Является ли данное общество рискованным с точки зрения вложения средств инвестора укажите в чем заключаются риски. Виды инвестиционных рисков

Арбитражные заседатели — лица, участвующие в рассмотрении арбитражных дел на равных правах с судьями. Этот институт был введен в целях оптимизации рассмотрения экономических споров. Но оправдывает ли он свое предназначение — вопрос спорный.

Арбитражные заседатели в арбитражном процессе: наследие или заимствование

В этом институте некоторые склонны видеть преемственность по отношению к народным заседателям — наследию советского правопорядка. Однако, учитывая современные реалии, в большей степени можно говорить о попытке законодателя приблизиться к процессу в англо-саксонской системе права.

Обоснованной выглядит точка зрения о том, что эта попытка неудовлетворительна изначально, поскольку активная роль отечественного суда (одновременно с привычным бездействием сторон) противоположна по сути роли арбитра, которую суд выполняет в странах общего права и к чему призываются арбитражные заседатели в данном случае.

Начиная с 1995 года история института арбитражных заседателей переживала взлеты и падения. Можно сказать, что этот институт не оправдал возлагавшихся на него надежд. Ранее нередко имело место привлечение арбитражных заседателей для затягивания рассмотрения спора. В настоящее время такая возможность практически исключена и сама процедура значительно усложнена.

ФЗ об арбитражных заседателях: правовой статус

Положение арбитражных заседателей определяется ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30.05.2001 № 70-ФЗ.

Требования к арбитражным заседателям можно подразделить:

  1. На общие, аналогичные предъявляемым к присяжным заседателям:
    • дееспособность;
    • возраст не менее 25 лет и др.
  2. Специфические, обусловленные особенностями экономического правосудия и высоким статусом (арбитражные заседатели приравнены к судьям!) согласно ст. 2 закона № 70-ФЗ:
    • безупречная репутация;
    • стаж работы в специальных областях (предпринимательской, управленческой и др.);
    • отсутствие прямой служебной зависимости от государственных органов и иной сферы специально-правовой компетенции (как у адвокатуры, например).

Арбитражные заседатели приобретают полномочия после утверждения пленумом ВС РФ сформированных региональными арбитражными судами списков.

Компенсационная выплата арбитражному заседателю за его участие в заседании составляет ¼ от оклада судьи, но не менее 5 МРОТ. Кроме того, за арбитражным заседателем сохраняется средний заработок и гарантируется неприкосновенность наравне с судьями.

Процессуальный порядок привлечения арбитражных заседателей: сроки

Основанием для возможного вызова арбитражных заседателей является ходатайство стороны (ст. 1 закона № 70-ФЗ). Это может быть:

  • истец (соистец);
  • ответчик (соответчик);
  • третье лицо, заявляющее самостоятельные требования.

Срок для подачи ходатайства регламентирован таким образом, чтобы минимизировать злоупотребления правом на привлечение арбитражных заседателей :

  1. По общему правилу ходатайство необходимо направить в суд до начала рассмотрения дела, на этапе подготовки. Оно конкретизировано ВАС РФ (постановление пленума от 10.11.2011 № 70): такая просьба будет неуместна уже в предварительном судебном заседании, после объявления судом об окончании подготовки дела (п. 3).
  2. Закон предоставляет возможность заявить ходатайство в судебном заседании:
    • участнику процесса, вступающему в дело после завершения его подготовки к разбирательству (соистцу, новому ответчику и т. д.);
    • стороне, ранее не получившей информацию о возбуждении дела;
    • после объединения дел до начала рассмотрения объединенного дела.

Обоснование ходатайства и проблемы применения

Условием для просьбы о привлечении арбитражных заседателей являются прогнозируемые трудности при рассмотрении дела и (или) потребность в специальных познаниях для разрешения сложных экономических, финансовых или управленческих вопросов.

Мотивированность ходатайства сложностью — с 2010 года императивное требование. Но как совместить используемый в соответствии с новой нормой закона метод определения арбитражного заседателя с необходимостью его компетентности в рассматриваемом вопросе? Специфика опыта случайно выбранного лица может относиться совсем к иной сфере, что в итоге даст минимальный эффект.

Определение суда по данному ходатайству не обжалуется. Но доводы против него можно включить в апелляционную жалобу на судебный акт, которым дело разрешено по существу.

Законы № 228-ФЗ и 443-ФЗ: изменение норм АПК об арбитражных заседателях

Изменения 2010 года (ФЗ от 27.07.2010 № 228-ФЗ) стали следствием накопления данных, свидетельствующих об использовании вызова арбитражных заседателей в интересах одной из заинтересованных сторон по делу, а не для его объективного разрешения.

После реформирования института:

  1. Стороны лишены возможности влиять на определение арбитражных заседателей .
  2. Повышаются дисциплинарные требования. Например, арбитражные заседатели обязаны самостоятельно отслеживать календарь судебных заседаний под угрозой лишения статуса.
  3. Арбитражные заседатели не могут представлять в суде чужие интересы (ч. 1 ст. 60 АПК РФ). Явка заседателя в процесс в качестве представителя — основание для непризнания судом его полномочий (ч. 4 ст. 63 АПК РФ).

В декабре 2016 (ФЗ № 443-ФЗ от 19.12.2016) требования к заседателям были еще больше ужесточены. Так арбитражный заседатель обязан:

  • избегать как во время исполнения своих обязанностей, так и в личной жизни всего, что может умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнение в его справедливости и объективности;
  • заявить самоотвод в случае конфликта интересов.

Кроме того на арбитражные суды субъектов РФ возлагается обязанность организовать проверку достоверности сведений о кандидатурах заседателей.

Замена, приостановление и прекращение полномочий арбитражных заседателей

Если арбитражный заседатель не пришел на заседание, это не будет автоматически поводом для его замены. В этом случае устанавливается причина, а в последующем производится:

  • замена арбитражного заседателя (в случае невозможности его присутствия по уважительной причине, в связи с отводом или самоотводом, приостановлением или прекращением статуса);
  • или дальнейшее рассмотрение дела (в случае явки арбитражного заседателя );
  • или переход к единоличному рассмотрению дела (в случае невозможности явки арбитражного заседателя и по ходатайству стороны либо при невозможности сформировать судебный состав).

Статус арбитражного заседателя может быть приостановлен по п. 1 ст. 5 закона № 70-ФЗ.

Полномочия арбитражных заседателей прекращаются:

  • в связи с истечением 2-летнего срока полномочий;
  • досрочно по п. 2 ст. 5 закона № 70-ФЗ.

ВАС РФ в вышеуказанном постановлении № 70 дал более широкое, нежели ранее, толкование подп. 5 п. 2 ст. 5 закона № 70-ФЗ: к нему теперь относится срыв судебного заседания (неявка без уважительной причины) арбитражным заседателем как умаление авторитета судебной власти. Документальное подтверждение уважительности пропуска заседания в этом случае обязательно в целях исключения других обстоятельств. Неисполнение гражданского долга в данном случае можно приравнять к прогулу с аналогичными последствиями.

Таким образом, арбитражные заседатели — полноправные участники процедуры отправления правосудия, к которым предъявляются строгие требования в части компетенции и ответственного отношения к выполняемым обязанностям. Их участие призвано повысить эффективность разрешения экономических споров, а требования закона о случайном выборе кандидатур из списка направлены на обеспечение объективности арбитражных заседателей при рассмотрении дел.

В соответствии со ст. 17 АПК РФ коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей. Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Есть некоторые исключения из этого правила. Так, не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, дела об оспаривании нормативных правовых актов, дела особого производства и некоторые другие.

Порядок формирования корпуса арбитражных заседателей определяется Федеральным законом от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации». Коренное отличие арбитражных заседателей от присяжных заключается в том, что арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи, т.е. выступают активными участниками судебного процесса. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет (ст. 2 указанного Закона).

Арбитражными заседателями не могут быть :

  • лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;
  • лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
  • лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;
  • лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы РФ, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;
  • судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии).
  • лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Указанные списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов РФ в Верховный Суд РФ и утверждаются его Пленумом.

Срок полномочий арбитражного заседателя - два года. По его истечении арбитражный заседатель может быть неоднократно включен в списки арбитражных заседателей.

Порядок формирования списка арбитражных заседателей существенно отличается от порядка формирования списка присяжных заседателей. Во-первых, предъявляются профессиональные требования к кандидатурам. Во-вторых, отсутствует случайная выборка, кандидатуры предлагаются бизнес-сообществом. В-третьих, утверждение осуществляет орган судебной власти, а не исполнительной. Практика рассмотрения дел в судах с участием непрофессиональных судей из числа лиц, обладающих специальными знаниями либо профессиональным опытом в определенной сфере деятельности, имеет довольно широкое распространение во многих странах мира (например, в судах по трудовым спорам в ФРГ, в суде по морским и торговым делам в Дании, в торговых трибуналах во Франции и т.д.). Она считается оправданной, поскольку обеспечивает гласность, открытость судебного процесса и способствует повышению качества принимаемых решений .

Долгое время институт арбитражных заседателей функционировал в режиме эксперимента. Старт был дан с принятием АПК РФ 1995 г. В 1996 г. Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ было утверждено Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, арбитражных судов, в которых такой эксперимент проводится, и списка арбитражных заседателей. Данный эксперимент проводился с 1 октября 1996 г. в 14 арбитражных судах субъектов РФ, рассматривающих дела в качестве суда первой инстанции. В их число входили арбитражные суды: 1) Брянской области, 2) Калужской области, 3) Республики Карелия, 4) Курганской области, 5) Московской области, 6) Москвы, 7) Новосибирской области, 8) Приморского края, 9) Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 10) Саратовской области, 11) Сахалинской области, 12) Тюменской области, 13) Удмуртской Республики и 14) Республики Хакасия.

Порядок привлечения арбитражных заседателей к рассмотрению дел подробно регулируется ст. 19 АПК РФ, согласно которой ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства. В случае если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, кандидатуры арбитражных заседателей определяются из списка арбитражных заседателей, с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.

Дела с участием арбитражных заседателей рассматриваются по правилам, установленным АПК РФ. В случае неявки в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей дело может быть рассмотрено судьей единолично, если стороны или их представители присутствуют в данном судебном заседании и не возражают против рассмотрения дела судьей единолично.

Если хотя бы одна из сторон возражает против рассмотрения дела судьей единолично, суд объявляет перерыв в судебном заседании или откладывает судебное разбирательство. Если проведение нового судебного заседания невозможно вследствие неявки в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей, суд по ходатайству одной из сторон вправе вынести определение о рассмотрении дела судьей единолично и открыть судебное заседание в первой инстанции.

Арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.

Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, наделенные в порядке, установленном ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»», полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. Судья является председательствующим в судебном заседании.

Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.

Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Арбитражными заседателями не могут быть:

1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

4) лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и другими федеральными законами, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу следующего содержания:

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне гражданский долг и совесть".

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет.

По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей.

Срок полномочий арбитражного заседателя, истекший в процессе рассмотрения дела с его участием, может быть продлен председателем соответствующего арбитражного суда до окончания рассмотрения дела по существу.

Полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются по следующим основаниям:

1) предъявление обвинения в совершении преступления (до вступления в законную силу приговора суда);

2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более шести месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя;

3) признание безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

Полномочия арбитражного заседателя прекращаются по следующим основаниям:

1) истечение срока полномочий;

2) прекращение гражданства Российской Федерации;

3) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

4) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным;

6) неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей;

7) замещение должностей, исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия;

8) письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам;

9) смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.

Арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации.

На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей.

Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.

За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосу­дия в арбитражных судах предусмотрено в арбитражных судах субъектов РФ. Рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей возможно только по ходатайству одной из сторон об этом. Просьба должна быть заявлена до начала судебного разбиратель­ства. Кроме того, участие арбитражных заседателей ограничено категорией дел: они могут принимать участие в рассмотрении споров, которые возникают из гражданских правоотношений.

Арбитражные заседатели обладают определенным правовым статусом. Под правовым статусом арбитражных заседателей понима­ют совокупность прав, обязанностей, ответственность, требо­вания, предъявляемые к ним, порядок их участия в заседаниях арбитражного суда, а также гарантии независимости.

К арбитражным заседателям предъявляются следующие требования :

1) наличие гражданства Российской Федерации;

2) возраст не менее 25 лет;

3) не менее чем пятилетний стаж работы в экономической, финансовой, юридической, управленческой или предприни­мательской деятельности;

4) безупречная репутация.

Впервые участвующее в качестве арбитражного заседателя лицо приносит в открытом судебном заседании присягу, содер­жание которой изложено в федеральном законе от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях».

Не могут быть арбитражными заседателями:

· лица, имеющие не снятую или не погашенную в уста­новленном законом порядке судимость;

· лица, признанные недееспособными или ограниченно де­еспособными вступившим в законную силу решением суда;

· лица, замещающие государственные должности, пре­дусмотренные федеральным законом от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Рос­сийской Федерации» и другими федеральными закона­ми, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

· прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и опе­ративному составу органов внутренних дел РФ, органов ФСБ РФ, таможенных органов РФ, органов, исполня­ющих наказания, а также лица, осуществляющие част­ную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

· лица, состоящие на учете в наркологических или психо­неврологических диспансерах.

Приобретение правового статуса арбитражных заседате­лей имеет определенную процедуру:

1) формирование и утверждение списков арбитражных за­седателей.

2) привлечению к рассмотрению дел арбитражными заседателями.

Списки арбитражных заседателей формируют арбит­ражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандида­турах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Все списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов РФ в Высший арбитражный суд РФ и утверждаются Плену­мом Высшего арбитражного суда РФ.

Утвержденные списки арбитражных заседателей публику­ются в «Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации», но они могут быть опубликованы и в иных сред­ствах массовой информации.


Численность арбитражных засе­дателей в арбитражном суде субъекта РФ определяется из рас­чета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции. Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбит­ражных заседателей в том же порядке. В случае если срок полномочий арбитражного заседателя истек в процессе рассмотре­ния дела с его участием, то он может быть продлен председателем соответствующего арбитражного суда до окончания рассмотре­ния дела по существу.

Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей возможно при наличии ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, которое должно быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала су­дебного разбирательства. Такое ходатайство может быть заявлено при каждом новом рассмотрении дела. В том случае, если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, то каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке для данного арбитражного суда, и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее 10 дней до начала судебного разбирательства. Если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно опреде­лить такую кандидатуру.

Арбитраж­ным заседателям предоставляются гарантии независимости и неприкосновенности . Так, за арбитражными заседателями в период осуществления им правосудия

сохраняются средний зарабо­ток по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством РФ. Кроме этого, на ар­битражного заседателя и членов его семьи в период осуществ­ления им правосудия распространяются гарантии неприкос­новенности судей и членов их семей, установленные Консти­туцией РФ, федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Фе­дерации».

Арбитражным заседателям гарантируется соответствующее материальное и социальное обеспечение . Арбитражным заседателям выплачивается за счет средств федерального бюджета вознаграждение пропорционально ко­личеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия. Размер вознаграждения равен од­ной четвертой части должностного оклада судьи арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда. Возмещению подлежат командировочные расходы.