Развитие мордовии на современном этапе. Культурно-этнические процессы в региональном социуме на современном этапе исторического развития (на примере республики мордовия)

В конце семидесятых годов XX столетия КНР приступил к активному развитию производственной сферы. Страна постепенно перешла от планового управления экономикой к рыночному. Согласно статистике, объем экспорта республики является мировой доминантой. Первые реформы коснулись аграриев, после чего были успешно внедрены в других сферах промышленности Китая.

Реалии и перспективы

В 2010 году правительство обозначило ряд производственных областей, предприятия которых получили национальные субсидии. Определив свой собственный путь, держава внедрила уникальные системы образования и медицины. Уже сегодня они доказали свою эффективность и в полной мере удовлетворяют запросам экономической экспансии.

Руководство всячески поддерживает и поощряет импорт технологий из Японии, Западной Европы и Соединенных Штатов Америки. Наибольший интерес у менеджеров вызывают такие сектора, как телекоммуникации, создание программного обеспечения, микробиология и фармакология. Местная Силиконовая долина занимает северные территории центральной части страны.

Финансовые потоки

Начиная с 1980 года, восток претерпел кардинальные изменения. Один за другим на некогда пустующих равнинах появлялись сталеплавильные, металлургические, автомобильные заводы и машиностроительные предприятия. Населенные пункты Цзилинь, Аньшань, Шэньян и Шанхай привлекли внушительные иностранные инвестиции в промышленность Китая.

Для зарубежного капитала открыли южные провинции. Там же были учреждены свободные экономические зоны, предлагающие инвесторам специальные налоговые и таможенные режимы. Близость к центрам капиталистического рынка обеспечила процветание районам Гуандун и Фуцзянь. Первый граничит с Гонконгом, а второй - с Тайванем.

Индустриальные секторы Китая

Основной поток валютных поступлений пришелся на расположенные на побережье конгломераты. Вернуть Шанхаю статус экономического форварда страны удалось после того, как на реке Хуанпу был запущен инновационный производственный комплекс. Он обеспечил новые рабочие места и принял участие в перераспределении денежных вложений.

Наиболее развитые сферы промышленности Китая:

  • угольный промысел;
  • добыча руды;
  • деревообработка;
  • сталелитейное производство;
  • выпуск электроники и бытовой техники;
  • автомобильная индустрия;
  • химическая отрасль.

Республика является признанным лидером по экспорту сельскохозяйственной, хлопчатобумажной и швейной продукции. Она поставляет чугун, сталь, кокс, сурьму, вольфрам. Львиная доля мобильных телефонов, компьютеров, расходных материалов, часов и фотоаппаратов изготавливается в КНР.

Ежегодный финансовый оборот автомобильной промышленности Китая превышает 20 миллионов долларов. Страна богата залежами природных ископаемых, нефти, редкоземельных металлов и газа. В конце двухтысячных каждый десятый товар в мире имел китайское происхождение. Благодаря позитивному инвестиционному климату государство получило статус привлекательной базы для строительства фабрик и заводов международных компаний.

Сфера влияния

На бюджетный сектор сегодня приходится примерно тридцать процентов ВВП. Тенденция показывает положительную динамику. Правительство КНР уделяет большое внимание менеджменту в этом сегменте.

Приоритет достался производству автомобилей и машин, а также металлургии. Их вклад в экономику республики составляет порядка 25 % общего объема производства. Однако преобладание экстенсивных методов управления над интенсивными привело к планомерному снижению конечного качества товаров.

В национальной собственности до сих пор значатся компании, чья деятельность сопряжена с тяжелой промышленностью Китая и выпуском продукции стратегического значения. Динамичное становление химической отрасли обозначило увеличение экспорта минеральных удобрений, пластмасс, полимеров, синтетики. Химзаводы сосредоточены на всей территории Китая.

Большое значение в жизни страны имеет выпуск текстильных изделий. Он занимает важное место в экономике. Швейные фабрики находятся в Шанхае, Харбине, Гуанчжоу, а также в провинции.

Внутренняя индустриальная карта

Географы выделяют следующие регионы Китая:

  • Манчжурия.
  • Северные провинции.
  • Восточное побережье.
  • Центр.
  • Южные территории.

Манчжурия простирается на северо-восточных землях республики. Специализация промышленности Китая в этой части - топливно-энергетические, лесоперерабатывающие и металлургические предприятия. Не менее развит и аграрный сектор. Крестьяне выращивают злаковые культуры, сою и гаолян. Крупными экономическими центрами региона признаны города Фушунь, Далянь, Шеньян, Харбин, Аньшань.

Визитная карточка КНР

Северные провинции - важный финансовый центр КНР. Его основу составляют наукоемкие производства. К ним относятся электронная промышленность Китая, заводы, собирающие бытовую технику, фабрики, выпускающие синтетические волокна, электромашиностроение. На этой территории находятся столичные дистрикты Пекина, а также Тяньцзинь. Но монгольские степи все еще остаются свободными.

Восточные районы - сельскохозяйственная житница республики. На эту часть государства выпала треть всей выращиваемой на полях Китая аграрной продукции. На достойном уровне развития находятся судостроительная, аппаратная, металлургическая, химическая отрасли промышленности Китая. Регион служит главным поставщиком риса, овощей, мяса, чая, сои и хлопка. На востоке расположены мегаполисы Шанхай, Фучжоу, Нанкин, Циндао, Ханчжоу.

Животноводство и аграрный бизнес

Центр и южные земли КНР традиционно считаются сельскохозяйственными. Современное производство в этих краях сосредоточено в Гуанчжоу. Тут же функционирует несколько экономических зон, учрежденных для привлечения иностранных инвестиций в промышленность Китая. Сянган, который находится в самом сердце страны, является индустриальным узлом восточной Азии.

О северо-западе и юго-западе говорят реже. Их ландшафт отличает гористая местность. Близость к Тибету объясняет суровые климатические условия. Здешнее население преимущественно занято в фермерском хозяйстве Сичуанской равнины, либо трудится на предприятиях в Ченду и Чунцине. Религиозный центр Лхаса с каждым годом привлекает все большее количество локальных и зарубежных туристов.

Автопроизводство

Вопреки ожиданиям, мировой экономический кризис принес укрепление позиций концернов, занятых в сборке транспортных средств и спецтехники. Воспользовавшись подходящим моментом, автомобилестроение Китая упрочило свои позиции.

Планируется, что в ближайшем будущем с конвейерных линий сойдет около 10 000 000 машин, а в 2020 году - 15 миллионов! Если США не увеличит объемы, то рано или поздно Китай получит титул лидера.

Кто бы мог подумать, но практически до середины XX века Китай был не очень развитой с экономической и промышленной точки зрения страной. В экономике прослеживалась сильная сырьевая и аграрная ориентация. С 1949 года, когда была создана КНР, ситуация стала меняться в лучшую сторону. За несколько следующих десятков лет в Китае появилось около четырехсот новых предприятий, а объем производства за полвека вырос в 39 раз.

Активное развитие экономики и промышленности Китая началось еще в далеком 1978 году. Именно тогда руководство страны начало проводить в жизнь либеральные экономические реформы, тот самый «новый курс», способствующий естественному стабильному развитию Китая. И прежде всего преобразования коснулись основных отраслей промышленности: в страну стали привлекать инвестиции, многие производства переориентировали на экспорт, создавали особые экономические зоны с благоприятным деловым климатом, налоговыми льготами и упрощенным администрированием. В итоге к сегодняшнему дню Китай стал одним из мировых лидеров по производству многих товаров. Также сегодня Китай - одна из ведущих стран по количеству заводов. В стране представлено свыше 360 отраслей производства. Самые крупные центры промышленности Китая сконцентрированы преимущественно в восточных провинциях (Ляонин, Шанхай, Цзянсу, Гуандун и т. д.).

Легкая промышленность

25 ТЫСЯЧ

текстильных компаний рассредоточены по всему Китаю

Легкая промышленность - одна из системообразующих отраслей Поднебесной, так сложилось исторически, еще с дореволюционных времен.

В структуре экономики страны на пищевую и текстильную отрасли приходится примерно пятая часть всей промышленной продукции.

25 ТЫСЯЧ

текстильный компаний рассредоточены по всему Китаю

Всего на территории Поднебесной насчитывают около 25 тысяч текстильных компаний, они рассредоточены по всей стране.

Пищевая промышленность и сельское хозяйство

И без того многочисленное население Китая постоянно растет, что приводит и к росту потребления продовольствия. В связи с этим пищевая промышленность и аграрная отрасль также являются ключевыми в Китае и признаны системообразующими на уровне государства.

Предприятия пищевой промышленности располагаются в основном на юго-западе страны. На северо-западе сосредоточены компании, занимающиеся животноводством, на северо-востоке - масломолочные и сахарные производства. Всего в Китае работает около 65–70 тысяч предприятий пищевой индустрии.

Кроме того, в КНР всячески поддерживают фермеров на государственном уровне, например, крестьяне освобождены от сельскохозяйственного сбора, налогов на продукцию, забой скота и других сборов. Также фермерам доступны субсидии, дотации, льготные кредиты и даже безвозмездная помощь. Помимо всего прочего, государство гарантирует фермерам закупку урожая, то есть крестьяне могут не беспокоиться о поиске рынка сбыта, сезонности, скоропортящейся продукции (например, если они производят молоко и фрукты). Все эти меры поддержки привели к тому, что в Китае очень сильная селекционная наука: китайцам удалось вывести ряд сельскохозяйственных культур с урожайностью, в разы превышающей показатели по подобным сортам.

Нефте- и газодобыча

4 МЛН БАРРЕЛЕЙ

В Китае располагаются большие залежи сырьевых ресурсов, нефти, газа, угля, однако страна нацелена больше на развитие перерабатывающих производств, нежели на добычу.

Китай - крупный производитель нефти. В стране добывают около 4 млн баррелей в сутки. Нефть разная - от легкой малосернистой до тяжелой парафинистой.

4 МЛН БАРРЕЛЕЙ

нефти в сутки добывают в Китае

Газовая промышленность представлена добычей природного и попутного газа, получением искусственного промышленного (коксового, сланцевого) и полукустарного (биометан) газа. Объем запасов природного газа Китая, по разным оценкам, составляет более 4000 млрд тонн. Причем всего 4% месторождений разработаны.

Тяжелая промышленность

Высокими темпами развивается и тяжелая промышленность Китая. Это не только системообразующая для производства сфера, но и социальный сектор: на предприятиях тяжелой промышленности работают около 60% «производственников».

Наиболее развитые направления - станкостроение, тяжелое и транспортное машиностроение.

В последние годы прослеживается тенденция сокращения объемов производства в этой сфере, однако этот тренд характерен для многих стран. Во всем мире происходит замедление темпов роста потребления, поэтому избыточные мощности приходится перераспределять или ликвидировать.

Сегодня в Китае насчитывается, например, около 60 заводов в сфере машиностроения, 1500 металлургических заводов (преимущественно черной металлургии).

В Китае производится более 1000 видов стали, в том числе с высокими техническими характеристиками (например, сплавы для авиационной отрасли, отличающиеся высокой жаропрочностью, сплавы для добывающих предприятий, устойчивые к работе в сложных температурных условиях, и др.). Также активно развивается цветная металлургия: в недрах Китая располагаются залежи меди, марганца, цинка, серебра, золота, свинца и других руд.

Считается, что по числу промышленных предприятий Китай - мировой лидер. Кроме того, КНР - ведущая страна по внедрению инноваций, технологий энерго- и ресурсосбережения.

Автомобильная индустрия

Для экономики Китая вообще важную роль сегодня играют технологические отрасли, например автопром. Эффективность курса на технологии, взятого властями страны некоторое время назад, довольно высока, что отражается и на отдельных отраслях, например на автопроизводстве.

Дело в том, что все иностранные автопроизводители, желающие производить машины в Китае, согласно принятому порядку, должны создавать совместные предприятия и передавать технологии местным компаниям. Поэтому примерно половина произведенных авто - это местные бренды (BYD, Lifan, Chang’an, Geely, Chery, Hafei, Jianghuai, Great Wall, Roewe и др.), остальные производятся на совместных предприятиях с зарубежными автобрендами (Volkswagen, Mitsubishi, General Motors, Hyundai, Nissan, Honda, Toyota). При этом в Китае до конца 2016 года отменен налог на продажи 70% авто, что также стимулирует развитие индустрии.

В отличие от США, Европы и других стран, где продажи авто продолжают снижаться, спрос на них в Китае остается стабильным. К примеру, Китайская ассоциация автопроизводителей подсчитала, что в августе 2016 года иностранные и отечественные автопроизводители продали 1,8 млн авто, на 26% больше, чем за аналогичный период 2015 года. В текущем году уже продано 14,4 млн машин, темпы явно превышают прошлогодние. Объем продаж 2015 года - 24,5 млн авто. Спрос на внутреннем рынке обеспечивается собственным производством, импорт составляет около 10% от объема продаж.

В автомобильной индустрии Китай нацелен не только на преемственность технологий, но и на развитие инноваций. Например, власти рассматривают электрические транспортные средства (электрокары) в качестве стратегически важных для экономического роста Китая. Планируемое ежегодное производство электрокаров к 2025 году - 3 млн. Сегодня в Китае продается 330 тысяч таких авто, что больше, чем в США. С помощью электрокаров в стране планируют повысить экономию топлива на 30% к 2020 году. Пока большинство электрокаров местного производства, но Китай нацелен и на расширение международного сотрудничества, к примеру, на днях стало известно, что Volkswagen создал совместное предприятие по разработке новых моделей электрокаров с китайской государственной компанией.

Девелопмент

В строительной отрасли Китай известен производством цемента, керамической плитки и кирпича. На территории страны располагаются гигантские запасы гипса, графита, кварца, высококачественных глин, асбеста, известняка и слюды.

Государство в этой отрасли, как и во многих других системообразующих отраслях, обеспечивает застройщикам львиную долю рынка сбыта. Оно заказывает строительство производственных объектов, дорог, жилых домов и тем самым обеспечивает занятость и экономический рост в индустрии.

В последние 20 лет строительная отрасль Китая также добилась существенных прорывов в применении новых технологий. Например, бетон изготавливается по современным технологиям на химических и минеральных добавках, что улучшает его состав, делая его более плотным и прочным. Кроме того, Китай - лидер по производству стальных конструкций для высотных домов.

Химическая отрасль

Эта индустрия представлена крупной горно-химической промышленностью (поваренная соль, фосфориты, пириты), растущей нефтехимической и значительным количеством сырья растительного происхождения.

По производству минеральных удобрений КНР занимает одно из первых мест в мире. По другим направлениям Китай пока не занимает лидирующие места, но стремительно развивается.

Существенное влияние на химическую сферу оказывает активный темп развития страны и масштабная урбанизация - люди и предприятия нуждаются в огромном количестве топливных и химических ресурсов.

Финансовая отрасль

И, конечно, одной из ключевых и системообразующих отраслей экономики Китая, которая оказывает влияние и на другие сферы, а также определяет их развитие, является финансовый сектор.

Финансовой базой для развития этой отрасли стала поддержка со стороны государства и наличие национальной платежной системы UnionPay. Таким образом, был задан стратегический вектор развития системы, ориентированный на международный рынок.

Масштабы и темпы развития системы обоснованы ее структурой, она учреждена государством совместно с крупнейшими китайскими банками, однако сегодня ее участниками являются финансовые институты по всему миру. При этом сегодня UnionPay – одна из крупнейшых платежных систем мира по объему транзакций и числу выпущенных карт.

Большая часть китайских фабрик и китайских заводов расположена в основных индустриальных центрах страны, и сосредоточена в осн. в восточных и приморских провинциях: Ляонине , Шаньдуне , Гуандуне , Цзянси , Чжэцзяне , Фуцзяне, Аньхое, Цзянси и др., а также в Шанхае , Тяньцзине , Чунцине и Гонгконге.

Китай постоянно делает шаги по привлечению иностранных инвестиций . Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегчения правил приема и увольнении иностранного персонала.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Российский ядерный двигатель для космоса: есть реальные результаты

    ✪ Китайцы захватили Байкал. Кто продаёт Китаю земли Сибири и крупнейшее пресноводное озеро в мире?

    ✪ Авиационный двигатель нового поколения ПД-14 для МС-21 получил сертификат

    ✪ ТОП 5 ФАКТОВ О ДЕМОГРАФИИ. НАС НЕ 7 МИЛЛИАРДОВ ЧЕЛОВЕК. КТО ПРИДУМАЛ МИФ О ПЕРЕНАСЕЛЕНИИ ЗЕМЛИ?

    ✪ Как узнать состав звёзд, планет и других космических тел? / Космос Просто

    Субтитры

История

В 1984 г. было открыто 14 прибрежных городов и портов . Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая. В 1985 г. в Китае было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы и где располагалось производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные регионы, модернизацию местных предприятий. В 1986 г. китайское правительство выпустило список из 22 положений, направленных на улучшение инвестиционного климата. Были открыты специальные обменные пункты для инвесторов, которые имели возможность купить здесь твердую валюту и импортное сырье. В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23 % промышленного производства и 40 % экспорта Китая.

С 1992 г. в Китае проводятся мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и предпосылок для вступление в ВТО . Вследствие чего были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, розничная торговля и т. д. В 1995 г. принят закон, позволяющий иностранным компаниям создавать холдинги .

Лёгкая промышленность

Добывающая промышленность

Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины. На территории КНР ведётся в значительных масштабах добыча также нефти, газа, урана .

В Китае находится 37 % мировых запасов редкоземельных металлов (молибден , ванадий , сурьма). В результате значительных инвестиций в 80-х годах прошлого века в добычу этих ископаемых сегодня Китаю принадлежат 95 % их мировой добычи .

Судостроение

Автомобилестроение

Автомобильная промышленность Китая имеет немногим более чем полувековую историю. С начала 1990-х годов она развивается очень высокими темпами. С 2009 года КНР является крупнейшим авторынком в мире и крупнейшим автопроизводителем в мире, ежегодно выпускающем в последние годы автомобилей больше, чем следующие два автопроизводителя (США и Япония) вместе взятые, или больше, чем все страны Евросоюза вместе взятые .

Китай в настоящее время способен производить полную линейку автомобильной продукции. Потребности внутреннего рынка Китая в автомобилях в настоящее время почти целиком обеспечиваются собственным производством, импорт составляет 9–10 % от объема продаж, хотя еще в начале 90-х рынок был поделен поровну между импортом и внутренним производством.

Аэрокосмическая промышленность

Авиапром см. Список самолётов и вертолётов Китайской Народной Республики

Космическая промышленность

Компания Legend Group – ведущий поставщик ПК в азиатские страны, за исключением Японии (9 % общего объема продаж в регионе). Доходы фирмы от продаж ПК составляли 2,45 млрд долл. (1999), в 2000 году ее доход возрос более чем на 100% (аналогичные показатели и у других фирм - Founder, Great Wall, Start и Hitense). Помимо предприятий по сборке ПК и производству материнских плат Legend Group владеет дистрибьюторскими сетями, охватывающими всю страну; также - совместная исследовательская лаборатория с National Semiconductor в Пекине.

История

Первые шаги в развитии электроники в КНР были сделаны сразу после образования государства в 1949 году. Правительством была организована Академия наук Китая с сетью научно-исследовательских институтов, разработаны долгосрочные программы научно-технического развития, в которых электроника заняла одну из ведущих позиций.

Разработкой компьютеров в Китае занялись еще в начале 50-х, внедрив ЭВМ 1-го поколения на электронных лампах в 1958 г., в 1965 году ЭВМ 2-го поколения на полупроводниках уже производились в Шанхае, Пекине и Тяньцзине. В 1973 г. учёные представили ЭВМ 3-го поколения с использованием малых интегральных схем . К 1989 г. уже осуществлялась программа перехода от ЭВМ 4-го поколения на основе больших интегральных схем к выпуску ЭВМ 5-го поколения.

На 2001 г. общий доход у 44 китайских компаний, занимающихся разработкой и производством изделий электронной техники – около 2 млрд долл., или 82 % всего дохода электронной промышленности страны. Наибольший вклад в развитие этой отрасли вносят фирмы Legend Group, Konka Group, Great Wall Computer, Nanjing Panda Electronics и Shenzhen Huawei Technologies . Фирма Shanghai Seagull Camera, лидер на внутреннем рынке цифровых камер (выпускает в год 600 тыс.)

Мировые лидеры IT-индустрии стали массово переносить производство своих продуктов в Китай. Так им удается не просто сохранить прибыль, но и приумножить доход при небольших затратах на производство и расходах на заработную плату персонала.

Китай становится законодателем рынка

Машиностроение

Машиностроение и металлообработка получили значительное развитие и производят широкий ассортимент продукции.

Отрасль включает практически все важнейшие подотрасли и производства. Сложившаяся к началу 80-х годов ее структура отражала особенности начала индустриализации страны, в ходе которой приоритетным было изготовление оборудования для тяжелой и текстильной промышленности. Реформа экономики в 80--90-е годы обусловила опережающий рост производства товаров широкого потребления: часов, радиоприемников, телевизоров, стиральных машин и др. Внедрение системы «семейного подряда» в сельском хозяйстве потребовало резкого увеличения выпуска мотоблоков и маломощных тракторов. Активное участие иностранного капитала в производстве продукции транспортного машиностроения определило существенный рост производства автомобилей, а также других транспортных средств. В результате в структуре машиностроения возросла доля электроники и электротехники, тракторо- и автомобилестроения, сохранился высокий удельный вес производства оборудования для текстильной промышленности, значительную роль начала играть авиакосмическая промышленность .

Отрасль долго развивалась экстенсивным путем: при низкой производительности труда быстро увеличивалось количество предприятий, стремительно расширялся парк станков и росла численность занятых. В настоящее время в КНР примерно столько же предприятий машиностроения и металлообработки, сколько в США, парк станков больше, численность занятых в 1,5 раза выше. Однако производительность труда и общий выпуск продукции существенно ниже .

В машиностроении КНР наряду с высокотехнологичными современными предприятиями (созданными преимущественно с участием иностранного капитала) широкое распространение получили небольшие, технически слабооснащенные кустарные заводики. Значительная часть предприятий отрасли -- универсальные, вырабатывающие в своих цехах большую часть комплектующих изделий. Крупных специализированных заводов немного. В отрасли все еще невысока серийность изготовляемой продукции, что в значительной степени -- наследие приоритета тяжелой, особенно военной, промышленности.

Особенности внешней торговли продукцией машиностроения таковы: импорт существенно превышает экспорт, хотя ускоренный рост экспорта сокращает этот разрыв.

Тяжелое машиностроение -- одно из самых развитых в отрасли -- традиционно ориентировалось на удовлетворение потребностей других отраслей индустрии внутри страны. Поэтому сложилось производство энергетического, нефтепромыслового, металлургического, горнодобывающего оборудования. В Северо-Восточном Китае с его крупной добывающей и развитыми базовыми отраслями индустрии сложился главный ареал тяжелого машиностроения. Ряд крупных предприятий находится в Харбине, Шэньяне и т. д. Восточный Китай -- второй по значению район тяжелого машиностроения, однако в нем слабее сырьевая база, уже круг потребителей, меньше крупных центров. В Северном Китае с его развитой угледобычей изготовляют преимущественно горно-шахтное оборудование .

Станкостроение -- одна из главных отраслей. По производству станков Китай входит в число ведущих производителей в мире. Однако, несмотря на высокий уровень самообеспеченности в массовых типах и видах станков, КНР импортирует наиболее сложные и совершенные станки из США, Японии, стран Западной Европы. Вместе с тем станки вывозятся в десятки стран мира. Производство станков характеризуется рассредоточенностью, наличием большого количества небольших предприятий. На этом фоне выделяются крупные центры, дающие основную массу продукции. Это крупные города, образующие группировки в Северо-Восточном Китае (Шэньян, Цицикар, Далянь и др.), в устье Янцзы (Шанхай, Нанкин, Уси, Чанчжоу), а также столичный регион (Пекин и его пригороды) .

Транспортное машиностроение имеет особое значение для огромной по площади страны, обладающей очень широким выходом к Тихому океану и протяженной сетью водных путей. Это определило развитие производства средств железнодорожного и водного транспорта. Рост жизненного уровня в период проведения экономической реформы обусловил ускоренное наращивание производства автомобилей. Недостаточно производство пассажирских самолетов, практически полностью импортируются авиалайнеры. Сложившаяся география железнодорожного машиностроения отражает исторические особенности сооружения первых магистралей в Китае: возникновение сначала ремонтных предприятий в главных узлах и портах, а затем локо-мотиво- и вагоностроительных заводов. Вплоть до начала 80-х годов в Китае вели выпуск паровозов. Производством продукции железнодорожного машиностроения выделяются Шэньян, Далянь, Датун, Пекин, Циндао, Ухань. Разнообразно судостроение, по масштабам которого КНР вошла в первую десятку стран мира: производятся речные и морские суда, специальные суда разного тоннажа и назначения: сухогрузы, танкеры, контейнеровозы, лесовозы, рефрижераторы и т. д. В портах и особенно в устьях крупнейших рек страны, а также в среднем и нижнем их течении сложился целый ряд центров судостроения и судоремонта с большим количеством верфей (Шанхай, Далянь, Гуанчжоу, а также центр речного судостроения -- Ухань).

Выпуск автомобилей в Китае наращивается очень высокими темпами (в 1999 г. -- 1,85 млн шт.), причем в первую очередь расширяется производство автомобилей на совместных предприятиях (Шанхай, Шиянь, Пекин). Крупнейший центр производства грузовиков (они резко преобладают в выпуске) -- Чанчунь. Китай занимает первое место в мире по производству велосипедов, важнейшие центры -- Шанхай, Тяньзинь .

Электротехническая промышленность включает три группы производств: оборудования для электростанций и передачи электроэнергии, электроаппаратуры для промышленности и сельского хозяйства, бытовой электроаппаратуры. Особенно больших успехов КНР добилась в выпуске бытовой электроаппаратуры: по производству вентиляторов, стиральных машин, холодильников Китай входит в число крупнейших мировых производителей. Основные центры электротехники расположены в приморских провинциях страны.

Быстро растущий спрос на продукцию электронной, приборостроительной промышленности определил резкое увеличение производства радиоприемников и телевизоров (первое место в мире по их выпуску), магнитофонов, видеомагнитофонов, стереофонического оборудования, часов. Создание ЭВМ, новейших средств связи, электронных контрольно-измерительных приборов обусловлено развитием в КНР космической техники, особенно ракетостроения. В стране налажен выпуск больших и малых ЭВМ, периферийных устройств для них, калькуляторов. Растет производство приборов и измерительной аппаратуры для научно-исследовательских целей и различных отраслей народного хозяйства. В стране освоено изготовление многих компонентов, деталей, полупроводников, интегральных схем, цветных кинескопов. Значительная часть производимой в стране продукции электроники и приборостроения идет на экспорт .

География новейших производств характеризуется широким их распространением благодаря невысокой материалоемкости изделий, хорошей транспортабельности сырья, деталей и компонентов. Однако наиболее сложные производства, требующие научной и конструкторской базы, концентрируются в крупных городах приморской части страны.

Среди других отраслей машиностроения довольно хорошо развито производство оборудования для текстильной, швейной и трикотажной отраслей, а по изготовлению бытовых швейных машин Китай -- один из первых в мире. Сельскохозяйственное машиностроение, хотя и является традиционной отраслью, претерпело существенные изменения в ассортименте выпускаемой продукции. При сокращении производства крупных тракторов и комбайнов быстро наращивается выпуск малых тракторов и прочих механизмов для труда в семейных хозяйствах.

китай экономический географический