Банковская система зоны европы. Особенности банковской системы Европейского союза

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.2 Классификация банков

3.1 Банковская система Англии

3.2 Банковская система России

3.3 Сходства и различия описанных банковских систем

Заключение

Список литературы

Введение

Банки - весьма древнее экономическое изобретение. Они возникли в глубокой древности как фирмы, специализирующиеся на оказании особого рода услуг: хранении сбережений и предоставлении кредитов. Со временем банки освоили также деятельность, связанную с организацией расчетов за покупаемые и продаваемые товары внутри стран и на мировом рынке. Это позволило ускорить платежи и повысить их надежность, что оказало положительное влияние на развитие торговли и мировой экономики в целом.

Сейчас они составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. Все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства страны.

Целью данной курсовой работы является изучение Европейской банковской системы, особенностей её формирования, роль в мировой экономике, а также современные тенденции развития банковской системы Европы.

Для достижения поставленной цели необходимо выявить и решить следующие задачи:

Изучить сущность и структуру банковской системы в целом;

Рассмотреть особенности формирования банковской системы Европы;

Проанализировать поэтапно развитие Европейской банковской системы;

Выявить современные тенденции развития Европейской банковской системы;

Сравнить банковскую систему с системами ведущих стран.

В первой главе данной курсовой работы будут рассмотрены основные теоретические аспекты, связанные с банковской системой, её структурой и её деятельностью.

Во второй: Европейская банковская система: особенности формирования и основные тенденции развития.

В третьей: сравнение Европейской банковской системы с системами ведущих в экономике стран.

Предметом исследования данной курсовой работы является банковская система Европы. В настоящее время банковские системы ведущих в экономике стран Европы занимают особо важное место на мировой экономической арене. В период экономического кризиса, в большинстве своём пришедшем из США, именно Европа является связующим звеном в экономике ближайшего будущего. В ходе написания данной курсовой работы будут выявлены основные тенденции дальнейшего развития банковской системы Европы.

1. Теоретические аспекты банковской системы

1.1 Экономическая сущность и функции банка

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.

Банки - весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что первые банки возникли на Древнем Востоке в VIII в. до н. э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении приемлемого уровня текущего потребления. Затем эту эстафету приняла Древняя Греция. Наиболее чтимые храмы стали принимать деньги граждан на хранение во время войн, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища.

Взоры предпринимателей того времени - ремесленников и купцов обратились в сторону хранилищ денег. Так пересеклись интересы двух важнейших участников экономики - коммерсанта, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности и владельца сбережений. Этому банки обязаны своим рождением.

Итак, банки возникли в глубокой древности как фирмы, специализирующиеся на оказании особого рода услуг: хранении сбережений и предоставлении кредитов. Со временем банки освоили также деятельность, связанную с организацией расчетов за покупаемые и продаваемые товары внутри страны и на мировом рынке. Это позволило ускорить платежи и повысить их надежность, что оказало положительное влияние на развитие торговли и мировой экономики в целом.

1.2 Классификация банков

На практике существует многообразие банков. В зависимости от того или иного критерия их можно классифицировать следующим образом.

По форме собственности выделяют государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные банки. Государственная форма собственности чаще всего относится к центральным банкам.

Коммерческие банки в рыночном хозяйстве чаще всего являются частными (по международной терминологии понятие частного банка относится не только и даже не столько к банкам, принадлежащим отдельным лицам, сколько к акционерным и кооперативным банкам). В централизованной системе хозяйства коммерческие банки, как правило, государственные.

По законодательству большинства стран на национальных банковских рынках допускается функционирование иностранных банков.

В ряде стран (например, во Франции) деятельность иностранных банков не ограничивается. В Канаде и других странах для иностранных банков вводится определенный коридор, в количественных рамках которого они могут разворачивать свои операции. В России размер совокупного капитала иностранных банков не ограничивается.

По правовой форме организации банки можно разделить на общества открытого и закрытого типа с ограниченной ответственностью.

По функциональному назначению банки можно подразделить на эмиссионные, депозитные и коммерческие.

Эмиссионными являются все центральные банки, их классической операцией выступает выпуск наличных денег в обращение. Они не заняты обслуживанием индивидуальных клиентов. Депозитные банки специализируются на аккумуляции сбережений населения. Депозитная операция (прием вкладов) служит для данных банков основной операцией. Коммерческие банки совершают все операции, дозволенные банковским законодательством. Коммерческие банки составляют ядро второго яруса банковской системы рыночного хозяйства.

По характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные. Универсальные банки могут выполнять весь набор банковских услуг, обслуживать, независимо от направленности своей деятельности, как физических, так и юридических лиц. В числе специализированных банков находятся банки, специализирующиеся на внешнеэкономических операциях, ипотечные банки и др. В отличие от универсальных банков специализированные банки специализируются на определенных видах операций.

Мировой опыт свидетельствует о том, что банки могут развиваться как по линии универсальности, так и по линии специализации. И в том и в другом случае банки могут получить хорошую прибыль, и лишь клиенты могут ответить на вопрос о том, какая линия развития окажется предпочтительной.

Возможна классификация и по обслуживаемым банками отраслям. Банки могут быть многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из отраслей или подотраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую промышленность, сельское хозяйство).

По числу филиалов банки можно разделить на безфилиальные и многофилиальные.

По сфере обслуживания банки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, международные. К региональным банкам, обслуживающим главным образом какой-либо местный регион, относятся и муниципальные банки.

По масштабам деятельности можно выделить малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения. В ряде стран функционируют учреждения мелкого кредита. К ним относятся ссудо-сберегательные банки, строительно-сберегательные кассы, кредитная кооперация и др.

Наличие в составе коммерческих банков кредитных организаций с небольшим уставным капиталом не укрепляет позиции банковской системы в целом. Практика показывает, что у банков с небольшой капитальной базой больше проблем с ликвидностью, увеличением объема операций. Вместе с тем это не означает, что малые банки не должны работать на рынке. Напротив, мировая практика показывает, что малые банки могут успешно работать с малыми производственными структурами (чего избегают крупные банки, предпочитающие работать со средними и крупными клиентами). Малые банки, создаваемые «в складчину» мелкими товаропроизводителями, способны аккумулировать ресурсы там, куда не проникают банки с большой капитальной базой, зачастую оказывают больше финансовой поддержки в развитии регионов, мелкого и среднего бизнеса.

В банковской системе действуют также банки специального назначения и кредитные организации (не банки).

Банки специального назначения выполняют основные операции по указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченными банками, осуществляют финансирование определенных государственных программ. Наряду с данными операциями уполномоченные банки выполняют и другие операции, определяемые их статусом как банка.

Некоторые кредитные организации не имеют статуса банка, они совершают лишь отдельные операции, в связи с чем не получают от центрального банка лицензию на осуществление совокупной банковской деятельности.

К элементам организационного блока банковской системы относят и банковскую инфраструктуру. В нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др.

Начнем с информационного обеспечения. В условиях рынка банки, прежде всего, нуждаются в обширной и оперативной информации о состоянии экономики, ее отраслях, группах предприятий, отдельных предприятиях, обращающихся в банк за кредитом и другими продуктами. Для оценки кредитоспособности клиентов, экономического и делового рынка, консультирования предприятий и населения, управления имуществом клиента банки нуждаются в подробной информации.

При сильной конкуренции, а также экономическом кризисе, нестабильности финансов государства и предприятий информационное обеспечение выступает естественным требованием - не имея такого обеспечения, банки не могут" без ущерба для своего капитала и капитала клиентов финансировать различного рода проекты. Наличие информации и ее анализ становятся обязательным атрибутом технологии предоставления банковских услуг.

Информация, требующаяся банкам, обычно предоставляется специальными агентствами - кредит-бюро, в ряде стран сведения, в которых нуждаются банки, можно почерпнуть из многочисленных справочников (торговых и промышленных регистров), журналов, специальных оперативных изданий, а также запросить в центральном банке, где ведется картотека клиентов.

Необходимым компонентом банковской инфраструктуры выступает методическое обеспечение.

Особенность российских коммерческих банков состоит в том, что они зачастую осуществляют операции на базе своих собственных методик и положений.

Не до конца оформившимся блоком банковской инфраструктуры является научное обеспечение. Это касается как функционирования банковской системы в целом, так и отдельных банков.

Не в каждом коммерческом банке есть аналитическое подразделение, осуществляющее исследование рынка банковских услуг, эффективности банковских операций. Важнейшим элементом банковской инфраструктуры выступает кадровое обеспечение.

1.3 Понятие и структура банковской системы

Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. И все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства страны.

Стабильность банковской системы имеет чрезвычайное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Именно необходимостью изучения такого важного компонента рыночной экономики и определяется актуальность данной темы.

Банковская система -- это такое целостное образование, которое обеспечивает ее устойчивое развитие. Как совокупность элементов ее можно представить в виде следующих блоков и их элементов:

I. Фундаментальный блок:

Банк как денежно-кредитный институт;

Правила банковской деятельности.

II. Организационный блок:

Виды банков и небанковских кредитных организаций;

Основы банковской деятельности;

Организационная основа банковской деятельности;

Банковская инфраструктура.

III. Регулирующий блок:

Государственное регулирование банковской деятельности;

Банковское законодательство;

Нормативные положения Центрального банка;

Инструктивные материалы, разработанные коммерческими банками в целях регулирования их деятельности.

Представленные блоки и элементы банковской системы образуют единство, отражая специфику целого, и выступают носителями его свойств. Банковская система обладает рядом признаков:

· включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям;

· имеет специфические свойства;

· действует как единое целое;

· является динамичной;

· выступает как система «закрытого» типа;

· обладает характером саморегулирующейся системы;

· является управляемой системой.

Банковская система, прежде всего не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям. К примеру, на рынке функционируют торговая система, система транспорта и связи, исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органов. Каждая из этих и других систем имеет свое особое назначение. Они соприкасаются друг с другом, но имеют разные задачи. В банковскую систему нельзя включать производственные, сельскохозяйственные единицы, имеющие другой род деятельности.

Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее элементами и отношениями, складывающимися между ними.

Когда рассматривается банковская система, то, прежде всего, имеется в виду, что она в качестве элемента включает банки, которые как денежно-кредитные институты дают «окраску» банковской системе.

Вместе с тем это не следует понимать так, что сущность банковской системы есть сложение сущности ее элементов. Сущность банковской системы -- это не арифметическое действие, а проникновение в новую более широкую сущность, охватывающую сущность не только отдельных элементов, но и их взаимосвязь.

Сущность банковской системы обращена не только к сущности частного, составляющих элементов, но и к их взаимодействию.

Из этого следует, что сущность банковской системы влияет на состав и сущность ее элементов.

Практика знает несколько типов банковской системы:

· распределительная централизованная банковская система;

· рыночная банковская система;

· система переходного периода.

В противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве существует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки: коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему совету, решению акционеров, а не административному органу государства.

2. Современная Европейская банковская система

2.1 Эволюция и особенности формирования Европейской банковской системы

В средние века начинающие банкиры, менялы должны были пользоваться известной степенью общественного доверия. Поэтому они обыкновенно были обязаны получать разрешение от правительства на занятие своим делом. Кроме того, нередко требовалась присяга, представление поручителей или денежного залога.

Все это не могло продолжаться бесконечно и в конце концов привело к законодательному ограничению торговых операций банкиров (например, в Венеции законы 1374 и 1403 гг.), а затем и к постепенному упадку меняльного промысла в Италии

Одним из первых общественных банков был банк в Венеции (Banko delta Piaza de Rialto), основанный в 1584 г. для оживления торговли и промышленности. Банк управлялся чиновниками, назначенными правительством. Вскоре, однако, неопытных чиновников пришлось заменить частными банкирами, которые внесли значительный залог в обеспечение своих операций. Первое время венецианский банк пользовался монополией, и частным лицам было запрещено устраивать банкирские конторы. Во избежание известных неприятностей, упомянутых выше, банку было запрещено производить какие-либо операции на вложенные деньги. За вклады банк не платил никаких процентов.

В 1619 году был основан в Венеции другой общественный банк, так называемый жиробанк на тождественных началах. Через некоторое время первый банк был закрыт и остался один жиробанк. Все расчеты двух венецианских банков велись в особой “банковской монете”, за которую была признана наилучшая из обращавшихся в Венеции монет - dukati d"argento. По отношению к ней пересчитывались другие деньги, поступавшие в кассу банка. Ценность этой монеты на 20% превосходила ценность обычной обращавшейся в Венеции монеты. Как утверждают историки, жиробанк не всегда держался правил о неприкосновенности вкладов; нередко правление отдавало тайным образом большие суммы венецианскому правительству, вследствие чего дважды, в 1640 и 1717 гг., пришлось приостановить платежи звонкой монетой.

Подобные же операции производил генуэзский банк св. Георгия (Casa di S.Giorgio), получивший окончательную организацию в 1407 г. Возникновение его относится к середине XII века и обязано ряду займов правительства у частных лиц, причем в уплату процентов и погашения им предоставлялось взимание некоторых налогов и таможенных пошлин в Генуе. Для сбора налогов и производства расчетов кредиторы государства образовали особые товарищества, которые слились в 1407 г. в одно общество под названием общество св. Георгия. Руководство общества, состоявшее из нескольких членов, было совершенно независимо от государственной власти, и правители республики при вступлении в должность давали присягу сохранить неприкосновенными права и свободу этого учреждения. Уже в 1408 г. обществу было разрешено принимать частные вклады, причем за основание всех расчетов была принята, как и в венецианском банке, особая условная монета. Позднее банк св. Георгия ссужает генуэзскому правительству крупные суммы, для покрытия которых получает право управления колониальными землями Генуи (в частности, островом Корсика и городом Каффа) и взимания многих налогов.

Подобные банки возникли также в Барселоне, Милане, Неаполе и некоторых других европейских городах. Несколько позднее появился целый ряд общественных банков в Нидерландах, Англии и Германии. В Амстердаме первый банк был основан в 1609 г., в Гамбурге - в 1619 г., в Нюрнберге в 1621 г., в Роттердаме - в 1635 г., в Стокгольме - в 1657 г. Тому, кто делал вклад, выдавалось от банка вкладное свидетельство о том, что от него поступила какая-то сумма денег, которую он всегда может получить обратно, а в книгах банка ему открывался особый счет, причем на приход записывались его вклады и платежи ему других вкладчиков, а в расход заносились выдачи, которые давались по его требованию ему или другим вкладчикам.

Первоначально жиробанки ограничивались лишь приемом вкладов на хранение, за что взимали известное небольшое вознаграждение. Но постепенно, на собственном опыте руководство банков убедилось, что требования возврата вкладов ограничиваются всегда только известной их частью, которую можно определить, но никогда не простираются на всю сумму. Так как значительная часть вкладов лежала в банках совершенно непроизводительно, в виде мертвого капитала, то администрация пришла к мысли воспользоваться ими для банковских операций, главным образом для выдачи краткосрочных ссуд.

С этих пор банковские учреждения перестали взимать плату за хранение вкладов, но зато выговорили себе право употреблять вклады для ссудных операций, хотя в то же время банк оставался всегда обязанным возвращать срочные вклады по истечении срока, а бессрочные - по первому требованию.

Таким образом, произошла принципиальная перемена в банковском деле: банки, бывшие простыми хранителями ценностей, становятся посредниками между лицами, обладающими свободными капиталами, и лицами, нуждающимися в кредите. Жиробанки превращаются в так называемые депозитные банки.

Выгода от этого преобразования очевидна. Для вкладчиков она заключалась в освобождении от платы за хранение средств, а для банка - в получении дохода от выдачи денег в займы. Стремясь к расширению операций и доходов, банки стали с течением времени искусственно привлекать вклады, обязуясь платить известный процент за вложенные суммы и получая доход благодаря разнице между процентами, взимаемыми по ссудам и уплачиваемыми по вкладам.

Свидетельства, которое выдавалось банком в удостоверение принятия известной суммы денег на хранение, и по которым можно было получить эти деньги обратно, нередко обращались среди торговцев в качестве платежного средства при совершении сделок. Постепенно эти свидетельства превратились в банковские билеты. Эти билеты выпускались банком на предъявителя. Они представляли собой обязательство банка уплатить предъявителю указанную в билете сумму денег. Вкладчики, внося деньги в кассу банка, получали из нее банковские билеты на сумму вклада и таким образом всегда могли востребовать весь вклад или часть его, предъявив билеты к уплате.

Первое время ценность выпускаемых банком билетов, подобно прежним вкладным свидетельствам, строго соответствовала сумме ценности вкладов. Однако рассматриваемый случай с амстердамским банком подсказал, что можно выпускать банковские билеты на большую сумму, чем имеется вкладов в наличности. Когда при приближении французов к Амстердаму (во время войны Голландии с Францией, в 1672 г.) банк выдал вклады обратно, то на многих монетах были заметны следы пожара, бывшего в банке 50 лет назад. Это обстоятельство подтвердило, что ценность выпущенных билетов не должна непременно равняться ценности наличных денег, поскольку, несмотря на то, что билеты были выпущены на всю сумму лежавших в кладовых банка денег, в банк предъявлялась для обмена на деньги только часть билетов, прочие же оставались в обращении, не возвращаюсь в банк.

Поэтому-то не приходилось трогать некоторую часть лежавших денег по полстолетия и больше. Указанное открытие побудило банки выпускать билеты на сумму, большую, чем лежит звонкой монеты в их кладовых.

Это нововведение имело чрезвычайно важные последствия для развития банковского дела. Оно позволило банкам увеличивать свои оборотные средства и дало, таким образом, большой импульс к развитию кредита. Но оно также создало возможность для злоупотребления со стороны руководства банков, что неоднократно приводило к денежным кризисам.

Дж. Лоу утверждал, что деньги должны быть не металлические, а кредитные, создаваемые банками в соответствии с нуждами хозяйства, иначе говоря, бумажные: “Использование банков - лучший способ, какой до сих пор применяли для увеличения количества денег.

Развивая свою идею, Дж. Лоу объявил еще два принципа, значение которых и в наши дни трудно переоценить:

во-первых, для банков он предусматривал политику кредитной экспансии, т.е. предоставление ссуд, во много раз превышающих хранящийся в банке запас металлических денег;

во-вторых, он требовал, чтобы банк был государственным и проводил экономическую политику государства.

Дж. Лоу был одним из первых, кто понял важнейшую роль кредита в развитии капиталистического производства. Однако, как стало ясно позднее, в этом заложена и опасность для устойчивости банковской системы.

Другая опасность, или другой аспект все той же опасности, - эксплуатация удивительных способностей банков государством.

В то время слово “инфляция” еще не было, но именно она угрожала не только банку Дж. Лоу, но и стране в целом, где этот банк действовал бы.

В декабре 1715 года Дж. Лоу передал регенту письмо, в котором он еще раз объяснил свою идею. В письме есть одно загадочное место. “Но банк, - писал Дж. Лоу, - не единственная и не самая большая из моих идей, я создам учреждение, которое поразит Европу изменениями, вызванными им в пользу Франции. Эти изменения будут более значительны, чем те перемены, которые произошли от открытия Индий или введения кредита..."

В конце 1717 г. Дж. Лоу основал гигантское предприятие - Компанию Индий. Поскольку она изначально была создана для обживания принадлежавшего тогда Франции бассейна реки Миссисипи, современники чаще всего называли ее Миссисипской компанией.

В Англии к этому времени процветала Ост-Индская компания, подобное общество было и в Голландии. Но компания, организованная Дж. Лоу, отличалась от них. Прежде всего, это не было объединение узкой группы купцов, распределивших между собой паи. Акции Миссисипской компании предназначались для активного обращения на бирже. Компания была теснейшим образом связана с государством не только в том смысле, что она получила от государства огромные привилегии, монополию во многих сферах.

В правлении компании рядом с “невозмутимым шотландцем” Дж.Лоу восседал сам Филипп Орлеанский, регент Франции. Компания была сращена со Всеобщим банком, который с начала 1719 г. перешел в ведение государства и стал именоваться Королевским банком. Последний давал капиталистам в ссуду деньги для покупки акций компании, вел ее финансовые дела. Все нити управления обеими учреждениями были сосредоточены у Дж. Лоу.

Таким образом, второй “великой идеей” Дж.Лоу была идея централизации, ассоциации капиталов.

Здесь Дж. Лоу опять “выступил пророком, опередившим свое время”. Лишь в середине XIX в. в Западной Европе и Америке начался бурный рост акционерных обществ. В конце XX в. они охватили почти все хозяйство в экономически развитых странах, особенно крупное производство.

Особенности формирования Европейской банковской системы.

Европейский Союз - это международная организация особого типа, обладающая рядом уникальных особенностей, ярко выделяющих ЕС на фоне всех существующих в современном мире международных организаций. Существует мнение о том, что Европейский Союз перестал являться исключительно международной организацией, в традиционном значении этого понятия, и приобрел некоторые черты государственности. Тем не менее, ЕС продолжает демонстрировать основные признаки международной организации и, с точки зрения науки международного права, не может рассматриваться как что-либо иное. Уникальность Европейского Союза состоит в формировании на его территории единого правового пространства, основывающегося на реализации общих принципов права. Правовое регулирование банковской деятельности в том или ином государстве осуществляется в рамках особой отрасли национальной правовой системы - банковского права. Под банковским правом, как правило, понимается комплексная отрасль права того или иного государства, а применительно к ЕС. Основы для развития сотрудничества государств-членов ЕС в области правового регулирования банковской деятельности следует искать, прежде всего, в Римском Договоре о Европейском Сообществе 1957 года и Едином Европейском Акте 1986 года. В этих документах определялись основные направления и принципы сотрудничества государств-членов в области экономики и финансов, а также в области административно-правового регулирования экономических отношений, в т.ч. и банковской деятельности. Создание системы единообразного банковского регулирования в Европе осуществлялось в рамках институциональной структуры экономического сообщества. В силу принципа взаимного признания лицензий кредитные организации, имеющие лицензию одного из государств-членов на осуществление банковской деятельности вправе свободно предоставлять банковские услуги на всей территории ЕС любым юридическим и физическим лицам и учреждать филиалы и представительства на всей территории ЕС без каких-либо ограничений. Свобода осуществления банковской деятельности на всей территории ЕС способствует полной либерализации рынка банковских услуг и стимулирует конкуренцию, которая предоставляет клиенту широкий выбор, как при выборе самого банка, так и при выборе необходимого банковского продукта. В силу принципа консолидированного надзора органы банковского надзора (национальные ЦБ или специализированные надзорные органы) несут ответственность за осуществление полного и всестороннего контроля над деятельностью национальных кредитных организаций, включая экстерриториальный надзор за их деятельностью за пределами государства происхождения, а также за деятельностью их филиалов, представительств и дочерних предприятий. Надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляется в порядке, предусмотренном национальным законодательством государств-членов. В исследованиях по банковскому праву ЕС данный принцип часто именуется «принцип контроля государства происхождения» («home country control»)

В ходе исторического развития возникли сегментированные и универсальные банковские системы.

При универсальной структуре закон не содержит ограничений относительно отдельных видов операций и сфер финансового обслуживания. Все кредитно-финансовые институты могут осуществлять любые виды сделок и предоставлять клиентам полный набор услуг. Такой тип универсальных банков сложился в Европе. Большую роль в функционировании банковского сектора играет высокая степень самоконтроля финансовых институтов, строгое соблюдение ими обычаев и традиций, выработанных банковским сообществом.

Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального типа банка создает известные трудности для определения понятий "банк" и "банковская деятельность". Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов как профессиональное занятие. Именно такая практика принята в банковском законодательстве Бельгии, Италии, Испании, Греции, Люксембурга и других стран. В некоторых других странах (Германия, Франция) термин "банк" или " кредитное учреждение" ассоциируется с более широким набором услуг и не ограничивается только приемом сбережений и выдачей кредита. В некоторых странах, например, в Великобритании, для отнесения к классу кредитных учреждений достаточно лишь выполнения функции приема депозитов. Это позволяет приравнять к банкам некоторые виды специализированных институтов.

В странах Европы модель банковской системы, которая допускает в деятельности банков сочетание краткосрочного кредитования с инвестициями в корпоративные ценные бумаги. Через такие банки в этих странах проходит значительный оборот фондовых ценностей, прежде всего это касается размещения ценных бумаг частных корпораций.

В настоящее время основной моделью организации европейских банков является универсальный банк, осуществляющий все виды банковских операций, включая операции с ценными бумагами.

Теперь перейдем непосредственно к Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ).

2.2 Европейская система центральных банков

Европейская система центральных банков - это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка и Национальных центральных банков государств - членов Европейского экономического сообщества. Она является одной из ключевых структур Европейского экономического и валютного союза.

Структура ЕСЦБ напоминает Федеральную резервную систему в США. Однако в отличие от ФРС, где каждый Федеральный резервный банк самостоятельно выполняет возложение на него функции и не имеет «вышестоящего органа» с банковскими функциями, в структуре ЕСЦБ организован Европейский центральный банк, выполняющий функции банка банков для центральных банков стран - участниц зоны евро. Тем самым банковская структура зоны евро скорее трёхуровневая и аналогов в мировой экономике не имеет.

Центральные банки Великобритании, Дании и Швеции являются членами Европейской системы центральных банков со специальным статусом: они не принимают участие в принятии решений по вопросам проведения единой денежной политики для зоны евро.

Европейская система центральных банков включает Европейский центральный банк и центральные банки стран - участниц зоны евро.

ЕСЦБ и ЕЦБ независимы от других органов Союза, от правительств стран - членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это соответствует общепринятому статусу центрального банка в рамках отдельной страны.

Существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава генеральный принцип, в соответствии с которым ЕСЦБ управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и прежде всего Советом управляющих.

Совет управляющих, верховный руководящий орган, включает всех членов Исполнительной дирекции и управляющих НЦБ стран - участниц Европейского экономического и валютного союза.

Основные функции Совета управляющих:

адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;

определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по её поведению;

утверждение правил внутренней организации ЕЦБ и его руководящих органов;

выполнение функции консультанта ЕЦБ;

определение порядка представления Европейской системы центральных банков в сфере международного сотрудничества.

Исполнительная дирекция включает Президента, Вице-президента и четырех членов из числа кандидатов, имеющих большой профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере. Они назначаются из граждан стран - членов ЕЭВС на встрече глав правительств этих стран по предложению Совета Европы после консультаций с Европейским парламентом и Советом управляющих ЕЦБ.

Исполнительная дирекция обязана проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом управляющих ЕЦБ, и тем самым руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции.

Генеральный Совет, третий руководящий орган Европейской системы центральных банков, включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского союза независимо от их участия в ЕЭВС.

Основные задачи Генерального Совета:

· осуществление консультационных функций ЕСЦБ;

· сбор и обработка статистической информации;

· подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;

· разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учёта и отчётности по операциям, проводимым НЦБ;

· принятие мер, относящихся к оплате уставного капитала Европейского центрального банка в части, не урегулированной Общим договором ЕС;

· разработка должностных инструкций и правил приёма на работу в ЕЦБ.

Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трёх его руководящих органов: Совета управляющих, Исполнительной дирекции и Генерального Совета. При этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях.

Национальные центральные банки стран-участниц являются составной частью Европейской системы центральных банков и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ.

Совет управляющих ЕЦБ уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная дирекция её проводит на практике. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, Европейский центральный банк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.

В структуре ЕСЦБ под руководством Совета управляющих работают тринадцать Комитетов:

· Комитет внутренних аудиторов;

· Комитет по банкнотам;

· Бюджетный комитет;

· Комитет внешней коммуникации;

· Комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;

· Юридический комитет;

· Комитет по рыночным операциям;

· Комитет по денежно-кредитной политике;

· Комитет международных отношений;

· Статистический комитет;

· Комитет банковского надзора;

· Комитет информационных систем;

· Комитет платёжно-расчётных систем.

Европейский центральный банк проводит единую денежно-кредитную политику через уполномоченных контрагентов.

Уполномоченные контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных банков только через Национальный центральный банк того государства - участника ЕЭВС, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки на участие в операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте-на-Майне. На основании собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и доводит соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов.

Европейский центральный банк может использовать валютные резервы для проведения валютных интервенций, причем ему дано право, самостоятельно принимать решения о проведении таких интервенций.

2.3 Современные тенденции развития Европейской банковской системы

Банки, которые успешно действуют на международном финансовом рынке, всегда опираются на сильные позиции в стране происхождения. Происходят определенные изменения в национальных законодательствах, связанные с либерализацией национальной банковской деятельности.

Структурные изменения в банковском секторе ряда стран ЕС прежде всего выражаются в перестройке банковской структуры: современная, трансформированная банковская структура является следствием новой структуры спроса, глобализации и развития информационных технологий. В стратегии банков все более большую роль сыграет диверсификация. В будущему приоритетной станет концентрация на главных соглашениях. Наибольшие банки мира сегодня - это универсальные банки и подобный им. Большие банки Европы, которые являются преимущественно универсальными, имеют лучший рейтинг, чем аналогичные банки Северной Америки и Японии.

Важное значение имеет деятельность государственных банков в странах ЕС. Так, в Великобритании существуют проекты создания новых государственных банков, которые будут работать на базе почтовых отделений, и будут осуществлять услуги малообеспеченным слоям населения и сельским жителям. В таких странах, как Германия, Польша, эту роль выполняют кредитные союзы и кооперативные банки. Для мелких вкладчиков размещения сбережений в государственных банках менее рискованное, чем в частных. На государственные банки меньшей мерой влияет экономический цикл. Как показывает опыт Чехии и Венгрии, предыдущая национализация может быть быстрейшим путем к следующей продаже проблемных банков иностранным собственникам. Вообще государственные банки есть и, наверное, будут и в дальнейшем неотъемлемой частью банковских систем большинства стран. Главное, чтобы контрольные и государственные органы не делали для них никаких исключений и не предоставляли никаких льгот.

Сокращается количество национальных банковских учреждений в странах, которое компенсируется ростом числа подразделов иностранных банков. Так, за последние десять лет количество иностранных банков, которые оперируют в Германии, выросло вдвое. Для банковской системы многих стран иностранные банки, которые действуют на их территории, представляют значительную угрозу. Это касается, например, не только стран Восточной Европы (вообще активы местных банков восточноевропейского региона в начале 2000 г. составляли 1509 млрд. евро, а иностранных -- 1037 млрд. евро, который лишь на 31 % меньше), а и высокоразвитых стран. С одной стороны, иностранные банки покрывают тот недостаток отечественного банковского капитала, которого не хватает для развития национальной промышленности, а с другого - они стараются завоевать банковский рынок стран, которые принимают, и потеснить национальные банки.

Так, например, по мере того, как ирландские фондовые менеджеры после вхождения страны в еврозону сокращают капиталовложение у банки и компании Ирландии и предоставляют преимущество инвестициям за границей, на ирландском фондовом рынке увеличивается излишек ценных бумаг. Такая тенденция разрешает иностранным банкам довольно легко установить контроль над ирландскими финансовыми учреждениями. Существует два пути противостояния процесса поглощения иностранными банками национальных: во-первых, это создание сильной национальной банковской группы через слияние больших банков страны; во-вторых, это поиск национальными банками зарубежных деловых партнеров из числа финансовых учреждений, которые имеют достаточно крепкие позиции на своих внутренних рынках финансовых услуг.

Важный процесс, который происходит сегодня в банковском секторе мировой финансовой системы, -- это слияние банков.

В 2006 г. общий объем слияния и поглощения в Европе, достиг 1,479 млрд. евро или 42,3% от общемирового показателя. Причины поглощения и слияния банков могут быть разные: финансовый кризис банка, ухудшение его финансового состояния, замена стратегических планов руководства банка, а также другие, в том числе семейные (например, когда наследники частных банков Швейцарии не желают быть банкирами и продолжать дело родителей).

Процесс слияния приобретает разные формы и направлений. В частности как альтернатива слиянию предлагается такая модель, когда два банка становятся соучредителями общего инвестиционного банка. Этот подход еще никто не использовал, но BNP Paribas ведет переговоры с большими финансовыми европейскими учреждениями относительно заключения такого союза. С этой целью BNP Paribas планирует превратить свой инвестиционный подраздел в отдельную структурную единицу, которая будет иметь свой листинг на фондовой бирже.

Объединение банковской и страховой деятельности сегодня обычное явление. Прежде банки и страховые компании были партнерами, которые действовали в близких областях, но не видели один в одном конкурента. Ныне страховые компании вмешиваются в банковскую деятельность, в сферу вкладывания капиталов или долгосрочных кредитов. Банки со своей стороны стремятся продавать страховые продукты, прежде всего полисы страхования жизни, 50 % которых, например, в Италии и во Франции, предоставляют банки. Это связано с рядом причин. Так, например, в Германии, как и в других странах Западной Европы, есть определенные сомнения относительно перспектив государственного пенсионного обеспечения - процент пенсионеров среди населения в следующие десять лет, по прогнозам зарубежных экономистов, значительно возрастет.

Поэтому заключение договора страхования жизни является составляющей комплексного решения вопроса об обеспечении в старосте. Кроме того, капитализированные полисы страхования жизни чрезвычайно привлекают с налоговой точки зрения как форма вкладывания капитала. Итак, транснациональные банки на рынке страховых услуг отреагировали лозунгом «если нельзя их побороть, присоединись к ним». Некоторые банки приняли решение о создании кооперативной модели, когда кооперированные банк и страховая компания взаимно оказывают содействие друг другу в операциях.

Один из огромных банков мира - немецкий «Дойче банк», наоборот, решил вести дело самостоятельно и на страховом рынке предлагать собственные продукты. Поэтому сначала была создана собственная компания со страхования жизни, затем приобретен контрольный пакет акций большой страховой компании, которая имела хорошую репутацию на рынке, и потом объединено с ней дочернее банковское предприятие.

В последние годы в мировом частном банковском бизнесе, который обслуживает обеспеченных частных лиц, происходят важные изменения в связи с ростом требований клиентов. Лидерство на этом рынке сохраняют швейцарские банки, которые контролируют больше трети его объема. Конкуренцию ему стараются создать американские банки группы «Ситигруп» и другие европейские банки, такие как HSBC. В 2000 г. HSBC создал с Merril Lynch совместное предприятие, цель которого отслеживать требования 50 млн. потенциальных богатых клиентов, которые, как можно ожидать, до конца текущего десятилетия будут нуждаться в консультациях относительно инвестиций через Интернет.

К главным результатам реформирования банковской системы стран Восточной и Центральной Европы принадлежат ее структурная перестройка, либерализация процентных ставок и банковских операций, частичное приведение банковского законодательства и системы банковского надзора в соответствие к международным нормам и стандартам ЕС.

Итак, основными современными тенденциями Европейского банковского дела являются:

· основные субъекты банковского дела - транснациональные банки;

· реорганизация банковской сети ТНБ, сокращение филиалов и отделений;

· рост балансовой стоимости банков, увеличение размера банка;

· информационные технологии становятся основным условием и определяющим фактором работы ТНБ;

· возникновение новых организационных форм деятельности ТНБ, в частности Интернет-разделов;

· увеличение присутствия иностранных банков в национальных банковских системах стран;

· банковский бизнес становится менее зарегулированным;

· в ряде стран государственные банки остаются неотъемлемой частью национальных банковских систем;

· возрастает роль страхования как одного из направлений деятельности международного банковского бизнеса;

· в Европейском банковском бизнесе наблюдается тенденция к консолидации - меньшее количество больших учреждений обслуживают региональные, национальные и международные рынки;

· в стратегии банков все более большую роль сыграет диверсификация, в будущем на передний план будет выдвинута концентрация деятельности на главных соглашениях;

· сильнейшие банки мира сегодня - это универсальные банки и подобные им;

· важным процессом, который происходит сегодня в банковском секторе мировой финансовой системы, есть слияния банков;

· развитие международного частного банковского бизнеса;

· частичное приведение банковского законодательства и системы банковского надзора стран Восточной и Центральной Европы в соответствие к международным нормам и стандартам ЕС.

3. Сравнение банковских систем стран Европы с системами других государств

3.1 Банковская система Англии

Банковская статистика Англии делит все финансовые институты на две группы: собственно банковский сектор и небанковские финансовые учреждения.

Таблица 1 - Финансовые институты Великобритании.

Центральный Банк .

В современных экономических условиях развития многих государств в мире дискуссия о роли и функциях центральных банков, начавшаяся практически с момента их возникновения, получила дополнительный импульс. Эффективность осуществляемой центральным банком финансовой политики многие банковские специалисты связывают с их полномочиями и степенью независимости от правительственных органов.

Остановимся подробнее на сердце британской банковской системы - Банке Англии.

Банк Англии - самый старый центральный банк мира. Данный институт появился в конце семнадцатого века в Англии, в результате так называемой сделки между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов.

Банковская система Англии 1690-х годов состояла из кредиторов-банкиров, которые предоставляли кредиты из заемных средств, и ювелиров, которые принимали золото на депозиты и затем предоставляли ссуду. В 1688 году дорогостоящая гражданская война наконец-то закончилась. К власти пришла политическая партия, которая проводила политику меркантилизма и грабительского захвата колоний. Самым серьезным противником Англии была Французская Империя и вскоре Англия развязала полувековую войну.

Политика милитаризма оказалась очень дорогостоящей, и в 1690-х Английское правительство обнаружило, что казна истощена и денег нет. Оказалось невозможным для правительства побудить людей покупать его облигации после стольких лет войны. Собрать налоги по более высоким ставкам также не представлялось возможности.

Тогда в 1693 году был образован комитет Палаты Общин, с целью поиска способов получить деньги для правительства. Тогда же появился шотландский финансист Вильям Петерсон, предложивший от имени своей финансовой группы совершенно новый план правительству. В обмен на определенные привилегии со стороны государства, Петерсон предложил создать Банк Англии, который бы выпустил новые банкноты и покрыл дефицит. Таким образом, была заключена сделка. Сразу же после утверждения Банка Парламентом в 1694 году сам король Вильям и некоторые члены Парламента поспешили стать акционерами новой "денежной фабрики".

Во второй половине XVIII века появились частные банки, выпускающие векселя. К 1793 году их насчитывалось около 400. Финансирование длящихся поколениями войн с Францией, начавшихся в 1790-х, привело к приостановке платежей монетами третьей частью банков Англии в 1793 году, а затем и самим Банком Англии в 1797 году. Позже к ним присоединились и остальные банки.

Эта приостановка длилась 24 года вплоть до завершения войны с Францией. Во время этого периода до 1821 года банкноты Банка Англии служили настоящими деньгами (хотя еще не узаконено), а после 1812 до конца этого периода стали законным платежным средством. Как и следовало ожидать, в этот период появился ряд ненадежных банков. В 1797 году в Англии и Уэльсе было около 280 “country” банков, а к 1813 году их число превышало 900. К 1816 году общее число банкнот составило 24 миллиона фунтов стерлингов, увеличившись вдвое по сравнению с 1797 годом.

Подобные документы

    Зарождение банковской системы в России. Банковская система до 1917 года. Банковская система Советского государства. Современная банковская система России. Коммерческие банки. Финансовый кризис 1998 года. Реальные объемы банковской деятельности.

    реферат , добавлен 14.11.2003

    История банковской системы России. Современная банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка РФ. Расчетно-кассовый центр Банка России. Эффективное функционирование банковской системы. Регулирование банковской деятельности.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2006

    Понятие, структура и принципы банковской системы. Становление и развитие банковской системы России. Развитие банковского сектора России за 2007 г. Пути совершенствования банковского сектора России после кризиса банковской системы европейских стран.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2010

    Банк и банковская система. Структура банковской системы России. Развитие банковской деятельности в регионах. Участие государства в банковском секторе. Участие иностранного капитала. Перспективы и планы развития банковской системы.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2005

    Признаки и общая характеристика банковских систем. Современная банковская система в России. Классификация банков, их базовые функции. Состав и сущность отдельных элементов банковской системы. Различия между распределительной и рыночной системами.

    контрольная работа , добавлен 26.05.2010

    Сущность банка с разных общественных позиций, типы банков, банковская система России, проблемы, существующие на сегодняшний день у банков, возможные пути их решения, тенденции развития банковской системы в России. Деятельность банковских учреждений.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2008

    История развития банковского дела. Банки и банковская система. Роль банковской системы в рыночной экономике. Денежно-кредитная политика. Банковское регулирование. Коммерческие банки: сущность и функции. Банковская система России. Банк России.

    реферат , добавлен 29.03.2003

    Зарождение и история создания банковской системы в России. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика. Создание денег банками. Мультипликатор денежного обращения. Банк России, его денежно-кредитная политика. Современная банковская система.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2010

    Банковская система как совокупность национальных банков и других кредитных учреждений в составе экономики государства. Функции банковской системы, ее элементы. Двухуровневая банковская система в России. Количественные характеристики банковского сектора.

    доклад , добавлен 24.11.2014

    Понятие банка и банковской системы, закономерности и принципы ее построения, направления развития. Цели и задачи банковской системы, сущность процесса финансового посредничества. Двухуровневая банковская система современного Казахстана, ее особенности.

УИЛЬЯМ Р. УАЙТ
руководитель отделения Банка международных расчетов в Базеле
(Швейцария)

Европейская банковская система нуждается в коренных преобразованиях
Введение евро должно склонить чашу весов в пользу перемен
Чтобы выжить в новых условиях, банкам следует осуществить
серию адаптационных мероприятий

Переход к евро сопряжен с большими трудностями и требует изменения всей европейской банковской системы.

Ситуация в банковской системе Европы

Даже поверхностный анализ положения, сложившегося в данной сфере, свидетельствует о необходимости глубоких перемен. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

n Европейские банки не располагают прочной стартовой базой для проведения реформ. Речь идет прежде всего о низкой норме прибыли, причем долгосрочные перспективы также неблагоприятны.

В последнее время положение банковских институтов, включая Deutsche Bank, ухудшается. Это связано с тем, что их структурные показатели далеки от оптимальных: избыточность персонала, высокий уровень капитализации, неоправданная распыленность операций по разным отраслям хозяйственной деятельности.

n В европейских банках имеются скрытые силы, требующие перемен, которые руководствуются более глубокими мотивами, связанными в первую очередь с меняющейся ролью государства в управлении банковскими институтами. Ранее государство оказывало большое влияние на деятельность банков, всячески поддерживая их. Многие банки, особенно континентальной части Европы, привыкли работать под защитой государства, поэтому им будет трудно адаптироваться к новым условиям. Что касается банков Великобритании, то они ощущали влияние и протекцию государства в значительно меньшей степени.

n Важной движущей силой перемен являются современные информационные технологии и телекоммуникации. С их помощью возрастают объем и сложность банковских операций. Увеличивается и объем информации, цена которой для потребителя постоянно уменьшается.

Основой работы европейской банковской системы становятся долгосрочные отношения между партнерами, а не единовременные, случайные трансакционные сделки.

Что касается отношений банкира и клиента, то для них характерна известная ассиметрия информированности – банкир являлся более информированной стороной. По мере того, как растет доступность и падает цена информации, которая становится обычным товаром, поставляемым клиенту по разным каналам, например через Интернет, под угрозой оказывается сама суть установившейся практики отношений в рамках действующей банковской системы. При этом от назревающих перемен больше всего пострадает, видимо, персонал европейских континентальных банков.

Внутрибанковская технология также требует коренной перестройки системы обслуживания клиентов, в том числе в местных отделениях банков, где осуществляется основной объем банковских услуг. В условиях возросшего информационного обеспечения людей работать по-старому уже нельзя. В распоряжении клиента оказывается электронная техника, которую он может использовать в своих отношениях с местными банковскими отделениями. Последние перестанут играть роль активной составляющей баланса банка и перейдут в его пассивную часть. Такая переоценка ценностей особенно тяжело отразится на положении европейских континентальных банков.

n В разряд движущих сил грядущих перемен в европейской банковской системе следует отнести и позицию держателей акций. Ранее уже отмечались низкие поступления европейских банков от акционерного капитала. В течение многих лет они как-то находили выход из этого положения, при этом акционеры, включая государство, особенно не вникали в суть предпринимаемых шагов.

Однако постепенно держатели акций стали менять свои отношения с финансовыми институтами. Наиболее деятельные из них буквально ломятся в двери банков, предъявляя свои претензии. Активизировались члены многочисленных национальных и международных пенсионных фондов. Акционеры многих компаний, желающие узнать о своих перспективах, обращаются непосредственно в правления финансовых организаций с требованиями повышения дивидендов. Такая позиция держателей акций является непривычной для европейских банков и, несомненно, приведет к изменениям в их практике.

n В 1990-1993 гг. был принят ряд банковских директив, единый паспорт для банков Европы с расчетом на усиление конкуренции в данном секторе. Однако упомянутые меры не дали ожидаемых результатов. Благоприятная для изменений обстановка не была создана. Это связано с тем, что наряду с силами, выступающими за изменение существующего положения, имеются силы, требующие сохранения статус-кво.

Наиболее мощным консервативным фактором является то обстоятельство, что хотя на первый взгляд в Европе существует единое экономическое пространство для оказания банковских услуг с едиными директивами, единым банковским паспортом, однако между странами по-прежнему сохраняются огромные различия в отношении систем налогообложения, регулирования, права, контроля и составления отчетов, стандартов хранения и передачи информации, технических стандартов, порядка занятости, не говоря уже о культурных различиях.

Хотелось бы надеяться, что в этом противостоянии победят силы, выступающие за изменение сложившейся ситуации.

Евро как катализатор перемен
в европейской банковской системе

Переломную роль в пользу изменений может сыграть введение в Европе единой валюты. Это связано с двумя причинами.

n Одна из них касается рынков ценных бумаг в Европе. Нельзя сказать, что они достигли высокого уровня развития. С появлением евро появится возможность создания единого рынка ценных бумаг, охватывающего все крупные европейские страны. Издержки эмиссии и подписки резко снизятся, что вызовет настоящий взрыв на этом рынке. Спрос на ценные бумаги может достичь таких же размеров, как бывало в случаях предоставления кредитов на очень выгодных для получателя условиях. Тем самым рынки ценных бумаг превратятся в важный конкурентный фактор европейской банковской системы.

Примерно через десять лет в регионе сформируется первоклассный рынок ценных бумаг, но шансы на нем будет иметь лишь ограниченное количество банков, оперирующих в мировом масштабе. Другим предстоит ожесточенная борьба за выживание. Рынки ценных бумаг при наличии единой валюты принесут им много дополнительных трудностей.

n Важное значение имеет и то обстоятельство, что евро может выступить в качестве катализатора межбанковской конкуренции в регионе, причем единая валюта вызовет изменения в самом характере конкуренции.

Процесс может начаться непосредственно с клиента. К примеру, если его не удовлетворит процентная ставка местного банка, например, в Германии, он имеет возможность воспользоваться услугами французского банка, положив деньги на счет или взяв ссуду в этом банке на более выгодных условиях, тем более что при единой валюте отсутствуют риски по обменным курсам. Определяющим фактором в пользу такого решения является также электронная связь и Интернет, которые исключают необходимость личного присутствия клиента при заключении сделки. Таким образом, и современные технологии, и единая валюта ведут к значительному обострению конкуренции между банками на уровне клиента.

Введение евро может затронуть и правовой аспект конкуренции. Выше уже говорилось о законодательных различиях в европейских странах. Это относится и к банковскому законодательству. По мере того, как начнет обостряться конкуренция между банками, доходы населения начнут испытывать разного рода давление.

Клиенты банков (и население в целом) начнут понимать, что местные банковские институты, например чешские или французские, не в состоянии конкурировать с зарубежными, например немецкими или итальянскими, по ряду причин, скажем, из-за недостаточно твердых гарантий по вкладам. В этом случае напряженность в отношениях между банками и клиентами способна обостриться до предела. Ситуацию можно разрешить с помощью протекционистских мер, но это тупиковый путь, не приемлемый в условиях интеграции. Решение проблемы следует искать на пути постепенного сглаживания различий или их быстрого и радикального устранения. В любом случае, однако, конкуренция между банками будет возрастать.

Наконец, под влиянием единой валюты может измениться и само поведение финансовых организаций. Перемены могут начаться с отношения к клиенту. Национальные банки быстро поймут, что надо бороться за симпатии не только своего клиента (например, чешского или немецкого), а за внимание клиентов на всем европейском континенте. Добиться этого нелегко. В своей рыночной политике банки должны учитывать ряд новых аспектов. Например, сегодня банки, реализуя денежные операции, вынуждены брать на себя риски, свойственные рынку капитала. С введением евро сразу отпадает важнейшая форма риска, связанная с колебаниями курсов валют.

Адаптируясь к новым условиям борьбы за клиента, банки должны будут больше внимания уделять рискам по кредитованию, следить за тем, куда идут кредиты и с какой целью они будут использоваться, т.е. четко отличать надежные кредиты от сомнительных. Но как только банки возьмут на вооружение подобную линию поведения по отношению к клиенту, он, в свою очередь, постарается найти такие процедуры, которые позволят ему надежно отличать хорошего кредитора от плохого, попытается найти "хороший" кредит, т.е. на предпочтительных для него условиях, независимо от того, где расположен банк – во Франции, Германии, Швейцарии или любой другой стране Европы или даже мира. Национальные связи между банками, с одной стороны, и клиентурой – с другой, начнут быстро рваться. Между самими банками резко обострится конкуренция в борьбе за клиента. Евро станет в этом плане мощным катализатором крупных изменений в европейской банковской системе.

Необходимость адаптационных мер

В новых условиях банки будут вынуждены перейти от рычагов давления к мерам адаптации. Факторы в пользу перемен обретут такую силу, что банки уже не смогут противостоять им и будут вынуждены к ним приспосабливаться. Выбор адаптационных мер довольно широк.

n Прежде всего банковские компании должны снизить свои издержки, что может быть достигнуто в результате, например, сокращения численности персонала или сужения функционального диапазона деятельности. В Европе в этом направлении делалось очень мало по сравнению с другими регионами. Между тем отказ от таких мер означает уступить дорогу конкурентам.

n Другой шаг на пути к адаптации – предложение новых видов услуг, однако сложность здесь в том, что любой конкурент может сделать то же самое. Поэтому банк должен найти возможность опередить конкурентов в разработках своих новинок.

n Важное значение может иметь также круг мероприятий в рамках межбанковской активности в форме слияний, поглощений, реструктуризации и т.д. Если обратиться к конкретным данным, то они свидетельствуют о том, что по масштабам реструктуризации континентальная Европа значительно отстает от англоязычных стран (США, Великобритании, Канады и Австралии). Так, в период с 1991 по 1997 г. общая сумма капитала, сменившего владельца в результате слияний, укрупнений и приобретений в банковском секторе США, составила 330 млрд долл., в то время как в Европе этот показатель оценивается в 111 млрд долл. (при этом в него включены недавние данные Союза швейцарских банков о слияниях в сумме 23 млрд долл.). Дело, конечно, не в том, чтобы поменять вывески на дверях банков, назвав это слиянием или укрупнением. Необходимы конкретные результаты по сокращению банковских издержек, что особенно трудно в переходный период.

n В качестве условия успешной адаптации к быстро меняющейся обстановке можно назвать и готовность банков взять на себя дополнительные риски, причем такая позиция должна стать элементом их политики. Собственно, готовность пойти на риск, особенно в трудные времена, всегда были традиционным качеством банкиров, присущим им еще во времена зарождения банковского предпринимательства. Рискуют банки и в наши дни, поэтому не правы те, кто считает, что такого больше не случается. В последние два года Банк Франции, например, направил два письма в адрес крупнейших банков с предупреждением, что предоставляемые ими кредиты принесут убытки и следует приостановить кредитование на практиковавшихся условиях определенному кругу клиентов.

В середине 90-х годов европейски банки, испытывая трудности на внутреннем рынке, сделали объектом своей деятельности азиатский регион, чувствуя, что, несмотря на риски, могут заработать там хорошие деньги. Они крупно рисковали, предоставляя кредиты азиатским клиентам, при этом их риски были значительно выше, чем сегодня у японских банков в этом регионе.

В принципе готовность к риску должна оставаться традиционным качеством в моделях поведения банкиров, тем более когда речь идет о возможности получения высокой прибыли.

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то обстоятельство, что в европейской банковской системе происходит противоборство сил, выступающих за перемены, и сил, отстаивающих статус-кво. Введение евро окажется фактором, который склонит чашу весов в пользу быстрых перемен во всех сферах банковского предпринимательства. Эти изменения неизбежно приведут к резкому обострению конкуренции в банковской системе Европы и затронут все слои населения. На уровне государственной политики любые изменения, особенно быстрые, необходимо тщательно отслеживать. При малейшей возможности принятия банками повышенного риска контроль и регулирование должны быть усилены. Это, видимо, станет важной задачей государственной политики по отношению к европейской банковской системе на предстоящее 10-летие.

Из выступления на Европейском банковском и финансовом форуме-98 (г.Прага, 24 марте 1998 г.).

Рассмотрены основные европейские банковские системы, составляющие, несмотря на разнообразие уровней развитости, особенностей функционирования и управления, единый «организм». Интеграционные процессы, наблюдаемые в Западной Европе, нашли отражение в сближении банковских систем отдельных стран и тенденции к унификации банковского законодательства. Вместе с тем обусловленная требованиями современного рынка интеграция сталкивается с противоположным ей фактором - стремлением собственных производителей и финансовых институтов сохранить национальную принадлежность. В основе этого процесса могут лежать: желание защитить национальную безопасность, боязнь сравнительно слабых институтов быть поглощенными в ходе конкурентной борьбы более сильными иностранными и поэтому лоббирующих обособление внутреннего рынка, негативное общественное мнение, провоцируемое националистами и многое другое.

Каждая из банковских стран Европы совершила свой собственный путь развития, который начался в разные века. Они до сих пор сохранили в себе множество традиций, выражающихся в настоящее время в основном в структурном устройстве, системе взаимоотношений банков и государства, месте и роли центрального банка в иерархии государственной власти.

Многие из европейских систем прошли через этап их мобилизации к регулируемому государством финансированию реального сектора экономики. Выполнившие принудительную роль кредитора приоритетных направлений экономики, банки получили плохой кредитный портфель и неэффективную систему внутреннего управления, подстроенную под административную подчиненность правительственным органам. Поэтому в процессе либерализации механизмов управления экономикой такие банки из проводников финансовой политики государства превращались в тормоз экономических реформ, угрозу общего финансового кризиса, устранение которой требует или больших государственных расходов, или нахождения схем привлечения внешних инвестиций, в том числе и из-за границы. Причём финансовые институты из более благополучных стран вследствие неравномерного экономического развития получили лучшие возможности для своей иностранной экспансии, что, в числе других факторов, и ныне определяет расклад собственности на европейские банки, раздел национальных рынков с учётом привлекательности отдельных его сегментов. Как правило, причинами банковских кризисов являются политические просчёты государственных властей в выборе экономических моделей, ошибки в области финансового регулирования и банковского надзора и ряд других. Эту причинно-следственную связь можно кратко охарактеризовать следующим тезисом: «Проблемы финансово-кредитной системы сегодня - это отражение желания государства казаться лучше вчера».

Из анализа рассмотренных банковских систем Европы можно сделать следующие выводы:

Одним из самых важных вопросов, определяющих уровень и перспективы развития национальных банковских систем является независимость центрального банка страны в реализации денежно-кредитной политики. Нет государств, в которых власти не декларировали бы в качестве одной из своих целей финансовую и ценовую стабильность. Поэтому для определения их реальной политики следует обратить внимание на степень либерализации денежно-кредитной политики. Для реализации либеральной денежно-кредитной политики независимый от Правительства центральный банк попросту не нужен. В этом случае наличие двух противоборствующих центров приносит только вред, а центральный банк должен проводить политику технического агента правительства в области денежно-кредитной политики. Если же правительство реально выбирает в качестве цели - достижение или поддержание ценовой стабильности, то независимый от Минфина центральный банк просто необходим. Доминирующий над ЦБ Минфин, в задачу которого входит финансирование бюджетных расходов в случае образования бюджетного дефицита, использует центральный банк в качестве источника его покрытия. Приведенные в главе данные полностью подтверждают этот вывод. Поэтому в большинстве стран Западной Европы наблюдается тенденция к наделению ЦБ большей самостоятельностью.

Общий контроль органов власти, особенно законодательной, над деятельностью независимого ЦБ является одним из важнейших противовесов его широким полномочиям в вопросах управления финансово-кредитной системой страны, роль которой можно сравнить с кровеносной системой живого организма.

Законодательство стран Западной Европы позволяет центральным банкам иметь частную или смешанную государственно-частную форму собственности. Однако сохранение такого устройства ЦБ - дань традиции, и участие частных акционеров в управлении ими носит чисто формальный характер. Подавляющая часть прибылей центральных банков не выплачивается акционерам и не используется на нужды самих банков, а перечисляется в бюджет.

Центральные банки, проводящие жёсткую денежно-кредитную политику, должны иметь собственные исследовательские службы. Опыт Банка Франции и Австрийского национального банка подтверждает этот вывод. Названные банки не только обладают обширной информационной базой для разработки и принятия решений по денежно-кредитной политике и в области взаимодействия с банками, но и сами представляют интерес для деловых кругов, что способствует их полезному взаимодействию.

Страны, имеющие традиции банковского дела, развивавшегося эволюционно, естественным образом превратились в европейские и мировые финансовые центры. Исключение в данном случае представляет Германия, в которой банки многократно подвергались разрушительному воздействию в ходе известных исторических процессов. Но огромный экономический потенциал и последовательная, разумная политика германских властей позволили ей стать новым мировым финансовым центром.

Народная мудрость гласит: «Деньги идут к деньгам», также и развитая, надёжная и стабильная банковская система притягивает к себе иностранные финансово-кредитные институты и, главное, клиентов, средства которых вместо того, чтобы поступить в пользование национальных банков, способствуют дальнейшему укреплению позиций зарубежных лидеров.

Раздробленность банковской системы, отсутствие банков, вхолящих в число мировых лидеров, делают её легко уязвимой для внешних неблагоприятных воздействий, трудно регулируемой и плохо мобилизуемой для решения глобальных задач, способствуют отсутствию общенациональных стандартов банковской деятельности, замедляют освоение новых банковских технологий и приводят к прочим негативным последствиям.

Банковские системы успешнее развиваются в странах с высоким культурным уровнем населения и рациональным стилем мышления, преобладающим среди него.

Всеобщей европейской тенденцией является борьба с отмыванием денег. Страны, которые сдержанно подходят к вопросу ограничения прав клиентов на банковскую тайну, получают преимущество перед соседями и испытывают давление с их стороны.

Статья III-289 bis определяет:

"1. Совет управляющих Центрального европейского банка состоит из членов правления Центрального европейского банка и управляющих национальных центральных банков государств-членов, на которых не распространяются исключения по смыслу статьи III-91 (речь идет о странах, не вошедших в зону евро. - А.П.).

2. а) Правление состоит из председателя, заместителя председателя и четырех членов.

b) Председатель, заместитель председателя и члены правления назначаются квалифицированным большинством Европейского совета по рекомендации Совета (министров) и после консультации с Европейским парламентом и советом управляющих Центрального европейского банка из лиц, авторитет и профессиональный опыт которых в валютной и банковской области общепризнан.

Продолжительность их мандата составляет восемь лет и не подлежит возобновлению.

Членами правления могут быть только выходцы государств-членов Евросоюза".

Статья III-289:

"1. Председатель Совета и один член Комиссии могут принимать участие без права решающего голоса в заседаниях совета управляющих Центрального Европейского банка.

Председатель Совета (министров) может поставить под сомнение решение совета управляющих Центрального европейского банка.

2. Председатель Центрального европейского банка приглашается для участия в заседаниях Совета, когда последний обсуждает вопросы, касающиеся целей и миссии Европейской системы центральных банков.

3. Центральный европейский банк направляет ежегодный отчет о деятельности Системы европейских национальных банков и бюджетной политике за предшествующий и текущий год в Европейский парламент, Совет (министров) и Комиссию, а также в Европейский совет. Председатель Центрального европейского банка представляет этот отчет в Совет и Европейский парламент, который может провести общее обсуждение на его основе.

Председатель Центрального европейского банка и другие члены правления по требованию Европейского парламента и собственной инициативе могут быть заслушаны компетентными органами Европейского парламента".

Что касается компетенции банка, то о ней можно в основном судить из раздела, посвященного валютной политике. Только Европейский банк вправе разрешить эмиссию банковских билетов в евро. Выпускать же эти билеты может не только Центральный европейский банк, но и национальные центральные банки, и только эти банкноты имеют легальное хождение в Союзе. Монеты евровалюты могу выпускать государства-члены Союза в объеме, определяемом Центральным банком.

Центральный европейский банк консультирует по любому акту, предлагаемому Союзом, в областях, затрагивающих его полномочия, а также национальные органы по любому проекту регламентации в областях, касающихся его компетенции, но в пределах и на условиях, установленных Советом. В пределах своей компетенции Банк может предоставлять заключения институтам, органам Союза или национальным властям. Европейский закон может возложить на Банк специальные полномочия, касающиеся контроля кредитных учреждений и стабильности финансовой системы. Не вторгаясь в компетенцию Банка, европейский закон или рамочный закон определяет необходимые мероприятия по использованию евро в качестве единой валюты. Закон принимается после консультации с Центральным европейским банком. Банк может принять решение о публикации своих европейских решений, рекомендаций и заключений.

Национальные банки государств Евросоюза вместе с Центральным европейским банком образуют Европейскую систему центральных банков. Основная ее цель - поддержание стабильности цен. Помимо этого, система вносит свой вклад в поддержание общей экономической политики Союза и реализацию его целей. В соответствии с ч. 2 ст. III-77

Конституции основными задачами Системы центральных банков являются:

"а) определение и проведение валютной политики Союза;

b) проведение обменных операций;

c) поддержание и управление официальными обменными резервами государств-членов Союза;

d) содействие качественному функционированию платежных систем".

Система центральных банков вносит свой вклад в политику компетентных властей в том, что касается контроля кредитных учреждений и стабильности финансовой системы. Деятельность Системы центральных банков направляется решениями совета управляющих и правления Центрального европейского банка.

В отношениях с членами Союза Конституция ставит перед Центральным европейским банком следующие задачи: усиление сотрудничества между центральными национальными банками; усиление координации валютной политики государств-членов Союза с целью обеспечения стабильности цен; надзор за функционированием механизма обменных ставок; проведение консультаций по вопросам, входящим в компетенцию национальных центральных банков и укрепление стабильности финансовых учреждений и рынков; осуществление бывших функций Европейского фонда валютного сотрудничества (ст. III-93, ч. 2).

Создание Европейского Союза (ЕС) потребовало более тесной координации денежно-кредитной и валютной политики этих государств и создания коллективного механизма валютного регулирования, во-первых, с целью минимизации транзакционных издержек в процессе взаимного торгово-экономического сотрудничества и, во-вторых, для повышения эффективности выполнения деньгами на территории интегрируемого экономического пространства функций меры стоимости, средства обращения и средства платежа.
Обеспечение необходимых условий перехода к единой денежно-кредитной и валютной политике и единой валюте на основе сращивания национальных хозяйственных комплексов происходит в соответствии с определенными объективными закономерностями.
При этом наряду с общими закономерностями валютной интеграции, на каждой стадии действуют свои специфические закономерности. В современных условиях валютная интеграция, осуществляемая на основе единой европейской валюты, создает мощный стимул дальнейшему социально-экономическому единению стран ЕС. Она ускоряет процессы движения капиталов, делает банковско-кредитную систему более мобильной и эффективной.
Особо сильное влияние валютная интеграция в ЕС оказывает на банковскую систему стран-участниц. Здесь можно выделить такие последствия:
1) более четкое разделение сфер обслуживания между денежными системами различных типов;
2) изменение роли доминанты денежно-кредитной системы - Центрального
банка;
3) осуществление совместной борьбы с банковскими рисками на базе стандартизации методов распознавания факторов риска, их систематического нормированного учета, анализа, контроля и прогнозирования.
Структура банковских систем стран зоны евро начала меняться уже в первой половине 90-х гг. XX в. Эти изменения происходили не только под воздействием формирования общей валюты, но и под влиянием процессов глобализации экономики.
К основным направлениям изменений в банковских системах стран зоны евро можно отнести следующие:
унификация требований к участникам кредитно-финансового рынка;
унификация методов регулирования коммерческих банков и других участников кредитно-финансового рынка;
унификация отчетности и форм применяемых документов;
унификация условий деятельности коммерческих банков разных стран;
процессы слияний банков на национальном уровне и взаимопроникновение банков разных стран.
Рост капитализации европейских банков и увеличение потоков наличности создают благоприятные условия для развития операций по слиянию и поглощению банков. Анализ операций по слиянию и поглощению банков, осуществленный за пять последних лет в европейских странах, позволяет прийти к следующим выводам.
Реструктуризация банковских систем в европейских странах имела в основном «оборонительный» характер, т.е. была направлена скорее на предотвращение угроз, связанных с дерегулированием финансовой сферы и глобализацией, а не на использование открывающихся при этом возможностей.
Укрепление позиций банков на национальных рынках в большинстве европейских стран неизбежно требует усиления интернационализации их деятельности.
Международная деятельность европейских банков ориентируется и в том числе на США и быстро развивающиеся страны Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Одним из факторов, затрудняющих формирование единой «банковской Европы», является недостаточность развития правовых норм регулирования банковских систем и финансовых рынков. Европейский центральный банк, стремящийся проводить операции во всех европейских странах, вынужден сталкиваться с тридцатью национальными законодательствами и органами банковского регулирования. В таких условиях особенно трудно приходится розничным банкам, деятельность которых подвержена наиболее жесткому регулированию.
В настоящее время европейские банки представляют собой многофункциональные учреждения, которые осуществляют разные типы деятельности в самых различных сочетаниях. При этом перспективы интернационализации для одних видов деятельности более благоприятны, чем для других видов. По техническим и иным причинам (в том числе связанным с менее жестким регулированием таких банков) оптовые банки могут легче проводить международные операции по слиянию и поглощению, в то же время розничные банки сталкиваются со значительными трудностями при проведении таких операций.
В целом на стратегию банков в ближайшие годы окажет влияние введение новых правил игры, связанных с вступлением в действие нового соглашения о достаточности капитала («Базель-П»).
Европейская банковская система в процессе интеграции приобретает новые качественные черты. В условиях глобализации она все более обращена в мировое хозяйство. Для того, чтобы соответствовать новым реалиям, европейские банки ведут работу по повышению эффективности деятельности, увеличению капитальной базы, расширению финансового инструментария, укреплению ликвидности, концентрации банковского капитала.
Важной чертой развития европейских банков последних лет является лидерство сравнительно небольших банков по доле зарубежных активов, а также по доле прибыли, полученной за рубежом. Их лидерство, кроме всего прочего, объясняется стратегией, направленной на развитие деятельности за пределами национального рынка. Такая стратегия связана с тем, что эти банки не обладают конкурентными преимуществами по сравнению с банками-гигантами для развития внутри страны. Ярким примером является деятельность австрийских банков в странах Центральной и Восточной Европы. Стремительное наступление австрийских банков (Райффайзен Банк,
Банк Австрия Кредитанштальт и Эрсте Банк) в странах Центральной и восточной Европы объясняется относительной слабостью их на рынке ЕС, где они не могут составить конкуренцию банковским гигантам (Дойче Банк, Эйч Эс Би Си, Ю Би Эс, Сосьете Женераль и др.).
В рамках ЕС в последние годы ведется большая работа по формированию единого финансового пространства, в котором банки, инвестиционные фонды, финансовые компании могли бы свободно продавать свои услуги и продукты. Одной из мер по углублению и расширению банковско-финансовой интеграции явилась реализация Плана действий по развитию финансовых услуг (Financial Services Action Plan - FSAP). Он был принят в декабре 1998 г. в Вене министрами экономики и финансов ЕС, и был рассчитан на пять лет (2000-2005 гг.). Он содержал три основных направления:
1) меры по созданию интегрированного оптового рынка финансово-банковских
услуг;
2) создание единого розничного рынка финансовых услуг и эффективных платежных систем;
3) разработка общих правил и структур пруденциального надзора на уровне ЕС.
Европейские организации после реализации большинства мер, предусмотренных
FSAP, перед банковским сообществом ставят сегодня следующие задачи, направленные на дальнейшее углубление банковской интеграции стран ЕС:
завершение перехода к Международным стандартам финансовой отчетности (IFRS);
меры по гармонизации пострыночной деятельности, связанные с учетом поставок финансовых инструментов и окончательными расчетами по операциям с ценными бумагами;
меры по созданию единого розничного рынка банковских услуг в масштабе ЕС.
В течение ряда лет ведется работа, направленная на создание единой Европейской платежной системы (Single European Payment Area - SEPA). Данную работу координирует и направляет Европейский платежный совет. Уже разработан проект функционирования SEPA, который будет действовать на принципе саморегулирования.
Потребности развития ЕС обусловили необходимость создания качественно новой платежной системы с участием евро. В настоящее время проведение расчетов в евро осуществляют платежная система ТАРГЕТ (Трансъевропейская автоматизированная экспресс-система валовых расчетов в режиме реального времени), система оптовых расчетов EBPOl (EURO 1) и система розничных расчетов СТЕП1 (STEP1) Европейской банковской ассоциации (ЕБА).
Таким образом, трансграничная интеграция, с одной стороны, приводит к консолидации и переплетению национальных рынков банковских услуг, появлению новых формальных и неформальных институциональных форм на мезоэкономическом (региональном) и мегаэкономическом (международном) уровнях, а с другой - означает доминирование международных институтов над национальными.
Вопросы для самопроверки
Что такое Международный валютный фонд, когда и для каких целей он был создан?
Особенности современной организации МВФ.
Что такое Международный Банк Реконструкции и Развития, когда и для каких целей он был создан?
Особенности современной организации МБРР.
Чем отличается МВФ от МБРР?
В чем отличительные особенности банковской системы США?
Какими процессами характеризуется интеграция банковской системы ЕС?