Европейская денежная система. Денежная система италии

Денежная система - это особая форма, в которой осуществляется обращение денег в определенной стране, сложившаяся во времени и утвержденная законодательством. В Европе денежные системы сложились к 16-17 веках.

Различные основные типы денежных систем складывались и развивались в разных странах в разные периоды времени. Сама денежная система проходит исторически два основных этапа : первый - когда в качестве всеобщего эквивалента использовалось золото, выполнявшее второй - когда роль золота падает и в обращение вводятся кредитные деньги.

Элементами денежной системы считают: наименование единицы денег (в РФ - рубль), виды денежных знаков, масштаб цен, порядок обращения и эмиссии денег, порядок денежного оборота, по регулированию денежного обращения.

Отдельная часть системы денег - это валютная национальная система, которая в принципе, выступает как относительно самостоятельное явление.

Существуют разные типы денежных систем , свойственные странам исторически. Именно развитие во времени и проводит к изменению систем обращения. При этом понятие и типы денежных систем зависят от формы функционирования денег. Таких форм различают две: товарную и собственно денежную (знаки стоимости). Различия этих форм сводятся к тому, что при системах металлического обращения , деньги функционируют в форме монет, а при системах кредитных и бумажных денег , деньги обращаются в форме банкнот, векселей, чеков, казначейских билетов.

При металлическом обращении выделяют такие типы денежных систем - это монометаллизм и биметаллизм.

Биметаллизм - это система, при которой за двумя драгоценными металлами (как правило, серебро и золото) закрепляется роль эквивалента всех товаров и ценностей. Монеты из двух металлов выпускаются на равных основаниях.

Разновидностями биметаллизма являются система параллельной валюты (стихийное соотношение валюты в золоте и серебре), двойной валюты (это соотношение определяет государство) и “хромающей” валюты (монеты двух металлов представляют собой средства платежа, но не на одинаковых основаниях). Биметаллизм долго существовал в странах Европы и в России. Но функционирование сразу двух металлов противоречило природе денег и привело к колебанию цен. В итоге двойная мера стоимости была ликвидирована. Появились предпосылки перехода к монометаллизму.

Монометаллизм - такая система обращения, когда лишь один металл может служить всеобщим эквивалентом. В нем обращаются монеты (либо золотые, либо серебряные) и другие знаки стоимости, которые являются разменными на металл. Золотой монометаллизм установился впервые в Англии в конце 18 века. Серебряный монометаллизм в Россию пришел в 1843 году.

Современные типы денежных систем характеризуются утратой связи денег с металлом; господством кредитных денег, не разменных на драгметалл, которые по сути близки к бумажным; развитием безналичного оборота и сокращением наличного обращения; инфляцией; контролем государства за состояние денежного обращения.

Банкноты сегодня имеют кредитную природу: выпускаются под прирост золотовалютных видов резервов, предназначены для кредитования подчиняются

Состояние денежной системы зависит от процессов воспроизводства, на которые она влияет, ускоряя или сдерживая его. Бумажные и кредитные деньги в современном обществе монополизированы государством. Центробанк стремится иногда компенсировать нехватку денег путем увеличения за счет дополнительной эмиссии знаков стоимости.

Денежная система РФ основной денежной единицей признает рубль. Платежную силу в РФ имеют такие как банковские билеты (банкноты) и монеты из металла. Платежи возможно совершать в наличной и безналичной форме.

Понятие денежной системы

Определение 1

Под денежной системой понимают форму организации государством денежного обращения в стране.

Принято выделять следующие элементы денежной системы:

  • Непосредственно денежная единица
  • Масштаб цен
  • Виды используемых денег
  • Форма эмиссии денег

В зависимости от того, как исторически наполнилась элементами конкретная денежная система , определяют уже форму денежной системы:

  • Система штучных денег
  • Монометаллизм
  • Биметаллизм
  • Неразменные бумажные/кредитные деньги

В любой стране мира денежные знаки сами по себе не имеют стоимости, однако при этом они сохраняют стабильность и выполняют свои функции : средство платежа и обращения, мера стоимости, средство накопления. Иными словами. В каждой стране денежная система складывается исторически.

Виды денежных систем

Тип денежной системы определяется формой функционирования в ней денежных знаков – полноценные деньги в обращении или только как знаки стоимости. На практике в историческом аспекте были сформированы два типа денежных систем: металлическая и бумажно-кредитная.

Металлическая денежная система – система, в основе которой лежат металлические деньги, имеющие внутреннюю (реальную) стоимость. Выделяют два типа металлических систем:

  • Монометаллизм – денежная система, в которой один металл является всеобщим эквивалентом.
  • Биметаллизм – денежная система, в которой всеобщим эквивалентом являются два вида металла, чаще всего золото и серебро. В такой системе монеты чеканятся свободно и их количество в обращении не ограничено.

Бумажно-кредитная денежная система - здесь денежные знаки не представляют общественные материальные богатства.

Такого рода денежные системы еще называют фидуциарными, и формировались они под воздействием процессов демонетизации золота. Выделяют три вида бумажно-кредитных денежных систем: переходная, полная фидуциарная, электронно-бумажная.

Характеристика Европейской денежной системы

Ямайская валютная система дала сбой, что в итоге повлекло за собой развитие валютной интеграции в Европе. Этот процесс включал в себя:

Кроме того, причиной появления Европейской системы стала острая необходимость обезопасить Европейский Союз от негативных внешних факторов через создание зоны валютной стабильности. Основные составляющие процедуры валютной интеграции:

  • Совместно плавающие валютные курсы
  • Операции по валютным интервенциям, включая и коллективные, целью которых было поддержание курсов валют в конкретных границах и не допустить их отклонения от центрального курса
  • Наличие коллективной валюты, которая являлась и международным платежно-резервным средством
  • Создание совместных фондов взаимного кредитования

Замечание 1

Итак, Европейская система – валютная система международного характера, комплекс экономических отношений, которые связаны с обращением валюты в рамках объединения стран. Целью ее создания было стабилизировать валютные курсы и стимулировать процессы интеграции. Базовой валютой Европейской системы стал ЭКЮ.

Ямайская валютная система юридически закрепила демонетизацию золота, а Европейская использовала его как реальный резервный актив. Режим валютных курсов основывался на плавании валют в виде «европейской валютной змеи», т.е. в установленных границах возможных колебаний (изменение могло быть на 2-2,5% от основного курса).

При Европейской системе валютное регулирование в международном масштабе осуществлялось через предоставление центральным банкам стран-участниц кредитов на покрытие временных дефицитов платежного баланса и расчетов, которые связаны с валютными интервенциями.

Денежной системой называется система обращения денег в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно. Составной и относительно самостоятельной частью денежной системы страны является ее валютная система. Валютой называют деньги, участвующие в международных расчетах.

Денежная система включает следующие основные элементы :

денежную единицу (единицу счета), служащую для измерения цен товаров;

официальный масштаб цен;

виды денежных знаков;

эмиссионную систему;

курс национальной валюты и порядок ее обмена на иностранную.

Денежная единица – установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. Денежная единица делится, как правило, на мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления.

Масштаб цен – количество золота, зафиксированное в денежной единице. С прекращением размена кредитных денег на золото официальный масштаб цен утратил экономический смысл.

Виды денежных знаков , являющиеся законным платежным средством, – это кредитные и бумажные деньги. Кредитные и бумажные деньги различаются по эмитенту и назначению.

Эмиссионная система – законодательно установленный порядок выпуска денежных знаков. Составными частями являются: 1) эмиссионный центр; 2) эмиссионное законодательство.

Курс национальной валюты и порядок ее обмена на иностранную . Под валютным курсом понимается цена одной валюты, выраженная в единицах другой валюты. Установление курсов иностранных валют называется котировкой . Прямая котировка означает, что одна единица иностранной валюты приравнивается к определенному количеству единиц национальной валюты. Косвенная котировка означает, что одна единица национальной валюты приравнивается к определенному количеству единиц иностранной валюты.

Взаимодействие элементов денежной системы осуществляет Центральный Банк , который для этих целей осуществляет следующие функции :

1) во взаимодействии с Правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов;

5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства все виды банковских операций;

10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством;

12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса и организует составление платежного баланса;

13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом и по регионам, отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

14) применительно к налично-денежному обращению – осуществляет прогнозирование и организацию производства, перевозки и хранения банкнот и бумажных денег, создание их резервных фондов; устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций, признаки платежеспособности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и бумажных денег, а также их уничтожения; определяет порядок ведения кассовых операций для кредитных организаций.


Типы денежных систем

Различают системы обращения металлических и неметаллических денег. В первом случае металлические деньги выполняют все функции денег, а кредитные деньги (банкноты) размены на золото. Во втором случае обращаются неразменные на золото неметаллические деньги.

Под биметаллизмом понимается денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента законодательно закреплена за двумя металлами, обычно серебром и золотом. Предусмотрена свободная чеканка монет из этих металлов, а также обращение их на равных основаниях.

Виды биметаллических систем:

система параллельных валют – соотношение между серебряными и золотыми монетами устанавливалось стихийно в соответствии с рыночной ценой металла;

система двойной валюты – соотношение между серебряными и золотыми монетами устанавливается государством;

система «хромающей» валюты – золотые и серебряные монеты являются законным платежным средством, но не на равных основаниях. Предусматривалась свободная чеканка золотых монет и закрытая – серебряных. Серебряные монеты выступали знаками золота.

Монометаллизм – денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента законодательно закрепляется за одним металлом (медью, серебром, золотом).

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА США

Одной из особенностей денежной системы США является длительное существование биметаллизма, который поддерживали не только влиятельные в США владельцы серебряных рудников, но и широкие круги заемщиков – мелких и средних промышленников и фермеров, заинтересованных в повышении товарных цен в целях снижения реальных размеров своей задолженности.

В 1900 г. был издан акт о золотом стандарте, утвердивший в качестве денежной единицы страны золотой доллар с содержанием чистого золота в 1,50463г. Однако серебряные доллары не были изъяты из обращения.

Характерной чертой денежной системы США было длительное существование децентрализованной системы банкнотной эмиссии. До 60-х гг. XIX в. правом выпуска банкнот пользовались многочисленные банки отдельных штатов. Другой своеобразной чертой системы банкнотной эмиссии, просуществовавшей в США с 1863 до 1914 г., является обязательное обеспечение выпускавшихся банкнот облигациями государственных займов.

В декабре 1913 г. был издан закон, по которому была создана новая система эмиссии банков – Федеральная резервная система (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млрд. долларов. Федеральные резервные билеты подлежали размену на золотые монеты и должны были обеспечиваться не менее чем на 40 % золотом, а 60% – векселями на срок до трех месяцев.

Федеральный резервный акт внес следующие изменения в денежную систему страны:

он централизовал банкнотную эмиссию;

существенно изменил систему обеспечения банкнот, сделав основным обеспечением их коммерческие векселя вместо государственных ценных бумаг.

В период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. особенностью денежной системы США было длительное сохранение золотомонетного стандарта. Это объясняется, прежде всего, тем, что США вступили в Первую мировую войну лишь незадолго до ее окончания, а потому им не приходилось нести большие военные расходы и прибегать для их покрытия к инфляционному выпуску бумажных денег. Кроме того, после войны золотой запас страны значительно возрос, что способствовало сохранению прежней системы свободного размена банкнот на золотые монеты.

Однако и в США золотой стандарт рухнул под ударами кризиса 1929-1933гг. Ликвидации золотого стандарта сопутствовала девальвация доллара на 41% согласно акту о золотом резерве от 31 января 1934г.

По тому же «акту о золотом резерве» было осуществлено огосударствление централизованных золотых запасов: весь золотой запас федеральных резервных банков передавался казначейству в обмен на его золотые сертификаты.

Закон о серебре 1934 г. обязал казначейство закупать серебро и выпускать взамен его серебряные сертификаты, ставшие одним из составных элементов денежной массы.

После Второй мировой войны увеличилось промышленное потребление серебра и значительно уменьшилась его роль в денежном обращении. За 1955-1972 гг. сумма серебряных долларов сократилась с 2,4 млрд. до 0,7 млрд. долларов.

Особенностью военной инфляции в США явилось то, что она происходила в условиях заметного роста объема промышленного производства, это в известной мере сдерживало инфляцию. Однако рост денежной массы значительно превосходил рост производства. Так за 1940-1945 гг. количество наличных денег в обращении увеличилось в 3,7 раза, тогда как ВНП увеличился только в 1,5 раза. Особенностью послевоенной инфляции в США по сравнению с рядом других капиталистических стран явилось то, что обесценение доллара по отношению к товарам длительное время не сопровождалось снижением его официального золотого содержания, которое до конца 1971г. оставалось на уровне установленном еще в 1934г. Однако развитие валютного кризиса все более подрывало доллар.

Наиболее высокий темп инфляции в США наблюдался в период с конца 60-х гг. до начала 80-х гг. Это объяснялось рядом экономических и военно-политических причин. К ним, прежде всего, следует отнести обострение мирового валютно-финансового кризиса, стремление освободиться от доллара, крупный пассив платежного баланса, огромные военные расходы, связанные как с войной во Вьетнаме и новой программой военной модернизации, так и с энергетическо-сырьевым кризисом 1973-1975 гг., а также повышение цен рядом корпораций. К началу 80-х гг. инфляция превратилась в главную экономическую проблему.

Активные антиинфляционные меры, принятые администрацией Р.Рейгана в 1981 г., способствовали снижению ее уровня. В их основу была положена монетаристская концепция регулирования экономики.

В настоящее время США располагают структурой денежного обращения, которую определяют три основных эмитента денег. Это Министерство финансов (казначейство), Центральный банк (ФРС), коммерческие банки.

Министерство финансов США выпускает мелкокупюрные (казначейские деньги) билеты от 1 до 10 долларов, серебряные монеты и разменные, так называемые неполноценные монеты, изготовленные из обычных металлов (никеля, меди). До последнего времени эмиссия казначейских денег составляла 11% наличной денежной массы. При этом большая часть приходится на монеты.

Федеральная резервная система в лице федеральных резервных банков выпускает банкноты, которые являются главным средством налично-денежного оборота страны. Коммерческие банки эмитируют в основном векселя, чеки, кредитные карточки, электронные деньги, которые совместно образуют так называемые безналичные деньги. Они составляли в 1980 г. 70% денежные массы и представлены текущими счетами и различными депозитами. При этом 90% всех платежей США производится путем безналичных расчетов. При этом необходимо отметить, что чем выше уровень безналичных расчетов и доля безналичных денег в денежной массе, тем ниже вероятность инфляционных вспышек.

Важной основой безналичных расчетов в США являются депозиты до востребования как вторичный элемент денежной массы. Средства, которые концентрируются на этих счетах, принадлежат в основном крупным корпорациям и состоятельным слоям населения. Главным инструментом безналичного обращения денег является чек.

Другими формами безналичных расчетов являются автоматизированные методы расчетов и использование ЭВМ посредством кредитных карточек, а также система предуведомленных платежей (банк автоматически зачисляет на текущий счет клиента или, наоборот, списывает с его счета суммы по заранее заключенному договору, не требуя одобрения клиентуры в каждом конкретном случае). Такие списания производятся по коммунальным расходам, квартирной плате, страховым взносам, платежам по закладным. Среди поступлений – заработная плата, пенсии, рентные платежи.

Основную функцию по регулированию денежной системы выполняет центральный банк США совместно с Министерством финансов.

С конца 70-х гг. основной заботой федеральной резервной системы являлось поддержание низкой инфляции, стабильности денежного обращения в стране, укрепление позиции доллара как резервной валюты.

С 1972 г. центральный банк определял почти ежемесячно допустимые границы изменения величины денежной массы и банковских резервов.

С 1975 г. ФРС по требованию Конгресса США ежегодно обязан определять допустимые пределы роста денежных агрегатов и ряда процентных ставок.

С 1981 г. начинает проводиться более жесткое регулирование денежного обращения путем ограничения денежной массы и увеличения процентных ставок. В последующем это способствовало снижению темпов инфляции и укреплению престижа доллара путем повышения его курса по отношению к валютам других западных стран. Все эти мероприятия США нанесли определенный финансово-экономический ущерб странам Западной Европы и Японии из-за бегства оттуда горячих денег и падения их курса валют.

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ

Во Франции на протяжении большей части XIX в. существовал биметаллизм.

В 1865 г. Франция возглавила Латинский монетный союз, а в 1873 г. отменила свободную чеканку серебра, сохранив ее только за золотом. Это означало переход к золотому монометаллизму. Однако за ранее отчеканенными пятифранковыми серебряными монетами была сохранена неограниченная сила законного платежного средства. Поэтому французская денежная система была золотым монометаллизмом «хромающего типа».

5 августа 1914 г. был издан закон, отменивший размен банкнот Банка Франции на золото и предоставивший ему право выпуска банкнот с принудительным курсом. Во время войны золотые монеты ушли из обращения, а последнее было заполнено неразменными банкнотами, переродившимися в бумажные деньги. Эмиссия этих банкнот использовалась для финансирования военных расходов государства.

Инфляция, начавшаяся в годы Первой мировой войны, продолжалась во Франции дольше чем в других капиталистических странах, вплоть до 1926 г. Это объясняется тем, что Франция в связи с крупными расходами по восстановлению разрушенных в годы войны областей имела большой бюджетный дефицит, который она в значительной мере покрывала путем инфляционного выпуска бумажных денег.

Поворот от инфляции к стабилизации франка начался только в 1926 г. Государственный бюджет был сбалансирован с помощью дополнительных налогов. В 1928 г. была проведена денежная реформа.

Итогом реформы было введение золотослиткового стандарта, причем обратимость банкнот в золото была урезана: банкноты подлежали размену на золотые слитки лишь при условии предъявления их к размену на сумму не менее 215 тыс. франков, что равнялось 12,5 кг золота.

В отличие от других западных стран, Франция во время кризиса 1929-1933 гг. сохранила золотослитковый стандарт. Это было связано с тем, что кризис охватил ее позднее, чем другие страны.

В середине 30-х гг. экономическое и финансовое положение Франции ухудшилось. В октябре 1936 г. правительство провело девальвацию франка, снизив его золотое содержание более чем на 25 %. При этом размен банкнот на золото был прекращен. В 1937 и 1938 гг. были проведены еще две девальвации франка, что означало крах золотослиткового стандарта и прогрессирующее обесценение франка.

Особенностью военной инфляции во Франции, по сравнению с США и Англией, является то, что она усугублялась ограблением Франции гитлеровской Германией. Последняя взимала с Франции громадную оккупационную дань, что было главной причиной огромных бюджетных дефицитов, покрывавшихся путем инфляционного выпуска бумажных денег.

Инфляция во Франции в период Второй мировой войны усугублялась резким упадком производства и товарооборота в результате экономической разрухи, вызванной фашистской оккупацией.

Послевоенная инфляция во Франции тесно связана с хроническим бюджетным дефицитом, который обусловлен крупными военными расходами, а также расходами, связанными с государственным регулированием экономики и осуществлением «политики роста».

После Второй мировой войны неоднократно осуществлялись девальвации франка; две последние девальвации были проведены в декабре 1958 г. и в августе 1969 г.

Франк стан настолько «невесомым», что правительство сочло нужным «утяжелить» его с помощью деноминации. Деноминация была проведена в начале 1960 г. и выразилась в укрупнении франка в сто раз. Новый франк равнялся ста старым.

Девальвация 1958 г. сыграла определенную роль в усилении экспорта французских товаров на мировой рынок. Однако внутренний процесс инфляции продолжался, что нашло выражение в систематическом повышении товарных цен.

Длительное время Франция была во главе зоны франка. Эта валютная группировка сформировалась еще до завоевания французскими колониями независимости. В рамках зоны франка роль валюты-гегемона играл французский франк, а все другие страны должны были держать свои резервы во французских франках и хранить их в Париже, причем курсы их валют по отношению к французской были фиксированы на определенном уровне, который не мог быть изменен без согласия Франции.

Франция получала огромные выгоды от зоны франка. Она распоряжалась валютными резервами стран зоны, которые были изъяты оттуда и помещены во Франции.

В послевоенный период бывшие колонии Франции, добившиеся государственной самостоятельности, стали создавать собственные эмиссионные банки и свои денежные системы. После войны внутри зоны франка развиваются центробежные тенденции, ослабляющие валютную гегемонию Франции. Когда в декабре 1958 г. французский франк был девальвирован, Марокко и Тунис отказались девальвировать свои валюты.

В 1959 г. эти государства ввели валютный контроль над операциями с зоной франка и, хотя продолжали хранить свой валютный резерв во Франции, стали совершать сделки с иностранной валютой уже через собственные эмиссионные банки, минуя парижский валютный рынок.

Однако другие члены зоны франка провели девальвацию своих валют в такой же степени, как и Франция. Последняя все еще продолжает использовать зону франка в своих интересах. Валютная гегемония Франции в пределах этой зоны продолжается для ряда развивающихся стран, хотя зона франка утратила свое значение в начале 70-х годов.

Структура денежного обращения во Франции разделяется на два основных понятия: денежная масса и ликвидные средства в экономике. Денежная масса – агрегат М1 – включает в себя наличные деньги, т.е. банкноты и разменную монету, и записанные на счета деньги, которые выпускаются на базе вкладов до востребования в банках, бюро почтовых переводов, казначействе.

Агрегат М2 состоит из агрегата М1 и денег, созданных банками и другими кредитно-финансовыми институтами на основе срочных вкладов и специальных счетов. Все это называется подобием денег или квазиденьгами. В свою очередь агрегат М3 включает агрегат М2 и вклады в сберегательных кассах, казначейские боны, которые, как правило, размещаются среди населения.

Начиная с 60-х гг. обнаруживается тенденция к увеличению безналичного оборота. Основными видами наличного оборота денег являются банкноты и разменные монеты (чеканятся из никеля, серебра и алюминия; являются объектом частной тезаврации), тогда как безналичный оборот представлен чеками, счетами по различным видам вкладов и кредитные карточки.

Во Франции существует четыре источника выпуска денег: во-первых, центральный банк (Банк Франции); во-вторых, банки и некоторые кредитно-финансовые институты, создающие квазиденьги; в-третьих, Министерство финансов, которое, кредитуя хозяйства, выпускает деньги; в-четвертых, Депозитно-сохранная касса, осуществляющая косвенную эмиссию денег.

Особенности денежного обращения Франции как члена Европейского союза.

Как член Европейского союза Франция длительное время должна была проявлять заботу о твердости своей денежной единицы – франка.

Наибольшие трудности со своей валютой Франция пережила в конце 60-х – начале 70-х гг., когда обострился мировой валютно-финансовый кризис. Для Франции это выразилось в снижении темпов роста, дефиците платежного баланса, бегстве краткосрочных капиталов, сокращении золотовалютных резервов, обесценении франка.

В августе 1969 г. Франция вынуждена была девальвировать франк. С августа 1971 г. по январь 1974 г. был создан двойной валютный рынок.

В 1973-1975 гг. Франция была вынуждена активно использовать валютные резервы для поддержания фиксированного курса валютами ФРГ, Бельгии, Голландии и Дании. Потери валютных резервов составили несколько млрд. долларов.

Принятие новых экономических программ в конце 70-х гг. («планов Барра») по стабилизации экономики и валютно-финансового положения Франции, ослабление валютного кризиса путем принятия Ямайского соглашения позволило укрепить позиции франка по отношению к доллару и другим валютам.

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Денежная единица Великобритании – фунт стерлингов. Он использовался задолго до возникновения централизованного государства еще в IX -X вв. В названии «фунт стерлингов» нашло отражение его первоначальное весовое содержание: из одного фунта серебра чеканили 240 пенсов, которые имели также второе название – «стерлинги». 20 пенсов составляли шиллинг, в одном фунте было 12 шиллингов.

В XIV в. в Англии появляются в обращении золотые фунты стерлингов и до конца XVIII в. действует биметаллическая денежная система.

В конце XVIII – начале X IX в. Англия становится первой страной золотого монометаллизма. По закону 1798 г. чеканка серебра была запрещена. Однако поскольку в этот период Англия вела войну с Францией, размен банкнот на золото (характерный для золотого монометаллизма) был прекращен и до 1821 г. в обращении находились не разменные на золото банкноты.

С 1821 по 1914 гг. в Англии действовала система золотомонетного стандарта.

С 1914 г. банкноты перестали размениваться на золото, а золотые монеты были изъяты из обращения. Для покрытия военных расходов правительство стало выпускать казначейские билеты.

В 1925 г. размен банкнот на золото был восстановлен, но в урезанной форме: на слитки, а не золотые монеты. Несмотря на значительное снижение покупательной способности фунта стерлингов, Англия не пошла на его девальвацию и провела реставрацию валюты, восстановив довоенное золотое содержание денежной единицы.

Золотослитковый стандарт просуществовал недолго. Уже в 1931 г. во время мирового экономического кризиса Англия была вынуждена отказаться от размена банкнот на золото. С этого времени в Англии действует система неразменных кредитных денег.

После кризиса 1929-1931 гг. происходят ослабление позиций Великобритании на внешних рынках, постепенная утрата британской валютой ведущих позиций и превращение ее во второстепенную резервную валюту. Ее удельный вес в мировых официальных валютных резервах за последние 20 лет снизился с 7 до 3%.

Период после Второй мировой войны в Великобритании, как правило, характеризуется более высокими темпами инфляции, чем в других промышленно развитых странах (за исключением Италии). В 1951-1960 гг. розничные цены росли в среднем на 4, 1% в год, в 1961-1970 гг. – на 4%, 1971-1980 гг. – на 13,3%, 1981-1986 гг. – на 7,5%.

Покупательная способность фунта стерлингов в 1986 г. снизилась по сравнению с довоенным 1938 г. в 16 раз и по сравнению с 1950 г. – в 12 раз.

Причины инфляции в Великобритании, как и в других странах, коренятся в сфере производства и в сфере обращения. Одной из основных был бюджетный дефицит, который сопровождался ростом государственного долга.

Для борьбы с инфляцией Банк Англии применял разнообразные инструменты. Использовались три метода денежно-кредитной политики: маневрирование процентной ставкой Банка Англии; изменение норм «специальных депозитов», т.е. депонирования коммерческими банками доли средств, привлеченных на депозиты, на спецсчете в Банке Англии; применение прямых селективных методов контроля за банковскими ссудами, выдаваемыми частному сектору.

С 1976 г. наблюдалось усиление влияния на денежно-кредитную политику неоклассических и особенно монетаристских концепций. Оно проявилось, во-первых, в отказе от краткосрочной политики «стоп-вперед» (предусматривающей изменение направления экономической политики в зависимости от колебаний конъюнктуры) и переходе к осуществлению среднесрочной стратегии, направленной на обеспечение устойчивого сокращения темпов роста денежной массы и отношения государственных займов к ВВП.

Во-вторых, Банк Англии отказался от прямых методов контроля за банковскими ссудами и изменений своей процентной ставки и стал более активно использовать рыночный метод – покупку-продажу ценных бумаг.

Относительно высокий уровень инфляции в Великобритании в послевоенный период привел к снижению курса фунта стерлингов к доллару США и немецкой марки.

Главным видом денег в Великобритании, как и в других странах, служат деньги в безналичной форме, т.е. средства на счетах в банках – депозитные деньги.

Наличные деньги – банкноты и разменная монета – составляют около 32 % всей денежной массы в обращении.

Преимущественное развитие безналичных расчетов и усилие взаимосвязи между денежным обращением и движением ссудного капитала обусловили во всех странах существенное расширение границ денежной массы за счет новых видов кредитных обязательств. В послевоенный период в платежном обороте Великобритании используются остатки денежных средств не только на счетах до востребования, но и на срочных и сберегательных счетах. Это объясняется, в частности, тем, что средства со срочных счетов могут быть получены практически также легко, как и со счетов до востребования без предварительного уведомления.

Кроме казначейства, выпускающего монеты, эмитентами денег в Великобритании являются Банк Англии и коммерческие банки. Банк Англии монопольно осуществляет выпуск банкнот в сумме, определяемой казначейством и утвержденной парламентом.

С 1844 г. Банк Англии разделен на два департамента: Эмиссионный связанный только с выпуском банкнот, и Банковский, который осуществляет все остальные операции. На современном этапе вся эмиссия банкнот является фидуциарной. В качестве обеспечения выпуска банкнот Эмиссионный департамент приобретает государственные облигации и казначейские векселя, а также покупает векселя и другие обязательства у банков.

На этом этапе выпущенные банкноты находятся в Банке Англии как резерв его Банковского департамента. Затем правительство использует средства со своего счета в Банке Англии.

Таким образом, увеличиваются остатки на счетах банков в Банке Англии и депозиты клиентов этих банков. Количество же банкнот в обращении пока не изменяется: выпущенные банкноты остаются в Банке Англии. Но денежная масса в обращении все же увеличивается в результате роста депозитов в коммерческих банках.

Обеспечением эмиссии банкнот могут служить также обязательства иностранных центральных банков. т.е. иностранная валюта. В этом случае купленная Банковским департаментом иностранная валюта передается им в Эмиссионный департамент в обмен на соответствующее количество выпущенных последним банкнот.

Безналичные расчеты в Великобритании составляют всего 8% в общем количестве платежных операций, достигают 90% их стоимости. Наибольший удельный вес от стоимости всех безналичных платежей – 51,4% – приходится на кредитные и дебетовые платежи по перечислению, причем в основном автоматизированные.

Чеки занимают второе место по стоимости – 47,8% и первое по количеству. В последние годы в Великобритании происходит: 1) уменьшение доли чеков как по количеству, так и по стоимости; 2) увеличение доли платежей по автоматизированному перечислению, карточек и электронных платежей; 3) увеличение средней суммы чека, использование чеков преимущественно для оплаты крупных сумм.

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ

До 70-х гг. XIX в. в Германии не было единой денежной системы, свыше 20 государств и княжеств имели различные виды денежных систем. Основаны они были в первую очередь на серебряном монометаллизме, лишь в Бремене был золотой талер. Остальные денежные единицы (фридрихсдоры, луидоры, пистоли и дукаты) базировались на параллельной и двойной системах биметаллизма, т.е. в обращении были золотые и серебряные монеты, а стоимость между золотом и серебром устанавливал рынок или государство. Кроме того, в обращении находились также банкноты и бумажные деньги.

Политическое объединение немецких земель и образование в 1871-1873 гг. Германской империи привело к созданию единой денежной системы, основанной на золотом монометаллизме: была введена новая денежная единица – рейхсмарка.

С началом Первой мировой войны были отменен золотомонетный стандарт и прекращен размен банкнот Рейхсбанка на золото.

В 1924 г. был введен золотодевизный стандарт, что означало установление валютной зависимости Германии от стран– победительниц: новая рейхсмарка обеспечивалась на 405 золотом и иностранной валютой.

В период мирового денежно-кредитного кризиса 1929-1933 гг. золотодевизный стандарт в Германии был отменен и установлена система неразменных денег.

После Второй мировой войны в экономике Германии царил хаос, территория, как и Берлин, была разделена на четыре оккупационные зоны. 21 июня 1948 г. западные оккупационные власти провели сепаратную денежную реформу, поделившую 9экономически) Германию на две части. В соответствии с реформой была введена новая денежная единица – немецкая марка.

В мае 1949 г. после принятия Конституции ФРГ в стране в соответствии с требованиями Бретон-Вудской системы был установлен золото-долларовый стандарт, курс немецкой марки к доллару составил 3,33 марки за доллар США.

В 1976 г. в стране установилась система не разменных на золото кредитных денег. В настоящее время денежная единица Германии является немецкая марка, которая состоит из 100 пфеннигов.

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ

Эмиссионный институт – Банк Японии был учрежден в 1882 г. По закону 1889 г. он получил право фидуциарной банкнотной эмиссии. Золотой стандарт в Японии был введен в 1897 г.

Денежная единица Японии – иена содержит 100 сен, а одна сена десять рин. Однако вследствие инфляции деньги достоинством меньше одной иены были упразднены в 1953 г. – сена и рина были изъяты из обращения.

Банком Японии выпускается большое количество памятных монет из медно-никеливых сплавов, а также из драгоценных металлов. В обращении находятся монеты из медно-никеливых сплавов достоинством в 100, 50, 10, 5 и 1 иену.

После Второй мировой войны произошли изменения в денежной системе и структуре денежного обращения Японии. Принятое эмиссионное законодательство предусматривало формальные ограничения выпуска банкнот. Однако при необходимости бюджетного финансирования правительство могло пересмотреть лимиты эмиссии. Кроме того, практически отсутствовали лимиты банкнотной эмиссии под обеспечение коммерческих векселей или ценных бумаг, а также при покупке иностранной валюты.

Структура денежного обращения в послевоенный период заметно изменилась.

В ходе Второй мировой войны, когда остро стояла проблема инфляции, доля наличных денег в структуре денежного обращения возросла с 30 до 56%, а депозитных соответственно сократилась. В процессе восстановления экономики в 50-60-е гг. доля депозитных денег превысила довоенные показатели. Высокий удельный вес депозитных денег связан со структурой внутренней торговли: к началу 90-х гг. на оптовую торговлю, которую обслуживают в подавляющем большинстве безналичные расчеты, приходился 81 %, а на розничную – 19% торгового оборота.

Хотя в структуре денежного обращения доминируют депозитные деньги, с помощью эмиссии наличных денег Банк Японии оказывает определенное воздействие на динамику денежного обращения. В этих же целях используются различные меры кредитного регулирования.

В первые послевоенные годы инфляция в Японии приняла огромные размеры: масса денег в обращении выросла в 15 раз, а оптовые цены – в 343 раза. Покупательная способность иены сократилась на 99%. С 50-х гг., когда восстановление экономики было завершено, инфляция замедлилась.

Преодолению развертывания инфляционных процессов в условиях высокой топливно-энергетической зависимости страны от внешних источников способствовало снижение цен на нефть и основные виды сырья в 80-е гг. Существенное значение имела и финансово-административная реформа, сопровождавшаяся уменьшением эмиссии госзаймов как средства бюджетного финансирования. Вместе с тем розничные и потребительские цены возросли, прежде всего, в связи с увеличением цен на продовольствие и различные услуги, а также с ростом косвенных налогов.

Инфляционное обесценение иены в послевоенный период явилось одним из главных факторов падения ее валютного курса. Курс иены периодически пересматривался и приводился в относительное соответствие с его реальным паритетом. При этом Япония практиковала множественность валютных курсов (дифференцированные курсовые соотношения валют по различным видам операций, товарным группам и регионам). В апреле 1949 г. был установлен единый валютный курс: 360 иен = 1 долл. США. Он сохранился до 1971 г.

В связи с кризисом доллара правительство Японии ввело в августе 1971 г. «плавающий» курс иены. В конце 1971 г.иена впервые за послевоенный период была ревальвирована, в феврале 1973 г. была проведена вторая ревальвация.

Повышению курса иены способствовали:

Продолжавшаяся структурная перестройка экономики Японии на современной технологической основе;

Рост конкурентоспособности японских экспортных товаров;

Заметное увеличение покупательной способности иены в условиях относительной стабилизации денежного обращения и цен.

Кроме того, рост курса иены был связан с политикой США, направленной на поддержание искусственно заниженного курса доллара, так как администрация США стремилась таким образом расширить американский экспорт, затруднить японский импорт и на этой основе попытаться сократить дефицит во внешней торговле с Японией и в целом в платежном балансе США.

Поскольку Япония вышла на второе место в мире после США по уровню экономического развития, иена стала одной из резервных валют. В настоящее время она используется как международное резервное и платежное средство преимущественно в азиатском регионе.

Япония усиленно форсирует свою внешнеэкономическую экспансию. В связи с этим в США были введены протекционистские барьеры в отношении ряда товаров японского экспорта и прежде всего автомобилей.

Спад в японской экономике в начале 1997 г. и влияние кризиса в Азии на положение в Японии вызвали падение соотношения иена/доллар (в середине 1998 г. – 138,78 иены за 1 доллар США).

Против японской иены играет и такой внешний фактор, как привлекательное с точки зрения относительно быстрого получения доходов состояние американского рынка на фоне стагнирующей японской экономики. Результат – бегство японских капиталов в США.

Дальнейшей снижение курса иены грозит нарастанием торгового дефицита США с Японией. Такое развитие событий тревожит и азиатские государства, экономика которых тесно связана с японской, а именно: Таиланд, Республику Корея, Гонконг, поскольку нац. валюты этих стран рискуют оказаться под возрастающим давлением при снижении курса иены.

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА КАНАДЫ

Денежная система Канады образовалась в исторически короткий отрезок времени. Она сформировалась к 1867 г.

До образования Канады как государства на ее территории существовало денежное обращение колониального типа. В обращении в качестве денег использовались французские, испанские, португальские серебряные монеты, среди которых было довольно много неполноценных денежных знаков. Кроме того, в обращении ходили и бумажные суррогаты. Монеты поступали из стран-метрополий для выплаты жалованья военным и местной колониальной администрации в ограниченном количестве.

Во Франции специально для Канады с 1670 г. чеканилась серебряная монета – соль, но ее удельный вес во внутреннем обращении был невелик, часть торговых операций выполнялась путем прямого товарообмена. Товарообмен на внутреннем рынке существовал по нескольким причинам, в том числе из-за неразвитости дорог, узости и изолированности локальных рынков и т.д. индейцы Канады в качестве денег использовали специальные пояса из ракушек – «вампумы». Некоторые торговые фирмы в качестве денег применяли свои собственные денежные суррогаты «боны», чтобы продавать индейцам товары только в своих лавках.

Бумажноденежные суррогаты просуществовали в Канаде до окончания колониального господства Франции, их полное обесценение произошло в конце XVIII в.

В 1825 г. после перехода Великобритании к золотому монометаллизму официальной денежной единицей в Канаде стал фунт стерлингов. Закон о денежном обращении 1841 г. признал платежными средствами наряду с английскими фунтами стерлингов американские золотые и серебряные доллары и французские серебряные монеты. С 1870 г. в Канаде национальной денежной единицей стал канадский доллар.

Первые серебряные доллары, отчеканенные в Великобритании, появились в Канаде в 1858 г. С 1908 г. монеты стали чеканиться в Канаде, в основном из серебра, золотые монеты чеканились с 1908 по 1919 гг.

Перед Второй мировой войной в денежном обращении государства находились банкноты коммерческих банков, а доля банкнот федерального правительства была невелика. Централизации эмиссии банкнот способствовали создание Банка Канады в 1935 г. и его национализация в 1938 г. по закону в течение 10 лет коммерческим банкам необходимо было сократить банкнотную эмиссию в четыре раза. С этого времени банкнотная эмиссия становится привилегией Банка Канады. Выпуск золотых и серебряных долларов практиковался исключительно для туристов, а с 1968 г. государство стало заменять серебряные монеты никелевыми.

Внутри страны между фирмами и организациями преобладает безналичная форма расчетов, основным инструментом которой является чек. Чеки обслуживают до 90 % денежных расчетов. Наличные деньги постепенно вытесняются из сферы розничного оборота и кредитными карточками. Но при совершении мелких сделок наличные деньги удобны и предпочтительны.

Расчеты чеками развивались более высокими темпами, чем увеличивалась масса наличных денег в обращении. Мобильность чеков очень высока, каждый чек участвует в 14 расчетных операциях, что ведет к росту издержек, связанных с его обслуживанием. Коммерческие банки, внедряя новые формы расчетов, пытаются снизить издержки чекооборота.

Перспективным направлением развития безналичных расчетов считают кредитные карточки. Большое распространение в Канаде получает система предуведомленных платежей.

Одной из главных причин возникновения инфляции в Канаде в период между двумя мировыми войнами явилась неравномерность изменения цен товаров.

В послевоенный период в Канаде наблюдались две вспышки инфляции, причинами которых явились: война в Корее; сырьевые и «инвестиционные» бумы, сопровождавшиеся притоком американского капитала и размещением его в добывающие отрасли страны; увеличение экспорта в США сырья и полуфабрикатов. На рост цен резко повлияли военные расходы.

На инфляционные процессы повлияли также увеличение издержек производства и медленный рост производительности труда в сельском хозяйстве, в добывающих отраслях производства.

Правительство Канады в период с 1969 по 1975 гг. пыталось ввести ограничения на рост цен и заработной платы. Но эти меры оказались неэффективными, так как правительство не смогло остановить монополии, которые под различными предлогами увеличивали цены и жестко контролировали заработную плату.

В 1994-1996 гг. инфляция в Канаде снизилась до чрезвычайно низкого уровня. Большая недогрузка производственных мощностей и высокая безработица позволяла удешевить кредит без риска ускорить инфляцию. Однако на протяжении большей части 1994 г. Банк Канады повышал процентные ставки. Периодическое повышение процентных ставок было связано с необходимостью укрепить позиции национальной валюты, ослабленные большими дефицитами на федеральном уровне и в крупнейших провинциях, а также угрозой квебекского сепаратизма.

В 1995 г. экономика Канады балансировала на грани спада, который стал бы неминуем в случае существенного падения внешнего (главным образом со стороны США) спроса на канадские товары.

В этих условиях Банк Канады начал осуществлять серию последовательных снижений процентных ставок. Инфляция в Канаде снизилась с 5,2 % в 1990 г. до 1,8% в 1993 г. и до 0,2% в 1994 г. – самый низкий уровень за весь послевоенный период.

С 1991 г. цены в Канаде повышаются заметно медленнее, чем в США, и их прирост отстает от среднего уровня по группе «семи стран». Это – одно из наиболее важных внутренних условий продолжения мягкой кредитно-денежной политики.

Несмотря на то, что канадский доллар используется в основном во внутренних расчетах, «привязка» к резервным валютам сделала его одним из уязвимых звеньев мировой валютной системы, так как по мере ослабления фунта стерлингов и переплетения экономики США и Канады канадский доллар стал ориентироваться на доллар США.

До 1970 г. обменный курс канадского доллара был жестко привязан к доллару США. В мае 1970 г. правительство Канады объявило, что в дальнейшем Банк Канады не будет осуществлять интервенции на валютном рынке для поддержания фиксированного паритета между канадским долларом и долларом США или какого-либо другого заранее объявленного обменного курса. С тех пор канадский доллар имеет «плавающий» валютный курс. Задача Банка Канады валютной сфере заключается в проведении операций по сглаживанию чрезмерно резких колебаний обменного курса канадского доллара и нейтрализации необоснованного давления на него.

В начале 70-х гг. произошло ослабление позиций американского доллара, что привело к временному укреплению канадского доллара. Обмен пошлинами во взаимной торговле (соглашение от 10 января 1965 г.) автомобилями и запасными частями изменил структуру канадского экспорта и импорта. Улучшилось состояние торгового и платежного баланса.

Мировой экономический кризис 1974-1975 гг. послужил причиной валютного кризиса в Канаде. Произошли значительные изменения в импорте иностранного долгосрочного капитала. С одной стороны наблюдался отлив прямых иностранных инвестиций, а с другой – крупные канадские компании начинали интенсивно вкладывать капитал за границей. Сфера применения канадского доллара расширилась. В целом же канадский доллар, как валюта международных расчетов, используется в ограниченных масштабах. Это объясняется спецификой внешнеэкономических связей Канады и США. Около 2/3 внешнеторгового оборота приходится на США, а в расчетах используется доллар США. При расчетах по долгосрочным контрактам со странами Западной Европы и Японии используется фунт стерлингов.

Высокая степень открытости канадской экономики и ее прочные связи с экономикой США заставляют правительство Канады пристально следить за развитием событий на мировых валютных рынках. Начиная с 80-х гг. важнейшей целью валютной политики Канады была стабилизация обменного курса канадского доллара по отношению к доллару США.

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ

Денежная система Италии за свое многовековое существование претерпела немало изменений. Для нее были характерны и периоды монометаллизма и период биметаллизма. В 1895 г. был введен золотомонетный стандарт.

В годы Первой мировой войны и в период вплоть до 1923 г. Италия отказалась от свободного размена банкнот на золото. Золотой стандарт был восстановлен в виде золотослиткового стандарта лишь в 1928 г. После Второй мировой войны Италия перестала фиксировать золотое содержание лиры в МВФ, так как высокая инфляция потребовала снижение ее курса по отношению к доллару (625 лир за один доллар США). В настоящее время 1628 лир за доллар.

Денежной единицей Италии является лира, которая делится на 100 чентезимо. Реально же в силу высокого обесценения лиры такого размена не происходит. Для Италии характерны банкноты (кредитные деньги), но и бумажные деньги, выпускаемые казначейством. К ним относятся мелкие деньги (достоинством менее 1000 лир).

Эмиссионным центром выступает Банк Италии, которому было предоставлено такое право только в 1926 г. До этого существовало пять эмиссионных институтов. С 1893 г. их стало три – Банк Италии в Риме, Банк Неаполя, Банк Сицилии. Эмиссия денег осуществляется под наблюдением казначейства. В качестве обеспечения нового выпуска могут выступать либо иностранная валюта, либо казначейские векселя и долгосрочные государственные обязательства новых выпусков, либо коммерческие векселя и государственные ценные бумаги, находящиеся в коммерческих банках.

Решение о выпуске бумажных (казначейских) денег принимает Главное управление казначейства. Монеты изготавливаются на монетном дворе. Казначейские билеты печатаются Государственным полиграфическим институтом.

Платежи на территории Италии осуществляются в наличной и безналичной формах. В качестве безналичных расчетов широкое распространение имеют жирорасчеты – перечисление денежных средств при помощи специальных жироприказов. В целом в Италии широкое распространение имеет наличный оборот. Основная доля покупок приходится на наличные деньги.

Италия всегда была активным участником мирового валютного рынка. В условиях современной валютной системы Италия придерживается режима самостоятельного свободного «плавания» валюты по отношению к другим валютам. Несмотря на это, в Италии с 1961 г. действуют ограничения по ввозу и вывозу национальной валюты. Валютный контроль осуществляет Итальянское валютное бюро.

Процессы интеграции, происходящие в Европе, затронули и Италию. 13 марта 1979 г. Италия вошла в единую валютную систему.

Курс лиры был установлен на уровне 1148,15 лир за ЭКЮ. В дальнейшем курс лиры начал колебаться.

Кризис начала 90-х гг. для Италии стал тяжелым испытанием. В конце 1992 г. Италии пришлось выйти из ЕВС. 29 ноября 1996 г. Италия вновь присоединилась к ЕВС в механизме ЕРМ – 1. 1 января 1999 г. введена новая единая валюта – «евро», вначале в безналичной форме, с 2002 г. – в наличной.

Для введения в оборот «евро» страна должна отвечать определенным критериям. В 1996 г. Италия соответствовала только одному из пяти критериев.

Италия придерживается концепции приблизительного выполнения требований. На 1997 г. был сформирован чрезвычайный бюджет, ориентированный на критерии присоединения к «евро».

Для правильности безналичных расчетов в «евро» Италия наряду с другими странами создает единую систему расчетов ТАРГЕТ при помощи специальной связи.

Для введения наличных расчетов в «евро» в Италии проводились информационные компании для ознакомления граждан с новой денежной единицей, между странами происходил обмен информацией.

В целом, несмотря ни на колоссальные расходы, связанные с внедрением новой денежной единицы, ни на отклонения от необходимых критериев, Италия вводит «евро» с 1января 1999 г. в числе первых 15 стран.

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    РЕФЕРАТ

    По ДКБ на тему:

    «Денежная система Евросоюза (зоны евро): становление и развитие»

    Выполнила: студ.гр. № 538-1 Базарова А.А.

                Проверила: Гыргенова Т. К.

    Улан-Удэ

    2011

ВВЕДЕНИЕ

1. Государства-члены Евросоюза

2. История возникновения Евросоюза

2.1 История расширения Евросоюза

2.2 Основные события в истории углубления евроинтеграции

3. Проблемы принятия евро, его преимущества и недостатки

4. Перспективы евро - доллар

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы предлагаемого исследования заключается в том, что Европейский Союз объединяет 27 стран Европы, является влиятельным участником мирового сообщества, на сегодняшний день, и одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с США и Японией. Европейский Союз является крупнейшей мировой торговой державой, на него приходится почти четверть мировой торговли, это также крупнейший мировой импортер сельскохозяйственной продукции и сырья. На ЕС приходится основная часть помощи развивающимся странам. Европейский Союз поддерживает дипломатические отношения более чем со 140 странами мира (по официальным данным всего в мире насчитывается 240 стран, а по неофициальным данным 195 стран). Европейский Союз имеет статус наблюдателя ООН. Европейский Союз - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

Актуальность данного реферата заключается еще и в том, что Европейский Союз представляет собой могучую экономическую силу. На долю ЕС приходится существенная часть мирового ВВП и международной торговли (соответственно 23 и 24%). Внутри союза созданы наднациональные интеграционные институты, складывается единое правовое пространство. Граждане наднациональных государств-членов являются одновременно гражданами ЕС. Завершается строительство Единого внутреннего рынка – пространства, где существует «четыре свободы» (свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей). Образован экономический и валютный союз с единой коллективной валютой – евро. Проводится общая политика в основных областях социально-экономической жизни. Всё более весомой становится внешняя политика и политика в области безопасности.

ЕС – это не межгосударственное объединение, базирующееся на нормах международного права, подобно международным экономическим организациям или региональным торговым блокам. Система европейских интеграционных институтов имеет совершенно иную политическую, экономическую и юридическую природу. В её основе лежит принцип наднациональности, т. е. передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональным институтам и органам. ЕС – это прежде всего общее право, общие институты и общая политика.

Место и роль ЕС в современном мире несоизмеримы с местом и ролью любого торгового блока или международной организации. ЕС – это сплочённая политическая и экономическая сила, один из главных полюсов мировой политики и экономики.

Существенной чертой европейской политической системы является то, что ЕС - это все-таки продукт сознательной эволюции, причем быстрой эволюции. По сравнению со сроками строительства национального государства, это сильно ускоренный процесс.

В отличие от национального государства ЕС – это открытая политическая система. Европейский союз пережил уже несколько расширений. Но система открытости налагает все новые сложные обязательства. Незакрытая система, принимая новых членов, тем самым внутренне все более усложняется.

Для того чтобы понять, чем является политическая система ЕС, ее можно сравнить с политической системой современного государства.

Во-первых, потому что Европейский Союз недаром называют государствоподобным образованием. Европейский Союз имеет собственную институциональную архитектуру, собственный независимый бюджет, имеет собственное европейское право, которое обладает прямым действием.

Во-вторых, потому что Европейский Союз соответствует критериям, предъявляемым политическим системам.

1. Государства - члены.

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн $) по номинальному значению и около 21 % (14,8 трлн $) - по паритету покупательной способности.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

ЕС - международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других - осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

В Европейский союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести - Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции - до сегодняшних 27 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава в 1985 году. В настоящий момент Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

В настоящий момент 5 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Турция, Хорватия и Черногория, при этом Македония и Черногория ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан, Албания, Босния и Герцеговина и Сербия, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, т. к. независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

2. История возникновения Евросоюза.

На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции.

Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Как результат, в 1949 был создан Совет Европы - организация, существующая до сих пор (её членом является и Россия). Совет Европы, однако, был (и остаётся) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах.

2.1 История расширения Евросоюза

Расширение Европейского союза - это процесс укрупнения Европейского союза (ЕС) посредством вступления в него новых государств-членов. Процесс начался с «Внутренних шести», основавших «Европейское объединение угля и стали» (предшественника ЕС) в 1952 году. С тех пор количество стран, вступивших в Союз, увеличилось до 27 государств, включая Болгарию и Румынию, присоединившихся в 2007 году.

В настоящий момент ведутся переговоры о вступлении с несколькими государствами. Иногда процесс расширения также называют Европейской интеграцией. Однако этот термин используется и когда речь идёт об усилении сотрудничества между государствами-членами ЕС, когда их правительства постепенно гармонизируют внутригосударственное законодательство.

Чтобы присоединиться к Европейскому союзу, государство-заявитель должно удовлетворять политическим и экономическим условиям, общеизвестным как Копенгагенские критерии (в честь прошедшего в Копенгагене саммите 1993 года): стабильное демократичное правительство, признающее верховенство закона и соответствующих свобод и институтов. Согласно Маастрихтскому договору каждое текущее государство-член, а также Европарламент должны прийти к согласию по поводу любого расширения.
3. Проблемы принятия евро, его преимущества и недостатки

4. Перспективы евро - доллар

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

17 государств-членов Европейского союза используют евро в качестве национальной валюты: Бельгия, Германия, Эстония, Ирландия, Греция, Испания, Франция, Италия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Австрия, Португалия, Словения, Словакия, Финляндия.

Болгария, Чешская Республика, Дания, Латвия, Литва, Венгрия, Польша, Румыния, Швеция и Великобритания являются членами ЕС, но в настоящее время не используют единую евровалюту. Договор текст относится к "ЕСЦБ", а не к «Евро системе». Он был составлен на том, что в конечном итоге все государства-члены ЕС будут принимать Евро. До тех пор, Евросистема будет выполнять задачи.

Денежная единица. Евро имеет 8 монет € 2, € 1, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 евро цент. Банкноты евро 5, с10, 20, 50, 100, 200, 500.

"Десять лет назад, на 1 января 2002 года банкноты и монеты евро были введены в 12 государствах-членах Европейского Союза. Введение наличного евро был беспрецедентный вызов, главное что это прошло спокойно, и миллиарды банкнот и монет начали циркулировать. в течение нескольких дней еще пять государств-членов приняли интерпретации у евро в последние годы, так что в общей сложности 17 государств-членов - и 332 миллионов человек -. теперь используют валюту ставшую символом Европы, а также банкноты и монеты используются в нашей нашей повседневной жизни ".

Марио Драги, председатель ЕЦБ.

Виды денежных знаков. Банкноты.С 2002 года банкноты евро были произведены совместно с национальными центральными банками (НЦБ) в зону евро. Каждая НКО отвечает и несет расходы, доля от общего годового производства в одной или нескольких НКО. В 2009 году итальянские, австрийские и немецкие центральные банки, например, отвечают за производство 1,043.65 € 100 миллионов банкнот. Монеты.Ответственность за чеканку монет евро лежит на национальных правительств стран зоны евро. Тем не менее, общая стоимость монет выпущенных в обращение ежегодно должно быть одобрено Советом управляющих ЕЦБ.

Эмиссионная система. Европейский центральный банк (ЕЦБ во Франкфурте, Германия) управляет евро - единая валюта ЕС - и гарантии стабильности цен в ЕС. Годовое производство банкнот евро должен быть достаточным для удовлетворения ожидаемого увеличения спроса, таких как сезонные пики, и заменить непригодные банкноты. Он также должен уметь справляться с неожиданными скачками спроса. Объемы производства на следующий год рассчитаны на основе прогноза предоставляемых НКО и центральному прогнозу ЕЦБ, таким образом, сочетание национальных экспертов с еврозоной очень благотворно. Расчитанные цифры должны быть одобрены Советом управляющих Европейского центрального банка. Юридически, как ЕЦБ так и центральные банки стран зоны евро имеет право выпускать банкноты евро. На практике национальные банки только выдают и выводят из оборота (равно как и монеты). ЕЦБ не имеют кассу и не участвует в каких-либо денежных операций. Что касается монет евро, юридические эмитентов стран зоны евро. Европейская Комиссия координирует все вопросы, монеты на уровне зоны евро. ЕЦБ несет ответственность за осуществление контроля за деятельностью национальных центральных банков (НЦБ), а также для инициирования дальнейшей гармонизации кассовое обслуживание в зоне евро, в то время как НКО, отвечающие за функционирование своих национальных денежных систем распределяют. НКО выдают банкноты и монеты в обращении через банковскую систему и, в меньшей степени, через розничную торговлю. ЕЦБ не может выполнять эти операции, он не имеет собственных технических отделов (распределение частей, блоков обработки банкнот, своды и др.). Зоны евро стран, ответственных за выдачу монет. Орган, выдавший, как правило, казна в национальные министерства финансов, в то время как национальный монетный двор физически производит монеты и национальных центральных банков ставит их в обращение. Наименования и технические характеристики установленных Советом ЕС и Европейским центральным банком утверждает каждый объема и стоимости монет будет выпущено в год. Европейский центральный банк (ЕЦБ) имеет исключительное право разрешать выпуск банкнот в национальных центральных банков в еврозоне. Все решения по банкноты конструкций, конфессии и т.д., принятых ЕЦБ. Различные национальные центральные банки зоны евро являются ответственными за практические аспекты производства и ввода банкнот в обращение, и обеспечивают поставки в коммерческие банки необходимого количества денег. ЕЦБ имеет исключительное право разрешать выдачу банкнот в зоне евро.

Межгосударственныйосударственный кредитный аппарат. С 1 января 1999 года Европейский центральный банк (ЕЦБ), является ответственным за проведение денежно-кредитной политики в зоне евро – крупнейшей экономике мира после США. Европейский Союз взял на себя ответственность за денежно-кредитную политику, после того как эмиссионная деятельность была переведена из национальных центральных банков 11 стран-членов ЕС в ЕЦБ в январе 1999 года. Греция присоединилась в 2001 году, Словению в 2007 году, Кипр и Мальта в 2008 году, в 2009 году Словакия и Эстония в 2011 году. Создание зоны евро и нового наднационального института, ЕЦБ, стал очередным шагом длительного и сложного процесса европейской интеграции. Правовая основа для единой денежно-кредитной политики является Договор об учреждении Европейского сообщества и Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка. Устав устанавливаться как ЕЦБ и Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) с 1 июня 1998 года. ЕЦБ был создан в качестве ядра Евро системы и ЕСЦБ. ЕЦБ и национальные центральные банки совместно выполняют задачи, люди им доверяют. ЕЦБ является юридическим лицом по международному публичному праву. ЕСЦБ и ЕЦБ, включая национальные центральные банки (НЦБ) всех государств-членов ЕС принято считать что они интегрированы в евро. ЕЦБ и Евро система включена НЦБ тех стран, которые принято евро интерпретация. Евросистемы и ЕСЦБ будут сосуществовать до тех пор, пока государства-члены ЕС будут входить в зону евро. В зоне евро Состоит из стран ЕС, которые приняты в евро интеграцию. Основной целью денежно-кредитной политики ЕЦБ является поддержание стабильности цен. ЕЦБ направлена на темпы инфляции ниже или близкой к 2% в среднесрочной перспективе). Банк работает с центральными банками во всех 27 странах ЕС. Вместе они образуют Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ). Это также ведет к тесному сотрудничеству между центральными банками в зоне евро - 17 стран ЕС, которые перешли на евро, также известный как еврозоны. Сотрудничество между ними менее ужесточённое эта группы банков называется «Евро система».

Цели ЕЦБ включают:

Установление основных процентных ставок в еврозоне и контроля за денежной массой

Управление иностранной валюте еврозоны резервы, покупка и продажа валюты, когда необходимо сохранить обменный курс в равновесии

Помогает обеспечить финансовые рынки и институты, нуждающихся в присмотре, со стороны национальных властей, а платежные системы нормально функционировать

Разрешение центральным банкам стран еврозоны выдавать банкноты евро

Мониторинг ценовых тенденций и оценки риска, который они представляют для стабильности цен.

ЕЦБ является полностью независимым. ЕЦБ не подчиняется национальным центральным банкам Есросистемы и другим органам принимающим решения. Все институты ЕС и правительства должны уважать этот принцип.