Таким образом, предметом анализа хозяйственной деятельности являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Сущность причинно-следственной связи, ее виды

Понятие причинно следственного анализа
Установление причинно следственных связей тех или иных событий, процессов, действий является центральной задачей объяснения, которую часто ставит перед собой журналист деловой прессы. Зная причину какого то явления, можно воздействовать на него в том или ином направлении, можно ориентировать аудиторию, социальные институты на ту или иную полезную деятельность, соотносящуюся с этим явлением.
Что же представляет собой причина, причинная зависимость? Это, по определению логики, парная генетическая связь явлений, одно из которых порождает другое. Первое явление называется причиной, а второе следствием. Во временном плане причина всегда предшествует следствию. Но, разумеется, причинно следственную связь нельзя сводить к обычной последовательности тех или иных событий во времени. Из того, например, что поезд в метро начинает движение после того, как мы в него входим, не следует, что факт нашего появления есть причина движения поезда. Для того чтобы предшествующее событие могло быть определено как причина последующего, необходимо, чтобы между этими двумя событиями существовала активная материальная связь.
Таким образом, причиной следует называть такое явление, которое предшествует другому во времени и связано с ним внутренней материальной связью. Причем наличие первого явления всегда приводит к возникновению второго, а устранение первого ведет к устранению второго. Характерной чертой причинно следственных связей является то, что они обладают определенностью и однозначностью, то есть, в одних и тех же условиях одни и те же причины вызывают одни и те же следствия.
Пожалуй, каждый человек, пытающийся выяснить главную причину того или иного события, замечает, что она часто входит в совокупность других причин, породивших данное событие и наложивших на него свой отпечаток.
Чтобы установить причинно следственную связь, журналисту необходимо прежде всего выделить интересующую его совокупность явлений из общего ряда других явлений. Далее следует обратить внимание на те обстоятельства, которые предшествовали ее возникновению. Затем из этих обстоятельств необходимо выделить определяющие, способные быть причиной данного явления. Во многих случаях, как показывает журналистская практика, само по себе установление фактов, способных стать причиной последующих событий, еще не устраняет трудностей, связанных с определением непосредственной его причины. Эти трудности связаны с тем, что:
а) одно и то же следствие может быть вызвано несколькими однотипными причинами, которые могут действовать либо совокупно, либо порознь;
б) совокупно действующие причины могут либо усиливать одна другую, либо ослаблять или же нейтрализовать друг друга;
в) причина начинает действовать только при определенных условиях;
г) на причину может оказывать обратное воздействие ее следствие.
Логические методы причинно следственного анализа
Актуальные ситуации, выступающие предметом журналистского исследования, очень часто, как мы уже заметили выше, представляют собой сложные переплетения различных взаимодействующих факторов, условий, обстоятельств…
Справиться с возникшей задачей ему может помочь владение логическими методами установления причинно следственной связи явлений. Следует заметить, что логические методы выявления причинно следственной связи не следует ставить в один ряд с такими методами изучения действительности, как методы наблюдения, эксперимента, изучения документов и другие, которые использует журналист. Логические методы включаются в тот мыслительных процесс, который осуществляется и в ходе наблюдения, и в ходе эксперимента, и в ходе изучения документов и пр.
Рассмотрим наиболее важные из них.
Метод исключения
Суть этого метода заключается в том, что, изучая сложный комплекс причинно следственных отношений, журналист может обнаружить непосредственную причину путем исключения всех предполагаемых обстоятельств, способных вызвать однотипные или сходные события, кроме одного фактора, который и принимается за причину изучаемого явления.
Метод сходства
Обращение к этому методу становится необходимым тогда, когда интересующие журналиста явления, причину которого он хочет установить, возникают в самых разных обстоятельствах, но при этом всегда при наличии одного и того же фактора. Суть метода сходства можно определить так: «если исследуемое явление возникает в различных обстоятельствах, но при наличии единственного общего фактора, то этот фактор и есть причина данного явления». Применяя этот метод, журналист должен изучить разнообразные условия возникновения одного и того же явления и вычленить из них один и тот же общий фактор, приводящий к этому явлению.
С определенной долей вероятности можно утверждать, что этот фактор и есть причина, интересующая журналиста. Применяя метод сходства, нужно помнить о том, что он может оказаться недостаточным, если различные обстоятельства, в которых проявляется одно и то же следствие, слабо отличается одно от другого. Ведь иногда причиной одинаковых следствий может быть не один какой то фактор, а целый комплекс обстоятельств, несколько меняющихся от случая к случаю в своих элементах. Это затрудняет выяснение причин интересующего журналиста явления и предполагает дополнительные исследования и прежде всего – обращение к методу единственного различия.
Метод единственного различия
Данный метод заключается в сопоставлении случая, когда интересующее журналиста событие наступает, со случаем, когда оно не наступает. В обоих случаях должны существовать одни и те же условия, за исключением одного фактора, который в одном из случаев отсутствует. Сущность метода можно определить так: если в одних и тех же обстоятельствах наличие какого то фактора порождает, а его отсутствие устраняет исследуемое журналистом явление (следствие), то этот фактор и есть причина данного явления.
Данный метод активно используется, например, при изучении эффективности организации различных форм труда. При этом главное внимание журналист обращает не на то, что повторяется в этих формах, а на выяснение различий в них и получаемых в итоге дополнительных позитивных или негативных результатах (следствиях).
В отличие от метода сходства, метод различия дает более достоверный вывод. Однако не следует сбрасывать со счета то обстоятельство, что применение метода единственного различия связано с организацией эксперимента, поскольку совершенно одинаковые, но с одним единственным различием социальные или естественные условия не встречаются – их надо создать, организовать искусственно. Этот метод используется чаще всего для проверки результатов применения метода сходства.
Соединенный метод сходства и различия
Применяя этот метод, журналист как бы соединяет достоинства двух предыдущих методов (сходства и различия), что позволяет получить более точное знание о причине исследуемого им явления. Соединенный метод сходства и различия имеет в своей основе следующую формулировку: если в одном ряде случаев следствие наступает в различных обстоятельствах, но при наличии одного общего фактора, а в другом ряде случаев то же самое следствие не возникает в сходных обстоятельствах, но при отсутствии того же фактора, то он и есть причина изучаемого следствия.
Используя этот метод, журналист подбирает ряд случаев, близких по условиям к первому, но в которых интересующий его феномен не возникает. Если установлено, что случаи другого ряда едины в том, что в них отсутствует фактор, общий для случаев первого ряда, то он и определяется как причина интересующего журналиста феномена.
Метод сопутствующих изменений
Данный метод применяется, когда журналист пытается выяснить причину определенного явления путем сравнения случаев, в каждом из которых это явление возникает, но имеет определенную модификацию. Причем сравниваются случаи, которые имеют одинаковые сходные условия, за исключением одного фактора, меняющегося в определенной своей части от случая к случаю.
Применение данного метода опирается на закономерность, согласно которой любое явление, изменяющееся в определенной мере в случае изменения предшествующего ему события, есть либо его следствие, либо состоит с ним в причинной связи. Например, таким образом, от степени нагрева тела зависит его объем: чем больше нагрев, тем больше объем и наоборот.
Метод остатков
Изучая какое то сложное явление, автор будущего аналитического выступления может предположить, что оно порождено определенной совокупностью обстоятельств. Далее он может выяснить, что частью обстоятельств, входящих в данную совокупность, действительно порождены некоторые основные слагаемые изучаемого явления. В этой ситуации у него появляется возможность предположить, что остальные слагаемые данного явления порождены оставшимися неисследованными обстоятельствами, входящими в отмеченную совокупность потенциальных причин. Суть метода остатков может быть определена так: если из сложного явления, порожденного рядом факторов, исключить слагаемые, уже исследованные и зависящие от части уже изученных обстоятельств, то…
Гипотетический метод
Первым шагом на пути объяснения причины явления, как правило, становится гипотеза. Под гипотезой понимается обычно в определенной мере обоснованное, но нуждающееся в более серьезном доказательстве предположение о причине исследуемого автором события. Однако в науке слово «гипотеза» обозначает не только предположение о причине явления, но и логический процесс, ведущий к построению этого предположения и его проверке.
По своей логической природе гипотеза представляет собой умозаключение, в котором неизвестны одна или несколько посылок. Выдвигая гипотезу, пользуются умозаключениями по аналогии, индуктивным, дедуктивным методами, соединяющимися в целенаправленный мыслительный процесс. Чаще всего, при выяснении причины исследуемых фактов журналист первоначально прибегает к аналогии или индуктивным обобщениям, а затем уже обращается к дедукции.
Но иногда первоначальные предположения выдвигаются и дедуктивным методом. При выдвижении гипотезы мысль журналиста следует от известного явления к неизвестной причине. Заключенные в предположении суждения имеют проблемный характер, являются вероятностным знанием, достоверность которого должна быть дополнительно подтверждена. Журналист должен знать, что гипотезу можно считать доказанной только тогда, когда достигнут хотя бы один из следующих результатов:
1) появилась возможность непосредственно наблюдать причину явления;
2) установлено, что следствие, вытекающее из гипотезы, подтверждается экспериментально;
3) показано, что содержание гипотезы выводится с помощью дедукции из достоверных посылок.
Ошибки в причинно следственном анализе Выясняя причину какого либо явления, журналист должен быть нацелен на тщательную проверку полученных данных, на уточнение внутренней связи между исследуемыми фактами, что в определенной мере помогает избежать ошибок в определении интересующей его причины. Естественно поэтому, что знание типичных ошибок, сопровождающих причинно следственный анализ, является отнюдь не лишним для журналиста аналитика. Наиболее частыми из них являются:
Обобщение без достаточного основания
Такого рода ошибка возникает в случае обобщения по случайным, нетипичным, индивидуальным признакам, при неоднородности исследуемых явлений. Случайные, или индивидуальные признаки, не связанные органически со своими носителями, могут отсутствовать у ряда других предметов данного класса. И если журналист забывает об этом, то он может сделать поспешное обобщение без достаточного основания, увидеть причину изучаемого явления в том обстоятельстве, которое на деле причиной не является.
Подмена причинной связи внешним порядком Данная ошибка заключается в том, что обычная последовательность каких то явлений во временном плане (иногда повторяющаяся) определяется журналистом как причинно следственная зависимость. Однако не всякое предшествующее обстоятельство есть причина последующего. При исследовании сложных социальных явлений журналисту могут встретиться самые разнообразные соотношения событий во времени. В таком случае важно не ограничиваться только наблюдением внешнего порядка. Необходимо определить глубинную причинную связь явлений. При этом возможно нахождение такой причины, которая не вошла в поверхностно очерченный круг предшествующих событий, первоначально претендовавших, по мнению журналиста, на связь с исследуемым явлением (следствием).
Подмена условного безусловным
Как известно, любой процесс, исследуемый журналистом, протекает в определенных условиях, в особый комплекс которых включается и непосредственная причина интересующего журналиста явления. Если он игнорирует особый характер этого комплекса условий, то в ходе выяснения причинно следственной связи может произойти ошибка, представляющая собой подмену условного безусловным.
Иначе говоря, в данном случае упускается из виду зависимость того или иного явления от конкретных условий и относительное принимается за безусловное, то есть за действительное для любого времени, любой ситуации, любого места действия. Например, наблюдая, что каждый раз камень, брошенный вверх, падает на землю, мы можем неверно утверждать, что так будет себя вести любой предмет. Между тем, воздушный шар ведет себя по другому. Иным будет результат на какой то другой планете.

Введение: предмет и задачи изучения дисциплины СУЩНОСТЬ АНАЛИЗА ОБЪЕКТЫ АНАЛИЗА ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОТРАСЛЕЙ И ПР. ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА ИСТОЧНИКИ АНАЛИЗА НАУЧНЫЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ СУЩНОСТИ ЭКОНО- МИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ, ОСНОВАННЫЙ НА РАЗДЕЛЕНИИ ИХ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ И ИЗУЧЕНИИ ВО ВСЁМ МНОГООБРАЗИИ СВЯЗЕЙ И ЗАВИСИМОСТЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ 1. ДАННЫЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ 2. ДАННЫЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ 3. ДАННЫЕ ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ 4.ПЛАНЫ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ, ТЕКУЩИЕ, ОПЕРАТИВНЫЕ 5.НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 6.СМЕТЫ, ЦЕННИКИ, ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ 7ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8.ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ 9.ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ 10. ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ РЫНКА


Связь экономического анализа с другими науками НаукиСвязь с экономическим анализом 1.Экономическая теория Изучая экономические законы, механизм их действия, создает теоретическую основу для развития всех экономических дисциплин. При проведении аналитических исследований необходимо учитывать действие этих законов. В свою очередь, ЭА определенным образом содействует развитию экономической теории. Многочисленные аналитические исследования накапливают сведения о проявлении тех или иных экономических законов. Изучение этих сведений позволяет формулировать новые, ранее неизвестные законы, делать глобальные прогнозы развития экономики страны. 2.Отраслевые экономики Глубокий экономический анализ предприятия невозможно провести, не зная экономики отрасли и организации производства. В свою очередь результаты ЭА используются для совершенствования организации производства, внедрения научной организации труда. ЭА содействует подъему экономики конкретных предприятий и отрасли в целом.


3.Планирование и управление производством В ЭА широко используются плановые материалы. Поэтому аналитик должен хорошо знать основы государственного регулирования экономики и методику планирования производства анализируемого предприятия. Одновременно научно обоснованное планирование и управление невозможно осуществлять без широкого использования результатов ЭА. Он создает информационную базу для разработки планов и выбора наиболее целесообразных управленческих решений. 4.Бухгалтерский учет С одной стороны, сведения бухгалтерского учета являются главным источником информации при ЭА предприятия. Не зная методики бухгалтерского учета и содержания отчетности, очень трудно подобрать для ЭА необходимые материалы и проверить их доброкачественность. С другой стороны, требования, которые ставятся перед ЭА, так или иначе, переадресуются бухгалтерскому учету. Для того, чтобы более качественно обеспечить анализ информацией, сделать ее более оперативной, правдивой, точной, в необходимой степени детализированной, доступной и понятной, вся система бухгалтерского учета постоянно совершенствуется. Для большей своей аналитичности бухгалтерский учет изменяет формы и содержание регистров, порядок документооборота.


5.Финансирование и кредитование Без знания действующего порядка финансирования и кредитования соответствующих отраслей экономики, взаимосвязей с финансовыми и кредитными органами невозможно квалифицировано проводить ЭА. С другой стороны, ставки выплат в бюджет, условия получения кредитов, проценты выплат за пользование кредитами и прочий финансово-кредитный инструментарий постоянно совершенствуются с учетом результатов анализа, который показывает эффективность воздействия этих способов на производство. 6.СтатистикаШироко используются в ЭА статистические методы исследования. Существует мнение, что ЭА можно отожествить со статисткой. Однако статистику как науку более интересует обобщение проявлений экономической жизни, поиск общих тенденций развития экономики на макроуровне. Она почти никогда не опускается до детального анализа производства на уровне подразделений предприятия. В ее задачи не входит поиск новых резервов, их обоснование, разработка рекомендаций по их освоению, что свидетельствует о существенных отличиях статистики и ЭА. Эти науки в значительной степени взаимно обогащаются через обмен и методы исследования.


7.Математические и технические науки Необходимость решения сложных экономических задач явилось мощным стимулом развития различных направлений в математике. Использование в аналитических исследованиях математических методов существенно повысило их авторитет. ЭА стал более глубоким, обоснованным. Таким образом, ЭА является синтезированной наукой, которая сформировалась путем интеграции целого ряда наук и объединила отдельные их элементы. В свою очередь результаты анализа используются другими науками при изучении тех или иных явлений или процессов, происходящих на предприятии, в отрасли, в экономике в целом.


Тема 1. Экономический анализ и его роль в управлении предприятием У словия, определившие выделение экономического анализа в самостоятельную науку Все экономические науки можно подразделить на: общетеоретические, которые изучают общие законы; отраслевые, изучающие особенности развития производственных отношений в рамках отдельных сфер деятельности; специальные, которые изучают отдельные проявления общих законов в конкретных условиях. Например, экономический анализ (анализ заканчивается там, где заканчиваются балансовые обобщения), статистика, бухгалтерский учет, планирование, управление, финансы. Условия, определившие выделение экономического анализа в самостоятельную науку: наличие своего предмета изучения: причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности (причинно-следственные связи экономических явлений и процессов); наличие объектов исследования: хозяйственная деятельность предприятий и ее результаты; наличие методологии. оценка (изучение) проводится на основе системного и комплексного подхода. Кроме того, существует система методических приемов и способов анализа; накопление системы знаний (на Западе – с развитием рыночных отношений); наличие кадровых специалистов.


Предмет, объект экономического анализа Предметом изучения экономического анализа является предприятие, его организационная структура, активы и обязательства. Экономический анализ, по своему определению, имеет дело с хозяйственными процессами, которые включают в себя производство и реализацию продукции с использованием основных и оборотных средств, формирование и распределение прибыли и так далее. Следовательно, объектом изучения экономического анализа можно считать хозяйственные процессы предприятий, объединений, организаций, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов. Роль экономического анализа в оценке деятельности предприятия и принятии управленческих решений АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТ КОНТРОЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ цикла процесса управления по этапам Таким образом, экономический анализ – это функция управления, которая обеспечивает научность принятия решения.


Цели и задачи экономического анализа Цель – дать оценку результатам хозяйственной деятельности предприятия. Задачи: 1.ИЗУЧЕНИЕ ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ, УСТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ТЕНДЕНЦИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ В КОНКРЕТНЫХ УСЛОВИЯХ ПРЕДПРИЯТИЯ; 2. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПЛАНОВ, ПРОГНОЗОВ, УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, ЗА ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ; 3. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ, ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; 4. ПОИСК РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ; 5.ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РИСКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЫРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ; 6. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЫРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ; 7.РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. Но можно сформулировать и главную экономическую задачу. Это - прогнозирование ожидаемых результатов хозяйственной деятельности. Задачи экономического анализа, конечно, не исчерпываются приведенным выше перечнем. Многогранность и многовариантность хозяйственных ситуаций ставят перед ним многие задачи автономного характера. И их можно решить с использованием общих и частных аналитических методик.


Процедура экономического анализа включает следующие элементы: · постановка конкретных задач анализа; · установление причинно - следственных связей; · выбор показателей и методов их оценки; · выявление и оценка факторов, влияющих на результаты финансово-хозяйственной деятельности; разработка мероприятий по устранению влияния отрицательных факторов и усиления влияния положительных факторов.


ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 1. Конкретность - анализ основывается на реальных данных, полученных из достоверных источников информации; 2. Комплексность - анализ предполагает всестороннее изучение экономического явления или процесса; 3. Системность - в процессе анализа экономические явления изучаются и оцениваются во взаимосвязи друг с другом; 4. Регулярность - анализ должен осуществляться регулярно в соответствии с поставленными целями; 5. Объективность - изучение экономических процессов, явлений и их оценка должны носить беспристрастный характер; 6. Действенность - критерии оценки, выбранные показатели и методы оценки должны способствовать возможности их использования в практических целях для принятия управленческих решений; 7. Экономичность - экономический эффект от принятия управленческих решений на основе результатов анализа должен превышать затраты, связанные с проведением анализа; 8. Сопоставимость - экономический анализ предполагает преемственность результатов анализа и их сопоставимость; 9. Научность - экономический анализ предполагает использование научно обоснованных методик и процедур.


Субъектами экономического анализа выступают пользователи экономической информации предприятия. Аналитическая экономическая информация представляет интерес для внешних и внутренних пользователей. Внешние пользователи подразделяются на две группы. Первая группа пользователей непосредственно заинтересована в информации; существующие и потенциальные собственники средств организации; Кредиторы; поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей; государство в лице налоговых органов; служащие с точки зрения заработка и перспектив работы. Ко второй группе относятся внешние пользователи, опосредованно заинтересованные в аналитической информации: аудиторские службы; консультанты по финансовым вопросам; биржи ценных бумаг; законодательные органы; пресса и информационные агентства; профсоюзы. Внутренние пользователи - руководство предприятия, менеджеры различных служб и т.д.


ПО ОТРАСЛЕВОМУ ПРИЗНАКУ ОТРАСЛЕВОЙ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ПО ОБЪЕКТАМ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИКО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭКОНОМИКО- СТАТИСТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГОВЫЙ ПО ПРОСТРАНСТВЕННОМУ ПРИЗНАКУ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПО СУБЪЕКТАМ АНАЛИЗА ВНУТРЕННИЙ ВНЕШНИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПО ПРИЗНАКУ ВРЕМЕНИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОРНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАРЖИНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ СТОХАСТИЧЕСКИЙ ПО ОХВАТУ ОБЪЕКТОВ СПЛОШНОЙ ВЫБОРОЧНЫЙ КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА


Принципиальные особенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа Классификационные признаки Финансовый (внешний) анализ Управленческий (внутренний) анализ 1. Цель анализа Оценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала платежеспособности и финансовой устойчивости и использования прибыли, прогнозирование доходов и потоков денежных средств, выявление дивидендной политики осуществляемой руководством предприятия. Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования, разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу, обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей. 2. Объект анализа Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение. Различные аспекты производственно финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта. 3. Субъекты анализа (исполнители) Лица и организации, находящиеся за пределами этого предприятия (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм, специальные компании, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии, кредитные агентства и др.) Различные организационные структуры внутри хозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа, лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы (профессионалы).


4. Организация анализа (периодичность проведения) Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции (в налоговую инспекцию ежеквартально в статистическое управление ежеквартально и т.д.) Проводится по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе и т.д. 5. Информационная база анализа Бухгалтерская отчетность (формы 1, 2, 4, 5). Данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно- справочная информация, параметрические данные, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в процессе промышленного шпионажа. 6. Доступность информации Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности. Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления.


7. Потребители информации Акционеры, инвесторы, банки, поставщики и покупатели, налоговые инспекции, эмитенты, ЦБ, другие юридические и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости предприятия, а также конкуренты, наемный персонал и профсоюзные объединения, органы исполнительной власти, статистические управления, учреждения социальной защиты населения. Менеджеры предприятия, совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов, бригадиры, мастера и др. 8. Использование систем учета Строго систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности. Не обязательно системно организованный анализ. Используются данные бухгалтерского, оперативного и статистического учета, а также любая другая информация, пригодная для достижения поставленной цели. 9. Измерители информации Преимущественно стоимостные измерители. Любые измерители: стоимостные, натуральные » трудовые и условно- натуральные.


10. Использование методов анализа Группировки, установление влияния инфляционных факторов; сравнительный, структурный и коэффициентный анализ; методы факторного анализа. Статистические и математические методы, элиминирование, сравнения, графики, комплексные оценки и др. 11. Направленность анализа Дать обоснованную оценку финансового положения предприятия, квалифицированно интерпретировать аналитические расчеты. Выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие решения по их мобилизации в производство. 12. Свобода выбора в проведении анализа Обязательное следование общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности. Нет установленных норм его проведения, не имеется общепринятых методик. Критерий пригодность, результативность. 13. Формы обобщения Табличный материал с исходными и расчетно-аналитическими данными, сравниваемыми с нормативными коэффициентами. Письменная интерпретация аналитических данных. Отчет о проведенном анализе, разработка программ по реализации обоснованных управленческих решений.


14. Вид анализа Внешний, ретроспективный, тематический. Внутренний, оперативный, текущий, комплексный. 15. Степень надежности Во многом субъективен, схематичен, незначителен по числу аналитических показателей; не может быть точен ввиду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли и завуалирования, механизма ее получения. Выправляется это положение аудиторскими проверками. Зависит от целей проведения, использует строго достоверные первичные данные, подтвержденные ревизионной группой и группой внутреннего аудита. 16. Место принятия решений по результатам анализа За пределами деятельности анализируемого предприятия, чаще всего на базе завуалированных данных и даже умышленно искаженных, фальсифицированных предприятиями, представляющим отчетность для обнародования в целях избежания, например, чрезмерного налогообложения и т.п. Менеджерами и директорами предприятии, руководителями их подразделений, информация глубоко обоснованная, составлена на базе выверенных объективных данных, используемых для управления своим предприятием.


Таким образом, экономический анализ как наука, представляет собой систему специальных знаний, связанную: а) с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и субъективных фактов; б) с научным обоснованием бизнес-планов и с объективной оценкой их выполнения; в) с выявлением положительных и отрицательных факторов, влияющих на основные показатели деятельности предприятия, а так же с количественным изменением этих факторов; г) с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов, с принятием оптимальных управленческих решений.

Исследование объективно существующих связей между явлениями - важнейшая задача общей теории статистики. В процессе статистического исследования зависимостей вскрываются причинно-следственные отношения между явлениями, что позволяет выявлять факторы (признаки), оказывающие существенное влияние на вариацию изучаемых явлений и процессов. Причинно-следственные отношения - это связь явлений и процессов, при которой изменение одного из них причины ведет к изменению другого - следствия.

Причина - это совокупность условий, обстоятельств, действие которых приводит к появлению следствия. Если между явлениями действительно существуют причинно-следственные отношения, то эти условия должны обязательно реализовываться вместе с действием причин. Причинные связи носят всеобщий и многообразный характер, и для обнаружения причинно-следственных связей необходимо отбирать отдельные явления и изучать их изолированно.

Особое значение при исследовании причинно-следственных связей имеет выявление временной последовательности: причина всегда должна предшествовать следствию, однако не каждое предшествующее событие следует считать причиной, а последующее - следствием.

В реальной социально-экономической действительности причину и следствие необходимо рассматривать как смежные явления, появление которых обусловлено комплексом сопутствующих более простых причин и следствий. Между сложными группами причин и следствий возможны многозначные связи, в которых за одной причиной будет следовать то одно, то другое действие или одно действие будет иметь несколько различных причин.

Чтобы установить однозначную причинную связь между явлениями или предсказать возможные следствия конкретной причины, необходима полная абстракция от всех прочих явлений в исследуемой временной или пространственной среде. Теоретически такая абстракция воспроизводится.

Приемы абстракции часто применяются при изучении взаимосвязей между двумя признаками (парная корреляция). Но чем сложнее изучаемые явления, тем труднее выявить причинно-следственные связи между ними. Взаимное переплетение различных внутренних и внешних факторов неизбежно приводит к некоторым ошибкам в определении причины и следствия.

Особенностью причинно-следственных связей в социально-экономических явлениях является их транзитивность, т.е. причина X и следствие У связаны соотношением, а не непосредственно.

Однако промежуточные факторы, как правило, при анализе опускаются.

Так, например, при использовании показателей международной методологии расчетов фактором валовой прибыли (У) считается валовое накопление основных и оборотных фондов (X), но при этом допускаются такие факторы, как валовой выпуск (Х/), оплата труда (X") и т. д. Правильно вскрытые причинно-следственные связи позволяют установить силу воздействия отдельных факторов на результаты хозяйственной деятельности.

Социально-экономические явления представляют собой результат одновременного воздействия большого числа причин. Следовательно, при изучении этих явлений необходимо, абстрагируясь от второстепенных, выявлять главные, основные причины.

На первом этапе статистического изучения связи осуществляется качественный анализ изучаемого явления методами экономической теории, социологии, конкретной экономики.

На втором этапе строится модель связи на основе методов статистики: группировок, средних величин, таблиц и т. д.

На третьем, последнем этапе интерпретируются результаты; анализ вновь связан с качественными особенностями изучаемого явления.

Статистика разработала множество методов изучения связей, выбор которых зависит от целей исследования и поставленных задач. Связи между признаками и явлениями, ввиду их большого разнообразия, классифицируются по ряду оснований. Признаки по значению для изучения взаимосвязи делятся на два класса. Признаки, обуславливающие изменения других, связанных с ними признаков, называются факторными, или просто факторами.

Признаки, изменяющиеся под действием факторных признаков, являются результативными. Связи между явлениями и их признаками классифицируются по степени тесноты связи, направлению и аналитическому выражению.

Прочтите другие статьи по экономике

Экономическое развитие России 90 гг. ХХ века
Проводимые в России в 1990-х годах экономические преобразования затронули все без исключения сферы жизни нашего общества. Всего за несколько лет произошли кардинальные изменения в экономическом плане. Проводимые правительством России радикальные экономические реформы вызвали неоднозн...

Оценка уровня жизни населения Амурской области
Уровень жизни - сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Уровень жизни населения на практике характеризуют не степенью удовлетворения потребностей, а уровнем потребления благ. Уровень и качество жизни являют...

ВОПРОС 1. Предмет, содержание и объект ЭА

1. Предмет и объект экономического анализа

3. Виды экономического анализа

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:

· с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

· с научным обоснованием бизнес-планов, с объективной оцен­кой их выполнения;

· с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;

· с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного разви­тия, с определением неиспользованных внутрихозяйственных ре­зервов;

· с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений.

Объектом анализа являются социально-экономические процес­сы расширенного воспроизводства, осуществляющиеся в деятельности предприятий и объединений, их внутренних подразделений, отражаемые в плане, текущем учете, отчетности, других источ­никах информации.

Экономический анализ изучает три главные стороны финан­сово-хозяйственной деятельности предприятий:

· технологическую, выражающую связь людей с природой в процессе производства (выращивание сельскохозяйственных куль­тур, разведение животных и т.д.);

· организационно-экономическую, отражающую отношения между людьми в процессе производства (организацию труда, спе­циализацию хозяйства, использование техники и т. д.);

· финансовую, выражающую экономические отношения, возни­кающие на предприятии и между отдельными предприятиями, организациями и лицами.

Содержанием экономического анализа является глубокое и все­стороннее изучение экономической информации о функциониро­вании анализируемого субъекта хозяйствования с целью приня­тия оптимальных управленческих решений по обеспечению вы­полнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выяснения слабых мест и внутрихозяй­ственных резервов.

Основная цель проведения анализа - повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения.

В процессе достижения основной цели анализа решаются две основные задачи:

1. изучение характера действия экономических законов, установ­ление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях;

2. повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов.

Оно достигается в первую очередь осуще­ствлением обстоятельного ретроспективного (текущего) анализа хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за зна­чительный период позволяет установить определенные экономи­ческие закономерности в хозяйственном развитии. Далее выделя­ются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность данного предприятия. Особое внимание обращает­ся на анализ хозяйственной деятельности за текущий период, ко­торый является в то же время и предплановым.


Важнейшие принципы экономического анализа:

1) анализ должен носить научный характер, т.е. базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения научно-технического прогресса и передового опыта, новейшие методы экономических исследований;

2) анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и закднодательству;

3) обеспечение системного подхода к анализу, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и вне­шних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его от­дельных элементов;

4) анализ должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и
достоверности его расчетов;

5) анализ должен быть комплексным. Комплексность исследо­вания требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономикепредприятия;

6) анализ должен быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя не­достатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководителей предприятия. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий, для обоснования, корректировки и уточнения плановых дан­ных. В противном случае цель анализа не достигается;

7) анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением;

8) анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь;

9) демократизм анализа. Участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов;

10) анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

Таблица 1 – Классификация видов экономического анализа

Исследование объективно существующих связей между явлениями - важнейшая задача общей теории статистики. В процессе статистического исследования зависимостей вскрываются причинно-следственные отношения между явлениями, что позволяет выявлять факторы (признаки), оказывающие основное влияние на вариацию изучаемых явлений и процессов. Причинно-следственные отношения - это связь явлений и процессов, когда изменение одного из них - причины. Ведет к изменению другого - следствия.

Особое значение при исследовании причинно-следственных связей имеет выявление временной последовательности: причина должна всегда предшествовать следствии, однако не каждое предшествующее событие следует считать причиной, а последующее - следствием.

В реальной социально-экономической действительности причину и следствие необходимо рассматривать как смежные явления, появление которых обусловлено комплексом сопутствующих более простых причин и следствий. Между сложными группами причин и следствий возможны многозначные связи, когда за одной причиной будет следовать то одно, то другое действие или одно действие имеет несколько разных причин. Каждое явление может выступать в одних случаях как причина, а в других как следствие.

Но чем сложнее изучаемые явления, тем труднее выявить причинно-следственные связи между ними. Взаимное переплетение различных внутренних и внешних факторов неизбежно приводит к некоторым ошибкам в определении причины и следствия. Социально-экономические явления представляют собой результат одновременного воздействия большого числа причин. Поэтому при изучении этих явлений необходимо выявлять главные, основные причины, абстрагируясь от второстепенных.

На первом этапе статистического изучения связи проводят качественный анализ изучаемого явления, связанный с анализом природы социального или экономического явления при помощи экономической теории, социологии. Второй этап - построение модели связи. Он базируется на методах статистики: группировках, средних величинах, таблицах и т.д. Третий, последний этап - интерпретация результатов - вновь связан с качественными особенностями изучаемого явления.

Статистика разработала множество методов изучения связей, выбор которых зависит от целей исследования и поставленных задач. Признаки по их значению для изучения взаимосвязей делятся на два класса. Признаки, обуславливающие изменения других, связанных с ними признаков, называются факторными или просто факторами. Признаки, изменяющиеся под действием факторных признаков, являются результативными.

Связи между явлениями и их признаками классифицируются по степени тесноты связи, направлению и аналитическому выражению.

В статистике различают функциональную связь и статистическую зависимость. Функциональной называют такую связь, при которой определенному значению факторного признака соответствует одно значение результативного признака. Функциональная связь проявляется во всех случаях наблюдения и для каждой единицы исследуемой совокупности.

Если причинная зависимость проявляется не в каждом отдельном случае, а в общем, среднем при большом числе наблюдений, то такая зависимость называется статистической . Частным случаем связи является корреляционная связь, при которой изменение среднего значения результативного признака обусловлено изменением факторных признаков.

По степени тесноты связи, в зависимости от величины коэффициента корреляции, различают следующие критерии оценки тесноты связи: связь практически отсутствует, слабая, существенная, тесная.

По направлению выделяют связь прямую и обратную. При прямой связи с увеличением или уменьшением значений факторного признака происходит увеличение или уменьшение значений результативного. Так, рост производительности труда способствует увеличению уровня рентабельности производства. В случае обратной связи значения результативного признака изменяются под воздействием факторного, но в противоположном направлении по сравнению с изменением последнего. Так, с увеличением уровня фондоотдачи снижается себестоимость единицы производимой продукции. социальный экономический статистика

По аналитическому выражению выделяют связи прямолинейные (или просто линейные ) и криволинейные (нелинейные ). Если статистическая связь между явлениями может быть приближенно выражена уравнением прямой, то ее называют линейной связью ; если же она выражается уравнением какой-либо кривой (параболы, гиперболы, степенной, показательной, экспоненциальной и т.д.), то такую связь называют нелинейной или криволинейной.

По количеству факторов, действующих на результативный признак, связи различают однофакторные (один фактор) и многофакторные (два и более факторов). Однофакторные (простые) связи обычно называют парными (так как рассматривается пара признаков). Например, корреляционная связь между прибылью и производительностью труда. В случае многофакторной (множественной) связи имеют ввиду, что все факторы действуют комплексно, т.е. одновременно и во взаимосвязи, например, корреляционная связь между производительностью труда и уровнем организации труда, автоматизации производства, квалификации рабочих, производственным стажем, простоями и другими факторными признаками.