Основные этапы развития экономической теории. Развитие экономической теории в России

Экономическая теория изучает социальные и экономические процессы и явления экономических систем. Эти процессы и явления, как и мир в целом, находятся в постоянном развитии, изменении. Соответственно этому развивается и экономическая теория, появляются все новые ее направления и школы, в основе которых лежат различия в методах анализа, понимании предмета и задач исследования.

Это деление в значительной мере условно.

Экономическая теория – одна из древнейших наук, прошедших в своем развитии долгий путь. Можно выделить следующие этапы развития экономической науки: экономические учения древнего и античного мира, политическая экономия, экономикс, современная экономическая теория.

Истоки экономической теории мы находим в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока, которые называют колыбелью мировой цивилизации. До нас дошли законы царя Хаммурапи XVIII в. до н. э. (Вавилон), законы Ману IV–III вв. до н. э. (Индия), учения Конфуция VI–V вв. до н. э. (Китай). Известны экономические учения древнегреческих философов Ксенофонта, Платона, Аристотеля (IV–III вв. до н. э.)

Ксенофонт первым вводит понятие “экономия”. Слово “экономика” первоначально означало – учение о ведении домашнего (рабовладельческого) хозяйства. Затем этот термин употребляли Платон и Аристотель.

Среди мыслителей древности особое место занимает Аристотель, который первым в экономической науке поставил задачу: выяснить универсальные правила ведения домашнего (рабовладельческого) хозяйства. Зная эти правила, легче обеспечить более эффективное развитие хозяйства. Аристотель различал два понятия: 1) экономику – учение о богатстве в натуральной форме, которое создается рабами, работающими на земле, и 2) хрематистику – учение о денежном богатстве, которое создается торговлей и ростовщичеством. Экономику Аристотель одобрял, а деньги считал злом. Чтобы быть богаче, надо захватывать земли и рабов, что он считал истинным богатством. Однако в историю экономических учений Аристотель вошел благодаря исследованиям процесса обмена и денег, т. е. за хрематистику. Он первым поставил вопрос: что лежит в основе обмена товара на товар (Т – Т).

Экономические взгляды Аристотеля разделяли мыслители средневековья, одним из видных представителей которых был Фома Аквинский (XIII в. н. э.). Он развивал учение о справедливой цене, по которой должен продаваться товар. Цена должна включать в себя затраты на производство товара и доход продавца, позволяющий ему вести обеспеченный образ жизни.

К этапу становления экономической науки следует отнести экономические учения мыслителей Древнего Рима: Каттона Старшего, Варрона, Лукреция, Сенеку. Они защищали рабство, но говорили и о равенстве, особенно Сенека (I в. н. э.). Его идеи оказали влияние на христианство, которое возникло при зарождении феодализма и проповедовало необходимость труда (“если кто не хочет трудиться, то не ешь”) и любви к ближнему.

Разные взгляды по экономическим вопросам находим в Библии, Евангелии, Талмуде, Коране. К тому времени все эти взгляды еще не сложились в самостоятельную науку, поэтому этот этап называют экономическим учением.

Второй этап в развитии экономической науки – политическая экономия.

В XVI веке зарождается капитализм, появляется рыночная экономика. Возникает мануфактура, углубляется общественное разделение труда, товарные отношения приобретают всеобщий характер, а феодальная раздробленность сменяется укреплением государства. В связи с этим появляется потребность в правилах ведения не домашнего хозяйства (рабовладельческого и феодального), а государственного. И как ответ на эту потребность появляются работы ученых, которые исследуют экономические процессы, происходящие в рамках экономики государства, а понятие “ойкономия” сменяется новым понятием “политическая экономия”, – т. е наука об экономических процессах. Это понятие впервые ввел француз Антуан Монкретьен в книге “Трактат по политической экономии” (1615). А. Монкретьен был представителем первой школы в политэкономии – школы меркантилистов (XVII–XVIII вв.). Возникновение меркантилизма считается началом собственно экономической теории.

Суть теории меркантилизма состоит в учении о богатстве страны и способах его увеличения. По этой теории, источником богатства является торговля (внешняя), т. к. символом богатства является золото (золотые деньги). Внешняя торговля дает приток золота.

Представители меркантилизма (У. Стаффорд, Т. Мен, Д. Юм, В. Петти, И. Т. Посошков) говорили о важной роли государства в экономике, которое должно поощрять вывоз готовой продукции, покупать как можно дешевле в одних странах и продавать как можно дороже в других, проводить политику протекционизма, в том числе иметь закон, согласно которому экспортер товара должен на вырученные от продажи деньги закупить отечественный товар и вывозить этот товар, но не деньги.

Таким образом, основные позиции меркантилистов – приоритет сферы обращения, рассмотрение производства лишь как одного из факторов увеличения денежного богатства во внешней торговле.

Лишь представитель позднего меркантилизма В. Петти ясно поставил вопрос о связи процессов обращения и производства, несводимости богатства к деньгам. Именно он провозгласил в качестве источников богатства землю и труд. Он говорил, что труд – отец богатства, земля – его мать.

Второй школой в политической экономии является школа физиократов (XVIII в.), основателем которой был Фр. Кенэ и ярким ее представителем – Ж. Тюрго. Эта школа выражала интересы крупных землевладельцев.

Суть теории физиократов состоит в признании того, что богатством являются продукты земли, а не деньги, источником же богатства – сельскохозяйственное производство, где создается прибыль и создается она только тогда, когда произведено больше, чем потреблено. Экономика развивается гармонично по естественным законам природы. И в этот естественный ход экономической жизни государство не должно вмешиваться. Должно только создавать законы, которые соответствовали бы естественным законам природы.

В 1758 г. издана книга Фр. Кенэ “Экономическая таблица”, в которой впервые в экономической науке была предпринята гениальная попытка создать модель движения всего общественного воспроизводства. В противовес меркантилистам Фр. Кенэ утверждал, что торговля только перемещает богатства, создается же оно в производстве, но только там, где сама природа увеличивает количество продукции. Поэтому единственный производительный класс, считал он, – земледельцы, а промышленники – бесплодный класс, землевладельцы же существуют за счет земельной ренты, взимаемой с земледельцев. Отсюда вывод: поскольку весь чистый доход достается землевладельцам, все налоги должны платить они – собственники земли.

Идеи Кенэ попытался внедрить в жизнь Жак Тюрго, который занимал пост генерального контролера финансов Франции. Он сократил государственные расходы, ввел налоги на дворян и собирался отменить налоги с крестьян, но не успел. Его отправили в отставку.

Ж. Тюрго вошел в экономическую науку как разработчик двух вопросов. Во-первых, он сформулировал закон убывающего плодородия почвы, суть которого в том, что каждая последующая затрата труда при обработке земли оказывается менее производительной. Этот закон в современной экономической теории звучит как закон убывающей отдачи. Во-вторых, в отличие от Кенэ, Тюрго выделял в обществе четыре класса: земледельцы, землевладельцы, предприниматели (трудолюбивы), наемные рабочие (расточительны и ленивы). Исследовав зарплату наемных рабочих, Тюрго пришел к выводу, что она равна минимуму средств существования.

В трудах Кенэ и Тюрго зародилась, по сути, экономическая наука. Их книги и личное общение с ними вызвали интерес к экономической науке у Адама Смита, который стал основателем третьей школы в экономической науке – английской классической политэкономии. В 1776 г. была опубликована книга А. Смита “Исследование о причинах и природе богатства народов”, в которой он изложил свою теорию наиболее рационального социально-экономического устройства общества – теорию рыночной экономики. Суть этой теории состоит в том, что рыночная экономика саморегулируется путем установления рыночных цен под влиянием колебаний спроса и предложения товара. Если спрос на товар растет, растет и цена на него, и производитель знает, что именно нужно обществу и увеличивает производство. И наоборот. Таким образом, цены сигнализируют, что и сколько производить. “Невидимая рука рынка” – регулятор всей хозяйственной жизни. Государству не надо вмешиваться в экономику. Правительство своими действиями нарушает эффективную работу “невидимой руки рынка” и приводит к замедлению роста производительности труда. Смит поддерживал лозунг: “Предоставьте людям делать свое дело, предоставьте делам идти своим ходом”.

Подобно представителям меркантилизма и физиократов, Смит искал ответ на вопрос: что является богатством общества и его источником. Он считал, что богатством является простой продукт труда, созданный в сфере материального производства, а не только в сельском хозяйстве, как полагали физиократы. А источником богатства является труд, затраченный в материальном производстве. Причем рынок учитывает не индивидуальные затраты труда данного производителя, а общественно необходимые, под которыми Смит понимал средние затраты при данном состоянии производства.

Как определить уровень богатства страны и как сравнить страны по степени богатства? По показателю производительности труда: , где W – богатство (от англ. welth), Q – количество созданной в стране продукции (от англ. Quantity), n – численность населения страны (от англ. number – число). Чем выше производительность труда, тем богаче нация.

На производительность труда влияет специализация, в основе которой лежит общественное разделение труда. Чем глубже общественное разделение труда (специализация), тем выше производительность труда и благосостояние народа.

Общественное разделение труда вызывает потребность в обмене. При обмене товары приравниваются друг к другу. Что лежит в основе обмена, т. е. что лежит в основе цены? Стоимость, которая создается трудом в сфере материального производства. В этом суть трудовой теории стоимости, которую создал А. Смит и зачатки которой имелись у меркантилистов и физиократов. Завершил разработку трудовой теории стоимости К. Маркс.

Идеями А. Смита увлекались не только в Европе, но и в России, что отразил А. С. Пушкин в “Евгении Онегине”. Характеризуя Онегина, он писал:

“Бранил Гомера, Феокрита,

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет

И чем живет, и почему

Не нужно золото ему,

Когда простой продукт имеет.

Отец понять его не мог

И земли отдавал в залог”.

В 1817 г. была издана книга представителя классической политэкономии Д. Рикардо “Начала политической экономии и налогового обложения”, в которой он с позиций трудовой теории стоимости объясняет земельную ренту и подчеркивает, что капитал и земля стоимости (ценности) не создают, следовательно, прибыль капиталиста и земельная рента – вычеты из стоимости, созданной трудом наемных рабочих. Часть этой стоимости – зарплата рабочих, величина которой обеспечивает лишь прожиточный минимум. Если зарплата превысит этот минимум, это приведет к увеличению числа детей в семье и, в конечном счете, – к избыточному предложению рабочих рук и падению зарплаты. Рикардо, по существу является автором так называемого “железного” закона зарплаты.

Заслугой Д. Рикардо является также создание теории “сравнительных издержек”, которая стала основой политики свободной торговли (фритрeдерства), называемой теперь политикой открытой экономики. Суть теории: каждая страна должна специализироваться на производстве той продукции, которая имеет минимальные издержки производства. Это обеспечивает эффективное использование ресурсов во всех странах и в конечном итоге приведет к снижению цен.

Основные положения трудовой теории стоимости в классической политэкономии развивали французский экономист Жан-Батист Сэй, английский ученик А. Смита Т. Р. Мальтус, ученики Д. Рикардо Джеймс Милль, Н. У. Сениор, Джон Стюарт Милль, социалисты-утописты Р. Оуэн, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, а также К. Маркс.

Ж-Б. Сэй высказал идею о том, что в основе цены товара лежат издержки производства, в которые входит цена факторов производства: зарплата (доход на труд), прибыль (доход на капитал), земельная рента (доход на землю). Тем самым он отрицал классическую британскую трудовую теорию стоимости.

В своей книге “Трактат политической экономии” (1803 г.), Ж-Б. Сэй изложил теорию рынков, базирующуюся на утверждении, что поскольку обмен включает как покупку, так и продажу, постольку не может существовать избытка спроса или предложения. Эта теория получила название закона рынков Сэя, или просто закона Сэя, сущность которого сводится к утверждению, что предложение само создает для себя спрос. Чем больше производство (предложение), тем больше спрос, т. к. с ростом производства предложение какое-то время опережает спрос и цены снижаются. А чем ниже цена на товар, тем выше на него спрос. Отсюда вывод: надо стимулировать рост производства и страна будет богаче. Это утверждение (особенно применительно к рынку капитала) подверглось критике основоположником одного из направлений экономической науки XX в. (кейнсианства) Дж. Кейнсом как ошибка, которая пропитала всю экономическую теорию и практику “классической” эпохи до середины XX в.

Т. Р. Мальтус (священник и профессор политической экономии) продолжил начатый А. Смитом анализ проблемы соотношения количества созданного в стране общественного продукта и численности населения . Он, в отличие от А. Смита, сосредоточил внимание на изучении динамики и закономерностей развития численности населения. В своей книге “Опыт о законе народонаселения” (1798 г.), он сформулировал закон народонаселения: население растет в геометрической прогрессии, а предложение продуктов питания – в арифметической. В этом и заключается главная причина бедности, а не в плохом правлении и не в несправедливом распределении богатства. В условиях действия этого закона, утверждал Мальтус, каждому человеку необходимо заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою непредусмотрительность.

Мальтус изложил свою теорию зарплаты, согласно которой величина зарплаты должна быть равна прожиточному минимуму. Если она становится выше этого минимума, то рождаемость в среде наемных рабочих увеличивается, что ведет к безработице. Однако вопреки предсказаниям Мальтуса в развитых странах в XX в. доходы населения росли, а коэффициент рождаемости снижался в связи с НТП, роль которого Мальтус недооценивал. В то же время в развивающихся странах, особенно в связи с “импортом медицины” и господством мусульманства, коэффициент смертности падал, а коэффициент рождаемости либо увеличивался, либо был стабильным. В результате обострилась проблема в мировом масштабе – рост населения и промышленного производства ведет к истощению ресурсов.

Если основоположники трудовой теории стоимости А. Смит, Д. Рикардо и их последователи видели в капиталистических рыночных отношениях “естественный порядок”, то некоторые последователи этой теории делали из нее антикапиталистические выводы. Это, прежде всего, социалисты-утописты: Р. Оуэн, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, а также Ж. Сисмонди, К. Марск, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

Английский социалист Р. Оуэн считал, что частная собственность и личный интерес уже себя изжили и говорил о необходимости перехода к новому обществу, которое он называл “коммунизмом” и которое основано на кооперативной собственности, общем труде и равенстве в правах и обязанностях.

Французский социалист К. А. Сен-Симон главным пороком капиталистического общества считал анархию производства. Мечтал об обществе, которое он называл “индустриализмом”, где сохраняется частная собственность, но все подчиняются централизованно разработанному народнохозяйственному плану и каждый лично участвует в труде.

Французский социалист Ж. Фурье видит эксплуатацию рабочих в продаже рабочей силы, по цене ниже ее стоимости, из-за чего они беднеют и возникают экономические кризисы. Фурье предсказывает, что конкуренция приведет к монополии и капитализм превратится в торговый феодализм.

Он предлагал разумное общество, называемое “гармонией”, экономика которого состоит из самоуправляющихся небольших общин (фаланг), ведущих в основном натуральное хозяйство. В фаланге нет частной собственности, каждый работает исходя из своих способностей и склонностей, в течение дня осуществляется перемена труда, на смену конкуренции приходит соревнование, от которого выигрывают все. Каждый от труда получает удовольствие.

Экономическая теория, разработанная К. Марксом, при участии Ф. Энгельса, генетически связана с английской классической школой, с трудовой теорией стоимости. К. Маркс завершил разработку трудовой теории стоимости. Открыв двойственный характер труда и объяснив противоречия, заложенные в товаре, он рассмотрел процесс возникновения денег и выяснил их сущность. Все это позволило ему создать теорию прибавочной стоимости. По Марксу, капиталист покупает не труд, а рабочую силу, т. е. способность к труду. Рабочий, конкретным трудом создавая потребительную стоимость товара, переносит стоимость средств производства в стоимость товара, и абстрактным трудом он создает новую стоимость, которая тоже входит в стоимость товара. Часть этой вновь созданной стоимости капиталист отдает рабочему в форме зарплаты, которая должна быть равна стоимости рабочей силы (стоимости средств существования: на питание, одежду, духовные потребности, образование, воспитание детей). Другая часть вновь созданной наемным рабочим стоимости является прибавочной стоимостью, которая присваивается капиталистом. Таким образом, прибыль капиталиста возникает без нарушения эквивалентного обмена на рынке труда.

К. Маркс вводит деление капитала на постоянный (затраты на средства производства) и переменный (затраты на покупку рабочей силы – на зарплату). Всю стоимость товара он представляет схемой с + v + m, где с – постоянный капитал, v – переменный капитал, m – прибавочная стоимость. Вновь созданная стоимость (v + m) присоединяется абстрактным трудом к стоимости средств производства (амортизации основных фондов, сырья, топлива, энергии и т. д.), которая входит в стоимость любого товара.

Отношение между с и v Маркс называет органическим строением капитала, которое в ходе НТП растет, т.е. спрос на рабочую силу, определяемый переменным капиталом (v), растет медленнее, чем спрос на капитал (с), что порождает массовую безработицу и обнищание.

К. Маркс создал теорию издержек производства и средней нормы прибыли, теорию абсолютной земельной ренты, учение об общественно экономической формации (ОЭФ), сформулировал закон соответствия производительных сил и производственных отношений, реализация которого приводит к смене ОЭФ и в конечном итоге приведет к переходу от капиталистической ОЭФ к коммунистической, имеющей свою низшую стадию – социализм. К. Марксом была разработана теория воспроизводства и экономических кризисов и др.

В середине XIX в. в Германии возникла так называемая историческая школа. Ее представитель Ф. Лист утверждал, что каждая нация имеет свой путь экономического развития и поэтому не может быть универсальной экономической теории. А представители этой школы К. Бюхер, Л. Брентано считали, что экономические процессы являются результатом воздействия внеэкономических факторов: психологических, этических, религиозных и др.

На рубеже XIX и XX вв. в США зародилось новое направление в экономической науке – институционализм, которое возродилось после второй мировой войны в виде институционально-социологической школы.

Институциональная экономическая теория – это тип экономического анализа, который делает упор на роль социальных, политических, экономических процессов и явлений.

Представители этой школы изучают человека как социальную личность, т. е. действующую под влиянием не только экономических факторов, но и всех социальных институтов: государства, законов, обычаев, семьи, моральных и правовых норм, профсоюзов, корпораций, религии, культуры, политического устройства общества, опыта и т. д.

В зависимости от того, какой именно фактор (институт), влияющий на поведение человека, берет ученый за основу анализа, складываются различные виды институтционализма.

Так, Т. Веблен, создатель институциональной экономической теории, анализирует влияние социально-психологических факторов. Он отвергает господствовавшее со времен А. Смита представление, что вся хозяйственная деятельность основана на личной выгоде. Учитывая НТП на рубеже XIX и XX вв., Веблен выделяет в экономических отношениях, наряду с капиталистами и рабочими, социальную группу инженерно-технических

работников (ИТР). Он отмечает, что капиталисты являются собственниками ценных бумаг, а управляют производством ИТР. Интересы у них различны, что ведет к конфликту между бизнесом и индустрией. Выход он видит в передаче власти над экономикой ИТР, установлении технократии, чего можно добиться всеобщей стачкой специалистов.

Д. Коммонс анализирует влияние социально-правовых факторов на поведение человека в экономике. Поскольку участниками хозяйственной деятельности все чаще выступают не индивидуумы, а их объединения, достижение компромисса между ними становится все труднее и требуется вмешательство государства. В итоге на смену существующему порядку, по его мнению, придет административный капитализм.

Дж. Гэлбрейт за основу анализа взял влияние социально-органи- зационных факторов. Основная его идея заключается в том, что индустриальные общества, а особенно американское, уже не соответствуют модели конкурентного рынка, где фирмы максимизируют прибыль, а независимые потребители – полезность. В эпоху НТП и крупномасштабных предприятий главную роль в обществе играет институт управления, институт менеджеров, которые руководствуются надклассовыми интересами. Отделение собственности от управления привело к тому, что экономические решения принимаются бюрократией экспертов, или так называемой техно- структурой. Целью этой структуры является уже не максимизация прибыли, а выживание, безопасность и исключение риска.

В 70-х гг. XIX в. возникает австрийская школа маржинализма, или теория предельной полезности, основы которой заложил К. Менгер.

Суть теории предельной полезности: в основе цены лежит не стоимость, определяемая трудом, а полезность товара. Чем полезнее для человека товар, тем больше денег он заплатит за него. Ценность блага зависит от субъективной его оценки потребителем и от количества имеющихся экземпляров этого блага. Чем их больше, тем меньше полезность каждого дополнительного (предельного) экземпляра.

Эта добавочная (приростная) полезность каждого дополнительного экземпляра называется предельной полезностью (МU)1. Цена товара определяется предельной полезностью последнего из имеющихся экземпляров. Чем больше экземпляров, тем ниже цена.

Итак, в середине XIX в. в экономической науке господствовало два направления: английская классическая школа и маржинализм, между представителями которых шли споры и прежде всего по вопросу, что лежит в основе цены – трудовые затраты или полезность, подобно спорам философов, что появилось раньше, яйцо или курица.

Попытка соединить эти два направления была предпринята английским экономистом А. Маршаллом, который в конце XIX в. сформировал кембриджскую неоклассическую школу. Он никогда не отрицал свою связь с классической экономической школой. Маршалл создал свою теорию ценности, которая называется “теорией неоклассического синтеза”, и заложил методологические основы микроэкономики. Он примирил представителей двух направлений, сказав, что их спор аналогичен спору по вопросу, каким лезвием ножниц разрезается бумага: верхним или нижним. Он рассуждал так. Если продавец и покупатель товара находятся в равных условиях (государство им не мешает, никто не имеет власти в установлении цен), то цена – это результат соглашения между ними.

Цена для продавца (цена предложения) определяется издержками производства, т. е. затратами (стоимостью). Он не может продать по цене ниже затрат, хотя хотел бы продать по максимальной цене, рискуя вообще не продать.

Цена для покупателя (цена спроса) определяется предельной полезностью товара и он хотел бы купить как можно дешевле.

Торг между ними идет до тех пор, пока цены, применяемые для продавца и покупателя, не совпадут. Эта равновесная цена и становится ценой товара. При этом государство не должно вмешиваться в процесс ценообразования.

Новым в экономической науке А. Маршалла стал и метод анализа. Он использовал не причинно-следственный подход к анализу, как было до него, а функциональный. Он не искал причину и следствие в экономическом явлении, а выяснял функциональную зависимость, т. к. считал, что все факторы в экономическом процессе – это взаимозависимые величины: цена – функция спроса, но и спрос – функция цены. Он видел задачу экономической науки в изучении механизма рыночного хозяйства, а не в выяснении причины роста богатства.

Учение А. Маршалла (в 1890 г. была издана его книга “Принципы экономикс”, и с 1902 г. он стал читать курс экономикс в Кембриджском университете, вместо курса политэкономии, который читал его учитель Дж. Милль) господствовало до 30-х гг. XX в., воспевая свободную конкуренцию и отрицая роль государства в экономике.

Затем разразился мировой экономический кризис (Великая депрессия 1929–1933 гг.), который показал, что экономика сама себя регулировать не может, вопреки утверждениям классиков и неоклассиков. Длительное время имел место спад производства, массовые банкротства, безработица, падение цен и т.д.

Реальность подтверждала предсказания марксистов о крахе капитализма, переросшего в свою последнюю стадию – империализм. Наступает переход к новой общественно-экономической формации – коммунизму.

И в это время, в 1936 г., выходит книга ученика А. Маршалла Дж. Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег”, в которой был дан немарксистский анализ экономических процессов на макроуровне, высказаны новые идеи, выводы и конкретные предложения правительствам по вопросу выхода из кризиса и обеспечения экономического роста.

Возникло новое направление в экономической науке – кейнсианство или кейнсианская экономическая теория, которая включает в себя макроэкономические теории, использующие методы, разработанные Дж. Кейнсом. В центре внимания кейнсианской экономической теории находились три проблемы: 1) стабильность рыночной системы и особенно ее способность к поддержанию полной занятости; 2) роль денег в такой системе; 3) долгосрочная положительная динамика рыночной экономики.

По существу, Дж. Кейнс является основоположником макроэкономики, несмотря на то, что попытки анализа на уровне макроэкономики имеют место у Ф. Кенэ и К. Маркса.

Политической проблемой, волновавшей Дж. Кейнса в 30-е годы, была массовая безработица. Поэтому он сконцентрировал внимание на анализе факторов, определяющих уровень производства, и пришел к выводу, что уровень занятости определяется не уровнем реальной зарплаты, как считали в то время экономисты, а уровнем совокупного спроса, который очень чувствителен к инвестициям. Кейнс утверждал, что закон Сэя (предложение определяет спрос) в капиталистической экономике не работает, а работает следующая схема. Совокупный спрос населения зависит от совокупного дохода. Доход делится на потребление и сбережение. Сбережения хранятся в банках в виде вкладов и выдаются в кредит фирмам, которые таким образом превращают их в инвестиции, т. е. капиталовложения в экономику.

Люди обладают склонностью к сбережению, отмечал Кейнс. По мере роста доходов склонность к сбережению растет. Поэтому при росте доходов, сбережения растут быстрее, чем растет потребление. В результате падает совокупный спрос, что влияет на объем производства в сторону его сокращения, вызывая рост безработицы. Из этого Дж. Кейс делает вывод: правительство должно проводить бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, стимулирующую рост платежеспособного спроса населения. Чем больше совокупный спрос, тем больше совокупное предложение, вопреки закону Сэя.

Рыночный механизм не может идеально выполнять роль саморегулирования экономики, нужна помощь государства. Государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу, т. к. рынок не способен обеспечить социально-экономическую стабильность общества.

Теория Дж. Кейнса широко использовалась в странах Запада на практике до 70-х гг. XX в., пока не появилось новое явление (впервые в США) – стагфляция – спад производства, сопровождающийся инфляцией (раньше при спаде производства, цены снижались). Это явление с позиций кейнсианской экономической теории объяснить было невозможно. В результате появилось новое направление в экономической науке – монетаризм в виде Чикагской школы, создателем которой стал Милтон Фридмен, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г.

Монетаристы доказывают, что государственное вмешательство по кейнсианским рецептам, т. е. в основном через бюджетную политику может дать лишь кратковременный эффект, но в долгосрочной перспективе оно вредно, т. к. мешает действию рыночных регуляторов. Напомним, что по теории Кейнса, при спаде производства и росте безработицы происходит падение совокупного спроса, поэтому государство должно осуществлять социальную программу, стимулирующую рост доходов (пособия по безработице, продовольственные карточки и т. д.), что сдерживает падение спроса. В результате цены не снижаются и даже растут.

Экономическая роль государства, подчеркивают монетаристы, должна ограничиваться управлением денежным обращением, т. к. главную роль в экономике играют денежные факторы:

1) количество денег в обращении, которое должно соответствовать уравнению , или ,

где М – количество денег в обращении;

Р – уровень товарных цен;

Q – количество обращающихся товаров;

V – скорость обращения денег;

2) уровень цен (темп инфляции), который зависит от количества денег в обращении: . Чем больше М при фиксированных Q и V, тем выше цены (Р). М. Фридмен утверждал, что все изменения в экономике связаны с эмиссией денег. Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяя его танец. Чем больше выпущено денег по сравнению с потребностью в них, тем выше темп инфляции и ниже экономический рост. В нарушениях нормального денежного обращения монетаристы видят причины кризисов. Они опровергают кейнсианский тезис об инфляции как стимуле роста занятости, а все учение Кейнса считают ошибочным.

Разработанная М. Фридменом количественная теория денег развивает идею А. Смита о саморегулировании рыночной экономики, о существовании автоматической стабильности экономической системы. Начиная с 70-х гг. XX в. идеи монетаристов стали широко использоваться в практике многих стран. В Англии в период правления Маргарет Тетчер, в Израиле, в странах Юго-Восточной Азии, в Венгрии, Чехии, России в период, когда премьер-министром был Егор Гайдар.

В Республике Беларусь создается модель социально ориентированной рыночной экономики. В этой связи заслуживает внимания теория социального рыночного хозяйства, которая сформировалась в середине XX в. и основные положения которой изложены в книге немецкого экономиста, государственного и политического деятеля Людвига Эрхарда “Благосостояние для всех”, опубликованной в 1956 г.

Для создания подобной модели в стране необходимо обеспечить свободное ценообразование, свободную конкуренцию, равновесие в экономике (равенство спроса и предложения), государственное регулирование, направленное на борьбу с монополизмом и на обеспечение социальных гарантий малоимущим группам населения.

В 70-х гг. эта теория несколько видоизменилась – расширились рамки государственного вмешательства в экономику. Признается целесообразным регулировать цены на экономически и социально важные товары (электроэнергию, транспортные услуги, хлеб, лекарства и т. д.), а также осуществлять государственные инвестиции в приоритетные отрасли экономики.

  • 1.2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
  • 2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки
  • Мы живем в мире, ресурсы которого ограничены. Но так не скажешь о наших желаниях: человеку всегда хочется большего и лучшего. Поэтому нам нужна такая наука, как экономика. Ее основная цель – это определение того, сколько товаров, для кого и каким способом производить. Этапы развития экономической теории – это история поиска правильного ответа на эти три вопроса. Таким образом, экономика – это наука, которая занимается изучением факторов производства, распределения и потребления товаров и услуг. Об этом сегодня и поговорим.

    Происхождение термина

    Слово «экономика» пришло к нам из Древней Греции. Оно является производным двух понятий и может быть буквально переведено термином «домохозяйство» (вернее, правила его ведения). Первоначально науку, которая занималась изучением процессов производства, распределения и потребления, называли "политическая экономия". С конца 19 века в обиход вошел более короткий термин. Он позволил отделить новую науку от других политических и социальных дисциплин.

    Разделы экономики

    В центре внимания новой дисциплины было поведение различных агентов, взаимоотношения между ними, а также работа системы хозяйства внутри страны, а позже - и в мировом масштабе. Предмет сразу намекает на необходимость выделения разделов микро- и макроэкономики. Первая изучает поведение базовых элементов системы, включая индивидуальных агентов (домохозяйства, фирмы, покупателей и продавцов) и рынки, процесс и результаты их взаимодействия. Макроэкономика анализирует систему в целом (агрегированные показатели производства, потребления, накопления и инвестирования) и факторы, которые на нее влияют, включая неполное использование имеющихся ресурсов (труда, капитала и земли), инфляцию, экономический рост и национальные политики, которые влияют на эти области (монетарную, фискальную и другие). Прежде чем рассмотреть этапы развития экономической теории, разберемся, какие направления существуют, а также каковы их различия.

    Нормативная и позитивная наука

    Кроме вытекающего из предмета разделения экономики, есть и другое. Различают позитивную и нормативную теорию. Первая описывает положение дел таким, как оно есть. Именно этим и занимались первые экономисты – физиократы. Их, в отличие от Адама Смита, совсем не волновали вопросы правильного управления государством. Нормативная экономика занимается поиском и доказательством того, как все должно быть устроено. Именно на ее основе строится политика государства.

    Экономику также разделяют на теоретическую и практическую, рациональную и поведенческую, ортодоксальную и альтернативную.

    Развитие предмета экономической теории: этапы развития

    Когда речь заходит о том, кто первым в истории человечества начал что-то изучать, на ум обычно сразу приходят древние греки. Более того в голове сразу всплывают имена трех известных мыслителей того времени: Сократа, Платона и Аристотеля. Все из-за того, что древнегреческая культура – это основа нашей цивилизации. На самом же деле во многих вещах первыми были китайцы. Но об их достижениях мир узнал намного позже. Все потому, что страна развивалась практически полностью обособленно. Поэтому возникновение и этапы развития экономической теории выглядят следующим образом:

    1. Китай и Индия.
    2. Древние Греция и Рим.
    3. Экономическая мысль в Средние века.
    4. Меркантилизм и международная торговля.
    5. Предклассический период.
    6. Физиократы.
    7. Классический период.
    8. Альтернативные школы.
    9. Неоклассики.
    10. Кейнсианская экономика.
    11. Чикагская школа.
    12. Теория игр, эволюции и роста.
    13. Экономика периода после Второй мировой войны и эпохи глобализации.
    14. Направления, возникшие после глобального финансового кризиса 2008 года.

    Последовательность этапов развития экономической теории, представленная выше, часто изменялась - они накладывались друг на друга и существовали параллельно. Среди уважаемых ученых и сегодня можно найти неоклассиков и кейнсианцев.

    Взгляды ученых периода античности

    Первым ученым-экономистом, о котором сохранились сведения, является китаец Фан Ли. Он был советником короля за 500 лет до нашей эры и разработал набор «золотых» правил ведения бизнеса. Можно сказать, что этапы развития экономической теории начались именно с него. В 350 г. до н.э. индийский ученый Чанакья написал артхашастры – трактат о государственности, военной стратегии и ведении национального хозяйства. В западных странах экономика была не отдельной дисциплиной, а частью философии вплоть до Индустриальной революции. Первым о ведении хозяйства писал Ксенофонт. Платон в диалоге «Республика» описывает идеальный город-государство, которым управляют философы-короли, существует специализация и разделение труда. Он первым выдвинул кредитную теорию денег, которую позже полностью дискредитировал Аристотель. Последний считал, что покупательная способность денег полностью зависит от того, из чего они сделаны.

    Все античные ученые придерживались позиции необходимости свободного рынка. Позже, в Средние века, основным направлением на долгие годы становится меркантилизм. Но основные этапы развития экономической теории современности связаны с именами ученых, которые писали свои работы после Промышленной революции, когда это направление уже изжило себя.

    «Отец» новой науки

    Адам Смит широко известен тем, что с ним связано зарождение и основные этапы развития экономической теории. Именно на его теории базируются все другие. Смита вдохновили французские ученые, которые разделяли его ненависть к меркантилизму. Более того, именно они первыми выполнили методичное исследование того, как работает экономика. Смит взял многие идеи французских физиократов и описал то, как национальное хозяйство должно работать. Зарождение и этапы развития экономической теории связаны как раз с переходом от описания текущего положения дел к обозначению необходимых изменений.

    Адам Смит верил, что соревнование между производителями является регулирующим фактором в национальном хозяйстве, а правительства не должны вмешиваться в эту систему путем установления тарифов, налогов или любыми другими способами, кроме того случая, когда это необходимо для защиты рыночной конкуренции. Этапы становления и развития экономической теории во многом связаны с поворотной работой знаменитого ученого «О природе и причинах богатства народов».

    «Печальная» теория Мальтуса

    Работы Смита были популярны во Франции и Англии, но крупные мыслители того времени взгляды ученого не поддерживали. Карл Маркс и Томас Мальтус довольно холодно встретили публикацию трактата «О богатстве народов». Последний предсказывал, что рост населения опередит предложение продукции. Тем не менее его мнение оказалось ошибочным, поскольку он не смог предвидеть технологические инновации, которые позволили производить больше, используя меньше ресурсов. Однако работа Мальтуса все же определила дальнейшую последовательность этапов развития экономической теории. Если раньше исследования сосредотачивались на спросе, то теперь ученые стали задумываться об ограниченности ресурсов.

    Фатальные недостатки капитализма и Карл Маркс

    Именно ограниченность ресурсов находится в центре исследований следующего ученого. Карл Маркс провозгласил, что средства производства – это основной компонент любой экономики. Со временем ученый развил свою теорию еще дальше, заявив, что внутренняя нестабильность, присущая капитализму, обязательно породит войну между классами. Однако время показало, что Маркс недооценил гибкость капитализма и разнообразие его форм. Вместо того, чтобы создать отдельные классы собственников и работников, инвестирование смешало интересы обоих, своеобразно балансируя их.

    Несмотря на эти неувязки в теории, Марксу удалось правильно предсказать один тренд: со временем бизнес становится все более крупным и влиятельным. И это полностью соответствует правилам развития предпринимательства в условиях рыночного капитализма.

    Язык чисел

    Леон Вальрас, французский экономист, снабдил экономику собственным языком в своей книге «Элементы чистой политической экономии». Ученый рассмотрел этапы развития экономической теории кратко и обратился к основам для того, чтобы построить модели, которые отображают то, как работает национальное хозяйство. Общая теория равновесия берет начало как раз из его работы, так же как и традиция описывать концепции не только словесно, но и математически и статистически. Альфред Маршалл поднял моделирование на новый уровень. Многие из предложенных им концепций до сих пор не поняты полностью. Самыми популярными из них являются экономика масштаба, маржинальная полезность, парадигма реальных издержек.

    Кейнсианская экономика

    Смешанное экономическое регулирование и необходимость частичного вмешательства государства в хозяйственную жизнь – это ответ на предсказания, выдвинутые Марксом, который не считал капитализм саморегулирующейся системой. Последний видел в этом фатальный недостаток, а Джон Мейнард Кейнс – оправдание существования правительства. Взгляды ученого легли в основу деятельности Федеральной резервной системы в США. Они же являются своеобразным набором правилам, по которому она функционирует по сегодняшний день.

    Назад к первоначалам: Милтон Фридман

    Экономическая политика развитых стран последних двух десятилетий связана с исследованиями одного ученого. Его имя – Милтон Фридман. Без изучения достижений этого ученого нельзя полно описать основные этапы развития экономической теории. Фридман был согласен с Кейнсом в том плане, что регулирующие меры правительства необходимы, но только в переходные периоды. Когда экономика США стала более развитой, ученый выступал за то, чтобы руководство страны ослабило ненужный контроль за рынком, в частности антитрестовый закон. Вместо того, чтобы разрастаться за счет увеличения валового внутреннего продукта, правительство, по мнению Фридмана, должно пытаться уменьшить потребление национального капитала. Это позволит сохранить его движение в системе хозяйства. Большой объем капитала дает национальной экономике возможность оперировать без вмешательства правительства.

    Теория и практика

    Экономика – это наука, которая занимается вопросами, начиная с того, как общество производит товары, и заканчивая тем, как оно их же и потребляет. Она является важной частью повседневной жизни. Представления, которыми руководствовались в своих исследованиях ученые в этой области, резко менялись на протяжении истории. Современная экономическая мысль развивается в двух направлениях: теоретическом и практическом.

    Первая использует математику, статистику и компьютерное моделирование для того, чтобы протестировать чистые концепции. Последние, в свою очередь, помогают экономистам-практикам разработать правильную национальную политику. Ее успех или провал становится основой для построения новых компьютерных моделей. Так, постепенно, этапы развития экономической теории сменяют один другой, выводя научную мысль на все более высокий уровень. Одним из самых известных ученых в этой области на сегодняшний день является Пол Кругман.

    Применение результатов анализа

    Возникновение и основные этапы развития экономической теории интересны не только ученым, которые работают в этой области. Кроме традиционного применения для изучения производства, распределения и потребления, анализ можно применять в бизнесе, финансах, здравоохранении и управлении государством. Более того, его можно использовать в борьбе с преступностью, образовании, семейной психологии, юриспруденции, политологии, религиоведении, изучении социальных институтов, военном деле и охране окружающей среды.

    Рассмотрим, например, одну из перечисленных отраслей. Образование требует времени, усилий и затрат. Его плюсом являются будущий доход и опыт. Необходимость образования объясняется тем, что преимущества перевешивают затраты на его получение. Можно оценить этот эффект для одного индивида или всей экономики в целом. Точно так методы анализа, наработанные учеными этого направления, можно применять в других общественных науках. Этот тренд называют экономическим империализмом.

    Первый этап - эпоха меркантелизма. Представители этой школы А. Монкретьен, Т. Мен, Дж. Стюарт. Их основные идеи сводились к тому, что богатством общества являются исключительно драгоценные металлы или металлические деньги, а источником увеличения богатства - внешняя торговля.

    Второй этап - эпоха физиократов
    . Их учение возникло во Франции в середине XVIII в. Основоположниками этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо. Они перенесли свой анализ экономических процессов из сферы обращения в сферу материального производства, прежде всего в сельское хозяйство.

    Третий этап - период классической школы буржуазной политической экономии.Ее основоположниками являются английские экономисты У. Петти, А. Смит, Д. Ри¬кардо. Главное в их учении состоит в том, что богатством народов является стоимость, которая лежит в основе заработной платы , прибыли и земельной ренты.

    Четвертый этап - развитие марксистской политической экономии.
    Основоположниками ее являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская политическая экономия дала ответы на многие экономические вопросы, которые уже были поставлены предшественниками и в определенной степени разработаны, в частности: о трудовой теории стоимости, о законе прибавочной стоимости, учение об экономических формациях и общественных способах производства, о диалектическом единстве производительных сил и производственных отношениях и др.

    Развитие экономической теории в России.

    В числе первых российских экономистов был И. Т. Посошков , крестьянский предприниматель, изобретатель и мыслитель периода царствования Петра I.

    Определенный вклад в развитие экономической мысли сделал М. В. Ломоносов .
    Важные экономические идеи были выдвинуты мыслителями, писателями. А. Н. Радищев выступал за установление частной собственности крестьян на землю.
    Н.И. Тургенев высказывал идеи о свободной торговле, о налогах, издал работу “Опыт теории налогов” (1818), положившую начало русской финансовой науке.

    Г. В. Плеханов, крупный экономист России XIX в., перевел на русский язык ряд произведений К. Маркса и Ф. Энгельса.

    В. И. Ленин, последователь марксистской политической экономии, развил идеи “Капитала” применительно к эпохе империализма.

    М. И. Туган-Барановский, ученый-экономист, изучал кризисы, российскую промышленность.

    Н.И. Бухарин в своих экономических исследованиях большое место отводил теории предельной полезности, теории ценности, в том числе объективной и субъективной ценности, а также теории прибыли, ее образованию и распределению в различных обществах.

    Н.Д. Кондратьев, русский экономист, впервые сформулировал теорию больших циклов: “Большие циклы конъюнктуры” (1928). В экономической литературе большие циклы называют “циклами Кондратьева”.

    Современные направления и теории

    • Маржинализм. Предметом исследования данного направления стали предельные величины в экономических процессах.
    • Кейнсианство. Предметом исследования данного направления являются количественные функциональные зависимости процесса воспроизводства

    Основные идеи кейнсианства:

    • -рыночная экономика не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования.
    • -определяющим направлением государственного регулировании экономики является стимулирование спроса;
    • -эффективное сбережение определяется размерами инвестиций.

    Неоклассический синтез. Основные принципы неоклассического синтеза:

    • -оптимальное сочетание рыночного механизма и государственного регулирования. Рынок определяет цены и объем производства, а государство регулирует экономические процессы посредством налогов и государственных расходов;
    • -сочетание высших макроэкономических целей (эффективность хозяйствования, стабильность экономического рос¬та, социальная справедливость);
    • -сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения.

    Монетаризм.Основные идеи монетаризма:

    • -защита концепции полной гармоничности свободного рыночного хозяйства без вмешательства государства;
    • -признание денег стабилизирующим фактором воспроизводственного процесса, путем регулирования денежного обращения

    Институционализм .Предмет изучения данного направления - институты, социальные явления (институции) в системе экономических отношений и их воздействие на воспроизводственные процес¬сы.

    Школы, на­правления и их представители Период форми­рования Основные идеи
    Мерканти­лизм - первая школа жономики. Томас Мен (1571-1641), англичанин XVI-XVIII вв. 1. Главное богатство общества - это деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства - сфера обращения (торговля и денеж­ ный оборот). 3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо толь­ко сферу обращения
    Школа физиократов (природа и Власть). Франсуа Кснэ(1694- 1774), француз XVIII в. 1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведен­ ный в сельском хозяйстве. 2. Первыми попытались вывес­ ти прирост богатства из процес­ са производства, а не обраще­ ния
    Английская классическая политэкономия. Уильям Нетти (1623 1687), Лдам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), англичане XVII-XIX вв. 1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере обращения. 2. Главный источник богат­ ства - труд. 3. Политэкономика раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров. 4. Заложила основы трудовой теории стоимости
    Марксизм. Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немцы С середины XIX в. 1. Разработаны теория стоимо­ сти и теория прибавочной стои­ мости. 2. Открыт закон стоимости как закон развития товарного произ­ водства. 3. Разработана теория воспроиз­ водства и экономических кризисов. 4. Открыты экономические зако­ ны капиталистического способа производства

    Продолжение табл. 1.


    Окончание табл. 1.1

    Неоклассическое на­правление. Альфред Маршалл (1842-1924), англичанин С конца XIX в. 1. Частнопредприниматель­ ская рыночная система, спо­ собная к саморегулированию и поддержанию экономиче­ ского равновесия. 2. Государство создает благо­ приятные условия для функ­ ционирования рыночной экономики
    Кейнсианство. Джон Кейнс (1883-1946), англичанин С 1930-х гг. 1. Разработана теория спроса и предложения, а также рав­ новесной цены. 2. Государство должно актив­ но регулировать экономику, т.к. рынок не способен обес­ печивать социально-экономи­ ческую стабильность об­ щества. 3. Государство должно через бюджет и кредит регулиро­ вать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая пол­ ную занятость и высокий рост производства. 4. Разработаны теория эффек тивного спроса и теория эф­ фективного инвестирования
    Неоклассический синтез. Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэлсон (1915), американцы С 1950-х гг. 1. В зависимости от развития экономики предлагается ис­пользовать либо кейнсианские рекомендации государственно­го регулирования, либо рецеп­ты экономистов, стоящих на позициях ограничения госу­дарственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор - де­ нежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм спосо­ бен сам устанавливать равно­ весие между спросом и пред­ ложением, производством и потреблением

    Но ни одна теория не может претендовать на абсолютную и веч­ную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции i и гределенной социальной группы и определенного периода.

    Краткие выводы

    1. Экономика изучает деятельность людей, связанную С производством, распределением, обменом и потреблением жоиомических благ, т.е. деятельность людей, связанную с до-i i ижением эффективного использования ограниченных ресур­сов с целью удовлетворения безграничных и постоянно ме­няющихся потребностей людей в экономических благах.

    2.")кономика и право тесно переплетены между собой. Пра-ноиые нормы создают необходимые предпосылки для нормаль­ною функционирования экономики. Сами нормы права, регу­лирующие хозяйственную жизнь общества, порождаются Изменениями, происходящими в экономике.

    3. Основные методы познания экономических процессов и явлений - это научная абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез (исторический и логический), экономико-ма­тематическое моделирование.

    4. Экономические явления и процессы изучаются на разных уровнях: микроэкономика - изучение деятельности отдель­ных экономических субъектов; макроэкономика - изучение жономики в целом.

    5. Позитивная экономика устанавливает реально сложившие­ся экономические связи, не давая им оценки. Она имеет дело с тем, что есть или может быть. Нормативная экономика - это субъективные оценочные суждения относительно того, что должно быть, какими должны быть экономные связи, какие ре­шения необходимо принимать.

    6. Экономические законы - это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся, типичные взаимоза­висимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Знание экономических законов необхо­димо для принятия эффективных экономических решений.

    7. Исторический процесс развития экономической науки можно представить такими основными экономическими шко­лами и направлениями, как меркантилизм, физиократическая школа, классическая английская политэкономия, марксизм, неоклассическая школа, кейнсианство, монетаризм.


    Экономический тренинг

    Ключевые термины и понятия

    Политэкономия, экономика, микроэкономика, макроэконо­мика, нормативная и позитивная экономика, научная абстрак­ция, анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-мате­матическое моделирование, экономические эксперименты, жономические законы, экономические категории, экономи­ческие отношения, общие законы, специфические законы, со­циально-экономические отношения, организационно-техни­ческие отношения, меркантилизм, физиократия, классическая Политическая экономия, марксизм, маржинализм, кейнсиан-ское направление, неоклассическая школа, монетаризм, нео­классический синтез, неолиберализм.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Что изучает экономика, каковы ее основные функции
    и методы познания?

    2. Что изучают макро- и микроэкономика? Проанализируйте проблемы, которыми занимаются микро- и макроэкономика.

    3. Какова связь экономики с юриспруденцией?

    4. Что вы понимаете под экономическими законами и кате-гориями?

    5. Какие типы экономических отношений вы знаете и како­ва их сущность?

    6. Назовите наиболее крупных ученых в области экономи­ки; объясните, в чем состоял их вклад в развитие этой науки.

    Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: экономика, политэкономия, микроэконо­мика, макроэкономика, мезоэкономика, абстракция, анализ, синтез, индукция, дедукция, модель, отношения, закон, катего­рия, меркантилизм, физиократия, марксизм, маржинализм, кейнсианство, монетаризм.

    Выберите правильный ответ.

    1. Каково наиболее полное и корректное определение
    предмета экономики:

    а) экономика изучает деятельность, включающую производство
    и обмен товарами;

    б) экономика изучает переменные величины, поведение кото­
    рых воздействует на состояние народного хозяйства (цены,
    производство, занятость и т.д.);

    в) экономика изучает, как общество использует ограниченные
    ресурсы, необходимые для производства различных товаров
    и услуг в целях удовлетворения потребностей его членов;

    г) экономика изучает деньги, банковскую систему и капитал.

    2. Что из перечисленного изучает микроэкономика, а что
    макроэкономика:

    а) уровень занятости и безработицы в стране;

    б) определение оптимального объема производства фирмы;

    в) издержки производства;

    г) финансовое регулирование экономики.

    3. Позитивная экономика изучает:

    а) что есть;

    б) что должно быть;

    в) что было;

    г) оценочные суждения.

    4. Какая из экономических школ впервые сделала пред­
    метом своего анализа процесс производства, а не сферу об­
    ращения:

    а) меркантилизм;

    б) физиократы;

    в) классическая политическая экономия;

    г) маржинализм.


    5. Какое направление возникло в экономической теории XX в.:

    а) марксизм; В) монетаризм;

    в) меркантилизм;

    г) физиократия.

    По горизонтали. 1. Учение о наиболее общих закономерно­стях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. 2. Основатель и глава физиократов во Франции. 3. Школа политической экономии, которая возникла во Фран­ции в середине XVIII в. и получила распространение в Италии, Великобритании, Германии и других странах. 4. Учение о спо­собах, приемах научного познания действительности. 5. Эко­номическая теория, исследующая закономерности экономиче­ских процессов на основе использования предельных величин. 6. Родоначальник английской классической политической эко­номии, возникшей и развивающейся в XVII-XVIII вв.

    По вертикали. 7. Видный английский экономист, написав­ший сочинение «Начала политической экономии и налогового обложения». 8. Известная деятельница польской и немецкой социал-демократии, автор теоретических работ по экономике. 9. Автор экономического труда «Капитал». 10. Школа экономи­ческой теории, которая возникла в Англии и других странах в на­чальный период становления капитализма, когда быстро развива­лась международная торговля.


    Тема 2. Экономические системы и общие проблемы экономического развития

    2.1. Типы экономических систем: рыночная экономика,

    традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика

    2.2. Модели экономических систем: американская, шведская, японская, российская модели переходной экономики

    2.3. Основные экономические проблемы общества: что производить? Как производить? Для кого производить?

    Опорный конспект лекции

    2.1. Типы экономических систем: рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, сме­шанная экономика

    В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы жономических систем: две рыночные (рыночная экономика сво­бодной конкуренции (чистый капитализм) и современная ры­ночная экономика (современный капитализм)) и две нерыночные системы (традиционная и административно-командная).

    Рыночная экономика - это экономическая система, осно-нанная на принципах свободного предпринимательства, многооб­разия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующи­ми субъектами, ограниченного вмешательства государства в хо­зяйственную деятельность. Она присуща социально-экономиче­ским системам, где имеются товарно-денежные отношения.

    Возникнув много веков назад, рыночная экономика достигла иысокого уровня развития, стала цивилизованной и социаль­но ограниченной. Основные черты рыночной экономики пред­ставлены в таблице 2.1.

    Таблица 2. Характеристика рыночной экономики

    Основные черты рыночной экономики:
    1) основа экономики - частная собственность на средства про-
    изводства;
    2) многообразие форм собственности и хозяйствования;
    3) свободная конкуренция;
    4) рыночный механизм ценообразования;
    5) саморегулирование рыночной экономики;
    6) договорные отношения между хозяйствующими субъект-
    тами;
    7) минимум вмешательства государства в экономику
    Основные достоинства: Основные недостатки:
    1) стимулирует высокую эффек­ тивность производства; 2) справедливо распределяет доходы по результатам труда; 3) не требует большого аппарата управления и др. 1) усиливает социальное нера­ венство в обществе; 2) вызывает нестабильность в экономике; 3) безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др.

    Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась в XVIII в., но значительная часть ее элементов вошла в совре­менную рыночную экономику. Основные черты рыночной экономики свободной конкуренции:

    1) частная собственность на экономические ресурсы;

    2) рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции;

    3) большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

    Современная рыночная экономика (современный капи­тализм) оказалась наиболее гибкой, она способна перестраи-


    наться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и вне­шним условиям. Ее основные черты:

    1) многообразие форм собственности;

    2) развитие научно-технического прогресса;

    3) активное воздействие государства на развитие националь­ной экономики.

    Традиционная экономика - это экономическая система, it которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.

    Основные черты традиционной экономики:

    1) частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев;

    2) крайне примитивная технология, связанная с первичной об­работкой природных ресурсов;

    3) общинное ведение хозяйства, натуральный обмен;

    4) преобладание ручного труда.
    Административно-командная экономика (централизо­
    ванно-плановая экономика) - это экономическая система,
    в которой основные экономические решения принимаются
    государством, берущим на себя функции организатора хо­
    зяйственной деятельности общества. Все экономические
    и природные ресурсы находятся в собственности государ­
    ства. Для административно-командной экономики характер­
    но централизованное директивное планирование, предприя­
    тия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра»
    управления плановыми заданиями.

    Основные черты административно-командной эконо­мики:

    1) основа - государственная собственность;

    2) абсолютизация государственной собственности на эконо­мические и природные ресурсы;

    3) жесткая централизация в распределении экономических ре­сурсов и результатов хозяйственной деятельности;

    4) существенные ограничения или запрещения частного пред­принимательства.

    Положительные стороны административно-командной эко­номики.

    1. Путем концентрации ресурсов она может обеспечить дости­жение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).

    2. Административно-командная экономика в состоянии обес­печить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно воз­растающая заработная плата, бесплатное образование и меди­цинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д.

    3. Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).

    Отрицательные стороны административно-командной экономики.

    1. Исключает частную собственность на экономические ресурсы.

    2. Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйствен­ной инициативы, исключает свободное предпринимательство.

    3. Государство полностью контролирует производство и рас­пределение продукции, в результате чего исключаются свобод­ные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.

    Смешанная экономика органично соединяет в себе пре­имущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степе­ни устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отри­цательные последствия.

    Смешанная экономика - тип современной социально-эко­номической системы, складывающийся в развитых странах За­пада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика но­сит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной соб­ственностью (20-25%).


    На базе разнообразных форм собственности функциониру­ют различные типы хозяйства и предпринимательства (круп­ное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения)).

    Смешанная экономика - это рыночная система со свой­ственной ей социальной ориентацией экономики и общества и целом. Интересы личности с ее многосторонними потребно­стями выдвигаются в центр социально-экономического разви­тия страны.

    Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная эко­номика в США характеризуется тем, что государственное ре­гулирование здесь представлено в значительно меньшей сте­пени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей сте­пени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма государ­ственно-частного предпринимательства через систему прави­тельственных законов.

    Россия практически первая в мире применила опыт админист­ративно-командной экономики в форме государственного со­циализма. На современном этапе Россия начинает использо­вать основные элементы смешанной экономики.

    2.2. Модели экономических систем:

    американская, шведская, японская. Российская модель переходной экономики

    Для каждой экономической системы характерны свои на­циональные модели организации хозяйства. Рассмотрим не­которые наиболее известные национальные модели экономи­ческих систем.

    Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и куль­туры, обогащения наиболее активной части населения. Мало­обеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жиз­ни. Эта модель основана на высоком уровне производительно­сти труда и массовой ориентации на достижение личного успе­ха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

    Шведская модель отличается сильной социальной на­правленностью, ориентированной на сокращение имущест­венного неравенства за счет перераспределения национально­го дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной ос­нове, а функция обеспечения высокого уровня жизни (вклю­чая занятость, образование, социальное страхование) и мно­гих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

    Главной для шведской модели является социальная направ­ленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Достоинство шведской модели - сочетание относительно вы­соких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан.

    Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от рос­та производительности труда. За счет этого достигают сниже­ния себестоимости продукции и резкого повышения ее конку­рентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интере­сам конкретного человека, готовности населения идти на опре­деленные жертвы ради процветания страны. Еще одна особен­ность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.


    Японская модель экономики отличается развитым планиро­ванием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит реко­мендательный характер. Планы представляют собой государ­ственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдель­ные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при тгом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.

    Российская модель переходной экономики. После дли­тельного господства административно-командной системы в экономике России в конце 1980 - начале 1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача россий­ской модели переходной экономики - это формирование эффек­тивной рыночной экономики с социальной направленностью.

    Условия для перехода к рыночной экономике сложились не­благоприятными для России. Среди них:

    1) высокая степень огосударствления экономики;

    2) почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении теневой экономики;

    3) длительное существование нерыночной экономики, что ослаб­ляло хозяйственную инициативу большинства населения;

    4) искаженная структура национальной экономики, где веду­щую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хо­зяйства была снижена;

    5) неконкурентоспособность отраслей промышленности и сель­ского хозяйства.

    Основные условия формирования рыночной экономики в России:

    1) развитие частного предпринимательства на основе частной собственности;

    2) создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;

    3) эффективное государство, обеспечивающее надежную за­щиту прав собственности и создающее условия для эффек­тивного роста;

    4) эффективная система социальной защиты населения;

    5) открытая, конкурентоспособная на мировом рынке эконо-

    2.3. Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить? Для кого производить?

    Любое общество независимо от того, насколько оно бога­то или бедно, решает три основных вопроса экономики: ка­кие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являют­ся решающими (рис. 2.1).

    Что из товаров и услуг должно быть произведено и в ка­ком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвес­ти их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хо­тело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в дан­ный момент производить: мороженое или рубашки? Неболь-


    ш ое количество дорогих качественных рубашек или много де­шевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного на-чначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в бу­дущем поднимут производство и потребление?

    Иногда выбор может быть достаточно трудным. Существу­ют слаборазвитые страны, настолько бедные, что усилия боль­шей части рабочей силы тратятся, чтобы только накормить И одеть население. В таких странах, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объемы производ­ства, но для этого необходимы перестройка национального хо-чяйства, модернизация производства.

    Как должны быть произведены товары и услуги? Су­ществуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономического блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строитель­ства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие - государство. Решение о выпуске авто­мобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы.

    Для кого должен быть произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограничено, возникает проблема их распределения. Чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими про­дуктами и услугами, извлекать пользу? Должны все члены об­щества получать одинаковую долю или нет? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судь­бы? Решения данных проблем определяют цели общества, сти­мулы его развития.

    Основные экономические проблемы в различных социаль­но-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого) определяет рынок: спрос, предло­жение, цена, прибыль, конкуренция.

    «Что» решается платежеспособным спросом, голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять жела­ния потребителя.

    «Как» решается производителем, который стремится полу­чить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях кон­куренции производитель должен произвести и продать как мож­но больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

    «Для кого» решается в пользу различных групп потребите­лей с учетом их доходов.

    Краткие выводы

    1. В последние полтора-два века в мире действовали сле­дующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции, современная рыночная экономика, административно-команд­ная и традиционная экономики. В последние полтора-два деся­тилетия появилась смешанная экономика.

    2. В каждой системе существуют свои национальные моде­ли организации хозяйственного развития, т.к. страны различа­ются уровнем экономического развития, социальными и на­циональными условиями.

    3. У российской модели переходной экономики имеются следующие характерные черты: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего предпринимательст­ва, неравномерный переход к рыночным отношениям в раз­личных отраслях и регионах страны, высокая криминализа­ция экономики. *

    4. Основные вопросы экономики (что, как, для кого) решают­ся в различных социально-экономических системах по-разному в зависимости от социально-экономического развития страны.


    Экономический тренинг

    Ключевые термины и понятия /д

    Экономическая система; типы экономических систем: тради­ционная экономика, рыночная экономика, административно-командная (централизованно-плановая) экономика, смешанная экономика; модели экономических систем: японская, южноко­рейская, американская, шведская; российская переходная эко­номика; основные экономические вопросы: что, как, для чего.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Какие типы экономических систем вы знаете и какова их сущность?

    2. Раскройте сущность моделей экономических систем.

    3. Каковы особенности российской модели переходной эко­номики (в отличие от административно-командной к рыноч­ной)?

    4. Чем отличается японская модель от южнокорейской? Ка­кие элементы этих моделей могут быть использованы в России при создании рыночной экономики?

    5. На какие три главных вопроса экономики постоянно стремится дать ответ экономическая теория и в чем заключает­ся их содержание?

    6. Каким образом решаются три основных вопроса эконо­мики (что, как, для кого) в рыночной экономике и администра­тивно-командной?

    7. В чем состоят особенности развития экономических сис­тем на современном этапе?

    Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: типы, системы, традиция, обычаи, община, предпринимательство, собственность, многоукладность, само­регулирование, неравенство, план, планирование, администри­рование, централизация, концентрация, государство, модели.


    Тесты

    Выберите правильный ответ.

    1. Особенность России в сравнении с другими странами
    с переходной экономикой состоит в:

    а) высокой доле военно-промышленного комплекса в народ­
    ном хозяйстве;

    б) широком распространении кустарного производства;

    в) наличии свободных экономических зон;

    г) конкурентоспособности отраслей промышленности..

    2. Можно говорить о преобладании в стране админист­
    ративно-командной системы исходя из степени участия го­
    сударства в хозяйственных процессах, когда:

    а) вмешательство государства в экономику минимально;

    б) государство контролирует производство основной части то­
    варов и услуг в рамках государственного сектора;

    в) государство, сохраняя контроль над некоторыми отраслями эко­
    номики, в то же время поощряет развитие частного сектора;

    г) все ответы верны.

    3. Проблемы что, как, для кого производить могут иметь
    отношение:

    а) только к обществу, где господствует административно-ко­
    мандная экономика;

    б) только к рыночной экономике;

    в) только к традиционной экономике;

    г) к любому типу экономических систем.

    4. Когда экономические проблемы решаются частично
    рынком, частично правительством, эта экономика:

    а) административно-командная;

    б) рыночная;

    в) традиционная;

    г) смешанная.


    5. В административно-командной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, ре­шают:

    а) потребители:

    б) производители;

    в) государство;

    г) иностранные инвесторы.

    По горизонтали. 6. Совокупность хозяйственных отрас­лей, обеспечивающая общество необходимыми материаль­ными и нематериальными благами и услугами. 7. Процесс, который выявляет долю каждого человека в созданном бо­гатстве. 8. Использование людьми материальных благ для удовлетворения своих потребностей. 9. Предмет, на кото­рый направлены человеческие потребности. 10. Носитель потребностей.

    По вертикали. 1. Процесс создания полезного продукта 2. Нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для подцер жания жизнедеятельности человека, социальной группы или общества в целом. 3. Вид целесообразной деятельности, полез­ный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности. 4. Такое мно­жество элементов, которые образуют определенное единство и целостность благодаря их устойчивым отношениям и связям между собой. 5. Процесс, во время которого одни продукты об­мениваются на другие.


    Тема 3. Экономические потребности,

    блага и ресурсы.

    Экономический выбор

    3,1, Экономические блага и их классификация

    |,2, Экономические потребности и их классификация. Закон Энгеля. Закон возвышения потребностей

    JJ, Экономические ресурсы и их виды. Проблема ограничен­ности ресурсов и их занятость

    $.4. Экономический выбор. Границы производственных возможностей и закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей)

    Опорный конспект лекции

    \.\. Экономические блага и их классификация

    Каждое общество независимо от социально-экономической гистемы сталкивается с двумя основными экономическими проблемами:

    I) материальные (экономические) потребности людей практи­чески безграничны;. ).) экономические ресурсы редки или ограниченны.

    Рассмотрим эти две проблемы. Любое общество должно удовлетворять потребности людей в различных экономических опагах. В свою очередь эти блага производятся на базе эконо­мических ресурсов, которые имеются в распоряжении общест-нп и его членов.

    Блага - это все то, что способно удовлетворять повседнев­ные (жизненные) потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие (произведенные товары и услуги, я также дары природы).

    Многообразные человеческие потребности можно объеди­нить в группы, пользуясь теми или иными классификационны-

    ми признаками. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы благ:

    1) экономические блага - результат экономической (хозяй­ственной) деятельности людей, обладают ценой (товар). К экономическим благам относятся блага, которые являют­ся объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями и которые могут удовлетворять потребности людей. Для получения экономических благ не­обходимы соответствующие экономические ресурсы;

    2) неэкономические блага - результат дарения, представлены природой. Неэкономические блага (даровые блага) предо­ставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе свободно, в достаточном коли­честве для полного и постоянного удовлетворения опреде­ленных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.);

    3) материальные блага имеют материально-вещественную форму (товар: уголь, цемент, обувь, одежда, пища и т.д.); включают естественные дары природы (земля, лес, вода), продукты производства (здания, сооружения, машины и т.д.);

    4) нематериальные блага не имеют материально-вещест­венной формы (услуги, научные открытия, образование и т.д.), воздействуют на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство и т.д.

    Различают две группы нематериальных благ:

    1) внутренние - блага, данные человеку природой. Он разви­вает их в себе по собственной воле (голос - пение; музы­кальный слух - занятия музыкой; способность к науке и т.д.);

    2) внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.). По степени удаленности от конечного потребления блага

    делятся на потребительские (пища, одежда, обувь) и ресурсы (факторы производства, используемые для производства по­требительских благ).

    По длительности использования блага делятся на долговре­менные, используемые многократно (здания, книги, компьюте­ры), и кратковременные, используемые в процессе разового потребления (хлеб, молоко, спички и т.д.).

    Итак, средства, с помощью которых удовлетворяются по­требности, называются благами.

    Экономическая теория развивалась в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной практикой. И хотя экономическая наука это продукт нового времени, она складывалась веками. Еще в сочинения Аристотеля и Платона можно увидеть различные варианты теоритического осмысления экономического бытия.

    Но первой экономической школой считают Меркантилизм – новая школа. Концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов. Изначально считали что нужно добиться большего количества в стране золота и серебра. Представителем является Томас Манн. Меркантилизм долго был основной политикой многих стран.

    Следом идет Классическая политическая экономика – возникла и развивалась в XVII - XVIII вв. Родоначальниками этой теоретической школы были Вильям Петти (1623-1687 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.) и Давид Рикардо (1772-1823 гг.). Они внесли выдающийся вклад в углубленное исследование капиталистической экономики, создали свое учение о росте национального богатства. Впервые идею о том, что труд является важнейшим источником богатства высказал В. Петти. Ему принадлежит знаменитая формула: природа - мать, труд - отец богатства. Наибольший вклад в классическое направление теории внес А.Смит, превративший политическую экономию в научную систему, после чего она стали преподаваться в высших учебных заведениях В главном труде - "Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 г.) - он обосновал "естественный порядок" в экономической жизни. Устоями этого порядка были признаны господство частной собственности, свободная конкуренция и свободная торговля, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

    Школа физиократ (18 век, Франция). Франсуа Кене, Ан Тюрго. Физиократы были не согласны с концепциями меркантилистов. Для них особую роль играет земля. Земля способна приносить доход, превышающий первоначальные затраты. Земледелец собирает хлеба больше, чем он посеял зерен. Поэтому только в земледелии, только в этой специфической отрасли существует «чистый продукт». В других сферах народного хозяйства чистый продукт не создается. Ремесленник лишь меняет форму продукта, производимого в сельском хозяйстве. То, что физиократы называли «чистым продуктом», позже получило название «рента». В соответствии с концепцией чистого продукта физиократы дели­ли все общество на производительный класс (земледельцы), непроизводительные классы (ремесленники, торговцы, чиновники) и класс собственников.

    Марксизм – Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Они разработали периодизацию развития общества, теорию капитала, его воспроизводства и накопления, прибавочную стоимость и распределение. Экономическая наука признательна Марксу за глубокие исследования причин экономических кризисов, противоречий товарного производства, эволюцию формы стоимости, социальных проблем рыночной экономики.


    Неоклассическое направление –Альфред Маршал. Трактовал что все экономические законы – общие законы, относящиеся к тем областям поведения человека, которые можно измерить денежной массой. Свои экономические воззрения Маршалл отразил в книге «Принципы экономики». Он Ввел понятие равновесной цены и предложил график рыночного равновесия. Так же он исследовал мнополию.

    Кейнсианство – Джон Мейнар Кейнс. Двигателм экономики по мнению Кейнса является не предложение, а спрос. Именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Чтобы преодолеть кризис предлагал государству наращивать производство и сократить безработицу. Для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства.

    Монетаризм – Дэвид Юнг, Милтон Фридмен. макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Согласно взглядам монетаристов спрос на деньги имеет тенденцию к росту, и чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением необходимо проводить курс на постепенное увеличение денег в обращении. Свободный рынок сам отрегулирует все пропорции в экономике.