Закрытие последней биржи труда год. Литературно-исторические заметки юного техника

Пользовательский поиск

Форсированная индустриализация

Каталог материалов

Базовые знания Презентации Лекции Схемы и таблицы Карты Видеоматериалы Точки зрения Проверь себя!
Базовые знания

Даты/события

1925 г. - XIV съезд ВКП(б), провозгласивший курс на индустриализацию в СССР.
1928-1932 гг. - Первая пятилетка.
1933-1937 гг. - Вторая пятилетка.
1930 г. - Ликвидация массовой безработицы, закрытие бирж труда.
1934 г. - XVII съезд ВКП(б), утвердил второй пятилетний план развития народного хозяйства на 1933-1937 годы.

Терминология

форсированная индустриализация в СССР - создание в кратчайшие сроки мощной тяжелой промышленности, на базе которой укреплялась бы обороноспособность страны (ВПК), легкая промышленность и сельское хозяйство. Индустриализация призвана была решить и социальные вопросы – покончить с безработицей и увеличить численность рабочего класса – опоры советскойвласти.
Урбанизация (от лат. urbanus - городской) - исторический процесс повышения роли городов в развитии общества.
Стахановское движение - движение работников в СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Возникло в 1935 в угольной промышленности Донбасса (названо по имени зачинателя - шахтера А. Г. Стаханова), распространилось и других отраслях промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве.
Социалистическое соревнование - соревнование по производительности труда между государственными предприятиями, цехами, бригадами и отдельными рабочими, а также учебными заведениями Трудовых резервов. Идейно должно было заменить капиталистическую конкуренцию.
Ударники - работники, демонстрирующие повышенную производительность труда. Это понятие зародилось в Советском Союзе в годы первых пятилеток. Слово связано с выражением «ударный труд», то есть труд с полным напряжением сил, ориентированный на превышение установленных норм и сроков. Также было распространено выражение «ударная бригада». Движение ударничества было важным средством идеологического воздействия. Имена ударников, достигших наиболее впечатляющих результатов, широко использовались в качестве примера для подражания (шахтер Алексей Стаханов, машинист паровоза Петр Кривонос, трактористка Паша Ангелина, сталевар Макар Мазай и многие другие), они получали высшие правительственные награды, их выдвигали в выборные органы власти и т. д.
ГУЛаг (Главное управление лагерей и мест заключения) - подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами массового принудительного заключения и содержания в 1930-1960 годах.

Персоналии

Стаханов А.Г. - советский шахтёр, новатор угольной промышленности, основоположник Стахановского движения, Герой Социалистического Труда (1970). В 1935 году группа из забойщика Стаханова и двух крепильщиков за одну смену добыла в 14 раз больше угля, чем предписывалось по норме на одного забойщика.
Троцкий Л.Д. - (1879-1940), политический и государственный деятель. Выступал за проведение форсированной индустриализации за счет крестьянского большинства.Основные положения экономической платформы левого крыла, куда помимо Троцкого также входили Зиновьев, Каменев, Радек, Преображенский, были представлены на пленуме ЦК ВКП(б) проходившем в апреле 1927 г.
Бухарин Н.И. - (1888-1938), политический деятель, академик. В конце 1920-х гг. выступил против применения чрезвычайных мер при проведении коллективизации и индустриализации, что было объявлено "правым уклоном в ВКП(б)". Сторонник "мягких" преобразований и развития рыночной экономики.Как экономист Бухарин указывал на нарастающий дисбаланс между различными отраслями хозяйства, на опасность беспрерывного наращивания капитальных затрат, возражал против перераспределения национального богатства из сельского хозяйства в промышленность. Критикуя курс Сталина, Бухарин писал: «Сумасшедшие люди, мечтают о гигантских прожорливых стройках, которые годами ничего не дают, а берут слишком много». В статье «Политическое завещание Ленина» Бухарин критиковал «генеральную линию» партии, противопоставляя ее взглядам Ленина, изложенным в его последних работах. Представители фракции "правых" (Н.И.Бухарин, А.И.Рыков, М.П.Томский) высказывались за развитие мелкотоварного производства и продолжение НЭПа, интенсификацию сельскохозяйственного производства без укрупнения сельскохозяйственных производств, естественным (с упором на частных собственников) способом, за строительство промышленной индустрии по мере роста товарного производства (прежде всего зерна) в сельском хозяйстве (индустриализация по методу Бунге-Витте за счет доходов от зернового экспорта).
Сталин И.В - (1878-1953), советский политический и государственный деятель. Возглавлял в 1920-40 гг. партийное большинство, в составе которого находились такие видные деятели партии как Л.М.Каганович, Г.К.Орджоникидзе, А.И.Микоян, М.И.Калинин, М.М.Литвинов, С.В.Косиор, В.М.Молотов, Н.М.Шверник, А.А.Жданов, В.В.Куйбышев, К.Е.Ворошилов, А.В.Луначарский, С.М.Киров. Это большинство, разгромив троцкистов, также выступило за интенсивную индустриализацию как часть триединого ленинского подхода к построению социализма в СССР (индустриализация, коллективизация, культурная революция).

Презентации

Индустриализация в СССР



Лекции

"Индустриализация

К середине 20-х годов экономика приближалась к показателям 1913 года. Политика восстановления быстро завершалась. Вставала задача не столько переоснащения действующих заводов, шахт, нефтепромыслов, сколько строительства новых предприятий. Ведь страна по-прежнему оставалась преимущественно аграрной, крестьянской, в которой основная масса работающих была занята ручным трудом; в городе росла безработица, деревня оказалась перенаселенной. Необходимость расширения масштабов индустриализации, поворота к новому строительству была очевидной к 1925 году. XIV съезд ВКП(б), проходивший в декабре 1925 года, в российской историографии фигурирует как съезд индустриализации. Действительно, на съезде Сталин впервые говорил о курсе на индустриализацию как о генеральной линии партии, была сформулирована главная задача индустриализации: превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование, чтобы в обстановке капиталистического окружения СССР представлял собой экономически самостоятельное государство, строящееся по-социалистически.
Осенью 1926 года XV партийная конференция сочла возможным выдвинуть лозунг, призывающий советский народ в исторически кратчайший срок догнать и перегнать капиталистический мир. 1 октября 1928 года официально началось выполнение первого пятилетнего плана, намеченного на 1928/29-1932/33 годы, хотя его основные задания были одобрены в апреле 1929 года XVI конференцией ВКП(б), а затем в мае утверждены V съездом Советов. Индустриализация рассматривалась как ведущее начало социалистического строительства в масштабах всей страны и во всех сферах народного хозяйства. При опережающем росте промышленности наивысшие темпы предусматривались для отраслей группы «А», т. е. производства средств производства. Сюда направлялось 78 % всех капиталовложений в промышленность. Валовая продукция крупной индустрии должна была увеличиться более чем в 2 раза, а в отраслях группы «А» - в 3 с лишним раза.
В декабре 1929 года Сталин выдвинул лозунг: «Пятилетку - в четыре года!» Были пересмотрены в сторону увеличения почти в 2 раза все плановые показатели. Сталинский призыв был с воодушевлением воспринят почти всеми слоями населения. Миллионы людей с огромным энтузиазмом, почти бесплатно, работали на стройках пятилетки. По всей стране развернулось социалистическое соревнование. Масштабность задач и крайняя ограниченность материальных финансовых средств способствовали резкому усилению централизованного планирования. Жестко регламентируются задания, ресурсы и формы оплаты труда. Цель была одна - сосредоточить максимум сил и средств в тяжелой промышленности.
За годы первой пятилетки были построены: Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Уральский медный завод, Риддерский полиметаллический комбинат, Волховский алюминевый завод, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, Минский станкостроительный завод, Туркестанско-Сибирская железная дорога (Турксиб), новые угольные шахты Кузбаса и Донбасса, новые нефтепромыслы Баку. Всего около 1500 промышленных объектов.. Машиностроение добилось серьезных успехов. Появились целые отрасли, каких не было в дореволюционной России: авиационная, тракторная, электроэнергетическая, химическая промышленность и др. СССР из страны, ввозящей промышленное оборудование, превращался в страну, производящую оборудование.
Советский Союз испытывал дефицит в инженерно-технических кадрах. В целях разрешения этой проблемы была перестроена и расширена сеть технических вузов, увеличены фонды их финансирования, открыты промышленные академии, развернуты вечерние отделения в институтах, одновременно увеличено число рабфаков. В практику вошло направление на учебу передовых рабочих по путевкам партийных, комсомольских и профсоюзных организаций. В результате в первую пятилетку страна получила 128,5 тыс. специалистов с высшим и средним образованием, причем 45 % пополнения составляли вчерашние рабочие.
Достижения впечатляющие, но не менее впечатляющими были и провалы «большого скачка» в индустриализации. Запланированные задания «первой пятилетки» по существу были сорваны, и реальные результаты далеко отставали не только от контрольных цифр завышенного, но и первоначального «оптимального» плана. Темпы развития индустрии упали с 23,7 % в 1928-1929 годах до 5 % в 1933 году, а нехватка средств привела к прекращению ассигнований 613 из 1659 основных строящихся объектов тяжелой промышленности. В связи с эмиссией усилились инфляционные процессы. Нарастала социальная напряженность в городах, куда устремились миллионы согнанных коллективизацией с родных мест сельских жителей. Дешевый труд вчерашних крестьян широко использовался на стройках пятилетки, многие объекты которой сооружались вручную, и промышленный рост шел не путем повышения производительности труда, а за счет привлечения новых рабочих рук. Вновь построенные предприятия долго и с большим трудом выходили на запроектированные мощности. В силу низкой квалификации новых рабочих медленно осваивалась техника. Дорогостоящие импортные машины приходили в негодность или долго не могли дать соответствующих стандарту норм производительности.
От темпов индустриализации отставала система коммуникаций. Уязвимым местом оставались железнодорожный, морской и речной транспорт. Из предусмотренных планом строительства новых транспортных путей была реализована только треть. В народном хозяйстве складывались серьезные диспропорции: легкая промышленность была принесена в жертву тяжелой индустрии и стала серьезно отставать от нее; сельскохозяйственное производство претерпевало упадок. Именно в годы «большого скачка» сформировались глубокие народнохозяйственные диспропорции, которые на десятилетия вперед будут характерны для всего развития экономики и общества в СССР.
Историки сходятся во мнении, что провалы в выполнении первой пятилетки заставили сталинское руководство объявить о ее досрочном выполнении (за четыре года и три месяца) с тем, чтобы внести коррективы в планирование. На январском 1933 года пленуме ЦК ВКП(б) Сталин заявил, что теперь нет необходимости «подхлестывать и подгонять страну» и следует снизить темпы промышленного строительства. В январе - феврале 1934 года XVII съезд ВКП(б) утвердил второй пятилетний план развития народного хозяйства на 1933-1937 годы. В нем среднегодовые темпы прироста промышленной продукции снижались до 16,5 % (против 30 % в первой пятилетке). Были учтены просчеты в развитии легкой промышленности, которая теперь по среднегодовому росту производства (18,5 %) должна была опережать тяжелую индустрию (14,5 %).
За годы второй пятилетки были построены: Уральский завод тяжелого машиностроения (Уралмаш) и Краматорский машиностроительный завод, Уральский вагоностроительный завод, Челябинский тракторный завод (ЧТЗ), Новотульский металлургический завод, Воскресенский, Невский, Актюбинский, Горловский, Бобриковский и др. химические комбинаты, Московский метрополитен. Всего около 4500 промышленных объектов.
В начале 1929 г. началась кампания по развертыванию массового социалистического соревнования на производстве и строительстве. Пресса и общественные организации усиленно пропагандировали различные трудовые почины, многие из которых были подхвачены рабочими. Наибольшее распространение получили такие формы соревнования, как движение ударников, движение за принятие встречных планов, «непрерывка», движение «догнать и перегнать» капиталистические страны по объемам производства и производительности труда. Социалистическое соревнование провозглашалось одним из главных условий выполнения заданий пятилетки.
Яркой страницей в истории индустриализации стало стахановское движение, охватившее широкие слои рабочих. Начало и имя этому движению дал шахтер Алексей Стаханов, установивший в сентябре 1935 года рекорд, выполнив за смену 14 трудовых норм. Успехи Стаханова получили всесоюзную известность, а движение быстро распространилось на все отрасли промышленности. По сути, национальными героями, наряду со Стахановым, стали шахтер Н. Изотов, кузнец А. Бусыгин, металлург А. Мазай, текстильщицы сестры Виноградовы и др. В то же время стремление к установлению рекордов имело и оборотную сторону. Недостаточная подготовленность вновь назначенных хозяйственных руководителей и неумение большинства рабочих освоить новую технику порой приводили к ее порче и к дезорганизации производства.
К концу 30-х годов по абсолютным объемам промышленного производства СССР вышел на 2-е место в мире после США. Сократилось отставание от передовых держав по производству промышленной продукции на душу населения. СССР стал одной из трех - четырех стран в мире, способных производить любой вид промышленной продукции. Великая Отечественная война устроила беспощадный экзамен советской экономике. И в целом она его выдержала. В основе военного успеха лежал мощный индустриальный потенциал, созданный в 30-е годы.
По материалам лекционного курса «Отечественная история» Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Материалы лекции опубликованы на основании права "open content"

Безработица в СССР была ликвидирована в 1930 году, когда последнее направление на трудоустройство было официально выдано некому рабочему-слесарю по фамилии Шкунов на Московской бирже труда.

Советские биржи труда возникли по всей стране в период вступления в силу декрета В. И Ленина «О биржах труда», принятого в начале 1918 года. В документе излагался план, как реорганизовать работу с населением по предоставлению рабочих мест, выплате пособий при постановке на учет безработных, и также указано о немедленном прекращении работы всех коммерческих бирж труда, работавших ранее на платной основе.

В декрете « О биржах труда» говорилось о том, как грамотно упорядочить спрос и предложение по рабочим местам в стране во всех сферах народного хозяйства.
Наследие капитализма, коим являлась безработица, большевики намерены были ликвидировать в кротчайшие сроки.

С началом планомерного огосударствления всех земель и отраслей сельского хозяйства и промышленности, привлечения огромного количества населения из сельской местности в город создавались новые рабочие места.

К началу 30-х годов план по коллективизации был выполнен и приступили к индустриализации страны — это давало приток все новых рабочих сил.

И. В. Сталин высказал свою историческую мысль о том, что к 1930 году пятилетка была пройдена за 4 года и главное ее достижение в том, « что мы уничтожили безработицу и избавили рабочих СССР от ее ужасов». В марте 1930 года за ненадобностью была прикрыта Московская биржа труда, и громко на весь мир большевики объявили себя страной всецело победившей безработицу.

Для безработных сего мира такая информация была как глоток надежды.

Как же вообще возможно было в столь кротчайшие сроки избавиться от безработицы?

Биржи труда в СССР, конечно, закрыли, но и закрыли глаза на тех, кто остался за бортом социума, точнее безработица просто не вписывалась в уже созданную систему тоталитарного государства СССР. И реально существующая безработица просто ушла в подполье. Началось планомерное преследование выявляемых «тунеядцев», которых подвергали административным наказаниям через Наркомат Труда, который возглавил большевик А.М. Цихон.

В момент прекратились все выплаты безработным и вступило в силу распоряжение по переподготовке в принудительном порядке учтенных ранее на советской бирже труда безработных. К 1931 году переподготовку по стране проходили около 250000 безработных.

Тем, кто ранее состоял на бирже труда в СССР отменили льготы и пособия, но и немедленно выдали направления на работу. Ни профессиональный, ни возрастной, ни территориальный факторы (место проживания) не учитывались. Например, человек с высшим образованием не имел ни малейшей возможности отказаться от вакансии, к примеру, чернорабочего на мясокомбинате или шахтера, иначе он признавался тунеядцем. Чем больше человек отказывался, тем пагубнее становилось его положение и материальное, и территориальное - рабочие места предлагались все дальше от места проживания.

С упразднением советских бирж труда безработица приобрела скрытую форму.

В отсутствие бирж труда в СССР только в 30-е годы миллионы крестьян, перебравшиеся в города после коллективизации и грянувшего голода получили рабочие места на предприятиях с сокращенным графиком труда и поточным трехсменным графиком работы. Эта система давала больше рабочих мест на более чем половине предприятий в стране. Уже к 1932 году свыше миллиона бывших безработных получили работу.

Ликвидация бирж труда в СССР привела к проблеме неквалифицированных работников, и Сталин высказывает новый тезис: «Кадры решают все!» С предприятий начали изгонять «социально чуждых» и кулацкие элементы, на их места присылали учтенных ранее на советской бирже труда безработных.

Не имевших работы в административном порядке направляли на принудительные работы. Биржи труда в СССР были преобразованы в территориальные управления кадров, работа их заключалась в бесперебойном снабжении народного хозяйства рабочей силой, коррекции ее перераспределения для ударных строек страны.

Однако, эти управления, заменившие советские биржи труда, ничуть не справлялись с поставленной задачей. По мере возрастания индустриальной профориентации в стране, к концу 30-х годов, за работу по подобру персонала - «ковать кадры» на местах — принялись отделы кадров на каждом предприятии. В их полное ведение перешла работа по переподготовке и обеспечению квалифицированными работниками в соответствии с нуждами каждого отдельного предприятия.

К середине 30-х годов перестали говорить о бездомных и голодающих, а к началу 40-х годов в СССР любое упоминание о безработице, каких бы то ни было забастовках и трудовых конфликтах полностью исчезло.

Виктория Мальцева

Вопрос о ликвидации безработицы в Советском Союзе давно привлекает внимание советских историков 1 . В 20 - 30-х годах появились первые работы, в которых на основе статистических материалов Госплана, Наркомата труда СССР и других учреждений рассматривались такие стороны этой проблемы, как размер безработицы в нашей стране и организация борьбы с нею 2 . Проблема безработицы в СССР, исследуемая в основном в двух аспектах - причины безработицы и меры помощи безработным - нашла отражение в трудах, посвященных истории рабочего класса 3 . В экономическом плане данная проблема освещена в статье М. П. Довженко 4 . Однако самый процесс ликвидации безработицы в СССР остается неизученным.

Безработица в СССР - тяжелое наследие, полученное Советской республикой от дореволюционной России. После окончания гражданской войны и интервенции безработица в стране достигла значительных размеров. Но в СССР она носила временный характер и не имела ничего общего с безработицей в странах капитала, являющейся результатом действия всеобщего закона капиталистического накопления. В 1917 - 1918 гг. вследствие разрухи народного хозяйства и прекращения работы ряда крупных промышленных предприятий армию безработных составляли в основном кадровые рабочие. Революционные преобразования в деревне создали условия для отлива населения из городов в сельскую местность; этому способствовали и общие тяжелые условия городской жизни в годы гражданской войны и интервенции. Поэтому уже в начале 1918 г. большая часть безработных квалифицированных рабочих переместилась в деревню. После окончания гражданской войны в стране имелось значительное число не занятых в производстве людей. В первые годы нэпа в результате син-

1 Историографию вопроса см.: А. С. Сычева. К вопросу о безработице в СССР. "Ученые записки" Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской. Кафедра истории СССР. Вып. 7. Т. CXXVII. 1963.

2 Я. Гиндин. Новые формы работы бирж труда. М. 1924; его же. Регулирование рынка труда и борьба с безработицей. М. 1926; его же. Безработица и трудовое посредничество. М. 1928; его же. Борьба с безработицей и наем рабочей силы. М. 1928; Л. Е. Минц. Труд и безработица в России (1921 - 1924 гг.). М. 1924; его же. Аграрное перенаселение и рынок труда в СССР. М. -Л. 1929; С. Струмилин. Социальные проблемы пятилетки 1928/29 - 1932/33. М. -Л. 1929; Б. Маркус. Труд в социалистическом обществе. М. 1939, и др.

3 А. А. Матюгин. Рабочий класс СССР в годы восстановления народного хозяйства. М. 1962; Л. С. Рогачевская. Из истории рабочего класса СССР в первые годы индустриализации. М. -Л. 1959; А. А. Байшин. Исторические этапы формирования рабочего класса в Советском Казахстане. Алма-Ата. 1958; Б. М. Митупов. Развитие промышленности и формирование рабочего класса в Бурятской АССР (1923 - 1937). Улан- Удэ. 1958, и др.

4 М. П. Довженко. Ликвидация безработицы и осуществление права на труд в СССР. "Научные записки" Московского государственного экономического института. Вып. 10. 1958.

дицирования, перехода на хозрасчет, закрытия нерентабельных предприятий, передачи некоторых из них частным лицам число безработных возросло. Увеличилась безработица среди служащих, учителей и врачей в связи с сокращением аппарата управления, сети школ и больниц в 1921 - 1923 гг., из-за материальных трудностей, испытываемых страной.

На 1 ноября 1922 г. промышленные рабочие составляли среди безработных 21,8%, чернорабочие - 19,2%, "группа интеллектуального труда" (куда входили интеллигенция, служащие учреждений и т. д.) - 45,9% 5 . В 1926 - 1929 гг. состав безработных резко изменился. В 1926 г. группа чернорабочих насчитывала 42% от общего числа безработных, на 1 октября 1929 г. - 58,9%, 1 апреля 1930 г. - 62,3% 6 . Доля промышленных рабочих на протяжении рассматриваемых лет составляла по среднегодовым данным около 15% безработных, к тому же это были большей частью малоквалифицированные рабочие и чернорабочие. Например, среди общей массы безработных промышленных рабочих неквалифицированных железнодорожников было 80%, неквалифицированных химиков - 50% 7 . Рабочие, занятые на временных работах, принимались в члены профсоюза. В дальнейшем при учете на биржах труда при заполнении графы о квалификации они причисляли себя к квалифицированным рабочим, несмотря на то, что трудились как чернорабочие. Последние пополняли группу неквалифицированных рабочих среди безработных, хотя в действительности имели определенную квалификацию. Естественный прирост городского населения при наличии безработицы стал источником ее пополнения. Так, по сведениям НКТ СССР, молодежи от 14 до 23 лет, не занятой в производстве, было в городах в 1923 г. 2029 тыс. человек, в 1924 г. - 2127,1 тыс., в 1925 г. - 2 245,3 тысячи 8 . Удельный вес женщин среди безработных на 1 октября 1929 г. равнялся 51,8% 9 . Женщины и подростки, как правило, не имели трудовой квалификации. В этот период безработица носила ярко выраженный "неквалифицированный" характер: безработными были главным образом чернорабочие.

Со временем материальное положение рабочего класса из года в год стало улучшаться и было в целом выше, чем у основной массы крестьянства. Так, по данным Госплана СССР, доход на одного земледельца в 1926/27 г. составлял в среднем 205 руб., а рабочего - 710 рублей 10 . Развертывание социалистического строительства, рост материального благосостояния усилили тягу крестьянской бедноты в город. Если в 1921 - 1925 гг. не было большого отлива крестьян из деревни, то в 1926 - 1929 гг. наблюдался массовый уход крестьян-бедняков в город. В 1924/25 г. из деревни в город переселилось 2788 тыс., в 1926/27 г. - 3 590 тыс., а в 1929 г. - 4200 тыс. человек 11 .

В период завершения восстановления народного хозяйства и перехода к его реконструкции промышленность была еще не в состоянии поглотить всех нуждавшихся в работе. В 1921 - 1925 гг. не могло быть и речи о полной ликвидации безработицы. Главная задача в период восстановления народного хозяйства заключалась в том, чтобы сохранить основные кадры рабочих, уберечь их от деклассирования и мелкобуржуазного влияния, которое особенно сильно ощущалось в первые годы нэпа.

5 Л. Е. Минц. Труд и безработица в России (1921 - 1924 гг.), стр. 50, табл. 6.

6 ЦГАОР СССР, ф. 5451, оп. 24, ед. хр. 278, л. 4; "Пропагандист", 1930, N 10, стр 90

7 ЦГАОР СССР, ф. 5474, оп. 8, ед. хр. 293, л. 142; ф. 5470, оп. 11, ед. хр. 116, л. 39.

8 Там же, ф. 382, оп. 4, ед. хр. 1604, л. 52.

9 Там же, ф. 5515, оп. 15, ед. хр. 147, л. 49.

10 Там же, ф. 5451, оп. 11, ед. хр. 357, л. 1.

11 Там же, ф. 382, оп. 4, ед. хр. 1604, л. 48; ф. 5515, оп. 24, ед. хр. 232, л. 371.

С введением новой экономической политики регулятором распределения рабочей силы стал рынок труда. Но это не был рынок, действующий на принципах капитализма. Предложение рабочей силы не являлось ее продажей, а спрос - куплей. Советский кодекс законов о труде 1922 г. гарантировал трудящимся минимум заработной платы, строго фиксированный рабочий день (6 - 8 часов), ежегодные отпуска. Пресекались все попытки произвольно решать вопросы увольнения рабочих. Трудящиеся находились под защитой пролетарского государства, которое взяло в свои руки регулирование рынка труда; была создана система бирж труда 12 , являвшихся государственными органами. Частным лицам запрещалось образование подобных организаций. Регулирование рынка труда в 1921 - 1925 гг. означало в первую очередь обеспечение определенным родом занятий кадровых рабочих, демобилизованных красноармейцев. Деятельность бирж труда по учету безработных подвергалась систематической проверке. Например, в 1924 г. на основании циркуляра ЦК РКП(б), ВЦСПС и Наркомата труда СССР была проведена чистка всех бирж. На учете в биржах были оставлены члены профсоюзов, квалифицированные рабочие со стажем не менее трех лет, советские служащие, имевшие пятилетний стаж, чернорабочие со стажем работы 5 лет, лица, окончившие специальные учебные заведения 13 . Периодическая проверка лиц, числившихся на учете бирж труда, имела большое значение, так как в списки безработных нередко попадали нэпманы, пытавшиеся скрыть свое социальное лицо. Иногда на фабрики и заводы проникали кулацкие элементы, в то время как кадровые рабочие не имели работы. В таких случаях профсоюзные организации проводили чистку состава рабочих предприятия 14 .

В 1922 - 1925 гг. работа предоставлялась лишь через биржи труда, при соблюдении очередности. Такая система была неудобна для народного хозяйства, которое не всегда получало рабочую силу необходимой квалификации там, где это требовалось в первую очередь. И все-таки Советское государство допускало такой метод комплектования рабочих кадров, стремясь сохранить пролетарское ядро от деклассирования. Для безработных организовывались через биржи труда общественные работы. Накопления, сделанные в первые годы нэпа, использовались, в частности, для социального страхования безработных 15 . Восстанавливаемое народное хозяйство поглощало с каждым годом все больше кадровых рабочих. Как отмечалось на XIII конференции РКП(б), государственная крупная промышленность выросла в 1924 г. почти вдвое по сравнению с 1921 годом 16 . Промышленных рабочих среди безработных осталось к 1 октября 1925 г. лишь 170 тыс. из общего числа 920 тыс., из них квалифицированных - 24,4 тысячи 17 .

К 1925 г. народное хозяйство было почти полностью восстановлено. Изменилось соотношение между основными укладами экономики

12 См. "Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства Союза ССР", 1922, N 57, стр. 928 - 929.

13 ЦГАОР СССР, ф. 5515, оп. 24, ед. хр. 10, л. 3.

14 Приведем выдержку из протокола межсоюзного совещания представителей Гдовского уезда Ленинградской области от 29 июля 1924 г.: "Слушали: т. Климович информирует собравшихся, что на фабрике имени Д. Бедного среди рабочих имеется кулацкий деревенский элемент, в то время как в городе Гдове есть много безработных, ничего не имеющих. Перед пуском фабрики в ход 15 августа необходимо провести чистку состава рабочих фабрики" (ГАОР СС ЛО, ф. 4709, оп. 8, ед. хр. 263, л. 144).

15 См. об этом подробнее А. А. Матюгин. Указ. соч., стр. 193.

16 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. 1. Изд. 7-е, стр. 789.

17 "Статистика труда", 1926, N 4 - 5, стр. 9.

переходного периода. Социалистический уклад занял господствующее положение в народном хозяйстве. Более эффективным стало планирование народного хозяйства. Эти изменения содействовали ликвидации безработицы; кадровые рабочие в основном были обеспечены работой.

С завершением восстановительных работ встала задача удовлетворения потребностей народного хозяйства в квалифицированной рабочей силе. А этого можно было достичь лишь путем свободного трудоустройства. Поэтому была отменена обязательная регистрация безработных и очередность их трудоустройства 18 . Регулирующее начало бирж резко снизилось. Хозяйственные организации стали набирать рабочих без посредничества государственных органов.

Советское государство, делая уступку стихийному распределению рабочей силы, имело к 1925 г. прочную базу для того, чтобы оказывать воздействие на этот процесс со стороны советских органов. Удельный вес социалистического хозяйства в валовой продукции промышленности в 1924 г. был равен 76,3%, в розничном товарообороте торговых предприятий (включая общественное питание) - 47,3% 19 .

В июне 1925 г. состоялось Всесоюзное совещание заведующих биржами труда, в решениях которого было записано, что основной задачей этих организаций является всемерное стремление к дальнейшему расширению и углублению влияния государственного регулирования на рынок труда путем охвата биржами труда сферы спроса и предложения 20 . Новая линия на усиление государственного регулирования распределения рабочей силы означала борьбу за овладение планированием спроса и предложения рабочей силы.

В 1926 - 1928 гг. возможность трудоустройства безработных была все еще ограничена, так как новое промышленное строительство в эти годы было небольшим. Число фабрично- заводских предприятий увеличилось на 384 (с 8 516 в 1926 г. до 8900 в 1928 г.) 21 . Поэтому основным видом помощи безработным в то время все еще оставалась материальная поддержка и занятие их на общественных работах (очистка и ремонт улиц, устройство парков и т. д.). В 1928 - 1929 гг. хозяйственные планы ряда отраслей промышленности предусматривали очистку территорий заводов, сортировку металлолома с тем, чтобы занять подобной работой часть безработных. Ежегодно государство расходовало на общественные работы 12 - 15 млн. рублей 22 . В 1923 - 1927 гг. была оказана помощь 400 тыс. безработных 23 , в 1927 - 1929 гг. число получивших помощь было почти удвоено. На общественных работах безработный зарабатывал в среднем за один день, например, в Москве 1 руб. 50 коп., в Ленинграде - 1 руб. 25 копеек 24 . Безработные обеспечивались пособием. В 1926 - 1930 гг. пособие по безработице получили 2473 тыс. человек 25 . Пособие для безработных квалифицированных рабочих и работников умственного труда (имевших среднее и высшее образование) было установлено на VII съезде профсоюзов (1927 г.) в размере 33% от средней заработной платы в данной местности, для полуквалифицированных рабочих - 25%,

18 Согласно постановлению НКТ СССР от 2 февраля 1925 г., биржи труда были переведены на свободное и необязательное обслуживание как безработных, так и потребителей рабочей силы. См. "Известия НКТ СССР". 1925, февраль.

19 "Народное хозяйство СССР". Статистический сборник. М. 1956, стр. 31.

20 "Правда", 19.VI.1925.

21 "Статистика труда", 1928, N 7, стр. 1.

22 "Вопросы труда", 1927, N 10.

23 Д. Ледяев. Безработица в СССР и борьба с ней. "Вопросы труда", 1927, N 10, стр. 110.

24 Я. Гиндин. Регулирование рынка труда и борьба с безработицей, стр. 132.

25 Вычисления произведены на основе данных справочника "Труд в СССР". М. 1930, стр. 71.

неквалифицированных - 20% 26 . Квалифицированным рабочим - пособие выдавалось в течение 9 месяцев, остальным категориям безработных - в течение 7 месяцев. Особо нуждавшиеся безработные получали бесплатные обеды. В 1922 г. в некоторых местах безработным выдавался месячный паек 27 .

Безработные объединялись в трудовые и производственные временные коллективы, оказывавшие серьезную помощь своим членам не только в материальном отношении, но и в смысле сохранения квалификации, получения новой профессии. Велика их заслуга в том, что безработные не утрачивали связи с рабочим классом и промышленным производством. В 1928 - 1929 гг., когда рынок труда перестал удовлетворять промышленность в квалифицированных кадрах, эффективным средством помощи безработным стало обучение их тем или иным профессиям с последующим определением на работу. В 1925 - 1929 гг., по неполным данным НКТ СССР, было обучено 150530 человек 28 .

В связи с началом индустриализации и развертыванием гигантских строек появились большие возможности более целенаправленно распределять незанятую рабочую силу. Для усиления регулирующей роли государства в распределении безработных было увеличено число бирж труда 29 . При Наркомате труда был расширен отдел рынка труда. Увеличилась сеть корреспондентских пунктов, фиксировавших приток населения из деревни в город. Удачным опытом регулирования рабочей силы являлось заключение биржами труда договоров с хозяйственными организациями сначала для определения безработных на строительные и сезонные работы. За 1926 - 1927 гг. в этих сферах производства было заключено более 600 соглашений, охвативших свыше 1300 тыс. рабочих 30 . Это был первый опыт планового трудоустройства безработных. Введение системы договоров между биржами труда и хозяйственными органами привело к перелому в деятельности бирж труда, усилению их регулирующей роли. Распределение незанятой рабочей силы стало более активным, что было связано с увеличившейся потребностью народного хозяйства в рабочих. В 1925 - 1926 гг. хозяйственные органы дали заявку биржам труда 31 на 2014 тыс. рабочих и служащих; в 1926 - 1927 гг. - на 73% больше. Если с 1922 по 1927 г. биржи труда зарегистрировали около 20 млн. безработных (из них на постоянную и временную работу было направлено около 15 млн. человек 32), то за три года (с 1926-го по 1930-й) были поставлены на учет 13716 тыс. безработных, а получили работу 16500 тыс. человек 33 .

Проблема ликвидации безработицы постоянно находилась в центре внимания Коммунистической партии. В решениях XII и XIII съездов Коммунистической партии много внимания уделялось оказанию помощи безработным. XV конференция ВКП(б) (октябрь - ноябрь 1926 г.) наметила проведение ряда мероприятий, которые объективно содействовали увеличению потребности в рабочей силе для сельского хозяйства (помощь деревенской бедноте, развитие трудоемких культур, коллективизация сельского хозяйства и его интенсификация, переселение и т. п.), развитию индустрии, что также способствовало вовлечению все большего количества рабочих в промышленность. Вместе с тем в резолюции подчеркивалась необходимость расширения общественных ра-

26 ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 12, ед. хр. 305, д. 9.

27 Я. Гиндин. Регулирование рынка труда и борьба с безработицей, стр. 132.

28 "Пути индустриализации", 1930, N 11 - 12, стр. 74.

29 С 256 в 1924 г. до 281 в 1926 году. В РСФСР, где было больше всего безработных, насчитывалось 172 биржи труда (ЦГАОР СССР, ф. 382, оп. 4, ед. хр. 1604, л. 42).

30 Там же, ф. 5515, оп. 24, ед. хр. 214, л. 30.

31 Там же, л. 162.

32 "Вопросы труда", 1927, N 10; Д. Ледяев. Безработица в СССР и борьба с ней, стр. 110.

33 "Труд в СССР". Сборник статей. М. 1930, стр. 29.

бот, упорядочения помощи безработным, найма и увольнения рабочих, лучшей организации бирж труда 34 . Вопросы ликвидации безработицы рассматривались и на XV съезде ВКП(б) в связи с дальнейшими успехами социалистического строительства. В резолюции съезда по отчету Центрального Комитета проблема безработицы и аграрного перенаселения была отнесена к числу труднейших 35 . Окончательное решение этих вопросов связывалось с выполнением первого пятилетнего плана и преодолением на этой основе диспропорции между количеством свободных рабочих рук в деревне и реальной возможностью их хозяйственного использования 36 . Партия отвергла методы, которые предлагались оппозицией для преодоления диспропорции: повышение промышленных и снижение сельскохозяйственных цен, резкое усиление налогового обложения крестьянства. Подобные методы, безусловно, вызвали бы оскудение деревни и привели бы в связи с этим к уходу значительной части крестьянства в промышленность. Последнее увеличило бы число безработных в городах, пагубно отразилось бы на союзе рабочего класса и крестьянства. Одним из важнейших путей смягчения и изживания безработицы партия считала развитие трудоемких культур в деревне и механизацию сельского хозяйства. Подъем таких трудоемких отраслей сельского хозяйства, как хлопководство, льноводство, свекловодство, рассматривался в качестве необходимого условия развития текстильной, сахарной и других отраслей народного хозяйства. Все это увеличило бы потребность в рабочей силе. В резолюции XV съезда ВКП(б) говорилось, что ликвидация безработицы обеспечивается на основе непрерывного подъема производительных сил страны, повышения в хозяйстве удельного веса социалистического сектора, постоянно улучшающегося благосостояния трудящихся 37 .

К 1928 г. появилась возможность перейти к твердому перспективному планированию распределения рабочей силы. Удельный вес социалистического сектора к 1928 г. составлял в валовой продукции промышленности 82,4%, в розничном товарообороте торговых предприятий - 76,4% 38 . В фабрично-заводской промышленности, по статистическим данным, насчитывалось в 1925/26 г. 2678 тыс. рабочих, в 1926/27 г. - 2838 тыс., в 1927/28 г. - 3033 тыс. и в 1928/29 г. - 3266 тысяч 39 . Таким образом, в 1926 - 1928 гг. происходил постоянный рост числа рабочих. По предварительным подсчетам Госплана, число безработных должно было снизиться за пятилетие (1927/28 г. - 1932/33 г.) с. 1,1 млн. человек до 800 тысяч. Оптимальный вариант плана сводил этот остаток примерно до 400 тыс. человек 40 . Но такое планирование не могло быть всеобъемлющим, так как удельный вес социалистического сектора в сельском хозяйстве был еще невелик 41 .

В период с 1929 по 1931 г. на основе социалистического строительства проходил непосредственный процесс ликвидации безработицы. Показательны в этом отношении данные о количестве безработных в СССР в 1929 - 1931 годах 42 .

34 См. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. II. Изд. 7-е, стр. 311.

35 См. "Пятнадцатый съезд ВКП(б)". Стенографический отчет. Ч. II. М. 1962, стр. 1444.

37 Там же, стр. 1145.

38 "Народное хозяйство СССР", стр. 31.

39 "Пути индустриализации", 1930, N 11 - 12, стр. 66

40 "Пятилетний план народнохозяйственного строительства СССР". Т. I. М. 1929, стр. 94.

41 См. "Народное хозяйство СССР", стр. 31.

42 ЦГАОР СССР, ф. 5515, оп. 24, ед. хр. 244, л. 24; ф. 382, оп. 10, ед. хр. 5, л. 38; "Труд в СССР". Справочник, стр. 36, табл. 35.

Количество безработных в СССР (в тыс. чел.)

На учете безработных не было

В начале 30-х годов патриархальный, частнокапиталистический и некапиталистический уклады в хозяйстве страны практически перестали существовать. Мелкотоварное хозяйство быстро переходило на социалистические рельсы. К 1931 г. социализм стал побеждать по всему фронту. В народном хозяйстве произошли огромные количественные и качественные изменения. За годы пятилетки было построено 1500 новых промышленных предприятий 43 . В этот период предполагалось увеличить численность рабочих и служащих в стране на 3,4 млн. человек 44 . В действительности к концу пятилетки получили работу 11,7 млн. человек 45 . Предусмотренный планом рост рабочей силы в области промышленности был превзойден на 91,9%, транспорта и связи - на 74,6% 46 . В 1930 - 1931 гг. в народное хозяйство было вовлечено 6 млн. человек 47 . Это объясняется тем, что мощности многих заводов к концу пятилетки значительно превысили плановое задание. Особенно увеличилось число рабочих в 1931 г., когда было введено в строй 1248 новостроек 48 . Реконструированные старые предприятия превратились в современные производства. Введение 7-часового рабочего дня и непрерывной рабочей недели содействовало быстрому изживанию безработицы. Этот фактор, конечно, не являлся определяющим в решении проблемы занятости рабочей силы в стране, но оказал благотворное воздействие на ускорение ликвидации безработицы. В 1928 г. 23 текстильных предприятия впервые были переведены на 7-часовой рабочий день. Это дало возможность привлечь к производственной деятельности 13 тыс. новых рабочих, из которых 10 тыс. были безработными и направлялись на предприятия биржами труда 49 .

Индустриализация страны открыла широкие возможности для использования избыточной рабочей силы деревни. За годы первой пятилетки в отрасли народного хозяйства СССР было вовлечено 8,2 млн. крестьян, или 70% вновь принятых рабочих и служащих 50 . Трудности реорганизационного периода в деревне усилили отход крестьян из села. В конце 1931 г. были сделаны первые шаги, придавшие этому движению организованный характер. Так, из 800 тыс. крестьян Центральной черноземной области по заданиям Наркомата труда РСФСР 257066 человек переводились в 1931 г. в другие районы 51 . Перевод осуществлялся с согласия переезжающих и их семей. Им оказывалась материальная помощь. В этом районе проводилась также вербовка рабочих на важнейшие стройки страны - в Магнитогорск, на Днепрострой, Уралмашстрой и другие. Проведение сплошной коллективизации создало предпосылки для более эффективного распределения трудовых ресурсов.

43 "Пятилетний план народнохозяйственного строительства СССР". Т. II, ч. 2. М. 1930, стр. 178.

44 "Народное хозяйство СССР в 1956 г.". М. 1957, стр. 202.

45 "Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР". М. -Л. 1933, стр. 268.

47 ЦГАОР СССР, ф. 5515, оп. 15, ед. хр. 458, л. 14; Б. Маркус. Введение в экономику труда. М. 1932, стр. 167.

48 "Плановое хозяйство", 1932, N 7, стр. 148.

49 "Снабжение народного хозяйства рабочей силой и помощь безработным". Сборник статей. М. 1928, стр. 32.

50 "Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР". М. -Л. 1933, стр. 174.

51 ЦГАОР СССР, ф. 5515, оп. 17, ед. хр. 299, л. 242.

В 1930 г. Наркомат труда СССР и Колхозцентр СССР осуществили сплошное обследование колхозов с целью выявления числа трудоспособных крестьян, которые без ущерба для сельского хозяйства могли бы быть использованы в промышленности. По данным обследования, в Центральной черноземной области они составляли в среднем 69% всей рабочей силы деревни, в УССР - 68%, в Средне-Волжском крае - 75% 52 . На Северном Кавказе занятость в сельском хозяйстве доходила лишь до 25 - 30%. Материалы экспедиций Колхозцентра показали, что в отдельных свеклосахарных колхозах страны каждый трудоспособный человек был занят всего 25 - 29 дней в году. Данные по шести хлопководческим колхозам свидетельствуют о том, что средняя нагрузка на одного трудоспособного равнялась 94 дням 53 .

Крестьяне, не занятые в полную меру в сельском хозяйстве, уходили на сезонные работы. Весной 1930 г. отход из колхозов в среднем по стране составлял 7,24% всех трудоспособных крестьян 54 . Отходничество обеспечивало рабочей силой те отрасли труда, где использовались сезонные рабочие, колхозникам же предоставлялась возможность иметь дополнительный заработок. Материальный стимул побуждал крестьян к переходу в город и в период коллективизации. К тому же недостатки в проведении коллективизации способствовали усилению этого перемещения.

В 1930 - 1931 гг. были достигнуты первые успехи в области планирования отходничества. Постановление НКТ СССР и Колхозцентра СССР от 11 февраля 1931 г. "О привлечении рабочей и гужевой силы из колхозов" и постановление Президиума ЦКК ВКП(б) и коллегии НК РКИ СССР от 28 августа того же года "Об организации отходничества и заключении договоров хозорганов с колхозами" 55 предоставляли право материально поощрять те колхозы, которые отход населения из деревни делали планомерным. Постепенно в плановое и организованное русло вводилось все перемещение трудовых резервов из деревни в промышленность. Крестьянство перестало быть источником безработицы. С победой социалистического сектора как в промышленности, так и в сельском хозяйстве планомерное распределение рабочей силы стало основной формой трудоустройства рабочих и служащих. Биржи труда были реорганизованы в управления кадров, на которые возлагалось плановое распределение рабочих, а также планирование и контроль за подготовкой рабочих кадров 56 . По народнохозяйственному плану на октябрь - декабрь 1930 г. и на 1931 г., незанятые рабочие посылались на обучение и переобучение. В дальнейшем они должны были быть направлены на производство. Процесс обучения и переквалификации безработных как в городе, так и в деревне также содействовал ликвидации безработицы в стране. Становились архаичными старые профессии, нарождались новые, реконструкция народного хозяйства предъявляла повышенные требования к рабочим кадрам. Этот процесс и осуществлялся в 1929/30 и 1930/31 гг. через разветвленную сеть курсов по подготовке квалифицированных рабочих. Страна строилась, поэтому в то время наиболее нужной была профессия строителя. Для обучения безработных крестьян, женщин, подростков строительным профессиям было создано в 1930 г. 719 баз 57 . На 1 декабря 1930 г. этим профессиям обучалось на курсах 56 тыс. бывших безработных. В декабре 1930 г. произошел заметный сдвиг в подготовке строительных ра-

52 "Вопросы труда", 1931, N 3 - 4, стр. 97.

54 "На аграрном фронте", 1931, N 6, стр. 46.

55 "Сельскохозяйственная газета", 11.IX.1931.

56 "Известия Народного комиссариата труда СССР", 1931, N 1, 2. "Положение об управлениях кадров от 28 декабря 1930 года".

57 ЦГАОР СССР, ф. 5515, оп. 17, ед. хр. 78, л. 142.

бочих. Каждая декада декабря давала значительное увеличение числа обучающихся 58 (последовательно 80, 100, 138 тыс. человек). Базы для обучения безработных строительным профессиям появились во всех республиках. Так, в РСФСР имелось 489 баз, в УССР - 150, БССР - 43, ЗСФСР - 21, Туркменской ССР - 2, Таджикской ССР - 1 59 . В 1931 г. таких учебных баз насчитывалось уже 1680 60 . На краткосрочных курсах за 1929, 1930 и 1931 гг. было обучено 670,1 тыс. человек 61 .

Обучение и переобучение безработных осуществлялось также на учебно- производственных предприятиях, на курсах бирж труда, Центрального института труда, Ленинградского института труда и др. К маю 1930 г. освоили новые профессии 16,5 тыс. человек 62 . На 1 января 1931 г. обучением было охвачено около 20 - 22 тыс. рабочих 63 .

Много внимания уделялось обучению безработных подростков. С этой целью были организованы по всей стране курсы подготовки безработных в школы ФЗУ и школы ученичества массовых профессий (ШУМП). Такие курсы являлись одним из средств по ликвидации безработицы среди подростков. Существовали и общеобразовательные курсы, возникшие согласно циркуляру НКТ СССР, ВСНХ СССР и ВЦСПС от 4 февраля 1930 г. "Об организации общеобразовательных курсов по подготовке в школы фабзавуча и школы массовых профессий в 1930 году" 64 . Курсы были двух типов. На одних обучались подростки, имевшие образование в объеме 5 - 6 классов школы-семилетки. Цель их заключалась в повышении общеобразовательного уровня учащихся. На других курсах обучались те, кто не закончил школы первой ступени. К осени 1930 г. подобные курсы подготовили 100 тыс. подростков к поступлению в школы ФЗУ 65 . Сеть таких курсов раскинулась по всей стране.

Введение всеобщего начального образования потребовало большого числа учителей. В 1930 г. проводились мероприятия по переквалификации безработных педагогов. Для пересмотра их состава были созданы отборочные комиссии при органах народного образования. Циркуляром НКТ РСФСР от 7 июня 1930 г. отборочные комиссии учреждались в качестве совещательного органа при биржах труда с привлечением в комиссии партийных работников, представителей органов труда, народного образования и самих безработных 66 . На них возлагалась задача ликвидации безработицы среди квалифицированных учителей. Данные, выявленные отборочными комиссиями, свидетельствовали о необходимости плановой переквалификации педагогов, имевших длительный перерыв в учительской работе. По РСФСР был разработан план переподготовки 5 тыс. учителей 67 . Лишь в октябре - декабре 1930 г. намечалось подготовить таким путем 4 тыс. педагогов. В результате осуществления этих мероприятий безработица среди учителей снизилась за 1930 г. на 75,7% (с 12886 чел. на 1 января 1930 г. до 3133 - на 1 декабря 1930 г.), а к началу 1931 г. была ликвидирована полностью.

К концу 1931 г. работа по ликвидации безработицы в стране была завершена. Оказалась решенной и проблема использования женского труда. Особое внимание обратил на этот вопрос XVI съезд ВКП(б). Он предложил профсоюзам проявлять постоянную заботу о профессиональной подготовке, переквалификации (там, где это было необходимо) женщин-работниц 69 . О важности участия женщин во всех областях народного хозяйства говорилось в постановлении III сессии ЦИК V созыва от 10 января 1931 года. За 1930 г. число женщин, работавших в народном хозяйстве, увеличилось на 1028 тыс. чел., в том числе в промышленности - на 40 тысяч. В 1931 г. на производство пришли 2 млн. женщин 70 . Улучшение условий труда привлекло многих женщин в отрасли тяжелой промышленности, особенно в машиностроение, где на 1 января 1930 г. женщины составили 7,1%, а на 1 января 1932 г. - 18,9% 71 . За годы пятилетки около 30% женщин-домохозяек пришли на производство 72 . За 1928 - 1932 гг. получили работу в различных сферах производства 3,5 млн. женщин, из которых 1,4 млн. являлись выходцами из городов, 2,1 млн. - из сельской местности 73 . Значительная часть женщин прошла обучение и переобучение в школах ФЗУ, на курсах, непосредственно на производстве. Лишь в 1931 г. на краткосрочных курсах Центрального института труда было подготовлено 69670 женщин-строителей, 7250 - металлистов, 855 - авторабочих 74 .

Таким образом, социалистические преобразования в стране, осуществление индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства создали условия для ликвидации безработицы в СССР.

69 См. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. III. Изд. 7-е, стр. 67.

70 ЦГАОР СССР, ф. 5451, оп. 15, ед. хр. 365, л. 132; ф. 382, оп. 10, ед. хр. 337, л. 26.

71 Там же. ф. 382, оп. 10, ед. хр. 337, л. 25.

73 "Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР", стр. 175.

74 ЦГАОР СССР, ф. 5515, оп. 15, ед. хр. 438, л. 21.