Бюджеты субъектов российской федерации. Федеральный бюджет

В Российской Федерации государственная финансовая система устроена таким образом, что есть бюджеты разных уровней. Наиболее известным является так называемый центральный, которым распоряжаются чиновники из Москвы. Но есть ещё региональные, областные, краевые, районные, городские и сельские бюджеты. Что они собой представляют? Какие доходы получают и расходы несут? Что собой представляет бюджет субъектов РФ? Это все будет рассмотрено в рамках статьи.

Общая информация

Бюджет субъектов РФ - это форма сбора и траты денежных средств, которые нужны для обеспечения функций и задач, находящихся в ведении субъекта Федерации. Они формируются на основе таких принципов:

  1. Гласности.
  2. Единства (все доходы идут в один бюджет).
  3. Сбалансированности.
  4. Самостоятельности (каждый уровень власти должен работать самостоятельно над составлением собственного бюджета).

Поступления можно разделить на неналоговые и налоговые. В целом следует отметить, что федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ довольно похожи. Если кратко, то они отличаются статьями наполнения и трат, а также их размерами. Неналоговые доходы представляют собой поступления от различных видов собственности и дивидендов по акциям, которые принадлежат субъекту. Каждый из них заинтересован в развитии и увеличении поступлений. Налоговые доходы делятся на закреплённые (собственные) и регулируемые.

Что они собой представляют?

Закреплённые налоги вводятся непосредственно самим субъектом Российской Федерации и поступают в бюджет на постоянной основе. К ним можно отнести, например, региональные сборы. Они формируют стержень финансовой системы субъектов РФ. Благодаря этому становится возможным осуществление долгосрочной экономической и социальной политики, обеспечение работы учреждений и структур социальной сферы. Так, могут взиматься налоги на имущество организации, недвижимость, транспортный, лицензионные сборы и вмененный доход. А в другом случае работает иной механизм. Под регулируемыми налогами понимают суммы денег, которые ежегодно передаются из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью обеспечения нужного объема финансовых ресурсов для выполнения взятых на себя обязательств. Давайте рассмотрим несколько вариантов. Это и НДС, и налог на доходы физических лиц, и на прибыль. Правда, перераспределяются не все средства, а только определённый процент. К регулирующим налогам можно отнести ещё субсидии, дотации и средства из специальных фондов для финансовой поддержки регионов. Как видите, бюджет субъектов РФ - это сложный механизм обеспечения деятельности, который базируется на множестве источников. Регулируемые доходы были введены из-за различного уровня развития территорий.

Возможности субъектов

Они могут вводить региональные сборы и налоги, устанавливать по ним размеры ставок и предоставлять льготы. Также представители исполнительной власти в рамках субъектов могут предоставлять рассрочки или отсрочки по их уплате. Но это возможно только в тех случаях, если больше проблем нигде нет. Если же говорить о том, что составляет наибольшую часть бюджетов субъектов РФ - это НДС, акцизы, пошлины и налог на прибыль. Следует отметить высокую интенсивность перераспределения денежных средств. Поскольку довольно много забирает себе федеральный центр, то в среднем по стране эта статья дохода колеблется в диапазоне 30-40% от общего объема средств.

Расходы

На что тратятся деньги? На какие статьи идут расходы бюджетов субъектов РФ? Около трети всех денежных средств используется в качестве помощи на других уровнях государственной финансовой системы. Например, область перечисляет районам на строительство школ. Затем внимание уделяется промышленности, здравоохранению, сельскому и дорожному хозяйству, правоохранительной деятельности, государственному управлению, образованию, культуре и социальной политике.

Расходы: конкретные примеры

Необходимо обеспечивать финансирование большого количества направлений деятельности. При этом расходы бюджетов субъектов РФ группируются по статьям. Детали могут меняться в зависимости от ситуации, но в целом они похожи. Так, например, в одну статью объединяется финансирование муниципальных учреждений образования, здравоохранения, ЖКХ. Под вывеской социальной политики подразумевают расходы, которые идут гражданам с детьми, инвалидам, ветеранам. Также бюджеты субъектов РФ/местные бюджеты кредитуют на льготных условиях предприятия промышленности, сельскохозяйственные объединения, помогают региональным учреждениям научной направленности. Отдельно идут и службы поддержания общества, такие как государственное управление, правоохранительная деятельность, противопожарные объекты.

Как всё идёт на самом деле?

Наверное, ни для кого не является секретом то, что в связи с нехваткой финансов социальная сфера, образование и здравоохранение снабжаются по остаточному принципу. Увы, но уже несколько лет сокращаются выделенные средства на врачей и больницы, что не может не огорчать. Во многом это обусловлено тяжелыми экономическими условиями. В идеале социальная сфера должна полностью обеспечивать выполнение установленных государством стандартов. Сейчас они предусматривают значительный уровень обеспечения населения услугами. Но увы, все четыре показателя этой сферы имеют проблемы. Эти слова относятся к обеспечению детскими дошкольными и общеобразовательными учреждениями, амбулаторно-поликлиническими объектами и больницами.

Госдолг субъектов

Отдельная территория федерации обладает правом занимать средства для выполнения своих обязанностей. Дополнительное финансирование может понадобиться как для банального «проедания», так и для помощи субъектам предпринимательской деятельности путём предоставления льготных займов. Как бы там ни было, формируется государственный долг субъекта. Под ним подразумевают совокупность обязательств, которые обеспечиваются собственностью. Доходы бюджетов субъектов РФ в данном случае могут быть увеличены путём:

  1. Заключения договоренностей с финансово-кредитными организациями (в том числе международного масштаба) или иностранными государствами.
  2. Получения государственных займов, что подразумевает выпуск ценных бумаг.
  3. Заключением соглашений о реструктуризации и пролонгации долговых обязательств предыдущих лет.
  4. Лоббирования предоставления государственных гарантий.

Кто же может привлекать внешнее заимствование? Это возможность доступна исключительно тем субъектам, что не получают помощь для выравнивания обеспеченности из федерального бюджета.

Специфические моменты работы с госдолгом

Верхний предел долговых обязательств устанавливается на законодательном уровне. Поэтому превысить его просто так не получиться. При этом максимальная величина не должна превышать уровень доходов без учета помощи. Кроме того, следует отметить, что субъекты не отвечают по долговым обязательствам иных структурных единиц, а также всей Российской Федерации. Определённое влияние оказывает ещё конституция или принятый устав территориального образования. Средства бюджета субъекта РФ являются экономической основой для государственного сектора. Поэтому и была предусмотрена возможность не только обзаводиться долгом, но и получать помощь из других внутренних источников Российской Федерации.

Полномочия

Важным является не только объем получаемых денежных средств, но и полномочия, которые есть у местных представителей власти. Так, налогов в бюджет субъектов РФ могут поступать много, а вот потратить их довольно сложно. Рассмотрим пример с и одновременно столицей РФ - Москвой. 10 сентября 2017 года прошли выборы районных депутатов. Казалось бы, раз это столица, то они будут руководить значительными средствами. Но нет. По факту всё осуществляется централизовано. И сказать, что районы обладают значительными бюджетами, нельзя. В случае с Москвой ситуация построена таким образом, что большинство полномочий концентрируется у мэра и городской администрации. Поэтому депутаты выступают больше в качестве трансляторов мнения местных жителей, нежели людей, которые обладают реальной властью. Хотя подобная ситуация наблюдается не везде. В этом плане Российская Федерация является весьма интересным государством, в рамках которого одновременно под одной формальной юрисдикцией существует несколько подходов к управлению. И если в Москве у районных депутатов весьма призрачные возможности управления, то есть ряд городов, где их согласия требует практически любое изменение. Конечно, нельзя сказать, что депутаты в, допустим, Ярославле значительно влиятельнее. Но они могут при желании вступить в конфронтацию с администрацией, значительно усложнив ей жизнь. Тогда как в Москве для этого элементарно не предусмотрены реальные рычаги влияния.

Сущность и принципы организации финансов субъектов РФ. Формирование и исполнение бюджетов субъектов РФ. Региональные налоги

Сущность и принципы организации финансов субъектов РФ

Финансы субъектов РФ – это совокупность экономических отношений по поводу формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов. Основными принципами организации финансов субъектов РФ являются самостоятельность, сбалансированность бюджетов, принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, принцип адресности, целевого и эффективного использования бюджетных средств, полноты отражения доходов и расходов бюджета, достоверности бюджета, принцип гласности.

Принцип равенства бюджетов субъектов РФ предполагает:

  • – установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка их уплаты;
  • – использование единой методики для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на предоставление государственных услуг и др.

Формирование и исполнение финансов субъектов РФ осуществляется на основе Конституции РФ, БК РФ и других законодательных актов.

В решении вопросов организации финансов субъектов РФ участвуют законодательные и исполнительные органы субъектов РФ. Их полномочия по формированию доходов бюджетов субъектов РФ заключаются в следующем:

  • – законодательные органы вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним, порядок и сроки уплаты налогов;
  • – законодательные органы вносят изменения и дополнения в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год;
  • – исполнительные органы власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов в пределах лимитов, установленных законами субъектов РФ.

Формирование и исполнение бюджетов субъектов РФ

Бюджеты субъектов РФ состоят из доходов и расходов.

Доходы бюджетов субъектов РФ

В соответствии с бюджетной классификацией доходы бюджетов субъектов РФ делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы включают:

  • – собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ. Эти доходы распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в пропорции, которая устанавливается законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год;
  • – отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, размеры которых устанавливаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ включают:

  • – доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов;
  • – доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности субъектов;
  • – доходы от платных услуг, оказываемых органами власти и бюджетными учреждениями субъектов;
  • – средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
  • – средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам;
  • – финансовая помощь и бюджетные ссуды, полученные из бюджетов других уровней;
  • – иные неналоговые доходы.

Собственные доходы и отчисления от федеральных регулирующих налогов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично на срок не менее трех лет. При этом процентная доля утверждается законодательными органами субъектов РФ. Из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ может предоставляться финансовая помощь в следующих формах:

  • – финансовая помощь из Федерального фонда финансовой поддержки регионов;
  • – субвенции для долевого финансирования инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры регионального значения из Федерального фонда регионального развития;
  • – субвенции из Федерального фонда компенсаций;
  • – субсидии для долевого финансирования приоритетных социальных расходов из Федерального фонда софинансирования социальных расходов;
  • – субсидии из Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов для реформирования бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ и финансового оздоровления субъектов РФ;
  • – бюджетные кредиты сроком до 1 года;
  • – иные безвозвратные и безвозмездные перечисления.

Субъект РФ – получатель финансовой помощи из федерального бюджета не имеет права:

  • – обеспечивать государственным служащим, финансируемым за счет бюджета этого субъекта, лучшие условия, чем государственным служащим федеральных учреждений;
  • – предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов бюджета данного уровня;
  • – предоставлять государственные гарантии субъекта в размере, превышающем 5% расходов бюджета этого субъекта.

Основным условием предоставления помощи бюджету субъекта РФ из федерального бюджета является подписание соглашения об исполнении бюджета этого субъекта через Федеральное казначейство.

Расходы бюджетов субъектов РФ

По источникам финансирования расходы бюджетов субъектов РФ состоят из двух групп:

  • 1) расходы, совместно финансируемые из бюджетов РФ и бюджетов субъектов РФ;
  • 2) расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ.

Расходы состоят, прежде всего, из расходов на содержание бюджетных учреждений – на оплату труда, страховых взносов во внебюджетные фонды, командировочных и других компенсационных выплат, оплаты товаров и услуг по утвержденным сметам или в соответствии с заключенными государственными контрактами и заказами. К текущим расходам относятся также трансферты – обязательные выплаты населению в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат. В состав текущих расходов входят также субсидии – бюджетные средства, предоставляемые местным бюджетам, юридическим или физическим лицам (гражданам-предпринимателям).

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются при условии включения их в региональную целевую программу либо по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. Бюджетные инвестиции могут предоставляться также юридическим лицам, не являющимся государственными предприятиями. В этом случае оформляется доля субъекта РФ в уставном капитале указанных организаций. Эти инвестиции включаются в проект бюджета только при наличии техникоэкономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также проекта договора между органом исполнительной власти субъекта РФ и юридическим лицом об участии субъекта РФ в собственности субъекта инвестиций. В расходной части бюджетов субъектов РФ предусматривается создание резервных фондов. Их размер устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ при утверждении бюджета на очередной финансовый год. Этими же органами устанавливается порядок расходования средств резервных фондов.

Бюджетные кредиты (ссуды) могут быть предоставлены юридическим лицам, не являющимся государственными предприятиями, бюджетными организациями, только при условии обеспечения кредита. Способами обеспечения могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций и паев. Налоговые кредиты могут предоставляться юридическому лицу только в форме бюджетного кредита. Предоставление бюджетного кредита оформляется договором. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является предварительная проверка финансового состояния получателя кредита. Могут также проводиться проверки целевого использования кредита в любое время срока его действия. Возврат бюджетных кредитов и плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Бюджетные кредиты выдаются только при условии отсутствия просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам. При утверждении бюджета на очередной финансовый год определяются цели, условия и порядок, лимиты предоставления бюджетных кредитов.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут использоваться только на инвестиции и не могут быть использованы на обслуживание и погашение долга этого субъекта.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Средства бюджета субъекта Федерации являются государственной собственностью и образуют второй уровень государственных финансов.

К региональным бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Свод бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, представляет собой консолидированный бюджет субъекта РФ.

Как экономическая категория бюджет субъекта Федерации - это система экономических отношений, посредством которой осуществляется распределение и перераспределение национального дохода для выполнения органами власти субъекта Федерации своих функций, связанных с экономическим и социальным развитием региона. Эти отношения складываются между органами государственной власти субъекта РФ, муниципальными образованиями и населением, проживающим на территории субъекта Федерации, а также хозяйствующими субъектами. Для реализации этих отношений орган власти субъекта Федерации наделяется полномочиями по формированию и расходованию определенных денежных фондов.

В Российской Федерации помимо основного централизованного фонда денежных средств - регионального бюджета субфедеральные органы осуществляют формирование и исполнение государственного территориального внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования, им также разрешено привлекать для финансирования дефицита своего бюджета заемные источники. Таким образом, структура финансов субъекта РФ включает: бюджет субъекта РФ, внебюджетные фонды субъектов РФ, финансовые ресурсы, привлекаемые для финансирования общественных территориальных потребностей в форме государственного кредита субъекта РФ. Однако основным источником ресурсов региональных властей остается бюджет.

По финансово-организационному признаку бюджет субъекта РФ - это финансовый план формирования и распределения централизованного (на уровне субъекта РФ) денежного фонда, предназначенного для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Он представляет законодательно утвержденную роспись доходов и расходов денежного фонда. Как правовая категория бюджет субъекта Российской Федерации - это финансово-правовой акт субъекта РФ, посредством которого утверждается финансовый план формирования и распределения создаваемого на уровне субъекта РФ денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций данного субъекта.

Экономическая сущность бюджетов субъектов Федерации проявляется в следующих их функциях:

Формирование финансовой базы органа власти субъекта РФ для реализации государственных полномочий на своей территории, в том числе для реализации публичных обязательств перед населением;

Обеспечение сбалансированного и комплексного развития экономики региона через выравнивание условий социально-экономического развития отдельных поселений;

Реализация инвестиционного потенциала в регионе за счет финансирования бюджетных инвестиций в региональные проекты;

Обеспечение реализации внутрирегиональных социальных программ, т.е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализация его национально-этнических интересов;

Формирование инфраструктуры территории (дорожное хозяйство, транспорт и т.п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей;

Рациональное использование природно-ресурсного и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории;

Поддержание сбалансированности местных бюджетов, находящихся на территории субъекта Федерации как основного условия стабильности финансовый системы региона в целом.

От выполнения этих функций в ходе реализации бюджетной политики субъекта Федерации во многом зависит соблюдение баланса общегосударственных и региональных интересов, а значит, и целостность государства, стабильность общества.

Бюджеты субъектов Федерации - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из данных бюджетов финансируются расходы по развитию отраслей производственной и социальной сферы, обеспечивающие повышение благосостояния народа.

Доходы региональных бюджетов в Российской Федерации формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также значительной доли межбюджетных поступлений от федерального бюджета.

К числу основных налогов и сборов, подлежащих зачислению в региональные бюджеты, относятся:

1) поступления от региональных налогов и сборов, в частности налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога;

2) часть поступлений от федеральных налогов, а именно от:

Налога на прибыль организаций по ставке (17,5%), установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации;

Налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции;

Налога на доходы физических лиц;

Некоторых видов акцизов (например, акцизов на спиртосодержащую и алкогольную продукцию);

Налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых;

Единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

Единого сельскохозяйственного налога и др.

Наибольшую долю в доходах региональных бюджетов (свыше 70%) составляют поступления от федеральных налогов и сборов, особенно от таких прямых налогов, как налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. На долю региональных налогов приходится чуть более 5% доходов. Как видно, в отличие от структуры доходов федерального бюджета, доходная база бюджетов субъектов Федерации ориентирована на поступление прямых налогов. Таким образом, уровень бюджетной обеспеченности региональных бюджетов напрямую определяется благосостоянием хозяйствующих в данном регионе субъектов и проживающего в нем экономически активного населения.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

Части прибыли государственных унитарных предприятий и госкорпораций, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет (в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации);

Платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%;

Платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100%.

В бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Расходы региональных бюджетов осуществляются по следующим направлениям:

Функционирование законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов РФ;

Проведение региональных выборов и референдумов;

Финансовое обеспечение общего, начального и частично высшего профессионального образования (в том числе учебного процесса в общеобразовательных школах);

Субсидирование сельскохозяйственного производства и других отраслей национальной экономики;

Обеспечение противопожарной безопасности;

Финансовое обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания населения (в том числе предоставление и финансовое обеспечение пособий гражданам, имеющим детей, установление и финансовое обеспечение льгот ветеранам труда и труженикам тыла);

Охрана окружающей среды и объектов регионального значения;

Предоставление субвенций и других форм финансовой помощи местным бюджетам, в том числе на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов;

Обслуживание и управление муниципальным долгом;

Развитие региональной рыночной инфраструктуры.

Наибольшую долю в расходах региональных бюджетов занимают ассигнования, связанные с обеспечением финансовой поддержки отраслей экономики (около 26%), финансированием жилищно-коммунального хозяйства (около 22 - 25%), системы здравоохранения в регионе (15 - 18%) и образования (10 - 15%). Суммарно указанные направления расходов составляют в бюджетах субъектов РФ от 85 до 90% общих их расходов. В региональных бюджетах отсутствуют расходы, связанные с обеспечением внешней безопасности региона (расходы на национальную оборону), поддержанием международного сотрудничества, и некоторые другие, финансирование которых по причине их общегосударственного характера возложено на федеральный бюджет. Таким образом, распределение средств из региональных бюджетов непосредственно связано с реализацией социально-экономических услуг на местах.

В настоящее время роль бюджетов субъектов РФ в бюджетной системе возрастает. Это связано с проведением политики децентрализации государственных полномочий, преимущественно в социальной сфере; возрастанием роли органов власти субъектов Федерации в реализации публичной власти на местах; расширением самостоятельности субфедеральных властей в увеличении объемов общественных услуг для проживающего на территории населения, а также компенсации ему издержек рыночной системы хозяйствования.

В современных условиях бюджет субъекта Федерации выступает инструментом проведения региональной социально-экономической политики. При этом он должен способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования хозяйственного комплекса региона. Кроме того, бюджет региона обязан обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантии социальной защиты согласно Конституции РФ.

Еще по теме 6.5. Бюджеты субъектов Российской Федерации:

  1. Прекращение долговых обязательств субъекта Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга субъекта Российской Федерации
  2. Структура государственного долга субъекта Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств субъекта Российской Федерации