Понятие венчурный фонд. Что такое венчурный фонд

Международная ассоциация развития , МАР (International Development Association, IDA ) - кредитная организация, входящая в группу Всемирного банка. Создана в 1960 году.

Цель организации - оказание помощи самым бедным странам за счет добровольных пожертвований стран-членов. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более $1165. Также МАР предоставляет помощь странам которые не соответствуют критериям получения займов, но они не обладают кредитоспособностью для получения кредитов от . На данный момент критериям для получения займов от МАР соответствуют 80 стран, 39 из которых находятся в Африке.

МАР предоставляет беспроцентные займы с 20, 35, 40-летним сроком погашения и отсрочкой основных платежей в течение первых десяти лет. Членами МАР являются 170 стран. За период действия МАР предоставила кредиты общим объемом свыше 220 млрд долларов США.

Некоторые факты истории МАР

  • Организация была основана 24 сентября 1960 года. Ее начальное финансирование составило 912,7 млн долларов США и происходила от 15 стран участниц.
  • Первый кредит МАР выдала 12 мая 1961 году Гондурасу, на развитие шоссе. Размер кредита составил 9 млн долларов.
  • 17 сентября 1962 года МАР выдала первый кредит на образование. Деньги были выделены на строительство школ в Тунисе. Размер кредита составил 5 млн долларов и был выдан на срок в 50 лет.
  • Апрель 1973 года. Финансирование первой в Латинской Америке геотермальной электростанции.

The World Bank and the Future of Poverty:

Международная ассоциация развития (MAP ) была создана в 1960 г. как дочерняя организация МБРР. Она является специа­лизированным учреждением ООН. Местопребывание - Вашинг­тон (США). В MAP входят 156 государств-членов.

MAP и МБРР преследуют во многом одни и те же цели - предоставление займов (кредитов)* для приоритетных, эконо­мически и технически обоснованных проектов в рамках нацио­нальной экономики. Организации различают по источникам фи­нансовых средств и условиям предоставления капитала. В то вре­мя как МБРР, занимающий капитал в основном на финансовых рынках, предоставляет займы на несколько более льготных, чем обычные коммерческие, условиях (в основном государствам, от­вечающим определенным требованиям, а именно возвращающим кредиты), MAP , получающая свой капитал из других источников, предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам (с ежегодным доходом на одного человека менее 805 дол. США на 1992 г.).

*Согласно терминологии, принятой в этих организациях, МБРР называет предо­ставляемые им ссуды займами, a MAP - кредитами.

Цели МАР:

Поощрение экономического развития;

Повышение производительности труда;

Повышение уровня жизни в государствах-членах.

Стуктура

Состав Совета управляющих и Исполнительного директората такой же, как и в МБРР. Административную деятельность осу­ществляет по совместительству персонал МБРР. Президент осу­ществляет текущие дела MAP . Штат сотрудников MAP разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика, плани­рование и исследования.

Источники финансирования

MAP располагает следующими источниками финансирования: при­былиМБРР, взносы государств-членов (на 1993 г. - 73 млрд. дол.), а также возвращенные кредиты.

Один раз в три года группа стран-кредиторов (в настоящее время 34 государства) назначает официальных представителей, которые проводят консультации об очередном привлечении средств MAP . Решение о проведении десятого привлечения средств MAP (18 млрд. дол.), используемых прежде всего для борьбы с беднос­тью, а также проведения экономических реформ, улучшения ме­неджмента и экологической среды, было принято в 1993 г. (срок действия - до 1996 г.)

Фонд MAP для сокращения долгов (Debt -Reduction Facility -Fund ) предоставляет беднейшим странам льготные кредиты для уменьшения внешней задолженности (общая величина кредитов не может превысить 100 млн. дол.).

Деятельность

Каждый финансируемый MAP проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного ис­пользования финансовой помощи.

MAP обычно предоставляет беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет при льготном периоде в 10 лет, взимая комиссионные на покрытие административных расходов. Кредиты предоставля­ются в национальной валюте государства или его территории. Право на кредит и участие в MAP имеет только член МБРР. В последние 5 лет предоставлено около 40% от общей суммы кре­дитов MAP .

В 1993 финансовом году новые кредитные обязательства в от­ношении развивающихся стран со стороны МБРР и MAP достиг­ли рекордного уровня - 23,7 млрд. дол. (в 1992 г. - 21,7 млрд. дол.). МБРР выделил в 1993 финансовом году на осуществление 122 проектов 16,9 млрд. дол.; MAP на 123 проекта ассигновала 6,8 млрд. дол. (в 1992 г. эти суммы составляли соответственно 15,2 млрд. и 6,5 млрд. дол.). Кредиты МБРР и MAP странам Восточ­ной Европы и Центральной Азии в 1993 финансовом году соста­вили 3,8 млрд. дол., резко увеличившись с 2,1 млрд. дол. в 1992 г. Часть этого увеличения связана с первыми кредитами, достигши­ми"1,63 млрд. дол., восьми странам СНГ.

В рамках программы специальной помощи (Special Programm of Assistance ) осуществляется поддержка стран южнее Сахары с низкими доходами и высокими долгами.

Директора-исполнители публикуют нормы и условия предо­ставления кредитов MAP .

Таким образом, MAP содействует социальному обеспечению развития рыночных отношений в развивающихся государствах.

К содержанию книги:

Доклад
на тему:

«Международная ассоциация развития»

Вступление
Роль международных организаций в современных международных отношениях, бесспорно, является значительной. В настоящей работе речь пойдет о международной межправительственной организации, входящей в группу Всемирного банка, и являющейся организацией специальной компетенции – о Международной ассоциации развития (МАР).
Для обеспечения своего роста самым бедным странам мира приходится брать огромные суммы в долг. Общая сумма задолженности 90 таких стран, по оценкам выросла с 51 млрд. долл. США в 1970 году до 485 млрд. долл. США в 1985 году. Годовая процентная ставка и расходы на амортизацию по этой задолженности к 1985 году превысили 100 млрд. долл. США.
Международная ассоциация развития (МАР), филиал Всемирного банка, была создана в 1960 году для содействия экономическому развитию в беднейших странах, которые не могут позволить себе взять кредит у МБРР. Она является крупнейшим многосторонним источником льготного кредитования стран с низкими доходами. Используются следующие критерии для определения того, какие страны могут заимствовать ресурсы МАР: относительная бедность, которая определяется как ВНП на душу населения ниже определенного порога; некредитоспособность заимствовать средства на рыночных условиях и, следовательно, необходимость кредитования на льготных условиях для финансирования программы развития страны; хорошие показатели политики, которые определяются как осуществление экономической и социальной политики, которые способствуют росту и сокращению бедности. Кредиты МАР являются беспроцентными и подлежат погашению в течение очень длительных сроков. В результате, ресурсы МАР, в отличие от ресурсов регулярных кредитных учреждений, должны регулярно пополняться за счет взносов.
История формирования. Согласно праву международных организаций, «международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации» 1 .
Надо отметить, что история создания МАР отражает все юридические процедурные этапы ее формирования.
Международный Банк Реконструкции и Разработки, более известной как Всемирный Банк, был основан в 1944, когда первоочередная задача состояла в том, чтобы помочь Европе поправиться от разорения, принесенного Второй Мировой войной. После восстановления Европы, Банк направил свое внимание на развивающиеся страны. Уже в пятидесятых годах стало ясно, что беднейшие развивающиеся страны не могли позволить себе заимствовать необходимые для развития финансовые средства на условиях, предлагаемых Банком.
Группа государств-членов Банка предложила создать Агентство, которое могло бы предоставлять беднейшим странам средства на длительный срок. Было решено назвать новый институт Международной Ассоциацией Развития. Однако учредители желали, чтобы принципы работы МАР основывались на строгой дисциплине Всемирного банка. Исходя из этой посылки, Президент США Дуайт Эзенхауэр (Dwight D. Eisenhower) внес предложение, поддержанное остальными участниками, о необходимости вхождения МАР в состав Всемирного банка.
В начале 1950-х в докладах, подготовленных ООН и США, одобрялось предложение о создании специальной программы по предоставлению финансовой помощи бедным странам при поддержке многосторонних доноров. После первоначальных обсуждений, идея о создании Международной ассоциации развития (МАР), агентства по предоставлению «мягких кредитов» развивающимся странам, активно продвигалась под руководством Президента Всемирного банка Евгения Блэка.
Так как инициатива о создании МАР дала новый импульс Банку, особую поддержку она получила со стороны Сенатора США из Оклахомы Майка Монрони, который проявил особый интерес к возможности предоставления мягких кредитов развивающимся странам посредством Всемирного банка, в качестве основного распределителя помощи. Когда он был назначен председателем Комиссии Сената по международным финансам, он предложил принять так называемую Резолюцию Монрони.
После того, как резолюция была одобрена Сенатом США, министр финансов США на ежегодной встрече Банка и Фонда в 1958 году, проходившей в Нью-Дели, объявил, что США активно изучает предложение Всемирного банка о создании МАР и надеется, что остальные страны будут делать то же самое. После консультаций, которые начались между правительствами государств-членов Всемирного банка в 1958 году, Совет директоров Банка управляющих на его ежегодном совещании в 1959 году утвердил резолюцию США, призывающую исполнительных директоров банка подготовить проект статей соглашения МАР.
До конца января 1960 года Банк направил Соглашение всем членами для ратификации, и получил одобрение от стран-членов, включая США во главе с президентом Дуайтом Эйзенхауэром.
С первоначальным фондом в размере 912,7 миллионов долларов МАР начала свою деятельность 24 сентября 1960 года с 15 странами, подписавшими соглашение. Это Австралия, Канада, Китай, Германия, Индия, Италия, Малайзия, Норвегия, Пакистан, Судан, Швеция, Таиланд, Великобритания, Соединенный Штаты и Вьетнам. Таким образом, 24 сентября 1960 года был принят Устав МАР – документ, учреждающий данную организацию, который часто именуют как Статьи Соглашения.
После восьми месяцев своей деятельности, МАР насчитывала уже 51 член и выделила кредиты в размере 101 миллион долларов четырем странам. Гондурас получил от МАР кредит на поддержку дорожного строительства. Чили, Судан и Индия стали остальными тремя реципиентами.
МАР возросла до 169 стран-членов, и стала основным источником льготного кредитования 79 беднейших стран мира с 39 стран в Африке. С момента своего создания сумма кредитов и грантов МАР составила $ 207 млрд, в среднем 14 млрд. долл. США в год. В последние годы Африка получает 50 процентов этой доли.
Цели. В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов. Для правовой природы международной организации существенным является то, что ее цели и принципы, компетенция, структура и т.п. имеют согласованную договорную основу.
В преамбуле к Статьям соглашения, правительства присоединившихся государств объявляют свою убежденность в том, что взаимное сотрудничество для конструктивных экономических целей, здорового развития мировой экономики и сбалансированного роста международной торговли, укрепления и процветания мира; что более высокий уровень жизни и экономический и социальный прогресс в наименее развитых странах, желательны не только в интересах последних, но и для международного сообщества в целом; и что достижение этих целей будет способствовать увеличению международных потоков капитала, государственного и частного, для оказания помощи в освоении ресурсов в менее развитых странах.
Как обозначено в Статьях соглашения, целями МАР являются «стимулировать экономическое развитие, повышать производительность и, следовательно, повышать уровень жизни в менее развитых странах мира, включенных в состав Ассоциации, в частности путем предоставления финансирования для удовлетворения важных потребностей развития на условиях, которые являются более гибкими и менее тяжелыми для платежного баланса, по сравнению с обычным кредитованием, тем самым способствуя целям развития [МБРР] и своей деятельности».
Деятельность. Международная организация, создаваемая государствами для выполнения конкретных целей и задач, наделяется ими зафиксированной в учредительном акте определенной компетенцией. По мнению большинства юристов, компетенция международной организации это объект или сфера ее предметной деятельности.
Однако недостаточно характеризовать понятие компетенции международной организации только через круг вопросов, которыми ей надлежит заниматься. Для более полного определения этого понятия необходимо включить в него полномочия, которыми наделяется организация для выполнения возложенных на нее задач. Следовательно, в компетенцию международной организации включается как круг проблем, которыми ей надлежит заниматься, так и предоставленные ей для этого полномочия. 2
Итак, поговорим о том круге проблем, которым занимается Международная ассоциация развития.
В первую очередь необходимо отметить, что МБРР и МАР работают параллельно. Они совместно используют единый штат, единое руководство, отчитываются одному и тому же Президенту и используют одинаковые стандарты при оценке проектов. Различие состоит лишь в условиях кредитования и источниках финансирования. Прежде чем стать членом МАР, государство должно стать членом МБРР.
Промышленно развитые страны производят взносы золотом или обратимой валютой, развивающиеся страны только 10 % своих взносов вносят золотом или обратимой валютой, а остальные 90 % - в национальной валюте. В целях пополнения источников кредитования в 1964 и 1969 были приняты решения о дополнительных взносах 17 промышленно развитыми странами на общую сумму 1 950 190 долл. Займы МАР являются беспроцентными сроком, как правило, на 50 лет. Погашение их предусматривается начинать через 10 лет, причём в последующие 10 лет из расчёта по 1 % в год, а в остальные 30 лет по 3 %. Займы предоставляются правительству или под его гарантию органам отдельных административных единиц, частным или общественным организациям. В 1960-71 МАР заключила соглашения о выплате 274 займов 58 странам на общую сумму 3340,4 млн. долларов. Из этой суммы страны Азии (включая весь Ближний Восток) получили 2374,7 млн. долларов (71,1 %), страны Африки - 666 млн. долларов (19,9 %), Латинской Америки - 176,7 млн. долларов (5,2 %), Океании - 11 млн. долларов (0,5 %) и страны Европы - 111,8 млн. долларов (3,3 %).
Как уже отмечалось выше, МАР предоставляет займы только беднейшим странам (годовой доход на душу населения не более $1,135), которые не могут заимствовать у МБРР на обычных для него условиях.
В настоящее время насчитывается 79 стран, входящих в эту категорию. В них проживает около 3.2 миллиардов человек (65 процентов от общей численности населения развивающихся стран). Приблизительно 1.2 миллиарда этих людей имеют ежедневный доход менее $1.
Когда Валовой национальный продукт страны превышает порог приемлемый для МАР, государство не может более получать беспроцентные кредиты МАР. В дальнейшем оно уже может заимствовать у МБРР на условиях выплаты процентов.
Ссуды МАР выдаются на 35 или 40 лет с 10-летним льготным периодом. При подобных заимствованиях проценты не начисляются, однако предусматривается оплата услуг (в настоящее время - 0.75 процентов).
Средства МАР распределены между странами-заемщиками в соответствии с их относительными размерами, уровнем дохода и успешностью реализации ранее инициированных проектов. Примерно 45-50 процентов от объема ссуд МАР приходится на страны Африки (район Сахары). Большинство остальных средств идет в азиатские страны, такие как Бангладеш, Индия, Вьетнам, Пакистан и Непал. Остальные ссуды предоставляются Китаю и более бедным государствам Латинской Америки, Карибского бассейна, Ближнего Востока, Европы и Центральной Азии.
В то время как МБРР собирает большинство своих фондов на мировых финансовых рынках, МАР финансируется в значительной степени за счет вкладов Правительств более богатых государств-членов. Общее количество собранных МАР с начала своего функционирования средств составляет около 91 миллиарда долларов США. Источникам дополнительных средств являются также прибыль МБРР и выплат заемщиков более ранних кредитов МАР.
Хотя условия МАР с финансовой точки зрения являются либеральными, ее экономические и технические критерии для получения кредитов
точно такие же, как и те, которые применяются в области кредитования МБРР на обычных условиях. Каждый кредит должен быть оправдан
с экономической позиции, перспектив и политики страны-заемщика. Кредиты предоставляются только для высокоприоритетных
целей, что, согласно Уставу МАР, будет «стимулировать экономическое развитие, повышение производительности труда, и тем самым поднятию уровня жизни в менее развитых регионах мира».

Таблица 1. 3
Кредитование МАР по регионам

МАР приняла активное участие в оказании помощи правительствам в проведении структурной перестройки, защите и расширения социальных и экологических программ. Она поддерживает программы развития сельских районов и проектов, которые нацелены на повышение производительности сельского хозяйства и обеспечения достаточных запасов продовольствия. МАР также финансирует проекты, которые уделяют особое внимание повышению доходов женщин и их положению в своих общинах. Ассоциация заметно усилила свою поддержку населению, проектам здравоохранения и питания.
Экологические проблемы были интегрированы во все аспекты деятельности МАР. Ассоциация оказывает помощь заемщикам в разработке своих собственных экологических планов действий для выявления изменений в политике и инвестициях, которые требуются для экологически устойчивого развития.
Вклад МАР в развитие некоторых сфер.
В данном разделе речь пойдет о тех достижениях, которые были сделаны МАР в различных секторах и сферах развивающихся стран.
1. Сфера информационных и коммуникационных технологий. В течение последнего десятилетия во всех развивающихся странах в сфере информационных и коммуникационных технологий произошли революционные изменения. Около $ 30 млрд. было инвестировано МАР в развитие телекоммуникационных сетей различных стран в период с 1997 по 2007 года. 53 процента населения в настоящее время живут в пределах досягаемости беспроводной сети. К 2007 году в странах-членах МАР насчитывалось свыше 250 миллионов телефонных абонентов (фиксированных и мобильных).
Таблица 2. 4
Кредитование МАР по секторам

2. Сфера образования. Поддержка образованию, в частности начальному образованию, всегда была одним из самых высоких приоритетов для МАР. МАР является крупнейшим источником помощи в области образования для стран с низкими доходами. С 2000 года на развитие данной сферы МАР выделила более чем 10,2 млрд. долл. США 112 странам. Увеличение контингента учащихся сопровождалось улучшением гендерного баланса. Все же, в этой сфере нерешенными остаются еще многие вопросы.
3. Изменение климата . В настоящее время существует консенсус, что изменение климата представляет серьезную угрозу для благосостояния всех стран. Очевидно, что беднейшие страны больше всего страдают от последствий изменения климата, из-за их географического положения, низкого уровня доходов, а также их большой зависимости от зависимых от климатических условий секторов, например сельское хозяйство. Поддержка странам-членам МАР в создании климатически-устойчивых программ по сокращению масштабов бедности стала главным пунктом в повестке дня МАР.
4. Здравоохранение. Полагаясь на дополнительные ресурсы, предоставленные Международной ассоциацией развития (МАР), Всемирный банк усилил свою поддержку программам в области здравоохранения от $500 в 2008 году до 1,2 млрд. долл. США в 2009/2010 гг.
Несмотря на увеличение объема финансирования для борьбы с т.н. приоритетными заболеваниями, повышение средств, направленных на укрепление систем здравоохранения, остается одной из важнейших сфер, где необходимо достигнуть значительных результатов.

5. Гендерное равенство. Начиная с 1970 года средняя продолжительность жизни женщин в развивающихся странах увеличилась на 15-20 лет, а разрыв между количеством девочек и мальчиков, посещающих начальную школу, был значительно сокращен.
Однако дискриминация женщин все еще значительна. Женщины получают на 22 процента меньше заработной платы, чем их коллеги-мужчины. Доступ к кредитам для них очень мал. В Африке, например, женщины получают лишь 1 процент от общей суммы кредита, который используют в сельском хозяйстве.
МАР помогает странам с низкими доходами уделять более пристальное внимание к гендерным вопросам, которые сдерживают развитие в целом.
6. Водные ресурсы. Международная ассоциация развития, фонд Всемирного банка для беднейших стран мира, играет уникальную роль, работая в различных секторах, институтах и странах, вовлеченных в управление водными ресурсами.
7. Транспорт. Исследования показали, что сокращение масштабов нищеты во многом может стать эффективным, если общество готово предоставить доступ к основным услугам и рынкам в любое время суток и в любых погодных условиях. Несмотря на это, по статистике, 1 млд. человек не имеет прямого доступа к всесезонным дорогам. МАР призвана содействовать решению и этой проблемы.
8. На протяжении десятилетий, Международная ассоциация развития, фонд Всемирного банка для бедных слоев населения, помогла развивающимся странам в получении доступа к мировым рынкам товаров и услуг путем предоставления консультативных услуг и беспроцентных субсидий, которые поддерживают реформы торговой политики и совершенствование инфраструктуры национальной торговли. В то время, как многие страны МАР добились значительного прогресса в реализации преимуществ, полученных через доступ к международным рынкам, последний продовольственный, топливно-энергетический и финансовый кризис поставил этот прогресс под угрозу. Спад в торговой деятельности оказал огромное влияние как на богатые, так и на бедные страны.
9. Социально-устойчивое развитие. Устойчивое развитие, призванное найти баланс между потребностями нынешнего и будущих поколений, стало быстро растущей обеспокоенностью в глобальном масштабе. Три важнейших фактора - экономический, экологический и социально-политический -занимают центральное место в дискуссиях в деле по сокращению бедности. Социальная устойчивость является одним из важнейших аспектов обеспечения долгосрочного развития, что значительно улучшает жизнь бедных людей во всем мире.
Социальное развитие принимает подход, ориентированный на необходимость "поставить человека на первое место" в процессах развития.
10. Институциональные реформы . В течение последнего десятилетия МАР уделяет все большее внимание на оказание помощи странам в совершенствовании их систем управления, а также внедряет инструменты по борьбе с коррупцией, усиливая принципы транспарентности и подотчетности.
Укрепление системы управления государственными финансами в целях обеспечения эффективного и подотчетного использования государственных ресурсов было одной из основных целей МАР.
11. Международная ассоциация развития была первым источником выделения значительных средств на борьбу с ВИЧ/СПИД в странах Африки южнее Сахары, Карибского бассейна и Индии, и по сей день остается наиболее гибкой и долгосрочной системой финансирования. Начиная с конца 1980-х годов, МАР выделила более 3 млрд. долларов США для поддержки борьбы с ВИЧ/СПИДом в 67 странах.
Доноры. Каждые три года доноры собираются все вместе для пополнения фондов МАР. В последнем мероприятии по пополнению фонда (МАР15), рассчитанного на финансирование проектов на трехлетний период, и заканчивающегося 30 июня 2011 года, сумма донорских вкладов составила около 60% от 27.3 миллр. СДР (41,6 млрд дол.).
В общей сложности 45 стран выступили донорами по МАР15, рекордное количество стран за всю историю существования МАР. Шесть стран – Китай, Кипр, Египет, Эстония, Латвия и Литва стали новыми донорами в МАР. Китай и Египет, также как в сове время Корея и Турция, когда-то были реципиентами МАР, а сейчас выступают ее вкладчиками.

Таблица 3. 5
10 самых крупных вкладчиков в МАР


Структура. В понятие органов международной организации входит следующее: это составная часть международной организации, ее структурное звено; орган создается на основании учредительного или иных актов международной организации; он наделен определенной компетенцией, полномочиями и функциями; он обладает внутренней структурой и имеет определенный состав; разработан порядок принятия им решений; в учредительном или иных актах закреплен его правовой статус.
Положения о компетенции международной организации в целом тесно связаны с компетенцией ее органов. Компетенция органа международной организации определяется в учредительном акте или в иных международных соглашениях и носит договорный характер. Она не может быть произвольно изменена без согласия государств - членов международной организации, выраженного в соответствующей форме. 6
Как известно,международные организации наделяются правом набирать персонал на контрактной основе. Это не представители государств, а международные должностные лица, подчиняющиеся исключительно международной организации и действующие от ее имени и в ее интересах. Как отмечено в ст. 100 Устава ООН, Генеральный секретарь и персонал Секретариата "не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией". 7
Во главе МАР находятся Совет управляющих (высший орган управления), директорат и президент. Директорат МАР является постоянно действующим исполнительным органом. Директорами МАР становятся по совместительству директора МБРР. Функции президента МАР выполняет президент МБРР. Все вопросы в Совете управляющих и директорате решаются большинством голосов. Голоса распределяются в зависимости от суммы взносов в основной капитал. Страна - член МАР имеет 500 голосов плюс один дополнительный голос за каждые 5 тысяч долларов суммы её первоначального взноса.
Система оценки результатов . Деятельность МАР направлена на улучшение жизни людей, живущих в беднейших странах мира. Оценить, в какой степени МАР оказывает помощь странам в росте и сокращении бедности и проинформировать доноров об эффективности их взносов, в 2002 году МАР создала систему оценки результатов.
Усовершенствованная система начала свое действие в июле 2005 года. Интерактивный веб-сайт облегчает отслеживание ключевых показателей, а также предоставляет ссылки на другие соответствующие источники.

Система оценки результатов предназначена для отражения совокупных результатов в разных странах МАР. Он отражает приоритеты и процессы национальной стратегии по сокращению масштабов нищеты, оценивает вклад МАР в развитие и связан со структурой Целей развития тысячелетия. Она измеряет результаты на двух уровнях:

    Совокупные результаты страны.
Первый уровень включает в себя системы показателей, сгруппированных в четыре категории:
- Экономический рост и сокращение масштабов нищеты,
- Управление и инвестиционный климат,
- Инфраструктура для развития,
- Развитие людских ресурсов.

2. Вклад МАР в результаты страны.
Второй уровень системы основан на систему самооценки Всемирного банка, анализ портфеля МАР, и данные из Независимой группы оценки (НГО, ранее Департамент оценки операционной деятельности) и Группы обеспечения качества (ГОК).

Таблица 4. 8
Первая десятка реципиентов МАР в 2009 году
(в долларах США, включая гарантии и региональные проекты)


Сотрудничество Республики Узбекистан с МАР. Узбекистан стал членом Всемирного банка и Международной Ассоциации Развития (МАР) в сентябре 1992 года. 2 июля 1992 года введён в действие Закон Республики Узбекистан «О членстве Республики Узбекистан в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Международной ассоциации развития, Международной финансовой корпорации, Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций». Группа Всемирного банка способствует переходу Узбекистана к рыночной экономике посредством умеренных программ по предоставлению займов/кредитов/ссуд, технического содействия и консультаций по аналитике и политике, направленных на поддержку осуществляемой правительством стратегии постепенных реформ.
Стратегия содействия стране, подготовленная Всемирным банком
В марте 2002 года Правление Всемирного банка обсудило Стратегию содействия стране (ССС) для Узбекистана. ССС определяет уровень и вид содействия, которое будет оказываться стране в течение трех лет. Стратегия разработана при тесном сотрудничестве с Правительством и консультациях с широкими кругами гражданского общества.
Основными целями и задачами ССС для Узбекистана являются: (а) помощь в улучшении валютной политики и либерализации коммерческой деятельности, а также в совершенствовании принципов управления и прозрачности; (б) помощь в стабилизации условий развития частного сектора, в том числе и для прямых иностранных инвестиций; (в) повышение эффективности при распределении ресурсов и их использовании, особенно в социальной инфраструктуре; и (г) улучшение технического состояния и производительности экстенсивной ирригационной и дренажной инфраструктуры.
Всемирный банк предоставляет странам различные виды финансирования. Они включают в себя займы Международного банка реконструкции и развития (МБРР), а также кредиты и гранты, предоставляемые через Международную ассоциацию развития (МАР) – подразделение Группы Всемирного банка, осуществляющее предоставление льготных займов/кредитов/ссуд. Вид предоставляемого финансирования определяется уровнем и нуждами страны. Денежные средства, получаемые в займы правительствами, должны использоваться для специфических проектов и программ.
и т.д.................

Фонды венчурного финансирования. Нужны ли они инвесторам? Насколько велика их роль в процессе инноваций? Ведь существуют и даже активно развиваются альтернативные виды финансирования: биржи стартапов, краудфандинговые платформы, синдикаты и ассоциации бизнес-ангелов, клубы инвесторов. Хорошую поддержку обеспечивают бизнес-инкубаторы, акселераторы и технопарки. Но, оценивая количество и масштаб профинансированных проектов, вывод напрашивается сам собой. Венчурные фонды - финансовый фундамент инноваций не только в России, но и во всем мире.

Что такое венчурный фонд

Представляет собой разновидность инвестиционного фонда, направленного преимущественно на работу с инновационными проектами и стартапами. Доля венчурных инвестиций в их общем объеме должна превышать 90%.

  • аккумулирование средств инвесторов;
  • отбор и анализ венчурных инновационных проектов;
  • финансирование и сопровождение хода реализации инновационных проектов на всех стадиях;
  • косвенное (реже прямое) участие в управлении, поддержка проектной команды.

Вкладываясь в действующий венчурный инновационный фонд или создавая свой, имейте в виду следующее.

Любая организация получает много заявок на финансирование. Но только на этапе первичного отбора отсеиваются 90% из них. Причины:

  • несоответствие географической, отраслевой, научно-технической или рыночной политике;
  • необоснованные или ошибочные бизнес-планы;
  • неграмотно составленные запросы и документы.

Оставшиеся 10% заявок переходят на стадию анализа рисков, маркетинговой и экономической целесообразности. В результате финансирование получит только 1–2% заявок.

Но и это еще не все. Фонд инвестирует в большой пул проектов (10–15), из которых 70% провалятся, и только 30% принесут прибыль.

Следовательно, венчурные компании должны обязательно придерживаться следующего правила.

Правило 1. Вкладывать деньги только в проекты, которые в перспективе позволят вернуть сумму, сопоставимую с размером капитала организации. «Зайди за рубль - выйди за пять». Таким образом, любой проект или предприятие со стабильными рыночными доходами не входит в сферу интересов. Почему? Потому что рыночные доходы не покроют убытки от неудавшихся проектов. Сверхприбыль - ваша цель.

Виды

Предлагаем вам следующую классификацию.

Таблица 1. Виды венчурных фондов.

Признак классификации

По источнику капитала:

Государственные и частно-государственные

Корпоративные венчурные фонды российской и иностранной юрисдикции

По направлению инвестиций:

Инвестирующие преимущественно в российские активы

Инвестирующие преимущественно в зарубежные активы

По размеру портфеля

Малые: от 0 до 50 млн долл.

Средние: от 50 до 150 млн долл.

Крупные: от 150 млн долл.

По географическому охвату

Федеральные округа и регионы

По отраслевой направленности

Узкоспециализированные фонды информационных технологий

Узкоспециализированные фонды реального сектора

Универсальные (смешанные)

По инвестиционной стадии

Предпосевные, посевные и стартовые

Фонды развития и расширения, мезонинные фонды

По степени диверсификации портфеля инвесторов и портфеля активов

Слабо диверсифицированные

Сильно диверсифицированные

В России:

  • доля рынка фондов с государственным участием составляет около 30%;
  • более 90% инвестиций приходится на Центральный Федеральный Округ;
  • инвестиции в сектор информационных технологий занимают от 80 до 90%;
  • наконец, в качестве посевных себя позиционируют только 10% организаций.

Последние три параметра свидетельствуют о сильном перекосе и проблемах российского рынка венчурного инвестирования.

Схема работы

Упрощенная схема работы выглядит следующим образом:

  1. Инициатор проекта подает заявку на финансирование.
  2. Специалисты проводят комплексный анализ.
  3. Участники вносят средства в фонд деньгами или «коммитментами».
  4. Управляющая компания вносит свою долю средств.
  5. Под проект подводится юридическая и организационная база.
  6. Выделяется последовательное финансирование на разных стадиях проекта. Обратите внимание, фонды имеют право на эмиссию акций финансируемой компании.
  7. Фонд осуществляет контроль хода реализации проекта и поддержку (3–10 лет).
  8. В конце цикла происходит выход из проекта путем продажи акций или долей: на фондовом рынке, стратегическому инвестору, финансовому инвестору, руководству объекта.

Правило 2. Венчурный фонд выходит всегда (в отличие от стратегических корпоративных и индивидуальных инвесторов). Важно точно определить момент выхода, когда дальнейший темп роста стоимости капитала замедлится и не будет приносить сверхдоходы (см. Правило 1).

Полезное видео: как работают венчурные фонды.

Как создать венчурный фонд?

Вопрос актуален только для опытных инвесторов, имеющих накопления, поэтому не будем останавливаться на нем подробно. В любом случае рекомендуем вкладывать не более 10–15% собственных активов. Принципиальные этапы:

  1. Аккумулировать стартовый капитал: от 10 до 15 млн долл. Можно и нужно больше. Для посевного фонда стартовый капитал может быть и поменьше (2 млн долл.)
  2. Выбрать стратегию.
  3. Выбрать юрисдикцию: оффшорные зоны (Каймановы острова) или регион инвестиций.
  4. Собрать команду. Обратите внимание: текущие операционные затраты (содержание команды, офиса и т. п.) составят 1–2% от капитала. Вознаграждение команде в случае успеха проектов составит 15–20% от прибыли.

Пример работы:

  • Портфель: 25 млн долл.
  • Срок окупаемости: 10 лет
  • Операционные расходы за период: 5 млн долл.
  • Инвестиции: 20 млн долл.
  • Рост активов: до 100 млн долл.
  • Премия команде при выходе: 20 млн долл.
  • Возврат инвесторам при выходе: 80 млн долл.

Внутренняя эффективная годовая ставка доходности (IRR) в этом случае составит 12,3%.

Средневзвешенная годовая доходность венчурных фондов сегодня составляет 20–40%. При благоприятном стечении обстоятельств она поднимается до 70–100% и выше. Так, Target Global озвучивает IRR за 2016 год на уровне 51%.

Крупнейшие венчурные фонды России и мира

Чтобы дать вам представление о масштабах, приведем примеры из международной практики. Приблизительно у 1300 американских венчурных фондов под управлением находится более 200 млрд долл.

В 2016 году фонды США вложили в венчурные проекты более 40 млрд долл. (ситуация с выходами несколько хуже - произошла только 31 сделка IPO).

Венчурный рынок хорошо развит в Европе (10% от совокупного объема инвестиций - венчурные), Китае, Индии, Бразилии и других странах.

Крупнейшие венчурные фонды мира: Accel Partners, Softbank, Index Ventures, Sequoia Capital, Kleiner Perkins Caufield & Byers.

В России зарегистрировано 178 венчурных фондов с капиталом 3,8 млрд долл., но активно функционирует из них около 60. Объем инвестиций в 2016 году даже по самым оптимистичным оценкам не превысил 0,5 млрд долл. Средний чек - менее 1 млн долл.

Таблица 2. ТОП самых активных в 2016 году российских непосевных венчурных фондов (по данным firrma.ru, млн долл).

Организация

Кол-во проектов

Кол-во выходов

Инвестиции 2016

Портфель активов

Средний чек

12 BF Global Ventures

Maxfield Capital

Примечание. В рейтинг не вошли: зарубежные организации, посевные фонды, компании со сроком жизни менее 1 года. Некоторые признанные популярные крупные фонды (Prostor, ITech) также не попали в ТОП, что обусловлено двумя факторами:

  • реорганизация - переход к пассивной фазе функционирования и запуск дочерних фондов;
  • возрастающая ориентация на глобальный рынок.

Среди зарубежных фондов, инвестирующих в российскую экономику, можно выделить:

  • Numa Invest (6 проектов);
  • Enterprise Ireland (5 проектов);
  • Y Combinator (4 проекта);
  • 500 Startups (3 проекта);
  • Vostok New Ventures (2 проекта).

Таблица 3. ТОП самых активных в 2016 году российских посевных венчурных фондов (по данным firrma.ru, млн долл).

Организация

Кол-во проектов

Кол-во выходов

Инвестиции 2016

Портфель активов

Средний чек

The Untitled Ventures

Moscow Seed Fund

С 2013 года основную часть посевного рынка занимает российский венчурный фонд развития интернет-инициатив.

Наконец, ТОП «новичков», вышедших на рынок в 2016 году, выглядит следующим образом:

  • Admitad Invest (7 проектов);
  • Sistema VC (4 проекта);
  • КоммИТ Кэпитал (3 проекта);
  • Sistema Asia Fund (2 проекта).

Государственные венчурные фонды России

В то время, когда частная организация нацелена на интернет-бизнес, государственный венчурный фонд остается единственным источником инвестиций в медицину, биотехнологии, промышленность, строительство и энергетику. Справедливости ради, следует отметить, что за период с 2007 по 2015 год доля инвестиций РВК в сектор информационных технологий составила почти 25%.

На стадиях развития венчурного инвестирования (2004–2009) был создан ряд государственных институциональных организаций: «Российская ассоциация венчурного инвестирования» (РАВИ), «Российская венчурная компания» (РВК), «Роснано», Фонд «Сколково», Фонд содействия, Фонд развития интернет-инициатив, прочие. Параллельно предпринимались меры по стабилизации нормативно-законодательной базы и формированию льготных режимов.

РВК - ключевой финансовый инструмент государственного регулирования. Выступает в роли координатора государственных инициатив, а также инвестора и соинвестора фондов:

  • дочерних инфраструктурных (например, фонд посевных инвестиций РВК);
  • закрытых ПИФов (например, Максвелл Биотех);
  • отраслевых (например, РусБио Венчурс);
  • микрофондов и компаний в зарубежной юрисдикции.

На региональном уровне функционируют местные компании венчурного капитала, в частности: Moscow Seed Fund, Петербургский государственный венчурный фонд предпосевных инвестиций и другие.

Подведем итоги

Преимущества инвестиций с помощью венчурных фондов для вкладчика очевидны.

  1. Хорошая финансовая подушка безопасности (по сравнению с индивидуальными инвесторами и их синдикатами). Возможность инвестирования существенных сумм.
  2. Сниженные риски за счет оптимальной двухсторонней диверсификации инвесторов и объектов вложений. Один фонд за 2–3 года инвестирует средства инвесторов в 10–15 компаний.
  3. Своя команда аналитиков, экспертов и проектных менеджеров.
  4. Как следствие, жестко формализованная процедура анализа и выбора объекта.
  5. Жесткий контроль хода реализации проекта фондовыми управляющими, но ограниченное участие в управлении. В области профессионального руководства они принимают меньшее участие, чем бизнес-ангелы.
  6. Наконец, фонды не бросят проект на стадии первых неудач и будут с руководством компании до конца (возможности позволяют). При этом заинтересованность в успехе одного конкретного проекта у них все-таки ниже, чем у бизнес-ангелов.

Однако имеют место и недостатки.

  1. Существенное комиссионное вознаграждение управляющим. Сниженная доля прибыли в случае успеха.
  2. Готовность одномоментно и на долгий срок (от 5 лет) инвестировать значительную сумму средств.
  3. Степень влияния инвестора на ход реализации проекта минимальна - этот недостаток отпугивает многих потенциальных инвесторов.

Как же быть? Золотая середина - участие в фонде на правах соинвестора конкретных сделок.

Во-первых , вы не платите комиссионные за операционное управление фондом (последний сам ведет операционную деятельность). Вознаграждение выплачивается в случае успеха проекта (около 20%).

Во-вторых , ваши деньги не замораживаются.

В-третьих , вы сами выбираете проекты, в которые будете вкладываться.

И, наконец, вы получаете большую свободу в принятии решений, вовлеченность в процесс и возможность участия в управлении проектами.

Проектные риски при этом остаются такими же, поскольку фонд выступает соинвестором (а не простым консультантом), и, значит, не меньше вас заинтересован в успехе проекта и окажет всю необходимую поддержку.

Полезнео видео: Дмитрий Калаев «Как устроен рынок венчурных инвестиций и работа венчурного фонда»

Несмотря на кризис и заоблачные риски, венчурный рынок по-прежнему манит многих. «Венчурное инвестирование все больше бумирует, ведь хайтек развивается невиданными темпами, а прошлый кризис ясно показал, что IT-отрасль менее других подвержена кризисам», - объясняет управляющий партнер TMT Investments Артем Инютин.

Конечно, сложнее всего запустить свой венчурный фонд. В этом случае все будет максимальным - усилия, вложения и риски. Прибыль тоже, но только если все сделано правильно. Очевидно, что это вариант не для новичков, а для тех, кто уже распробовал венчурные инвестиции и всерьез увлекся этой сферой.

Венчурный инвестор и стартаперы

Чем венчурные инвестиции отличаются от прямых

Прежде чем запускать венчурный фонд, нужно сперва разобраться, чем он отличается от фонда прямых инвестиций (ФПИ, или private equaty, или PE).

ФПИ, как правило, вкладывают деньги в крупные и зрелые компании, которые собираются или уже вышли на IPO. При прямых инвестициях фонд активно участвует в управлении компанией, чтобы поднять стоимость ее акций и выгодно их перепродать. ФПИ заставляет свои портфельные компании сотрудничать, чтобы они снижали издержки друг друга.

Венчурные инвестиции (venture capital, или VC) - особая разновидность прямых. Венчурные фонды вкладывают деньги в проекты на ранних стадиях развития, которые обещают быстро расти. Поскольку наличие рынка еще неочевидно, 7 из 10 стартапов обычно проваливаются. В отличие от ФПИ, для венчурного фонда списания (полная или значительная потеря денег) - в порядке вещей. Такие огромные риски требуют соответствующей доходности (по отдельным сделкам может быть более 50-100% годовых). Венчурные фонды могут участвовать в управлении портфельными компаниями, но не так жестко, как ФПИ. Если стартап вырастет в крупный бизнес, им может заинтересоваться ФПИ.

Сейчас, правда, грань между прямыми и венчурными инвестициями несколько размывается. Иногда российские ФПИ вкладывают в хорошо проработанные венчурные проекты, а венчурные фонды - в состоявшиеся компании.

Сколько нужно денег

Вообще пускаться в венчурные эксперименты стоит, когда все материальные потребности уже удовлетворены. Управляющий директор Prostor Capital Алексей Соловьев не советует тратить на это больше 10–15% капитала. По его , для запуска венчурного фонда нужно как минимум $10 млн. Управляющий партнер TMT Investments Артем Инютин минимальным размером венчурного фонда называет $10-15 млн.

Придется снимать офис, содержать команду и оплачивать другие расходы. Управляющий партнер iDealMachine Сергей Фрадков оценивает их на уровне около $500 тысяч в год, а минимальную сумму для создания фонда - в $25 млн. За 10 лет работы фонда $5 млн уйдет на его функционирование, а $20 млн - на сами инвестиции, прикидывает предприниматель. Но есть и другие рабочие модели - например, если оплачивать команду из других средств, фонд может быть и поменьше. Например, объем фонда iDealMachine составляет всего $6 млн, потому что акселератор финансируется отдельно.

Партнер Maxfield Capital Александр Лазарев добавляет, что для посевного фонда может хватить и $1-2 млн. Например, если такой фонд будет вкладывать по $50 тысяч в проекты на самых ранних стадиях, а команда будет состоять из одного человека, которому есть на что жить.

Как выбрать стратегию

Стратегия фонда определяет стадию, отрасль, географию портфельных проектов, а также способы получения прибыли (выход или дивиденды). Когда создатели фонда привлекают инвесторов, они «продают» именно стратегию фонда - объясняют, почему она принесет максимальный доход.

Выбор стадии зависит от размера фонда. Маленькие фонды объемом $10-15 млн инвестируют по $100-500 тысяч в стартапы на посевной стадии (играют на одном поле с акселераторам и бизнес-ангелами). Фонду объемом до $100 млн подходят проекты на стадии A, где средняя сумма сделки составляет $1–2 млн. Фонды больше $100 млн обычно участвуют в раундах В и С, вкладывая $3-7 млн и выше $7 млн соответственно. Фонды размером более $1 млрд инвестируют в компании с оценкой от сотен миллионов до нескольких миллиардов долларов.

Популярным форматом ранних инвестиций является конвертируемый займ (convertible note) - когда инвестор получает не долю в компании, а «скидку» на покупку акций в следующем раунде. Это позволяет не торговаться с основателями об оценке компании, когда у нее еще нет продаж.

Мы выбрали самую раннюю стадию инвестирования в российские компании и выращивание их с помощью акселератора. Именно так мы рассчитываем максимально увеличить ценность наших вложений.

Нишу фонд выбирает исходя из экспертизы и опыта партнеров, а также пожеланий основных инвесторов. В этой отрасли команда фонда должна быть сильнее других, чтобы выйти на обещанную прибыль.

Мы с Германом Каплуном и Александром Моргульчиком выбирали стратегию с учетом нашего опыта работы с интернет- и мобильными проектами, а также технологий и рынков, которые считаем перспективными на ближайшие 5-7 лет.

География работы венчурного фонда зависит и от компетенций управляющих, и от капитала. Например, вывод стартапа на глобальный рынок - не только очень сложный, но и очень дорогой процесс. Как правило, он требует огромных инвестиций в маркетинг.

Александр Лазарев, партнер фонда Maxfield Capital

Мы работаем с проектами, нацеленными на международный рынок. Там легче найти соинвесторов, большая ликвидность и много стратегических покупателей.

Также наиболее капиталоемкими Лазарев считает проекты с большой долей офлайновых и не масштабируемых затрат. Например, в сервисе по доставке еды велика доля ручного труда, затраты на курьеров отражаются в каждом чеке. То же самое - с консьюмерскими проектами (b2c), где привлечение каждого нового пользователя обходится дороже предыдущего. Меньше всего вложений требуют технологические b2b-проекты, где каждый новый контракт может создать дополнительную выручку.

Чаще всего венчурные фонды зарабатывают на перепродаже долей портфельных компаний, подорожавших под их руководством. Перспективы выхода управляющие продумывают еще перед инвестированием в стартап. Обычно портфельную компанию приобретает стратегический инвестор - крупный игрок, который укрепляет свои позиции на рынке покупкой новых технологий.

Также венчурный фонд может выйти из проекта через IPO - продать свой пакет акций на бирже неограниченному кругу лиц. Но этот путь подходит только для достаточно крупных и стабильных компаний с хорошей репутацией. К тому же к IPO надо долго и тяжело готовиться.

Если венчурный фонд создается на неограниченный срок (это характерно для корпоративных венчурных фондов или фондов с одним инвестором), то он может ориентироваться на дивиденды - часть прибыли портфельных компаний, которую выплачивают акционерам пропорционально их долям.

«Когда стартап генерит прибыль, он уменьшает свои темпы роста, - говорит управляющий партнер TMT Investments Артем Инютин. - Инвесторы любят прибыльность в отраслях, тесно связанных с продажами и офлайном. Но в технологических компаниях они ценят бурный рост, контролируемые затраты и быстрый выход на безубыточность».

Как выбрать юрисдикцию

Территориальная юрисдикция определяет, под законодательством какой страны будет работать фонд. Исторически основной юрисдикцией для всех фондов (не только венчурных) были Каймановы острова. Это один из крупнейших мировых офшоров, который расположен в Карибском море и принадлежит Великобритании. Там действуют английское право, которое хорошо защищает права инвесторов, и минимальные налоги на прибыль.

«Собираешься ли ты инвестировать в России или на Западе, проводить сделки лучше всего по английскому законодательству, сейчас оно самое продвинутое и адекватное», - советует Артем Инютин. «Выбор юрисдикции в принципе не зависит от географии инвестирования», - согласен Сергей Фрадков.

Однако в последнее время фонды предпочитают юрисдикцию региона, где они собираются инвестировать, отмечает Александр Лазарев из Maxfield Capital. Например, европейские фонды инкорпорируются в Великобритании или в Люксембурге, американские - на Кайманах или в штате Делавер. Российские фонды все чаще регистрируются в России - так им легче сотрудничать с отечественными институтами развития.

В мире стандартной юридической формой венчурного фонда является limited partnership (англ. ограниченное партнерство). Его аналогом в российском праве является инвестиционное товарищество. Оно позволяет инвесторам входить в фонд на правах неуправляющего партнера, который не отвечает по обязательствам товарищества ничем, кроме своего вклада.

Как собрать команду

Стандартные затраты на команду (management fee, англ. плата за управление) составляют 1-2% капитала фонда в год. А для мотивации используются success fee (англ. плата за успех) или carry - от 15% до 20% от прибыли фонда.

Костяк команды фонда состоит из управляющих (general partners), которые выстраивают бизнес фонда, и аналитиков, которые обеспечивают приток проектов и анализируют их деятельность. Если фонд совсем маленький, его команда может состоять всего из одного управляющего партнера, допускает Александр Лазарев.

В штате многих фондов есть специалисты по маркетингу и PR. Проводить сделки и оформлять отчетность фондам помогают юридические и бухгалтерские фирмы.

Партнеры фонда должны уметь управлять инвестициями: выбирать перспективные компании, увеличивать их стоимость и своевременно выходить из них. «На мой взгляд, сотрудники фондов должны быть выходцами из интернет-компаний, а управляющие партнеры - иметь успешный интернет-бизнес за плечами», - считает Артем Инютин из TMT Investments.

Команда фонда должна уметь организовать deal flow - первичный отбор и анализ потенциальных проектов, и due diligence - глубокий анализ компании для принятия решения о сделке. Большое значение имеют soft skills , поскольку венчурный бизнес во многом строится на доверии. Поэтому и команды фондов обычно собираются из хорошо знакомых друг с другом людей.

Как искать инвесторов

Если в США большинство венчурных инвесторов составляют пенсионные фонды, фонды университетов и других крупных учреждений, то в России фонды делаются на деньги частных лиц. Западные инвесторы больше доверяют управляющим, а у нас еще не привыкли к формату limited partners и стремятся контролировать свои инвестиции.

Сергей Фрадков, управляющий партнер iDealMachine

Я согласен с точкой зрения, что в России много денег, но мало капитала. У нас много богатых людей и компаний, но они ищут способы вкладывать деньги самостоятельно. Инвестировать в венчурные фонды кажется им потерей контроля, к тому же их смущают длинные сроки вложений.

Как правило, потенциальные инвесторы хранят свои капиталы в надежных облигациях и недвижимости, а венчур рассматривают как способ диверсификации портфеля (пусть и рискованный). Чтобы человек согласился вложить свои деньги в венчурный фонд, он должен знать управляющего как профессионала, который обеспечит хорошую доходность.


Артем Инютин, управляющий партнер TMT Investments

В России достаточно людей, желающих заработать на высоких технологиях. Когда финансовые рынки и цены на недвижимость лихорадит по всему миру, а российские банки крайне ненадежны, все больше людей думают о диверсификации своих финансов. И вложения в венчурные проекты с помощью опытной команды - один из лучших способов это сделать.

Отношения фонда и его limited partners регулируются стандартным партнерским соглашением. Этот документ готовит юридическая фирма, обслуживающая фонд.

Как считать прибыльность фонда

Прибыльность фонда правильно считать, когда он уже закрыт, а LP получили свои деньги. Для этого нужно поделить результат (полученную стоимость активов) на вложенный капитал и годы жизни фонда. По словам Александра Лазарева из Maxfield Capital, в мире доходность венчурных фондов колеблется от нуля до 40%.

Но инвесторы хотят видеть показатели фонда еще в процессе. Для этого управляющие делают ежегодную переоценку текущего портфеля фонда с учетом выходов. В TMT Investments для отчета перед партнерами используют показатели IRR (internal rate of return, внутренняя норма доходности) и NAV (net asset value, стоимость чистых активов).

Что дальше?

Средний срок жизни фонда составляет от 7 до 10 лет. За это время фонд должен найти перспективные проекты, проинвестировать в них, вырастить и продать свою долю. Инвестиции обычно приходятся на первые 5 лет. Если управляющая компания успешна в своих вложениях, она может поднять второй фонд.

Еще существуют так называемые «вечнозеленые» фонды (evergreen funds), срок жизни которых не ограничен. Они не распределяют прибыль по инвесторам, а реинвестируют ее в новые проекты. Партнеры могут выйти из такого фонда путем продажи своей доли, поэтому многие evergreen funds котируются на бирже. В России примером такого фонда является TMT Investments.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter