Скачать проект по окружающему экономика курского края. Презентация по окружающему миру "Курская область

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

Введение

Автомобильные системы. Автодороги, автомагистрали. Грузоперевозки

Речные магистрали

Железнодорожные магистрали

Морские порты

Авиационный транспорт

Заключение

Список литературы

Введение

Приморское и пограничное положение Литвы, климатические и топографические условия способствовали формированию на ее территории довольно густой сети наземных транспортных путей и развитию всех видов современного транспорта - железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного. Характерные для Литвы многочисленные возвышенности не столь высоки и круты, чтобы представлять серьезные препятствия для дорожного строительства.

Перестройка политической и экономической системы Литвы, развитие приватизации выдвигают перед транспортной системой республики масштабные задачи.

В законе Литовской Республики записано: «Транспорт Литовской республики - это отрасль хозяйства Литвы, ее иностранных граждан, а также оказывающая услуги, связанные с транспортным процессом».

Транспортными отраслями, образующими систему транспорта Литвы, являются железнодорожный, автомобильный и магистральный нефте- и газотрубный транспорт.

Экономической основой транспортной системы Литвы является собственность Литовской Республики, которую образуют собственность отдельных граждан, собственность граждан, объединенных в группы, и государственная собственность.

Основные показатели работы транспортной отрасли

Перевозка грузов, всего

Ж/д транспортом

Автомобильным транспортом

Внутренним водным транспортом

Морским транспортом

Воздушным транспортом

Перевозки пассажиров, всего

тыс. пасс.

Ж/д транспортом

тыс. пасс.

Автомобильн. транспортом

тыс. пасс.

Автобусами

тыс. пасс.

1. Автомобильные системы . Автодороги, автомагистрали. Грузопер е возки.

Общая протяженность автомобильных дорог составляет более 33 тыс. км. Проведена огромная работа по их улучшению. Автобусные маршруты теперь проходят по всем уголкам республики, их общая протяженность достигает почти 65 тыс. км.

Самые живописные дороги Литвы пролегают вдоль берегов нижнего течения Нямунаса, среди литовского поозерья, холмов Жемайтии и вдоль литовской Сахары - Неринги. Летом по этим дорогам вереницами мчатся легковые машины и автобусы с туристами, отдыхающими и экскурсантами. Литву пересекает несколько важных шоссейных дорог. Одна из них - Вильнюс - Каунас - Клайпеда. На востоке она соединяется с трассой Минск -Москва. С Латвией и Калининградской областью республику соединяет автомобильная магистраль Рига - Шяуляй - Советск. Для центральных сельскохозяйственных районов Литвы большое значение имеет шоссе Даугавпилс-Зарасай-Каунас-Капсукас.

Железнодорожный транспорт, как мы уже говорили, занимает первое место по грузообороту, то есть по тонна-километрам, автомобильный же - ведущий в Литве по количеству перевозимых грузов и пассажиров. Он в основном перевозит продукцию сельского хозяйства, лесоматериалы, торф, строительные материалы, минеральные удобрения и промышленные товары. Автомобилями в Литве перевозится в 7,5 раза больше грузов и в 32,5 раза больше пассажиров, чем железной дорогой.

Автомобильные дороги Литвы играют важную роль в обеспечении международных и транзитных перевозок. На их долю приходится 50% от объема перевозок всеми видами транспорта страны.

Протяженность автомобильных дорог государственного значения составляет 21328 км., из которых на основные магистрали приходится 1750 км. (в т.ч. скоростные магистрали 309 км., дороги «Е» - класса - 1510 км.), национальные 4945 км. (в т.ч. с улучшенным покрытием - 4849 км., региональные - 14630 км. (в т.ч. с улучшенным покрытием 6205 км.). Плотность автодорог на 1000 кв.км. составляет 326,6 км., из которых 197 км. приходится на дороги с улучшенным покрытием. На 1000 чел. населения приходится 6,25 км. дорог.

Национальные дороги являются исключительной собственностью государства. Местные дороги подразделяются на общественные, которые принадлежат муниципальным образованиям, и внутренние дороги, которые могут принадлежать как государству или муниципалитетам, так и другим юридическим и физическим лицам.

Автомобильный транспорт Литвы играет важную роль в обеспечении международных и транзитных перевозок. На его долю приходится 50,4% от объема грузовых перевозок всеми видами транспорта страны и 98,2% пассажирских перевозок. Доля автотранспорта в ВВП - 5%.

Общий объем автомобильных перевозок Литвы по территории страны и за рубеж

Перевозка грузов, всего

Автомобильным транспортом

Перевозки пассажиров, всего

тыс. пасс.

Автомобильным транспортом

тыс. пасс.

Автобусами

тыс. пасс.

Троллейбусами

тыс. пасс.

Источник - Департамент статистики Литвы

В 2008г. автомобильным транспортом перевезено 59,4 млн.т. грузов, что на 4,5% меньше, чем в 2007г. - 62,2 млн.т. Объем пассажирских перевозок увеличился на 1,2%.

2. Речные магистрали

Наличие судоходно-сплавных рек и выход к незамерзающей части Балтийского моря создают благоприятные условия в Литве для развития водного транспорта.

Главной речной магистралью Литвы является Нямунасский водный путь: пассажирские и грузовые речные суда плавают от Каунаса до Куршекого залива, отчасти также по рекам Нярису и Нявежису. По речным путям перевозятся лесоматериалы, минеральные удобрения, строительные материалы, каменный уголь. Курортные и дачные места, расположенные на берегах Нямунаса, в летнее время обслуживаются комфортабельными быстроходными теплоходами и судами типа «Ракета».

Из Клайпеды в Ниду теперь можно добраться с помощью первого в Литве водного такси. Этот бизнес в стране решил открыть немецкий предприниматель. Он отметил, что на его родине рынок уже заполнен, а в Литве такой услуги до сих пор не было. На эту мысль его натолкнули приезжающие на Куршскую косу немецкие туристы.

3. Железнодорожные магистрали

Железная дорога - основная часть транспортной системы Литвы. Протяженность ж/д сети страны составляет 1905,4 км., в т.ч. с колеей 1520 мм. - 1812,6 км., с колеей 1435 мм. - 21,8 км. (от польско-литовской границы до перевалочного пункта Шештокяй), с колеей 750 мм. - 71 км.

Электрифицировано 122 км. путей. Плотность ж/д сети на 1000 км. составляет 29,2 км.

В 2008г. перевозки грузов Литовскими железными дорогами составили 49,3 млн.т., в т.ч.: внутренние - 14,4 млн.т., международные - 34,9 млн.т. (экспорт - 5,5 млн.т., импорт - 10,2 млн.т. и транзит - 19,2 млн.т.). Основной объем ж/д транзитных грузов приходился на российские 20,1 млн.т., из этого количества грузов 16,8 млн.т. проследовало в Калининградскую обл. (включая порт) и 1 млн.т. - в Клайпедский порт.

АО «Литовские железные дороги» является монопольным предприятием этого сектора услуг. В состав ЛЖД входят 3 управления: перевозки грузов; перевозки пассажиров; инфраструктуры.

На долю железнодорожного транспорта приходится более 91% всего грузооборота в республике. Рельсовыми путями республика связана с Латвией и Белоруссией, а через них - с другими республиками и районами Советского Союза, через Калининградскую область - с Германской Демократической Республикой и непосредственно Польской Народной Республикой.

Для внешних экономических связей Литвы важное значение имеет железнодорожная магистраль Москва - Минск - Калининград, соединяющая республику с районами Российской Федерации, Белоруссией, портом Калининград и обслуживающая в основном транзитные перевозки. По центральной части Литвы с северо-запада на юго-восток пролегает другая транзитная линия Лиепая - Шяуляй - Вильнюс - Барановичи. Она связывает районы юга и юго-запада России с балтийскими портами, с примыкающими к ней внутри республики железными дорогами, соединяет между собой ее важные районы. По Восточной Литве проходит линия от Санкт-Петербурга до Вильнюса, Гродно и далее на Варшаву. Эта магистраль обеспечивает в основном транзитные перевозки. После завершения строительства линии Шяштокай - Алитус - Варена улучшатся железнодорожные связи южных районов. Подавляющая масса грузов ввозится в Литву и вывозится из нее железнодорожным транспортом. Ввозятся прежде всего машины, топливо, различное промышленное сырье, а вывозятся продукция машиностроения, пищевой и легкой промышленности, мясные и молочные продукты. Основными железнодорожными узлами Литвы являются Вильнюс и Шяуляй.

4. Морские порты

Морской транспорт имеет важное значение для Литовской республики, имея в виду ее географическое положение и климатические условия. В 2008 литовскими морскими судами было перевезено 5,28 млн.т. груза, что на 8,8% меньше, чем в 2007г., пассажиров было перевезено 226,1 тыс.чел., их число, по сравнению с 2007 увеличилось на 1,2%. В Литовском судовом регистре на конец 2008г. зарегистрировано 65 торговых морских судов с общим водоизмещением 387,398 тыс.т.

С 1995г. число морских судов в стране сократилось в 4,7 раза (в 1995г. число судов, плавающих под литовским флагом, было 308 с общим водоизмещением 647 тыс.т. В основном владельцами этих судов являются три компании: АО «государственное литовское пароходство», АО DFDS Lisco (дочерняя компания датской компании DFDS).

В 2008г. порты трех Балтийских государств обработали 138,75 млн.т. грузов, что на 4,05 млн.т. больше чем в 2005г. Из них, Рижский, Вентспилсский и Лиепайский порты привлекли 42, 9% всего грузопотока, 35,9% - порты Эстонии и 21,2% грузов обработаны Клайпедским государственным морским портом.

В 2008г. через главные морские ворота Литвы перевалено 8158,1 тыс.т. жидких грузов, что на 13,1% больше чем в 2005г. Возросли объемы до 7952,1 тыс.т. обработанных генеральных грузов (прирост на 11,1%) и несколько уменьшились на 0,3% объемы навалочных грузов (7437 тыс.т.).

В 2008г. Клайпедский порт был одним из лидеров контейнерных перевозок. Перегружено 231, 55 тыс. TEU (условных единиц) контейнеров или на 8% больше чем в 2007г.

В 2008г. порт принял на 12% (240,2 тыс.чел.) больше пассажиров. Благодаря проведенным углубительным работам (глубина входного канала - 13-14 м., что обеспечивает проводку судов с осадкой 11-12 м.), наметилась тенденция к приему судов большего тоннажа.

5. Авиационный транспорт

Авиация - новый в Литве вид транспорта, но Вильнюс уже стал его крупным центром. Воздушные линии связали сегодня столицу Литвы с крупнейшими городами страны - Москвой, Ленинградом, Киевом, Минском, Ригой. Во всех направлениях республику пересекают внутренние воздушные линии. Путешествие из Вильнюса в Каунас продолжается всего 25 минут, а турбореактивные самолеты «ТУ-124» летят в Москву 75 минут.

После вступления в ЕС Литва имеет единое воздушное пространство со странами ЕС, что позволило ввести единую систему управления полетами и обеспечить свободное сообщение между Литвой и странами Евросоюза. Нормативно-правовая база гражданской авиации Литвы (инструкции и правила) приведена в соответствие с требованиями Евросоюза и нормативами Международной организации гражданской авиации (ИКАО), членом которой Литва является с 1991г.

Перевозки грузов авиатранспортом между Россией и Литвой регламентируются соглашением между правительствами Литвы и России о воздушном сообщении от 1993г., которое продолжает действовать после вступления Литвы в Евросоюз.

С принятием в стране нормативов ЕС по уровню шума и безопасности с мая 2004г. был введен запрет для полетов самолетов российского производства в аэропорты Вильнюса и Паланги. Аэропорт Каунаса временно продолжает принимать российские самолеты, выполняющие грузовые чартерные рейсы.

По данным Администрации гражданской авиации (АГА) Литвы в стране в 2008г. зарегистрировано 695 летательных аппаратов, в т.ч.: транспортного коммерческого назначения (в авиакомпаниях) 40 ед.; различные самолеты - 265 ед.; вертолеты - 18 ед.; планеры - 167 ед.; воздушные шары - 98 ед.; сверхлегкие летательные аппараты - 66 ед.; экспериментальные летательные аппараты - 41 ед.

Лицензии пилотов имеют 1 тыс.чел., постоянно летает только половина из них. В 2008г. через литовские аэропорты перевезено 10,9 тыс.т. грузов и почты, что на 20,7% меньше, чем в 2007г. - 8,6 тыс.т. В литовских аэропортах было обслужено 2,55 млн. пассажиров, что на 16,2% больше, чем в 2007г. Литовские и иностранные компании совершили 45,8 тыс. рейсов, что на 9,6% больше, чем в 2007г.

Значительным событием в 2008г. в сфере авиационных транспортных услуг стало обращение в суд Вильнюса крупнейшей литовская авиакомпания flyLAL-Lithuanian Airlines (flyLAL) против латвийской авиакомпании airBaltic и Рижского аэропорта.

Заключение

Из-за небольших размеров республики в последние годы получил развитие автомобильный транспорт. Он позволяет осуществлять доставку по принципу «от двери до двери». Большую роль здесь играют грузовые автомобили среднего класса (грузоподъемность до 5 тонн). Пассажирские перевозки в Литве производятся по 498 междугородным маршрутам.

Железнодорожный транспорт с недавнего времени осуществляет только транзитные перевозки из России в Калининградскую область. Активно используется железнодорожная ветка, соединяющая Северо-Запад России и страны Балтии с Польшей. Общая протяженность железных дорог не превышает 2000 км.

Отдельную большую роль в жизни Литвы играет морской транспорт. Литовские порты обслуживают потребности не только республики, но и соседних регионов в России и Белоруссии. Крупнейший порт - Клайпеда, всего в Литве имеется около 40 морских портов. Транзит через литовские порты приносит большой доход в бюджет государства.

Список литературы

1. Вольский В.В. Социально-экономическая география зарубежных стран. - М.: Дрофа, 2005. - 442 с.

2. География для поступающих в вузы. Страны мира / Н. Л. Стреха. - Мн.: Аверсэв, 2004. - 286 с.: ил. - (Школьникам, абитуриентам, учащимся).

3. Географический Энциклопедический словарь: Географические названия /Гл. ред. А.Ф.Трешников. -- М.: Энциклопедия, 2003. - 786 с.

4. Ильичева Е.И. Экономическая география стран Европы. - М.: Дрофа, 2005. - 235 с.

5. Литва и Россия. Экономические связи в 2006 году: Ежегодный справочник. - М, 2006. - 190 с.

6. Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. - 727 с.

7. Максаковский В. П. Географическая картина мира: В 2 кн. Кн.II: Региональная характеристика мира. - М.: Дрофа, 2004. - 480 с.: ил., карт.

8. Малая энциклопедия стран. / Сиротенко Н. Г., Менделеев В. А. - Харьков: Торсинг, 2005. - 720 с.

9. Малая энциклопедия стран и народов мира.//Сост. Акчурин А.П., Семенова Н.А. - М.: Экономика, 2005. - 436 с.

10. Мировая экономика: страны, регионы, континенты: Учебное пособие / Я. С. Друзик. - Мн.: ООО «ФУАинформ», 2005. - 528 с.

11. Пименова Р.А. Литва.: Экономико-географическая характеристика. - М.: Мысль, 2004. - 228 с.

12. Родионова И. А., Бунакова Т. М. Экономическая география: Учебно-справочное пособие. - М.: Московский Лицей, 2005. - 496 с.

13. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В. В. Вольского. - М.: КРОН-ПРЕСС, 2004. - 592 с., с ил.

14. Страны мира 2006: Справочник//под ред. Лаврова С.Б. - М.: Республика, 2006. - 532 с.

Подобные документы

    Элементы транспортного процесса. Классификация перевозок. Документы для их оформления. Транспортная продукция транспорта и её особенности. Основные виды промышленного транспорта (автомобильный, железнодорожный, специальный). Показатели его работы.

    реферат , добавлен 05.12.2014

    Характеристика транспортной системы России ее развитие, усовершенствование, формирование составных частей. Структура системы: железнодорожный, трубопроводный, водный, морской, внутренний водный, автомобильный, воздушный, электронный транспорт.

    реферат , добавлен 06.09.2008

    Транспортная система России: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный. Материально-техническая база, документация и технико-эксплуатационные показатели работы. Станции, мастерские, предприятия технического обслуживания.

    реферат , добавлен 17.02.2010

    Железнодорожный транспорт, его особенности и основные показатели. Особенности планирования перевозок в условиях рыночной экономики. Концепция развития транспортной системы в перспективе. Элементы транспортных затрат грузовладельцев, тарифы за перевозку.

    контрольная работа , добавлен 28.05.2010

    Развитие портово-промышленных комплексов, международных транспортных коридоров и морского транспорта Дальневосточеого региона Российской Федерации. Железнодорожный транспорт. Важность транспортного вопроса Дальнего Востока и проблемы его развития.

    реферат , добавлен 11.03.2008

    Транспорт и его составляющие. Сущность понятия инфраструктуры. Влияние транспорта на экономический рост и окружающую среду. Единая транспортная система. Структурно-функциональная характеристика отрасли. Технико-экономические особенности транспорта.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2010

    Характеристика транспортного комплекса Казахстана. Транзитные возможности, основные международные магистрали и транспортные коридоры на территории республики. Проблемы и перспективы развития отрасли, позиционирование Казахстана на мировом рынке.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2009

    Причины системного кризиса в авиационной отрасли. История, состояние и проблемы развития авиастроения, грузовых и пассажирских перевозок воздушным транспортом, перспективы развития инфраструктуры отрасли с учетом мирового опыта и современных требований.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2009

    Место транспорта России в мировой транспортной системе, существующие проблемы в данной сфере и возможные пути их разрешения. Размещение транспортного комплекса России и его типы: железнодорожный, воздушный, трубопроводный, автомобильный, морской.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2011

    Транспорт для перевозки груза. Факторы, учитываемые при выборе транспортного средства. Преимущества и недостатки железнодорожного транспорта. Типы вагонов и виды грузов. Алгоритм планирования доставки мелкопартионных грузов, локальная система доставки.

Transbaltica 2009: Роль транспортной отрасли в выводе экономики Латвии из кризиса


Транспортная отрасль Латвии меньше других ощущает воздействие кризиса. Именно транспорт и транзит должны стать одним из главных направлений, стимулирующих развитие латвийской экономики. Однако до сих пор латвийское правительство не предложило программу пополнения бюджета страны, продолжая заниматься лишь его секвестрированием. Причина замедленных действий лежит в отсутствии в Латвии стратегии развития экономики, а, следовательно, и вариантов решения возникающих проблем.


Статья подготовлена для выступления на XII международной конференции Transbaltica 2009, организованной Рижской школой менеджеров 28-29 мая 2009 года в Риге.

Если посмотреть на развитие латвийской экономики с точки зрения государственного управления и структуры ВВП, то можно выделить несколько моментов, свидетельствующих о спонтанном развитии народного хозяйства, и, в конце концов, усиливших сегодняшний кризис.

В 90-годы, после ликвидации большинства крупных предприятий, первые роли в структуре народного хозяйства Латвии стали играть деревообработка и легкая промышленность. Обе отрасли были ориентированы на экспорт, что в целом для экономики было хорошо.

Древесина в условиях неконтролируемой вырубки лесов в течение более 10 лет составляла значительную часть в валовом продукте страны (заметим, что в советское время промышленной вырубки леса в Латвии не было). До 90% лесной продукции вывозилось за рубеж. В отрасли было занято около 60 тысяч человек. Сюда с удовольствием шли иностранные инвесторы в расчете на более низкие затраты. С годами качественной древесины становилось все меньше, себестоимость ее стала расти, и эта отрасль сбавила обороты и ушла с первых позиций в структуре ВВП и латвийского экспорта, с тем, чтобы никогда уже не занимать завидное место в народном хозяйстве. Объемы транспортировки древесины через латвийские порты стали сокращаться. Так, по данным Минсообщений, в 1996 году порты перевали 3303,5 тыс. куб. м лесоматериалов, с 1998 по 2004 гг. - ежегодно более 7000 тыс., с 2005 года началось снижение объемов, составив в 2008 году 4163,2 тыс. куб.м. При чем сокращение объемов лесоматериалов в 2008 году составило 24,4% по сравнению с 2007 годом.

Аналогичная ситуация наблюдалась в легкой промышленности. Оставшиеся после распада Союза хорошо оборудованные швейные и текстильные предприятия (в СССР успели провести к концу 80-х гг. техническое переоснащение предприятий легкой промышленности в Северо-Западном регионе) и дешевая рабочая сила вызвали в начале 90-х интерес со стороны европейских заказчиков. Это вылилось поначалу в обеспечение имеющихся и вновь созданных производств заказами, почти целиком уходивших за рубеж. Экспорт текстиля на большинстве предприятий доходил до 100%. В 1999 году на 300 предприятиях отрасли работало 20 тыс. человек. Швейная и текстильная отрасль, как и деревообоработка, многие годы стояла в первых рядах в структуре ВВП Латвии. Рост заработной платы приостановил победный ход легкой промышленности, заказы стали перемещаться на восток, в Россию, Беларусь, и далее в Китай. Соответственно и этих товаров из Латвии транспортируется все меньше.

Весомый вклад в экономику Латвии в 90-е гг. вносил нефтетранзит, бурно развиваясь вплоть до 1997 года, когда доходы от транзитных перевозок нефти и нефтепродуктов доходили до 40% от всего транзита. Пик по грузообороту нефти и нефтепродуктов через Вентспилсский порт пришелся на 1996 год (28,98 млн. тонн), сократившись к 2008 году более чем в полтора раза - до 17,86 млн. тонн. Недальновидная политика латвийских властей, не допустивших к приватизации Ventspils nafta российских поставщиков нефти, привела к опустошению нефтяной трубы, работавшей без перебоев с начала 60-х гг. Грузооборот сырой нефти в порту Вентспилс в 1998 году составлял 14,6 млн. тонн, а в 2008 году - лишь 1,5 млн. тонн. Сырая нефть ушла в соседние порты - в Финляндию, Эстонию и Ленинградскую область. С тех пор возможности нефтяного транзита используются в Латвии не в полную силу. Если по нефтепродуктам объемы грузооборота через латвийские порты растут: в 1996 году было перегружено 13,89 млн. тонн, а в 2008 году -20,91 млн. тонн, то объемы сырой нефти за этот же период сократились более чем в 8 раз: с 14,55 до 17,66 млн. тонн.

В прошлом году ушел из Вентспилсского порта в Клайпеду еще один традиционный для Латвии груз - калийная соль: с 1998 по 2005 гг. ежегодно перевалилось 4,5-5,0 млн. тонн минеральных удобрений, то в 2006 -м - 3,7 млн., в 2007-м - 3,2 млн, а в 2008-м - 2,7 млн. тонн (- 17,5%). За 4 месяца 2009 года падение составило уже 74,5% по сравнению с тем же периодом годом ранее. Одна из причин потери важного для порта груза - разногласия между группами предпринимателей в Вентспилсе, что повлияло на решение белорусских поставщиков калийных удобрений изменить порт отгрузки.

Конечно, Вентспилсский порт компенсирует ушедший груз углем, объемы которого после строительства угольного терминала выросли многократно: если в 2003 году через порт было перегружено 584,1 тыс. тонн, то в 2008-м 1468,6 тыс. тонн, а только за 4 месяца 2009 года - 2231,8 тыс. тонн угля. Растут объемы перевалки угля и в Рижском порту: если до 2000 году такого вида груза там практически не было, то уже в 2003-м перегружалось 5,3млн. тонн, а в 2008-м - 13,8 млн. тонн (+ 31,6%). За 4 месяца 2009 года объемы угля, переваленного через порты Латвии, продолжали расти, составив 7,3 млн. тонн (+22,7%). Однако доминирование одного груза в грузообороте латвийских портов повышает риски.


Грузооборот в портах Латвии по видам грузов, тыс. т

Источник: Министерство сообщений Латвии.

При правильной политике латвийского государства, такие традиционные грузы, как нефть и удобрения могли составить серьезную прибавку к совокупному валовому продукту, сделав экономику более устойчивой даже в кризисных условиях.

С начала 2000-х гг. акценты в структуре ВВП стали смещаться к другим отраслям. По данным Госкомстата, в 2008 году первое место заняла торговля (15,6% в структуре ВВП), второе - транспорт и связь (10,1%), третье разделили строительство и производство (по 9,2%). Деревообработка и текстиль растворились в разделе производство. Именно на рынок недвижимости и в строительство стали уходить капиталы бизнесменов, заработавших свои деньги на деревообработке и нефтяном транзите. К ним присоединялись иностранные инвесторы, которых привлекала возможность заработать на быстро растущем рынке. Инвестиционный поток в 2004-2007 гг. переместился согласно данным Минэкономики в строительство (27% в среднем за год в общей структуре нефинансовых инвестиций), обрабатывающую промышленность (17,9%) и энергетику (13,2%). Транспорт и связь составили в общей структуре инвестиций всего 3%.

Однако из названных выше лидеров латвийской экономики только транспорту в условиях кризиса удалось удержаться на плаву. По итогам 2008 года падение на предприятиях транспорта и связи составило всего 2%, в отличие от торговли (- 17%), производства (- 11,5%), строительства (- 11%) и финансов (- 18%). Кстати, транспортная отрасль и в 2009 году не показывает катастрофического падения, так, грузооборот всех латвийских портов (благодаря углю и нефтепродуктам) за четыре первых месяца сократился всего на 0,9%.

Глубина кризиса в Латвии вызвана отсутствием реальной стратегии экономического развития со стороны органов госуправления, что ведет к продолжению спонтанного развития отраслей народного хозяйства, без обозначения перспективы и приоритетных направлений. Очевидно, именно по этой причине разговоры о приоритетах латвийской экономики, которые велись в былые годы, прекратились напрочь. Разве что в бумажных стратегиях Минэкономики (где, кстати, в 2008 году работало 230 сотрудников) стали появляться модные слова - инновации, инфотехнологии. Реально никаких серьезных шагов со стороны органов управления экономикой и в этих направлениях сделано не было.

Неудивительно, что в условиях кризиса правительство Домбровскиса, и в его лице Минэкономики, откладывает введение мер по стабилизации экономической ситуации, участвуя лишь в мероприятиях по сокращению расходной части бюджета страны.

Позволю себе использовать крылатую фразу: «если бы министром была я» и предложить меры по пополнению доходной части бюджета. Прежде всего, необходимо сосредоточить усилия на реализации инфраструктурных проектов, способствующих развитию транзитной отрасли. Самыми заметными из них являются проекты по строительству новых автомобильных и железных дорог в сторону России и Беларуси, реализация проектов по развитию морского и воздушного сообщения.

Особое внимание следует обратить на развитие Рижского свободного порта, территории которого освоены далеко не полностью, используя при этом статус порта как свободной экономической зоны на полную мощность. Здесь были бы весьма уместны российские и белорусские инвестиционные проекты, благодаря которым можно было бы обеспечить стабильный поток по разным видам грузов. Плохой пример в отношении с инвесторами недавно прозвучал на Круглом столе, организованном БМА, Конфедерацией работодателей Латвии и интернет-изданием сайт. Предложение Рижской думы российскому инвестору - компании НКК (собиравшейся построить в Рижском порту крупный контейнерный терминал) дополнительно к этому проекту построить в Риге два моста - привело к отказу россиян от проекта. Хочется верить, на время кризиса.

Там, где работа была организована лучше, чем в других отраслях, правительство предлагает снизить обороты. А ведь на транспорте и связанных с ним предприятиях действует более 3000 предприятий, на которых по разным оценкам занято по разным оценкам не менее 50 тыс. человек. Однако, именно в транспортной отрасли в 2009 году новый министр сообщений К. Герхардс предложил сократить бюджетное финансирование на строительство дорог на 52,8 млн. латов, при том, что дорожное строительство в Латвии ведется при софинансировании европейских структурных фондов. Миллионное сокращение дотаций предусмотрено для аэропорта «Рига», работающего сегодня несравненно эффективнее, чем аэропорты Таллинна и Вильнюса и демонстрирующего положительную динамику пассажиропотока даже в кризисных условиях. Такая политика Минсообщений Латвии идет в противовес политике ЕС, который в своих документах поддерживает программу развития инфраструктуры в условиях кризиса, выделив на финансирование транспортных проектов дополнительно 1 млрд. евро.

Из других мер, которые необходимо решать на уровне управления страной и столицей в транспортной сфере - возврат традиционных грузов в латвийские порты. Эксплуатация одного или двух видов грузов опасна с точки зрения диверсификации рисков. Особое внимание в транспортной политике должно отводится такому перспективному направлению как контейнеризация, где не обойтись без зарубежных инвестиций, а следовательно и благоприятствования со стороны госуправления.

Строительство инфраструктурных объектов, железных и автомобильных дорог, новых терминалов в морских и воздушных портах, повлечет за собой реанимацию существующих и создание новых производств, даст работу тем, кто сегодня увеличивает армию безработных. Причем не только на предприятиях, связанных с транспортной отраслью, но и в сфере обслуживания и в других отраслях. И это так очевидно, что не требует комментариев.






Политическая система. По форме управления Латвия представляет собой демократическую республику. Законодательная власть в принадлежит Сейму (парламенту), состоящему из 100 депутатов. Исполнительная власть принадлежит Премьер-министру и Кабинету министров. Руководителем государства является Президент, избираемый Сеймом на 4 года и осуществляющий в основном представительские функции, но, тем не менее, имеющий право заблокировать принятие определенных решений. Избирательным правом (правом участия в выборах верховных органов власти и местных самоуправлений) обладают все совершеннолетние граждане Латвии (приблизительно 1,8 млн. общего числа жителей).

Промышленность. Значительное место занимает Латвия по производству автоматических телефонных станций, радиоприемников и радиол, моторных вагонов для электрифицированных пригородных железных дорог. Половина производимых в стране автомашин оборудована измерительными приборами, сделанными в Риге. Около 60% продукции машиностроения и металлообработки вывозится в другие союзные республики и зарубежные страны. Изменилась роль старого промышленного центра - Риги. За 20 послевоенных лет в процессе реконструкции и нового строительства Рига поднялась до уровня мощных индустриальных городов союзного масштаба и стала оказывать помощь другим городам Латвии в реконструкции и строительстве промышленных предприятий. Широкое строительство предприятий в различных районах республики ведет к более равномерному размещению промышленности. В десятках городов, бывших при капитализме лишь торговыми центрами аграрных районов, созданы промышленные предприятия. Волнистая синяя полоса на государственном флаге Советской Латвии - символ ее приморского положения. Дыхание моря чувствуется здесь всюду: в природе, жизненном укладе людей, хозяйстве. В определенных исторических условиях близость моря способствовала зарождению промышленности, связанной с ввозом и вывозом по морю сырья и готовой продукции. Благодаря выгодному географическому положению в республике развиваются рыбный промысел, рыбоперерабатывающая промышленность, морской транспорт, обслуживающий внешнюю торговлю Советского Союза. Тема моря, жизни моряков и рыбаков нашла отражение в народных песнях - дайнах, сказках и легендах, в книгах латышских писателей, произведениях композиторов, художников, кинематографистов. Сельское хозяйство традиционно специализируется на молочном и племенном животноводстве, беконном свиноводстве. Организационное укрепление колхозов, рост квалификации кадров, неуклонно улучшающееся снабжение сельскохозяйственной техникой, удобрениями обеспечили быстрое развитие животноводства. Основой его успешного развития является также прочная кормовая база, которая обеспечивается интенсивным растениеводством. Половина сельскохозяйственных угодий - это в недавнем прошлом заболоченные, а теперь осушенные земли. За годы Советской власти осушено земель в 20 раз больше, чем за время буржуазной диктатуры.

Транспортной системы. Транспорт является важнейшей отраслью государства. От объема транспортных услуг во многом зависит состояние экономики страны. Транспорт создает условия для формирования местного и межгосударственного рынка.

В Латвийской Республике хорошо развита транспортная сеть. Это связано с тем, что стратегически благоприятное географическое положение Латвии на восточном побережье Балтийского моря, в центре рынка стран Балтии, создает благоприятные возможности для развития грузовых и пассажирских перевозок.

Конкурентоспособная транспортная система является важнейшей предпосылкой для обеспечения экономического развития Латвийского государства. Значительный удельный вес транспортной отрасли обоснован наличием трех больших портов - Рига, Вентспилс, Лиепая. Успешное их использование способствует развитию транзитных перевозок. Латвия располагает хорошо развитой транспортной инфраструктурой автодорог, сетью трубопроводов, но важной составной частью является железная дорога.

Железнодорожный транспорт совместно с портовым хозяйством и морским, автомобильным, авиационным транспортом, трубопроводами и сферами грузовых и пассажирских перевозок составляют единую транспортную систему Латвии.

Большая часть грузооборота и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте также занимают автомобильный, трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте - автомобильный и авиационный.

Распределение перевозок между видами транспорта отражает место и роль каждого из них в экономике страны. Основными количественными показателями, характеризующими это распределение, являются: объем перевезенных грузов, грузооборот, количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот выполняемых тем или иным транспортом. Взаимодействие и конкуренция между видами транспорта направлены на развитие и улучшение качества транспортного обслуживания.

Балтийские государства рассматриваются как Европейский регион, который развивается достаточно высокими темпами, и привлекает своей транспортной инфраструктурой. Транспортная система Латвии образует узел логистики, у которой есть вся необходимая инфраструктура для ведения торговли между Западной Европой, странами СНГ и она способна удовлетворить потребности местных предпринимателей по экспорту и импорту.

Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, попадают под категорию туризма.

Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. На долю туризма приходиться до 10% мирового валового национального продукта, 11% мировых потребительских расходов. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые . Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет.

В экономике современной Латвии туризм также занимает важное место. Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Латвии и городе Риги» является становление в Латвии современного высококвалифицированного и конкурентоспособного туристского комплекса. Туризм - один из немногих динамично развивающихся видов современного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

Для достижения положительного баланса между ввозимыми в страну деньгами (въездной туризм) и вывозимыми из страны (выездной туризм) необходимо всячески поддерживать и развивать внутренний туризм с тем, чтобы деньги тратились внутри страны, а не за ее пределами. Хорошо спланированная политика национального туризма приводит в конечном итоге к выгоде для страны. Если развитие туризма планируется недостаточно профессионально, может случиться так, что страна будет вкладывать в туризм больше, чем получать от него. Для того чтобы преуспеть в туристском бизнесе, требуются основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и реализации турпродукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка.

Однако, латышском туризме еще присутствует значительное несоответствие уровня обслуживания и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам. Например, малочисленность гостиничных предприятий и специализированных средств размещения, число которых постоянно уменьшается, слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма. Эти и другие проблемы, в конечном итоге, приводят к утечке капиталов из России.

В Латвии можно найти немало вариантов отдыха - сельский туризм, приключенческие туры, отдых в замках, пляжный туризм на побережье Балтийского моря и многое другое.

На сегодняшний день туризм в Латвии - это туристические агентства, которые работают на «выезд». В сравнении с ними, организаций, предоставляющих туристические услуги в самом Минске - намного меньше.

Однако Латвия - это старинная страна, с богатым наследием. Туризм будет развиваться.

Рига - самый большой город в Прибалтике. История Риги насчитывает более 800 лет. И неудивительно, что город насыщен историческими и архитектурными памятниками, которые живо воссоздают атмосферу различных эпох. Особенно поражает Старый город, где сохранились удивительные памятники средневековья и шедевры Югенд стиля - это Домский собор, Церковь святого Петра, датированные 13 веком. Можно часами ходить по узким извилистым улочкам Риги, слушать увлекательные истории и легенды и удивляться метким названиям некоторых памятников, как, например, Кошкин дом или Три брата. Рига изумляет своей красотой. Недаром в 30-е годы 20 века ее называли маленьким Парижем.

Достопримечательностей в Риге много - день любознательного туриста будет заполнен впечатлениями. Рижский замок, «Три брата», Домский собор, Шведские ворота, Пороховая башня, Бастионная горка, Двор Конвента, Дом Черноголовых… В Риге Вы не соскучитесь.

Археологические находки на территории Риги свидетельствуют о том, что населенное место здесь существовало уже в XII веке. В устье реки Ридзене, впадающей в Даугаву, в районе сегодняшней площади Альберта, существовало расширение, так называемое Рижское озеро. Место было удобным для гавани, поэтому в его окрестностях образовались поселения местных племен - куршей и ливов.

На основании вышеизложенного Ригу с полным правом можно назвать туристически привлекательным городом.

1. Природные и экономические факторы развития региона

1. Географическое положение

Курская область расположена между 50°54’ и 52°26’ северной широты и 34°05’ и 38°31’ восточной долготы. Крайняя северная точка области находится в Железногорском, южная в Беловском, западная - в Рыльском, восточная в Касторенском районах.

Курская область граничит на северо-западе с Брянской, на севере - с Орловской, на северо-востоке - с Липецкой, на востоке - с Воронежской, на юге - с Белгородской областями Российской Федерации; с юго-западной и западной стороны к ней примыкает Сумская область Украины.

Протяженность области с севера на юг - 171 км, с востока на запад - 305 км, общая протяженность границ - 1250 км. Рис. 1. Карта Курской области.

Площадь - 29,8 тыс. кв. км, что составляет 17% территории Центрально-Черноземного региона. Область сопоставима по размерам с такими государствами, как Швейцария, Бельгия, Армения, Молдавия.

Курская область находится в центре России на Восточно-Европейской равнине и входит в состав Центрального федерального округа. Территория Курской области лежит на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности. Рельеф области примечателен водораздельными возвышенностями, речными долинами, оврагами и балками. Не располагая значительными водными ресурсами, область в тоже время имеет густую речную сеть. По ее территории протекает около 200 рек длиной более 10 км, крупнейшие из них Сейм, Тускарь, Свапа, Псел. Высота поверхности над уровнем моря, в основном, 175-225 м.

1.2. Природные условия.

Территория области расположена в поясе умеренно-континентального климата в пределах лесостепной зоны, в благоприятных климатических условиях для ведения эффективного сельскохозяйственного производства.

Амплитуда температур июля и января в западных районах несколько меньше, чем в восточных, а годовая сумма осадков больше, зима менее сурова, лето более влажное и прохладное, переход от холода к теплу весной происходит не так резко, как на востоке области.

Среднегодовое количество осадков по области составляет 584 мм, что характерно для зоны умеренного увлажнения. Период с положительной среднесуточной температурой воздуха 220-235 дней. Среднегодовая продолжительность солнечного сияния составляет 1775 часов (44% возможной).

Средняя годовая температура воздуха изменяется от +4,6°С у северной границы области (Поныри) до +6,1°С в её юго-западной части (Коренево). Среднемесячная температура января составляет минус 8,6°С, июля +19,3°С.

Средняя продолжительность зимы в центральной части области 136 дней, весны - 57, лета - 104, осени - 68 дней. Начало зимнего климатического сезона приходится в среднем многолетнем на 11 ноября, весеннего - на 27 марта, летнего - на 23 мая, и осеннего - на 4 сентября.

Длительность безморозного периода в воздухе в среднем составляет на большей части территории области 150-160 дней. Вегетационный период продолжается в северной части области 180-185 дней, в юго-западных районах 190-195 дней. Общая сумма средних суточных температур воздуха за вегетационный период варьируется для различных температур в среднем от 2584°С на севере области до 2875°С на её юго-западе. Для полного развития озимой ржи и пшеницы необходима сумма положительных температур в среднем около 2000°С, для выращивания сахарной свеклы около 2500°С.

Для области характерна значительная пятнистость в распределении атмосферных осадков при общем убывании среднегодовых их сумм в направлении с северо-запада на юго-восток, в среднем за год территория получает около 500 мм атмосферной влаги. Минимум осадков чаще всего приходится на февраль, максимум на июль или июнь. Снежный покров лежит в среднем 3,5-4 месяца. К концу зимы высота снежного покрова на открытых местах в среднем составляет около 30 см, запасы воды в снеге составляют обычно от 50 см до 100 мм.

Относительная влажность воздуха изменяется от 60-65% в мае до 87-89% в ноябре и декабре. Низкие значения относительной влажности воздуха в мае связаны с выпадением небольшого количества осадков и резким повышением температуры воздуха. В это время на территорию Курской области с юго-восточным ветром поступает сухой воздух с Прикаспийской низменности и западных районов Казахстана. Арктические воздушные массы, вторжения которых отмечаются почти ежегодно, также преимущественно сухие. Именно в мае в среднем наблюдается 8 дней с относительной влажностью воздуха менее 30%. Наибольшее число дней с относительной влажностью более 80% (от 16 до 24) отмечается в осеннее-зимние месяцы –ноябрь-январь, когда при малых высотах солнца и преобладании пасмурной погоды приток тепла оказывается наименьшим. Общее число таких дней за год достигает 129, из них 48% приходится на указанные три месяца.

На территории области в течение большей части года наблюдаются западные, юго-западные, и восточные ветры. Среднегодовая скорость ветра на метеорологических станциях изменяется от 3,2 до 4,0 м/с. Наибольшие скорости ветра в годовом ходе (3,2- 4,4 м/с) отмечаются в переходные периоды и зимой, а наименьшие (1,2-3,0 м/с) – летом.

В целом климатические условия Курской области в сочетании с плодородными почвами и рациональной агротехнической деятельностью благоприятны для развития сельского хозяйства.

.3. Природные ресурсы

Леса Курской области относятся к защитным лесам и имеют большое защитное, водоохранное, санитарно-гигиеническое и средообразующее значение. С учетом особенностей правового режима защитных лесов области выделены следующие категории защитности:

· леса, расположенные в водоохранных зонах;

· защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей и автомобильных дорог;

· зеленые зоны;

· противоэрозионные леса.

Земли государственного лесного фонда, находящиеся в ведении Комитета лесного хозяйства Курской области, занимают площадь 220,8 тыс. га, в том числе покрытые лесной растительностью - 203,1 тыс. га. Лесистость области составляет 7,9%, а с учетом защитных насаждений – 10,1%, что значительно ниже (15%) оптимальной лесистости, когда лес в полной мере соответствует почвозащитному и водоохранному значению. Следует отметить неравномерную лесистость по территории области. В северо - западных районах (Дмитриевском и Рыльском) лесистость 13-14%, в Курском и Обоянском - 6-7% и в Советском и Горшеченском районах - 2-3%.

Нелесные земли занимают 13,0 тыс. га территории и включают в себя пашни - 0,3 тыс. га, сенокосы - 1,4 тыс. га, пастбища - 2,1 тыс. га, водоемы - 0,5 тыс. га, сады - 0,1 тыс. га, дороги и просеки - 1,2 тыс. га, усадьбы - 1,2 тыс. га, болота - 2,9 тыс. га и прочие земли - 3,3 тыс. га.

Основные лесообразующие породы сгруппированы в хозяйства: хвойное – 12,4%; твердолиственное – 66,5% и мягколиственное 21,1%.

Ежегодный средний прирост – 0,67 млн. куб. м или 3,32 куб. м на 1 га.

Вода является важнейшим жизненным компонентом окружающей среды, обеспечивающим экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Объем среднемноголетнего поверхностного стока рек и разведанные запасы подземных вод полностью покрывают потребности Курской области в водных ресурсах и обеспечивают заявленные объемы забора воды по всем отраслям хозяйственной деятельности и перспективу дальнейшего развития.

Курская область расположена в бассейнах рек Днепр и Дон (соответственно 78% и 22% территории области). Всего в области насчитывается 902 постоянных и временных водотоков, из которых 188 имеют длину более 10 км.

Из наиболее значительных рек к бассейну Днепра относятся Сейм (приток Десны) со своими притоками Тускарь и Свапа, а также Псел (приток Днепра). Бассейн Дона представляэт верховья рек Тим, Кшень, Олым (все – притоки реки Сосна), а также Оскол (приток реки Северский Донец).

Крупных озер и болот на территории области нет. Средний многолетний объем поверхностного стока, формируемый в пределах области составляет 3900 млн. м 3 в год.

Кроме этого, в области насчитывается 785 искусственных водоемов – прудов и водохранилищ из которых 150 имеют объем наполнения более 1 млн. куб. м, в том числе четыре водоема с объемом наполнения более 10 млн. куб. м. Это Михайловское водохранилище на реке Свапа, пруд - охладитель Курской АЭС в пойме реки Сейм, хвостохранилище Михайловского ГОКа на реке Песочная и Старооскольское водохранилище на реке Оскол.

На территории Курской области поверхностных водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, нет, многие водоемы используются населением в рекреационных целях. Наиболее крупной водной артерией, используемой в рекреационных целях, является река Сейм, которая протекает по семи районам области и г. Курску.

В большинстве своем, поверхностные водные объекты имеют большое природоресурсное, природоохранное и рекреационное значение.

Более чем в двухстах искусственных водоемах ведется промышленное рыборазведение.

В пределах крупных населенных пунктов на берегах водоемов оборудованы зоны отдыха, пляжи и участки для охоты и рыбалки.

Русла рек на многих участках заросли водной растительностью, заилились. Из-за неудовлетворительного проведения противоэрозионных мероприятий на водосборе в русла рек попадает большое количество наносов, которые ухудшают их транспортирующую способность и, откладываясь в руслах рек, препятствуют фильтрации грунтовых вод, тем самым уменьшая сток. Кроме этого, многие реки и их притоки загрязнены фосфатами, нитритами, нефтепродуктами, органическими и другими загрязняэщими веществами.

Основной объем промышленного и коммунального водопотребления в области приходится на реку Сейм с притоками Тускарь и Свапа, где размещены крупнейшие промышленные центры - города Курск (предприятия теплоэнергетики, машиностроения, химической промышленности), Железногорск (Михайловский горно-обогатительный комбинат), Курчатов (Курская атомная электростанция).

Плановое наращиваение объемов природоохранных мероприятий по обустройству водоохранных зон, расчистке русел рек, ремонту ГТС, снижению уровней сброса загрязняэщих веществ в последние годы дали положительные результаты. Регулярный мониторинг и контроль состояния поверхностных вод подтверждает стабилизацию экологической и санитарно-гигиенической обстановки, а также улучшение физико-химического состава вод.

Благоприятные климатические условия и плодородные почвы Курской области придают особую ценность земельным ресурсам. Разнообразие почвенно-климатических особенностей позволило на протяжении многих веков интенсивно использовать земельный потенциал для выращивания различных сельскохозяйственных культур и получать богатые урожаи, обеспечивающие потребности населения не только нашей области, но и других регионов.

Земельный фонд Курской области по состоянию на 01.01.2009 г. составил 2999,7 тыс. га. На душу населения приходится около 2,5 га земель, в том числе 1,8 га сельскохозяйственных угодий, из них 1,7 га пашни.

По данным статистического отчета, на 01.01.2009 года сельскохозяйственные угодья в административных границах Курской области занимают 2441,1 тыс. га. Пашня занимает 1945,3 тыс. га земельного фонда области, что свидетельствует о чрезмерной распаханности территории.

В последние годы площади сельскохозяйственных угодий в области остались примерно на прежнем уровне, в 2004 году площадь их составляла 2440,4 тыс. га, в 2005 году - 2439,5 тыс. га, в 2006 году - 2440,0 тыс. га, в 2007 году - 2440,7 тыс. га, в 2008 году - 2441,1 тыс. га.

На 1 января 2009 года у сельскохозяйственных предприятий, организаций, граждан находилось в пользовании 2557,6 тыс. га всех сельскохозяйственных угодий, имеющихся в области.

Из них большая часть, 1919,8 тыс. га, использовалась сельскохозяйственными предприятиями, в пользовании граждан находилось 637,8 тыс. га.

Орошаемые сельскохозяйственные угодья занимают площадь 45,4 тыс. га, из них пашня 44,6 тыс. га, многолетние насаждения 0,2 тыс. га, кормовые угодья 0,6 тыс. га. На большей части орошаемых сельскохозяйственных угодий (39 тыс. га) требуется улучшение технического уровня мелиоративных систем, которые в большинстве своем неработоспособны.

Растениеводство является ведущим звеном развития не только агропромышленного комплекса, но и всей производственной инфраструктуры области. В распоряжении этой отрасли находится около 1,9 млн. га самой плодородной пашни, в обработке которой участвуют основные средства общей стоимостью более 12 млрд. рублей.

История заселения территории области на протяжении многих веков свидетельствует о многообразии использования местных минеральных ресурсов. Практически во всех районах области были развиты местные гончарные, кирпичные, известковые и другие ремесла, которые в прошлом столетии переросли в развитую сеть предприятий местной промышленности и во многом обеспечивали потребности в строительных материалах и других изделиях.

Мировую известность Курская область почти век назад получила по результатам открытия и исследований Курской магнитной аномалии, связанной прежде всего с крупнейшими мировыми запасами железных руд. Но не только железные руды залегают в недрах в Курской области.

В последние десятилетия приоритеты экономического развития существенным образом перешли в прямую зависимость от наличия, степени освоения месторождений и переработки имеющихся полезных ископаемых. Эффективность использования минерально-сырьевых ресурсов в значительной мере влияет на экономическое благополучие региона.

В геологическом строении нашей области принимают участие два структурных этажа: нижний – кристаллические породы раннего докембрия и верхний – осадочные породы фанерозоя от девона до современных осадков.

К нижнему структурному этажу приурочены уникальные месторождения железных руд, рудопроявления и геохимические аномалии благородных, редких и цветных металлов, проявления и месторождения минеральных вод.

Из неметаллических полезных ископаемых (верхний структурный этаж) выявлены и разведаны месторождения фосфоритов, торфа, сапропеля (в том числе лечебных грязей), подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и разнообразных строительных материалов, в том числе мела для производства цемента и строительной извести, для известкования кислых почв и подкормки животных; легкоплавких глин и суглинков для производства кирпича, керамзита, черепицы и гончарных изделий; тугоплавких глин для производства лицевого кирпича, керамических плиток и санфаянса; кварцевых песков для строительных растворов, производства силикатного кирпича, ячеистого бетона, стекольного и литейного производства; мергелей и трепелов для производства искусственных заполнителей в бетон, мергелей для производства минеральной ваты и каменного литья. Известны проявления бурых углей, глауконитов, цеолитов, редкоземельных элементов и минеральных красок (смотри приложение и 3 стр. обложки).

Железные рудысконцентрированы более чем в 30 месторождениях, залежах и проявлениях, расположенных вдоль трех мощных магнитных аномалий, вытянутых в северо-западном направлении и подтверждающих наличие железорудных тел. Балансовые разведанные запасы железных руд по Курской области составляэт: богатые руды – 562,43 млн. т, неокисленные железистые кварциты – 10341,6 млн. т, окисленные железистые кварциты – 2758,95 млн.т.

На территории области выявлен целый ряд проявлений и залежей полиметаллических полезных ископаемых, золота, платины, титана, циркония, иттрия, церия, алмазов и других элементов. Некоторые залежи изучены в достаточной степени и перспективны для детальной разведки с возможной последующей организацией добычи.

В области насчитывается 62 месторождения торфа с площадью более 10 гектаров каждое. Месторождения представлены древесным, древесно-тростниковым и тростниковым торфом низинного типа.

На балансе числятся разведанные запасы в объеме 24,08 млн. т и предварительно оцененные - 5,5 млн.т. Забалансовые запасы составляэт 14,5 млн.т. В отработку распределены 2 месторождения с балансовыми запасами 5,3 млн.т и забалансовыми - 1,5 млн.т. В 2008 г. добыча торфа не производилась.

Минеральные подземные воды изучены и добываются на Халинском месторождении в Курском районе. Эксплуатационные запасы его утверждены ТКЗ в объёме 0,5 м 3 /сутки с предоставлением недропользователю права на опытно-промышленную эксплуатацию в течение 5 лет с водоотбором до 7,5 м 3 /сутки. С целью переоценки запасов минеральных подземных вод на объекте постоянно ведутся гидрогеологические исследования.

Несмотря на наличие большого количества месторождений полезных ископаемых разведанный сырьевой потенциал используется недостаточно эффективно.

По результатам проведенных геологоразведочных работ в 2008 году дополнительно поставлены на государственный баланс:

· богатые железные руды – 299 тыс. т

· мергели для производства кирпича – 54,2 млн. т

· пески строительные – 5155 тыс. м 3

· подземные воды – 7,48 тыс. м 3 /сутки

Необходимо отметить, что с каждым годом ассигнования на производство геологических исследований за счет средств недропользователей увеличиваются, а финансирование геологоразведочных работ за счет средств субъекта Федерации - уменьшается.

1.4. Население

По оценке численность населения области на 1 июня 2010 г. составила 1145,4 тыс. человек и уменьшилась за январь – май на 3,2 тыс. человек (за соответствующий период прошлого года – на 3,8 тыс. человек).

Плотность населения – 38,5 человек на кв. км. Более 96% – русские. Средний возраст населения - 38,6 лет.

Возрастная структура населения: к трудоспособному относится 57,9% населения, моложе трудоспособного возраста – 17,5%, старше трудоспособного возраста – 24,6%.

В первом полугодии текущего года на 15,8 % сократилась естественная убыль населения, при этом на 6% снизилась смертность населения, рождаемость увеличилась на 1%.

Отмечен рост числа вторых детей в семьях - на 2,8 %; третьих на 10,7%.

В экономическом секторе занято около 620 тыс. человек.
Курская область характеризуется высокой долей сельского населения.
В городах проживает около 800 тыс. человек, в сельской местности - около 540 тыс. человек.

На 1 июля 2010 года численность зарегистрированных безработных в целом по области составила 10,6 тысяч человек и уменьшилась за июнь на 392 человека. Уровень регистрируемой Р Рис. 2. Процентное соотношение занятого населения. безработицы – 1,8 %.

Реализация в области ряда антикризисных программ и мер по снижению последствий кризиса оказали положительное влияние на уровень жизни населения области. Среднедушевые денежные доходы населения в январе-июне 2010 года увеличились на 15,1 % к январю-июню 2009 года и составили 13,2 тыс. рублей. Реальные денежные доходы населения увеличились на 7,1 %.

Начисленная среднемесячная заработная плата в январе – июне 2010 года составила 12,9 тыс. рублей и по сравнению с соответствующим периодом 2009 года увеличилась на 9,1 %.

2. Макроэкономические характеристики региона

Название показателя

Единицы измерения

ВРП региона

ВРП России

Удельный вес ВРП региона в ВРП России

ВРП на душу населения региона

ВРП на душу населения в РФ

В % к среднедушевому ВРП по России

Среднедушевые денежные доходы населения России

Среднедушевые денежные доходы населения региона

В % к среднему показателю по России

Величина прожиточного минимума на душу населения в регионе

Отношение доходов к прожиточному минимуму

3. Ведущие отрасли промышленности региона

Курская область – один из промышленно-развитых регионов Российской Федерации. Многоотраслевой хозяйственный комплекс включает в себя почти 2,5 тысячи предприятий различных форм собственности, в том числе 228 - крупных. Около 90 % из них - с негосударственной собственностью.

Наибольшую долю в структуре производства занимают электроэнергетика (26%), добыча полезных ископаемых (24%), машиностроение и металлообработка (12%), химическая и нефтехимическая промышленность (7%), пищевая и перерабатывающая промышленность (17%).

Топливно-энергетический комплекс Курской области представлен филиалом концерна «Росэнергоатом» «Курская атомная станция», предприятиями системы ОАО «Курскэнерго», филиалом Федеральной сетевой компании «Единая Энергетическая Система» по техническому обслуживанию и ремонту магистральных электрических сетей Энергетической Системы Центра, ОАО «ТГК–4» – «Курская региональная генерация», ОАО «Курскгаз», филиалом ООО «Мострансгаз» Курское управление магистральных газопроводов.

Курская АЭС включена в крупнейшую энергосистему «Центр», охватывающую 19 областей России. Более 70% вырабатываемой электроэнергии подается за пределы области в другие регионы Российской Федерации и СНГ.

Черную металлургию представляет ОАО «Михайловский ГОК» второе предприятие в России по производству железорудного сырья и первое по экспорту окатышей.
Основой промышленности, во многом определяющей развитие других отраслей экономики области, является машиностроение. Здесь воплощаются в жизнь идеи и результаты научных исследований, открытия и изобретения, новые материалы и высокие технологии. В машиностроительной отрасли занято около 30 тысяч рабочих, инженерно-технических и научных работников. Ведущие предприятия машиностроения: ОАО «Электроагрегат», ОАО «Геомаш», ООО «Курский завод «Аккумулятор», ОАО «Прибор», ОАО «Счетмаш», ОАО «Электроаппарат», выпускают широкий спектр высокотехнологичной продукции, в том числе: передвижные электростанции, генераторы, геологоразведочное и нефтепромысловое оборудование, аккумуляторы, радиоизмерительную аппаратуру, контрольно-кассовые аппараты, подшипники, средства вычислительной техники, низковольтную аппаратуру, медицинское оборудование, которые находят своих потребителей не только в России, но и за её пределами.
В 2005 г. введено в эксплуатацию предприятие по ремонту подвижного железнодорожного состава и изготовлению запасных частей – ООО ПО «Вагонмаш» в г. Железногорске.

Предприятия химической и нефтехимической промышленности выпускают резинотехнические и пластмассовые изделия, химические нити и волокна, полиэтиленовую пленку, лакокрасочную продукцию, трубы и другие изделия из полимерных материалов. Beдущим является ЗАО «Курскрезинотехника», изготавливающее свыше 15 тысяч различных видов продукции и поставляющее их во все регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья.

С 2005 г. в Курской области первым в России введен в эксплуатацию завод по производству биаксиально ориентированной полипропиленовой пленки с расчетной мощностью 35 тысяч тонн в год.

В области производятся современные лекарственные средства, изделия медицинского назначения. Ведущим предприятием в данной отрасли является ОАО «Фармстандарт-Лексредства».

В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности крупнейшими являются предприятия компании «ГОТЭК», ЗАО «Изоплит», ОАО «Курская картонажная фабрика». Предприятия оснащены современным оборудованием, используют в производстве высококачественное сырье и материалы.

Среди предприятий легкой промышленности акционерные общества «Швея», Железногорская фабрика «Финист», концерн «Курсктрикотажпром» имеют устойчивую репутацию надежных производителей современных, практичных и недорогих товаров для населения.

Пищевая и перерабатывающая промышленность Курской области представлена одиннадцатью отраслями, объединяющими более 100 крупных и средних предприятий, на которых трудится свыше 18 тысяч человек. На территории области работают 11 сахарных заводов, 28 предприятий по переработке молока, 8 мясокомбинатов, 5 спиртзаводов, 8 комбинатов хлебопродуктов, 9 хлебозаводов, 3 предприятия по выработке ликероводочных изделий, пивоваренный завод, 4 кондитерские фабрики и другие предприятия.

Потенциал перерабатывающих предприятий позволяет удовлетворить потребности в продуктах питания населения области, а также поставлять их в другие регионы. Годовые мощности предприятий позволяют перерабатывать 35 тыс. тонн мяса в живом весе, 818 тыс. тонн молока, более 3-х млн. тонн сахарной свеклы, вырабатывать 5,1 млн. дкл. этилового спирта, 2,7 млн. дкл. водки и ликероводочных изделий, 326 тыс. тонн муки, 77 тыс. тонн крупы, 70 тыс. тонн кондитерских изделий.

В области действуют 3 завода ЖБИ и 2 кирпичных завода, выпускающих высококачественную продукцию, завод крупнопанельного домостроения, комбинат строительных материалов и работ, ООО «Октябрьский домостроительный комбинат» и другие предприятия различных подотраслей стройиндустрии.

4. Характеристика сельского хозяйства региона

Курская область – регион с достаточно крупным агропромышленным комплексом. На долю сельского хозяйства приходится около 15% валового регионального продукта Курской области.

Курская область является крупным производителем зерновых культур, сахарной свеклы, картофеля, овощей и поставщиком сельскохозяйственной продукции в другие регионы страны.

Сельскохозяйственный потенциал региона определяют черноземы. Природные условия позволяют получать многим сельскохозяйственным производителям зерновых культур до 60, сахарной свеклы - до 550, силосных культур - до 600, картофеля - до 300 центнеров с гектара.

Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 2,3 миллиона га. На душу населения приходится 1,7 га сельхозугодий.

В сельскохозяйственных предприятиях области производится 45%, в личных хозяйствах граждан - 53%, в крестьянских фермерских хозяйствах - 2% от общего объема продукции сельского хозяйства.

В структуре сельскохозяйственного производства доля продукции растениеводства составляет 65%, животноводства - 35%.

Основные направления растениеводческой отрасли - производство зерна, сахарной свёклы, кормовых культур. Животноводческая отрасль специализируется на птицеводстве, молочном и мясном скотоводстве.

На территории региона располагаются предприятия сахарной, мясной, молочной, мукомольно-крупяной, консервной, спиртовой, ликероводочной и пивоваренной отраслей промышленности. Перерабатывающая отрасль включает более ста предприятий, из них 28 предприятий по переработке молока, 10 - по переработке мяса, 7 заводов по производству спирта, 11 сахарных заводов, 10 хлебозаводов.

Мощности пищевых и перерабатывающих предприятий способны в год перерабатывать 900 тыс. тонн молока, 39 тыс. тонн мяса, более 3-х млн. тонн сахарной свеклы, выработать более 5 млн. декалитров спирта этилового из пищевого сырья, 2,6 млн. декалитров водки и ликероводочных изделий, более 30 тыс. тонн кондитерских изделий и 380 тыс. тонн муки. Рис. 3. Объем производства в сфере животноводства.

В области реализуется государственная программа развития сельского хозяйства до 2012 года, 20 инвестиционных соглашений; проводится активная работа по социальному обустройству села.

5. Перспективы развития

Курской области – это один из динамично развивающихся регионов нашей страны, небольшой по объему, но представляющий перспективное территориальное образование. И сегодня исполнительная, законодательная власти области, хозяйствующие субъекты делают все для того, чтобы в Курской области последовательно решались вопросы развития экономики, социальные вопросы в интересах населения Курской области. И динамика развития последних лет говорит, что в этой работе достаточно неплохие результаты.

Основными стратегическими приоритетами являются:

· создание в регионе благоприятных условий для экономической деятельности, включая совершенствование региональной законодательной базы;

· создание положительного инвестиционного имиджа, обеспечение притока инвестиций в приоритетные сектора экономики;

· диверсификация экономического сектора посредством создания «точек роста» с максимальной концентрацией финансовых, трудовых, материальных, информационных и административно-управленческих ресурсов;

· обеспечение конкурентоспособности региона в условиях глобализации российской экономики; активизация инновационных процессов; формирование конкурентоспособных территориально-производственных кластеров;

· содействие развитию малого и среднего бизнеса на основе трансфера технологических и социальных инноваций;

· комплексное развитие городских и сельских территорий (совершенствование градостроительной политики; развитие жилищного строительства; ускоренное развитие сети дорог с твердым покрытием; улучшение транспортного обслуживания населения; создание условий для развития социальной инфраструктуры и социальной поддержки населения (особенно сельского);

· государственная поддержка приоритетных проектов регионального развития и инициатив органов местного самоуправления.

В добыче полезных ископаемых предусматривается выход Михайловского ГОКа на более высокий уровень переработки железорудного сырья и создание на его базе производства металлизированного продукта.

В энергетике намечается:

· продление срока эксплуатации действующих энергоблоков №2,3,4 Курской атомной станции, сроки эксплуатации которых заканчиваются до 2015 года, а в результате модернизации будут продлены до 2025 года;

· завершение строительства энергоблока №5, ввод которого обеспечит восполнение выбывающих мощностей;

· строительство станции замещения – АЭС- 2 до 2019 года.

В обрабатывающих отраслях предполагается создание конкурентоспособных кластеров:

· в машиностроительном комплексе – кластеров автокомпонентов, сельхозмашиностроения, оборудования и запчастей для железнодорожного транспорта, оборудования и приборов для ЖКХ;

· в целлюлозно-бумажном производстве – кластера по производству упаковочной продукции;

· в нефтехимии – по производству резинотехнических изделий.

Повышение роли в промышленности обрабатывающих производств и обеспечение их опережающего роста позволит снизить зависимость результатов работы промышленности от предприятий - гигантов: Михайловского ГОКа и Курской АЭС. Увеличение доли обработки с 48 до 56% к 2020 году обеспечит формирование более сбалансированной структуры промышленного производства

Кластерная политика продолжится и в агропромышленном комплексе, в котором изначально заложены тенденции интеграции производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Намечается создание следующих конкурентоспособных кластеров:

· по производству и переработке животноводческой продукции, где предусматривается строительство, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов и мясоперерабатывающих предприятий; совершенствование генетического потенциала мясных и молочных пород скота; создание мини - комплексов по переработке мяса и молока;

· по производству и переработке зерна, где предусматривается строительство трех комбикормовых заводов; создание солодовенных производств; расширение мощностей спиртзаводов; реконструкция мукомольно-крупяных предприятий;

· по производству и переработке сахарной свеклы, где предусматривается внедрение интенсивной технологии возделывания на всей площади посевов; реконструкция действующих сахарных заводов и строительство нового; открытие новых свеклоприемных пунктов.

«Точкой роста» определено развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов на базе местных полезных ископаемых. Это такие проекты, как строительство 2 цементных заводов (в Солнцевском и Суджанском районах), кирпичных заводов в г.Льгове и районах области.

Подлежат реализации крупные инфраструктурные проекты по газификации и развитию дорожной сети.

Ускоренное развитие газификации с привлечением средств ОАО «Газпром» и других инвесторов, в т.ч. населения, организаций, позволит к 2015 году достичь практически полной газификации области (93,4%).

Автомобильные дороги будут развиваться в два этапа:

· до 2010 года приведение в нормативное состояние муниципальных дорог и дорог, находящихся в собственности сельхозпредприятий;

· до 2020 года улучшение технических параметров федеральных и территориальных дорог, строительство скоростной объездной магистрали вокруг Курска и объездной дороги вокруг Курчатова минуя Курскую АЭС.

Стратегическая задача жилищного строительства – доведение ввода жилых домов к 2020 году до 1 млн. кв. метров.

В результате Курская область к 2020 году должна стать:

· территорией с максимально благоприятными условиями (политическими, экономическими, технологическими, социальными, экологическими) для проживания населения;

· центром инновационно - технологического развития для обеспечения новой инновационной экономики;

· устойчиво развивающимся регионом, активно влияющим и занимающим достойное место в общероссийской экономике и в пространственном развитии РФ, обеспечивающим рациональное использование природно-ресурсного, человеческого и экономического потенциалов;

· контактным регионом России со странами СНГ (Украиной, Белоруссией, Молдовой) на территории которого отрабатываются механизмы процессов интеграции и взаимодействия стран СНГ.

Основной ожидаемый результат – это освоение нового экономического пространства, выход на качественно другие параметры социально-экономического развития региона.

Ожидается увеличение валового регионального продукта в 2020 году в 3 раза к 2005 году; рост инвестиций в основной капитал - в 2,6 раза; рост объемов торговли и платных услуг - в 5 раз; увеличение реальных денежных доходов на душу населения почти в 5 раз; уменьшение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума до 5%.

1. Российский статический ежегодник. М., 2009.

2. Сводный статежегодник Курской области. Курск, 2009.

3. Вавилова Е. В. Экономическая география и регионалистика. М., 2008.

4. Кузьбожев Э. Н., Козьева И. А., Световцева М. Г. Экономическая география и регионалистика. М., 2007.

5. Кистанов В. В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. М., 2004.

6. Лопатников Д. Л. Экономическая география и регионалистика. М., 2006.

Цель: Познакомиться с экономикой родного края.

Задачи:

Узнать, какие отросли промышленности есть в нашем крае и что они производят.

Предоставить одноклассникам результат своей работы.

Город Курск на веков гряде,

Неподкупный и непокорный,

На железной залёг руде,

Глубоко запустивши корни.

Он в овчине густых садов,

В рукавицах овсяных пашен.

Не боится ничьих судов.

Никакой ему враг не страшен…

Владимир Сарнов

Курская область расположена в центре Европейской части России.

Область богата различными полезными ископаемыми.

В последние годы в Курской области отмечается устойчивый экономический рост.

Курская область – регион, обладающий достаточным промышленным потенциалом.

Курская область энергообеспеченный регион.

Крупнейшее предприятие электроэнергетики – Курская атомная станция.

Чёрную металлургию в промышленном комплексе области представляет Михайловский ГОК.
Михайловский ГОК является одним из крупнейших в России предприятий по добыче и обогащению железной руды.

Михайловский ГОК ведет открытым способом разработку железорудного месторождения, подтвержденные запасы которого составляют 10,4 млрд тонн.

ОАО «Курская птицефабрика»


История фабрики началась в далеком 1971 году, когда в эксплуатацию была введена первая очередь фабрики. Постепенно фабрика развивалась и усовершенствовалась. Проводилась реконструкция и модернизация. Увеличивалось количество сотрудников и производительность предприятия.

С 2011 года Курская птицефабрика входит в группу компаний «Черкизово». Группа «Черкизово» – крупнейший в России производитель мясной продукции. Группа входит в тройку лидеров на рынках куриного мяса, свинины, продуктов мясопереработки и является крупнейшим в стране производителем комбикормов.

ООО «Курская швейная компания»

Фабрика "Швея" является одним из старейших предприятий легкой промышленности России. Свою историю она ведёт с 1918 года. В настоящее время фабрика представляет собой производство, оснащенное современным технологическим обороудованием, которое позволяет выпускать разнообразную высококачественную швейную продукцию. Производство ориентировано на пошив изделий домашнего текстиля- комплектов постельного белья, одеял, покрывал, штор, а также летней специальной одежды и сорочек.

В области производятся современные лекарственные средства.

ОАО «Фармстандарт-Лексредства» входит в пятерку крупнейших производителей медикаментов в России.


В области динамично развивается строительный комплекс.

Наиболее инновационно-активным проектом является строительство Курской АЭС №2.


Важнейшую роль в Экономике региона играет аграрный сектор. Основным богатством курского края являются чернозёмы – один из главных источников развития экономики области. Чернозёмы составляют около 80% земельных угодий.

При благоприятных погодных условиях в области выращивается более 4 млн. тонн зерна.


В области динамично развивается потребительский рынок, на котором сегодня функционируют свыше 30 крупных торговых сетей.