Понятие провалы бюрократии было введено экономистом. Экономика бюрократии

- 55.41 Кб

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена изучению и анализу экономики и бюрократии, ее причинам, следствиям и методам борьбы. Я считаю, что данная тема достаточно актуальна, ведь в повседневной жизни с бюрократией мы встречаемся практически каждый день. э

Целью данной работы является изучение и анализ бюрократизации, ее причин, следствий и методов борьбы.

Объектом изучения является экономика и бюрократия, а предметом причины, следствия и методы борьбы.

В первой главе подробно раскрывается понятие экономики и бюрократии, во второй главе рассматривается причины и последствия бюрократизации в РФ, описываются истоки появления бюрократии в РФ.

В третьей главе описываются методы борьбы с бюрократизмом.

  1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ БЮРОКРАТИИ

Одним из направлений теории общественного выбора является экономика бюрократии. Законодательные органы создают исполнительные, а они, в свою очередь, - обширный аппарат для выполнения разнообразных функций государства, которые затрагивают интересы избирателей. Избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов.

Бюрократия развивается как иерархическая структура внутри государства. Она необходима в качестве стабильной организации для осуществления долгосрочных программ, организации, способной приспосабливаться к внешним изменениям. Политический процесс представляет собой единство прерывности и непрерывности. Периодическое обновление законодательных органов сочетается с относительной стабильностью основных эшелонов исполнительной власти. Бюрократия помогает сохранить преемственность в руководстве, осуществляет контроль за оппортунистическим поведением.

Экономика бюрократии (economics of bureaucracy) согласно теории общественного выбора - это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.1

Уже в силу своего положения бюрократия не связана непосредственно с интересами избирателей, она обслуживает, прежде всего, интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти. Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно участвуют в их подготовке. Поэтому они нередко напрямую связаны с группами, отстаивающими особые интересы в парламенте. Через бюрократов группы с особыми интересами "обрабатывают" политиков, представляют информацию в выгодном для них свете.

Бюрократия, как правило, опасается не недовольства общества в целом, а прицельной критики со стороны групп с особыми интересами, которые легко могут использовать для этого средства массовой информации. И, наоборот, в случае провала им могут помочь выйти из затруднительного положения опять те же группы с особыми интересами, с которыми они тесно связаны.

Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп, бюрократы стремятся к принятию таких решений, которые открывали бы для них доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов. На экономии общественных благ они мало что могут заработать, принятие же дорогостоящих программ предоставляет им широкие возможности для личного обогащения, усиления влияния, укрепления связей с поддерживающими их группами и в конечном счете для подготовки путей "отхода" на какое-нибудь "теплое" местечко. Не случайно многие служащие корпораций, поработав в государственном аппарате, возвращаются в свои корпорации с заметным повышением. Такая практика получила название "системы вращающихся дверей".

Бюрократии присущи стремление ускорить ход дела административными методами, абсолютизация формы в ущерб содержанию, принесение стратегии в жертву тактике, подчинение цели организации задачам ее сохранения. «Бюрократия, - писал К. Маркс, - считает самое себя конечной целью государства. Так как бюрократия делает свои "формальные" цели своим содержанием, то она всюду вступает в конфликт с "реальными" целями. Она вынуждена поэтому выдавать формальное за содержание, а содержание - за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи - в государственные».

С ростом бюрократии развиваются и негативные стороны управления. Чем больше становится бюрократический аппарат, тем ниже качество принимаемых решений, тем медленнее осуществляется их претворение в жизнь. Различные ведомства преследуют нередко противоположные цели; их работники часто дублируют работу друг друга. Устаревшие программы не отменяются, издаются все новые и новые циркуляры, увеличивается документооборот. Все это требует огромных средств для решения простых вопросов.

Укрепление бюрократии усиливает неэффективность работы организации. В частной фирме простым критерием эффективности является рост прибыли. В государственном аппарате такой четкий критерий отсутствует. Обычной реакцией на провалы принятых ранее программ является увеличение ассигнований и рост штатов сотрудников. Все это способствует разбуханию государственного аппарата - людей, занятых поиском политической ренты.

  1. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ БЮРОКРАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ.
    1. Причины бюрократизации.

Для понимания причин возникновения такого явления, как бюрократия, необходимо обратиться к понятию «организация».

Организация представляет собой способ строго упорядоченного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Под социальной формализацией понимается целенаправленное формирование стандартных, безличных образцов поведения в правовых, организационных и социокультурных формах.2

К основным чертам формальной организации относятся следующие:

1.Разделение труда, возникающее в результате необходимой специализации и выступающее в виде системы должностей, каждая из которых дополняет другую, при этом, в идеале, должности не дублируют друг друга. Должностные позиции образуют определенную иерархическую структуру, которая в то же время является структурой власти.

2.Система коммуникаций, т.е. средства и каналы, обеспечивающие прохождение деловой информации как «сверху вниз» (передача приказов, указов, распоряжений, заданий), так и «снизу вверх» (отчеты подчиненных), а также по горизонтали (обмен мнениями, консультации).

3.Различные регуляторы, нормирующие и планирующие деятельность данной социальной организации (нормы и образцы служебного поведения, программы деятельности, принципы и формы стимулирования, принуждения и вознаграждения).

Каждая формальная организация имеет свой административный аппарат, главной функцией которого является координирование и управление действиями членов организации. Крайняя степень развития формальной организации, а именно ее максимальная стандартизация, превращает организацию в бюрократическую систему.

Сама бюрократическая система управления содержит предпосылки для развития бюрократизма. Отсутствие критериев, которые могли бы безусловным образом подтвердить успех или неудачу при исполнении служебных обязанностей, создает неразрешимые проблемы. Это убивает амбиции, уничтожает инициативу и стимулы делать больше необходимого минимума. Это заставляет бюрократа следить за инструкциями, а не за материальным и реальным успехом.

Таким образом, задача чиновника сводится к обеспечению соблюдения единых, общих для всех формальных правил, и эти правила превращаются в самоцель, и в погоне за формой, а не содержанием, снижается уровень понимания возникающих проблем. Происходит процесс превращения государственных задач в задачи канцелярские, «кабинетные». В среде бюрократов сформировался характер, типичный для человека, который навсегда ушел из мира бизнеса, ориентированного на получение прибыли. Их интеллектуальным горизонтом была иерархия с ее правилами и предписаниями. Их судьба полностью зависела от милости вышестоящих должностных лиц, от чьих капризов они были во власти не только на службе: подразумевалось, что их частная жизнь и даже занятия жен должны соответствовать их положению и особому - неписаному - кодексу поведения, приличествующего государственному служащему или должностному лицу. Сложность реальных общественных дел бюрократы стремятся заключить в рамки неких стандартных ситуаций. При этом не наблюдается стремления к повышению собственной ответственности за состояние дел.

Для понимания логики бюрократической машины большое значение имеет закон Паркинсона, описывающий ее функционирование. Суть данного закона сводится к двум взаимосвязанным факторам:

1)чиновник множит подчиненных, но не соперников;

2)чиновники работают друг на друга.

Как писал С. Паркинсон, чтобы освоить фактор 1, вообразим, что некий чиновник A жалуется на перегрузку. В данном случае неважно, кажется это ему или так оно и есть…. Выхода у него три. Он может уйти; он может попросить себе в помощь чиновника B; он может попросить двух подчиненных C и D. Как правило A избирает третий путь. Уйдя, он утратил бы право на пенсию. Разделив работу с равным ему B, он рискует не попасть на место W, когда оно наконец освободится. Так что лучше иметь дело с двумя подчиненными. Они придадут ему весу, а он поделит работу между ними, причем только он один будет разбираться и в той, и в другой категории дел. Заметьте, что C и D практически неразлучны. Нельзя взять на службу одного C. Почему же? Потому что он разделил бы работу с A и стал бы равен ему, как отвергнутый B, и даже хуже, он метил бы на место A. Итак, подчиненных должно быть не меньше двух, чтобы каждый придерживал другого, боясь, как бы тот его не обскакал. Когда на перегрузку пожалуется C (а он пожалуется), A с его согласия посоветует начальству взять и ему двух помощников. Чтобы избежать внутренних трений, он посоветует взять двух и для D. Теперь, когда под его началом служат еще E, F, G, H, продвижение A по службе практически обеспечено.3

Описанное С. Паркинсоном явление, характерное для бюрократической организации, позднее получило название «закон убывающей компетентности». Очевидно, что в рамках данной тенденции на исполнительном уровне предпочтение отдается недостаточно компетентным людям, безынициативным исполнителям, а продвижение к вершине властной пирамиды самостоятельных, деятельных личностей практически исключается. Максимизация масштабов и сферы контроля при минимизации ответственности - вот бюрократический идеал.

Далее, с точки зрения С. Паркинсона, когда семеро служащих делают то, что делал один, вступает в игру фактор 2. Семеро столько работают друг на друга, что все они загружены полностью, а А занят больше, чем прежде. Любая бумага должна предстать перед каждым. Е решает, что она входит в ведение F, F набрасывает ответ и дает его C, C смело правит его и обращается к D, а D - к G. Однако G собрался в отпуск и передает дело H, который снова пишет все начерно за подписью D и вручает бумагу C, а тот в свою очередь просматривает ее и кладет в новом виде на стол A. Что же делает A? Он мог бы с легким сердцем подписать, не читая, так как ему есть о чем подумать. Он знает, что в будущем году он займет место W, и должен решить C или D заменит его самого. Он же решит, идти ли в отпуск G - вроде бы еще рановато, и не отпустить ли лучше H по состоянию здоровья… Кроме того, надо оплатить F работу на конференции и отослать в министерство прошение E о пенсии. A слышал, что D влюблен в замужнюю машинистку, а G неизвестно почему поссорился с F. Словом, A мог бы подписать, не читая. Но не таков A. Как не терзают его проблемы, порожденные самим существованием его коллег, совесть не позволит ему пренебречь долгом. Служащий А вносит поправки в документ, и в результате мы видим тот вариант, который создал бы A, если бы C, D, E, F, G и H вообще не родились. Но вариант этот создало множество людей, и ушло на него немало времени.4

Не вызывает сомнений, что процесс бюрократизации представляет прямую угрозу для общества как в социально-психологическом плане:

·культивирование авторитарности (особенно опасной госмашина становится тогда, когда и на политическом уровне действуют бюрократически, предавая ответственность все меньшему числу лиц, в конечном счете замыкая ее на одном. Таким образом бюрократия исподволь толкает общество к авторитаризму:

·снижение эффективности управления;

·блокирование инноваций;

·подавление инициативности и ответственности и т.д.;

так и в экономическом аспекте:

·расходование бюрократическим аппаратом значительной части национального продукта;

·возникновение коррупции (сети личных отношений связывают чиновников с конкретными частными интересами. Иногда такие связи предполагают «откуп» конкретного чиновника конкретной структурой, но гораздо чаще наблюдается его включенность в сеть взаимных услуг не возмездного характера, которые, однако, концентрируются в точках принятия решений (и в государственном аппарате, и в бизнесе). Даже у честного чиновника, который не мыслит себя в роли подкупленного и с негодованием отвергнет любую предложенную в обмен на конкретную услугу сумму, через «дружеские сети» проходит такая значительная часть дохода, что он не может существовать вне ее и, соответственно, противостоять косвенному давлению. В результате государственные служащие в своей работе руководствуются своими обязательствами не меньше, чем интересами своего нанимателя - государства. Возникают корпоративные отношения с иерархизированными общими интересами; новые неформальные корпорации обязательно включают подразделения государственного аппарата или конкретных чиновников.5

Возникает закономерный вопрос: почему же, несмотря на все свои недостатки, бюрократия продолжает существовать?

Одной из причин является то, что сами недостатки бюрократической системы выступают для ее членов в качестве достоинств. Хотя люди и группы восстают против существующего статус-кво, они страстно, даже невротически привязаны к самим недостаткам этой системы. Бюрократическая личность презирает нижестоящих и в то же время восхищается и боится тех, кто находится выше нее. С точки зрения индивида, достоинством бюрократической модели управления предлагаемое ею решение «проблемы участия». Люди, как правило, боятся участия в каких-либо делах, боятся ответственности, поскольку видят в этом угрозу своей свободе и опасаются увеличения контроля за своими действиями С другой стороны, велик соблазн вовлечения в такие действия, поскольку людям свойственно естественное желание контролировать свое окружение.

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ бюрократизации, ее причин, следствий и методов борьбы.
Объектом изучения является экономика и бюрократия, а предметом причины, следствия и методы борьбы.
В первой главе подробно раскрывается понятие экономики и бюрократии, во второй главе рассматривается причины и последствия бюрократизации в РФ, описываются истоки появления бюрократии в РФ.

Политические процессы не ограничиваются одним взаимодействием избирателей и избранных ими представителей. Реальная деятельность правительства на всех уровнях выполняется множеством подчиненных ему органов: департаментов, агентств и учреждений. Поэтому одним из направлений исследования теории общественного выбора является экономика бюрократии. Изучению проблем в данной области посвящены работы В. Нисканена, А. Бретона, Г. Таллока и других экономистов.

Экономика бюрократии представляет собой систему организаций, удов­летворяющую как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, часть своих доходов она извлекает из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.

Бюрократия является неотъемлемой частью современного государства. Законодательные органы участвуют в формировании исполнительного аппарата с широким кругом крупных и мелких ведомств и организаций, целью которых является выполнение функций государства и защита интересов избирателей. Избрание законодателей осуществляется непосредственно гражданами, которые в свою очередь находятся в прямом подчинении у бюрократического аппарата. Возникает круговое взаимодействие избирателей, законодательного аппарата и бюрократии (рис. 21.6).

Рис. 21.6. Место бюрократии в теории общественного выбора.

Однако в силу своего положения бюрократия не имеет прямой связи с интересами избирателей. В первую очередь она обслуживает интересы органов законодательной и исполнительной ветвей влас­ти. Чиновники помимо реализации уже принятых законов, при этом могут сами влиять на процесс их разработки. Поэтому группы с особыми интересами частую используют их для воздействия на решения политиков, представляют информацию с выгодного для них ракурса.

Бюрократы в первую очередь опасаются не порицания общества, а потока критики со стороны групп с особыми интересами, которые способны подключить для этого средства массовой информации. И, наоборот, при необходимости группы давления могут помочь выйти из затруднительного положения.

В бюрократических моделях особое значение придается ограниченному конт­ролю избирателей над процессом принятия экономических решений, а также исследованию целей тех, кто реализует государствен­ную политику.

В любой политической роли индивиды действуют в со­ответствии с собственными интересами. А в чем проявляются интересы бюрократии? Считается, например, что бюрок­раты стремятся к увеличению размера своего ведомства. Они заинтересованы в зарплате, привилегиях, благоприятном общественном мнении, покровительстве, которые, прежде всего, связаны с величиной ведомства. Бюрократы стремятся увеличить деятельность своей организации теми же спосо­бами, что и частные фирмы. Они конкурируют между собою за выделяемые государством средства. Вместе с тем существует тенденция все большей централизации внутри бюрократии, которая является следствием стремления го­сударства «рационализировать» бюрократию, с тем, что­бы два ведомства не дублировали друг друга. В результате сокращается «бюрократическая» конкуренция, и интересы бюрократии и общества расходятся более отчетливо.

Кроме того, в ходе своей деятельности бюрократы стремятся к принятию решений, открывающих для них возможность самостоятельного использования различных ресурсов. Принятие дорогостоящих программ расширяет возможности для личного обогащения, усиления своего влияния, укрепления связей с поддерживающими их группами, а также поиска «запасного» места работы для возможного ухода с занимаемой должности. Многие в прошлом служащие корпораций, проработав в государственном аппарате, возвращаются в свои же корпорации с заметным повышением. Практика таких передвижений получила название «системы вращающихся дверей» .

Интересы бюрократии проявляются также в поиске политической ренты – деятельности, связанной с использованием политических институтов для получения или сохранения каких-либо экономических выгод.

Правительственные чиновники стремятся использовать свое положение в корыстных целях. При принятии решений они руководствуются возможностью получения материальных выгод за счет общества в целом или отдельных лиц, стремясь к максимальному размеру экономической ренты. Основным критерием в выборе решения является получение явных и немедленных выгод и скрытый характер издержек. Подобные действия политиков способствуют повышению их рейтинга, но являются обычно экономически неэффективными.

Таким образом, сторонники теории общественного выбора делают вывод о том, что бюрократическая система неэффективна, так как она осуществляет выбор инструментов и мер экономической политики не с точки зрения экономических ценностей лю­дей, а по иным критериям; порождает зависимые отно­шения между обладающими властью и подчиненными; борьба бюрократии за доступ к ресурсам ведет к их расточитель­ному использованию. Бороться с данным явлением, с их точки зрения, необходимо посредством минимизации правительственного аппарата, создавая конкурентные условия для работы правительственных учреждений и частично передавая их функции в руки частных учреждений. Поэтому большие надежды они возлагают на приватизационные процессы – залог создания конституциональной экономики.

Экономика бюрократии, согласно теории общественного выбора, – это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную (стоимостную) оценку, и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.

Уже в силу своего положения бюрократия не связана непосредственно с интересами избирателей, она обслуживает прежде всего интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти. Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно участвуют в их подготовке. Поэтому они нередко напрямую связаны с группами, отстаивающими особые интересы в парламенте. Через бюрократов группы с особыми интересами "обрабатывают" политиков, представляют информацию в выгодном для них свете. Бюрократия, как правило, опасается не недовольства общества в целом, а прицельной критики со стороны групп с особыми интересами, которые легко могут использовать для этого средства массовой информации. И, наоборот, в случае провала им могут помочь выйти из затруднительного положения опять те же группы с особыми интересами, с которыми они тесно связаны.

Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп, бюрократы стремятся к принятию таких решений, которые открывали бы для них доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов. Крупным достижением в теории общественного выбора стала начатая в 1974 г. Анной Крюгер разработка теории политической ренты. Поиск политической ренты – это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений. Бюрократы, участвуя в политическом процессе, стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества. Политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определяемых издержек.

Подобные решения способствуют росту популярности политиков, но, как правило, они экономически неэффективны.

Деятельность правительства между выборами подчинена определенным закономерностям. Политико-экономический (политический деловой) цикл – цикл экономической и политической активности правительства между выборами. С известной долей условности она может быть описана следующим образом. После выборов осуществляется ряд мер, направленных на изменение целей или масштабов деятельности предшествующего правительства. Эти меры носят особенно радикальный характер, если к власти приходит партия, до этого находившаяся в оппозиции. Предпринимаются попытки по сокращению дефицита государственного бюджета, сворачиванию непопулярных программ, перестройке работы государственного аппарата. Вновь пришедшие к власти люди стараются выполнить хотя бы часть предвыборных обещаний. Однако затем активность снижается до тех пор, пока падение популярности нового правительства не достигает критического уровня. С приближением следующих выборов активность правительства возрастает. Если отложить на оси абсцисс время, а на оси ординат – активность правительства, то описанный цикл в общем виде будет выглядеть примерно как на рис. 3.4.

Рис. 3.4. Политико-экономический цикл

Отрезок Т 1 Т 2 отражает падение популярности правительства, отрезок Т 2 Т 3 – наращивание активности, связанное с подготовкой предстоящих выборов. Целесообразно отметить, что пик новой активности не должен находиться слишком далеко от предстоящих перевыборов, иначе избиратели успеют забыть о периоде активной деятельности правительства. При этом желательно, чтобы уровень активности в точке Т 3 был не ниже активности предшествующего правительства в точке Т 1 . Общий политико-экономический цикл может включать ряд более мелких подциклов, которые в целом вписываются в указанную закономерность.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Экономика бюрократии: собственные интересы государственных структур. Лоббизм и поиск политической ренты.:

  1. 1.2. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Поиск прибыли и поиск ренты.
  2. Государственная бюрократия как составная часть политической элиты
  3. 9. Политическая мысль 20 века: теория рациональной бюрократии и политической стабильности.
  4. Феодальная собственность на землю и сущность феодализма. Каролингское поместье: структура, организация управления, категории зависимого населения, виды феодальной ренты

Одним из направлений ТОВ является экономика бюрократии. Законодательные органы создают исполнительные, а они, в свою очередь, - обширный аппарат для выполнения разнообразных функций государства, которые затрагивают интересы избирателей. Избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов.

Бюрократия развивается как иерархическая структура внутри государства. Она необходима в качестве стабильной организации для осуществления долгосрочных программ, организации, способной приспосабливаться к внешним изменениям.

Экономика бюрократии согласно ТОВ – это система организаций, удовлетворяющих как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.

Бюрократия не связана непосредственно с интересами избирателей, она обслуживает прежде всего интересы различных эшелонов зак. и исп. ветвей власти. Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно участвуют в их подготовке. Поэтому они нередко напрямую связаны с группами, отстаивающими особые интересы в парламенте. Через бюрократов группы с особыми интересами «обрабатывают» политиков, представляют информацию в выгодном для них свете.

Бюрократия, как правило, опасается не недовольства общества в целом, а прицельной критики со стороны групп с особыми интересами, которые легко могут использовать для этого СМИ или же наоборот, в случае провала им могут помочь выйти из затруднительного положения.

Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп, бюрократы стремятся к принятию таких решений, которые открывали бы для них доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов. На экономии общественных благ они мало что могут заработать, принятие же дорогостоящих программ предоставляет им широкие возможности для личного обогащения, усиления влияния, укрепления связей с поддерживающими их группами и в конечном счете для подготовки путей «отхода» на какое-нибудь «теплое» местечко. Не случайно многие служащие корпораций, поработав в гос. аппарате, возвращаются в свои корпорации с заметным повышением. Такая практика получила название «системы вращающихся дверей».

С ростом бюрократии развиваются и негативные стороны управления. Чем больше становится бюрократический аппарат, тем ниже качество принимаемых решений, тем медленнее осуществляется их претворение в жизнь.

Условием эффективной борьбы с бюрократией считается приватизация, его содержанием – развитие «мягкой инфраструктуры», а конечной целью – создание конституционной экономики. «Мягкая инфраструктура» У.Нисканена означает увеличение экономических прав человека и ограничение сфер деятельности государства.


2.Управление и планирование региональным экономическим ростом и его моделирование

Основой стратегии региона, а в ее рамках и ассортиментной политики в рамках конкретных отраслей, должна стать реализация мер, обеспечивающих повышение конкурентоспособности выбранной приоритетной номенклатуры специализации. Имеется в виду создание конкурентных преимуществ перед другими субъектами РФ в рамках определенных секторов. В соответствии с современной теорий конкуренции, все конкурентные преимущества регионов можно условно разделить на две категории: преимущества низкого и высокого порядка.

Преимуществами низкого порядка являются: возможность использовать дешевую рабочую силу, дешевые материалы (сырьё), энергию. Низкий порядок объясняется тем, что эти конкурентные преимущества крайне неустойчивы. Их легко утратить как из-за ресурсоограниченности, так и в условиях инфляции и роста зарплаты в конкретном регионе. Это, в свою очередь, может быть связано с региональной политикой по увеличению заработной платы, влиянием социально-ориентированных движений и проч. Поэтому преимущества низкого порядка не способны надолго обеспечить конкурентоспособность, так как обладают малой устойчивостью.

Политико-экономический цикл. Сравнительная характеристика секторов общественной экономики: общие черты и различия, показатели и критерии развития, оценка эффективности функционирования.

Политико-экономический цикл – цикл экономической и политической активности правительства между выборами. Деятельность правительства между выборами подчинена определенным закономерностям. Она может быть описана следующим образом. После выборов осуществляется ряд мер, направленных на изменение целей или масштабов деятельности предшествующего правительства. Эти меры носят особенно радикальный характер, если к власти приходит партия, до этого находившаяся в оппозиции. Предпринимаются попытки по сокращению дефицита гос. бюджета, сворачиванию непопулярных программ, перестройке работы гос. аппарата. Вновь пришедшие к власти люди стараются выполнить хотя бы часть предвыборных обещаний. Однако затем активность снижается до тех пор, пока падение популярности нового правительства не достигает критического уровня. С приближением следующих выборов активность правительства возрастает. Пик новой активности не должен находиться слишком далеко от предстоящих перевыборов, иначе избиратели успеют забыть о периоде активной деятельности правительства. Общий политический цикл может включать ряд более мелких подциклов, которые в целом вписываются в указанную закономерность.

Провалы государства – это случаи, когда государства (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

К «провалам» государства относят:

1. Ограниченность необходимой для принятия решений информации. Подобно тому как на рынке возможно существование ассиметричной информации, так и правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Более того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению даже имеющейся информации.

2. Несовершенство политического процесса. Основные моменты: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т.д.

3. Ограниченность контроля над бюрократией. Стремительный рост гос. аппарата создает все новые и новые проблемы в этой области.

4. Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений. Эк-ие агенты часто реагируют не так, как предполагало правительство. Их действия сильно изменяют смысл и направленность предпринятых правительством акций (или законов, одобренных законодательным собранием). Мероприятия, осуществляемые государством, вливаясь в общую структуру, часто приводят к отличным от первоначальных целей последствиям. Поэтому конечные результаты действий государства зависят не только, а нередко и не столько от него самого.

Деятельность государства, направленная на исправление «провалов» рынка, сама оказывается далекой от совершенства. Поэтому необходимо следить за последствиями деятельности правительства и корректировать ее в зависимости от соц-эк и политической конъюнктуры. Используя те или иные регуляторы, правительство должно следить за негативными эффектами и заблаговременно принимать меры по ликвидации негативных последствий.

В мировой практике исходной информационной базы для оценки эффективности управления развитием МО применяется набор показателей, которые разбиты на группы:

– основные показатели: использование земли; численность населения; темп роста населения; число домохозяйств, возглавляемых женщинами; средний размер домохозяйств; темпы роста доходов домохозяйств; распределение дохода; ВМП на душу населения; структура собственности;

– социально-экономическое развитие: число домохозяйств, находящихся за чертой бедности; неофициальная занятость; обеспеченность больничными койками; детская смертность; ожидаемая продолжительность жизни; уровень грамотности взрослого населения; количество учащихся в школе; среднее число класс-комплектов в школе; уровень преступности;

– инфраструктура: доступ к питьевой воде, потребление воды, потребление воды на душу населения, средняя цена воды;

– транспорт: средний интервал движения, среднее время в пути, расходы на транспортную инфраструктуру, обеспеченность автомобилями;

экологический менеджмент: объект очищенных сточных вод и собранных твердых отходов; методы утилизации твердых отходов, регулярность сбора твердых отходов; процент ветхости жилья;

местное управление: основные источники дохода; расходы на душу населения; местный управленческий персонал; зарплата бюджетникам; уровень регулярных расходов на подрядчиков; уровень производства услуг, обеспечиваемых за счет местных бюджетов; контроль со стороны вышестоящих органов власти;

– жилье: соотношение цены жилья и доходов; соотношение ренты и дохода; жилая площадь на душу населения; здания, не подвергавшиеся изменениям; доступность жилья; коэффициент освоенности земли; расходы на инфраструктуру; соотношение ипотеки и кредита; возведение жилья; инвестиции в жилищное строительство.

Экономические теории бюрократии полагают, что даже исполняя профессиональные обязанности, бюрократы остаются людьми. Значит, они действуют, исходя из собственных интересов, стремясь минимизировать свои издержки и максимизировать доходы. Но, в отличие от покупателей на рынке, бюрократия может прикрываться действиями «во имя общественного интереса» 1 . Что именно максимизируют бюрократы, в экономических теориях бюрократии определяется по-разному, но их все объединяет фокус исследований на индивиде, а не организации. Иными словами, экономические теории бюрократии представляют в основном микроуровень анализа.

Одним из основоположников экономических теорий бюрократии является Энтони Даунс . Он выделяет четыре принципиальные характеристики бюрократии :

  • 1) бюро - это большие организации, которые регулярно получают ассигнования или гранты;
  • 2) большинство бюрократов работает полный день на протяжении большей части своей карьеры и получает большую часть своих доходов в виде заработной платы;
  • 3) бюрократы назначаются, сохраняют должности и получают повышения в основном на основе ожидаемого исполнения обязанностей внутри бюро (а не путем выборов или на основе априорных характеристик, таких как религия, раса, социальный класс и т.д.);
  • 4) основные результаты деятельности бюро не оцениваются прямо или косвенно за пределами организации путем обмена трансакциями . Значит, деятельность бюрократов не оценивается кем-либо, кроме самих бюрократов. Работа бюрократии также не оценивается с помощью взаимных обменов услугами или товарами, как на рынке. Поэтому выяснить реальную стоимость услуг бюрократа нельзя.

Теория Даунса основана на двух гипотезах.

Первая гипотеза касается всеобщей рациональности агентов: акторы стремятся достичь своих целей, выбирая максимально эффективный способ в условиях ограниченных возможностей и стоимости информации. Поэтому по мере увеличения стоимости информации, времени, денег и иных ресурсов, необходимых для достижения цели, уменьшается степень достижения цели. Бюрократ в таких условиях будет стремиться к меньшему количеству желаемого блага или частичной реализации задуманного.

Вторая гипотеза Даунса касается интересов бюрократа. Интересы бюрократии многочисленны: деньги, престиж, власть, безопасность, удобство, лояльность (идее, институту, нации), гордость за отлично выполненную работу, желание служить общественным интересам (как их понимает сам бюрократ). В зависимости от комбинации интересов, существует два вида бюрократов: «эгоистичные» бюрократы (purely self-interested officials) и бюрократы со смешанной мотивацией (mixed-motive officials).

«Эгоистичные бюрократы» интересуются только тем, что приносит личную пользу им самим, а не их бюро или обществу в целом. Они бывают двух типов: «карьеристы» {climbers), стремящиеся максимизировать собственную власть, престиж или доход; и «охранители» (conservers), которые максимизируют собственную безопасность и удобство. Безопасность заключается в сохранении существующего уровня привилегий, дохода, власти и т.д.

Бюрократы со смешанной мотивацией преследуют не только личные, но и в какой-то степени общественные цели. В зависимости от степени отличают три типа бюрократов со смешанной мотивацией: «фанатики» (zealots), «адвокаты» (advocates) и «государственники» (statesmen). Бюрократы-фанатики являются приверженцами отдельных государственных политик и стремятся к максимизации собственной власти, как для себя, так и для реализации заветной политики. Например, глава администрации, считающий, что лучшим решением всех транспортных проблем страны является создание портативных «черных дыр», и активно продвигающий соответствующий законопроект в ОЗВ.

Бюрократы-адвокаты защищают интересы более широкого круга государственных политик или организации в целом. Их позиция проявляется не внутри организации, а при конфликтах «родной» организации с другими. Например, бюрократ-адвокат может отстаивать интересы министерства обороны в целом или подразделения ВДВ в частности.

Бюрократы-государственники ближе остальных к идеалам рациональной бюрократии Вебера. Помимо преследования собственных целей, они стремятся удовлетворить общественные интересы (как сами их понимают) и потому максимизируют власть для контроля ключевых для общества политик .

Действия любого бюрократа имеют ограничения со стороны внешней среды и внутренней иерархии. Внешняя среда ограничивает бюрократа в трех направлениях: во-первых, в стоимости информации. Получение каждой единицы информации требует от актора затрат ресурсов, будь то время или деньги. Во-вторых, ЛПР, ограничено в своих возможностях временем, затрачиваемым на принятие одного решения, количеством одновременно рассматриваемых вопросов и объемом информации касательно каждого вопроса, которую ЛПР в состоянии осилить. В-третьих, в процессе принятия решений всегда существует неустранимая неопределенность. Она может снижаться за счет получения дополнительной информации, но этот процесс ограничен аналитическими возможностями ЛИР и стоимостью информации.

Кроме внешних условий, бюрократ ограничен в своих действиях внутренними - бюрократической иерархией. К положительным сторонам иерархии относятся: разрешение внутриорганизационных конфликтов, возникающих из-за конкурирующих целей членов организации или разного восприятия реальности (проблемы) членами организации; и избавление от избыточной информации за счет вертикальной системы коммуникации.

Итог внешних и внутренних ограничений бюрократии таков: никто не знает всего, что происходит в организации (бюро). Эта аксиома выражается в двух основных проблемах бюрократии, искажении сообщения (message distortion) и искажении приказов (directive-distortion problem).

Первая проблема - искажение сообщений - возникает в результате действия трех эффектов отбора информации 1 , поступающей от подчиненного к начальнику внутри организации:

  • - желание подчиненного представить результаты своей работы и себя в выгодном свете приводит к отбору «только хороших новостей»;
  • - сокрытие или приуменьшение значения информации, которая не понравится руководителю. Это выражается, например, в том, что подчиненные скрывают от начальника провал его проектов-любимчиков. В меньшей степени этот эффект свойственен организациям с доминированием бюрократов-фанатиков или бюрократов-адвокатов;
  • - отсеивая информацию для доклада руководству, подчиненный выберет ту, которая максимизирует его полезность. Бюрократы-охранители будут отбирать информацию, поддерживающую курс на удержание статус- кво; карьеристы, фанатики и адвокаты - увеличение ресурсов; а адвокаты и фанатики противоположных политик - информацию о плохом состоянии текущих дел и необходимости изменений.

Если каждый уровень иерархии, передавая информацию «наверх», искажает ее хотя бы на 10%, то в организации из шести уровней представление руководителей организации будет соответствовать реальности на 59%. Соответственно, чем больше уровней иерархии, тем более искаженной информацией обладает руководитель.

Вторая проблема - искажение приказов - развивается по той же логике, но касается передачи информации от руководителя к подчиненному. Каждый уровень иерархии, обладая дискреционными полномочиями в рамках «спущенного сверху» приказа, уточняет полученные распоряжения, исходя из собственных интересов.

Бюрократия также подчиняется собственным законам развития , названным Даунсом его именем .

Первый закон Даунса гласит, что невыбранные, но желаемые альтернативы имеют ценность. Даунс поясняет этот закон на примере из сферы недвижимости: многие люди желают жить как можно ближе к кампусу университета, чтобы посещать культурные мероприятия, и в итоге платят повышенную арендную плату за желаемую альтернативу (возможность посещать культурные мероприятия), которой почти никогда не пользуются.

Второй закон Даунса - любой неурегулированный конфликт на любом уровне иерархии передает власть вышестоящему уровню. Это свойство иерархии проявляется как в виде конфликтов внутри одного бюро, так и между уровнями государственной власти.

Третий закон Даунса - любая попытка контроля организации (бюро) создает другое бюро.

Четвертый закон Даунса - требования бесплатных услуг истощает возможность бюро предоставлять их. В отсутствие формализованной платы за услуги, организация прибегает к «квазиценообразованию», чтобы сократить поток желающих. Такими квазиценами могут быть удлинение периода ожидания услуги, усложнение требований к предоставлению или установление обязательств по обмену услугами.

Кроме четырех основных законов существования, динамика бюрократии подчиняется трем взаимосвязанным эффектам, старения (aging, или Первый закон Сирила Паркинсона ), разгона (acceleration ) и торможения (deacceleration ).

Закон старения бюрократии универсален: независимо от необходимости, ресурсы и, соответственно, размер бюро имеют тенденцию увеличиваться. Эффект старения проявляется в нескольких формах:

  • - рост количества регламентированных процедур (чтобы закрепить весь опыт организации);
  • - рост эффективности в реализации функций приводит к получению новых функций и (или) ресурсов для их реализации;
  • - цели руководства смещаются от достижения уставных целей бюро в сторону сохранения и расширения самой организации;
  • - изменение состава - фанатики, стоящие у истоков организации, уступают место администраторам-охранителям;
  • - чем больше организации, тем больше инерция принятия и реализации решений. Поскольку издержки реформирования поведения всех членов организации и поиска новых путей решения проблемы выше, чем остаточные потери от «работы по-старому»;
  • - «битвы за территорию» - каждое бюро стремится расширить свои полномочия в реализации своей социальной функции, следовательно подобное расширение неизбежно приводит к столкновению интересов и полномочий разных организаций. Если бюро уклоняется от подобных конфликтов за полномочия, государственная политика будет раскоорди- нированной или крайне специализированной.

Эффекты разгона и торможения связаны с общественной потребностью в услугах, производимых определенным бюро. Если но какой-то причине важность выполняемой бюро социальной функции возрастает, то бюро внезапно получает доступ к значительным ресурсам и в силу вступает эффект разгона. Благодаря расширившемуся доступу к ресурсам, организация расширяется, открываются новые вакансии. На эти вакансии приходят бюрократы-карьеристы, постепенно вытесняя бюрократов-охранителей. Бюрократы-карьеристы, преследуя собственные интересы, ориентируются на инновации и адаптацию организации к среде. Это ускоряет рост организации, нуждающейся в новых работниках, которыми становятся бюрократы-карьеристы, и т.д.

Эффект разгона прекращается при условии:

  • - расширение организации вступает в непримиримый конфликт с целями других бюро, в чьи сферы полномочий она «влезает»;
  • - организация растет быстрее, чем потребность общества в ее услугах, поэтому прекращается финансирование;
  • - бюро не может привлечь достаточное количество талантливых работников, вследствие чего качество его работы, позволявшее привлекать дополнительные ресурсы, падает;
  • - наиболее талантливые сотрудники организации вынуждены отдавать слишком много времени на администрирование (в результате разрастания организации) и мало - на выполнении социально значимых функций.

Эффект торможения возникает, когда в результате падения общественного спроса на услуги организации, сокращаются ее возможности для роста, привлекаемый персонал оказывается в среднем хуже, чем в остальных бюро. Неталантливые сотрудники противостоят изменениям, что еще больше ухудшает положение организации и т.д.

Еще одна классическая экономическая теория бюрократии принадлежит видному теоретику общественного выбора Гордону Таллоку 1 . Таллок известен, в первую очередь, своими исследованиями поиска политической ренты , а его теория бюрократии, также как и теория Даунса, описывает отношения внутри бюро. Бюрократия находится в поле политических, а не экономических (договорные отношения двух независимых агентов) отношений, поскольку бюрократические отношения - это отношения доминирования, устанавливающиеся между начальником и подчиненным. При этом первый напрямую определяет карьерные перспективы второго. Рационально действующие бюрократы будут максимизировать собственный доход в виде карьерного роста и минимизировать издержки, перекладывая работу на подчиненных, а риски - на начальника. Из главной предпосылки бюрократических отношений следует два вывода. Во-первых, преимущество в бюро получают аморальные, но амбициозные служащие, не заботящиеся о последствиях реализации своих личных амбиций для организации в целом. Во-вторых, большинство бюрократов являются одновременно и начальниками, и подчиненными, поэтому бюрократическая иерархия сталкивается с рядом проблем.

Первая проблема отношений начальника - подчиненного - это передача информации, сформулированная Таллоком, как «испорченный телефон» {whispering down the lane), и подробно описанная Даунсом. Чем сложнее сообщение и чем длиннее цепочка передачи, тем больше искажение передаваемой информации. Преодолеть эту проблему можно либо упростив сообщение, либо укоротив цепочку путем децентрализации. Децентрализация бюрократических иерархий влечет за собой вторую проблему: совместимость целей подразделений {incentive compatibility) с целями центральной организации. Третья проблема отношений начальник - подчиненный - это проблема контроля {compliance problem). Если уровней иерархии слишком много, то информация, доходящая до высших уровней о деятельности нижних, будет серьезно искажена, и как следствие - руководство будет принимать решения, основываясь на крайне неточных данных. В случае же децентрализации, руководство теряет власть. Последнее является противоестественным для рационально действующего бюрократа.

Бюро следует логике постоянного расширения: каждый бюрократ, стремясь максимизировать собственную власть (но не контроль), увеличивает количество подчиненных и бюджет. Этот постоянный рост бюрократической организации вкупе с проблемой передачи информации и проблемой контроля подчиненных приводит к тому, что бюро функционирует как «бюрократическое свободное предпринимательство» {bureaucratic free enterprise). По мере роста организации сокращается контроль высших уровней иерархии над низшими. В итоге, приказы, как и любая информация, искажаются на каждом уровне и, дойдя до нижнего, могут вообще не соответствовать изначальному сообщению верхнего уровня. Поэтому нижние уровни бюрократии фактически оказываются свободными от контроля сверху, но все еще подчиненными регламентам и процедурам деятельности. Весь полученный бюджет бюро стремится превратить в свои издержки (произвести общественные услуги), поэтому естественным следствием роста бюро является перепроизводство общественных услуг (это подробно рассматривает Даунс).

Самая популярная экономическая теория бюрократии - это «особая экономика бюрократии» Уильяма НисканенаК Нисканен рассматривает отношения бюро и его спонсора в рамках экономической модели двухсторонней монополии. В основном в качестве пары «бюро - спонсор» выступает ОИВ и соответствующий ему комитет Конгресса США .

Двухсторонняя монополия отношений бюро и спонсора основана на том, что у бюро есть единственный источник финансирования и «покупатель» производимых им услуг - в виде спонсора (проверяющего комитета КонI"pecca). С другой стороны, бюро является для спонсора единственным продавцом. Предложение бюро действует по принципу «все или ничего»: бюро предлагает совокупный результат (с множеством условий и оговорок) в обмен на бюджет.

Бюро и спонсор ведут переговоры о бюджете и уровне работы (activity level). Принципиальное отличие в позициях переговорщиков в том, что уровень работы - это показатель процесса, и он может не совпадать с результатами «на выходе». Например, бюджет обменивается на определенное количество бюджетных мест в вузах и общее количество подготовленных студентов (уровень работы). Однако вложение денег в эти места не гарантирует качество образования (результат). Проверить соотношение вложенных денег и фактического результата спонсор не способен по двум причинам: во-первых, информационная асимметрия работает в пользу бюро. Во-вторых, проверяющий, кроме того, что ограничен в ресурсах для осуществления проверок, также имеет собственную мотивацию.

Итак, если проверить эффективность расходования бюджета бюро невозможно, го зачем увеличивать бюджет? Модель бюрократии Нисканена отвечает на этот вопрос так: потому что это всем выгодно. Бюро выгодно максимизировать расходы потому, что оно неэффективно их использует (поэтому надо больше) и потому, что максимизация бюджета отвечает интересам отдельных бюрократов; спонсору (парламенту) - потому, что он заинтересован в перепроизводстве услуг для населения, чтобы обеспечить себе перевыборы. Система, таким образом, находится в равновесии. Единственный минус этого равновесия - это хронический дефицит бюджета, который покрывается из «общего кармана» (common pool resources ) - денег налогоплательщиков.

Бюро в принципе неэффективно расходует ресурсы по двум причинам: во-первых, будучи монополистом, оно может использовать ценовую дискриминацию, а во-вторых, убытки от продажи услуг конечным покупателям (гражданам) всегда можно компенсировать из бюджета (спонсор). Мотивация бюрократа: заработная плата, надбавки и премии, репутация, власть, патронаж, результат бюро в целом, легкость проведения изменений и управления бюро. Последние два связаны с максимизацией бюджета опосредованно. Легкость управления бюро уменьшается по мере увеличения бюджета и функций организации, но рост бюджета организации позволяет отдельному бюрократу переложить функции управления на новых нанятых бюрократов. Легкость изменений сокращается при стабилизации бюджета. Все остальные факторы находятся в прямой пропорциональной зависимости от размера бюджета бюро.

Нисканен отмечает, что независимо от мотивации, бюрократы не действуют в общественных интересах в силу ограниченности информации и конфликтов целей с другими членами организации. Общественный интерес понимается бюрократом как профессионализм и преданность решению конкретной проблемы, для чего необходима максимизация бюджета организации Tullock G. The politics of bureaucracy. Washington, DC: Public Affairs Press, 1965 ; idem.Economic hierarchies, organization and the structure of production. London: Springer Science &Business Media, 2012. Vol. 7.

  • Tullock G. The economics of special privilege and rent seeking. London: Springer Science &Business Media, 1989. Vol. 5.
  • Niskanen W. A. The peculiar economics of bureaucracy // The American Economic Review.1968. № 58 (2). P. 293-305.
  • Niskanen W. A. Bureaucrats and politicians // The Journal of Law & Economics. 1975.Vol. 18. № 3. P. 617-643 ; Cm.: Idem. The peculiar economics of bureaucracy.
  • Niskanen W. Bureaucrats and politicians. P. 39-40.