Конкурсная документация утверждается. Цена услуги по подготовке документации к торгам. Разработка пакета аукционной и конкурсной документации

"Ваш бюджетный учет", 2007, N 2
ПОДГОТОВКА КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКОМ
Государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации второй год проводятся по единым правилам, установленным Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон). Если в начале 2006 г. составление конкурсной документации создавало у заказчиков много проблем, то на сегодняшний день значительная часть закупок осуществляется по типовой документации.
Наличие типовых форм и методических указаний по их оформлению значительно снижает трудозатраты на подготовку большого количества документов. Однако масштаб и разнообразие закупок, потребность в конкретных товарах, работах и услугах при условии соблюдения антимонопольных требований, требует повышенного внимания к отдельным разделам конкурсных документов. В частности, это относится к описанию предмета государственного заказа. Если порядок и процедуры проведения торгов строго регламентированы Законом и зависят в основном от способа размещения заказа, то содержание технического задания (далее - ТЗ) в большинстве случаев индивидуально.
Кто разрабатывает конкурсную документацию
Статьей 22 Закона установлено, что конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией.
Государственными и муниципальными заказчиками являются соответственно органы государственной власти РФ или субъектов РФ и органы местного самоуправления. Заказчиками могут также выступать органы, уполномоченные на размещение заказов. Такие органы могут быть созданы соответствующими органами власти, а могут и не создаваться. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных (муниципальных) заказчиков устанавливается решением о создании самого уполномоченного органа. Созданный орган (по статусу он относится к органам власти) осуществляет все функции по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, за исключением подписания контрактов.
На федеральном уровне действующих уполномоченных органов пока нет. Принято решение о создании уполномоченного органа - Федерального агентства по оборонному заказу. Вместе с тем более чем в половине субъектов РФ созданы такие органы. Существуют они и на уровне местного самоуправления.
Специализированная организация - это юридическое лицо, выбранное государственным (муниципальным) заказчиком или уполномоченным органом на основе торгов (ст. 6 Закона). Причем уполномоченный орган может привлечь специализированную организацию только в том случае, если такое право предусмотрено в решении о его создании.
В функции специализированной организации, осуществляемые от имени заказчика, входят:
- разработка документации для проведения торгов в виде конкурса или аукциона;
- опубликование и размещение извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона;
- направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе;
- иные связанные с обеспечением торгов функции.
Ряд органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ привлекают специализированные организации для подготовки конкурсной документации. Другие - создают соответствующие структурные подразделения в своем составе. В любом случае утверждается конкурсная документация только заказчиком или уполномоченным органом.
Что нужно указать в техническом задании
и что писать запрещено
Раздел, в котором заказчик описывает предмет размещения заказа (техническое задание) - ключевой в конкурсной документации, документации об аукционе или запросе котировок. Согласно п. 2 ст. 22 Закона это требования, которые устанавливаются заказчиком, уполномоченным органом:
- к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг;
- к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;
- к размерам, упаковке, отгрузке товара;
- к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В рамках государственного или муниципального заказа п. 3 ст. 22 Закона запрещено указывать:
- товарный знак;
- фирменное наименование;
- патент, производителя;
- место происхождения товара.
А также иные запросы, "если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа". Заметим, что по общему правилу марка и производитель в техническом задании не указываются.
Вместе с тем выделены исключительные случаи, когда заказчик вправе записать в конкурсной документации на проведение конкурса или аукциона марку, товарный знак, производителя и другие параметры. Первый - это когда отсутствует возможность установить четкие требования и показатели объекта размещения в техническом задании. В этом случае при размещении заказа путем проведения конкурса или аукциона указывается марка, фирменное наименование и другие характеристики. При этом они должны сопровождаться словами "или эквивалент".
Второй случай исключения из общего правила - необходимость обеспечения совместимости закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком. В этой ситуации указывается конкретная марка (фирменное наименование) без упоминания об эквиваленте.
Не стоит забывать, что, воспользовавшись правом заявить определенную марку товара, заказчик все равно обязан указать технические характеристики, требования к качеству и другие характеристики товара. Такое положение содержится в требованиях к конкурсной документации (ч. 2 ст. 22 Закона) и к документации об аукционе (ч. 2 ст. 34 Закона).
Рассмотрим особенности описания закупаемой продукции при размещении заказа методом запроса котировок.
В ст. 42 Закона сказано, что такой способ размещения заказа путем запроса котировок возможен только тогда, когда производство товаров (работ, услуг) осуществляется не по конкретным заявкам заказчика и для которых есть функционирующий рынок.
Сравнение заявок производится по единственному показателю - предложенной цене. Поэтому заказчик должен максимально конкретизировать, какую он закупает продукцию, указав при необходимости марку товара, производителя и т.п. Статья 43 Закона, регламентирующая требования, предъявляемые к запросу котировок, не содержит запретов в этой части. В отличие от требований к техническому заданию по конкурсам и аукционам. Но это не значит, что указания одного параметра - торговой марки - достаточно. В п. 4 ст. 43 определено, что запрос котировки должен содержать "наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование и объем выполняемых работ, оказываемых услуг". Практика указания марки изделия при запросе котировок достаточно распространена среди федеральных заказчиков.
При подготовке конкурсной документации учитываются нормы гражданского и бюджетного законодательства, законодательства о государственных закупках, антимонопольного законодательства и иные законодательные акты. Назовем основные из них:
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
- Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Основные позиции, включаемые в техническое задание (ч. 4 ст. 22 Закона):
- описание товаров, работ, услуг (функциональные характеристики, потребительские свойства);
- требования по качеству (ст. ст. 469 и 721 Гражданского кодекса РФ; законодательство о техническом регулировании);
- комплектация товара;
- уточнение, что товар должен быть новым, ранее не использованным, не эксплуатировавшимся;
- количество товара;
- периодичность и место поставки;
- при необходимости: требования к шеф-монтажу, к обучению персонала;
- обеспечение сервисного обслуживания и т.п.
Естественно, что не все из этих требований являются обязательными. Выбор показателей и характеристик закупаемого товара остается за заказчиком. Поэтому определять предмет закупки, отражать требования в техническом задании должен специалист, владеющий данным предметом закупки профессионально. По мнению автора, выбрать технические и функциональные характеристики, как правило, - задача для профессионала. Вместе с тем при определении эксплуатационных характеристик профильному специалисту нелишне ознакомиться с пожеланиями тех работников, которые будут использовать закупаемый продукт. Например, учесть такие факторы, как удобство и простота в работе и т.п.
Сложность составления технического задания состоит в том, что его положения должны обеспечить приобретение именно того товара, в котором нуждается заказчик, но при этом не должно быть нарушено антимонопольное законодательство. Требования должны быть четкими и подробными, но количество и набор характеристик не могут быть "подогнаны" под конкретную марку или определенного производителя. В противном случае такие действия по нормам Федерального закона "О защите конкуренции" могут быть расценены как нарушение антимонопольного законодательства в виде создания участнику торгов преимущественных условий.
Обращаем внимание, что заказчик не может ввести также ограничение по территориальному признаку при закупке товаров, работ. Например, установить при закупке горюче-смазочных материалов условие, что АЗС должна находиться на территории данного города или района. Это также будет нарушением антимонопольного законодательства.
Ошибки при составлении документации
При оформлении закупочной документации нет мелочей. В этом убеждают решения Федеральной антимонопольной службы России и ее территориальных подразделений, принятые по жалобам на действия заказчиков. Рассмотрим некоторые из них.
Новосибирское УФАС России признало департамент здравоохранения Новосибирской области нарушившим ст. ст. 3, 12, 34 Закона и предписало устранить допущенные нарушения.
Суть дела в следующем.
Департамент здравоохранения при проведении аукциона по размещению заказов на Поставки изделий медицинского назначения в рамках областных целевых программ на 1 квартал 2007 г. в документации об аукционе по одному из лотов указал наименование страны происхождения товара (Япония) без обязательного сопровождения словами "или эквивалент". То есть в документации об аукционе не была заявлена возможность закупки эквивалентного товара.
Заявка Общества на участие в аукционе по указанному лоту ("Магистраль универсальная кровопроводящая с двумя воздушными ловушками для аппарата Fresenius 2008С") была отклонена из-за несоответствия страны-производителя, указанной в документации об аукционе.
Жалоба общества признана обоснованной, так как при указании конкретной марки изделия при размещении заказа путем проведения аукциона право присовокупления слов "или эквивалент" является обязательным.
По итогам рассмотрения жалобы Новосибирское УФАС России выдало департаменту здравоохранения предписание о недопущении нарушения прав и законных интересов участников аукционов.
Комиссией Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов была рассмотрена жалоба на действия Девятого арбитражного апелляционного суда (Заказчика) в части нарушения законодательства о размещении заказа.
Согласно представленным документам Заказчик разместил заказ на поставку мебели для Девятого арбитражного апелляционного суда. В извещении о проведении конкурса не были указаны следующие сведения:
- начальная цена контракта;
- адрес электронной почты заказчика;
- место, условия и сроки поставок.
Конкурсная документация не содержала требований к техническим характеристикам мебели, размерам. Отсутствовали иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемой мебели потребностям заказчика, что противоречит ч. 2 ст. 22 Закона о размещении заказов.
Заказчику предложено устранить нарушения законодательства о госзаказе в части приведения в соответствие с Законом о размещении заказов извещения о проведении конкурса и конкурсной документации, продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе на 30 дней и разместить извещение и конкурсную документацию в соответствии с требованиями, предъявляемыми Законом.
Следует также обратить внимание на ошибку, допущенную заказчиком - Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Агентством был проведен открытый конкурс на подготовку и издание книги "Государственные символы России и ее субъектов" в рамках реализации Федеральной целевой программы "Культура России". В жалобе Издательского дома были отмечены нарушения в выборе критериев оценки заявок и процедуре оценки заявок. Но самое главное - в конкурсной документации отсутствовали требования к предмету конкурса, предъявляемые заказчиком (тираж, формат, объем в печатных листах, плотность и тип бумаги). Скромное Издательство "Зимородок" добилось решения комиссии ФАС России, требующего устранить нарушение законодательства о размещении заказов.
Составление технического задания требует от государственного (муниципального) закупщика четкого знания предмета закупки, умения конкретно изложить свои требования, и при этом, не нарушив законодательство, выбрать самого надежного поставщика.
А.А.Дикарева
Эксперт
Подписано в печать
25.01.2007

Поэтому важно, чтобы организация-заказчик проинформировала подрядчика о процессе закупок? Недостаточно информировать поставщиков об опубликовании предварительного уведомления, информируя, таким образом, организацию-заказчик о неограниченном количестве поставщиков, которые они планируют заключить с контрактом? Информация о поставщике может рассматриваться как значимая, например, в контрактах на иностранные закупки, где поставщики всегда имеют более сложный способ представить заявку и подтверждение квалификации.

В противном случае искажение конкуренции может быть легко осуществлено. Все зависит от организации-заказчика по каждому индивидуальному контракту. Он также задается вопросом, пригласит ли он их написать в письменной форме, проводить ли личные переговоры с одним поставщиком или круглый стол с несколькими поставщиками. Предварительная консультация на рынке будет важна для поставщика, который захочет подготовить более сложный предмет. Он определенно не должен использоваться для покупки обычных поставок или услуг, которые организация-заказчик может указать самостоятельно.

    Стать поставщиком государственных предприятий хотят многие частные организации. Для это предприниматель должен принять участие в электронных торгах, предложив меньшую цену, чем конкуренты. Повысить его шансы на успех помогут правильно подготовленные документы.

    Разработка пакета аукционной и конкурсной документации

    Начать разработку пакета документации для госзакупки следует с изучения списка требований заказчика торгов. Списки публикуются на официальном интернет-сайте Единой информационной системы Портала закупок - ЕИС.

    Это помогает организации-заказчику, где это более сложная работа, и когда организация-заказчик не знает сам совет и нуждается в внешнем эксперте. Если организация-заказчик проводит предварительную рыночную консультацию, она не должна не знать о потенциальных претендентах. В этот момент организация-заказчик должна идентифицировать в тендерном досье часть, которая была скорректирована и идентифицирована лицом, которое помогло с этой предварительной консультацией рынка на основе предварительной консультации на рынке.

    Если техническое задание изменено, все участники предварительной маркетинговой консультации должны быть включены в тендерное досье. Здесь организация-заказчик попадает в другой проблемный момент, поскольку поставщик не всегда хочет быть включенным в тендерное досье. Причина может заключаться в том, что он не хочет, чтобы участник знал, что он заинтересован в этом публичном контракте. У него также может сложиться впечатление, что организация-заказчик каким-то образом ущемляет его в конкурсе. Поэтому, если организация-заказчик желает провести предварительную рыночную консультацию, она должна четко указать потенциальным участникам торгов, что они должны публиковать свое имя в тендерном досье.

    Следующим этапом должна стать подготовка заявки. В нее предприниматель должен в обязательном порядке внести сведения о себе. Индивидуальный предприниматель указывае свои паспортные данные, номер телефона и ИНН. От юридического лица дополнительно потребуются сведения о названии организации, юридическом адресе компании, ИНН юрлица и его учредителей, а также о почтовом адресе и номере телефона контактного лица.

    После этого поставщик может просто не захотеть провести предварительную рыночную консультацию, с которой организация-заказчик ничего не сделает, поскольку консультации перед рынком на рынке являются добровольными как для организации-заказчика, так и для поставщика. Если участник торгов исказил конкуренцию посредством дорыночной консультации, и если не было принято никаких действий, кроме отмены процедуры присуждения компенсации, организация-заказчик может исключить такого участника торгов. Это является защитой для организации-заказчика, если поставщик в ходе предварительной консультации подготовил условия только для себя, и организация-заказчик не сможет идентифицировать эту информацию.

    Вместе со сведениями об участнике тендера к заявке необходимо приложить:

    1. Документы, подтверждающие полномочия участника, например, доверенность от владельца компании, решение о его назначении на должность ответственного за проведение торгов или рабочий контракт, если представитель владельца предприятия – его сотрудник.
    2. Лицензию компании на регулируемую деятельность, если этого требует протокол тендера и закон.
    3. Свидетельства о соответствии участника требованиям торгов. В перечень входит справка о несудимости владельцев компании по экономическим статьям, свидетельство об отсутствии процесса ликвидации или банкротства фирмы, справка об отсутствии задолженности компании перед налоговыми органами и Пенсионным фондом. Может потребоваться свидетельство о регистрации прав на интеллектуальную собственность или патент на изобретение. Если компания имеет преимущественное право на участие в торгах, например, относится к категории предприятий, нанимающих на работу преимущественно инвалидов, она должна подтвердить это соответствующей справкой от трудовой инспекции. Некоммерческие организации и малые предприниматели также должны предоставить документы, подтверждающие их статус, если хотят получить преимущества в рамках торгов.
    4. Сведения о товаре, в частности, заключение о его безопасности и соответствии государственным стандартам, выданное санитарной инспекцией или другими службами. При поставке товаров зарубежного производства необходимо приложить данные об их прохождении через таможню и уплате предпринимателем всех налогов и сборов.
    5. Сведения о том, что участник тендерного процесса внес необходимую для участия в торгах залоговую сумму. Требуется банковская гарантия или платежное поручение, адресованное организаторам торгов.

    При необходимости государственная структура, поводящая закупки, может потребовать предоставления дополнительных гарантий: договоров о предыдущих сделках компании, финансового обеспечения на всю сумму поставок, сведений о квалификации о опыте работы специалистов, которые займутся поставкой необходимых товаров и услуг.

    Однако искажения конкуренции могут, например, отражаться в оценке. Если была подготовлена ​​оценка, которая способствовала бы определенному поставщику, который помог бы в подготовке условий, и организация-заказчик определила бы и проверила бы эту информацию после подачи тендера, то она может исключить только тот поставщик и процедура присуждения компенсации без него. Если организация-заказчик поставщика не может конкурировать или вызывает конфликт интересов, информация должна быть указана в письменном отчете организации-заказчика.

    Здесь также целесообразно сосредоточиться на связи между организацией-заказчиком и поставщиком. По закону, общение должно происходить в основном в письменной форме. В принципе, это не имеет значения, будь то электронная почта, поле данных или форма для бумаг. Важно то, что курс предварительной маркетинговой консультации должен быть документирован. Если предварительная консультация на рынке должна проводиться в устной форме, для обоснования процессуального документа необходимо провести аудиозапись, видеозапись или, по крайней мере, запись слушания.

    После сбора полного пакета документов предприниматель должен отправить его заказным письмом с описью вложения. Если это допускается условием торгов, подача заявки может быть проведена по интернету. Полный комплект сведений должен быть отправлен как минимум за день до окончания срока приема документов.

    Цена услуги по подготовке документации к торгам

    В связи со сложностью составления заявки предприниматели часто обращаются к независимым юристам за помощью. Стоимость услуг специалиста будет зависеть от его опыта и места деятельности и составит в среднем от 8 до 20 тысяч рублей. Запрос о цене юридической поддержки можно сделать, связавшись с юристами по телефону или интернету, или во время первой консультации, которая чаще всего бывает бесплатной.

    Необходимо также одно важное изменение. Новый закон вводил фикции доставки через поле данных. Если отправитель отправляет любое сообщение почтового ящика, оно доставляется в почтовый ящик получателя на момент доставки. Это должно побуждать договаривающиеся органы более подробно сообщать об этом, избегая при этом препятствий со стороны поставщиков.

    Еще одна новинка - это отношение к предварительному уведомлению, которое является добровольным. Спонсор решает, хочет ли он его опубликовать. Это большое преимущество, поскольку предварительные объявления до сих пор были опубликованы только в соответствии с уставными обязательствами. В некоторых офисах даже документация должна была быть готова сделать предварительную публикацию публикой, а затем ей пришлось ждать целый месяц без необходимости. Поэтому новая публикация является добровольной. Однако, если организация-заказчик решает добровольно раскрыть предварительное уведомление, она может существенно сократить сроки подачи тендерных заявок.