Промышленный подъем 1890 х годов. Большая энциклопедия нефти и газа

Думаю, что ни для кого не секрет о том, что в Харькове находится одно из ведущих танковых КБ. Причём в своё время; Харьковоское КБ имени Морозова, создало танки, которые оказались прорывом в танкостроении. Это; Легендарный Т-34, и так называемый "домашнийтанк Т-64. И именно с этого танка по сути и началась новая эпоха советского, а затем российского и украинского танкостроения. Правда были и другие наработки в танкостроении. Но, к сожалению; они так и оказались либо в виде проектов, либо в лучшем случае опытными экземплярами.Но, это уже история. Ну, а на сегодняшний день, лично мне интересно, что же может бредложить из бронетехники украинский ВПК.

Танки

За годы своей независимости, Украина в основном занималась модернизацией танков. Это и Т-64, и Т-72, и Т-80. Таким образом появился Булат Но, Булат это не самай интересный вариант модернизации Т-64. На мой взгляд более интересный вариант сделали на Харьковском БТРЗ. Вариант называется Т-64Е

Чем интересен танк? Прежде всего тем,это совершенно иная конфигурация башни. А так же тем, что на башне установлено два боевых модуля. Причём модули можно комбинировать. А вот ещё аналогичный вариант модеринимзации танка, но только на этот раз это Т-72

В свою очередь Завод имени Малышева так же работал над модернизацией Т-72 и нексколько лет тому назад в Индии былы представлен вариант комплексной модернизации танка.


Очень интересный вариант модерниазации танка. Причём используемые решения отсвечают стандартам НАТО. Так, что есть интересные варианты модернизации танков. И самое интересное, что новейший украинский танк Оплот-М, по сути является развитием танка Т-84, который в свою очередьявляется модернизацией Т-80УД. Что до самого Оплота, к сожалению танктак и не пошёл в армию в свою время. Зато Тайланд решил купить себе 48машин. И хоть со скрипом, но контракт выполняется, и к октябрю сего года, Укроборонпром обещает закрыть контракт. А кроме этого, ещё и Пакистан собирается прикупить себе сотню украинских танков.
Оплот-М

То, что Оплот на сегодняшний день один из лучших в мире танков, как по огневой мощи, так и по защите, ;то это есть неоспоримый факт. Но, всё же нужно переходить к созданию танка нового поколения. Я говорю к созданию, а не к разработке по тому, что у; Харьковского КБ имени Морозова очень большой багаж по данной тематике, в том числе и по перспективным танкам. И если, говорить о внешнем облике украинского перспективного танка, то он может быть таким

Почему именно такой вараинт? Да потому, что в саму концепцию танка заложены те идеи, которые уже были реализованы в более ранних образцах. Например башня имеет забашенное пространство с автоматом заряжания. А аналогичное решение уже использовалось для танков Т-72-120 и Ятаган. Бортовые же экраны заимствованы у Оплота. Но есть и существенные отличия. Это и необитаемая башня, и бронекаспула для экипажа, и переднее расположение МТО. И если данный танк будет воплощён в металл, то это будет очередной прорыв ХКБМ.

В общем, не смотря все попытки похоронить украинское танкостроение, они всё же есть. А на Заводе имени Малышева с уверенностью смотрят в завтрашний день.

БТР и БМП

Можно ли представить современную армию без бронетранспортрёров и без боевых машин пехоты? Думаю, враяд ли. Но, вот представить себе то, что Украина будет производить свои собственные БТРы многие не могли. Но, всё же факт, есть факт. И опять не обошлось без ХКБМ. Так например, харьковские танкостроители сделали на базе БТР-80 свой бронетранспортёр с улучшенными характеристиками. Модель получила незвание БТР-3

На базе БТР-3 так же созданы несколько специальных машин. Это КШМ,БСЭМ, БРЭМ,
два самоходных миномёта, самоходный ПТРК. и совместно с бельгицами сделали; машину огневой поддержки. Собственно дюальнейшиее развитие БТР-80 получил и в России, но по огневой мощи, украинский БТР будет получше. И ещё один момент. Благодаря схожести конструкции между БТР-80 и БТР-70, по мимо производства новых БТР-3, есть возможность;как БТР-80, так и БТР-70 доводить до уровня БТР-3.

Ещё один бронетрансопортёр, который разработали в ХКБМ, получил название БТР-4" Буцефал". Причём БТР имеет два варианта исполнения



И что самое интересное, БТР-4 уже ни какого отношения к советским бронетранспортёрам не имеет. Ну, а самое интересное, это пожалуй то, что ХКБМ ведёт работы над созданием бронетранспортёра, который будет иметь модульную компонвку.

А теперь внимание. Ещё один БТР, который создан в Украине

Данный БТР носит имя Варан, и создан он компанией "Техимпекс" на базе узлов и агрегатов;советского БТР-70. А вот ещё один бронетранспортёр,который создан на базе узлов и агрегатов БТР-60, но может делаться на базе и БТР-70

Это БТР Атаман. Причём им Атаман; носят сразу два бронетранспортёра, и оба созданы киевским предприятием "Практика" То есть на сегодняшний день в Украине в металле существует 5-6разных бронетранспортёров. А вот ещё бронетранспортёры, которые разрабатывает ещё одно украинские предприятие. Ну, а владельца предприятия думаю, знают многие и не только в Украине

Очень интересная картина получается. И я не удивлюсь, если в ближайшие 2 года, Украина сможет не только своим вооружённым силам, так и междунарному рынку вооружений порядка десяти различных вариантов бронетранспортёров.

И если различных моделей бронетранспортёров идёт уже чуть ли не на десяток, то с боевыми машинами пехоты ситуация более сложная. Всё дело в том, вопрос производства БМП в Украине никогда не рассматривался серьёзно. Были только попытки модернизации стоящих на вооружении БМП. Хотя были и попытки создать тяжёлые БМП на базе танков. Так появились БМП-55, и БМП-64. Правда были и такие разработки, которые по сути сочетали в себе и танк и БМП одновременно. Правда, кроме опытных образцов дальше дело не пошло. А вот БМП-64, который создали на Харьковском БТРЗ, имел несколько прототипов. И вот последний вариант.


Вообще БМП-64 создавалась в инициативном порядке. И речь шла не о том, что бы сделать серийный образец, а о том, что бы продемонстривать возможности как самого предприятия, так и то, что создать БМП на базе танка не такая уж и н е выполнимая задача. Что же до данного вариант БМП, который на фотографии, это всего лишь ходовой макет. Но, в принципе если бы была поставлена задача, то при определённой доработке, мог бы появится и серийный образец. А не так давно, в одном из новостных выпусках прошла информация о том, что ХКБМ ведёт разработку не только перспективного бронетранспортёра, но БМП собственной конструкции. Хотелось бы верить, что в ближайшее время хаврьковчане представят свой образец БМП, пусть даже в виде макета.

Бронеавтомобили и MRAP

Пожалуй более интересное направление в бронетехнике, это бронеавтомобили, и прежде всего MRAP. Вообще первым украинским бронеавтомобилем, в истории независимой Украины является Дозор-Б. Правда вопрос о проведнии государственных испытаний, и принятии его на вооружение откладывался на годы. Наконец то, первые серийные машины в войсках, и по результату эксплуатации в реальных условиях, будут вводится доработки. Вторым украинским автомобилем можно считать разработку киевского предприятия "Практика", который встал в основу линейки последующих козаков. А вот собственно Дозор-Б и Казак-1


Ну, а самымые плодотворные годы по разработке подобной техникой, были последние три года. Так появились новые поколения Казаков, появились так же Тритон, Барсы и Варта.














Вот такие машины были сделаны в Украине. И это прекрасно. И то, что машины сделаны в Украине, говорит о том, что в стране зарадилась новое направление в бронетехнике. Ну, а когнкуренция... А конкурекнция, не даёт расслабляться производитем, и стимулирует их либо разрабатывать новые образцы, либо модернизировать существующие. И очень надеюсь на то, что украинская бронетехника будет востробована не только на внутреннем рынке, но и на внешнем.

Бронетанковая техника в боевых действиях на Юго-Востоке Украины.

Апрель-октябрь 2014 г.

Предпосылки к началу вооруженного противостояния на Украине возникли еще в марте 2014 г. Но крымский референдум и возвращение полуострова в состав РФ не вызвали каких-либо открытых боевых действий (не считая отдельных провокаций). Более того, многие украинские военные добровольно перешли на службу в ВС РФ. Конечно, в Киеве сразу же объявили, что «не потерпят такого положения» и «вернут Крым силой», но дальше угроз дело не пошло.

Для начала рассмотрим опубликованные в различных официальных источниках списки военной техники, формально числившейся за Вооруженными Силами Украины (ВСУ) с момента распада СССР и вплоть до 2009-2013 гг. Это весьма впечатляющие цифры, ведь только танков всех типов (от Т-55 до Т-80) «незалежная» Украина в 1992 г. унаследовала 4080 шт.

По данным западных и украинских экспертов, к моменту погружения этой страны во мрак майданных безумств, предшествующих началу полномасштабной гражданской войны, в ВСУ должно было состоять на вооружении:

– танков Т-72 разных модификаций – около 600 шт. (почти все на хранении);

– танков Т-64 всех модификаций – около 1750 шт. (минимум 650 из них по состоянию на 2013 г. на хранении), в том числе 40 в морской пехоте;

– танков Т-64БМ «Булат» – на март 2014 г. 85 шт. (имелись в наличии в 1-й отд. танковой бригаде ВСУ, в 169-м учебном центре сухопутных войск ВСУ «Десна» и академии сухопутных войск ВСУ имени гетмана П. Сагайдачного), при этом из имеющихся документов неясно, входят ли Т-64БМ в общее «бумажное» число украинских Т-64 или они считаются отдельной графой и их надо к этому общему числу плюсовать;

– танков Т-80 – 165 шт. (в том числе около 50 Т-80УД, все на хранении);

– танков Т-84У «Оплот» (украинская модификация того же Т-80УД) – 10 шт. по состоянию на 2010 г., в ВСУ эти танки использовались главным образом для парадов. В 2009 г. был заключен контракт на поставку ВСУ второй партии Т-84У (также в «фантастическом» количестве 10 шт.), но, по состоянию на 2013 г., этот контракт выполнен не был «из-за недостаточного финансирования»;

Последствия удара РСЗО «Град» по скоплению техники ВСУ. Зеленополье, Луганская область, 11 июля 2014 г. На переднем плане – разбитый Т-64БВ, за ним слева – БТР-80, на заднем плане – экскаватор на шасси КрАЗа и несколько автомашин.

– БМД-1 – 60 шт. (по состоянию на 2013 г.);

– БМД-2 – 78 шт. (на 2012 г.);

– БТР-Д – 44 шт. (на 2013 г.);

– САУ 2С9 «Нона» – 67 шт. (на 2013 г.)

– БТР-З/БТР-4 – производились только на экспорт и официально на вооружении ВСУ не состояли, хотя БТР-4 и был формально принят на вооружение 24 июля 2012 г.;

– БТР-60 – 176 шт. всех модификаций; до начала войны в ВСУ ограниченно использовались в основном радиомашины и КШМ на шасси БТР-60, остальные числились на хранении;

– БТР-70 – 857 шт. (на 2013 г.), до половины – на хранении;

– БТР-80 – 395 шт. (на 2013 г.), часть – на хранении, 50 – в морской пехоте, несколько десятков – в Нацгвардии;

– БМП-1 – 994 шт. (на 2012 г.), в том числе несколько сотен – на хранении;

– БМП-2 – 1443 шт. (на 2013 г.), в том числе 75 – у морской пехоты, а часть – на хранении:

– БМП-3 – 4 шт. (на 2013 г.), еще одна продана в США;

– БРДМ-2 – более 600 шт. (на 2010 г., включая противотанковые варианты и KLUM), почти все находились на хранении, в ВСУ, видимо использовались в основном единичные варианты модернизированных БРДМ-2ЛД, БРДМ-2ДИ и БРДМ-2ДП;

– МТ-ЛБ – 2090 шт. (на 2012 г.), до половины числилось на хранении;

– САУ 2СЗ «Акация» – 463 шт. (на 2013 г.);

– САУ 2С1 «Гвоздика» – 600 шт. (на 2013 г.), в том числе 12 (один дивизион) – в морской пехоте;

– САУ 2С5 «Гиацинт» – 24 шт. (на 2013 г.);

– САУ 2С7 «Пион» – 99 шт. (на 2013 г.), часть – на консервации;

– САУ 2С19 «Мета» – 40 шт. (на 2013 г.);

– РСЗО БМ-21 «Град» – 315 шт. (на 2013 г.), часть – на консервации;

– РСЗО 9К57 «Ураган» -137 шт. (на 2013 г.), часть – на консервации;

– РСЗО 9К58 «Смерч» – 80 шт. (на 2013 г.);

– Установки тактических ракет 9К79 «Точка-У» – до 90 шт. (на 2013 г.), часть – на хранении и консервации;

– ЗПРК 2С6 «Тунгуска» – 70 шт. (на 2013 г.).

Интересно сопоставить эти данные с известным заявлением президента Украины П. Порошенко, сделанным после официального объявления о перемирии на Юго-Востоке в сентябре 2014 г. Он утверждал, что украинская армия во время летних боев «лишилась более 65% техники». Получается, что с мая по сентябрь 2014 г. на земле Донбасса произошли как минимум одна-две танковые баталии, сопоставимые по своим масштабам с Курской дугой в 1943 г. или сражением под Дубно в 1941 г. А если суммировать все вышеизложенные данные, то окажется, что ВСУ летом 2014 г. одних только танков должны были потерять не меньше 1000 шт.!

Т-64БВ – основной танк украинской армии в ходе АТО.

Модернизированный вариант «шестьдесятчетверки» – Т-64Б1М. Именно он рассматривается как «перспективный танк для вооружения ВСУ и батальонов Нацгвардии». Сентябрь 2014 г.

Т-64БМ "Булат"

Увы, не стоит воспринимать озвученные данные слишком серьезно. С одной стороны, налицо стремление максимально завысить собственные материальные потери (дабы западные «друзья» помогли деньгами или поставками вооружения), а с другой – желание списать задним числом откровенное воровство украинских руководителей и военных за два последних десятилетия.

Как известно, с середины 1990-х гг. основным курсом ВСУ было максимальное сближение и последующая интеграция в Евросоюз и НАТО с одновременным избавлением от любого «наследия проклятого тоталитарного прошлого», в том числе и военно-технического.

Писатели-фантасты до недавнего времени обожали сочинять мрачные пророчества о том, как русскоязычная Восточная Украина объявляет независимость и на помощь «свидомитам» тут же является десяток натовских дивизий во главе с «младоевропейцами», вроде Польши или Чехии. Увы, в НАТО никто не собирался и не собирается проливать за Украину кровь своих солдат. Что же касается материальной стороны вопроса, то практически единственными образцами западной военной техники, поступившими на вооружение ВСУ в конце 1990-х гг., стали 150-200 (приводятся разные цифры) многоцелевых автомобилей «Хаммер» в грузопассажирском исполнении, переданных фактически бесплатно, в рамках так называемой «гуманитарной помощи». А все западные поставки для ВСУ в ходе войны сводятся, в основном, к продовольствию, обмундированию, бронежилетам,тепловизорам,оптике и т.д. и т.п. Об отдельных фактах поставок на Украину тяжелых вооружений – ниже.

На самом же деле реальный боевой потенциал украинской армии по состоянию на 2013 г. стыкуется с приведенными выше цифрами весьма отдаленно. В 2013 г. в ВСУ имелось две танковых, десять механизированных, две аэромобильные, одна воздушно-десантная, пять артиллерийских и две ракетные бригады, один аэромобильный полк и два отдельных батальона морской пехоты. В них формально числилось 160 000 чел личного состава (мобрезерв на случай войны необоснованно оценивался примерно в 1 млн. чел.) при 4112 единицах бронетехники всех типов (танки, САУ, БМП, БТРы), 400 самолетов, 93 вертолета, 25 боевых кораблей и катеров и до 1000 стволов артиллерии и минометов (учитывая 23-мм ЗУ-23-2 и 82-мм минометы). Но к так называемой «Антитеррористической операции» (АТО) на Юго-Востоке Украины было привлечено всего чуть более 10000 чел. (т.е. менее 10% имеющегося личного состава), считая 25 укомплектованных ультраправыми и разного рода неонацистами «добровольческих батальонов», которые относились не к ВСУ, а к МВД или Нацгвардии. Бронетанковой техники всех типов для участия в АТО, по озвученным данным, наскребли всего 774 единицы.

Спрашивается, откуда столь разительная нестыковка между «бумажными» данными и суровой реальностью? Ответ прост: если руководители Украины в чем-то и преуспели за 23 года «незалежности», то исключительно в казнокрадстве и разбазаривании доставшегося в наследство от СССР потенциала, в том числе и военного.

Брошенный в окопе Т-64БВ ВСУ. Июль-август 2014 г.

Т-64БВ ВСУ, упавший в речку с наведенного моста. Позднее танк был вытащен ополченцами, отремонтирован и введен в строй.

Танки Т-64БМ «Булат» ополчения. Осень 2014 г.

По идее, для операции типа пресловутой АТО украинцам очень пригодились бы «старые добрые» Т-55 и Т-62 (особенно если вспомнить, что Российская армия довольно успешно применяла Т-62М в ходе контртеррористической операции в Чечне). Но на вопрос, куда же делись сотни танков этих типов, доставшихся Украине от СССР, а также, к примеру ЗСУ-23-4 (в 1992 г. их на Украине было не менее 200, а по состоянию на 2008 г. – ни одной!), сейчас уже никто не сможет внятно ответить.

«Широкая распродажа» коснулась всех видов бронетанковой техники. Так, произошло, например, с украинскими Т-80. В конце 1990-х гг, военное руководство Пакистана, озабоченное принятием на вооружение армией Индии российского Т-90, решило найти адекватный (и, желательно, недорогой) ответ. В итоге, на Украине по весьма умеренной цене были приобретены 320 Т-84. Часть машин была произведена «с нуля» (завод в Харькове имел задел комплектующих с советских времен, но кое-что пришлось делать и заново), а часть доработана до экспортного стандарта из имеющихся в наличии Т-80УД. Кроме того, некоторое количество украинских Т-80 (Россия, как известно, поставляла Т-80У только на Кипр и в Южную Корею) попало в армии стран Африки и Азии (по западным данным, 66 шт. в Йемен и т.д.).

Все эти факты в сочетании с отсутствием свежих фотоснимков украинских Т-80 указывает на то, что весь наличный парк машин этого типа давно распродан или списан. Остаются десять Т-84У, которые участвуют в парадах и различных выставках вооружения. В ходе боев на Юго-Востоке Украины летом 2014 г. ни один из них замечен не был. Правда, военное руководство ВСУ заявляет, что ХЗТМ вполне может выпускать по нескольку «Оплотов» в месяц, но военно-технические эксперты считают это сомнительным. Возможно, завод имеет задел для производства двух-трех десятков Т-84У (поскольку был соответствующий контракт 2009 г.), но крупносерийное производство «Оплотов» в нынешних условиях вряд ли реально, так как часть комплектующих для них поступала из-за рубежа (в том числе и из РФ) или с заводов, расположенных на Юго-Востоке Украины. Да и денег на подобные программы в украинском бюджете сейчас нет.

Основным же танком ВСУ закономерно оказался производившийся в Харькове до 1985 г. Т-64 нескольких модификаций. Экспортного потенциала эта машина не имела, поскольку изначально представляла собой этакий, говоря «автомобильным» языком, «концепт-кар», на котором опробовался ряд передовых для своего времени технических решений, и имевший, в связи с этим, огромное количество конструктивных и производственных дефектов. Конечно, за годы серийного производства и многочисленных модернизаций качество Т-64 значительно улучшилась, но органические пороки, связанные с низкой надежностью двигателя и ходовой части, остались (даже в советских технических руководствах аккуратно указывалось, что Т-64 необходимо «грамотно эксплуатировать и технически обслуживать» и что данный танк требует «опытного экипажа»).

В итоге, ни до 1991 г., ни после эти машины никогда не шли на экспорт и заслужили весьма противоречивые оценки как среди экспертов, так и среди служивших на ней танкистов. Украинцам досталось около 2000 Т-64 всех модификаций.

Попытки продать их за рубеж закономерно ничем не кончились, хотя именно для экспорта был разработан вариант Т-64БМ «Булат», на котором общий уровень защиты, качество прицелов и средств связи были «подтянуты» до уровня поздних Т-80. 50 модернизированных Т-64БВ1 (Т-64Б1М) планировали в конце 2013 г. продать в Демократическую Республику Конго. Как сообщается, часть этих танков уже отправлена заказчику, а десять машин поставлены Нацгвардии.

Некоторое количество украинских Т-64 за последние два десятилетия было списано и отправлено в переплавку (металл тоже стоит денег), но несколько сотен танков этого типа сохранилось как на ходу, так и на базах хранения в разной степени запустения и разукомплектованности. В итоге, именно Т-64 понесли наибольшие потери в боях лета-осени 2014 г. и стали основным типом танка как в ВСУ и Нацгвардии, так и в Вооруженных Силах Новороссии (подразделения ополчения ДНР и ЛНР).

Что касается доставшихся Украине нескольких сотен Т-72, то они распродавались массово и с большим успехом, поскольку данный танк в дополнительной рекламе особо не нуждался. На Украине в 1990-е гг. даже разработали вариант Т-72-120 со 120-мм натовской пушкой (видимо, в расчете на европейских покупателей), но дальше прототипа дело не пошло. С другой стороны, согласно имеющимся данным, Украина продала не менее двух Т-72 в Сьерра-Леоне, 110-60 (по разным данным) – в Судан, не менее 200 модернизированных украинских Т-72 накануне войны 2008 г. и после получила Грузия (в 2013 г. в грузинской армии оставалось 96 Т-72; 18 танков было уничтожено в 2008 г.; не менее 65 грузинских Т-72 тогда досталось российской, южно-осетинской и абхазской армиям в качестве трофеев). К концу 2013 г. в ВСУ, по оценкам экспертов, оставалось всего 30-50 Т-72 различных модификаций, большая часть которых находилась в учебных подразделениях или ржавела на базах хранения. Тем не менее, некоторое количество танков этого типа было приведено в порядок и использовано ВСУ в ходе АТО; при этом несколько машин были подбиты или попали в руки ополчения (например, в сентябре-октябре 2014 г. в ходе боев за Донецкий аэропорт ополченцы применяли минимум 2-3 Т-72 из числа ранее захваченных у ВСУ).

САУ 2С3 "Акация" украинской армии

Всего после 1992 г., по подсчетам западных экспертов, украинцы продали в страны Азии и Африки не менее 1238 танков всех типов.

Абсолютно аналогичная картина наблюдалась на Украине и с другими типами бронетанковой техники. Очень много боевых машин было утилизировано и пошло в переплавку. Минимум несколько сотен БМП-1 и БМП-2 ушло на экспорт (только в Грузию – 150-200 машин).

Фактически к началу АТО Украина производила на экспорт только бронетранспортеры. Правда, этот «экспортный товар» довольно своеобразен. Например, украинский БТР-94 (его дальнейшее развитие – БТР-3) на ХЗТМ не производился заново, а переделывался из доставшихся от СССР БТР-80 путем установки нового двигателя и боевого модуля вместо башни (на БТР-94 стоял модуль с 2х23-мм пушками или 14,5 мм пулеметами, позже появились и другие варианты вооружения). Экспортный успех БТР-94 был скромен; в этот вариант переделали 90 машин, 50 из которых продали в Иорданию (остальные приняли на вооружение ВСУ, где они использовались в основном для парадов и различных публичных показов). Однако в 2003 г. иорданцы передали все свои БТР-94 армии проамериканского Ирака: главной причиной стало низкое качество украинских машин.

Что касается БТР-3, то эту машину с самого начала производили только на экспорт. Так, по заказу Таиланда к концу 2013 г. изготовили не менее 32 БТР-3, но заказчик отказался принимать данные машины. Причины – срыв сроков контракта, завышенная цена и низкое качество изготовления. В итоге, БТР-ЗЕ и БТР-ЗК из таиландского заказа 22 мая 2014 г. были торжественно переданы подразделениям Нацгвардии и направлены в зону АТО. Еще не менее 30 БТР-3 различных вариантов, включая 82- и 120-мм «самоходные минометы» (видимо, также из «таиландского задела»), продефилировали на параде в Киеве 24 августа 2014 г.

"Семьдесятдвойка" ополченцев ДНР

Отдельного упоминания заслуживает бронетранспортер БТР-4, про который отечественные «диванные наполеоны» в свое время восторженно писали, что это «замечательная машина» и «пример для российского ВПК по переделке БТР-80». По сути, БТР-4 – «перекомпонованный по требованиям защиты» и по стандартам НАТО БТР-80. На ХЗТМ полностью переделали корпус «восьмидесятки», увеличив его по высоте и установив кормовые двери для десанта. Отделение управления вынесли вперед и оно получило отдельные боковые двери, что придало БТР-4 сходство с французским VAB или немецким Tpz «Fuchs». Двигатель (украинский дизель ЗТД или его импортный аналог) тоже перенесли вперед, а вместо башни установили универсальный боевой модуль украинского производства с пушкой, пулеметом и ПТРК (на разных вариантах БТР-4 устанавливали модули «Гром», БАУ-23-2, «Шквал» и «Парус»). В итоге же, ничего выдающегося в конструкции БТР-4, кроме модернового силуэта, нет.

Более того, чрезмерно увлекшись теми самыми «требованиями НАТО», украинцы сделали не нормальный БТР, способный идти в бою за танками, а типичную патрульную машину для сопровождения автоколонн и локальных противопартизанских действий, со слабой броневой (например, вместо бойниц и смотровых приборов БТР-4 имеет большие окна с бронестеклами) и противоминной защитой. В итоге, хотя БТР-4 24 июля 2012 г. и приняли на вооружение, но было отмечено, что требованиям украинской армии этот бронетранспортер не соответствует и его или необходимо кардинально переделать (с усилением бронезащиты и наступательных возможностей), или закупить аналогичный образец на Западе (второе для генералов ВСУ было явно предпочтительнее). Но денег разработчикам, как обычно, не выделили.

В итоге, вся «переделка патрульной машины в БТР» свелась к единственному макетному образцу, пару раз демонстрировавшемуся на международных оружейных выставках. Правда, на заказы от ВСУ разработчики БТР-4 и не рассчитывали, поскольку машина явно предназначалась на экспорт. В 2009 г. был подписан контракт на поставку для армии Ирака 420 БТР-4, причем кроме линейного варианта предусматривалось поставлять БРЭМ, КШМ и санитарные машины. Позднее планировалось подписать контракт на поставку в Казахстан (только казахи должны были собирать БТР-4 у себя по лицензии), но к началу 2014 г. казахский контракт остался на уровне «протокола о намерениях».

К концу 2013 г. в Ирак отправили около 100 БТР-4. И тут случилось неслыханное – иракские военные (поставки любых вооружения для которых оплачивал и продолжает оплачивать Вашингтон, кстати, один БТР-4 обходился иракцам, а точнее, американцам, в кругленькую сумму – более 1 млн. USD) в январе 2014 г. вернули производителю 42 БТР-4! Причина – срыв сроков контракта (к 2014 г. должны были быть поставлены все предусмотренные контрактом БТРы, а не менее четверти), низкое качество изготовления (были обнаружены ржавчина и трещины бронекорпусов, из чего некоторые эксперты сделали вывод о том, что шасси и детали корпусов части БТР-4 не изготавливались заново, а опять-таки переделывались из БТР-80), несоответствие реальных характеристик заявленным и завышенная цена.

САУ 2С1 «Гвоздика» украинской армии.

Итогом этого скандала стало то, что все изготовленные БТР-4 из скопившегося на ХЗТМ иракского задела передали Нацгвардии. Десять БТР-4 торжественно вручили «добровольческим батальонам» 23-24 марта 2014 г., а к концу лета планировалось передать еще 58 машин, часть из которых «засветилась» на параде 24 августа 2014 г. При этом интересно, что ВСУ не особо стремились получать на вооружение БТР-3 и, тем более, БТР-4. Даже однотипные машины этих марок из разных партий имеют серьезные внешние различия, т.е. это, фактически, малосерийные экспортные образцы с невзаимозаменяемыми деталями, которые непонятно как эксплуатировать и ремонтировать (с обычными БТР-80 подобных проблем нет). А рвущимся в бой и не сильно подкованным технически бойцам из Нацгвардии БТР-3 и БТР-4 вполне подошли, тем более что выбирать в условиях нехватки техники не приходилось. Учитывая, что на ХТЗМ имеется некоторый задел деталей по иракскому контракту, еще несколько десятков БТР-4 Нацгвардия и ВСУ еще вполне могут получить, а вот дальнейшее (а тем более – массовое) производство под вопросом, поскольку часть комплектующих (например, детали шасси и подвесок) производители получали из-за рубежа.

САУ 2С19 "Мста" украинской армии

К моменту объявления хрупкого перемирия в сентябре 2014 г. в составе Нацгвардии, погранслужбы Украины и ВСУ появились и другие «новейшие» образцы бронетанковой техники – например, броневики «Кугар» и «Спартан», несколько десятков которых якобы специально для Нацгвардии произвели на КрАЗе. Оба образца представляют собой фактически пародию на БТР или БРМ, поскольку сделаны на коммерческих шасси. «Кугар» – это бронированный Тойота «Лендкрузер», а «Спартан» – Форд F550. О происхождении самих шасси изготовители скромно умалчивают. Реальная боевая ценность этих машин более чем сомнительна, так как в плане противопульной (не говоря уже про РПГ, мины или фугасы) бронезащиты обе они уступают даже бронированным «Хаммерам» или такому «чуду техники», как турецкий «Отокар-Кобра».

Поврежденные и сгоревшие САУ 2С3 «Акация» и 2С5 «Гиацинт» ВСУ. Лутугино, сентябрь-октябрь 2014 г.

Но «реэкспортные» БТР-3 и БТР-4 и кразовские «эрзац-броневики» в масштабах Украины – капля в море. В итоге ВСУ пришлось выгребать на войну из мобзапасов и с баз хранения БТР-70, БТР-60 и БРДМ-2 (на театр военных действий попали, например, лишенные башен и броневой крыши экземпляры БРДМ-2, которые перед этим явно прошли «демилитаризационную» переделку в «вездеходы двойного назначения»; возможно, это были когда-то разоруженные противотанковые машины). Были даже сообщения о том, что в части ВСУ и Нацгвардии попали БТРы и БРДМы, взятые из радиоактивных могильников в районе Чернобыльской АЭС…

Однако даже этой устаревшей бронетанковой техники и автотранспорта ВСУ явно не хватило. В итоге и ополчение, и части вроде бы регулярной ВСУ и Нацгвардии вынуждены были использовать (и продолжают использовать по сей день) абсолютно «левый» автотранспорт гражданских образцов, включая различные пикапы, внедорожники, грузовики (для перевозки боеприпасов применяются даже самосвалы и грузовые фуры), микроавтобусы, цистерны. Батальоны «Правого сектора» не брезговали (и не брезгуют) и отобранными у местных жителей легковушками. Нехватка огневых средств и полноценной бронетанковой техники заставляет использовать банковские бронированные фургоны, разнообразные «джихад-мобили» (полубронированные машины кустарного изготовления на любой базе, от УАЗ-469 до грузовых КрАЗов) и «автотачанки» (установки ЗУ-32-2, ЗГУ или крупнокалиберных пулеметов на базе любых подходящих грузовиков или пикапов).

БМП-2 из подразделения А. Мозгового (ЛНР). Август 2014 г.

Сгоревшая украинская БМП-2 с противокумулятивными экранами. Благодатное (Донецкий район), август 2014 г.

БМД-2 украинской армии.

Перед отправкой в зону АТО бронированные машины (а они все имеют весьма почтенный возраст) обычно проходят капитально-восстановительный ремонт, сводящийся к тому, что образцы «ставят на ход», «оживляют» их вооружение и перекрашивают. Причем характерной особенностью украинской техники являются так называемые «противокумулятивные экраны» из стальных уголков, прутков и сетки, массово навариваемые на броню боевых машин пехоты и десанта, а также бронетранспортеров. Это некий совершенно непонятый «урок», который украинские военные (в частности, побывавшая в Ираке сводная бригада ВСУ) извлекли из опыта натовских компаний в Афганистане и Ираке. Но даже сами американцы и их союзники признали, что такая защита (даже в сочетании с динамической защитой и навесными плитами из керамических материалов), в общем, малоэффективна, поскольку ухудшает обзор и подвижность и может спасти только от попаданий элементарных одноразовых РПГ или ВОГов подствольных гранатометов (да и то с дальней дистанции и в том случае, если противник будет настолько глуп, что начнет стрелять в защищенное место). Она не спасает от тандемных гранат РПГ, ПТУРов и бронебойных снарядов, не говоря уже о снарядах тяжелой артиллерии, минах и фугасах. Многочисленные снимки подбитых и сгоревших украинских БМП и БТРов, оснащенных такой защитой, подтверждают ее сугубо «психологический» характер.

Полномасштабные боевые действия (а точнее, настоящая гражданская война) начались на Украине в апреле-мае 2014 г., после проведенного в самопровозглашенных Донецкой и Луганской Народных Республиках референдума о суверенитете последних, объединении их в Новороссию и желании в дальнейшем вступить в состав РФ. В референдуме участвовало 74% населения, до 89% которого высказались за все вышеперечисленные шаги. В общем, поначалу речь шла всего-навсего о придании ДНР и ЛНР статуса широкой автономии в рамках единого украинского государства и сохранении русского языка в качестве второго государственного. Однако Киев не пожелал признавать даже сам факт проведения этого референдума, и на Новороссию были брошены армейские подразделения, чтобы «подавить и покарать». А первая же пролитая кровь в корне изменила первоначальную ситуацию и расклад сил.

БТР-80 украинской армии

Подготовка к АТО велась второпях, грамотные командиры во главе ВСУ отсутствовали. Даже цели операции не были внятно обозначены. Если стоит задача по защите мирного население от «пророссийских боевиков» и «террористов», то почему для ее выполнения нужно производить массированные артобстрелы населенных пунктов, где этих «террористов» нет. А если ставится задача по уничтожению жилой и промышленной инфраструктуры Донбасса вместе с населением – зачем нужны пустые разговоры о «борьбе с террористами»? Киевская хунта, похоже, собиралась выполнить три основных задачи: полную «дерусификацию» Юго-Востока Украины по варианту правых ультранационалистов, защитить интересы ряда местных олигархических групп и «расчистить площадку» под добычу в Донбассе сланцевого газа (компаниями, чей контрольный пакет находится в руках чиновников из Госдепа США). На начало осени ни одна из этих задач выполнена не была.

Тактически карательная операция имела характер некой перманентной «зачистки», когда украинские части двигались исключительно вдоль дорог, да еще и по расходящимся направлениям, не имея ни четких приказов, ни устойчивой связи с соседями и даже не стремясь выстраивать некое подобие сплошной линии фронта.

Первые боевые машины ополчения – 2С9 «Нона», БМД-2 и БТР-Д. Прежние украинские номера и тактические обозначения закрашены. Хорошо видны надписи «Народное ополчение Донбасса». Славянск, лето 2014 г.

Войска всегда действовали чем-то вроде «батальонных тактических групп» – максимум батальон на БТР/БМП и автомашинах с танковым взводом или ротой с приданными 1-2 батареями 82- и 120-мм минометов, 122-мм гаубиц Д-30 и ЭУ-23-2 и, иногда, другими средствами усиления, вроде различных САУ и РСЗО (обычно БМ-21, реже 9К57 или 9К58). Встретив вооруженное сопротивление, украинские части обычно останавливались, занимая оборону (часто прямо на открытой местности или у развилок дорог) и стремясь подавить противника с дальней дистанции огнем тяжелого вооружения. В начале войны, когда ополченцы имели на вооружении только стрелковое оружие и РПГ, такая тактика в ряде случаев срабатывала.

Кроме того, украинские подразделения ни разу не пытались захватить штурмом какой-либо занятый ополчением населенный пункт, всегда стремясь его окружить и взять измором при помощи массированных артобстрелов и авианалетов. Из-за отсутствия квалифицированных наводчиков, корректировщиков и нормальной радиосвязи «под раздачу», как правило, попадали жилые кварталы, а основными жертвами были мирные жители. Правда, один раз эта тактика сработала, когда ополчение в начале июля 2014 г. вынуждено было оставить г. Славянок. Но с более крупными городами, вроде Луганска и Донецка, подобные методы ведения войны оказались бесполезными и даже привели к обратным результатам – окружению и уничтожению частей ВСУ и Нацгвардии.

Украинское командование допустило в ходе АТО ряд фундаментальных ошибок. Например, ему не стоило бросать в бой в самом начале аэромобильные бригады. Да, эти части имели наиболее подготовленный личный состав, но оснащались исключительно специфической техникой типа БМД и БТР-Д с их только противопульной броней и почти не имели тяжелого вооружения. В итоге, эта армейская элита была закономерно выбита в первую очередь. Обладая наилучшим техническим оснащением, данные подразделения имели личный состав, частично включающий срочников или мобилизованный контингент, который не очень понимал смысл этой войны. Итог – низкая боевая устойчивость частей, большое количество брошенной на поле боя техники и масса погибших, пленных и пропавших без вести.

И уж совсем не стоило бросать в бой неонацистские «добровольческие батальоны» «Правого сектора», как правило, входившие в состав Нацгвардии или МВД Украины. Эти формирования, зачастую подчиненные непонятно кому (чаще всего – своему комбату или «спонсору» в лице какого-либо олигарха или одиозного политика, а не Генштабу ВСУ), сразу же «прославились» своими уголовными замашками. Преступления батальонов «Правого сектора» – вроде массовых бессудных казней, взятия в заложники, грабежей и мародерства – теперь всемирно известны. Эти реально плохо вооруженные и обученные подразделения (не считая воюющих в частях «Правого сектора» профессиональных наемников, которые там большинства не составляют) часто выступали в роли «заградотрядов» по отношению к частям ВСУ, но в реальных боях несли большие потери. Впоследствии, после августовского разгрома, ряд командиров «добровольческих батальонов» свалили все военные неудачи на безграмотность украинских генералов и слабую техническую оснащенность, пообещав, что если им «дадут дополнительные танки и артиллерию», они «возьмут Москву». Как бы там ни было, Киев сейчас планирует переформировать эти части, максимально оснастив их тяжелым вооружением.

«Краса и гордость» Нацгвардии – бронетранспортер БТР-4Е. Лето 2014 г.

БТР-3К, сгоревший в районе п. Тельманово (Донецкая обл.) в начале сентября

Поначалу ополчение (армия ДНР официально создана 10 апреля 2014 г.) вообще не имело бронетанковой техники: отмечалось минимум два случая снятия с постаментов и последующего использования танков времен Великой Отечественной войны (ИС-ЗМ и Т-34-85; эти танки были на ходу, но не могли вести огонь – у танков-памятников пушки всегда делают непригодными к стрельбе). Однако, по мере нарастания интенсивности боевых действий, на вооружении ополчения начала появляться и трофейная «броня».

Так, уже 16 апреля 2014 г. в г. Славянске десантники 25-й отдельной аэромобильной бригады ВСУ, не желавшие воевать с собственным народом, добровольно сдали ополчению шесть боевых машин: БМД-2 (№824), БМД-1 (№813), САУ «Нона» (№914) и три БТР-Д (№709, 815 и 847). У ополченцев они прослужили относительно недолго, поскольку находились не в лучшем техническом состоянии (лишнее свидетельство неблестящей ситуации с техникой в ВСУ), а у ополчения поначалу практически не было квалифицированных экипажей и ремонтников. Так, неисправная БМД-2 №842 была подорвана и сгорела при выходе ополчения из Славянска 5 июля 2014 г. Там же были оставлены неисправные БМД-1 №813 (была заминирована) и САУ «Нона» №914 (вывезена в Киев, где сейчас гордо демонстрируется на «выставке трофейной техники»). Из трех БТР-Д машина №847, по некоторым данным, была также брошена из-за неисправности и затем попала в руки ВСУ, а две оставшиеся использовались ополчением до недавнего времени.

На этих машинах прежние обозначения закрасили, а поверх них нанесли по трафарету надписи «Народное Ополчение Донбасса». Позднее, по мере формирования новых подразделений, на трофейной технике появились и другие буквенные обозначения. Известны, например, надписи «ЛНР», «ДНР», «Батальон Восток», «Народное Ополчение Луганщины А. Мозгового» а также патриотические надписи типа «Смерть Бандерлогам!», «За Донбасс!», «На Киев!», «Смерть фашистам!» и др.

Интересно, что бронетанковая техника ВСУ поначалу не имела никаких специальных обозначений (эмблема сухопутных войск Украины в виде красного или малинового креста с перекрещенными мечами и жовто-блакитным трезубцем в центре наносится на технику только для парадов), кроме трехзначных номеров, эмблем ВДВ (унаследованный от СССР парашют с двумя самолетами по бокам) и, иногда, контурных трезубцев (хотя вообще-то нац. эмблема Украины называется «сокол», но нарисован он в таком стиле, что действительно похож на вилку, а не на птицу).

Однако примерно с конца апреля 2014 г. на военную технику ВСУ в зоне АТО начали наносить «знаки быстрого опознавания» в виде двойных белых полос на лобовой броне, башне или бортах (в СССР белыми полосами обычно обозначали одну из «воюющих сторон» на учениях), теоретически позволявшие издали отличать своих от чужих и избегать поражения «дружественным огнем». Этим, разумеется, дело не ограничилось.

ВСУ и, особенно, «Правый сектор» начали украшать свои автомобили и боевые машины жовто-блакитними флагами и полосами, эмблемами подразделений («добровольческим батальонам» вся эта символика поставляется в виде наклеек) и однообразными патриотическими лозунгами, в основном, типа «С нами бог!», «Слава Украине!», «Слава Героям!» и т.д. Зафиксирован, например, танк Т-64БВ с надписью на стволе пушки «Справедливый хохол» (был уничтожен в июле 2014 г.) и Т-64БВ с надписью на бортовом экране «На Москву!». В целом же, имеющую трофейное происхождение бронетанковую технику ополчения можно было отличить от украинской по свежим пятнам краски на месте белых полос и вывешиваемым на радиоантеннах (а иногда накрашиваемым на броне) флагам ДНР и ЛНР.

Первая официальная сводка о потерях боевой техники ВСУ от 30 мая осторожно сообщала, что за этот период (т.е. за полтора месяца боев) всеми украинскими подразделениями в зоне АТО было безвозвратно потеряно (разбито с невозможностью последующего восстановления, сгорело или попало в руки противника) 11 БМП-2, 2 БМП-1, 1 БТР-80, 2 БТР-70, 1 БТР-Д, 2 БМД-2, 1 БМД-1, 1 «Нона-С», 2 ЗУ-23-2 (видимо, на автомобильном шасси) и 4 82-мм миномета «Василек». Судя по всему, этот список далеко не полный, поскольку, к примеру БТР-Д, как уже было сказано выше, было потеряно минимум три, а не один, как указано в данной сводке.

Украинские БТР-80 с вариантами импровизированных решетчатых противокумулятивных экранов.

Кустарно изготовленные зенитные установки на шасси коммерческих автомобилей на вооружении ополчения. Подобные импровизированные «огневые средства» охотно используют обе стороны конфликта.

Дальнейшие сведения о потерях сторон зачастую не совсем полны и носят фрагментарный характер, тем более что с августа 2014 г. в ВСУ официально введена цензура и любые сведения о потерях, а также подробности вроде типов техники или ее тактических номеров засекречиваются. Тем не менее (все изложенные данные базируются на фото и видеоматериалах ополчения и данных независимых военных экспертов), достоверно известны, к примеру, следующие боевые эпизоды:

– 2 июня в н.п. Александрова Луганской области при разоружении воинской части ВСУ ополчение уничтожило три ЗиЛ-131, один ГаЗ-66 и захватило БТР-70. Тогда же в районе Славянска был уничтожен (сгорел) минимум один БТР-80 ВСУ;

– 17 июня у ст. Луганское был подбит Т-64БВ, впоследствии отремонтированный ополченцами и введенный в строй. На следующий день у п. Металлист был уничтожен БТР-80 ВСУ, еще две БМП-2 и один БТР-80 попали в руки ополчения;

– 11 июля по позициям 72-й ОМБР и 24-й ОМБР ВСУ у с. Зеленополье Луганской обл. впервые был нанесен массированный удар из БМ-21 (первый случай, когда части ополчения массово применили «Грады» с достаточным количеством боеприпасов). Огнем «Градов» было полностью уничтожено не менее 25 автомашин, три Т-64БВ, два БТР-80, одна ИМР-2, две ЭУ-23-2 и две Д-30;

– 14 июля на дороге у с. Лутугино вблизи Славянска были уничтожены Т-64БМ, БТР-80 и ЗиЛ-131 ВСУ;

– 16 июля в разных местах «Южного Котла» ополченцы захватили две БМП-2 (№258 и 245), четыре грузовика и гаубицу Д-30.

Всего в «Южном Котле» ополченцам к началу августа 2014 г. удалось собрать более 150 единиц ремонтопригодной бронетанковой техники. Причем, еще 20 июня командование ополчения объявило о создании танковой дивизии. Получается, что к этому времени в подразделениях ДНР и ЛНР уже имелось до 250 единиц бронетанковой техники, захваченной у ВСУ.

Разгром, который постиг ВСУ и Нацгвардию в августе 2014 г., был впечатляющим.

Полностью или более чем наполовину были уничтожены 25-я, 95-я и 79-я аэромобильные, 24-я, 51-я и 72-я механизированные бригады ВСУ и большинство участвовавших в «АТО» батальонов Нацгвардии. Киев сначала официально объявил, что с 7 апреля по 29 августа силовые структуры Украины потеряли 789 чел. убитыми и 2789 ранеными. Данная цифра, разумеется, не учитывала пленных и пропавших без вести, при этом только в «Южном котле» осталась неизвестной судьба не менее 2000 военнослужащих. А в «добровольческих батальонах» никакого вменяемого учета потерь вообще никогда не велось. Одновременно ООН признала, что на Юго-Востоке Украины в ходе АТО были убиты 1129 и ранены 3442 мирных жителя. Эти данные неполные, поскольку мирное население продолжало гибнуть и в октябре 2014 г., уже после формального заключения перемирия.

Позднее независимые военные эксперты, со ссылкой на СНБУ Украины, назвали следующие цифры потерь ВСУ и прочих киевских «силовиков» в гражданской войне летом 2014 г.: до 12000 убитых, 19000 раненых и до 5000 пленных и пропавших без вести. Насколько достоверны эти данные, сказать сложно, но до сих пор неизвестна судьба нескольких тысяч украинских военнослужащих, а Киев упорно замалчивает истинные цифры потерь.

Потери ополчения убитыми за аналогичный период, по разным данным, оцениваются не менее чем в 1000 чел. А общее количество убитых и раненых в украинской гражданской войне 2014 г. (считая мирных жителей) оценивается в 45000-50000 чел. К сожалению, эта цифра продолжает увеличиваться.

Самое грозное, но не слишком точное и новое оружие ВСУ – ПУ тактических ракет "Точка-У".

Что касается техники, то, по уточненным данным, к началу сентября 2014 г. (на момент объявления о перемирии) ВСУ и Нацгвардия Украины потеряли: автомашин – 673, тягачей АТ-Л и МТ-ЛБ – 75, танков Т-64 – 258 (в летне-осенних боях 2014 г. ВСУ лишились не менее 4-5 танков Т-64БМ «Булат»), БТР всех типов – 321 (в том числе минимум один БТР-4 и один БТР-3, потерянный 6 сентября у п. Тельманово), БМП-1/2 – 223, БРДМ-2 – 4, БМ-21 – 81, 9К58«Смерч» – 13, 9К57«Ураган» – 15, 2СЗ«Акация» – 4, 2С9 «Нона» – 15, 2С1 «Гвоздика» – 32, 2С19 «Мета» – 7, 2С5 «Гиацинт» – 2, 120-мм минометы – 31, ЭУ-23-2 – 21, 122-мм Д-30-36.

Эта статистика не учитывает, например, технику, потерянную в сентябре-октябре 2014 г. в боях за аэропорт Донецка и на подступах к нему, где у ВСУ было не менее десяти БТР и БМП, и минимум один Т-72 и три Т-64 (один из которых, поданным ополченцев, «еще годился на запчасти»).

В том числе ополченцами было захвачено: автомобилей – 124, танков Т-64 – 65 (в составе сил ополчения к октябрю числилось не менее трех трофейных отремонтированных танков Т-64БМ), Т-72 – не менее 5, БМП-1/2 – 69, БТР всех типов – 39, БРДМ-2 – 2, БМД-1/2 (возможно сюда же входят БТР-Д) – 9, БМ-21 – 24, 9К57«Ураган» – 2, 2С5«Гиацинт» – 2, 2С9 «Нона» – 6,2С1 «Г воздика» – 25,2СЗ «Акация» – не менее 2, 2С19 «Мета» – не менее 1-2, 122-мм Д-30-10, ЭУ-23-2 – 18.

Даже БРДМ-2 не обошла мода на «экранирование». Данная машина прошла доработку в Киеве.

«Мобильный блокпост», изготовленный на базе той же БРДМ-2 в г. Николаеве.

Кроме того, по состоянию на конец августа 2014 г. приводились и такие данные: ополченцы захватили у ВСУ и использовали 43 танка Т-64 (не менее трех успели безвозвратно потерять), около 30 БМП-2 и БМП-1, 24 БТР-80, 8 БТР-70 и 14 БРДМ-2. Безвозвратные потери ВСУ на тот же период оценивались не менее чем в 35 Т-64, 61 БМП и 11 САУ всех типов.

По данным ресурса LostArmour.info, потери ВСУ в бронетанковой технике на октябрь 2014 г. составили: май – 9 ед., июнь – 10 ед., июль – 55 ед., август – 151 ед., сентябрь – 131 ед., октябрь – 44 ед. Потери ополчения: июль – 10 ед., август – 18 ед., сентябрь – 9 ед., октябрь – 6 ед.

Некоторые образцы боевой техники по нескольку раз переходили из рук в руки. Например, минимум три Т-64, захваченных ополчением летом 2014 г, потом опять оказались у ВСУ, а в июле-августе 2014 г. во время боя у погранпункта Мариновка украинская погранслужба заполучила БТР-80 из батальона «Восток» (ранее захваченный у ВСУ). По некоторым данным, этот БТР позднее опять оказался у ополченцев!

Сейчас на Юго-Востоке Украины объявлено довольно хрупкое перемирие, которое не особо соблюдается украинской стороной, похоже, собиравшейся воевать дальше. Во всяком случае, было объявлено что украинские ремзаводы (например, Львовский) в течение октября 2014 г. должны были капитально отремонтировать и ввести в строй ВСУ около 1000 единиц различной бронетанковой техники вместо потерянной в летних боях (сообщается, что уже к началу ноября 2014 г. частично введены в строй около 200 танков и по 200-300 БМП и БТР, правда, практически вся эта техника была выпущена до 1991 г.).

При этом запланирована модернизация всех или почти всех оставшихся на Украине Т-64 до стандарта Т-64БМ «с повышенной защищенностью» и оснащение БТР и БМП «дополнительной навесной броней и противокумулятивными экранами». После проведения этих мероприятий никакого резерва бронетанковой техники на Украине (при отсутствии собственного производства) практически не остается. Кроме того, независимые эксперты отмечают, что летом-осенью 2014 г. ВСУ и Нацгвардия растратили большую часть оставшихся от СССР боеприпасов; запас тактических ракет «Точка-У» и ракет для РСЗО всех типов оценивается как «минимальный».

«Эрзац-БТР» на шасси КрАЗа батальона Нацгвардии «Донбасс».

Бронеавтомобиль КрАЗ «Кугар».

Тягач МТ-ЛБ ВСУ, оснащенный решетчатыми экранами, на трейлере.

Кустарно забронированный КамАЗ карательного батальона «Днепр».

По ряду сообщений, подразделения ВСУ вскоре могут пополниться САУ 2С7 «Пион», снятыми с консервации.

Рассчитывают в Киеве и на военную помощь из-за рубежа. Пока известно минимум два факта поставки Киеву тяжелого вооружения. В июле-августе 2014 г. Венгрия продала (фактически – передала менее чем за 10% их стоимости) Румынии (по другим данным, схема продажи была сложнее: Венгрия передала танки Чехии «с правом модернизации и перепродажи», а потом уже чехи передали эту технику румынам) несколько десятков танков Т-72М из запасов бывшей ВНА «с правом последующей перепродажи»: уже в августе минимум 10-15 танков из этой партии были выгружены в Одессе с иностранных судов. Кроме того, в сентябре (т.е. уже после объявления перемирия) в Киев военно-транспортными самолетами НАТО доставили несколько (скорее всего – по одной батарее) РСЗО LAROM (БМ-21 румынского производства) и «Теруэль» (испанского производства) с боезапасом. В свою очередь, командование ополчения заявило, что в течение сентября-октября техслужбами отремонтировано и введено в строй не менее 100 единиц различной боевой техники из числа оставленной ВСУ на поле боя.

Так что вооруженный конфликт на Юго- Востоке Украины, уже унесший огромное количество человеческих жизней, в том числе простых мирных граждан, не утихает. Чем он закончится, предугадать пока невозможно.

Использованы фото С. Попсуевича, а также из общедоступной сети Интернет, в том числе материалы сайтов «Потери военной техники на Украине» (LostArmour.info) и "Отвага» (olvaga2004.ru).

Ростислав Ангельский

Из книги Техника и вооружение 2008 01 автора

Бронетанковая техника Украины Итоги, потенциал, перспективы… Иллюстрации предоставлены авторомПродолжение. Начало см, в «ТиВ» №12/2007 г.Новые изделия, предлагаемые ХКБМОсновной танк Т-80УД («объект 478Б/478БЭ»)Интерес пакистанских военных к украинским машинам возник в ходе

Из книги Техника и вооружение 2000 07 автора Журнал «Техника и вооружение»

Бронетанковая техника Чехословакии (1920 – 1945 гг.) Часть I Материальная частьПервыми бронированными машинами вооруженных сил только что созданного Чехословацкого государства были бронеавтомобили. Ими оказались два итальянских бронеавтомобиля «Ансальдо» образца 1915

Из книги Техника и вооружение 2000 08 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Техника и вооружение 2000 11-12 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Техника и вооружение 2000 09 автора Журнал «Техника и вооружение»

Бронетанковая техника Чехословакии (1920 – 1945 гг.) Окончание. Начало см. в "ТиВ" № 7,8/2000ГЛАВА VIII. «ХЕТЦЕР» И ДРУГИЕВ 1943 году решено было использовать базу TNH для создания танка-истребителя по типу Jgd Pz.IV. Конструкцию корпуса разработали немецкие конструкторы. В результате

Из книги Техника и вооружение 1998 09 автора Журнал «Техника и вооружение»

Болгарская бронетанковая техника 1933 - 1945 гг. Мы все привыкли к тому, что наша Россия, США, Англия, Германия, Франция традиционно считались и считаются «танковыми» державами мира. Но… танки находились и находятся на вооружении и других стран. Пусть их немного, но и там тоже

Из книги Техника и вооружение 2004 02 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Техника и вооружение 2004 03 автора Журнал «Техника и вооружение»

Бронетанковая техника Индии Кроме танков в Индии на Государственном артиллерийско-техническом заводе в г. Медакс по лицензии строятся боевые машины пехоты БМП-2 под названием Sarath. Первая машина, собранная из комплектующих советского производства, была передана

Из книги Техника и вооружение 2006 07 автора Журнал «Техника и вооружение»

Бронетанковая техника в современных войнах Cepreй Суворов, кандидат военных наук, полковник запасаНа протяжении многих десятилетий мы представляли себе на поле боя бронетанковую технику, и в частности танки, эдакими бронированными лавинами, сметающими все на своем пути.

Из книги Техника и вооружение 2006 08 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Бронетанковая техника СССР 1939 - 1945 автора Барятинский Михаил

Бронетанковая техника СССР 1939 - 1945 Количество боевых машин в Красной армии (по состоянию на 1 января) Год 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 Танки 65 174 1154 1401 4905 7574 10 180 13 339 17 280 18 839 21 110 23 639 23 367 БА 92 152 195 213 244 326 464 1033 1428 1801 2594 4034 4345 История создания советских бронетанковых

Из книги Бронетанковая техника Германии 1939 - 1945 (часть II) Бронеавтомобили, бронетранспортеры, тягачи и спецмашины автора Барятинский Михаил

Трофейная бронетанковая техника в красной армии Использование трофейных немецких танков началось с первых дней Великой Отечественной. Так, например, уже 27 июня 1941 года в самом начале танкового сражения в районе Ровно - Луцк - Броды подвижной группой 8-го

Из книги Бронетанковая техника Франции и Италии 1939-1945 автора Коломиец М.

Бронетанковая техника Германии 1939 - 1945 Легкобронированные боевые машины - бронеавтомобили и бронетранспортеры - в течение всей второй мировой войны являлись весьма важной составляющей вооружения танковых и моторизованных частей и соединений вермахта и войск СС, Они,

Из книги Бронетанковая техника стран Европы 1939-1945 гг. автора Барятинский Михаил

Бронетанковая техника Италии 1939-1945 В период Первой мировой войны единственным видом бронетанковой техники в итальянской армии были бронеавтомобили. Познакомиться станками итальянцы смогли только в 1918 году, когда французы передали им один Schneider и три Renault FT17. От планов

Из книги автора

Бронетанковая техника стран антигитлеровской

Из книги автора

Бронетанковая техника нейтральных государств