Социальный экономист Лилия Овчарова: почему в России стало больше бедных. Уровень бедности в России - статистика

Бедность населения – одна из основных глобальных проблем, которая остается нерешенной, несмотря на определенные успехи в развитии мирового хозяйства в последние десятилетия. Даже само понятие бедности может трактоваться по-разному в зависимости от целей его использования. Большое влияние на трактовку определения бедности оказывает социальная политика, проводимая в стране. В связи с этим статистика бедности является одним из наиболее сложных разделов социальной статистики.

При оценке бедности используется несколько подходов. Согласно первому подходу, когда за критерий принимается абсолютная бедность, бедными считаются те, кто не в состоянии обеспечить себя суммой благ для удовлетворения основных потребностей в пище, одежде, жилище, сохранения здоровья и ведения умеренно активной трудовой жизни. Абсолютно бедным считается тот человек, доходы которого находятся ниже некоторого установленного минимума. При использовании критерия абсолютной бедности уровень бедности и численность бедных зависят от границы бедности, официально установленной государством, которая в свою очередь зависит от финансовых возможностей государства.

Таким образом, при изучении абсолютной бедности необходимо решить две основные задачи:

  • разработать показатель, который может быть использован в качестве границы бедности;
  • выбрать систему показателей для сравнения с границей бедности.

Методы построения границы бедности могут быть объединены в четыре группы: нормативные, статистические, социологические и смешанные. Нормативные методы предполагают установление государством норм потребления в соответствии с рекомендациями экспертов или исходя из своих ресурсных возможностей. Статистические методы позволяют оценить степень расслоения по уровню жизни различных групп населения. Социологические методы основываются на обработке мнения населения о степени своей материальной недостаточности. И наконец, смешанные методы представляют собой комбинацию перечисленных выше подходов.

При втором подходе в качестве критерия принимается относительная бедность . При этом подходе исходят из сложившихся соотношений в распределении доходов по различным группам населения и определяют на этой основе уровень средних доходов наименее обеспеченных групп. В отличие от концепции абсолютной бедности при данном подходе признается неустранимость бедности как социального явления. Абсолютная граница бедности может быть преодолена при проведении соответствующей государственной политики, тогда как относительная граница бедности будет существовать всегда. В большинстве развитых стран устанавливается именно относительная, а не абсолютная национальная граница бедности. Согласно данной концепции человек (семья, домашнее хозяйство) считается бедным, в том случае если средства, которыми он располагает, не позволяют ему вести образ жизни, принятый в обществе.

В рамках данной концепции для определения черты бедности используется показатель среднего или медианного личного располагаемого дохода. Например, в США граница относительной бедности соответствует 40% медианного дохода, во многих странах Европы – 50%. В Скандинавских странах с их социально ориентированной экономикой граница бедности определяется равной 60% медианного душевого дохода. В общемировом масштабе средний доход на душу населения составляет 5533 долл. США в год (с учетом ППС), однако у 80% населения планеты доход ниже этого среднего уровня. Глобальное неравенство проявляется в значительном разрыве между средним и медианным доходами: в 2000 г. он составил 1700 долл. США. В развитых странах по данным за 2000 г. в категорию бедных (имеющих доход ниже 50% медианного) может быть включено примерно 100 млн человек .

Третий подход – субъективный . Он основан на обследованиях общественного мнения об уровне низких или недостаточных доходов.

В России в настоящее время при оценке бедности учитываются не только денежные доходы и расходы домашних хозяйств, но и суммы истраченных на текущее потребление сделанных ранее накоплений, условно исчисленная стоимость потребленной продукции собственного производства и натуральных трансфертов. В качестве границы бедности в Российской Федерации рассчитывается величина ПМ, которая отражает уровень дохода, необходимый для приобретения научно обоснованного минимального набора материальных благ и услуг, нужных для поддержания жизнедеятельности человека.

Величина ПМ используется в качестве одного из критериев оценки степени социального расслоения населения. В этом случае величина ПМ служит границей для выделения групп домашних хозяйств с доходами, кратными его величине.

Критерием отнесения лица либо домашнего хозяйства к группе населения, находящейся в состоянии крайней бедности или нищеты, является либо уровень среднедушевых доходов в два раза и более ниже величины ПМ, либо калорийность потребляемых продуктов питания ниже научно обоснованных минимальных физиологических норм.

Традиционно основным показателем, сопоставляемым с величиной ПМ в России, был среднедушевой денежный доход. На рис. 7.6 представлено соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума в России.

Рис. 7.6.

Из рис. 7.6 следует, что наибольшее превышение среднедушевых доходов над величиной ПМ наблюдалось в 1994, 1997 и 2004 гг. За период 1997–2000 гг. имела место тенденция к снижению данного показателя с 226 до 178%, т.е. сокращение разрыва между среднедушевым доходом и прожиточным минимумом. Начиная с 2001 г. можно отметить стабильный рост соотношения среднедушевых денежных доходов и величин ПМ до 328% к 2007 г. В 2008 г. отмечается некоторое снижение соотношения среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, связанное с кризисными явлениями в экономике и социальной сфере.

Наряду с указанным соотношением Росстатом определяется численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума:

где – величина ПМ в среднем на душу населения.

По сгруппированным данным доля населения с доходами ниже прожиточного минимума определяется с использованием формул расчета ранговых характеристик рядов распределения. В качестве исходных данных воспользуемся распределением но уровню среднедушевого денежного дохода за 2004 г., представленным в табл. 7.20. Величина ПМ в 2004 г. составила 2376 руб. Как известно, любые ранговые характеристики рядов распределения (квартили, децили, процентили и т.д.) определяются по аналогичным формулам

(7.1)

где – соответствующая ранговая характеристика; – нижняя граница интервала, в котором находится ранговая характеристика; i – величина интервала; – номер ранговой характеристики; – накопленная частость интервала, предшествующего тому, в котором находится ранговая характеристика;– частость интервала, в котором находится ранговая характеристика.

Применительно к задаче оценки доли населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума формула (7.1) может быть записана следующим образом:

(7.2)

где – доля населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума.

Задача сводится к определению . По данным за 2004 г. величина ПМ попадает в интервал 2000,0–3000,0 руб. Выполнив несложные преобразования формулы (7.2), получим

Доля населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума может быть получена также с использованием плотности распределения, которая в данном случае характеризует численность населения, приходящуюся па единицу длины интервала по среднедушевому доходу.

Плотность интервала, в котором находится величина ПМ, равна 0,0145. Расстояние от нижней границы интервала (2000,0) до прожиточного минимума (2376,0) – 376 руб. Таким образом, доля населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума в этом интервале будет 376 0,0145 = 5,45%. Следовательно, в целом доля населения России со среднедушевыми доходами ниже величины ПМ составляла в 2004 г. 1,9 + 4,4 + 6,2 + 5,45=17,95%.

В табл. 7.27 приведены данные о численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.

Таблица 7.27

Динамика численности населения с доходами ниже прожиточного минимума

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума

Изменение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, % к предыдущему году

млн человек

% общей численности населения

На основе использования данных, приведенных в табл. 7.27, можно выделить три этапа в изменении численности населения со среднедушевыми денежными доходами ниже величины ПМ: 1992–1997, 1999–2000 и 2001-2008 гг.

С 1992 до 1997 г. имела место тенденция к снижению численности населения с доходами ниже прожиточного минимума с 49,7 млн (33,5% общей численности населения) до 30,7 млн человек (20,8%). Однако начиная с 1997 г. растет не только численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, но и его доля в общей численности населения. Практически треть населения России (30,2%) в 2000 г. имела доходы ниже прожиточного минимума. Увеличение численности малоимущего населения шло очень быстрыми темпами. Если в 1998 г. по сравнению с 1997 г. она возросла на 14%, то в 1999 г. по сравнению с 1998 г. – на 25,1%. Лишь в 2000 г. рост численности населения с доходами ниже прожиточного минимума замедляется. В целом же численность населения с доходами ниже величины ПМ в 2008 г. на 28,4 млн человек ниже, чем в 1993 г. (на момент начала реформ). С 2001 г. отмечается положительная тенденция к сокращению как численности, так и доли населения со среднедушевыми денежными доходами ниже величины ПМ: в 2004 г. показатели составили соответственно 25,5 млн человек и 17,8%. Однако в 2004 г. по сравнению с 2003 г. темпы снижения рассматриваемых показателей начинают замедляться и в 2008 г. по сравнению с 2007 г. численность населения с доходами ниже величины ПМ снижается лишь на 1,1% или 0,2 млн человек.

С 1997 г. Росстатом наряду со среднедушевыми денежными доходами используется показатель располагаемых ресурсов домашних хозяйств. Этот показатель при оценке бедности позволяет учесть денежные поступления, стоимость натуральных поступлений, сбережения, а также масштабы распространения бедности (табл. 7.28).

Таблица 7.28

Доля домашних хозяйств с уровнем благосостояния ниже прожиточного минимума в IV квартале 2005 г.

Доля домашних хозяйств, имеющих ниже прожиточного минимума, %

среднедушевые денежные доходы

среднедушевые располагаемые ресурсы

из них в 2 раза и более

ИЗ них в 2 раза и более

Все обследуемые домашние хозяйства

По месту проживания:

городские;

сельские

По количеству человек:

пять и более

По количеству детей в возрасте до 16 лет:

три и более

С получателями пособия по безработице

Одиночки трудоспособного возраста

Одиночки нетрудоспособного возраста

Рассматривая приведенные в табл. 7.28 данные, можно сделать следующие важные выводы:

  • соотношение располагаемых ресурсов и прожиточного минимума дает более низкие показатели доли бедного населения по всем приведенным группам. Связано это в первую очередь с тем, что показатель располагаемых ресурсов учитывает натуральные поступления для личного потребления домашних хозяйств, которые для малоимущих домашних хозяйств имеют большое значение;
  • наблюдается прямая зависимость между количеством детей и родственников и долей домашних хозяйств с уровнем среднедушевых доходов и располагаемых ресурсов ниже величины ПМ. Доля домашних хозяйств с одним ребенком, имеющих среднедушевые доходы (ресурсы) ниже величины ПМ, составила 39,9% (33,2%), в том числе в два раза и более соответственно 12,7 и 7,1 %. Данный показатель представляется достаточно высоким, однако для домашних хозяйств с тремя и более детьми доля бедных из них уже равна 65,2% (60,0%), две трети домашних хозяйств с тремя детьми имеют среднедушевые денежные доходы (ресурсы) ниже величины Π М. К наиболее же бедным домашним хозяйствам в этой группе (имеющим среднедушевые денежные доходы (ресурсы) в два раза и более ниже величины ПМ) могут быть отнесены соответственно уже 36,1 и 24,4% домашних хозяйств;
  • для домашних хозяйств, проживающих в сельской местности, наибольшее значение имеет показатель соотношения располагаемых ресурсов и прожиточного минимума, поскольку поступления отличного подсобного хозяйства занимают значительную часть в доходах. Особенно это заметно в группе домашних хозяйств с доходами и ресурсами ниже величины ПМ в два раза и более. Если для городских домашних хозяйств показатели составляют соответственно 3,9 и 2,5%, то для сельских разница гораздо более существенна – 17,4 и 8,0%.

Еще одним показателем бедности, имеющим большое значение при разработке программ социальной поддержки малоимущего населения, является дефицит дохода бедных домохозяйств , определяемый как сумма денежных средств, необходимых для повышения доходов бедных домашних хозяйств до границы бедности. Дефицит дохода определяется по следующей формуле:

где – величина прожиточного минимума в среднем по всем половозрастным группам населения; – доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; – общая численность населения; – доля суммарного дохода, приходящаяся на население с доходами ниже прожиточного минимума; μ – среднедушевой денежный доход.

Показатель дефицита дохода рассчитывается по отдельным типам домашних хозяйств, поскольку на размер дефицита дохода каждого конкретного домашнего хозяйства оказывают влияние состав и сочетание половозрастных характеристик отдельных его членов. В действующей статистической практике в России определяются следующие показатели дефицита:

  • денежного дохода всего населения (в абсолютном выражении и в % общего объема денежных доходов населения);
  • распределение (структура) объема дефицита по различным группам домашних хозяйств;
  • денежных доходов на одно домашнее хозяйство;
  • денежных доходов на одного члена домашнего хозяйства;
  • располагаемых ресурсов на одно домашнее хозяйство;
  • располагаемых ресурсов на одного члена домашнего хозяйства.

В целом по России дефицит денежного дохода составил в 2008 г. 319,5 млрд руб., что выше уровня 2003 г. на 35,73%. Абсолютная величина дефицита денежного дохода в 2008 г. выше уровня этого показателя в 2003 г. на 84,1 млрд. руб. Однако в процентах от общего объема доходов отмечается снижение более чем в два раза: с 2,6% в 2003 г. до 1,2% в 2008 г., что является, безусловно, положительной тенденцией. Показатели дефицита располагаемых ресурсов по отдельным группам домашних хозяйств, полученные на основе данных их выборочных обследований, представлены в табл. 7.29.

Таблица 7.29

Дефицит денежных доходов и располагаемых ресурсов домашних хозяйств России в 2008 г.

Дефицит располагаемых ресурсов, руб. в месяц

на домашнее хозяйство

на члена домашнего хозяйства

Все домашние хозяйства

По месту проживания:

городские

сельские

По составу:

состоящие из одного человека

В том числе:

из одного человека трудоспособного

возраста

одного человека старше трудоспособ-

ного возраста

двух человек

трех человек

четырех человек

пяти человек и более

По наличию детей:

без детей

имеющие детей в возрасте до 16 лет:

трех и более

Наибольший дефицит располагаемых ресурсов на одного члена домашнего хозяйства наблюдается в семьях с тремя детьми и более. Кроме того, прослеживается очевидная зависимость между количеством детей и родственников и дефицитом денежных располагаемых ресурсов на одно домашнее хозяйство. Дефицит располагаемых ресурсов в расчете па одного члена в домашних хозяйствах с тремя детьми и более выше, чем величина аналогичного показателя для домашних хозяйств без детей на 42,6%. Аналогичная зависимость отмечается и при увеличении числа членов домашнего хозяйства: разрыв в значениях дефицита располагаемых ресурсов между домашними хозяйствами с одним человеком трудоспособного возраста и с пятью членами и более составил в расчете на одно домашнее хозяйство 6,7 раза, в расчете на одного члена домашнего хозяйства – 1,26 раза. Существенные различия наблюдаются по месту проживания: в сельской местности дефицит располагаемых ресурсов превышает соответствующую величину для домашних хозяйств в городской местности в расчете на одно домашнее хозяйство на 17,4%, в расчете на одного члена домашнего хозяйства – на 13,0%.

Отношение дефицита дохода к границе бедности называется промежутком низкого дохода . Этот показатель используется для временных и территориальных сопоставлений. Отношение промежутка низкого дохода, умноженного на численность бедного населения, к ВВП или объему социальных расходов бюджета позволяет оценить сумму социальных трансфертов, необходимых для реализации программ борьбы с бедностью.

Для домашнего хозяйства в целом с учетом величины ИМ, размера и состава домохозяйства по полу и возрасту его членов определяется порог бедности . Порогом бедности называют средневзвешенную величину из прожиточных минимумов членов конкретного домашнего хозяйства.

В качестве сводных показателей оценки бедности могут быть использованы коэффициент бедности, индекс глубины бедности, индекс остроты бедности и синтетический индикатор бедности.

Общий вид формулы измерителей бедности был предложен Фостером, Гриером и Торбеке. Формула выглядит следующим образом:

где – показатель (мера) бедности; а – параметр, показывающий вид показателя бедности; – граница бедности для j -го домохозяйства, определяемая как величина ПМ домашнего хозяйства в среднем на душу населения, рассчитанного с учетом половозрастного состава домашнего хозяйства;– среднедушевой доход j -го домашнего хозяйства с уровнем доходов ниже величины ПМ; q – количество бедных домашних хозяйств; H – общее количество домашних хозяйств; j – номер каждого домашнего хозяйства.

Используя эту формулу, можно определить три показателя бедности:

коэффициент бедности, или долю бедных домашних хозяйств в общем их количестве ():

Использование этого показателя не позволяет оценить, насколько доходы бедного населения ниже границы бедности, а характеризует только степень ее распространения;

индекс глубины бедности ()

индекс остроты бедности ()

Индекс остроты бедности в отличие от индекса глубины бедности придает больший удельный вес домашним хозяйствам с более значительным дефицитом доходов.

Рис. 7.7.

Из рис. 7.7 следует, что по удельному весу бедного населения в общей численности бедного населения мира лидирующее место занимает Южная Азия (45,55%), далее идут страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона (25,06%), а также страны Африки к Югу от Сахары (23,44%). Таким образом, общий удельный вес этих трех регионов в общей численности бедного населения составляет 94,05%.

В последние десятилетия все более очевидной становится ограниченность оценки абсолютной и относительной бедности по доходам. В первую очередь величина доходов зависит в значительной степени от принципов их определения и полноты учета. Кроме того, она вообще не отражает целого ряда аспектов благосостояния человека. Сама величина располагаемых доходов не несет никакой информации о том, насколько полноценную жизнь ведет человек. Ведь бедные люди – это не просто те, кто имеет низкие доходы, а прежде всего те, кто лишен основополагающей свободы действия и выбора, которую живущие в обществе принимают за естественную данность.

В связи с этим наряду с концепциями бедности по доходам широкое распространение в мировой практике получила концепция депривации, т.е. оценки бедности через относительные лишения. Эта оценка основывается на анализе степени удовлетворения потребностей в конкретном обществе. Сам перечень лишений определяется или экспертным путем, или с помощью самих респондентов. Основоположник концепции бедности по лишениям П. Таунсенд указывал, что индивиды и группы населения могут быть названы бедными, когда у них не хватает ресурсов для получения полноценного рациона питания, жилья, услуг и жизнедеятельности, привычной или, по крайней мере, широко распространенной и одобряемой обществом, к которому они принадлежат.

В рамках концепции человеческого развития бедность рассматривается как многогранное явление, которое не может быть сведено исключительно к доходам, поэтому были предложены два комплексных показателя – индексы нищеты ИНН-1 и ИНН-2 . Первый определяется для развивающихся стран, а второй – для развитых стран. Эти индексы представляют собой интегральные показатели, отражающие различные аспекты лишений в жизни человека по следующим основным элементам: долголетие, образование, адекватные условия жизни.

В качестве компонентов индекса ИНН-1 используются следующие показатели:

Показатель определяется как средняя арифметическая из составляющих его частных показателей:

Для расчета индекса нищеты ИНН-1 предложена следующая формула:

Этот индекс нищеты показывает, какая доля населения страны или региона испытывает лишения в трех основных сферах жизнедеятельности: здоровье, образовании и материальном благополучии. В табл. 7.30 приведены основные показатели (2006 г.), характеризующие профиль нищеты в развивающихся странах.

В табл. 7.30 можно выделить группу стран, в которых индекс нищеты превышает национальные и международные стандарты бедности по доходам, например Тунис, Китай, Марокко, Нигерия. Связано это прежде всего с тем, что ИНН-1 учитывает "недоходные" составляющие бедности, которые в этих странах велики. Например, в Сенегале неграмотными является 58,1% населения, а дети с пониженной массой тела составляют 17,0%. В арабских же странах высокий уровень ИНН-1 связан с низким образовательным уровнем женщин.

Сопоставляя индексы нищеты по группам стран с разным уровнем человеческого развития, можно сделать вывод, что в основном значения этих индексов повышаются по мере снижения уровня человеческого развития. Такая закономерность объясняется тем, что при расчетах нищеты населения и индекса человеческого развития учитываются одни и те же компоненты.

Поскольку характер лишений зависит от уровня социально-экономического развития стран, для промышленно развитых стран, как уже отмечалось, был предложен другой индекс – ИНН-2. При его построении учитываются те же аспекты лишений, что и при построении ИНН-1, но с учетом социально-экономической специфики этой группы стран. Кроме того, при построении ИНН-2 учитывается еще и аспект социальной изоляции. В его расчетную формулу входят следующие показатели:

ИНН-2 определяется следующим образом:

Таблица 7.30

Показатели бедности в развивающихся странах за 2006 г.

Вероятность, существующая при рождении, не дожить до 40 лет (P (1)), %

Уровень неграмотности взрослого населения (P (2)), %

Население, не имеющее доступа к улучшенным источникам воды (P (31)), %

Дети с пониженной для своего возраста массой тела (P (32)), %

Доля населения, живущего ниже черты бедности, %

1,25 долл. США вдень

Национальная черта бедности

Страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала

Коста-Рика

Малайзия

Страны со средним уровнем развития человеческого потенциала

Иордания

Шри-Ланка

Индонезия

Гватемала

Гондурас

Никарагуа

Страны с низким уровнем развития человеческого потенциала

В табл. 7.31 приводятся данные о показателях уровня бедности в промышленно развитых странах.

Таблица 7.31

Показатели бедности в промышленно развитых странах за 2006 г.

Вероятность, существующая при рождении, не дожить до 60 лет (P (1)), %

Доля функционально неграмотного населения в возрасте 16–65 лет (P (2)), %

Уровень застойной безработицы (P (4)), %

Население, живущее ниже уровня 50% медианного дохода, %

Норвегия

Австралия

Ирландия

Нидерланды

Швейцария

Люксембург

Финляндия

Например, для Ирландии ИНН-2 по данным табл. 7.31 определяется следующим образом:

Как показывают данные, приведенные в табл. 7.31, среди развитых стран самый низкий уровень бедности (см. значения ИНН-2) имеют Норвегия (6,6%) и Швеция (6,0%). На третьем месте находятся Нидерланды и Финляндия (7,4 и 7,9%). Самые высокие значения этого индекса получены для США (15,2%), Ирландии (15,9%).

  • Приведены страны, по которым опубликован наиболее полный перечень показателей
  • Доклад о развитии человека за 2009 год: undp.org.
  • Критериями для определения нижней границы материальной обеспеченности и численности населения, доходы которого не превышают эту границу в России, является показатель величины прожиточного минимума.

    Прожиточный минимум характеризует минимальный уровень доходов, обеспечивающих здоровое питание и поддержание нормального (приемлемого) уровня жизни, и представляет собой абсолютную черту бедности.

    Официальные оценки прожиточного минимума в Российской Федерации осуществляются с 1992г., когда указом президента РФ Правительству предписывалось «разработать республиканский минимальный потребительский бюджет исходя из набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющие основные материальные и духовные потребности», а также «определить уровень прожиточного минимума, дифференцированного по основным социальным группам и характеризующего минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг».

    В основу расчетов прожиточного минимума была положена стоимость так называемой «продовольственной корзины». В нее были включены продукты питания (с указанием натуральных минимальных объемов их потребления), обеспечивающие необходимую калорийность и удовлетворение потребностей различных групп населения в пищевых веществах, а также позволяющие организовать здоровое питание при минимальных затратах. При формирование продовольственной корзины использовались действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения, рекомендации Всемирной организации здравоохранения и сложившаяся структура питания населения с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях. Продовольственная корзина была сформирована для следующих категорий населения: мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры (без разделения по полу), дети 0-6 лет и 7-15 лет.

    Продовольственная корзина включала в себя продукты питания, объединенные в 11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, мясопродукты, рыбопродукты, молокопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное, маргарин, прочие продукты питания (соль, перец и т.д., составляющие 5% общей стоимости набора продуктов питания). Энергетическая ценность набора составляла 2237кКАЛ в среднем на душу населения, в том числе: 2720 кКАЛ - для мужчин трудоспособного возраста, 2138 кКал - для женщин трудоспособного возраста, 1980 кКал - для пенсионеров.

    Другими составляющими прожиточного минимума являлись расходы на непродовольственные товары, услуги, обязательные платежи и сборы. Они рассчитывались исходя из стоимости продовольственной корзины и долей этих видов затрат в общей величине прожиточного минимума.

    • 1. расходы на продукты питания - 68%
    • 2. расходы на непродовольственные товары - 19%
    • 3. расходы на оплату услуг - 8%
    • 4. расходы на налоги - 5%.

    Метод расчетов, основанный на использовании данных о стоимости продовольственной корзины, использовался для оценки величины прожиточного минимума в целом по России и в субъектах России с 1992г. по 1999г. включительно. Расчеты производились для трех основных социально-экономических групп населения - трудоспособного населения, пенсионеров, детей и в среднем на душу населения.

    С 2000г. порядок определение прожиточного минимума и его назначение регулируется Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В соответствии с ним величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается органами государственной власти: Правительством РФ - а целом по России и органами исполнительной власти субъектов РФ - в субъектах России.

    Согласно закону величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

    Потребительская корзина включает в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

    Таким образом, основной отличительной способностью нового порядка определения прожиточного минимума явился переход от продуктовой корзины к потребительской, включающей, помимо набора продуктов питания, также наборы непродовольственных товаров и услуг.

    Потребительская корзина разрабатывается как в целом по России, так и в субъектах РФ. В целом по России она устанавливается федеральным законом, а в субъектах России - законодательными органами субъектов РФ.

    Состав потребительской корзины определяется с учетом:

    • 1. научных рекомендаций по минимальным объемам потреблению и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
    • 2. фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях (по данным обследования бюджетов домашних хозяйств);
    • 3. объективных различий в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в субъектах России, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

    При формировании минимального набора продуктов питания использовались действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации всемирной организации здравоохранения. Состав продуктов питания практически не претерпел изменения по сравнению с 1992г. Энергетическая ценность минимального набора продуктов питания также не претерпела значительных изменений и составила 2730кКал для трудоспособных мужчин, 2110кКал для женщин, 2000кКал - для пенсионеров, 1580кКал - для детей от 0-6лет, 2360кКал для детей 7-15 лет.

    Формирование минимального набора непродовольственных товаров осуществлялось исходя из:

    • 1. удовлетворения потребности населения в непродовольственных товарах с учетом возрастных особенностей;
    • 2. сложившегося уровня обеспеченности непродовольственными товарами малоимущих семей;
    • 3. минимальной обновляемости, минимального разнообразия, низкой розничной цены, доступности товара для потребителя.

    Минимальный набор непродовольственных товаров подразделяется на непродовольственные товары индивидуального и общесемейного пользования. К непродовольственным товаром индивидуального пользования относится одежда и обувь, а также школьно-письменные товары; к непродовольственным товарам общесемейного пользования - постельное белье, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства.

    Для каждого товара, включенного в минимальный набор непродовольственных товаров, установлены его количество и срок износа. Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства включаются в набор в процентах от общей величины расходов на непродовольственные товары.

    Минимальный набор услуг представлен в потребительской корзине жилищно-коммунальными и транспортными услугами. Также он содержит позицию «другие виды услуг». К жилищно-коммунальным услугам отнесены обеспеченность жильем, отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение. Другие виды услуг (услуги образования, связи, услуги по ремонту одежды и обуви, посещение парикмахерских, бань, прачечных, кинотеатров и др.) включены в минимальный набор услуг в процентах от общей величины расходов на услуги.

    Субъекты РФ формируют свои потребительские корзины самостоятельно с учетом изложенных выше принципов. В целях обеспечения единства методологических подходов к формирования общероссийской и региональных потребительских корзин проекты потребительских корзин субъектов России проходят экспертизу в Минтруде России.

    Натуральные объемы потребления товаров и услуг, представленные в потребительской корзине, не предназначены для использования при организации продовольственного обеспечения и бытового обслуживания населения. Потребительская корзина представляет собой скорее всего, будет далека от представлений конкретного человека о минимальном уровне потребления.

    Единственное назначение потребительской корзины - оценить величину прожиточного минимума. Для этого минимальные объемы потребления каждого товара и услуги, представленные в потребительской корзине, умножаются на сложившийся в отчетном периоде уровень цен на них. Регистрацию потребительских цен для стоимостной оценки потребительской корзины осуществляет Федеральная служба государственной статистики РФ.

    С принятием Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», помимо традиционной функции индикаторов уровня жизни населения, прожиточный минимум приобрел новый статус. Закон наделил этот показатель функциями социального норматива учитываемого при разработке и реализации федеральных и региональных социальных программ, установлении минимальных государственных гарантий в области доходов. Так, величина прожиточного минимума предназначена для обоснования установленных на федеральном уровне социальных выплат: минимального размера оплаты труда, пенсий, стипендий и др. Она также является критерием для оказания социальной помощи малоимущим гражданам, назначения детских пособий и жилищных субсидий.

    В экономической и статистической литературе используются различные подходы для измерения бедности.

    Первый подход абсолютная бедность – считает бедным тех, кто не в состоянии обеспечить себя суммой благ для удовлетворения основных потребностей в пище, одежде, для сохранения здоровья и ведения умеренно активной трудовой жизни.

    При использовании критерия абсолютной бедности уровень бедности зависит от границы бедности, официально установленной государством, которая, в свою очередь, зависит от финансовых возможностей государства. В связи с этим при изучении абсолютной бедности необходимо:

      разработать показатель, который может быть использован в качестве границы бедности;

      выбрать систему показателей для сравнения с границей бедности.

    Методы построения границы бедности могут быть объединены в четыре группы:

      нормативные – установление государством норм потребления в соответствии с рекомендациями экспертов или исходя из своих ресурсных возможностей;

      статистические – позволяют оценить степень расслоения по уровню жизни различных групп населения;

      социологические – основываются на выработке мнения населения о степени своей материальной недостаточности;

      смешанные – комбинация вышеперечисленных методов.

    Второй подход относительная бедность – состояние, при котором невозможно следовать «образу потребления», диктуемому средой – современными стандартами образа жизни. Граница бедности, построенная на основании относительной концепции, показывает, насколько семья или индивид бедны относительно некоего стандарта жизни или относительно тех групп общества, которые обладают определённым достатком. Для определениячерты бедности при этом используется показательсреднего или медианного личного располагаемого дохода.

    В рамках относительной концепции существует также концепция относительных деприваций, согласно которой бедность измеряется непосредственно через оценку потребительских характеристик домохозяйств, и понимается как недостаточность ресурсов, необходимых для сложившихся в данном обществе стандартов потребления. Отклонения от стандартного для общества уровня жизни обозначаются понятиемлишение илидепривация .

    Третий подход субъективная бедность – основан на исследованиях общественного мнения об уровне низких или недостаточных доходов («Я считаю, что такой-то доход для семьи из стольких–то человек низкий, достаточный, хороший…»).

    В РФ в качестве границы бедности рассчитываетсяпрожиточный минимум уровень дохода, необходимый для приобретения научно обоснованного минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека.

    Чтобы изучить все три основных измерения бедности :общую бедность, удалённость от черты бедности истепень неравенства среди бедных , используетсякласс показателей бедности (3.13):

    P () =, (3.13)

    где - параметр;

    z- черта бедности;

    х- среднедушевое значение показателя уровня благосостояния вi– ом домашнем хозяйстве;

    n– общая численность обследуемого населения.

    Если принять равной 0, то получим показатель Р (0) илидолю бедных (коэффициент бедности) – процент индивидуумов, находящихся ниже черты бедности (показывает степень распространения бедности).

    Если принятьза 1, то получим Р (1)или индекс глубины бедности (дефицит бедности, индекс разрыва между уровнями бедности) – показатель, который учитывает среднюю удалённость бедных от черты бедности.

    Если принять за 2, то получим Р (2) илииндекс остроты бедности (индекс квадратичного дефицита бедности) – показатель, который учитывает разницу в степени бедности, т. к. присваивает наибольший вес уровню благосостояния самых бедных.

    Ещё одним показателем бедности является дефицит дохода бедных домохозяйств , определяемый как сумма денежных средств, необходимых для повышения доходов бедных домохозяйств до границы бедности.

    Один из вариантов учёта глубины бедности, а также дифференциации доходов малообеспеченных слоёв населения представил Амартия Сен , который предложил объединить абсолютный и относительный подходы к оценке бедности.Синтетический индикатор бедности , предложенный Сеном (Сен-индекс ) является наиболее общей характеристикой бедности (3.14):

    S = P (0)(I + ), (3.14)

    где Р (0) – доля бедного населения;

    I- средний дефицит дохода в процентах к границе бедности (промежуток низкого дохода);

    Средний доход бедных домохозяйств;

    z- граница бедности;

    G- коэффициент Джини для бедных домохозяйств.

    Сен-индекс представляет собой взвешенную сумму дефицитов домохозяйств, отнесённых к бедным. Этот показатель варьируется в интервале от 0 до 1. Чем ниже дифференциация доходов среди бедного населения и меньше доля бедных в общей численности населения, тем ближе индекс Сена к 0. Увеличение любого из трёх факторов: дефицит дохода, неравенство бедного населения, доля бедных в общей численности населения – приводит к росту индекса Сена. Сен-индекс используется как для временных, так и территориальных (в том числе международных) сопоставлений.

    В целях исследования территориального распространения бедности используется также термин «зоны бедности» , в которые включают зоны высокой концентрации бедных.

    В экономически развитых странных распространён относительный подход к определению черты бедности (исключение – США , где используется абсолютная черта бедности). Встранах ЕС при этом в качестве черты бедности используется 40, 50 или 60-процентная величина медианного дохода на душу населения с учётомшкалы эквивалентности (показывает экономию от масштабов в потреблении членами домохозяйств по сравнению с отдельными индивидами).

    По методологии Всемирного банка бедным считается население, живущее менее чем на 1 доллар в день.

    Для выведения сопоставимых международных оценок применяется абсолютная черта бедности, равная 2,15 доллара на человека в день (для стран, где национальная абсолютная бедность превышает 2,15 доллара на человека в день, установлен показатель 4,30 долларов на человека в день).

    Бедность - распространенное явление в России и мире. Ее уровень в нашей стране довольно высок, но меняется от года к году. Характер бедности в России отличается от таковой в других странах. Наиболее низкий уровень фиксируется в Москве и ряде регионов с развитым добывающим сектором. Основная часть безденежных проживает в сельской местности и провинциальных городах. Также для бедности в России типично хроническое течение. Распределение малообеспеченности по годам показывает, что в настоящее время ее уровень такой же, какой был в середине 2000-х. Если раньше одной из основных причин были долги по пенсиям и зарплатам, то теперь - несправедливое распределение бюджета.

    Что такое бедность?

    Бедность - распространенное в мире состояние, при котором человек не может удовлетворить минимальный уровень материальных потребностей, либо расходует на это все свои сбережения. Как правило, состояние нужды предполагает отсутствие возможности потратить деньги на развлечения, платную медицину, платное образование, дорогие вещи или продукты, отдых на курортах, машину, дом или квартиру, а также провести за свой счет капитальный ремонт или начать собственный бизнес.

    В разных странах критерии малообеспеченности различны. Порогом (чертой) бедности для малоразвитых государств являются очень низкие цифры доходов, выраженные в долларовом эквиваленте. В России действует понятие «прожиточный минимум» - величина дохода, способная обеспечить приобретение минимального количества материальных благ и услуг. Для определения порога бедности в России используется также стоимость потребительской корзины.

    Величина прожиточного минимума в 2016 - 18 гг. близка к 10 000 руб., что в несколько раз ниже принятого в развитых странах, но при этом в несколько раз выше применяемого для беднейших стран. Однако в США этот показатель всего в полтора раза выше российского. При этом не учитывается специфика условий жизни населения.

    Специфика российской нищеты

    Бедность в России является одной из самых неблагоприятных в мире. Это связано с тем, что обычному россиянину из прожиточного минимума приходится выкладывать немалую сумму на оплату коммунальных услуг и систем теплосбережения. В большинстве других стран климат теплее, и расходы на обогрев и теплоизоляцию меньше. Низкая температура приводит и к необходимости усиленного питания. Еще одним негативным фактором является низкое качество продовольствия и медицинских услуг. Оставшись без жилья, человек рискует умереть от холода и инфекционных заболеваний. Усугубляют ситуацию периодически вспыхивающие волны инфляции.

    Все это во многом нивелирует разницу между прожиточным уровнем в России и беднейших странах.

    В нашей стране большая часть бедных и нищих - это женщины. На них приходится 2/3 от общего числа бедных россиян.

    Отличия бедности и нищеты

    Нищета - это крайняя форма бедности. Бедный становится нищим в том случае, если его доходов не достаточно для удовлетворения даже самых минимальных потребностей. При этом человек часто начинает жить впроголодь. Поскольку у разных людей разные потребности в калориях, лекарствах; разные траты на коммунальные услуги, долги, транспорт и т. п., то и определить, сколько в стране нищих и бедных, довольно затруднительно.

    Уровень бедности в России - статистика

    По данным Росстата, число людей с доходами меньше величины прожиточного минимума - 20,3 млн человек. Это около 15 процентов от общего числа россиян. В основном это работающие граждане с низким уровнем оплаты труда. Большинство пенсионеров получают больше прожиточного минимума, поэтому их доля в числе официальных бедных невелика - 16,7 %. Примерно 5,3 млн пенсионеров получают доплаты. Однако средние размеры пенсий достаточно малы, а с учетом высоких трат на лекарства большинство пенсионеров могут быть неофициально причислены к числу бедняков.

    По данным Росстата, 62,8 % бедных - это работающие граждане. Примерно 20 процентов от общего числа бедняков составляют дети, возрастом до 15 лет. При этом, по официальным данным, доля безработных среди бедных всего 1,6 % (?). Основная причина бедности, по мнению Росстата - это низкий уровень заработной платы. Большая часть бедняков проживает либо в сельской местности, либо в небольших провинциальных городах.

    Какое реальное число бедных в России?

    По мнению директора Института социологии РАН Михаила Горшкова, бедных в стране как минимум вдвое больше, чем по официальной статистике. Возможность терпимо прожить на прожиточный минимум и не свалиться в нищету является довольно спорным моментом. Фактически в стране действует платная медицина, цены на продовольствие взвинчиваются до неадекватно высоких уровней, много денег уходит на штрафы, выплаты процентов по долгам (у кого они есть), велико количество бракованной продукции и т. д. Ситуация резко ухудшается при наличии неработающих детей и других членов семьи, поскольку фактическая безработица в стране намного превосходит официальные данные центров занятости.

    Все это говорит о том, что число бедных в стране может быть намного выше.

    Насколько вырос уровень бедности в последнее время?

    Статистика уровня бедности в России по годам, озвученная Росстатом, наглядно показывает ухудшение ситуации в последние годы. В 2013 году людей с доходами ниже прожиточного минимума было всего 8,8 процента, что соответствует 12,5 млн чел. В 2015 году это число приблизилось к 16 процентам. Данные о динамике бедности в последние 2 года довольно противоречивы. По одним данным, бедных стало немного меньше, а по другим - немного больше. Однако очевидно, что ситуация с бедностью в целом стабилизировалась и более не ухудшается.

    Сравнение нынешней ситуации с тем, что было в 90-х и начале 2000-х показывает, что бедных тогда было вдвое больше, чем теперь. На современный уровень ситуация вышла примерно в середине 2000-х. При этом кризис 2008 года никак не сказался на числе бедных. Наилучшая ситуация отмечена в 2012 - 2013 годах, когда малообеспеченных граждан было всего 10 - 11 %.

    Статистика уровня бедности в России по регионам и городам

    В России велико территориальное различие в уровне малообеспеченности. Самыми бедными являются такие регионы, как Смоленская область, Псковская область, Алтайский край, Ивановская область и республика Дагестан. На рисунке показан уровень благосостояния в разных регионах.

    Самыми обеспеченными в материальном плане регионами являются город Москва, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский АО, Сахалинская область и ХМАО. Легко заметить, что в нашей стране более благополучными являются районы, специализирующиеся на добыче нефти и газа, а также российская столица. Таким образом, уровень бедности регионов России довольно сильно различается.

    Наиболее благополучными городами, помимо Москвы, являются Тюмень, Владивосток, Казань, Екатеринбург.

    Города с наиболее низким уровнем жизни населения - это Астрахань, Саратов, Волгоград, Пенза, Тольятти. Легко заметить, что все они находятся в Приволжском федеральном округе.

    Причины бедности в России

    Основные причины финансового и материального неблагополучия в России в начале 2000-х и сейчас довольно сильно различаются. Так, по опросам населения, в 2003 году почти в половине случаев в качестве одной из главных причин бедности была названа длительная невыплата зарплат и пенсий. Сейчас эта причина является важной только для четверти россиян.

    На втором месте в начале 2000-х годов, по мнению опрашиваемых, была безработица. Сейчас ее роль также значительна, но не столь критична. Болезнь и/или инвалидность занимали третью строчку среди важнейших причин бедности в 2003, а сейчас она вышла на второе место. Теперь на первом месте среди причин россиянам видится алкоголизм и наркомания. 12 лет назад она занимала лишь четвертую строчку.

    И тогда, и сейчас, последнюю строчку среди причин материального неблагополучия занимают беженцы и мигранты. Общее же число причин, указанных респондентами, составило 15.

    Однако, если говорить о первопричине, то одной из главных причин бедности в последние годы стало несправедливое и неправильное распределение российского бюджета.

    Особенностью современной бедности является ощущение безнадежности, в отличие от 90-х и начала 2000-х, когда люди питали больше надежд на скорый выход из этого состояния.

    Виды бедности в России

    При анализе уровня бедности выделяют две ее разновидности: бедность по доходам (зарплате) и бедность по возможностям. Обычно за основу берется первый вариант, однако по второму показателю ситуация в нашей стране гораздо хуже. В России бедность по возможностям охватывает четверть от общего числа жителей, в то время как в развитых странах - лишь чуть больше 15 %. В то же время уровень бедности в России по заработной плате примерно равен таковой за рубежом. Развитие бедности по возможностям связано с финансовой зависимостью от родственников, в том числе вследствие безработицы или отсутствия нормальной работы не "по блату".

    Еще одним отличием бедности в России и развитых странах является преобладание в нашей стране хронического типа малообспеченности, тогда как на западе она чаще носит ситуационный характер.

    В отличие от западных стран, в России велика доля бедных среди работающих граждан. В нашей стране в группу бедняков могут попасть даже достаточно квалифицированные специалисты. А зарплаты в бюджетных учреждениях гораздо ниже, чем в частных.

    Несправедливое распределение доходов

    В России более остро, чем в других странах, стоит проблема имущественного неравенства и распределения доходов. Так, по данным международных организаций, около 70 процентов материальных благ принадлежат всего одному проценту населения нашей страны. По материальному неравенству Россия занимает одно из первых мест в мире. В последнее время это является одной из главных причин распространения бедности.

    Заключение

    Таким образом, бедность в России - это сложное социальное явление, обусловленное взаимодействием целого ряда факторов. Анализ динамики уровня бедности в России показывает, что она остается значимым явлением в жизни населения и экономике государства. Однако при принятии адекватных мер ее можно искоренить. Для снижения уровня бедности в России необходимы меры по борьбе с безработицей, повышению минимального размера заработной платы, внедрению социальных программ поддержки малоимущих, развитию перерабатывающих отраслей, борьбе с инфляцией и накруткой цен на продукты и товары первой необходимости, снижение неравенства по доходам и т. д.

    В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц).

    Абсолютная бедность рассчитывается на основании сравнения душевых доходов и прожиточного минимума (при абсолютной концепции) или душевых доходов и относительной линии бедности (40-60% от медианы или средней доходного распределения населения).

    Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения, депривации. Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений.

    Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п.

    Показатели уровня и границ бедности.

    I. Пороговые показатели:

    1. Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в 5 лет (ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” от 31.03.2006 г). Включает:

    Продукты питания: хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца; масло растительное, маргарин; прочие продукты (соль, чай, специи).

    Непродовольственные товары: верхняя пальтовая группа; верхняя костюмно-платьевая группа; белье; чулочно-носочные изделия; головные уборы и галантерейные изделия; обувь; школьно-письменные товары; постельное белье; товары культурно-бытового и хозяйственного назначения; предметы первой необходимости, санитарии и лекарства. Нормативы устанавливаются с учетом сроков износа.

    Услуги: жилье; центральное отопление; холодное и горячее водоснабжение и водоотведение; газоснабжение; электроэнергия; транспортные услуги; другие виды услуг.

    2. Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (Федеральный закон от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”). Определяется ежеквартально на душу населения и по основным социально-демографическим группам. В целом по РФ устанавливается Правительством, в регионах - органами исполнительной власти субъектов РФ.

    Для количественной оценки бедности (и социальной дифференциации в целом) используется также более широкое по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

    Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.

    В России минимальный потребительский бюджет составлен на основе более 200 товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание-46,1%, непродовольственные товары-39%, услуги-43,2%, налоги и сборы-2,7%. Отличие минимального потребительского бюджета от прожиточного минимума состоит в более высокой доле расходов на непродовольственные товары и услуги и соответственно более низкой доле расходов на питание.

    Рациональный потребительский бюджет был разработан в начале 90-х гг. в качестве идеальной модели и отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Структура рационального потребительского бюджета в России: продукты питания- 30%, непродовольственные товары-47%(из них ткани, одежда, обувь-29%, мебель, предметы культуры и быта-18%, прочие товары-9%) и все услуги-23%.

    II. Показатели масштабов бедности:

    • 1. Коэффициент бедности - доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума.
    • 2. Коэффициент крайней бедности - доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже половины величины прожиточного минимума.
    • 3. Дефицит денежных доходов населения - суммарный доход населения, недостающий до величины прожиточного минимума:

    где n - число домашних хозяйств с доходами ниже прожиточного минимума;

    mi - число членов i-го домохозяйства;

    cmin i - среднедушевая величина прожиточного минимума для i-го домохозяйства, рассчитанная с учетом его половозрастной структуры;

    di - среднедушевой доход i-го домохозяйства, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.

    где S - общая численность обследованного населения;

    (cmin i - di): cmin i - относительный уровень дефицита дохода в расчете на 1 члена i-го домохозяйства, имеющего доход ниже прожиточного минимума.

    Глубина бедности характеризует среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума.

    Средний промежуток низкого дохода, возведенный в квадрат и отнесенный к общему количеству семей в выборке по данному региону. Придает больший вес дефициту доходов более бедных семей.