Неверный гтд. Главное в феврале

Налоговая нашла ошибку в номере ГДТ в декларации по НДС и просит внести исправления или предоставить пояснения.Номер исправила. Если после исправления сумма налога не поменялась, нужно ли высылать уточненную декларацию с правильным номером ГТД в книге покупок или можно просто написать объяснение, что произошла техническая ошибка - номер исправили.

В соответствии со статьей 81 Налогового кодекса России, подавать уточненную декларацию организация обязана лишь в том случае, если выявленные после сдачи отчетности ошибки и неотраженные данные приводят к занижению суммы налога. Если в первичной декларации содержатся недостоверные или неполные сведения, однако занижения суммы налога нет, то подавать уточненную декларацию налогоплательщик не обязан, хотя право на это он имеет.

По общему основанию при допущении технических ошибок при регистрации счетов-фактур, налоговая инспекция может лишить организацию налогового вычета, если сумеет доказать, что нарушение порядка регистрации счета-фактуры повлекло за собой неправомерное применение вычета.

При этом, входной налог принимается к вычету при выполнении требований, изложенных в статьях и Налогового кодекса РФ. Технические ошибки при регистрации счета-фактуры, а также несоблюдение правил оформления книги покупок не могут служить основанием для отказа в вычете, поскольку это не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

В Вашем случае, пояснения нужно подать обязательно, уточненную декларацию по усмотрению, т.к. занижения налоговой базы не произошло.

ОльгаЦибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Организация не имеет права на вычет входного НДС:

  • если она не является плательщиком НДС (применяет специальный налоговый режим) (п. 1 ст. 171 НК РФ);
  • если она использует освобождение от уплаты НДС по Налогового кодекса РФ. В этом случае суммы входного НДС включайте в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Вычеты по счетам-фактурам, зарегистрированным с ошибками

Ситуация: может ли инспекция лишить организацию права на вычет НДС. При проверке было обнаружено, что счет-фактура поставщика зарегистрирован в книге покупок с техническими ошибками

Да, может, если сумеет доказать, что нарушение порядка регистрации счета-фактуры повлекло за собой неправомерное применение вычета.

В частных разъяснениях контролирующие ведомства придерживаются следующей позиции. Принять к вычету НДС в данной ситуации нельзя. Есть примеры судебных решений, в которых признается правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 29 декабря 2011 г. № ВАС-17074/11 , постановления ФАС Поволжского округа от 1 сентября 2011 г. № А55-22694/2010 , Восточно-Сибирского округа от 16 мая 2007 г. № А19-23418/06-43-ФО2-2766/2007 , от 6 августа 2007 г. № А74-3688/2006-Ф02-4875/2007). В частности, в постановлении от 6 августа 2007 г. № А74-3688/2006-Ф02-4875/2007 ФАС Восточно-Сибирского округа признал расхождение стоимости товара по данным книги покупок и счета-фактуры основанием для отказа организации в вычете НДС.

Однако существует и противоположная арбитражная практика. Многие судьи считают, что в рассматриваемой ситуации организация не лишается права на вычет НДС. Входной налог принимается к вычету при выполнении требований, изложенных в статьях и Налогового кодекса РФ. Технические ошибки при регистрации счета-фактуры, а также несоблюдение правил оформления книги покупок не могут служить основанием для отказа в вычете, поскольку это не предусмотрено Налоговым кодексом РФ (см., например, постановления ФАС Московского округа от 21 февраля 2013 г. № А40-39377/12-107-206 , от 17 января 2013 г. № А40-40046/12-99-216 , от 21 февраля 2012 г. № А41-34522/10 , Поволжского округа от 12 февраля 2013 г. № А65-14995/2012 , Западно-Сибирского округа от 10 декабря 2008 г. № Ф04-7826/2008(17776-А45-41) , Северо-Кавказского округа от 29 декабря 2008 г. № Ф08-7351/2008 , Уральского округа от 18 апреля 2013 г. № Ф09-3460/13 , от 29 сентября 2008 г. № Ф09-6975/08-С2 , от 14 июля 2008 г. № Ф09-4105/08-С2 , Волго-Вятского округа от 29 сентября 2008 г. № А28-660/2008-19/21 , Дальневосточного округа от 22 августа 2008 г. № Ф03-А24/08-2/2635 , Северо-Западного округа от 22 марта 2006 г. № А52-5457/2005/2).

Главбух советует: чтобы избежать споров с налоговой инспекцией, при обнаружении в книге покупок технической ошибки тут же внесите в нее соответствующие изменения . Поскольку книгу покупок оформляет сама организация, никаких согласований с поставщиком (исполнителем) для этого не требуется.

Статья 81. Внесение изменений в налоговую декларацию

1. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

2. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.10

3. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРИ ДЕКЛАРИРОВАНИИ ТОВАРОВ

А.В. СТАНКЕВИЧ

А.В. Станкевич, главный государственный таможенный инспектор правового отдела Московской восточной таможни.

Определение понятия «техническая ошибка» при корректировке таможенной стоимости в законодательстве не сформулировано. Это приводит к появлению самых разнообразных толкований данной категории в арбитражно-судебной практике. Вопрос о выявлении общих критериев термина «техническая ошибка» в связи с отсутствием легальной дефиниции в законодательстве и в обобщенных разъяснениях высших судебных правоприменительных органов имеет актуальное практическое значение.

Арбитражно-судебная практика обозначила ряд спорных вопросов, связанных с процедурой корректировки таможенной стоимости, осуществляемой после выпуска товара. В ст. 323 Таможенного кодекса РФ регламентирован порядок определения и заявления таможенной стоимости.
В законодательстве установлен исчерпывающий перечень оснований для корректировки таможенной стоимости.
Так, в п. 9 Положения о корректировке таможенной стоимости (утв . Приказом ГТК РФ от 26.12.2003 N 1546) в качестве одного из оснований корректировки таможенной стоимости указано «выявление после выпуска товаров технических и (или ) методологических ошибок, допущенных при декларировании товара, повлиявших на величину его таможенной стоимости и (или ) сумму подлежащих уплате таможенных платежей».

Критерии практике не известны

В одном из дел перед судом возникла проблема в определении понятия «техническая ошибка».
Покупатель товара обратился в таможенный орган с заявлением о корректировке таможенной стоимости, обосновывая свое требование тем, что в процессе таможенного оформления им была указана некорректная стоимость товара. Заявление некорректной стоимости было обусловлено тем, что у продавца произошел компьютерный сбой в системе, и в переданных покупателю коммерческих документах возникла ошибка, касающаяся цены товара. Покупатель товара посчитал, что данная ошибка имеет характер «технической », и это является основанием для корректировки таможенной стоимости в сторону уменьшения.
Суд отказал в удовлетворении заявления об обжаловании отказа таможни в корректировке таможенной стоимости (решение было оставлено без изменения апелляционной инстанцией).
Действительно, ошибка поставщика в указании ценовой информации в коммерческих документах, вызванная компьютерным сбоем, очевидно, не может являться «технической ошибкой» и служить основанием для корректировки таможенной стоимости. Понимание «технической ошибки» как «ошибки техники» является в корне неверным. Специфика «технической ошибки» заключается в том, что ее совершение обусловлено прежде всего ослаблением человеческой концентрации. Технические ошибки чаще всего вызваны машинальностью совершаемых движений: ошибки при написании номера, опечатки, описки. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.09.2005 (дело N КА-А40/7658-04) указано следующее:
«Относительно расхождений в количестве вывезенного товара между ГТД и спецификациями с инвойсами суд установил, что указанные расхождения явились следствием технической ошибки, допущенной при заполнении ГТД (написание количества пакетов отгруженной продукции)… „

Декларированию товаров — особое внимание

„Техническая ошибка“ может выступать в качестве основания для корректировки таможенной стоимости только тогда, когда она допущена при декларировании товара. Ошибки, допущенные при совершении иных действий (по описываемому делу ошибка была допущена поставщиком при составлении коммерческих документов), не могут являться причиной для заявления требования о корректировке таможенной стоимости. Покупатель, осуществлявший таможенное оформление, вообще не допускал ошибок, он совершенно точно перенес информацию из представленных коммерческих документов в грузовую таможенную декларацию. „Техническая ошибка“ имела бы место, если при декларировании в грузовую таможенную декларацию были внесены сведения, отличающиеся от сведений, содержащихся в коммерческих документах.
Таким образом, „техническая ошибка“ всегда выражается в разнице между сведениями в грузовой таможенной декларации и сведениями в представленных при таможенном оформлении коммерческих документах.
Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 09.06.2005 N КА-А40/5053-05 указано следующее:
„Относительно несоответствия сумм, указанных в ГТД и контракте, судом установлено, что при указании цены за единицу товара в размере 36 USD согласно приложению к контракту N 4 — 10 от 26.01.2004 была допущена техническая ошибка. Согласно дополнению N 1 от 19.02.2004 к контракту N 4 — 10 от 26.01.2004 стоимость за единицу товара составляет 30 USD, а не 36 USD, как указано в приложении“.
Суд совершенно верно посчитал „технической ошибкой“ указание в грузовой таможенной декларации сведений, отличающихся от сведений, содержащихся в коммерческих документах, представленных в момент таможенного оформления.
Исправление коммерческих документов уже после таможенного оформления (пусть даже данное исправление и вызвано причинами некорректности содержащейся в ней информации) не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости, поскольку при декларировании товара технической ошибки не было. По описываемому делу ошибка была совершена до декларирования и выявлена покупателем уже после выпуска товара для внутреннего потребления.
Точка зрения, согласно которой только „техническая ошибка“ при декларировании является основанием для корректировки таможенной стоимости, прямо выражена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14.11.2005 (дело N А52-1637/2005/2).
Такой подход представляется верным и с точки зрения формального толкования законодательства, и с точки зрения существа анализируемых правоотношений.
Публичные функции таможенных органов направлены прежде всего на охрану законодательства. Ошибка при декларировании товара имеет статус формального нарушения законодательства, поскольку в силу ст. ст. 123 — 138 Таможенного кодекса РФ декларант обязан заявлять достоверные сведения. Однако именно потому, что данное формальное нарушение является ошибкой, лицо, совершившее ошибку, не несет ответственности, и, более того, в случае если данная ошибка повлекла для него неблагоприятные последствия (по ошибке была указана излишняя таможенная стоимость и были заплачены излишние таможенные платежи), имеет право на защиту своих интересов (заявление о корректировке таможенной стоимости).
Если же имеет место ошибка в самих коммерческих документах, то для таможенного органа это юридически безразлично, в том смысле, что данная ошибка никоим образом не касается публичного интереса. Товар соответствует сведениям в документах, сведения в документах соответствуют сведениям в ГТД — таможенное законодательство соблюдено. Покупатель же всегда несет на себе риск выбора контрагента. Внезапное обнаружение покупателем, что он приобрел товар за цену выше, чем было изначально оговорено с продавцом, относится к области психических переживаний и к сфере гражданского права.
Очевидно, невозможно допустить корректировку стоимости товара после его выпуска по мотиву того, что поставщик ошибочно передал покупателю неверные документы, а последний, не проверив их, представил документы к таможенному оформлению. Не стоит говорить, какое поле для злоупотребления вызовет допустимость подобного подхода.
Необходимо отметить, что высказываются и другие взгляды на „техническую ошибку“. В частности, аргументируется и более узкое толкование „технической ошибки“, сведение ее только к опискам, опечаткам и арифметическим ошибкам.
В контексте данного подхода неверным выступает мнение, выраженное в Постановлении ФАС Московского округа от 09.06.2005 N КА-А40/5053-05, согласно которому суд посчитал „технической ошибкой“ указание лицом сведений из контракта, тогда как имелось дополнение к контракту, содержащее иные сведения. Данная ошибка, очевидно, не является опечаткой или опиской.
Обозначенная точка зрения сформулирована в письме Государственного таможенного комитета РФ от 13.12.2001 N 13-15/49374 и в п. 13 Указа Президента РФ от 08.05.96 N 685.
В Постановлении ФАС Московского округа от 20.11.2003 (дело N КА-А40/9284-03) суд определил «техническую ошибку“ именно через категорию «технической опечатки».
Однако подобное узкое толкование «технической ошибки» в арбитражно-судебной практике, сведение ее к трем формам (описка , опечатка, арифметическая ошибка) не представляется верным. «Техническая ошибка» может иметь самые различные виды. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 17.11.2005 (дело N КА-А40/11470-05) суд признал «технической ошибкой» то, что «в графы 35 и 38 не были внесены исправления и в данных графах осталась информация предыдущей декларации ГТД».
Таким образом, критериями «технической ошибки» являются случайность, машинальность и очевидная невнимательность.

Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер

Перепродажа импорта: критичные ошибки в счете-фактуре

Чем грозят ошибки и отсутствие информации в графах 10, 10а и 11 счета-фактуры, выставленного поставщиком импортных товаров

Тему статьи предложила главный бухгалтер Елена Юрьевна Лазаренко, г. Нижний Новгород.

При торговле импортными товарами в счете-фактуре нужно указывать, в частности, номер таможенной декларации, по которой они были ввезены в Россию, и страну их происхождени я. Причем не важно, кто продает товар - непосредственный импортер или последующий перепродавец. Это требование к заполнению счета-фактуры едино для всех. Но очевидно, что чем длиннее цепочка от импортера до покупателя, тем выше риск возникновения ошибки в обязательных реквизитах счета-фактуры. Или даже потери информации (и причины этого могут быть вполне уважительными). Нужно ли перепродавцу для проверки данных полученного счета-фактуры требовать копию декларации на ввоз товаров? Грозит ли ему чем-то ошибка в номере декларации, указанном во входящем счете-фактуре? И что делать, если товар явно импортный, но из счета-фактуры этого не видно?

Отсутствие номера таможенной декларации НДС-вычету не помеха?

Для вычета входного НДС необходим счет-фактура, который содержит все обязательные реквизиты. В их число, в частности, входя тп. 2 , подп. 13, 14 п. 5 ст. 169 НК РФ :

  • номер таможенной декларации. Как разъясняет ФНС, в графе 11 счета-фактуры необходимо указывать сначала регистрационный номер таможенной декларации из первой строки графы «А», а потом через дробь порядковый номер товара из графы 32 основного или добавочного листа декларации на товары либо из списка товаров, если он был использован вместо добавочных листо вПисьмо ФНС от 30.08.2013 № АС-4-3/15798 ; п. 1 Приказа ГТК № 543, МНС № БГ-3-11/240 от 23.06.2000 ; подп. 30 п. 15 , подп. 1 п. 43 Инструкции, утв. Решением КТС от 20.05.2010 № 257 (далее - Решение № 257) ;
  • страна происхождения товаров. В счете-фактуре в графах 10 и 10а проставляют соответственно цифровой код и краткое наименование страны происхождения товаро вподп. «к», «л» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137 . По общему правилу такой страной является государство, в котором товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработк еп. 1 ст. 58 ТК ТС . Необходимую информацию можно найти, например, в графе 16 декларации на товар ы.

Как видим, при продаже зарубежных товаров сам импортер может заполнить счет-фактуру на основании таможенной декларации. Но для перепродавца этот первоисточник недоступен. Он может оперировать лишь данными счета-фактуры, полученного от поставщика. Который, кстати, может и не быть импортером.

Поэтому в гл. 21 НК РФ прямо прописано, что продавец иностранных товаров отвечает только за соответствие данных, которые он отражает в исходящих счетах-фактурах, сведениям, которые содержатся в полученных от поставщика входящих счетах-фактурах и товаросопроводительных документа хп. 5 ст. 169 НК РФ . То есть единственная задача перепродавца импортных товаров - не ошибиться при «контрольном списывании» информации с входящего счета-фактуры поставщика.

Более того, хотя номер декларации и страна происхождения товаров - это обязательные реквизиты счета-фактуры, ошибки в графах 10- 11 входящего счета-фактуры (как и отсутствие в них информации) не должны быть препятствием для вычета суммы НДС, предъявленной поставщиком. Ведь эти недочеты не мешают налоговикам идентифицироват ьп. 2 ст. 169 НК РФ :

  • продавца и покупателя товаров;
  • наименование товаров и их стоимость;
  • налоговую ставку и сумму предъявленного налога.

ВЫВОД

Чтобы применить НДС-вычет, перепродавец импортных товаров вовсе не обязан требовать от поставщиков копии ввозных таможенных деклараций и сверять указанную в них информацию с данными входящего счета-фактуры поставщика.

Проверка с пристрастием

Но теория иногда расходится с практикой. Посмотрим, какие претензии предъявляли налоговики к заполнению граф 10- 11 счета-фактуры:

  • отсутствие страны происхождения и номера таможенной деклараци иПостановления 19 ААС от 01.10.2015 № А14-16812/2014 ; ФАС ПО от 01.04.2014 № А72-12341/2012 ;
  • отражение номера декларации, по которой в Россию ввезен товар в объеме меньшем, нежели указано в самом счете-фактур еПостановление АС МО от 06.10.2015 № Ф05-13279/2015 ;
  • отражение номера таможенной декларации, по которой в нашу страну были ввезены не те товары, что указаны в счете-фактур е;
  • номер таможенной декларации состоит более чем из 21 цифры, поскольку содержит через дробь дополнительную цифру, отражающую номер ввезенного товара, хотя ФНС именно так и рекомендует указывать номер таможенной деклараци иПостановление 11 ААС от 08.06.2016 № 11АП-6052/2016 .

Если налоговая отказала в вычете исключительно на том основании, что в счете-фактуре на приобретенные импортные товары не заполнены графы 10- 11, шансы оспорить это решение есть.

Налоговое законодательство исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика. И предоставление счетов-фактур, оформленных надлежащим образом, - это основание для получения НДС-вычета, если проверяющие не докажут, что сведения, содержащиеся в них, неполны, недостоверны, противоречив ып. 1 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 . А как мы уже сказали, ошибки в графах 10- 11 счета-фактуры не мешают применению НДС-вычета. Поэтому, возможно, спор будет улажен и до суда, если, конечно, факт сделки сомнений не вызывает, поставщик добросовестный, а товары были действительно ввезены. Например, из Белоруссии без оформления таможенной декларации.

Как аргумент суды также приводят разъяснения Конституционного суда о том, что налогоплательщик не несет ответственности за действия других организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. А понятие «добросовестные налогоплательщики» нельзя толковать как возлагающее на организации дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательство мОпределение КС от 16.10.2003 № 329-О ; Постановление ФАС СКО от 04.08.2014 № А32-28683/2012 . Налоговый кодекс вовсе не обязывает покупателя проверять достоверность номера таможенной декларации.

Однако чаще налоговики рассматривают те или иные недочеты в заполнении граф 10- 11 счета-фактуры в контексте получения необоснованной налоговой выгоды в результате применения НДС-вычета. При этом суды, принимая решение о правомерности вычета по счету-фактуре с ошибками, руководствуются разъяснениями Пленума ВАС. Арбитры не только учитывают формальное представление необходимых документов. Они оценивают и реальность финансово-хозяйственных отношений с поставщиком, и саму возможность проведения сделки купли-продажи импортных товаров, в частности с точки зрения наличия самих товаров, персонала, складских помещений, транспортных средств. Также НДС-вычет может быть признан необоснованной выгодой, если налоговики докажут, что организация действовала без должной осмотрительности и осторожности и должна была знать о нарушениях налоговых обязанностей контрагентом (например, в силу взаимозависимости или аффилированности между налогоплательщиком и контрагенто м)пп. 4- 6 , , 10 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 .

Если поставщик непроблемный и реальность поставки товаров не вызывает никаких сомнений, то вероятно, что суды сочтут вычет правомерным, несмотря на недочеты при заполнении граф 10- 11 счета-фактур ыПостановление 8 ААС от 09.02.2016 № 08АП-13789/2015 .

Иногда арбитры поддерживали организации, даже если выяснялось, что поставщик, указавший в счете-фактуре липовый номер ГТД, вовсе не эталон благонадежности: подал нулевую НДС-отчетность и никаких документов при встречной проверке не представил. Например, арбитры Северо-Западного округа в такой ситуации рассудили, что поскольку налоговая не опровергает сам факт приобретения товара, а в ошибках поставщика в оформленном им счете-фактуре нельзя обвинить покупателя, то последний может принять НДС к вычет уПостановление АС СЗО от 06.04.2016 № Ф07-906/2016 . Но не стоит обнадеживаться, ведь случалось и такое: проиграв сначала в суде первой и апелляционной инстанции, налоговики все-таки убеждали арбитров следующей инстанции в том, что обоснованность налоговой выгоды не так уж и очевидна. И как результат - решение в пользу организации отменялось, а дело направлялось на новое рассмотрени еПостановления АС МО от 14.06.2016 № Ф05-6146/2016 ; 9 ААС от 15.02.2016 № 09АП-59471/2015 .

Но не все так радужно. Есть немало решений, в которых арбитры занимают сторону проверяющих и признают неправомерными НДС-вычеты по счетам-фактурам без номеров таможенных деклараций или с ошибочными номерами. Правда, неправильно оформленные счета-фактуры в таких делах оказываются лишь вершиной айсберга. Основной же причиной отказа в вычете выступает выявленная нереальность хозопераций и создание формального документооборота с контрагентом для получения необоснованной налоговой выгоды - НДС-вычет асм., например, Постановления АС МО от 06.06.2016 № Ф05-7118/2016 ; АС ВВО от 19.02.2016 № Ф01-6045/2015 ; АС УО от 26.08.2014 № Ф09-4869/14 . И чаще всего претензии налоговики предъявляют экспортерам, которые продают за рубеж купленные в России импортные товары и заявляют к возмещению НДС по счетам-фактурам с недостоверной (отсутствующей) информацией в графах 10- 11см., например, Постановления АС СЗО от 01.03.2016 № Ф07-2449/2016 , от 19.02.2016 № А52-655/2015 . Что неудивительно, так как при возмещении экспортного НДС инспекторы проверяют более тщательно.

Если в счете-фактуре на импортные товары отсутствует информация в графах 10- 11 (или указаны «неформатные» данные), проверка с пристрастием не исключена. Поэтому вы можете сразу обратиться к поставщику с просьбой прояснить эти моменты. Возможно, письменный ответ вашего поставщика вполне устроит как вас, так и проверяющих. И уж, по крайней мере, сам факт направления запроса будет демонстрировать проявление «должной осмотрительности» с вашей стороны.

Ну а если ответ лишь усилит ваши сомнения в добросовестности поставщика, то воспринимайте это как повод оценить масштабы потенциальной необоснованной налоговой выгоды и поразмыслить над возможной сменой контрагента.

Допустимые вариации заполнения граф 10-11 счета-фактуры

Очевидно, что перспектива лишиться вычета заставляет бухгалтеров довольно настороженно относиться к входящим счетам-фактурам. Но в ряде случаев беспокойство из-за «нестандартной» информации в графах 10, 10а и 11 совершенно беспочвенно.

Указана не конкретная страна, а написано «ЕС»

При покупке товаров европейского производства заполненные таким образом входящие счета-фактуры встречаются часто. Дело в том, что таможенное законодательство допускает признание страной происхождения группы стран, таможенных союзо вп. 1 ст. 58 ТК ТС . И если нанесенная на товар маркировка или предоставленные документы указывают не на какую-то конкретную страну происхождения товаров, а на Европейский союз, то в графе 16 «Страна происхождения» таможенной декларации на товары может быть обозначено «ЕВРОСОЮЗ»подп. 15 п. 15 Инструкции, утв. Решением № 257 . В Общероссийском классификаторе стран мира Евросоюз, естественно, не фигурирует, код для него не предусмотрен. Как поясняют контролирующие ведомства, при указании в графе 10а счета-фактуры «ЕС», или «Европейский союз», или «Евросоюз» в графе 10, где отражают код страны, нужно ставить прочер кПисьма Минфина от 19.07.2012 № 03-07-09/68 ; ФНС от 04.09.2012 № ЕД-4-3/14705@ .

Информация в графе 11 не совпадает с форматом номера таможенной декларации

Номер таможенной декларации состоит из трех элементов (кода таможни, даты и собственно порядкового номера декларации). А при заполнении счета-фактуры этот номер дополняется порядковым номером товара. Но возможно, вам попадется счет-фактура, в графе 11 которого указан, например, такой номер: 10226010/ 220215 ОБ 003344. Это не ошибка. Просто купленный вами товар таможня выпустила до подачи таможенной декларации на основании обязательства о подаче декларантом таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведени йп. 1 ст. 197 ТК ТС . И именно номер этого обязательства (а вовсе не номер таможенной декларации) указан в счете-фактуре. Минфин считает это возможны мПисьмо Минфина от 11.02.2015 № 03-07-09/5810 .

Не указан порядковый номер товара

Финансисты рассматривают такое заполнение графы 11 счета-фактуры как указание неполной информации о номере таможенной декларации. Но вместе с тем разъясняют, что отсутствие порядкового номера товара из графы 32 основного или добавочного листа таможенной декларации либо из списка товаров (если он был использован вместо добавочных листов) не может быть основанием для отказа в вычете НДСПисьмо Минфина от 18.02.2011 № 03-07-09/06 .

Уважительные причины незаполнения граф 10-11 счета-фактуры

При покупке импортных товаров, помимо «нестандартно» заполненных входящих счетов-фактур, попадаются и такие, в которых в графах 10, 10а и 11 вообще проставлены прочерки. Но и это вовсе не означает, что вам нужно готовиться отстаивать НДС-вычеты в суде или проститься с ними. Поинтересуйтесь у поставщика причинами такого заполнения счета-фактуры. Не исключено, что они окажутся вполне уважительными.

ПРИЧИНА 1. Товары были импортированы из стран ЕАЭС.

На товары, ввозимые из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии, таможенная декларация не оформляется. Поэтому, как разъясняет Минфин, при последующей реализации таких импортных товаров в графах 10, 10а и 11 счета-фактуры следует проставить прочерк исм., например, Письма Минфина от 25.07.2012 № 03-07-13/01-43 , от 17.10.2011 № 03-07-13/01-41 . Но в то же время указание в графе 10а счета-фактуры, скажем, слов «Республика Беларусь», «Республика Казахстан», «Таможенный союз» не помешает применить вычет. Ведь это будет просто дополнительная информация, внесение которой в счета-фактуры не запрещено.

Заметим, что все это касается товаров, происходящих:

  • из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии;
  • из иных стран, но выпущенных в свободное обращение на территории стран ЕАЭСп. 1 Решения КТС от 17.08.2010 № 335 ; Письмо Минфина от 12.09.2012 № 03-07-14/88 .

ПРИЧИНА 2. Ваш поставщик приобрел товары в России у продавца, который не выставляет счета-фактуры.

Как мы уже сказали, поставщик иностранных товаров отвечает только за правильный перенос в свой исходящий счет-фактуру данных из входящего счета-фактуры продавца. Поэтому у вашего поставщика просто не будет информации о номере таможенной декларации и стране происхождения товаров, если он купил их у спецрежимника, который счета-фактуры не выставляет. В этом случае, по мнению финансового ведомства, в графах 10 и 11 счета-фактуры поставщику следует проставить прочер кПисьмо Минфина от 20.08.2015 № 03-07-08/48092 . Так что запрашивать номер таможенной декларации у поставщика импортных товаров не нужно.

ПРИЧИНА 3. Приобретенные товары «сменили» страну происхождения.

Иностранные товары, достаточно переработанные в нашей стране, будут считаться российским ип. 1 ст. 58 ТК ТС . В общем случае о достаточности переработки говорит изменение кода по ТН ВЭД ЕАЭС на уровне любого из первых четырех знако вп. 3 ст. 58 ТК ТС ; п. 4 Правил, утв. Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров» п. 5 Правил, утв. Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров» . Это, например:

  • смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;
  • простые сборочные операции и операции по разборке товара;
  • разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;
  • сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);
  • разделение товаров на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара.

То есть российское происхождение будет далеко не у любого набора или комплекта товаров, сформированного в нашей стране из нескольких товаров, ввезенных в Россию из других государств.

ПРИЧИНА 4. Невозможно доподлинно установить, по какой декларации был ввезен проданный товар.

Эту причину, пожалуй, можно назвать лишь условно уважительной.

Да, Минфин действительно разъяснял, что не заполнять графы 10, 10а и 11 счета-фактуры допустимо, например, когда после смешения и упаковки семян, ввезенных в нашу страну из разных государств, определить страну их происхождения и номера таможенных деклараций невозможн оПисьмо Минфина от 05.02.2015 № 03-07-09/4572 .

Упомянутые в статье Письма Минфина можно найти: раздел «Финансовые и кадровые консультации» системы КонсультантПлюс

Однако в иных схожих ситуациях финансисты рекомендуют поступать по-другому. Скажем, когда один счет-фактура оформляется при продаже импортных товаров, ввезенных по разным таможенным декларациям (как из одной страны, так и из нескольких стран), Минфин предлагает в графах 11, 10 и 10а счета-фактуры указывать номера всех таких таможенных деклараций, а также коды и наименования всех стран происхождения товаро вПисьмо Минфина от 23.04.2015 № 03-07-08/23285 .

В последние дни весенней сессии 2016 г. законодатели приняли поправки, которые дают возможность всем желающим бесплатно получить от таможни информацию о факте ввоза определенного товара по конкретной таможенной декларации. Для этого нужно будет направить таможне в бумажной форме или через Интернет запрос с указанием регистрационного номера таможенной декларации, страны происхождения товаров, их количества и номера декларируемого товара. На бумажный запрос ответ должен будет прийти не более чем через 10 дней, а на интернет-запросы таможня будет отвечать уже на следующий рабочий деньч. 5- 7 ст. 100 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ . Осталось дождаться, когда будет утверждена форма обращения в таможню, а также определена технология представления информации через Интерне тч. 9, 10 ст. 100 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ .

В случае необходимости это позволит перепродавцам импортных товаров проявить должную «заботу и осмотрительность». Но подчеркнем еще раз, обязанность по проверке достоверности номеров таможенных деклараций в счетах-фактурах законодательно не установлена.