Контроль качества работы аудиторской фирмы. Контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций

1. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

2. Аудиторская организация, аудитор обязаны:

1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;
2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

3. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

4. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.

5. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.

6. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

7. Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации.

8. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется саморегулируемой организацией аудиторов начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации и индивидуальном аудиторе в реестр аудиторов и аудиторских организаций:
1) в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, - не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год;
2) в отношении индивидуальных аудиторов и иных аудиторских организаций - не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.

9. Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляются:
1) саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
2) уполномоченным федеральным органом не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Утратил силу. - Федеральный закон от 01.05.2017 N 96-ФЗ.

10. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов. Иные основания для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора устанавливаются законодательством Российской Федерации и саморегулируемой организацией аудиторов.

11. Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, о результатах проверки и решении, принятом в отношении указанной аудиторской организации.
11. Утратил силу. - Федеральный закон от 01.05.2017 N 96-ФЗ.

Внешний контроль качества работы аудиторов.

Контроль за качеством аудиторских услуг является важнейшим элементом обеспечения качества работы аудиторов. Организация системы такого контроля - одно из важнейших направлений развития аудита в России.

Законодательство об аудите устанавливает, что система контроля за качеством работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов складывается из двух составляющих: внутреннего (внутрифирменного) контроля и внешнего контроля.

Аудиторская организация должна установить систему контроля качества услуг (заданий), обеспечивающую разумную уверенность в том, что данная аудиторская организация и ее работники проводят аудит и оказывают сопутствующие аудиту услуги в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также в том, что заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретных заданий.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций возложен на аккредитованные профессиональные аудиторские объединения в отношении участников этих объединений.

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение - саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.

Профессиональное аудиторское объединение, удовлетворяющее этим требованиям, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление о своей аккредитации.

Под аккредитацией в уполномоченном федеральном органе понимаются официальное признание и регистрация этим органом профессиональных аудиторских объединений.

Проверки проводятся с целью определения соответствия деятельности аудиторских организаций требованиям законодательства об аудите и лицензировании, других нормативных актов, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности

В ходе внешней проверки проверяются наличие в штате аудиторской организации не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационный аттестат, а также соответствие типов квалификационных аттестатов аудиторов профилю проводимого аудита обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну выявляются факты сокрытия обстоятельств. исключающих проведение аудиторской проверки; соблюдение аудиторской организацией правил внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок и требований правил (стандартов) аудиторской деятельности и др.

Аудиторские организации не вправе уклоняться от проведения внешней проверки качества аудита. На них возложена обязанность представлять всю необходимую для проверки документацию и иную требуемую информацию проверяющему.

Внешний контроль осуществляется на основе данных, полученных по результатам представления аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) ежегодных отчетов об аудиторской деятельности, а также в связи с жалобами и обращениями надлежащих пользователей аудиторской отчетности или в связи с обращениями правоохранительных органов.

В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о них в уполномоченный федеральный орган. Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной Законом об аудиторской деятельности, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности

Организация контроля качества аудита на уровне профессиональных аудиторских объединений

Порядок организации контроля качества деятельности аудиторских организаций на профессиональном уровне регламентируется следующими документами:

1) Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

2) Временным положением о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации;

Профессиональные аудиторские объединения осуществляют внешний контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций, являющихся их членами.

В соответствии с требованиями Закона об аудиторской деятельности профессиональные аудиторские объединения подлежат аккредитации при Минфине России.

К основным требованиям к аккредитации профессионального объединения относятся, в частности:

· наличие собственной системы внешнего контроля качества работы членов профессионального объединения. Система контроля качества должна предусматривать периодичность проведения проверки каждого члена объединения;

· наличие постоянно действующего органа контроля качества аудита членов объединения и органа по рассмотрению дел о применении к членам объединения установленных мер воздействия;

· наличие обязательных для своих членов внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности и Кодекса профессиональной этики.

При соблюдении этих требований создаются условия для осуществления эффективного внешнего контроля качества аудита в отношении членов профессионального аудиторского объединения.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями норм Закона об аудиторской деятельности, федеральных стандартов аудиторской деятельности, норм профессиональной этики.

Профессиональное аудиторское объединение в соответствии с требованиями, принципами и обязательными процедурами, утвержденными уполномоченным федеральным органом, самостоятельно определяет:

· формы внешнего контроля качества;

· сроки проведения проверок качества;

· периодичность проведения проверок качества.

Внешний контроль профессионального объединения за деятельностью своих членов может осуществляться в виде:

· постоянного надзора за выполнением членами объединения внутренних правил и стандартов, а также норм профессиональной этики объединения;

· контроля с использованием предоставляемой членами объединения информации о своей деятельности и ее результатах в форме и порядке, установленных профессиональным объединением;

· инспекционных проверок качества работы членов объединения по месту их нахождения (в том числе производственных и иных объектов, филиалов и представительств);

· «проверки равного равным», т.е. проверок качества, проводимых членами объединения в отношении других членов этого объединения.

Внешние проверки качества работы аудиторских организаций и аудиторов могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые внешние проверки качества проводятся на основе плана проверок, утвержденного руководящим органом профессионального аудиторского объединения. Перспективные планы составляются не менее чем на один год с разбивкой по кварталам. На основе перспективного плана на предстоящий квартал могут составляться уточненные рабочие планы. В соответствии с планом уполномоченный орган по контролю качества работы определяет и согласовывает с аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) сроки проведения проверки.

Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год и должна иметь продолжительность, определенную уставом профессионального объединения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При этом в отношении субъектов малого предпринимательства такие проверки могут проводиться не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций осуществляются:

1) саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;

2) уполномоченным федеральным органом не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Внеплановые внешние проверки качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) могут проводиться в следующих случаях:

· при поступлении в профессиональное аудиторское объединение жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации (индивидуального аудитора), нарушающие нормы Закона об аудиторской деятельности, федеральные стандарты аудиторской деятельности, нормы профессиональной этики;

· по просьбе аудиторской организации (индивидуального аудитора).

Система контроля качества услуг аудиторской организации должна устанавливать принципы и процедуры в отношении каждого из следующих элементов:

а) обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией;

б) этические требования;

в) принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества;

г) кадровая работа;

д) выполнение задания;

е) мониторинг.

1) Обязанности руководства. Поддержание культуры производства, ориентированной на качество, зависит от четких последовательных оперативных действий и распоряжений со стороны всех уровней руководства аудиторской организации, демонстрирующих важность системы контроля качества услуг в аудиторской организации и необходимость:

· оказания аудиторских услуг в соответствии с федеральными правилами (стандартами) и требованиями нормативных правовых актов;

· выдачи аудиторского заключения или иного отчета, соответствующих условиям конкретного задания.

2) Этические требования. Аудиторская организация должна установить принципы и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность в том, что аудиторская организация, ее работники и иные лица, которые должны соблюдать независимость (включая экспертов, привлеченных к работе по договору, а также работников сетевой организации), соблюдают независимость в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Кодексом этики аудиторов России.

Аудиторская организация должна установить принципы и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность в том, что любые случаи нарушения независимости будут выявлены и аудиторской организацией будут приняты соответствующие меры по их устранению.

3) принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества. В аудиторской организации должны быть установлены принципы и процедуры, регулирующие порядок решения вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с уже существующим клиентом, обеспечивающие разумную уверенность в том, что принятие на обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества с уже существующим клиентом будет осуществляться только в отношении заданий:

а) в которых аудиторская организация положительно оценила честность руководства предполагаемого аудируемого лица или лица, которому будут оказаны сопутствующие аудиту услуги, и не обладает информацией, которая свидетельствовала бы о противоположном;

б) которые аудиторская организация способна выполнить, обладая необходимыми возможностями, временем и ресурсами;

в) при выполнении которых аудиторская организация не будет нарушать этические требования.

При решении вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с уже существующим клиентом аудиторская организация должна получить информацию, которую считает необходимой в данных обстоятельствах. В случае если аудиторской организацией были обнаружены какие-то проблемы, но тем не менее, аудиторская организация приняла решение принять на обслуживание нового клиента или продолжить сотрудничество с уже существующим клиентом, способ разрешения проблем должен быть документально оформлен.

4) кадровая работа. Аудиторская организация должна установить принципы и процедуры, призванные обеспечить разумную уверенность в том, что она обладает достаточным по количеству кадровым составом, владеющим необходимыми знаниями, опытом, соблюдающим этические принципы, способным выполнять задания в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, а также в том, что аудиторские заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретного задания.

5) Выполнение задания. Аудиторская организация посредством установления соответствующих принципов и процедур должна стремиться обеспечить качественное выполнение заданий на постоянной основе. Как правило, это достигается посредством применения соответствующих руководств в бумажной или электронной форме с применением программного обеспечения и стандартизированных форм документов, а также отраслевых и проблемно-ориентированных методических рекомендаций.

Все члены аудиторской группы должны понимать цели и задачи выполняемого ими задания.

6) мониторинг. В аудиторской организации должны быть установлены принципы и процедуры, связанные с системой контроля качества, обеспечивающие разумную уверенность в том, что они являются уместными, адекватными, эффективными и соблюдаются на практике. Эти принципы и процедуры должны включать текущий анализ и оценку системы контроля качества аудиторской организации, а также периодические выборочные инспекции завершенных заданий.

Целью мониторинга соответствия принципов и процедур контроля качества является оценка:

а) соблюдения федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и требований нормативных правовых актов Российской Федерации;

б) надлежащей организации и эффективного функционирования системы контроля качества;

в) надлежащего применения принципов и процедур контроля качества, в результате чего аудиторские заключения и иные отчеты, выдаваемые аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретных заданий.

В случае выявления нарушений аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) в результате проведения внешней проверки качества работы норм Закона об аудиторской деятельности, федеральных стандартов аудиторской деятельности, норм профессиональной этики профессиональное объединение вправе:

1) принять решение, обязывающее члена объединения устранить выявленные по результатам внешней проверки качества работы нарушения, установить сроки их устранения;

2) вынести предупреждение члену объединения;

3) принять решение о приостановлении членства аудитора, аудиторской организации в профессиональном аудиторском объединении;

4) принять решение об исключении члена профессионального аудиторского объединения из профессионального аудиторского объединения;

5) обратиться в суд с заявлением об аннулировании квалификационного аттестата аудитора;

6) принять иное решение, не противоречащее федеральным законам.

Профессиональное аудиторское объединение вправе приостановить членство аудитора, аудиторской организации в профессиональном аудиторском объединении на срок до устранения аудитором, аудиторской организацией выявленных по результатам внешней проверки качества работы нарушений, но не более чем на 180 Дней со дня принятия решения о приостановлении членства.

Профессиональное аудиторское объединение в установленном законодательством Российской Федерации и уставом профессионального аудиторского объединения порядке несет ответственность перед своими членами за неправомерные действия работников профессионального аудиторского объединения при осуществлении ими внешнего контроля качества работы.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения обязаны сохранять конфиденциальность в отношении информации, полученной в ходе выполнения проверок качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по поручению Минфина России, в том числе о деятельности своих членов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Профессиональные аудиторские объединения обязаны не реже одного раза в квартал представлять в Минфин России отчет о проведенных проверках качества (п. 21 Временного положения о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений).

В аудиторской организации должны быть установлены принципы и процедуры, требующие надлежащего документирования, обеспечивающего уверенность в том, что каждый элемент системы контроля качества функционирует надлежащим образом.

Порядок документирования определяется аудиторской организацией самостоятельно. Например, крупные аудиторские организации используют электронные базы данных для документирования подтверждения независимости, оценки выполнения задания и результатов мониторинга. Небольшие аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут использовать менее формальные способы - записи, осуществляемые вручную, вопросники и иные формы.

Аудиторская организация должна хранить документы, свидетельствующие о функционировании системы контроля качества, в течение времени, достаточного для того, чтобы лица, осуществляющие мониторинг, могли оценивать соблюдение принципов и процедур контроля качества услуг аудиторской организации, или в течение более длительного срока, если этого требуют нормативные правовые акты Российской Федерации.

Уполномоченный федеральный орган обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, о результатах проверки и решении, принятом в отношении указанной аудиторской организации.

Статья 10. Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов

1. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются .

2. Аудиторская организация, аудитор обязаны:

1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;

2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

3. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

4. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.

5. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.

6. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности .

7. Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации. Порядок назначения и осуществления проверки аудиторской организации уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, перечень типовых вопросов программы указанной проверки, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

8. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора, за исключением аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.

9. Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляются:

1) саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;

2) уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

10. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов. Иные основания для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора устанавливаются законодательством Российской Федерации и саморегулируемой организацией аудиторов.

11. Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, о результатах проверки и решении, принятом в отношении указанной аудиторской организации.


[Закон «Об аудиторской деятельности»] [Статья 10]

1. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

2. Аудиторская организация, аудитор обязаны:

1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;

2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

3. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

4. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.

5. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.

6. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

7. Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации. Порядок назначения и осуществления проверки аудиторской организации уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, перечень типовых вопросов программы указанной проверки, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

8. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора, за исключением аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.

9. Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляются:

1) саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;

2) уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

10. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов. Иные основания для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора устанавливаются законодательством Российской Федерации и саморегулируемой организацией аудиторов.

11. Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, о результатах проверки и решении, принятом в отношении указанной аудиторской организации.


1 комментарий к записи “Статья 10 Закон об Аудиторской деятельности. Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов”

    Статья 10. Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов
    Комментарий к статье 10
    1. Комментируемая статья, регламентируя осуществление контроля качества работы
    аудиторских организаций, аудиторов, выделяет такие виды указанного контроля, как
    внутренний (ч. 1) и внешний (ч. ч. 2 — 11). О таких же видах контроля качества работы
    аудиторских организаций, аудиторов говорилось и в ст. 14 Закона 2001 г. об аудите.
    Причем регламентация осуществления внутреннего контроля качества работы
    аудиторских организаций, аудиторов изменилась незначительно. Так, в ч. 1
    комментируемой статьи воспроизведено положение п. 1 ст. 14 Закона 2001 г. об аудите,
    обязывающее аудиторскую организацию, индивидуального аудитора установить и
    соблюдать правила внутреннего контроля качества работы.
    В пункте 1 ст. 14 Закона 2001 г. об аудите также предусматривалось, что требования,
    предъявляемые к указанным правилам, регламентируются ФПСАД. В отличие от этого в
    ч. 1 комментируемой статьи говорится о том, что ФСАД устанавливаются принципы
    осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций,
    индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля. До издания
    соответствующих ФСАД с учетом заключительного положения ч. 9 ст. 23
    комментируемого Закона данные вопросы регулируются ФПСАД N 7 «Контроль качества
    выполнения заданий по аудиту», утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября
    2002 г. N 696 в ред. Постановления Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 863 (см.
    комментарий к ст. 7 Закона), устанавливающим единые требования в отношении контроля
    качества выполнения заданий по аудиту. ФПСАД N 7 включает следующие разделы:
    «Введение», «Определения», «Обязанности руководителя аудиторской проверки по
    обеспечению качества проведения аудита», «Этические требования», «Решение о принятии
    на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с клиентом по
    конкретному аудиторскому заданию», «Формирование аудиторской группы»,
    «Выполнение задания» и «Мониторинг».
    Наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества
    работы в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 18 комментируемого Закона являются одними из
    требований к членству аудиторских организаций в СРО аудиторов (см. комментарий к
    указанной статье).
    2. В отличие от Закона 2001 г. об аудите, в п. 2 ст. 14 которого предусматривалось
    лишь то, что система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и
    аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным
    федеральным органом, в положениях ч. ч. 2 — 11 комментируемой статьи осуществление
    внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов
    регламентирована гораздо более содержательно.
    Прежде всего в ч. 2 комментируемой статьи закреплены обязанности аудиторской
    организации, аудитора, предопределенные необходимостью обеспечения реализации
    внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов. Так,
    аудиторская организация, аудитор обязаны:
    1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю
    необходимую для проверки документацию и информацию. Уклонение аудитора от
    63прохождения внешнего контроля качества работы прямо определено в п. 8 ч. 1 ст. 12
    комментируемого Закона в качестве основания для аннулирования квалификационного
    аттестата аудитора. Разумеется, уклонение аудиторской организации от прохождения
    внешнего контроля качества работы также влечет неблагоприятные последствия для такой
    организации. Речь идет о применении предусмотренных в ст. 20 данного Закона мер
    дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, в том числе и такой
    меры, как исключение аудиторской организации из членов СРО аудиторов;
    2) участвовать в осуществлении СРО аудиторов, членами которой они являются,
    внешнего контроля качества работы других членов этой организации. Вопросы о
    необходимости такого участия решаются СРО аудиторов, членами которой являются
    аудиторская организация, аудитор (см. ниже).
    3. Часть 3 комментируемой статьи определяет предмет внешнего контроля качества
    работы аудиторской организации, аудитора: соблюдение аудиторской организацией,
    аудитором требований комментируемого Закона, стандартов аудиторской деятельности,
    правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, КПЭА. Иначе говоря,
    предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской
    организацией, аудитором обязательных для них документов:
    комментируемого Закона, обязательность соблюдения которого следует из предмета
    его регулирования (см. комментарий к ст. ст. 1 и 2 Закона);
    ФСАД, обязательность соблюдения которых установлена в п. 3 ч. 1 ст. 7
    комментируемого Закона, а также стандартов СРО аудиторов, членами которой
    аудиторская организация, аудитор являются, обязательность соблюдения которых
    установлена в п. 4 ч. 2 указанной статьи;
    правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, обязательность
    соблюдения которых подразумевается в нормах ст. 8 комментируемого Закона, а также в
    положении п. 2 ч. 2 ст. 15 данного Закона;
    одобренного СпАД и принятого СРО аудиторов, членами которой аудиторская
    организация, аудитор являются, КПЭА, обязательность соблюдения которого установлена
    в ч. ч. 3 и 4 ст. 7 комментируемого Закона.
    4 — 5. В положениях ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи определены субъекты,
    осуществляющие внешний контроль качества работы аудиторских организаций,
    индивидуальных аудиторов:
    по общему правилу внешний контроль качества работы аудиторских организаций,
    индивидуальных аудиторов осуществляют СРО аудиторов в отношении своих членов;
    в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит

    комментируемого Закона (т.е. организаций, в уставном (складочном) капитале которой
    доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также государственных и
    муниципальных унитарных предприятий) внешний контроль качества работы может
    осуществляться как СРО аудиторов в отношении своих членов, так и уполномоченным
    федеральным органом, т.е. Минфином России.
    Данные положения заменили собой правило п. 2 ст. 14 Закона 2001 г. об аудите,
    предусматривавшее, что внешние проверки качества работы индивидуальных аудиторов и
    аудиторских организаций уполномоченный федеральный орган может проводить своими
    силами или делегировать право проведения таких проверок АПАО в отношении
    участников этих объединений. Как видно, в отличие от этого правила СРО аудиторов
    осуществляют в отношении своих членов внешний контроль качества работы во всех
    случаях. Уполномоченным же федеральным органом может осуществляться такой
    контроль только качества аудита организаций, указанных в ч. 4 ст. 5 комментируемого
    Закона.
    Как установлено в ч. 4 ст. 17 комментируемого Закона, для осуществления
    деятельности в качестве СРО аудиторов некоммерческой организацией должны быть
    64созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением
    членами СРО аудиторов требований комментируемого Закона, стандартов аудиторской
    деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, КПЭА и
    рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО аудиторов мер
    дисциплинарного воздействия (см. комментарий к указанной статье).
    6 — 7. В части 6 комментируемой статьи предусмотрено, что принципы
    осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций,
    индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля подлежат
    установлению ФСАД. В свою очередь, в соответствии с установленными ФСАД такими
    принципами и требованиями СРО аудиторов, согласно ч. 7 данной статьи, устанавливает
    правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов,
    определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок,
    в том числе проверок, осуществляемых членами СРО аудиторов в отношении других
    членов этой организации. Наличие утвержденных правил осуществления внешнего
    контроля качества работы членов СРО аудиторов в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 17
    комментируемого Закона является одним из обязательных условий для включения
    некоммерческой организации в госреестр СРО аудиторов, т.е. для приобретения статуса
    СРО аудиторов.
    В Законе 2001 г. об аудите подобное регулирование не содержалось. Как говорилось
    выше, в п. 2 ст. 14 данного Закона предусматривалось лишь то, что система проверки
    качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними
    проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом.
    Соответственно, представляется затруднительным указать на ФПСАД, которыми бы
    регламентировались вопросы осуществления внешнего контроля качества работы
    аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.
    В то же время существует Временное положение об организации и осуществлении
    контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной
    деятельности и профессиональной этики <1>, одобренное СпАД при Минфине России 30
    октября 2008 г. (протокол N 69). Названное Временное положение, согласно его п. 1,
    разработано с целью обеспечения единого подхода АПАО к организации и
    осуществлению контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов)
    профессиональной деятельности и профессиональной этики. Видимо, именно этот
    документ подразумевается в заключительном положении п. 2 ч. 3 ст. 23 комментируемого
    Закона, согласно которому до 1 января 2010 г. в порядке, установленном до дня
    вступления в силу данного Закона, осуществляется внешний контроль качества работы
    аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, не являющихся членами СРО
    аудиторов. ———————————
    <1> СПС.
    8 — 10. В положениях ч. ч. 8 — 10 комментируемой статьи регламентировано
    проведение внешних проверок качества работы аудиторской организации,
    индивидуального аудитора с делением таких проверок на плановые и внеплановые.
    Предваряя рассмотрение этих положений, необходимо отметить два момента.
    Во-первых, осуществление контроля СРО за деятельностью своих членов
    регламентировано общими положениями ст. 9 Закона о СРО, в ч. 1 которой (здесь и далее
    в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ), собственно, и предусмотрено,
    что контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской или
    профессиональной деятельности проводится СРО путем проведения плановых и
    внеплановых проверок. В то же время в комментируемой статье содержатся отдельные
    положения, предусматривающие несколько иную регламентацию, о чем подробнее
    сказано ниже. Здесь же следует отметить, что различия в предметах плановой и
    65внеплановой проверок определены в ч. ч. 2 и 6 ст. 9 Закона о СРО: предметом плановой
    проверки является соблюдение членами СРО требований стандартов и правил СРО,
    условий членства в СРО (ч. 2); в ходе проведения внеплановой проверки исследованию
    подлежат только факты, указанные в жалобе, или факты, подлежащие проверке,
    назначенной по иным основаниям (ч. 6).
    Во-вторых, отношения в области организации и осуществления государственного
    контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц,

    (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.
    N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
    осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <1>,
    что и закреплено в ч. 1 его ст. 1 (названный Закон с учетом внесенных в него изменений
    Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 60-ФЗ <2> вступил в силу с 1 мая 2009 г.; до
    этого действовал его «предшественник» — Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-
    ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
    проведении государственного контроля (надзора)» <3>). Причем из сферы действия
    названного Закона в силу положений ч. ч. 3 и 4 его ст. 1 осуществление уполномоченным
    федеральным органом внешнего контроля качества работы аудиторских организаций не
    исключено (в ч. 4 ст. 1 предусмотрено, что другими федеральными законами могут
    устанавливаться особенности организации и проведения проверок при осуществлении
    государственного контроля (надзора) за деятельностью только самих СРО; см.
    комментарий к ст. 22 Закона). ———————————
    <1> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6249.
    <2> РГ. 2009. 30 апреля. N 76.
    <3> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3436.
    Однако регламентация, содержащаяся в комментируемой статье, отличается и от
    предусмотренной в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и
    индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
    (надзора) и муниципального контроля». Наряду с прочим это означает и невозможность
    применения при проведении уполномоченным федеральным органом внешнего контроля
    качества работы аудиторских организаций нормы ч. 10 ст. 9 названного Закона, согласно
    которой плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей —
    членов СРО проводится в отношении не более чем 10% общего числа членов СРО и не
    менее чем двух членов СРО в соответствии с ежегодным планом проведения плановых
    проверок, поскольку в указанной норме содержится оговорка «если иное не установлено
    федеральными законами».
    В частях 8 и 9 комментируемой статьи определена периодичность проведения
    плановых внешних проверок качества работы аудиторской организации, индивидуального
    аудитора. В связи с этим следует отметить, что согласно общей норме ч. 3 ст. 9 Закона о
    СРО плановая проверка проводится не реже одного раза в 3 года и не чаще 1 раза в год
    (кстати говоря, согласно ч. 2 указанной статьи продолжительность плановой проверки
    устанавливается постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО), а
    согласно общей норме ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и
    индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
    (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся не чаще чем один
    раз в 3 года.
    По общему правилу ч. 8 комментируемой статьи, которое не распространяется на
    аудиторские организации, проводящие обязательный аудит бухгалтерской (финансовой)
    отчетности организаций, указанных в ч. 4 ст. 5 комментируемого Закона, плановая
    66внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора
    осуществляется не реже одного раза в 5 лет, но не чаще 1 раза в год.
    В отношении же аудиторской организации, проводящей обязательный аудит
    бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 4 ст. 5

Аудиторская организация, аудитор обязаны : 1) проходить внешний контроль качества работы , в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию; 2) участвовать в осуществлении СОА, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют СОА в отношении своих членов. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных, муниципальных унитарных предприятий и организаций, где более 25% в уставном капитале принадлежит государственной собственности, кроме СОА может осуществлять также Минфин РФ.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации этого контроля регулируются федеральными стандартами аудиторской деятельности. СОА в соответствии с этими принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности : 1) формы внешнего контроля; 2) сроки; 3) периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами СОА в отношении других членов этой организации. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора проводится не реже 1 раза в 5 лет , но не чаще 1 раза в год. Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных, муниципальных унитарных предприятий и организаций, где более 25% в уставном капитале принадлежит государственной собственности, осуществляются :

  • - СОА, членом которой является такая аудиторская организация, не реже 1 раза в 3 года , но не чаще 1 раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
  • - Минфином РФ не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может быть поданная в СОА или Минфин РФ жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования законодательства об аудиторской деятельности.

Аудиторская организация должна постоянно работать над тем, как снизить свои издержки, в том числе затраты времени на проверку, не снижая в то же время качества. Возможность организовать работу по созданию и совершенствованию нормативной базы аудиторских проверок дают сетевые методы . Они открывают возможность объективной оценки работы исполнителей и структурных подразделений .

Включение в сетевую модель всех аудиторских процедур, предусмотренных в программе аудиторской проверки, позволяет достичь комплексности планирования. Одним из важнейших понятий сетевых методов является критический путь -- это такая последовательность взаимосвязанных работ и событий, которая имеет наибольшую продолжительность во времени, так как именно он является основой оптимизации планов, координации, контроля работ. Сетевые методы включают также ряд процедур, обеспечивающих управление на всем протяжении производственного процесса. Эти процедуры предусматривают регулярное поступление от исполнителей информации о ходе проведения аудиторских процедур и о возможных изменениях их оценок или содержания. В соответствии с поступающей информацией сетевая модель периодически уточняется и, следовательно, соблюдается принцип непрерывности планирования. Таким образом, на основании программы, согласованной между сторонами, определяют объем работ, стоимость услуг, что оформляется 2 документами: договором и протоколом о согласовании договорной цены. Договор может составляться на долгосрочное аудиторское обслуживание (1-3 года) и разовое выполнение определенного вида работ, в частности аудиторской проверки.