Российская экономика в начале XX века: основные тенденции развития. Особенности развития российской экономики в конце XX — начале XXI веков


Развитие промышленности.

К началу XX в. Россия представляла собой среднеразвитую страну, второго эшелона” капиталистического развития. В отличие от стран, первого эшелона” (Англии, Франции) она вступила на путь капитализма значительно позже – лишь в середине XIX века. Поэтому ее экономическое развитие носило догоняющий характер, появлявшийся как в высоких темпах, так и определенной деформации его фаз и стадий. Одной из значительных особенностей была ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны.

Переходный характер экономики, сохранение в ней значительных пережитков феодализма обусловливали ее многоукладность. В начале века в ней сосуществовали натурально – патриархальный, полукрепостнический, мелкотоварный, частнокапиталистический, монополистический, а несколько позже – государственно – монополистический социально – экономические уклады. Причем роль докапиталистических укладов в целом была весьма значительной. Это во многом объясняет тот факт, что достаточно высокие и устойчивые темпы экономического развития начала века сочетались с низкими качественными показателями развития экономики (производство промышленной продукции на душу населения, производительность труда, техническая оснащенность). Специфика российской экономики проявлялась и в активной роли государства и государственного регулирования, широком проникновении иностранного капитала, высокой концентрации производства и рабочей силы. Наконец, российская буржуазия, не имевшая политической власти, ощущала противодействие многим своим экономическим начинаниям со стороны самодержавно – помещичьего государства, становившегося тормозом на пути экономического прогресса страны. Все это объясняло остроту проблем модернизации российской экономики, ее индустриализации и все более обостряющегося аграрного вопроса.

Одной из особенностей экономического развития России было наличие огромного государственного сектора экономики. Его ядро составляли так называемые казенные заводы, которые удовлетворяли, прежде всего, военные нужды государства. В начале XX в. около 30 крупнейших заводов принадлежали различным ведомствам и финансировались государством. Среди них – Тульский, Ижевский, Сестрорецкий, Обуховский, Ижорский и др.

Все эти предприятия были исключены из сферы рыночной экономики, из стихии свободной конкуренции. Единственным заказчиком и покупателем продукции казенных заводов являлось государство, а управлялись они государственными чиновниками. Возникновение таких предприятий было связано не с какими – то новейшими явлениями, обусловленными индустриализацией, а с традиционными экономическими отношениями, идущими от государственных мануфактур Петра I.

Кроме того, государству принадлежало свыше двух третей железнодорожной сети, огромная площадь земельных и лесных угодий.

Государственное хозяйство быстро росло: в 1900 г. доходы от него вместе с винной монополией составляли 0,8 млрд. руб., а в 1913 г. – 2 млрд., что составляло соответственно 47 и 60 % доходов государственного бюджета.

Государство активно вмешивалось во все сферы хозяйственной деятельности частных предприятий, стимулировало железнодорожное строительство, развитие черной металлургии, угольной промышленности. Правительство принудительно регулировало цены, обеспечивало защиту молодой российской промышленности от конкуренции путем установления высоких таможенных пошлин. Государство раздавало частным компаниям и фирмам казенные заказы, предоставляло им кредиты через Государственный банк.

В начале XX века государство взяло на себя также функцию создания благоприятных условий для привлечений в страну иностранного капитала. Именно с этой целью была проведена в 1987 г. финансовая реформа, которая вела золотое обеспечение рубля, его свободную конвертируемость.

Иностранный капитал.

Особая заинтересованность России в притоке иностранного капитала объяснялась тем, что страна несла огромное бремя непроизводительных расходов: на содержание царского двора, полиции, армии и флота, огромного бюрократического государственного аппарата. Иностранный капитал поступал в страну путем непосредственных капиталовложений в виде государственных займов, продажи ценных бумаг на финансовых рынках. Иностранные инвестиции в российскую экономику составляли почти 40 % всех капиталовложений. Немецкие предприниматели предпочитали создавать в России филиалы действовавших в Германии крупных фирм. Излюбленными сферами их деятельности были электротехника, химические производства, металлургическая и металлообрабатывающая промышленность, торговля. Французские капиталы направлялись в Россию главным образом через банки. Они действовали преимущественно в угольной и металлургической промышленности Донбасса, металлообработке и машиностроении, добыче и переработке нефти. Английские капиталы обосновались в нефтяной промышленности, добыче и выплавке цветных металлов.

Таким образом, наиболее передовые отрасли промышленности, определявшие лицо индустриализации, развивались, как правило, с участием иностранного капитала. Однако это не привело к созданию иностранных зон влияния, к полной или даже частичной зависимости России от иностранных компаний и государств. Иностранные фирмы, компании, банки не вели в России самостоятельной экономической политики, не имели возможности влиять на принимаемые политические решения.

Приток иностранного капитала сопровождался процессом сращивания его с капиталом отечественным, создавая тем самым реальные предпосылки включения России в мировую экономическую систему. В тоже время широкое проникновение иностранного капитала имело и свои минусы: часть накоплений, которая могла бы умножить национальное богатство страны, расширить возможности капиталовложений в экономику, повысить жизненный уровень населения, уплывала за границу в виде прибылей и дивидендов.

Формирование государственно – монополистического капитализма.

В конце XIX – начале XX века европейские страны потряс мощный экономический кризис. Выход из него был мучительным и трудным, но в то же время он продемонстрировал высокие адаптационные способности капиталистического производства. Ответом капиталистической экономики на разрушающие последствия кризисов, обусловленных свободной конкуренцией, стало создание монополистических объединений. И если европейское индивидуализированное сознание с большим трудом воспринимало новые явления в экономике, то в России этот процесс принял как бы естественный характер. Российская экономическая система в силу своих особенностей (традиционно сильные позиции государственного сектора, изначально высокий уровень концентрации производства, широкое проникновение иностранного капитала и пр.) оказалась очень восприимчива к монополистическим тенденциям.

Преобладание мелкого и среднего производства предполагает свободную конкуренцию, в условиях которой каждый предприниматель сам сражается за рынок сбыта для своей продукции. Высокая же концентрация производства открывает пути к образованию монополи. У владельцев крупных предприятий в отдельных отраслях промышленности появляется реальная возможность установить контроль над рынком, обеспечивая себе максимальные прибыли. Для этого им нужно лишь договориться между собой о том, сколько произвести продукции и какую цену на нее назначить.

Первые монополистические объединения и союзы появились в России еще в 80 – х гг. XIX века. А в начале XX века они становятся основой промышленной жизни страны. Монополистические союзы договариваются об условиях продажи товаров, сроках платежей, определяют количество производимых продуктов, устанавливают цены, делят между собой рынки сбыта и сырья, распределяют между предприятиями доходы и прибыль. В соответствии со своими основными функциями монополии имеют различные формы: синдикаты, картели, тресты, концерны.

Преобладающей формой монополистических союзов в России были синдикаты. Они создавались в виде акционерных компаний, съездов и обществ фабрикантов и заводчиков, контор по продаже товаров и т.п. Однако перед первой мировой войной во многих отраслях промышленности стали создаваться тресты, преимущественно с участием иностранных компаний.

Возникшие в России монополии тотчас же провели борьбу за полное подчинение своему господству ведущих отраслей хозяйства. Так, синдикат,Продамет”, объединявший в 1901 году, в момент своего возникновения, 12 металлургических заводов юга России, в 1904 году контролировал сбыт 60 %, а 1912 году – около 80 % металлургической продукции страны. Синдикат,Продуголь” контролировал почти всю каменноугольную промышленность, синдикаты,Продвагон” и,Гвоздь” держали под контролем до 97 % соответствующей продукции, производимой в России, картель,Нобель – Мазут” безраздельно господствовал в нефтяной промышленности.

Одновременно шел процесс монополизации банков. Пять крупнейших банков имели до сотни филиалов каждый, в том числе в Париже, Лондоне. К 1913 г.они сосредоточили до половины финансовых ресурсов всех российских банков. По мере укрепления позиций российских банков меняется и их место в экономике страны – они начинают теснить иностранные капиталы, закрепляя за собой роль основных инвесторов отечественной промышленности.

Вступление российских банков на путь финансирования промышленности положило начало сращиванию банковского и промышленного капиталов и появлению финансового капитала. Активнее всего этот процесс шел в тяжелой промышленности. Так, под эгидой Петербургского международного банка возникли тресты,Коломна – Сормово” и,Наваль – Руссуд”; в сфере интересов Русско – Азиатского банка оказался военно – промышленный концерн, организационным центром которого был Путиловский завод.

Появление монополистических объединений нового типа свидетельствовало о том, что процесс сращивания банковского и промышленного капиталов, начавшийся еще в конце XIX века, вышел теперь на новый уровень. В годы промышленного подъема крупные банкиры – А. И. Путилов, А. И. Вышнеградский, А. И. Утин и др. входят в правления многих промышленных предприятий; ведущие предприниматели в свою очередь оказываются неразрывно связаны с банками. Так складывалась финансовая олигархия, прибравшая к своим рукам огромные финансовые средства и основные промышленные мощности.

Облегченным оказался для России проходивший во всех индустриальных странах процесс сращивания интересов государства с интересами монополий, получивший название государственно – монополистического капитализма. Так, правительство, например, активно занималось регулированием сахарного производства, пойдя на этот шаг под влиянием настойчивых просьб крупнейших сахарозаводчиков.

В тоже самое время целые пласты русской экономической жизни оказались вне зоны модернизации. Речь идет о той кустарной, ремесленной и промысловой России, которая существовала как бы параллельно с фабрично – заводским производством, являясь по сути придатком сельского хозяйства. И хотя крупная фабрично – заводская промышленность занимала в целом ведущее место (стоимость валовой продукции – 7,3 млрд. рублей, число предприятий – 29,4 тыс.), мелкая промышленность имела устойчивые позиции в российской экономике. На 150 тыс. Предприятий работало 600 тыс. ремесленников и кустарей, выпускающих продукции на 700 млн. рублей в год. А в зимние месяцы занимались промыслами еще 3,5 – 4 млн. человек. В таких отраслях, как хлебопекарная, обувная, строительная, швейная, кожевенная, преобладала продукция мелких заведений.

Значительный удельный вес докапиталистических форм промышленности был обусловлен спецификой сельскохозяйственного производства, природно-климатическими условиями страны. Короткий цикл сельскохозяйственных работ делал неизбежным совмещение крестьянского труда с промыслово-ремесленным. Да и недостаточный уровень развития фабрично – заводского производства поддерживал устойчивый спрос на изделия кустарей и ремесленников.

Сельское хозяйство:, оскудение центра”.

В середине 90 – х годов XIX века, после некоторого упадка, вызванного снижением цен на хлеб на мировом рынке, начинается подъем сельскохозяйственного производства в стране. к началу XX века Россия занимала первое место в мире по общему объему сельскохозяйственной продукции. На ее долю приходилось 50 % мирового сбора ржи, около 20 % - пшеницы и 25 % мирового экспорта зерна. Чистые среднегодовые сборы (т.е. валовые сборы минус семена) хлебов и картофеля увеличивались к началу века (1900 – 1904) по сравнению с 70 – ми годами XIX века на 46,8 %, а в перерасчете на душу населения – на 18,9 %. Еще более быстрыми темпами увеличивалось производство сахарной свеклы, льна, всех технических культур. Росли поголовье и продуктивность скота.

Но тем не менее положение в сельском хозяйстве вызывало озабоченность у общества. Дело в том, что весь прирост продукции приходился лишь на незначительную часть крестьянских хозяйств и помещичьих имений. Помещичьи хозяйства давали примерно 12 % валового сбора зерна и 22 % товарного хлеба, т.е. основным производителем сельскохозяйственной продукции являлось крестьянство. Но не все, а лишь 15 – 20 % зажиточных хозяйств, на долю которых приходилось 30 – 40 % валового сбора зерна и до 50 % товарной продукции. Причем в Центральных губерниях России прослойка таких хозяйств была весьма незначительна. Здесь преобладали в основном полусередняцкие и бедняцкие хозяйства, не производившие товарной продукции, а если и продававшие хлеб на рынке, то в ущерб собственному питанию. Это явление было названо, оскудением центра”. Его катастрофическим следствием был массовый голод в неурожайные годы, о котором давно забыла Европа. Но не потому, что в стране не было хлеба, а потому, что в связи с ростом цен на него у крестьян не хватало денег на его покупку. Вот почему в неурожайные годы общественность занималась в основном сбором денег для голодающих.

Бедственное положение большинства крестьянских хозяйств вызывало беспокойство и у правительства. Но его волновали лишь два аспекта этой проблемы:

1) невозможность поднять налоги и рост недоимок по уже имевшимся налогам и платежами

2) бесконечные крестьянские волнения.

В начале XX века на огромном российском пространстве было разбросано более 20 млн. крестьянских хозяйств и 130 тыс. помещичьих имений. На каждое крестьянское хозяйство приходилось в среднем чуть больше 6 десятин земли, а на каждое помещичье – около 370 десятин. При этом помещичьи земли использовались крайне не эффективно – их обрабатывалось всего лишь 10 %. По подсчетам специалистов для нормального существования семьи из 6 человек в черноземной полосе требовалось 8,5 десятин пашни, 1.5 десятин луга, 0,5 десятин огорода, т.е. 10,5 десятин. Эти показатели и являлись экономическим обоснованием крестьянского требования передачи им части помещичьей земли.

Ситуацию в деревне осложняли также еще два взаимосвязанных обстоятельства: аграрное перенаселение и существование общины.

С течением времени недостатки общинного землевладения становились все более очевидными: община, спасавшая слабых, тормозила деятельность крепких, хозяйственных крестьян; она способствовала уравнению, но препятствовала повышению общего благосостояния деревни.

Таким образом, главной проблемой российской экономики стала проблема расширения модернизационного пространства за счет подключения к нему прежде всего аграрного сектора. Промедление в решении этой насущной экономической задачи грозило революционным взрывом. Но в то же время форсирование модернизационных процессов во многом тормозилось косностью российской государственной системы. Политическая власть в стране оставалась в руках старой элиты – помещиков и дворян, не дававшей полной свободы предпринимателям новой волны и уж тем более не допускавшей их к принятию политических решений.

Объективные потребности развития экономики настоятельно требовали эволюции политического режима.



Известно, что индустриальное общество характеризуется преобладанием промышленного производства над сельским хозяйством. Россия в конце XIX - начале XX вв. оставалась сельскохозяйственной страной, но ее промышленность переживала бурный подъем.

Толчком к росту производства стало железнодорожное строительство, которое возобновилось в 1893 г. после нескольких лет относительного затишья. Огромное значение для развития промышленности и сельского хозяйства имело строительство Великой Сибирской железнодорожной магистрали (Транссиба).

Строительство железных дорог способствовало увеличению производства металла, продукции тяжелого машиностроения, угля, леса и других материалов. Особенно быстрыми темпами развивались отрасли народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива - углем и нефтью, добыча которых увеличилась в 3 раза. Темпы промышленного роста в России были самыми высокими в мире - 8,1% в год .

Одним из определяющих факторов развития российской экономики стала стабилизация национальной валюты. Стабильность рубля, который внутри страны свободно обменивался на соответствующий золотой эквивалент, сделала Россию привлекательным объектом для крупных иностранных капиталовложений. Национальный капитал, окрепнув и развившись, стал постепенно вытеснять иностранный, прежде всего путем собственных вложений в отечественную промышленность. Доля иностранного капитала медленно, но неуклонно снижалась.

Образование монополий. Разработка и внедрение новых технологий, обновление оборудования, создание гигантов индустрии, использующих конвейерное производство, улучшение транспорта и связи требовали огромных вложений капитала. Большинство промышленников не располагало достаточными средствами. Для осуществления модернизации применялись различные методы: объединение капиталов, выпуск ценных бумаг - акций, использование денежных средств банков, обращение к поддержке государства.

ѕ Благодаря слиянию капиталов сложились объединения промышленников, т.е. монополии, контролирующие выпуск большей части определенных видов продукции. Основные формы монополий (картели, синдикаты, тресты) различались по степени централизации капитала и самостоятельности участников объединений. В картелях согласовывались цены на выпускаемую продукцию, ее объемы; участники синдикатов сохраняли самостоятельность, но объединяли систему сбыта товаров; в трестах производство и реализация осуществлялись под единым, централизованным руководством.

ѕ Произошло слияние банковского капитала с промышленным. Банки, получая под залог или вкладывая деньги в прибыльные акции промышленных компаний, превращались в их совладельцев. Контролируя крупнейшие фирмы в сфере производства, транспорта и торговли, ведущие финансовые группы приобрели способность определять экономическое развитие ведущих государств мира, влияя на их политическую жизнь.

ѕ Крупные монополии, освоившие конвейерное производство начали разорять конкурентов, задержавшихся на фазе мелкосерийного выпуска продукции, ставить под полный контроль, т.е. монополизировать, внутренние рынки страны. Особенно ускорялись процессы монополизации в годы экономических кризисов. Располагавшие огромными финансовыми ресурсами концерны без труда переживали временные падения спроса, разорявшие мелких и средних предпринимателей.

ѕ Следующим шагом монополий стало наступление на внешние, зарубежные рынки. Оно чаще принимало форму вывоза капитала - создания на территории других стран своих филиалов. Это позволяло обойти таможенные пошлины, сэкономить на транспортных издержках .

ѕ Новым этапом концентрации производства и централизации капитала явилось создание международных монополий.

Важной особенностью России было наличие крупного государственного сектора экономики. Его ядром были казенные заводы, которые удовлетворяли военные нужды государства. Они принадлежали государству и им же финансировались. Единственным заказчиком и покупателем было государство, и управлялись они государственными чиновниками.

В начале XX в. крупнейших казенных заводов было около 30: Тульский, Ижевский, и др. Кроме того, государству принадлежали 2/3 железнодорожной сети, огромные земельные и лесные угодья, почтовая и телеграфная связь. Также правительство влияло на хозяйственную деятельность частных предприятий: регулировало цены, вводило таможенные пошлины, раздавало заказы частным компаниям и фирмам, предоставляло им кредиты через Государственный банк .

Важной проблемой для России стали источники индустриализации. В этих условиях власть должна была обеспечить стабильное поступление налогов в казну. Но основная масса налогоплательщиков проживала на селе, не обладая высокой покупательной способностью, стабильными денежными доходами, а следовательно, и способностью регулярно платить налоги. Крестьянство платило государственный налог на землю, а также акцизы.

Экономика в сельском хозяйстве. Сложным был процесс модернизации с сельском хозяйстве. Население аграрных областей росло быстрее, чем производительность сельскохозяйственного производства. Сокращалась средняя площадь крестьянского надела.

К началу XX в. Россия занимала первое место в мире по общему объему сельскохозяйственной продукции. Быстрыми темпами увеличивалось производство сахарной свеклы, льна, технических культур. Росли поголовье и продуктивность скота. Успехи были, но положение в сельском хозяйстве в целом определяли не они. Поля обрабатывались старыми способами - сохой и деревянной бороной. Нехватка скота и денег не позволяла вносить достаточного количества удобрений. Ситуацию осложняло сохранение общины. В начале XX в.4/5 надельной крестьянской земли находилось в общинном пользовании. Община производила регулярный передел земли между своими членами, следя, чтобы земли всем досталось поровну. Население Российской империи между тем ежегодно увеличивалось на 2,5 млн. человек, в основном за счет крестьянства. При очередном переделе в каждом крестьянском хозяйстве земли оставалось все меньше.

Острота противоречий в деревне отличала Россию от большинства стран, идущих по пути модернизации. Социальные проблемы, присущие индустриальному обществу, усугублялись нерешенностью аграрного вопроса. Причиной крестьянского малоземелья являлось сохранение помещичьего землевладения. На его долю приходилось примерно половина, как правило, лучших земель. При этом лишь 10% помещичьих земель обрабатывалось эффективно. Около 40% их было заложено в барках за долги . Защита государством помещичьего землевладения стала причиной растущего крестьянского недовольства. В начале XX в. участились крестьянские бунты. Центрами острых противоречий стали города, которые росли с развитием промышленного производства. В поисках заработка в города стекались малоземельные и разорявшиеся крестьяне. Концентрация крупных масс неимущих и безработных возрастала в периоды кризисов и была постоянным источником угрозы социальной и политической стабильности государства.

Итак, Россия в начале XX в. по уровню экономического развития была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с многоукладной экономикой. Первоочередной задачей являлась модернизации сельского хозяйства.

К середине XIX в. в России объективно назрел общий структурный кризис феодально-крепостнической системы. Крепостное право тормозило развитие товарно-денежных отношений, особенно торгового земледелия. К тому же общество характеризовалось крайне низким образовательным уровнем (22 % в возрасте старше 9-22 лет, тогда как в развитых европейских государствах этот показатель был более 85 %). Это сказывалось на медленном формировании отечественного слоя предпринимателей, необходимого для начавшейся индустриализации. Главным показателем несостоятельности существующей экономической системы стала Крымская война 1853-1856 гг. В результате военных действий в тринадцать раз сократился вывоз хлеба, в восемь – льна. В десять раз уменьшился импорт машин, в два с половиной – хлопка. В конце 50-х гг. Россия оказалась в состоянии фактически неплатежеспособного должника. Государственный долг достиг 1 млрд. рублей. Бюджетный дефицит возрос в шесть раз – с 52 до 307 млн. рублей. Нарастала инфляция, следствием которой стало исчезновение из обращения звонкой монеты. Несмотря на запреты правительства, она не удерживалась внутри страны и уходила за границу. Особенно тревожным было состояние кредитной системы. Ее банкротство заставило правительство в 1859 г. прекратить выдачи помещикам ссуд под залог имений.

В целом прирост продукции крупной промышленности в 1860-1900 гг. ежегодно составлял около пяти процентов. При этом лидерами были текстильная, пищевая, горнозаводская и металлургическая промышленность. Одновременно наблюдалось и усложнение отраслевой структуры экономики за счет появления новых отраслей, например, комплекса, обеспечивающего строительство и обслуживание железных дорог.

Строительство железных дорог, позволившее установить прочную связь между отдельными территориями страны, повлекло к совершенствованию региональной структуры экономики (табл. 15).

Таблица 15

Региональная структура экономики России XIX в.

Тип районов

название

основная характеристика

Центральный

Петербургско-Прибалтийский

Район многоотраслевой обрабатывающей промышленности

Польский

Обрабатывающая, угольная промышленность, передельная металлургия

Уральский

Горнозаводская промышленность

Донецко-Криворожский

Горнозаводская и угольная промышленность

Бакинский

Нефтяная промышленность

Украинский

Выращивание сахарной свеклы

Поволжский

Выращивание злаковых культур

Северо-Кавказский

Выращивание злаковых культур

В зону промышленного освоения стали попадать отдаленные территории Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Формирование рыночной экономики России имело свои специфические особенности. Россия, как и Германия, позже других европейских стран вступила на этот путь, то есть была в роли догоняющей страны, входящей во "второй эшелон" развития капитализма. Однако это позволяло во многом использовать иностранный опыт в науке, технике и организации производства. Так, уже в 80-х гг. появились первые русские монополии в промышленности и первое картельное объединение двух петербургских акционерных банков – Международного и Русского банка внешней торговли. Активно развивается акционирование и синдицирование промышленности. К началу XX в. Россия занимает первое место по концентрации капитала и производства, но от 1/3 до 1/2 накоплений в промышленности осуществлялось за счет иностранного капитала. Вместе с тем развитию национального предпринимательского сектора в этот период времени способствуют две важнейшие реформы: денежная 1895-97 гг. и тарифная 1891 г. Первая из них, вошедшая в историю с именем министра финансов С.Ю. Витте (1849-1915), ознаменовала вхождение страны в систему Золотого стандарта и характеризовалась переходом на твердую конвертируемую валюту – золотой рубль. Вторая – поставила высокие экономические заслоны на пути импорта товаров, принуждая тем самым ввозить из-за границы не готовые изделия, а капиталы для их производства.

Бурный рост промышленности застопорился в 1900 г. Сказался кризис перепроизводства в Европе. Затем последовали: проигранная русско- японская война, первый революционный взрыв 1905-1906 гг., расстройство государственных финансов. Особое значение для продолжения индустриализации стало иметь решение земельного вопроса. Вдохновителем и проводником новой аграрной политики явился председатель совета министров П.А. Столыпин (1862-1911). Согласно новой крестьянской реформе вся общинная земля делилась на две части:

    землю, где на протяжении 24 лет не производились переделы. Она переходила в собственность крестьян;

    землю, где переделы были. В этом случае крестьянин мог потребовать закрепления за ним земли, которой он пользовался после передела.

Кроме того, каждый выделившийся из общины мог в случае чересполосицы требовать участка в одном месте.

Хутор крестьянское хозяйство, возникающее в результате переселения домохозяина на новый выделенный участок.

Отруб – выделенный земельный участок с сохранением крестьянских построек в деревне.

Важную роль в осуществлении реформы играл Крестьянский поземельный банк, созданный еще в 80-х гг. для перепродажи крестьянам помещичьих земель. Этот банк также кредитовал переселенческую политику Столыпина, нацеленную на снижение аграрной перенаселенности центра страны путем переселения более трех миллионов человек на "свободные земли" Сибири, Дальнего Востока, Алтая, Средней Азии. Конечно, переселенцы сталкивались с огромными трудностями: недостаточной финансовой поддержкой государства, отсутствием дорог, отдаленностью территорий, плохой приспосабливаемостью организма к новым климатическим условиям и т.п. Однако были и существенные достижения. Если в целом по стране посевные площади увеличились примерно на 10,5 га, то в тех регионах, где происходило больше всего выходов крестьян из общины, количество посевных угодий возросло в 1,5 раза. В 1911-1913 гг. страна получила зерновых на 28 % больше, чем США, Канада и Аргентина, вместе взятые. Сельское хозяйство стало переходить к интенсивному типу воспроизводства, связанному с использованием техники и минеральных удобрений. Вместе с тем для проведения аграрных преобразований в России не было соответствующей материальной и финансовой базы, поэтому проведение реформы в целом носило половинчатый характер и осуществлялось с помощью принудительных административных мер без учета региональных особенностей развития.

В 1909-1913 гг. начался новый экономический подъем, который охватил практически все народное хозяйство страны.

За этот период общий среднегодовой прирост промышленной продукции составил 9 %. При этом поступления от промышленного производства в национальном доходе почти сравнялись с поступлениями от аграрного сектора, а продукция промышленности покрывала 80 % внутреннего спроса. Усиливался процесс монополизации. Быстрее всего крупные объединения возникали в тяжелой промышленности. В легкой промышленности также действовали картели, синдикаты, а группа Кноппа, объединявшая хлопчатобумажные фабрики, имела признаки треста. Однако эти объединения не занимали преобладающего места в целом по отрасли. Своеобразием отличались и методы господства российских монополий на рынке, предусматривающие сдерживание объемов производства и повышение продажных цен. В ход шли не только регламентация производственной и ценовой политики входивших в монополии предприятий, но и выплата им премий в случае уменьшения выделенных квот производства, а также практика закрытия действующих предприятий и запрет создания новых. По-прежнему большое значение для развития крупного производства имел иностранный капитал. Российские монополистические объединения обычно возникали как акционерные общества, что позволяло им обойти положения антимонопольного законодательства, разработанного в стране по лучшим европейским образцам.

Заметных успехов достигла внутренняя и внешняя торговля. Объем внутренней торговли в 1913 г. составлял 18 млрд. руб., или в полтора раза больше, чем в 1909 г. Внешнеторговый оборот также увеличился за этот период примерно в 1,5 раза и составил к 1913 г. 2,6 млрд. руб., причем объем экспорта уверенно превышал объем импорта – соответственно 1,5 и 1,1 млрд. руб. Перед первой мировой войной Россия являлась одной из ведущих стран-экспортеров хлеба в мире.

Активное внешнеторговое сальдо служило делу укрепления государственного бюджета. Помимо доходов от внешней торговли в числе источников государственного бюджета были доходы от винной монополии и откупной системы, от казенных железных дорог, а также косвенные налоги. Однако расходы бюджета росли горазда быстрее, чем доходы. Деньги тратились на огромный бюрократический аппарат, на поддержание помещичьих хозяйств, на военные нужды, на выплату процентов по иностранным кредитам. На 1 января 1914 г. государственная задолженность России по внешним и внутренним долгам составляла около 9 млрд. руб. Таким образом, в начале XX вв. отечественная экономика развивалась быстрее, чем властные структуры, оказавшиеся не в состоянии решить существующие проблемы социального и индустриального положения мирным путем. Царизм, в расчете сбить напряжение в стране, втянул ее в первую мировую войну. В эти годы начала апробироваться на практике идеология организованного, планового хозяйства в национальных масштабах.

Особенности развития российской экономики в конце XX - начале XXI веков

Условно можно выделить несколько этапов развития российской экономики в 1990-е годы. Принято считать, что первый этап пришелся на 1991-1994 годы, когда в стране происходила наиболее стремительная трансформация экономики, которая привела к ухудшению социально-экономической ситуации в стране.

На первом этапе зафиксировано масштабное сокращение инвестиций, огромная инфляция, обесценение денежных сбережений населения, распад СССР, потеря важнейших внешних рынков и т.д. Именно в эти годы страна имела огромный бюджетный дефицит (до 20% ВВП в год), который покрывался почти исключительно кредитами Центрального банка, что на практике означало прямую эмиссию бумажных денег, а значит инфляцию. О масштабах инфляции можно судить по росту потребительских цен за соответствующие годы по отношению к предыдущему (по состоянию на декабрь, в разах): 1991 - 2,6; 1992 - 26; 1993 - 9,4; 1994 - 3,2 (а в целом за 1990-1995 годы рублевые цены увеличились примерно в 5000 раз).

Среди множества показателей, отражавших макроэкономическую нестабильность в этот период, можно назвать динамику обменного курса рубля, который до 1993 года постоянно демонстрировал резкие скачки, а в течение 1994 года стал неуклонно снижаться. Особенно резкое и внезапное падение курса рубля по отношению к доллару было зафиксировано в сентябре (на 20%); за неделю, с 3 по 10 октября, он упал на

17%, а 11 октября произошел обвал курса на 27 % (с 3081 до 3926 руб. за долл.). Этот день тут же был назван «черным вторником». Через два дня курс поднялся до 2294 руб. за доллар, но постоянная девальвация рубля сохранялась, и к концу года обменный курс составил 3550 руб. за доллар.

В условиях высокой инфляции деньги на глазах теряли свою ценность , и люди стремились поскорее пристроить их куда-нибудь, лишь бы они не пропали, как сбережения советских времен. Повсюду стали появляться, как грибы после дождя, всевозможные финансовые и инвестиционные компании (фонды, банки, «дома»). Они обещали своим клиентам баснословные проценты на вклады или доходы на ценные бумаги в рублях и валюте. Опытные финансисты пытались остановить вкладчиков, разъясняя им, что все это называется во всем мире «финансовыми пирамидами» и чревато крахом, так как высокие проценты не растут из воздуха, а получаются за счет привлечения средств все новых и новых вкладчиков.

Но специалистов мало кто слушал, всех завораживали цифры обещанных доходов. Тем более что здравые голоса заглушались агрессивной и лживой рекламой новоиспеченных компаний (МММ, «Чара», «Тибет», «Хопер-инвест», «Русский дом Селенга» и пр.). Через несколько месяцев учредители этих пирамид, как правило, бесследно исчезали в различных уголках мира вместе с капиталами, а более 30 млн человек потеряли в одночасье свои накопления.

Во многих городах страны обманутые вкладчики пытались вернуть себе эти деньги, но у лопнувших «пузырей» уже нечего было взять.

Одновременно с этим стал заметным процесс полулегального и нелегального вывоза капиталов за рубеж, в оффшорные зоны, где был установлен льготный режим налогообложения (или вообще существовала безналоговая система), где сквозь пальцы смотрели на происхождение этих капиталов. Практика такого вывоза капиталов осуществлялась под прикрытием экспортных и импортных операций, когда заведомо занижались контрактные цены или не указывались полностью суммы валютных поступлений от этих сделок, часто не соблюдались правила таможенных досмотров грузов и т.д. Многие из этих операций были напрямую связаны с нарушением различных правовых норм. Бегство капиталов можно объяснить разными причинами, в том числе стремлением их владельцев обезопасить себя от политических и экономических рисков в своей стране (страха перед возвратом к старой системе, национализацией, инфляцией, ростом налогов и др.), а также от уголовного преследования.

На первом этапе был сделан решительный шаг в сторону реструктуризации народного хозяйства. Это привело к тому, что целые отрасли и регионы (например, добыча угля на Севере) оказались бесперспективными. Кроме того, многолетнее отсутствие в советской экономике внутренней и внешней конкуренции привело к утрате стоимостных и качественных ориентиров для российских производителей, поэтому в начале 1990-х годов большое количество отечественных товаров перестали пользоваться спросом из-за их низкого качества и несоответствия мировым стандартам. В результате в этот период произошло самое сильное падение производства , причем основной объем падения пришелся на период до 1994 года: при снижении в 1990- 1997 годах производства ВВП в целом на 41% (в сопоставимых ценах), в 1994-1997 годах сокращение ВВП составило всего 9%".

С другой стороны, на первом этапе происходило становление институтов рыночной экономики (кредитно-банковской и налоговой системы, частной собственности), различных секторов рынка (товаров, услуг, труда) и др. Государство перестало контролировать и устанавливать цены на основные виды товаров и услуг (кроме социально значимых), ограничивать размер заработной платы. Почти прекратилась практика безвозмездных кредитов, налоговых и таможенных льгот, мягких бюджетных ограничений.

В течение всего нескольких лет была разрушена жесткая вертикальная структура управления предприятиями со стороны государственных органов (Госплана и др.). Она уступила место горизонтальным связям между российскими предприятиями, а также иностранными фирмами. Была проведена либерализация внешней торговли, что позволило устранить исключительный протекционизм по отношению к отечественным производителям. На этой основе были сняты некоторые импортные барьеры, сокращен или даже ликвидирован разрыв между внутренними и внешнеторговыми ценами.

Население стало приспосабливаться к рыночным условиям. Все больше людей стали жить самостоятельно и зарабатывать деньги, не оглядываясь на государство. Именно в эти годы в массовых масштабах проявился своеобразный «челночный» бизнес, когда тысячи людей на свой страх и риск отправились в Турцию, Польшу, Китай и другие страны закупать товары массового спроса, которых так не хватало в России, чтобы потом продать их на вещевых рынках.

Конечно, большинство «челночников» пришли в эту сферу не от хорошей жизни, а чаще всего из-за массовой безработицы, охватившей огромное количество промышленных предприятий, научных учреждений и организаций, связанных прежде всего с военным производством. Однако «челночная» торговля сыграла важную экономическую роль по наполнению потребительского рынка товарами, она помогла снять социальную напряженность во многих регионах страны. Кроме того, многие из ее участников сумели в короткий срок заработать немалые средства, чтобы заняться позже более серьезным бизнесом.

Одним из самых тяжелых последствий начального этапа реформ можно назвать резкое снижение жизненного уровня населения. Из-за хронического дефицита государственного бюджета происходило постоянное недофинансирование социальных программ, учреждений здравоохранения, науки, образования, других бюджетных организаций, что вело к длительным задержкам заработной платы, пенсий, пособий на детей и инвалидов.

Второй этап развития российской экономики охватывает период с 1995 по август 1998 года. В это время появились неплохие основания для оптимистических настроений в обществе. Тогда казалось, что еще немного - и начнется экономический рост, на основе которого население сможет почувствовать реальные плоды масштабных преобразований.

Тем более что стали проявляться действительные признаки макроэкономической стабилизации: снизились темпы роста потребительских цен и инфляции (до 1% в месяц), заметно подешевели государственные кредиты, повысились курсы акций многих россий ских компаний (в январе-сентябре 1997 года их индекс вырос почти в три раза), стабилизировалась динамика курса рубля к доллару, увеличились валютные резервы Центрального банка с 4 млрд долл. (1994) до 20 млрд долл, (июнь 1997 года), появились признаки оживления в некоторых отраслях (прежде всего в торговле), замедлились темпы роста безработицы и т.д. Ушли в прошлое хронические дефициты на инвестиционные и потребительские товары (удивительно, как быстро забылись огромные очереди и пустые прилавки в магазинах), а также на рабочую силу.

Россия перестала быть крупнейшим мировым импортером зерна. Более того, возникли реальные предпосылки не только для отказа от закупок зерна за границей, но и для возрождения прежнего статуса России как экспортера зерна. Ослабло давление производителя на потребителя. Теперь уже и потребитель своим экономическим поведением мог реально влиять на изменения в структуре производства. В это же время проявились и благоприятные внешние факторы для подъема российской экономики. К их числу можно отнести рост спроса и цен на экспортные товары (правда, по-прежнему всего лишь на сырье), увеличение притока иностранных капиталов, появление возможности для российского правительства получать международные кредиты под весьма умеренные процентные ставки.

В1996 году, впервые в новейшей истории, Россия вернулась на мировой финансовый рынок в качестве инвестора. Была размещена первая эмиссия ценных бумаг (евробондов) на 8 млрд долл, с пятилетним сроком погашения под 9,25% годовых. Часть ценных бумаг была выпущена на 30-летний период, что стало несомненным успехом российской экономики.

Однако, наряду с положительными тенденциями, в экономике России развивались и другие процессы. Так, за 1995 год потребительские цены выросли в 2,3 раза (и лишь в 1996-1997 годах прирост индекса цен составил соответственно 22 и 11%). Удручающе выглядели данные об относительной величине реальной заработной платы: в 1997 году она составляла всего 54-55% от уровня 1990 года. Правда, эти данные нельзя рассматривать в отрыве от такого показателя, как реальный объем розничного товарооборота, который в 1995-1997 годах составлял 80-90% от уровня 1990 года. Видимо, за это время возросли легальные и нелегальные доходы, не отраженные в официальной статистике.

Следует напомнить, что с 1 января 1998 года в России была проведена деноминация рубля (в тысячу раз): с денежных купюр исчезли три нуля, но их внешний вид остался прежним, появились новые металлические монеты. Населению в очередной раз приходилось привыкать к новым ценам, прощаясь с миллионами рублей («лимонами») в повседневной жизни.

И в этот момент стало ясно, что потребительские цены в стране выросли по сравнению с 1989-1990 годами в семь-восемь раз, а на некоторые товары и услуги тарифы поднялись на порядок: так, стоимость одной поездки в московском метро увеличилась с пяти коп. до трех руб., т.е. в 60 раз. А государственные пенсии за это же время увеличились не более чем в 3-3,5 раза.

На втором этапе развития реформ одной из самых актуальных и решающих для экономики стала проблема государственного долга. Дело в том, что в отличие от предыдущего периода дефицит бюджета в 1995-1997 годах, достигавший в среднем 10% ВВП, стал покрываться менее инфляционным методом: покупкой Центральным банком и некоторыми другими банками, а также иностранными инвесторами краткосрочных государственных ценных бумаг , которые выпускались Министерством финансов.

В принципе выпуск ценных бумаг во всем мире считается обычным делом, поскольку это в какой-то мере позволяет укрепить бюджет государства. Но пользоваться этим инструментом следует очень осторожно, поскольку в стране автоматически растет внутренний государственный долг. В России практически вся эмиссия Министерства финансов состояла из государственных казначейских обязательств (ГКО) со сроком погашения три и шесть месяцев и облигаций федерального займа (ОФЗ) со сроком от одного года до трех лет . На долю этих двух видов ценных бумаг приходилось 436 млрд руб. из 506 млрд руб. общей суммы внутреннего рублевого государственного долга (июль 1998 года).

Вся проблема заключалась в том, что краткосрочные ценные бумаги требовали их постоянного обновления взамен уже погашенных, т.е. очень быстро возрастала государственная долговая пирамида. Финансовая система страны попадала в порочный круг, когда оплата старых долговых обязательств происходила только за счет выпуска новых, на которые следовало устанавливать более высокую процентную ставку.

К тому же осенью 1997 года разразился финансовый кризис, охвативший весь Азиатско-Тихоокеанский регион. Казалось бы, российской экономике, очень слабо связанной со странами этого региона, данный кризис реально не угрожает. Но на практике все было гораздо сложнее. Под влиянием кризиса во многих странах мира началась паника среди держателей государственных облигаций. И в России иностранные инвесторы бросились в массовых масштабах срочно продавать ГКО- ОФЗ, угрожая подорвать всю систему государственного долга. Центральный банк, спасая валютные резервы, начал повышать процентную ставку рефинансирования, которая к весне 1998 года достигла 150% годовых. Все это вело к общему росту процентных ставок и загоняло правительство и Центральный банк в кризисную ситуацию. На выплату процентов по государственному долгу в первой половине 1998 года приходилось тра- титьдо 60% всех налоговых поступлений в бюджет. Страна стремительно двигалась к всеобщему обвалу, который произошел в августе 1998 года.

Одним из заметных явлений второго этапа реформ стало непомерное увеличение количества банков. В начале 1998 года в стране насчитывалось более 2,5 тыс. зарегистрированных банков, но из них фактически функционировало немногим более 1,6 тыс. У остальных либо отсутствовали лицензии Центрального банка, либо они находились в стадии ликвидации, поскольку некоторые банки создавались не для проведения нормальных операций, а для осуществления всевозможной полулегальной деятельности. У значительной части этих новоявленных банков был невероятно низкий уровень уставных капиталов и привлеченных средств, что не позволяло им стать полноценными субъектами финансового рынка.

Как правило, многие коммерческие банки занимались не кредитованием предприятий в реальном секторе экономики, а куплей- продажей государственных ценных бумаг и иностранной валюты (хотя лицензий на это они зачастую не имели), переводом в зарубежные банки денег сомнительного происхождения с целью их «отмывания» и т.п. Лишь очень небольшая часть коммерческих банков работала с населением. Но и там почти невозможно было получить кредиты на покупку недвижимости или товаров длительного пользования.

Большое влияние на экономику России в этот период стали оказывать огромные внешние долги. С одной стороны, это были долги Советского Союза, которые приняла на себя Россия после распада СССР. Разумеется, их уже нельзя было просто аннулировать, как в свое время поступила Советская Россия с царскими долгами, а их следовало выплачивать. Но в начале 1990-х годов у новой России не было средств для этого, поэтому выплаты по долгам откладывались, а тем временем на них постоянно начислялись проценты, и к концу XX века долги бывшего СССР составляли уже 95 млрд долл.

Но, как известно, Россия вместе с советскими долгами взяла на себя право взыскания долгов с многочисленных зарубежных заемщиков. В конце 1990-х годов эти долги оценивались примерно в 130-140 млрд долл., и вернуть их в обозримом будущем вряд ли удастся, поскольку должники - это, как правило, наиболее бедные страны мира (Ангола, Эфиопия, Мозамбик и др.). К тому же до сих пор не определено, по какому курсу им следует рассчитываться.

С другой стороны, за годы реформ у России накопились новые долги, прежде всего перед Международным валютным фондом, Всемирным банком и другими международными организациями. Кроме того, в 1990-е годы Россия размещала на западных финансовых рынках срочные облигации (евробоны), которые непременно следовало погашать, чтобы не прослыть государством-изгоем среди цивилизованных стран. В целом сумма долгов России, накопленных после 1991 года, составила 55 млрд долл, оказывая на российскую экономику сильное давление и препятствуя преодолению кризиса переходного периода.

Следует подчеркнуть также, что в течение 1990-х годов российская экономика все больше и больше попадала в сети долларизации, когда всесильный американский доллар проникал во все сферы хозяйства страны. От соотношения рубля к доллару зависели не только макроэкономические показатели, но и жизненные интересы миллионов простых людей.

Еще на первом этапе реформ ослабление покупательской способности рубля приводило к постоянному снижению его обменного курса. После «черного вторника» обменный курс рубля к доллару был поставлен под довольно эффективный контроль со стороны Центрального банка. До августа 1998 года в стране поддерживался валютный коридор, в пределах которого мог колебаться обменный курс. Чтобы этот курс не выходил за пределы коридора, Центральный банк осуществлял валютную интервенцию за счет продажи валюты из своих резервов (если курс доллара приближался к верхнему пределу) или ее покупки (если курс приближался к нижнему пределу).

Такая ситуация сохранялась в основном до середины 1997 года. Вскоре спрос на валюту стал заметно превышать ее предложение, и Центральному банку приходилось лихорадочно выбрасывать на рынок новые и новые объемы долларов из своего резервного фонда. В итоге резервы ЦБ сократились с 20,4 млрд (конец июня 1997 года) до 8,2 млрд долл, (в течение августа 1998 года). Оставалась одна надежда на продажу золотого запаса, который летом 1998 года составлял 480 т, но это уже был неприкосновенный запас, так что отступать стало некуда.

Положение усугублялось еще и тем, что в этот период на мировых рынках упали цены на нефть до невероятно низкого уровня: за 1 баррель нефти давали менее 10 долл. Российская экономика сразу же ощутила снижение валютных поступлений, поскольку доходы от продажи этого важнейшего экспортного товара занимали очень большое место в государственном бюджете страны.

Начало третьего этапа в развитии российской экономики в 1990-х годах ознаменовано драматическими событиями августа 1998 года. Эти события были во многом предопределены и перманентным политическим кризисом, связанным с неспособностью главных политических сил в течение нескольких лет прийти к соглашению по поводу решения основных экономических и политических проблем страны. Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти привело к множественным перестановкам в правительстве. В марте 1998 года было отправлено в отставку правительство во главе с В.С. Черномырдиным. В течение апреля президент настойчиво добивался от Государственной думы утверждения председателем правительства совсем неизвестного до того времени Сергея Кириенко, которого в результате нескольких туров голосования депутаты все же утвердили на этот пост. Молодой премьер получил в наследство расползающийся на глазах государственный бюджет, огромный внутренний и внешний долг, взаимные неплатежи в экономике и т.д. Правительство в срочном порядке представило в Думу план чрезвычайных мер по спасению положения, но депутаты не поддержали его, и страна стала стремительно приближаться к кризису.

Итак, что же произошло 17 августа 1998 года и почему эта дата стала в буквальном смысле слова рубежной для России? В этот день правительство объявило о введении следующих мер государственной политики : отказ от поддержки Центральным банком валютного коридора; отказ от договорных условий погашения краткосрочных государственных обязательств; установление трехмесячного моратория по частным долгам иностранным кредиторам. На практике это означало расширение и полную отмену валютного коридора, что привело к официальному снижению курса рубля на валютном рынке, или его девальвации.

Вероятно, не следовало доводить дело до обвала рубля, а постепенно снижать его курс гораздо раньше. Ведь еще с 1995 года специалисты отмечали, что курс рубля явно завышен по сравнению с его реальной покупательной способностью. В результате же отмены валютного коридора курс доллара вырос сразу в два-три раза, а не на 50%, как предполагало правительство, а потом до конца года - в четыре раза по сравнению с началом августа (примерно с 6 до 24руб. за долл.).

Отказ правительства от условий погашения ГКО-ОФЗ по существу означал дефолт, или банкротство государства-должника. Т акая односторонняя мера привела к огромным потерям у многих внутренних держателей ценных бумаг - Центрального банка, Сбербанка, группы крупных коммерческих банков, а также иностранных держателей, на долю которых приходилось около трети общего количества ГКО-ОФЗ. Это означало крах всей банковской системы: сотни мелких банков мгновенно разорились. Население страны фактически было брошено на произвол судьбы, поскольку закон о страховании банковских вкладов так и не был принят. Вкладчикам коммерческих банков предложили перевести их вклады (в том числе и валютные) в Сбербанк на очень невыгодных условиях. При изъятии вкладов деньги выдавались по весьма низкому курсу, к тому же без начисления процентов и без учета инфляции.

Все это имело тяжелые социально-экономические последствия.

Правительству пришлось пойти на такие непопулярные меры как секвестр бюджета, что означало значительные сокращения государственных расходов, в том числе и на социальные нужды. В IV квартале 1998 года инфляция в целом за год составила 84,4% (в 1997 - 11%). Реальные денежные доходы населения по сравнению с 1997 годом снизились почти на 19%, средняя заработная плата - на 14%, а средняя пенсия - примерно на 5%. За чертой бедности оказались 35 млн человек, или почти 24% к общей численности населения. Число безработных увеличилось на 9,8%, и составила почти 9 млн человек, или 12,4% экономически активного населения страны.

Население страны разом потеряло доверие к правительству, политикам, банкирам, крупным предпринимателям. На фоне общего ухудшения состояния экономики вновь обострилась проблема безработицы, снижения жизненного уровня народа. Особенно большие потери понес так называемый средний класс, который только- только перед этим стал укреплять свои позиции в бизнесе. Можно сказать, что незнакомое до сих пор слово «дефолт» стало означать для многих людей крушение всех надежд и компрометацию благих начинаний реформаторов. Решение о дефолте вызвало самые негативные последствия и за рубежом, привело к нежеланию иностранных кредиторов вкладывать капиталы в российскую экономику.

Вслед за этими событиями правительство во главе с С.В. Кириенко было отправлено в отставку. Президент пытался добиться от депутатов согласия на возвращение В.С. Черномырдина, но Дума его кандидатуру не поддержала, и в сентябре 1998 года премьером был утвержден Евгений Примаков. Этот кабинет министров был нужен не д ля проведения каких-либо решительных действий, а чтобы как-то стабилизировать ситуацию в стране. Но уже к весне 1999 года стали появляться признаки заметного «полевения» правительства, попытки затормозить реформы. В это же время в Государственной думе были предприняты действия по процедуре импичмента президенту Б.Н. Ельцину, но они бесславно провалились. В мае 1999 года председателем правительства без особых трудностей был утвержден Сергей Степашин, который оставался на этой должности в течение трех месяцев.

Одной из главных причин последующих перестановок в правительстве в августе 1999 года стало усиление напряженности на Северном Кавказе, поскольку чеченские сепаратисты нарушили так называемые Хасавюртовские соглашения, которые в 1996 году помогли установить хрупкое перемирие в этом регионе. Чеченские формирования совершили нападение на соседний Дагестан и федеральному центру пришлось ввести туда войска и начать антитеррористическую операцию. Особую решительность при этом проявил секретарь Совета Безопасности России Владимир Путин, которого президент очень скоро предложил на должность председателя правительства. Завершающим этапом в этой череде перестановок в исполнительной власти стала неожиданная отставка президента Б.Н. Ельцина, о которой он объявил в последний, предновогодний день 1999 года. При этом он своим указом утвердил до проведения досрочных президентских выборов на должность исполняющего обязанности президента В.В. Путина. На выборах 26марта 2000года В.В. Путин был избран президентом Российской Федерации в первом же туре. Все это послужило исходным пунктом формирования более устойчивых политических отношений в обществе как основы экономической стабилизации.

В течение 1999 года в стране шли поиски путей по выходу из кризисной ситуации, сложившейся после августа 1998 года. Прежде всего необходимо было извлечь максимальную выгоду из девальвации рубля. Известно, что удешевление национальной валюты ограничивает импорт товаров и, следовательно, способствует подъему отечественного производства, особенно в отраслях, производящих продукцию на экспорт. Следует отметить, что в течение 1999-2000 годов Россия во многом сумела воспользоваться благоприятными последствиями падения курса рубля.

В этот период заметно активизировался процесс, связанный с урегулированием внешних долгов России. В результате длительных переговоров с Парижским и Лондонским клубами кредиторов часть долгов удалось списать, а часть - реструктурировать с рассрочкой выплат на более отдаленные периоды.

Одновременно на мировом нефтяном рынке начался бурный рост цен , который во многом был спровоцирован позицией стран - членов ОПЕК, выступавших консолидированно за сдерживание добычи и поставок продукции на рынок. В 2000 году цены на нефть поднялись выше 30 долл, за баррель, но затем постепенно стабилизировались в пределах 26 долл, за баррель . Это было как нельзя кстати для российской экономики. Дополнительные валютные поступления в бюджет от экспорта нефти дали возможность стабилизировать макроэкономические показатели, направить ресурсы на развитие важнейших секторов экономики и в социальную сферу.

По результатам парламентских выборов (декабрь 1999 года) в Государственной думе сформировалось центристское большинство, которое дало исполнительной власти возможность проводить необходимые законопроекты, позволило новому президенту осуществлять более решительные шаги по продвижению реформ, снижению политических и финансовых издержек принятия долгожданных законов.

Одним из первых начинаний В.В. Путина стало укрепление вертикали власти. Вся страна была поделена на семь федеральных округов, куда были направлены полномочные представители президента для формирования единого правового пространства (в 2010 году был создан еще один, Северо-Кавказский федеральный округ). Это означало, что провозглашенному в свое время Б. Ельциным безграничному суверенитету приходит конец. Субъектам Федерации было предложено в кратчайшие сроки привести свои нормативные акты в соответствие с федеральным законодательством. Это, в свою очередь, должно было привести к выравниванию хозяйственных условий во всех регионах, ликвидации всевозможных налоговых льгот и т.д., усилению контроля со стороны государства за финансовой ситуацией в стране. Федеральный центр взял на себя ответственность за выполнение основных социальных программ, чтобы снизить напряженность, вызванную, в частности, несвоевременной выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий, стипендий и пр.

С избранием В.В. Путина на пост президента был провозглашен принцип равноудаленности власти от мощных политических и экономических групп. Это был очень важный ход, позволявший президенту стать самостоятельной политической фигурой.

Дело в том, что на протяжении нескольких лет исполнительная власть демонстрировала свою экономическую слабость, например, неспособность сбалансировать государственный бюджет, поэтому ей требовалась постоянная подпитка за счет ресурсов финансового рынка. В этих условиях различные политические институты (партии, объединения) приобретали на нее чрезмерное влияние. Кроме того, судьба государственного бюджета во многом зависела от нескольких владельцев крупных фирм из сферы финансов и бизнеса - так называемых олигархов, которые обрели особую силу в стране. Преднамеренные действия олигархов могли приводить не только к резким колебаниям курса рубля (вплоть до его обвала), но даже к смене Кабинета министров. И чем чаще в стране формировался дефицитный бюджет, тем сильнее становилось влияние олигархов на все ветви власти. Срочно требовалось «развести» власть и собственность по разные стороны. Достижение определенной макроэкономической стабилизации и политической консолидации в обществе позволило наконец российскому руководству заявить о своей независимости, что и было продемонстрировано в 2000-2001 годах.

Итак, можно констатировать, что к концу XX века в России в основном были реализованы цели, заложенные в программе правительства Е.Т. Гайдара. В стране была проведена либерализация цен и внешнеэкономической деятельности, осуществлена бюджетная и денежная стабилизация, сформировался институт частной собственности. Это позволило приступить к разработке в 2000 году новой программы социально-экономического развития страны. В ней были заложены главные стратегические задачи, стоящие перед Россией на ближайшую и отдаленную перспективу: проведение полноценной налоговой реформы с радикальным сокращением налогового бремени на бизнес и граждан; дерегулирование хозяйственной деятельности субъектов рынка; снижение барьеров для их вхождения в рыночные структуры; защита института частной собственности при сохранении эффективного государственного сектора; совершенствование кредитной, финансовой, таможенной систем и т.д.

Знаменательный 2000 год - последний год уходящего XX века - оказался для российской экономики довольно успешным. После длительного перерыва рост ВВП составил в этом году 7%, впервые бюджет был сведен с профицитом, т.е. превышением доходов над расходами (без учета выплат по внешнему долгу). Стали оживать предприятия не только в топливно-энергетическом комплексе, но и в машиностроении, где производится импортозамещающая продукция. Постепенно в страну начали притекать иностранные инвестиции.

Не менее успешными в экономическом отношении стали и первые годы нового столетия: ежегодный рост ВВП сохранялся на уровне 7%, поддерживался профицит государственного бюджета, своевременно выплачивались долги по внешним займам. Шло реформирование системы пенсионного обеспечения, жилищно- коммунального хозяйства и ряда естественных монополий («Газпром», Российские железные дороги, РАО «ЕС России»).

В числе значительных событий последних лет стало принятие Государственной Думой ряда основополагающих документов, призванных упорядочить законодательные основы новой российской экономики. Так, еще в 1998 году были приняты такие важные документы, как Бюджетный кодекс и первая часть Налогового кодекса (вторая - в 2000 году). В 2001 году был принят долгожданный Земельный кодекс , закрепивший право частной собственности за землю, зафиксированное еще в Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации (1994). В 2002 году Земельный кодекс был дополнен Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. В феврале 2002 года был принят Трудовой кодекс, а с января 2004 года в стране действует новый Таможенный кодекс.

Федерации, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета при возможном снижении цены на нефть ниже базовой, которая с 1 января 2006 года была установлена на уровне 27 долл./баррель сорта Urals, в случае если фактическая цена нефти на мировых рынках станет выше базовой. Этот шаг был направлен на стабильное развитие экономики путем связывания излишней денежной массы и снижения инфляционного давления от поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть. Данный фонд можно рассматривать в качестве стратегического финансового резерва государства.

В 2005 году величина Стабилизационного фонда составляла свыше 500 млрд руб. Большая часть этой суммы была направлена, прежде всего, на выплату внешнего долга РФ: 93,5 млрд руб. - Международному валютному фонду и 430,1 млрд руб. - странам-членам Парижского клуба кредиторов. Кроме того, 30 млрд руб. было направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ. В последующие годы средства Стабилизационного фонда заметно выросли: по состоянию на 1 января 2008 года они составляли 3 трлн 849,11 млрд руб. С 1 февраля того же года Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд (3069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). В дальнейшем общий объем средств, зачисляемых на счет нефтегазового трансферта, был установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру ВВП: на 2008 год - 6,1% ВВП, на 2009 год - 5,5%, на 2010 год- 4,5%, а после 2010 года данный объем фиксируется в размере 3,7% ВВП.

В 2006 году началась реализация четырех Национальных проектов: «Доступное и комфортное жилье», «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса». В них были заложены практические шаги по реформированию тех секторов экономики, которые затрагивали интересы конкретных людей, определяли качество их жизни, поскольку от состояния этих сфер зависило социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Разработка и реализация данных проектов были связаны прежде всего с тем, что у государства появились значительные финансовые ресурсы, которые можно было направить на решение социальных задач без инфляционной угрозы. На 2006 год всего было выделено (с учетом правительственных гарантий) 161 млрд руб. Из них: на здравоохранение - 62,6 млрд руб., образование - 30,8, жилье - 21,9, АПК - 19 млрд руб. (не считая текущего бюджетного финансирования). На 2007 год было заложено уже 206,3 млрд руб. Реализации национальных проектов способствовал и тот факт, что в 2007 году впервые в новейшей истории был принят бюджет, рассчитанный на три года. Таким образом, данные проекты получили необходимые гарантии, четкость и детализацию.

2 марта 2008 года состоялись президентские выборы; новым президентом Российской Федерации был избран Дмитрий Анатольевич Медведев, работавший до этого первым заместителем председателя правительства России. В.В. Путин, у которого к этому времени истек второй четырехлетний президентский срок, был назначен председателем правительства 1 .

Новому руководству страны сразу пришлось решать сложные проблемы, связанные с мировым финансовым кризисом. И хотя предпосылки кризиса вызревали в течение нескольких лет, реально он проявился в США в 2008 году из-за проблем в области ипотечного кредитования. Постепенно кризис перекинулся и на другие сферы американской экономики, в первую очередь в банковский сектор. Кризис очень быстро распространился по всему миру, затронул Европу, страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Мировой экономический кризис сильнее всего затронул российскую экономику (по сравнению с другими странами «группы 20»), поскольку она тесно привязана к ценам на энергоносители . И когда в связи с кризисом и резким снижением спроса цены на нефть на мировых биржах упали, это привело к значительному снижению поступлений в бюджет от продажи нефти как главного экспортного товара российской экономики. Так, к концу 2008 года мировые цены на нефть марки Brent, к которой привязана марка Urals, снизились до 38,44 долл./баррель (для сравнения: в течение 2009-2010 гг. цена нефти ко-лебалась в пределах 70-85 долл./баррель). Во второй половине 2008 года начались трудности и в российской банковской сфере.

По итогам 2008 года уровень инфляции в России составил 13%, в 2009 году - 8,8%. Такой уровень инфляции был обусловлен не только внутренними причинами (высоким уровнем административных издержек, монополизмом компаний-гигантов, ростом тарифов на услуги ЖКХ), но и внешними факторами, т.е. импортируемой инфляцией. Темпы падения объема производства в 2009 году составили 7,93%, стабильно высоким оставался уровень безработицы. В течение года он колебался от 7,6 до 9,4%. Бюджетный дефицит был зафиксирован на отметке 5,9% .

В России, как и в других странах, оказавшихся в кризисной ситуации, потребовалось срочное вмешательство государства. Российское правительство предприняло ряд стимулирующих мер кейнсианского характера. Благодаря накопленным резервам (в Фонде национального благосостояния, Резервном фонде и др.) в российскую экономику в 2008 году было направлено более 4 трлн руб., или примерно 12% ВВП. В течение 2009-2010 гг. проводилась активная монетарная и фискальная политика.

Так, за период с апреля 2009 по июнь 2010 года Центральный банк провел целый ряд снижений ставки рефинансирования (с 13 до 7,75%), ставки РЕПО (с 10 - 11 до 5,5-8%), ломбардной ставки (с 11 до 7,25%). В 2008 году ведущие банки страны получили огромную поддержку со стороны правительства и Банка России, что позволило им выстоять в кризисной ситуации. Примерно 1 трлн руб. было выделено на эти цели Внешэкономбанку (ВЭБ). Одновременно в банковском секторе происходил процесс слияний и поглощений.

В марте 2009 года было объявлено о временном отказе от трехлетнего бюджета в силу определенных затруднений в его реализации. В связи со значительным ростом государственных расходов бюджет

2009 года был запланирован с дефицитом в 7,4% ВВП, а бюджет 2010 года - с дефицитом в 6,8% ВВП. В 2009 году на антикризисные программы были выделены дополнительные средства в размере 1,6 трлн руб., из которых 600 млрд руб. направлялись на повышение пенсий и других трансфертных платежей, а 255 млрд руб. - на поддержку промышленного производства и нормализацию ситуации в банковской сфере. В ноябре 2009 года были приняты поправки к Налоговому кодексу, в соответствии с которыми налог на прибыль был снижен с 24 до 20%, а амортизационная премия повышена с 10 до 30%.

Из средств государственного бюджета и Внешэкономбанка были выделены дополнительные средства на поддержку занятости. Значительные субсидии были направлены моногородам, оказавшимся из-за кризиса в тяжелых условиях. Примером государственной поддержки может служить программа субсидирования отечественной автомобильной промышленности. В 2010 году в стране было объявлено о выкупе устаревших автомобилей за 50 тыс. руб. с последующей их утилизацией, при условии дальнейшей покупки автомобилей, произведенных на российских автозаводах. Все эти и другие меры стимулирующего характера позволили российской экономике уже во второй половине

2010 года в целом преодолеть негативные последствия и продемонстрировать некоторые признаки роста. Это позволило вновь вернуться к разработке и принятию трехлетнего бюджета на 2011 -2013 годы.

Несмотря на кризис, в последнее время в российской экономике появились положительные тенденции. Заметно усилился интеграционный процесс в рамках СНГ.

С 1 июля 2011 года вступил в силу договор о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном, а с 1 января 2012 года было объявлено о создании Единого экономическогопространства, или Общего рынка, между этими странами. В августе 2012 года Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО), переговоры о вступлении в которую проходили с 1993 года.

В марте 2012 года В. В. Путин был снова избран Президентом Российской Федерации. Председателем правительства стал Д.А. Медведев.

Итак, нами рассмотрены основные вехи многовековой истории России. Экономическая история продолжает изучать процессы, происходившие как в далекие времена, так и те, что идут на наших глазах.

Вопросы для повторения

  • 1. Охарактеризуйте состояние российской экономики в конце 1991 года.
  • 2. Как проходило развитие экономических реформ в 1992-1993 годах? Расскажите о динамике инфляции, обменного курса рубля, а также о распаде рублевой зоны.
  • 3. Назовите этапы и варианты приватизации в российской экономике.
  • 4. Расскажите о малой приватизации, приватизации жилья, земли.
  • 5. Что вы знаете о проблеме внутреннего государственного долга? Что такое ГКО-ОФЗ, валютный коридор, валютная интервенция?
  • 6. Что такое дефолт? Каковы его причины и последствия?
  • 7. Расскажите об итогах развития российской экономики в конце 1990-х годов.
  • 8. Каковы особенности экономического развития России в начале XXI века? Что такое Стабилизационный фонд и Национальные проекты?
  • 9. Какое влияние оказал мировой кризис на экономику России?

Приложение 1

  • Доля России в мировом продукте сократилась с 3,7% (1990) до 1,7% (1997), вто время как для США этот показатель в 1997 году составил 20,6%, Китая - 10,7%.Величина ВВП в пересчете на душу населения в России снизилась за эти годыболее чем на 40% и составила примерно 14% от уровня США.
  • В условиях постоянной инфляции эмиссия ценных бумаг с более длительными сроками погашения была просто невозможна, поэтому в России они почтине выпускались.
  • Следует отметить, что в 2004-2005 годах цена нефти стала неуклонно расти.Если в марте 2003 года она составляла 30-33 долл./баррель, то в июне 2005 годацена нефти на мировых торгах уже превышала 60 долл./баррель. В конце августа2005 года, после урагана «Катрина», разрушившего американский город НовыйОрлеан, цена нефти превысила отметку в 70 долл./баррель. В июле 2008 года этацена поднялась до рекордного уровня -147 долл./баррель. Но начавшийся мировойэкономический кризис вернул цену нефти к средней отметке 70-80 долл./баррель.
  • " В этот период председателями правительства являлись: М.М. Касьянов(2000-2004), М. Е. Фрадков (2004-2007) и В.А. Зубков (2007-2008)
  • С 2009 года, наряду с встречами глав «Большой Восьмерки» - США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Канады, Японии и России, заметнымявлением в международных отношениях стали регулярные международныесовещания министров финансов и глав центральных банков «Большой двадцатки». В число этих стран, кроме вышеуказанных, входят Австралия, Аргентина,Бразилия, Европейский Союз, Индия, Индонезия, КНР, Мексика, РеспубликаКорея, Саудовская Аравия, Турция, ЮАР. Эти страны в XXI веке стали игратьзаметную роль в мировых экономических и политических процессов

Вопрос 01. Каковы были особенности российской экономики начала XX в.?

Ответ. Особенности:

1) несмотря на бурно развивавшуюся промышленность Россия оставалась преимущественно аграрной страной;

2) темпы промышленного роста в России были самыми высокими в мире – 8,1%;

3) значительным толчком к развитию промышленности стало железнодорожное строительство;

4) несмотря на всё это Россия серьёзно отставала от ведущих промышленных держав по качественным показателям экономики;

5) Россия была страной многоукладной экономики, включавшей мелкотоварное производство и даже натуральное хозяйство.

Вопрос 02. Назовите важнейшие формы государственного вмешательства в экономику России. В чём заключались его отрицательные и положительные стороны?

Ответ. Формы государственного вмешательства:

1) значительную часть российской промышленности составляли казённые заводы;

2) государство было крупнейшим заказчиком;

3) государство регулировало цены;

4) государство устанавливало высокие таможенные пошлины;

5) значительная часть кредитования производилась через Государственный банк.

Положительные стороны значительной роли государства в экономике:

1) государственные заказы стимулировали развитие промышленности (к таковым относилось, к примеру, железнодорожное строительство)

2) высокие таможенные пошлины охраняли экономику от иностранной конкуренции;

3) государственное кредитование помогало экономике развиваться;

4) государственное регулирование цен помогало многим отраслям выгодно сбывать продукцию.

Отрицательные стороны значительной роли государства в экономике:

1) мелкому бизнесу было сложно конкурировать с крупными государственными заводами, также и по этому в России такого бизнеса почти не было;

2) государственное регулирование цен препятствовало свободной конкуренции;

3) постоянное государственное вмешательство и отсутствие соответствующей правовой базы делало мелкий и средний бизнес практически незащищённым перед произволом властей и не давало ему нормально развиваться;

4) государственные заказы, стимулировало лишь некоторые отрасли промышленности, в то время как другие развивались мало.

Вопрос 03. Каковы причины широкого привлечения в страну иностранного капитала? Какое значение для развития российской экономики имели иностранные инвестиции?

Ответ. Причины:

1) бедность капиталов внутри страны;

2) необходимость тратить значительную часть ресурсов на увеличение обороноспособности страны.

Иностранный капитал оказал большую поддержку развитию российской промышленности (составляя 40% всех капиталовложений в стране). Однако российская экономика не попала в зависимость от него, также не привело это и к созданию особых экономических зон с иностранным влиянием. Приходя в Россию, иностранный капитал сращивался с местным. Однако именно из-за этого императорское правительство не искало резервов для развития экономики внутри страны. И именно из-за этого часть прибылей уходило за рубеж.

Вопрос 04. Какую роль играли монополии в экономике России?

Ответ. Монополии контролировали практически всё производство в соответствующих отраслях. Они устанавливали свои цены, свои правила в целом, окончательно лишая шансов на существование мелкий и средний бизнес.

Вопрос 05. Что мешало развитию сельскохозяйственного производства в России?

1) в Центральной России преобладали полусередняцкие и бедняцкие хозяйства, которые не производили товарной продукции;

2) большинство сельскохозяйственной продукции производилось с использованием старых способов;

3) помещичья земля использовалась экономически крайне неэффективно;

4) перенаселение Центральной России, которое приводило к тому, что «лишние руки» не находили применения в сельскохозяйственном производстве;

5) тормозило развитие сельскохозяйственного производства и постоянное перераспределение земли в крестьянской общине.