Федеральная антимонопольная служба.

В конце июня директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании Екатерина Косогова приняла участие в VII Всероссийской конференции «Механизмы эффективного функционирования ЖКХ - 2016». Она выступила перед коллегами с докладом, посвященным вопросам перспективного планирования инвестиций в теплоснабжении.

Основная проблема в отрасли состоит в разрыве между инвестиционным механизмом, который существует «на бумаге», и тем, что происходит в реальности. Именно это противоречие раскрыла в своем выступлении Екатерина Косогова. В частности, законодательно закреплена необходимость муниципалитетов иметь собственную схему теплоснабжения, которая позволяет планировать развитие города, ремонты и инвестиции. Но на практике получается, что даже при утвержденной схеме реализация данных мероприятий в тарифах не предусмотрена. «Получается, что все эти красивые планы, которые утвердили и согласовали муниципалитеты, депутаты, Минэнерго, в реальности никогда не будут реализованы. И тут встает вопрос, что будет с системами теплоснабжения в будущем?», - делится своими размышлениями директор по тарифообразованию СГК. Такая ситуация возникает из-за того, что разрабатывает и принимает схемы теплоснабжения один орган, а тарифы утверждает совершенно другое ведомство.

Ресурсоснабжающая организация готовит на основе схемы теплоснабжения инвестпрограмму, как это и определено законодательством, а в тарифах на это средства не предусмотрены. В качестве иллюстрации такой ситуации Екатерина Андреевна привела алтайский город Рубцовск, где в 2015 году утверждена схема, предполагающая реконструкцию Рубцовской ТЭЦ, модернизацию Южной тепловой станции и инвестиции в сети, а по факту город оказался под угрозой замерзания, а ТЭЦ закрывается.

«При анализе текущей ситуации в отрасли возникают следующие выводы. Нужны ли схемы теплоснабжения, если они потом не реализуются? Думаю, что сам по себе документ важен и полезен. И если они все-таки нужны, то их надо жестко увязывать с источниками финансирования и требовать их исполнения. Это можно решить, если тарифы и схемы теплоснабжения будут в одних руках. Целесообразно будет принимать схемы на уровне субъекта», – отметила Екатерина Косогова.

Есть и сложности с тем, что в схемах теплоснабжения не оценивается требуемый объем инвестиций, не прописываются тарифные последствия выбранных технических решений.

Участники дискуссии признали, что такие проблемы существуют практически во всех регионах и каждой ресурсоснабжающей организации приходится сталкиваться с несоответствием между утвержденными планами и тарифными решениями, отсутствием источников финансирования.

Во время обсуждения энергетики пришли к выводу, что выйти из сложившегося кризиса можно только в том случае, если будет определен единый орган ответственный за все аспекты теплоснабжения, сейчас такого нет и ответственность распределена по разным ведомствам – Минэнерго, Минстрой. Единый центр управление может снять противоречия внутри отрасли и увязать в единую систему сети, котельные и станции, а значит позволить теплоснабжению двигаться вперед.

ПРОТОКОЛ № 2

Заседания рабочей группы по изменению в подходе тарифного регулирования в теплоснабжении



Председательствующий - А.Н. Голомолзин


Присутствовали:


Члены рабочей группы:


Бекленищева Илона Валерьевна Директор по отраслевому регулированию ОАО «Фортум»

Кийски Артур Валтерович Директор по экономике и финансам ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга»

Косогова Екатерина Андреевна

Директор по тарифообразованию ООО «Сибирская генерирующая компания»

Рыженков Михаил Александрович Менеджер по работе с государственными органами ОАО «Фортум»

Семенов Виктор Германович

Генеральный директор ОАО «ВНИПИэнергопром"

Сопина Татьяна Николаевна

Начальник отдела нормативного обеспечения регулируемых видов деятельности ООО «Сибирская генерирующая компания»

Чуйко Елена Павловна

Руководитель направления по отраслевому регулированию ОАО «Фортум»

Цышевская Елена Витальевна

Заместитель начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России


Приглашенные:


Алексеенко Наталья Вениаминовна Первый заместитель председателя Комитета по ценам и тарифам Московской области

Гребцов Павел Владимирович Председатель РЭК Москвы

Жукова Елена Николаевна Начальник Управления по тарифам и ценовой политики Орловской области

Сасим Сергей Вячеславович Заместитель председателя РЭК Москвы

Семенников Алексей Викторович Руководитель РСТ Нижегородской области

Назарова Елена Викторовна Руководитель проектов Департамента анализа и развития рынков НП «Совет производителей энергии»

Жданов Максим Владимирович Начальник управления реформы рынка ПАО «Т Плюс»


А.Н. Голомолзин, заместитель руководителя ФАС России, председатель Методического совета ФАС России по тарифному регулированию проинформировал членов Рабочей группы по изменению в подходе тарифного регулирования в теплоснабжении (далее - Рабочая группа) о принятых решениях по коллекторному теплу, отметив высокую вероятность обсуждения данного вопроса в Правительстве Российской Федерации в связи с разными подходами Минстроя России, Минэкономразвития России, Минэнерго России и ФАС России.


1.Модель рынка тепловой энергии


(Голомолзин, Косогова, Гребцов, Сасим, Алексеенко, Жукова, Семенников, Жукова, Кийски, Бекленищева, Чуйко, Цышевская)


А.Н. Голомолзин сообщил о концептуальных предложениях по изменению законодательства о естественных монополиях по процедурам принятия тарифных решений. Одно из принципиальных положений состоит в том, что решение следует принимать на основе анализа рынка. В целях оценки условий, в которых функционирует рынок, обсуждение финансово-экономических показателей и принятие тарифного решения должно следовать после анализа рынка. Возможность развития конкуренции на рынках централизованного и децентрализованного теплоснабжения существует в рамках действующего законодательства. При этом с 2018 г. предусмотрено дерегулирование цен на пар для крупных потребителей. А.Н. Голомолзин отметил, что в настоящее время обсуждается вопрос взаимоотношений в рамках единой теплоснабжающей организации.

Поступающие в ФАС России обращения от тарифных регуляторов по вопросу состояния конкуренции на рынке децентрализованного теплоснабжения выявили необходимость разработки методики анализа соответствующих рынков. Данный вопрос требует обсуждения с экспертным сообществом.


1. Членам рабочей группы представить позицию по предлагаемой Минэнерго России концепции изменений в Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», которая предполагает внедрение метода расчета тарифов на тепловую энергию в рамках «модели альтернативной котельной», введение зон теплоснабжения и т.д.

2. Необходима методика принятия тарифного решения исходя из анализа товарных рынков.

2. Порядок привлечения совета потребителей к публичному обсуждению концептуальных изменений в регулировании отрасли


(Голомолзин, Гребцов, Сасим, Семенов, Алексеенко, Жукова, Кийски, Семенников, Бекленищева)


А.Н. Голомолзин сообщил о существовании НП «Совет потребителей электроэнергии» и его основных функциях, а также об отсутствии аналогичной организации в сфере теплоснабжения. При этом отметив, что НП «Совет потребителей электроэнергии» не имеет потребности и компетенции высказывать свою позицию по вопросу регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. А.Н. Голомолзин напомнил также о существовании еще одной организации - НП «Совет рынка» и ее функциях. Было отмечено, что интересы представителей крупных, средних, мелких потребителей тепловой энергии, а также населения в настоящее время не представлены.


Членам рабочей группы и приглашенным представить свою позицию по вопросу необходимости создания аналога вышеуказанных организаций и его функциях и составе.


3. Обязанность регуляторов по раскрытию информации при принятии тарифных решений


(Голомолзин, Гребцов, Сасим, Алексеенко, Семенников, Жукова)


А.Н. Голомолзин сообщил о критериях раскрытия информации - открытости и достаточности для принятия тарифных решений, а также проинформировал о разработке регламента взаимодействия с НП «Совет потребителей». Данный регламент предполагает, что потребители будут участвовать в разработке нормативных правовых актов и в принятии тарифных решений в сфере электроэнергетики. При этом аналогичного механизма для рынка теплоэнергетики пока не предусмотрено. Вместе с тем, учет мнения потребителей обязательно.

Состоялось обсуждение вопроса о том, кто будет представлять интересы потребителей в разработке нормативных правовых актов и в принятии тарифных решений в теплоснабжающей отрасли.

А.Н. Голомолзин напомнил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» представитель субъекта естественной монополии вправе присутствовать при рассмотрении соответствующим органом регулирования естественной монополии вопросов, касающихся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности данного субъекта естественной монополии. При этом обязанности привлекать потребителя закон не устанавливает. Это процедура публичного принятия решений, поэтому потребители должны иметь право защитить свои права и интересы.

В процессе принятия решения необходимо оценивать три типа эффективности - текущей деятельности, инвестиционной деятельности и финансово-экономических показателей. Задача антимонопольного органа должна состоять в определении проверяемых точек (бенчмарков), чтобы регулирующие органы, регулируемые хозяйствующие субъекты и третьи лица могли понимать, что деятельность регулируемой компании соответствует этим параметрам, и что тариф был получен в результате эффективной деятельности. Когда будет внедрен массовый бенчмаркинг, то потребитель сможет сопоставить экономические показатели нескольких компаний и сделать вывод о результатах экономической деятельности компании, которая оказывает ему услуги. .Поэтому необходимо стремиться к внедрению бенчмаркинга, который предоставит эффективно работающему бизнесу возможности для развития и нормального уровня доходности. Баланс интересов должен быть обеспечен либо в рамках конкуренции и возможности выбора для потребителя, либо его обеспечит контролирующий орган, т.е. ФАС России. Стандарты раскрытия информации будут способствовать достижению баланса интересов между регулируемыми организациями и потребителями.


1. Продолжить обсуждение применения бенчмаркинга при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения.

2. Продолжить обсуждение влияния схем теплоснабжения на регулирование тарифов в сфере теплоснабжения.

3. Пригласить для обсуждения указанных вопросов, а также Стратегии теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»:

Липатова Юрия Александровича, члена комитета по энергетике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

Межевича Валентина Ефимовича, члена Правления ПАО «Россети»;

Шишкина Андрея Николаевича, вице-президента по энергетике и локализации ОАО «НК «Роснефть», члена совета директоров ПАО «Россети».

4. Предварительно определено, что представлять интересы потребителей в ходе разработки нормативных правовых актов и в принятии тарифных решений в теплоснабжающей отрасли могут такие региональные организации как ОЗПП, ТПП, советы потребителей при губернаторе и др. При этом в определенных случаях учет мнения потребителя можно осуществлять на основе опросов потребителей либо статистики.

5. Обсудить с потребителями формат раскрытия регуляторами информации при принятии тарифных решений, анализ затрат регулируемых компаний и экспертное заключение об экономической обоснованности тарифов.

Председатель рабочей группы

По изменению в подходе тарифного регулирования в теплоснабжении


Директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова

Сибирская генерирующая компания будет обеспечивать Рубцовск теплом как минимум ближайшие 12 лет. При этом впервые применен такой метод тарифного регулирования как метод доходности инвестированного капитала. Почему Рубцовск оказался «впереди планеты всей», рассказывает директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова.

– Екатерина Андреевна, объясните по-простому, в чем суть метода?

– Метод доходности инвестированного капитала позволяет заложить в тариф полный объем инвестиций, определить срок их возврата и доходность. Мы больше полугода работали с органами регулирования, администрациями города и края, чтобы избежать резких скачков, потому что тариф на самом деле вырастает очень сильно. Мы сразу оговаривали, какой размер достаточен для возврата капитала. И с согласия органа регулирования (РЭК) применили метод сглаживания, который растягивает во времени рост тарифов, чтобы это было приемлемо для потребителя. РЭК Алтайского края впервые в практике согласовала метод доходности инвестированного капитала. Ждем подписания концессионного соглашения, в котором будет прописан этот метод исключительно для Рубцовска и исключительно для того, чтобы гарантировать возврат инвестиций.

– СГК инвестирует серьезные суммы в теплоснабжение Рубцовска – озвучена цифра 2 млрд. рублей – и планирует вернуть вложения в течение 12 лет. На чем основана эта уверенность?

– Мы доверяем властям Алтайского края. Не во всех регионах присутствия у нас сложились такие отношения, когда мы можем верить на слово. Так как действующее тарифное законодательство не гарантирует возврата инвестиций, то приходится больше полагаться на честное слово губернатора и его заместителей. Также частично мы обезопасили себя применением метода доходности инвестированного капитала. Поэтому рискнули войти в этот проект. И если будет принят закон об альтернативной котельной, то гарантии обретут еще и законную уверенность.

– А в чем смысл альтернативной котельной?

– Когда речь заходит об альтернативной котельной, люди обычно считают, что будет строиться новый теплоисточник. Однако это не так. Альтернативная котельная – это виртуальный расчет предельной цены: что было бы, если бы застройщик решил самостоятельно построить котельную, закупив новое оборудование мощностью 10 Гкал/час на 18 пятиэтажных домов плюс больница, школа и детский сад. Когда были сделаны все расчеты, выяснилось, что их можно «упаковать» в одну формулу. Вручную нужно ввести только несколько параметров, характеризующих конкретный регион, все остальное посчитается автоматически.

Конечно, в результате стоимость Гкал оказывается очень высокой. Например, по Сибири – от 2300 до 2600 руб. Но ведь на самом деле строить ничего не надо, используются уже существующие станции, поэтому тарифы не должны оказаться заоблачными. Мы исходим из того, что не надо продавать по максимуму, только в пределах максимальной цены, т. е. выше 2600 руб. нельзя, а ниже можно. И поэтому СГК совместно с Минэнерго готовили правку в законодательство о том, что мы можем продавать намного дешевле, например, по текущим ценам. По соглашению между губернатором, администрацией муниципалитета и единой теплоснабжающей организацией может быть установлен дисконт в цене альтернативной котельной с применением понижающего коэффициента. Сейчас найдена та равновесная цена, которая нас устраивает и при которой мы готовы вкладывать в систему теплоснабжения значительные инвестиции – это 1300-1400 руб без НДС. Правда, в Рубцовске она выше.

– Сопоставим ли рубцовский тариф, например, с барнаульским?

– В Барнауле он с 1 июля составит около 1400 рублей, в Рубцовске – 1638 рублей 10 копеек без НДС. Но Барнаул отапливают две крупные ТЭЦ, а Рубцовск – Южная тепловая станция, по сути котельная. Тариф котельных всегда выше, чем тариф когенерации. Поэтому он в Рубцовске справедливый и реальный. Мы видим все сложности, связанные с инфраструктурой города в целом. Однозначно очень тяжелая ситуация и с сетями водоканала, и с теми, которые мы взяли на обслуживание, там очень высокие потери. Если брать все расходы по нормативам, расписать, сколько заменить сетей, то тариф может взлететь до огромных величин. Поэтому мы стараемся максимально оптимизировать свои расходы за счет укрупнения подразделений, сокращения управленческого аппарата, нестандартных технологических решений, создания единого центра закупок. Полагаем, что за тот тариф, который установлен с 1 июля, можно наладить систему теплоснабжения: построить перемычку, переложить тепловые сети, поставить на ЮТС новые котлы и турбину для выработки электрической энергии на собственные нужды, чтобы не покупать ее на розничном рынке. Повышение на 25% – разовая мера, которая необходима сейчас, иначе, если не заниматься данной проблемой, то можно перейти в каждой отдельной квартире на печное отопление. Это не будет дешевле. Если не в нынешнем году, то в следующем есть риск остаться без отопления и вкладывать уже совершенно другие деньги в создание новой системы теплоснабжения. И мы надеемся на понимание населения в этой ситуации.

– В дальнейшем тариф на тепло в Рубцовске будет расти на процент инфляции. А при каких условиях возможно его снижение?

– Возможно после срока окупаемости проекта. Мы берем концессию на определенное количество лет и после этого не гарантируем себе никакого тарифа. После окончания срока концессионного соглашения тариф будет считаться заново. Однако независимо от того, с нами продлят соглашение или заключат с новой организацией, мы предполагаем, что накопятся новые проблемы, которые тоже нужно будет учитывать в тарифах. Сети моложе не становятся. Все равно останется потребность в ремонтах и дальнейших инвестициях. Но мы готовы к тому, что после окончания периода окупаемости тариф может быть снижен.

– Почему для вас так важно принятие закона об альтернативной котельной?

– Он важен не только для нас. Все устали ходить по грани, настолько расплывчато законодательство. В РЭКи мы возим целые «Газели» документов. Они аккуратно складируются, потому что все их посмотреть невозможно физически. Через 3-5 лет помогаем вывозить эти документы «КамАЗами» для уничтожения. В альтернативной котельной момент взаимного недоверия исключается, потому что в программное обеспечение уже зашиты все формулы и все значения легко проверяются. А в нынешнем законодательстве для большей части значений даже нет формул, и каждый сам решает, как нужно считать.

В случае принятия закона в отрасль будет направлен поток инвестиций. Например, наша компания готова вкладывать в четыре-пять раз больше, чем сегодня.

Альтернативная котельная вводится только в тех регионах, которые заинтересованы в привлечении инвестиций и сами об этом просят. Поэтому нельзя ввести альтернативную котельную и заставить население платить по какому-то другому тарифу, если не согласны губернатор, законодательный орган субъекта РФ, местная власть и единая теплоснабжающая организация. Переход осуществляется только в том случае, когда все понимают его необходимость. Пока это пилотный проект. Алтайский край уже написал письмо в Минэнерго о готовности в нем участвовать. На федеральном уровне этот проект представляется на примере Рубцовска. Поэтому ваш город знает вся страна. Закон об альтернативной котельной называют законом имени Рубцовска. Сейчас он проходит второе чтение в Государственной Думе и вероятнее всего будет принят уже в этом году.