Какие отрасли мирового хозяйства существуют. Уровни отраслевой структуры мирового хозяйства

1. География отраслей промышленности

Промышленность является ведущей отраслью материального производства, где занято около 350 млн. человек. За последнее столетие промышленное производство выросло более чем в 50 раз.

В зависимости от времени возникновения отрасли промышленность делят на три группы:

1) старые отрасли , возникшие во время промышленных переворотов (каменноугольная, металлургическая и текстильная промышленность, паровозостроение и др.). В наши дни эти отрасли растут замедленными темпами;

2) новые отрасли , определявшие научно-технический прогресс в первой половине XX в. (автомобилестроение, производство пластмасс и химического волокна и др.). Эти отрасли в настоящее время растут более быстрыми темпами;

3) новейшие отрасли , возникшие в эпоху НТР и относящиеся к наукоемким отраслям (микроэлектроника, микробиология, роботостроение и др.). Эти отрасли называют отраслями высоких технологий. В наши дни эти отрасли растут наиболее быстрыми и устойчивыми темпами.

Основные сдвиги в отраслевой промышленности в эпоху НТР связаны с уменьшением доли старых отраслей и увеличением доли новых и особенно новейших отраслей. Изменяются также территориальные пропорции размещения промышленности. Территориальную структуру мировой промышленности в первую очередь определяет размещение крупных промышленных районов. Всего их в мире более ста. Основная масса их находится в странах зарубежной Европы, СНГ, Восточной Азии, Северной Америке.

В состав отраслей мирового хозяйства входят:

1. Топливно-энергетическая промышленность. После нефтяного и энергетического кризиса 70-х гг. темпы роста этих отраслей замедлились. Поэтому многие развитые страны начали проводить политику энергосбережения и уменьшения удельных расходов топлива и энергии. В конце 90-х гг. мировое производство энергоресурсов составило 10 млрд. тонн.

В своем развитии топливно-энергетическая промышленность прошла два этапа. Первый – «угольный этап» (XIX в. – первая половина XX в.). На этом этапе в структуре мирового топливно-энергетического баланса преобладало угольное топливо. Второй – «нефтяной этап». Основан на использовании преимуществ нефти и газа как более экономичных энергоресурсов.

В состав топливно-энергетической промышленности входят нефтяная, газовая и угольная промышленность. Добыча нефти в конце 90-х гг. составила 3 млрд. тонн. Нефть добывают приблизительно в 80 странах мира, но географию этой отрасли определяют страны «Большой Семерки». Особенность географии нефтяной промышленности заключается в том, что более 4/5 запасов и 1/2 добычи приходится на развивающиеся страны. Эти страны являются главными экспортерами. Наиболее крупные грузопотоки нефти сосредоточены в районе Персидского залива и в России. Мировая добыча природного газа составляет более 2 трлн. м3. Крупными производителями газа являются Россия, США, Нидерланды, Канада. Добыча угля составляет приблизительно 5 млрд. тонн в год. Добывается уголь в 60 странах мира. В отличие от добычи нефти среди главных угледобывающих стран преобладают экономически развитые страны.

2. Электроэнергетика. Мировая выработка электроэнергии составляет 12 трлн. кВт/ч в год. Больше всего производят электроэнергии в США, России, Японии, Германии и Канаде. В структуре производства электроэнергии первое место принадлежит тепловой энергии (60%), второе – гидравлической (20%), третье – атомной (17%).

3. Горнодобывающая промышленность. Является поставщиком минерального сырья. Доля горнодобывающей промышленности в мировом промышленном производстве постепенно снижается, но она продолжает оказывать большое воздействие на международное географическое разделение труда и географию мирового хозяйства. Именно с горнодобывающей промышленностью связано преодоление территориального разрыва между районами добычи и районами потребления, формирование межконтинентальных грузопотоков, освоение новых ресурсных районов. В результате международного разделения труда в мировом хозяйстве сформировалось восемь великих горнодобывающих держав: США, Канада, Австралия, ЮАР, Бразилия, Индия, Китай и Россия.

4. Металлургическая промышленность. Делится на цветную и черную. Географию отраслей черной металлургии определяет добыча железной руды и выплавка стали. Главными мировыми производителями железной руды являются Россия, Китай, Бразилия, Австралия. Мировая выплавка стали составляет около 750 млн. тонн в год. В последнее время предприятия этой отрасли растут замедленными темпами.

На географию отраслей цветной металлургии большое воздействие оказывают особенности сырьевой базы и технологии переработки сырья. Руды цветных металлов имеют низкое содержание металлов, поэтому перевозить их невыгодно. Цветная металлургия зародилась в колониальный и полуколониальный периоды в Чили, Перу, Индонезии и др., которые в настоящее время являются крупными поставщиками цветных металлов в экономически развитые страны.

5. Машиностроение. По числу занятых и по стоимости продукции занимает первое место среди всех отраслей мирового хозяйства. 9/10 всей машиностроительной продукции приходится на экономически развитые страны. В отраслевой структуре машиностроения особенно четко прослеживается подразделение всех отраслей на старые, новые и новейшие. Старые отрасли либо стабилизировались в своем развитии, либо находятся в упадке (судостроение). Новые отрасли обнаруживают некоторый рост производства (автомобилестроение). Новейшие отрасли демонстрируют быстрый и устойчивый рост (электронное машиностроение). В мире выделяют четыре машиностроительных региона: Северная Америка (все виды машиностроительной продукции), зарубежная Европа (массовая машиностроительная продукция), Восточная и Юго-Восточная Азия (массовое машиностроение в сочетании с продукцией высоких технологий), страны СНГ (главная отрасль международной специализации).

6. Химическая промышленность. Ее основу составляет нефтехимия и производство полимерных материалов. В мире выделяют четыре главных региона: США, Западная Европа, Япония, страны СНГ. В каждом из них получили развитие горно-химическая промышленность, производство минеральных удобрений, химия органического синтеза и полимерных материалов.

7. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. География определяется двумя лесными поясами. В пределах Северного лесного пояса заготавливают древесину хвойных пород. Наиболее развита деревообрабатывающая промышленность в Канаде, Финляндии, России и Швеции. В пределах Южного лесного пояса заготавливают древесину лиственных пород. Лесная промышленность развита в тропической Африке, Бразилии и Юго-Восточной Азии.

8. Текстильная промышленность. Включает в себя производство тканей из натурального волокна и производство тканей из химического волокна. Текстильная промышленность представлена во всех странах мира. Выделяют пять центров: Восточная Азия, Южная Азия, страны СНГ, зарубежная Европа, США. В каждом из них преобладает производство хлопчатобумажных тканей и тканей из химического волокна. В последнее время темпы роста текстильной промышленности в экономически развитых странах падают, а в развивающихся возрастают.

2. География сельского хозяйства и рыболовства

Сельское хозяйство относят к отраслям материального производства. В нем занято около 1,1 млрд. человек, оно отличается большим разнообразием. Так, ученые выделяют примерно 50 различных его типов. Но все виды и типы сельского хозяйства объединяют в две большие группы:

1) товарное сельское хозяйство , которое включает как интенсивное земледелие с плодосеменными севооборотами, интенсивное животноводство с заготовкой кормов, садоводство и огородничество, так и экстенсивное земледелие парового и залежного типа и пастбищное животноводство;

2) потребительское сельское хозяйство , включающее более отсталое плужное и мотыжное земледелие, пастбищное животноводство, кочевое и полукочевое скотоводство, примитивное собирательство, охоту и рыболовство.

В экономически развитых странах преобладает высокотоварное сельское хозяйство, принимающее форму агробизнеса. В эпоху НТР оно достигло фактически предельно возможного уровня механизации и химизации. В настоящее время в его развитии главную роль играет внедрение микроэлектроники, автоматизации, новейших достижений селекции, генетики, биотехнологии.

В развивающихся странах преобладает мелкотоварное сельское хозяйство. В последнее время говорят о «зеленой революции» – это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. «Зеленая революция» представляет собой одну из форм НТР. Она включает в себя выращивание новых скороспелых зерновых культур, расширение ирригации, широкое применение техники и удобрений. Наибольшее распространение «зеленая революция получила в Мексике, ряде стран Южной и Юго-Восточной Азии.

В структуре сельского хозяйства выделяют две отрасли: растениеводство и животноводство. Растениеводство делят на производство зерновых культур и производство продовольственных и непродовольственных культур. Большую долю в структуре продовольственных культур занимают зерновые (пшеница, рис, кукуруза). Второе место занимают масличные культуры (соя, подсолнечник, олива, арахис). Третье место занимают сахароносные культуры (сахарный тростник, свекла). На четвертом месте находятся тонизирующие культуры (чай, кофе). На последнем месте овощные и плодовые культуры.

География отраслей животноводства определяется размещением скота и общим его поголовьем: крупнорогатый скот (Индия, Бразилия, США), свиноводство (Азия, Китай), овцеводство (Европа, Северная Америка), птицеводство.

Особую роль в структуре сельского хозяйства играет рыболовство. 9/10 мировой добычи рыбы и морепродуктов обеспечивает рыболовство в морях и океанах. В географии мирового рыболовства во второй половине ХХ в. произошли большие изменения. Если до и после второй мировой войны главным районом рыболовства была Северная Атлантика (Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США), то позднее центр этой отрасли переместился в северную часть Тихого океана. В настоящее время рыболовство распространено повсеместно, но выделяют шесть районов: Япония, Китай, Россия, США, Чили, Перу.

В последнее время широкое развитие получило искусственное рыборазведение (аквакультура).

3. География транспорта

Мировую транспортную систему образуют все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства. На мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Ежегодно всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и более 1 трлн. пассажиров. Мировые грузовые и транспортные перевозки географически распределены очень неравномерно. Транспорт экономически развитых стран отличается высоким уровнем и взаимодействием различных подотраслей. В развивающихся странах транспорт – это отстающая отрасль экономики.

В структуре мирового транспорта выделяют сухопутный, водный и воздушный.

К сухопутному транспорту относят автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Протяженность автомобильных дорог составляет 24 млн. км. Самый высокий уровень развития автомобильного транспорта отмечен в США. Самые протяженные автодороги в США, Индии, России, Японии и Китае. По густоте дорог выделяют Западную Европу и Японию.

Мировая железнодорожная сеть сформировалась еще в начале ХХ века. Общая протяженность железных дорог составляет около 1 млн.км. Причем? длины железных дорог приходится на США, Россию, Канаду, Австралию, Францию, Германию и Бразилию.

Трубопроводный транспорт получил развитие благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа. Наибольшее развитие получил в США и России.

К водному транспорту относят морской, внутренний водный транспорт и озерное судоходство. Морской транспорт обслуживает 4/5 оборота мировой торговли. Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, общий тоннаж которого составляет 420 млн. тонн. Общее число морских портов составляет около 2,5 тыс., из них около 40 являются портами мирового масштаба. Порты могут быть универсальными и специализированными. Большое влияние на географию морского транспорта оказывают каналы: Панамский и Суэцкий. Начиная с эпохи великих географических открытий, первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану, второе место принадлежит Тихому океану, третье – Индийскому.

География внутреннего водного транспорта определяется природными предпосылками (наличием рек и озер), а также наличием судоходных каналов. По количеству грузооборота внутренних водных путей выделяют США, Россию, Канаду, Германию, Нидерланды и Китай. Примерно 1/10 общей длины используемых внутренних водных путей составляют искусственные пути (шлюзованные реки и каналы).

PAGE_BREAK--

Озерное судоходство развито в основном в США и Канаде.

К самым крупным воздушным державам относят США, Японию, Великобританию, Францию, Германию, Канаду и Россию.

4. Трудовые ресурсы и занятость

Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом.

Размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, состава по полу и возрасту. Основную часть трудовых ресурсов страны составляет ее население в трудоспособном возрасте, а также подростки и лица пенсионного возраста, способные трудиться

Важно учитывать и соотношение между трудоспособной частью населения, с одной стороны, и неработающими (детьми и стариками) - с другой. Его называют демографической нагрузкой . В среднем в мире 100 трудоспособных людей обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров. В развивающихся странах такой показатель зачастую составляет 100 на 100, тогда как в Японии - 100 на 41. В России, Белоруссии, на Украине, в странах Балтии демографическая нагрузка примерно равна среднемировой.

Баланс трудовых ресурсов - система показателей, отражающих численность и состав трудовых ресурсов и их распределение на занятых по отраслям народного хозяйства и формам собственности, безработных и экономически неактивное население.

Баланс трудовых ресурсов - составная часть баланса народного хозяйства, характеризующая воспроизводство рабочей силы. Отражает численность трудовых ресурсов и их качественный состав (по полу, возрасту, социальным группам, видам занятости, отраслям народного хозяйства и профессиям). Баланс трудовых ресурсов дает возможность определить потребность и избыток в работниках.

Баланс трудовых ресурсов состоит из двух частей: в первой фиксируется численность и состав трудовых ресурсов, во второй - их распределение.

Распределение трудовых ресурсов производится по видам занятости, по сферам приложения труда (материальное и нематериальное производство), отраслям экономики, социальным группам. Там же определяется размещение трудовых ресурсов по территории государства.

Доля экономически активного населения варьирует по странам. В развитых странах Запада экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Подобная ситуация связана прежде всего с безработицей. Она достигает иногда 10 и более процентов трудовых ресурсов. Еще меньше доля экономически активного населения в развивающихся странах - 45-55%. Это связано с общей экономической отсталостью, недостатком рабочих мест, трудностью вовлечения женщин в производство при преобладании многодетных семей, большими массами молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Правда, безработица в развивающихся странах не исключает широкой эксплуатации дешевого детского труда.

Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.

Во - первых, человек - экономический ресурс особого типа. Если он сейчас не востребуется экономикой, его нельзя зарезервировать и «положить в холодильник» до лучших времён. Потерянное рабочее время невосстановимо, и тот объём благ, который не был сегодня произведён из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.

Во - вторых, даже если человек не работает, он не может перестать потреблять и ему всё равно нужно кормить свою семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти или превращения вы бандитов. Но направляемые на это средства не становятся вознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут к дальнейшему росту благосостояния всех граждан страны.

В - третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны («рынок сжимается»). Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости.

В - четвёртых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днём в изматывающих поисках работы.

В - пятых, рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага. Безработица - явление мирового масштаба: по данным ООН, безработными являются 800 млн. чел.

Опыт развитых стран показывает, что рынок труда - одно из важнейших условий рыночного механизма. Он позволяет эффективно использовать трудовой потенциал страны, создает конкурентную борьбу за рабочее место, способствует росту квалификации кадров и снижению их текучести. Вместе с тем рынок труда повышает мобильность рабочей силы и помогает распространению разнообразных форм занятости (в том числе и на неполный рабочий день).

Сегодня рынок труда фактически есть уже в странах Восточной Европы, и в Китае (где существует огромная избыточная сила в деревне), и в государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР.

Среди различных категорий населения мира особенно страдают от безработицы женщины. К сожалению, в мире еще сохранились страны, где женщины вообще не имеют политических, социальных и экономических прав. В некоторых из них эти права ограничены либо только формальны. Старые традиции и сегодня проявляются в таких дискриминационных мерах, как неравная плата за равный труд с мужчинами, ограничения при приеме женщин на работу и т. д.

Наиболее многочисленная часть трудоспособного населения планеты - это крестьяне, что объясняется аграрным характером экономики многих слаборазвитых стран. На втором месте в развивающихся странах по доле занятой рабочей силы находится сфера услуг (в Латинской Америке она вышла даже на первое место). Рост занятости в сфере услуг связан в значительной мере с распространением мелкой торговли.

Промышленность и строительство по доле рабочей силы стоят в развивающихся странах лишь на третьем месте.

В развитых странах картина иная. Доля сельскохозяйственного населения здесь неизмеримо меньше, а доля рабочих, служащих и интеллигенции больше. Велика также доля населения, занятого в сфере услуг (пассажирский транспорт, розничная торговля, коммунально-бытовые услуги). В Великобритании, Германии, Бельгии, Франции, Швеции в этой сфере работает около 40% экономически активного населения, в США - более 50%.

Многолетний опыт стран с развитой рыночной экономикой говорит о том, что механизм рыночного регулирования неспособен сам по себе решить в полной мере проблемы рынка труда. В первую очередь это относится к безработице. Поэтому проблема безработицы является предметом пристального внимания, как со стороны государства, так и со сторону профсоюзов. Практика регулирование занятости в развитых странах Запада показала, что не существует общих рецептов, постоянно действующих средств политики занятости. Она варьирует от страны к стране в зависимости от особенностей социально - политического и экономического устройства, культурных традиций, модифицируется с изменением ситуации в экономике и на рынке труда.

Международная организация труда - с 1946г. специализированное учреждение ООН, сферой деятельности которого являются социально-экономические проблемы трудящихся. МОТ создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором. Задачами МОТ являются:

регламентация рабочего времени;

регламентация набора рабочей силы;

борьба с безработицей;

гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальные условия жизни;

защита трудящихся от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве;

защита детей, подростков и женщин;

регламентация вопросов социального страхования и социального обеспечения;

организация профессионально-технического обучения.

В МОТ действует трехсторонний принцип представительства, который предусматривает наряду с представительством правительств стран-членов также представительство профсоюзов и организаций предпринимателей этих стран. Основными органами МОТ являются: Генеральная конференция, Административный совет и Международное бюро труда (МБТ).

  • Слайд 2

    Промышленность-первая ведущая отрасль материального производства

    • В мировой промышленности занято примерно500 млн. человек.
    • За последнее столетие промышленное производство выросло в 50 раз.
  • Слайд 3

    Три группы промышленной отрасли

    • 1.Старые отрасли, возникшие ещё во время промышленных переворотов,- каменноугольная, металлургическая. 2.Новые отрасли, определявшие научно-технический прогресс в первой половине 20 в, автомобилестроение, выплавка алюминия. 3.Новейшая отрасль, возникшая уже в эпоху НТР и большей частью относящееся к наукоёмким отраслям.
  • Слайд 4

    Топливно-энергетическая промышленность

    • Мировое производство и потребления первичных энергоресурсов всё время растёт: с менее чем 1 млрд. тонн 1900 году, оно увеличилось до 14 млрд. тонн в 2000 году. Темпы этого роста были особенно велики до середины 70-х гг., когда произошёл МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧИСКИЙ- прежде всего нефтяной-КРИЗИС
  • Слайд 5

    Два главных этапа топливно-энергетической промышленности

    • 1.Угольный этап, когда в структуре мирового топливно-энергетического баланса резко преобладает угольное топливо.
    • 2.Нефте-газовый этап, это объясняется многими преимуществами нефти и газа как наиболее эффективных энергоносителей перед твердым топливом.
  • Слайд 6

    Элктроэнергетика-одна из отраслей «авангардной тройки»

    • Мировое производство электроэнергии растёт высокими и устойчивыми темпами и в 2000 году превысило 15,5 трлн. кВт. Соответственно возрастает и электрификация ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БАЛАНСА МИРА.
  • Слайд 7

    Авангардная тройка

    • Тепловые электростанции (ТЭС)-работают на угле, мазуте, природном газе. В мировом производстве электроэнергии их доля составляет 64%. По выработке энергии Россия на 3 месте.
    • Гидроэлектростанция (ГЭС)-обеспечивает 18% мирового производства электроэнергии. По выработке энергии Россия на 4 месте.
    • Атомные электростанции(АЭС)-которые обеспечивают 18% мировой выработке электроэнергии; они работают уже в 31 стране мира. По выработке энергии Россия на 5 месте.
  • Слайд 8

    Горнодобывающая промышленность

    • В результате международного географического разделения труда в мировом хозяйстве сформировалось восемь «великих горнодобывающих держав». В эту восьмёрку входят США, Канада, Австралия, ЮАР, Бразилия, Индия, Китай, Россия.
  • Слайд 9

    Два типа металлургии

    • Черная металлургия. Её ориентация преобладала на каменноугольные бассейны. На мировой рынок ежегодно поступает примерно 200 млн. т проката черных металлов.
    • Цветная металлургия по размерам производства уступает черной примерно в 20 раз.
  • Слайд 10

    Машиностроение: сдвиги в отраслевой и территориальной промышленности

  • Слайд 11

    • Старые отрасли либо стабилизировались в своем развитии, либо находились в упадке.
    • Новые отрасли, как правило, обнаруживают некоторый рост производства.
    • Новейшая отрасль, является главным «катализаторам» НТР, демонстрирует особенно быстрый и устойчивый рост.
  • Слайд 12

    Четыре машиностроительных региона

    • Первый регион - Северная Америка.
    • Второй регион - зарубежная Европа.
    • Третий регион - Восточная и Юго-Восточная Азия.
    • Четвёртый регион - Содружество Независимых Государств.
  • Слайд 13

    Химическая промышленность: четыре главных региона

    • Первый регион- США.
    • Второй регион- Зарубежная Европа.
    • Третий регион- СНГ.
    • Четвёртый регион- Япония.
  • Слайд 14

    Лесная и деревообрабатывающая промышленность: два пояса

  • Слайд 15

    • 1. Северный лесной пояс - заготавливает в основном хвойную древесину, которая затем перерабатывается в пиловочник, древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции, Финляндии - лесная и дерево -обрабатывающая промышленности важные отрасли.
    • 2. Южный лесной пояс - заготавливает лиственную древесину. Для изготовления бумаги в странах южного пояса используется недревесное сырьё: бамбук, багасса, сизаль, джут.
  • Слайд 16

    География сельского хозяйства и рыболовства

  • Слайд 17

    • Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. Две группы сельского хозяйства:
    • 1. Товарное сельское хозяйство, которое включает интенсивное земледелие с плодосменными севооборотами.
    • 2. Потребительское сельское хозяйство - включающее более отсталое плужное и мотыжное земледелие, пастбищное животноводство, кочевое и полукочевое скотоводство.
    • «Зелёная революция» - это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. Она представляет собой одну из фирм проявления НТР.
  • Слайд 18

    Растениеводство. Зерновые культуры-основа мирового сельского хозяйства

    • Пшеница - главный хлеб для половины человечества.
    • Рис - основной продукт питания, заменяющий хлеб для половины человечества.
    • Кукуруза - родилась в Мексике, откуда после открытия Нового Совета была завезена в другие районы мира.
  • Слайд 19

    Таблица зерновых культур

  • Слайд 20

    Животноводство: три ведущих отрасли

    • 1. Крупный рогатый скот - (около 1,4 млрд. голов) получают почти все молоко и более 1/3 мяса.
    • 2. Свиноводство - (около 1,1 млрд. голов) источник получения 2/5 всей мировой мясной продукции.
    • 3. Овцеводство (около 1 млрд. голов) мясошерстного направления характерно для районов с достаточным увлажнением и относительно мягким климатом.
  • Слайд 21

    Рыболовство

    • Рыболовство - один из древнейших промыслов человечества. В наши дни это важная отрасль мирового хозяйства, обеспечивающая существования более 100 млн. человек. Мировая добыча рыбы и морепродуктов уже достигла 130 млн. т в год.
  • Слайд 22

    География транспорта

  • Слайд 23

    • Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства.
    • Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства образуют мировую транспортную систему.
  • Слайд 24

    Сухопутный транспорт: три главных вида

    • Автомобильный транспорт зародился в начале века, а в наши дни автомобиль поистине стал одним из неотъемлемых элементов цивилизации.
    • Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в перевозках грузов и пассажиров примерно до 1/10, остаётся важным видом сухопутного транспорта.
    • Трубопроводный транспорт получил развитие прежде всего благодаря быстрому росту добычи нефти и природному газу.
  • Слайд 25

    Воздушный транспорт-самый молодой и динамичный вид транспорта

    • География воздушного транспорта определяется в первую очередь сетью аэропортов, количество которых исчисляется многими тысячами, в том числе международных аэропортов насчитывается более тысячи.
  • Мировая торговля

    • Мировая торговля - самая старая часть мирового хозяйства, которая в эпоху НТР обрела поистине второе дыхание.
    • В 1950 - 2000 гг. оборот мировой торговли увеличился со 125 млрд. до 13 трлн. долл., более чем в 100 раз.
    • Всемирная торговая организация (ВТО), куда входят более 140 стран, на которые приходится 9/10ммирового товарооборота.
  • Слайд 30

    Прочие виды всемирных экономических отношений

    • Международное производственное сотрудничество, которое, в свою очередь, осуществляется в нескольких формах.
    • Научно-техническое сотрудничество ещё одна важная форма международных экономических отношений, во многом обусловленная НТР и развитием межгосударственной специализации.
  • Слайд 31

    Международный туризм

    • По целям международный туризм подразделяется на:
    • а) оздоровительный
    • б) познавательный
    • в) деловой
    • г) научный
  • Слайд 32

    Вывод

    • География отдельных отраслей мирового хозяйства формировалось на протяжении длительного времени под влиянием различных факторов. Она продолжает изменяться и в наши дни, прежде всего под воздействием НТР и потепления международного политического климата.
  • Посмотреть все слайды

    Состав отраслей промышленности мирового хозяйства, характеристика топливной энергетики, горнодобывающей, металлургической промышленности, машиностроения и др. отраслей. География сельского хозяйства, рыболовства, транспорта. Трудовые ресурсы и занятость.

    1. География отраслей промышленности

    Промышленность является ведущей отраслью материального производства, где занято около 350 млн. человек. За последнее столетие промышленное производство выросло более чем в 50 раз.

    В зависимости от времени возникновения отрасли промышленность делят на три группы:

    1) старые отрасли , возникшие во время промышленных переворотов (каменноугольная, металлургическая и текстильная промышленность, паровозостроение и др.). В наши дни эти отрасли растут замедленными темпами;

    2) новые отрасли , определявшие научно-технический прогресс в первой половине XX в. (автомобилестроение, производство пластмасс и химического волокна и др.). Эти отрасли сегодня растут более быстрыми темпами;

    3) новейшие отрасли , возникшие в эпоху НТР и относящиеся к наукоемким отраслям (микроэлектроника, микробиология, роботостроение и др.). Эти отрасли называют отраслями высоких технологий. В наши дни эти отрасли растут наиболее быстрыми и устойчивыми темпами.

    Основные сдвиги в отраслевой промышленности в эпоху НТР связаны с уменьшением доли старых отраслей и увеличением доли новых и особенно новейших отраслей. Изменяются также территориальные пропорции размещения промышленности. Территориальную структуру мировой промышленности в первую очередь определяет размещение крупных промышленных районов. Всего их в мире более ста. Основная масса их находится в странах зарубежной Европы, СНГ, Восточной Азии, Северной Америке.

    В состав отраслей мирового хозяйства входят:

    1. Топливно-энергетическая промышленность. После нефтяного и энергетического кризиса 70-х гг. темпы роста этих отраслей замедлились. Поэтому многие развитые страны начали проводить политику энергосбережения и уменьшения удельных расходов топлива и энергии. В конце 90-х гг. мировое производство энергоресурсов составило 10 млрд. тонн.

    В своем развитии топливно-энергетическая промышленность прошла два этапа. Первый - «угольный этап» (XIX в. - первая половина XX в.). На этом этапе в структуре мирового топливно-энергетического баланса преобладало угольное топливо. Второй - «нефтяной этап». Основан на использовании преимуществ нефти и газа как более экономичных энергоресурсов.

    В состав топливно-энергетической промышленности входят нефтяная, газовая и угольная промышленность. Добыча нефти в конце 90-х гг. составила 3 млрд. тонн. Нефть добывают приблизительно в 80 странах мира, но географию этой отрасли определяют страны «Большой Семерки». Особенность географии нефтяной промышленности заключается в том, что более 4/5 запасов и 1/2 добычи приходится на развивающиеся страны. Эти страны являются главными экспортерами. Наиболее крупные грузопотоки нефти сосредоточены в районе Персидского залива и в России. Мировая добыча природного газа составляет более 2 трлн. м 3 . Крупными производителями газа являются Россия, США, Нидерланды, Канада. Добыча угля составляет приблизительно 5 млрд. тонн в год. Добывается уголь в 60 странах мира. В отличие от добычи нефти среди главных угледобывающих стран преобладают экономически развитые страны.

    2. Электроэнергетика. Мировая выработка электроэнергии составляет 12 трлн. кВт/ч в год. Больше всего производят электроэнергии в США, России, Японии, Германии и Канаде. В структуре производства электроэнергии первое место принадлежит тепловой энергии (60%), второе - гидравлической (20%), третье - атомной (17%).

    3. Горнодобывающая промышленность. Является поставщиком минерального сырья. Доля горнодобывающей промышленности в мировом промышленном производстве постепенно снижается, но она продолжает оказывать большое воздействие на международное географическое разделение труда и географию мирового хозяйства. Именно с горнодобывающей промышленностью связано преодоление территориального разрыва между районами добычи и районами потребления, формирование межконтинентальных грузопотоков, освоение новых ресурсных районов. В результате международного разделения труда в мировом хозяйстве сформировалось восемь великих горнодобывающих держав: США, Канада, Австралия, ЮАР, Бразилия, Индия, Китай и Россия.

    4. Металлургическая промышленность. Делится на цветную и черную. Географию отраслей черной металлургии определяет добыча железной руды и выплавка стали. Главными мировыми производителями железной руды являются Россия, Китай, Бразилия, Австралия. Мировая выплавка стали составляет около 750 млн. тонн в год. В последнее время предприятия этой отрасли растут замедленными темпами.

    На географию отраслей цветной металлургии большое воздействие оказывают особенности сырьевой базы и технологии переработки сырья. Руды цветных металлов имеют низкое содержание металлов, поэтому перевозить их невыгодно. Цветная металлургия зародилась в колониальный и полуколониальный периоды в Чили, Перу, Индонезии и др., которые сегодня являются крупными поставщиками цветных металлов в экономически развитые страны.

    5. Машиностроение. По числу занятых и по стоимости продукции занимает первое место среди всех отраслей мирового хозяйства. 9/10 всей машиностроительной продукции приходится на экономически развитые страны. В отраслевой структуре машиностроения особенно четко прослеживается подразделение всех отраслей на старые, новые и новейшие. Старые отрасли либо стабилизировались в своем развитии, либо находятся в упадке (судостроение). Новые отрасли обнаруживают некоторый рост производства (автомобилестроение). Новейшие отрасли демонстрируют быстрый и устойчивый рост (электронное машиностроение). В мире выделяют четыре машиностроительных региона: Северная Америка (все виды машиностроительной продукции), зарубежная Европа (массовая машиностроительная продукция), Восточная и Юго-Восточная Азия (массовое машиностроение в сочетании с продукцией высоких технологий), страны СНГ (главная отрасль международной специализации).

    6. Химическая промышленность. Ее основу составляет нефтехимия и производство полимерных материалов. В мире выделяют четыре главных региона: США, Западная Европа, Япония, страны СНГ. В каждом из них получили развитие горно-химическая промышленность, производство минеральных удобрений, химия органического синтеза и полимерных материалов.

    7. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. География определяется двумя лесными поясами. В пределах Северного лесного пояса заготавливают древесину хвойных пород. Наиболее развита деревообрабатывающая промышленность в Канаде, Финляндии, России и Швеции. В пределах Южного лесного пояса заготавливают древесину лиственных пород. Лесная промышленность развита в тропической Африке, Бразилии и Юго-Восточной Азии.

    8. Текстильная промышленность. Включает в себя производство тканей из натурального волокна и производство тканей из химического волокна. Текстильная промышленность представлена во всех странах мира. Выделяют пять центров: Восточная Азия, Южная Азия, страны СНГ, зарубежная Европа, США. В каждом из них преобладает производство хлопчатобумажных тканей и тканей из химического волокна. В последнее время темпы роста текстильной промышленности в экономически развитых странах падают, а в развивающихся возрастают.

    2. География сельского хозяйства и рыболовства

    Сельское хозяйство относят к отраслям материального производства. В нем занято около 1,1 млрд. человек, оно отличается большим разнообразием. Так, ученые выделяют примерно 50 различных его типов. Но все виды и типы сельского хозяйства объединяют в две большие группы:

    1) товарное сельское хозяйство , которое включает как интенсивное земледелие с плодосеменными севооборотами, интенсивное животноводство с заготовкой кормов, садоводство и огородничество, так и экстенсивное земледелие парового и залежного типа и пастбищное животноводство;

    2) потребительское сельское хозяйство , включающее более отсталое плужное и мотыжное земледелие, пастбищное животноводство, кочевое и полукочевое скотоводство, примитивное собирательство, охоту и рыболовство.

    В экономически развитых странах преобладает высокотоварное сельское хозяйство, принимающее форму агробизнеса. В эпоху НТР оно достигло фактически предельно возможного уровня механизации и химизации. В настоящее время в его развитии главную роль играет внедрение микроэлектроники, автоматизации, новейших достижений селекции, генетики, биотехнологии.

    В развивающихся странах преобладает мелкотоварное сельское хозяйство. В последнее время говорят о «зеленой революции» - это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. «Зеленая революция» представляет собой одну из форм НТР. Она включает в себя выращивание новых скороспелых зерновых культур, расширение ирригации, широкое применение техники и удобрений. Наибольшее распространение «зеленая революция получила в Мексике, ряде стран Южной и Юго-Восточной Азии.

    В структуре сельского хозяйства выделяют две отрасли: растениеводство и животноводство. Растениеводство делят на производство зерновых культур и производство продовольственных и непродовольственных культур. Большую долю в структуре продовольственных культур занимают зерновые (пшеница, рис, кукуруза). Второе место занимают масличные культуры (соя, подсолнечник, олива, арахис). Третье место занимают сахароносные культуры (сахарный тростник, свекла). На четвертом месте находятся тонизирующие культуры (чай, кофе). На последнем месте овощные и плодовые культуры.

    География отраслей животноводства определяется размещением скота и общим его поголовьем: крупнорогатый скот (Индия, Бразилия, США), свиноводство (Азия, Китай), овцеводство (Европа, Северная Америка), птицеводство.

    Особую роль в структуре сельского хозяйства играет рыболовство. 9/10 мировой добычи рыбы и морепродуктов обеспечивает рыболовство в морях и океанах. В географии мирового рыболовства во второй половине ХХ в. произошли большие изменения. Если до и после второй мировой войны главным районом рыболовства была Северная Атлантика (Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США), то позднее центр этой отрасли переместился в северную часть Тихого океана. В настоящее время рыболовство распространено повсеместно, но выделяют шесть районов: Япония, Китай, Россия, США, Чили, Перу.

    В последнее время широкое развитие получило искусственное рыборазведение (аквакультура).

    3. География транспорта

    Мировую транспортную систему образуют все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства. На мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Ежегодно всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и более 1 трлн. пассажиров. Мировые грузовые и транспортные перевозки географически распределены очень неравномерно. Транспорт экономически развитых стран отличается высоким уровнем и взаимодействием различных подотраслей. В развивающихся странах транспорт - это отстающая отрасль экономики.

    В структуре мирового транспорта выделяют сухопутный, водный и воздушный.

    К сухопутному транспорту относят автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Протяженность автомобильных дорог составляет 24 млн. км. Самый высокий уровень развития автомобильного транспорта отмечен в США. Самые протяженные автодороги в США, Индии, России, Японии и Китае. По густоте дорог выделяют Западную Европу и Японию.

    Мировая железнодорожная сеть сформировалась еще в начале ХХ века. Общая протяженность железных дорог составляет около 1 млн.км. Причем? длины железных дорог приходится на США, Россию, Канаду, Австралию, Францию, Германию и Бразилию.

    Трубопроводный транспорт получил развитие благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа. Наибольшее развитие получил в США и России.

    К водному транспорту относят морской, внутренний водный транспорт и озерное судоходство. Морской транспорт обслуживает 4/5 оборота мировой торговли. Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, общий тоннаж которого составляет 420 млн. тонн. Общее число морских портов составляет около 2,5 тыс., из них около 40 являются портами мирового масштаба. Порты могут быть универсальными и специализированными. Большое влияние на географию морского транспорта оказывают каналы: Панамский и Суэцкий. Начиная с эпохи великих географических открытий, первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану, второе место принадлежит Тихому океану, третье - Индийскому.

    География внутреннего водного транспорта определяется природными предпосылками (наличием рек и озер), а также наличием судоходных каналов. По количеству грузооборота внутренних водных путей выделяют США, Россию, Канаду, Германию, Нидерланды и Китай. Примерно 1/10 общей длины используемых внутренних водных путей составляют искусственные пути (шлюзованные реки и каналы).

    Озерное судоходство развито в основном в США и Канаде.

    К самым крупным воздушным державам относят США, Японию, Великобританию, Францию, Германию, Канаду и Россию.

    4. Трудовые ресурсы и занятость

    Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом.

    Размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, состава по полу и возрасту. Основную часть трудовых ресурсов страны составляет ее население в трудоспособном возрасте, а также подростки и лица пенсионного возраста, способные трудиться

    Важно учитывать и соотношение между трудоспособной частью населения, с одной стороны, и неработающими (детьми и стариками) - с другой. Его называют демографической нагрузкой . В среднем в мире 100 трудоспособных людей обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров. В развивающихся странах такой показатель зачастую составляет 100 на 100, тогда как в Японии - 100 на 41. В России, Белоруссии, на Украине, в странах Балтии демографическая нагрузка примерно равна среднемировой.

    Баланс трудовых ресурсов -- система показателей, отражающих численность и состав трудовых ресурсов и их распределение на занятых по отраслям народного хозяйства и формам собственности, безработных и экономически неактивное население.

    Баланс трудовых ресурсов - составная часть баланса народного хозяйства, характеризующая воспроизводство рабочей силы. Отражает численность трудовых ресурсов и их качественный состав (по полу, возрасту, социальным группам, видам занятости, отраслям народного хозяйства и профессиям). Баланс трудовых ресурсов дает возможность определить потребность и избыток в работниках.

    Баланс трудовых ресурсов состоит из двух частей: в первой фиксируется численность и состав трудовых ресурсов, во второй - их распределение.

    Распределение трудовых ресурсов производится по видам занятости, по сферам приложения труда (материальное и нематериальное производство), отраслям экономики, социальным группам. Там же определяется размещение трудовых ресурсов по территории государства.

    Доля экономически активного населения варьирует по странам. В развитых странах Запада экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Подобная ситуация связана прежде всего с безработицей. Она достигает иногда 10 и более процентов трудовых ресурсов. Еще меньше доля экономически активного населения в развивающихся странах - 45-55%. Это связано с общей экономической отсталостью, недостатком рабочих мест, трудностью вовлечения женщин в производство при преобладании многодетных семей, большими массами молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Правда, безработица в развивающихся странах не исключает широкой эксплуатации дешевого детского труда.

    Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.

    · Во - первых, человек - экономический ресурс особого типа. Если он сейчас не востребуется экономикой, его нельзя зарезервировать и "положить в холодильник" до лучших времён. Потерянное рабочее время невосстановимо, и тот объём благ, который не был сегодня произведён из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.

    · Во - вторых, даже если человек не работает, он не может перестать потреблять и ему всё равно нужно кормить свою семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти или превращения вы бандитов. Но направляемые на это средства не становятся вознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут к дальнейшему росту благосостояния всех граждан страны.

    · В - третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны ("рынок сжимается"). Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости.

    · В - четвёртых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днём в изматывающих поисках работы.

    · В - пятых, рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага. Безработица - явление мирового масштаба: по данным ООН, безработными являются 800 млн. чел.

    Опыт развитых стран показывает, что рынок труда - одно из важнейших условий рыночного механизма. Он позволяет эффективно использовать трудовой потенциал страны, создает конкурентную борьбу за рабочее место, способствует росту квалификации кадров и снижению их текучести. Вместе с тем рынок труда повышает мобильность рабочей силы и помогает распространению разнообразных форм занятости (в том числе и на неполный рабочий день).

    Сегодня рынок труда фактически есть уже в странах Восточной Европы, и в Китае (где существует огромная избыточная сила в деревне), и в государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР.

    Среди различных категорий населения мира особенно страдают от безработицы женщины. К сожалению, в мире еще сохранились страны, где женщины вообще не имеют политических, социальных и экономических прав. В некоторых из них эти права ограничены либо только формальны. Старые традиции и сегодня проявляются в таких дискриминационных мерах, как неравная плата за равный труд с мужчинами, ограничения при приеме женщин на работу и т. д.

    Наиболее многочисленная часть трудоспособного населения планеты - это крестьяне, что объясняется аграрным характером экономики многих слаборазвитых стран. На втором месте в развивающихся странах по доле занятой рабочей силы находится сфера услуг (в Латинской Америке она вышла даже на первое место). Рост занятости в сфере услуг связан в значительной мере с распространением мелкой торговли.

    Промышленность и строительство по доле рабочей силы стоят в развивающихся странах лишь на третьем месте.

    В развитых странах картина иная. Доля сельскохозяйственного населения здесь неизмеримо меньше, а доля рабочих, служащих и интеллигенции больше. Велика также доля населения, занятого в сфере услуг (пассажирский транспорт, розничная торговля, коммунально-бытовые услуги). В Великобритании, Германии, Бельгии, Франции, Швеции в этой сфере работает около 40% экономически активного населения, в США - более 50%.

    Многолетний опыт стран с развитой рыночной экономикой говорит о том, что механизм рыночного регулирования неспособен сам по себе решить в полной мере проблемы рынка труда. В первую очередь это относится к безработице. Поэтому проблема безработицы является предметом пристального внимания, как со стороны государства, так и со сторону профсоюзов. Практика регулирование занятости в развитых странах Запада показала, что не существует общих рецептов, постоянно действующих средств политики занятости. Она варьирует от страны к стране в зависимости от особенностей социально - политического и экономического устройства, культурных традиций, модифицируется с изменением ситуации в экономике и на рынке труда.

    Международная организация труда - с 1946г. специализированное учреждение ООН, сферой деятельности которого являются социально-экономические проблемы трудящихся. МОТ создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором. Задачами МОТ являются:

    · регламентация рабочего времени;

    · регламентация набора рабочей силы;

    · борьба с безработицей;

    · гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальные условия жизни;

    · защита трудящихся от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве;

    · защита детей, подростков и женщин;

    · регламентация вопросов социального страхования и социального обеспечения;

    · организация профессионально-технического обучения.

    В МОТ действует трехсторонний принцип представительства, который предусматривает наряду с представительством правительств стран-членов также представительство профсоюзов и организаций предпринимателей этих стран. Основными органами МОТ являются: Генеральная конференция, Административный совет и Международное бюро труда (МБТ).



    Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.


    Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
    Бесплатная оценка
    Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.

    Сельское хозяйство состоит из двух крупных взаимосвязанных отраслей: земледелия (растениеводства) и животноводства. Общее представление об отраслевой структуре сельского хозяйства можно получить, пользуясь показателями стоимости валовой и товарной продукции сельского хозяйства по ее видам. В этом случае отраслевая структура сельского хозяйства определяется удельным весом стоимости отдельных видов сельскохозяйственной продукции в общей ее стоимости, исчисленных в единых сопоставимых ценах. В структуре мирового сельского хозяйства доли земледелия и животноводства примерно равны, однако животноводство является преобладающей отраслью в индустриально развитых странах, а растениеводство - в развивающихся. Уровень развития и специализация животноводства в огромной мере зависит от размеров и характера кормовой базы. Наиболее высокие требования к кормовой базе предъявляет крупный рогатый скот, особенно молочный.

    Земледелие, или растениеводство, охватывает несколько отраслей: выращивание зерновых и технических культур, овощеводство, плодоводство, виноградарство, картофелеводство и кормопроизводство.

    Современная промышленность отличается сложностью состава отраслей и производств и связей между ними. В ней прежде всего выделяются: топливная промышленность, осуществляющая добычу первичных энергоносителей (угля, нефти, газа и пр.), и электроэнергетика; черная, цветная металлургия и химическая промышленность, непосредственно связанные с использованием продукции ее добывающих отраслей (первичные материалы и энергоресурсы и пр.); машиностроение, получающее конструкционные материалы от отраслей предшествующей группы и некоторых других производств; легкая и пищевая промышленность, занятые переработкой, преимущественно сельскохозяйственного сырья.

    Машиностроение - главная отрасль мировой промышленности, на него приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции. Среди отраслей промышленности машиностроение - наиболее трудоемкое производство. Особенно высокой трудоемкостью отличаются приборостроение, электротехническая и аэрокосмическая промышленность, атомное машиностроение и другие отрасли, выпускающие сложную технику - сайт. В связи с этим одним из главных условий размещения машиностроения является обеспечение его квалифицированной рабочей силой, наличие определенного уровня производственной культуры, центров научных исследований и разработок.

    Легкая промышленность объединяет множество отраслей и подотраслей, главные из которых - текстильная, швейная и обувная. Эти отрасли в настоящее время особенно быстро развиваются в странах новой индустриализации и других развивающихся странах, что во многом объясняется их высокой обеспеченностью сырьем и дешевой рабочей силой.

    Лесная промышленность включает в себя заготовку, механическую и химическую переработку древесины, целлюлозно-бумажное производство. География лесной промышленности во многом определяется размещением лесных ресурсов. Лесные ресурсы мира (лесопокрытая площадь планеты, запасы на ней древесины) сосредоточены в двух различающихся по географическому положению и видовому составу в лесных поясах - северном и южном.

    Транспорт - особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукция транспорта - это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров называется приведенными тонно-километрами, или приведенной продукцией транспорта. Основные виды современного транспорта - железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Вместе они образуют единую транспортную систему мира.

    Мировое хозяйство - исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собойвсемирными экономическими отношениями на основемеждународного географического разделения труда .

    Национальные хозяйства – любой страны представляет собой совокупность отдельных отраслей производственной и непроизводственной сферы, исторически сложившуюся в результате общественного разделения труда.

    В национальных хозяйствах и в мировом хозяйстве выделяют территориальную и отраслевую структуры.

    Территориальная структура хозяйства – это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают экономические (промышленные) районы и центры (наиболее экономически развитые территории), рекреационные зоны, транспортные магистрали и др. В мировом хозяйстве постоянно существует значительная разница в социально-экономическом развитии экономических центров и периферии.

    Отраслевая структура хозяйства – связана с разделением всего хозяйства на составляющие части (отрасли), исторически возникшие в результате общественного разделения труда. Отраслевая структура хозяйства отражает экономические пропорции между отраслями. Она выражается долей отдельных отраслей и подотраслей в общем объеме всего производства (по стоимости продукции). Об отраслевой структуре можно также судить и по структуре занятости экономически активного населения.

    При изучении отраслевой структуры выделяют три ее уровня: макро-, мезо-, и микроуровень. Соответственно говорят о макроструктуре, мезоструктуре и микроструктуре.

    Макроструктура отражает самые крупные и важные пропорции:

    Между основными отраслями мирового хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, сфера услуг).

    Между производственной и непроизводственной сферами;

    Между первичным, вторичным и третичным секторами экономики.

    Закономерностью формирования отраслевой структуры был переход от первичных отраслей производства (сельского хозяйства), ко вторичным, возникших в ходе промышленной революции (промышленность, строительство, транспорт). Ныне выделяют также третичный (сфера услуг) сектор экономики и даже четвертичный (информационный).

    В зависимости от соотношения основных отраслей определяют принадлежность той или иной страны к аграрному, индустриальному или постиндустриальному типу экономики.

    Мезоструктура отражает основные пропорции, складывающиеся внутри основных отраслей мирового хозяйства.

    Микроструктура отражает сдвиги в отдельных видах производства, прежде всего промышленного

    Экономические отношения – это отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.Всемирные экономические отношения – это экономические отношения между всеми странами мира. В основе всемирных экономических отношений лежитмировой рынок , обеспечивающий обмен товарами и услугами между странами.

    «Международное географическое разделение труда» - важнейшее понятие экономической географии. Для его рассмотрения вначале следует понять что такое «географическое разделение труда».

    Географическое (территориальное) разделение труда – это специализация территорий в производстве какой-либо продукции или услуг и дальнейший обмен ими с другими территориями. Эта специализация может происходить как в рамках одной страны (внутри национальных хозяйств), так и в международном масштабе с международным обменом товарами и услугами (международное разделение труда).

    Таким образом, международное географическое разделение труда (МГРТ) выражается в специализации хозяйств отдельных стран на производстве определенных видов товаров и услуг и в последующем обмене ими с другими странами.

    Результатом международного географического разделения труда является международная специализация отдельных стран . Например: Япония – автомобили; Саудовская Аравия – нефть; Канада – зерно. Для возникновения международной специализации необходимы определенные условия:

      Страна должна обладать определенными преимуществами, например ресурсными, перед другими государствами в производстве соответствующей продукции, причем эти преимущества должны сохраняться длительное время.

      Должны существовать страны, испытывающие потребность в данной продукции.

      Затраты на производство и доставку продукции потребителю должны быть ниже, чем у других стран.

      Страна должна производить данной продукции больше, чем необходимо ей самой.

    В результате выполнения перечисленных условий в стране формируются отрасли международной специализации , ориентированные на экспорт продукции и определяющие «лицо страны» в МГРТ.