Волин экономическая география. Экономическая география и регионалистика как наука

История олимпийского движения

Хронология возникновения и проведения Олимпийских игр

776 год до н.э. -Античные Олимпийские игры

Согласно легендам Олимпийские игры впервые организовал в незапамятные времена Геракл (по Евсевию в 1210-е г.г. до н. э.), проводились они раз в 5 лет (Павсаний, 5.7.9). Затем традиция проведения игр прервалась и была возобновлена при элидском царе Ифите и содействии спартанского правителя Ликурга. Время правления Ифита точно неизвестно, античные авторы относят проведение первых игр после перерыва на промежуток в 884-828 г.г. до н. э. Вначале Олимпийские игры не нумеровались, а назывались по имени победителя в единственном виде состязаний, беге на стадию.

На основании собранных материалов античные авторы решили начать отсчёт Олимпиад с 776 до н. э., в этот год Олимпийские игры известны по имени победителя. Вероятно не удалось восстановить имён победителей в более ранних играх, а значит и само проведение игр не может считаться достоверным фактом. Юлий Африкан, греческий автор III века, пишет, что игры 776 года до н. э. на самом деле были 14-ми.

1986 год -ВозрождениеЛетних Олимпийских игр (Игр Олимпиад)

Традиция, существовавшая в древней Греции, в конце XIX века была возрождена французским общественным деятелем Пьера де Кубертеном. Олимпийские игры, известные также как Летние Олимпийские игры проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны.

1924 год - ПервыеЗимние Олимпийские Игры

Соревнования состоялись в Шамони, Франция, с 25 января по 4 февраля 1924 года с соблюдением формальностей, которые уже стали неотъемлемой частью игр Олимпиад - был зажжен Олимпийский огонь и участники давали Олимпийскую клятву. По количеству стран-участниц и спортсменов, остроте борьбы в большинстве видов соревнований «Международная спортивная неделя по случаю VIII Олимпиады» превзошла самые смелые ожидания. Это дало основания МОК на Пражском Олимпийском конгрессе в 1925 году принять решение о регулярном проведении зимних Олимпийских игр, а соревнования, проведенные в 1924 году в Шамони, классифицировать как первые официальные зимние Олимпийские игры. С тех пор зимние Олимпийские игры стали составной частью олимпийского спорта и проводились регулярно в годы проведения Игр Олимпиады.

На сессии МОК в 1991 году было принято решение о разведении по срокам Игр Олимпиад и зимних Олимпийских игр, которые начиная с 1994 года будут проводиться поочередно с интервалом в два года: XVII зимние Олимпийские игры - в 1994 году, XVIII зимние Олимпийские игры - в 1998 году и т.д.

Россия готовится принимать в городе Сочи XXII зимние Олимпийские игры, которые пройдут с 7 по 23 февраля 2014 года.

1924 год - ПервыеДефлимпийские игры

Дефлимпийские игры (дефлимпиада) (англ. Deaflympics, от англ. deaf «глухой») - спортивные соревнования людей с нарушениями слуха («всемирные игры глухих»). Русифицированное название - сурдоолимпийские (вариант - сурдлимпийские) игры.

Первые Всемирные игры глухих прошли в 1924 году в Париже, и с этого момента по настоящее время проводятся один раз в четыре года, за исключением периода Второй мировой войны.

В 1949 году после 10 летнего перерыва состоялись VI Дефлимпийские игры. В этом же году в Австрии были проведены 1-е Международные зимние игры глухих.

1960 год - ПервыеПаралимпийские игры

В 1948 году Людвиг Гуттманн организовал спортивное соревнование с участием ветеранов мировой войны с травмами спинного мозга, в Стоук Мэндвилл, Англия. Четыре года спустя, конкуренты из Голландии присоединились к играм, а также родилось международное движение, в настоящее время известное как Паралимпийские игры. Олимпийский стиль игры для спортсменов с инвалидностью был впервые организован в Риме в 1960 году.

В Торонто в 1976 году, были добавлены другие группы инвалидности, и появилась идея объединения вместе различных группы инвалидности для международных спортивных соревнований. В том же году первые Зимние Паралимпийские игры уже проходили в Швеции.

Другим поворотным событием в паралимпийском движении стали летние Паралимпийские игры - 1988, для проведения которых использовались те же объекты, на которых проходили олимпийские соревнования. Зимние Паралимпийские игры 1992 года проходили в том же городе, и на тех же аренах, что и Олимпийские соревнования. В 2001 году Международный олимпийский комитет и Международный паралимпийский комитет подписали соглашение, по которому Паралимпийские игры должны проходить в тот же год, в той же стране и использовать те же объекты, что и Олимпийские игры. Это соглашение официально применяется, начиная с летних игр 2012 года, однако де-факто данный порядок установился и ранее.

2010 год - первыеЮношеские Олимпийские игры

Юношеские Олимпийские игры - это специальные Олимпийские игры среди спортсменов-юниоров в возрасте от 14 до 18 лет.

Проходят как летние, так и зимние Игры. Они проводятся раз в четыре года - летние с 2010 года, а зимние с 2012.

Предшественником Юношеских Олимпийских игр являлись Всемирные юношеские игры, проходившие (начиная с игр 1998 года в Москве) под эгидой МОК, однако не имевшие официального статуса «олимпийских».

Место и время проведения олимпийских игр.

Год Дни Место проведения Игр

Летние

I 6.04-15.04 Афины, Греция
II 20.05-28.10 Париж, Франция
III 1.07-23.11 Сент-Луис, США
Доп. 1906 22.04-2.05 Афины, Греция
IV 27.04-31.10 Лондон, Великобритания
V 5.05-22.07 Стокгольм, Швеция
VI Не состоялись из-за войны Берлин, Германия
VII 20.04-12.09 Антверпен, Бельгия
VIII 4.05-27.07 Париж, Франция
IX 17.05-12.08 Амстердам, Голландия
X 30.07-14.08 Лос-Анджелес, США
XI 1.08-16.08 Берлин, Германия
XII Не состоялись из-за войны Токио, Япония / Хельсинки, Финляндия
XIII Не состоялись из-за войны Лондон, Великобритания
XIV 29.07-14.08 Лондон, Великобритания
XV 19.07-3.08 Хельсинки, Финляндия
XVI 22.11-8.12 Мельбурн, Австралия (Стокгольм, Швеция *3 )
XVII 25.08-11.09 Рим, Италия
XVIII 10.10-24.10 Токио, Япония
XIX 12.10-27.10 Мехико, Мексика
XX 26.08-10.09 Мюнхен, ФРГ
XXI 17.07-1.08 Монреаль, Канада
XXII 19.07-3.08 Москва, СССР
XXIII 28.07-12.08 Лос-Анджелес, США
XXIV 17.09-2.10 Сеул, Южная Корея
XXV 25.07-9.08 Барселона, Испания
XXVI 19.07-4.08 Атланта, США
XXVII 16.09-1.10 Сидней, Австралия
XXVIII 13.08-29.08 Афины, Греция
XXIX 08.08-24.08 Пекин, Китай
XXX 27.07-12.08 Лондон, Великобритания
XXXI 5.08-21.08 Рио-де-Жанейро, Бразилия

*1 – Дополнительные Игры проводились в честь 10-летия современных Игр
*2 – Право на проведение Олимпиады в 1940 выиграл Токио, но после вторжения Японии в Китай, право было передано городу Хельсинки, однако Игры все равно не состоялись из-за Второй мировой войны
*3 – Из-за правил карантина в Австралии, не позволявших ввозить лошадей, конные соревнования Олимпиады-1956 проходили в Стокгольме

Зимние

I 25.01-4.02 Шамони, Франция
II 11.02-19.02 Санкт-Мориц, Швейцария
III 4.02-15.02 Лейк-Плэсид, США
IV

Страница 10 из 25


Тенденции развития современного олимпийского движения

Россия является одной из ведущих спортивных держав мира, о чем убедительно было доказано результатами выступления сборных команд страны на всех олимпийских играх, даже после распада СССР. В то же время в современном олимпийском движении имеются свои проблемы, которые требуют настоятельного решения.

Истоки развития олимпийского спорта исходят из идеи возрождения Олимпийских игр, которая стала быстро воплощаться в практику спортивного движения, а 16 июня 1894 г. был учрежден Международный Олимпийский комитет (МОК).

Пьер де Кубертен, возглавивший МОК, и его единомышленники понимали, что спорт, наряду с возвышенными идеалами, может служит коммерческим, низменным страстям. Но в то же время они видели в спорте лучшее средство для пропаганды и утверждения таких общечеловеческих ценностей, как мир, здоровый образ жизни, укрепление семьи, преодоление сословности, расовых различий. Принятая МОК Хартия запрещала участие в играх профессионалов и денежные призы в соревнованиях и положила начало непрерывной полемике о сущности и статусе любительства и профессионализма в спорте.

Рассматривая спортивную деятельность как педагогическую систему, в которой неразрывно взаимосвязаны элитный (олимпийский) и общедоступный (прежде всего детско-юношеский) спорт, необходимо разграничить эти понятия в процессе исторического развития.

Спорт джентльменов – это прежде всего занятия спортом вследствие значительного свободного времени у обеспеченных слоев общества: аристократии, буржуазии. Он становится признаком высокого социального статуса, обязательным элементом хорошего воспитания. В нем сочетаются физические упражнения с элементами развлечения, поэтому пользуются спросом игровые формы занятий, которые стимулируют жизненный тонус и не требуют проявления чрезмерного напряжения.

По мере развития спорта начинается его быстрое распространение среди широких демократических слоев населения. Возникают любительские ассоциации – аристократические: фехтование, конный спорт, теннис, собачьи бега, крикет - и буржуазные: гребля, велосипед, фехтование, туризм.

С середины XIX в. начинают формироваться и любительские рабочие организации: гимнастические общества в США, Германии; велосипедная федерация в Австрии и Бельгии; кружок любителей спорта Путиловского завода, Морозовской мануфактуры в России.

Однако уже к 1930-м годам любительский спорт исчерпал себя и на смену ему пришел профессиональный спорт.

Профессиональный спорт – это физкультурно-спортивная деятельность, имеющая цель, помимо достижения высоких результатов, - извлечение прибыли. Он существовал во все времена и никогда не скрывал своей коммерческой сущности. С изменением престижа и в связи с резким взлетом социального статуса спортивной деятельности в 1930–1960-е годы профессиональный спорт стал быстро расширять свою сферу. Он опирался и на любительство, и на олимпизм, черпал из них свои ресурсы и, в конце концов, слился с ними, хотя некоторые организационные формы его остались.

Современный профессиональный спорт существенно отличается от всех исторически предшествующих ему форм, потому что превратился в отрасль современного шоу-бизнеса. Он имеет общественную ценность, занимает немалое место в системе общественных интересов.

Олимпийское движение занимает значительно место в социальной жизни, в культуре современного общества. Основоположники современного олимпийского движения хотели, если не переделать мир, то создать такую сферу человеческой деятельности, которая была бы основана на сотрудничестве и общечеловеческих ценностях. Однако развитие олимпийского движения шло противоречиво, и его история полна компромиссов и отступлений даже от собственных принципов.

Наиболее полно эти противоречия определились в период после XI Олимпийского конгресса 1981 года в Баден-Бадене, когда президент МОК Х.А. Самаранч провозгласил свою доктрину. Монополист мирового спортивного развития МОК избрал открытый путь коммерциализации олимпийского движения. Это привело к искажению воспитательных ценностей спорта, необратимому процессу разрушения здоровья спортсменов в результате сверхчеловеческих тренировочных перегрузок. Непременными атрибутами современного олимпизма стали допинги.

Несмотря на присутствующие в нем отрицательные моменты, олимпизм как социокультурное образование составляет духовную основу спортивного движения, в котором заложены гуманистические ценности: добрая воля людей, их стремление к миру, сотрудничеству, взаимопониманию. Гуманистическая природа определяет его сущностное содержание – служение человеку, личности, обществу.

Руководители МОК сдвигают ценностные ориентиры спортивной политики разных стран исключительно в направлении спорта высших достижений, косвенно подавляя массовое развитие спорта, его воспитательное и оздоровительное значение. Национальные олимпийские комитеты как структурные компоненты МОК призваны осуществлять компрадорскую политику поглощения национальных ресурсов, выделяемых на спорт как составную часть социальной сферы. Во многих странах на подготовку элитных спортсменов из средств налогоплательщиков расходуются сотни миллионов долларов, а массовому спорту выпадают жалкие остатки. Это хорошо видно и на примере нашей страны.

Олимпийский спорт неуклонно развивается в сторону профессионализации, все откровеннее делая ставку на ценности успеха, карьеры, денег. На этой основе изменились ценностные ориентации в сторону потребительских и прагматических направлений. Профессионализация, повышая результативность атлетов, вместе с тем приводит к противопоставлению олимпийского спорта другим его разновидностям, отдаляя его от массового спорта.

Коммерциализация олимпийского движения также порождает негативную ситуацию для его дальнейшего развития. Зачастую время и условия соревнований определяются уже не интересами спортсменов, не созданием оптимальных условий для достижения спортивных рекордов, а интересами телевизионных компаний, рекламодателей.

В олимпийском спорте стали нарастать антигуманистические традиции – жесткая конкуренция, враждебность, недружелюбие, допинг, махинации, которые в корне противоречат идеалам олимпизма.

Конечно, новейшая история олимпизма далека от священных миротворческих традиций древних олимпийских игр. Социокультурная реальность диктует новые правила игры. Тем не менее, как считают исследователи, создавшаяся в олимпийском движении кризисная ситуация может стать началом «выздоровления» Олимпийских игр, если мы будем формировать олимпийскую культуру и сознание человека (Л.И. Лубышева).

Феномен олимпийской культуры представляет собой развивающийся комплекс накопленных человечеством знаний, норм, ценностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеологии Олимпийской хартии, философии олимпизма, на основе которых формируется гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности.

Целеустановка для этой новой педагогической парадигмы отражена в Международной хартии физического воспитания и спорта ЮНЕСКО: «В учебных программах необходимо отвести важное место воспитательной деятельности, основанной на ценностях спорта и последствиях взаимодействия между спортом, обществом и культурой»

В другом важном международном документе – Европейском манифесте «Молодые люди и спорт», принятом на 8-й конференции европейских министров спорта в мае 1995 года в Лиссабоне, отражена направленность занятий спортом:

На развитие психических, физических и социальных качеств;

Обучение этическим ценностям, справедливости, дисциплинированности;

Воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе к группам меньшинства;

Обучение терпимости и ответственности как предпосылки жизни в демократическом обществе;

Воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности;

Пропаганду здорового образа жизни.

Современное олимпийское движение переживает кризис. Этот кризис является отражением тех событий, которые происходят в мире. Но это не означает, что олимпийское движение постепенно утрачивает свои позиции. Специалистам, обществу в целом необходимо находить варианты решения возникающих проблем, разрабатывать новую стратегию и приоритеты, т.е. выстраивать новую парадигму развития олимпизма.



Оглавление
Современные социологические проблемы физической культуры и спорта
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Социологические проблемы физической культуры и спорта
Массовость как закономерность функционирования и развития физической культуры
Социальные функции спорта высших достижений и современного олимпийского движения
Коммерциализация современного спорта
Ценности современного спорта в условиях различных социальных систем
Универсальность спорта как фактора общения


Центросоюз Российской Федерации

Нижегордский облпотребсоюз

Арзамасский техникум потребительской кооперации

по физической культуре

Тема:

«История возникновения и развития современного олимпийского движения»

Выполнила:

студентка

Луканова Татьяна Ивановна

Шифр 51-Т-14-00

Сдана на проверку

Оценка _______________

г. Арзамас

Введение

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 2

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР 5

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

Список использованной литературы 25

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.

Спорт - составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов.

В сферу спорта исторически вошли разнообразные элементы человеческой деятельности. Виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности - бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т. д.; часть видов современного спорта сформировалась в 19-20 вв. на базе самого спорта и смежных сфер культуры - игры, спортивная и художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды спорта- на базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационные виды спорта, подводное плавание и др.

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Физическая культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие физической культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества.

Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, своего рода конгресс для правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов.

Дни олимпийских торжеств – дни всеобщего мира. Для древних эллинов игры были инструментом мира, облегчавшим переговоры между городами, способствовавшим взаимопонимания и связи между государствами.

Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Нет числа мифам – один прекраснее другого! – о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками их считают богов, царей, правителей и героев. Установлено с очевидной бесспорностью одно: первая известная нам Олимпиада с древности проходила в 776 г. до нашей эры.

Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии – роща вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья Кладей. В этом прекрасно городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога-громовержца.

Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм, хотя проводились они там лишь раз в четыре года и длились считанные дни.

Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.

Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже – иногда- континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей.

Впервые олимпийское пламя вспыхнуло на Амстердамском стадионе в первый день игр 1928 года. Это бесспорный факт. Однако до последнего времени большинство исследователей в области олимпийской истории не находят подтверждения тому, что этот огонь был доставлен, как велит традиция, эстафетой из Олимпии.

Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев – торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.

ГРЕЧЕСКИЕ ИГРЫ

Отличительной особенностью древних греков был агон, т.е. состязательное начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве, победа приносит славу и почет, а не материальные блага. Постепенно в обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе. Формирование представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер (участвовать в играх рабы, полусвободные и иноземцы не могли). Древнейшими и самыми важными были игры впервые устроенные в 776г.до н.э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года (метом проведения была Олимпия в Пелопоннесе). Они продолжались пять дней и на это время провозглашался священный мир по всей Греции. Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх («олимпионик»), получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, гонках на колесницах. Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона) - награда - лавровый венок, Истмийские (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток, и, наконец, Немейские игры (в честь Зевса). Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх. (в Спарте нагими выступали и юноши и девушки).Прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.

Программа игр представляла:

Бег на короткую дистанцию в один стадий (192,27 м), С 724 г.до н.э. добавили бег на дистанцию в 2 стадия (384,54 м).

В 720 г.до н.э. была введена длинная дистанция - круг длиной в стадий (стадион) надо было пробежать 24 раза (4614 м).

С 708 г.до н.э. - пятиборье (пентатлон): прыжки, бег, метание диска, метание копья (дротика), борьба;

С 688 г.до н.э. - кулачный бой;

С680 г.до н.э. - состязания на колесницах, запряженных четверкой лошадей; в середине VII в.до н.э. добавился панкратий - борьба, в которой были разрешены любые приемы.

В 632 г.до н.э. допустили молодежь на соревнования по бегу, борьбе, кулачному бою. Впоследствии - гонки воинов в полном вооружении на колесницах с парой лошадей, скачки на жеребятах.

РИМСКИЕ ИГРЫ

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников.

В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Введение

В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика - единственная экономическая дисциплина, предметом которой служат территория региона, его природно-ресурсный потенциал, демографические процессы, трудовые ресурсы, экономика региона, её структурная перестройка, экономические связи и др.

Без названия территории страны в целом и территориальных особенностей регионов, природно-ресурсного потенциала, экологических особенностей разных регионов, сложившихся отраслевых и региональных комплексов сложно решать задачи в области управления, маркетинга, банковского, страхового, биржевого дела, налогообложения, анализа хозяйственной деятельности, заниматься коммерческими операциями, грамотно оформлять бартерные сделки, экономические соглашения и т.д.

Цель курса по региональной экономике- формирование у будущих специалистов твёрдых теоретических знаний и практических навыков, позволяющих анализировать социально-экономические процессы на конкретной территории.

Предмет, методы и задачи курса «Экономическая география и регионалистика»

Экономическая география и регионалистика - это комплекс научных дисциплин, изучающих экономические процессы и явления в территориальном, географическом аспекте.

ЭГиР изучает объективные и специфические особенности территориальной организации производственных сил (население, природопользование, хозяйство) страны в соответствии с общими и региональными природными, экономическими и социальными условиями.

Основные понятия экономической географии и регионалистики: инфраструктура, виды инфраструктур; производственные силы; предметы и средства труда.

Объект - ЭГиР

Предмет - инфраструктура, виды инфраструктур; производственные силы; предметы и средства труда.

Экономическая география и регионалистика занимает особое место в системе экономических знаний. Она непосредственно взаимосвязана с экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками, экономикой природопользования, экономикой и социологией труда, экономическим прогнозированием, историей государственного управления, разработкой управленческого решения, региональным индикативным планированием и т.д.

Экономическая география связана с физической географией и другими естественными науками, в том числе гидрологией, геологией, биологией, климатологией. Среди технических наук можно выделить математику и демографию.

Методы ЭГиР

Методологической основой изучения курса «ЭГиР» являются:

  • 1. Конституция РФ
  • 2. Законодательные акты, (федерального, регионального, министерского характера) касающиеся проблем развития и размещения производительных сил
  • 3. Законы рыночной экономики
  • 4. Государственные программы социально-экономических реформ
  • 5. и другие

При изучении региональной экономики используется целый комплекс научных методов:

  • 1. Основной метод экономической географии-диалектика.
  • 2. Специфический метод экономической географии - балансовый.
  • (отраслевые и территориальные балансы позволяют выбрать оптимальные пропорции между специализирующими и обслуживающими отраслями, а также определить региональные межрайонные связи)
  • - математический (выбор максимально эффективного варианта)
  • - картографический (составление карт, схем, графиков и т.д.)
  • - статистический
  • - сравнительный
  • - выборочный
  • - и др.

Балансовый метод. Разработка отраслевых и региональных балансов дают возможность правильно выбрать соотношение между отраслями рыночной специализации и отраслями, дополняющими территориальный комплекс. Балансовый метод дает возможность обосновать рыночную отрасль, также обосновать размещение предприятий, т.е. где организовать переработку нефти. Таким образом, разработка отраслевых и региональных балансов позволяет обосновать комплексное развитие регионов, выявить диспропорции.

Картографический метод - является важным источником информации по регионам страны.

Системный анализ - является таким методом научного исследования регионов, который позволяет комплексно изучать структуру экономики региона, внутриотраслевые связи. Системный анализ представляет собой всестороннее глубокое исследование, включающее в себя постановку целей, определение задач, формулировку научных гипотез и выявление оптимального размещения производства.

Поскольку межотраслевые, межструктурные связи в стране все более и более усложняются, поэтому в изучении региона используется экономико-математическое моделирование.

Статистические методы - метод группировок, исчисления индексов;

В изучении региональной экономики важное направление приобретает прогнозирование на краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные перспективы. Научное предвидение развития производственных сил дает возможность производственного эффективного инвестирования экономики.

Методы географических и регионально-экономических исследований имеют разное применение и отличаются друг от друга разной результативностью. Лучше других пригодны для сравнений экономико-статистический, историко-сравнительный, картографический метод. Научное направление в региональной экономике, занимающееся применением математических методов, т.е. региональным моделированием, называется регионометрикой. Среди математических методов можно выделить следующие:

Метод таксонирования -- процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны. Таксоны - равнозначные или иерархически соподчиненные территориальные ячейки, к примеру, административные районы, муниципальные образования. Фактически процесс районирования на любом уровне является таксонированием. Поскольку объектом таксонирования выступают регионы, в данном случае можно употребить понятие регионализация.

Вариантный метод размещения производительных сил региона. Этот метод чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования. Он предусматривает рассмотрение вариантов различных уровней развития хозяйства тех или иных регионов, вариантов территориальных экономических пропорций по регионам.

Методы социологических исследований. Данная группа методов также находит место в управлении региональной экономикой, т.к. задачи, рассматриваемые прикладной социологией, зависят от регулирования конкретных социально-экономических процессов прогнозирования, планирования, управления в отраслях и сферах жизни экономики региона.

В сфере развития отраслей экономики региона методы социологических исследований применимы для решения следующих задач:

  • 1) изучение, анализ и оценка отрасли экономики региона;
  • 2) выявление требующей решения безотлагательной проблемы, разработка вариантов её решения;
  • 3) формирование системы определенных показателей, которые должны выступать в качестве критериев, на основе которых будут впоследствии определяться приоритеты планирования и прогнозирования экономики отрасли, региона;
  • 4) оценка и анализ возможных результатов и последствий мероприятий, реформ, которые будут произведены в экономике региона;
  • 5) разработка научного обеспечения и практических рекомендаций при решении экономических проблем региона.

Важное место в региональных исследованиях занимают методы сопоставления региональных уровней жизни населения и прогнозирования развития региональной социальной инфраструктуры. Для анализа уровня жизни населения регионов центральными экономическими органами разработана методика сопоставления на основе системы синтетических и частных показателей. В конечном счете основная цель территориального анализа уровня жизни населения заключается в выявлении фактически сложившихся различий в уровне жизни и достижений относительно равной степени удовлетворения потребностей населения всех регионов Российской Федерации, а уровень жизни населения непосредственно связан с развитием региональной социальной инфраструктуры.

Таким образом, изучение региональных социально-экономических систем опирается на довольно широкий круг методов и способов.

Основной задачей экономической географии и регионалистики является разработка стратегии экономического и социального развития регионов.

Основные задачи дисциплины:

  • - дать теоретические знания по размещению и развитию производительных сил России;
  • - научить анализировать отраслевую и территориальную структуру экономики;
  • - ознакомить с современным механизмом управления размещением и развитием производительных сил страны и регионов.
  • - сформировать знания и навыки по применению картографических и иных методов в экономико-географических исследованиях.

Цель дисциплины:

Формирование у студентов комплекса знаний в области теоретических основ и практических навыков, позволяющих свободно ориентироваться в территориях.

государственный рыночный регионалистика экономика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ »

________________________________________________________________________

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА МИРА

(глоссарий, тесты)

Редакционно-издательским советом

Томского политехнического университета

Издательство

Томского политехнического университета

УДК 911.3+332.142(07)

ББК У04(0)Я73

Э40 или И209

Экономическая география и регионалистика мира: учебное пособие / Автор-составитель; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. – … с.

В первой части пособия представлен глоссарий по курсу «Экономическая география и регионалистика мира», во второй – задания тестового характера по его основным тематическим разделам.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело».

УДК 911.3+332.142(07)

ББК У04(0)Я73

Рецензенты

Доктор исторических наук,

Кандидат экономических наук,

ГОУ ВПО НИ ТПУ, 2012

Обложка. Издательство

Томского политехнического университета, 2012

Часть 1. ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Часть 2. ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

2.3.4. География транспорта

Данное пособие предназначено для студентов специальности «Таможенное дело». В соответствии с Государственным образовательным стандартом специалист-таможенник должен обладать широким географическим кругозором, иметь глубокие знания о размещении отраслей мирового хозяйства, закономерностях, факторах, которые обусловливают территориальную организацию общественного производства. Пособие должно помочь студентам в освоении этих и других проблем дисциплины «Экономическая география и регионалистика мира».

Пособие состоит из двух частей. Первая часть – это «Понятийно-терминологический словарь». В него включены основные понятия и термины, знание которых необходимо для научного осмысления пространственных аспектов развития мирового хозяйства.

Литературной базой этого раздела послужили учебники и учебные пособия , «Экономическая и социальная география зарубежных стран» (М.: Издательский центр «Академия», 2006), «Экономическая география и регионалистика» (М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007), «Мировая экономика» (М.: Эксмо, 2009), , «География мирового хозяйства» (М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999), «Географическая картина мира: в 2 кн. Кн. 1. Общая характеристика мира (М.: Дрофа, 2003), «Экономическая география мира» (Томск: Изд-во ТПУ, 2009). При составлении глоссария использовались также литература справочного характера, словари: «Все страны и территории мира: Новый географический справочник ЦРУ» (Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2009), «Популярный географический энциклопедический словарь» (М.: РИППОЛ КЛАССИК, 2002), «Социально-экономический географический словарь» (М, 1983).

Термины и понятия расположены в алфавитном порядке. Их перечень дан в начале первой части пособия.

Вторая часть – это задания тестового характера, предназначенные для контроля и самоконтроля знаний студентов. Задания в большинстве своем имеют авторский характер. Они охватывают четыре (из пяти) разделов курса и адаптированы к учебному пособию.

Часть 1. ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Перечень терминов и понятий

Акватория

Агломерация городская

Агропромышленный комплекс

Биологические ресурсы

Биотехнология

Валовой внутренний продукт (ВВП)

Водные ресурсы

Возобновимые ресурсы

Воспроизводство населения (естественное движение населения)

Вторичный сектор экономики

Географическое положение (ГП)

Географическое разделение труда

Гидросфера

Глобализация

Глобализм

Глобалистика

Государственная граница

Государственный строй страны

Делимитация государственной границы

Демаркация государственной границы

Демографический переход

Депопуляция населения

Депрессивный район

«Зеленая революция» в сельском хозяйстве

Земельные ресурсы

Зональность природы

Индекс развития человеческого потенциала

Инфраструктура

Континентальный шельф

Лесные ресурсы

Мегаполис

Международная специализация и международное кооперирование

Международная экономическая интеграция

Международное разделение труда

Международные экономические организации

Международные экономические отношения

Мировой рынок

Миграции населения (механическое движение населения)

Мировое хозяйство (МХ)

Натуральное хозяйство

Национальная экономика

Невозобновимые ресурсы

Непроизводственная сфера хозяйства

Новые индустриальные страны (НИС)

Общественное разделение труда

«Органическое» сельское хозяйство

Отраслевая структура хозяйства

Первичный сектор экономики

Пионерные районы

Плотность населения

Полезные ископаемые

Политическая карта мира

Политический режим

Прибрежные экономические зоны

Природно-ресурсный потенциал (ПРП)

Природные ресурсы (естественные ресурсы)

Природные условия

Природопользование

Производственная сфера хозяйства (сфера материального производства)

Развивающиеся страны

Развитые страны

Районирование

Районообразование

Расселение населения

Региональная политика государства (РП)

Региональная экономика

Режим воспроизводства населения

Рекреационные ресурсы

Ресурсообеспеченность

Речной сток

Рыночная экономика

Рурбанизация

Свободная экономическая зона (СЭЗ)

Сельские поселения

Сельскохозяйственные угодья

Состав территории государства

Средний класс

Стагнирующие районы

Страны с переходной экономикой

Субурбанизация

Сфера услуг

Теневая экономика

Территориальная организация производства

Территориальная специализация

Территориальное разделение труда (ТРТ)

Территориально-производственная система

Территориальные воды

Территория

Технополис

Транснациональная корпорация (ТНК)

Транснациональное сотрудничество

Третичный сектор экономики

Трудовые ресурсы

Урбанизация

Уровень жизни населения

«Утечка умов»

Факторы размещения производительных сил

Форма административно-территориального устройства государства

Форма государственного правления

Четвертичный сектор экономики

Экономико-географическое положение (ЭГП)

Экономически активное население (ЭАН)

Экономический район

Языковая семья

Агломерация городская – группа сближенных городов и поселков, объединенных тесными связями: трудовыми (поездки на работу), культурно-бытовыми (поездки за услугами), производственными (связи между предприятиями) и др.

Агломерации – качественный сдвиг в процессе урбанизации. Они приходят на смену «точечному» городу.

Агропромышленный комплекс (АПК) – межотраслевой хозяйственный комплекс. Главная задача АПК – обеспечение страны продовольствием и аграрным сырьем.

АПК включает в себя три сферы: 1) отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства и осуществляющие его материально-техническое снабжение и обслуживание; 2) отрасли сельского хозяйства (растениеводство и животноводство); 3) отрасли производства, обеспечивающие заготовку, хранение, промышленную переработку и реализацию конечной продукции.

Биологические ресурсы – лесные, охотничьи, рыбные, ресурсы лекарственных растений и др.

Биотехнология – совокупность методов и приемов использования живых организмов, биологических продуктов в производственной сфере.

В отличие от старой традиционной микробиологии, зародившейся в древности, новая биотехнология – порождение современной научно-технической революции. Она опирается на инновации в химической технике и технологиях, электронике, микробиологии, биохимии , генетике. В ее сферу входят также генетическая и клеточная инженерия, имеющая целью создание новых высокоэффективных организмов с заранее заданными свойствами путем непосредственного изменения генетической системы тех или иных организмов.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – конечный стоимостной результат хозяйственной деятельности в пределах страны за определенный период, т. е. ВВП характеризует стоимость товаров и услуг, созданную на территории страны как отечественными, так и иностранными производителями.

Валовой национальны продукт (ВНП) – конечный стоимостной результат хозяйственной деятельности в пределах страны за определенный промежуток времени, плюс доходы, переводимые от ее резидентов (физических и юридических лиц) из-за рубежа, и минус доходы, переводимые за рубеж неризедентами. Т. е. ВНП характеризует стоимость товаров и услуг, созданных отечественными производителями как в самой стране, так и за ее пределами.

Водные ресурсы – все пригодные для использования поверхностные и подземные воды Земли. Ресурсы пресной воды составляют 2,5 % объема гидросферы .

Возобновимые ресурсы – ресурсы, которые постоянно возобновляется естественным (природным) путем или с участием человека (главным образом биологические – растительные и фаунистические).

Воспроизводство населения (естественное движение населения) – совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, обеспечивающих возобновление и смену людских поколений. Есть и другие определения этого понятия, но все они близки по смыслу и научной обоснованности к вышеприведенному определению.

Количественно показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения принято выражать в расчете на 1000 жителей, т. е. в промилле.

По соотношению показателей рождаемости и смертности, как правило, выделяют два типа воспроизводства. Для первого типа характерны относительно невысокие показатели рождаемости, смертности, естественного прироста. Для второго типа – высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности.

Вторичный сектор экономики – включает отрасли, занимающиеся переработкой всех видов сырьевых ресурсов, а также отрасли производства потребительских товаров. К вторичному производству обычно относят обрабатывающую промышленность, индустриальное и гражданское строительство , электроэнергетику .

В статистике ряда стран к этой группе отраслей причисляют также добычу полезных ископаемых.

Географическое положение (ГП) – отношение исследуемой территории (объекта) к каким-либо объектам, взятым вне этой территории (объекта)

Неотъемлемыми свойствами ГП являются отношение, потенциальность, дистанционость.

С учетом предметного характера исследуемого объекта выделяют виды ГП - физико-географическое (отношение объекта с природными зонами, областями, орографией, распределением суши и моря и т. п.), экономико-географическое, политико-географическое (отношение к политически значимым данностям как внутри страны, так и за ее пределами) и др.

Географическое разделение труда – производственная специализация любых экономически взаимосвязанных территориальных образований – регионов, субрегионов, стран, экономических районов внутри стран.

Геологические запасы полезных ископаемых – отличаются степенью изученности и степенью точности оценки. Различают общие запасы, т. е. все имеющиеся в наличии, и балансовые – те, которые целесообразно разрабатывать при современном уровне техники и экономики.

Балансовые запасы по степени достоверности разделяют на категории. В России различают четыре категории.

В зарубежных странах классификация запасов иная: разведанные (конечные извлекаемые), достоверные (извлекаемые при современном уровне развития техники), прогнозные (наличие которых в недрах Земли предполагается на основе гипотез).

Гидросфера – воды океанов, морей, рек, озер, болот, водохранилищ , подземные воды, ледники, почвенная влага, пары атмосферы.

Глобализация – втягивание всего мира в открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших коммуникационных и информационных технологий . Это объективный процесс, подготовленный всем ходом предшествующего развития общества.

Г. имеет многообразные проявления, что порождает многочисленные определения этого явления.

Глобализм – целостный взгляд на природу и общество как систему политических, геополитических, экономических, культурных и т. п. связей, требующих особых методов управления со стороны международных организаций.

Глобалистика – 1) наука о глобальном мире и его проблемах; 2) система научных знаний о генезисе и современном состоянии глобальных проблем, классификация этих проблем и обоснование практических путей их разрешения.

Государственная граница – линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории государства и отделяющая его от соседних государств и открытого моря.

Основные функции государственной границы – барьерная, контактная, фильтрующая. Они реализуются любой государственной границей, различия выражаются только в соотношении функций.

Государственные границы устанавливаются на основе договоров и соглашений. Установление их осуществляется путем делимитации и демаркации.

Государственный строй страны – система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права. Г. с. находит свое выражение в форме государства – способе организации высших органов государства, территориальном устройстве государственной власти и методах ее осуществления. Форма государства складывается из трех элементов – формы государственного правления, формы административно-территориального устройства и формы политического режима.

Делимитация государственной границы – зафиксированное в договоре, заключенным между сопредельными странами, определение ее направления и положения и графически изображенное на прилагаемых к договору картах.

Демаркация государственной границы установление ее линии на местности при помощи пограничных знаков.

Демографический переход – совокупность изменений в демографических процессах (брачность, рождаемость, смертность) в период перехода от традиционного типа воспроизводства населения (высокая рождаемость, высокая смертность) к современному воспроизводству (низкая смертность, низкая рождаемость).

Демографический переход включает четыре фазы: 1) высокие показатели рождаемости и смертности, что обусловливает практически стабильную численность населения; 2) снижение смертности (в результате прежде всего достижений медицины) при сохранении высокой рождаемости, что вызывает быстрый рост населения; 3) снижение рождаемости, низкая смертность, что сопровождается снова стабилизацией численности населения; 4) низкие показатели смертности и рождаемости обеспечивают практически неизменный уровень численности населения.

Депрессивный район – район, в прошлом активно и эффективно развивающийся, но потерявший стимул экономического роста в силу каких-то причин (циклического или структурного кризиса, изменения экономико-географического положения и т. д.). Например, территории с выработанными и закрытыми рудниками, шахтами, нерентабельными заводами.

Депопуляция населения – 1) систематическое уменьшение населения, основной причиной которого является снижение рождаемости до крайне низкого уровня; 2) суженное воспроизводство населения (когда общий коэффициент смертности превышает коэффициент рождаемости). Для режима суженного воспроизводства населения характерен отрицательный естественный прирост. К странам с отрицательным естественным приростом населения относятся Грузия, Россия, Болгария, Украина, Германия, Чехия и др.

«Зеленая революция» в сельском хозяйстве – сдвиги в земледелии, произошедшие во второй половине прошлого века во многих развивающихся странах Азии, Латинской Америки благодаря появлению качественно новых гибридных линий зерновых культур, прежде всего пшеницы, риса. Их использование сопровождалось комплексом мероприятий по модернизации сельского хозяйства (механизацией, химизацией, мелиорацией). «Зеленая революция» позволила существенно улучшить продовольственную ситуацию в Индии, Мексике, Пакистане и др.

Земельные ресурсы – земли, используемые или пригодные к использованию в хозяйственных целях. Т. е. понятия «земельные ресурсы » и «территориальные ресурсы» не равнозначны. Понятие «земельные ресурсы» отражает значение земли как природного ресурса, используемого в хозяйстве, - как главного средства производства в сельском хозяйстве, арены для строительства индустриальных и гражданских объектов и т. д.

Земельные ресурсы составляют 26,3 % от общей площади нашей планеты и 89,9 % от площади суши (Желтиков В. П, с. 117).

Зональность природы – на суше это последовательная смена географических поясов от экватора к полюсам (вызванная главным образом неравномерным распределением по широте лучистой энергии Солнца) и закономерное распределение природно-географических зон в пределах этих поясов.

Природные зоны – это территории суши со сходными природными условиями: климатом, растительным и животным миром, простирающиеся в определенном порядке от экватора к полюсам в широтном направлении. В учебно-образовательной литературе , как правило, называются и описываются следующие природные зоны – ледяная пустыня (арктическая и антарктическая), тундра, лесотундра, зона лесов умеренного пояса, лесостепи, степи, пустыни, саванны, влажные и переменно-влажные тропические леса, влажные экваториальные леса.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – расчетный показатель ООН, учитывающий 1) среднюю продолжительность ожидаемой жизни; 2) уровень образованности; 3) материальный уровень жизни. Последний определяется на основе соотношения национального ВНП (ВВП) на душу населения с общемировым.

В наиболее развитых странах ИРЧП близок к 1,000 (0,968-0,821. Средний уровень ИРЧП характеризуют показатели 0, 821-0,601, низкий уровень – 0,598-0,502, критически низкий уровень – 0,499-0,336. Последний имеют такие страны, как Съерра-Леоне, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау и др. Россия относится к группе стран со средним уровнем ИРЧП (в 2005 г. он был равен 0,802) (, с. 99).

Инфраструктура – совокупность отраслей, обеспечивающих функционирование народного хозяйства и жизнедеятельности населения, но не создающих материальную продукцию. В зависимости от функций подразделяется на производственную, социальную и рыночную.

Производственная инфраструктура включает в себя транспорт, связь, складское хозяйство, материально-техническое снабжение, заготовки, складское хозяйство, инженерные сооружения и устройства, коммуникационные сети (ЛЭП, нефте - и газопроводы, водопроводные , тепловые, телефонные сети и т. д.).

Социальная – это отрасли жилищно-коммунального и бытового хозяйства населенных пунктов (пассажирский транспорт, канализация , телефонные, водопроводные сети , энергоснабжение , культурно-зрелищные объекты, учреждения образования, здравоохранения, общепита).

Рыночная инфраструктура включает в себя коммерческие банки , товарно-сырьевые и фондовые (операции с денежными ресурсами и ценными бумагами) биржи.

Понятие «инфраструктура» - относительно новое понятие в экономической литературе. Ее выделение было обусловлено быстрым ростом и усложнением сфер материального производства и социального развития.

Континентальный шельф – пологий спуск суши в море, прибрежная территория приморского государства. Выделяется по трем признакам: 1) примыкание к государственной границе (Конвенция по морскому праву ограничивает протяженность К. ш. 350 милями от берега); 2) глубина до 200 м; 3) техническая доступность ресурсов. К. ш. - экономическая принадлежность приморского государства. Оно имеет исключительное право на разведку и эксплуатацию «своего» шельфа, но не имеет суверенных прав на соответствующую экваторию. К. ш. и дно океана богаты многими полезными ископаемыми, в том числе нефтью и газом.

Лесные ресурсы – важнейший компонент биологических ресурсов. Включает стволовые запасы леса (источник для получения древесины), разнообразные недревесные ресурсы (живица, пробка и т. д.), кормовые, охотничье-промысловые, пищевые ресурсы (грибы, ягоды, орехи, плоды), лекарственные растения, а также т. н. невесомые полезности леса, имеющие защитное (водоохранное, полезащитное, климаторегулирующее и пр.), оздоровительное, эстетическое значение.

Международное разделение труда (МРТ) – форма географического разделения труда, выражающаяся в специализации отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг в рамках межгосударственных и международных рынков.

МРТ способствует расширению международной торговли и развитию мирового хозяйства.

Международные экономические организации (МЭО) – компонент современного механизма мирового хозяйства.

МЭО подразделяются на межправительственные и неправительственные организации.

Межправительственные организации создаются государствами. Таковыми являются 1) ООН и ее специализированные учреждения, являющиеся самостоятельными международными экономическими организациями (Всемирная торговая организация, Международный банк реконструкции и развития и др.); 2) межгосударственные организации регионального и межрегионального характера (Европейский банк реконструкции и развития, Евразийское экономическое сообщество, Организация экономического сотрудничества и развития и др.), 3) международные экономические организации, функционирующие в различных сегментах мирового рынка, и т. д.

Неправительственные организации являются организациями международной общественности, их уставы не имеют статуса международных договоров, но этим организациям предоставляется консультативно-правовой статус при межправительственных организациях. К неправительственным экономическим организациям относятся, например, Парижский, Лондонский клубы, Международная организация по защите прав потребителей , Гринпис.

Международные экономические отношения (МЭО) – система хозяйственных связей стран и регионов мира. В их основе лежит объективный процесс международного разделения труда.

Главные формы МЭО – международная (внешняя) торговля товарами и услугами, международное движение капиталов, международные валютные и финансово-кредитные отношения, международное производственное и научно-техническое сотрудничество.

Ведущее место в МЭО занимает торговля: 2/3 стоимости трансграничных экономических потоков приходится на торговлю.

Мировой рынок – система устойчивых товарно-денежных отношений между странами , участвующими в международном разделении труда.

Миграции населения (механическое движение населения) – перемещения людей через границы тех или иных территорий, связанных с постоянной или временной переменой местожительства.

Миграции подразделяются на внутренние и международные (внешние). Для обозначения потоков, направляющихся из той или иной страны, используется термин «эмиграция», для потоков в ту или иную страну – «иммиграция».

Международные миграции по своему характеру подразделяются на постоянные и временные, добровольные, вынужденные и принудительные, легальные и нелегальные.

Причины международных миграций – экономические, политические, семейные, религиозные расово-этнические. В современном мире главенствующую роль в международных миграциях имеют трудовые миграции.

Мировое хозяйство (МХ) – совокупность национальных хозяйств , связанных друг с другом системой МРТ, экономическими и политическими отношениями.

Субъектами МХ являются национальные экономики, Транснациональные корпорации (ТНК), интеграционные объединения стран, международные экономические организации.

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, в котором производство в основном направлено на удовлетворение собственных потребностей производителя. Оно противоположно товарному производству, т. е. производству, более половины конечной продукции которого поставляется на рынок.

Национальная экономика – важнейший компонент механизма мирового хозяйства, исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства; совокупность сфер и отраслей экономики страны, взаимосвязанных общественным разделением труда.

Термин Н. э. употребляется как синоним понятий «экономика страны», «народное хозяйство».

Невозобновимые ресурсы – та часть природных ресурсов, которая по мере использования их человеком «исчезает» из природной среды и не самовосстанавливается в процессе круговорота веществ в природе за время, соизмеримое с темпом хозяйственной деятельности человека (преимущественно это ресурсы литосферы – полезные ископаемые).

Непроизводственная сфера хозяйства – включает в себя 1) отрасли услуг (жилищно-коммунальное хозяйство , бытовое обслуживание населения, транспорт и связь по обслуживанию населения); 2) отрасли социального обслуживания (просвещение, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование, финансирование, страхование, аппарат управления и т. п.).

Новые индустриальные страны (НИС) – ряд стран, главным образом Азии и Латинской Америки, которые во второй половине прошлого века осуществили быстрый рост индустриально-промышленных мощностей (РК, Сингапур, Аргентина, Бразилия, Мексика и др.).

Общественное разделение труда (ОРТ) – исторически складывающийся объективный процесс развития производительных сил, при котором происходит обособление различных видов трудовой деятельности, специализации отдельных производящих единиц, обмен продуктами своей деятельности между ними. В конечном счете он ведет к росту производительности труда и взаимозависимости различных предприятий, отраслей и территориальных звеньев народного хозяйства.

Общественное разделение труда подразделяется на общее, частное, единичное.

Общее разделение труда предусматривает «расчленение» общественного производства на основные сферы – промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительная индустрия.

Единичное характеризует разделение труда внутри предприятий (между цехами, участками, отдельными работниками).

Пространственное проявление ОРТ – территориальное разделение труда.

Суть всякого разделения труда – специализация производителя на выпуске какой-либо продукции в объемах, которые превышают его собственные потребности при одновременном отказе от производства других (также необходимых данному производителю) продуктов.

«Органическое» сельское хозяйство – производственная система, при которой вообще исключается или сильно ограничивается применение искусственных удобрений, пестицидов, регуляторов роста и химических кормовых добавок. Оно основывается на использовании севооборотов, растительных отходов, навоза, фиксирующих азот бобовых культур, зеленых удобрений, органических отходов механической культивации почв, применении биологических методов борьбы с вредителями. Т. е. «органическое» сельское хозяйство – это экологически взвешенное хозяйство.

Количество «органических» ферм постоянно растет. Лидерами в этом направлении являются европейские страны. Но в целом, по имеющимся оценкам, рыночный потенциал органической продукции вследствие высокой ее стоимости в ближайшее время не превысит отметки 10-20 % (, с. 360).

Отраслевая структура экономики – совокупность отраслей, характеризующихся определенными количественными соотношениями (состав отраслей и пропорции их развития) и взаимосвязями.

Отраслевая структура хозяйства представлена отраслями материального и нематериального производства (отраслями производственной и непроизводственной сферы ).

Отраслевая структура определяется 1) по удельному весу отраслей в общем объеме выпускаемой продукции; 2) по численности занятых и стоимости основных производственных фондов (машин, оборудования, инструментов, производственных зданий и сооружений, используемых в материальном производстве).

Первичный сектор экономики – сектор экономики, занимающийся производством и добычей сырья (сельское хозяйство, добывающая промышленность , рыболовный промысел, лесное хозяйство , заготовка дикорастущих плодов и трав), т. е. непосредственно связанный с природными ресурсами.

Пионерные регионы – регионы нового освоения.

Плотность населения – показатель, определяющий численность постоянных жителей, приходящихся на 1 км². Средняя плотность населения для всей обитаемой земной суши - 45 человек на 1 км².

Среди частей света самую высокую плотность населения имеет Азия – 130 человек на 1 км². В Австралии и Океании она составляет всего 4 человека на 1 км ².

Отличаются по плотности населения и страны, а также территории внутри стран. Очень высокой считается плотность более 200 человек на 1 км² (Бельгия, Нидерланды, Бангладеш, Германия, Индия и др.). Средней считается плотность населения, близкая к среднемировому показателю (Белоруссия, Таджикистан, Эквадор и др.). К странам, имеющим низкий показатель плотности населения, относятся, например, Монголия, Мавритания, Австралия (2 и менее человек на 1 км²). В России средняя плотность населения – 9 человек на 1 км².

Полезные ископаемые (минерально-сырьевые ресурсы) – относятся к исчерпаемым и невозобновимым природным ресурсам. По направлениям использования полезные ископаемые, как правило, подразделяются на 1) топливно-энергетические (нефть, природный газ, уголь, сланцы, торф, уран); 2) черные, легирующие, тугоплавкие металлы (руды железа, марганца, никеля, хрома, фольфрама, кобальта и др.); 3) благородные металлы (золото, серебро, платиноиды); 4) цветные металлы (руды алюминия , меди, свинца, ртути и др.); 5) химическое и агрономическое сырье (калийные, каменные соли, апатиты, фосфориты и др.); 6) техническое сырье (асбест, графит, алмазы, слюда), 7) строительное сырье (пески, глина, известняки и др.).