Основные социально-экономические характеристики доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной экономик. Основные черты и этапы развития доиндустриальной экономики

Классическая характеристика индустриального общества говорит о том, что оно формируется в результате развития машинного производства и возникновения новых форм массовой трудовой организации. Исторически этот этап соответствовал социальной ситуации в Западной Европе в 1800-1960 гг.

Общая характеристика

Общепризнанная характеристика индустриального общества включает в себя несколько фундаментальных признаков. В чем они заключаются? Во-первых, индустриальное общество основывается на развитой промышленности. В нем существует разделение труда, которое способствует повышению производительности. Важной чертой является конкуренция. Без нее характеристика индустриального общества была бы неполной.

Капитализм приводит к тому, что активно растет предпринимательская деятельность смелых и инициативных людей. Одновременно с этим развивается гражданское общество, а также государственная управленческая система. Она становится эффективнее и сложнее. Индустриальное общество невозможно представить без современных средств коммуникации, урбанизированных городов и высокого качества жизни среднестатистического гражданина.

Развитие технологий

Любая характеристика индустриального общества, кратко говоря, включает в себя такое явление, как промышленная революция. Именно она позволила Великобритании первой в человеческой истории перестать быть аграрной страной. Когда экономика начинает опираться не на возделывание сельскохозяйственных культур, а на новую промышленность, появляются первые ростки индустриального общества.

При этом происходит заметное перераспределение трудовых ресурсов. Рабочая сила покидает сельское хозяйство и уходит в город на заводы. В аграрном секторе остается до 15 % жителей государства. Рост городского населения также способствует оживлению торговли.

В производстве главным фактором становится предпринимательская деятельность. В наличии этого явления заключается характеристика индустриального общества. Кратко эту взаимосвязь впервые описал австрийский и американский экономист Йозеф Шумпетер. На этом пути общество в определенный момент переживает научно-техническую революцию. После этого начинается постиндустриальный период, который уже соответствует современности.

Свободное общество

Вместе с наступлением индустриализации общество становится социально мобильным. Это позволяет людям разрушить те рамки, которые существуют при традиционном порядке, характерном для средневековья и аграрной экономики. В государстве размываются границы между сословиями. В них пропадает кастовость. Иначе говоря, люди могут разбогатеть и стать успешными благодаря своим стараниям и умениям, не оглядываясь на собственное происхождение.

Характеристика индустриального общества заключается в значительном экономическом росте, происходящем за счет увеличения количества высококвалифицированных специалистов. В обществе на первом месте оказываются техники и ученые, которые определяют будущее страны. Такой порядок также называют технократией или властью технологий. Значимее и весомее становится труд торговцев, специалистов по рекламе и других людей, занимающих особенное положение в социальной структуре.

Складывание национальных государств

Ученые определили, что основные характеристики индустриального общества сводятся к тому, что индустриальный и становится доминирующим во всех областях жизни от культуры до экономики. Вместе с урбанизацией и изменениями в социальном расслоении происходит зарождение национальных государств, сложенных вокруг общего языка. Также большую роль в данном процессе играет уникальная культура этноса.

В средневековом аграрном обществе национальный фактор был не настолько значителен. В католических королевствах XIV столетия гораздо важнее была принадлежность к тому или иному феодалу. Даже армии существовали по принципу найма. И только в XIX веке окончательно сформировался принцип национального набора в государственные вооруженные силы.

Демография

Меняется демографическая обстановка. В чем здесь скрывается характеристика индустриального общества? Признаки перемен сводятся к снижению рождаемости в одной среднестатистической семье. Люди больше времени уделяют собственному образованию, меняются стандарты в отношении к наличию потомства. Все это влияет на количество детей в одной классической «ячейке общества».

Но вместе с тем падает и уровень смертности. Связано это с развитием медицины. Услуги врачей и лекарства становятся доступнее для широкого слоя населений. Увеличивается продолжительность жизни. Население больше умирает в пожилом возрасте, чем в молодости (например, от болезней или войн).

Общество потребления

Обогащение людей в индустриальную эпоху привело к зарождению Главным мотивом труда его членов становится желание как можно больше купить и приобрести. Зарождается новая система ценностей, которая строится вокруг важности материальных благ.

Термин был введен немецким социологом Эрихом Фроммом. В данном контексте он подчеркнул важность снижения продолжительности рабочего дня, увеличения доли свободного времени, а также размытия границ между классами. Такова эта характеристика индустриального общества. Таблица показывает основные признаки данного периода развития человечества.

Массовая культура

Классическая характеристика индустриального общества по сферам жизни гласит, что в каждой из них увеличивается потребление. Производство начинает ориентироваться на стандарты, которые определяет так называемая Этот феномен - один из самых ярких признаков индустриального общества.

В чем он заключается? Массовая культура формулирует основные психологические установки общества потребления в индустриальную эпоху. Искусство становится доступным для всех. Оно вольно или невольно пропагандирует определенные нормы поведения. Их можно назвать модой или стилем жизни. На западе расцвет массовой культуры сопровождался ее коммерциализацией и созданием шоу-бизнеса.

Теория Джона Гелбрейта

Индустриальное общество тщательно исследовалось многими учеными XX столетия. Одним из выдающихся экономистов в этом ряду является Джон Гелбрейт. Он обосновал несколько фундаментальных законов, с помощью которых формулируется характеристика индустриального общества. Не менее 7 положений его теории стали основополагающими для новых и течений нашего времени.

Гелбрейт считал, что развитие индустриального общества привело не только к установлению капитализма, но и к созданию монополий. Крупные корпорации в экономических условиях свободного рынка наживают богатство и поглощают конкурентов. Они контролируют производство, торговлю, капиталы, а также прогресс в науке и технике.

Усиление экономической роли государства

Важная характеристика согласно теории Джона Гелбрейта, заключается в том, что в стране с подобной системой взаимоотношений государство усиливает свое вмешательство в экономику. До этого в аграрную эпоху средневековья у власти просто не было ресурсов, чтобы кардинально влиять на рынок. В индустриальном обществе ситуация совершенно обратная.

Экономист по-своему отмечал развитие техники в новую эпоху. Под этим термином он имел в виду применение систематизированных новых знаний на производстве. Требования приводят к тому, что в экономике торжествуют корпорации и государство. Связано это с тем, что именно они становятся обладателями уникальных научных производственных разработок.

В то же время Гелбрейт считал, что при индустриальном капитализме сами капиталисты потеряли свое былое влияние. Теперь наличие денег совсем не означало власти и важности. Вместо собственников на первый план выходят научные и технические специалисты, которые могут предложить новые современные изобретения и производственные методики. Такова эта характеристика индустриального общества. По плану Гелбрейта, прежний рабочий класс в этих условиях размывается. Обостренные отношения пролетариев и капиталистов сходят на нет благодаря техническому прогрессу и уравниванию доходов дипломированных специалистов.

В доиндустриальную эпоху господствовало натуральное сельскохозяйственное производство. Индивид не мог просуществовать, не будучи, так или иначе, связан с землей, с земледельческим процессом. Земля представляла собой как бы неорганическое тело трудящегося индивида, существовало природное единство труда с его естественными предпосылками. Человек был включен в биологические циклы природы, был вынужден подстраиваться под них, соизмерять свои действия с биологическим ритмом сельскохозяйственного производства.

Место непосредственного производителя и его функция в процессе производства, цель и средства его деятельности, качество и количество выпускаемой продукции определялись не только уровнем развития производительных сил, но и конкретными лицами: либо ассоциацией трудящихся, к которой данный индивид принадлежал (первобытной или крестьянской общиной, ремесленным цехом и т. п.); либо представителями господствующего класса, в личной зависимости, от которых непосредственный производитель находился (будь то сборщик ренты-налога азиатского государства, рабовладелец или феодал).

Теории индустриального общества

Теория «индустриального общества» возникла в 40-х гг. ХХ в. Ее родоначальником можно считать американского экономиста П. Дракера, который опубликовал ряд трудов: «Будущее индустриального человека» (1942), «Новое общество. Анатомия индустриального строя» (1949) и др.

Капиталистическое общество XIX в. Дракер называет «предындустриальным». Появление индустриального общества он связывает с ХХ в., с появлением и ростом корпораций.

«Свободное индустриальное общество», по Дракеру, есть сочетание следующих элементов: 1) машинизированное массовое производство со специализацией и интеграцией работ в рамках крупных корпораций; 2) частная собственность на средства производства и деление хозяйства страны на автономные предприятия; 3) сосредоточение управления предприятиями в руках менеджеров; 4) координация деятельности различных хозяйственных единиц и отраслей через рынок, играющий роль регулятора производства и обмена.

В 50-х гг. теория индустриального общества находит широкое распространение, однако наиболее законченное и развернутое выражение эта теория получила в трудах американского социолога и экономиста У. Ростоу, французского социолога Р. Арона и американского экономиста Дж. Гэлбрейта.

«Стадии экономического роста» У. Ростоу. Так называлась книга Ростоу, вышедшая в 1960 г. Замысел автора - противопоставить марксистскому учению об историческом процессе развития общества свою концепцию. Марксистскому делению общества на пять исторических формаций он противопоставляет свое деление на следующие пять стадий экономического роста: 1) традиционное общество; 2) подготовка предпосылок для взлета или подъема; 3) взлет или подъем; 4) движение к зрелости; 5) эра высокого массового потребления.

Традиционное общество, по Ростоу, характеризуется примитивной ручной техникой, незначительными размерами производства на душу населения, высоким удельным весом сельского хозяйства в производстве, иерархической социальной структурой и наличием политической власти в руках землевладельцев.

Вторая стадия - характеризуется проникновением научных открытий в производство, расширением национальных и мировых рынков, накоплением капиталов, появлением нового типа предприимчивых людей и т.п.

Третья стадия - подъем. Она характеризуется тем, что резко повышается технологический уровень промышленности и сельского хозяйства, образуется капитал общехозяйственного назначения, увеличивается число фабрик, растут города и новый промышленный класс.

В конце ХIX в. Западная Европа, по Ростоу, переживает четвертую стадию экономического роста - движение к зрелости. Для него типично следующее: хозяйство страны становится частью мирового хозяйства. 10-20% национального дохода инвестируется, от чего рост продукции обгоняет рост населения. Центр тяжести с отраслей угольной, металлургической промышленности, тяжелого машиностроения переносится на станкостроение, химическую и электротехническую промышленность.

Пятая стадия - век высокого массового потребления. Здесь Ростоу показывает экономику современного капитализма, полностью подчиненную задачам личного потребления, в ней нет ни погони за максимальной прибылью, ни концентрации капитала, ни господства монополии, ни эксплуатации рабочего класса.

Аналогичная теория была выдвинута в начале 70-х гг. американским социологом Д. Беллом в работе “Приход постиндустриального общества”. Он противопоставляет формационному подходу свой подход. Социально экономические изменения, по Д. Беллу, происходят одновременно с изменениями в производстве и использовании научно-технических знаний. Ученый выделяет три составляющие общества: социальная структура, государственное устройство и культура. Общество движется от доиндустриального к индустриальному и затем к постиндустриальному обществу. Доиндустриальное общество отличается неразвитыми производительными силами, необходимостью непосредственного обращения к природе как к источнику средств существования. Индустриальное общество организовано на основе машинно-промышленного производства. По первым двум стадиям у Д. Белла нет принципиального расхождения с У. Ростоу. Однако Д. Белл выделяет еще одну стадию, которую он называет постиндустриальное общество и которая характеризуется следующими признаками: 1) центр тяжести перемещается с производства товаров на производство услуг; 2) важную роль в экосистеме играют научные знания и нововведения; 3) главное место в профессиональной структуре принадлежит специалистам.

Концепция «индустриального общества» Р. Арона. В наиболее систематизированном виде концепция Арона изложена в его книгах «18 лекций об индустриальном обществе» (1962) и «Три очерка об индустриальной эпохе» (1966).

Арон выделяет следующие пять типичных черт индустриальной экономики: 1) предприятие полностью отделено от семьи; 2) промышленное предприятие вводит своеобразный способ разделения труда; 3) промышленное предприятие предполагает накопление капитала; 4) всякое индустриальное общество строится на строгом экономическом расчете; 5) во всяком индустриальном обществе, каков бы ни был статус собственности на орудия производства, имеется концентрация рабочих.

Следующее звено концепции Арона - выделение в рамках общего понятия «индустриальное общество» двух его типов, или различных режимов - капиталистического и социалистического.

Наиболее разработанный вариант теории индустриального общества принадлежит американскому экономисту Джону Гэлбрейту. Среди основных его работ: «Общество изобилия», «Новое индустриальное общество» (1967), «Экономическая теория и общественные цели» (1973).

В своей концепции Гэлбрейт выделяет такие характерные черты индустриального общества, как функционирование «индустриальной системы», ведущий институт - корпорация, активная роль государства, использование планирования, слияние крупных корпораций с государством.

Гэлбрейт вводит понятие индустриальная система, которую считает главным элементом западного общества и под которой понимает «ту часть экономики, которая характеризуется наличием крупных корпораций», где корпорация - крупное предприятие, занимающее сильные, близкие к господствующим, позиции в той или иной хозяйственной области. Характерной чертой «нового индустриального общества» выступает также существенное усиление экономической активности государства. Оно регулирует совокупный доход, цены, заработную плату, стремясь обеспечить реализацию всей производимой в стране продукции, воздействует на объем занятости.

Особенностью экономики индустриального общества является ее плановый характер. В условиях конкуренции, по мнению Гэлбрейта, использование планирования на уровне корпораций является необходимостью.

Для индустриального общества, по мнению Гэлбрейта, характерно слияние мира крупных корпораций с государством. Этот процесс он непосредственно выводит из требований современной техники. Он пишет: «Требования, диктуемые технической организацией общества… - вот что определяет облик экономического общества». Эта идея проходит красной нитью через всю его книгу.

Позднее в работе «Экономическая теория и общественные цели» (1973) Гэлбрейт включает в индустриальное общество не только индустриальную систему, которую в новой работе он именует плановой, но и рыночную систему. Рассматривая противоречия, возникающие между этими двумя секторами индустриального общества, он объясняет многие проявления кризисных процессов современной западной экономики.

Основные черты доиндустриального общества будут рассмотрены в этой статье. Мы подробно расскажем о том, какие особенности являются характерными для него. Доиндустриальное общество называют также традиционным потому, что основным средством воспроизводства здесь является традиция. В доиндустриальном, как и в любом другом обществе, появлялись новые социальные изобретения. Однако отличительная черта его состоит в том, что деятельность человека и всех членов той или иной общности в целом представляется как следование порядку, установленному в древности. Наука в доиндустриальном обществе не играла значимой роли. Традиция здесь диктовала свои правила.

Преобладание личных связей

На личной связи базировалась жизнь людей в традиционных обществах. Это сложная, множественная связь, основанная на личном доверии. Она наблюдается в той или иной степени в любых обществах: мафия, подростковые "племена", соседи. Вспоминается, например, русская интеллигенция. Ее круг был довольно узок. При чтении мемуаров создается впечатление, что друг друга знали все ее представители. В обществах, называющихся традиционными, эта связь являлась преобладающей. Доверие людей друг к другу служило источником легитимности установленного мира.

Два полюса

Крестьянство и дворянство представляли собой два полюса всех разновидностей этого типа общества. Все знали друг друга в деревне. Дворянское общество - тоже достаточно замкнутый узкий круг (сначала абсолютно, а затем относительно). Оно создавалось во многом на основе родственных связей. Друг друга здесь также знали все. Можно напомнить, что некоторые европейские монархи уже в конце девятнадцатого столетия были родственниками. До сих пор существует Сен-Жерменское предместье в том виде, в каком мы знаем его из описаний Марселя Пруста и Оноре де Бальзака.

Малые общности (локализм)

Еще одна характеристика доиндустриального общества заключается в том, что люди жили в нем в основном малыми сообществами (общностями). Данный феномен называется в науке локализмом. В противоположность той или иной малой общности общество в целом не может существовать без наличия длинных связей. Длинные связи являются трансцендентными (внешними) по отношению к небольшой общности. Это власть деспота или короля, которые являются представителями "всех", а также мировые религии (слово "религия", напомним, восходит к латинскому названию, означающему "связывать").

Было ли сходство между дворянами и крестьянами?

Полной противоположностью простому крестьянину виделся джентльмен. Он был одет по-иному, иначе говорил, держал себя. Нельзя в то же время не обратить внимание на то, что существовал целый ряд черт, объединяющих его с крестьянином. Недаром оба они являлись представителями одного общества. Именно связь личного типа объединяла их. Каждый из них знал, кому он подчинен, осознавал также и то, кто от него зависит.

Персонифицировались любые отношения, то есть все они представлялись в виде той или иной персоны. Например, власть, Бог (или боги). У рыцаря личные отношения складывались с его оружием - копьем или мечом и конем, у крестьянина - со скотом и с плугом. По отношению к орудиям труда или оружию, то есть к неодушевленным вещам, часто употреблялись относимые к живым существам местоимения.

Власть в традиционных обществах

В традиционных обществах власть осуществлялась как личная зависимость. Те, кто ее имел, прямо отнимали прибавочный продукт или даже жизнь у тех, кто зависел от них. В личной зависимости от своего помещика находился крестьянин. Власть выступала одновременно как покровительство подданным. Формой ее легитимации являлась защита униженных и оскорбленных. Помещик был прежде всего покровителем. Воин являлся защитником.

Деревня и замок

Фернан Бродель (на фото ниже), знаменитый французский историк, привел прекрасную иллюстрацию, позволяющую лучше понять сказанное выше. Это окруженный деревней с находящимися за ней полями с виноградником замок. Этот замок сросся с окружением. Вместе они составляют одно целое.

Деревня и замок расположены в одном физическом пространстве. Однако обитатели их находятся при этом в разных социальных пространствах. Их объединяет в общество связь личного типа. Однако они пребывают в то же время на разных полюсах. Разные общественные функции выполняют деревня и замок, разными социальными ресурсами обладают они. Дворянин делает ставки в общественных играх, недоступных крестьянину, который находится в личной зависимости от своего помещика, даже если при этом он не в крепостной зависимости от него.

Представления о богатстве и инновации

Категория нажитого честным путем богатства отсутствовала в традиционном обществе. Люди не осознавали, как через обмен образуется богатство. То, что было получено от владения землей, являлось его идеальной формой. Помещик-землевладелец, крестьянин - фигуры чтимые. Торговец - нет. Считается, что власть дает богатство, а не богатство - власть.

В этом обществе отсутствовала идея внеморальных внеличностных сил, которыми человек не может прямо оперировать. Можно сказать, что умение и привычка жить в мире абстракций тоже практически отсутствовали. Крестьянин не осознавал, как можно зарабатывать на возке песка - ведь его природа дает бесплатно, к такому способу заработка не приложен труд. В свою очередь, дворянин не понимал, почему следует отдавать вовремя долг купцу. В обществе, таким образом, к абстрактным социальным посредникам обращались относительно мало.

Практически не было в доиндустриальном обществе представления об инновации. Дело в том, что человек обитал в Круге времени. Время представлялось как круг, как бесконечная смена повторяющихся времен года. От Бога, от различных мистических сил природы приходят изменения, но не от человека.

Значение социальной роли

Доиндустриальное общество характеризовалось также тем, что в нем не ценилась индивидуальность. Считалось, что важно как можно лучше вписаться в свою социальную роль, которая воспринимается при этом как судьба, данная Богом, а судьбу нельзя изменить. У каждого человека была одна роль, и ей просто нельзя было не соответствовать в традиционном обществе. Если кто-то пробовал это делать, он автоматически становился изгоем.

У дворян и крестьян понятие чести отождествлялось с соответствием своей роли. Существует дворянская честь, однако есть и крестьянская. Напомним в качестве примера об обязательности дуэльного кодекса для дворян. Бесчестьем для крестьянина считалось не явиться на толоку (существовавший в то время вид взаимопомощи, при котором, например, вся община собирается для постройки дома для какого-то ее члена). Кодекс чести у тех и у других на чужаков не распространялся. У дворянина кодекс чести диктовал также обязательный возврат карточных долгов. А вот возвращать долг торговцам, ремесленникам и кредиторам обязательным не считалось.

Ритуал

Социальные механизмы, социальная память в традиционном обществе работали через ритуал, а не через сознание отдельного индивида. Высоко ритуализированным являлось доиндустриальное общество. Касается это как верхов, так и низов. Ритуал - это работа не с сознанием, а с телом. Поведение регулировалось на уровне языка, например, поговорками, воплощающими ту или иную социальную норму.

Узкие рамки выбора

Рамки жизненного выбора для индивидов были узкими: считалось, что человек должен следовать роли, предназначенной ему, даже если это роль короля. Слова Людовика Четырнадцатого, говорившего "государство - это я", о многом свидетельствуют. Они демонстрируют совсем не высочайшую степень его личной свободы, а как раз наоборот. Рабом своей роли является король. Свобода в традиционных обществах - это возможность либо своевольничать, либо следовать предназначенному свыше благому пути.

Человек не выбирает, однако он может быть "призван". Такая призванность при этом рассматривалась как великое событие, в котором принимают участие сверхчеловеческие силы. Вспомним, например, Жанну Д"Арк. Эта женщина избрала свой путь не сама. Она на него вступила по велению свыше. У живущих в двадцать первом веке людей призвание ассоциируется с автономным, личностно-индивидуальным решением индивида. Жизненные рамки в традиционных обществах создавались ритуалом и обычаем: каждый член такого общества знал, что он должен делать, как ему следует поступить. Его путь был предопределен.

Изменения в доиндустриальных обществах

В них изменения происходили очень медленно, в течение столетий. Жизнь крестьян менялась наиболее медленно. Рацион, одежда, способы обработки земли, физический облик (учитывая местные особенности, конечно) сохранялись почти до начала двадцатого столетия. Практические схемы деятельности в крестьянских сообществах являлись кодифицированными: через распорядок года и дня, ритуалы и обычаи, заключенную в поговорках и пословицах народную мудрость. Такие коды существовали очень долгое время. Они, как правило, в письменной форме не фиксировались, то есть кодексов обычного права не имел доиндустриальный тип общества.

Если же обратиться к жизни различных привилегированных его слоев, можно обнаружить, что здесь значительно быстрее происходили изменения. Новые нормы поведения возникали в доиндустриальном обществе, появлялись символические цивилизационные коды, включая зафиксированные в письменном виде. Важным являлся эффективный аппарат самоконтроля. С большей вероятностью самоконтроль складывался в привилегированных пространствах. Прерогативой господ, а не рабов, являлась возможность превосходить, а также быть свободными в действиях.

Изобретения

Экономика доиндустриального общества не была основана на научных достижениях. Изобретения не очень-то ценились, поскольку люди предпочитали традиционные способы ведения хозяйства и социальные отношения. Однако непреднамеренные социальные изобретения возникали в любых обществах, в том числе и в традиционных.

Ими пользуются все люди. Сюда относятся и родившиеся в среде крестьянства тактики повседневного сопротивления, и возникшие в придворной среде вежливые манеры, и централизация насилия, которая постепенно привела к формированию государств в сегодняшнем их значении. "Изобретения" эти меняли общество постепенно, однако не делали его еще современным постиндустриальным. Новый человек должен был появиться для того, чтобы совершился переход от доиндустриального общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному. О последнем мы немного расскажем в конце статьи.

Экономические характеристики доиндустриального общества

Перечислим основные экономические признаки доиндустриального общества. Оно представляло собой очень пеструю, разнородную мозаику, состоящую из изолированных социальных единиц. Доиндустриальное общество было отмечено тем, что протекание экономических процессов определялось в значительной степени именно религиозными властями. Структура занятости такова, что практически все люди заняты были в первичном секторе, в основном в сельском хозяйстве.

Производительность труда при этом была относительно низка. Для доиндустриального общества характерно было то, что ее темпы не позволяли высвободить работников для привлечения их в другие отрасли производства. Хозяйственная деятельность в таком обществе была вторичной, подчиненной неким более важным принципам регуляции, которые исходили из властных установлений или сакральных законов. На шкале престижности священническая деятельность занимала высокое место по поддержанию вечных ценностей.

На это же была направлена управляющая обществом верховная власть, поскольку она была выражением насилия и мощи. Для большинства населения такого общества (а также для многих людей сегодня, проживающих в странах третьего мира) труд в домашнем хозяйстве и производственная деятельность не разделимы. Все эти характерные признаки доиндустриального общества, как вы понимаете, к обществу современному не имеют отношения. Экономика его основана совсем на других принципах.

Типы доиндустриальных обществ

Важным для традиционных обществ было то, базируются ли они на производящем или присваивающем хозяйстве. Типы общества с присваивающим хозяйством, в свою очередь, выделяются в зависимости от того, земледелие или скотоводство преобладает в них. Охота, рыбная ловля и собирательство относятся к присваивающим типам. К производящим - животноводство и земледелие. Достаточно условно, конечно, деление на земледельцев и скотоводов. В истории, вероятно, практически не существовали типы общества, которые производили и потребляли бы лишь растительную или животную пищу.

Постиндустриальное общество

Как мы и обещали, расскажем вкратце и о нем. Доиндустриальное и индустриальное общество рассматриваются как два основных типа. Однако сегодня деление этим уже не ограничивается. Дело в том, что в середине двадцатого столетия возникло общество постиндустриальное, принципиально новое по отношению к индустриальному. Его можно определить также как информационное, то есть такое, в котором информация является главной ценностью.

Это общество прежде всего образованных людей, в отличие от доиндустриального. Еще одно название его - глобальное, поскольку основывается оно на господстве в экономике транснациональных корпораций и широко использующемся международном разделении труда. Существует предположение, что общества в традиционном смысле этого слова сегодня перестают существовать, и постепенно формируется основанное на общей культуре планетарное общество. Идея эта имеет многочисленных сторонников и противников. Однако само существование постиндустриального общества сегодня уже не отрицает никто.

Доиндустриальное общество

В доиндустриальную эпоху господствовало натуральное сельскохозяйственное производство. Индивид не мог просуществовать, если не был связан с землей, с земледельческим процессом. Земля была главным фактором производства. Человек был включен в биологические циклы природы, был вынужден подстраиваться под них, соизмерять свои действия в соответствии с биологическими ритмами сельскохозяйственного производства.

Место производителя и его функция в процессе производства, цель и средства его деятельности, качество и количество выпускаемой продукции определялись не только уровнем развития производительных сил, но и конкретными лицами: это была либо ассоциация трудящихся, к которой принадлежал данный индивид (первобытной или крестьянской общиной); либо когда производитель находился в личной зависимости у сборщика ренты-налога, рабовладельца или феодала.

Отсутствие общественного разделения труда, замкнутость, изолированность от внешнего мира, самообеспеченность ресурсами, а также удовлетворение всех потребностей за счет своих собственных ресурсов - главные черты натурального хозяйства. Для такого хозяйства важно было качество продуктов, а не их цена, его целью было личное потребление. Не случайно в современных экономических курсах такую экономическую систему называют традиционной.

Личная зависимость охватывала не только отношения непосредственного производства. Она распространялась и на отношения распределения, обмена и потребления. Принадлежность к тому или иному коллективу предопределяла место человека не только в производстве, но и обществе, а, следовательно, отражалась в его образе жизни, масштабах личного богатства, размерах доходов. Распределение, обмен и потребление материальных благ приобретали форму личных отношений, закреплялись традицией, нормами права, морали, а иногда и политическими учреждениями, отражались в социальной психологии, освящались религией.

Индустриальное общество

Совершенствование искусственных, орудий труда, которые были созданы человеком способствовало преодолению зависимости человека от природы, созданию предпосылок для перехода от естественных производительных сил к общественным. Развитие системы орудий труда, техники позволило человеку увеличить власть над природой. Человек уже не был так зависим от внешней природы, как в случае с доиндустриальным обществом. Техника выступает как "вторая природа", как природа, преобразованная человеком. В процессе перерастания мануфактурного производства в фабричное, происходят глубокие изменения в содержании и характере труда. Индустриальный труд вытесняет аграрный, город теснит деревню. Большими темпами растет урбанизация населения. Товаро-денежные отношения приобретают всеобщий характер.

Промышленная революция раскрепощает индивида: на смену личной зависимости приходит личная независимость. Она проявляется в том, что присвоение средств производства и жизненных средств, не опосредовано в рыночной экономике принадлежностью человека к какому-нибудь коллективу. Каждый товаропроизводитель, хозяйствует на свой страх и риск и сам определяет, что, как и сколько производить, кому, когда и при каких условиях реализовать свою продукцию.

Постиндустриальное общество

В ходе научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу, всеобщие производительные силы становятся ведущим элементом системы производительных сил. Если после неолитической революции сложилась постприсваивающая, производящая экономика, основой которой было сельское хозяйство, а результатом промышленной революции стало возникновение постаграрной экономики, основу которой составляла легкая и тяжелая промышленность, то в ходе НТР возникает постиндустриальная экономика. Центр тяжести переносится в непроизводственную сферу. Если в аграрной экономике ведущим элементом была земля, а в индустриальной - капитал, то в современной - этим фактором становится информация и накопленные знания.

Новые технологии стали результатом труда уже не "талантливых жестянщиков", а "высоколобых интеллектуалов". Итог их деятельности - революция в сфере телекоммуникаций. Если в XIX - первой половине XX вв. главными способами коммуникации были газеты, журналы, книги, а затем и телефон, телеграф, радио и телевидение, то в настоящее время все они вытесняются средствами компьютерной связи.

Знания и информация становятся стратегическими ресурсами. Это приводит, прежде всего, к кардинальным изменениям в территориальном размещении производительных сил.

В доиндустриальную эпоху города возникали на пересечениях торговых путей, в индустриальную - вблизи источников сырья и энергии, технополисы постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий (Кремниевая долина в США). Далеко не для всех стран и народов и для России в том числе, индустриальная модель полностью исчерпала себя. Там, где сохраняется сфера ручного и малоквалифицированного труда, неразвитая рабочая сила и отсталая технология, индустриальные ценности по-прежнему остаются привлекательными.

ТЕМА №1.

1. Развитие сферы услуг

Развитие сферы услуг


Графиков о том, как из отсталой страны Индия превращается в развитую державу

Всегда обидными выглядят сравнения Украины со странами-соседями, которые за последние 20 лет существенно нас опередили. Но давайте посмотрим не на то, как мы отстали, а как может развиваться страна, которая выходит из бедности и рвется к процветанию.

Украина - самая отстающая страна бывшего СССР. Сравнивать её с Индией, учитывая масштабы, сложно. Но возможно, ведь Индия, являясь страной с мощной экономикой в глобальном контексте, всё ещё остается домом для сотен миллионов бедных. По размерам ВВП на душу населения Украина даже превосходит Индию - сказывается количество населения.

Но в некоторых вещах Индия может послужить примером для Украины.

В 2020 году на Индию и Китай будет приходиться половина мирового ВВП

Сейчас доля Китая в глобальном ВВП - 14%, Индии - 3%.


Но бедность и социальное расслоение - большая беда страны

20% богатейших индийцев получают 50% всех доходов.

ТЕМА №1.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

1. Развитие сферы услуг

2. Рынок услуг и его особенности

3. Особенности развития сферы услуг в Украине

Развитие сферы услуг

Современные экономисты все больше уходят от жесткого деления истории человечества на большое количество конкретных периодов.

Во второй половине ХХ века и особенно на рубеже ХХ и ХХI веков особый интерес вызывает укрупненная градация в развитии человеческого общества, а именно выделение 3-х эпох (цивилизаций) – доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной (в терминологии Д. Белла), или первой, второй и третьей волны цивилизации (по Э. Тоффлеру), или премодернистского (премодернити), модернистского и постмодернистского состояния (С. Крук и С. Лэш), или доэкономического, экономического и постэкономического общества (по В. Иноземцеву).

Характерной чертой доиндустриального общества является, по словам Д. Белла, взаимодействие с природой. Рабочая сила сосредоточена преимущественно в сельском хозяйстве (поэтому используется также другое название - аграрное общество), а также в лесном хозяйстве, рыболовстве, горном деле. В качестве основного ресурса выступает сырье, а не энергия, преобладает извлечение продуктов из природных материалов, а не их производство, наиболее интенсивно используется труд, а не капитал. Человек действует унаследованными от предыдущих поколений методами (традиционное общество), и его восприятие окружающего мира формируется под влиянием природных условий определенной местности – смены времен года, ураганов и бурь, плодородия почвы, запасов воды, глубины залегания полезных ископаемых, периодических засух и наводнений. Доиндустриальная цивилизация наиболее длительная, продолжительность ее существования исчисляется тысячелетиями.

Переход к индустриальному обществу начался около 300 лет назад. Отличительными его чертами явились индустриальная организация, основанная на применении энергии к машинам, «состязание с преобразованной природой» (искусственной средой – по Беллу), развитие перерабатывающих видов деятельности (отраслей промышленности), массовое товарное производство, интенсивная урбанизация, что привело к гигантским изменениям в образе жизни и деятельности людей. В условиях индустриального общества в настоящее время проживает большая часть населения мира, в том числе и нашей страны, хотя уровень развития индустриальной стадии в различных государствах неодинаков.

Несмотря на множество работ, появившихся за последние десятилетия, одной из важнейших является книга Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество» (1973 г.). По его мнению, основой концепцией постиндустриального общества является «оценка нового социума как резко отличающегося от общества, господствовавшего на протяжении последних столетий: отмечается прежде всего снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация традиционной социальной структуры».

Рис. 1. Эпохи в развитии человеческого общества


Сравнительная схема доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ

Тип общества Доиндустриальное Индустриальное Постиндустриальное
Тип/сектор производства Первичный Добывающий Вторичный Создающий Третичный Сфера услуг
Ведущий экономический сектор Сырьевой Сельское хозяйство, рыболовство, добыча полезных ископаемых, лесоматериалы и проч. Обрабатывающий Производство товаров, обрабатывающая промышленность, строительство Образование
Преобразуемые ресурсы Природные силы Вода, ветер, домашние животные и человеческие мускулы Созидающая энергия Электричество на базе угля, нефти, газа, ядерного топлива Информация, знания Системы хранения, обработки и передачи данных
Стратегический ресурс Сырьевые материалы Капитал Знания, информация
Ключевая технология Индивидуальное умение, мастерство Машинные технологии Интеллектуальные технологии
Базовые профессии Фермер, ремесленник, рабочий Рабочий, инженер Ученые и специалисты
Методология Здравый смысл, опыт, метод проб и ошибок Эмпиризм, экспериментирование Абстракция, модели, системный анализ, теория принятия решений
Предназначение (Дизайн – по Беллу) Противостояние природным силам (игра с природой) Использование сил природы (игра с преобразованной природой) Взаимодействие человека с человеком
Временная перспектива Ориентация в прошлое Адаптация к данным условиям, экспериментирование Ориентация в будущее: прогноз и планирование
Осевой принцип Традиционализм (экстенсивный экономический рост) Экономический рост (переход преимущественно к интенсивному экономическому росту) Кодификация теоретических знаний, качество жизни (инновационный тип экономического роста)
Тип «общественного» человека Традиционный («патриархальный») человек «Экономический» человек Социально-творческий («социологический») человек

Если термин «непроизводственная сфера» заменить терминами «социальная сфера» и «институциональная сфера», то можно сказать, что сфера услуг в большей или меньшей степени охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности.

Производство
Производство –процесс создания экономических благ, результат соответствующего преобразования факторов производства (ресурсов).
Структура производства
Сфера материального производства Непроизводственная сфера
Производство продукта в материально-вещественной форме (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.). Оказание услуг материального характера (транспорт, связь, бытовое обслуживание). Оказание услуг нематериального характера (просвещение, здравоохранение, искусство и т.п.). Духовная, интеллектуальная деятельность, результатом которой являются нематериальные блага (научные открытия, изобретения, книги, картины).
Сфера услуг

Увеличение спроса на разного рода услуги объясняется влиянием целого ряда факторов.

Во-первых , в результате роста благосостояния возросло желание потребителей облегчить такую рутинную работу как уборка, приготовление пищи, что привело к процветанию индустрии комфорта.

Во-вторых , рост доходов и появление дополнительного свободного времени увеличили спрос на ряд услуг, связанных с проведением досуга и занятиями спорта.

В-третьих , рост использования высокотехнологических товаров в домашних условиях (компьютеры, аудио-видеотехника, система безопасности) привел к увеличению потребности в специалистах по их установке и обслуживанию.