Статьи на тему экономическая безопасность. Ключевое слово: «экономическая безопасность

Экономическая безопасность предприятия – это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности.

Для каждого предприятия «внешние» и «внутренние» угрозы сугубо индивидуальны. Вместе с тем, на наш взгляд, указанные категории включают отдельные элементы, которые приемлемы практически к любому субъекту хозяйственной деятельности.

К внешним угрозам и дестабилизирующим факторам можно отнести противоправную деятельность криминальных структур, конкурентов, фирм и частных лиц, занимающихся промышленным шпионажем либо мошенничеством, несостоятельных деловых партнеров, ранее уволенных за различные проступки сотрудников предприятия, а также правонарушения со стороны коррумпированных элементов из числа представителей контролирующих и правоохранительных органов.

К внутренним угрозам и дестабилизирующим факторам относятся действия или бездействия (в том числе умышленные и неумышленные) сотрудников предприятия, противоречащие интересам его коммерческой деятельности, следствием которых могут быть нанесение экономического ущерба компании, утечка или утрата информационных ресурсов (в том числе сведений, составляющих коммерческую тайну и / или конфиденциальную информацию), подрыв ее делового имиджа в бизнес-кругах, возникновение проблем во взаимоотношениях с реальными и потенциальными партнерами (вплоть до утраты важных контрактов), конфликтных ситуаций с представителями криминальной среды, конкурентами, контролирующими и правоохранительными органами, производственный травматизм или гибель персонала и т.д.


Задачи. Принципы построения. Основные элементы

Количественный и качественный анализ перечисленных выше угроз позволяет сделать вывод о том, что надежная защита экономики любой компании возможна только при комплексном и системном подходе к ее организации. В связи с этим в лексиконе профессионалов, занимающихся обеспечением безопасности бизнеса коммерческих структур, появился термин «СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» предприятия.

Системой экономической безопасности предприятия (СЭБ) является комплекс организационно-управленческих, режимных, технических, профилактических и пропагандистских мер, направленных на качественную реализацию защиты интересов предприятия от внешних и внутренних угроз.

К числу основных задач СЭБ любой коммерческой структуры относятся:

– защита законных прав и интересов предприятия и его сотрудников;

– сбор, анализ, оценка данных и прогнозирование развития обстановки;

– изучение партнеров, клиентов, конкурентов, кандидатов на работу в компании;

– своевременное выявление возможных устремлений к предприятию и его сотрудникам со стороны источников внешних угроз безопасности;

– недопущение проникновения на предприятие структур экономической разведки конкурентов, организованной преступности и отдельных лиц с противоправными намерениями;

– противодействие техническому проникновению в преступных целях;

– выявление, предупреждение и пресечение возможной противоправной и иной негативной деятельности сотрудников предприятия в ущерб его безопасности;

– защита сотрудников предприятия от насильственных посягательств;

– обеспечение сохранности материальных ценностей и сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;

– добывание необходимой информации для выработки наиболее оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики экономической деятельности компании;

– физическая и техническая охрана зданий, сооружений, территории и транспортных средств;

– формирование среди населения и деловых партнеров благоприятного мнения о предприятии, способствующего реализации планов экономической деятельности и уставных целей;

– возмещение материального и морального ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий организаций и отдельных лиц;

– контроль за эффективностью функционирования системы безопасности, совершенствование ее элементов.

С учетом перечисленных задач, условий конкурентной борьбы, специфики бизнеса предприятия строится его система экономической безопасности. Необходимо отметить, что СЭБ каждой компании также сугубо индивидуальна. Ее полнота и действенность во многом зависят от имеющейся в государстве законодательной базы, выделяемых руководителем предприятия материально-технических и финансовых ресурсов, понимания каждым из сотрудников важности обеспечения безопасности бизнеса, а также от знаний и практического опыта начальника СЭБ, непосредственно занимающегося построением и поддержанием в «рабочем состоянии» самой системы.

Построение СЭБ предприятия должно осуществляться на основе соблюдения принципов:

– законности;

– прав и свобод граждан;

– централизованного управления;

– компетентности;

– конфиденциальности;

– разумной достаточности, соответствия внешним и внутренним угрозам безопасности;

– комплексного использования сил и средств;

– самостоятельности и ответственности за обеспечение безопасности;

– передовой материально-технической оснащенности;

– корпоративной этики;

– координации и взаимодействия с органами власти и управления.

К основным элементам СЭБ предприятия относятся:

1) защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации;

2) компьютерная безопасность;

3) внутренняя безопасность;

4) безопасность зданий и сооружений;

5) физическая безопасность;

6) техническая безопасность;

7) безопасность связи;

8) безопасность хозяйственно-договорной деятельности;

9) безопасность перевозок грузов и лиц;

11) противопожарная безопасность;

12) экологическая безопасность;

13) радиационно-химическая безопасность;

14) конкурентная разведка;

15) информационно-аналитическая работа;

16) пропагандистское обеспечение, социально-психологическая, предупредительно-профилактическая работа среди персонала и его обучение по вопросам экономической безопасности;

17) экспертная проверка механизма системы безопасности.

В наши дни все большую актуальность приобретает защита интересов предприятия от противоправной деятельности коррумпированных представителей контролирующих и правоохранительных органов. В связи с этим, данное направление работы многими начальниками служб экономической безопасности коммерческих структур выделяется в качестве отдельного элемента СЭБ.

Основной смысл подобной системы состоит в том, что она должна носить упреждающий характер, а основными критериями оценки ее надежности и эффективности являются:

– обеспечение стабильной работы предприятия, сохранности и приумножения финансов и материальных ценностей;

– предупреждение кризисных ситуаций, в том числе различных чрезвычайных происшествий, связанных с деятельностью «внешних» и / или «внутренних» недоброжелателей.

Особенностью и, одновременно, сложностью при построении системы экономической безопасности является тот факт, что ее действенность практически полностью зависит от человеческого фактора. Как показывает практика, даже при наличии на предприятии профессионально подготовленного начальника службы безопасности, современных технические средств, Вы не добьетесь желаемых результатов до тех пор, пока в Вашем коллективе каждый сотрудник не осознает важность и необходимость внедряемых мер экономической безопасности.

А они будут не популярны:

– кто-то утратит возможность в рабочее время или после работы развлекаться в Интернете, скачивать музыку и иную информацию, читать книги в электронном варианте и т.д.;

– кому-то покажется в тягость один раз в неделю менять пароль на своем компьютере;

– кто-то посчитает ниже своего достоинства всякий раз подниматься для того, чтобы уничтожить черновик в бумагорезательной машинке, убрать со стола документы и закрыть окно после окончания рабочего дня, опечатывать и сдавать свой рабочий кабинет под роспись в журнале службе охраны;

– у кого-то исчезнет возможность приводить на работу (в том числе и по выходным дням) своих друзей либо бахвалиться на стороне личными достижениями в работе или успехами фирмы;

– некоторые не смогут использовать служебные автотранспорт и мобильный телефон в личных целях, а также часами вести личные разговоры по служебным проводным каналам телефонной связи и т.д.

Поэтому для юридически правильного, эффективного и всестороннего использования СЭБ в защите интересов предприятия от всех видов недоброжелателей требования по обеспечению безопасности бизнеса излагаются в соответствующих приказах руководителя, трудовых договорах с сотрудниками и их должностных обязанностях, специальных инструкциях, положениях, контрактах с деловыми партнерами и т.д. После чего доводятся до персонала под роспись в процессе занятий и инструктажей.

В вопросах экономической безопасности как никогда важна роль и понимание актуальности проблемы в первую очередь самим руководителем предприятия. Директор и, при наличии, начальник службы безопасности, должны пропагандировать среди персонала одно из основных корпоративных правил: «Фирма – это твоя вторая семья. Предприятие дает всем сотрудникам работу, материальные блага, перспективы служебного роста и т.д. В связи с этим задача каждого сотрудника – приумножать успех и материальное положение компании (как и своей семьи). Ведь успех предприятия – это стабильность и перспективы его персонала».

Вместе с тем, как показывает практика, кто-то из Ваших сотрудников может не выполнять установленные в компании требования или допускать ошибки по забывчивости, кто-то по неаккуратности, а кто-то – из мести. У кого-то могут возникнуть финансовые затруднения в связи с болезнью близких или в связи с проигрышем в казино, и он решит их «компенсировать» за счет фирмы. Кто-то посчитает, что был незаслуженно наказан директором, что давно достоин повышения в должности или что его вклад в деятельность компании заслуживает гораздо более высокой зарплаты, а руководство этого не замечает и т.д.

Словом, с возрастом, изменением социального статуса, материального благосостояния, появлением вредных наклонностей, а также при возникновении некоторых объективных обстоятельств люди могут меняться либо вести себя неадекватно.

При этом необходимо понимать, что в вопросах обеспечения экономической безопасности «второстепенных» должностных лиц нет, а есть только особенности (в связи с выполняемыми каждым из сотрудников функциями и обязанностями).

Секретарь – наверное никто не будет возражать, что эта категория обладает серьезным объемом самой разноплановой информации о фирме.

Уборщица может похитить с рабочего стола директора документ с важной информацией или переписать, запомнить, ксерокопировать его содержание, добросовестно выбросить из мусорной корзины не уничтоженные документы либо документы, уничтоженные таким образом, что не составляет никакого труда их восстановить.

Охранник в состоянии сделать все то же самое, а в ночное время и выходные дни у него появляется дополнительная возможность впустить в офис посторонних, которые, в свою очередь, могут Вам навредить (начиная от банального хищения документов и имущества и заканчивая постановкой в Вашем кабинете подслушивающей техники или «перекачки» закрытой информации из вашего компьютера).

С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что СЭБ предприятия только тогда будет соответствовать предъявляемым к ней требованиям, когда весь персонал понимает важность обеспечения безопасности компании и сознательно выполняет все установленные указанной системой требования. Достигается же данная цель в результате проведения непрерывной, кропотливой воспитательной и профилактической работы с сотрудниками предприятия, их обучения и специальной подготовки по вопросам действующего законодательства и различным аспектам экономической безопасности.

Экономическая безопасность предприятия как успешная составляющая современного бизнеса

В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития российских предприятий во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности. В качестве основных факторов, отрицательно влияющих на безопасность предпринимательской деятельности в России можно выделить следующие:

· активное участие представителей власти и управления в коммерческой деятельности;

· использование криминальных структур для воздействия на конкурентов;

· отсутствие законов, позволяющих в полном объеме противодействовать недобросовестной конкуренции;

· отсутствие в стране благоприятных условий для проведения научно-технических исследований;

· отсутствие подробной и объективной информации о субъектах предпринимательской деятельности и об их финансовом положении;

· отсутствие культуры ведения дел в предпринимательской среде;

· применение оперативных и технических методов с целью получения нужной информации о конкурентах.

Следует отметить, что сегодня не все руководители предприятий готовы в полной мере оценить необходимость создания надежной системы экономической безопасности. В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов. Однако в общественном сознании все еще сильны стереотипы, согласно которым данная область относится многими к сфере компетенции государства и специальных органов. Именно в этом таятся корни «слабого» понимания специфики этих проблем прежде всего первыми руководителями предприятий и организаций, отнесение их к не основной деятельности. Особенно же сложно бывает определить конкретные действия, необходимые для защиты тех или иных жизненно важных ресурсов. Вследствие этого, многие руководители ограничиваются созданием на предприятии охранных структур, почти полностью исключая из арсенала организационно – технические и правовые методы, средства и способы защиты информации.

В итоге, например, вопросы защиты коммерческой тайны нередко упускаются в лицензионных соглашениях, договорах подряда на создание научно-технической продукции, что приводит к утечке коммерчески значимой информации.

Меры обеспечения сохранности информации на отдельном предприятии могут быть различны по масштабам и формам и зависеть от производственных, финансовых и иных возможностей предприятия, от количества и качества охраняемых секретов. При этом выбор таких мер необходимо осуществлять, исходя их принципа разумной достаточности, придерживаясь в финансовых расчетах «золотой середины», так как чрезмерное закрытие информации, так же как и халатное отношение к ее сохранению, могут вызвать потерю определенной доли прибыли или привести к серьезным убыткам.

Итак, проект обеспечения экономической безопасности объекта представляет собой единый организационно-технический комплекс, в ходе формирования которого разрабатывается концепция обеспечения безопасности объекта или политика безопасности. Ее основу составляет перечень обязательных мероприятий, направленных на выработку плана действий по защите объекта: определение состава службы безопасности (СБ), ее место в организационной структуре предприятия, сфера ее компетенции, права и полномочия, варианты действий в различных ситуациях во избежание конфликтов между подразделениями. Их подоплека обычно лежит как раз в том, что многие считают требования, предъявляемые СБ, необоснованно завышенными либо из-за того, что СБ «везде сует свой нос». Соблюдение вышеизложенных условий позволит ликвидировать почву для подобных ситуаций или разрешать их быстро и безболезненно. Политика экономической безопасности определяет правильный с точки зрения организации способ использования коммуникационных и вычислительных ресурсов, правила доступа на объект, правила обращения с конфиденциальной информацией, а также процедуры предотвращения нарушений режима безопасности и реагирования на них.

Следует отметить, что эффективность политики безопасности только тогда будет находиться на должной высоте, когда ее реализация будет представлять собой результат совместной деятельности сотрудников организации, способных понять все ее аспекты, и руководителей, способных влиять на ее претворение в жизнь. Не менее важным фактором, влияющим на действенность политики безопасности, представляется готовность персонала к выполнению ее требований, доведение до каждого его обязанностей по поддержанию режима безопасности. Соблюдение политики безопасности должно гарантироваться наличием ответственного по каждому виду проблем.

Разумеется, все основные положения политики безопасности должны быть закреплены в соответствующих распорядительных документах, состав и содержание которых определяются спецификой объекта. Однако, как правило, ни одна организация не сможет обойтись без положений о коммерческой тайне, о защите информации, об администраторе безопасности сети, правил, разграничивающих доступ к информации, содержащейся в автоматизированных системах, правил допуска персонала и посетителей в помещения, где производится обработка критичной информации, порядка проведения служебного расследования по факту нарушения правил безопасности.

Работы по оснащению и поддержке деятельности СЗИ, создание системы распорядительных документов входят в комплекс организационных мер, на основе которого может быть достигнут высокий уровень безопасности информации. Тем не менее, перечисленные меры не позволяют на должном уровне поддерживать функционирование системы защиты без проведения целого ряда организационно-технических мероприятий. Их полный перечень слишком широк для того, чтобы полностью приводить его в данной статье, скажем лишь, что они позволяют своевременно выявлять новые каналы утечки информации, принимать меры по их нейтрализации, совершенствованию системы защиты и оперативно реагировать на нарушения режима безопасности.

Разработанные документы определяют функции, необходимые для организации работы СБ, а также контрольно-проверочные и другие специальные функции, осуществляемые ею в процессе деятельности. Основными функциями являются:

· административно-распорядительная – подготовка решений по поддержанию режимов безопасности и конфиденциальности; определению положений, прав, обязанностей и ответственности должностных лиц по вопросам безопасности, а также по осуществлению представительских функций предприятия в данной области ее деятельности;

· хозяйственно-распорядительная – определение (совместно с другими подразделениями предприятия) ресурсов, необходимых для решения задач по обеспечению безопасности предприятия, подготовка и проведение мероприятий организационно – технического и правового характера, направленных на сохранность его собственности, в том числе интеллектуальной;

· учетно-контрольная – определение критически важных направлений финансово-экономической, производственно – коммерческой и других видов деятельности, подлежащих защите, а также возможных каналов утечки информации и других угроз финансовой стабильности и устойчивости предприятия, оценка источников их возникновения; налаживание действенного контроля;

· организационно-техническая – создание организационной структуры СБ, а также других структур по отдельным направлениям работы (защита информации, экономическая безопасность); организация взаимодействия между отдельными структурными подразделениями предприятия, способствующими достижению целей политики безопасности;

· планово-производственная – разработка комплексных программ и отдельных планов обеспечения безопасности предприятия, подготовка и проведение соответствующих мероприятий;

· материально-техническая – направляемая на материально – техническое и технологическое обеспечение деятельности СБ, оснащение ее специальной техникой;

· научно-методическая – накопление и распространение передового опыта в области обеспечения безопасности; организация обучения сотрудников других подразделений (в необходимом им объеме);

· информационно-аналитическая – сбор, накопление и обработка данных, относящихся к сфере безопасности, создание и использование необходимых для этого технических и методических средств.

Тем не менее, следует иметь в виду, что обеспечение СБ надежным инструментарием, грамотная расстановка приоритетов ее деятельности, как и всякая квалифицированная работа, требует участия в ней специалистов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку и, что не менее важно, обладающих достаточно большим практическим опытом в этой области. Систему безопасности предприятия должны создавать профессионалы, а сотрудничество с ними может быть плодотворным, только если оно долгосрочное.

Переход экономики на рыночные отношения требует от руководителей предприятий не только разработки рыночной стратегии, но и стратегии безопасности, обязательно включающей специальные программы по защите интеллектуальной собственности и экономической безопасности. Соответственно, роль подразделения, ответственного за проведение данной работы на предприятии, выполняющего функции соблюдения правил политики безопасности и плана защиты, управления средствами защиты, контроля за правильностью их эксплуатации, выявления попыток и фактов нарушений и принятия мер по их нейтрализации, также выходит на первый план. Ослабление практически любой составляющей инфраструктуры предприятия непосредственно отражается на его безопасности, поэтому процесс управления предприятием находятся в тесной взаимосвязи с вопросами безопасности.



Заключение

В интересах стабильного функционирования фирмы, предприниматели должны в тех или иных объемах заниматься бизнеса или . Размер, капиталоемкость, технологическая сложность и публичность бизнеса определяют лишь объем тех работ, которые предприниматели проводят по бизнеса и их бюджет.

Не заботясь о соблюдении элементарных мер экономической , фирма может оказаться на грани банкротства, например в результате неплатежей: любой выданный товарный кредит может повлечь за собой риск неплатежа, если не предприняты определенные меры по сбору минимальной , не проведена элементарная . Участвуя в сделке в качестве покупателя или инвестора, необходимо проводить определенный набор процедур, цель которого – проверка достоверности излагаемых о себе продавцом или получателем средств сведений. Проведение данной информационно-аналитической работы позволит снизить риск купить «кота в мешке» и потратить деньги впустую. предполагает, что на фирме также должны быть продуманы определенные меры по снижению потерь, вызываемых действиями проверяющих структур, например в рамках уполномоченных структур, которая также может закончиться для предпринимателя невосполнимыми потерями. В любом случае вовремя проведенный профессиональный позволит предприятию предотвратить большинство форс-мажорных затрат, направленных на ликвидацию последствий просчетов в обеспечении безопасности бизнеса.

1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: курс лекций. М.: Инфа М, 2003 г.

2. Полукарпов В.Л. Краткий курс менеджмента М., 2004 г.

3. Полукарпов В.Л. Менеджмент: анализ и основные тенденции. М., 2007 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

УДК 343.9 ББК 67.0

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ

Александр Григорьевич САЧЕК, докторант факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: sachek_a@ tut.by

Научная специальность: 12.00.08 - уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. Формирование правового государства, перестройка политической системы общества требуют переосмысления национальной безопасности, экономической безопасности как определенной формы ее выражения. Уровневый подход к обеспечению экономической безопасности позволяет выявить основные угрозы и разработать эффективные меры по их нейтрализации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, угроза, безопасность субъекта хозяйствования, уровневый подход.

Annotation. The formation of a legal state, the restructuring of the political system of society require rethinking national security, economic security as a definite form of its expression. A tiered approach to economic security allows you to identify major threats and to develop effective measures to neutralize them.

Key words: economic security, national security, threat, security entity, a tiered approach.

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется значительным количеством конфликтов в различных сферах жизнедеятельности. Вследствие низкой эффективности существующих систем безопасности обозначилась тенденция к глобальной нестабильности. Растущая степень открытости экономик, свободы перемещения товаров, капиталов и трудовых ресурсов, межличностного взаимодействия размывает грань между внутренними и внешними политическими, экономическими, информационными процессами. С целью нивелирования рисков государства вступают в различные интеграционные образования, призванные обеспечить защиту национальных интересов как в военно-политической, так и экономической сферах.

В Республике Беларусь активно ведется работа по формированию комплексного подхода в сфере обеспечения национальной, в том числе и экономической, безопасности государства. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (далее - Концепция) экономическая безопасность определяется как состояние экономики, при котором гарантиро-

ванно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.

Однако Концепция закрепляет лишь общий подход к понятию угрозы и говорит об угрозе национальной безопасности как о потенциальной или реально существующей возможности нанесения ущерба национальным интересам Республики Беларусь.

По нашему мнению, следует обратить внимание на широту понятия экономической безопасности и на многообразие угроз экономической сфере.

Как правило, большинство ученых говорят об экономической безопасности с точки зрения экономики, либо управленческой функции государства.

Так, В.К. Сенчагов и М.В. Мясникович считают, что экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал1.

В.В. Пузиков рассматривает экономическую безопасность как совокупность экономических

ЗАКОН И ПРАВО 12-2014

отношений, условий и факторов, обеспечивающих защиту жизненно важных национальных интересов, независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию2.

Говоря об угрозах экономической безопасности и факторах, их детерминирующих, представляется целесообразным определиться с их уровнями. Мы согласны с мнением Л.Д. Шарого и М.Я. Корнилова, которые предлагают выделять три уровня угроз: угрозы экономической безопасности личности, угрозы экономической безопасности субъекта хозяйствования, угрозы экономической безопасности государства3.

Однако следует отметить, что данный подход не в полной мере отражает современное геополитической положение Республики Беларусь. Наше государство является участником Договора о создании Союзного государства, что позволяет говорить о формировании четвертого уровня угроз экономической безопасности - угрозы экономической безопасности Республики Беларусь в условиях Союзного государства.

Анализ работ отечественных и российских ученых позволяет сделать вывод о формировании двух основных подходов к вопросу об угрозах экономической безопасности.

Первый подход - комплексный, он нашел отражение в Концепции и представляет собой всесторонний анализ угроз экономической безопасности не только в сфере экономики, но и в сферах социальной, политической, противодействия преступности и др. Сложность же данного подхода заключается в необходимости разработки и учета значительного количества индикаторов (например, криминогенного состояния), которые оказывают не прямое, а опосредованное влияние на экономическую безопасность.

Сущность второго, более традиционного подхода заключается в разработке системы индикаторов экономического развития, которые позволяют определять опасность как совокупность условий, факторов и действий, направленных на расшатывание, сбои в работе, нарушение функций и стабильности в экономической системе. Выход за рамки пороговых показателей при рассматриваемом подходе позволяет говорить о возникновении кризисной ситуации, для выхода из которой необходимо оперативное вмешательство государственных органов.

Таким образом, приверженцы второго подхода основной задачей считают разработку пороговых значений эффективности развития экономики, являющихся основой эффективной национальной стратегии в области экономической политики.

Представляется необходимым отметить, что постепенно приверженцы второго, исключительно экономического подхода к проблеме угроз экономической безопасности все больше склоняются к необходимости анализировать значительно большее количество факторов.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что экономическая безопасность - сложная многоуровневая категория, включающая не только экономические, политические, военные, экологические, но и криминальные аспекты проблемы. При анализе угроз экономической безопасности необходимо обращать повышенное внимание не только на экономические, но и на ряд других факторов, в том числе криминогенных.

В современных условиях следует говорить не просто об экономической безопасности Республики Беларусь, а об экономической безопасности Республики Беларусь в условиях Союзного государства как состоянии социально-экономической сферы, при котором органы государственной власти Беларуси и России обеспечивают полноту реализации и защищенность приоритетных экономических интересов; стабильность, устойчивость, поступательность развития экономики Союзного государства с учетом требований эффективности и конкурентоспособности в границах пороговых значений экономической безопасности.

1 См.: Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / В.К. Сенчагов и др. М.: Дело, 2005; Мясникович М.В. Проблемы экономической безопасности: Учеб. пособие. Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2001.

2 Пузиков В.В. Экономическая безопасность и экономическая преступность. Мн.: ЗАО «Армита-Маркетинг, Менеджмент», 2001.

Научная статья

на тему: Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности РФ

факультета направления «экономическая безопасность»

Огнянов Олег

Понятие, сущность экономической безопасности. Концепция национальной безопасности

Эффективность и конкурентоспособность национальной экономики, ее положение на внутреннем и мировом рынках тесно связано с отражением способности экономических, политических и правовых и институтов государства защищать интересы национальных хозяйственных традиций и ценностей своих субъектов. В этом и есть суть понятия «экономическая безопасность страны». Мнения о том, что возрождение России тесно связано с обеспечением экономической безопасности страны привлекают к себе внимание ученых, политических деятелей, население. Такое внимание не случайно. Попытки преуменьшить грозящие опасности - недопустимы. Значительна и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей. Принципиально важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения. Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Как показывает мировой опыт это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества. Поэтому объект исследования - национальная хозяйственная система страны, предмет исследования - социально - экономические процессы воспроизводства в национальной экономике, цель работы - рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.

Экономическая безопасность затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики это часть общей системы национальной безопасности страны. Следовательно, ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства. Социально-экономические, политические и международные изменения, происходящие в ходе реформирования после-социалистического экономического пространства, затрагивают весь комплекс отношений и структур в области международной и национальной безопасности и носят фундаментальный характер. Рассматривая их долговременные стратегические аспекты, то можно объективно выделить следующие элементы формирующейся в условиях перехода к рыночной экономике:

переход в системе международных отношений от концепции баланса сил к концепции баланса интересов;

движение от идеологии и структур национальной безопасности конфронтационного типа в сторону моделей, основанных на отношениях партнерства и равноправного международного сотрудничества;

дополнение принципа защиты территории принципом обеспечения безопасности личности.

Cразу после распада СССР складываться концепция национальной безопасности нового демократического суверенного государства. Закон РФ «О безопасности», определивший ее базовые понятия и элементы сформулировавший понятия безопасности, жизненно важных интересов личности, общества, государства, был принят в 1992 г. Государство, которое действует в этой сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти названо основным субъектом обеспечения безопасности. Совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства определяются как угрозы безопасности. Разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности.

Определено, что безопасность обеспечивается системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам государства, общества, личности, а также проведением единой государственной политики в этой области.

Принципов обеспечения безопасности закона от 1992 г.: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства; интеграция с международными системами безопасности; взаимная ответственность государства, общества и личности по обеспечению безопасности.

В 1994 г. начинается разработка концепции экономической безопасности, как Государственной стратегии экономической безопасности РФ.

В период 1995-1997 гг. разработанная система включает определение концепции национальной безопасности как опорной конструкции, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами населения и государства. На базе этой концепции и сформировалась стратегия национальной безопасности, в которой отражаются приоритеты, цели, весь комплекс жизненно важных интересов страны. Государство, руководствуясь концепцией и стратегией, получило возможность разрабатывать долгосрочные программы и прогнозы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям их реализации через проведение политики национальной безопасности.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации исходит из перспектив многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных условий.

В настоящее время обостряется международная конкуренция за обладание рынками сбыта, а также природными, технологическими, информационными ресурсами. Баланс негативных и позитивных сторон подвижен, что повышает требования к здравому смыслу в экономике и политике. Признано, что Россия имеет предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции, занимающей особое место на евроазиатском континенте и способной обеспечить процветание своего народа, играть важную роль в мировых процессах. Об этом свидетельствует мощный ресурсный, культурный и интеллектуальный потенциал страны, ее уникальное стратегическое положение в Евразии, усиление основ демократической государственности и многоукладной экономики. Россия сохраняется как многоукладное государство, имеющее многовековую историю и культуру, четко очерченные интересы и традиции, несмотря на все политические и социально-экономические потрясения последних 11 лет. Ключевыми интересами России в области экономики являются национальные интересы. Поэтому, комплексное решение проблем реализации национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого хозяйства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем, армию - вооружением, жителей - предметами потребления и услугами, торговлю - конкурентоспособными товарами.

Следующим этапом был учет последних влияний времени, определение национальных интересов развернуто по их основным направлениям, подробно и современно прописаны механизмы и угрозы защиты национальной безопасности. В сфере экономики угрозы носят комплексный характер и обусловлены существенным сокращением ВВП, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости и медикаменты.

Ослабление научно-технического и технологического потенциалов страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов, ученых и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствует усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и федерального центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Особую остроту приобретает угроза криминализации общественных отношений. Росту преступности и коррупции способствуют серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной ветвей власти с криминальными структурами, проникновении последних в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями.

Угрозу национальной безопасности создают и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время признаны:

своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

Реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению нейтрализации внутренних и внешних угроз;

обеспечение территориальной целостности страны, безопасности приграничного пространства;

подъем уровня жизни населения и экономики- преодоление научно-технической и технологической зависимости страны;

соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина;

совершенствование системы государственной власти, федеративного и местного самоуправления, законодательства всех уровней- неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;

поддержание высокого уровня оборонного потенциала государства.

создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

расширение рынков сбыта российской продукции;

правовую поддержку реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства страны;

усиление государственного регулирования в экономике;

принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения.

Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики

Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Через нее сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства.

Экономическая безопасность означает надежную, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов.Состояние экономической безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы.

Инфляционная безопасность выражается в росте цен.Самостоятельный вид образует внешнеэкономическая безопасность, обусловленная взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Возрастающую роль в современной экономике играет интеллектуальная безопасность. В настоящее время колоссальную роль в мировой экономике играет глобализация. России важно выработать собственное видение своего места в глобализации.

Экономически развитые государства и их различные интеграционные образования активно содействуют деятельности транснациональных корпораций, происхождение или базирование которых так или иначе связано с соответствующими национальными интересами экономического, дипломатического, а часто и военно-политического характера. Национально-государственные интересы ведущих стран мира, конкурентные позиции национальных экономик или их интеграционных союзов, корпоративные интересы транснациональных компаний продолжают оставаться важнейшими приоритетами и мотивами действий в международных отношениях.

Методологический ключ к классификации угроз экономической безопасности содержится в Государственной стратегии экономической безопасности (Основные положения).

Увеличение имущественной дифференциации населения подрывает социальный мир и общественное согласие. Относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате: увеличения доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и т. д.; роста числа безработных, что может привести к социальным конфликтам; расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей; задержки выплаты заработной платы, пенсий, пособий, остановки предприятий и т. д.

Деформированность структуры российской экономики обусловлена такими факторами, как: отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; усиление топливно-сырьевой направленности экономики; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; снижение результативности, расширение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления и медикаментов; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

Угрозу неравномерности социально-экономического развития регионов обусловливают такие важнейшие факторы, как: нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации; объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в социально-экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих производств.

Причинами криминализации общества и хозяйственной деятельности стали: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; ослабление системы государственного контроля, что всегда приводит к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли; сращивание части чиновничества государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной долей производства и их проникновение в различные властные образования.

Предотвращение или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности требует четкого определения и постоянного мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

На основе перечисленных критериев формируется примерный перечень параметров пороговых значений экономической безопасности, по которым можно отслеживать ее состояние и динамику, оказывать управляющее воздействие. В этот перечень целесообразно включить показатели, которые в наибольшей степени отражают агрегированные позиции: состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов страны; степень развития финансово-бюджетной и кредитной систем; динамику и структуру валового внутреннего продукта, объемы и темпы промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т. д.; способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам; уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и т. п.

Таким образом, существует целый ряд количественных и качественных индикаторов, позволяющих объективно и комплексно оценить уровень обеспечения экономической безопасности не только страны в целом, но и каждого региона.

Анализ основных показателей экономической безопасности России

Внешнеэкономическая деятельность

Положительный баланс российского бюджета обусловливается высокими ценами на топливные ресурсы на мировом рынке. Экспорт России с января по август 2012 года составил 346,4 млрд. долл., а импорт 213,5 млрд. долл. Большую часть прибыли от экспорта составляет вывоз нефти, газа, металлов и других видов природных ресурсов. Изменение структуры экспорта в сторону обрабатывающей промышленности является важнейшей задачей нашего государства.

Валовой внутренний продукт - совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории за определенный период времени (за год). Он является одним из основных показателей качества жизни населения. Более объективным критерием роста национальной экономики является реальный ВВП - это стоимость всех произведенных в экономике товаров и услуг в данный период, исчисленная в ценах фиксированного базового года. Не стоит забывать, что условный потолок роста в России находится намного дальше, чем в других странах. По этой причине В 90-е годы была поставлена задача - удвоение ВВП к 2012 году, для этого нужен был ежегодный прирост 7,2%.

Демографические показатели

Представление о качестве и количестве трудовых ресурсов, участвующих в создании общественного продукта можно получить при помощи основных демографических показателей.

Анализ показывает негативные тенденции развития. Многие молодые семьи не решаются заводить более одного ребенка, опасаясь жилищных и финансовых трудностей. Идет ежегодная естественная убыль населения. По Количеству детей на одну женщину Россия существенно отстает от таких стран как Швеция или Норвегия. Уменьшилась также и продолжительность жизни. В среднем россиянин живет на 15 лет меньше чем, к примеру, японец. Причина этого является социально - экономическая нестабильность. На втором месте среди причин смертности, в России преобладает алкоголизм, наркомания, убийства, суицид, травматизм на производстве, ДТП и т.п. Наблюдается миграция квалифицированной рабочей силы в западные страны и приток дешевой из стран ближнего зарубежья.

Криминализация общества

Уровень жизни населения

Оценка уровня жизни населения дает неблагоприятную картину. Уровень средней заработной платы менее 15 000 рублей не позволяет российским гражданам удовлетворять свои потребности, за исключением первичных потребностей. К тому же каждый пятый россиянин до сих пор имеет доходы ниже величины прожиточного минимума.

Обеспечение энергетической безопасности является актуальной проблемой, причины этого, не только естественная ограниченность топливных ресурсов в природе и рост энергопотребления, но и рост доли России в топливно-энергетическом балансе Европы. В первую очередь Современное состояние топливно-энергетического комплекса заставляет говорить о собственной энергетической безопасности, хотя Россия готова стать гарантом энергетической безопасности Европы.

В данный момент энергетическая безопасность России в основном обеспечивается за счет старых производственных мощностей. Но степень износа основных фондов к концу 2011 г. возросла в отраслях топливной промышленности - до 60%. Наибольший рост старения произошел в электроэнергетике. По мнению специалистов процесс активного физического и морального старения энергетического оборудования и выработка предельного эксплуатационного ресурса будет продолжаться до 2015 г. ТЭК может оказаться существенным тормозом развития страны в перспективе, что обусловливает особую актуальность проблемы обеспечения энергетической безопасности.

Заключение

Таким образом, анализ основных показателей экономической безопасности РФ, несмотря на ряд положительных тенденций, таких как рост ВВП и реальных доходов населения, снижение темпов инфляции, выявил ряд существующих и потенциальных угроз обеспечению благоприятного социально - экономического развития России. Решение проблемы обеспечения экономической безопасности России становится одной из важнейших задач государства. Очевидна необходимость комплексного и углубленного подхода к вопросам обеспечения экономической безопасности России.

экономическая безопасность россия

Литература:

Абалкин, Л.И. Курс переходной экономики: учеб. для вузов/ Л.И. Абалкин, И.А. Погосов, В.В. Радаев; под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 2007. - 631 с.

Аганбегян А.Г. Социально - экономическое развитие России. / А.Г. Аганбегян; Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. - 2- е изд., испр. и доп. - 2005. - 374 с.

Ануфриев В.П., Чазов А.В. Энергоэффективность и проблема изменения климата: учебный курс для студентов энергетических специальностей технических высших учебных заведений./ В.П. Ануфриев, А.В. Чазов.- М.:УЦЭЭ, 2006.-192 с.

Бункина, М.К, Национальная экономика: учеб. пособие/ М.К, Бункина. - М.: Дело, 2007. - 272 с.

Виноградов, В.В. Экономика России: учебное пособие для вузов/ В.В. Виноградов. - М.: Юристъ, 2007. - 320 с.

Глазьев, С.Ю. Экономическая теория технического развития/ С.Ю. Глазьев; отв. ред. Д.С. Львов. - М.: Новое издательство, 2008. - 235 с.

Градов, А.П. Национальная экономика: учеб. пособие/ А.П. Градов. - 2-е изд. - М.: Питер, 2005. - 233 с.

Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельно-структурная концепция/ Т.И. Заславская; Моск. шк. соц. и эконом. наук. - М.: Дело, 2007. - 568 с.

Леонтьев, В.В. Межотраслевая экономика/ В.В. Леонтьев; науч. Ред. И авт. предисл. А.Г. Гранберг. - М.: Экономика, 2007. - 477 с.: ил.

Мильнер, Б.З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации/ Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 177 с.

Грабовец О. В. Экономическая безопасность как главный компонент безопасности страны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 101–105..htm.

В статье рассмотрена проблема экономической безопасности России в настоящее время, обоснованы соответствующие пороговые значения системы факторов, влияющих на развитие производственных процессов, проведены анализ и оценка экономической безопасности по основным макроэкономическим показателям и эффективности принятых антикризисных мер в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Тарасов М. Е., Кемадингар Т. В., Тарасова-Сивцева О. М. Вопросы конкурентоспособности как геоэкономический вектор развития национальной экономики и ее безопасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 596–600..htm.

В статье проанализированы существующие серьезные проблемы и факторы, сдерживающие и снижающие уровень конкурентоспособности национальной экономики и ее безопасности. Выделяется возрастающая роль конкурентоспособности российской экономики, которая является одним из главных условий долгосрочного и устойчивого развития страны. Осуществлена оценка причин снижения интереса отечественных предприятий к инновациям, конкуренции, росту производительности труда и низкого качества управления национальной экономикой, а также связанными с ними проблемами преодоления коррупции и возрастающими масштабами теневой экономики, разрушающих среду добросовестной конкуренции. Особо подчеркивается, что конкурентоспособность как социально-экономическая категория становится основным индикатором и концептуальной основой экономического роста. Показана особая роль конкуренции в поиске инновационных путей развития, модернизации производства, использующего современные технологии, позволяющие осуществить глубокую переработку продукции и создать промышленные товары конкурентоспособные на мировых рынках, а также способные удовлетворить запросы внутреннего рынка. Указано на необходимость выбора государством геоэкономического вектора развития национальной экономики с целью обеспечения ее безопасности.

Королева Е. Л. Анализ угроз экономической безопасности в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2181–2185..htm.

В статье обосновываются роль и место сферы жилищно-коммунального хозяйства в обеспечении экономической безопасности государства. Раскрываются основные угрозы экономической безопасности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Приводится авторский подход к классификации угроз экономической безопасности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Толкачева О. П. Корпоративное мошенничество: сущность, понятие, система контроля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2946–2950..htm.

Для того чтобы хозяйствующий субъект был экономически стабилен, он должен правильно планировать свои расходы. В связи с кризисными ситуациями необходимость в коррекции затрат становится неотъемлемой частью его экономической стабильности. Но зачастую корректировке подлежат затраты, связанные с оплатой труда работников, а это ведет к недовольству их и, как следствие, развитию корпоративного мошенничества. Для дальнейшей успешной работы хозяйствующие субъекты должны внедрять различные системы контроля для борьбы с корпоративным мошенничеством.

Буранова Е. А., Гетманская А. Д. Социальная политика в стратегии экономической безопасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3811–3815..htm.

В данной статье рассматривается экономическая безопасность России в социальной сфере, приводятся данные Минздрава России за 2011–2013 гг., где рассматриваются показатели рождаемости, смертности, заболеваемости населения. Также раскрывается медицинская статистика заболеваемости осужденных туберкулезом, и проводится ее анализ.

Аннотация. Статья посвящена вопросам обеспечения экономической безопасности . Автор рассматривает вариант создания службы экономической безопасности .
Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы, обеспечение экономической безопасности.

В настоящее время значимость такого аспекта функционирования предприятия как экономическая безопасность неуклонно возрастает. Обеспечение экономической безопасности является основой существования любого хозяйствующего субъекта в современных условиях. Экономическая безопасность предприятия при этом трактуется как возможность эффективно достигать основной цели своей деятельности в рыночной экономике, - получать прибыль, - за счет четкого выполнения предприятием своих функций в условиях влияния внутренних и внешних угроз. Понятие «угрозы безопасности» отражает такие изменения во внешней и внутренней среде субъекта, которые приводят к негативному изменению предмета безопасности. В качестве предмета угроз могут выступать те составные части хозяйственной системы предприятия, параметры которых могут выйти за допустимый интервал.

Существуют различные классификации угроз экономической безопасности предприятия. По отношению к субъекту угрозы могут быть внешними и внутренними. Внешние обусловлены воздействием внешней среды - политическая и экономическая нестабильность, обострение глобальных экологических проблем, непредсказуемая реакция торговых партнеров и т.п.; внутренние - состоянием самого предприятия. При этом внутренние факторы могут как усиливать, так и ослаблять действие внешних угроз, и наоборот.

Также выделяют реальные, уже произошедшие изменения, и потенциальные, которые могут произойти при каких-то условиях. Существуют угрозы, целенаправленно создаваемые другими субъектами, и возникающие стихийно, которые вызваны последствиями случайных событий. Угрозы могут носить опосредованный характер, действовать при определенных дополнительных условиях, и проявляться непосредственно, прямо вызывая негативные изменения. Различают угрозы, порождающие негативные изменения через короткие временные промежутки (в свою очередь они бывают регулярными и спорадическими), и перспективные, проявление которых может наступить через длительный период времени после возникновения данной угрозы. Они, в свою очередь, подразделяются на экономические, политические, социальные и экологические. Выявленные угрозы можно отнести к частично поддающимся нейтрализации и к не поддающимся сознательному управлению.

Наибольшее практическое применение на сегодняшний день нашла классификация угроз экономической безопасности по сфере их возникновения. В данном контексте выделяют следующие угрозы :

Предприятию как целому - финансовая несостоятельность, некомпетентный менеджмент или порча репутации (ведущие к несостоятельности);

Информации - утечка стратегически важных сведений;

Материальным активам - физическое исчезновение (уничтожение или пропажа) или порча;

Нематериальным активам - их ликвидация (к примеру, отзыв лицензии, непродление сертификата и пр.);

Финансам - пропажа;

Перспективам развития - неблагоприятная рыночная конъюнктура.

Разумеется, указанные угрозы не являются взаимоисключающими, а пересекаются друг с другом. Любая классификация в определенной мере условна.

Угрозы экономической безопасности предприятия в зависимости от источника возникновения делят на объективные и субъективные. Объективные возникают без участия и помимо воли предприятия или его служащих, независимы от принятых решений, действий менеджера - это состояние финансовой конъюнктуры, научные открытия, форс-мажорные обстоятельства и т. д. Их необходимо распознавать и обязательно учитывать в управленческих решениях. Субъективные угрозы порождены умышленными или неумышленными действиями людей, различных органов и организаций, в том числе государственных и международных предприятий конкурентов. Поэтому и их предотвращение во многом связано с воздействием на субъектов экономических отношений.

В целом, источниками угроз экономической безопасности могу выступать :

1) внешние источники:

Рынок - изменение спроса, курсов валют, продуктовой линейки, стоимости кредитов, усиление конкуренции;

Недобросовестная конкуренция и иные незаконные действия третьих лиц, направленные против предприятия;

Угрозы репутации предприятия по страновым, политическим, религиозным и иным мотивам, исходящие от органов государственной власти и общественных организаций;

Промышленные катастрофы, аварии, террористические акты, стихийные бедствия.

2) внутренние:

Персонал - разглашение конфиденциальной информации, умышленные нарушения контрольных процедур в целях хищения, халатность, саботаж;

Несовершенство механизма контрольных процедур (отсутствие необходимого контроля, незнание их персоналом).

Факторы экономической безопасности предприятия - это комплекс окружающих условий, воздействующих на параметры безопасности. Данные факторы подразделяют на внутренние и внешние. Внешние факторы при этом можно разделить на три подгруппы :

1) макроэкономические: стадия развития экономики страны, стабильность хозяйственного законодательства, уровень инфляции, паритет валют, покупательная способность населения, состояние финансовой системы, государственная политика (антимонопольная, инвестиционная, налоговая, инновационная, регуляторная, внешнеэкономическая, ценовая);

2) рыночные: потребительский и производственный спрос, уровень цен на сырье и готовую продукцию, динамика конкуренции в регионе и отрасли, поведение конкурентов, емкость рынка, платежеспособность контрагентов;

3) прочие: темпы научно-технического прогресса, демографические тенденции, криминогенная обстановка, природно-климатические факторы и др.

Совокупность внутренних факторов экономической безопасности можно разделить на следующие группы :

1) финансовые: структура и ликвидность активов, структура капитала, обеспеченность собственным оборотным капиталом, уровень рентабельности, доходность инвестиционных проектов, дивидендная политика,;

2) производственные: использование оборотных и основных средств, состояние и структура основных фондов, система контроля качества, структура себестоимости;

3) кадровые: организационная структура управления, мотивация персонала, наличие стратегии развития, квалификация и структура персонала, параметры оплаты труда, уровень рационализаторской активности, социальные мероприятия;

4) материально-технического обеспечения: уровень диверсификации поставок сырья, качество поставляемого сырья, ритмичность поставок, использование современных технологий;

5) инвестиционно-технологические: НИОКР, наличие инвестиционных ресурсов, уровень инновационной активности;

6) сбытовые: ассортимент продукции, ценовая политика, портфель заказов, степень диверсификации потребителей, политика расчетов с потребителями, готовность отгружаемой продукции, проведение маркетинговых исследований;

7) экологические: внедрение новых технологий, осуществление природоохранных мероприятий.

Служба безопасности предприятия - важное структурное подразделение, организуемое администрацией для обеспечения безопасности экономических, технико-технологических, правовых, коммерческих, физических и режимных компонентов предприятия. Служба безопасности является структурной единицей, непосредственно участвующей в работе предприятия. ее структуру и штат определяет руководитель предприятия в зависимости от особенностей деятельности и ее масштабов. Назначение на должность начальника службы безопасности, а также его освобождение производится руководителем предприятия.

Структура службы безопасности определяется исходя из результатов анализа функций обеспечения экономической безопасности. К ее основным функциям можно отнести следующие:

Организационно-управленческая - воздействие на формирование и совершенствование организационной структуры управления, помощь в организации координации и взаимодействия отдельных звеньев системы управления для достижения поставленных организационных целей;

Планово-производственная - разработка комплексных программ и отдельных специальных целевых планов обеспечения безопасности предприятия;

Социально-кадровая - участие в расстановке кадров, предупреждение и локализация внутриорганизационных конфликтов, создание здоровой рабочей обстановки в коллективе;

Административно-распорядительная - подготовка решений по организации и обеспечению функционирования корпоративной системы безопасности, определению полномочий, обязанностей, прав и ответственности работников в сфере обеспечения безопасности;

Хозяйственно-распорядительная - участие в планировании и выделении ресурсов, необходимых для эффективного решения задач безопасности предприятия, в подготовке и реализации мероприятий по обеспечению безопасности;

Учетно-контрольная - определение наиболее важных направлений финансово-хозяйственной деятельности и работа по организации своевременного обнаружения внутренних и внешних угроз финансовой устойчивости и стабильности предприятия, оценка их источников, налаживание контроля за критическими факторами, ведение учета негативных факторов;

Организационно-техническая - материально-техническое и финансовое обеспечение системы безопасности предприятия;

Научно-методическая - накопление и освоение передового опыта обеспечения безопасности, обучение штатного персонала, научная проработка возникающих проблем обеспечения безопасности, методическое сопровождение деятельности в данной сфере;

Информационно-аналитическая - целенаправленный сбор, хранение и обработка информации в области обеспечения безопасности.

Формирование службы безопасности предприятия производится на основе разработанных документов (устава и инструкций), в которых сформулированы цели, задачи и обязанности службы.

Цель функционирования службы безопасности предприятию заключается в своевременном выявлении и нейтрализации условий и причин, способствующих нанесению возможного ущерба.

Перечень основных задач службы безопасности определяется необходимостью достижения указанной цели и представляет собой требования к осуществлению мер по следующим направлениям:

Обеспечение защиты имущества предприятия;

Обеспечение безопасности персонала;

Обеспечение защиты коммерческой тайны и т.д.

Структура службы безопасности предприятия и ее штат определяется в соответствии с целями, задачами и функциями обеспечения безопасности. Ее деятельность должна быть нацелена на комплексное решение отмеченных выше задач на основе разработанной стратегии и применения широкого спектра тактических приемов подготовки и проведения мероприятий по обеспечению безопасности.

Служба безопасности должна осуществлять разработку режимов безопасности, установление и поддержание данных режимов, а также контроль за их соблюдением. Она может включать подструктуры внутренней безопасности, экономической разведки, физической защиты и т.п. В составе службы безопасности предприятия могут быть также образованы информационно-аналитические и вспомогательные подразделения, а также прочие организационные звенья по направлениям обеспечения безопасности, созданы временные структуры с привлечением сторонних специалистов для решения комплексных сложных задач обеспечения безопасности, определяемых конкретными целями и складывающейся обстановкой.

Взаимоотношения службы безопасности с другими подразделениями и службами предприятия определяются специальным уставом и организационно-распорядительными документами по вопросам данных отношений, которые оформляются в форме приказов и распоряжений руководства предприятия.

Ответственность службы безопасности перед руководством предприятия, его подразделениями и трудовым коллективом определяется в соответствии с функциями. За результаты своей работы она и ее работники несут юридическую, дисциплинарную и материальную ответственность. Службе безопасности предоставляется возможность использовать весь потенциал для решения проблем обеспечения безопасности.

Деятельность службы безопасности состоит в создании необходимых организационных, материальных и правовых, условий выявления, пресечения и предупреждения посягательств на имущество, благоприятную коммерческую конъюнктуру, интеллектуальную собственность и научные достижения, устойчивость хозяйственных связей, производственную дисциплину, социально-психологическую обстановку, технологическое лидерство, охраняемую информацию.

Организационные условия формируются на основе разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выявления и подавления угроз деятельности предприятия, использования эффективного механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки и обучения персонала.

Материальные условия создаются за счет выделения и использования финансовых, кадровых, интеллектуальных, технических, информационных и прочих ресурсов, обеспечивающих своевременное выявление, подавление или ослабление внутренних и внешних источников угроз, предотвращение и локализацию возможного ущерба и создание благоприятных возможностей и условий деятельности предприятия. Эти ресурсы наполняют организационные меры необходимым материальным содержанием, создающим реальную основу развития системы обеспечения безопасности предприятия.

Создание правовых условий заключается в разработке, толковании и реализации норм права, установлении пределов их действия, в формировании необходимых правоотношений, определении и обеспечении правомерного поведения персонала предприятия по отношению к его криминологической безопасности, использовании мер государственного и административного принуждения, применении санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы предприятия, постоянном совершенствовании правовой технологии деятельности службы безопасности.

  1. Балкова, К.М. Особенности формирования службы экономической безопасности предприятия / К.М. Балкова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11. - С. 812-814.
  2. Волкова, М.Н. Функциональные направления службы безопасности предприятия / М.Н. Волкова, Д.С. Иванников // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2015. - № 4. - С. 144-147.
  3. Горбачев, Д.В. Комплексный подход к организации деятельности службы экономической безопасности предприятия / Д.В. Горбачев, М.В. Кононова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2014. - № 1. - С. 165-170.
  4. Кавыршина О.А. Управление затратами учебное пособие / О. А. Кавыршина, А. Л. Шарыкина; ГОУВПО "Воронежский гос. технический ун-т". Воронеж, 2010.
  5. Моисеева В.М. Направления повышения клиентоориентированности / В.М. Моисеева // Экономинфо.- 2009. - № 12. - С. 19-21.
  6. Радченко В.М. Основы инвестиционной деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030500.18 "Профессиональное обучение (экономика и управление)" / В. М. Радченко, А. В. Котельников; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Воронежский гос. пед. ун-т". Воронеж, 2006.
  7. Сабетова Т.В. Проблемы стимулирования инновационной активности / Т.В. Сабетова // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2015. - № 5-6. - С. 22-27.
  8. Саламова С.С. Теоретические подходы к обеспечению экономической безопасности предприятия / Т.А. Волкова, М.Н. Волкова, Н.В. Плужникова, С.С. Саламова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия - 2015. - №3. - С.29-32.
  9. Суглобов, А. Е. Экономическая безопасность предприятия: учебное пособие / А. Е. Суглобов, С. А. Хмелев, Е. А. Орлова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 271 с.

Научный руководитель : к.э.н., доцент Волкова М.Н.