Мошенники знают номер телефона. Телефонное мошенничество. Куда жаловаться на телефонных мошенников

Как только домашние телефоны начали появляться практически в каждом доме, эти устройства стали активно использовать в своих преступных целях и мошенники. Другими словами, телефонное мошенничество возникло практически одновременно с самими телефонами. В наше время этот вид преступной деятельности развивается все активнее, что во многом связано с широким распространением мобильных телефонов, которые есть сейчас практически у всех - от младших школьников до пенсионеров.

В этом виде мошенничества обычно принимает участие группа лиц, при этом в нее нередко входят и преступники, находящиеся в заключении. Как правило, мошенники знают основы психологии и умеют по максимуму использовать даже минимальную информацию о жертве, в том числе и ту, которую люди невольно рассказывают злоумышленникам уже в процессе телефонного разговора.

По данным управления «К» Министерства внутренних дел РФ, наиболее часто жертвами телефонного мошенничества становятся пенсионеры и подростки, т.е. наиболее доверчивые и наименее опытные категории населения. Но жертвой телефонных мошенников может стать каждый. Чтобы этого не произошло, необходимо соблюдать элементарные правила безопасности.

Чаще всего телефонные мошенники используют следующие схемы:

  • Телефонный обман - жертве звонят с сообщением, что их родственник или близкий человек попал в отделение полиции и для его освобождения необходимо дать взятку; второй вариант - сообщение о похищении и требование выкупа. Сообщение с просьбой о денежной помощи, посылаемое от имени родственника или друга; следует отметить, что для убедительности мошенники обращаются к жертве «мамочка», «сынок», «друг» и т.д.
  • Сообщение о выигрыше крупной суммы денег, для получения которого требуется «всего лишь» сообщить коды с приобретенных карт экспресс-оплаты, пополнить свой счет на крупную сумму и ввести специальный код и т.д. Просьба позвонить на специальный номер, который в действительности является платным, т.е. при звонке на него со счета снимается внушительная сумма.
  • Сообщение «от оператора», чаще всего предлагающее какую-либо выгодную или бесплатную услугу, для получения которой требуется лишь ввести специальный код (после его введения со счета списываются деньги). Сообщение «от оператора» с угрозами отключения или введения штрафных санкций, например, за нарушение условий договора. Предложение подключить специальную услугу, с помощью которой якобы можно просматривать сообщения или информацию по звонкам другого человека.
  • Просьба вернуть деньги, которые якобы по ошибке были переведены на счет абонента.

Принципы работы телефонных мошенников

Этот вид мошенничества осуществляется при помощи телефонных звонков или СМС-сообщений. При втором варианте мошенники рассылают одновременно большое количество сообщений, надеясь на доверчивость некоторых абонентов. Поэтому при получении таких сообщений нужно проявлять особую бдительность.

При телефонном звонке мошенники используют определенные психологические приемы для манипуляции. Тем не менее, противостоять этому вполне возможно, а разоблачить мошенников можно с помощью буквально одного правильного вопроса.
Целью любого вида телефонного мошенничества является получение денег, при этом жертва отдает их добровольно, одним из следующих способов:

  • Передача «из рук в руки»;
  • Доставка в условленное место;
  • Сообщение кодов с карт экспресс-оплаты мобильной связи;
  • Пополнение своего счета на крупную сумму и ввод определенного кода;
  • Перевод денег на указанный мошенниками счет;
  • Совершение звонка на специальный, платный номер.


Как противостоять телефонным мошенникам

Для того чтобы не стать жертвой телефонного мошенничества, необходимо знать основные его принципы и схемы, а также проявлять бдительность. Повторимся, что жертвами чаще всего становятся доверчивые люди, которые легко поддаются чужому влиянию. В то же время мошенников легко отпугнет уверенность и спокойствие потенциальной жертвы.

Так, мошенники чаще всего используют такие мотивации и человеческие чувства как:

  • Желание помочь родственникам и близким друзьям;
  • Опасение за состояние своего телефонного, банковского или карточного счета;
  • Жадность, т.е. желание выиграть крупную сумму денег или ценный приз;
  • Стремление получить информацию о звонках и сообщениях других абонентов, из-за желания проконтролировать близкого человека или же из простого любопытства.

Что должен знать каждый

Чтобы не стать жертвой телефонного мошенничества, нужно всего лишь знать следующее:

  • Сообщать код с карты экспресс-оплаты не нужно никому, в том числе и операторам мобильной связи;
  • Предоставление информации для получения выигрыша не может происходить лишь с помощью телефона - если вы действительно что-либо выиграете, вас попросят приехать в офис организатора;
  • В случае ошибочного перевода деньги возвращает оператор, при наличии чека;
  • Предоставление информации о звонках и сообщениях других абонентов осуществляет только оператор, и только в рамках законодательства.

Методы защиты

Прежде всего, нужно внести в записную книгу телефона номера всех родственников, друзей и знакомых. Если вам все же поступил сомнительный звонок «от друга» или «от сына», обязательно перезвоните на его номер. В том случае, если телефонный номер недоступен, можно позвонить друзьям, родственникам или сослуживцам абонента.

Если вам поступил звонок или сообщение «от оператора», обязательно свяжитесь со службой поддержки или колл-центром и уточните правила акции, состояние своего счета или договора.