Инновационное развитие предприятия. Инновации в России

Развитие инноваций в России – принципиальная позиция руководства страны. Это один из немногих путей выхода из тени сырьевой модели экономики, уменьшающих зависимость от ценовой конъюнктуры на природные ископаемые. Без повышения наукоемкости производства, внедрения более эффективных моделей управления, выпуска уникальной продукции государство не сможет стать одним из локомотивов мировой экономики.

Взгляд в будущее

В России инновационные технологии развиваются поступательно, но заметно медленнее лидеров передового развития. Учитывая важность проблемы, правительство инициировало концепцию среднесрочного развития, известную как «Стратегия 2020». В частности, в ней прописаны сценарии внедрения инновационных проектов.

Одновременно Российская Федерация плотно сотрудничает с партнерами из-за рубежа, имеющими полезный опыт, позволяющий внедрять инновации в экономике России, науке, экологии, производственной сфере. В частности, выделяется проект взаимодействия с Евросоюзом, известный как «Горизонт 2020». Пожалуй, это самая крупная подобная программа с бюджетом 80 млрд евро.

Достижения сегодняшнего дня

Ежегодно реализуются проекты различных масштабов: от крупных (наукограды, инновационный центр Сколково, технопарки) до локальных (на базе уникальных производств, НИИ, вузов). С начала 90-х было создано по всей стране более 1000 объектов инновационной инфраструктуры, включая:

  • 5 особых технико-внедренческих экономических зон;
  • 16 испытательных лабораторий, центров сертификации и других профильных объектов;
  • 10 наноцентров;
  • 200 бизнес-инкубаторов;
  • 29 центров информационно-консалтинговой инфраструктуры;
  • 160 технопарков;
  • 13 центров прототипирования;
  • 9 территориальных инновационных кластеров;
  • более 50 центров инжиниринга;
  • 114 объектов трансфера технологий;
  • 300 центров для коллективного пользования.

Внедряются инновации в России, обеспечивающие развитие науки, включая Фонд перспективных исследований, 14 наукоградов, Федеральное агентство научных организаций, несколько национальных исследовательских центра, Российский фонд научных исследований. Действует система институтов развития, включая ВЭБ-инновации, "Роснано", Сколково, РВК и другие.

Статистика

Инновации в России требуют многомиллиардных инвестиций. В 2007-2014 годах на развитие инфраструктуры и передовых технологий направлено 684 млрд рублей:

  • из резервов по развитию бизнеса вложено 92 млрд рублей;
  • из проектов по капитализации институтов развития выделено 281 млрд рублей;
  • на формирование инновационной инфраструктуры затрачено почти 68 млрд рублей;
  • из гарантийных фондов – более 245 млрд рублей.

К сожалению, КПД инвестиций оказался невысок. Во-первых, государственная инициатива крупным частным бизнесом была поддержана недостаточно, тем самым нарушился важный принцип частно-государственного партнерства. Во-вторых, мало какой серьезный инновационный проект вышел на самоокупаемость.

Проблемы финансирования

В условиях ухудшения макроэкономической ситуации и серьезных проблем с наполняемостью бюджета в 2014-2015 годах выявленные проблемы несоответствия мер господдержки инноваций их вкладу в экономическое развитие страны закладывают основу для сокращения или приостановки финансирования проектов. Инновации в России испытывают финансовый голод, ведь многие объекты имеют высокий уровень зависимости от государственной бюджетной поддержки.

В отличие от ситуации 2008-2009 годов в настоящее время Россия находится в условиях, не позволяющих прогнозировать быстрый выход из экономического кризиса и, соответственно, скорое восстановление бюджетных возможностей по финансированию созданной и запланированной к созданию инновационной инфраструктуры. Согласно прогнозу Минэкономразвития, в 2015 году ВВП сократится на 3%, Всемирный банк прогнозирует сокращение ВВП на 3,8%. Минфин РФ в марте 2015 года внес поправки в федеральный бюджет, согласно которым его доходы сократятся на 16,8% по отношению к изначальному проекту бюджета.

Готовность бизнеса к инновациям

Имеется еще один немаловажный аспект, который указывает на неэффективность госполитики в отношении инноваций. Любой инновационный проект в конечном счете должен быть выгодным. Широко распространена точка зрения, что для структурных изменений в экономике необходима «критическая масса» лиц, заинтересованных в этих изменениях.

Ряд существующих показателей оценивает численность и мощность социального слоя инноваторов в стране на достаточно высоком уровне. Например, согласно исследованию Martin Prosperity Institute, Россия занимает высокое положение по численности креативного класса: по этому показателю страна заняла 13 место среди 82 вошедших в рейтинг стран мира по глобальному индексу креативности.

В то же время есть и другие оценки, указывающие на то, что «критическая масса» инноваторов как достаточного числа физических и юридических лиц, готовых развивать инновационные технологии, в России не сформирована: российская экономика характеризуется высоким уровень монополизации – 801 компания концентрирует 30% ВВП страны. При этом среди малого и среднего бизнеса только 4,8% предприятий реализуют технологические инновации. Около 90% предпринимателей заявили, что не применяют новейшие или новые технологии на своем предприятии. Доля самостоятельно занятого населения (предпринимателей) в России в 2012 году составляла 5,3%, в то время как в среднем по 29 странам Европы – 11,2%. Таким образом, в России формирование «критической массы» продвигающих инновации людей идет низкими темпами.

Сколково

Сколково – самый известный инновационный центр России. Предположительно он станет к 2020 году достойным конкурентом знаменитой «Кремниевой долине» в Калифорнии (США), местом притяжения научных, исследовательских центров, современных производств, использующих нанотехнологии. По задумке, это должна быть целостная экосистема, способная к самоуправлению и саморазвитию.

Инвестиции в проект должны составить 125 млрд рублей, порядка половины средств предполагается привлечь из частных фондов. В будущем 25 000 человек здесь будут работать и жить на территории 2,5 млн м 2 . Насколько полно реализуются смелые задумки, зависит от воли государства и лидеров-инноваторов, готовых рискнуть инвестировать значительные средства в «футурополис», как еще называют Сколково. Первые здания – «Гиперкуб» и «Пирамида» – уже возведены.

Вывод

Реальность такова, что инновации в России внедряются слишком медленно. Инертность мышления и опасения инвестировать в смелые, но не гарантированно выгодные проекты сдерживают развитие страны. Между тем, правительство осознает необходимость модернизаций, и именно центры инноваций могут стать маяками, магнитами, вокруг которых будут формироваться конкретные производства, выпускающие инновационную передовую продукцию.

Инновации на предприятии — форма проявления научно-технического прогресса на микроуровне. Они способствуют обновлению номенклатуры выпускаемой продукции, повышению ее качества в целях удовлетворения потребностей потребителей и максимизации прибыли организации.

Эффективность инновационного (научно-технического) развития предприятия определяют исходя из соотношения эффекта (прибыли организации) и вызвавших его затрат . Выделяют четыре основных вида эффекта от инноваций: технический, ресурсный, экономический и социальный.

На успех реализации инноваций на предприятии влияет множество факторов, среди которых отметим научно-технический потенциал; производственно-техническую базу; основные виды ресурсов; крупные инвестиции; соответствующую систему управления. Правильное соотношение и использование этих факторов, а также тесная взаимосвязь через систему управления между инновационной, производственной и маркетинговой деятельностью фирмы приводят к положительному результату осуществления инновационной стратегии.

Инновационное развитие предприятия — основа повышения эффективности его деятельности

— конечный результат внедрения новшества в целях изменения объекта управления и получения экономического, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Научно-технический прогресс — это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда. Он является важнейшим средством решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, охрана окружающей среды, а в итоге — повышение благосостояния нации. НТП имеет большое значение для обеспечения системы национальной безопасности и обороны.

В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах (табл. 1).

Таблица 1 Формы научно-технического прогресса

Форма НТП

Срок и сущность

Характеристика

Эволюционная

Может длиться достаточно долго и обеспечивать существенные экономические результаты (особенно на начальных этапах)

Постепенное и непрерывное совершенствование традиционных технических средств и технологий; накопление базы для коренных преобразований

Революционная

Происходят качественные изменения в материально- технической базе производства в относительно короткие сроки. Способствует быстрому развитию производств, определяющих техническое перевооружение национальной экономики

Базируется на достижениях науки и техники. Характеризуется использованием новых источников энергии, широким применением электроники, новых технологических процессов, прогрессивных материалов

Взаимосвязь этих двух форм проявляется в следующем: научно- технический прогресс, являясь основой коренных преобразований в области науки и техники, постоянно совершенствует революционные изобретения, т.е. способствует научно-технической революции. Например, изобретенный двигатель внутреннего сгорания дал мощный толчок развитию автомобилестроения. Последние усовершенствования автомобильной техники все больше приближают производителей к новому рывку, отказу от бензинового и дизельного двигателей. Научно-техническая революция, в свою очередь, ускоряет научно-технический прогресс, выводит его на качественно новый уровень. Яркий пример — развитие сельского хозяйства после изобретения и внедрения электричества (инкубаторы для домашней птицы, доильные аппараты, автоматическая система кормления животных и птиц и т.п.).

Эффективность инновационного (научно-технического) развития организации определяют исходя из соотношения эффекта и вызвавших его затрат (рис. 1). Эффективность — относительная величина, измеряемая в долях единицы или в процентах и характеризующая результат произведенных затрат. Критерий эффективности — максимизация эффекта (прибыли) при заданных затратах или минимизация затрат (издержек производства) на достижение заданного эффекта.

Таким образом, инновационное развитие организации тесно связано с ее инвестиционной деятельностью. Значительные инвестиции требуются как для того, чтобы довести результаты научно- исследовательских работ (лабораторные технологии) до промышленной готовности (промышленные или опытно-промышленные технологии), так и для покупки готовой промышленной технологии (которая гораздо менее капиталоемка).

Рис. 1. Эффективность инновационного развития (ИР) организации

Объем инвестиций зависит от особенностей инновационного процесса, таких, как множество вариантов достижения цели, высокий уровень риска при внедрении инновации, низкий уровень прогнозных оценок результата, потребность в обработке больших объемов информации для построения инновационной стратегии фирмы и др.

В последние годы большое значение имеет системное реформирование российских предприятий. Следует кардинально изменить технологию производства, что связано с инновационной стратегией предприятий, организаций и фирм, что важно в условиях рыночной экономики, характеризующейся быстрым изменением конъюнктуры и активной конкурентной борьбой предприятий. Эффективная разработка и внедрение инноваций позволяют предприятию успешно функционировать в уже освоенных областях и открывают возможности выхода на новые направления. На успех реализации инноваций в организации влияют:

  • научно-технический потенциал;
  • производственно-техническая база;
  • основные виды ресурсов;
  • крупные инвестиции;
  • соответствующая система управления.

Правильное соотношение и использование этих факторов, а также тесная взаимосвязь через систему управления между инновационной, производственной и маркетинговой деятельностью фирмы приводят к положительному результату осуществления инновационной стратегии.

В основе формирования инновационных стратегий лежат общие социально-экономические цели и инновационные задачи организации. Получение прибыли и ее максимизация — основополагающая цель организации в рыночных условиях. Для ее достижения организация определяет конкретные цели более низких порядков. Среди общих социально-экономических целей второго уровня можно отметить:

  • рост масштабов производства;
  • рост доли рынка;
  • стабилизацию положения на рынке;
  • освоение новых рынков (табл. 2).

Правильно сформированный портфель инновационных стратегий способствует более рациональному распределению ресурсов и, соответственно, влияет на эффективность деятельности организации в целом. Однако разработка и внедрение инновационной стратегии во многом зависят от факторов внешней среды организации. При стратегическом планировании необходимо учитывать и инновационный потенциал конкурентов, и отношение государства к инновационной деятельности организации, и общую научно-техническую, экономическую, политическую и социальную атмосферу в стране.

Основные направления инновационного развития организации

Основные направления инновационного развития предприятия в современной экономике:

  • комплексная механизация и автоматизация;
  • химизация;
  • электрификация;
  • электронизация производства;
  • внедрение новых материалов;
  • освоение новых технологий (рис. 2).

Таблица 2 Формирование инновационной стратегии в организации

Цель организации

Задача организации

Сущность инновационной стратегии организации

Рост масштабов производства:

  • Бурный рост (больше 20% в год)
  • Очень высокий (20%), высокий (10%) рост
  • Средний (5 %), малый (ниже 5%) рост
  • Серьезная реконструкция, расширение или новое строительство
  • Выход на рынок нового продукта и освоения уже созданных и введенных в строй мощностей
  • Производство продукта, находящегося в начале стадии зрелости (т.е. в конце стадии роста)
  • Проектирование и приобретение нового оборудования; разработка новых видов продукции и новых технологических процессов
  • Совершенствование действующих технологических процессов и модификация продукции; научно-техно- логические заготовки для будущих периодов
  • Обеспечение совершенствования действующих технологических процессов в целях снижения себестоимости, улучшения продукта и подготовки к выходу на рынок новых изделий

Рост доли на рынке

Производство взаимосвязанных продуктов; рост объемов производства; вытеснение с рынка конкурентов

Повышение технического уровня производства, научно-техническое обеспечение вывода на рынок продуктов с характеристиками, превосходящими характеристики конкурентов. Разработка инноваций по устойчивому снижению издержек производства продукции до более низкого уровня, чем у конкурентов

Стабилизация положения на рынке

Следование жизненному циклу продукции; своевременный вывод продуктов на рынок; поддержание на низком уровне себестоимости продукции

Достижение высокого технического уровня продукции и технологий; обеспечение соответствия жизненного цикла продукта циклам НИОКР

Освоение новых рынков

Освоение производства новых продуктов, позволяющих удовлетворять требования различных рынков; мобильный научно- технический потенциал, способный переключаться на решение разноплановых задач

Разработка дифференцированных продуктов и процессов; научно-техническое обеспечение процессов вывода товара на рынок

1. Комплексная механизация и автоматизация производства — широкое внедрение взаимосвязанных и взаимозависимых машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства,операциях и видах работ. Она способствует интенсификации производства, росту , сокращению доли ручного труда в производстве, облегчению и улучшению условий труда, снижению трудоемкости продукции. Таким образом, механизация вытесняет ручной труд и заменяет его машинами в основных и вспомогательных технологических операциях.

В процессе развития механизация прошла несколько этапов: от механизации основных технологических процессов, отличающихся наибольшей трудоемкостью, к механизации как основных, так и вспомогательных технологических процессов (комплексная механизация).

Автоматизация производства означает применение технических средств в целях полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Автоматизация может быть:

2. Химизация производства — совершенствование производственных процессов в результате внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества. Это снижает издержки производства и повышает эффективность деятельности организации на рынке. Пример — лаки и покрытия «нового поколения», химические добавки, синтетические волокна, легкие и прочные пластмассы.

3. Электрификация производства — широкое внедрение электроэнергии как источника питания производственного силового аппарата. На основе электрификации осуществляют комплексную механизацию и автоматизацию производства, внедряют прогрессивную технологию. Электрофизические и электрохимические способы обработки дают возможность получить изделия сложных геометрических форм. Лазеры широко применяют для резки и сварки металлов, термообработки.

4. Электронизация производства — обеспечение всех подразделений организации высокоэффективными средствами электроники — от персональных компьютеров до спутниковой системы связи и информации. На базе ЭВМ и микропроцессоров создают технологические комплексы, машины и оборудование, измерительные, регулирующие и информационные системы, ведут проектно-конструкторские работы и научные исследования, осуществляют информационное обслуживание, обучение. Это повышает производительность труда, сокращает время получения информации, увеличивает скорость производственного процесса.

5. Создание и внедрение новых материалов, обладающих качественно новыми эффективными свойствами (жаропрочностью, сверхпроводимостью, коррозионной и радиационной стойкостью и т.п.), позволяет повышать конкурентоспособность производимой продукции. Это, в свою очередь, положительно отразится на показателях прибыли организации.

6. Освоение новых технологий решает многие производственные и социально-экономические проблемы. В производственном процессе принципиально новые технологии позволяют увеличить объем выпускаемой продукции, не привлекая дополнительные факторы производства. Развитие новых биотехнологий поможет решить проблемы голода в развивающихся странах, борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур без ущерба экологии, обеспеченности сырьем всех регионов мировой экономики, создания безотходного производства.

Отечественные предприятия в условиях спада производства в период экономических реформ столкнулись с серьезной проблемой в области инновационного развития. Основные сложности были вызваны отказом финансирования НИОКР со стороны государства, что привело к временному замораживанию этого вида деятельности организации. Однако сегодня многие российские предприятия начали адаптироваться к рыночным условиям, и наметился некоторый подъем отечественной промышленности. Переход предприятий на самофинансирование, привлечение отечественных и иностранных инвесторов побудило к инновационной деятельности предприятий. Кроме того, руководители промышленных предприятий осознали, что стратегическое планирование в области инноваций является основополагающим элементом повышения эффективности деятельности фирмы в рыночных условиях хозяйствования. В связи с этим часть внутренних инвестиций стали направлять на инновационное развитие предприятия.

Инновации, тем не менее, требуют не только значительных инвестиций, но и эффективного управления в целях получения положительного результата от их применения.

В настоящее время цели инновационного развития и научно-технического прогресса стали доминировать и подчиняют себе государственную политику и экономику. Инновация сегодня представляется как условие экономического роста и развития общества.

Каковы источники экономического роста? Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами, четыре из которых связанны с физической способностью экономики к росту.

Перечислим их:

1) количество и качество природных ресурсов;
2) количество и качество трудовых ресурсов;
3) объем основного капитала;
4) технология.

Эти четыре фактора экономического роста можно объединить под названием факторов предложения. Именно они делают рост производства физически возможным. Только доступность большего количества лучших по качеству ресурсов, включая технологический потенциал, позволяет увеличить производство реального продукта. В данном аспекте, ввиду ограниченности ресурсов, развитие технологии и технологического потенциала начинает занимать приоритетное место среди всех факторов экономического роста.

Особенно актуально применение инноваций как стратегического фактора экономического роста для регионов России, обладающих достаточно высокими интеллектуальными и промышленными потенциалами. Их развитие связано не только с использованием передовых технологий, но и с возможностью их создания и освоения.

Исследование особенностей инновационной деятельности регионов требует, прежде всего, изучения таких основных понятий, как инновация и их классификация, инновационный процесс и его составляющие, инновационная деятельность.

Проведенный анализ показал, что понятию инновация присущи следующие свойства: комплексность; последовательность; новизна; эффективность.

Таким образом, исходя из проведенного анализа, наиболее полным и всеобъемлющим представляется, на наш взгляд, следующее определение:

Инновация - это комплексная деятельность, с участием различных взаимосвязанных друг с другом субъектов, конечным результатом которой является практическое внедрение новшества, научных исследований, новой техники, технологии с целью получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Инновации можно классифицировать по следующим признакам:

1) по уровню новизны - базисные, улучшающие, псевдо инновации;
2) по характеру - продуктовые, технологические, организационно-управленческие;
3) по результативности - высоко средне-, низкорезультативные;
4) по степени риска - высоко-, средне низкорисковые;
5) масштаб внедрения - трансконтинентальные, транснациональные региональные, местные, отраслевые, новые для предприятия;
6) по области внедрения - в сфере науки, образования, социальной сфере, в производстве;
7) вид получаемого эффекта - научно-технический, социальный, экономический, комплексный.

С понятием инновации тесно связаны категории инновационной деятельности и инновационного процесса.

Сущность инновационного процесса, заключается в том, что его следует рассматривать как цепь событий, в ходе которых новшество вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике, либо удовлетворяет потребности человека.

Основные этапы и характеристики инновационного процесса представлены следующим образом:

На первом этапе проводятся фундаментальные исследования (в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях). Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.

На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета, так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большей долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного результата. Именно с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных средств, поэтому инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации, занимающиеся рискоинвестициями, - рискофирмами (венчурными).

На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.

Развивая на своей территории инновационную деятельность и всемерно содействуя в масштабах имеющихся сил и средств ее осуществлению, регионы, даже обладающие относительно скромным по количественным параметрам и техническим потенциалом, реально смогут решать две принципиально важные задачи. Во-первых, эта деятельность будет создавать региону возможности для решения имеющихся в нем проблем социально-экономического развития на современном передовом уровне с наименьшими затратами времени и средств. Во-вторых, она сама станет источником сохранения, а в дальнейшем и возникновения новых рабочих мест в сфере науки и техники, снижения социальной напряженности, даст возможность поддержки существовавших прежде научных традиций и школ через участие в этом процессе талантливой молодежи, т.е. послужит решению целого ряда острых социальных и экономических проблем, связанных с трудностями и особенностями современного периода.

Следовательно, можно сделать вывод, что инновационное развитие региона, осуществляемое через активизацию в нем инновационной деятельности, является одновременно и инструментом для решения задач его социально- экономического развития и составной неотъемлемой частью самого этого развития.

Для развития региона на инновационной основе развития необходимы четыре исходных условия:

– технологический и интеллектуальный потенциал, достаточный для запуска инновационного процесса;
постоянный рост числа участников инновационной «цепочки», в том числе в результате вовлечения в нее новых социальных групп;
институциональная система (включающая как формальные, так и неформальные элементы), ориентированная на инновационное развитие;
– востребованность инноваций хозяйствующих субъектов, физических лиц, национальной инновационной системы в целом.

К перечисленным условиям так же можно добавить следующие факторы регионализации инновационного развития: кадровое обеспечение; социальные и экологические проблемы инноваций; формирование инновационной инфраструктуры; преимущественно региональный характер малого инновационного предпринимательства; социально-правовые вопросы регулирования инновационной активности; защита интеллектуальной собственности; влияние внешнеэкономических связей на инновационную активность; количественный и качественный состав занятости и т.д.

Прежде всего, эти факторы влияют на инновационное развитие региона через кадровую составляющую и систему образования. Развитый вузовский и научный сектор региона служат важнейшей интеллектуальной предпосылкой развития человеческого капитала и повышения уровня инновационного потенциала.

Человеческий капитал, который характеризуется уровнем интеллектуального и духовного развития, квалификации, инновационных способностей, профессионального мастерства и добросовестности, приобретаемых в процессе воспитания, образования и трудового опыта является элементом невещественного богатства общества и взаимосвязан с инновационной составляющей экономического развития страны.

Для повышения качества человеческого капитала нужны институты, обеспечивающие своевременную и адекватную реакцию экономики и общества на изменения профессиональной структуры рабочей силы и спроса на нее. В России такие институты еще не развиты, что делает проблему структурного дисбаланса российского рынка труда особенно острой. В развитых рыночных экономиках именно такие институты обеспечивают устойчивые и эффективные связи между работодателями, образовательными учреждениями и населением и, соответственно, быструю адаптацию трудовой сферы к изменениям в экономике.

Следует отметить и очевидные минусы профессионально-квалификационных стандартов, обусловленные, в частности, недостаточным участием работодателей в их формировании. Разрыв между профессионально-квалификационными и образовательными стандартами можно объяснить и отсутствием стабильных связей между работодателями и учреждениями профессионального образования.

В настоящее время в результате переосмысления значения системы образования в экономике страны ведется активная работа по привлечению инвестиций в данную стратегически важную отрасль. Теория человеческого капитала, согласно которой образованность, знания и квалификация наемных работников являются важнейшими факторами, влияющими на рост эффективности производства, приобрела новое дыхание.

Благодаря интеллектуальным и информационным технологиям знания, воплощенные в человеке, носят универсальный характер и являются мировым достоянием. В то же время особенностью современного периода, определяющей динамизм экономики, выступает упор на массовое формирование творческой индивидуальности, способной к созданию инноваций и принятию инновационных решений в различных сферах деятельности.

Транзитивная экономика настоятельно требует быстрого изменения качества человеческого капитала. Ресурсов для этого у предприятий явно не достаточно. Разорвать данный порочный круг без активного участия государства невозможно (хотя полагаться только на него было бы не реалистично). Задачи государства в этой сфере состоят в разработке государственной политики по направлениям повышения качества человеческого капитала на федеральном и региональном уровнях и осуществлении соответствующего законодательного и административного регулирования.

Формирование благоприятной инновационной среды - долгий процесс, требующий значительных инвестиций. Без поддержки со стороны государства, развитие инновационных процессов сильно затруднено. Государство является непосредственным участником инновационной деятельности, в первую очередь как субъект, осуществляющий управление этой деятельностью и ее поддержку.

Для достижения эффективной работы инновационной системы субъекты экономической деятельности, в том числе, государство, должны быть заинтересованы в принятии участия во всех звеньях цепочки: фундаментальная наука – прикладные разработки – опытно-конструкторские разработки – опытное производство – серийное производство и выход на рынок. Только государство не может, да и не должно вкладывать огромные средства по всей цепочке: от фундаментальных исследований до рыночной реализации. Но создать условия, чтобы производственный сектор был чувствителен к новым идеям, разработкам и мог воплотить передовые идеи в товар, пользующийся спросом на рынке, является основной государственной задачей.

Меры воздействия государства в области инноваций можно разделить на прямые и косвенные. Их соотношение определяется экономической ситуацией в стране и с избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание «кейнсианского» подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества. В период подъема экономики берет вверх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил. Как отмечают большинство современных исследователей в области инновационного развития, рынок не способен обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку, тем самым, указывая необходимость государственного регулирования инноваций.

Отметим принципиальные особенности государственного стимулирования коммерциализации в высокотехнологичной сфере:

1. Поддержка инновационной деятельности должна осуществляется на всех ее стадиях (от выполнения научно-исследовательской работы до реализации технологической продукции (услуг)). Государством должен предлагаться целый спектр программ в зависимости от стадии развития технологии.
2. Многокомпонентная поддержка инновационной деятельности должна осуществляться с учетом региональных особенностей и государственных приоритетов. Каждая из стадий развития и преобразования знаний нуждается в финансовой, консультационной, информационной и других видах поддержки.
3. Большое внимание необходимо уделять программам, переводящим результаты исследований и разработок в стадию коммерческого приложения, а также комплексным программам поддержки начинающих технологических компаний. Государство, участвуя в гарантировании рисков и финансируя высокорисковые проекты, тем самым не подменяет собой бизнес, а компенсирует «провалы рынка».
4. Государству необходимо активно поддерживать развитие связей науки с промышленностью через финансирование кооперативных НИОКР на доконкурентных стадиях. При этом сотрудничество выгодно как научным организациям, так и бизнес-сектору. Существенным стимулом в таких программах является передача прав на исследования и разработки, созданные за счет бюджетных средств, в промышленность для ее последующей коммерциализации.
5. При создании инновационной инфраструктуры важно строить не только те элементы, которые непосредственно относятся к сфере науки и технологического производства. «Внешняя» инфраструктура - состояние дорог, аэропортов, других коммуникаций - должны быть привлекательными для потенциальных инвесторов, а не служить препятствием инновационному развитию.

Основными регулирующими функциями органов исполнительной и законодательной власти в инновационной сфере являются:

Аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
- координация инновационной деятельности;
- стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
- создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
- институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
- повышение общественного статуса инновационной деятельности;
- обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
- региональное регулирование инновационных процессов;
- формирование на федеральном и региональном уровнях научно-инновационной инфраструктуры.

Для реализации этих функций используются следующие меры экономической и бюджетной политики: включение затрат на исследования и разработки частного сектора в себестоимость продукции; списание значительной части научного оборудования по ускоренным нормам амортизации; применение системы адресных налоговых льгот, нацеленных на постоянное наращивание объема научных расходов в крупных корпорациях и на привлечение мелкого и среднего бизнеса к инновационной деятельности в сфере новых технологий; льготное кредитование научно-технических разработок и долевое финансирование крупных проектов, создание институциональных условий для развития венчурного финансирования; безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для организации инновационных предприятий (в основном в сфере образования или для мелкого и среднего бизнеса), а также для создания научной инфраструктуры в регионах.

Необходимо отметить, что основная роль по взвешенному регулированию инновационных процессов должна лечь на региональные органы управления. В этой связи, основная задача региональной политики – обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, создать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Поэтому, в рамках административно-правового обеспечения научно-технического и инновационного развития региона, главным является формирование институциональных и законодательных условий поддержки и стимулирования инвесторов, инновационных предприятий, в осуществлении институциональных преобразований. В данном случае инструментами реализации региональной политики должны выступать: административно-управленческие; средства сдерживания размещения новых предприятий в перенаселенных районах; пространственное распределение экономической деятельности государства; финансовое стимулирование компаний (в виде дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, финансовые льготы, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т.п.); организация физических инфраструктур и «мягкие» меры стимулирования развития (создание благоприятной бизнес-среды, поддержка информационных сетей, консалтинговой деятельности, образования, научных исследований и технических разработок).

Говоря об обеспечении устойчивого развития инновационной среды необходимо отметить, что важным элементом является формирование разветвленной инновационной инфраструктуры. Под инновационной инфраструктурой понимается совокупность всех систем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих различные услуги субъектам инновационной деятельности.

Обычно выделяются следующие виды инновационной инфраструктуры:

– финансовая - различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний;
– производственно-технологическая (или материальная) - технопарки, иннованионно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.;
– информационная - собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги);
– кадровая - образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;
– экспертно-консалтинговая - организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).

Важной частью формирующейся национальной инновационной системы должен стать сектор малого инновационного предпринимательства, выполняющий ведущую роль в апробации и освоении новейших и наиболее рисковых технологий. Гибкость, способность при необходимости быстро перестроиться, вырасти или, наоборот, свернуться делает этот сектор более конкурентоспособным. Сектор малого инновационного предпринимательства является движущей силой инновационного развития высокотехнологичных отраслей промышленности.