Стратегия урфо. Фундаментальные исследования

      Правление национального блока 1919-1924 гг.

      Франция в период стабилизации. Картель левых. 1924-1926 гг.

      “Национальное единение”1926-1930 гг.

      Экономический кризис и рост фашистской угрозы. 1936-1938 гг.

      Франция на кануне Второй мировой войны 1938-1939 гг.

Известия о победоносном окончании войны вызвали всеобщую эйфорию. В ходе войны 1 млн. 300 тысяч человек погибли, 2 млн. 800 тысяч получили ранения из них 600 тысяч остались инвалидами. К этому добавилась высокая смертность гражданского населения. Наиболее развитые северо-восточные районы были разорены. Потеряна половина торгового флота. 134 млрд. франков было затрачено на войну. 12-13 млрд. франков вкладами было потерянно в России, а так же в Турции и Австро-Венгрии. Франция имела 62 млрд. франков внешнего долга. Падала стоимость национальной валюты. За годы войны количество бумажных денег увеличилось в 5 раз. Происходит концентрация производства, появляются монополии. Меняется социальная структура населения. Увеличивается население городов. Сокращается количество средних слоёв. Рост профсоюзов. 1919-1920 гг. максимальный подъём рабочего движения. 1921 год самая низкая точка падения производства. Меняется партийная система страны. Рабочее движение находилось под влиянием социалистической партии (французская секция социалистического интернационала). В неё входило примерно 180 тысяч человек. Была тесно связана со всеобщей конфедерацией трудящихся – 2 млн. 400 тысяч человек. Под влиянием ситуации в России происходит усиление революционных социалистов. Осенью 1918 года они преобладают в руководстве социалистической партии. Они добиваются выхода партии из Второго интернационала. В декабре 1920 года партия преобразуется во французскую секцию коммунистического интернационала. С 1922 года именуется как Французская Коммунистическая Партия. Возглавляли коммунистов Кашён и Тарез. Социалисты-реформисты воссоздали прежнюю ФССИ и вернулись во Второй интернационал. Возглавил их Блют. Климансо занимал пост премьер-министра с ноября 1917 года. В апреле 1919 года Клемансо добивается проведения закона о восьмичасовом рабочем дне и коллективном рабочем договоре. Франция в 1918-1919 гг. участвует в интервенции в советскую Россию. Вскоре войска пришлось отозвать. В преддверии выборов 1918 года была сформирована парламентская коалиция Национальный Блок, объединившая 6 республиканских партий. В неё входили Пуанкаре, Бриан, Мильеран. Эта коалиция являлась правоцентристской. Лидеры Национального Блока так же использовали националистические и германофобские лозунги. Сначала они пытались справиться со внутренним кризисом своими силами. 11 ноября объявляется днём победы и памяти павших. Сооружается вечный огонь и могила неизвестного солдата под треумфальной аркой. Клемансо в январе 1920 года проигрывает президентские выборы. Президентом становится Мильеран, а премьером Пуанкаре. Политика основана на либерализации экономики: восстановление естественных рыночных механизмов, предоставление максимальных льгот монополиям. Правительству не удалось решить финансовую проблему. Попытки правительства ввести режим жесткой экономии приводит к усилению забастовочного движения. Франция вернула себе Эльзас-Лотарингию, право на эксплуатацию Саарского угольного бассейна. Франция вошла в Лигу Наций. Она получила мандат на половину Того и Камеруна. Франция выдвигала жесткие требования к России по поводу возвращения долгов. В 1923 году оккупация рурской области вместе с Бельгией закончилась выводом войск, что привело к распаду Национального Блока. Экономическая ситуация только ухудшилась. Падает уровень выплавки чугуна. Франк ещё больше обесценивается. Радикальная партия переходит в оппозицию к остальным.

На выборах в мае 1924 года успех сопутствовал Картелю Левых (левоцентристской коалиции). Партия радикалов была основана в 1901 году. Своими целями она провозглашала защиту республики, антиклерикализм, социальные реформы. Лидером являлся Эдуард Эррио. Программа предусматривала амнистию для участников революционных движений, профсоюзы для государственных служащих, установление прогрессивного подоходного налога, проведение политики мира, международное сотрудничество, признание СССР и примирение с Германией. Правительство Эррио прекратило жесткое давление на Германию. В Лиге Наций Франция выступает за безопасность, разоружение. Во внутренней политике Эррио сильно не преуспел. Улучшены условия деятельности политических партий. Дефицит бюджета решен не был. Продолжается политика скрытой эмиссии. Когда стало известно что сумма необеспеченных франков составляет 2 млрд. 500 млн. Эррио уходит в отставку. В течение года у власти сменилось ещё 5 правительств Картели Левых. В 1924 году объём промышленного производства превысил довоенный уровень. По темпу промышленного развития Франция уступала только США. Правительство распродало часть военных предприятий. Министерство Иностранных Дел возглавлял Бриан (1924-1932 гг.) Он вел курс на достижение взаимопонимания с Германией, а так же сотрудничества с Британией и США. Поводом для распада Левого Картеля стали колониальные войны в Марокко и Сирии, которые получают поддержку правых. Весной 1925 года на границе французских и испанских владений Марокко началось восстание арабских племен Абд-Эль-Керима. Повстанцы организовали свою республику. Французы направили в Африку 20 тысяч солдат под командованием Петена. Весной 1926 года восстание было подавлено. Керим был выслан и скрывался в Египте. В 1925 году происходит восстание в Сирии. Осенью 1927 года восстание было подавлено.

Поскольку правые партии не имели устойчивого большинства во французском парламенте, у власти утвердилась правоцентристская коалиция. Сюда же входила партия республиканских социалистов. Коалиция называлась Национальное Единение. Лидером её стал Пуанкаре, юрист по образованию. Главной задачей правительства была финансовая стабилизация. Ради её достижения Пуанкаре решил провести комплекс непопулярных мер. Провёл повышение комплексных налогов, сократил государственное финансирование социальных программ. Правительство получило значительные кредиты от американских и британских банков. Во Францию вернулись капиталы вывезенные во времена правления левого блока. В эти годы во Франции наметился уверенный промышленный рост. К 1928 году правительству удалось погасить инфляцию. С 1926 года государственные доходы превысили расходы. Официально было уменьшено золотое содержание франка. Пуанкаре получил прозвище спаситель франка. В результате принятых мер стабилизировались цены. Перестала резко расти стоимость жизни. В 1926 году введены пособия по безработице. С 1928 года низкооплачиваемые рабочие и служащие могли получать пенсии по старости. Фонды пособий формировались как за счёт 5% налога из заработной платы и взносов предпринимателей. Франция являлась единственной страной на тот момент, в которой наблюдались нехватка рабочих рук и приток рабочей силы из-за рубежа. Сельское хозяйство не развивалось, оставаясь на уровне 1913 года. Около 8 тысяч промышленных предприятий было восстановлено после войны. По репарациям получено более 8 млрд. марок, главным образом в виде угля, леса и цемента. Текстильная промышленность теперь уступила место металлургии, быстро росли автомобилестроение, авиационная промышленность, кинопромышленность и производство искусственного шёлка. По-прежнему преобладало мелкое и среднее производство. В 1931 году численность городского населения превысила численность сельского. Национальное Единение выиграло очередные выборы 1928 года, но после этого оно начинает разваливаться. Инициатором выступила партия радикалов. Здесь набрала силу фракция Эдуарда Даладье, а он выступал за сотрудничество с социалистами. В июле 1929 года Пуанкаре уходит в отставку, его приемниками становятся Бриан и Тордье. Франция согласилась с планом Юнга. Летом 1930 года французские войска были выведены с левого берега Рейна. Для обеспечения безопасности было решено построить гигантскую линию укреплений на границе с Германией. Она получила название линия Мажино. С началом Второй мировой войны строительство так и не было завершено. Защитная линия не прикрывала границу с Бельгией. Строительство означало переход Франции к оборонительной позиции. В сентябре 1929 года Бриан в Лиге Наций предложил проект европейского федерального союза, он предусматривал согласование внешней политики европейских стран. Проект был отклонён всеми странами. В 1931 году Бриан проигрывает президентские выборы и уходит из политики.

Осенью 1930 года Франция вступает в кризис. Его самая глубокая точка падения приходится на 1932 год. Глубина падения производства и уровень безработицы были меньше чем в Америке и Германии. Использовались немецкие репарации для стимулирования производства. Сохранялось большое количество рабочих мест на северо-востоке. Повышается французский экспорт. Развёртывается широкая программа милитаризации экономики (программа милитаризации, перевооружение армии, строительство линии Мажино). Высокий удельный вес сельскохозяйственного спектра в экономике. Искусственное сдерживание кризисных тенденций увеличивало его продолжительность. Причинами стали зависимость от импортного сырья, устойчивое отставание от сельского хозяйства, влияние банковских кругов не заинтересованных в производственных инвестициях. Безработица составляла от 1 до 2 млн. человек. Заработная плата упала на 20%. Рабочий день оставался высоким. Особенно сильно кризис ударил по средней и мелкой буржуазии. Резко сокращается производство и продажа предметов роскоши. В 1934 году началось падение цен на сельскохозяйственную продукцию и разорение крестьян. Розничные цены для потребителей были в 4-5 раз выше чем закупочные. Дирижизм (вмешательство государства в экономику) рассматривался как временная антикризисная мера. Правительство Тордье и Ловаль применяли меры мягкого, косвенного регулирования в экономике. Правительство сформировало защищённый сектор. В него вошли крупнейшие банки, железные дороги, фирмы химической и металлургической промышленности. Предприятия защищенного сектора получали налоговые льготы, государственные заказы и льготные транспортные тарифы. Для инвестирования этих расходов сокращались социальные программы. Социальное недовольство блокировалось ограничением конституционных свобод и постепенным формированием режима сильной власти. Поэтому правый вариант дирижизма не встретил широкой поддержки. Социалисты возобновили деятельность картеля левых. Они выработали свой вариант дирижизма, близкий к учению Кейнса. Основными идеями были сокращение военных расходов, создание единой системы социального страхования, введение 40-а часовой рабочей недели, регламентация правовых отношений, создание государственного сектора в экономике. Правительство левого картеля возглавил Эррио, его политика оказалась неудачной. В 1932 году Франция соглашается с прекращением германских репараций. Женевская конференция принимает решение о равенстве Германии в военном отношении. Не была реализована и экономическая программа картеля. Эррио быстро ушёл в отставку. Несколько меняется правительство левого картеля. Каждый правительственный кризис разрешался перетасовкой портфелей. Многие министры входили в очередные кабинеты по 4, 5, 6 раз. Бессилие левых перерастало в кризис всего политического режима Третьей республики. Французский фашизм позднее чем в Италии и Германии выступил в качестве силы претендующей на власть. Здесь фашизм был расколот на множество группировок, не имел единой идейной платформы и вождя. Французский фашизм опирался не только на средние слои, но так же на правые силы и церковь. Он был близок к испанскому и португальскому варианту. Вместо антикапиталистической фразеологии выдвигались лозунги сохранения текущего социального порядка. Распространению фашизма препятствовали демократические традиции. Французский фашизм имел две ветви, первая состояла из мелких группировок (Французская Солидарность, Активное Действие и т.д.). Они были малочисленными и малоизвестными. Вторая ветвь представлялась массовой организацией Боевые кресты, её составляли ветераны Первой мировой войны, награждённые боевым крестом. Организация была основана в 1928 году. Она очень быстро набирала популярность. В 1931 году де ля Рок возглавляет это движение. Председателей секций он назначал лично. Боевые кресты имели филиалы, которые объединяли молодёжь или ветеранов, не награждённых боевыми крестами. Программа фашистов: смягчение бедствий обездоленных за счёт обеспеченных, введение гарантированного минимума заработной платы, широкие полномочия президента республики, выход из Лиги Наций, вооружение страны. Все фашистские лиги финансировались крупным капиталом, правыми правительствами, включали в себя известных людей. Единственным выступлением фашистов стала демонстрация по поводу дела Ставиского. Ставиский выпустил фальшивые облигации, а когда мошенничество раскрылось он бежал в Швейцарию и там был кем-то убит. Выяснилось что он был связан со многими депутатами и министрами. Фашисты выдвинули лозунг “Долой воров” и 6 февраля 1936 года направились к палате депутатов, но были остановлены полицией. 15 человек погибло. На следующий день выступления происходят в ряде городов. 9 февраля коммунисты организовали крупную антифашистскую демонстрацию. Возводятся баррикады. 12 февраля проходит всеобщая стачка протеста фашизму с участием 5 млн. человек. Правительство выпускает 14 декретов. Увеличивается бюджет за счёт социальных программ.

К середине 1930 годов в социалистических и коммунистических фракциях появляются элементы готовые к сотрудничеству. Они постепенно берут верх. Коммунисты Морис Торез и Жак Дюкло и социалист Блюси. 27 июля 1934 года подписан пакт о единстве действий. Создаётся единый рабочий фронт. Роспуск фашистских лиг, защита демократических свобод. Совместное выступление против нацистского террора в Германии и Австрии. Методами работы были названы митинги и демонстрации. Обе партии обещали воздерживаться от взаимной критики. Для координации действий создавался специальный комитет. 14 июля 1935 года состоялась демонстрация коммунистов, социалистов и радикалов. Был создан Национальный Комитет Народного Фронта. Свобода прессы, право женщин на труд, международное сотрудничество в рамках Лиги Наций. Экономические требования: сокращение рабочей недели без сокращения заработной платы, организация общественных работ, создание национального фонда по борьбе с безработицей, облегчение налогов. Программа требовала отмены чрезвычайных декретов, национализации банков. Программа отражала экономические интересы широких слоёв населения, их демократические воззрения, готовность политических лидеров идти на компромисс. В апреле-мае 1936 года партия народного фронта одерживает победу на выборах. Социалисты заняли 149 мест, коммунисты – 72 места, радикалы – 109 мест, а другие – 45 мест. Социалисты и радикалы сформировали правительство Блюма (до июля 1937 года). Коммунисты отказались войти в состав правительства (да их там и не сильно желали видеть (с) Dr.Stein). Через несколько дней на многих предприятиях начались забастовки. 7 июля подписаны соглашения между профсоюзами и представителями предпринимателей “Матиньонское соглашение”. В обмен на прекращение забастовок предприниматели обязались повысить заработную плату в среднем на 12%, а так же обязались уважать права профсоюзов. Правительство обязалось сократить рабочий день и ввести оплачиваемые отпуска. В течение лета 1936 года палата депутатов приняла около 130 законов (о 40-а часовой рабочей неделе, об оплате отпусков, о коллективных договорах, об отмене чрезвычайных декретов, запрещены военизированные фашистские лиги, демократизировано управление французским банком, национализирована военная промышленность, закон о расширении общественных работ, о пособиях по безработице, увеличены размеры пенсии и заработной платы государственных служащих. Крестьяне, ремесленники, получили отсрочку на год по уплате долгов и государственные суды под выгодный процент. Создано зерновое бюро, которое закупало у крестьян зерно по высоким ценам(в 2-3 раза выше рыночных). До 14 лет продлено обязательное школьное образование, создано министерство культуры и спорта.) Эти меры были своевременными и эффективными, но они не меняли основ кредитно-финансового механизма. Предприниматели затягивали подписание коллективных договоров. Фашистские лиги заявили о разоружении и продолжили существование. Осенью 1936 года Блюм остановил продолжение реформ. Начинается гражданская война в Испании. Коммунисты выступают за поддержку. Но Франция придерживается политики невмешательства. Коммунистическая партия преступила к организации добровольческих бригад в помощь Испании. Наметилось оживление экономики. Примерно на 100 тысяч человек сократилась безработица (видимо 100 тысяч безработных таки не дождалось улучшения своего положения и вымерло с голоду, либо просто покончило своё существование суицидом (с)Dr.Stein). Работу получили десятки тысяч учителей. В месте с тем началось бегство капиталов из Франции. Правительство пыталось остановить этот процесс. Процентная ставка была увеличена с 3-х до 5%. В 1937 году вновь ухудшается экономическое состояние страны. В июне Блюм потребовал чрезвычайных полномочий. Он говорил, что установит контроль над финансовой сферой, будут введены новые налоги на капитал, запрещён вывоз капиталов, будут введены принудительное производственное инвестирование. Эта программа встретила сопротивление радикалов, части социалистов и буржуазных партий. Блюм не получил чрезвычайных полномочий и был вынужден уйти в отставку. Новый кабинет возглавил Шотан (до января 1938 года). Он так же запросил чрезвычайных полномочий и получил их. Он увеличивает косвенные налоги и это вызывает негатив коммунистов. Шатан создаёт национальное общество железных дорог со смешанным капиталом. Второе правительство Шатана (январь-март 1938 года) издаёт закон о повышенной шкале заработной платы. Прирост цен на определённый процент способствует немедленному повышению заработной платы. Проводится девальвация франка. Предложено отказаться от 40-ой рабочей недели. Во внешней политике продолжается линия невмешательства в испанские дела. В марте-апреле 1938 года второе правительство Блюма пыталось остановить распад народного фронта. Блюм предлагает предъявить Франко ультиматум, потребовав от него отказаться от всякой внешней помощи. Однако французские генералы выступили против такого ультиматума и он не был предъявлен. Блюм опять запросил чрезвычайные полномочия, но вновь получил отказ. Эдуард Даладье возглавил новое правительство.

Даладье пытался учесть предыдущий опыт, желая построить стройную систему управления экономикой и социальными отношениями. Предприниматели опасались жесткого дирижизма и всячески мешали. Даладье отказался от опоры на парламентское большинство и объявил о создании правительства национальной обороны. Подавляющее большинство проголосовало за чрезвычайные полномочия Даладье. В это время 29 сентября 1938 года Даладье и представители других держав подписывают Мюнхенское соглашение. Против этого голосует коммунистическая партия. Это означало фактический распад народного фронта. 10 ноября 1938 года прекращает своё существование формально после выхода партии радикалов. Народный фронт доказал возможность сплочения левых сил в борьбе против фашизма. Правительство приступило к лечению экономики подготовке страны к войне. Увеличены налоги на все виды доходов, на недвижимость, косвенные налоги. Легализована 6-и дневная рабочая неделя. Увеличены тарифы на коммунальные услуги. Введён 3-х летний специальный режим, позволявший увеличивать рабочий день свыше 40-а часов. В 1939 году на военные расходы выделено 23 млрд. франков. Началось строительство 4-х линкоров, 2-х авианосцев. Промышленное производство впервые подтянулось к уровню 1929 года. Бегство капитала теперь сменилось его притоком. Даладье сурово подавлял рабочие выступления. Коммунисты и социалисты теперь принципиально осуждали любые его шаги. Правые партии так же пытались держаться в стороне. Продолжался кризис политического режима. Франция сохранила за собой славу центра мировой культуры. Прекращаются дуэли. Автобусы и автомобили приобретают массовое значение. С 1919 года по 1929 год количество автомобилей выросло в 14 раз (до 1 млн. 300 тысяч). Примерно каждый 30-ый имел автомобиль. Расширяектся сеть линий метро. Входят в моду партийные состязания. Модными становятся мюзик-холлы и дансинги. Кино постепенно вытесняет театр.

Уральский Федеральный округ занимает одно из первых мест в стране по многим показателям: это и демографические характеристики (естественный прирост), и объем валового регионального продукта, объем экспорта и пр. Регион развивается динамично, статистические данные позволяют проследить, выявить эти изменения. Уральский федеральный округ уникален и по своему экономико-географическому положению. Территория богата полезными ископаемыми. Здесь находятся уникальные производства, крупные предприятия металлургического и машиностроительного комплексов. Уникальна и транспортная система: через территорию Урала проходят многие внутренние и международные пути (авиалинии, Транссибирская магистраль).

Существенное влияние на формирование хозяйства Уральский Федеральный округ оказывает его чрезвычайно выгодное экономико-географическое положение. Урал занимает Центральное положение в стране. Он входит в состав Западной экономической зоны России, граничит с районами Восточной зоны, отсюда - относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в западных, так и в восточных районах страны. Урал имеет значение как машиностроительная база освоения восточных районов. Благоприятное экономико-географическое положение Урала способствует повышению его роли в межрайонном территориальном разделении труда.

Однако следует выделить ряд проблем, которые отрицательно сказываются на развитии экономики округа: экологические; недостаток инвестиций; устаревание основных фондов промышленности.

Уральский федеральный округ объединяет 6 субъектов Российской Федерации: Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, Тюменскую область, Свердловскую область, Челябинскую область и Курганскую область. Территория округа составляет 1818 тыс. кв. км, или 10,6 процента территории Российской Федерации. Простираясь более чем на 2450 км с юга, от границ Казахстана до побережья Северного Ледовитого океана и на 1350 км от Уральских гор с запада - на восток, захватывая значительную территорию Западно-Сибирской низменности, округ расположен в самом центре России, на границе Европы и Азии.

Общая численность городского населения - около 74%. К наиболее урбанизированным относятся Свердловская и Челябинская области. В то же время 74% населения Коми-Пермяцкого АО - сельские жители. Число горожан в Курганской области лишь ненамного превышает долю сельского населения и составляет 55,5% . Демографическая ситуация на Урале кризисная: отмечается стабильная естественная убыль населения. Миграционный прирост района, хотя и положительный, но не перекрывающий потерь отрицательного естественного воспроизводства. Плотность населения УЭР примерно в 3,5 раза выше средне - российской и составляет 29,6 чел./км2, достигая максимума в Удмуртской Республике, где она приближается к 40 чел./кмг.

Экономически активное население составляет около 49% общей численности населения, что близко к среднему показателю по стране. В промышленности работало около 27% занятого населения, в сельском хозяйстве - около 14%. Максимальная численность занятых в промышленности наблюдалась в Свердловской и Челябинской области., в то время как по удельному весу занятых в сельском хозяйстве выделяется Курганская области.

Уровень общей безработицы на Урале был близок к средне - российскому и значительно превышал его в Коми-Пермяцком АО, значения превышали средне - российский (1,4%) почти в 2 раза.

Этнический состав населения Урала представлен тремя языковыми семьями: индоевропейской - преобладает русско население, алтайской - башкиры и татары, значительная часть которых проживает в Республике Башкортостан, и уральской - удмурты, проживающие, главным образом, в Республике Удмуртия, и коми-пермяки, являющиеся коренным населением Коми-Пермяцкого АО Пермской области. Русское население Урала вместе с удмуртами и коми-пермяками придерживается, в основном, православного вероисповедания, башкиры и татары - большей частью мусульмане.

Богатейшие минерально-сырьевые ресурсы составляют основу экономической мощи Урала. Здесь обнаружено около 1000 видов минералов, свыше 12 тыс. месторождений полезных ископаемых. Из 55 элементов таблицы Менделеева, получивших большое народно-хозяйственное значение, на Урале добывается 48. Месторождения нефти располагаются в западных предгорьях и на юге Урала - в Удмуртии, Пермской и Оренбургской областях, Башкортостане (наиболее крупные). Запасы природного газа, в основном, сконцентрированы в Оренбургской области, где находится один из крупных центров газодобычи в России, но имеются также в Башкортостане, Пермской областях и Удмуртии.

Еще статьи

Анализ эффективности производства хлебобулочных изделий минипекарни гипермаркета Лента
В настоящее время главной целью торговых предприятий должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого...

Состав: Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская области. Республика Башкортостан, Республика Удмуртия, Коми-Пермяцкий автономный округ.

Площадь - 824 тыс. км 2 .

Население - 20 млн. 280 тыс. чел.

Уральский и Поволжский районы связывают воедино европейскую и азиатскую части России, через их территорию осуществляется сообщение между старыми промышленными районами и районами нового освоения - Сибирью, Дальним Востоком, Казахстаном.

ЭГП района значительно менялось по мере его освоения, а также освоения соседних районов. Благодаря развитию транспортных магистралей на Урал поставляются сырье и топливо с востока и продукция обрабатывающей промышленности - с запада.

Природные ресурсы Урала способствовали становлению промышленности района, уже в XVIII веке здесь выплавлялось 2/3 черных металлов и 90% меди России. Многонациональное население обеспечивает кадрами индустрию и сельское хозяйство. Развитие последнего значительно ограничено суровостью климатических условий.

Выгоды ЭГП района, а также эвакуация сюда предприятий из Центра во время войны обусловили быстрое развитие отраслей ВПК. особенно машиностроения и отраслей МОК конструкционных материалов.

Природные условия

Уральский район сформировался вокруг невысоких, вытянутых в меридиональном направлении хребтов Уральской горной страны. Она маркирует шовную зону между отдельными частями (европейской и сибирской) единой ныне Евроазиатской ли-тосферной плиты. Воздымание Урала произошло в палеозое (герцинская складчатость), затем горы были сильно разрушены.

Современный горный облик Урал приобрел в результате тектонических движений неогена и четвертичного периода. Неотектонические поднятия имели разную интенсивность. Там, где они были наибольшими, ныне поднимаются наиболее высокие области: Приполярный Урал и Южный Урал. Самая высокая точка Урала - гора Народная. Высоты Полярного и Северного Урала - около 1000 м. Средний Урал, на территории которого и расположен в основном Уральский экономический район, ниже - в среднем 600-800 м. Западные склоны Урала пологие, а восточные довольно крутые вследствие подмывания их водами существовавшего на территории Западной Сибири моря. Хребты Урала прорезаны долинами многочисленных рек (их здесь более 69 тысяч), главные реки - Кама, Чусовая. Уфа, Белая, Самара, Урал.

Климат района очень многообразен, как и климат всех горных районов. В целом, климат Урала мало отличается от климата соседних равнинных территорий, но климатические пояса как бы смещены к югу. Горно-тундровый климат «заходит» в широты равнинной тайги, горно-таежный - в широты лесостепи Русской и Западно-Сибирской равнин и т.д.

Почвенно-растительные зоны также смещены к югу относительно соответствующих им зон на равнинах. Большую площадь на Урале занимают таежные леса (из ели, кедра, пихты, сосны, лиственницы и др. пород). К югу они постепенно сменяются широколиственными лесами, лесостепями и степями. В горах выражена высотная поясность. Почвы района, в основном, подзолистые и горнотаежные, на юге - плодородные серые и бурые лесные.

Район необыкновенно богат разнообразными полезными ископаемыми. Нефтяные и газовые месторождения находятся в Предуральском краевом прогибе. Магматические породы восточных склонов содержат большие запасы железных, медных, никелевых руд. Кроме того, имеются залежи комплексной железной руды, содержащие также хром, титан, ванадий, месторождения асбеста, мрамора, талька, самоцветов (малахит, яшма, аметист). Насыщенность Урала минеральным сырьем едва раза выше, чем в среднем по России. Минеральные ресурсы Урала интенсивно используются с петровских времен, поэтому в настоящее время они сильно истощены. Дефицитные в этом индустриальном районе железные и медные руды, нефть, газ, уголь частично поставляют из других районов.

Население

Первоначально Урал начал заселяться пришельцами из Сибири и юго-восточных районов. Затем, е процессе заселения огромных евразийских просторов, на Урале селились представители разных цивилизаций (европейской и азиатской). Это были племена финнов, угров, скифов, арабов, булгар, тюрков и др. Русские же появились здесь только в XI веке.

Урал - один из самых многонациональных районов России. Большинство составляют русские (45%), также высока доля украинцев, значительные группы населения формируют башкиры и удмурты в своих республиках.

Средняя плотность населения - 25 чел. на 1 км 2 , но размещены жители очень неравномерно: от 5 чел. на 1 км 2 в Коми-Пермяцком автономном округе до 100 и более в промышленных центрах среднего Урала. Большинство населения проживает в Свердловской, Челябинской, Пермской областях и Башкортостане.

Как и в других высокоразвитых индустриальных районах, на Урале высок коэффициент урбанизации (75%), особенно это касается среднего Урала.

Район обладает достаточно высококвалифицированными кадрами, но в то же время испытывает нехватку в трудовых ресурсах. В последние годы отток жителей из достаточно суровых по климатическим условиям областей Урала, где к тому же слабо развита социальная инфраструктура, компенсируется притоком русских беженцев из государств Центральной Азии.

Хозяйство

С начала русской колонизации Урала поселения здесь основывались как база для металлургических заводов. Поэтому можно сказать, что Урал - изначально индустриальный район. Основу его хозяйства составляют два взаимосвязанных МОК: конструкционных материалов и машиностроительный. Вообще следует отметить тесную взаимосвязь разных отраслей района.

Отраслями специализации являются: горнодобывающая, металлургическая (черная и цветная металлургия), машиностроительная, химическая и легкая промышленность.

Важнейшей и наиболее старой отраслью является черная металлургия, возникшая на Урале еще в конце XVII века благодаря наличию здесь руд металлов, леса (использовавшегося в качестве топлива), наличию воды. Сейчас уральская металлургическая база также одна из крупнейших в России. Основные центры: Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Орск, Алапаевск. Цветная металлургия представлена добычей руд и выплавкой почти всех видов цветных металлов. Наиболее крупные комбинаты расположены в Ревде, Красноуральске, Верхней Пышне, Реже, Челябинске, Краснотурьинске, Каменск-Уральске.

Благоприятные условия для развития вызвали появление на Урале лесной и химической промышленности. В районе производится 15% продукции химической и 12% лесной промышленности России. В качестве сырья используются отходы металлургии, местное минеральное сырье (нефть, газ, калийная соль). Урал - один из главных в стране поставщиков минеральных удобрений. Развито также производство соды, нефте- и газохимия. Основные центры: Березняки, Соликамск, Стерлитамак, Уфа, Салават, Туймазы, Пермь.

В лесной промышленности, ранее обеспечивавшей металлургию древесным углем, ведущая роль принадлежит целлюлозно-бумажной.

Машиностроение района возникло в советское время и сейчас по доле машиностроительной продукции в общероссийском объеме - 17% - Урал уступает только Центральной России. Машиностроение Урала в основном металлоемкое. Производятся металлургическое и горное оборудование, буровые установки, развито транспортное машиностроение, станкостроение и приборостроение. Крупнейшие заводы расположены в Екатеринбурге («Уралмаш» и др.), Нижнем Тагиле, Челябинске, Миассе, Ижевске, Усть-Катаве. Кургане и других городах.

Агропромышленный комплекс горазда слабее, чем индустриальный, но все же на долю Урала приходится свыше 10% валового сбора зерна страны. Зерно выращивается, в основном, в южной лесостепной и степной зонах; на севере и Среднем Урале выращивают лен, ячмень, овес, на юге, в Башкортостане - подсолнечник и сахарную свеклу. Животноводство развито в основном на юге - разводят крупный рогатый скот, овец, коз. В Башкортостане развито пчеловодство.

Большую часть продуктов питания Урал ввозит из других районов.

Топливно-энергетический комплекс представлен крупной нефтедобывающей промышленностью (в Башкортостане, Удмуртии, Пермской и Оренбургской областях) и нефтепереработкой. Газ добывается в Оренбургской области, уголь - в Свердловской, Челябинской, Пермской областях.

Большая часть электроэнергии района производится на ТЭС. Построен также ряд ГЭС и Белоярская АЭС.

Транспорт района очень важен для его хозяйства вследствие положения Урала на стыке макрорегионов. Большая часть грузов перевозится по железным дорогам. В районе также густая сеть автомобильных дорог. По рекам сплавляется лес. Через Урал проходят все трубопроводы из Западной Сибири, построен газопровод из Оренбурга в страны Европы.

Введение

Сущность социально-экономического развития региона

Социально-экономическое развитие Уральского федерального округа

Заключение

Список литературы

Введение

Социально-экономическое развитие региона является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели. Для решения отмеченных проблем и совершенствования системы и процесса управления местным развитием необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности, что обуславливает актуальность разработки инструментария оценки качества и результативности управления социально-экономическим развитием регионов.

Проблемы развития регионов стали привлекать внимание исследователей сравнительно недавно. Однако актуальность этого направления обусловила формирование достаточно широкой палитры подходов к пониманию сущности развития и инструментов его организации.

Цель работы - изучить особенности социально - экономического развития и управления регионом.

проанализировать понятия «регион», «экономический район»;

проанализировать социально - экономическое развитие региона;

изучить проблемы и сформулировать перспективы развития региона.

Объект исследования - муниципальное образование. Предмет исследования - особенности социально - экономического развития, проблемы и перспективы развития региона.

Проблемы развития регионов стали привлекать внимание исследователей сравнительно недавно. Был проведен анализ различных точек зрения по проблематике данной работы. Так, например, Житкова Е.Л., Митрофанова И.В. в своих работах рассматривают и анализируют социально-экономическое прогнозирование и программирование региона. Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения теорий отечественных и зарубежных авторов в области социально-экономического и устойчивого развития регионов.

1. Сущность социально-экономического развития региона

Развитие процессов экономической реформы вызвало необходимость формирования новой идейно-экономической среды, которая, в свою очередь, обусловила развитие региональной экономики на новой методологической основе.

Центр экономической реформы сместился в регионы, так как общественно-экономическая трансформация затронула наиболее глубинные процессы экономики предприятия и социальную систему, которые привязаны к конкретным регионам. Экономическая трансформация коснулась многих сторон функционирования региона как сложного социально-экономического организма, который даже в условиях плановой экономики региона никогда не руководствовался неким единым критерием в выборе экономического поведения, а в условиях рыночной экономики изменились правила поведения практически всех субъектов экономической жизни региона.

Экономика хозяйственных систем направлена на реализацию своих внутрифирменных целей и руководствуется внутрифирменными критериями принятия решений.

Регион стал субъектом федерации и самостоятельно принимает экономические решения, проводит определенную экономическую политику на своей территории, строит свои экономические взаимоотношения с федеральным центром и муниципальными образованиями. Коренным образом изменилась система пространственного распределения ресурсов. Происходящие процессы обусловили изменения как на микроэкономическом уровне, в поведении фирм, так и на макроэкономическом уровне. Основой анализа и оценки современных региональных процессов является экономическая теория, которая дает возможность рассматривать макро- и микроэкономические аспекты социально-экономического развития региона. В силу сложности и взаимообусловленности социально-экономических процессов, а также существенного влияния на пространственное развитие неэкономических факторов, определяющих поведение экономических субъектов, выделяется особый комплекс проблем, являющихся предметом изучения социально-экономического развития региона.

Развитие и изменения хозяйственной системы требуют и изменений всех ее составляющих. Главная задача при этом состоит в определении общих тенденций трансформационных процессов. Существенным здесь становится выявление наиболее устойчивых характеристик, отражающих динамику социально-экономических изменений. Россия, представляя собой модель сложного территориального, социально-культурного, хозяйственного образования, решает важнейшую задачу объединения огромного разнообразия хозяйствующих субъектов в единое целое и поддержание его. Это возможно на основе естественных связующих элементов, определяемых конкретными жизненными ситуациями и реализуемых через культуру, язык, традиции, использование единых ресурсов, поддержание должного уровня коллективной безопасности жизнедеятельности, а также через взаимопроникновение различных хозяйственных укладов.

К отдельным хозяйствующим субъектам по степени их участия в национальной экономике применяют не только правила микроэкономики, но и законы, действующие на макроуровне. Их относят к субъектам мезоуровня и определяют как региональные. Жизнедеятельность регионов находится в прямой зависимости от некоторых особенностей их функционирования, формулирования основных признаков их классификации, разработки ключевых правил, необходимых в процессе управления, и построения на этой основе моделей управления, разработки механизмов их реализации, выявления тенденций развития.

Понятие «регион» включает в себя несколько составляющих.

Географическая. В экономической географии понятие «регион» (от лат. regionis - «область») означает то же, что и «район».

Экономическая. Для экономики наибольшее значение имеет выделение регионов с позиций административного и экономического регулирования, места в региональном разделении труда, функционирования рынков (средств производства, недвижимости, финансов, потребительских товаров и услуг труда и др.), типичности социально-экономических проблем и т. п. Поэтому в экономической науке в настоящее время сложилось представление о регионе как о самоуправляемой территории, то есть как о субъекте Российской Федерации. Под регионом подразумевается субъект Российской Федерации - республика, край, область.

Под регионом следует понимать прежде всего территориальное социально-экономическое образование, основой которого является пространственная организация производительных сил, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственного процесса, который может и должен, как представляется, развиваться на собственной экономической базе. Региональный воспроизводственный процесс включает расширенное воспроизводство производительных сил территории (природной среды, средств производства, рабочей силы) и воспроизводство производственных отношений. Воспроизводство факторов производства в регионе носит комплексный характер. Для этого необходимо обеспечение пропорциональности и сопряженности в развитии всех факторов производства в данном регионе, отражающих наиболее рациональную структуру регионального хозяйства.

Понимание региона в качестве субъекта хозяйствования предполагает учет условий, которые складываются в пределах данной территории. К числу таких условий, как представляется, можно было бы отнести:

экономическую целостность территории как основу хозяйственного комплекса;

Характер и степень развития внутренних и внешних экономических связей, определяемых рыночными механизмами;

общность экономических, социальных и общественно-политических задач, решаемых на территории региона;

возможность эффективного управления территорией.

На основании вышеизложенного можно дать следующее определение региона.

Регион - это целостная социально-экономическая система, которая имеет единую структуру, включающую физико-географическую, экономическую, политико-административную, этническую, социокультурную, правовую, политическую составляющие, соответствующие им социальные институты, при определяющей роли институтов управления в организации жизни региона. То есть регион - это сложное и комплексное явление, представляющее собой целостную, пространственно организованную форму жизнедеятельности как системы, которой присущи относительная обособленность, целостность, комплексность, структурированность, подчиненность единой цели, связи с внешней средой. Такая форма имеет свое содержание, которое включает:

взаимодействие субъектов в процессе воспроизводства условий жизнедеятельности;

материально-вещественные факторы, выступающие основой воспроизводства;

количественные и качественные показатели, характеризующие результат - уровень социально-экономического развития.

Многофакторность и разнохарактерность резервов, явлений и процессов вызывает необходимость применения для их структурирования методологии системного подхода. Регион, рассматриваемый с этих позиций, представляет собой упорядоченную совокупность различных элементов, между которыми существуют или могут быть установлены определенные связи. Важнейшим аспектом при этом является сохранение и развитие особенностей конкретного региона, который требует особого внимания общества и государства к поддержанию жизненных сил естественно-природной составляющей. Такой аспект трактовки категории «регион» обусловлен необходимостью корректировки приоритетов в направлении усиления внимания к проблемам социально и экологически ориентированного экономического развития.

Региональная система, являясь составной частью единой социально-экономической системы страны, состоит из иерархически взаимосвязанных территориальных образований разного уровня, которые сами по себе также являются сложными территориальными экономическими системами. Каждая из этих систем выполняет свои функции в территориальной системе более высокого уровня. Следовательно, региональная экономика как мезоуровень экономики представляет собой ее самостоятельный сегмент.

В процессе своего развития региональная экономика с хозяйственных позиций выражает отношения, возникающие между центром и регионами, между самими регионами, а также внутри регионов по поводу производства, распределения, обмена и потребления конечного продукта производственной деятельности. Основной целью региональной экономики выступает обеспечение достойного уровня жизни населения. В связи с этим необходима оптимальная трансформация всего комплекса региональных экономических отношений, повышение их эффективности с учетом законов рыночной экономики.

Развитие любого объекта - это переход от одного его качественного состояния к другому. Оно характеризуется структурой, источниками, формами и направленностью. Исходя из этого, развитие региона можно представить как комплексный процесс изменений его экологической, экономической, социальной, духовной, пространственной, политической сфер, приводящий к их качественным преобразованиям и в конечном счете к изменениям условий жизни самого человека. Законы функционирования рыночной экономики не отрицают, а предполагают максимально полный учет специфики и особенностей регионального экономического пространства. Это пространство как составная часть совокупного экономического пространства страны выступает как целостная система взаимодополняющих субъектов хозяйствования на определенной территории, имеющих устойчивое разделение труда, и представляет собой систему реально существующих экономических связей, постоянно развивающихся и углубляющихся в процессе взаимного переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориальное разделение труда.

На основании изложенного можно отметить следующие особенности регионального экономического пространства:

оно может образовываться в рамках сочетания различных хозяйств, независимо от величины их потенциала, если они соединены между собой устойчивым разделением труда, а их интересы в экономических связях совпадают;

характеризуется не временными отношениями между хозяйствующими субъектами региона, а определенным состоянием функционирования взаимосвязанных хозяйственных структур;

имеет внутренне противоречивый характер - источники его самодвижения и саморазвития находятся в объективно обусловленных противоречиях внутри хозяйствующих субъектов, связанных между собой разделением труда.

Целью формирования экономического пространства является создание эффективной региональной экономической интеграции, базирующейся на взаимном интересе и равноправном партнерстве. Основой регионального экономического пространства должна стать самостоятельность товаропроизводителей как главных субъектов экономической деятельности. Таким образом, одним из ведущих принципов формирования и функционирования регионального экономического пространства является общее хозяйственное законодательство, определяющее правовые нормы функционирования субъектов экономических отношений.

Основными принципами формирования экономического пространства являются: единая валюта (рубль); единая финансовая и ценовая политика с существенным перемещением прав в пользу местных органов управления и производителей; единая налоговая и бюджетная политика, а также регулирование цен на ключевые виды сырья, продукции, товаров и услуг, круг которых согласовывается всеми субъектами общего экономического пространства; единая рыночная инфраструктура - общие транспортные и информационные коммуникации, а также системы статистики и стандартизации; единая социальная политика, направленная на установление гарантированных минимальных уровней заработной платы, пенсий, пособий и других выплат, компенсаций, индексаций доходов населения, а также нормативов обеспечения населения жильем и объектами сферы социально-культурного обслуживания с учетом региональных условий; централизованное регулирование развития регионального экономического пространства посредством целевых инвестиций, дотаций (субвенций), в частности, по оказанию помощи районам бедствия, депрессивным районам, а также протекционистской политики по отношению к отдельным сферам хозяйственной деятельности.

По мере становления этих сфер (изменения специализации, повышения технического уровня, конкурентоспособности) государство может освободиться от регулирующих функций. Региональное экономическое пространство обладает также неоднородностью структуры, обусловленной сочетанием факторов и условий развития, свойственных конкретной территории. Это означает разделение пространства на своеобразные территориальные единицы, каждая из которых выполняет определенную функцию. Экономическое своеобразие территориальных единиц (чаще всего выражающееся в специализации) обусловливается их природными ресурсами, географическим положением, историческими особенностями развития, трудовыми навыками и национально-этническими характеристиками населения и другими факторами.

В процессе проводимых в России реформ реализуется предоставление большей экономической самостоятельности всем субъектам экономической жизни страны. Это требует особой системы управления, достаточно разнообразной и гибкой, адаптируемой к реальным условиям, параметры и ориентиры развития которой вырабатываются общественно-государственными институтами. Однако региональное хозяйство, являясь комплексным по сути, то есть имея в наличии многие отрасли и производства, определенным образом связанные между собой, как правило, не обладает гармоничной структурой, что зачастую приводит к появлению кризисных ситуаций. Это усугубляется еще и тем, что многие регионы узко специализированы на тех или иных сферах деятельности. Поэтому в силу социальной изменчивости региональная экономическая система рассматривается с точки зрения факторов трансформации институтов управления, межрегиональных взаимодействий и т. д.

Внутренние факторы обусловлены реакцией на внешние обстоятельства и ориентированы на формирование целостного экономического механизма. С общесистемных позиций определяющей тенденцией в упорядочении подобного механизма следует считать факт поддержания государством свойств устойчивого целого. В силу этого происходит развитие процессов адаптации составных элементов системы государственного управления к новой, как бы глобальной функции.

При определении стратегии формирования и развития региональной экономики необходимо исходить из объективно сложившихся условий и разнотипности региональных систем и специфики их функционирования, что позволит определить правильную оценку предполагаемых тенденций их развития и потребует создания межрегиональных экономических связей, основанных на эквивалентных рыночных отношениях. Согласно этому весьма актуальной становится задача учета характера регионального воспроизводственного процесса в конкретных территориальных условиях.

Характер регионального воспроизводственного процесса зависит от состояния системы, в которой происходит развитие экономических отношений и обращение материально-вещественных потоков. Однако различные стартовые условия регионов приводят к отклонениям от нормальной линии в их развитии. Это проявляется по-разному - в соответствии с накопленными в течение ряда лет нерешенными проблемами, возможностями социально-экономического потенциала воспринять дополнительные ресурсные, производственные и инвестиционные нагрузки и т. п.

Для типологии регионов РФ используются, как правило, показатели, характеризующие особенности функционирования всего производственного процесса в них, в том числе показатели специализации промышленного производства, занятости населения, развития инфраструктуры, наличия научно-технических кадров и другие. В качестве основного критерия отнесения регионов к той или иной группе может быть взят удельный вес отраслей специализации по отношению к среднероссийскому уровню. Он должен быть выше, чем показатель в среднем по России, хотя бы по одной из двух-трех отраслей, взятых для анализа. Однако следует отметить, что данный критерий не является универсальным, он может быть использован во взаимосвязи с другими показателями (такими как занятость или особенности геополитического положения региона) для анализа социально-экономических процессов, протекающих в районе.

Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

Непосредственно с регионом связано и другое понятие - «территориальная организация общества». В широком смысле слова это понятие охватывает все вопросы, касающиеся: территориального разделения труда; размещения производительных сил; региональных различий в производственных отношениях; расселения людей; взаимоотношений общества и окружающей среды; региональной социально-экономической политики; места региона в международном и общегосударственном разделении труда.

Можно выделить и такое понятие, как «региональное разделение труда» - специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими. Необходимо иметь представление и о следующих терминах.

Промышленный узел - группа предприятий различных отраслей, сосредоточенных в одном месте, построенных, как правило, по единому проекту и имеющих общие обслуживающие и вспомогательные объекты и сооружения.

Агломерация - территориально-хозяйственное сочетание, которое:

возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;

отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;

оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;

показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологическую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы и получающих дополнительный эффект за счет сокращения транспортных затрат.

Межотраслевой территориальный комплекс - интегрированные на территории отраслевые производства, входящие одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образований и имеющие единую программу развития.

Экономический район - целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны.

По своему внутреннему содержанию термин соответствует более гибкому понятию «регион».

Экономические зоны - группы укрупненных районов, выделяемые по ряду признаков (территориальному, природно-сырьевому, географическому и т.д.).

Выявленные особенности социально-экономического развития регионов в современных условиях, обусловленных реформированием экономики, предполагают опасность возникновения и развития кризиса, а значит, и необходимость управления социально-экономическим потенциалом. Это, в свою очередь, требует дифференцированного подхода при анализе состояния, выявлении проблем и разработке рекомендаций, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации и достижение последующего эффективного ритма функционирования региона.

2. Социально-экономическое развитие Уральского федерального округа

Уральский Федеральный округ занимает одно из первых мест в стране по многим показателям: это и демографические характеристики (естественный прирост), и объем валового регионального продукта, объем экспорта и пр. Регион развивается динамично, статистические данные позволяют проследить, выявить эти изменения. Уральский федеральный округ уникален и по своему экономико-географическому положению. Территория богата полезными ископаемыми. Здесь находятся уникальные производства, крупные предприятия металлургического и машиностроительного комплексов. Уникальна и транспортная система: через территорию Урала проходят многие внутренние и международные пути (авиалинии, Транссибирская магистраль).

Однако следует выделить ряд проблем, которые отрицательно сказываются на развитии экономики округа: экологические; недостаток инвестиций; устаревание основных фондов промышленности.

Уральский федеральный округ объединяет 6 субъектов Российской Федерации: Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, Тюменскую область, Свердловскую область, Челябинскую область и Курганскую область. Территория округа составляет 1818 тыс. кв. км, или 10,6 процента территории Российской Федерации. Простираясь более чем на 2450 км с юга, от границ Казахстана до побережья Северного Ледовитого океана и на 1350 км от Уральских гор с запада - на восток, захватывая значительную территорию Западно-Сибирской низменности, округ расположен в самом центре России, на границе Европы и Азии.

Общая численность городского населения - около 74%. К наиболее урбанизированным относятся Свердловская и Челябинская области. В то же время 74% населения Коми-Пермяцкого АО - сельские жители. Число горожан в Курганской области лишь ненамного превышает долю сельского населения и составляет 55,5% . Демографическая ситуация на Урале кризисная: отмечается стабильная естественная убыль населения. Миграционный прирост района, хотя и положительный, но не перекрывающий потерь отрицательного естественного воспроизводства. Плотность населения УЭР примерно в 3,5 раза выше средне - российской и составляет 29,6 чел./км2, достигая максимума в Удмуртской Республике, где она приближается к 40 чел./кмг.

Экономически активное население составляет около 49% общей численности населения, что близко к среднему показателю по стране. В промышленности работало около 27% занятого населения, в сельском хозяйстве - около 14%. Максимальная численность занятых в промышленности наблюдалась в Свердловской и Челябинской области., в то время как по удельному весу занятых в сельском хозяйстве выделяется Курганская области.

Уровень общей безработицы на Урале был близок к средне - российскому и значительно превышал его в Коми-Пермяцком АО, значения превышали средне - российский (1,4%) почти в 2 раза.

Этнический состав населения Урала представлен тремя языковыми семьями: индоевропейской - преобладает русско население, алтайской - башкиры и татары, значительная часть которых проживает в Республике Башкортостан, и уральской - удмурты, проживающие, главным образом, в Республике Удмуртия, и коми-пермяки, являющиеся коренным населением Коми-Пермяцкого АО Пермской области. Русское население Урала вместе с удмуртами и коми-пермяками придерживается, в основном, православного вероисповедания, башкиры и татары - большей частью мусульмане.

Богатейшие минерально-сырьевые ресурсы составляют основу экономической мощи Урала. Здесь обнаружено около 1000 видов минералов, свыше 12 тыс. месторождений полезных ископаемых. Из 55 элементов таблицы Менделеева, получивших большое народно-хозяйственное значение, на Урале добывается 48. Месторождения нефти располагаются в западных предгорьях и на юге Урала - в Удмуртии, Пермской и Оренбургской областях, Башкортостане (наиболее крупные). Запасы природного газа, в основном, сконцентрированы в Оренбургской области, где находится один из крупных центров газодобычи в России, но имеются также в Башкортостане, Пермской областях и Удмуртии.

Запасы угля на Урале имеют локальное значение: Кизеловский бассейн в Пермской областях, месторождения бурых углей в Челябинской и Свердловской области. Запасы железных и медных руд взяты на баланс в Свердловской и Челябинской областях. Причем, если балансовых запасов медных руд достаточно для местной цветной металлургии, то запасов железных руд не хватает для обеспечения Уральской черно-металлургической базы, и поэтому имеет место импорт железной руды из Казахстана (с Соколовско-Сарбайского месторождения в Кустанайской области). На Северном Урале есть запасы марганцевых руд. На Урале находится также 27% разведанных в России рудных запасов бокситов и меди, 12% никеля и 58% цинка. Разведаны и разрабатываются запасы редкометаллических руд, россыпных алмазов, изумрудов, асбеста, мрамора.

В Соликамско-Березниковском промрайоне Пермской области разрабатываются крупнейшие в России месторождения калийной и поваренной соли. Отметим, что ископаемые запасы Верхнекамского калийного бассейна имеют мировое значение, поскольку здесь сосредоточена значительная часть мировых запасов калия. В том же районе работает комплекс предприятий по производству магния и титанового концентрата.

Уральский район обладает водными ресурсами, принадлежащими трем бассейнам: Волжско-Камскому (на западе), Обь-Иртышскому (на востоке) и Уральскому - р. Урал (на юге). Крупнейшие реки: Кама с притоками Белая и Чусовая, Урал с притоком реки Сакмара и крупные притоки р. Тобол - Тавда, Тура, Исеть (Иртышский бассейн) - берут начало на Уральском водоразделе и но отличаются полноводностью. Удельная водообеспеченность Урала очень низкая и составляет 6,6 тыс. м3/год на душу населения, что более чем в 4 раза ниже средне - российского показателя. В крупных индустриальных центрах Урала, а также в его южной аграрной зоне наблюдается водный дефицит.

По уровню обеспеченности лесными ресурсами район уступает в европейской части страны только Северному району. Всего здесь сосредоточено 5,7% лесных ресурсов страны. 2/3 запасов леса концентрируется в Свердловской и Пермской области - на севере района. В степной зоне запасы древесины невелики, минимальны в Оренбургской области - около 1%. В районе находится 17% пахотных сельскохозяйственных угодий России, в том числе более половины в Оренбургской области и Башкортостане. Плодородные черноземные почвы этих регионов создают предпосылки для получения высоких урожаев.

Отрасли главной специализации Уральского района входят в состав ТЭК, металлургического и машиностроительного промышленных комплексов. В качестве отраслей дополнительной промышленной специализации Урала можно выделить химическую и нефтехимическую и промышленность строительных материалов.

Черная металлургия - первая по значению и старейшая отрасль, на которую приходился почти 21% всей продукции Урала. Удельный вес Урала в России: по добыче железной руды около 20%, по выплавке стали и чугуна, а также производству готового проката - свыше 40%. Добыча железной руды ведется, в основном, на Качканарском ГОК в Свердловской области. на базе наиболее крупных железорудных запасов Урала, а также в Челябинской области. Недостающее количество железорудного концентрата поступает на Урал из Казахстана, а также из ЦЧЭР. Коксующиеся угли поступают в район из Кузбасса и в небольшом количестве - из Печорского угольного бассейна.

Черно-металлургический комплекс района в составе наиболее крупных комбинатов полного цикла - Нижне-Тагильского в Свердловской области, Орско-Халиловского (Новотроицкого) в Оренбургской области и Магнитогорского в Челябинской области, а также Челябинского металлургического завода сосредоточивает свыше 1/3 производства стали и готового проката в России. Здесь также сконцентрировано 60% производства стальных труб в стране (в том числе 2/3 в Свердловской области - на Первоуральском новотрубном заводе и 1/3 - на Челябинском трубном заводе). Черная металлургия Урала - экспортно-ориентированная отрасль. Магнитогорский комбинат проявляет наиболее высокую активность в экспорте стального проката.

Цветная металлургия динамично развивается в районе в условиях стабильного спроса на цветные металлы на мировом рынке. Производство цветных металлов (алюминия, меди, цинка, никеля, титана и магния) осуществляется в Свердловской области (алюминия - на Богословском и Уральском алюминиевых заводах, меди - на Красноуральском и Кировоградском медеплавильных комбинатах, а также никеля - в Реже), в Челябинской области (цинк, рафинированная медь, никель), в Оренбургской области (медь, никель) и в Пермской области (производство магния и титанового концентрата).

Машиностроение Урала производило около 17% промышленной продукции района и сосредоточено более чем на 150 крупных предприятиях, представляющих различные подотрасли. Тяжелое машиностроение развито в Свердловской области (заводы «Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш»), Пермской области (производство горно-шахтного оборудования), Оренбургской области (оборудование для металлургического и горнодобывающего комплексов) и в Республике Башкортостан (завод горного оборудования в Уфе). Тяжелое машиностроение отличается наибольшей металлоемкостью. Транспортное машиностроение развито в Челябинской области, где производят грузовые автомобили (Миасс), вагоны (Усть-Катав), дорожная техника - бульдозеры, автофейдеры, экскаваторы, а также тяжелые тракторы. Грузовые и легковые автомобили делают на заводах АО «Ижмаш» в Ижевске в Удмуртии. Там же выпускают мотоциклы (Ирбит). В Курганской области производят автобусы, в Оренбургской (Орск) - транспортные прицепы, в Свердловской - вагоны большей грузоподъемности (Нижний Тагил).

На станкостроении и выпуске оружейной техники специализируются предприятия в Свердловской и Челябинской области и в Удмуртии. В Удмуртии издавна налажен выпуск стрелкового оружия. Авиамоторы производят в Пермской области, где также намечен выпуск электротехнического оборудования. По производству сельскохозяйственной техники выделяется Курганская области. Точное машиностроение - электронная промышленность и радиотехника - наиболее развито в Удмуртии.

Машиностроительный комплекс Урала перенасыщен предприятиями ВПК, что существенно осложняет их конверсию и требует крупных инвестиций. Доля Урала в производстве и сбыте на внутрироссийском рынке металлорежущих станков, экскаваторов, оборудования для химической промышленности и сельского хозяйства составляет от 20 до 40%.

На Урале имеются значительные мощности для производства товаров народного потребления в машиностроительной отрасли, что позволяет выпускать до 30% холодильников и стиральных машин, 70% мотоциклов в России. Выпуск товаров народного потребления может быть восстановлен до прежнего уровня и далее увеличен за счет конверсии оборонного комплекса.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Урала - один из самых мощных в стране. По производству электроэнергии район находится на третьем месте после Центра и Восточной Сибири, В составе электростанций Урала: 90% тепловых станций (в их числе Ириклинская, Рефтинская, Троицкая, Среднеуральская, Южно-Уральская, крупнейшая Пермская ГРЭС (4,8 млн кВт и др.), две крупные ГЭС (Камская и Боткинская) и одна атомная - Белоярская, работающая на быстрых нейтронах. Нефтеперерабатывающая промышленность представлена крупными НПЗ, работающими в Уфе, Салавате, Перми, Орске и других городах. Добыча газа сосредоточена, в основном, в Оренбургской области. В Оренбурге создан крупный газохимический комплекс, на базе которого производят серу, стабильный конденсат, сжиженные газы, гелий, этан. В Оренбург также поступает для переработки высокосернистый газ из Карачаганакского месторождения в Казахстане. Добыча угля на Урале постоянно снижается из-за высокой себестоимости и невысокого спроса на него.

Химическая промышленность характеризуется 15-35% удельным весом в России по выпуску серной кислоты, кальцинированной соды, минеральных удобрений. Пермская область занимает ведущее место по производству минеральных удобрений, в основном калийных, получаемых на базе ресурсов крупнейшего в мире Верхнекамского соленосного бассейна. Крупнейшие предприятия области по выпуску различных минеральных удобрений - «Уралкалий», «Сильвинит», «Азот». Азотные удобрения выпускают также в Магнитогорске и Нижнем Тагиле на базе использования металлургического коксового газа. Фосфатные удобрения производят в г. Красноуральске Свердловской области из привозных хибинских апатитов. Сернокислотная промышленность развивается на основе местных ресурсов серного колчедана и отходов металлургии (центры в Ревде и Кировограде Свердловской области.). Урал также крупный производитель продукции органического синтеза, наиболее известные центры: Уфа, Салават, Пермь и др.

На территории Челябинской области, в г. Снежинске, находится один из важнейших центров исследований и опытного производства в области атомной промышленности - горно-химический комбинат «Маяк». Деятельность этого предприятия стала причиной серьезных экологических проблем, связанных с образованием в результате аварии, случившейся в 1970-е гг., челябинского радиоактивного следа. На предприятиях этого комплекса производилось около 11% деловой древесины, 15% пиломатериалов, 17% бумаги в России. Предприятия лесной промышленности выпускают продукцию, в основном, для внутреннего потребления и расположены в промышленных центрах Пермской и Свердловской области. (ЦБК в Краснокамске, Соликамске, Красновишерске, предприятия деревообработки в Перми и Серове).

Сельское хозяйство - важная отрасль экономики Урала, на современном этапе производящая до 15% всей агропродукции в России (второе место в стране после Центрального района Основные направления специализации сельского хозяйства Урала: зерноводство (в основном, производство яровой пшеницы), пригородное овощеводство и молочно-мясное животноводство, включая свиноводство и птицеводство, мясомолочное животноводство. Определенная специализация существует в производстве и переработке сельскохозяйственного сырья на предприятиях пищевой промышленности. Так, Оренбургская и Курганская области, Республика Башкортостан занимают ведущее место в производстве зерновой, сыро-молочной продукции, мясных и колбасных изделий. Пищевая промышленность составляет 13% в структуре промышленного производства Курганской области и 8% - Удмуртии, а в Коми-Пермяцком АО - почти 21%.

Транспортное значение Урала определяется его ролью связующего и распределительного узла между западной и восточной частями России. Грузонапряженность на отдельных железнодорожных и автомобильных магистралях района в 3-4 раза выше средней по стране. В районе г. Екатеринбурга находится один из крупнейших в России аэропортов Кольцово. Эксплуатационная протяженность железных дорог более 4,7 тыс. км (перевозят около 40% грузов), автомобильных - около 93 тыс. км и водных путей - 4,7 тыс. км. Разветвленная сеть нефте- и газопроводов связывает Урал с Западной Сибирью, Средней Азией, Казахстаном и европейской частью России.

Наиболее тесные связи Урал имеет с соседними районами - Западно-Сибирским и Поволжским, а также Казахстаном. С востока и юга в район поступают уголь, нефть, газ, электроэнергия, железная руда, в том числе из Казахстана по импорту. Урал вывозит в другие районы, в основном, продукцию перерабатывающих отраслей - черные и цветные металлы, машины и различное оборудование.

Оборот организаций Уральского федерального округа по всем видам экономической деятельности за январь-июнь 2011 г. составил 5,9 трлн. рублей или 131,7% к уровню соответствующего периода 2010 г. Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» за январь-июнь 2011 г. по сравнению с январем-июнем 2010 г. составил 101,9% (по России - 105,3%). Индекс промышленного производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» составил 98,5%, по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» - 111,3%, по виду экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 99,5%. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» за январь-июнь 2011 г. составил 1510,3 млрд. рублей. Темп роста показателя за январь-июнь 2011 г. по сравнению с январем-июнем 2010 г. составил по округу 129,5%. На Ханты-Мансийский АО - Югра и Ямало-Ненецкий АО приходится 95,0% всего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в целом по округу. Доля Уральского федерального округа в данном показателе по России - 39,6%.

По виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» за январь-июнь 2011 г. объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг по округу составил 1288,9 млрд. рублей. Темп роста показателя за январь-июнь 2011 г. по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. составил по округу 130,8%. Свердловская и Челябинская области обеспечили соответственно 37,4% и 33,4% всего объема. На долю Уральского федерального округа приходится 12,9% объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг обрабатывающих производств в целом по России. По виду экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» за январь-июнь 2011 г. объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по округу достиг 259,9 млрд. рублей. Темп роста показателя за январь-июнь 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. составил по Уральскому федеральному округу 116,0%. Наибольший удельный вес в объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг принадлежит Ханты-Мансийскому АО - Югре (34,8%) и Свердловской области (31,1%). Доля округа в общероссийском показателе по этому виду экономической деятельности - 12,7%.

Индекс цен производителей промышленных товаров в июне 2011 г. по отношению к декабрю 2010 г. составил по округу 112,3% (по России - 107,8%). Наибольший индекс цен производителей промышленных товаров зафиксирован в Ямало-Ненецком автономном округе - 126,4%, наименьший в Свердловской области - 105,4%. Оборот розничной торговли за январь-июнь 2011 г. по Уральскому федеральному округу составил 838,7 млрд. рублей и увеличился в товарной массе по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 3,6%. Лидирующие позиции по объему оборота розничной торговли заняли Свердловская и Тюменская (включая автономные округа) области, которые обеспечили соответственно 42,6% и 29,3% всего оборота розничной торговли округа. В расчете на душу населения было реализовано потребительских товаров на 69,4 тыс. рублей (в среднем по России - на 61,1 тыс. рублей). Наибольшая величина этого показателя зафиксирована в Свердловской области - 83,2 тыс. рублей на душу населения. За январь-июнь 2011 г. в округе было оказано населению платных услуг на 224,7 млрд. рублей. Индекс физического объема к уровню января-июня 2010 г. составил 102,4%. Наибольший объем платных услуг населению оказан в Свердловской области и составляет 93,9 млрд. рублей - 41,8% от общего объема платных услуг по округу. Индекс потребительских цен в июне 2011 г. к декабрю 2010 г. составил по округу 105,4%, в том числе на продовольственные товары - 105,9%, непродовольственные товары - 104,1%, услуги - 106,5%.

На развитие экономики и социальной сферы Уральского федерального округа за январь-июнь 2011 г. использовано 665,2 млрд. рублей инвестиций в основной капитал или 109,7% к уровню соответствующего периода 2010 г. Объем инвестиций в округ составляет 18,2% всех инвестиций России. Удельный вес инвестиций за счет собственных средств составляет 61,0%, привлеченных средств - 39,0%, в том числе 1,3% - за счет средств федерального бюджета. По данным Федерального казначейства консолидированный бюджет субъектов Уральского федерального округа в январе-июне 2011 г. исполнен с профицитом 107,8 млрд. рублей. Расходы составили 315,6 млрд. рублей, доходы - 423,4 млрд. рублей.

Численность экономически активного населения по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости во II квартале 2011 г. составила по округу 6,7 млн. человек. Не имели занятия, но активно его искали 450,3 тыс. человек (в соответствии с методологией Международной Организации Труда (МОТ) они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных на конец июня 2011 г. было зарегистрировано 109,8 тыс. человек. По данным Федеральной службы по труду и занятости потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные учреждения службы занятости населения на конец июня 2011 г. составила по округу 136,2 тыс. человек или 127,3% по отношению к июню 2010 г.

Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, денежными доходами населения, которые в расчете на душу населения1) в целом по Уральскому федеральному округу составили 20683,9 рубля в месяц (в целом по России - 18731,9 рубля в месяц). Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций Уральского федерального округа в январе-июне 2011 г. составила 26896,2 рубля (по России - 22277,2 рубля) и возросла по сравнению с январем-июнем 2010 г. на 12,0%, реальная заработная плата - на 1,7%. Просроченная задолженность организаций по выплате заработной платы работникам по состоянию на 01.07.2011 г. составила по Уральскому федеральному округу 26,3 млн. рублей. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации средний размер назначенных пенсий по Уральскому федеральному округу в I полугодии 2011 г. составил 8806,2 рубля (по России - 8250,4 рубля) и возрос на 9,2%, реальный размер назначенных пенсий снизился на 0,4%.

В Уральском федеральном округе за январь-июнь 2011 г. родилось 82,9 тыс. человек, умерло 78,2 тыс. человек. Естественный прирост населения составил 4,7 тыс. человек. Наиболее высокая рождаемость наблюдается в Ханты-Мансийском АО - Югре - 16,1 на 1000 человек населения. Тенденция естественной убыли населения по-прежнему сохраняется в Курганской, Свердловской и Челябинской областях. Наиболее высокая смертность наблюдается в Курганской области -16,4 на 1000 человек населения. Только в Тюменской области (включая автономные округа) рождаемость превышает смертность населения, коэффициент естественного прироста (на 1000 человек населения) составляет 7,0.

За январь-июнь 2011 г. на территорию Уральского федерального округа прибыло 147,4 тыс. человек, наибольшее число прибывших наблюдается в Тюменской (включая автономные округа) и Свердловской областях, 63,1 и 41,0 тыс. человек соответственно. Миграционный прирост населения округа за январь-июнь 2011 г. составил 13,7 тыс. человек.

Таким образом. Достоинства экономико-географического положения Урала определяются его положением на стыке европейской и азиатской частей России, а также Казахстана, обмениваясь с которыми сырьевыми ресурсами и готовой продукцией, Урал самым эффективным образом, с наименьшими затратами использует свой уникальный природно-ресурсный и накопленный мощный производственный потенциалы, а также квалифицированные трудовые ресурсы.

Через Урал проходят широтные магистрали (железно- и автодорожные, а также трубопроводные - нефти и газа), соединяющие восток и запад Российской Федерации. На территории самого Урала сформировались мощные грузообразующие центры - горнодобывающей промышленности, тяжелого машиностроения, нефтепереработки и нефтехимии, а также производства зерна в АПК. Меридиональные связи Урала направлены, в основном, на юг - в сторону Казахстана и остальной Центральной Азии. Оттуда район получает недостающее топливо (уголь, частично газ), в свою очередь обеспечивая их машинами и оборудованием. Недостатки Урала - отсутствие прямых связей с Северным экономическим районом, через который открываются кратчайшие пути к морскому побережью Северного Ледовитого океана. Северный район способен также обеспечивать Урал качественными коксующими углями Печорского бассейна, необходимыми черной металлургии, а также бокситами и глиноземом.