Этапы развития советского союза. Кредитование физических лиц

Сразу же после октября 1917 года начался процесс социалистического обобществления банков. Сначала новая власть овладела Государственным банком. Затем были национализированы частные коммерческие банки и банкирские конторы. При этом банковские капиталы были полностью конфискованы, а ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживавшие среднюю и мелкую городскую буржуазию, были сочтены ненужными и ликвидированы.

На базе бывшего Государственного банка Российской империи, национализированных банков и их слияния в 1918 году был создан Народный банк РСФСР. Но гражданская война и иностранная военная интервенция, переход к политике «военного коммунизма», приведший к натурализации экономических отношений и обесценению денег, значительно упростил и сократил функции банковской системы. Поэтому в январе 1920 года Народный банк РСФСР был ликвидирован, а его функции переданы финансовым органам.

Переход к новой экономической политике в послевоенный период, восстановление и развитие товарно-денежных отношений потребовали активного использования денег и кредита во всех сферах хозяйственной жизни страны. 7 октября 1921 года декретом ВЦИК был учрежден Государственный банк РСФСР. С 16 ноября того же года он начал осуществлять кредитные, расчетные и кассовые операции.

Декретами СНК РСФСР от 25 июля и 11 октября 1922 года Госбанку было предоставлено монопольное право выпуска банкнот. Это означало превращение Госбанка в эмиссионный банк страны и орган государственного регулирования денежного обращения. В июле 1923 года постановлением ЦИК СССР Госбанк РСФСР был реорганизован в Государственный банк СССР.

В годы новой экономической политики кредитная система стала многозвенной и включала в себя:

  • - Госбанк СССР (первый уровень);
  • - акционерные отраслевые и территориальные банки, кооперативные, коммунальные, сельскохозяйственные банки, сберкассы, кредитную кооперацию, общества взаимного кредита (второй уровень).

Такая кредитная система имела ряд особенностей. Основными из них были:

  • 1. Конкуренция между банками за привлечение клиентов.
  • 2. Широкая самостоятельность банков в рамках директивного кредитного планирования.
  • 3. Оперативная реакция банков на изменение конъюнктуры и большие возможности банков по воздействию на нее.
  • 4. Наличие коммерческого кредита, являвшегося одной из основ денежного обращения и банковского кредита.
  • 5. Функционирование внутреннего фондового рынка, хотя и слаборазвитого, но тесно связанного с государственным кредитом.
  • 6. Взаимодействие вексельного, подтоварного и целевого кредита.

Сложившаяся в годы нэпа кредитная система не отвечала требованиям усиления централизации управления экономикой. Реорганизация была начата постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 года «О принципах построения кредитной системы». Этим постановлением Госбанку передавалось оперативное управление всей банковской системой, что означало ликвидацию оперативной самостоятельности банковских учреждений. Они лишались права самостоятельного установления процентов по вкладам и ссудам. Каждая хозяйственная организация прикреплялась для обслуживания к определенному банку, в котором должна была держать счет и получать кредит. Все средства Госбюджета, Госстраха, Соцстраха, сберкасс могли храниться только в Госбанке.

Следующим шагом в реорганизации кредитной системы явилась кредитная реформа 1930-1932 годов.

Основные мероприятия, осуществленные в процессе кредитной реформы, касались форм и методов банковского дела. К ним относятся:

  • 1. Ликвидация коммерческого кредита и вексельного обращения.
  • 2. Установление прямого банковского кредитования предприятий и организаций.
  • 3. Аккумуляция всех временно свободных средств хозорганов в Государственном банке СССР, который превратился в единый центр краткосрочного кредитования народного хозяйства.
  • 4. Превращение безналичных расчетов в основной вид расчетов между предприятиями и организациями.
  • 5. Перестройка банковского аппарата по функциональному признаку и четкое разграничение функций между банками.

Реформа строилась на ошибочных теоретических предпосылках об отмирании товарно-денежных отношений. Предполагалось, что ликвидация нэпа делает товарно-денежные отношения излишними, купля-продажа между предприятиями госсектора должна превратиться в плановое распределение, оплата товаров - в простую формальность, кредитование предприятий - в разновидность финансирования. Поэтому считалось, что в таких условиях нет места коммерческому кредиту, не надо разделять оборотные средства предприятий на собственные и заемные.

Завершилась кредитная реформа перестройкой банковской системы по функциональному признаку. Вместо большого числа различных отраслевых, кооперативных, коммунальных и других банков она включала:

  • - Государственный банк;
  • - Банк финансирования капитального строительства, промышленности и электрохозяйства (Промбанк);
  • - Банк финансирования социалистического земледелия (Сельскохозбанк);
  • - Банк финансирования капитального строительства кооперации (Всекобанк);
  • - Банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк);
  • - сберегательные кассы;
  • - Внешторгбанк (в форме акционерного кредитного учреждения).

На Госбанк возлагалось кассовое обслуживание специальных банков, а также выполнение по их поручению операций, связанных с финансированием капитального строительства в тех населенных пунктах, где отсутствовали учреждения этих банков. Но главным в деятельности Госбанка было то, что он являлся единым центром краткосрочного кредитования производства и обращения продукции, расчетным и кассовым центром с разветвленной сетью филиалов по всей стране.

Реорганизацией специальных банков завершился начавшийся в 1927-1928 годах процесс разделения финансирования и долгосрочного кредитования народного хозяйства и разграничения функций кредитной системы СССР. Созданные банки долгосрочных вложений существенно отличались от ранее существовавших отраслевых банков, так как финансирование капитальных вложений осуществлялось из государственного бюджета, поэтому специальные банки долгосрочных вложений были подчинены Народному комиссариату финансов СССР.

Таким образом, в результате осуществления кредитной реформы в стране была ликвидирована двухуровневая банковская система. Кредитная реформа явилась логичным элементом становления экономического механизма, построенного на принципах экономического централизма.

Сложившаяся в 30-е годы одноуровневая банковская система с незначительными изменениями просуществовала до 1987 года. К этому времени стали очевидными все ее недостатки, которые привели к выхолащиванию сущности кредита и самого понятия кредитной системы.

17 июля 1987 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики». Но реорганизация банковской системы по-прежнему носила административный характер. Монополию трех банков сменила монополия шести банков.

В реорганизованную банковскую систему вошли:

Государственный банк СССР.

Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР).

Промышленно-строительный банк СССР (Промстройбанк СССР).

Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР).

Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР).

Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сберегательный банк СССР).

Реорганизация действующих и образование новых специализированных банков не изменили основ банковского дела в стране, к имевшимся недостаткам банковской системы прибавились новые:

  • 1. Банки продолжали базироваться на прежней единой государственной собственности.
  • 2. Сохранился их монополизм, увеличилось число монополистов (с трех до шести банков).
  • 3. Не существовало выбора кредитного источника, так как сохранилось закрепление предприятий за банками.
  • 4. Не создан денежный рынок и отсутствовала торговля кредитными ресурсами.
  • 5. Реорганизация не затронула деятельность страховых организаций как важных источников кредитных ресурсов.
  • 6. Увеличились расходы на содержание банковского аппарата.

Поэтому реорганизация банковской системы не приблизила ее к потребностям изменяющейся экономики, когда административно-командные методы хозяйствования проявили свою полную несостоятельность. Почти стихийно стали создаваться коммерческие банки.

Реформа банковской системы в стране началась с принятием в декабре 1990 года Закона «О Государственном банке Союза ССР» и Закона «О банках и банковской системе в СССР».

Новизна этих законов заключалась в формировании двухуровневой банковской системы. Первый уровень составляли Государственный банк СССР и центральные банки союзных республик. Второй уровень образовывали коммерческие банки.

Вместе с тем реформирование банковской системы не предусматривало создание небанковских кредитных институтов, хотя в стране уже создавались и действовали Пенсионный фонд, страховые компании, система Сбербанка.

Двухуровневая банковская система СССР просуществовала менее года. Характерным для нее в то время стала так называемая «война банков», в ходе которой центральные банки союзных республик отказывались выполнять указания и требования Госбанка СССР. После известных событий в августе 1991 года с распадом союза банковская система СССР была ликвидирована. Началось создание российской банковской системы.

Предпосылки образования СССР

Перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. В то время на долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. Оставшиеся 8% делили между собой республики Советов: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской.

С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, с введением централизованного командования (Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА). От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) всего лишь как областные партийные организации.
Возникновение и нарастание конфронтации.
Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления.
Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Так, например, необходимость существования предмета по изучению Корана в школах Туркестана породило в октябре 1922 года острое противостояние между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей.
Создание комиссии по взаимоотношениям РСФСР и независимых республик.
Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. В. Куйбышев.
Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь.
Создание В.И.Лениным концепции государства на основе Федерации.
Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он предложил идею создания государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. В. И. Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи.

«Грузинский конфликт». Усиление сепаратизма.
Тогда же в некоторых республиках возникает крен в сторону обособленности автономий, усиливаются сепаратистские настроения. Например, ЦК компартии Грузии наотрез отказался оставаться в составе Закавказской Федерации, требуя принятия республики в союз как самостоятельного субъекта. Яростные полемики по этому вопросу между представителями ЦК партии Грузии и председателем Закавказского крайкома Г. К. Орджоникидзе закончились взаимными оскорблениями и даже рукоприкладством со стороны Орджоникидзе. Результатом политики жёсткой централизации со стороны центральных органов власти стала добровольная отставка ЦК компартии Грузии в полном составе.
Для расследования этого конфликта в Москве была создана комиссия, председателем которой был назначен Ф. Э. Дзержинский. Комиссия стала на сторону Г. К. Орджоникидзе и подвергла жестокой критике ЦК Грузии. Этот факт возмутил В. И. Ленина. Он неоднократно пытался осудить виновников столкновения, чтобы исключить возможность ущемления независимости республик. Однако прогрессирующая болезнь и междоусобица в ЦК партии страны не позволили ему довести дело до конца.

Год образования СССР

Официально дата образования СССР – это 30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны.
Всё остальное принадлежало к сфере управления республик.
Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Финансовое и экономическое развитие
Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства.
Социальное и культурное значение
Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.

Причины образования СССР

Произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу.
Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов.

A. В Италии.

B. В Германии.

C. Во Франции.

D. На Руси.

2. В России банковское дело с начала 80-х гг. XIX в. развивалось преимущественно на базе... банков.

A. Государственных.

B. Частных.

C. Акционерных.

D. Иностранных.

3. В Советском Союзе функционировала... банковская система.

A. Одноуровневая.

B. Двухуровневая.

C. Трехуровневая.

D. Многоуровневая.

4. Современная банковская система работает по … системе.

A. Одноуровневой.

B. Двухуровневой.

C. Трехуровневой.

D. Многоуровневой.

5. Элементом банковской системы не является:

A. Центральный эмиссионный банк.

B. Небанковская кредитная организация, имеющая лицензию
на право совершения банковских операций.

C. Коммерческий банк.

D. Казначейство.

6. В соответствии с российским законодательством банк - это... организация, которая выполняет депозитные, расчетные и ссудные операции.

A. Бюджетная.

B. Финансовая.

C. Посредническая.

D. Кредитная.

7. Юридический статус банка определяется:

A. Банковским законодательством.

B. Центральным банком.

C. Президентом страны.

D. Парламентом государства.

8. В соответствии с российским банковским законодательством к банковским сделкам относится:

A. Лизинговые операции.

B. Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады.

C. Сделки по приобретению необходимого специального оборудования, автомобилей, оргтехники.

D. Осуществление почтовых переводов.

9. Что из нижеперечисленного относится к банковским сделкам?

A. Выдача банковских гарантий.

B. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

C. Доверительное управление имуществом.

D. Инкассация денежных средств, векселей.

10. Что из нижеперечисленного является банковской операцией?

A. Доверительное управление имуществом.

B. Осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камеями.

C. Оказание консультационных услуг.

D. Размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет.

11. В соответствии с законодательством РФ к банковским операциям относится:

A. Оказание информационных услуг.

B. Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам сейфов для хранения ценностей.

C. Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц.

D. Аренда помещений для осуществления торговой деятельности.

12. Коммерческий банк - это:

A. Структурное подразделение Министерства экономики.

B. Хранилище золотовалютных резервов.

C. Посредник в расчетах и кредитовании.

D. Финансовый агент правительства.

13. Клиентами центрального банка, как правило, являются:

A. Непосредственно предприятия и организации различных секторов экономики.

B. Физические лица.

C. Только кредитные организации.

D. Все юридические лица.

14. Современные коммерческие банки осуществляют обслуживание:

A. Предприятий, организаций и населения.

B. Только населения и центрального банка.

C. Только предприятий и организаций.

D. Только предприятий, организаций и центрального банка.

15. Невзирая на форму собственности при создании коммерческих банков, они являются... субъектами.

A. Зависимыми от правительства.

B. Самостоятельными.

C. Подотчетными президенту.

D. Зависимыми от правления центрального банка.

16. В соответствии с законодательством РФ коммерческие банки вправе:

A. Осуществлять выпуск в обращение банкнот.

B. Конкурировать с Центральным банком РФ.

C. Поддерживать стабильность покупательной способности национальной денежной единицы.

D. Производить выдачу поручительств за третьих лиц.

17. Коммерческие банки осуществляют операции по:

A. Монопольному выпуску банкнот.

B. Привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады.

C. Обеспечению стабильности покупательной способности денежной единицы.

Страница 1

«В советском союзе с 30-х по 80-е гг. XX в. Государством создавалось и совершенствовалась система специализированных банков. В конце отмеченного периода она состояла из Внешторгбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка, Стройбанка и Сбербанка. Каждый из них представлял собой сложную централизованную систему с разветвленной сетью учреждений. Государством проводилось реорганизации принятой специализации.

За счет большой сети Госбанка (185 контор и 4274 отделения) спецбанки в 80-е гг. расширили свою сеть, причем прикрепление осуществлялось в зависимости от того. Клиентура какого банка преобладала в данном отделении. С конца десятилетия значительная часть государственных специализированных банков и их отделений была преобразована в коммерческие банки и их филиалы. Благодаря принятым в 1990 г. союзному и российскому законам о банках и банковской деятельности система коммерческих банков стала постепенно развиваться.»

«Основными задачами Государственного банка СССР становятся эмиссия бумажных денег, финансирование народного хозяйства и сметно-бюджетная деятельность. В январе 1930 года формируются банки долгосрочных вложений, которые уже через год становятся функциональными подразделениями Государственного банка: Промбанк, Сельхозбанк, Всекобанк и Цекомбанк. В таком виде кредитно-финансовая система просуществовала до апреля 1959 года – с этого времени Государственный банк начинает самостоятельно выполнять задачи своих подразделений. Основной отраслью кредитования для Государственного банка являлось сельское хозяйство. При советской власти 90% от общей суммы выданных в стране кредитов составляли сельскохозяйственные кредиты, остальные 10% – промышленные кредиты.

В 1987 году в ходе «перестройки» происходит реформа банковской системы: из состава Государственного банка СССР выделяется Агропромбанк – специализированный банк, кредитующий только сельское хозяйство. В то время Агропромбанк был крупнейшим сельхозбанком мира – его сеть состояла из 35 тысяч представительств по всему Советскому Союзу, собственный капитал достигал 400 миллиардов рублей, штат насчитывал 110 тысяч сотрудников.»

«В советское время Госбанк был превращен в орган краткосрочного кредитования народного хозяйства: коммерческий кредит был заменен прямым банковским, а система коммерческих банков – системой государственных специализированных банков.»

«К 1987 г. банковская система страны имела следующий вид:

ü Внутри страны функционировали Госбанк СССР (верхнее звено), Строй банк СССР, Внешторгбанк СССР, сеть государственных сберегательных касс (нижнее звено)

ü За границей действовали совзагранбанки (главный акционер – Госбанк СССР)

ü Для реализации планов по международной экономической интеграции созданы: Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк – банк долгосрочного (до 15 лет) и среднесрочного (до 5 лет) кредитования.

В 1987 г. внутри страны была осуществлена перестройка нижнего звена банковской системы и образованы пять специализированных банков: Агропромбанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Промстройбанк СССР, Сбербанк СССР. Образование суверенной банковской системы РФ связано с распадом СССР.»