Историческая школа кратко. Историческая школа

Историческая школа в экономической науке сформировалась в XIX в.

18 Глава II. Национально-историческое направление в экономике

Основными аналитическими предпосылками исследований стали:

Рассмотрение экономики как динамической системы;

Особое внимание к человеческому фактору, необходимому для разработки практически полезной общественной науки;

Изучение различий в формировании экономических институтов и особенно масштабов государственного участия в

экономической жизни.

Последний фактор обусловлен политическими традициями и институтами, сформировавшимися на протяжении истории страны. У немецких экономистов упор делается на изучении политической экономии, государственного управления как фундамента национального хозяйства. При этом представители немецкой школы выступают с позиций одобрения государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Примечателен тезис об отсутствии уникальных, проверенных опытом правил экономической политики и их применимости к разным странам и временам. Каждый исторический опыт неповторим, ему присуща некая трансцендентальность1.

Экономическое развитие представляет собой органический процесс, абсорбирующий влияние обычаев, психологии, права и языка. Экономическая наука, сосредоточенная на хозяйственных категориях, страдает односторонностью и незавершенностью. Немецкой школе была присуща богатейшая эрудиция, имевшая, к сожалению, националистический уклон.

Символом исторической школы стало понимание процессов, т. е. выяснение мотивов человеческих поступков, вызвавших к жизни то или иное событие. Подобный подход вносит смысл в экономическую науку.

Экономисты исторической школы критиковали английскую классическую науку, находя ее абстрактной, противоречащей эмпирическим исследованиям. Свою роль здесь сыграли некоторые естественные причины: более позднее и специфическое развитие капитализма в Германии, а также прочные традиции и уникальность немецких исторических исследований.

1 Трансцендентальный (от лат. transcender? - переступать) - стоящий над категориями рациональной науки; соответственно трансцендентальность - некие сверхчувственные свойства, познаваемые интуитивно, вне опыта.

§ 1. Историческая школа, или рождение национальной экономики 19

Из первых экономистов-историков следует назвать Фридриха Листа (1789-1846), осуществившего на добротном эмпирическом материале критику классической теории, но грешившего рационализмом. Его книга "Национальная система политической экономии" была переведена и издана в России (1891).

Труды представителей исторической школы явились протестом против традиционной английской науки, соединившим в себе как рациональные и перспективные идеи, так и некоторые реакционные черты.

Густав Шмоллер (1838-1917) известен своим фундаментальным трудом "Основы общего учения о национальном хозяйстве". Задачей своего исследования Шмоллер считал разработку генетического подхода, который позволяет найти комплексное объяснение экономических структур и механизмов функционирования хозяйства. Этот замысел диктовал самое внимательное отношение к различиям в географии, этническим особенностям, использованию данных психологии, биологии и даже геологии. В то же время Шмоллер полагал, что в общественной науке нет места для математики, поскольку дифференциальное исчисление не сможет уловить тонкие реакции человеческой психики, которые зачастую обусловлены соперничеством и враждебностью.

Совершенствование общества связано с улучшением условий жизни, стабильностью существования и повышением общего образовательного уровня.

Психологическим базисом шмоллеровской концепции является заимствованный у Бентама гедонизм - противоречивое сочетание чувств наслаждения и страдания. У Шмоллера акцент сделан на том, какая психология, какое сочетание побуждений наиболее соответствуют данным потребностям экономической жизни.

Немецкий экономист обогатил и оживил экономическую науку. Внутреннее единство общественных наук обнаруживается прежде всего в том, что экономическая наука не может освободиться от анализа мотиваций, от связи ступеней экономического развития с эволюцией стимулов и побуждений. Общество представляет собой единое целое. Изолированное рассмотрение его особенностей и частностей, необходимое для углубления исследовательского поиска, все же не может дать полного представления о характере экономики.

20 Глава II. Национально-историческое направление в экономике

В лекциях Шмоллер любил повторять, что как для уверенной походки нужны две сильные ноги, так и для исследователя необходимы дедуктивный и индуктивный методы. Исследователи называют шмоллеровские "Основы..." энциклопедическим произведением, изумительным памятником эмпирического поиска.

"Основы... " открываются анализом психологических, этических и правовых факторов, определяющих поведение людей, затем описывается развитие экономики и раскрывается содержание таких социальных институтов, как семья, группа, класс, общество, и взаимодействие между ними. На этой основе объясняются категории собственности, труда, предпринимательской деятельности.

В этом достаточно объемистом произведении вырисовываются следующие предпочтения автора. Государственное вмешательство в разных, в основном нормативных, формах является главным условием эффективного функционирования экономической системы.

Особое внимание уделяется морально-этической стороне хозяйственной жизни. На переднем плане межличностных связей находятся брачные узы и общественные интересы. Вслед за анализом интересов, прошедших через сознание и закрепленных религией, обычаями, моральными и правовыми нормами, Шмоллер переходит к рассмотрению склонностей, которые определяют социальный статус и стимулируют "инстинкт конкуренции", стремление к обогащению, которое следует ограничивать. При разумном воспитании эти склонности можно развить, скажем, в предприимчивость, бережливость.

Вернер Зомбарт (1863-1941) хорошо известен российским экономистам старшего поколения. На русский язык переведены такие его работы, как "Буржуа" (1924); "Современный капитализм" (1929); "История экономического развития Германии" (1914); "Евреи и хозяйственная жизнь" (1914); "История хозяйства" (1923).

В молодые годы Зомбарт был последователем Маркса, популяризовал марксистскую доктрину как единственно научное исследование будущего социалистического общества. Увлечение Марксом продолжалось около 20 лет. Но попытка соединить марксизм с историко-экономическими исследованиями Шмоллера оказалась безнадежной.

§ 1. Историческая школа, или рождение национальной экономики 21

В последующем Зомбарт сосредоточивается на теме национальной психологии, его работы все более проникаются духом национализма. В 1915 г. выходит в свет его брошюра "Герои и торговцы", вызвавшая скандал в европейском обществе. Героями были выставлены германцы, а бесчестными купцами - англичане. Но эта книга инспирировалась националистическим угаром, распространившимся в Германии военных лет, хотя эмоциональная восприимчивость не оправдывает ученого.

В последний период Зомбарт занимался исследованием немецкого социализма. Основополагающими принципами исследования стали тоталитарное устройство общества, энергичность, героизм и национализм. В будущем обществе возникнет новая сословная иерархия, где каждый займет свое место. Экономика должна подчиняться политическим требованиям, а общественное развитие происходить планомерно. На службе государства - финансы и кредит, сама предпринимательская деятельность. Так грустно и нелепо завершилась творческая биография одного из последних немецких романтиков, крупного ученого-эрудита в германском рейхе.

Остановимся теперь на положительных сторонах исследовательского поиска Вернера Зомбарта.

Его заслуженно считают создателем истории народного хозяйства как эмпирической основы экономического учения конца XIX - начала XX вв.

Согласно Зомбарту, теория капитализма имеет в качестве путеводителя развитие духа, изменения, накапливающиеся в духовной жизни общества. На каждой новой ступени истории происходит воспроизведение фрагментов прошлого. Задача состоит в их тщательном отборе и оценке.

Экономические интересы и стимулы индивида или группы сливаются с социальными в силу общественного характера производства и распределения.

В понятийный аппарат экономики Зомбарт ввел категории экономических стадий, экономических систем и хозяйственной деятельности. Они до сих пор используются современными исследователями в зомбартовском толковании.

Религиозные черты, воздействующие на экономическую психологию, Зомбарт считал неизменными, они служат основанием для понимания капиталистического духа. Более глубокое исследование этой взаимосвязи было предпринято другим пред

22 Глава II. Национально-историческое направление в экономике

ставителем исторической школы - современником Зомбарта Вебером.

Макса Вебера (1864-1920) - социолога, историка и экономиста - отличает прежде всего либеральный взгляд на общественную жизнь. Он с сомнением относился к идеям уникальности исторического опыта, предложенным Г. Шеллером. Перу Вебера принадлежат "Аграрная история древнего мира" (на русском языке вышла в 1925 г.), "Протестантская этика и дух капитализма" (1904), "История хозяйства" и "Социальная экономика", опубликованные в серии "Экономика и общество"; "Хозяйственная этика мировых религий" (1915). Лекции Вебера по "Всеобщей экономической истории" были изданы посмертно в 1923 г.

К основным составляющим веберовской концепции можно отнести следующие положения.

Свойственную исторической школе позицию "понимания" Вебер развил, превратив ее в "интерпретационную социологию", требующую от исследователя интерпретации, раскрытия внутреннего смысла события или явления. При этом Вебер критиковал подходы исторического материализма, облегчающие толкование фактов.

Вебер разделяет человеческую деятельность на четыре типа: первый - целесообразный (zweckrationell) - предполагает использование имеющихся средств для достижения цели; второй - рациональный с ценностной точки зрения (wertrationell); третий - продиктованный эмоциями (anektrationell) и четвертый - повторяющий обычаи и традиционные образы (traditionell). Их совокупность складывается в единство общественной жизни.

Вебер критиковал Маркса за неразрывную связь между экономическим могуществом и политической силой, подчеркивая, что религиозные и политические идеи представляют собой самостоятельный фактор. Люди воспринимают их такими, каковы они есть. Идеи - не просто надстройка, они могут сами по себе порождать напряженности и конфликты, не менее значимые, чем стремления к материальной выгоде.

Капитализм для Вебера являлся концентрированным выражением рациональности.

Между тем как социализм неизбежно приведет лишь к полной бюрократизации экономической жизни.

Экономика - это система, участники которой принимают решения, сопоставляя полезность и издержки. Такое сопостав

§ 1. Историческая школа, или рождение национальной экономики 23

По одним документам этот термин происходит из древнегреческой мифологии, согласно которой харизма - дар богов, мистическая власть над людьми, по другим документам - способность к творческой деятельности.

ление является выражением капиталистического духа, который развивается на соответствующей психологической почве.

В основополагающей работе "Протестантская этика и дух капитализма" доказывалось, что реформация породила миропонимание, которое привело к развитию капиталистического духа, и формирование самого капитализма как системы. Тезис этот был блестяще подкреплен исследованием социологии религий. На примере американских сект Вебер показал, что положение человека в деловом мире определяется его причастностью к церкви. Это как бы сертификат, удостоверяющий моральную строгость и деловую честность.

Любопытен подход автора к разграничению типов капитализма. Политический, или позже империалистический, капитализм сопровождал развитие Британской империи и был связан с рискованными приключениями, колониальными захватами и грабежами; фискальный капитализм был характерен еще для Древнего Рима и королевского строя Франции; существовал также капитализм незндчительных групп, которые Вебер называет париями (евреи, персы). Однако свои симпатии автор отдает промышленному капитализму, основанному на фабричном производстве и наемном труде.

Современный капитализм (начала XX в.) рационален. Но подлинно культурных людей становится все меньше, их вытесняют специалисты и фанатики организации, что ограничивает проявление харизмы1. Социальные связи между этими процессами выглядят следующим образом; рационализация ведет к усилению бюрократических структур, которые урезают подлинную свободу личности, человек подчиняется организации. Избежать подобной перспективы может лишь тот, кто наряду с харизмой обладает способностью к управлению в той или иной доступной ему сфере. Тем не менее угроза поглощения человека бюрократией сохраняется.

В отличие от Зомбарта Вебер отвергал идею о том, что носителями капитализма были евреи. Не они изобрели коммерческий вексель или акционерные компании. Евреи сотрудничали на правах "народа-гостя", они не участвовали на первых

24 Глава II. Национально-историческое направление в экономике

порах в политической организации. Подлинным созидателем капитализма был христианин, который стремился освободиться от традиций и не боялся новаций. И здесь Вебер на первый план выдвигает кальвинизм, англо-саксонское протестантство. Для предпринимателя-протестанта капитализм превращается в призвание. Когда он стремится к рационализации и прибыли, то исполняет божественное предначертание, и совесть его остается чистой.

Вальтер Ойкен (1891-1950) принадлежит к числу тех выдающихся умов, которые при жизни были обойдены славой. Нацистские времена не располагали к дискуссиям о рациональном устройстве общества. Мировая экономическая наука познакомилась с трудами этого немецкого профессора лишь в 50- 60-е гг. XX в.

Сегодня книги Ойкена выходят многотысячными тиражами и стали учебниками для студентов во многих странах. Экономисты - теоретики и практики - постигли справедливость жестких слов о первородном грехе эмпирической науки. "Зачастую словом мы подменяли факты, анализом понятий - анализ сути дела", - писал В. Ойкен.

В. Ойкен родился в 1891 г. в Йене, в семье философа и лауреата Нобелевской премии по литературе. Он изучал экономику, историю и философию в университетах Германии, в 1921 г. стал доктором наук.

В 1939 г. вышла в свет первая монография Ойкена "Основы национальной экономии". Второй крупный труд "Основные принципы экономической политики" был издан в 1954 г., уже после смерти автора. Перу ученого принадлежат статьи, в которых он резко критиковал правительство Аденауэра-Эрхарда за ошибки и непоследовательность, хотя последний признавал Ойкена своим духовным отцом и наставником. Первую профессорскую кафедру В. Ойкен получил в университете Тюбингена, а затем был приглашен во Фрайбург, откуда практически не выезжал. Смерть настигла ученого в Лондоне (1951), где он читал цикл лекций, озаглавленный кратко, но провидчески: "Этот век неудач".

Обе вышеназванные книги переведены на русский язык, изданы соответственно в 1995 и 1996 гг.

Ключевым звеном общей концепции Ойкена является положение об экономических порядках. Мыслители XIX в. жили в принципиально ином мире. Тогда же сложились понятия, кото

§ 1. Историческая школа, или рождение национальной экономики 25

рые и сегодня разделяются значительной частью людей. Это - социализм и капитализм. Предлагая уйти от этих умозрительных абстракций, приглашая задуматься над экономическим опытом и особенно над экономической политикой, автор сосредоточивается на анализе реально существующих экономических структур.

В науке распространено мнение, что сама laissez-faire (свобода действий), со свойственной ей анархией и кризисами вызывает тенденцию к государственному регулированию. Формы и содержание государственного вмешательства с течением времени усложняются, но жизненно важным условием оно останется и на будущие времена.

Экономический космос, согласно В. Ойкену, можно представить в виде следующей схемы:

Совокупность экономических процессов. Различные виды экономических порядков. Экономическая политика.

Историческим опытом доказано, что между развитием производства, достижениями естественных и прикладных наук, с одной стороны, и состоянием экономических порядков - с другой, существует неравновесие, а отставание порядков является почти правилом.

Под экономическим порядком Ойкен понимал рамочные условия рыночного хозяйства, т. е. совокупность институций, представляющих свод данных, необходимых для того, чтобы хозяйствующие субъекты могли принимать решения и совершать те или иные действия1.

Хозяйственный порядок показывает, в какой мере государство регулирует экономическое развитие, способствует ему и как при ограниченных ресурсах государственные органы выступают своего рода "нехваткомером" (MangelmaB), или вычислительной машиной, встроенной в хозяйственный порядок.

1 Ойкен различает шесть составляющих свода данных: потребности людей, природные условия, состояние рабочей силы, товарные запасы, уровень технологии и технических знаний, правовой и социальный порядки. Под шестым условием подразумеваются законы и уложения, нравы и обычаи, духовный настрой, "определяющий правила игры". Этот комплекс условий хозяйствования не всегда является целесообразным или успешным.

26 Глава II. Национально-историческое направление в экономике

В состав институтов экономического порядка входят также предпринимательские союзы и профсоюзы, которые вырабатывают правила и предписания.

Систематизируя историческую практику, В. Ойкен предлагает следующую типологию экономических политик: laissez-faire; политика планово-централизованного (полностью или частично) управления экономикой; политика среднего пути; политика конкурентного порядка и точечная политика.

Неизбежность же краха планово-централизованного управления экономикой (в Германии - с сохранением частной собственности, в России - с ее упразднением и введением коллективной ответственности) сомнений не вызывала1. Интерес представляют сами формы отмирания подобного порядка. Автор, размышлявший над этими проблемами еще в 30-х гг., сравнивал остающиеся после развала централизованного порядка оборонные предприятия с валунами, омытыми потоками ледниковой лавины. А главным после распада такой системы управления, по его мнению, явится вопрос о власти. Ведь в централизованном хозяйстве слой руководителей состоит из неконтролируемой группировки, которая решительно проводит свой интерес, свою волю. Общественный интерес, состоящий из множества индивидуальных, просто не может быть реализован в командной экономике.

Политика среднего пути предполагает ту или иную степень государственного вмешательства в рыночную экономику, нахождение компромисса между рынком и плановым хозяйством. Сюда относятся государственное вмешательство с распределительными целями, политика "полной занятости", конъюнктурное регулирование.

При конкурентном порядке рамочные условия, создаваемые государством, способствуют максимальному развитию конкуренции. Задачей текущей экономической политики является ограничение или недопущение тенденций к концентрации экономической власти (процессов монополизации) и тех форм рынка, которые ведут к нанесению экологического ущерба.

Точечная (или пунктирная) экономическая политика включает политико-правовые действия, ориентированные на реше-

1 Планово-централизованная, система - экономическое выражение тоталитаризма.

§ 2. Национальная экономика в российском формате

ние отдельных проблем, защиту интересов конкретных сфер. Оборотной стороной здесь может стать нарушение комплексности, целостности экономического подхода. В этом смысле политика доходов, направленная на поддержку отдельных сфер или слоев, может вызвать перекосы в совокупном платежеспособном спросе и денежные расстройства.

Вторая половина века вызвала к жизни и другие направления, или оттенки, экономической политики (структурной и конъюнктурной, воздействующей на экономические процессы со стороны спроса и со стороны предложения, дискреционной).

Экономике внутренне присуще равновесие. Оно восстанавливается стихийно, как зеркало водной глади после брошенного камня. Опасные и длительные расстройства являются чаще всего делом рук незадачливых политиков. Нужна не только "тонкая настройка" экономической системы, поскольку она сама стремится к стабильности, но и забота о том, чтобы политические действия не наносили прямого вреда. Функция экономической политики не должна выходить за рамки "приспособления".

Этим взглядам противостоит "активистская" доктрина, согласно которой политические деятели самостоятельно определяют экономический курс и придерживаются его, оперативно реагируя на изменение условий.

Иными словами, вопрос о том, какой должна быть экономическая политика - "приспособительской" или "активистской", - не так уж прост. Ведь правительства принимают на себя ответственность за состояние экономики.

Неолиберализм - направление в экономической науке и практике хозяйственной деятельности, имеющее в основе принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации.

Либерализм как система взглядов ведет начало от английских классиков А. Смита и Д. Рикардо. Либерализм основан на признании ведущей роли индивидуальной деятельности, обусловливаемой личным интересом. Государственное вмешательство в индивидуальную экономическую деятельность должно быть ограничено.

Другим источником неолиберализма, и в особенности его фрайбургской школы, является историческая школа Германии. Ее представители впервые стали рассматривать политическую экономию как науку о национальном хозяйстве.

Современные представители экономического либерализма следуют двум традиционным положениям: во-первых, они исходят из того, что рынок (как наиболее эффективная форма хозяйствования) создает наилучшие условия для экономического роста, и, во-вторых, они отстаивают приоритетное значение свободы участников экономической деятельности.

Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где отсутствуют эти условия.

К неолиберализму принято относить чикагскую (М. Фридмен), неоавстрийскую (Ф. Хайек), фрайбургскую (В. Ой- кен, Л. Эрхард) школы. Сторонники неолиберализма обычно выступают с критикой кейнсианских методов регулирования экономики.

В США и некоторых других странах современная неолиберальная политика опирается на ряд экономических подходов, получивших наибольшее признание. Это монетаризм, экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий.

Историческая и фрайбургская школы Германии

Историческая школа возникла в Германии в середине XIX в. там, где классическая школа не получила распространения. Представители исторической школы считали, что экономика каждой страны развивается по своим собственным законам, которые связаны с ее географическими условиями, историческим развитием, национально-культурными традициями и чертами национального характера. Они считали общие экономические законы производства, обмена, распределения выдумкой англичан.

Методологические особенности исторической школы:

  • учет влияния на экономическое развитие страны социальной среды, в том числе человеческого фактора;
  • выявление взаимосвязи экономических и неэкономических факторов;
  • определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества.

По мнению представителей исторической школы, экономические законы не следует отождествлять с природными, которые неизменно проявляют себя, благодаря стабильному характеру вызывающих их действие заранее известных элементов и компонентов. Поэтому, наперекор классикам, они указывают на неуниверсальный характер политэкономии и зависимость результативности экономических процессов не только от экономических (базисных), но и от факторов неэкономического свойства, т.е., как принято говорить, от факторов социальной среды: национальных особенностей и традиций, исторической случайности, географических условий страны, особенностей национальной культуры, психологии, религии.

У классиков неэкономические факторы обусловлены влиянием экономических факторов, т.е. чем выше уровень производительных сил, тем более развитой будет социальная среда. В трудах немецких авторов экономические и неэкономические факторы рассматриваются во взаимосвязи. Эта позиция привела к зарождению идеи об уникальности немецкого национального духа.

У классиков историзм проявляется через критерий выделения на различных этапах эволюции народов и государств высших и низших, главных и неглавных классов общества. Немецкие авторы использовали сугубо хозяйственный подход.

В процессе эволюции исторической школы Германии в литературе выделяют три этапа:

Первый этап: 40-60-е гг. XIX в. получил название «Старая историческая школа» (В. Рошер, Ф. Лист, Б. Гильдебрандт, К. Книс).

Второй этап приходится на 70-90-е гг. XIX в. и называется «Новая историческая школа» (Л. Брентано, Г. Шмоллер, К. Бюхер).

Третий этап: первая треть ХХ в. «Новейшая историческая школа» (В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф).

Заслуга представителей старой исторической школы заключается, прежде всего, в формировании альтернативных классической школе методологических положений, которые затем легли в основу методологии социально- институционального направления.

«Старая» историческая школа

Основателем исторической школы считается Фридрих Лист (1789-1846 г.). В своем главном труде «Национальная система политической экономии» (1841 г.) он выступил против английских классиков. В центре его работы — национальная экономика как целое, в ее взаимосвязях с внешним окружением. Основные идеи книги:

1. Теория производительных сил. Рост общественного богатства достигается не через разрозненную, а через согласованную деятельность людей, которые должны сохранять и умножать произведенное усилиями предшествующих поколений. Истинное богатство заключается в развитии производительных сил, а не в количестве меновых ценностей. Задача политики — объединить людей, обеспечить промышленное воспитание нации; это облегчит подъем производительных сил. Увеличение производительных сил начинается с отдельной фабрики и затем распространяется до национальной ассоциации.

2. Концепция экономического прогресса нации в соответствии с учением о стадиях производства. Предложенные Листом стадии достаточно условны: «состояние дикости», «пастушеский быт», «земледельческое хозяйство», «земледельчески-ремесленное хозяйство». В итоге нации приходят в заключительную стадию, в которой гармонично развиваются сельское хозяйство, промышленность, торговля. Смысл «теории стадий» состоит в том, что каждой стадии должна соответствовать присущая ей экономическая политика, направленная на подъем производства, развитие производительных сил нации. Этот тезис направлен против универсальных рецептов классиков: их теория свободы торговли отвечала интересам Англии, но противоречила нуждам экономически не окрепшей, политически раздробленной в то время Германии.

3. Обоснование активной экономической политики государства. Лист писал, что нельзя понять народное хозяйство как органически целое, если исключить из него государственное хозяйство. Народная экономия становится национальной экономией в том случае, если государство охватывает целую нацию, обладающую самостоятельностью, способностью приобрести устойчивость и политическое значение. Государственная власть согласует и направляет усилия отдельных звеньев национального хозяйства во имя долгосрочных коренных интересов нации.

Эти же взгляды разделяли Вильгельм Рошер (18171894 гг.), выпустивший в 1843 г. книгу «Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода», Бруно Гильдебрандт (1812-1878 гг.), главная работа которого «Политическая экономия настоящего и будущего» вышла в 1848 г. и Карл Книс (1821-1898 гг.), изложивший свои взгляды в работе «Политическая экономия с точки зрения исторического метода» (1853 г.).

«Новая» историческая школа

Она развивала методы «старой» школы в новых условиях. Германия была уже единым национальным государством, отпала необходимость доказывать жизненную важность объединения и жесткого протекционизма. Но националистические мотивы и культ государства остались традиционными чертами, подпитывавшимися внешнеполитической агрессивностью Германского государства. Густав Шмоллер (1838-1917 гг.) в своих работах «История мелкого ремесленного производства в Германии в Х1Х в.» (1870 г.), «Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы» (1897 г.) был твердо уверен в том, что политическая экономия может превратиться в доминирующую общественную науку только тогда, когда установит прочные научные связи с этикой, историей, социологией, политологией.

Шмоллер выделял три сферы деятельности в экономической практике: частное хозяйство, государственное хозяйство, харитативное хозяйство. В первом типе господствует личный интерес, во втором — общественный, основанный на принципе принудительности, в третьем благотворительность. В сферах первого типа возможны злоупотребления и другие крайности, которые должны регулироваться государством и нравственными нормами. В третьем — преобладают нравственные мотивы. В числе функций государства представители «новой» исторической школы называли следующие: забота об умственном и эстетическом воспитании; здоровье; развитие путей сообщения; покровительство старикам, детям; помощь рабочим, получившим увечья.

Луйо Брентано (1844-1931 гг.) в работах «Современные рабочие гильдии (1871-1872 гг.), «Об отношении заработной платы и рабочего времени к производительности труда» (1877 г.), «Аграрная политика» (1897 г.) выдвигал идеи о коренном изменении положения рабочих и ликвидации неравенства путем организации профессиональных союзов, потребительской кооперации, фабричного законодательства.

«Новейшая» историческая школа

Крайности в применении исторического метода характерны для работ Вернера Зомбарта (1863-1941 гг.). За долгую жизнь Зомбарт прошел путь от марксизма до фашизма. В работе «Герои и торговцы» (1915 г.) Зомбарт противопоставляет «нации торговцев» (англичан) «нацию героев» (немцев) и обосновывает право последних с помощью военной силы завоевывать себе то, что через развитие торговли и промышленности приобрели первые. В работе «Немецкий социализм» (1934 г.) Зомбарт формулирует социальный идеал для Германии в виде «государственного социализма», который у него равнозначен «плановому», или «организованному», капитализму. Основные элементы этой модели — корпоративное государство, осуществляющее планирование национальной экономики, жесткая централизация управления, строгая иерархия и сословное деление — были восприняты германским фашизмом и стали частью его социально-экономической политики.

Макс Вебер (1864-1920 гг.) в 1919-1920 гг. читал в Мюнхенском университете курс лекций, которые были изданы в виде книги «История хозяйства» (1923 г.), где концепция идеальных типов хозяйства используется для сопоставления идеальной конструкции с реальностью. Сравнивая идеальную «модель» с действительным процессом экономического развития, Вебер отслеживает степень отклонения реальной системы от идеала. Это метод исследования исторического развития народов, сопоставления национальной практики и общетеоретической модели.

Вебер показал значение религиозных норм, этики поведения для формирования товарно-капиталистических отношений. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» он выявляет влияние религии на экономику. Протестантская религия способствовала развитию деловой хватки, предпринимательской активности. Она помогала формированию бережливости, расчетливости, предприимчивости, оборотливости, способности к риску. Именно из числа протестантов формировался класс предпринимателей — собственников и организаторов производства. В результате сложилась «рационалистическая» форма капитализма.

Историческая школа за редким исключением не внесла заметного вклада в развитие экономической науки в современном ее понимании, но, тем не менее, она сделала многое для определения круга проблем, решение которых эта наука призвана найти. В конце Х1Х в. экономическая наука разделилась на теоретическую (позитивную) и практическую (нормативную) части. Первая изучает, что происходит в экономике, вторая — что надо сделать для достижения некоторых целей. Период формирования основ теоретической части экономической науки совпал с периодом возникновения и развития исторической школы, которая задала направление развития прикладной части именно тогда, когда теоретическая часть отстранилась от обсуждения практических задач. Таким образом, с точки зрения эволюции экономической науки оба течения оказались взаимосвязанными и взаимодополняющими.

Линия, прочерченная германской исторической школой, нашла своеобразное продолжение в американской экономической мысли конца Х1Х — первой трети ХХ вв. — институцио- нализме, а также в ордолиберализме.

Фрайбургская школа (ордолиберализм)

Ордолиберализм предпринял попытку создать собственное учение о народном хозяйстве на базе синтеза идей новой исторической школы, неоклассицизм и традиционного либерализма.

Методологически ордолиберализм наиболее близок к новой исторической школе, для которой характерна трактовка процесса общественного развития как медленной, постепенной эволюции.

В отличие от неоклассики в методологическом инструментарии ордолиберализма маржинализм не занимает самостоятельного места. Он учитывается как распространенный в западных концепциях теоретический прием.

С традиционным либерализмом ордолиберализм роднит идея индивидуальной свободы на основе всемерного укрепления и поощрения частной собственности на средства производства. Вместе с тем неолибералы, в отличие от своих предшественников, оценивали процессы хозяйственной жизни с макроэкономических, а не микроэкономических позиций. Кроме того, ордолиберализм отличается от либерализма эпохи капитализма свободной конкуренции тем, что он выступал за активное государственное воздействие на экономику. Причем объектом этого вмешательства ордолибералы, в отличие от кейнсианцев, считали не сам процесс воспроизводства, а институциональные основы механизма прибыли и конкуренции.

Основу ордолиберализма составляют учение о строе конкуренции и концепция социального рыночного хозяйства. Учение о двух типах экономического строя принадлежит Вальтеру Ойкену (1891-1950 гг.) и изложено в его работах «Основания национальной экономии» (1947 г.) и «Основные принципы экономической политики» (1950 г.).

Экономический строй - совокупность реализованных на практике хозяйственных форм, в которых протекает повседневный конкретный хозяйственный процесс.

Ойкен считает, что ключ к анализу всех известных в истории экономических систем можно получить, выделив два основных типа экономического строя. Во-первых, центрально- управляемое хозяйство, во-вторых, хозяйство общения, или рыночное хозяйство. Они никогда не встречаются в чистом виде, но всегда в виде некоторой смеси с преобладанием одного из них.

Задача экономического исследования состоит в том, чтобы найти, какой из возможных хозяйственных порядков реализовался в данном месте в данное время. Решив эту задачу, можно получить ответы на два вопроса: какова структура хозяйственного порядка и каковы происходящие в нем процессы.

Если Кейнс объяснял недуги капитализма хроническим недостатком эффективного спроса, что при невмешательстве государства в экономику лишает этот строй стимулов к развитию, то ордолибералы видели источник бед в подрыве совершенной конкуренции, монополизации. Монополия — отклонение от модели совершенной конкуренции. К монополистам он причислял профсоюзы, этим обосновывая правомерность принятия предпринимателями и государством ограничительных мер против них.

Из пассивности государства Ойкен выводил подрыв совершенной конкуренции и социальные издержки капитализма, которые могут быть устранены при помощи государства.

Основным направлением государственной экономической политики является формирование хозяйственного строя: регулирование монополии и конкуренции, соотношения частной и государственной собственности, прямых и косвенных мер вмешательства в экономику, установление правовых норм хозяйствования.

Основные принципы строя конкуренции по Ойкену:

  • неприкосновенность частной собственности;
  • стабильность денежной валюты;
  • открытые рынки;
  • свобода всех сделок и договоров;
  • возложение материальной ответственности на тех, кто отвечает за действия хозяйственных единиц;
  • постоянство экономической политики.

Ордолибералы противопоставляли постоянство экономической политики идеям Кейнса, считавшего необходимой гибкую фискальную и кредитно-денежную антициклическую политику. Государственное воздействие на хозяйственный процесс ордолибералы допускали лишь в исключительных случаях, связанных с действием экзогенных факторов.

Теория ордолибералов не могла использоваться в Западной Германии после войны по двум причинам:

  • из-за объективной необходимости более гибкого государственного воздействия на экономику, чем это допускали ордолибералы;
  • строй конкуренции не находил поддержки у широких слоев населения из-за кризиса 20-30-х гг.

Данные обстоятельства были учтены теоретиками «социального рыночного хозяйства». Этот термин впервые появился в 1947 г. в работе А. Мюллера-Армака «Регулирование экономики и рыночное хозяйство».

Если Ойкен провозглашал венцом социальной справедливости рыночное распределение доходов в условиях совершенной конкуренции, то Мюллер-Армак выступал за активную социальную политику, подчиненную принципу социальной компенсации, что являлось основным отличием социального рыночного хозяйства от капитализма.

Главным инструментом социальной компенсации Мюллер-Армак считал прогрессивное налогообложение лиц с высокими доходами и перераспределение этих средств в пользу менее имущих слоев в виде бюджетных дотаций на содержание детей, выплату квартплаты, строительство собственных жилищ. К другим формам социальной политики он причислял развитие системы социального страхования: по безработице, по болезни, — и достойной человека социальной инфраструктуры.

Выдающуюся роль в практической реализации ордолиберальных идей сыграл Людвиг Эрхард (1897-1977 гг.), вице- канцлер ФРГ при Аденауре и канцлер после его смерти. В книге «Благосостояние для всех» (1956 г.), которая явилась отчетом о проделанных преобразованиях, Эрхард отмечает, что основные цели социального рыночного хозяйства — свобода и справедливость, причем экономическая свобода невозможна без политической свободы, без государственных гарантий обеспечения прав и свобод человека, без социальной защищенности и социальной справедливости.

Историческая школа - направление экономической мысли второй половины XIX века, представители которой рассматривали политическую экономию как науку о национальном хозяйстве.
Это направление возникло в противовес неоклассическому. В развитии исторической школы выделяют два этапа:
. "старая" историческая школа (40-е годы XIX века); ее идеологами являлись Ф.Лист, В.Рошер;
. "молодая" историческая школа (80-е годы XIX века); ее представителями были Л.Брентано, Э.Дюркейм, В.Зомбарт.
Основной труд Ф. Листа (1789-1846) - "Национальная система политической экономии" (1841 г.).
Главные идеи :
. для каждой страны характерна своя национальная политическая экономия, поскольку экономика отдельных стран развивается по собственным законам;
. задача национальной политической экономии заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации;
. богатство нации составляют ее производительные силы;
. выделил три стадии развития производства (земледельческую, земле-дельческо-промышленную, промышленную);
. защищал государственную политику протекционизма;
. считал, что необходимо развивать те отрасли экономики, которые неконкурентоспособны на мировом рынке.
Особенности взглядов В.Рошера (1817-1894):
. политическая экономия - это наука о социальном хозяйстве;
. для изучения политической экономии надо знать такие стороны жизни, как язык, религия, искусство, национальность, право, государство и хозяйство;
. человек стремится к справедливости, опираясь при этом на обычаи и традиции общества.
Экономические взгляды Л.Брентано (1844-1931):
. экономические процессы и явления всегда регулируются обычаями и правовой основой нации и связаны с ними;
. справедливость заключается в праве и обычаях (в то время, как по мнению классиков справедливость устанавливается благодаря конкуренции);
. ученый не признавал математических исследований процессов экономики, так как человеческая психика, от которой зависит экономика, слишком сложна.
Заслуга Э. Дюркгейма (1858-1917) состоит в следующем - ученый выделил социальную функцию разделения труда, которая состоит в создании условий дифференциации деятельности и возрастании солидарности общества.
Специфичность взглядов В.Зомбарта (1863-1941) - в утверждении того, что капиталистический хозяйственный уклад возник в Западной Европе, поскольку отличительной чертой ее жителей является сочетание духа предпринимательства с жаждой наживы.
М.Вебер (1864-1920) считал, что:
. капитализм - это хозяйственный учет при сопоставлении затрат с результатами производства;
. для "экономического человека" характерны трудолюбие, честность, скромность;
. существует связь между религией и экономической организацией общества.

2. Причины возникновения институционализма

К причинам возникновения институционализма относят переход капитализма в монополистическую стадию, который сопровождался значительной централизацией производства и капитала, что и породило социальные противоречия в обществе.
Институционализм (с лат. institutio - "обычай, наставление") - направление экономической мысли, которое сформировалось в 20-30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени, а также для изучения социального контроля общества над экономикой.
Институты - это первичные элементы движущей силы общества, рассматриваемые в историческом развитии. Среди институтов выделяют:
. общественные институты - семья, государство, правовые нормы, монополия, конкуренция и т. д.;
. понятия общественной психологии - собственность, кредит, доход, налог, обычаи, традиции и т. д.
Институционализм характеризуется следующими положениями:
. основа анализа - метод описания экономических явлений;
. объект анализа - эволюция социальной психологии;
. движущей силой экономики наряду с материальными факторами являются моральные, этические и правовые элементы в историческом развитии;
. трактовка социально-экономических явлений.с точки зрения общественной психологии;
. неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму;
. стремление к интеграции экономической науки с общественными науками;
. необходимость детального количественного исследования явлений;
. защита проведения антимонопольной политики государства.
В развитии институционализма выделяют три этапа .
. Первый этап - 20-30-е годы XX века; он характеризуется формированием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Т.Веблен, Д.Коммонс, У.Митчелл.
. Второй этап - середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разработана теория профсоюзного движения; типичными представителями являются Дж.М.Кларк, А.Берли, Г.Минз.
. Третий этап - 60-70-е годы XX века; этот этап называют неоинституци-онализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процессов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Н.Ноув, Дж.Гэлбрейт, Р.Хайлбронер, Р.Коуз.

3. Экономическое учение Т.Веблена

Торстейн Веблен (1857-1929) - американский экономист, социолог. Родился в семье крестьянина. Окончил университет в Йейле (США). В 1899 году издал работу "Теория праздного класса" и через год стал младшим профессором Чикагского университета. Был затем также профессором Стенфордского и Миссурийского университетов.
В начале 20-х годов Т.Веблен переходит в Новую школу социальных исследований.
Главными работами Т.Веблена считаются "Теория делового предпринимательства" (1904 г.), "Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства" (1914 г.).
Основой развития общества Т.Веблен считал психологию коллектива. Основываясь на этом положении, он формулирует психологическую теорию экономического развития - трактовать экономические явления нужно с социологической и исторической позиций.
Модель "экономического человека" А.Смита, по мнению Т.Веблена, безнадежно устарела. Человек - не машина для исчисления ощущений, поэтому нельзя представить поведение человека в виде математических уравнений. Экономическое поведение человека зависит от норм поведения, традиций, родительских чувств, духа соперничества, подсознательных мотивов и т. д.
Т.Веблена с полным правом можно отнести к основателям науки "экономическая социология". Т.Веблен отождествлял закономерности развития общества с биологическими закономерностями и стоял на позициях эволюционного развития общества. В дальнейшем это направление получило название дарвинизм.
Т.Веблен ввел понятие престижного потребления, получившее название "эффект Веблена". Престижное потребление характерно для крупных собственников. Товары для этого класса ценятся по тому, насколько владение ими (товарами) отличает человека от окружающих. Это демонстративное потребление является подтверждением успеха и вынуждает средние слои имитировать поведение богатых. Отсюда Т.Веблен делает вывод о том, что рыночную экономику характеризует расточительство, завистливое сравнение, занижение производительности.
Основным противоречием капитализма , по Т.Веблену, является противоречие между индустрией и бизнесом. К индустриалам относятся инженеры и другие участники производственного процесса. Их целью является повышение эффективности производства и увеличение богатства общества. К бизнесменам относятся финансисты и предприниматели. Их цель - получение максимальной прибыли. Бизнес подчинил себе промышленность.
Т.Веблен был сторонником индустриалов и противником бизнесменов, то есть технократом. Он считал, что будущее за обществом, освобожденным от бизнеса и функционирующим в интересах всего социума.
Для разрешения противоречия Т.Веблен предлагал провести акт протеста инженерно-технических работников.

4. Экономические воззрения последователей Т. Веблена

Основной труд Джона Коммонса (1862-1945) - "Институциональная экономика" (1924г.) , в котором обсуждалось влияние на экономическое поведение "коллективных действий". Автор уделял большое внимание изучению роли корпораций и профсоюзов и их влиянию на поведение людей.
Стоимость Дж.Коммонс определял как результат правового соглашения "коллективных институтов" (союзов, корпораций, политических партий и т. д).
Сделке, по мнению Дж.Коммонса, представляет собой разрешение конфликта путем установления соглашения, устраивающего всех участников сделки. В сделках все чаще участвуют профсоюзы и союзы предпринимателей, а не отдельные рабочие и работодатели. Роль государства при этом заключается не только в арбитраже, но и в механизме, который заставляет исполнять принятые по договору обязательства.
Ученый говорил о необходимости создания правительства из представителей "коллективных институтов", которое было бы подотчетно общественному мнению. Реформы такого правительства устранили бы конфликты в обществе.
Дж.Коммонс заложил основы пенсионного обеспечения, которые были изложены в "Акте о социальной защищенности", принятом в 1935 году.
Уэсли Клера Митчелла (1874-1948) интересовали циклические явления в экономике. Циклы в экономике - это результат действия множества взаимосвязанных факторов (инвестиций, денежного обращения, курсов акций, сбережений и т. д) в динамике. Деловой цикл, по У.Митчеллу, - это повторяющиеся подъемы и упадки, которые проявляются в большинстве экономических процессов с достаточно развитой системой денежного хозяйства, не разлагаются на какие-либо иные волны с амплитудой, приблизительно равной их собственной амплитуде, и продолжаются в странах, стоящих на разных стадиях экономического развития, от 3 до 7 лет.
Единственным механизмом разрешения общественных противоречий является государственное регулирование в области денежных, финансовых, кредитных факторов в сочетании с социально-культурными проблемами.
В своих исследованиях ученый широко применял методы статистики, которые позволили ему составить первые прогнозы экономического роста.
В 1923 году У.Митчелл предложил систему государственного страхования от безработицы.
Из трудов У.Митчелла широко известны "История зеленых билетов" (1903 г.), "Деловые циклы" (1913 г.).
Уэсли Клэр Митчелл (1874 - 1948) в своих “Лекциях о типах экономической теории” (1935) пропагандировал идеи Веблена. Он доказал взаимосвязь экономических проблем с неэкономическими прежде всего проблемами социологии и психологии. Митчелл является основателем национального бюро экономических исследований. Он выступал за необходимость государственной воздействия на экономику. По его мнению, необходимо создание специального государственного органа индикативного планирования.

Джон Кеннет Гелбрейт

(род. в 1908) Автор работ по различным сторонам жизни современного капитализма, видный представитель институционализма. Выдвинул ряд идей, в т.ч. “уравновешивающих сил” (государство, бизнес, профсоюзы) “нового институциального общества”, конференции двух систем (капитализма и социализма).
Гелбрейт считал, что США в период после II мировой войны создали “общество всеобщего благосостояния” (общество массового потребления) и в этом смысле стали мировым лидером. Это смягчило противоречия капитализма, т.к. появилась возможность их уравновешивания через учет интересов основных социальных сил.
В 1967г. опубликовал книгу, ставшую бестселлером - “Новое индустриальное общество”, где сделал выводы о наличии особой общественной силы - техноструктуры и о том, что корпорация - единственно жизнеспособоная форма организации производства, т.к. она максимизирует уже не прибыль, а место на рынке, стабильность существования. Капитализм потому трансформируется в иное качество и становится “индустриальным обществом” с как бы двухэтажной экономикой; верхний - крупные корпорации, нижний - море мелких фирм. Первые создают плановый порядок, вторые - собственно рыночный. Современный капитализм предстает как регулируемое общество, что еще раз подтверждалось в работе “Экономические теории и цели общества”, где одна из глав названа даже “Социалистический императив”, т.к. крупные корпорации обеспечивают координацию, планирование и перспективу. Сторонник идеи развития, как и всякий институционалист, Гелбрейт много и упорно проповедовал идею конвергенции и соционализма на основе их крупно индустриальной природы и отхода соционализма от тоталитарного управления.
Экономику США Гебрейт делит на 2 системы: планирующую и рыночную. К первой он относит 1000 крупных корпораций, на долю которых еще в 70-ые годы приходилось более половины производимых в строю товаров и услуг. Вторая включает 12 млн. фермеров, чьи продажи ниже четырех крупнейших промышленных корпораций, почти 3 млн. гаражей станций обслуживания, ремонтных фирм, обычных прачечных, прачечных самообслуживания; 2 млн. мелких предприятий розничной торговли; около 900 тыс. стремительных фирм; несколько сот тысяч мелких промышленных фирм и неучтенное число фирм, обслуживающих многообразные интересы развитого общества.
Главным хозяйственным субъектом является крупная фирма. Он опровергает мнение неоклассиков о том, что фирма подчинена требованием потребителя и законом рынка. Гелбрейт утверждает, что не потребитель через рынок диктует условие производителю, а наоборот, крупная фирма при помощи созданной ею организации господствует над потребителями, диктует правило игры на рынке, создает спрос на новые товары путем воздействия на психологию потребителей. Крупные корпорации Гелбрейт считает экономической базой планирующей системы. “Планирующая система” приспосабливает государство к своим нуждам. То, что служит защитным и положительным целям, становится здравой государственной политикой. Но планирующая система, в то же время, преступает границы национального государства, чтобы создать международное планирующее общество. Планирующая система содержит внушительную прослойку проповедников, которые за скромное вознаграждение приглашаются на собрания промышленников для воздействия на потребителей и вкладчиков.
Рыночная система, по Гелбрейту не может влиять ни на процесс формирования цен на рынке, ни на государственную политику. Здесь нет необходимости регулирования цен, т.к. это автоматически обеспечивается механизмом конкуренции. В рыночной системе нет мощных профессиональных организаций; рабочие здесь получают более низкую заработную плату при более продолжительном рабочем дне. Чтобы выжить в жестокой конкурентной борьбе, мелкие предприниматели занимаются самоэксплуатацией.
Автором делаются следующие важные выводы:
. в корпорациях реальной властью обладают не собственники, а инфраструктура;
. власть техноструктуры безлика, так как решения принимаются коллективно и поэтапно;
. техноструктура должна планировать работу предприятий на несколько лет вперед;
. техноструктура заинтересована не только в высокой прибыли на капитал, но и в упрочнении позиций фирмы на рынке.

Свое название получила от своеобразного толкования предмета политической экономии и исторического метода исследования, в соответствии с которыми эта наука не изучает экономические законы, а описывает конкретно-исторические формы в определенной стране, преподает историю народного хозяйства. Школа возникла в Германии в середине XIX в. Наиболее известными ее представителями были немецкие экономисты В. Рошер, Бруно Гильдебранд (1812-1878), Вернер Зомбарт (1868-1941), Макс Вебер (1864-1920) и др.

Экономические явления, по мнению представителей исторической школы, обусловлены исторической ситуацией. Поэтому название «политическая экономия» они отождествляли с понятием "национальная экономика", считали, что каждая страна развивается неповторимым, особенным путем. Методологической основой такого вывода было отрицание ими всеобщих и общих экономических законов.

В то же время эти экономисты в основном оправдано утверждали, что политическая экономия должна изучать не отношение между человеком и вещами, а отношения между людьми. Методологическими принципами таких утверждений является прежде всего акцентирование не в этажных и внешних формах проявления экономических отношений. Действительно, такие отношения между людьми всегда связаны с вещами, с присвоением материальных благ, но они являются лишь одной из сторон предмета изучения политической экономии. Второй такой стороной является экономические связи и отношения между самими людьми в каждой из сфер общественного воспроизводства (непосредственном производстве, обмене, распределении и потреблении, прежде всего производственном потреблении). Вследствие этого в политическую экономию вносится метод "робинзонады" - существование отдельного человека на необитаемом острове, которая индивидуально осуществляет процесс труда, не вступая при этом в производственные отношения с другими людьми в одной из сфер общественного воспроизводства.

В методологическом аспекте такой подход логично приводит отрицание всеобщих и общих экономических законов. Ведь в отношениях людей к природе в процессе труда как раз и устанавливаются всеобщие для всех общественных способов производства экономические законы. Они дополняются совместными законами товарного производства, а также общими для всех стран специфическими экономическими законами, которые действуют в пределах отдельной общественно-экономической формации. Так, при капитализме действуют общие для экономики Франции, Англии, Италии и других стран законы развития производственных отношений (или отношений собственности): производство прибавочной стоимости (в форме прибыли), закон концентрации капитала и др. Если бы их не было, была бы невозможной экономическая интеграция стран Западной Европы, становление глобальных форм интеграции, прежде всего между развитыми странами. Специфику действия этих законов обусловливают исторические и культурные традиции каждого народа, мораль и т. Но абсолютизации этих вторичных надстроечных факторов невозможно, а в методологическом плане этим разрываются органические связи между такими категориями диалектики, как общее, особенное и единичное.

Теоретико-методологическими недостатками исторической школы является игнорирование объективного характера экономической жизни, изъятие из предмета политической экономии экономических законов, переоценка национальных особенностей развития экономики, ненаучное применение принципа историзма, антиисторический подход к капиталистическому способу производства (считали его вечным строем), частной собственности, субъективное толкование ценности и тому подобное. В частности, Б. Гильдебранд утверждал, что стоимость определяется только полезностью предмета, а ее мерилом является субъективная оценка людей.

Считая, что рынок не способен достичь устойчивого равновесия экономической системы, представители исторической школы обоснованно выступали за активное вмешательство государства в экономику, которая является единственным условием ее эффективного функционирования. Для выживания общества необходимо, по их мнению, предоставлять бедным слоям населения большую долю в результатах прогресса. Это были прогрессивные идеи, которые в значительной мере стали основой для институционализма и были подтверждены практикой дальнейшего развития.

Вместе с тем представители исторической школы считали психологические и этические факторы не менее важны за экономические, чем утверждали целесообразность более широкого подхода к изучению экономической и социальной жизни. В.Зомбарт также отводил значительную роль организационным и технологическим факторам, но смешивал экономические и юридические аспекты изучаемых явлений. В утверждении идеологов исторической школы о равнозначности психологических, этических и экономических факторов есть значительная доля истины. Но каждая истина конкретной и подтверждается на практике на относительно коротких промежутках исторического развития. Кроме того, представители исторической школы, институционализма (Т. Веблен) и маржинализма (К.Менгер, Л. Мизес) и другие в конце XIX в. - В начале XX в. доказывали, что эта наука должна изучать моральные и этические аспекты хозяйственной деятельности, идеи и психологию людей в этом процессе, природу человеческого духа, энергичность нации, значение национализма, проблемы мотивации и экономического поведения людей, их культуру, которые, несомненно, имеют большое значение. Такие постулаты были своеобразным ответом на экономический подход К. Маркса и Ф. Энгельса.

Сопоставляя индивида и общество, сторонники исторической школы предпочтение отдавали обществу. Но при этом Вебер необоснованно отрицал идею К. Маркса об отсутствии отчуждения средств производства от непосредственных работников и заменял ее тезисом о бюрократизации политической и общественной жизни. Логичнее было совместить Марксову идею об отчуждении положению исторической школы о бюрократизации жизни, точнее, дополнить процессы отчуждения тотальной бюрократизацией общественной и политической жизни. Оправданным было утверждение представителей исторической школы о том, что социализм приведет к расширению бюрократизации общественной жизни, но целесообразно отметить, что бюрократизация свойственна не демократическому социализму, а государственном, тоталитарно господствующей в СССР социальной системе. (Поэтому это устройство характеризует как "бюрократический социализм"). Отдельные представители исторической школы выступали за централизованное управление экономикой, внедрение планирования, законодательного регулирования, необходимость социальных реформ, утверждали, что государственные финансы могут стать эффективным орудием достижения социальной справедливости. Эти идеи заметно воплотились в развитии экономических систем передовых стран.

Историческая школа проповедовала немало реакционных догм. Так, Гильдебранд и Рошер рассматривали капитал как результат бережливости, экономности капиталистов, а получение процентов - как результат такой экономии. Антидемократической мнение В. Рошера о наличии капитала в наемных рабочих (речевого капитала) только на том основании, что они имеют квалификацию. Позже это положение было сформулировано в более широкой концепции человеческого капитала. Антигуманной была идея В. Рошера о том, что накопление капитала обеспечивает прежде всего сбережения капиталистов и рост народнохозяйственной культуры. Капиталистов Рошер считал создателями духовного производства. Утопическим утверждение представителей исторической школы о неизбежности выравнивания доходов основных классов в капиталистическом обществе и др.

НЕМЕЦКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в политической экономии, развившееся во второй половине XIX века в Германии.

Пред-ше-ст-вен-ни-ком Немецкой исторической школы был Фрид-рих Лист, опи-рав-ший-ся на ис-то-рические ар-гу-мен-ты в обос-но-ва-нии про-тек-ци-о-ни-ст-ской тор-го-во-промышленной по-ли-ти-ки и кри-ти-ко-вав-ший клас-си-че-скую по-ли-тическую эко-но-мию за кос-мо-по-ли-тизм , при-мат эгои-стичных ин-те-ре-сов и ме-но-вых цен-но-стей. В 1840-1860-е годы в раз-ных уни-вер-си-тет-ских го-ро-дах раз-дроб-лен-ной Гер-ма-нии не-об-хо-ди-мость ис-то-рического ме-то-да в по-литэко-но-мии про-воз-гла-ша-ли В. Ро-шер, Б. Гиль-деб-ранд и К. Книс. Эти эко-но-ми-сты не бы-ли свя-за-ны ме-ж-ду со-бой и по-раз-но-му по-ни-ма-ли ис-то-рический ме-тод, но бы-ли от-не-се-ны к пред-ста-ви-те-лям «ста-рой» Немецкой исторической школы по-сле то-го, как в объ-е-ди-нён-ной Гер-ма-нии воз-ник-ла «но-вая», или «мо-ло-дая», Немецкая историческая школа с при-знан-ным ли-де-ром в ли-це Г. фон Шмол-ле-ра и ор-га-низационными цен-тра-ми в ви-де съез-дов про-фес-со-ров- эко-но-ми-стов (с 1872 года) и «Сою-за со-ци-аль-ной по-ли-ти-ки» (с 1873 года).

Из «ста-рой» Немецкой исторической школы к «но-вой» был наи-бо-лее бли-зок Книс - уче-ни-ем о трой-ст-вен-но-сти мо-ти-вов хо-зяйственной дея-тель-но-сти (эгои-сти-че-ские, об-ще-ст-вен-но-при-ну-ди-тель-ные, бла-го-тво-ри-тель-ные), - спо-соб-ст-во-вав-ший оформ-ле-нию Немецкой исторической школы не толь-ко как ис-то-ри-че-ско-го, но и этического на-прав-ле-ния в по-лит-эко-но-мии. Ро-шер про-сле-жи-вал ис-то-рические из-ме-не-ния эко-но-мических ка-те-го-рий (це-на, рен-та, зар-пла-та, про-из-во-ди-тель-ность тру-да, рос-кошь и т. д.), Гиль-деб-ранд пред-ло-жил эво-люционную схе-му эко-но-мических ста-дий ци-ви-ли-за-ции от на-ту-раль-но-го хо-зяй-ст-ва к де-неж-но-му и да-лее к кре-дит-но-му хо-зяй-ст-ву. Ак-цен-ти-руя ис-то-рическую от-но-си-тель-ность эко-но-мических ин-сти-ту-тов, док-трин и мер эко-но-мической по-ли-ти-ки, Книс, а за-тем и Шмол-лер кри-ти-ко-ва-ли клас-сическую по-лит-эко-но-мию за аб-ст-ракт-ность и пер-пе-туа-лизм (от латинского perpetuus - веч-ный) в фор-му-ли-ров-ке вне-вре-мен-ны́х «ес-те-ст-вен-ных» эко-но-мических за-ко-нов, иг-но-ри-ро-ва-ние ис-то-ри-ко-гео-гра-фического и на-цио-наль-но-пси-хо-ло-гического свое-об-ра-зия, уко-ре-нён-ных в пра-ве и куль-ту-ре черт на-род-но-го это-са различных стран.

Шмол-лер от-ри-цал так-же «эко-но-мический де-тер-ми-низм» марк-сиз-ма и дру-гие вер-сии де-тер-ми-низ-ма в опи-са-нии ис-то-рического про-цес-са. На-стаи-вая на нор-ма-тив-ном ха-рак-те-ре по-лит-эко-но-мии и не-от-де-ли-мо-сти её от др. об-щественных на-ук, Шмол-лер счи-тал, что скру-пу-лёз-ная фак-то-гра-фия эко-но-мической жиз-ни с при-вле-че-ни-ем мас-си-ва ста-ти-стических дан-ных и ис-сле-до-ва-ние этических пред-поч-те-ний хо-зяйственной дея-тель-но-сти долж-ны по-слу-жить обос-но-ва-нию со-ци-аль-ных ре-форм, про-во-ди-мых свер-ху силь-ным го-су-дар-ст-вом . От сво-их уче-ни-ков Шмол-лер тре-бо-вал ис-то-ри-ко-хо-зяйственных мо-но-гра-фий, ос-ве-щав-ших ха-рак-тер-ные чер-ты эко-но-мического бы-та различных стран, от Древ-ней Гре-ции и Ви-зан-тии до Анг-лии и Гер-ма-нии пе-рио-да ин-ду-ст-риа-ли-за-ции, а так-же ис-то-рическую из-мен-чи-вость со-сло-вий, клас-сов, форм тор-гов-ли и промышленности. От-вер-гая пред-по-сыл-ку о кон-стан-те «ес-те-ст-вен-но-го по-ряд-ка» в народном хо-зяй-ст-ве,

Шмол-лер вы-сту-пил за пе-ре-оцен-ку мер-кан-ти-лиз-ма как по-ли-тики, со-от-вет-ст-во-вав-шей хо-зяйственным по-треб-но-стям фор-ми-ро-вав-ших-ся национальных го-су-дарств, и обос-но-вы-вал ак-тив-ное государственное вме-ша-тель-ст-во в но-вых ис-то-рических ус-ло-ви-ях обо-стре-ния «ра-бо-че-го во-про-са» и ме-ж-ду-народной кон-ку-рент-ной борь-бы за рын-ки. За взгля-ды на го-су-дар-ст-во как на ин-ст-ру-мент со-ци-аль-ной по-ли-ти-ки, на-прав-лен-ной на смяг-че-ние эко-но-мического не-ра-венст-ва, Шмол-лер и его по-сле-до-ва-те-ли (Л. Брен-та-но, А. Гельд, Г. Ф. Кнапп и др.) бы-ли про-зва-ны ка-те-дер-со-циа-ли-ста-ми («ка-фед-раль-ны-ми»). Ка-те-дер-со-циа-ли-сты по-зи-цио-ни-ро-ва-ли се-бя как сто-рон-ни-ки ре-фор-ми-ст-ской сред-ней ли-нии ме-ж-ду эко-но-мическим ли-бе-ра-лиз-мом ман-че-стер-ской шко-лы и ре-во-люционным ра-ди-ка-лиз-мом со-ци-ал-де-мо-кра-тии.

В 1880-е годы Г.фон Шмол-лер всту-пил в ост-рый «спор о ме-то-дах» с К. Мен-ге-ром , ос-но-ва-те-лем ав-ст-рий-ской шко-лы, про-тив-ни-ком при-ори-те-та на-род-но-хо-зяй-ст-вен-но-го це-ло-го над ин-ди-ви-ду-аль-ны-ми ин-те-ре-са-ми и сто-рон-ни-ком аб-ст-ра-ги-ро-ва-ния эко-но-мического ана-ли-за от др. об-щественных на-ук и от иных мо-ти-вов че-ло-ве-че-ско-го по-ве-де-ния, кро-ме пре-сле-до-ва-ния лич-ной вы-го-ды. За-де-тый на-пад-ка-ми Мен-ге-ра на ан-ти-тео-ре-тические и ре-фор-ма-тор-ские ус-та-нов-ки Немецкой исторической школы, Шмол-лер до-бил-ся не-до-пу-ще-ния сто-рон-ни-ков ав-ст-рий-ской шко-лы на ка-фед-ры в германских уни-вер-си-те-тах, вслед-ст-вие че-го Гер-ма-ния не бы-ла за-тро-ну-та «мар-жи-наль-ной ре-во-лю-ци-ей».

В 1890-е годы внут-ри Немецкой исторической школы поя-ви-лись тен-ден-ции к пре-одо-ле-нию ог-ра-ни-чен-но-сти су-гу-бо фак-то-гра-фического под-хо-да; К. Бю-хер обос-но-вал но-вую эво-люционную схе-му ста-дий раз-ви-тия хо-зяй-ст-ва и сту-пе-ней раз-ви-тия ка-пи-та-ла. В начале XX века но-вое по-ко-ле-ние Немецкой исторической школы вы-дви-ну-ло та-ких тео-ре-ти-ков, как М. Ве-бер, В. Зом-барт и А. Шпит-гоф; их ино-гда от-но-сят к «но-вей-шей», или «юной», Немецкой исторической школе (youngest historical school, по оп-ре-де-ле-нию Й. Шум-пе-те-ра). Ве-бер и Зом-барт пред-ло-жи-ли раз-вёр-ну-тые кон-цеп-ции ге-не-зи-са ка-пи-та-ли-стического это-са («ду-ха ка-пи-та-лиз-ма») в Западной Ев-ро-пе; Зом-барт и Шпит-гоф за-ни-ма-лись ис-сле-до-ва-ни-ем цик-лических ко-ле-ба-ний, со-дей-ст-во-вав раз-ра-бот-ке тео-рии ка-пи-та-ли-стической конъ-юнк-ту-ры. От-ли-чав-шая Зом-бар-та склон-ность к аф-фек-та-ции и ре-зо-нёр-ст-ву позд-нее при-ве-ла его к апо-ло-гии вла-сти на-цио-нал-со-циа-ли-сти-че-ской пар-тии, что от-ри-ца-тель-но ска-за-лось на ре-пу-та-ции шко-лы.

Немецкая историческая школа сыгра-ла важ-ную роль в фор-ми-ро-ва-нии эко-но-мической ис-то-рии как отдельной на-учной дис-ци-п-ли-ны и поль-зо-ва-лась до-воль-но зна-чи-тель-ным влия-ни-ем и за пре-де-ла-ми Гер-ма-нии, осо-бен-но в Рос-сии. Пер-вым рос-сий-ским про-па-ган-ди-стом идей Немецкой исторической школы был И. К. Бабст , его уче-ник А. К. Кор-сак пер-вым осу-ще-ст-вил сис-те-ма-тическое срав-не-ние промышленной эво-лю-ции в Западной Ев-ро-пе и Рос-сии. Хо-тя ни-кто из российских эко-но-ми-стов не раз-де-лял край-но-стей Немецкой исторической школы в от-ри-ца-нии де-дук-тив-ной по-лит-эко-но-мии, мно-гие из них бы-ли со-глас-ны с этическими ак-цен-та-ми Немецкой исторической школы, её при-зы-ва-ми к меж-дис-ци-п-ли-нар-но-сти и опо-ре на ста-ти-сти-ку. Немецкая историческая школа оказала воздействие на формирование в 1880-1890-е годы российской школы финансового права (В. А. Лебедев, И. И. Янжул, И. Х. Озеров). И. И. Ива-ню-ков и А. И. Чу-пров со-че-та-ли ка-те-дер-со-циа-лизм с эко-но-мическим на-род-ни-че-ст-вом; ис-пы-та-ли влия-ние Немецкой исторической школы и сто-рон-ни-ки «ле-галь-но-го мар-ксиз-ма». Пря-мым российским по-сле-до-ва-те-лем Немецкой исторической школы был И. М. Ку-ли-шер.