Научная электронная библиотека. Профессионально важные качества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Понятие памяти и её виды

Значение памяти

Классификация явлений памяти

Закономерности памяти и их проявление в профессиональной деятельности правоохранительных органов

Заключение

Список литературы

Введение

Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

Память - психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, образующее информационно-регуляционный фонд поведения индивида.

Память как основа интеллекта наравне с мышлением и воображением играет немаловажную роль в процессе судопроизводства.

Понятие памяти и её виды

Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Накопление материала в памяти (архивация) - осуществляется в двух блоках в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти.

Эпизодическая память автобиографична - в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида.

Семантическая память сохраняет категориальные структуры, сформированные культурно-исторической средой. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построение языка. Извлечение усвоенного материала из памяти с целью его текущего использования называется актуализацией. Память потерпевшего и свидетеля может быть оценена или описана с точки зрения быстроты запоминания, точности воспроизведения и готовности к срочной актуализации.

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении.

Значение памяти

Значение памяти в жизни человека очень высоко. Абсолютно всё, что мы знаем, умеем - есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образцы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.

Человек лишенный памяти вечно находился бы (по мнению И.М.Сеченова) в положении новорожденного, был бы существом не способным ничему научиться, ничем овладеть и его действия определялись бы только инстинктами. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше у него хранится в памяти, тем больше пользы он сможет принести обществу.

Память каждого человека имеет свои особенности. Известно, что есть люди с сильной памятью и люди со слабой памятью.

Велика роль памяти в профессиональной деятельности юриста. Его память должна отличаться достаточным объемом, прочностью запоминания, точностью воспроизведения полученной информации, готовностью применить требуемые сведения и факты в нужный момент. Важную роль играет память в формировании свидетельских показаний. Умение извлекать из памяти свидетелей, потерпевших, обвиняемых информацию, пользуясь знаниями о закономерностях запоминания, сохранения и воспроизведения, является профессионально важным качеством следователя, дознавателя, прокурора, судьи, адвоката.

Классификация явлений памяти

память юрист свидетельский забывание

Память делится на такие различные друг от друга процессы как: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, и формы непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная).

Произвольная и непроизвольная форма памяти различается в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставиться специальной цели запомнить тот или иной материал, а он запоминается без усилий, без применения специальных приемов, то это относиться к непроизвольной форме памяти. Эта форма памяти помогает запомнить многое что встречается в жизни: предметы, явления, события, содержание документа. Обычно данная форма проявляется у свидетеля, который случайно оказался очевидцем какого-либо происшествия.

Произвольная форма памяти наоборот требует применения больших волевых усилий, специальных приёмов для запоминания того или иного материала. Эта форма памяти наиболее продуктивная. Работники правоохранительных органов должны обладать развитой произвольной памятью и умело использовать её в своей деятельности.

Юридическая деятельность показывает, что как произвольная так и непроизвольная форма памяти в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе. В одних случаях запоминается, и воспроизводиться только общий смысл материала, суть мысли, а в других случаях необходимо точное воспроизведение словесное выражение мыслей. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития, чем меньше развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами. Запоминание смысла, запоминание общих и существенных деталей материала и отвлечение от несущественных выделение главного зависит от понимания самого материала.

Запоминание - протекающее в трёх формах запечатление, определяемое как кратковременное и долговременное сохранение материала.

Непроизвольное запоминание- сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной деятельности, он запоминается лучше чем в том случае, когда он не включен в условия.

Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

В юридической деятельности целесообразно запоминать воспринимаемую информацию по плану:

1)Основная мысль (осмысливание запоминания);

2)факты и события (что, когда и где происходит);

3)причины происходящих событий; некоторых сведений.

Воспроизведение представляет собой воссоздание сохранённого в памяти материала. Ускоряется в форме усвоения. Воспроизведение рационализирует запоминание особенно при заучивании наизусть, при пересказе мы выявляем слабые места, осуществляется самоконтроль.

Забывание - исчезновение, т. е. процесс угасания, »стирания», затормаживание связей. Процесс забывания может быть менее или более глубоким: чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей, тем более глубоким процесс забывания становится. Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведения.

Физиологической основой забывания являются некоторые виды торможения. Протекает неравномерно, но явление вполне нормальное. Если бы вся информация, накапливаемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то практически было бы невозможно продуктивное мышление. Только усилием воли люди каждый раз извлекают из долговременной памяти лишь ту часть информации, которая для выполнения данного вида деятельности необходима.

Виды памяти делятся на образную, которая классифицируется по видам анализаторов:

Зрительная;

Слуховая;

Двигательная;

Осязательная и т. д.

Так же логическая и эмоциональная.

Образная память - это наиболее активный вид памяти свидетелей, очевидцев происшествия т.к. это запоминание, воспроизведение воспринятых ранее образов.

Эмоциональная память тесно связана с образной памятью. Она заключается в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Воспроизведении определенных эмоциональных состояний.

Эмоциональная память особенно ярко проявляется в отношениях людей. На ней основывается способность сопереживать другим людям, сочувствовать им, а так же чувства «симпатии-антипатии», осторожность.

Логическая память- это запоминание, сохранение и воспроизведение вербальной информации, её смысла, логики рассуждения, доказательств. Особенно велика ее роль в деятельности следователя, расследующего сложное многоэпизодное дело.

Все перечисленные виды памяти взаимосвязаны и не могут существовать изолированно друг от друга.

По способу запоминания различают непосредственную (прямую) и опосредованную (косвенную), т. е. механическую и ассоциативную (смысловую) память.

Различают три вида ассоциаций:

Ассоциация по смежности - элементарный вид связи без существенной переработки информации (связываются два впечатления во времени и пространстве);

Ассоциация по контрасту - связь двух противоположных явлений, основанная на логическом приеме противопоставления (связываются противоположные явления);

Ассоциация по сходству - воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоминает другую сходную ситуацию (связываются явления, имеющие сходные черты);

Ассоциации связывают часть и целое, род и вид, причины и следствия.

Различают так же следующие четыре взаимосвязанные системы памяти:

Сенсорная;

Кратковременная;

Оперативная;

Долговременная;

Сенсорная - непосредственное запечатление сенсорных воздействий, сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень короткий промежуток времени (0,25 с). Это так называемые послеобразы. Они не связаны с закреплением следов и быстро исчезают. Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизменяющихся явлений.

Сенсорная память иначе называется иконической (от греч. ikona - образ). Виды сенсорной памяти определяются видами ощущений.

Кратковременная память - сравнительно полное, но недолговременное сохранение в памяти одномоментно воздействующих стимулов. Время функционирования - не более (30 с). Её объем ограничен 5-7 объектами.

«Движение мысли, та нить, которая переводит необходимую информацию длительной памяти в оперативную» - А. Н.Лук.

Таков и механизм воспроизведения показаний свидетелем, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым.

Оперативная память - избирательное сохранение и актуализация информации необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность ограничивается временем соответствующей деятельности. Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы - единицы оперативной памяти.

Долговременная память- запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации связан вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.

Сохранение концептуально значимого материала на длительный срок. Объем памяти зависит от релевантности информации, т.е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности. Её ёмкость не имеет границ.

Типы памяти - индивидуально-типологические особенности памяти.

Они различаются по следующим качествам, встречающимся в различных комбинациях:

Объём и точность запоминания;

Скорость запоминания;

Прочность запоминания;

Ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у индивида) зрительной, слуховой, или двигательной памяти);

Особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образный, логический и средний типы).

Закономерности памяти и их проявление в профессиональной деятельности правоохранительных органов

Закономерности памяти связаны с формами памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения);

Условия успешного непроизвольного запоминания являются:

Сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);

То, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления и т. д.)

Стимулы, наиболее значимые для данного индивидуума (профессионально значимые предметы);

Стимулы, имеющие особую эмоциональную окраску;

То, что более всего связано с потребностями данного индивидуума;

То, что является объектом активной деятельности;

Развитие одной из системы памяти потерпевшего, свидетеля может оказать влияние на развитие другой системы памяти. Например, увеличение объема кратковременной памяти обычно ведет к улучшению оперативной памяти, а совершенствование оперативной памяти порождает улучшение долговременной памяти.

Если человек постоянно нагружает свою слуховую память, то от этого может улучшиться и его зрительная память, и наоборот.

Условия успешного произвольного запоминания являются:

Осознание значимости и смысла запоминаемого материала;

Выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов;

Семантическая и пространственная группировка материала;

Выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части;

Представление материала в виде схемы, таблицы, чертежа, наглядного зрительного образа;

Эмоционально-эстетическая насыщенность материала; возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;

Установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях.

Характер профессиональной деятельности юриста диктует необходимость удержания в памяти продолжительное время (определяемое хотя бы сроками расследования, рассмотрения дела в суде) различных фактов событий. Поэтому прокурор, следователь, судья, должны повышать качество запоминания.

Имеется несколько приемов улучшающие запоминание, и используемые в практической деятельности:

Смысловая организация материала с выделением в нём основных опорных пунктов, слов;

Составление плана, в котором отражается: исходная информация, что необходимо сделать; вопросы, подлежащие выяснению, при запоминании сложного материала;смысловая группировка проводится по различным основаниям: - по интересующим следователя лицам; расследуемым эпизодам.

Составление вспомогательных схем и таблиц с графическим отражением связей между различными их элементами с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события;

Сравнение сходных явлений, фактов, например выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документов и других источниках информации;

Классификация, систематизация материала следственной, судебной практики, текущего законодательства и других нормативных актов.

При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания - мнемотехника (от греч. mneme - память и techne - искусство; искусство запоминания): создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, привычной схеме.

При воспроизведении материала в качестве опоры следует использовать те объекты, которые структурно организовывали поле восприятия, регулировали деятельность субъекта запоминания. Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, называется припоминанием.

Воспроизводимые образы предметов или явлений называются представлениями. Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.)

Особенность представлений - их обобщённость и фрагментарность. Точность и полнота воспроизведения зависят от психического состояния индивида. Значительные деформации познавательных процессов происходят в эмоционально напряженных состояниях.

У некоторых людей могут возникать полные, яркие представления после однократного и непроизвольного восприятия объекта. Такие образы- представления называются эйдетическими (от греч. eidos - образ). Иногда происходит непроизвольное, навязчивое, цикличное всплывание образов - персеверация (от лат. Perseveration - упорство).

Заключение

Память - это та основа, на которой базируется любая профессиональная деятельность.

Таким образом, делая вывод из данной работы можно сказать, что исследование закономерностей и особенностей памяти потерпевшего и свидетеля является важнейшей задачей современной юридической психологии, так как показания потерпевшего являются одним из источников доказательств и занимают самостоятельное место в системе доказательств.

Многие из нас жалуются на плохую память. Однако объём памяти человека не имеет пределов. В настоящее время считается, что человек запоминает всю полученную информацию, но удерживает в сознании только её часть. Для лучшего удерживания информации необходимо постоянно тренировать и усовершенствовать процессы памяти.

Список литературы

1. Еникеев М. И. Юридическая психология. Учебник. М. 2008 г.

2. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста. Уч. метод. пособие Н.Новгород. 2001 г.

3. Гоноболин Ф. Н. Психология. М. 2003 г.

4. Аминов И.И. Психологический практикум для юристов. Учебное пособие. М. 2001 г.

5. Лук А.Н. Память и кибернетика. М. 1966 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и виды памяти. Свойства и закономерности памяти, используемые в мнемотехнике. Мнемонические приемы запоминания. Перечень существующих мнемонических приемов. Метод Цицерона для запоминания последовательностей. Прием нахождения ассоциаций.

    реферат , добавлен 16.12.2016

    Сохранение и воспроизведение различных впечатлений. Сущность нарушений памяти. Нарушения запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Количественные нарушения памяти. Динамика проявлений расстройств памяти.

    презентация , добавлен 31.03.2014

    Общее представление о памяти. Основные виды памяти, их характеристика. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте. Классификация видов памяти по характеру психической активности. Преобладание непроизвольного запоминания над произвольным.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2015

    Психические особенности развития детей дошкольного возраста. Методики для психодиагностики характеристик памяти человека: узнавания, воспроизведения и запоминания (объем кратковременной зрительной и слуховой памяти), заучивания. Приемы развития памяти.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2011

    Память как форма мыслительного процесса человека. Виды памяти и их особенности. Общие положения о развитии памяти. Методы воздействия на память. Основные нарушения памяти, способы, приемы и пути ее улучшения. Специальные системы запоминания лиц и имен.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Начало экспериментального исследования памяти Г. Эббингаузом. Основные приемы запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Особенности проявления механизмов ассоциаций. Метод правильных ответов. Современные методы исследования памяти человека.

    реферат , добавлен 17.05.2014

    Общее понятие памяти и ее виды. Характеристика ее основных процессов. Особенности развития памяти у дошкольников. Анализ процесса запоминания информации у детей. Упражнения, направленные на развитие памяти. Сущность механического и смыслового запоминания.

    дипломная работа , добавлен 03.01.2012

    Характеристика понятия, разновидностей и закономерностей памяти как психологического феномена. Ознакомление с причинами забывания; его формы - ошибочное припоминание и узнавание, ретроградная амнезия. Описание мнемотехнических приемов улучшения памяти.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2012

    Характеристика памяти, ее видов и процессов. Проблема забывания в психологии памяти. Значение и место памяти в обучении, познавательной деятельности. Возможности развития памяти в ходе обучения. Экспериментальные методы изучения памяти в психологии.

    дипломная работа , добавлен 28.12.2011

    Понятие памяти как психологического феномена. Основные виды памяти, закономерности ее функционирования. Характеристика механизмов и процессов памяти. Психологические теории памяти. Принципы создания ассоциаций между объектами. Деятельная теория памяти.

С точки зрения рефлекторной теории И.П. Павлова в основе процессов памяти лежат ассоциации (по смежности, сходству, контрасту и др.), представляющие собой временную нервную связь. Степень прочности образования связей обуславливается характером подкрепления (П.К. Анохин).

Современная наука выдвигает ряд гипотез о механизмах памяти:

  1. механизмом памяти являются самовозобновляющиеся биотоки в нервных клетках и другие модели;
  2. механизм памяти выполняет важную роль в образовании следов памяти нуклеиновых кислот (в частности, рибонуклеиновой кислоты – РНК), находящихся в белках нейронов. Показано также, что мозговая активность при кодировании (запоминании) и воспроизведении разная и что кратковременная и долговременная память реализуется разными мозговыми структурами.

В отечественной психологии при изучении механизмов памяти под-черкивается зависимость их от характера деятельности (П.П. Блонский).

Процессы памяти

При характеристике памяти выделяют такие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала (рис. 2).

Запоминание

Сохранение

Забывание

Процессы памяти

Воспроизведение

Рис. 2. Процессы памяти

Запоминание − процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление − кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.

Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

  1. сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);
  2. то, что вызывает ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, его контрастность по отношению к фону и т.п.);
  3. то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность процесса необычного явления, раздражители, имеющие эмоциональную окраску;
  4. то, что более связано с потребностями данного человека;
  5. то, что является объектом активной деятельности.

Условиями успешного произвольного запоминания выступают:

  1. осознание значимости и смысла запоминаемого материала;
  2. выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа и т.д.;
  1. содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта;
  2. возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;
  3. эмоционально-эстетическая насыщенность материала.

При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания. Запоминание может протекать с различной степенью осмысления материала. В соответствии с этим положением различают механическое и смысловое (логическое) запоминание. Смысловое запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов. Этапы логического запоминания:

  1. осознание цели запоминания;
  2. понимание смысла запоминаемого;
  3. анализ материала;
  4. выявление наиболее существенных мыслей;
  5. обобщение;
  6. запоминание этого обобщения.

Механическое запоминание основано на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений. При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания – мнемотехника – создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, легко запоминающемся ритмическом темпе. Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

Большое значение для психологии свидетельских показаний играет явление, получившее название эффекта Зейгарник – по имени оте-чественного психолога Б.В. Зейгарник, изучавшей зависимость запо-минания от эмоционально-мотивационной сферы. Вывод, к которому пришла она, заключался в том, что незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем незаконченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатления, сопровождающие действия, вызывают более стойкие очаги возбуждения в коре головного мозга. Поэтому, опрашивая свидетеля, который затруд-няется что-то вспомнить, следователю следует уточнить, чем он занимался в интересующий для следствия период, помочь ему вспомнить важные для дела обстоятельства, отталкиваясь от его занятий, личных дел.

Психологи предлагают некоторые приемы, позволяющие улучшить запоминание, которые могут использоваться юристами в их практической деятельности (рис. 3).

Приемы, позволяющие улучшить запоминание

Смысловая (семантическая) организация материала с выделением в нем основных опорных пунктов, слов

Составление вспомогательных схем, таблиц с графическим отражением связей между различными элементами схемы, с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события

Составление плана, в котором раздельно отражаются:

  1. исходная информация (что необходимо сделать);
  2. вопросы, подлежащие выяснению;
  3. при запоминании сложного материала смысловая группировка материала проводится по различным основаниям (по интересующим следователя лицам, по расследуемым эпизодам)

Сравнение сходных явлений, фактов, например выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документах и в других источниках доказательств

Рис. 3. Приемы, позволяющие улучшить запоминание

Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятель-ности), условий в организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное. Для сохранения информации в долговременной памяти нужна особая организация материала (классификация, удобное пространственное расположение, ассоциативные связи, схемы, таблицы и пр.). Информация сохраняется вместе с той ситуацией, в которой кодировалась (запоминалась). Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.

Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание.

Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу. Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание происходит по «закону гиперболы» (Г. Эббингауз): чем больше времени с начала запоминания, тем меньше он забывается (рис. 4).

Процент запоминания информации

1 2 3 4 5 6 10 20 30 60 90

Прошедшее время (в днях)

Рис. 11.4. Кривая забывания Г. Эббингауза:

I – бессмысленный материал; II – логическая обработка; III – при повторении

На качество запоминания влияют различные факторы: модальность, осмысленность, привычность материала, функциональное и эмоцио-нальное состояние человека (шок, стресс). Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию, получило название проактивного торможения, а забывание материала под влиянием последующей деятельности ретроактивного. Под воздействием этих видов торможения средние элементы информации сохраняются в памяти хуже, чем первые и последние («эффект края»).

Для того чтобы восстановить важную для следствия информацию, следователю нужно активизировать словесно-логическую память свидетеля, попытаться найти связь между выпавшими из памяти элементами и теми из них, которые сохранились в его сознании. Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроиз-ведение имеет несколько уровней.

Узнавание – сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринималось в прошлом. Узнавание базируется на сопоставлении образа объекта, полученного в результате процесса его восприятия, опознания, со следами, сохраняющимися в памяти. Узнавание разделяется на симультанное (систематическое) и сукцессивное (аналитическое). Симультанное узнавание происходит быстро, интуи-тивно, без анализа деталей и чаще всего безошибочно. Сукцессивное узнавание предполагает внимательное рассмотрение опознаваемого объекта с целью сличения воспоминаний с предложенным оригиналом. Типичным примером узнавания является опознание лиц, предметов свидетелями.

Воспоминание осуществляется в отсутствие объекта восприятия.

Процесс воспоминания в памяти осуществляется либо произвольно, по желанию человека, либо непроизвольно. Непроизвольность воспоминания – понятие относительное: память извлекает информацию по механизму ассоциаций. Ассоциация возникает по смежности (все предметы, явления и отношения вспомнились одновременно), сходству (когда вспоминаемое имеет общие или сходные черты с тем, о чем думается), противоположности (если мысли о чем-либо вызывают воспоминания о предметах и явлениях, контрастных по своему назначению или содержанию).

При допросе свидетелей и потерпевших нужно иметь в виду, что ассоциация по ходу воспоминаний – непрерывный процесс и что ассоциации группируются вокруг представлений, наиболее значимых с точки зрения самого рассказывающего. Поэтому не следует навязывать свидетелю определенный характер ассоциаций. Необходимо дать ему возможность рассказать о событии в той последовательности, в которой он его запомнил, в противном случае потеря части информации неизбежна.

Припоминание – представляет собой наиболее активную форму воспроизведения и во многом зависит от четкости поставленных задач.

Хотелось бы отметить, что воспоминание и припоминание не являются изолированными друг от друга процессами. Между ними существует двухсторонняя связь. Припоминание с одной стороны, является предпосылкой воспроизведения, а с другой – оказывается его результатом.

Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе. Поэтому не случайно следователю рекомендуется начинать допрос со свободного рассказа, так как это способствует активизации латентного слоя, запечатленного в памяти. Не следует прерывать допрашиваемого, так как заданный в ходе свободного рассказа вопрос может рассеять внимание допрашиваемого, нарушить ход его мыслей, помешает припоминанию фактов.

Реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого. Эта особенность воспроизведения имеет особое крими-налистическое значение, так как сущность реминисценции состоит в усилении в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении. Данное явление объясняется процессами торможения в коре головного мозга, которые появляются сразу же после события под влиянием сильного раздражителя, каким может являться сам акт преступного поведения. И лишь после угасания этих процессов заторможенные следы начинают восстанавливаться в сознании. Поэтому повторные допросы свидетелей, потерпевших с интервалом в несколько дней и более нередко дают положительные результаты.

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий и половой принадлежности.

В юридической практике, оценивая показания свидетелей, важно учитывать, что воспроизведение связано с реконструкцией воспринятого. Очевидцы происшедшего вспоминая те или иные события, прежде всего, выделяют те стороны, которые соответствуют их эмоциональным состояниям и доминирующим установкам. Так, например, при страхе утрируется степень угрожающих обстоятельств, а чувство ненависти способствует воспроизведению, в первую очередь, отрицательных качеств другого человека и т.д. В обстановке крайней напряженности может возникнуть временное неузнавание хорошо знакомых объектов. Следователю часто приходится сталкиваться с тем, что у несовершеннолетних (особенно у малолетних) свидетелей в процессе воспроизведения может проявляться такое качество, как склонность к фантазированию, т.е. стремление сознательно или бессознательно дополнить запечатленные в памяти образы элементами вымысла.

На качество воспроизведения большое влияние могут оказать объективные факторы, такие как обстановка, в которой происходит допрос, формулировка вопросов самим следователем и некоторые другие обстоятельства.

Виды памяти

Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти (рис. 5).

Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.

Так, свидетели, затрудняясь определить время какого-либо события, вспоминая характер и очередность своих действий, дают очень важные для следствия показания о длительности того или иного события, его последовательности.

Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию. Эмоциональная память юриста помогает ему глубже проникать в эмоциональную сферу личности потерпевшего, свидетеля, обвиняемого.

Виды памяти

В зависимости

от особенностей запоминания и воспроизведения материала

В зависимости от характера деятельности

В зависимости от способа запоминания

Ультракороткая

Смысловая

Оперативная

Механичес-кая

Образная

Словесно-логическая

Кратковремен-ная

В зависимости

от продолжительности хранения материала

Долговременная

Эмоциональная

Двигательная

Непроизволь-ная

Произвольная

Рис. 5. Виды памяти

Образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память. Это наиболее активный вид памяти свидетелей, очевидцев происшествия. Для активизации у свидетеля образной памяти следователь использует различные приемы. Например, допрос свидетеля на месте происшествия, предъявление ему во время допроса необходимых фотографий, схем и т. д. При допросе несовершеннолетних лиц следователю следует учитывать, что особенностью детской памяти является ее образный характер. Дети и подростки лучше запоминают предметы и наглядные ситуации.

Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания. Словесно-логическая память – ведущий вид памяти. Велика роль этой памяти в деятельности следователя, расследующего сложное, многоэтапное дело.

Юристам присущи все виды памяти, но, в зависимости от вида профессиональной деятельности, получают большее развитие отдельные виды памяти: у следователя, судьи – словесно-логическая, у оперативных работников – образная, двигательная и т.д.

Произвольная память характеризуется преднамеренностью запоми-нания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока. Это наиболее продуктивный вид памяти. Юристу необходимо обладать развитой произвольной памятью умело использовать её в профессиональной деятельности.

Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне. Данный вид памяти проявляет себя в ситуации допроса свидетеля, который случайно оказался очевидцем какого-либо происшествия.

Механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала.

Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.

Ультракороткая память (иконическая – для зрительного и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.

Кратковременная память – определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа. Кратковременная память обеспе-чивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 с. Ее объем ограничен 5 – 7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Долговременная память обусловливается структурно-химически ми изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь. Отбор информации, входящий в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий. Объем долговременной памяти зависит от релевантности информации, т.е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности.

Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществля-емые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти.

Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности. Так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях. Из памяти следователя с окончанием предварительного следствия многие детали по делу полностью утрачиваются, так как они теряют свое значение и актуальность.

Память юриста может явиться не только источником важных сведений по конкретным делам, но иногда и единственным условием доказывания обстоятельств случившегося. Умение правильно извлекать из памяти необходимые сведения относится к важнейшим профессиональным навыкам работника правоохранительных органов. Профессиональная память юриста должна отличаться достаточным объемом, точностью запоминания и воспроизведения важных в его деятельности обстоятельств, высокой мобилизационной готовностью припоминать требуемые сведения в нужный момент. Юристам необходимо знать общие правила формирования памяти и основные приемы ее активизации.

Характеристики продуктивности
оперативной памяти

К основным характеристикам продуктивности оперативной памяти относят объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, лабильность, помехоустойчивость (рис. 6).

Объем

Количество запоминаемого и сохраняемого в памяти материала

Скорость

запоминания

Длительность
сохранения

Лабильность

Показатель времени (из числа повторений), затрачиваемого на запоминание необходимой для решения задачи информации

Показатель максимального времени от предъявления информации до осуществления цели действия

Показатель соотношения между запоминанием и забыванием материала

Помехоустойчивость

Устойчивость памяти к действию внешних и внутренних помех

Точность

Показатель идентичности воспроизводимого и востребуемого материала

Основные характеристики
продуктивности оперативной памяти

Рис. 6. Характеристики продуктивности оперативной памяти

Объем, быстрота, точность и длительность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти в целом и конкретного человека в частности.

Нарушения памяти

Грубые нарушения памяти – амнезия (от а – отрицательная частица и гр. mnёmё – память, воспоминание). Различают две формы амнезии: ретроградую (нарушение памяти на события, предшествующие заболеванию) и антроградную (нарушение памяти на события, происходившие после заболевания). Так, например, травма черепа с потерей сознания у потерпевшего может вызвать полное забывание того, что предшествовало событию, и того, что происходило после него. Кроме того, выделяют постгипнотическую амнезию (забывание событий, происходящих в течение гипнотического сеанса) и охранительную амнезию (забывание посредством механизма вытеснения неприятных, травмирующих событий).

В определенных психических состояниях, при крайнем переутомлении возникают явления парамнезии – обмана памяти:

  1. псевдореминисценции (иллюзии памяти);
  2. явление dёja vu (уже видел) – возникновение впечатления повторного восприятия тех явлений, которые в действительности воспринимаются впервые);
  1. различные конфабуляции – ложные воспоминания.

Известны случаи, когда свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый абсолютно уверенно «вспоминают» факт, которого не было в действительности. Это явление называется обманом памяти или «феноменом пережитого». Такое нарушение относится к патологии, но нередко наблюдается и у вполне здоровых людей. Человеку кажется, что все воспринимаемое сейчас он когда-то видел, слышал, и это может привести к заблуждению, к путанице в определении времени, места, факторов, явлений. Содержанием конфабуляций могут быть не только вымышленные события, но и действительные события, перенесенные в другое время (криптомнезия). С дефектами памяти связаны различные нарушения речи, в частности амнестическая афазия – невозможность речевого определения узнаваемого объекта.

Память нужна всегда независимо от видов труда. Но мы говорим о профессионально важном признаке памяти для видов труда. Дело в том, что большая нагрузка на память требуется при обучение данному виду труда, когда еще не сформировались навыки, но когда сформировались основные навыки, но когда сформировываются основные навыки, тогда нагрузка на память снижается. Люди которые прекрасно освоили станок не должны каждый раз специально вспоминать, какими рычагами нужно действовать, на что нужно смотреть. Шоферам не нужно думать о том, какой рукой или какой ногой и какое движение нужно сделать. Но есть профессии в которых память является одним из наиболее важных признаков. Например; в работе телеграфиста, машинистки, где требуется на какое-то небольшое время удерживать в памяти положения, ситуации. В данном случае речь идет о кратковременной или оперативной памяти как наиболее важном профессиональном признаке.

Профессиональные особенности эмоционально волевой сферы личности. При психологическом анализе трудовой деятельности, эмоционально-волевую сферу лучше рассматривать вместе с особенностями личности. Если говорить о любой деятельности, то она вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается. С чем это связано? Это связано с мотивами, с потребностями человека, с интересом к работе. Это, например, общие эмоции в труде. Они могут быть положительными и отрицательными.

Положительные эмоции, это, например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это, прежде всего, касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно.

В психологии труда в ряде случаев необходимо учитывать еще один момент эмоций. Это настроение сегодняшнего дня, которое влияет на производительность, т.е. настроение с которым приходит человек и выполняет работу.

Также важно учитывать и специфические эмоции, которые вызываются непосредственно конкретной трудовой деятельностью. Эти эмоции выделяются в первую очередь как профессионально важные. Они подразделяются на две подгруппы. Первая подгруппа - это те эмоции, которые связывают взаимоотношения людей с коллективом в процессе данного коллективного вида труда.

Второй подвид профессиональных эмоций - это те эмоции, которые возникают в процессе самой работы. Это, прежде всего те профессии, в которых могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии (летчики, верхолазы, некоторые виды операторского труда). В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать.

Целый ряд профессий предъявляет особые требование к другим разнообразным особенностям личности: аккуратности, организованности, педантичности в ряде случаев, общительности или замкнутости.

Наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии. Для того, чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работу, используя при этом различные приемы и действия.

2. Как связана профессиональная значимость индивидуально-психологических свойств с характером профессиональных задач?

Для выполнения профессиональных задач человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии. Профессионально важные качества (ПВК) - это качества человека, влияющие на эффективность его труда. ПВК являются и предпосылками профессиональной деятельности, и ее новообразованиями, так как совершенствуются, преобразуются в ходе труда. К ПВК относятся психические процессы (мыслительные, сенсорные, мнемические, речевые), психические состояния, а также отношение к труду и к другим людям. Мотивы, цели, интересы и т.п. мы рассматривали в отдельной лекции, а сейчас попытаемся охарактеризовать такие составляющие ПВК, как профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление, профессиональная обучаемость.

Профессиональные способности - это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других людей, отвечающие требованиям данной профессии и являющиеся условием ее успешного выполнения. В литературе отмечается, что личность выбирает профессиональную деятельность в соответствии с ее способностями, сложившимися на предыдущих этапах развития. Личность может переходить от одного вида деятельности к другому, развивая разные способности, сочетая их различным образом. Потенциальные способности являются условиями развития новых видов деятельности. Таким образом, профессиональные способности являются и условием, и результатом профессиональной деятельности, профессионального типа личности. Различают общечеловеческие способности, а также общие профессиональные и специальные способности.


Лечение заболеваний
Секрет успеха традиционной китайской медицины заключается в том, что ее может применять не только врач, но и обычный человек в своей повседневной жизни, либо для того, чтобы самому избавиться от легких повседневных недомоганий, либо в кач...

Мышление как высшая форма познавательной деятельности
Мышление - это неразрывно связанный с речью процесс позна­вательной деятельности индивида, характеризующийся обобщен­ным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практическо...

Отличная память – залог успеха и показатель высочайшего профессионализма во многих видах деятельности. Способность запоминать большое количество цифр, воспроизводить хронологию событий, узнавать увиденные единожды лица и многое другое, даёт прекрасную возможность для карьерного роста. Но лишь немногие люди обладают феноменальной памятью. У остальных, как правило, развиты один или два часто используемых вида памяти.

Вопрос, который остаётся актуальным не только во время учёбы в школах и ВУЗах, но и в течение всей взрослой жизни. Давно известно, что возможности человеческого организма неограниченные, просто используются они не на полную мощность. Следовательно, каждый может улучшить свои качества, что относится и к развитию памяти.

Существуют различные способы, методики и упражнения для развития памяти. Выбор зависит от поставленных целей и желаемых сроков достижения результата. Если есть потребность в быстром развитии памяти, хорошим помощником станет мнемотехника. Это набор специальных приёмов для развития памяти, увеличения объёмов и действенных способов запоминания. Данная техника имеет высокие показатели результативности.

У человека существует несколько видов памяти. Одни используются повседневно, на бытовом уровне, а другие практически никогда. Бывает, что со сменой деятельности (либо по другим причинам) возникает потребность развить те виды памяти, в которых ранее не было необходимости. Давайте попробуем определить, на развитие каких именно видов памяти вам нужно обратить особое внимание.

Зрительная память

Развитие этого вида памяти поможет лучше запоминать увиденных людей, предметы, обстановку. Имея хорошую зрительную память, намного легче вспомнить человека, которого давно не встречали. Внимательность в деталях располагает к себе людей. Существует также такая разновидность зрительной памяти, как фотографическая память – способность запоминать и восстанавливать все до мелочей. Иногда человек обладает фотографической памятью с рождения, но в основном этот вид памяти развивается с помощью специальных методов. Развитие фотографической памяти требует усиленных занятий и множество тренировок.

Слуховая память

Если услышанная информация плохо запоминается, вам сложно держать в памяти новые слова, иностранные языки, тексты песен, устные просьбы, значит, требуется улучшение способности запоминать на слух. В этом случае следует обратить внимание на развитие слуховой памяти.

Образная память

Образная память хорошо была развита у первобытных людей и на сегодняшний день ею хорошо владеют дети. Особенность образной памяти состоит в запоминании увиденного не словами, а сразу образами. Развитие образной памяти способствует хорошей ориентации на местности, будь то другой город или просто огромный супермаркет.

Долговременная и кратковременная память

Долговременная память одна из самых сложных. В сознании хранится вся информация о человеке – от рождения и до теперешней секунды. Сложно представить, как это много… Развитие долговременной памяти помогает легко вспоминать события или образы давно минувших лет в нужный момент.

Что же касается кратковременной памяти, то она является абсолютной противоположностью вышеописанного вида. Кратковременная память используется человеком для запоминания информации в период времени «здесь и сейчас». Срок хранения такой информации максимум несколько минут, затем за ненадобностью она стирается. Развитие кратковременной памяти пригодится, если в течение дня нужно ориентироваться в большом количестве мелочей, коротких сообщений. В конце дня об этом спокойно можно забыть.

Профессиональная память

Развитие профессиональной памяти просто необходимо для успешного карьерного роста во многих отраслях. Хорошим примером могут послужить врачи и юристы. В головах этих «профи» удерживается неисчислимое количество диагнозов, названий лекарств, кодексов и статей. Их профессионализм заключается в использовании знаний ко времени и к месту.

Произвольная память

Нарочное запоминание каких-либо событий, людей, фактов определяется произвольной памятью. Развитие произвольной памяти начинается в детском возрасте и осуществляется множеством способов. Хорошая произвольная память позволяет легко ориентироваться в жизни, да и во взрослом возрасте произвольную память также стоит натренировать.

Каждый из видов памяти занимает значимое место в жизни человека, просто иногда одни виды памяти применяются чаще. Если задаться целью и усиленно потрудиться, то результаты работы по развитию памяти будут видны уже через два месяца.

Современный человек живет в мире переизбытка информации, и хорошая память — залог успеха. Конечно, человечество прошло немалый путь в создании подручных средств помощи в тех случаях, когда память и концентрация внимания немного «хромают»: от рисования крестика на ладони до электронных ежедневников. Но никогда не поздно усовершенствовать свои способности, даже если вы сходу можете заучить несколько телефонных номеров или вспомнить, сколько пассажиров ехало в маршрутном такси утром по дороге на работу.

Сегодня поговорим о профессиональной памяти. У каждого специалиста память своя: у художника — фотографическая зрительная (один раз взглянув на пейзаж, он может в точности воспроизвести его по памяти), у музыкантов — исключительная слуховая. А работнику аптеки часто требуется «включать» все виды памяти сразу.

Работникам первого стола

Несмотря на то, что всего несколько десятилетий назад новые лекарства появлялись нечасто, а ассортимент препаратов в аптеке был не так уж широк, профессия фармацевта во все времена ассоциировалась с достоверными знаниями в области лекарственных средств. Что уж говорить о современном провизоре! Помимо расширения полномочий работника аптеки за ним остается профессиональная необходимость быть экспертом в области фармацевтического рынка, который с каждым годом становится все больше и больше. Как справляться с потоком информации, подсказывает практика опытных первостольников: нужно всегда держать память в тонусе, интересоваться новинками на фармацевтическом рынке. И еще один секрет — среди огромного количества препаратов всегда можно выделить тот, у которого обязательно есть преимущества перед другими. Память обязательно «зацепится» именно за такие «островки»: достоинства и отличительные свойства какого-либо лекарственного средства.

Хорошая память и отличная умственная работоспособность — отнюдь не завышенные требования к современному провизору, напротив — это жизненная необходимость. Ведь на его плечах лежит ответственность, налагаемая ежедневными фармацевтическими консультациями по применению лекарств. Здесь важно не просто помнить, где расположен тот или иной препарат, необходимо знать характеристики, отличающие его от других. Согласитесь, задача не из простых…

Рука помощи

Конечно, эти упражнения эффективны, когда человек себя хорошо чувствует. А что делать, если совсем никак не запоминается? Или трудно сосредоточиться? И плюс ко всему добавляются повышенная утомляемость, рассеянность, раздражительность?

Кстати, если вы думаете, что нарушения памяти характерны только для людей пожилого возраста, то вы глубоко ошибаетесь. Из-за стремительного потока информации, стрессов и переутомления проблемы с запоминанием и усвоением нового материала могут коснуться и молодых людей. Так что первостольнику приходится нередко слышать вопросы о препаратах, улучшающих память.

Отечественная фармацевтическая компания «ПИК-ФАРМА» выпускает препарат Пантогам Актив®, созданный специально для людей, которые испытывают трудности с концентрацией внимания или страдают забывчивостью. По своей химической структуре препарат является рацематом D- и L-изомеров гопантеновой кислоты и обладает множеством эффектов: ноотропным, нейропротективным, антигипоксическим, нейрометаболическим и антиоксидантным. Пантогам Актив® зарекомендовал себя как высокоэффективный и безопасный препарат, стимулирующий анаболические процессы в клетках мозга, увеличивающий их устойчивость к гипоксии и действию токсинов, сочетающий мягкий стимулирующий

и легкий седативный эффекты, повышающий умственную и физическую работоспособность, а также стимулирующий процессы тканевого метаболизма в нейронах. Кроме того, у средства Пантогам Актив® есть дополнительные противотревожный и мягкий антидепрессивный эффекты.

В межсезонье особенно актуальна способность препарата Пантогам Актив® повышать устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, в том числе препарат способствует скорейшей ликвидации астении и восстановлению после ОРВИ, что немаловажно для людей с ослабленной иммунной системой.

Пантогам Актив® безопасен в применении и хорошо переносится. Его можно и нужно принимать не только пациентам, страдающим сосудистыми заболеваниями мозга, но и совершенно здоровым людям, которые хотели бы улучшить память и усилить концентрацию внимания, повысив тем самым свои профессиональные возможности.

Несколько способов тренировки внимания

Метод ассоциативных связей — основан на том, что к слову, которое нужно запомнить, придумывается ассоциация. Например яркий образ, составленный в процессе ознакомления с новым препаратом, позволяет запомнить его название гораздо легче.

Научитесь запоминать детали. Иногда память ослабевает из-за недостаточной концентрации внимания. Поэтому, скажем, по возвращении домой постарайтесь вспомнить вопросы покупателей о препаратах, которые звучали в течение рабочего дня.

Участвуйте в конкурсах профессиональных изданий, отгадывайте кроссворды.

При этом по возможности используйте ресурсы и своей памяти, и справочной литературы. А мотивация в качестве приза послужит хорошим поводом к более глубокому изучению особенностей препарата.