Страховая экспертиза. Условия страхования наземного транспорта


Одним из основных этапов процедуры страхования является прове дение страховой экспертизы.
Страховая экспертиза - исследование и оценка основных парамет ров, характеристик страховых рисков, объектов страхования и страхо вых случаев на основе специальных знаний с целью выдачи мотивированного заключения.
Страховая экспертиза проводится штатным работником страховой компании - экспертом (аварийным комиссаром) или независимым специалистом - аджастером (юридическим лицом - аварийным комиссаром) по инициативе страхователя.
Аварийный комиссар - уполномоченное физическое или юридическое лицо страховщика, которое устанавливает причины, характер и размеры убытков после страхового случая. По указанию страховой компании может осуществлять реализацию поврежденного имущества, розыск пропавшего имущества, контроль и организацию работ по ликвидации последствий страхового случая, а также выплату страхового возмещения (обеспечения) за счет страховщика до определенной суммы.
Результатом деятельности аварийного комиссара или аджастера (см. определение в Терминологическом словаре) является составление экспертного заключения (аварийного сертификата) для страховщика.
Страховая экспертиза осуществляется на основе следующих принципов:
  • законности действий;
  • полноты оценки ситуации;
  • объективности фактов.
К основным задачам страховой экспертизы относятся:
  1. сбор сведений для оценки страхового случая;
  2. объективная оценка страхового случая;
  3. организация тесного взаимодействия с УВД, пожарными, экологическими службами и др.;
  4. анализ и обобщение практики страховой экспертизы по отдельным видам страхования и практики взаимодействия с государственными службами;
  5. разработка рекомендаций по снижению рисков страховых событий и участие в реализации предупредительных мероприятий (ПМ);
  6. осуществление периодического контроля за состоянием объекта страхования (особенно при страховании имущества).
Направления проведения страховой экспертизы:
  • разработка инструктивно-методических материалов и рекомендаций для страховщиков, страхователей и страховых агентов;
  • осмотр и обследование объекта страхования после наступления страхового случая;
  • наведение справок у страхователя и других лиц о причинах страхового случая;
  • истребование сведений, подтверждающих документально причину страхового случая (акты, протоколы, справки, фотоснимки и т. п.), у органов ГИБДД, милиции, пожарных, медицинских учреждений и др.;
  • анализ сведений о причинно-следственных событиях;
  • привлечение добровольных помощников для выяснения возможных причин наступления страхового случая.
Методика работы страхового эксперта (аварийного комиссара, аджастера) заключается в следующем:
  1. Страховой эксперт должен быть четко ориентирован в обстоятельствах страхового случая и знать условия страхования.
  2. Эксперт анализирует сведения на предполагаемое страховое мошенничество. Например, в Германии каждый пятый страхователь пытается обмануть страховщика: «похищение» машин, «случайная» разбивка «дорогостоящих» египетских ваз и др.
  3. Проведение подробного сбора и обработки информации для объективной оценки страхового случая.
  4. Анализ причин страхового случая и других действий страхователя с целью получения им выгоды от страхового случая.
Заключение проведенной экспертизы включает:
  1. наименование страхователя, его юридический адрес, телефон;
  2. подробное описание объекта страхования с указанием страховой суммы;
  3. финансовое состояние страхователя;
  4. подробное описание обстоятельств страхового случая;
  5. наличие объективных и субъективных рисков (сейсмо-экологи- ческие зоны, взрыво- и пожароопасность, затопляемость, электроопасность и др.);
  6. причины наступления страхового случая, выявление виновников, отягчающих факторов и т. п.
При этом все документы экспертизы должны быть удостоверены (подписаны) всеми участниками обследования и на планах, схемах, других документах должны быть краткие пояснения.

Контрольные вопросы

  1. Какие организационные формы страхования наиболее распространены в РФ?
  2. Назовите отличительные признаки ОВС от других организационных видов страховых организаций.
  3. В чем заключаются преимущества акционерных страховых компаний?
  4. Каким образом взаимосвязаны между собой государственное страхование и акционерное страхование?
  5. Какие элементы организации ОВС сближают его с акционерной страховой компанией?
  6. Назовите цели формирования страховых пулов.
  7. Чем различаются функции представительства страховой компании и ее агентства?
  8. Назовите особенности деятельности АСК.
  9. Какие лица выполняют функции страховых посредников?
  10. Чем обусловлена посредническая деятельность в страховом бизнесе?
  11. Перечислите основные функции страхового агента.
  12. Назовите отличительные признаки агентской деятельности от брокерской.
  13. Чьи интересы представляет страховой брокер на страховом рынке?
  14. Назовите три основных элемента процедуры страхования, проводимой страховой компанией.
  15. Чем отличается деятельность страховой компании после принятия риска на страхование от процедуры заключения договора страхования?
  16. На каком этапе процесса страхования проводится страховая экспертиза?
  17. В чем заключается цель страховой экспертизы?
  18. К какой категории работ относятся страховые эксперты в страховой компании (штатные или нештатные)?
  19. Дайте характеристику содержания страховой экспертизы.
  20. Какие пункты отражаются в заключении страхового эксперта?

Основные принципы страховой экспертизы:

а) законность действия;

б) своевременность проведения страхового расследова­ния (оперативное и объективное заполнение и оформление документов и т. п.);

в) планомерность действий (последовательность, логич­ность);

г) полнота оценки ситуации;

д) объективность (отражение и анализ только тех фак­тов, которые могут быть подтверждены документами или
свидетельскими показаниями).

Задачи страховой экспертизы:

а) сбор сведений для оценки страхового случая;

б) объективная оценка страхового случая;

в) организация тесного взаимодействия с УВД, пожар­ными, экологическими службами и др.;

г) анализ и обобщение практики страховой экспертизы по отдельным видам страхования и практики взаимодей­ствия с государственными службами;

е) осуществление периодического контроля за состоя­нием объекта страхования (особенно при страховании иму­щества) ;

ж) содействие страхователям по снижению страхового риска (например, в приобретении огнетушителей, элек­тронной техники; в обеспечении техники безопасности).

Задачи эксперта:

1. 1. Ознакомиться с графиками дежурств госслужб по месту страхования (ГАИ, УВД, пожарных и др. организа­ций), иметь их адреса и телефоны.

2. 2. Организовывать упреждающие мероприятия: кон­сультации, разъяснения положений страхования, ответственность страхователей при наступлении страхового случая.

3. 3. Знать и рекомендовать страхователям научные и промышленные организации, которые могут оказать им консультации и помощь по снижению риска наступления
страхового случая (например, какие ингредиенты должны входить в материал для повышения его огнестойкости, устойчивости к сейсмическим нагрузкам и т. п.).

4. 4. Иметь личный контакт с администрацией страхова­телей и интересоваться их производственными планами на {определенный период (квартал, год и др.).

5. Иметь план (карту) объекта страхования; знать маршрут и проводимые мероприятия экспедиций, тур путешествий при страховании туристов.



6. Иметь пакет правил (условий) по курируемому виду страхования.

7. Иметь набор технических средств для проведения экспертизы (измерительные приборы, записывающие при­боры, фотоаппараты и др.).

8. Иметь подборку справочной и методической литера­туры по отдельным видам страхования (личное, имуще­ственное, экологическое, криминальное и т. п.).

9. Иметь представление о возможностях судебно-меди­цинской экспертизы, действиях криминальных структур(угоны машин, кража имущества, отравления и т. п.).

10. Иметь представление о возможностях химико-био­логической и технической криминалистики (использование самовозгорающихся веществ, радиоуправляемых взрывчатых
устройств и др.).

Формы деятельности страховой экспертизы:

разработка инструктивно-методических материалов и рекомендаций для страховщиков, страхователей и страховых агентов;

осмотр и обследование объекта страхования до и пос­ле наступления страхового случая;

наведение справок у страхователя и других лиц о при­чинах страхового случая;

истребование сведений, подтверждающих докумен­тально причину страхового случая (акты, протоколы, фотоснимки и т. п.), у органов УВД, пожарных, медицинских учреждений и др.;

анализ сведений о причинно-следственных событиях-

привлечение добровольных помощников (жителей по­селка, улицы, дачи, дома и т. п.) для выяснения возможных причин наступления страхового случая;

разработка новых правил (условий) страхования уни­кальных страховых событий (полтергейст, уфология и др.).

Примером может служить следующее сенсационное со­общение. Страховая компания возместила ущерб от... пол­тергейста. Омская страховая компания "Мегаполис-Агро" выплатила своим клиентам 100 тыс. руб. Именно на эту сумму была застрахована квартира, где в ноябре прошлого года начали происходить странные вещи: летали предметы горел пол, разбитой оказалась стиральная машина. Неиз­вестная сила вырвала с корнем люстру с потолка. Хозяева вызвали на помощь колдунов, специалистов по аномальным явлениям. Последние и выдали им справку о том, что ущерб квартире был нанесен в результате аномальных явлений. С этой справкой пострадавшие жильцы пришли в "Мегапо­лис-Агро". А так как подобное считается страховым случа­ем, то фирма возместила пострадавшим ущерб.

Методика работы страхового эксперта:

1. Страховой эксперт должен быть четко ориентирован в обстоятельствах страхового случая и знать условия страхова­ния.

2. Самым тщательным образом эксперт должен проана­лизировать сведения на предполагаемое страховое мошен­ничество. Например, даже в такой стране, как Германия,
каждый пятый страхователь пытается обмануть страховщи­ка: "похищение" машин, "случайная" разбивка "дорогосто­ящих" египетских ваз и др.

3. Эксперт должен проводить тщательную сборку и об­работку информации для объективной оценки страхового случая.

4. Тщательно анализировать причины страхового случая и другие действия страхователя с целью получения выгоды от страхового случая (например, кража видео- и аудиотехники через форточку, кража вещей через окна с подпилен­
ной железной решеткой и т. п.).

5. Проводить активные предупредительные мероприятия до уменьшению вероятности наступления страхового случая Ко его устранению.

Технические средства, применяемые в процессе страхо­вой экспертизы:

1. Фотоаппараты ("Зенит" зеркальный, "Кодак").

2. Диктофоны и магнитофоны для фиксации перегово­ров.

3. Аппаратура и реактивы для анализа следов (отпечат­ков) пальцев на предметах и документах (дактилоскопия).

4. Реактивы для определения следов одного предмета на другом (например, при столкновении машин анализ краски одной машины на другой, следы подделки докумен­тов, печатей, ключей и т. п.). При этом следы бывают: по­верхностные (царапины), статические (пробоины в машине от пуль, рогов животного, локальные, объемные (дом сгорел только с одной стороны или со всех сторон и т. п.).

Документы разделяются на письменные (тексты, циф­ры и др.), графические (чертежи, рисунки, графики и т. п.), носители информации (перфоленты, магнитные ленты, дискеты, кассеты, компакт-диски и др.).

5. 5. Средства для составления планов, схем, чертежей(готовальни, штанге- циркули, микрометры и др.).

6. 6. Средства счетной и вычислительной техники (мик­рокомпьютеры, ПЭВ и др.).

5. Эксперт должен знать реквизиты, которые должны быть на определенных документах. Например, на платеж-шом поручении обязательно должны быть гербовая печать или штамп банка; доверенность пишется на официальном манке, где указываются дата выдачи документа и срок его действия; штамп организации сверху и печать снизу; подпись официального лица (руководителя организации или первого заместителя). На официальных денежных документах должна быть защитная сетка ("водяные" знаки).

6. Эксперт также должен знать, что официальные документы, векселя и т. п. без доверенности могут получать И только первые лица предприятия, фирмы, АО, организации И т. п. (ст. 202 Закона РФ "О коммерческой тайне").

Отчет о проведенной экспертизе должен включать:

1. Наименование страхователя, его юридический адрес телефон.

2. Подробное описание объекта страхования (желательно с приложением фотографии) с указанием суммы.

3. Финансовое состояние страхователя.

4. Наличие объективных и субъективных рисков (сейсмо-экологические зоны, взрыв о- и пожар опасность, затоп­ляемость, (электроопасность - зал штангистов под сауной)отношение работников фирмы, АО и т. п. к своему руково­дителю и др.

5. Порядок на объекте: захламленность помещений коридоров, состояние электропроводки, наличие средств огнетушения, состояние дверей, наличие охраны и др.

Требования, предъявляемые к оформлению отчета по проведенной экспертизе:

1. Все документы экспертизы должны быть удостовере­ны (подписаны) всеми участниками обследования.

2. На планах, схемах и других документах экспертизы должны быть краткие пояснения.

3. Вокалография (запись на пленку) может считаться юридическим документом лишь при подтверждении ее при­надлежности страхователю официальной организацией
(управлением МВД, пожарной службой, судебной или ме­дицинской экспертизой).

ПЕРЕЧЕНЬ

примерных видов страхования для различных подотраслей

Как сделать независимую экспертизу после ДТП и сколько она стоит? От чего зависит стоимость независимой оценки автомобиля после ДТП? Где провести оценку ущерба автомобиля после ДТП?

Всем привет! На связи Алла Просюкова, один из авторов проекта «ХитёрБобёр».

Сегодня я расскажу о независимой экспертизе автомобиля после дорожно - транспортного происшествия (ДТП).

Ритм современной жизни заставил основную часть взрослого населения нашей страны пересесть на личный автотранспорт. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения сегодня 42% россиян - автовладельцы.

Кроме автолюбителей, российские дороги бороздят водители – профессионалы. Представьте теперь этот автомобильный поток! В такой ситуации риск ДТП постоянно растёт.

По данным ГИБДД РФ за десять месяцев 2016г. было совершено 142437 дорожно-транспортных происшествий. Как не прискорбно об этом говорить, но в такой ситуации тема нашей статьи весьма актуальна.

1. Что такое независимая экспертиза после ДТП и для чего она проводится?

Чтобы хоть как-то снизить ущерб от аварии и сберечь свои нервы, необходимо знать основные моменты проведения независимой экспертизы после ДТП (ее еще называют независимая автоэкспертиза).

Независимая экспертиза – это исследование поврежденного транспортного средства сторонними оценочными компаниями, определение реального ущерба, который был причинен автомобилю при ДТП.

Независимая автоэкспертиза необходима, если:

  • собственник хочет проверить правильность начисленных страховщиком выплат по возмещению ущерба при дорожном происшествии;
  • есть подозрение, что при оценке страховщиками не учтены скрытые дефекты;
  • автовладелец хочет знать точную сумму восстановительного ремонта;
  • владелец планирует подать иск в суд.

Пример

Купила Внучка Деду машину, да не какую - нибудь, а машину его мечты - Ford focus! Посадил Дед Бабку, Внучку, Жучку и Кошку в свою «ласточку» и на радостях решил съездить на дачу.

Все бы ничего, да был наш Дед неопытным водителем и на первом же повороте не смог увернуться от лихого соседа. Отделался Дед легким испугом, да треснутым бампером своего авто.

Погоревал Дед немного и отправился в свою страховую компанию компенсацию ущерба получать. Страховщики встретили Деда радушно и предложили пройти оценку ущерба на СТО. Оценили ремонт бампера в 707 рубликов.

Взял Дед рублики и поехал ремонтировать свою «ласточку» в сервис, который ближе к дому был. Посмотрели спецы того сервиса на бампер и сказали, что надо его менять, так как пластик, из которого он сделан, при таких повреждениях ремонту не подлежит. А стоит новый бампер немало - около 35000 руб. Плачет Дед, плачет Бабка - нет у них денег на такой ремонт...

Внучка плакать не стала, а решила она сделать независимую экспертизу, так как слышала, что страховые компании очень часто занижают .

Результат не заставил себя ждать! Эксперт не только подтвердил необходимость замены бампера, но и нашел скрытый дефект, о котором страховщики и «свои» мастера со СТО умолчали. В итоге величина ущерба по независимой экспертизе составила 64570 руб.

2. Разновидности технических экспертиз после ДТП - ТОП-4 основных вида

Технические экспертизы после ДТП бывают нескольких видов. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Вид 1. Автотехническая экспертиза

Знакомство начнем с автотехнической экспертизы.

Автотехническая экспертиза - это экспертные мероприятия, позволяющие выяснить обстоятельства ДТП и установить причины, приведшие к аварии.

Задачи такой экспертизы:

  • выяснение, группировка и всесторонний анализ факторов, сопутствующих дорожному происшествию;
  • отбор факторов, которые могли вызвать ДТП, и их экспериментальное исследование;
  • оценка действия или бездействия участников аварии для ее предотвращения;
  • определение технических причин ДТП.

Вид 2. Трасологическая экспертиза

Дадим определение следующему виду независимой экспертизы -трасологической.

Экспертиза, исследующая следы на автомобилях-участниках ДТП и на месте аварии, траекторию движения ТС до и после столкновения, механизм ДТП, называется трасологической .

Для лучшего понимания сущность такой экспертизы рассмотрим наглядный пример.

Пример

На трассе М7 произошло ДТП между двумя автомобилями: один из автомобилей при обгоне не рассчитал свой маневр и по касательной столкнулся с другим ТС. Виновник происшествия скрылся не остановившись.

С потерпевшего авто при осмотре взяты образцы краски, которые оставил автомобиль виновный в ДТП.

Позже по подозрению в совершение дорожного происшествия было задержано автотранспортное средство со следами отслоения эмали на переднем бампере. Обнаруженные следы похожи на те, что ранее изъяты с потерпевшего авто.

Для подтверждения или опровержения причастности задержанного ТС к аварии проведена , которая подтвердила причастность подозреваемого автомобиля к ДТП.

Вид 3. Автотовароведческая экспертиза

Автотовароведчкская экспертиза - это исследования, позволяющие оценить стоимость восстановительного ремонта, определить остаточную стоимость аварийного авто, рассчитать величину утраты его товарной стоимости.

Подобная экспертиза требуется, если:

  • страховая сумма, по мнению пострадавшего, занижена;
  • виновник аварии считает, что потерпевший завышает стоимость ущерба;
  • виновник аварии не застрахован;
  • ущерб причинен третьими лицами или стихийными бедствиями.

Вид 4. Комплексная экспертиза

Комплексная экспертиза объединяет все вышеперечисленные виды. Именно комплексная экспертиза позволяет выяснить картину ДТП в целом.

Шаг 2. Оплачиваем услугу

Если заказчик - физическое лицо, оплата производится прямо в офисе наличными деньгами. В таком случае на руки заказчику выдается квитанция, подтверждающая оплату услуг.

Конечно, вы можете оплатить услугу безналично в любом банке по реквизитам из договора, но помните, что за такие переводы в банках берется комиссия (минимум 1% от суммы платежа).

Если заказчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то ему выдаётся счет для оплаты безналичным способом с банковского расчетного счета.

Шаг 3. Определяем место и дату проведения осмотра авто

Место и дата проведения осмотра поврежденного в дорожном происшествии автомобиля определяется по договоренности между заказчиком и экспертом, который должен проводить экспертизу. Обычно экспертизу проводят в автосервисе, где есть все условия для выполнения осмотра и проведения исследований.

Шаг 4. Оповещаем всех участников ДТП и страховую компанию о проведении экспертизы

Всем участникам ДТП следует сообщить о предстоящем мероприятии.

Оповещать всех участников ДТП и страховщиков о проведении экспертизы нужно, если:

  • выявлены скрытые дефекты, не обнаруженные при первичном осмотре представителем страховщика;
  • страховая выплата меньше фактической стоимости ремонта;
  • виновник аварии скрылся с места ДТП;
  • на месте аварии отсутствовала группа разбора ГИБДД.

В адрес заинтересованных лиц направляется телеграмма, в которой сообщается о месте и времени проведения независимой экспертизы.

Помните! Вам не может быть отказано в возмещении ущерба, даже если виновник аварии не был оповещен о проведении экспертизы.

Шаг 5. Ожидаем, пока оценщики проведут экспертизу

Перед началом экспертизы оценщик знакомится с документацией, составленной сотрудниками ГИБДД при первичном выезде на место происшествия.

Затем эксперт фотографирует аварийное авто со всех 4 сторон, особое внимание уделяя местам повреждений. Оценщик обязательно сделает фотофиксацию пробега и номера кузова осматриваемого ТС.

После осмотра эксперт составляет акт, на основании которого делаются расчеты.

Шаг 6. Дожидаемся проведения соответствующих расчетов

В экспертных компаниях расчеты ведутся в специальных программах, в которые сначала вводятся данные: VIN авто, его комплектация, при наличии помечаются дополнительные опции.

После ввода информации производится расчет необходимых ремонтных работ и их стоимость. Иногда стоимость ремонта по ОСАГО отличается от стоимости ремонта по КАСКО.

Этому есть объяснение: в первом случае (ОСАГО) расценки запчастей, материалов и работ берутся из справочника РСА (встроенного в программу), при расчетах в рамках КАСКО расценки на такие работы часто берутся из прейскуранта официальных дилеров.

Шаг 7. Получаем отчет о проделанной работе

Итогом осмотра и произведенных расчетов становится отчет эксперта.

Отчет - это экспертное мнение, которое:

  • содержит оценку степени повреждения ТС;
  • раскрывает причины из возникновения;
  • определяет технологии и объем ремонтных работ;
  • раскрывает алгоритм расчета стоимости ремонта;
  • устанавливает размер ущерба и сумму компенсации на восстановительный ремонт.

В таблице представлен перечень приложений к отчету:

Наименование документа Цель представления
1 Экспертное заключение Описание проведенных исследований
2 Фотоматериалы Фотофиксация повреждений автомобиля
3 Расчет стоимости ремонта Определение стоимости с износом и без него
4 Акт осмотра ТС Представление первичных сведений о ДТП
5 Документы оценщика Подтверждение квалификации эксперта
6 Договор Доказательство заказа независимой экспертизы
7 Квитанция Подтверждение оплаты услуг по договору

Отчет и приложения к нему сшиваются, нумеруются, визируются и заверяются печатью оценочной компании.

Специалисты компании проводят независимую экспертизу для:

  • оценки ущерба ТС после аварии;
  • оценки автомобиля по акту осмотра;
  • определения рыночной стоимости для наследования;
  • оценки стоимости автомобиля для списания с баланса юрлица;
  • оценки утраты товарной стоимости;
  • оценка для получения компенсации по Зеленой карте.

Быстрота, качество, надежность - отличительные особенности услуг компании.

4) Атлант Оценка

Компания «Атлант Оценка» основана в 2001 г. Специализация фирмы - оценка реального ущерба,причиненного транспортным средствам. Услуги «Атлант Оценка» сертифицированы по стандарту качества ИСО 9001 -2008. В списке преимуществ - быстрое реагирование, использование лицензионного ПО в экспертных исследованиях, сотрудничество с Московским автомеханичексим институтом.

ЭОК «Атлант Оценка» доверяют крупные государственные компании:

  • Почта России;
  • ФССП России;
  • СК МВД РФ.

На сайте «Атлант Оценка» в онлайн режиме можно проконсультироваться с юристом, задать вопрос автоэксперту, получить ответы на наиболее сложные вопросы от директора компании.

ООО «Московская экспертиза независимая» создана в октябре 2010г. Спектр услуг компании достаточно широк: , транспорта, недвижимости, НМА, ценных бумаг, оборудования.

Специалисты «МЭН»качественно и оперативно проведут оценку любой сложности. Отчеты экспертов полностью соответствуют российскому законодательству и оценочным стандартам.

Кроме услуг по оценке компания предлагает аудиторские и юридические услуги, услуги в сфере геодезии и картографии, выполнение кадастровых работ и межевания.

6. Как выбрать надежную оценочную компанию - 4 полезных совета

Несколько полезных советов по выбору оценочной компании.

Совет 1. Обратите внимание на рейтинг компании и количество клиентов за определенное время

Отберите по своему региону компании с наиболее высоким рейтингом. По отобранным компаниям соберите побольше дополнительной информации: количество клиентов, отзывы и т.п. Это позволит вам сделать правильный выбор.

Поищите подобные сведения на форумах и специализированных сайтах, почитайте отзывы, посмотрите счетчик посетителей на сайтах компаний.

Совет 2. Внимательно изучите сайт компании

Современные компании в большинстве своем имеют сайт. Мы рекомендуем просмотреть материалы сайта выбранной компании.

Обычно на сайте можно ознакомиться со сканами лицензий, свидетельств, сертификатов, которые имеются у компании и служат подтверждением ее профессиональных компетенций.

Посмотрите, какие организации и предприятия являются ключевыми клиентами выбранной компании-эксперта. Обязательно изучите ценовое предложение. Для этого на сайте имеется прайс или прейскурант на услуги.

На сайтах оценочных компаний встречаются калькуляторы, с помощью которых в режиме онлайн можно провести предварительный расчет стоимости экспертизы. Это позволит вам выбрать самое выгодное предложение.

Совет 3. Откажитесь от услуг оценщика, который явно или скрыто сотрудничает со страховщиками

Некоторые оценщики работают «на два фронта»: состоя в штате оценочной компании, неофициально подрабатывают в страховых компаниях. Конечно, в таком случае о не может быть и речи!

Старайтесь выяснить такие моменты в самом начале сотрудничества, желательно еще на этапе выбора экспертной компании. Обычно такие оценщики пытаются уговорить вас провести экспертизу по документам страховщиков. Будьте внимательны!

Совет 4. Не выбирайте компанию с широким ассортиментом услуг

Нельзя быть отличным универсальным специалистом и разбираться во всех областях оценки и смежных направлений одинаково хорошо. Как показывает практика, узкоспециализированные компании более профессиональны.

Остановите выбор на той компании, которая оказывает только оценочные услуги. Идеально, если выбранная компания специализируется только на услугах по независимой оценке после ДТП.

Посмотрите видеоматериал по теме статьи.

7. Заключение

Мы постарались осветить наиболее важные моменты независимой экспертизы после ДТП. Конечно, лучше, чтобы вы не попадали в ДТП, а сведения из нашей статьи так и остались бы голой теорией.

Берегите себя, удачной вам дороги! Будем благодарны за отзывы и комментарии к статье!

Независимая экспертиза телефона - 7 простых этапов проведения экспертизы мобильного телефона + 3 совета как ускорить экспертизу

С 04.07.2016 года действуют изменения, внесенные в Федеральный закон «Об ОСАГО» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ, касающиеся предоставления автомобиля потерпевшего водителя для осмотра страховщику. До внесения этих изменений, в большинстве случаев, автолюбитель после ДТП обратился сразу в независимую экспертизу для расчета размера компенсации ущерба.

Пунктом 11 статьи 12 закона об ОСАГО предусмотрено, что потерпевший при автомобильной аварии водитель не может проводить независимую экспертизу машины до того, как предоставит ее для осмотра в страховую компанию.

Если эта норма будет нарушена и автолюбитель не представит поврежденный автомобиль или то, что от него осталось для осмотра страховщику, то:

  1. Страховой компании предоставлено право возвращать без рассмотрения заявление о страховой выплате. При этом потерпевший водитель имеет право подать заявление повторно, но транспортное средство всё-таки придется предъявить на осмотр.
  2. Страховщик не обязан принимать результаты независимой экспертизы для определения размера причиненного материального ущерба, если автовладелец уклонился от своей обязанности предъявить авто на осмотр.

Такие, правила действуют, в том случае, когда была согласована дата осмотра, а потерпевший водитель проигнорировал процедуру осмотра и не предоставил машину.

Процедура проведения осмотра поврежденного автомобиля

Процедура проведения осмотра поврежденного автомобиля при дорожно-транспортном происшествии или его остатков страховой компанией детально прописана пунктами 45-48 Правил обязательного страхования автогражданской ответственности в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.02.2008 г. № 131.

Так, пункт 45 предусматривает, что потерпевший водитель, желающий получить страховую выплату, обязан предоставить поврежденную машину страховщику для выяснения всех обстоятельств, при которых был причинен вред и определения размера нанесенного ущерба.

С этой целью страховая компания организовывает:

  • осмотр;
  • осмотр и независимую экспертизу (оценку);
  • независимую экспертизу.

Страховщик проводит осмотр поврежденной машины в специальном помещении офиса компании. Если автомобиль в результате «серьезной» аварии получил скрытые повреждения и деформации, то автолюбитель может настаивать на проведении осмотра в условиях станции технического обслуживания (СТО).

Законом об ОСАГО и Правилами ОСАГО предусмотрено, что осмотр должен быть проведен в течение 5 рабочих дней с момента подачи потерпевшим водителем заявления о выплатах и прилагаемых к нему документов, если не будет оговорен иной срок. Следует помнить, что предусмотренный законом срок сотрудники компании начнут отсчитывать с момента подачи всего перечня документов.

Важные нюансы

Страховщик организовывает независимую экспертизу путем выдачи направления на проведение мероприятия. Правила ОСАГО обязывают страховщика согласовывать с потерпевшим автолюбителем время и место проведения осмотра или независимой экспертизы с учетом, графика работы потерпевшего, страховика, эксперта, а также установленного в законе срока.

Когда автовладелец не смог предоставить поврежденный автомобиль на осмотр в согласованный день, то должна быть согласована новая дата и время. В таком случае страховщик продлевает срок на выплату на количество дней между первоначально назначенной датой и фактической датой осмотра авто, но не более чем на 20 рабочих дней.

Если поврежденная в автоаварии машина не может самостоятельно брать участие в дорожном движении, то автовладелец пишет заявление на имя руководителя отделения страховой фирмы, в которое он обратился за выплатами, с просьбой провести осмотр или организовать независимую экспертизу по месту нахождения имущества.

В заявлении используется формулировка: «характер и особенности, полученных в результате ДТП, повреждений автомобиля исключают его представление для осмотра по месту нахождения страховщика (или независимой экспертизы по месту нахождения эксперта), и поэтому, прошу провести осмотр (экспертизу) по месту нахождения транспортного средства» и указывается адрес.

Только, в том случае, когда сотрудники страховой компании не провели осмотр поврежденной машины на протяжении 5-ти рабочих дней, то потерпевший водитель имеет право не предъявлять больше авто для осмотра и самостоятельно заказать независимую экспертизу. Страховщик обязан при расчете суммы страховых выплат учитывать результаты независимой экспертизы.

Таким образом, для того чтобы не затягивать с получением компенсации, причиненного материального ущерба при автоаварии, потерпевшему водителю нужно сдать весь пакет документов страховщику, в предусмотренный законом об ОСАГО период, и не соглашаться на проведение осмотра позже 5 рабочих дней с момента сдачи последнего документа. Никто не может обязывать автолюбителя без его доброй воли.

Когда участник ДТП должен обратиться в страховую компанию

Если дорожно-транспортное происшествие оформлялось с привлечением сотрудников ГИБДД, то потерпевший водитель должен посетить страховую компанию виновника столкновения на протяжении 15 рабочих дней.

Автолюбитель пишет заявление о страховых выплатах и прилагает к нему предусмотренный законодательством об ОСАГО пакет документов.

Когда участники автомобильной аварии оформили Европротокол, то законом предусмотрена процедура прямого возмещения убытков.

Каждый водитель должен отвести в свою страховую компанию Европротокол, фотографии с места происшествия и предусмотренный пакет документов не позже чем через 5 рабочих дней с момента оформления ДТП.

Какие документы нужно сдать страховщику

Пунктом 44 Правил ОСАГО предусмотрено, что автовладелец прилагает к заявлению о выплатах следующий пакет документов:

  • справка о дорожно-транспортном происшествии, выданная инспектором ГИБДД;
  • извещение о ДТП;
  • полис ОСАГО;
  • паспорт гражданина РФ;
  • водительское удостоверение;
  • техпаспорт транспортного средства;
  • банковские реквизиты счета, на который страховщик должен перечислить компенсацию ущерба.

Также, правилами оговорено, что автолюбитель прилагает к заявлению копии процессуальных документов, составляемых сотрудниками полиции, только, в предусмотренных законодательством случаях.

В частности:

  • протокола об административном правонарушении;
  • постановления по делу об административном правонарушении;
  • определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Прежде чем передавать документы в страховую компанию следует сделать не менее трех копий каждого документа, оформленного сотрудниками ГИБДД и участниками автоаварии. Если есть возможность, то отсканируйте документы в цветном изображении. Именно эти документы вам понадобятся для проведения независимой экспертизы, оформления досудебной претензии и обращения в суд.

Особенности процедуры осмотра

Автолюбитель должен предоставлять автомобиль для осмотра в чистом виде. Это необходимо для того, чтобы эксперт при страховщике смог зафиксировать все повреждения, имеющиеся на машине. Следует знать, что осмотр поврежденного автомобиля проводится без разборки. Поэтому эксперт описывает только те повреждения, которые видит.

Водителю следует внимательно следить за работой эксперта. Очень важно чтобы он не пропустил ни одно повреждение. После подписания акта осмотра, автовладельцу будет очень тяжело, а по сути, не реально добиться включения повреждения в документ. Поэтому, лучше подстраховаться и пригласить на процедуру осмотра человека, хорошо разбирающегося в устройстве автомобиля.

Результаты осмотра машины оформляются в документ акт осмотра. Его подписывают: страховщик, эксперт проводивший осмотр и автовладелец. Когда потерпевший автолюбитель не согласен с результатом проведенного осмотра, то ему не следует спешить подписывать акт осмотра. Ведь, на основании этого документа будет рассчитана сумма страховых выплат.

Водителю необходимо внимательно прочитать акт осмотра поврежденной машины. Все пустые строчки документа должны быть «погашены» – ставится знак «Z». Это делается для того, чтобы позже сотрудники компании ничего не смогли дописать. На последней странице акта осмотра в графе «Примечания» можно написать, с чем именно не согласны и поставить подпись.

В случае, когда автолюбитель полностью не согласен с результатами осмотра, то в примечаниях нужно это указать и там же попросить провести независимую экспертизу. Прежде чем отдавать документ нужно его сфотографировать хотя-бы на телефон. Такими действиями водитель подстрахуется от того, что сотрудники страховой перепишут документ.

Обязательно следует взять копию акта осмотра машины. Документ будет необходим при заказе независимой экспертизы, а также при подготовке искового заявления и досудебной претензии. Следует знать, что согласно, пункта 71 Правил ОСАГО страховые компании выдают на руки акт осмотра, только, на основании письменного заявления потерпевшего автолюбителя.

Обязательно в день, когда был проведен осмотр машины, водителю нужно написать заявление на имя руководителя отделения страховой компании, в котором рассматривается его страховое дело, о выдаче копии акта осмотра. Копя документа, передается страховщиком страхователю не позднее 3 дней с момента получения письменного заявления, которое следует обязательно зарегистрировать в канцелярии компании.

Когда страховщик организовывает независимую экспертизу

Частью 11 статьи 12 закона об ОСАГО предусмотрено, что только в случае спора между страховщиком и потерпевшем водителем о характере повреждений автомобиля, полученных при ДТП, а также о размере страховой компенсации страховая компания обязана организовать независимую экспертизу.

Под формулировкой «организовать независимую экспертизу» законодатель предусмотрел выдачу автовладельцу направления. Страховщик обязан согласовать с потерпевшим водителем место, дату и время проведения независимой экспертизы. Она должна быть проведена на протяжении 5 рабочих дней с момента предоставления машины на осмотр к страховщику.

Когда водитель после проведения осмотра машины экспертом страховой компании не настаивает на проведении независимой экспертизы, то страховщик может ее не проводить. Помните, что оплачивает независимую экспертизу заказчик. Конечно, потерпевший водитель потом взыщет стоимость экспертизы с виновника ДТП, но сначала оплатит ее собственными средствами.

Поэтому, следует внимательно читать все документы, которые предоставляет страховая компания. Очень часто в акте проведения осмотра или в расчетах суммы причиненного ущерба мелким шрифтом указано, что потерпевший участник ДТП отказывается от проведения независимой экспертизы. Да, и со всеми документы, перед подписью нужно ознакомиться.

Заказываем независимую экспертизу самостоятельно

Пострадавший автолюбитель может заказать независимую экспертизу только после того как будет проведен осмотр машины или организована страховщиком независимая экспертиза.

Если это условие не будет выполнено, то страховая компания не обязана принимать для определения размера компенсации результат исследования инициированного автовладельцем.

Как выбрать экспертную компанию

Сначала автолюбителю необходимо выбрать экспертную компанию, у которой он закажет исследование. Очень важно учитывать, как субъективные, так объективные факторы при выборе исполнителя. К субъективным параметрам оценки экспертов можно отнести мнение друзей, знакомых, отзывы бывших клиентов и комментарии на сайте компании.

К объективным характеристикам экспертной компании входят:

  • рейтинг компании среди конкурентов;
  • продолжительность работы в сфере автоэкспертиз;
  • узкая специализация деятельности компании. Желательно только один вид предоставляемых услуг – независимая экспертиза машин после ДТП;
  • какое поколение программного обеспечения используется. Предпочтение последнему поколению.

В первую очередь следует обращать внимание на объективные факторы деятельности экспертной организации. Не секрет, что компании покупают лестные отзывы о своей работе. Да, и мнения разных людей иногда очень противоречивы. Кроме того, может оказаться, что у друзей и знакомых нет опыта проведения независимой экспертизы.

Следует знать, что Федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ» № 135-ФЗ регламентировано, что независимая экспертиза достоверна, только когда подписана экспертом, имеющим высшее образование по специальности «экспертиза по расследованию ДТП» и застрахованным в саморегулируемой организации оценщиков. Поэтому, автовладельцу, прежде чем заключит договор об оказании услуги, необходимо проверить все документы.

Процедура заказа независимой экспертизы

Сначала специалисты экспертной компании проводят консультацию будущему клиенту по телефону. Эксперта, в первую очередь, интересует какая страховка у потерпевшего водителя. Имеет он только полис ОСАГО или у него КАСКО. После этого, выясняется, какие повреждения получил при ДТП автомобиль.

Такая информация, помогает определиться, в каком месте, желательно, проводить осмотр машины: офис компании, СТО или по месту нахождения авто. Эксперта, также, интересует было ли уже, обращение в страховую компанию и какой размер страховой компенсации получил потерпевший водитель.

Если после проведения консультации автолюбитель принимает решение заказать независимую экспертизу в этой компании, то он подписывает договор и оплачивает услуги. Оплату, как правило, принимают наличным и безналичным способом. На руки водитель получает оригинал договора и квитанцию, подтверждающую платеж.

Какие документы нужны для проведения экспертизы

Центральный Банк Российской Федерации, как регулятор по страхованию по системе ОСАГО, своим Положением от 19.09.2014 г. № 433-П утвердил Порядок производства экспертных исследований автомобиля, который побывал в ДТП. Именно этим Порядком предусмотрен пакет документов, который должен предоставить заказчик экспертизы.

В частности:

  • справку о ДТП;
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • все документы о ДТП, которые были переданы страховщику;
  • другие документы, описывающие автомобильную аварию.

Вот, когда пригодятся копии документов или их сканы, сделанные перед предъявлением оригиналов в страховую компанию. Также, автовладелец предоставляет экспертам для ознакомления акт осмотра поврежденного автомобиля, выполненный экспертом, работающим при страховой компании.

Результаты независимой экспертизы

Независимый эксперт внимательно изучает переданные ему заказчиком документы и проводит самостоятельный осмотр машины или того, что от нее осталось. Он фотографирует автомобиль с четырех сторон и углов, как предусмотрено Правилами. Делает отдельные фотографии каждого повреждения. На основании фотографий составляется акт осмотра.

Документ содержит полный список всех полученных транспортным средством повреждений. Эксперт делает перечень деталей, подлежащих замене. Также, он описывает все необходимые ремонтные и другие работы. Например: различные диагностики, регулировка колес и прочее. Акт подписывается заказчиком, страховщиком и экспертом, который проводил осмотр.

На основании акта осмотра проводится расчет размера компенсации причиненного ущерба, позволяющий сделать полный восстановительный ремонт. Расчет проводят с использованием специальных программ: SilverDAT, EUROTAX, Audatex, ПС-Комплекс, АВТОБАЗА. Для запуска программы нужно ввести VIN-код автомобиля и его дополнительные опции, при наличии таких.

Эксперт в работе использует единые ценовые справочники стоимости деталей, материалов и ремонтных работ, разработанные Российским союзом страховщиков. При проведении расчетов учитывается износ деталей.

Подсчет стоимости деталей, которые необходимо заменить, материалов, используемых при ремонте, а также нормо-часов всех ремонтных и дополнительных работ позволяет узнать цену полного восстановительного ремонта автомобиля.

Результаты независимой экспертизы подшиваются в дело, которое подписывает эксперт, проводивший экспертизу и руководитель экспертной организации. Дело включает акт осмотра поврежденной машины, фотографии, расчёты стоимости восстановительного ремонта авто и отчета эксперта.

В отчете содержится полный перечень повреждений, с характеристикой сложности каждого повреждения и выводом о возможности его получения при ДТП. Также, эксперт описывает технологию проведения ремонта и объём ремонтных и дополнительных работ. Указывается стоимость восстановительного ремонта машины, и при помощи какой программы она рассчитана.

Итог

Подводя короткий итог, хочется акцентировать внимание на том, что с 04.07.2016 года пострадавший при ДТП водитель может заказать независимую экспертизу только после того как будет проведен осмотр машины или организована страховщиком независимая экспертиза.

Автолюбителю нужно знать:

  • что проводить независимую экспертизу поврежденного автомобиля до проведения осмотра экспертом при страховой компании нельзя;
  • осмотр должен быть проведен не позднее 5 рабочих дней с момента подачи заявления о выплатах и прилагаемых к нему документов;
  • в случае спора между страховщиком и потерпевшем водителем о размере компенсации страховая компания организовывает независимую экспертизу.

Если автолюбитель сначала закажет независимую экспертизу, а потом явится в страховую компанию, то страховщик по закону не обязан рассчитывать размер компенсации ущерба по результатам независимого исследования.

Удачи вам на дороге!