Что является экономическим последствием монополии тест. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Тема 11. Экономический вред монополий и антимонопольная деятельность государства

Объективно возникающая на основе конкуренции монополизация рынков может вести к снижению эффективности производства, неоптимальному распределению ограниченных ресурсов общества.
Именно в силу такого негативного воздействия монополий на экономику страны в целом ограничение деятельности монополий, демонополизация рынков является одной из функций государства.
Основные вопросы темы:

Вопрос 1. Экономические последствия монополизации рынка.
Вопрос 2. Государство против монополий
.

При оценке роли монополий в экономике страны имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы "за" связаны с тем, что в качестве монополиста чаще всего выступает крупная фирма. Как таковая она имеет возможность:

  1. применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
  2. выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
  3. противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:

  1. увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
  2. "эксплуатировать потребителей", завышая цены против их равновесного уровня;
  3. ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Как писал известный экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек, "плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции".
Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.
Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать графически (рис. 11.1) и свести в таблицу (табл. 11.2).


; Кривая предложения отражает динамику издержек производства.

В условиях несовершенной конкуренции потребитель теряет часть своего потребительского эффекта (РеЕМРт) - он вынужден покупать меньше (Qm) и по более высокой цене (Рт). Часть утерянного излишка потребителя присваивает монополия (РеЬМРт), другая же часть потребительского эффекта (МЬЕ) просто теряется (он не достается никому) и представляет собой чистый убыток общества.
Чистый убыток общества в результате монополизации рынка - это потери потребителя в результате сокращения объема производства ниже равновесного.
По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополистического нерационального распределения ресурсов в США, достигает 2% валового национального продукта страны.
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.
Вопросы для самопроверки

  1. В чем состоят преимущества монополий?
  2. К каким негативным последствиям приводит монополизация рынков?
  3. Почему монополизация ведет к неэффективному распределению ресурсов?
  4. Чему равны потери общества от монополизации рынков?

Первый вопрос, который возникает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков, - это вопрос о самом факте монополизации. Законодательство некоторых стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33% всего объема продаж на конкретном рынке, на долю трех - 50%, на долю пяти - 66,6% рыночного оборота. Считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов.
Для определения степени монополизации рынка используется также индекс Харфиндела-Хиршмана (ИХХ):
ИХХ = ^ q2 = qi2 + q22 + Чз2 + ..., i=1
где qt - доля фирмы, выраженная в процентах; n - общее число фирм на рынке.
Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ = 1000 (10x10); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1200 (102 x 8 + 202).
Для каждого отраслевого рынка определяются нормативные значения ИХХ. Рынок считается неконцентрированным, если значение ИХХ не превышает 1000, отклонения от этого значения являются сигналом о необходимости демонополизации рынка.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией - это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов.
Среди этих инструментов выделяют прямые и косвенные.
К прямым методам ограничения власти монополий относится установление "потолка цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию; предельного темпа роста цен; предельного уровня нормы прибыли.
К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:

  1. поощрение создания товаров-заменителей;
  2. поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);
  3. предоставление государственных заказов предприятиям среднего и малого бизнеса;
  4. открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);
  5. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
  6. финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
  7. государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение "накопления" фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
Обычно законодательные меры предполагают:

  1. запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;
  2. запрещение поглощений, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением;
  3. принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий).

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее наиболее давнюю историю.
Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят США в 1890 г. Он признавал незаконным и уголовно наказуемым монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. С тех пор в США было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании которых ежегодно в судах рассматриваются десятки дел по обвинению тех или иных компаний в монополизации рынков.
Например, широкую известность получил процесс против компании АТ&Т (American Telegraph and Telephon), обвиненной в монополизации рынка телефонных услуг. В результате процесса компания была раздроблена на 10 самостоятельных фирм. Следствием создания конкуренции на рынке стало снижение в два раза (!) цен на соответствующие услуги.
Другим известным примером является процесс против компании IBM (1969 г.), которая обвинялась в захвате 75% рынка компьютеров и в установлении таких низких цен, что они препятствовали входу конкурентов на рынок. Этот процесс выиграла компания IBM, которая сумела доказать, что от низких цен выигрывают потребители.
Соответствующее законодательство существует и в других странах, однако следует отметить, что, например, западноевропейское антимонопольное законодательство более либерально, чем американское.
Антимонопольное регулирование в России. Демонополизация российской экономики является одним из важнейших условий перехода к рынку. Все мероприятия, осуществляемые в целях развития конкуренции (приватизация и создание равноправных субъектов рыночных отношений, свобода торговли, ценообразования, развитие рыночной инфраструктуры и т.п.), экономически способствуют демонополизации.
В конце 1991 г. в России впервые был принят "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Для проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности было создано Антимонопольное министерство.
Согласно российскому законодательству, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 и более процентов. Однако доминирующим может быть признано, по решению Антимонопольного министерства, и положение предприятия, которое имеет до 35% объема продаж на соответствующем рынке. Закон дает характеристику антиконкурентному поведению, запрещает соглашения, в результате заключения которых доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж и закупок. В отношении предприятий, занимающих доминирующее положение, Законом предусматривается целый ряд санкций, в том числе принудительное разделение.
Антимонопольная политика, направленная против монополизации рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции. В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 г. Федерального закона "О естественных монополиях", определяющего правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направленного на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
В этих целях органы регулирования естественных монополий могут осуществлять:

  1. ценовое регулирование посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;
  2. определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, исходя из необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
  1. Как определяется степень монополизации рынка?
  2. В каких случаях рынок считается монополизированным?
  3. Какие меры экономического характера, осуществляемые государством, способствуют демонополизации?
  4. Какие меры административного характера может осуществлять государство в целях демонополизации рынков?
  5. Какие меры антимонопольного характера предуматривает российское законодательство?

Основные понятия и термины

Положительные стороны деятельности монополий, негативные стороны деятельности монополий, индекс Харфинделла-Хиршмана, доминирующее положение на рынке, общественный вред монополий, антимонопольное регулирование, косвенное регулирование деятельности монополий, прямое регулирование деятельности монополий, антимонопольное законодательство .

  1. Хотя монополии, представленные, как правило, крупными предприятиями обладают определенными преимуществами (более низкие средние издержки производства, возможность финансировать НИОКР, большая устойчивость в условиях неблагоприятной конъюнктуры и др.), негативные последствия монополизации превышают ее положительные стороны. Монополизация рынков ведет к сокращению потребительского излишка, возникающего в условиях конкурентного равновесия рынка. При этом выигрыш монополий меньше, чем те потери, которые несет покупатель. Таким образом, отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводят к чистым потерям общества - потерям потребителей в результате сокращения объема производства ниже равновесного. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции - одна из важнейших функций государства.
  2. Степень монополизации рынков определяется с помощью коэффициента рыночной концентрации (индекс Харфинделла-Хиршмана). В отношении искусственных монополий государство проводит антимонопольную политику, используя разнообразные меры экономического и административного воздействия. Экономические методы антимонопольной деятельности государства подразделяются на прямые (установление "потолка" цен, предельного темпа роста цен, предельного уровня рентабельности) и косвенные (поощрение создания товаров-заменителей, поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров и др.). Административные меры опираются на соответствующее законодательство, предусматривающее запрещение тайных сговоров, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением, принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий). Деятельность естественных монополий государство контролирует и регулирует.
.

Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3574. Взаимодействия мировых финансовых рынков. Цикл взаимодействия финансовых рынков по Мартину Прингу. Межрыночный анализ 187.24 KB
Межрыночный анализ предполагает одновременное исследование четырех финансовых рынков – валютного, товарного, облигаций и акций. Именно характер взаимодействия этих четырех рынков друг с другом определяет их прогностическую ценность.
21111. Экономика отраслевых рынков. Значение в экономике 50.03 KB
Рынок и отрасль. Рынок. В данной контрольной работе будут рассмотрены фирма рынок и отрасль: подходы к их определению. Объект данной работы: фирма рынок и отрасль с теоретической точки зрения.
16317. -значимых рынков – образовательных услуг и труда. 29.82 KB
Делается вывод о том что в России эти механизмы адекватные рыночным отношениям еще только формируются преимущественно государством в то время как в других странах например ЕС они уже сформированы и являются достаточно гибкими. Исследуемые рынки весьма специфичны и отличаются от других рынков рядом особенностей: 1 реализуемые на них общественные блага способны одновременно удовлетворять как индивидуальные так и общественные потребности в долгосрочном периоде; 2 СЗР по природе своей являются парными - взаимосвязанными с...
13463. Стохастические математические модели исследования финансовых рынков 760.59 KB
Так как цены акций изменяются случайным образом то естественно считать что они представляют собой случайные величины на некотором вероятностном пространстве. Мы будем предполагать что пространство элементарных событий конечное множество а точки множества будем трактовать как элементарные события происходящие на финансовом рынке. Обозначим через множество вероятностей или что то же самое вероятностных мер на нагружающих все точки множества. Это означает что если то данная вероятностная мера в.
16112. Игровые модели форвардных рынков однородных товаров 63.56 KB
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту 08-01-00249 и гранта НШ 693. Рынок электроэнергии характеризующийся значительной концентрацией производства барьерами для входа на рынок и высокими требованиями к надежности компаний предоставляет производителям реальные возможности получения сверхприбыли за счет использования рыночной власти в ущерб потребителям и суммарному общественному благосостоянию. На практике ограниченность производственных мощностей имеет существенное значение при...
16274. ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИРЖ СТРАН СНГ 14.15 KB
Макроэкономические предпосылки финансовой интеграции Процессы укрепления рыночных взаимосвязей в современных условиях глобализации имеют для стран СНГ и ЕврАзЭС географические национальные исторические и экономические основания. Согласно данным МВФ доля стран СНГ в мировом ВВП выросла с 38 в 2006 г.1 Несмотря на кризис и общее снижение внешнеторговой активности удельный вес стран СНГ в общем объеме внешнеторговых операций стран Содружества продолжает...
5689. Место маркетинга в сфере туризма на уровне западного и российского рынков 76.81 KB
Во многих развитых и развивающихся странах индустрия туризма сегодня признается одним из наиболее активных секторов экономики. По данным Всемирной торговой организации среднегодовые темпы роста иностранного туризма за последние 20 лет составили...
16150. Системные банковские кризисы и нестабильность валютных рынков: мировой опыт 20.68 KB
В качестве характеристик системных кризисов использовались следующие показатели: критический объем неработающих кредитов как доля кредитного портфеля банков; уровень бюджетных расходов на преодоление банковского кризиса в к ВВП; потери объема производства оцениваемые через экстраполяцию тренда реального ВВП в к ВВП; минимальные темпы роста реального ВВП. При одинаковой...
14455. ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 838.53 KB
Каждый инвестор формирует, как правило, один или несколько портфелей ценных бумаг, которые могут храниться в различных депозитариях, учитываться у различных держателей реестров, торговаться на различных торговых площадках. Постоянно меняются курсы ценных бумаг купленных инвестором, время от времени происходят выплаты процентов или дивидендов, что влияет на текущую доходность портфелей и на общий доход инвестора.
20551. Взаимосвязь решений о выплатах собственникам и финансировании на примере компаний с развивающихся рынков капитала 2.02 MB
Результаты теста Грэйнжера для компаний из Китая и России Введение За последние полвека исследователи в области корпоративных финансов посвятили более тысячи работ изучению структуры капитала и дивидендной политики. Поиск оптимальной структуры капитала и оптимальной стратегии в области выплат акционерам которые бы обеспечили максимальную полезность для акционеров обусловил появление работ посвященных как детерминантам...

Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия.

Позитивные стороны деятельности чистой монополии.

Что касается закрытых монополий, то они, в общем и целом, для обще­ства полезны и экономически целесообразны, ибо способствуют обеспечению жизнедеятельности государства. Об открытых монополиях так однозначно не скажешь. Поскольку место среди чистых монополий завоевывается в процессе жесткой конкурент­ной борьбы, а конкуренция выступает двигателем научно-практического прогресса, с этой точки зрения чистая монополия является благом для общества. Но чистая монополия, поскольку в течение длительного времени стре­мится поддерживать постоянство цен и номенклатуру изделий, тем са­мым тормозит прогресс общества, а значит, заключает в себе негативный момент.

Негативные аспекты деятельности чистой монополии.

Во-первых, монополист, обладая на рынке монопольной экон. властью, предпочитает выпускать меньше продукции, но продавать ее по более высокой цене, а это говорит о том, что потребитель на имеющийся у него доход приобретает меньше товаров, чем он сделал бы в условиях совершенной конкуренции.

Во-вторых, в условиях чистой монополии занижается объем выпуска, чем, с одной стороны, способствует недопроизводству материальных благ и услуг, а с другой стороны, поощряет нерациональное распределение и использование ресурсов; а с третьей стороны, вызывает недопотребление населения.

В-третьих, монополии тормозят научно-технический прогресс, ибо им проще и выгоднее поддерживать на продукт монопольную цену, чем со­вершенствовать производство и с его помощью обеспечивать рост при­были.

С учетом изложенного в обществе складывается так называемая социальная цена монополий, представляющая собой чистые потери благосостояния об­щества, которые обусловлены монопольной властью. Результатом осозна­ния обществом негативных последствий монополизма стала разработка го­сударством различных антимонопольных институтов, которые заложили ос­нову концепции регулируемой монополии. Здесь могут быть использованы та­кие меры, как государственные дотации, установление границ роста цен (предельных цен), проведение антимонопольной политики т.д.

Цели и направления монопольного регулирования.

Большинство чистых монополий являются естественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. По отношению к другим монополиям регулирование может быть использовано для того, чтобы устранить полностью или частично стремление монополий не до-распределять ресурсы и получать экономические выгоды. Важным фак­тором здесь служит установление «общественно оптимальных» цен. Цены в таком случае устанавливаются на том уровне, где кривые спроса пересекаются с кривыми предельных издержек. Может быть установлена цена «обеспечивающая справедливую прибыль». Она устанавливается там, где кривая спроса пересекает кривую средних издержек.

В некоторых странах – дотации из гос. бюджета, т.е. компенсируют монополистам разницу между средними издержками и ценой. Но в итоге – на все общество ложится дополнительное налоговое бремя, а монополисты заинтересованы сделать издержки как можно более высокими.


Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

Когда фирма-монополист продает один и тот же товар разным потребителям по разным ценам, при этом издержки производства и обслуживания покупателей не различаются, то имеет место ценовая дискриминация (ЦД).

Условия ЦД :

Фирма (-ы) на данном рынке обладает значительной рыночной властью;

Покупатели не имеют возможности перепродать данную продукцию или услуги;

Фирма разделяет покупателей на разные группы, исходя из эластичности спроса: покупателям с высокой эластичностью спроса она предлагает относительно низкую цену, а с низкой - высокую.

Формы ЦД :

1) совершенная ЦД (I степени). Связана с возможностью производителя устанавливать цену на каждую единицу блага в соответствии с ценой спроса на последнюю. В этом случае каждый покупатель платит за товар свою цену, равную его индивидуальной цене спроса. (Врач редкой специализации в частной клинике).

2) ЦД по объему покупки (II степени). Цены блага одинаковы для разных покупателей, но различаются в зависимости от объема покупок. Блага продаются партиями, на каждую партию – своя цена. В форма накидки или скидки к цене.

3) ЦД на сегментированных рынках (III степени). Предполагает установление разных цен цен для разных категорий покупателей – студентов, пенсионеров, детей и др.

Все формы ЦД позволяют монополисту завышать цены и тем самым перераспределять излишек потребителей в свою пользу.

Последствия ЦД : с одной стороны, монополист, занимающийся дискриминацией, увеличивает свои прибыли; с другой стороны, дискриминирующий монополист имеет возможность производить большой объем продукции, т.е. брать на себя определенную долю производства дискриминируемого субъекта хозяйствования.


Основные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Неценовая конкуренция. Дифференциация и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию и имеющий относительно свободный вход и выход с рынка. Обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж.

Борьба на рынке монополистической конкуренции осуществляется в 2 основных формах: ценовой и неценовой конкуренции.

Ценовая конкуренция – действия фирм, направленные на привлечение покупателей с помощью установления более низких, чем у соперника цен. Демпинг – практика продажи продукции по цене, умышленно установленной на уровне, достаточно низком для вытеснения конкурентов из бизнеса.

Неценовая конкуренция – действия фирм, направленные на привлечение покупателя повышением потребительской ценности товара. Здесь используются три главных воздействия на конкурента: дифференциация продукта, совершенствование качества изделий и реклама.

Дифференциация продукта представляет собой качественную разнородность однотипных продуктов, т.е. каждый товар в какой-то степени уникален и вместе с тем имеет массу более или менее похожих на него товаров-аналогов. Но дифференциация продукта является благом до определенного предела, когда потребитель начнет путаться, разумный выбор станет трудным, покупки начнут отнимать много времени и тогда потребитель начнет судить о полезности товара по цене, а приоритет дифференциации продукта окажется утраченным.



Факторы дифференциации : - это различия в качестве (дизайн, свойства и т.д.); в сервисе (сервисное обслуживание, доставка, проверка и т.д.); в рекламе.

Дифференциацию продукции следует прекратить, когда издержки выхода на рынок сравнятся с доходом от продажи нового продукта.

Совершенствование качества продукции может происходить по двум направлениям: во-первых – удачное улучшение качества продукции одной фирмы вынудит конкурента также вести усовершенствования; во-вторых – прибыли, полученные от внедрения технических новшеств, могут быть использованы для финансирования дальнейшего совершенствования продукта.

Фирме следует улучшать качество своей продукции до тех пор, пока дополнительный доход, получаемый за счет более высоких цен, не сравняется с дополнительными издержками, связанными с улучшением качества продукции.

Реклама – наиболее частный и простой способ «подталкивания» продукта к реализации. Ее действенность становится наиболее значимой за счет информированности потребителя о наличии того и иного вида продукции. Свойства воздействия рекламы – география расположения товара, особенности качественных достоинств, эстетические свойства и комфортность торговой марки, ценовая приемлемость и доступность товара.

Но с рекламой связаны значительные постоянные издержки. Средние издержки реализации сначала убывают, распределяемые на большее кол-во единиц товара, а затем по мере роста действительных продаж возрастают. Издержки на рекламу – дискретные: добившись увеличения спроса на свой продукт при помощи рекламы, фирма может сократить издержки реализации, полгая, что спрос сохранится в достигнутом размере. Однако предсказать равновесный уровень рекламных расходов невозможно.

Усиливает монополизацию;

Отвлекает значительную часть людей и других ресурсов от реального сектора экономики;

Значительно увеличивает размер внешних издержек;

Выполняет функцию убеждения, а не информирования, к-ое идет через радио, телевиденье, печать и т.д.


Равновесие фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков). Монополистическая конкуренция и эффективность.

Краткосрочный период – получение эконом. прибыли либо столкновение с убытками, т.е. политика максимизации прибыли либо политика минимизации убытков. Т.к. фирма является «искателем цены», причем фирм много, но каждая из них настолько мала, что не зависит от других, то кривая спроса убывает. При этом отличие продукта дает фирме возможность хотя незначительно, но поднять цену на свой товар, не потеряв своих покупателей. Объем выпуска определяется пересечением кривой предельных издержек (МС) и кривой предельного дохода (MR), а колебание цены задается высотой кривой спроса. Поскольку цена товара находится выше средних общих издержек (ATC), фирма, наряду с нормальной прибылью, получает эконом. прибыль. Фирма проводит политику минимизации убытков – когда цена товара ниже средних общих издержек (ATC). Фирма будет вынуждена закрыться, если цена товара будет ниже средних переменных издержек (AVC).

Долгосрочный период . В отрасль идут новые фирмы, привлекаемые прибылью, в результате чего кривая спроса на продукцию фирмы сдвигается вниз и становится более эластичной. Кривая предельного дохода тоже сдвигается вниз. И это будет продолжать до тех пор, пока цена на продукт при выпуске MR=MC будет оказываться выше средних общих издержек ATC. Эконом. прибыль сводится к нулю, доход равен общим издержкам – т.е. фирма функционирует безубыточно. Но, во-первых, равновесная цена при монополистической конкуренции выше равновесной цены, к-ая имела бы место при совершенной конкуренции – т.е. потребитель «переплачивает» за товар. Во-вторых, при монополистической конкуренции фирма выпускает меньшее кол-во товара, чем при минимуме долгосрочных средних издержек. Разница между кол-вом товара, соответствующим минимуму долгосрочных средних издержек, и кол-вом, выпускаемым фирмой, называется избыточной мощностью (т.е. такой же выпуск товара возможен при более низких издержках и меньшим кол-вом фирм, находящимся в отрасли). Чем больше фирм в отрасли, тем меньше прибыль каждой.

Неэффективность монополистической конкуренции:

1. не обеспечивает ни эффективное использование ресурсов (т.к. цена выше предельных издержек), ни производственную эффективность (т.к. производят меньший, чем эффективный объем продукции);

2. нет оптимального разнообразия товара;

3. на рынке вместо существующего числа фирм могло бы действовать меньшее их кол-во, но при полной занятости ресурсов производить такую же или большую величину продукции, а это усилит монополистическую тенденцию и сузит рамки конкуренции. Кроме того, ограничение числа действующих фирм на рынке фирм приведет к ограничению номенклатуры производимых благ и услуг.


19. Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии. Типология моделей олигополии. Модель, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля). Модели, основанные на некооперативной стратегии: модели с последовательным принятием решений (модель лидерства по ценам, модель лидерства по объему выпуска), модели с одновременным принятием решений (модель с одновременным установлением объемов выпуска, модель с одновременным установлением цен – ценовые войны).

Олигополия – тип рыночной структуры, для к-ого характерен контроль со стороны нескольких фир над основными объемами производства и реализации продукции в отрасли.

Олигополии возникают путем слияния нескольких фирм в одну либо слияние фирм-покупателей – олигопсония.

Черты олигополии: 1) контроль за ценами субсидиарен; 2) «барьеры стратегического сдерживания»; 3) используются преимущественно методы неценовой конкуренции.

Типы: однородная (в отраслях, в к-ых производится стандартизированная продукция – сталь, цемент) и дифференцированная (производство дифференцированной продукции – автомобили, телевизоры).

Стратегическое взаимодействие проявляется в двух формах: кооперативной и некооперативной

Модель, основанная на кооперативной стратегии, учитывает, что фирмам зачастую выгодно, определить общий объем производства, долю каждой фирмы, назначить единую цену, обозначить единые условия найма, разделить рынки сбыта. Т.е. фирмы учреждают картель – группа фирм, действующих совместно и согласующих решения, как если бы они были единой монополией.

Дуаполия – простейшая олигополистическая ситуация, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы.

Модель лидерства по объему (равновесие Штекельберга): фирмы приминают решения относительно объемов производства товаров. Фирма-лидер устанавливает объем, а ведомая фирма реагирует на действия лидера, к-ый в свою очередь должен учитывать предполагаемую реакцию ведомого.

Модель лидерства по ценам : лидер устанавливает цену. Фирма-лидер, чтобы максимизировать прибыль, выберет такое сочетание цены и объема производства, при к-ом предельные издержки будут равны предельному доходу.

Модель с одновременным установлением объемов выпуска (равновесие Курно): каждая из фирм выбирает объем производства, позволяющий максимизировать ее прибыль при заданных ожиданиях в отношении выбора других фирм. Равновесный объем – сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при к-ом ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения, прибыль каждой максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска.

Модель с одновременным установлением цен (равновесие Бертрана): фирма устанавливает цену на свой товар при заданных ожиданиях в отношении цены, к-ую выберет другая фирма. Цены устанавливаются на максимально низком уровне, т.к. фирмы лишь предполагают действия конкурентов.

Ценовая война – цикл последовательных уменьшений цен конкурирующими фирмами. В равновесии оба продавца назначат примерно одинаковую цену P=AC=MC.

В условиях совершенной конкуренции выпуск продукции и ее цена определяются точкой пересечения кривых рыночного спроса и предложения (рис. 11.6а)

При ϶ᴛᴏм кривая рыночного предложения — ϶ᴛᴏ кривая общественных предельных затрат () Дело здесь в том, что производители соглашаются предлагать рынку каждую следующую единицу продукции только в том случае, если ее цена как минимум покрывает затраты на ее производство — предельные затраты. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что при совершенной конкуренции рыночная цена в точности совпадаете предельными затратами на производство последней выпускаемой единицы продукции:

Р = МС .

Рисунок № 11.6. Цена и выпуск в условиях совершенной конкуренции и монополии

Максимальная цена, кᴏᴛᴏᴩую потребители согласны платить за данную единицу продукции (цена спроса), есть мера общественной ценности ϶ᴛᴏй единицы товара для покупателей. Все цены спроса определяют кривую спроса. С другой стороны, предельные затраты производителей — суть общественная ценность ресурсов, израсходованных при производстве каждой дополнительной единицы товара. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что до тех пор, пока цена спроса превышает предельные затраты, общество больше приобретает, нежели тратит, производя дополнительную единицу продукции. Общественное благосостояние, тем самым, возрастает. Выигрыш общества от производства дополнительной единицы продукции равен разнице между ее ценой спроса и предельными затратами.

Обратите внимание, что рост выпуска при ϶ᴛᴏм ведет к повышению Парето-эффективности в производстве и распределении (тема 2, п. 2.2) Вот простой пример. Пусть потребитель согласен заплатить заданную единицу продукции максимально 100 руб., а затраты производителя на ее производство составляют 80 руб. В случае если товар будет продан по максимальной цене спроса, т.е. за 100 руб., то благосостояние производителя вырастет, а благосостояние потребителя не изменится. В случае если фактическая цена товара составит исключительно 80 руб., то тогда весь выигрыш в благосостоянии достанется покупателю, а производитель не проиграет, получив за товар минимально приемлемую для себя сумму денег. В случае если, наконец, цена будет установлена в интервале от 80 до 100 руб., то в выигрыше окажутся обе стороны.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что дополнительный выпуск позволяет либо повысить благосостояние потребителя без уменьшения благосостояния производителя, либо повысить благосостояние производителя без уменьшения благосостояния потребителя, либо, наконец, увеличить благосостояние их обоих. Во всех трех случаях происходит, следовательно, улучшение экономической ситуации по Парето.

Соответственно общественное благосостояние от выпуска всех единиц товара становится максимальным в гот момент, когда цена спроса уравнивается с предельными затратами. Выпуск, при кᴏᴛᴏᴩом достигается ϶ᴛᴏ равенство (q * на рис. 11.6а), называется общественно-эффективным выпуском. Эго, собственно, и есть выпуск, эффективный по Парето, поскольку дальнейшее повышение благосостояния потребителей теперь возможно только за счет производителей и наоборот.

Условием достижения эффективного выпуска будет совершенная конкуренция.
С одной точки зрения, она ведет к равенству равновесной рыночной цены и предельных затрат производителей. С другой стороны, равновесная цена совпадает с максимальной ценой спроса, по кᴏᴛᴏᴩой потребители согласны приобретать последнюю единицу выпускаемой продукции. В результате цена спроса совпадает с предельными затратами, что и будет, как отмечалось, условием эффективности по Парето.

Отметим, что теперь предположим, что прежде конкурентная отрасль монополизирована одной фирмой (рис. 11.6б) Кривая общественного спроса на продукт отрасли от ϶ᴛᴏго факта не меняется. Точно так же предельные затраты монополиста будут теми же самыми, что и затраты прежде независимых фирм конкурентной отрасли. По϶ᴛᴏму кривая предложения (она же кривая предельных затрат) конкурентной отрасли становится кривой предельных затрат монополиста.

При всем этом выпуск монополиста определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных затрат (MR = МС ) Но монопольная цена, как было показано выше, превышает предельный доход монополиста. В связи с данным монопольная цена оказывается выше предельных затрат. Условие общественно-эффективного выпуска или эффективности по Парею, тем самым, не соблюдается. В самом деле, максимальная цена спроса, совпадающая с монопольной ценой, превышает предельные затраты. Последнее означает, как отмечалось, рост общественного благосостояния в случае повышения выпуска. Монополист, однако, ограничивает выпуск для максимизации ϲʙᴏей экономической прибыли.

Вывод : максимизирующий прибыль монополист выбирает выпуск меньше общественно-эффективного, в то время как устанавливаемая им цена оказывается выше той, кᴏᴛᴏᴩая сложилась бы в условиях конкуренции.

Потери общественного благосостояния или потери мертвого груза от монопольной власти при ϶ᴛᴏм равны площади треугольника на рис. 11.6б. Это означает, что при возрастании выпуска с q m до q* дополнительный выигрыш общества стал бы равен сумме превышений цен, кᴏᴛᴏᴩые потребители согласны заплатить за последующие единицы выпуска, над предельными затратами.

Существуют и другие потери в связи с монополией.
Стоит отметить, что ослабление конкурентного давления на фирму ведет к тому, что перед последней больше не стоит выбор максимально сократить затраты или погибнуть. За счет рыночной власти монополия может компенсировать неэффективную производственную структуру, устаревшие технологии, раздутый бюрократический аппарат и т.п. Завышение затрат под прикрытием монопольной власти — одно из проявлений «Х-неэффективности» . Это понятие было введено в научный оборот американским экономистом X. Лейбенстайном.

Можно найти и аргументы в пользу монополии. Только что говорилось о завышении затрат, проистекающем из наличия монополии. Возможно, однако, и обратное: именно монопольная власть стимулирует технические, организационные, маркетинговые усовершенствования, поскольку дает гарантию, что полученные результаты не будут немедленно растиражированы конкурентами, но увеличат прибыль монополии. Монополии ведут исследования также и для того, ɥᴛᴏбы защитить контролируемые ими рынки от потенциального вторжения конкурентов, обеспечив себе преимущества в затратах. Не стоит забывать, что важно и то, что монополии имеют большие, в сравнении с конкурентными фирмами, возможности для проведения исследований за счет ϲʙᴏих экономических прибылей.

С другой стороны, само стремление к монополии (точнее — к получению экономической прибыли от рыночной власти) стимулирует технический прогресс. Вполне понятно, что монополия — меньшее зло, чем технический застой. Так, люди предпочли бы летать самолетами, производимыми монополией, нежели ездить в дилижансах, выпускаемых в условиях совершенной конкуренции. По϶ᴛᴏму правительства большинства стран предоставляют изобретателям права на временные монополии — осуществляют патентную защиту изобретений в течение установленных законами сроков.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что обладание монополией или стремление к ней зачастую ведет к появлению принципиально новых продуктов, снижению предельных и средних совокупных затрат в сравнении с конкурентной ситуацией, что способствует росту общественного благосостояния.

  1. При одних и тех же издержках чистый монополист сочтёт выгодным ограничить объём производства и назначить более высокую цену. чем сделал бы конкурентный продавец. Это ограничение объёма производства вызывает нерациональное использование ресурсов. о чём свидетельствует тот факт. что цена превышает предельные издержки на монополизированных рынках.
  2. Издержки производства монополистов и конкурентных фирм могут быть неодинаковые. С одной стороны. эффект масштаба может сделать более низкие издержки на единицу продукции доступными для монополистов. но недоступными для конкурентов. С другой стороны. Х- неэффективность - неспособность производить с наименее дорогой комбинацией вводимых ресурсов
  • более свойственна для монополистов. чем для конкурентных фирм. Монополисты могут осуществлять значительные затраты. чтобы сохранить монопольные привилегии (расходы. связанные с сохранением монополии).
  1. Предпринимательская монополия способствует неравенству в распределении дохода. Благодаря своей рыночной власти монополисты назначают более высокую цену. чем сделала бы чисто конкурентная фирма.
  2. Экономисты не сходятся во мнении относительно того. насколько чистая монополия способствует научно- техническому прогрессу. Одни полагают. Что чистая монополия способствует научно-техническому прогрессу. так как имеет экономические прибыли. которые можно направить на финансирование научно-исследовательских работ. Другие экономисты доказывают. что стимулы монополиста разрабатывать новую технику или продукцию будут слабыми: отсутствие конкурентов означает. что нет автоматического стимула к научно-техническому прогрессу на монополизированном рынке.
  3. В условиях совершенной конкуренции производство ведётся до той точки. где цена. по которой потребитель готов купить последнюю произведённую единицу продукции. в точности равна альтернативным издержкам её производства. Все возможные выгоды. получаемые от торговли. полностью реализуются в форме излишков потребителей и производителей.
В условиях монополии производство прекращается. не достигнув этой точки. Излишек потребителя меньше. а излишек производителя больше. чем при совершенной конкуренции. Некоторые потенциальные выгоды торговли остаются нереализованными. Именно из-за этих чистых потерь монополия и считается одной из форм фиаско рынка.

А) конкурентный рынок



P
P

Излишек
производителя

Б) чистая монополия
Сравнение монополии и конкуренции позволяет выявить 3 различия:

  1. в условиях монополии излишек потребителя меньше
  2. излишек потребителя в условиях монополии больше
  3. в условиях монополии суммарные излишки потребителя и производителя меньше.
Чистые потери - потери излишков потребителя или производителя, которые не скомпенсированы ничьей прибылью.
Вышеизложенное позволяет сделать некоторые выводы о функционировании рынка в условиях чистой монополии.
  1. Простая монополия может привести к фиаско рынка, если в ситуации равновесия цена превосходит предельные издержки.
  2. Закрытые монополии представляют собой наиболее серьёзную угрозу как потенциальные виновники фиаско рынка. Их защищают правовые барьеры. Издержки, связанные с поиском ренты, нередко увеличивают размеры чистых потерь.
  3. Открытая монополия наименее опасна с точки зрения фиаско рынка. Угроза появления новых конкурентов ограничивают возможности фирм получать прибыль. В результате проведения стратегии лимитирующего ценообразования цена весьма близка к издержкам.