Информация о связанных сторонах образец.  Российский бухгалтер

Принятие этого нормативного акта можно назвать еще одним шагом к сближению отчетности по российским бухгалтерским стандартам и МСФО. Отметим, что до 2008 года акционерные общества представляли информацию только по аффилированным лицам. Данные о них следовало включать в пояснительную записку, прилагаемую к бухгалтерской отчетности (ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», утверждено приказом Минфина России от 13 января 2000 г. № 5н). С введением в действие ПБУ 11/2008 Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» не действует.

Теперь всеми торговыми организациями должна представляться информация о «связанных сторонах». Исключение сделано только для субъектов малого предпринимательства, не публикующих свою отчетность (п. 3 ПБУ 11/2008).

Отметим, что словосочетание «связанные стороны» шире понятия «аффилированные лица», поскольку второе является составной частью первого. Кроме аффилированных лиц к связанным сторонам относятся организации и зарегистрированные индивидуальные предприниматели - участники совместной деятельности.

К категории «связанных сторон» кроме «аффилированных» и «совместников» отнесены организации или связанные с ней фирмы и действующие в интересах ее работников негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Скажем проще - «страхователи НПФ» (п. 4 ПБУ 11/2008).

Информация о «связанных сторонах»: собираем и группируем

Теперь при ведении торговой деятельности следует отслеживать, какие операции проведены со связанными сторонами.

В заключение отметим, что рассматриваемые данные включаются в состав пояснительной записки отдельным разделом. Причем независимо от наличия или отсутствия операций в отчетном периоде. Однако форма представления таких сведений ни законодателями, ни чиновниками на данный момент не регламентирована. Поэтому организации следует самостоятельно разработать такую форму. Например, информацию можно свести в таблицу.

Кто такие аффилированные лица

Аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Такой вывод следует из анализа положений пункта 8.5 приказа ФСФР России от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н, статьи 93 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», статьи 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции...».

Данный стандарт обязателен для применения коммерческими организациями (за исключением кредитных), в то время как предыдущий стандарт применялся только акционерными обществами (кроме кредитных организаций). На это указано в п. 1. Так что теперь расширен круг лиц, вынужденных применять этот стандарт, фактически это все организации. Но, как и ранее, малые предприятия избавлены от такой обязанности.

Новое ПБУ, как и отмененное, не применяется при формировании внутренней отчетности, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, для кредитных организаций и иных специальных целей.

В отмененном ПБУ 11/2000 содержалось положение о том, что оно применяется также акционерными обществами (в случае наличия у них дочерних и зависимых обществ) при составлении сводной бухгалтерской отчетности. В новом документе это положение отсутствует. Соответственно, отсутствуют и ранее имеющие место требования, относящиеся к формированию сводной отчетности.

В ПБУ 11/2008 дано определение связанных сторон (п. 4). Связанные стороны – это юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, или на деятельность которых такая организация способна оказывать влияние. Кроме того, определены три категории. Рассмотрим их. Итак, связанными лицами могут являться:

1) юридическое и (или) физическое лицо и организация, составляющая отчетность, которые являются аффилированными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отмененном ПБУ 11/2000 под аффилированными лицами понимались юридические и физические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц в соответствии с Законом от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон этот действует по сей день, и в ст. 4 данного документа приведено определение аффилированных лиц: это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Так что в этой части особых изменений не произошло;

2) юридическое и (или) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, и организация, составляющая отчетность, которые участвуют в совместной деятельности;

3) организация, составляющая отчетность, и негосударственный пенсионный фонд, который действует в интересах работников такой организации или иной организации, являющейся связанной стороной организации, составляющей отчетность.

По сравнению с прошлым стандартом в п. 5 ПБУ 11/2008 уточнено, какие именно операции являются операциями между связанными сторонами. Это не просто любая операция по передаче каких-либо активов или обязательств, как прежде, а «любая операция по передаче (поступлению) активов, оказанию (потреблению) услуг или возникновению (прекращению) обязательств (независимо от получения платы или иного встречного предоставления)».

В п. 5 приведен перечень операций. Он очень мало отличается от своего предшественника: приобретение и продажа товаров, работ, услуг, имущества, сдача в аренду, финансовые операции и т.д. Теперь в списке отсутствует упоминание о передаче НИОКР, а вместо гарантий и залогов внесена фраза об обеспечении обязательств. Список, как и ранее, открытый, поэтому данные расхождения не имеют особого значения.

Перечень случаев, при которых информация должна раскрываться, указан в п. 6 и не претерпел никаких отличий:

– организация контролируется или на нее оказывается значительное влияние юридическим и (или) физическим лицом;
– организация контролирует или оказывает значительное влияние на юридическое лицо;
– организация и юридическое лицо контролируются или на них оказывается значительное влияние одним и тем же юридическим и (физическим) лицом или группой лиц.

Прежними остались и критерии контроля, однако имеют место некоторые технические правки, связанные с расшифровкой понятия контроля. Так, связанная сторона не просто контролирует другое лицо, как раньше, а имеет «возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, с целью получения экономической выгоды от деятельности последнего» (п. 7). Прежде такие подробности отсутствовали.

Ранее речь шла о возможности распоряжаться (непосредственно или через дочерние общества) более чем 50% голосующих акций АО (уставного, складочного капитала ООО). Теперь формулировка стала шире и звучит так: лицо имеет в силу своего участия в хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества). Как видим, теперь упомянуто получение полномочий от других лиц и охвачены все разновидности юридических лиц.

А вот второй критерий не претерпел никаких изменений: право распоряжаться (непосредственно или через дочерние общества) более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого общества (товарищества) либо составляющих уставный (складочный) капитал вкладов, долей данного юридического лица, и возможность определять принимаемые решения.

Неизменным осталось и объяснение того, что такое значительное влияние (п. 8): это когда предприятие имеет возможность участвовать в принятии решений другого юридического лица, но не контролирует его. Добавлен лишь комментарий, не меняющий в общем-то сути дела. Это открытый перечень причин такого влияния («значительное влияние может иметь место в силу участия в уставном (складочном) капитале, положений учредительных документов, заключенного соглашения, участия в наблюдательном совете и других обстоятельств»).

Как и прежде, перечень связанных сторон устанавливается организацией самостоятельно. Также сохранено без изменения положение, в соответствии с которым показатели, отражающие аналогичные по характеру отношения и операции со связанными сторонами, могут быть сгруппированы, кроме случаев, когда обособленное раскрытие их необходимо для понимания влияния операций на отчетность организации. По-прежнему информация о связанных сторонах включается в пояснительную записку отдельным разделом (п. 14). И по-прежнему построение аналитического учета должно обеспечивать формирование необходимой информации (п. 15).

В прежнем ПБУ 11/2000 содержалось требование, что «информация об аффилированных лицах должна быть изложена ясно и полно с тем, чтобы заинтересованным пользователям... были понятны характер и содержание отношений и операций». В новом стандарте эта фраза отсутствует, но зато существенно расширен минимальный набор информации, которая должна быть отражена в отчетности по каждой связанной стороне (п. 10). Кроме уже ранее имеющихся показателей (характер отношений, виды и объемы операций, стоимостные показатели по незавершенным операциям) добавлены следующие:

– условия, форма и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям;
– величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;
– величина списанной дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам.

Однако в списке обязательной информации больше не значатся сведения об использованных методах определения цен по каждому виду операций.

В п. 11 перечислены группы лиц, по которым указанная выше информация подлежит обязательному раскрытию. Это:

– основное хозяйственное общество (товарищество);
– дочерние, преобладающие (участвующие) и зависимые хозяйственные общества;
– участники совместной деятельности;
– основной управленческий персонал отчитывающейся организации (руководители, их заместители, члены исполнительного органа и совета директоров, иные должностные лица, наделенные полномочиями и ответственностью в вопросах планирования, руководства и контроля над деятельностью организации);
– другие связанные стороны.

При этом организация обязана раскрыть информацию о вознаграждениях основному управленческому персоналу в совокупности и по различным видам выплат, а именно:

– краткосрочные вознаграждения (выплата в течение отчетного периода и 12 месяцев после него). В эту категорию входит оплата труда в денежной и натуральной форме, начисленные на нее налоги и иные обязательные платежи, ежегодный оплачиваемый отпуск и т.п.;
– долгосрочные вознаграждения (выплата по истечении 12 месяцев после отчетной даты). В эту категорию входят вознаграждения по окончании трудовой деятельности, в том числе платежи по договорам добровольного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, предоставляющие социальные гарантии управленческому персоналу по окончании трудовой деятельности, вознаграждения в виде опционов, акций, паев, долей участия в уставном (складочном) капитале, выплаты на их основе, а также иные вознаграждения.

Таких подробных инструкций в прежнем ПБУ 11/2000 не было.

Новый стандарт, как и прежний, предусматривает, что (п. 13) если юридическое (физическое) лицо контролирует другое юридическое лицо или юридические лица контролируются (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же лицом, то характер отношений между ними описывается в отчетности независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними. В этом отношении никаких изменений не произошло.

Следует отметить, что в целом ПБУ 11/2008 является более логичным стандартом по сравнению с ранее действовавшим, однако данный документ требует некоторых доработок в части определений и конкретизации понятий, а также раскрытия информации. Так, не совсем ясно, каким образом необходимо раскрывать информацию о связанных сторонах в случае составления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности и требуется ли раскрывать операции со связанными сторонами в разрезе дочерних компаний. Остается непонятен механизм определения прямого или косвенного влияния организации через одного или нескольких посредников. Необходима конкретизация требования к раскрытию информации об операциях в случае, если компания является участником совместной деятельности.

Несмотря на то, что ПБУ 11/2008 было разработано в соответствии с МСФО 24, российский стандарт заметно отличается от своего прототипа.

В частности, согласно МСФО 24 к связанным сторонам относятся отчитывающаяся организация и близкие родственники аффилированных лиц (владельцев компании и основного управленческого персонала), юридические лица, которые находятся под контролем или влиянием близких родственников владельцев компании и основного управленческого персонала.

Близкие родственники – это те, кто потенциально может влиять на указанных физических лиц или оказываться под их влиянием в процессе деловых отношений с отчитывающейся компанией.

В перечень связанных сторон, приведенный в ПБУ 11/2008, близкие родственники владельцев и руководителей компании не включены.

На основании МСФО 24 связанными являются стороны, которые осуществляют совместный контроль над третьим юридическим лицом. В этом случае организации заключают соглашение о проведении совместного контроля за экономической деятельностью компании и распределяют между собой права контроля. Российский стандарт не признает связанными сторонами организации, которые осуществляют совместный контроль.

Кроме того, трактовка понятий «контроль» и «значительное влияние» в ПБУ 11/2008 отличается от аналогичных определений МСФО 24.

В соответствии с международными стандартами контроль за деятельностью компании может быть обеспечен только в случае владения контрольным пакетом акций, то есть участие в уставном капитале должно быть свыше 50%. Владение же существенной частью акций компании (от 20 до 50%) может обеспечить лишь значительное влияние, но не контроль над деятельностью компании. В ПБУ 11/2008 владение долей в уставном капитале свыше 20% расценивается как контроль, а менее 20% – как наличие значительного влияния.

В последние годы изменения законодательства были направлены в том числе и на сближение бухгалтерского и налогового учетов. Вместе с тем ведение налогового учета кардинально отличается от бухгалтерского. В целях исключения негативных последствий для организации необходимо знать все тонкости различий. Определим критерии разграничения понятий "связанные стороны" и "взаимозависимые лица".

Аффилированное лицо

Состав понятия "зависимость (взаимозависимость) юридических лиц" применяется во многих отраслях права. В частности, в ГК РФ используются понятия "дочернее и основное общества" (ст. 105), "зависимое и преобладающее (участвующее) общества" (ст. 106). Наряду с этим в законах об отдельных видах хозяйственной деятельности используется понятие "аффилированное лицо".
Понятие "аффилированное лицо" определяется в Законе РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Так, согласно положениям ст. 4 названного Закона аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Согласно Закону N 948-1 аффилированными лицами юридического лица являются:
- член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
- лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
- юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
- если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.

Связанные стороны в бухгалтерском учете

Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах", утв. Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н (далее - ПБУ 11/2008), обязывает раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности организации. Кроме того, ПБУ 11/2008 требует, чтобы акционерные общества включали в свою бухгалтерскую отчетность сведения о связанных сторонах. При этом понятие "связанная сторона" в ПБУ 11/2008 раскрывается, в частности, и через понятие "аффилированное лицо". Так, связанными сторонами ПБУ 11/2008 признает юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации или на деятельность которых организация способна оказывать влияние. Такими лицами могут являться аффилированные лица, определяемые в соответствии с законодательством РФ; лица, осуществляющие совместную деятельность с организацией; негосударственный пенсионный фонд, обслуживающий данную организацию или связанную с ней другую организацию.
Итак, связанными сторонами являются юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации или на деятельность которых организация способна оказывать влияние. Закрытый перечень лиц, которые могут быть признаны связанными сторонами, приведен в п. 4 ПБУ 11/2008. К таковым относятся:
- аффилированные лица, определяемые в соответствии с законодательством РФ;
- лица, осуществляющие совместную деятельность с организацией. Понятие совместной деятельности установлено, в частности, МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия", утв. Приказом Минфина России от 18.06.2012 N 106н. Так, согласно абз. 5 п. 3 названных МСФО совместная деятельность - это деятельность, совместно контролируемая двумя или большим числом сторон;
- негосударственный пенсионный фонд, обслуживающий данную организацию или связанную с ней другую организацию.
Следует заметить, что согласно п. 6 ПБУ 11/2008 обязанность раскрывать информацию о связанных сторонах возникает у организации только в строго определенных случаях, а именно если:
- такая организация контролируется или на нее оказывается значительное влияние юридическим и (или) физическим лицом;
- такая организация контролирует или оказывает значительное влияние на юридическое лицо;
- такая организация и юридическое лицо контролируются или на них оказывается значительное влияние (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) физическим лицом (одной и той же группой лиц).
Таким образом, представляется, что даже при наличии у организации связанных сторон информация о них раскрывается не в каждом случае, а только в перечисленных. При этом каждый критерий раскрытия информации основан на определении степени влияния связанной стороны на организацию (организации на связанную сторону, третьих лиц на организацию и связанную сторону).
В пункте 7 ПБУ 11/2008 раскрываются критерии, при соответствии которым юридическое и (или) физическое лицо контролируют другое юридическое лицо. Так, на основании указанного пункта юридическое лицо и (или) физическое лицо контролируют другое юридическое лицо (имеют возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, в целях получения экономической выгоды от деятельности последнего), когда такое юридическое и (или) физическое лицо имеет:
- более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества (товарищества) в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе), либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц;
- одновременно право распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества) либо составляющих уставный (складочный) капитал вкладов, долей данного юридического лица и возможность определять решения, принимаемые таким юридическим лицом.
В пункте 8 ПБУ 11/2008 приведены критерии, при соответствии которым юридическое и (или) физическое лицо оказывают значительное влияние на другое юридическое лицо. Согласно названному пункту юридическое и (или) физическое лицо оказывают значительное влияние на другое юридическое лицо, когда имеют возможность участвовать в принятии решений другого юридического лица, но не контролируют его (например, в силу участия в уставном (складочном) капитале, положений учредительных документов, заключенного соглашения, участия в наблюдательном совете и других обстоятельств).
Исходя из системного толкования положений ПБУ 11/2008, информацию о связанных сторонах, перечисленных в п. 4 ПБУ 11/2008, надлежит раскрывать в случаях, перечисленных в п. 6 ПБУ 11/2008 при условии соответствия связанных сторон критериям, перечисленным в п. п. 7 и 8 ПБУ 11/2008, и при условии, что в отчетном периоде организация проводила операции со связанными сторонами.
Следует отметить, что согласно п. 13 ПБУ 11/2008, если юридическое и (или) физическое лицо контролируют другое юридическое лицо или юридические лица контролируются (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц), то характер отношений между ними подлежит описанию в бухгалтерской отчетности независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними.

Взаимозависимые лица в НК РФ

В налоговом законодательстве используется понятие "взаимозависимое лицо". Оно раскрывается в ст. 105.1 НК РФ. Так, на основании п. 1 указанной статьи, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.
В пункте 2 ст. 105.1 НК РФ перечислены основания, согласно которым налогоплательщики признаются взаимозависимыми. Итак, для целей налогообложения взаимозависимыми лицами являются:
- организации, в случае если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;
- физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%;
- организации, в случае если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
- организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его супругом (супругой), родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями) и подопечными), имеющие полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
- организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его супругом (супругой), родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями) и подопечными);
- организации, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с их супругом (супругой), родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями) и подопечными;
- организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
- организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
- организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;
- физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
- физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.
На основании п. 7 ст. 105.1 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Как видно, основным критерием для признания лиц взаимозависимыми признается доля прямого или косвенного участия одной организации в другой. Данный критерий используется также и при определении связанных сторон и аффилированных лиц.
Вместе с тем взаимозависимое лицо включается в перечень взаимозависимых лиц, указываемый в уведомлении о контролируемых сделках, предоставляемом в контролирующий орган, исключительно в случае, если в отчетном периоде с таким взаимозависимым лицом заключались контролируемые сделки.
Заметим, что понятие "аффилированное лицо" напрямую не используется в НК РФ, однако некоторые признаки взаимозависимых лиц, указанные в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, совпадают с признаками аффилированных лиц, изложенными в ст. 4 Закона N 948-1. Таким образом, на практике взаимозависимое лицо нередко одновременно может являться и аффилированным.

Что в итоге?

На основании проведенного анализа понятий "связанные стороны" и "взаимозависимые лица" приходим к выводу о том, что названные понятия, безусловно, являются взаимосвязанными, однако не являются идентичными.
Вместе с тем при использовании названных категорий следует учитывать, что признание лица связанной стороной общества не во всех случаях означает признание лица взаимозависимым с обществом, так же как и признание лица взаимозависимым с обществом не во всех случаях означает, что данное лицо является связанной стороной общества.
В каждом конкретном случае для каждой конкретной организации следует отдельно применять признаки взаимозависимости и связанности, учитывая при этом, что каждое взаимозависимое лицо организации может являться (но не обязательно) связанной стороной организации, а каждая связанная сторона организации может являться (но не обязательно) взаимозависимым лицом организации.
А перечень взаимозависимых лиц, указанный в уведомлении о контролируемых сделках, может существенно отличаться от перечня связанных сторон, указанного в пояснительной записке, составляемой при формировании бухгалтерской отчетности организации.

Судя по всему, Министерство финансов решило взять под особый контроль хозяйственную деятельность всех крупных компаний, а заодно расширить и «подконтрольную» категорию представителей малого бизнеса. Подтверждением тому является принятие нового ПБУ 11/2008 «О связанных сторонах», во многом ужесточающего требования по раскрытию информации по сравнению с ранее действующим Положением.

Сейчас уже никого не удивляет присутствие на рынке таких структур, как холдинги и группы компаний. Зачастую корпорации ведут несколько видов деятельности. Преимущества диверсифицированного бизнеса очевидны. Ведение бухгалтерского и налогового учета в подобных структурах также имеет свою специфику. До недавнего времени к бухгалтерской отчетности корпораций предъявлялись требования, установленные ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах». Однако некоторое время назад Министерство финансов сочло данный документ неактуальным. В результате были подготовлены изменения, которые нашли отражение в новом Положении. Приказом Минфина от 29 апреля 2008 года № 48н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008, далее – Положение). Данное Положение отменяет действовавшее ранее и вступает в силу, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год.

ПБУ 11/2008 устанавливает требования к содержанию бухгалтерской отчетности, подготавливаемой структурами холдингового типа. Например, компаниями, у которых один учредитель. Также при составлении балансов данным стандартом должны руководствоваться аффилированные (взаимозависимые) лица.

По сравнению с ПБУ 11/2000 новое Положение содержит ряд нововведений. При этом часть положений предыдущего стандарта навсегда осталась в прошлом, а часть несколько трансформировалась. Но обо всем по порядку.

Что нового?

На первый взгляд, новое положение не слишком сильно отличается от старого. Оно также содержит 15 пунктов и 2 раздела. Однако их содержание претерпело значительные изменения. Рассмотрим первый раздел «Общие положения».

Сразу отметим, что ПБУ вместо понятия «аффилированные лица» введен термин «связанные стороны». Также с при разработке нового Положения расширена целевая аудитория. Если ПБУ 11/2000 было предназначено только для акционерных обществ, то новое Положение устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (п. 1 ПБУ 11/2008).

Субъектов малого предпринимательства, которых прежнее Положение никак не касалось, финансисты также не обошли стороной. Новое ПБУ они также могут не применять (п. 3), однако теперь этой возможности не удостоены субъекты, которые полностью или частично обязаны публиковать свою бухгалтерскую отчетность.

Пунктом 4 ПБУ 11/2008 установлены случаи, когда юридические и физические лица являются связанными сторонами. Теперь это не только аффилированные лица в соответствии с действующим законодательством, но и участники совместной деятельности. Также связанными сторонами признаются фирма и негосударственный , действующий в интересах ее работников либо связанного с ней юридического лица.

Согласно пункту 5 Положения, операцией между связанными сторонами считается любая операция по передаче (поступлению) активов, оказанию (потреблению) услуг или возникновению (прекращению) обязательств (независимо от получения платы или иного встречного предоставления). Перечень таких операций несколько изменен. В частности, передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ больше не входит в него.

Коснулось ПБУ 11/2008 и такого понятия, как «значительное влияние». Оно может иметь место в силу участия в уставном (складочном) капитале, положений учредительных документов, заключенного соглашения, участия в наблюдательном совете и при других обстоятельствах. Напомним, что ранее такие разъяснения отсутствовали.

Отметим также, что с 2008 года связанные стороны лишены права не раскрывать определенную информацию о произведенных между ними операциях. Пункт 9 ПБУ 11/2000, которым было установлено данное право, стал частью истории. Также холдинговые структуры лишили полномочий по установлению перечня аффилированных лиц, информация о которых должна раскрываться в бухгалтерской отчетности.

Минимум раскрываемой информации по операциям, проведенным со связанными сторонами, в целом остался прежним (п. 10 Положения). Минфин избавил фирмы от необходимости отчитываться за использованные методы определения цен по каждому виду операций. Взамен этого введены новые обязанности по раскрытию следующей информации: условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форма расчетов; величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода; величина списанных долгов, нереальных ко взысканию. Также отмечается, что показатели, отражающие аналогичные по характеру отношения и операции со связанными сторонами, могут быть сгруппированы. Однако это делать запрещено, если их обособленное раскрытие необходимо для понимания влияния данных операций.

Новым Положением установлено, что вышеописанная информация должна раскрываться отдельно для каждой из групп связанных сторон. К этим группам относятся: основное хозяйственное общество (товарищество); дочерние фирмы; преобладающие (участвующие) компании; зависимые организации и участники совместной деятельности. Также к ним относится основной управленческий персонал − руководители (), их заместители, члены совета директоров (наблюдательного совета), а также иные должностные лица, наделенные полномочиями и ответственностью в вопросах планирования, руководства и контроля над деятельностью.

Возможно, самым неприятным нововведением для корпораций является обязанность раскрывать информацию о размерах вознаграждений, выплачиваемых лицам, влияющим на политику компании и принимающим стратегические решения. Данную информацию необходимо отражать в отчетности в совокупности и отдельно по каждому из следующих видов выплат: краткосрочные вознаграждения – суммы, подлежащие выплате в течение отчетного периода и 12 месяцев после отчетной даты (оплата труда, налоги, и другие платежи в пользу управленческого персонала); долгосрочные вознаграждения – суммы, подлежащие выплате по истечении 12 месяцев после отчетной даты (премии по окончании трудовой деятельности, бонусы в виде опционов эмитента, акций, паев, долей участия и прочие).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от

Требование раскрытия информации о связанных сторонах вызвано тем, что операции с ними могут иметь особенности, влияющие на финансовое состояние организации. Следовательно, бухгалтерскую отчетность необходимо оценивать под углом отношений со этими лицами.
Начиная с бухгалтерской отчетности за 2008 год коммерческие организации обязаны руководствоваться . Этот документ пришел на смену ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» .

Главное отличие нового ПБУ в том, что оно регулирует вопросы раскрытия информации в бухгалтерской отчетности организации не только об аффилированных лицах, дочерних и зависимых обществах, но и об иных лицах, которые признаются связанными сторонами.

Юридическими и (или) физическими лицами, способными оказывать влияние на деятельность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, или на деятельность которых эта организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, способна оказывать влияние (связанными сторонами), могут являться:

Юридическое и (или) физическое лицо и организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, которые являются аффилированными лицами в соответствии с законодательством РФ;

Юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель и организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, которые участвуют в совместной деятельности. Согласно ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько товарищей обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели;

Организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, и негосударственный пенсионный фонд, который действует в интересах работников такой организации или иной организации, являющейся связанной стороной организации, составляющей бухгалтерскую отчетность.

Новое ПБУ расширило перечень субъектов, на которых оно распространяется: раньше к ним относились только акционерные общества, теперь - все коммерческие организации. Согласно ст. 50 ГК РФ коммерческими признаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

При этом, как и ранее, ПБУ не распространяется на кредитные организации. Также оно может не применяться субъектами малого предпринимательства (исключение составляют те, которые публикуют бухгалтерскую отчетность полностью или частично, в соответствии с законодательством РФ, учредительными документами либо по собственной инициативе).

Информация о связанных сторонах включается в пояснительную записку отдельным разделом. В пункте 10 нового ПБУ дан перечень минимальной информации, которая должна быть отражена в бухгалтерской отчетности по каждой связанной стороне, если организация в отчетном периоде проводила с ними операции. Этот перечень расширен. Как раньше, должны быть указаны:

Характер отношений в соответствии с п.6 ПБУ ;

Виды операций;

Объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);

Стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям.

Кроме этого, теперь нужно отражать:

Условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форму расчетов;

Величину образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;

Величину списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам.

Информация, подлежащая раскрытию в соответствии с данным пунктом, раскрывается отдельно для каждой группы связанных сторон (п. 11 нового ПБУ ). Например, выделены следующие группы: основные хозяйственные общества (товарищества), дочерние хозяйственные общества, участники совместной деятельности.

В составе информации о связанных сторонах организация раскрывает информацию о размерах вознаграждений, выплачиваемых ею основному управленческому персоналу, в совокупности и по каждому из перечисленных п. 12 нового ПБУ видов выплат.