Прикладные проблемы формирования инновационной экономики россии. Проблемы становления инновационной экономики россии

По номинальному объему экспорт высокотехнологичной продукции из Китая бо­лее чем в 57 раз превышает аналогичный показатель для России

Основные проблемы рос­сийской экономики последних двух десятилетий — это нарастающее отставание от промышленно развитых стран в научно-технологическом и инновационном развитии и объемах товарного производства высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики. Следствием этого отставания является высокая степень зависимости российской экономики от возможностей импорта высоко­технологичной продукции зарубежных компаний и возможностей экспорта энергоносителей.

В свою очередь, это отставание есть прямое следствие реализуемой в тече­ние последних 25 лет либеральной модели экономики страны, в рамках кото­рой критерием успеха реального сектора экономики России считается финан­совая конкурентоспособность и прибыль, т.е. этот сектор нацелен на финансовые, а не технологические инновации. Эта либеральная модель являлась ос­новой ряда директивных документов Правительства РФ, а также всех стратегий научно-технологического развития России начиная с 2006 г., основные цели и задачи которых так и не были достигнуты. Но существеннее всего то, что в 2016 г., как и десять лет назад, в 2006 г. (год утверждения Стратегии-2015), крупнейшие высокотехнологичные компании реального сектора экономики России по объему товарного производства многократно отставали от своих за­ рубежных конкурентов.

Среди упомянутых директивных документов Правительства РФ основополагающим представляется документ «Основные направления политики Рос­сийской Федерации в области развития инновационной системы до 2010 года», утвержденный Правительством РФ в августе 2005 г.. N 2473п-177 (далее — Основные направления-2010). Согласно этому документу одна из целей государ­ственной политики в области развития инновационной системы (п. 18) к 2010 г. «…вывести экономику страны из зоны преимущественного экспортно-сырьевого развития, обеспечить конкурентоспособность России в мировом сообще­стве и ее равноправную интеграцию в мировое экономическое пространство».

Указанная цель, однако, не достигнута. Согласно докладу ЦСР на данный момент по целому ряду направлений Россия не в силах конкурировать с зару­бежными партнерами, а наша национальная экономика по-прежнему в значи­тельной степени зависит от экспорта энергоносителей: на их долю в 2016 г. пришлось 62% российского экспорта в страны дальнего зарубежья.

Распоряжением Правительства РФ No 2227-р от 8 декабря 2011 г. утвер­ждена «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (Стратегия-2020) также на базе Основных направлений-2010. В рамках реализации этой С’тратегии-2020 и планировалось увеличить долю Рос­сии на мировых высокотехнологичных рынках до 2%, что в 8 раз меньше пока­зателя Китая и в 6 раз меньше уровня США в 2008 г.

Однако согласно докладу ЦСР преобладают иные тенденции:

«В последние десятилетия происходит смещение структуры экспорта в сторону продук­тов низкой сложности…», «Россия — единственная страна БРИКС, где струк­тура производства стала менее высокотехнологичной, чем была ранее», «…по номинальному объему экспорт высокотехнологичной продукции из Китая бо­лее чем в 57 раз превышает аналогичный показатель для России».

Стратегией-2020 планировался также ежегодный 5%-ный прирост произ­водительности труда «для достижения среднеотраслевых значений, характер­ных для аналогичных зарубежных компаний».

Согласно докладу ЦСР положение не изменилось: «Российской экономике необходимо обеспечить производительность труда в таких масштабах, ко­торые позволят в кратчайшие сроки ликвидировать отставание по данному показателю от стран-лидеров и не уступать им в будущем».

Таким образом, именно следование России либеральному экономическому курсу является причиной того, что «…динамика, которую российская экономи­ка демонстрирует в настоящий момент, не позволяет ни решать задачи повышения производительности труда, ни эффективно включиться в глобаль­ные тренды, задаваемые новой технологической революцией».

На существующих глобальных рынках полупроводников и радиоэлектроники Россия является только потребителем, но не сколь-нибудь значимым по­ставщиком. Россия критически зависит от импорта полупроводников, посколь­ку не владеет технологиями и не располагает полупроводниковыми фабриками, способными обеспечить производство десятков и сотен миллионов полупро­водников (на что способны, например, Intel и Texas INS.). Очевидно, что в этих условиях не имеет реального смысла ставить перед российской полупроводниковой отраслью задачу обеспечения производства хотя бы сотней миллиардов полупроводников для 50 млрд, устройств, которые будут подключены к интер­нету к 2020 г.

По данным из материалов экспертной группы Digital McKinsey «Цифровая Россия: новая реальность», Россия критически зависит также и от импорта ИТ-оборудования, объем которого составляет по различным категориям от 80 до 100%. Другими словами, объемы производства отечественных полупровод­ников и радиоэлектронных изделий в настоящее время не являются сколько-нибудь значимыми для экономики России.

Аналогична и ситуация с удовлетворением потребностей отечественного рынка бытовой техники. На этот рынок поступают либо импортные изделия, либо результаты отечественной сборки изделий из импортных комплектую­щих, включая программное обеспечение цифровых систем управления таких товаров массового спроса, относящихся к категории потребительского «интер­нета вещей», как бытовая радиоэлектроника, холодильники, пылесосы, сти­ральные и швейные машины и т.д., а также легковые автомобили. Очевидно, что цифровая трансформация этих массовых продуктов и соответствующих зарубежных предприятий уже проведена или будет проведена на основе про­дукции лидеров глобальных рынков полупроводников и радиоэлектроники.

Стало быть, при сохранении в России либеральной экономической модели не приходится ожидать ни увеличения объемов производства отечественной бытовой техники в результате новой технологической революции, ни создания в России на их основе экономически и социально значимых компаний по произ­водству таких товаров на основе стратегии «двойного сокращения», конкурен­тоспособных на глобальном мировом рынке.

Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. No 1632-р утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (Программа ЦЭ). В основу этой программы положены те самые принципы, на которых базирова­лись все предыдущие стратегии научно-технологического развития России, цели и задачи ни одной из которых так и не были достигнуты.

Согласно Основным направлениям-2010 первоочередные цели и задачи этих стратегий и программы — создание условий, в том числе институциональных, для развития (создания) высокотехнологичных бизнесов, но не создание собственно этих бизнесов, а также необходимой инфраструктуры и прорывных технологий. Достижение этих целей и задач программы предположительно должно обеспечить повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом (Программа ЦЭ, с. 2).

Необходимое условие конкурентоспособности компании на глобальном рынке — это ее выход на объемы товарного производства, соизмеримые с объемами производства компаний-лидеров глобального рынка. Однако увеличение объемов товарного производства не являлось целью ни стратегий научно-технологического развития РФ в 2006-2016 гг., ни Программы ЦЭ.

Из изложенного следует, что попытка включения России в новую технологическую революцию на базе либеральной модели не только не решит основ­ные проблемы российской экономики, но и усилит ее зависимость от импорта высокотехнологичной продукции и экспорта энергоносителей.

Бетелин В. О НОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ГОТОВНОСТИ К НЕЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ // Экономист, 2018, № 2

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблемы становления инновационной экономики в России

Роскош М. В.

В статье рассмотрены различные препятствия на пути становления инновационной экономики в России на современном этапе. Предложены возможные пути комплексного преодоления данных проблем.

Ключевые слова: инновации, инновационная экономика, технопарки, технологии, инновационная инфраструктура.

Провозглашен курс развития страны на ближайшие годы - становление основанной на знаниях или инновационной экономики. Какие проблемы стоят на пути становления инновационной экономики? Каковы возможные способы разрешения этих проблем?

Развитие науки - важный фактор, влияющий на развитие производства, обороны, медицины, образования, строительства и т.д. Технологии, используемы во все сферах человеческой деятельности, определяют качество производимых услуг и продукции, их себестоимость, прибыль предприятий, - и в итоге, уровень жизни населения, объемы ВВП и его структуру. Инновационная экономика предполагает научные достижения как основу производства.

В советский период основные научные изыскания проводились в военной и космической сферах - зоны соперничества между СССР и США. Развитие фундаментальной науки, качественное высшее образование, высокий уровень качества здравоохранения, однако научные достижения мало применялись в экономике. Внедрение технологий, основанных на научных разработках осуществлялось на одном-двух предприятиях и не носило массового характера.

В 1990-м году был создан первый технопарк в Томске - «Томский научно-технический парк», за три года их количество в стране выросло до 43, на сегодняшний день их около 80. В основном технопарки создаются при вузах как площадка для размещения малых инновационных фирм. Однако, лишь 30 из них смогли пройти госаккредитацию, многие технопарки не занимаются своей прямой деятельностью, а сдают площади различным организация, вне зависимости от сферы их деятельности. Неразвитость инновационной инфраструктуры - одна из основных преград на пути становления инновационной экономики.

Лишь небольшое количество стран можно назвать инновационными, согласно рейтинга составленного совместно парижской школой INSEAD и Интернет порталом World Business первое место заняли США, семерка самых инновационных стран выглядит следующим образом:

2 Германия

3 Великобритания

5 Франция

6 Швейцария

Становление инновационной экономики в США началось в 1950-х годах прошлого века. В это время был создан первый технопарк на базе Стэнфордского университета, это положило начало современной Силиконовой долине. На сегодняшний день в США насчитывается более 160 технопарков. Однако, США сдает свои позиции в пользу стран Азии, прежде всего Японии, Китая и Сингапура. Беспокойство вызвано снижением финансирования фундаментальных исследований, падением популярности технического образования и научной сферы. Кроме того, Китай и Япония опережают США в сфере информационных и нанотехнологий технологий, энергетики, биотехнологий и др.

В настоящее время основная статья экспорта России - природные ресурсы. Экономика, основанная на экспорте энергоносителей, в будущем не сможет быть конкурентоспособной. Если не принять активные меры сейчас, то Россию ждет роль сырьевого придатка развитых стран постиндустриального мира. Перед страной стоит задача - выйти на новый путь экономического развития - становления инновационной экономики.

Инновационная экономика для России - это возможность перейти от экспорта ресурсов к экспорту наукоемкой продукции, внедрение инноваций в производственной сфере позволит не только повышать качество продукции и снижать издержки, завоевывать новые рынки, но и производить принципиально новые виды продукции, создавать новые рынки сбыта. Энергосберегающие технологии и изменение структуры экспорта в пользу инновационной продукции позволят России избавится от «нефтяной иглы». Инновационных преобразований требует не только промышленность, в медицине необходимы новые технологии, эффективные и доступные, тоже в сфере услуг и образовании.

По данным Федеральной службы государственной статистики в 2009 году было выдано более 50000 патентов, однако большая часть научных разработок продается за рубеж. Причиной этого является неготовность предприятий к внедрению инноваций, пересмотру технологий производства, риску. Многие разработки не нашли своего покупателя в Росси, но стали востребованы за границей. При этом есть острая необходимость во внедрении инноваций на российских предприятиях, т.к. производственные фонды изношены, технологии устарели, безопасность труда крайне низкая, от этого страдает качество продукции, что делает ее неконкурентоспособной не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

Процесс становления инновационной экономики обнаруживает на своем пути ряд проблем:

Неразвитость инновационной инфраструктуры

Неготовность предприятий к внедрению инноваций

Недостаток квалифицированных кадров на всех уровнях от рабочих до высшего руководства

Недостаточное взаимодействие вузов и предприятий

Недостаточное финансирование науки

Нехватка механизмов финансирования инновационных проектов и малых инновационных фирм

Необходимо найти пути разрешения всех данных проблем, экономика - цельная система и становление новой экономики должно проходить комплексно. На данный момент много говорится о создании и развитии технопарков в стране, это конечно поможет разить инновационную инфраструктуру, однако, необходимо единое информационно-инновационое пространство, открытое с одной стороны, и достаточно защищенное с другой. Многие вузы обладают значительным научным и инновационным потенциалом - инновационные площадки при вузах - это возможность развивать инновационный потенциал и инфраструктуру.

При этом инновации имеют значение лишь тогда, когда они применимы в экономике и могут дать значительную отдачу. Необходимо взаимодействие вузов и предприятий. Здесь возможны различные варианты:

1. Инновационный центр при вузе получает заказ от предприятия - разрабатывает изделие - предприятие финансирует разработку - инновация внедряется на предприятии - вуз получает денежное вознаграждение.

Следует отметить что предприятие финансирует разработку на разных этапах, т.к вуз может и не иметь финансовых возможностей для проведения дорогих исследований или закупки специального оборудования. При успешном внедрении - инновационный центр получает вознаграждение за разработку, а предприятие многократную отдачу от внедрения инновации.

2. Вузы разрабатывают инновацию, затем предлагают ее к внедрению на предприятии. Здесь есть риск не найти покупателя для нового продукта.

Крупные предприятия и ТНК могут создавать собственные инновационные площадки, прибегая или не прибегая к помощи сторонних специалистов, в этом случае меньше вероятность утечки информации, чем при разработке инноваций сторонними организациями. Недостаток квалифицированных кадров решается при достаточном финансировании школ и вузов, развитии образовательных и научных проектов, повышения квалификации на предприятии в учебных центрах.

Неготовность производств к внедрению инновации, обусловлена тем, что предприятия привыкли существовать в условиях выживания сегодня, и не всегда задумываются о том, насколько будет конкурентоспособна их продукция через 5-10 лет. Здесь также возможна помощь государства, налоговые льготы при внедрении более экологически чистых, ресурсо- и энергосберегающих технологий. Необходимы различные госпрограммы, с одной стороны стимулирующие развитие и внедрение инноваций, а с другой позволяющие предприятиям, внедряющим инновации в производственный процесс получить льготы, финансовую поддержку и т.д.

Финансирование фундаментальной науки должно стать приоритетом государства, без этого невозможно развитие инновационной экономики. Прикладная наука ближе к производству, но открытие в фундаментальной науке - это прорыв в прикладной, а это в свою очередь новые технологии и оборудование внедряемое в экономику, образование, медицину.

Если фундаментальная наука - это приоритет государства, то в финансировании прикладных исследований вполне может принять участие крупный бизнес, как посредством прямых инвестиций, так и через различные фонды, программы и проекты. Механизмы финансирования инновационных предприятий не слишком разнообразны, в основном это венчурые фонды. Однако помимо венчурных фондов, средством финансирования могли бы стать госзаказы инноваций. Госаукционы на проведение разработок в той или иной сфере, скажем на разработку медицинской техники и последующего ее внедрения в государственные лечебные учреждения за счет бюджета и в частные за полную стоимость.

Способы преодоления проблем на пути становления инновационной экономики различны, как будет развиваться наша страна, зависит не только от государственной политики, но и от заинтересованности малого и среднего бизнеса в развитии и внедрении инноваций, а значит в переходе экономики на новый уровень.

Литература

инновационный экономика комплексный государственный

1. America"s innovation economy, [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:http://www.pri.org/science/1091.html

2. The task force on the future of American innovation. The knowledge economy: is the united states losing its competitive edge? [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:http://www.futureofinnovation.org/PDF/Benchmarks.pdf

3. Инновационная экономика на смену нефтяной игле Журнал «Экономика России: ХХI век» № 19 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:http://www.ruseconomy.ru/nomer19_200506/ec13.html

4. Институциональные проблемы освоения инноваций Н.И. Комков Н.П. Иващенко [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://institutiones.com/innovations/1507-osvoenie-innovacij.html

5. Российские регионы в системе национальной безопасности: монография / И.И. Арсеньева. - М.:Восток - Запад. 2008.

6. Технопарки в России [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/researches/technopark/part3/

7. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО "Фирма "Издатетьство ACT", 1999

8. Самые инновационные страны в 2006 году, Дмитрий Прытин, [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://rating.rbc.ru/article.shtml?2007/06/04/31506802

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экономики знаний: основные черты, анализ предпосылок становления в регионах Республики Беларусь. Пути преодоления препятствий в процессе перехода к экономике знаний. Расчет субиндекса "инновации", "образование". Основные формы интрапредпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2013

    Основные элементы национальной инновационной системы, особенности ее развития в России. Обзор институциональных изменений в стране в рамках становления экономики, основанной на знании. Целевые показатели и оценка эффективности инновационной деятельности.

    статья , добавлен 15.06.2013

    Определение понятия "инновации", изучение их классификации. Рассмотрение влияния инновационного бизнеса на экономику страны. Анализ существующего опыта развития инновационной деятельности в России; выделение проблем и обозначение возможных решений.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Структура национальной экономики: сущность, понятие и виды. Геополитическое и экономическое положение России, административно-территориальное устройство. Проблемы и пути развития территориальной структуры национальной экономики РФ на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2010

    Структура нефтегазового комплекса. Особенности нефтегазовой отрасли России в условиях переходной экономики 1990-х гг. Характеристика деятельности предприятий теплоэнергетического комплекса России по внедрению инноваций. Привлечение иностранного капитала.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2015

    Понятие и сущность инновационной экономики, ее отличительные признаки. Развитие инновационной экономики в XX веке: мировой и отечественный опыт. Анализ динамики затрат на технологическое усовершенствование организаций промышленного производства в России.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2013

    Теоретические основы рабочей силы и рынка труда, их характеристика, сущность и роль в современном обществе. Анализ проблем обеспеченности экономики России рабочей силой на современном этапе и методы государственной политики по улучшению ситуации.

    контрольная работа , добавлен 04.04.2012

    Понятие, характеристика форм и видов предпринимательства как важнейшего атрибута рыночной экономики. Исторические этапы становления предпринимательства в России. Сравнительный анализ его становления до и после внедрения новой экономической политики (НЭП).

    курсовая работа , добавлен 17.11.2012

    Анализ необходимости государственного регулирования воспроизводственных процессов в России. Исследование проблем и условий формирования национальной инновационной системы как главного фактора повышения эффективности производства в рыночной экономике.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2010

    Сущность инноваций и инновационной деятельности. Анализ регулирования и поддержки инновационной деятельности в России. Полезные примеры зарубежного опыта для российской инновационной деятельности. Перспективы развития инновационной деятельности в России.

1

В настоящее время руководством нашей страны в полной мере осознается необходимость перехода России, а следовательно, и всех промышленных предприятий на инновационный путь развития, им осуществляется ряд практических мер по реализации данного курса. Но, несмотря на все проводимые мероприятия, промышленные предприятия до сих пор не проявили активности в вопросах инновационного развития.

Инновационное развитие во всем мире обусловлено необходимостью постоянного повышения и удержания конкурентоспособности предприятиями. При этом использование инноваций дает предприятиям возможность эффективно конкурировать на рынке, привлекать новых потребителей, улучшать финансовые результаты работы. Уровень конкурентоспособности предприятия наиболее значимо зависит от технологического уровня предприятия. Кроме того нужно учитывать глубину инновационных процессов на предприятии, поскольку к росту конкурентоспособности приводят не все инновации, а только те, что ориентированы на новые рынки и сопровождаются оригинальными разработками.

Многими исследованиями отмечается отсутствие у российских предприятий интереса к инновационному развитию как таковому. И причина на наш взгляд кроется в том, что в условиях России инновации реально не являются инструментом в конкурентной борьбе. Российским предприятиям нет необходимости внедрять новые технологии для привлечения потребителей. Конкурентные преимущества в нашей стране создаются другими факторами, а не инновациями. Это наглядно демонстрирует тот факт, что при крайне низких затратах на НИОКР, низком технологическом уровне и низкой производительности труда российские предприятия имеют высокую рентабельность. Доля предприятий, абсолютно пассивных в области инноваций, то есть не имеющих ни новых продуктов, ни новых технологий, ни расходов на НИОКР, в среднем составляет 44%. Доля предприятий, разрабатывающих и внедряющих новый продукт, значительно меньше доли предприятий, которые не имеют собственных разработок, а адаптируют и применяют уже известные технологии и продукты (19% и 27%). Очень мало предприятий, ориентирующих новые оригинальные продукты и технологии на уровень мирового рынка - только 3%. Существует значимая положительная связь между конкурентоспособностью фирмы и постоянством затрат на НИОКР. В период с 2005 по 2009 гг. доля предприятий, осуществляющих финансирование НИОКР, снизилась с 55% до 36%.

Низкий уровень корпоративных расходов на НИОКР в России нередко связывают с несовершенностью процесса технологической модернизации, имея ввиду, что предприятия должны сначала модернизировать производство и заменить оборудование в цехах, а уж потом перейти к инновациям на основе оригинальных разработок. Однако практика показывает, что крупные инвестиции и инновации не конкурируют друг с другом, а наоборот сопровождают друг друга. Причем именно те предприятия, которые активно инвестировали в последние годы, осуществляют инновации высокого качества. Наибольшая доля предприятий никогда не имевших никаких инвестиций (44%) среди тех, которые никогда не занимались НИОКР, не внедряли новые продукты и технологии.

Можно выделить следующие основные проблемы, препятствующие активному инновационному развитию российских предприятий:

1. Отсутствие действующего законодательства, регулирующего ведение инновационной деятельности на предприятии, не принят закон «Об инновационной деятельности» и др. Это является причиной многих споров и непонимания, возникающих между правительством, учеными и предприятиями по поводу, как самого понятия инновационного развития, так и определений инновационной продукции, инновационного процесса и т.п.

2. Недостаточность финансирования инновационной деятельности предприятиями в связи с высокой стоимостью внедрения и освоения нововведений, а также долгосрочностью вложений. Предприятия не имеют собственных средств на финансирование разработок, а возможность привлечения финансовых средств из внешних источников ограничена. У кредиторов нет гарантии возврата ссуд и получения дивидендов, поскольку инновационная деятельность подвержена гораздо большему числу рисков, чем инвестиционная деятельность.

3. Отсутствие у российских предприятий современной базы для внедрения разработок по причине износа или отсутствия необходимого оборудования. Многие промышленные предприятия характеризуются высокой ресурсоемкостью и энергоемкостью производства, что усугубляется высоким уровнем износа производственного аппарата. В силу отсталости основного капитала предприятий экономика в целом оказывается невосприимчивой к вложениям в исследования и разработки.

4. Наличие феномена сопротивления инновациям, которое наиболее часто происходит по двум причинам:

  • Человеку свойственен страх перед всем новым. Наиболее это выражено в переходные моменты, особенно кризисные, когда наблюдается социально-психологическая нестабильность и внедрение нового воспринимается как угроза существующему положению;
  • С точки зрения инвестора, вкладывающего деньги в какую-либо технологию, появление новой, более эффективной, часто построенной на новых принципах, создает угрозу существующей. Поэтому инвесторы стараются на какое-то время ее придержать, хотя бы до тех пор, пока предыдущие вложения не окупятся.

5. Отсутствие кадров, способных эффективно руководить инновационным процессом, причем кадровая проблема ощущается на всех уровнях управления, как страны, так и отдельных предприятий.

6. Трудности в проведении маркетинговых исследований инновационных продуктов. Неустойчивая экономическая ситуация в стране затрудняет достоверную оценку спроса на инновационную продукцию даже на краткосрочную перспективу.

7. Инновационная деятельность требует наличия на предприятии соответствующей организационной структуры управления.

8. Недооцененный человеческий капитал, который не учитывается ни при определении уставного капитала, ни при обосновании инвестиций, ни при выработке стратегии экономического субъекта, в то время как в мировой практике широко используются системы по развитию интеллектуального человеческого потенциала.

Согласно последним статистическим данным наибольшей инновационной активностью обладают крупные предприятия с численностью более 1000 человек. Это можно объяснить тем, что крупные предприятия имеют большие как финансовые, производственные, человеческие, так и политические ресурсы - возможность лоббировать свои интересы, от чего во многом зависит успешность в конкурентной борьбе. Опыт зарубежных компаний также показывает, что инновационное развитие удобнее осуществлять крупным предприятиям и корпорациям.

Необходимо формирование действенной системы управления инновационной деятельностью и освоение технологий инновационного менеджмента на тех предприятиях, которые имеют возможность осуществить инновационную деятельность. Инновационное развитие на крупном промышленном предприятии может эффективно осуществляться при активном включении в работу специальной организационной структуры, которую можно назвать центром инновационно-технологической поддержки.

Рекомендуется создание подразделений на предприятиях, которые бы отвечали непосредственно за инновации и инновационное развитие. Возможно объединение в таких подразделениях функций по стратегическому и инновационному развитию, которые тесно взаимосвязаны между собой. Подразделения такого рода имеются в составе крупных российских компаний, например, ОАО «Лукойл», ОАО «РЖД», ОАО «Роснефть» и др.

Библиографическая ссылка

Сайфуллина С.Ф. ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 3. – С. 171-173;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7969 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

«Надо обеспечить возможность участия каждого казахстанца в масштабной индустриализации страны. Сейчас необходимо построить работу так, чтобы индустриализация стала по-настоящему всенародной, делом каждого казахстанца» Назарбаев Н.А.

Динамичное развитие инновационной сферы – одно из главных слагаемых инновационной экономики нашей страны.

Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) - тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий.

Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала). Некоторые исследователи (Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Д. Белл, Дж. Нейсбитт и др.) считают, что для большинства развитых стран в современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство страны, которая её создает. В настоящее время в число стран с инновационной экономикой и развитым венчурным бизнесом - важнейшей составляющей инновационной экономики - входят США, Германия, Япония, Австралия, Канада, Швеция, Финляндия, Сингапур, Израиль и другие страны. Такая высокотехнологичная экономика предполагает наличие эффективной инновационной системы и создание институтов поддержки инновационного процесса. По данным ООН, сегодня Казахстан даже не входит в двадцатку высокотехнологичных наций мира.

Ключом к формированию экономики нового типа в Казахстане являются масштабные инвестиции в новые технологии и создание условий для постоянного воспроизводства знаний и воплощения их в новые высокотехнологичные продукты и услуги. Большую роль в развитии экономики играют информационные коммуникационные технологии, являющиеся основой новой инфраструктуры страны. Они должны развиваться опережающими темпами по сравнению с уровнем развития экономики. Инновационная активность казахстанских предприятий заметна в отраслях, производящих продукцию с низкой степенью переработки. Обращает на себя внимание инновационная активность в отраслях, где доминирует отечественный производитель. Это относится к пищевой промышленности, производству кокса и нефтепродуктов. Так, в сельскохозяйственных регионах, поставщиках продуктов питания, отмечается наибольший процент инновационной продукции в общем объеме промышленных предприятий. Предприятия же машиностроения и металлообработки, легкой промышленности вынуждены конкурировать со всем миром. Таким образом в республике 4,8% инновационно-активных предприятий отечественной промышленности. В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, которая направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстан на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путём диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленностью.

Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики. Согласно положениям Стратегии, во всех отраслях экономики Казахстана должен быть осуществлен переход к передовым мировым стандартам. Важнейший вопрос, с которым сегодня сталкивается Казахстан,- это обеспечение инновационных проектов финансовыми ресурсами. Статистические данные о величине затрат на технологические инновации предприятий по источникам финансирования свидетельствуют о несомненном факте преобладания источника финансирования инноваций за счет собственных средств предприятий. Такое стремление этих организаций поддержать собственный научно-технологический потенциал несомненно важен.

Одним из действенных способов становления и стимулирования инновационной экономики является грамотное налоговое регулирование со стороны государства, которая определяется его налоговой политикой.

В рамках налоговой политики традиционно формируется система налоговых льгот и других экономических средств, стимулирующих инвестиции в производство и научно-технические исследования. В свете налоговой реформы последних лет в Казахстане наметился переход от простой поддержки научных организаций налоговыми льготами к стимулированию инвестиций в исследования и разработки. В частности, были отменены прямые льготы, освобождающие государственные научные организации от уплаты земельного налога, налога на имущество. В то же самое время, за последние пять лет были внесены достаточно существенные изменения в Налоговый Кодекс Республики Казахстан (далее по тексту – Налоговый кодекс РК), направленные на стимулирование расходов на исследования и разработки, предоставляющие определенные налоговые преференции инновационно-ориентированным компаниям.

Согласно Посланию Президента Казахстана народу Казахстана стратегия индустриально-инновационного развития Казахстан до 2015 года которая направлена на формирование государственной экономической политики Казахстана, налоговые льготы отдельно выделены как перспективный инструмент для стимулирования развития инновационной активности хозяйствующих субъектов.

Основным препятствием для внедрения льгот в инновационном секторе является потенциальная возможность использования льгот в целях получения необоснованной налоговой выгоды компаниями, не имеющими отношения к инновационным процессам экономики, - то есть возможность использования преференций хозяйствующими субъектами, на которых данные преференции не рассчитаны. Это явление может значительно снизить результативность применения налоговых льгот с точки зрения их результативности, так как последние могут быть использованы для целей ухода от налогов.

Кроме того, далеко не всегда очевидно, что конкретные налоговые льготы будут именно дополнительно стимулировать инновационную активность, а не просто экономить налоговые платежи инновационным компаниям (даже допуская, что все они законно пользуются льготой)

Также отметим, что достаточно большой объем изменений, вносимых в налоговое законодательство в последнее время и направленных на предоставление дополнительных преференций компаниям, связанным с высокотехнологичным сектором, сопряжен с различными пробелами законодательного регулирования, что также может снижать результативность льготы как инструмента экономической политики государства.

Затраты на исследования в Казахстане и в разрезе по областям за последние 6 лет наглядно показаны в таблице №1.

Таблица №1 Внутренние затраты на исследования и разработки Казахстана по областям

Республика Казахстан

Акмолинская

Актюбинская

Алматинская

Атырауская

Восточно-Казахстанская

Жамбылская

Западно-Казахстанская

Карагандинская

Костанайская

Кызылординская

Мангистауская

Павлодарская

Северо-Казахстанская

Южно-Казахстанская

Как видно из таблицы №1 затраты на исследования в целом по Казахстану динамично растут. Так, в 2011г. рост затрат выросли по сравнению с 2006г. на 175% или увеличение составило в 1,75 раза. При этом наибольший удельный вес в затратах на исследования занимают такие области как Атырауская, Восточно-Казахстанская, Мангистауская, города Астана и Алматы. Следует отметить, что удельный вес затрат вышеназванных субъектов в совокупности в 2011г. составил 75% общих затрат Казахстана. Такое положение свидетельствует о неравномерной индустриализации регионов Казахстана и как следствие о разном уровне их социально-экономического развития.

Литература:

1. Герасимов А.В. Инновационное развитие экономики: теория и методология.

2. Портер. М. Д. Конкуренция. Пер. с англ. М.: Вильямс, 2003.

3. Послание Президента Казахстана народу Казахстана от 17 мая 2003 года Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

- 52.38 Кб

Проблемы становления инновационной экономики России

По прогнозам ученых в технологическом развитии экономики будущего доминирующую роль играют инновации.

Инновация: (англ. Innovation - нововведение) -конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке.

Инновационная экономика- экономика, развивающаяся на приоритетном использовании новых знаний – новаций и инновационных продуктов, готовности к их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности.

Чтобы страна имела сильную и эффективную экономику, стала полноправным участником мирового разделения труда, она должна побороть все серьезные барьеры на своем пути.

Одной из наиболее негативных черт современного этапа развития российской экономики является дисбаланс между значительными объемам затрачиваемых нашим государством средств на развитие научно-технической сферы и низким уровнем технологического развития базовых секторов отечественной экономики, что вызывает отставание российской экономики от мировых лидеров.

По некоторым данным глобального рейтинга английского журнала «Форчун» - Fortune - 500 Global, уровень производительности труда в российских крупных компаниях в разы отстает от их глобальных конкурентов. Если 5 лет назад по уровню производительности труда российские компании могли конкурировать хотя бы с Китаем, то сегодня крупнейшие корпорации Китая более чем 1,6 раза эффективнее российских гигантов бизнеса .

Проблема низкого технологического уровня отечественной промышленности во многом унаследована из прошлого, поскольку основу ее составляют предприятия, созданные в советский период. В течение последующих лет увеличивался разрыв в технологическом развитии с ведущими странами мира. Доля оборудования в возрасте старше 10 лет увеличилась с 15% в 90-е годы ХХ века до 50% в целом по промышленности в начале нынешнего столетия. С учетом возраста и морального устаревания мощностей уровень их загрузки уже приближается к предельному.

В последние годы в России наблюдались относительно высокие темпы роста инвестиций в основной капитал, однако объемы этих инвестиций в целом недостаточны для нормального производства технической базы промышленности. Часть предприятий либо вообще не инвестирует в обновление основного капитала, либо вкладывает крайне незначительные суммы в пределах, достаточных лишь для капитального ремонта существенного оборудования, зданий, сооружений .

По мнению специалистов, max эффект от внедрения новых технологий можно получить лишь создавая новое производство с нуля, где все, начиная с конструкции зданий и заканчивая коммуникациями, полностью отвечает всем технологическим требованиям .

В тех отраслях, где инвестиционная активность высока, обновление и технологическая модернизация в значительной мере осуществляется за счет импорта оборудования и техники. Отечественное оборудование в основном используется для простого воспроизводства (замена действующего, капитальный ремонт), а расширение мощностей идет преимущественно за счет импортируемой техники. Именно поэтому практика закупки импортного оборудования не позволяет выйти на передовые технологические рубежи, поскольку те же технологии используются и в странах – конкурентах, увеличивает зависимость от импорта технологий и готового технологического оборудования и снижает в собственных научно – технических разработках

География сделок достаточно четко отражает реальные возможности участия России в технологическом обмене. Хорошие шансы продвигать собственную наукоемкую продукцию и современные технологии Россия имеет в основном на рынках развивающихся стран переходной экономики. Импортирует технологии Россия преимущественно из наиболее развитых стран мира (табл. 1).

Таблица 1

Экспорт и импорт РФ в I полугодии 2010-2011 гг.

Экспорт России в I полугодии 2011 года составил 246,9 млрд. долл. США и по сравнению с I полугодием 2010 года увеличился на 30,4%. Это обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров, тогда как физический объем экспортных поставок практически не изменился.

Экспортируются топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 72,9% (в I полугодии 2010 года – 72,0%). Доля экспорта продукции химической промышленности в I полугодии 2011 года составила 5,5% (в I полугодии 2010 года – 5,6%). Доля экспорта продукции химической промышленности в I полугодии 2011 года составила 5,5% (в I полугодии 2010 года – 5,6%). Доля экспорта машин и оборудования в I полугодии 2011 года составила 10,9% (в I полугодии 2010 года – 12,9%). Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре в I полугодии 2011 года составила 1,0% (в I полугодии 2010 года – 2,2%). Снижение объемов экспорта продовольственных товаров вызвано в основном снижением экспорта зерновых культур, физический объем которых снизился на 99,2%.

Импорт России в I полугодии 2011 года составил 140,0 млрд. долл. США и по сравнению с I полугодием 2010 года увеличился на 47,4%. Обусловлено как ростом физического объема, так и ростом средних цен импортируемых товаров.

Доля импортамашин и оборудования в I полугодии 2011 года приходилось 48,4% (в I полугодии 2010 года – 43,7%). Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 15,8% (в I полугодии 2010 года – 17,5%). Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 16,7% (в I полугодии 2010 года – 18,3%). Доля импорта текстильных изделий и обуви в I полугодии 2011 года составила 5,5% (в I полугодии 2010 года – 6,4%). Удельный вес импорта металлов и изделий из них в I полугодии 2011 года составил 6,1% (в I полугодии 2010 года – 6,0%).

Основными торговыми партнерами России в I полугодии 2011 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 37,3 млрд.долл. США (146,2% к I полугодию 2010 года), Германия – 33,3 млрд.долл. США (145,4%), Нидерланды – 32,8 млрд.долл. США (115,2%), Италия – 20,6 млрд.долл. США (114,9%), Франция – 15,1 млрд.долл. США (155,2%), Турция – 15,0 млрд.долл. США (125,2%), Япония – 13,9 млрд.долл. США (146,2%), США – 13,6 млрд.долл. США (140,4%), Польша – 12,7 млрд.долл. США (127,9%), Республика Корея – 11,2 млрд.долл. США (141,5%).

Выступая в феврале 2008 г. на расширенном заседании Государственного совета, посвященном обсуждению стратегии развития России до 2025 г. Премьер – министр Владимир Владимирович Путин отметил, что России пока не удалось уйти от инерционного энергосырьевого сценария развития на фоне благоприятной в последние годы для страны экономической конъюнктуры: «Мы пока лишь фрагментарно занимаемся модернизацией экономики. И это неизбежно ведет к росту зависимости России от импорта товаров и технологий, к закреплению за нами роли сырьевого придатка мировой экономики, а в дальнейшем может повлечь за собой отставание от ведущих экономик мира, вытеснение нашей страны из числа мировых лидеров» .

Любая инновация чревата значительными рисками, ведь новый продукт может быть не принят рынком.

В 2008 году Институт экономики переходного периода (ИЭПП) провел опрос предпринимателей, который продемонстрировал, что инновационный путь роста конкурентоспособности – создание и выпуск новой продукции – становится все менее популярным. А ведь именно в условиях жесткой международной конкуренции экономика повышает восприимчивость к инновациям и увеличивает скорость их внедрения.

Также важной причиной неэффективности инновационного процесса является то, что российские разработчики все еще слабо разбираются в механизмах реализации инновационных идей.

Существуют и законодательные препятствия развитию инноваций у вузов и НИИ (научно - исследовательских институтов) нет права создавать малые инновационные компании. Еще одна проблема состоит в том, что Российская академия наук как генератор новых фундаментальных исследований имеет право продавать свои разработки, но не может использовать деньги от их продажи, а должна полностью передать их в бюджет РФ. Следовательно, у разработчиков нет никакой заинтересованности в продаже результатов своих исследований .

Кроме того, часто ни российскому государству, ни бизнесу бывает невыгодно финансирование внедрения инновационной разработки в производство из-за высоких коммерческих рисков. Прибыльнее и спокойнее продать перспективную разработку за рубеж

По мнению экспертов, российский продукт может выйти на внешний рынок, только если продается от лица компании с какой-то иной юрисдикцией: в Европе – европейской, в США – американской. Иными словами, он должен перестать быть российским продуктом. Самое рациональное решение сегодня для выхода на мировой рынок – это сделать зарубежную компанию и передать ей все права. Так и получается, что многие отечественные инновационные компании, которые стали локомотивами инновационного развития страны, такие как «Parallels», «Acronis», «IPG-Photonics», стали иностранными компаниями с российскими корнями.

Несмотря на масштабы нашей страны, инновационных компаний, доживших до сегодняшнего дня, совсем не так много. С объемом продаж до 1 млн. долл. – 1-2 тыс., 10 млн. долл. – немногим более сотни, свыше 50 млн. долл. и до 100 млн. долл. – от силы пара десятков, более 100 млн. долл. – единицы.

Россия располагает огромным человеческим потенциалом, но этот потенциал сегодня не капитализирован. Чтобы напор воды преобразовывать в электроэнергию, нужны турбины. У нас «напор» человеческого потенциала есть, а «турбин», которые трансформировали бы его в капитал, нет. Если эта метафора верна, Россия может перейти на инновационную модель развития. Понимаете, на такой реке, как Енисей, можно построить электростанцию, а если река «гнилуха», то строить бессмысленно. Так вот, думаю, инновационный потенциал России велик, как очевидна мощь Енисея.

Инновационная экономика – это подвижная система, способная быстро и гибко адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним условиям. Именно поэтому роль малого и среднего бизнеса в инновационной экономике велика, он более подвижен, способен к постоянному обновлению продукции (внедрению «инноваций продукта») он не так «привязан» к своей достаточно узкой специализации как крупные отрасли, производящие стандартизированную продукцию .

Несколько лет назад на базе ЗАО «НПП (научно-производственное предприятие ) «МедИнж» стали создавать малые предприятия, занимающиеся разработками высокотехнологичных медицинских изделий. Искусственные клапаны сердца, ортопедические протезы из нанокомпозита и другие разработки пензенских специалистов в области ортопедии во многом превосходят импортные аналоги. Поэтому на базе ЗАО «НПП «МедИнж» предполагалось в 2010 году создать технопарк в сфере высоких медицинских технологий, что обеспечит отечественную медицину импортозамещающими высокотехнологичными имплантируемыми медицинскими изделиями

Глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина подтвердила, что для российского Правительства инновационный сценарий развития не имеет альтернативы (табл. 2).

Таблица 2

Три сценария социально-экономического развития России до 2020 года.


Инерционный сценарий

Экспортно-сырьевой сценарий

Инновационный сценарий
При нем происходит консервация экспортно-сырьевой модели при замедлении добычи и экспорта углеводородов, снижение конкурентоспособности обрабатывающих производств и рост зависимости от импорта товаров и технологий. В этом случае темп роста ВВП снижается до 3,3% в год в 2011-2020 годах. Он предусматривает ускоренное развитие и модернизацию энерго-сырьевых отраслей и транспорта, а также «фрагментарную» модернизацию высокотехнологичных секторов при отсутствии масштабного экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Темп роста ВВП в этом случае составит в среднем 5,3% в год в 2011-2020 годах. Этот сценарий предусматривает создание "эффективной национальной инновационной системы и реализацию проектов в высокотехнологичных отраслях", повышение качества человеческого капитала, создание новых региональных центров развития. По этому сценарию, рост экономики в 2011-2020 годах может составить в среднем 6,7%.

Согласно этому сценарию, доля инноваций в промышленности должна в ближайшие годы вырасти почти на один процентный пункт – с 5,8 до 6,7%.

Между прочим, инерционный сценарий имеет определенные риски. Так, по мнению некоторых экспертов, в России уже с 2020 года может резко сократиться добыча нефти, а с 2030-го – газа, а значит, сырьевой сценарий развития экономики не может обеспечить достаточный уровень благосостояния граждан, а также неизбежно будет вести к национально-культурной деградации и территориальному распаду России. Велика вероятность, что сибирские регионы перейдут под контроль Китая, западные будут тяготеть к европейским ценностям, юг – к мусульманскому Востоку.

Описание работы

По прогнозам ученых в технологическом развитии экономики будущего доминирующую роль играют инновации.
Инновация: (англ. Innovation - нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке.
Инновационная экономика - экономика, развивающаяся на приоритетном использовании новых знаний – новаций и инновационных продуктов, готовности к их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности.