Азиатский кризис (1997–1998 годов).

Азиатский кризис 1997–1998 годов – финансовый кризис, вызвавший падение курсов национальных валют многих стран Юго-Восточной Азии, банкротство банков и общую стагнацию азиатской экономики в конце 1990-х годов.

В середине последнего десятилетия XX века страны региона, включая Таиланд, Филиппины, Малайзию, Индонезию, Южную Корею, переживали период бурного экономического роста. Этот рост в существенной степени финансировался иностранными кредитами , его стимулировали либеральная монетарная политика Федеральной резервной системы США и выгодные условия кредитования в местных валютах. В итоге экономики азиатских стран оказались сильно перекредитованы.

В конце 1990-х США вышли из рецессии, что привело к росту процентных ставок по доллару и повышению интереса к вложениям в американскую валюту со стороны международных инвесторов, ранее работавших на рынках Юго-Восточной Азии. Кроме того, инвесторы начали опасаться перегретости экономики «азиатских тигров» и очень высокого уровня внешнеторговых дефицитов . В то же время цены на электронику – основную экспортную продукцию этих стран – упали. Наконец, высокий уровень коррупции и финансовой преступности негативно повлиял на доверие к официальным экономическим данным, распространяемым правительствами азиатских государств, а также породил вопросы относительно эффективности выдачи кредитов.

Когда проблемы в экономиках стран Азии стали очевидны, крупные международные спекулянты начали атаку на местные валюты. Первой жертвой хедж-фондов стал таиландский бат : руководство страны не смогло долго сдерживать массированные продажи национальной валюты и было вынуждено отвязать ее от доллара и девальвировать . На этом фоне рухнул таиландский фондовый рынок, а вслед за Таиландом проблемы начали испытывать и другие страны. Отказ западных инвесторов от продолжения кредитования азиатских компаний вызвал массовые банкротства крупных корпораций и банков, падение производства и рост безработицы.

От кризиса пострадали не только экономически слабый Таиланд и сильно «перегретая» Малайзия, но и внешне очень устойчивая Индонезия. В середине 1997 года эта страна имела торговый профицит, огромные валютные резервы, низкую инфляцию и крепкую банковскую систему. В экономике Индонезии было, пожалуй, только одно слабое звено – большой объем долларовых кредитов, полученных местными компаниями. Когда рухнули тайский бат и малайзийский ринггит, международные спекулянты, обеспокоенные инвесторы и местные предприниматели, которым были нужны доллары для возврата кредитов, переключились на индонезийскую рупию. Правительству страны совместно с МВФ удавалось сдерживать атаку в течение июля и августа 1997 года, но в сентябре пришлось отпустить рупию в свободное плавание, после чего началось ее быстрое падение. Летом 1998 года многократное обесценение валюты и падение ВВП вынудили уйти в отставку правительство Сухарто, который правил страной 31 год.

Одним из поводов (но не причин) возникновения кризиса считается передача Гонконга Китаю летом 1997 года. Гонконг был одним из важнейших финансовых хабов Азии, то есть посредником в финансовом потоке с Запада на Восток. Нежелание инвесторов иметь деловые контакты с коммунистическим Китаем привело к коллапсу кредитования Азии через Гонконг, что добавило проблем остальным странам.

В результате азиатского кризиса 1997–1998 годов значительно упали курсы национальных валют и фондовых индексов, закрылись рынки капитала для местных компаний, разорились крупные корпорации, народные волнения способствовали падению правительств. В определенной степени события 1997 года в Азии повлияли и на другие рынки, в том числе на российский, где через год также произошел финансовый кризис.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Азиатский финансовый кризис 1997--1998 годов -- экономический кризис в Юго-Восточной Азии, который разразился в июле 1997 года и стал серьёзным потрясением мировой экономики в конце 1990-х годов. Подоплёкой кризиса стал чрезвычайно быстрый рост экономик «азиатских тигров», который способствовал массивному притоку капитала в эти страны, росту государственного и корпоративного долга, перегреву экономики и буму на рынке недвижимости.

Кризисные явления в экономиках Юго-Восточной и Восточной Азии нарастали в течение длительного времени. По соотношению ВВП и объема внешних заимствований первым кандидатом на банкротство выглядел Таиланд. В мае 1997 г. таиландский бат подвергся массированным атакам международных спекулянтов. В этих условиях таиландское правительство объявило 30 июня 1997 г. о девальвации бата, курс которого был прежде привязан к курсу американского доллара. В результате обменный курс бата упал наполовину, а фондовый рынок Таиланда -- на три четверти.

В течение последующего месяца кризис перекинулся на экономики Индонезии, Малайзии и Южной Кореи. В меньшей степени пострадали от кризиса Япония, Гонконг, Лаос, Филиппины, Китай, Индия и Вьетнам. Среди «азиатских тигров» меньше других были затронуты кризисом Сингапур и Тайвань. Для всех названных экономик в течение 1997--1998 гг. были характерны падение курса национальной валюты (так, валюта Таиланда -- бат -- обесценилась сначала на 48 %, а к концу 1997 года практически на 100 %; индонезийская рупия обесценилась на 228 %), падение фондовых индексов, рост инфляции, увеличение объема корпоративного долга, громкие банкротства корпораций.

Азиатский финансовый кризис вызвал такие политические последствия, как отставка индонезийского диктатора Сухарто, провозглашение независимости Восточного Тимора и раскол в правительстве Махатхира Мохамада. В подтверждение тезиса о глобализации мировой экономики, кризисные последствия быстро распространились по Земному шару. Отток капитала и падение цен на сырьевые товары способствовало возникновению российского экономического кризиса 1998 года. Последним эхом кризиса стал аргентинский дефолт 2001 года.

Международный валютный фонд, который обвинялся национальными правительствами в провоцировании кризиса путём бездумного поощрения роста экономик «азиатских тигров», выделил на преодоление его последствий 40 млрд долларов. Сигналы оздоровления основных экономик Юго-Восточной Азии стали поступать в начале 1999 года. Политическая и экономическая реструктуризация национальных экономик позволила к 2001 г. преодолеть последствия кризиса и возобновить динамичный рост.

Валютные и финансовые проблемы, с которыми столкнулись страны Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в 1997 г., для многих оказались неожиданностью, поскольку эти страны считались наиболее благополучными и служили примером для других развивающихся государств. Суть экономического «чуда», происшедшего здесь в 60--90-е годы, заключалась в необычайно быстрых темпах структурной перестройки экономики. Отсталые в недавнем прошлом страны в короткие сроки приблизились к уровню, промышленно развитых.

Накануне азиатского кризиса фондовые рынки этих государств находились на подъеме и служили объектом активного вложения иностранного капитала. Тем не менее инвесторы резко изменили свое поведение, отказав в доверии правительствам этих стран, что привело к панике и массированному оттоку капиталов, ввергло их национальные финансовые системы в глубокий кризис и создало угрозу стабильности экономики. Столь очевидный контраст между недавними успехами и нынешними экономическими потрясениями приводит к выводу о том, что для этого были определенные причины, заложенные ранее в экономике этих стран.

Страны АСЕАН переживали очередной циклический подъем экономики с середины 80-х годов: в Таиланде, Малайзии, Индонезии темпы экономического роста вплоть до 1996 г. составляли 7--8% в год. Экономическому подъему во многом способствовали режимы фиксированных валютных курсов. Корпорации из Японии и новых индустриальных стран, стремясь застраховаться от неблагоприятных изменений курсов своих валют по отношению к доллару, переводили в АСЕАН ориентированные на экспорт производства. Бум внутренних и внешних инвестиций сопровождался крупномасштабным импортом оборудования и сырья.

Высокие темпы экономического развития большинства стран Юго-Восточной Азии с конца 80-х годов вплоть до начала 1997 г. способствовали увеличению притока в них иностранного капитала в форме прямых и портфельных инвестиций. В надежде увеличить доходы в период низких процентных ставок и замедления роста ВВП в развитых странах инвесторы переводили капиталы на финансовые рынки, недооценивая связанные с этим риски. Азиатские страны в 1997 г. являлись ведущими импортерами иностранного частного капитала из числа развивающихся стран. Приток капитала способствовал существенному расширению внутреннего спроса, значительному повышению цен на акции и недвижимость, ускоренному росту активов и обязательств банковского сектора, а также возникновению дефицита платежного баланса по текущим операциям

Сальдо баланса текущих операций азиатских стран накануне финансового кризиса, % ВВП. Страна 1997 г. Индонезия -2,9 Южная Корея -2,8 Малайзия -5,8 Филлипины -4,5 Таиланд -3,9. Финансировать дефициты счета текущих операций с помощью притока иностранного капитала помогали фиксированные валютные курсы. Для зарубежных финансовых спекулянтов вложения в Юго-Восточной Азии были привлекательны ввиду более высоких, чем на Западе, процентных ставок и больших перспектив местных фондовых рынков. Основная часть внешних заимствований приходилась на частный сектор, тогда как государственные бюджеты в большинстве стран в течение многих лет сводились с профицитом. Приток средств из-за рубежа способствовал быстрому разрастанию финансового сектора. Это в свою очередь привело к спекулятивной горячке на рынках недвижимости, буму строительства новых офисных помещений.

Кредитно-финансовые институты в ряде этих стран направляли, не хеджируя, существенную долю полученных краткосрочных капиталов в высокорисковые инвестиционные проекты, преимущественно в покупку недвижимости. Благодаря притоку капиталов цены этих активов быстро повышались, что привлекало все новые вложения в сектор недвижимости. Поскольку экономика стран Юго-Восточной Азии в эти годы развивалась высокими темпами, последствия такого перераспределения ресурсов обнаружились не сразу, хотя цены на активы взлетели так высоко, что их корректировка и разрыв между суммами кредитов и закладных стали неизбежны.

Несколько по-другому складывалась ситуация в Южной Корее. Корейская вона существовала в режиме не фиксированного, а «плавающего» курса. Но и здесь быстрый рост инвестиций привел к ухудшению торгового баланса. В ходе экономических реформ, проводившихся в 90-е годы, для корейских финансово-промышленных групп были ужесточены условия получения кредитов в местных банках, после чего предприниматели переориентировались на внешние заимствования. В итоге задолженность ведущих корейских компаний в середине 90-х годов достигала 4--5-кратного размера их акционерного капитала. Массированные инвестиции привели к образованию значительных избыточных мощностей.

Ситуация начала меняться с началом 1996 г. Ослабление курса японской иены по отношению к доллару ухудшило экспортную конкурентоспособность Таиланда и других юго-восточных азиатских экономик с фиксированными валютными курсами. Обострилась конкуренция стран АСЕАН с государствами «новой волны» открытых экономик, прежде всего с Китаем. На рынках Запада наметилось перенасыщение азиатской экспортной продукцией, главным образом электронной. Одновременно в Таиланде, Малайзии и Индонезии стал очевидным перегрев рынков недвижимости, где предложение далеко оторвалось от спроса, что привело к резкому снижению цен. Результатом спекулятивной горячки прошлых лет стало быстрое накопление просроченных кредитов банковскими системами. Например, в Таиланде у финансовых компаний, вовлеченных в кредитование сектора недвижимости, весной 1997 г. на долги приходилось от 25 до 50% кредитных портфелей.

В целом все эти обстоятельства и повлекли за собой перелом в отношении иностранных инвесторов к азиатским рынкам. Принципиальную схему развертывания кризиса можно представить следующим образом. Сначала происходит снижение фондовых индексов. Затем, по мере роста негативных настроений среди инвесторов, начинаются спекулятивные атаки на национальную валюту. Защита ее с помощью высоких процентных ставок обостряет проблему внешней задолженности. Издержки поддержания фиксированного курса в конце концов приводят к девальвации, что еще больше увеличивает стоимость обслуживания внешнего долга. За падением валютного курса следует падение фондовых индексов, но теперь уже гораздо более высокими темпами. В дальнейшем падение курсов акций и валютного курса происходит по спирали: одно ускоряет другое.

Таким образом, началу кризисных явлений предшествовало обострение проблем платежеспособности предприятий и банков не только внутри страны, но и по отношению к внешним партнерам. Возрастала доля краткосрочных заимствований предприятий и банков для решения проблем текущей ликвидности. На фондовом рынке проявлялась тенденция снижения курсов акций. Банки как внутри страны, так и иностранные сокращали лимиты кредитования. Обострялись проблемы рефинансирования среднесрочной и долгосрочной задолженности и у банков, и у предприятий. Возрастало число банкротств: сначала мелких банков и предприятий, затем все более крупных. Международные рейтинговые агентства понижали сперва долгосрочные, а потом и текущие страновые рейтинги, а также рейтинги банков и предприятий. Это в свою очередь резко удорожало заимствования. Продолжающееся снижение курса акций и облигаций на рынке еще более осложнило финансовое положение банков и промышленных компаний.

Следующий этап развития кризисной ситуации охватил валютный рынок. Иностранные инвесторы, обеспокоенные ситуацией на финансовом рынке, начали сворачивать предоставление кредитов и выводить средства из страны. Возрастало давление на валютный курс. В этих условиях способность правительств стран с режимом «валютного якоря» поддерживать конвертируемость национальной денежной единицы была ограничена золотовалютными резервами и возможностями заимствовать средства за границей -- и те и другие резко уменьшаются при ухудшении валютно-финансового положения страны. Центральные банки приступили к интервенции в поддержку курса национальной валюты, а также предприняли меры для того, чтобы сбить нарастающую спекулятивную игру на понижение курса национальной валюты. Усилившиеся спекуляции заставили их отменить действовавший валютный режим.

Вопрос о том, способен ли центральный банк и достаточны ли предпринимаемые им меры по удержанию валютного курса от девальвации, был ключевым в развитии кризисной ситуации для каждой из стран. Это был прежде всего вопрос доверия к экономической, финансовой и денежно-кредитной политике правительства и центрального банка. Когда это доверие иссякло, спекулятивное давление на валютный курс переросло в валютную панику среди населения, оно начало снимать деньги со своих счетов в банках и переводить их в валюту. А массовое изъятие вкладов населения из банков и перевод сбережений в валюту -- это путь к серьезным потрясениям банковской системы, системы государственных финансов, поскольку привлеченные банками средства населения вложены в основном в государственные ценные бумаги, а также путь к неизбежной девальвации национальной валюты. Поскольку правительствам стран Юго-Восточной Азии путем интервенций и повышения валютных ставок не удалось защитить паритет своих национальных валют, произошло их обесценивание. Фондовые рынки также были обрушены.

В июне--августе 1997 г. из-за оттока краткосрочного капитала произошла резкая девальвация валют стран Юго-Восточной Азии: таиландский бат подешевел к сентябрю почти на 30%, валюты Индонезии, Малайзии, Филиппин -- на 15--20%. Продолжение последовало в конце октября, когда за один день из-за оттока краткосрочного капитала курс акций в Гонконге снизился на 13% (с начала августа снижение составило более 40%). За Гонконгом последовали все крупные и мелкие мировые биржи, включая российские. Упали на 5--10% устоявшие в ходе летнего кризиса валюты Южной Кореи, Сингапура, Тайваня. Впоследствии фондовые индексы несколько выправились, однако напряженность и неустойчивость на мировых рынках сохранялись, так как даже в ведущих развитых странах осталось ощущение потери контроля над ситуацией.

Во-первых, пришлось в очередной раз убедиться, что возможности международного перелива капитала многократно превосходят возможности методов регулирования национальных правительств и центральных банков. Ежедневный объем валютных сделок превышал 1 трлн долл., что в 50 раз больше объема всей международной торговли, и составлял 80% всех международных валютных резервов. При этом выяснилось, что нет четкого понимания того, как правительства, международные финансовые институты и национальные центральные банки должны реагировать на подобные события. В данном случае правительства, МВФ и центральные банки не смогли бы остановить обвал, если бы рынки сами по себе не прекратили падение.

Во-вторых, хотя события на фондовых рынках Нью-Йорка и Лондона в прошлом столетии не раз становились причиной нестабильности в странах Юго-Восточной Азии, в октябре 1997 г. впервые причины и следствия поменялись местами. Стремительно растущие экономики Китая, Южной Кореи и стран Юго-Восточной Азии, на которые уже приходится 20% мирового экспорта -- больше чем на США и Японию вместе взятые, превратились в новый центр силы в мировом хозяйстве, от которого западные страны зависят, но который не контролируют.

В-третьих, очень сильно возросло могущество крупных валютных спекулянтов. Управляя фондами в десятки миллиардов долларов, они составляют теперь серьезную конкуренцию центральным банкам и международным финансовым институтам.

В частности, в подрыве валют стран Юго-Восточной Азии был виноват Дж. Сорос, который провел многомасштабные операции на валютных рынках. Крупным частным спекулянтам, если они того пожелают, в принципе теперь не составляет труда подорвать валюты и фондовые рынки не только небольших, но и средних стран.

Кроме того, во время мексиканского кризиса в декабре 1994 г. стало ясно, что правильная политика не гарантирует от «атаки на валюту». Мексиканская политика не была во всем успешной. Уже с середины 1994 г. объем тезобонос -- казначейских обязательств, номинированных в валюте, превысил объем валютных резервов, что в конце концов и подорвало стабильность песо. В то же время основополагающие экономические показатели были вполне приличными, но и это не спасло мексиканскую валюту от краха.

В странах Юго-Восточной Азии, за исключением Таиланда, основополагающие экономические и финансовые показатели были еще лучше: высокие темпы роста, прежде всего, за счет экспортных отраслей экономики, высокая инвестиционная деятельность, низкая инфляция, актив или небольшие дефициты госбюджета, относительно низкий внешний долг и платежи по обслуживанию долга. Дефицит по балансу текущих операций, хотя и был значительным, покрывался притоком капитала, причем главным образом долгосрочного, а не краткосрочного. Валютные резервы казались достаточно высокими, чтобы противостоять возможному оттоку краткосрочных капиталов. Однако эти государства оказались в эпицентре кризисных событий. Падение курсов акций в октябре 1997 г. в Гонконге произошло без всяких осязаемых причин: инвесторы соглашались, что гонконгский доллар надежно обеспечен собственными валютными резервами и еще более впечатляющими резервами Китая, но все же переводили свои вложения в другие валюты.

По оценке специалистов, страны Юго-Восточной Азии стали «жертвами своего собственного успеха».

Во-первых, прежде всего успеха в развитии своего экспорта. Развитие экономики этих стран оказалось в зависимости от развития экспортных отраслей.

В то же время недостаточное внимание уделялось производству для внутреннего рынка, расширению внутреннего спроса. Так, среднегодовые темпы роста экспорта Малайзии, Таиланда, Филиппин и Индонезии за период с 1986 г. по 1996 г. составляли 12,4% при среднегодовом росте ВВП за тот же период 9,6%. финансовый кризис инфляция экономика

Во-вторых, они стали жертвами успеха в области укрепления национальных валют. Курсы национальных валют этих стран были привязаны к доллару. Рост же курса доллара ослаблял конкурентоспособность экспорта из этих стран. Соответственно возрастали трудности в расширении экспорта стран Юго-Восточной Азии. Немаловажным фактором, ослаблявшим позиции экспортеров государств Юго-Восточной Азии на мировом рынка, стала мощная экспортная экспансия Китая, который получил заметные конкурентные преимущества на мировом рынке благодаря проведенной в 1994 г. девальвации юаня.

В-третьих, страны Юго-Восточной Азии добились значительного успеха в области либерализации и дерегулирования национального финансового рынка. Смягчение валютных ограничений способствовало росту долларизации экономики этих стран, и в первую очередь банковского сектора. Банки получили возможность осуществлять заимствования на мировом рынке под низкий процент и кредитовать внутреннюю экономику под более высокий процент. Если кредитование осуществлялось в национальной валюте, то банки несли валютный риск. При валютном кредитовании банки несли кредитный риск, риск неплатежеспособности заемщика. Рост портфеля обязательств коммерческих банков в валюте лишал центральные банки возможности выступать регулятором последней инстанции, т. е. рефинансировать обязательства коммерческих банков и поддерживать их ликвидность.

Дерегулирование финансового сектора в условиях отсутствия надлежащего надзора и контроля за деятельностью банков и других кредитно-финансовых институтов привело к увеличению числа мошеннических операций, расширило возможности для банков принимать на себя чрезмерные риски, не подкрепленные финансовыми ресурсами, что в конечном счете неизбежно вело к банкротству. Росту масштабов рисков в кредитно-финансовом секторе способствовали широкое сращивание финансового и промышленного капитала, система взаимного участия и переплетения капитала, «непрозрачность» операций на финансовом рынке. Банки действовали скорее в качестве инструмента стимулирования промышленности, чем как финансовые посредники, призванные обеспечивать перераспределение финансовых ресурсов в пользу наиболее эффективно использующих их клиентов. Банки и промышленные группы были очень тесно связаны между собой. Банковское регулирование и надзор были недостаточны, отсутствовал надлежащий внутренний контроль в самих банках. Кредитные риски недооценивались, а во многих случаях какие-либо технико-экономические обоснования выдачи кредитов вообще отсутствовали. Широко распространилась практика выдачи кредитов с необоснованно высокими кредитными рисками. В результате государственные органы денежно-кредитного и валютного регулирования утратили контроль над ситуацией на финансовых рынках, что и привело в итоге к острым кризисным потрясениям. О серьезных структурных проблемах экономики в этих государствах, обострившихся в середине 1997 г., свидетельствовало падение курсов акций в этих государствах и снижение уровня капитализации их рынков, начавшееся еще в 1996 г. Так, за период с октября 1996 по октябрь 1997 г. уровень капитализации рынка акций Индонезии снизился на 35%, Малайзии -- на 53%, Таиланда -- на 70%, Южной Кореи -- на 40%, Филиппин -- на 53%.

Следовательно, одной из основных причин азиатского кризиса стало нарушение оптимального баланса между степенью внутренней либерализации экономик, с одной стороны, и степенью их открытости для краткосрочных иностранных инвестиций -- с другой. Контроль за допуском в экономику иностранного спекулятивного капитала ослаблялся быстрее, чем позволяли объективные внутренние условия. И в конце концов риски, связанные с нестабильностью краткосрочных инвестиций, стали перевешивать преимущества, которые дает привлечение иностранных кредитов и портфельных инвестиций.

Несмотря на то, что кризис на фондовых рынках стран Юго-Восточной Азии вызвал падение курсов акций на фондовом рынке США и других западных стран и свидетельствовал о возросшей степени взаимозависимости фондовых рынков, в основе падения курсов акций на развивающихся рынках и на развитых лежали разные причины.

На развитых рынках основной причиной падения курсов акций была «перегретость» фондового рынка, относительная завышенность курсов акции, чему в немалой степени способствовал ряд обстоятельств, которые характеризовали развитие фондовых рынков этих государств в 1997 г.

Прежде всего, это относительно благоприятная экономическая конъюнктура в Соединенных Штатах, где сочетались сравнительно низкая инфляция со стабильными на протяжении года темпами роста экономики и достаточно высокой занятостью. Ожидание роста прибылей корпоративного сектора американской экономики подогревало спекулятивные интересы к акциям американских компаний, особенно информационных технологий, и обусловливало рост их курсов. О «перегреве» американского рынка акций неоднократно предупреждал на протяжении года председатель Федеральной резервной системы (ФРС) США А. Гринспен.

Замедление роста дефицитов государственного бюджета в США и Западной Европе, снижение доходности по государственным облигациям способствовали переливу средств на рынок корпоративных ценных бумаг и поддержанию особенно высокого спроса на акции. Ожидалось, что подобная ситуация будет носить долговременный характер, так как в США, например, дефицит федерального бюджета в 1998 г. составил всего 0,5% ВВП, а к 2000--2002 гг. прогнозируется его профицит. В Западной Европе в соответствии с Маастрихстским соглашением дефицит государственного бюджета не должен был превышать 3% ВВП, а в 1997 г. он в среднем для всех стран реально составил 2% ВВП. Это создало условия для поддержания высокого спроса на корпоративные ценные бумаги в долгосрочной перспективе.

Кризис на фондовых рынках стран Юго-Восточной Азии вызвал корректировку курсов акций на западных рынках. Многие частные инвесторы, напуганные значительным падением курсов акций в странах Юго-Восточной Азии, и прежде всего обвалом на Гонконгской бирже, поспешили быстро получить прибыль. Масштабные продажи акций в Нью-Йорке вызвали резкое падение их курсов 27 октября 1997 г. Продавались акции не только американских компаний, но и иностранных -- западноевропейских, латиноамериканских, восточноевропейских, а также российских, котируемых в США. В результате вслед за падением котировок на Нью-Йоркской бирже пошли вниз котировки на биржах других стран, в том числе и в России. Однако в отличие от фондовых рынков развитых государств, которые смогли оправиться от нестабильности к началу 1998 г., фондовые рынки других государств продолжали оставаться в депрессивном состоянии.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности экономического развития стран Юго-Восточной Азии. Причины и влияние финансового кризиса в Таиланде, Индонезии, Китае и ряде других азиатских стран на мировую экономику. Предоставление стабилизационной помощи МВФ на условиях проведения реформ.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2011

    Обзор динамики стран Азии до 1998 года. Обзор финансовых аспектов их развития и проблем роста. Анализ Азиатского кризиса 1998-1999 годов, его истоков и влияния на мировую экономику. Роль Азиатского кризиса в сегодняшней нестабильности Азиатского региона.

    дипломная работа , добавлен 08.02.2017

    дипломная работа , добавлен 13.10.2014

    Общая характеристика новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Свободные экономические зоны ЮВА. Причины финансового кризиса 1997-1998гг. и методы борьбы с ним. Рассмотрение особенностей экономического роста в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2012

    Цели Научно-Технического потенциала в современной экономике. Основные направления развития экономики стран восточной Азии. Развитие трехсторонней интеграции в Северо-Восточной Азии. Работа по созданию зон свободной торговли между Китаем и странами АСЕАН.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2015

    Интеграционные процессы в мировой экономике. Последствия Азиатского финансового кризиса. Особенности создания Таможенного Союза. Современное положение Ассоциации стран Юго-Восточной Азии. Проблемы и возможность создания Экономического Сообщества.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2013

    Финансовый кризис 1998 года в России - дефолт; основные причины дефолта, экономические и политические проблемы и последствия. Зарождение мирового кризиса в США: экономико-организационные меры; совместные действия финансовых и политических властей.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Сущность и понятие финансовой безопасности. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны. Анализ показателей финансовой безопасности стран Центральной и Восточной Азии. Оценка и направления повышения эффективности финансового рынка.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2011

    Увеличение эмиссионного стимулирования потребительского спроса в США как основная причина мирового финансового кризиса. Аспекты заинтересованности США в неконтролируемой эмиссии. Причины, механизмы и последствия развития кризиса для мировой экономики.

    реферат , добавлен 16.02.2011

    Понятие финансового кризиса, фондового рынка, ипотеки и дестабилизации экономики. Анализ финансово-экономического кризиса в США и России, его причины и возможные последствия для экономики стран и мира в целом. Основные каналы и механизмы влияния кризиса.

18.08.2015 23:11

17 августа 1998 года из-за тяжёлой экономической ситуации, созданной в РФ после распада СССР и прихода к власти либералов, российские власти объявили технический дефолт. Тогда в течение всего нескольких месяцев курс рубля к доллару обвалился в три раза, из-за чего рублёвые накопления соотечественников обесценились, а инфляция взлетела до небывалых высот.

Дефолт 1998 года был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России. В значительной степени он стал итогом следования указаниям МВФ, которые не отвечали интересам России.

За несколько дней до обвала валюты перед страной выступил всенародно избранный президент Ельцин и поручился за то, что дефолта не будет. В результате те, кто поверил чиновникам, оказались в проигрыше.

Россияне до сих пор с ужасом вспоминают это страшное время, называя его «чёрным августом».

Что предшествовало дефолту 1998 года

В обществе воспоминания о 1998 годе тусклы и невнятны. Постарался либеральный агитпроп, который старательно стирает это грязное пятнышко с «ослепительно белого» кителя российского либерализма.

Если внимательно просмотреть публикации того времени в СМИ, то можно обратить внимание на следующее.

Часть «источников информации» посмеивалась над «страхами сограждан» перед ужасным дефолтом, часть говорила о существующих проблемах в российской экономике и банковской сфере. Но, большинство из них как-то вяло или совсем не упоминало причины дефолта . Говорили в основном о внешних долгах, снижении цены на нефть и прочем. А ведь основные причины этого события совсем другие.

Главная причина дефолта - человеческий фактор . Расстановка ключевых фигур во власти и политике государства, не обладающих необходимыми для запуска процесса безболезненного преображения экономики страны знаниями и навыками. И чаще всего назначения происходили просто по указке западных советников.

Команда либеральных «младореформаторов», подготовленных не без участия КГБ (об этом читайте статью об Андропове () , что впоследствии пришла к власти в 90-х годах при содействии западных советников, которые работали с ней совместно в Кремле, приняла ряд противоправных решений, которые и привели в 1998 году страну к техническому дефолту. Младореформаторы совершили тягчайшее преступление против своего народа. Они цинично проигнорировали результаты референдума, состоявшегося 17 марта 1991 года, на котором народ сказал своё твёрдое «Да» Советскому Союзу. Они ограбили свой народ, забрав у него всё заработанное кровью и потом со сберкнижек. Они уничтожили фабрики и заводы, колхозы и совхозы. И, как позже сами признались, сделали это сознательно, дабы не допустить возврата народной власти. Они нанесли нашей стране материальный ущерб, превышающий тот, что был причинён СССР в годы Великой Отечественной войны, не говоря уже о колоссальном моральном ущербе, не поддающемся никакому учёту. Свои преступления младореформаторы совершили, злоупотребляя доверием народа.

Однако следует пояснить следующее. То, что политэкономия марксизма метрологически несостоятельна, было понятно уже в 1952 году, когда вышел труд И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», поэтому опираться на неё младореформаторы, получившие советское экономическое образование, не могли, видя как разваливается Союз, а единственной альтернативой была только западная «экономикс», притом продвигаемая через ЦРУ на известном семинаре под крышей венского Международного института прикладного системного анализа. Там развернулась захватывающая борьба советских и западных спецслужб за души и мозги двух десятков советских молодых специалистов, которых Юрий Андропов готовил на роль спасителей и преобразователей советской экономики (причём следует обратить внимание, что подготовка этих специалистов началась ещё в конце 1970-ых, до занятия Андроповым должности Генсека ЦК КПСС - примечание ИАЦ). Отбор был жесточайший, более половины группы отсеялось: некоторые из-за недостатка способностей, кто-то по этическим причинам, так как почувствовали, что ими манипулируют, но те, кто остался, действительно, вошли в историю России в таком лицеприятном свете.

Хотя конечно нравственная готовность дать умереть миллионам людей - характеризует их не с лучшей стороны:

Да, миллионов тридцать погибнет. Но эти люди сами виноваты: они не сумели вписаться в наши реформы. Ничего, русские бабы еще нарожают! (слова приписываются Анатолию Чубайсу, ответившему так на возмущение дальневосточного губернатора Владимира Полеванова, которого перевели в Госкомимущество, возглавлявшееся тогда Чубайсом).

Могли ли они, обладая такими нравами и образованием, сделать что-то иное? Ведь действительной альтернативной экономической науки у них не было: либо марксизм, либо «экономикс». Это сейчас есть проработанная теория справедливого устройства экономики, и потому можно и нужно критиковать нынешних горе-экономистов за неспособность решить проблемы, изучив её. А у «младореформаторов» фактически не было выбора, если говорить об образовании, однако, безусловно был нравственный выбор.

Как проходил захват власти?

Ключевую роль в финансовой системе страны играет Центральный Банк, поэтому команда либералов продвигала на должность председателя своего человека.

Началось всё в конце 1995 года, когда третья попытка исполняющей обязанности председателя ЦБ Парамоновой «пробиться» через голосование в «правой» Госдуме закончилась безрезультатно, и в качестве кандидата был представлен либерал Дубинин, который и был утверждён на должность на первом голосовании. Почему вместо крепкого профессионала Парамоновой был выбран не очень грамотный финансист и никакой управленец Дубинин - вопрос отдельный, ответ на который может дать только команда либералов Чубайса, Немцова, Гайдара и прочих, правящая в те годы.

Стоит напомнить, что менее чем за год до этого события по категорическому требованию «западных» советников был уволен со своего поста председатель Госкомимущества В.Полеванов - единственный человек на этой должности, который не входил в «команду» Чубайса.

И как только Дубинин был назначен, к нему зачастили иностранные советники, в т. ч. представляющие иностранные банки. Суть их предложений сводилась к монетаристской догме о том, что страну «поднимут» иностранные инвестиции, но для того, чтобы их гарантировать, нужна низкая инфляция (сколько раз повторял эту чушь Гайдар, даже сложно описать). А в то время она была достаточно высокой, и опустить её не удавалось, несмотря на супержёсткую денежную политику поклонников Гайдара. Отметим, что причина этого была в том, что монетаристская команда ничего не понимала в денежном обращении и просто не удосуживалась разобраться в том, что при низком уровне кредита сокращение денежной массы инфляцию увеличивает, а не уменьшает.

Что говорят шаманы Карелии о действиях Центробанка? ()

Раз не получается снизить инфляцию, говорили добрые западные советники, нужно ввести так называемый валютный коридор, т. е. зафиксировать границы колебаний курса доллара к рублю, что позволит инвесторам планировать свои прибыли в привычной для них валюте. Теоретически этот вариант иногда даёт результат, но при трёх условиях.

Во-первых , желательно, чтобы этот «коридор» не слишком отставал от инфляции (чтобы те, кто выводит свои капиталы из страны, не получали существенного преимущества). Во-вторых , чтобы на момент ввода коридора национальная валюта была бы, условно говоря, на нижнем уровне своего рыночного баланса.

И, в-третьих , чтобы в стране не было «внеэкономического» (т.е. не встроенного в основные экономические процессы) источника высокой прибыли.

Рассмотрим, какие решения Правительства РФ привели к дефолту страны

Все вышеназванные условия в начале 1996 года были нарушены. Коридор ввели на максимальном курсе рубля, коридором пытались притормозить инфляцию, которая, росла по совершенно независимым от курсовой политики причинам, и, наконец, источник прибыли был, а именно ГКО, бюджетные облигации.

Пирамида ГКО

После распада Советского Союза Правительство РФ столкнулось с острой нехваткой денег. Чего только стоили одни внешние долги СССР в размере 96,6 млрд долларов, выплаты по которым легли на плечи России как правопреемника страны Советов.

Ситуацию с финансовыми трудностями усугубляла политическая борьба, происходящая между назначенным Борисом Ельциным правительством, придерживающимся либеральных ценностей, и Госдумой, которая на тот момент во многом контролировалась Коммунистической партией.

Дисбаланс в отношениях ГД и кабинета министров плавно отразился в росте госдолга РФ. Дело в том, что парламентарии принимали несбалансированные бюджеты, тем самым увеличивая расходную часть госказны, а правительство искало способы закрыть бюджетные дыры, наращивая госдолг путём выпуска государственных казначейских обязательств (ГКО). Процесс массового выпуска ГКО начался после переизбрания Ельцина президентом. Если в 1995 году объём выпуска ГКО оценивался в 160 млрд долларов, то в 1997 году показатель вырос до 502 млрд рублей. Покупателям государственных казначейских обязательств (ГКО) предлагались высокие процентные ставки, поэтому спрос на ГКО был внушительным. Проще говоря, за каждый одолженный рубль через год государство возвращало 5-7 рублей из бюджетных денег. Неудивительно, что впоследствии эта система фактически превратилась в пирамиду - старые обязательства РФ могла покрыть только за счёт новых выпусков.

Вскоре почти все денежные государственные доходы уходили на обслуживание пирамиды ГКО. Либеральные идеологи объясняли, что такая монетарная политика - это единственный путь построения рыночной экономики в России. Либеральные экономисты по всем СМИ доказывали, что инфляция - это самый страшный яд для экономики. А происходит зловредная инфляция оттого, что в стране развелось слишком много денег, и вот через ГКО излишек денежной массы откачивается из экономики. Как только инфляция будет побеждена, страну неизбежно постигнет процветание, придет долгожданное Экономическое Чудо.

Первый вице-премьер РФ Борис Ефимович Немцов и Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин. 1998 год. Фото: РИА Новости

Центральным Банком РФ был введён «валютный коридор» - ЦБ обязался поддерживать курс рубля в заданных пределах, - что позволяло гарантировать доходность ГКО в долларовом эквиваленте и соответственно увеличить привлекательность ГКО для «инвесторов». Со временем нерезидентам (иностранцам) также разрешили вкладываться в ГКО и позволили легально вывозить из страны полученную прибыль. Обложили прибыль от ГКО небольшим 15% налогом. Однако к началу 1998 года стало ясно, что выплаты по ГКО вдвое превышают все денежные государственные доходы, и с арифметической точностью осенью 1998 года просчитывался финансовый крах.

Совсем скоро экономисты забили тревогу, подсчитав, что выплаты по ГКО в два раза выше всех доходов государства. Стало очевидно, что пузырь скоро лопнет. На момент дефолта резервы ЦБ РФ составляли всего 24 млрд долларов, в то время как обязательства России на рынке ГКО/ОФЗ и фондовом рынке превышали 36 млрд долларов, свидетельствуют данные Банка России.

Для специалистов было очевидно, что дефолт произойдёт, по крайней мере, с 1996 года, со времени подготовки к выборам Ельцина. Дело в том, что правительство и Ельцин должны были дать много разных обещаний, часть из которых приходилось исполнять, а на это требовались деньги, и деньги эти добывались варварским способом. Так называемые ГКО продавались очень широко. В какой-то момент правительство платило по ГКО больше трёхсот процентов годовых, а это при условии, что из популистских соображений оно не хотело, чтобы доллар слишком быстро рос, а рубль слишком быстро проваливался,

Вспоминает финансовый обмудсмен Павел Медведев , который в 90-е годы работал в Центробанке России.

Ещё почему-то почти все забывают, что для России первой половины и середины 90-х был характерен недостаток финансирования. Это выразилось в массовом распространении таких явлений, как бартер и неплатежи . Зачем пускать деньги в производство, если можно «зарабатывать» 100% годовых на ГКО? Таким образом, система краткосрочных «государственных обязательств» приняла непосредственное участие в разрушении экономики страны.

Девальвации не будет…

Весна 1998 года - сформирован новый состав Правительства во главе с С.Кириенко.Что предлагалось сделать?

Сергей Кириенко, 1998 год. Фото: РИА Новости

Весной 1998 года Ельцин неожиданно для общественности отправляет в отставку премьер-министра Черномырдина, и формирует правительство «молодых реформаторов» во главе с тогда безызвестным бывшим первым секретарем обкома комсомола С.Кириенко.

Заместителями Председателя Правительства были назначены Б.Е. Немцов, В.Б. Христенко и О.Н. Сысуев. В состав правительства вошли Е.М. Примаков (министр иностранных дел), И.Д. Сергеев (министр обороны), С.В. Степашин (министр внутренних дел), М.М. Задорнов (министр финансов). Из 26 назначенных членов Правительства 15 входили в состав кабинета В.С.Черномырдина. 29 мая 1998 на новую должность Министра РФ - руководителя Госналогслужбы РФ был назначен Б.Г. Фёдоров (с 17 августа заместитель председателя правительства). Таким образом, новое правительство стало более либеральным, чем прежнее.

Согласившись на либеральное правительство, Дума была унижена. Тем более, что Президент не скрывал, что купил депутатов. Выступая по телевидению, Ельцин заявил, что дал указание управляющему делами президента П.П. Бородину «решить после голосования проблемы депутатов». Единственной уступкой оппозиционным фракциям Думы стало назначение министром промышленности и торговли в июле 1998 члена ЦК КПРФ Ю.Д. Маслюкова. По этому поводу последовала переписка нового министра с ЦК компартии, в ходе которой Маслюков сообщил об обязательствах, которые дал председатель Правительства в обмен на согласие стать министром.

Новое правительство, этакий «либеральный агитпроп» извергает потоки слов об «ускорении и углублении» реформ, но в действительности Кириенко имеет одну задачу - спасение пирамиды ГКО. Правительство либеральной мечты выдвигает радикальную экономическую программу: сокращение государственных расходов и удвоение налогов.

Например, правительством предлагалось, что научные институты перейдут на самофинансирование за счёт продажи своего имущества (недвижимости). Авиапромышленность в России предлагалось упразднить совершенно как неперспективную. Ну и прочие прогрессивные мероприятия в «либеральном» духе, это понятно. Однако, как ни странно, отечественные «либералы» с восторгом восприняли и правительственную программу удвоения налогов как безусловно либеральную.

В то время в СМИ либеральная общественность третирует презренную «красно-коричневую» Думу, которая летом 1998 года отказывается вотировать внесенные правительством законы об ужесточение налогообложения. Ельцин грозит разогнать строптивую Думу, вставшую на пути Прогресса и Демократии. Либеральная общественность призывает Гаранта Демократии не церемониться с «красно-коричневыми» недобитками и обещает свою полную поддержку, лишь бы протащить новые налоговые законы. Однако без Думы МВФ отказывается выделять РФ кредиты. Поэтому Дума не боится разгона и спасает российское буржуинство от налогового бешенства либералов. Пирамида ГКО и государственные финансы обречены. Однако они уже не заботят правящую клику «либералов».

За неделю до понедельника 17 августа 1998 года «молодые реформаторы» получают от МВФ $4,8 млрд. стабилизационного кредита. Эти средства они используют для конвертации выведенных с рынка ГКО своих и «Семьи» капиталов в твёрдую валюту (излишне напоминать, что весь ельциновский либеральный бомонд обогащался на пирамиде ГКО). Накануне краха в пятницу Ельцин публично заявляет - его выступление транслируют по всем телеканалам, - что девальвации не будет. (Как потом рассказывал сам Ельцин, его в этом заверил Кириенко. В действительности его просто не информировали о готовящейся акции, и для сохранения тайны прямо вводили в заблуждение.

Кириенко в сопровождении Гайдара и Чубайса встречается с представителем МВФ, стороны обсуждают объявление Россией дефолта (отказа платить по обязательствам). Гайдар и Чубайс, которые для приличия формально числятся при правительстве экспертами, диктуют премьер-министру РФ С.В.Кириенко заявление о дефолте, которое он оглашает 17 августа. Государство отказывается погашать ГКО, банкам временно дозволяют отказываться от исполнения обязательств перед клиентами, ЦБ отменяет «валютный коридор» и политику поддержки курса рубля.

Почему же не остановили пирамиду ГКО, почему не опустили ставки?

Есть мнение, что так много высокопоставленных чиновников «заигрались» в игры с ГКО, что что-то менять им категорически не хотелось. А отдельные сопротивляющиеся быстро ликвидировались.

К последним относилось и Экономическое управление президента РФ, которое к осени 1997 года написало доклад на имя президента, в котором объяснялось, что продолжение политики правительства в рамках связки «валютный коридор - ГКО» неминуемо вызовет в конце лета - начале осени 1998 года дефолт.

В результате Экономическое управление было разогнано весной - в начале лета 1998 года, а в августе случился дефолт. Причём в весьма странной форме: государство отказалось выплатить деньги по рублевым облигациям и объявило сразу два дефолта - банковский и суверенный (отказавшись погасить находящиеся на руках владельцев ГКО). Зачем это было сделано, совершенно непонятно: напечатать рубли всё равно пришлось, резкая девальвация национальной валюты была неизбежна. Специалисты говорят, что сделано это было для того, чтобы можно было «в ручном режиме» поддержать «свой» бизнес и максимально ослабить «чужой» - наши либерал-реформаторы всегда понимали «свободу рынка» весьма и весьма специфическим образом.

Последствия дефолта

Объявление дефолта подогревалось и негативным внешним фоном: мировые цены на сырьевые товары значительно снизились, вместе с тем, в Юго-Восточной Азии разразился серьёзный финансовый кризис. В итоге 17 августа 1998 г. поступило уведомление о Техническом дефолте по государственным облигациям РФ, при этом политика сдерживания курса рубля в узком коридоре была отменена, а на смену ей были утверждены принципы плавающего валютного курса. Курс рубля к доллару за полгода подскочил на 367% с 6р. до 22р.

Что происходило в стране после объявления дефолта?

После того как дефолт 1998 года был официально объявлен, банки моментально перестали выдавать вклады. Ситуация объяснялась тем, что обязательства финансовых институтов выражались в долларах, а активы - в рублях. Если начать выдачу вкладов при наличии девальвации, сформируются дыры в балансе, которые могут поставить под удар всю банковскую систему государства.

Международная организация Visa Int. заблокировала приём карт крупнейшего банка страны «Империал». Всем остальным финансовым институтам было рекомендовано воздержаться от выдачи наличных средств по картам.

Высокий курс доллара в 1998 году стал основой для запрета на установление разницы между покупкой и продажей валюты более 15%. Происходил естественный отбор финансовых заведений, оставались только сильнейшие. Был дан отказ от введения временных администраций. Кредитование финансовых администраций происходило на условиях передачи ими в распоряжение правительства пакетов акций. Далее был указ о снятии полномочий с кабинета министров и об отстранении от дел главы государства.

Финансовые потери

Настоящим испытанием запомнился многим жителям страны 1998 год. Дефолт в России стал причиной потери только в августе 96 миллиардов долларов. Потери корпоративного сектора составили не менее 19 миллиардов долларов. Коммерческие финансовые институты понесли убытки в размере 45 миллиардов долларов. Многие эксперты финансового мира склонны полагать, что данные цифры являются весьма заниженными. ВВП сократился до 150 миллиардов долларов. Статус самого большого мирового должника был навешан на Россию именно в августе 1998. Рубль практически обесценился, а размер внешнего долга при этом составил не менее 220 миллиардов долларов. Это сумма соответствовала 147 % ВВП. Внешний долг - это не единственное, что принёс 1998 год.

Дефолт в России стал причиной внутреннего долга. Общие обязательства государства перед гражданами страны составили 300 миллиардов долларов, что соответствовало 200% ВВП. На западе сконцентрировалось порядка 1,2 триллиона долларов, но уже по неофициальным данным из Америки. Большой плюс, который получила страна после «чёрного четверга» - это полный отказ от экономики по сырьевой модели и активное развитие практически всех сегментов деятельности, на месте которых до момента кризиса находился импорт.

Иностранные инвесторы вступили в переговоры с российским правительством, однако выплаты по ГКО составили мизерную сумму, составляющую около 1% от суммы долга. Основные потери понёс CSFB, контролировавший до 40% рынка. Девальвация валюты привела к значительному снижению положения импорта и усилению позиций экспорта. Российские предприятия, несущие затраты в рублях и экспортирующие товар, стали конкурентоспособными. Укрепление реального курса рубля происходило в течение 7 лет до 2005 года, когда курс достиг показателей 1996-1997 годов.

Уникальность и особенность кризиса 1998 года

Государство в 1998 году имело такие возможности для выхода из кризиса:

    напечатать деньги и выплатить ГКО, запустив механизм инфляции,объявить дефолт по внешнему долгу,радикально снизить ставки по кредитам, тем самым сделав деньги «дешёвыми» для потребителей, что конечно могло вызвать инфляцию, однако, если бы эти «дешёвые» деньги пошли в реальный сектор и их расходование жёстко контролировалось, то тогда нехватка в нём денег сократилась бы,объявить дефолт по внутреннему долгу. Был выбран этот вариант.

Предполагаемые причины следующие: опыт гиперинфляции начала 90-х годов был достаточно свеж, запуск новой инфляционной спирали не считался допустимым. Невыплаты по внешнему долгу также считались неприемлемыми для молодого Российского государства.

Дефолт 1998 года был неожиданным для западных инвесторов, руководствовавшихся принципом «Россия - большая, ей не дадут упасть».

Однако история знает дефолты в куда более благополучных странах, например во Франции.

Непосредственно перед кризисом, 13 июля, Международный Валютный Фонд выделил России неотложный кредит на 22 млрд. долларов США. Однако сборы в бюджет не покрывали даже процентных платежей по государственному долгу, конечно, ведьпроценты были просто чудовищными.

Особенностью кризиса являлось то, что в истории мира еще не было случаев, когда государство объявляет дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте. В случае с Россией был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140% годовых (обратите внимание - как раз ниже кредитных ставок в 150% на 10% «маржи» Банка России). Обычной практикой в других странах являлось то, что государство начинало печатать деньги и путём обесценивания национальной валюты производило погашение долга. Инвесторы, вложившие средства в рынок ГКО, ожидали именно такого сценария событий.

В связи с тем, что в течение двух месяцев курс рубля втрое обвалился по отношению к доллару, внутренние товары обесценились и стали относительно дешевле импортных.

Всей стране пришлось затянуть пояса, и количество импорта на отечественных прилавках резко сократилось. У населения возникла потребность во внутренних товарах, поскольку своё можно было продать, а иностранного, конкурирующего, почти не было.

Из-за бедлама начала 1990-х огромное количество промышленных мощностей не было занято, после дефолта появилась возможность у стоявшего без дела станка сделать что-нибудь такое, что можно продать, люди воспользовались этим - и стали делать. Правительство возглавил Примаков , это была очень удачная фигура для того периода - спокойный, уравновешенный, не паникующий человек (по причине «посвящённости» в нечто - примечание ИАЦ при цитировании). Он позволял себе не вмешиваться там, где без него шло дело. Когда правительство не мешает там, где оно должно стоять в стороне, это замечательно. Примаков был таким премьером, который терпеливо мог не мешать,

Рассказывает финансовый обмудсмен Медведев () .

Можно ли было предсказать дефолт 1998 года в России

Если анализировать фондовый рынок незадолго до дефолта, можно сделать вывод, что надвигающийся финансовый шторм был весьма предсказуем. Так, ставки по облигациям с каждым днем всё увеличивались, цены на рынке падали ещё с октября 1997 (т.е. за полгода до того, как был объявлен отказ платить по обязательствам), а курс рубля к доллару повышался ещё с июля 1992.

Просматривая динамику Индекса РТС (инструмента, который отражает общее движение цен российских акций), забеспокоиться нужно было еще в точке (1), когда волна падения стала больше предыдущей волны роста. После пробоя вниз цена стала двигаться согласно классическому определению падающего тренда. Дефолт 1998 года в России был объявлен в день, когда цены уже практически достигли «дна», а сразу после это началось восстановление.

Динамика рубля также длительное время демонстрировала четко выраженную тенденцию к росту, причем данный тренд тянулся еще с 1992, когда за доллар предлагали 21 копейку.

Повышательный тренд продолжался вплоть до дефолта, причём в день его объявления цена подскочила только на 11,8%, подтвердив силу долгосрочного восходящего движения, продолжавшегося уже не один год подряд. Также полезно посмотреть курс доллара к рублю за весь период с 1792 по 2015 года - () .

Но главной причиной недостатка финансов в экономике были непомерные ставки по кредитам. Если в основе существования экономики лежит механизм кредитования под процент, то в такой экономике:

    математически неизбежна непрерывная инфляция тем бόльшая, чем выше ставка ссудного процента;скорость роста цен на товары конечного потребления всегда будет выше скорости роста доходов населения , которое занято в сфере производства, т.е. никакие «индексации» в принципе не могут скомпенсировать этот системный порок.

График построен на основе таблицы месячной и годовой инфляции России с 1991 года по настоящее время, выраженной в % относительно предыдущего периода. По горизонтали - месяцы, по вертикали - для ставки - значение, для инфляции - проценты. Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики Статья: ()

Вся российская экономика ориентирована на ставки по кредитам, и рынки «ценных бумаг» тоже ориентировались на них. Прослеживается чёткая зависимость, о которой мы говорили уже не раз. Как раз за 4 месяца до пика инфляции ставки по кредитам достигли 150 процентов, что делало нормальную работу экономики просто невозможным. Хотим обратить внимание и на то, что когда был объявлен дефолт по ГКО, доходность по ним непосредственно перед кризисом достигала 140% годовых, что как раз ниже кредитных ставок в 150% на 10% «маржи» Банка России.

Как расследовались причины дефолта 1998 года

В конце 1998 года в Совете Федерации была создана специальная временная комиссия «по расследованию причин, обстоятельств и последствий принятия решений Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 года о реструктуризации государственных краткосрочных обязательств, девальвации обменного курса рубля, введения моратория на осуществление валютных операций капитального характера».

В мае 1999 года был выпущен целый аналитический вестник «Причины и последствия финансового кризиса в России конца 90-х годов». Он и сейчас лежит в интернете на официальном сайте Совета Федерации.

Основной интерес в нём вызывает непосредственно заключение Временной комиссии «по расследованию причин, обстоятельств и последствий…». Приведём некоторые выводы:

Временной комиссией установлено, что привлечение экспертов к подготовке и принятию решений от 17 августа проводилось С.В. Кириенко без необходимых в таких случаях мер по предотвращению несанкционированного разглашения конфиденциальной информации и ее использования в коммерческих целях, а также в ущерб национальным интересам России. При этом доступ к информации о готовящихся решениях получили лица, заведомо заинтересованные в ее коммерческом использовании.

В ходе подготовки решений от 17 августа А.Б. Чубайсом по согласованию с Председателем Правительства Российской Федерации и Председателем Центрального банка Российской Федерации без каких-либо утвержденных в установленном порядке директив и соблюдения необходимых требований национальной безопасности велись консультации с руководителями иностранных финансовых организаций, имеющих свои интересы на российском финансовом рынке. Им была передана информация конфиденциального характера, сознательно скрывавшаяся от российских участников рынка, представительных органов государственной власти, общественности. При этом не было принято необходимых мер, исключающих использование этой информации нерезидентами в коммерческих целях и в ущерб национальным интересам России.

Таким образом, проекты государственных решений, таящие огромные негативные последствия для участников рынка, келейно обсуждались с представителями иностранных финансовых институтов, а российские инвесторы, представительные органы государственной власти, субъекты Российской Федерации дезинформировались руководителями Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в отношении проводимой ими политики и устойчивости финансового рынка.

То есть при подготовке решений было допущено сознательное раскрытие конфиденциальной информации узкой группе заинтересованных лиц, включавшей руководителей некоторых коммерческих банков и представителей иностранных финансовых институтов, которые могли использовать эту информацию в коммерческих целях в ущерб другим участникам рынка и государственным интересам.

Указанные обстоятельства позволяют констатировать грубое нарушение С.В. Кириенко и А.Б.Чубайсом установленных законодательством требований по соблюдению государственной тайны, проведению международных переговоров, обеспечению национальной безопасности.

Таким образом, решения от 17 августа нанесли огромный экономический ущерб гражданам, государству, банковскому сектору и стране в целом, совокупная величина которого составляет сотни миллиардов рублей, дискредитировали политику реформ, вызвали крупномасштабную дестабилизацию экономики, подорвали экономическую безопасность России, резко ухудшили международное положение страны. По масштабу нанесенного ущерба и глубине негативных последствий для населения России, государства и экономического развития страны решения от 17 августа следует рассматривать как тягчайшее преступление против общества и государства . ()

Послесловие

Дефолт 1998 года имел следующие негативные составляющие:

    Отказ государства расплачиваться по своим обязательствам - это большой минус для репутации страны, и ее финансового рейтинга .Обесценивание внутренней валюты государства.Полная или частичная остановка производства.Страдает банковская система.Политические проблемы.

Эксперты по экономике называют творцов этого кризиса - команда либералов при активном участии западных советников. Они известны. Это - 6 человек: Чубайс, идеологом был Гайдар, Задорнов, Игнатьев, Кудрин и Алексашин, не говоря о других членах команды «младореформаторов».

Несмотря на крупный масштаб как самого кризиса, так и его последствий, вся подноготная произошедшего и сегодня остаётся тайной. Куда исчезли миллиарды долларов, выделенные для предотвращения дефолта, почему искусственно нагнеталась паника, кто был «куратором» кризиса - на каждый такой вопрос есть множество версий и легенд.

Грозит ли на данном этапе экономический кризис России в связи с введенными санкциями? Можно с уверенностью сказать, что не предвидится по определению, так как, несмотря на все сложности, экономика страны продолжает развиваться, а новый экономический кризис может помочь стране наконец-то слезть с нефтяной иглы, повысить производительность труда, поднять престиж предпринимательства и диверсифицировать экономику в целом. Страна имеет самый низкий государственный долг по сравнению с другими развитыми странами. Однако ставки по процентам, которые являлись системным генератором того кризиса, всё ещё высоки, а должны бы лежать как миниум - в пределах порогов рентабельности производств, а именно ориентироваться на сельское хозяство, где рентабельность 3-4%, поскольку экономика может расти настолько, насколько мы можем прокормить людей в ней занятых, а максимум - для быстрого подъёма некоторых отраслей кредиты для них должны быть вообще с отрицательной ставкой.

Пока общественное мнение продолжает оставаться положительным. Население не боится санкций Европы, патриотизм растёт, экономика продолжает функционировать, и хотелось бы верить, что никакой дефолт стране не угрожает, но полученное образование и обсуловленная им приверженность всё той же западной «экономикс» большей части нашей «элиты» - сулит большие проблемы, если ничего не делать.


Неожиданное событие 1997-1998 гг. - финансово-экономический кризис в Восточной Азии. До середины 90-х годов государства этого региона развивались необычайно высокими темпами, за что были прозваны "тиграми". Азиатскую модель экономического развития ставили в качестве примера другим странам, в частности и бывшим социалистическим государствам Центральной и Восточной Европы.Кризис на азиатских финансовых рынках начался 2 июля 1997 г. В тот день произошла девальвация таиландского бата по отношению к доллару США более чем на 20 %. Это спровоцировало волну обесценивания валют соседних государств в регионе, и события приобрели глобальный характер. До начала кризиса экономика Таиланда имела высокие темпы роста, достаточно консервативную фискальную политику государства (последние 10 лет Таиланд имел бездефицитный бюджет), высокую долю сбережений. Единственным негативным фактором был значительный дефицит платежного баланса, который, скорее всего, являлся дефицитом инвестиций в экономику страны. Основной проблемой Таиланда была уязвимость финансовой системы: долларовая задолженность многих клиентов банков перед кредиторами; большой объем краткосрочной внешней задолженности, что могло привести к кризису ликвидности; сильная коррумпированность банковских и других финансовых структур. В ходе валютного кризиса в Юго-Восточной Азии со 2 июля по 31 октября 1997 г. девальвация национальных валют по отношению к доллару США составила, %: в Таиланде - 39,5, Индонезии - 33,2, Малайзии - 26,8, на Филиппинах - 24,3, в Сингапуре - 9,5, Южной Корее - 8. За потрясениями на валютном рынке последовали огромные продажи нафондовых рынках стран Азии. На крупнейшей бирже региона - в Гонконге - 23 октября 1997 г. рынок акций обрушился: произошло падение индекса Hang-Seng на 1.211 пунктов (10,4 %). Были затронуты интересы иностранных инвесторов развивающихся стран Латинской Америки, стран Восточной Европы и СНГ.Существует несколько причин, объясняющих глобальное влияние этого кризиса на остальной мир: на долю стран Азии, исключая Японию, приходилась половина величины прироста в производстве мировой промышленной продукции, несмотря на то, что их доля составляла только 20 % мирового суммарного ВНП. При снижении темпов роста производства в странах Юго-Восточной Азии перекрывался запланированный прирост производства в странах Восточной Европы. Усиление конкурентоспособности азиатских производителей из-за снижения курсов национальных валют может в ближайшем будущем нанести удар по мировым ценам и мировой экономике. Восточная Азия до последнего времени являлась крупнейшим импортером капиталов. Согласно данным, опубликованным в декабре 1997 г. в газете "Financial Times", объем предоставленных странам региона ссуд на конец 1996 г. составил 757 млрд дол., в том числе Гонконгу - 207, Сингапуру - 189, Корее - 100, Таиланду - 70, Индонезии - 55, Малайзии - 22 млрд дол.Оценка этого кризиса заслуживает внимания. В отличие от инфляции, когда наблюдается бегство от обесценивающихся денег к товарам, что стимулирует рост производства, при дефляции происходит обратный процесс. Иными словами, предложение превышает платежеспособный спрос, вследствие чего начинается массовое перепроизводство товаров. Рынок реагирует на это падением цен, что неизбежно приводит к сокращению сбыта и капиталовложений, снижению прибыльности, росту безработицы, т. е. начинается период банкротств.В основе азиатского кризиса 1997-1998 гг. лежит перепроизводство, возникшее отчасти по вине транснациональных корпораций (ТНК) и банков. За последнее десятилетие ТНК, главным образом американские, японские и европейские, создали в Юго-Восточной Азии многочисленные филиалы, обладающие высокой конкурентоспособностью из-за сравнительно низкой заработной платы. Местные концерны поддались общему экономическому буму, занимая для этого крупные средства в местных банках, а те, в свою очередь, брали кредиты в банках промышленно развитых стран. Быстрое повышение акций местных компаний вызвало невиданный приток иностранных портфельных и краткосрочных инвестиций, повышение курсов акций. Эта финансовая "пирамида" могла поддерживать здание экономического роста только временно. После появления первых признаков затоваривания цены снизились, за ними упали курсы валют и доходы компаний. Платить по кредитам стало нечем. Иностранные инвесторы начали лихорадочно изымать капиталы. Финансовый кризис привел к кризису в промышленности и экономике в целом.После девальвации национальных валют и падения котировок на рынках акций над странами Юго-Восточной Азии нависла угроза финансового голода. По мере появления проблем в кредитующих странах и повышения риска невозврата вложенных средств инвесторы стремились изъять инвестированные деньги для их сохранения и размещения в менее рискованных финансовых инструментах. Проблема усугублялась тем, что долгосрочные активы, деноминированные в национальной валюте, финансировались за счет краткосрочных заимствований в долларах США. Состояние текущей ликвидности стран Юго-Восточной Азии стало главной причиной кризиса. Снижение рейтинга кредитоспособности влечет за собой увеличение премии к процентной ставке заимствований из-за рубежа. Правительства стран Азиатского региона были вынуждены обратиться за чрезвычайной помощью к Международному валютному фонду (МВФ). По мнению многих специалистов, кризис 1997-1998 гг. был спровоцирован самим МВФ. Призванный иметь дело со странами, живущими не по средствам (с высоким дефицитом бюджета, большой долей импорта готовой продукции, инфляцией и низким кредитным рейтингом), этот фонд считал вымывание средств у населения одним из несомненно действенных способов достижения цели. Хорошим уроком для него послужил мексиканский кризис 1995 г., когда МВФ совместно с США предоставили кредит Мексике в размере 50 млрд дол., позволивший ей оправиться от шока излишней монетарной экспансии, выразившейся в непомерном увеличении импорта, и восстановить былую инвестиционную привлекательность страны. Ошибка МВФ по отношению к Азии состояла в применении точно таких же мер. Азиатский кризис является результатом не чрезмерного потребления, а избыточного производства. Страны Азии инвестировали в производство около 20 % ВНП, а в Таиланде данный показатель составил 40 %. Имели место перегрузка производственных мощностей и излишнее производство товаров. В условиях неразвитости местныхвнутренних рынков сбыта это повлекло за собой падение экспортных цен. Еще больше положение усугубило финансирование обязательств по иностранным инвестициям. . ч Несмотря на предоставленную помощь МВФ, кризис в странах Юго-Восточной Азии продолжается. Международный валютный фонд и его партнеры поставили перед государствами-реципиентами следующие условия финансирования с целью выхода из кризиса: повышение местных налогов; резкое удорожание кредитов; сокращение государственных расходов на поддержку экономики, кроме прямого выкупа долгов частных банков; принудительное банкротство и раздробление концернов.С целью преодоления кризиса и стабилизации экономической обстановки страны Юго-Восточной Азии должны использовать методы экспансионистской фискальной политики. Банковская система региона нуждается в оздоровлении, но ситуация слишком серьезная, чтобы применить ограничительные меры по сокращению потребления. Правительства азиатских стран могут прибегнуть к гарантиям и средствам морального порядка, чтобы использовать сбережения населения своих стран для поддержания ликвидности банковской сферы, а также содействия возврату банкам их проблемных кредитов.Универсальных, заранее подготовленных мер по преодолению экономических кризисов не существует. Постсоветским странам можно извлечь отсюда следующий урок: рынок наказал страны Юго-Восточной Азии за элементарные вещи - отсутствие объективной и регулярной статистической отчетности, несоответствие системы банковского регулирования, бухгалтерской отчетности компаний и правил функционирования финансовых рынков международным стандартам. Так, в Южной Корее реальный объем краткосрочных долгов оказался гораздо большим, чем объявлялось; Таиланд долгое время держал в тайне свои валютные резервы и т. д.Постсоветские страны ведут себя точно так же. Например, их политика банковского кредитования остается сложной для понимания западными экспертами, считающими, что кредиты можно выдавать только успешно работающим предприятиям и лишь на эффективные проекты. В Украине же прокоммунистическое лобби все время добивается выдачи кредитов убыточным государственным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, угольным шахтам и другим подобным операторам рынка.

Азиатский финансовый кризис (1997-1998)

Относительно молодые экономики азиатских «тигров» 2 июля 1997 г. рухнули, как карточный домик, в чем проявилась взаимозависимость мировых рынков капитала и их влияние на валютные рынки. Причиной краха стали существенные факторы: непрозрачная система кредитования, раздутые торговые дефициты и неразвитые рынки капитала. Все вместе они привели к катастрофической ситуации: основные азиатские рынки оказались неспособны функционировать, а валюты с некогда высокими курсами значительно обесценились. На фондовых рынках отрицательные последствия кризиса были очевидны, но пострадали и валютные рынки.

«Мыльный пузырь»

Вплоть до 1997 г. инвестиционная привлекательность стран Азии постепенно увеличивалась, особенно это касалось инвестиций в недвижимость и акции местных компаний. В результате на фоне экономического роста и повышения производительности в Малайзии, Филиппинах, Индонезии и Южной Корее в регион пришли иностранные инвесторы. В 1988 г. темпы роста в Таиланде составили 13% (в 1996 г. эта цифра снизилась до 6,5%). Дополнительным стимулом для экономик азиатских стран стала привязка курса национальных валют к более сильному доллару США. Благодаря этому Таиланд обеспечил финансовую стабильность на собственном рынке и стабильность курса национальной валюты относительно американского доллара, что способствовало развитию экспорта с США. (Аналогично события развивались и в других странах.) В результате положительные экономические показатели и увеличение числа спекулятивных позиций в ожидании дальнейшего роста привели к повышению курсов азиатских валют.

Огромный дефицит текущего баланса и недействующие кредиты

В начале 1997 г. настроения инвесторов изменились, поскольку правительствам азиатских стран становилось все сложнее управлять растущими торговыми дефицитами, а существующие на тот момент в странах Азии принципы кредитования негативно влияли на экономику. В частности, беспокойство экспертов вызывал тот факт, что в 1992-1996 гг. дефицит текущего баланса Таиланда вырос до 14,7 млрд долл. И хотя торговый дефицит США был сравнительно больше, дефицит Таиланда составлял 8% его ВВП. Ситуация усугублялась непрозрачной системой кредитования. Как выяснилось, в странах Азии решающим фактором при предоставлении кредитов были личные отношения между заемщиками и высокопоставленными должностными лицами. Это отразилось на многих южнокорейских компаниях с высокой долей заемного капитала, а общая сумма недействующих кредитов составила 7,5% ВВП страны.

Знаете ли Вы, что: пополнив торговый счет на сумму от $1000 и зарегистрировавшись в акции от InstaForex, Вы получаете шанс выиграть спортивный автомобиль Lamborghini Huracan.

Похожая ситуация с кредитами сложилась и в Японии. В 1994 г. японское правительство объявило, что общая сумма сомнительных и недействующих займов составила 136 млрд. долл., но уже год спустя власти страны признали, что эта цифра достигает 400 млрд. долл. Огромная сумма недействующих кредитов в сочетании с ослабленным фондовым рынком, снижением цен на недвижимость и темпов экономического роста способствовали девальвации иены. Пытаясь получить прибыль, инвесторы продавали валюты других азиатских стран и оказывали давление на их курсы. Когда японский «мыльный пузырь» лопнул, стоимость активов снизилась на 10 трлн долл. Доля недвижимости в этом падении составила 65%, что равнялось общему объему продукции, произведенной в Японии за два года. Снижение стоимости активов спровоцировало банковский кризис, который начался еще в начале 1990-х и достиг высшей точки в 1997 г. после банкротства нескольких крупных японских банков. В ответ на это власти Японии заявили о возможном повышении базовых процентных ставок в надежде защитить курс национальной валюты. К сожалению, эти ожидания не оправдались, дальнейшего падения не удалось избежать. Курс национальной валюты Таиланда – бата – сначала поддерживался за счет резервов центрального банка, но когда они иссякли, стоимость бата начала стремительно падать под давлением инвесторов, продающих валюту.

Валютный кризис

После массовой продажи валют и неудачной интервенции экономики азиатских стран оказались разрушены и были неспособны нормально функционировать. Бат – национальная валюта Таиланда с некогда высоким курсом – обесценился на 48%, а к концу 1997 г. эта цифра приближалась уже к 100%. Но сильнее всех в результате кризиса пострадала индонезийская рупия, курс которой до обрушения был относительно стабильным. Национальная валюта Индонезии обесценилась на 228% (первоначальный курс IDR/USD– 12,950). Девальвация тайского бата и индонезийской рупии показана на рис. 2.4. Что касается основных азиатских валют, то в 1997-1998 гг. курс японской иены к доллару США снизился приблизительно на 23% (рис. 2.5).

Финансовый кризис 1997-1998 гг. наглядно продемонстрировал взаимозависимость экономик и их влияние на мировые валютные рынки. Кроме того, он показал неспособность центральных банков эффективно регулировать валютные курсы, когда в действие вступают мощные рыночные силы и курсы валют не подкреплены основными экономическими показателями. При поддержке МВФ и с введением более строгих требований четыре азиатских «дракона» снова начали оживать. Юго-Восточная Азия возвращает себе былой статус одного из наиболее развитых регионов мира. Однако наученные горьким опытом азиатские «экономические тигры» принимают активные меры с тем, чтобы их центральные банки имели достаточные резервы для защиты от возможных атак валютных трейдеров.