договор страхования

В СССР начало активного проведения РЭП приходится на 1920-е гг.

I этап ее проведения охватывает 1920-1930 гг. Это период преодоления последствий гражданской войны и индустриализации страны. В этот период в управлении страной преобладал территори­альный принцип.

II этап РЭП охватывает 1940-е - первую половину 1950-х гг. В это время система совнархозов (т. е. территориальных органов управления) была заменена системой наркоматов (отраслевых органов). В управлении экономикой доминировал отраслевой принцип.

III этап приходится на 1957-1965 гг. В этот период снова были созданы совнархозы, и в управлении народным хозяйством терри­ториальный принцип вновь стал превалирующим.

IV этап начался в 1965 г., когда совнархозы были упразднены, и про­длился до 1980-х гг. В это время вновь возобладал отраслевой принцип управления. Проблемам регионального развития уделялось явно не­достаточно внимания. В конце 1980-х гг. была предпринята попытка резкой активизации РЭП. Разрабатывались модели «республиканского хозрасчета», усилилось внимание к проблемам, существовавшим в рес­публиках СССР. Тем не менее, это был весьма короткий период.

V этап РЭП начинается с 1993 г., когда были подписаны Мааст­рихтские соглашения. РЭП принимает межнациональной характер и осуществляется в рамках Европейского союза. К ее основным це­лям относятся:

1) обеспечение ускоренного развития стран ЕС, ко­торые отстают от среднего уровня;

2) решение внутренних проблем регионального развития, существующих в отдельных странах ЕС. В настоящее время в странах Западной Европы проводится весьма активная РЭП, которая дифференцирована по четырем группам стран: первая - это страны «сплочения». К ним относятся Ирландия, Греция, Португалия и Испания. Они являются относительно слабо­развитыми странами Европейского союза, на их территории распо­ложены самые бедные регионы в Западной Европе;

Вторая группа - страны «высокой дифференциации». Данную группу образуют Германия и Италия. Эти страны характеризуются существенными внутренними различиями в уровне развития терри­торий - между севером и югом Италии, а также между «старыми» и «новыми» землями Германии;

Третья группа - Скандинавские страны (включают Финляндию и Швецию). Эти государства отличаются низкой плотностью населе­ния, существенной удаленностью населенных пунктов друг от друга;

Четвертая группа - страны Северной Европы, включают Авст­рию, Францию, Данию, Бенилюкс, Объединенное Королевство. Глав­ные региональные проблемы, имеющиеся в этих странах, связаны с происходящими структурными изменениями экономики, региональ­ными проблемами занятости.

Следует отметить, что в странах Восточной Европы, многие из которых стали членами ЕС, проблемы регионального развития го­раздо острее, чем в странах Западной Европы. Основные противо­речия имеют место как в связи с существенной разницей в ситуации по линии «центр - периферия», так и с наличием депрессивных рай­онов. Эти же проблемы весьма остры и в России.

Понятие, задачи и принципы региональной экономической политики .

Региональная экономическая политика (РЭП) - комплекс различ­ных, законодательных, административных и экономических мер, про­водимых государством как на центральном, так и местном уровне с це­лью устранения диспропорций в экономическом развитии, достиже­ния более полного использования потенциала региона, содействия развитию депрессивных регионов страны, решения экологических и социально-экономических проблем регионального развития.

Соответственно, к задачам региональной экономической политики можно отнести следующие:

Создание условий для ликвидации различий в качестве жизни населения между регионами, а также крупными, средними и малы­ми городами, городскими и сельскими населенными пунктами;

Развитие специализации экономики регионов, обеспечиваю­щей наиболее полное соответствие ресурсного потенциала местным условиям, формирование эффективных национальных и внутрирегиональных производственных комплексов;

Обеспечение комплексного развития территорий регионов;

Решение существующих проблем регионального развития (эко­логических, демографических и др.);

Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стра­тегическое значение для государства в целом. РЭП, для того, чтобы быть эффективной, должна отвечать оп­ределенным принципам. К ним следует отнести:

Приоритетность. Данный принцип заключается в концентра­ции усилий на решении наиболее"важных проблем развития регионов;

Субсидиарность. Означает, что центр или вышестоящий орган власти должны обеспечивать решение только тех проблем регио­нального развития, которые местные органы управления не в со­стоянии решить сами;

Гибкость и превентивность. Предполагается, что проведение РЭП должно осуществляться на регулярном анализе ее эффектив­ности и своевременной корректировке, а также постоянном монито­ринге и прогнозировании социально-экономической ситуации в ре­гионах и принятии своевременных мер, упреждающих развитие негативных последствий;

Партнерство. Взаимодействие и сотрудничество республи­канских и местных органов управления и самоуправления, а также всех заинтересованных сторон в разработке и реализации региональной политики.

Виды и методы региональной экономической политики .

Региональная экономическая политика подразделяется на различные виды в зависимости от того, кто ее осуществляет, на какие объекты она направлена, как, какими методами и для решения ка­ких задач осуществляется. Прежде всего, следует отметить, что РЭП может быть как государственной, так и негосударственной. Первый ее вид разрабатывается и осуществляется государственными органами управления, он является составной частью всей социально-экономической политики государства. Негосударственная РЭП осуществляется крупными производственными, торговыми и финансовыми структурами, деятель­ность которых распространяется на различные регионы и которые, как правило, имеют в своем составе широкую территориальную сеть филиалов и подразделений. Это могут быть транснациональные кор­порации или национальные структуры. Например, ОАО «АСБ Бела-русбанк» имеет сотни региональных подразделений в своем составе, деятельность которых охватывает все административные районы республики, а также заграничные представительства. Естественно, что он осуществляет определенную РЭП, включающую стратегию и так­тику развития сети отделений и представительств. Кроме того, можно выделить национальную и межнациональную РЭП. Пример последней - РЭП Европейского союза.

РЭП относится к различным районам и уровням территориальной организации. В первом случае речь идет о различных регионах или их совокупностях, выделенных по тому или иному признаку (географическому, экономическому и др.), во втором - о типах населенных мест и территорий (сельская территория, малые города и т. д.). Возможно и сочетание этих предметных областей (например, малые города северного региона). Исходя из видов общественных подсистем, на которые направлена региональная политика, можно выделить собственно экономическую, а также научно-техническую, экологическую, демографическую и другие виды региональной политики. По степени охвата выделяется локальная (осуществляется в пределах районов или об­ластей), национальная и межнациональная РЭП. Важное значение имеет разделение РЭП на такие виды, как эксплицитпая (от англ. explicit - ясный, открыто выраженный) и имп­лицитная (от англ. implicit - подразумеваемый). Эксплицитная РЭП отражена в соответствующих программных документах, направле­на на решение четко определенных задач, относящихся к проблемам регионального развития. Что касается имплицитной РЭП, то она четко не декларируется, как относящаяся к региональной, а включает последствия для регионального развития различных социально-экономических решений, относящихся к промышленной, аграр­ной и другим видам экономической политики. Как и другие виды экономической политики, региональная может осуществляться прямыми и косвенными методами. К инструментам косвенного регулирования относятся те, посредством которых формируются условия, определяющие деятельность социально-экономических субъектов. К ним относятся налоговая, денежно-кредитная политика, создание правовых основ региональ­ного развития и др. Инструменты прямого регулирования включают разработку и осуществление определенных программ, принятие административных и экономических решений, относящихся к конкретным экономическим субъектам. Важным методом осуществления РЭП является программный. К числу государственных программ, определяющих цели, задачи, приоритеты, а также конкретные меры регионального развития, мож­но отнести: «Национальную стратегию устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года»,

Политика вообще - это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, сред­ства и институты, с помощью которых данные интересы формулиру­ются, отстаиваются и защищаются. Политика - это интересы в дей­ствии.

Региональная политика - система намерений и действий, кото­рая реализует интересы государства в отношении регионов и внутрен­ние интересы самих регионов методами и средствами, соответству­ющими современным региональным процессам.

Под региональной политикой в Российской Федерации понима­ется система целей и задач органов государственной власти по управ­лению политическим, экономическим и социальным развитием регио­нов страны, а также механизм их реализации. Так определяется понятие «региональная политика» в Основных направлениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президен­та РФ от 3 июня 1996 г. .

Региональная политика в России, так же как и за рубежом, прово­дится в жизнь комплексом законодательных, административных, соци­ально-экономических, экологических мероприятий, предпринимаемых федеральным центром, региональными и местными органами власти. Правовой ее основой является Конституция РФ. В этой связи следует различать региональную политику, проводимую федеральной властью по отношению к региональным, и собственно региональную, осущест­вляемую региональными властями на подведомственной им террито­рии. При этом все большая часть задач и мер по региональному разви­тию должна закрепляться за регионами, но данный процесс не должен


носить стихийный характер. Контроль за регионами со стороны госу­дарства должен сохраняться.

Многие рассматривают региональную политику как особый вид государственной политики в сфере регулирования экономического, социального, этнополитического, экологического развития страны в региональном аспекте.

Региональная политика России имеет несколько основных направ­лений, среди которых региональная экономическая политика занима­ет одно из первых мест. В Основных направлениях региональной поли­тики Российской Федерации ей посвящен специальный раздел. В нем подчеркивается, что новое геополитическое положение России, много­образие форм собственности изменили критерии рациональности раз­мещения производства, специализации регионов, строительства отдельных предприятий. Возросшая самостоятельность регионов тре­бует совершенствования экономических и, прежде всего, бюджетных взаимоотношений с федеральным центром.

Главная цель предстоящего времени - стабилизация производ­ства, возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций России в мире.

В связи с этим усилия органов государственной власти РФ и орга­нов государственной власти субъектов Федерации должны быть направлены на решение следующих задач:

Укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;

Содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, станов­лению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капи­тала, институциональной и рыночной инфрастуктуры;

Сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапном создании условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благо­состояния населения, рационализации систем расселения;

Достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышении ее жизнеспособности в рыночных условиях;

Развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транс­порта, связи, информатики и др.);

Стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомо-i ивами» и «точками роста» экономики субъектов РФ;

Оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографиче­скими и миграционными проблемами;

Разработка и реализация научно обоснованной политики в отно­шении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующи­ми специальных методов регулирования (районов Арктики и Крайне­го Севера, Дальнего Востока, приграничных и других районов);

Совершенствование экономического районирования страны.
Главным условием реализации этих задач является обеспечение

единства экономического пространства страны, которое определяется единством и скоординированным развитием институциональных структур. При этом решение конкретных задач развития и совершен­ствования производства, бюджетных отношений, экономических и дру­гих проблем должно осуществляться соответствующими им способами и методами. Дальнейшее развитие должны получить прогнозирование и программирование.

Важнейшими исходными пунктами должны стать:

Прогнозирование платежеспособного спроса и его регионально­го распределения;

Изучение региональных рынков;

Оценка финансовых и других возможностей регионов;

Выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения социально-экономических проблем их развития.

Среди форм реализации региональной политики в настоящее вре­мя и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению региональных и федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.

Последние годы ознаменовались усилением внимания исполни­тельной власти к программной политике. Возможно, это объясняется тем, что на момент своего избрания Президент РФ не имел четкой эко­номической стратегии и спешил компенсировать данный пробел. Новая экономическая программа, рассчитанная на десятилетний период, была подготовлена Центром стратегических разработок. В ее основе - идея усиления рыночной компоненты и сокращение присутствия государ­ства в экономике, снижение государственных бюджетных расходов, фискального бремени.

Программа открывает перед страной три базовых пути развития.

1, Первый путь состоит в усилении либерального курса. Бюджет­ные расходы, в том числе и на социальную сферу, будут сокращаться. Такой курс приведет к росту социальной напряженности в стране вследствие падения реальных доходов населения.


2. Второй путь заключается в «реванше отраслевиков». Он пред-
;. полагает, что правительство будет активно инвестировать реальный
\ сектор экономики, стимулировать платежеспособный спрос. В усло-

| виях долговой зависимости реализовать его можно будет только за счет: масштабной эмиссии, которая резко ухудшит макроэкономические показатели и в конечном счете приведет к тем же, что и в первом слу-■ чае, результатам.

3. Третий путь, инерционный, предполагает сохранение нынеш-
I него компромиссного курса.

Ближайшее время покажет, какой из этих путей развития обще-I ство и Президент изберут и как они проявятся на региональном и мест-I ном уровнях.

До настоящего времени региональная политика России в целом,

и экономическая в частности была непоследовательной и противоре-I чивой. Вначале она осуществлялась под лозунгом «Берите суверени-Втета столько, сколько сможете», сегодня - под лозунгом укрепления г вертикали власти. Субъекты Федерации разрабатывают каждый свою

региональную политику, делая ставку на собственные возможности I (природные, материальные, трудовые и другие ресурсы). Такая поли-I тика учитывает общегосударственный интерес, экологические и другие I препятствия, которые могут проявиться при ее реализации. Так, Том-I екая область в региональной политике ориентируется на развитие I нефтегазового, научно-образовательного комплексов. Большое внима-I ние при этом уделяется отраслям аграрно-промышленного комплекса

Государственная политика выражает стратегическую и тактическую ориентацию многообразной деятельности государства, устанавливает основные цели, задачи и направления. Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономи­ческим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Данное определение несколько сужает обычное пред­ставление о предмете государственной региональной политики, так как не включает управление (или регулирование) территориальным (пространственным) развитием всей страны. С учетом этого необходимого дополнения различия большинства формулировок понятия «региональная политика» касаются в основном конкретизации целей этой политики. Региональная экономическая политика это специализированная часть общей региональной политики и одновременно ядро системы государственного регулирования регионального и территориального экономического развития.

Наиболее общие долгосрочные цели развития страны и пути их достижения вырабатываются в рамках стратегии развития России. Они отражаются в таких действующих государственных документах, как Концепция национальной безопасности Российской Федерации (2000 г.), Стратегия устойчивого развития Российской Федерации (1998 г.). Стратегия развития страны конкретизируется в целях, задачах, механизмах, мероприятиях внутренней и внешней политики, главной частью которых является социально-экономическая политика (внутренняя и внешняя). Глобальной целью стратегии социально-экономического развития Российской Федерации согласно Концепции долгосрочного развития, выдвигается радикальное улучшение качества жизни населения.

Для достижения этой цели намечено обеспечить приемлемые жизненные стандарты всех категорий граждан страны, создание эффективной конкурентоспособной экономики и престижное место России в мировом сообществе. Это требует от страны достижения темпов экономического развития, вдвое превышающих среднемировые.

Экономический курс первого этапа (2000-2003 гг.) предусматривал углубление структурных реформ, укрепление рыночных направлений в экономике, преодоление диспропорций и завершение переходного периода.

Второй этап (2004-2007 гг.) должен характеризоваться ускоренным развитием на основе достигнутых структурных сдвигов в экономике страны. Это максимально возможное ускоренное обновление материально-технической базы, резкое повышение эффективности и конкурентоспособности производства.

На третьем этапе приоритетом становится обеспечение долгосрочного экономического равновесия со стабильными темпами роста и постоянным обновлением технологической и производственной структур экономики. Реализация отмеченных радикальных установок потребует сочетания традиционных рыночных механизмов с активными «прорывными» методами государственного регулирования, включая региональный уровень. Это должно стать основой достижения основной цели – ускоренного роста уровня жизни всех слоев населения.

В свою очередь, социально-экономическая политика имеет ряд специализированных направлений: макроэкономическая политика, структурная политика, промышленная политика и др. В каждом направлении социально-экономической политики обязательно присутствует свой региональный аспект. РЭП как интегрирующее ядро государственного регулирования регио­нального и территориального развития имеет наиболее близкие связи с такими блоками общей системы государственного регулирования, как«Стратегия территориального развития» и «Региональные аспекты экономической и социальной политики». На основе стратегии территориального развития конкретизируются цели, задачи РЭП и необходимые средства реализации. По отношению к региональным аспектам макроэкономической, социальной, структурной, инвестиционной и других политик РЭП играет двойную роль: с одной стороны, она синтезирует региональные аспекты указанных политик для своих комплексных объектов (регионов и региональных систем), а с другой — выдвигает требования к основным направлениям национальной экономической и социальной политики.


В настоящее время большая часть мероприятий и средств, затрачиваемых государством, влияющих на региональное развитие, осуществляется вне рамок собственно РЭП. Эта величина, по экспертным оценкам, составляет примерно 80 %. Однако в силу своей интегрирующей и координирующей функции РЭП в значительной мере определяет конечную эффективность всех регулятивных воздействий на региональное развитие. Государственная региональная экономическая политика имеет два уровня: федеральный и субфедеральный (рис. 9.1).

Предметом федеральной региональной политики являются территориальные проблемы национальной экономики (в том числе межрегиональные), отношения центра с субъектами федерации, комплексное регулирование факторов и связей, влияющих на социально-экономическое положение регионов. При этом центр может включаться в решение проблем «малых» регионов, являющихся частями субъектов федерации, имеющих федеральную значимость. Примерами являются: ликвидация чрезвычайных ситуаций, освоение месторождения стратегического сырья, конверсия промышленного узла с оборонными предприятиями и т. д. Предметом субфедеральной региональной политики является пространственная организация внутри региона, например: улучшение транспортной доступности, обеспечение продовольствием и энергией, преодоление депрессивного состояния малых городов, регулирование отношений субъекта федерации с муниципальными образованиями.

Муниципальные власти являются субъектами региональной политики, в компетенции которых находится широкий круг вопросов территориальной организации хозяйства и жизнедеятельности. Однако в соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление (деятельность муниципальных властей) не входит в структуру государственного управления.

Рис. 9.1. Региональная экономическая политика в системе государственного регулирования

Различия между региональными политиками разных уровней заключаются не только в масштабах региональных задач, но и в средствах их реализации: нормативной правовой базе, участвующих институтах, финансовых источниках, экономических регуляторах и т. д. Промежуточное положение в РЭП занимает деятельность межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. Предмет деятельности этих субъектов РЭП – координация социально-экономического развития групп сопредельных регионов, в том числе в их взаимоотношениях с федеральным центром. Поэтому РЭП является результатом взаимодействия всех уровней власти, представляющих интересы всего населения.

Процесс формирования в России новой государственности и экономической системы сопровождается изменениями в статусе, содержании, формах и организации РЭП. Ее значение возрастает. Это диктует­ся требованиями федерализации страны и проводимой экономической реформы, которая должна способствовать интеграции российской экономики, укреплению ее целостности. Необходимо сочетать разнообразие конкретных подходов к решению проблем в отдельных регионах и единство общих принципов функционирования рынка на всем экономическом пространстве, общие правила экономического взаимодействия центра, регионов и всех хозяйствующих субъектов.

Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отно­шение федеральных властей к разным регионам и различия в экономической политике региональных властей обусловливают неравномерное осуществление экономической реформы в различных регионах. Сложности переходного периода в России отягощаются продолжитель­ным экономическим кризисом, следствием которого является хроническая недостаточность финансовых ресурсов у федерального центра и региональных властей. Возобновление роста российской экономики создает главные предпосылки для активизации региональной экономической политики.

Региональная экономическая политика является базисной , основополагающей в системе всех политических решений. От действенности и эффективности её проведения зависит уровень национального богатства всей страны и каждого региона, условия и качествo жизни населения. Экономическая политика выполняет дирижирующую роль во всей управленческой деятельности.
Региональная экономическая политика в Российской Федерации находится в сложном положении, о чём свидетельствует современное состояние национальной и региональных экономик.
Объём российского валового внутреннего продукта составляет всего лишь 2%, против 23% США, 12% Китая, 21% ЕС. Относительно слабая сырьевая экономика в определённой мере есть результат бессистемной экономической политики.
Подобное состояние обусловлено историческим наследием ХХ столетия и современными ошибками переходного периода.
Региональная экономика советского государства развивалась на основе монопольной собственности, жёсткого директивного планирования и ведомственно-отраслевого диктата. В процессе функционирования в ней проявились следующие негативные тенденции :

  1. Деформация структуры экономики регионов в сторону военно-промышленного и горно-добывающего комплексов.
  2. Гигантизм во всех сферах экономики, сопровождающийся чрезмерной заводской и территориальной концентрацией производства. Примерами могут служить гиганты Урала – Уралмашзавод, Южуралмаш, Магнитогорский металлургический комбинат, Уралвагонзавод и т.д.
  3. Застой в сельскохозяйственном производстве, господство колхозно-совхозной (по существу, государственной) собственности и как результат импорт зерна и продовольствия.
  4. Чрезмерная трудозатратность, повышенная сырьевая и энергетическая ёмкость экономики, низкое качество продукции.
  5. Отсутствие конкуренции между товаропроизводителями.
  6. Административные методы управления региональной экономикой.

Региональная экономическая политика была сфокусирована в центре и часто проводилась без учёта местной специфики, особенностей формирования территориально-производственных комплексов. В политике превалировали такие принимаемые решения, которые несли черты стандартизации для всех регионов страны и игнорирования специфики каждой территории.
Перестройка общества и реформирование экономики должны были исправить сложившиеся диспропорции и обновить хозяйство. К сожалению, неопределённость целей проводимых реформ, копирование западных образцов развития региональной экономики без учёта местной специфики, использование методов проб и ошибок не ликвидировали негативные тенденции прошлого. Более того, они создали дополнительные условия для углубления кризисных ситуаций. Наиболее явными признаками ухудшения экономической обстановки в регионах стали следующие :


  • углубился структурный кризис в экономике, увеличилась невостребованность продукции, произошёл резкий спад производства;
  • приватизация и акционирование предприятий проведены хаотично, что привело к расширению монополизма, концентрации капитала на счетах отдельных лиц и группировок;
  • региональные рынки не смогли взять на себя регулирующие функции и не «работают» в полной мере;
  • произошёл распад хозяйственных связей;
  • появились региональные сочетания спада промышленного производства и роста инфляции, наметилась «спадинфляция»;
  • углубился кризис в сельской местности, «реформирование» колхозов и совхозов сопровождалось разрушением уклада жизни крестьян, фермеризация шла с отклонениями, что заметно повлияло на снижение объёмов сельскохозяйственной продукции.

Для подъёма региональной экономики необходима новая экономическая политика, которая будет способна оживить саморазвитие и самоорганизацию территории . Политика должна проводиться на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. При этом нужно учесть асимметрию в экономическом развитии регионов, что требует индивидуальных управленческих воздействий. На территории страны появились регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры (табл.7). Разрыв между самым богатым (Тюменская область) и самым бедным (Республика Дагестан) регионами достиг почти 20-кратной величины, что явно вносит дисбаланс в развитие единого экономического пространства Российской Федерации.

Функционирование и развитие региональных экономических систем не может осуществляться только на основе рыночного саморегулирования. Политика государственного невмешательства неизбежно приводит, как свидетельствует мировой опыт, к нарастанию разного рода противоречий, способных разрушить целостность национальной экономики и общества. Поэтому забота о пространственной организации хозяйства страны является неотъемлемой функцией любого государства, безусловным рефлексом ее самосохранения.

Характерные признаки государственного регулирования регионального развития можно найти в истории большинства стран. Активизация деятельности государства в этой сфере отражает понимание того, что без решения региональных проблем нельзя достичь провозглашаемых правительствами большинства развитых стран национальных целей полной занятости, улучшение качества жизни, справедливого распределения доходов, стабильного экономического роста и т.д..

Споры о том, существует региональная политика, порождаются в связи с тем, что осознанное и действенную региональную политику нередко трудно идентифицировать в разноаспектной и слабо скоординированной деятельности различных государственных институтов, влияющих на региональное развитие. В осуществлении регулирования регионального развития участвуют в той или иной мере все государственные институты, поскольку их деятельность так или иначе привязывается к определенной территории. Однако решение региональных проблем, как правило, не является для них основной функцией. Поэтому в системе государственного регулирования регионального развития целесообразно выделять специализированную регионально ориентированную деятельность, которую называют региональной политикой.

Обеспечение научных подходов при формировании и реализации региональной политики требует четкого обоснования ее теоретических, методологических и методических основ.

В последние годы термин «региональная политика» прочно закрепился в экономическом лексиконе как ученых в области экономических и общественных наук, так и представителей всех уровней государственного управления. Необходимость региональной политики следует из факта региональной дискретности пространства, неравнозначности регионов по факторам и задачами их развития, вследствие чего любая государственная политика строится дифференцированно в региональном аспекте.

Вместе с тем анализ научной литературы свидетельствует о том, что существуют существенные различия в толковании содержания региональной политики, формулировке ее целей и задач.

Известный советский экономико-географ Э. Б. Алаев в своем понятийно-терминологическом словаре (еще в советское время стал классическим) определил региональную политику как «сферу деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. повязкам связанную с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой»

1. В круг вопросов региональной политики ученый включал такие направления, как: соотношение и взаимодействие движущих сил регионального развития (все сектора национальной экономики, внутренние и внешние факторы и средства), соотношение национального (общегосударственного) и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой (уровень региональной автономии, степень централизации планирования и управления), отношение к задаче подъема экономики отсталых районов, освоение новых районов и ресурсов, отношение к национально-этническим вопросам (в условиях многонационального государства), региональные аспекты демографической политики, политики урбанизации, аграрной политики и других мероприятий государственной власти.

В период обоснование концепции устойчивого развития территорий, усиления внимания к решению экологических проблем среди основных сфер деятельности региональной политики дополнительно начали акцентировать внимание на вопросах экологии. Например, Ю. Гладкий и А. Чистобаев дают такое определение: «Региональная (социально-экономическая) политика государства - это сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой»

  • 2. Выдающийся отечественный экономико-географ В. А. Поповкин, который обосновал и отстаивал необходимость регионально-целостного подхода в управлении экономикой государства, считал, что региональная политика России должна способствовать эффективному достижению главных экономических, социальных и экологических целей развития государства благодаря использованию закономерностей и факторов территориального разделения труда и региональной комплексной работы»
  • 3. Региональная политика должна быть направлена на: создание во всех регионах, городах и сельской местности, населенных пунктах любого масштаба сопоставимых условий для жизнедеятельности человека, реализации его возможностей, воспроизводства рабочей силы, труда, быта, отдыха; постепенного снижения антропо- и техногенного давления на территорию с учетом экологической емкости каждого из регионов, поддержания или восстановления экологического равновесия.

Необходимо заметить, что в распространенном варианте понимания региональной политики экономический аспект доминирует над другими компонентами региональной жизни. Соответственно понятия «региональная политика» и «региональная экономическая политика» часто употребляют как синонимы без каких-либо оговорок. Например, М. Кноглер и А. Секарев под региональной политикой понимают «совокупность мероприятий, направленных на устранение различий в экономической дееспособности и жизненном уровне, имеющихся между территориально обособленными частями страны»

  • 4. С.А. Романюк под государственной региональной политикой понимает «систематизированное воздействие на регионы центрального правительства, а также его территориальных подразделений»
  • 5. Такую позицию ученый аргументирует тем, что «даже в тех случаях, когда речь идет о неэкономические сферы, механизм обеспечения все равно опирается на финансово-экономические рычаги»
  • 6. Такой подход сужает понятие региональной политики, сводит ее суть в экономических функций. Конечно, важность экономических аспектов региональной политики является бесспорным, однако региональные процессы значительно многограннее. В методологическом плане отождествление понятий «региональная политика» и «региональная экономическая политика» является некорректным. Ведь так же как экономика является лишь одной (хотя и очень важной) сферой человеческой деятельности, региональная экономическая политика не охватывает всего спектра управленческой деятельности государства. Известный ученый-регионалист академик И. Нижний считает, что в случае определения термина «региональная политика» необходимо толковать это понятие в широком и узком смыслах. В первом случае это означает политику, которую осуществляет государство в отношении регионов, и сами регионы в пределах предоставленных им полномочий. Во втором случае региональная политика сужается исключительно к действиям государства, а потому тогда говорят о государственной региональной политике
  • 7. М.И. Нижний считает, что «в широком смысле региональная политика - это система целей и действий, направленных на реализацию интересов государства относительно регионов и внутренних интересов самих регионов с помощью методов, учитывающих историческую, этническую, социальную, экономическую и экологическую специфику территорий »
  • 8. Ученый отмечает, что в сегодняшних условиях региональная политика становится весомым инструментом пространственного регулирования социально-экономического развития, особенно в тех сферах, где действие рыночных рычагов ограничено (социальная, экологическая, научно-техническая). Только через механизмы региональной политики как важного элемента общенациональной стратегии можно активизировать внутренние потенциалы регионов для социально-экономического роста территорий и государства в целом. Именно региональная политика может стать универсальным средством эффективного использования внутренних региональных резервов, чего трудно достичь с помощью отраслевых методов управления.

Еще один известный ученый-регионалист В. К. Симоненко считает, что «под региональной политикой следует понимать, с одной стороны, четко проработанную в законодательном аспекте практическую деятельность государства во всех регионах страны, а с другой, социально-экономическую политику, осуществляемую на базе общегосударственного законодательства самими регионами для достижения тех или иных региональных и местных целей и задач »

  • 9. А в своей книге «Регионы России: проблемы развития» (1997 г.) он определяет региональную социально-экономическую политику как совокупность таких экономических, правовых и административно-организационных средств и методов, которые учитывают и органично связывают между собой весь комплекс общегосударственных и местных интересов и направлены в конечном итоге на полноценный и равномерное развитие регионов
  • 10. Стратегической целью такой политики ученый считает повышение жизненного уровня населения регионов страны на основе качественного улучшения использования ресурсного потенциала регионов, принципиально новых подходов к развитию их производительных сил, коренного изменения экологической ситуации. Таким образом, под региональной политикой, как правило, понимают сферу деятельности по управлению экономическим, социальным, экологическим и политическим развитием страны в региональном аспекте в соответствии с заранее разработанной программы. Государственная региональная политика должна быть неотъемлемой составляющей политики государства, направленной на организацию территории страны в соответствии с принятой государственной стратегии развития. Объективными предпосылками региональной политики выступают структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает любое мероприятие принимать с учетом интересов и особенностей регионов.

К сожалению, в единственном на сегодня официальном документе, который определяет основные принципы региональной политики России, Концепции государственной региональной политики, отсутствует определение этого понятия. Одновременно в документе сформулирована главная цель государственной региональной политики, которая заключается в «создании условий для динамичного, сбалансированного социально-экономического развития России и ее регионов, повышении уровня жизни населения, обеспечении соблюдения гарантированных государством социальных стандартов для каждого гражданина независимо от места жительства, а также углублении процессов рыночной трансформации на основе повышения эффективности использования потенциала регионов, повышения действенности управленческих решений, совершенствование работы органов государственной власти и органов местного самоуправления»

11. Научный подход к формированию и реализации региональной политики государства требует четкого определения ее объекта и субъекта, а также формулирование ее целей и задач и определение способов их осуществления.

Как известно, объект любого управления является тем, на что направлено управляющее воздействие субъекта управления.

М.И. Нижний считает, что объектом региональной политики является весь спектр социально-экономических процессов, происходящих на конкретной территории. Иначе говоря, в сферу влияния региональной политики входят люди, природа и все общественные институты, обеспечивающие взаимодействие между ними. До основных объектов региональной политики относятся: производственные (прежде всего - предприятие как первичное звено общественного разделения труда), социальные (прежде всего - человек как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и другие.

Анализируя субъекты региональной политики, по мнению И. Нижнего, надо учитывать тот важный момент, что регионы, постоянно порождая интересы, могут их выразить лишь опосредованно. Конкретным носителем внутрирегиональных интересов является население, проживающего в нем. Однако каждый житель региона является личностью, представителем трудового коллектива, членом политической партии или общественной организации. И с какой бы позиции он не выступал, интересы, которым отстаиваются, будут значительно отличаться от региональных. Итак, проблема субъективизации региональной политики трансформируется в проблему представительства интересов населения в органах законодательной и представительной власти разных уровней, которые реализованы также и через сформированные ими исполнительные структуры. Есть, субъектами региональной политики являются центральные органы законодательной и исполнительной власти, органы регионального управления и местного самоуправления

12. Субъектная база региональной политики шире. Субъектами региональной политики могут выступать: отдельные должностные лица (например, Президент России), Государственная Дума России как высший в государстве законодательный орган, органы государственной исполнительной власти всех уровней, органы местного самоуправления, отдельные юридические лица (учреждения, организации и предприятия), общественные организации. Следует отметить, что роль и значение общественных организаций в разработке и реализации региональной политики в демократических государствах очень существенна и имеет тенденцию к постоянному росту.

Региональная политика государства должна строиться на определенных принципах. Эти принципы должны отражать как тактические, так и стратегические ориентиры региональной политики. Одни из них могут быть стабильными в течение достаточно длительного промежутка времени, другие корректировать, изменять в соответствии с ситуацией в государстве.