Этапы выполнения работы

На основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" организацией заключены контракты по техническому сопровождению программ, а также контракты на оказание услуг связи, теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения, предоставление доступа к сети "Интернет". Оплата по указанным контрактам осуществляется ежемесячно, условия о поэтапной поставке товара, поэтапном выполнении работ, оказании услуг в контракте нет.
Следует ли для целей исполнения обязанности заказчика, предусмотренной ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, полагать, что контракт предусматривает этапность (следует размещать отчет о результатах выполнения отдельного этапа контракта), если в контракте имеется условие о ежемесячной оплате?

Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе, форма и порядок подготовки которого утверждаются Правительством РФ ( Закона N 44-ФЗ). Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093.
Вместе с отчетом в электронной форме размещаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов (то есть результатов исполнения контракта) либо иной определенный законодательством РФ документ ( Закона N 44-ФЗ, п. 10 Положения). По смыслу положений пп. "а" и пп. "б" п. 3 Положения, отчет об исполнении контракта размещается в течение 7 рабочих дней со дня оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, то есть по факту исполнения контракта полностью, либо исполнения конкретного этапа, предусмотренного контрактом.
Определение понятия "этап исполнения контракта" не содержит ни N 44-ФЗ, ни Положение, ни иные нормативные акты. РФ, на положениях которого в том числе основан N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предусматривает выделение только этапов работ в договоре подряда ( , ГК РФ). В связи с этим следует учитывать разъяснения, содержащиеся в информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 по этапам работ по договору строительного подряда, из которых следует, что приемка результатов отдельных работ, то есть не результатов всех работ по договору в целом, может рассматриваться как приемка этапов, только если такие этапы предусмотрены договором.
Под "этапами исполнения контракта" также могут пониматься поставка отдельных партий товара в определенные периоды поставки ( ГК РФ), поскольку поставка каждой партии товара является отдельным обязательством.
Таким образом, выделение отдельных этапов исполнения контракта на поставку товара, оказание услуг, выполнение работ зависит, как мы полагаем, от условий конкретного контракта. Сказанное косвенно подтверждается содержанием п. "м" пп. 2 п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н, согласно которому в случае, если контрактом предусмотрены поэтапное исполнение контракта и его оплата, в столбце 12 плана-графика указываются сроки исполнения отдельных этапов, если периодичная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответственно, указывается периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (ежедневно, еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода).
Если специфика отношений по объективным причинам не позволяет выделить этапы поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), подписание промежуточных актов приемки может, как мы полагаем, служить только для проведения расчетов. Такие акты, как нам представляется, не должны рассматриваться как документы о приемке этапов исполнения контракта. Условие же государственного (муниципального) контракта о ежемесячной оплате не свидетельствует о том, что контракт исполняется поэтапно. Следовательно, по таким государственным (муниципальным) контрактам у заказчика отсутствует необходимость отражать сведения об исполнении этапов в соответствующем отчете.
По нашему мнению, это относится и к указанным в вопросе контрактам. Так, по объективным причинам не представляется возможным выделить отдельные этапы поставки товаров (партии товаров) в контрактах энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения. Поставляемые по таким контрактам ресурсы (электроэнергия, вода, тепло, газ и пр.) в соответствии со , ГК РФ оплачиваются за фактически принятое абонентом количество ресурса в соответствии с данными учета энергии. Подписание ежемесячных промежуточных актов приемки по таким контрактам служит для проведения расчетов и не является приемкой этапов исполнения контракта.
Что касается контрактов на оказание услуг по техническому сопровождению (обслуживанию) программ, предоставления доступа к сети "Интернет", на наш взгляд, очевидно, что такие услуги не могут предполагать этапности, поскольку оказываются либо регулярно (например обновление программы ежемесячно или в иной период времени), либо непрерывно (обеспечение доступа к сети "Интернет" в течение определенного периода времени). Условие о поэтапном оказании услуг в таких договорах (например "поэтапное обновление программы" или "поэтапный доступ к сети "Интернет") выглядело бы абсурдно.
Таким образом, по нашему мнению, заказчик обязан размещать на официальном сайте отчеты об исполнении этапов контракта только в том случае, когда контрактом предусмотрено его поэтапное исполнение и это зафиксировано в столбце 12 плана-графика на 2014 год. Само по себе исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в разное время в течение срока действия контракта, а также условие о ежемесячной оплате контракта заказчиком не свидетельствует об исполнении контракта по этапам. В таком случае, полагаем, заказчик обязан разместить отчет об исполнении контракта только после исполнения всех обязательств, предусмотренных контрактом.
Однако согласно разъяснениям, приведенным в Минэкономразвития России от 29.11.2013 N Д28И-2263 и Федерального казначейства от 30.05.2014 N 42-5.7-09/5, при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно. На наш взгляд, ежемесячное оформление соответствующих документов не может рассматриваться как нарушение, однако приведенный подход по изложенным выше соображениям не вполне соответствует смыслу положений Закона N 44-ФЗ и ГК РФ.
Кроме того, ни Минэкономразвития РФ, ни Федеральное казначейство не наделены полномочиями по разъяснению законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Положение о Минэкономразвития России, утвержденное Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Положение о Федеральном казначействе, утвержденное Правительства РФ от 01.12.2004 N 703). Эти вопросы отнесены к компетенции Федеральной антимонопольной службы (п. 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, постановления Правительства РФ от 07.04.2004 N 189), в которую Вы можете обратиться за официальным разъяснением по изложенной Вами проблеме.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) В соответствии с п. 2 Положения до ввода в эксплуатацию ЕИС Отчет размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в порядке, установленном п. 3 Положения.

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши
, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй
и поэтапно распиши ;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией,
письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией ;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.


Если Вам необходимо создать Творческий проект , то полную информацию об оформлении, требованиях и правилах написания такого вида работы Вы найдете на сайте , который также как и сайт Обучонок всесторонне поможет Вам.

Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).
В этой главе определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость(если есть практическая часть) работы.

Каждый последующий этап КНИР, соответствующий этапу обучения, содержательно связан с предыдущим,однако ориентирован на решение самостоятельных задач, полноценное выполнение которых позволяет достичь поставленной цели исследования.

1 этап Характеристика объекта исследования. Выбор объекта исследования. Литературный обзор состояния проблемы. Формулирование задачи исследования.

На проведение работ по этому этапу выделяется 68 часов самостоятельной работы студента. Заканчивается этап зачетом по результатам проделанной работы.

Характеристика объекта исследования. Выбор объекта исследования .

Выбрав направление исследования студент, как правило, должен проанализировать технические характеристики нескольких аналогичных объектов исследования и выбрать наиболее характерный для данного класса и провести анализ состояния проблемы, связанный с ранее выполненными исследованиями выбранного объекта.

Литературный обзор состояния проблемы.

Обязательная часть каждого исследования. В результате литературного обзора необходимо:

Полно и систематизировано изложить состояние проблематики исследования;

Объективно оценить научно-технический уровень работы;

Правильно выбрать пути и средства достижения поставленной цели;

Оценить эффективность этих средств и работы в целом.

Предметом анализа в обзоре должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследований. Должны быть также проанализированы и оценены противоречивые сведения, имеющиеся в различных исходных документах.

Примерный объем работ при составлении обзора:

Выписки из справочников, чтение и конспектирование основных монографий по теме 3-5%;

Составление рабочего плана обзора 1-2%;

Поиск периодики и составление картотеки 5-8%;

Чтение и конспектирование периодики 30-40%;

Выбор материалов из конспектов, его сопоставление и анализ 20-30%;

Написание обзора 10-20%;

Правка текста 10-15%;

Корректировка и оформление рисунков 5-6%.

Целесообразно также провести патентный поиск глубиной не менее 5 лет. В заключение обзора обосновываются цели и задачи проведения исследований.

Формулирование цели и задачи исследования.

Цель работы, как правило, ставится при получении задания, но окончательно формулируется после литературного аналитического обзора . Под целью работы понимают достижение каких-то конкретных практических результатов, например, повышение производительности обработки, обеспечение качества обработки и т.д.

Иногда цель работы отражается в названии, например: “Исследование процесса автоматизированной сборки резьбовых соединений с целью повышения его надежности”; “Разработка новых структур операций токарной обработки с целью повышения производительности станочных модулей с ЧПУ”.

Задачи работы - это обычно ряд отдельных конкретных вопросов, решение которых

позволит достигнуть поставленную цель. Чаще всего задачи соответствуют отдельным этапам работы и определяются при составлении их общего плана.

2 этап Разработка методики проведения исследования.Теоретическое исследование проблемы. Выбор оборудования,приспособлений контрольно-измерительной аппаратуры для выполнения исследований. Планирование и разработка методики эксперимента.

На проведение работ по этому этапу выделяется 52 часа самостоятельной работы студента. Заканчивается этап защитой результатов проделанной работы.

Разработка методики проведения исследований – один из наиболее ответственных этапов, так как допустима многовариантность путей и методов построения исследования, а выбор оптимального варианта полностью зависит от исполнителя работы. Как правило, чем выше его научная квалификация,тем более современные,логичные и надежные методы исследования он старается поменять.

Для работ теоретического характера под методикой понимают ход решения задачи (или ряда задач) на основании расчетов, выводов математических зависимостей,логических операций и т.д. Эксперимент в данном случае может не проводиться или быть очень ограниченным.

В работах экспериментального плана методика определяет вид,характер и количество экспериментов, уровень точности измерений и,самое главное, способ их проведения. Для большей достоверности данных иногда в исследовании предусматривают несколько путей

их получения.

Большинство технологических работ носит смешанный характер и предусматривает, как правило, теоретическое исследование проблемы с последующей экспериментальной проверкой его результатов. Взаимосвязь теоретической и экспериментальной частей исследования должна быть учтена в методике.

Чтобы сэкономить время и повысить надежность получаемых данных,исследователь должен знать и активно применять для решения отдельных задач отработанные (стандартные) методики,описание которых приводится в литературе.

Теоретическое исследование проблемы , как правило,является основным этапом работы.На этом этапе может быть разработана теория исследуемого процесса или явления, что всегда желательно, так как в этом случае наиболее полно и достоверно вскрываются

все внутренние закономерности явления.

В теоретическом исследовании значительная роль отводится рабочим гипотезам. Гипотеза отличается от теории тем,что в ней имеется ряд неподтвержденных или неправомерных положений,которые принимаются исследователем до тех пор, пока не появятся явные опровержения принятых положений. Создание гипотезы менее трудоемко,чем теории. При

Подтверждении всех положений гипотеза обычно превращается в теорию, а если возникают противоречия, старую гипотезу заменяют новой.

Рабочая модель процесса (явления) обычно объединяет всего несколько факторов или параметров процесса и устанавливает между ними внутренние связи, вскрывающие суть процесса (явления). Наибольшее распространение получили математические и физические модели явлений.

Выбор оборудования, приспособлений, контрольно-измерительной

аппаратуры для выполнения исследований

Чаще всего возможности эксперимента ограничиваются оборудованием.В ряде случаев порядок проведения эксперимента зависит от наличия у исследователя конкретного оборудования,измерительной и вычислительной техники.

При разработке общей методики и выборе оборудования большое внимание следует уделять обеспечению достоверности результатов исследования.С этой целью необходим предварительный анализ ошибок измерений.

При разработке испытательного стенда необходимо учитывать:

Ожидаемые выводы, которые можно будет сделать из планируемых наблюдений;

Количественную оценку ожидаемого эффекта, оценку источников погрешностей;

Конструктивные особенности стенда (кинематические, тепловые, электрические нагрузки и т. п.);

Особенности сборки и наладки стенда;

Поверочные испытания стенда для определения его работоспособности;

Количество испытаний в первой серии эксперимента.

Планирование и разработка методики эксперимента . С целью сокращения трудоемкости экспериментов применяют их математическое планирование - .

Каким бы простым не был эксперимент, вначале необходимо составить план его проведения. При планировании эксперимента всегда решается вопрос дальнейшего использования полученного результата. В большинстве случаев конечная цель эксперимента – не число, а понимание сущности результата.

План эксперимента – набор инструкций по проведению эксперимента, в которых указывается последовательность работы, характер и величина изменений переменных и даются указания на проведение повторных экспериментов.

Последовательность проведения эксперимента – порядок, в котором вносятся изменения в работу испытательной аппаратуры.

Всегда надо стремиться к проведению контролируемого эксперимента.

Контролируемый эксперимент – эксперимент, ограничивающий влияние внешних переменных.

Внешняя переменная – параметр, оказывающий влияние на эксперимент, изменяющийся случайным, не контролируемым образом.

Программа эксперимента всегда корректируется в ходе работы, поэтому при разработке плана эксперимента необходимо учитывать:

Возможность изменения условий измерения, для устранения нестабильности результатов;

Количество измерений для оценки воспроизводимости результатов и сравнения ее с априорной оценкой суммарной погрешности;

Возможность изменения условия эксперимента в случае плохой воспроизводимости результатов.

Экспериментальные точки выбирают на основе двух основных критериев:

Относительной точности данных на различных участках области исследуемых значений (четыре точки дают вдвое большую, а девять – втрое большую точность, чем одна);

Характера экспериментальной функции: стремятся в любой части экспериментальной кривой иметь одинаковую точность.

Если по своему характеру эксперимент допускает наличие ошибки, превышающий два-три средних квадратических отклонений, то достаточно одного отсчета.

Методика проведения эксперимента должна быть разработана настолько подробно, чтобы любой другой исследователь мог поставить эксперимент только по ее описанию и получить аналогичный результат .

Экспериментальное исследование считается подготовленным, если:

Подготовлены оборудование, приборы, материалы;

Разработан и утвержден руководителем подробный план исследования;

Изготовлено необходимое количество экспериментальных образцов;

Составлены формы таблиц для регистрации исходных данных и полученных результатов.

3 этап. Проведение эксперимента. Обсуждение результатов исследования. Оценка эффективности проведенных исследований. Разработка рекомендаций по практическому применению результатов исследования. Общие выводы по работе.

На проведение работ по этому этапу выделяется 78 часов самостоятельной работы студента. Заканчивается этап защитой проделанной результатов работы.

Проведение эксперимента. Позволяет получить объективную, основанную на опыте количественную и качественную информацию о параметрах,характеризующих исследуемый процесс или явление. В ходе эксперимента проверяют результаты, полученные на этапе теоретического исследования, и адекватность разработанных математических моделей, уточняются параметры последних.Эксперимент является единственным способом проверки теории, правомерности упрощающих допущений и проводится в строгом соответствии с заранее разработанным планом. Экспериментальные исследования обычно носят комплексный характер, так как посвящены изучению комплекса параметров процесса или явления.Они состоят из серий опытов, в каждом из которых выявляется влияние какого- либо одного параметра на процесс или явление.Для повышения достоверности результатов каждый опыт может быть повторен несколько раз (при постоянных условиях).Полученные в ходе эксперимента данные вносятся в таблицы и на графики без всякой коррекции, а затем обрабатываются.

Общая последовательность проведения эксперимента:

1. Формулирование цели.

2. Выдвижение гипотезы об исследуемом объекте.

3. Планирование эксперимента.

4. Проведение эксперимента.

5. Обработка и анализ результатов эксперимента.

6. Проверка правильности выдвинутой гипотезы.

7. Окончание эксперимента.

Если правильность выдвинутой гипотезы (п.6) не подтвердилась,то осуществляется переход к п.2 , в противном случае – к п.7.

Обработка данных эксперимента проводится,чтобы очистить их от различных погрешностей и ошибок и выявить общие закономерности исследуемых явлений. Эта обработка ведется обычно на статистической основе по разработанным методикам с широким использованием компьютерной техники .

Обработанные данные сводятся в таблицы, графики, формулы,модели, удобные для использования.

Обсуждение результатов исследования . В процессе любого эксперимента необходимо анализировать получаемые результаты и давать их интерпретацию, поскольку без этого весь процесс исследования не имеет смысла

Главная задача этого этапа – уточнение причинно-следственных связей исследуемых параметров процесса или явления. Окончательно устанавливается степень адекватности разработанной теории,рабочих моделей,выдвинутых гипотез описываемому процессу, явлению и т.п. Делается заключение о целесообразности практического использования разработанной модели процесса или явления,устанавливаются границы применимости разработанных моделей. Делаются необходимые обобщения, при этом стремятся, по возможности, распространять результаты на значительно более широкий круг явлений.

По результатам этого этапа возможно проведение дополнительных теоретических и экспериментальных исследований.

Оценка эффективности проведенных исследований. Выполняют анализ эксперимента

с целью: определения и указание доверительного интервала для измеряемых величин; оценки достоверности измерений; установление существования корреляционной связи между измеряемыми величинами; установления соответствия результатов наблюдений некоторому физическому закону или математической зависимости; определения необходимых констант и доверительных интервалов для них (параметризация гипотезы).

В наиболее общем случае количественный анализ эксперимента сводится к ряду действий:

Оценка рассеяния данных, отбор значимых изменений, оценка сложности разрешимых гипотез по объему информации;

Формулировка гипотез для альтернативных физических моделей и выбор (по максимуму правдоподобия) модели, не противоречащей совокупности измерений;

Определение параметров моделей, их дисперсий и анализ их зависимостей от прочих условий эксперимента.

Даже если рабочая гипотеза не подтвердилась, необходимо упомянуть о первоначальной идее и причинах, по которым она не реализовалась.

Общая схема изложения результатов:

1.Описание отдельной зависимости, выявление в ней значимых эффектов.

2.Сопоставление однотипных зависимостей при различии некоторых параметров; анализ качественных изменений вида зависимости и величины эффекта при изменении этого параметра.

3.Сопоставление взаимосвязей зависимостей, полученных разными методами, анализ внутренней непротиворечивости.

4.Сравнение с литературой – выявление качественных и количественных соответствий, противоречий и отделение действительно нового материала.

5.Собственно обсуждение – сопоставление с теорией, выдвижение гипотез о природе явлений и причинах вновь обнаруженных зависимостей; анализ альтернатив и отбор гипотез.

Рекомендации к практическому применению полученных данных в значительной степени определяют ценность выполненного технического (технологического) исследования. Научно- исследовательская работа должна завершаться получением данных,важных для практики и представленных в виде,удобном для практического использования (рабочие методики,программное обеспечение,количественные значения оптимальных параметров процессов и т.д.). Отсутствие практических рекомендаций в технических исследованиях крайне нежелательно.

Общие выводы по проделанной работе совершенно обязательны в конце любого исследования. Выводы не должны носить констатирующего характера, т.е. содержать лишь краткое изложение результатов и хода выполнения НИР (например, “проведено исследование…” или “разработана методика …” и т.д.). Наиболее ценным являются рецептурные выводы,в которых четко и кратко сформулированы причинно-следственные связи рассматриваемых в работе явлений (например, “установлено,что увеличение подачи до 0.5…0.8 мм/об на приводит к увеличению погрешности обработки,а позволяет повысить производительность в 2-2.5 раза ”).

Выводы должны отражать те внутренние связи,которые вскрыл автор работы в ходе исследования, а также разработанные теоретические положения,гипотезы,рабочие модели и конкретные предложения по их практическому использованию.

Выводы должны быть такими,чтобы при их чтении можно было получить полную информацию о всех сторонах проделанной работы. Объем выводов не должен превышать 1-2 стр.

Число выводов, независимо от объемов самой работы, обычно от трех до десяти. В противном случае, скорее всего, в работе не было главной цели.

В нескольких пунктах выводов (по 2-4 строки в каждом) должны уложиться:

Вновь созданные методы исследования и их основные преимущества перед известными ранее;

Достоверные новые результаты – главные факты и обобщения;

Найденное решение технической задачи и главные технологические рекомендации;

Степень продвижения к решению более общей проблемы и рекомендуемый путь решения проблемы.

Отчет по КНИР является основным документом,который содержит исчерпывающие сведения о выполненной работе. Он составляется исполнителем работы,рассматривается и подписывается научным руководителем и только после этого может быть представлен для зачета.

Требования к составлению научно-технических отчетов регламентируются ГОСТ 7.32-2001 ,соблюдение которого при подготовке отчетов по КНИР обязательно.

Общими требованиями к отчету являются:

Четкость и логическая последовательность изложения материала;

Убедительная аргументация;

Краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;

Конкретность изложения результатов работы;

Отчет по КНИР должен содержать:

1) титульный лист;

2) задание по КНИР;

3) реферат;

4) содержание;

5) перечень условных обозначений, символов,единиц и терминов;

6) введение;

7) основную часть;

8) заключение;

9) список использованных источников;

10) приложения (если в них есть необходимость).

Отчет пишется от руки,печатается на машинке или набирается с помощью текстового редактора и распечатывается на принтере компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297 * 210 мм) через полтора межстрочных интервала.Шрифт “ Times New Roman ” Cyr ,кегль не менее 12.

Требования к содержанию отчета . Реферат должен содержать сведения об объеме,количестве иллюстраций,таблиц,количестве использованных источников,перечень ключевых слов, текст реферата. Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание отчета и включать от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже,написанных в строку через запятые. Текст реферата должен включать описание объекта исследования,цели работы, метода исследования и аппаратуры,полученных результатов,области применения основных конструктивных и технико-эксплуатационных характеристик. Если реферат не содержит сведений по какой-либо структурной части,то в нем отражают только оставшиеся части,сохраняя последовательность изложения.

Если в отчете принята специфическая терминология,а также употребляются малораспространенные сокращения,новые символы,обозначения и т.п., то их перечень должен быть представлен в виде отдельного списка.Перечень располагают столбцом, в котором слева в алфавитном порядке приводят сокращения,справа – их детальную расшифровку. Перечень не составляют,если в отчете специальные термины, сокращения,символы, обозначения и т.п. повторяются менее трех раз.Расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

В отчетах обосновывается выбор принятого направления исследования; приводятся методы решения задачи и их сравнительные оценки, общая методика проведения НИР,анализ и обобщение существующих результатов; раскрывается характер и содержание выполненных теоретических исследований, методы исследований и расчета; необходимость экспериментальных исследований; оцениваются погрешности измерения, полученные экспериментальные данные, полнота решения поставленной задачи,достоверность полученных результатов; последние сравниваются с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ.

Использованные при выполнении отчета источники следует располагать в списке в порядке появления ссылок в тексте отчета. Каждое приложение начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова “Приложение ”. Если в отчете более одного приложения, их нумеруют арабскими цифрами: “Приложение 1 ” и т.д. В них следует включать вспомогательный материал,необходимый для полноты отчета: промежуточные математические доказательства,формулы и расчеты: таблицы вспомогательных цифровых данных; протоколы и акты испытания; описания аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний; инструкции и методики; описание алгоритмов и программ задач, решаемых с помощью компьютера,разработанных в процессе выполнения КНИР.

Зачет по КНИР.

Результаты законченной КНИР в виде отчета представляются студентом на кафедру. Зачет сдается комиссии кафедры каждым студентом индивидуально. Любой сдающий зачет, если выполнилось групповое задание по КНИР, должен знать методику проведения работы и ее результаты и уметь аргументировано отвечать на любой вопрос, касающийся выполненной КНИР.

В договоре строительного подряда оговорено, что подрядчик и заказчик ежемесячно оформляют акт приемки работ по форме № КС-2. Этот акт подписывается обеими сторонами. Означает ли такое условие, что с момента подписания акта на заказчика переходит риск гибели или повреждения тех работ, которые обозначены в акте?

Если в договоре выделены этапы производства работ и эти работы принимаются в акте по обозначенным этапам, то означает. Если же нет и по акту принимаются промежуточные работы, в том числе с целью расчета их стоимости, риск их гибели или повреждения, которые произошли не по вине подрядчика, остается на подрядчике.

Поясним эту позицию.

Отношения, возникающие по договору строительного подряда, урегулированы параграфом 3 главы 37 «Подряд» Гражданского кодекса.

Согласно ст. 741 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик.

Приемка полностью завершенного объекта оформляется актом приемки законченного строительством объекта по форме № КС-11 (утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а).

В договоре строительного подряда может быть предусмотрена возможность сдачи-приемки работ поэтапно.

Пункт 1 ст. 753 ГК РФ устанавливает, что заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.

В пункте 3 этой же статьи отмечено, что заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика.

Разберемся, что такое «этап работ» и каким образом должна быть оформлена приемка для того, чтобы на заказчика перешел риск случайной гибели или повреждения выполненного этапа работ по договору строительного подряда.

Понятие «этап работ» в Гражданском кодексе не раскрывается.

Однако это не означает, что таким этапом можно считать просто период времени, в течение которого выполнены промежуточные работы.

В главе 37 ГК РФ речь идет о результате работ. Поэтому, по нашему мнению, критерием этапа следует считать выполнение работ конкретного объема (содержания). Более того, эти объемы работ должны быть предварительно закреплены в договоре (приложениях к нему, например графике).

Озвученная позиция находит подтверждение в арбитражной практике. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 05.06.2008 № Ф10-2373/08 отметил: понятие «этап» подразумевает отдельный завершенный вид или комплекс определенных работ.

Таким образом, если в договоре не закреплено выполнение работ отдельными этапами, то сами по себе систематически оформляемые акты приемки работ (ежемесячно в данном случае) по форме № КС-2 (утверждена постановлением Госкомстата России от 11.11.99 № 100) по сути просто промежуточные акты. Они не свидетельствуют о принятии заказчиком именно этапов работ и могут служить лишь основанием для расчетов (форма № КС-3) по выполненным промежуточным работам (постановление ФАС Московского округа от 27.01.2010 № КА-А4041/15360-09).

Если же в договоре строительного подряда и в графике сроков выполнения работ стороны согласовали отдельные этапы выполнения работ, их приемка по акту (форма № КС-2) будет основанием для перехода риска гибели или повреждения результата работ на заказчика.

В указанном выше постановлении ФАС Центрального округа подчеркнул: заказчик несет риск гибели только предварительно принятых отдельных этапов работ в строительстве объекта, а не промежуточных работ, принимаемых для проведения расчетов.

Таким образом, если в договоре не закреплены производство и приемка работ поэтапно, приемка промежуточных результатов не влечет переход риска гибели или повреждения результата выполненных работ на заказчика в смысле п. 3 ст. 753 ГК РФ.

В завершение отметим интересное постановление ФАС Московского округа от 14.04.2008 № КГ-А41/1497-08. Суд пришел к следующим выводам. В рассмотренном деле по акту (форма № КС-2) были приняты отдельные виды и объемы работ. Но это, по мнению суда, не являлось приемкой всего объекта или его части. Поэтому до передачи законченного строительством объекта риск повреждения или гибели всего объекта строительства нес подрядчик.

Успех всякого дела зависит от двух условий: одно из них состоит в том,

чтобы правильно определить цель дела, а другое в том,

чтобы придумать такие средства, которые бы прямо вели к этой цели

Аристотель

Выбор научного руководителя

Выполнение курсовых работ – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе средних и высших педагогических учебных заведений. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего педагога, развивается умение решать актуальные педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической и психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.

Согласно Рекомендациям по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования курсовая работа по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов .

Выполнение студентами курсовой работы проводится с целью:

· систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

· углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

· формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

· формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

· развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

· подготовки к итоговой государственной аттестации.

Выполнение курсовой работы способствует формированию и совершенствованию следующих исследовательских умений:

· выбирать и обосновывать тему исследования;

· определять и обосновывать понятийный аппарат исследования;

· находить и применять соответствующие методики исследования;

· подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования;

· сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме;

· анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности;

· обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты;

· осознанно повышать уровень педагогического мастерства.

Исследования в области психологии и педагогики – сложный процесс научно-познава­тельной деятельности, нацеленный на выявление, проверку и использова­ние в педагогической практике новых способов, средств и прие­мов, совершенствующих систему воспитания, обучения и развития человека. Это - трудный путь творческих исканий, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, каждый из которых решает свои специфические задачи. Оптимальная последовательность этих этапов, ведущая к получению обоснованных результатов, т. е. методика психолого-педагогического исследования, обусловлена его замыслом.

Замысел исследования - это основная идея, которая связывает воеди­но все структурные элементы методики, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы. Разработка замысла и логики исследования, воплощающих стратегию поиска, – слож­ный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему исследованию, ибо характер и последовательность его этапов во многом предопределяются полученными уже в ходе ра­боты результатами и возникшими трудностями . Тем не менее, ос­новную работу по разработке замысла и логики педагогического ис­следования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположитель­ные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.

Вместе с этим, следует указать, что логика каждого исследования специфична.Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, кото­рым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возмож­ностей.

Курсовая работа предполагает обзор литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргументацию. Работа выполняется в сроки с начала сентября по конец апреля текущего года обучения студента в колледже.

Обычно процесс психолого-педагогического исследо­вания состоит из следующих этапов:

Подготовительный этап

1. Выбор научного руководителя.

2. Определение и утверждение темы работы.

3. Определение характера и структуры работы.

4. Составление календарного плана выполнения работы.

Основной этап

1. Подбор литературы по проблеме исследования.

2. Формулирование понятийного аппарата исследования и обоснование актуальности выбранной темы.

5. Разработка и составление рабочего плана исследования (оглавление).

6. Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских и курсовых работ, касающихся исследуемой проблемы, анализ и обобщение литературных источников по изучаемой проблеме.

7. Внесение корректировок в план работы: изменение, уточнение, изъятие, дополнение (в случае необходимости).

8. Анализ психолого-педагогической практики, опыта прошлого и настоящего, как позитивного, так и негативного.

9. Организация практического исследования и отбор методов для ее проведения.

10. Анализ и обобщение полученных результатов практической деятельности.

11. Формулирование основных выводов по результатам исследования.

12. Текстовое оформление работы.

13. Написание заключения и введения.

14. Составление и оформление библиографического списка.

15. Подготовка и оформление приложений.

16. Оформление титульного листа.

Заключительный этап

1. Подготовка публичного выступления с результатами исследования.

2. Защита курсовой работы.

После каждого этапа выполнения плана исследования студент может обратиться за консультацией к научному руководителю для дальнейшей корректировки работы.

Итак, последовательно рассмотрим процесс выполнения курсового проекта, который включает в себя взаимосвязанные и последовательные этапы исследовательской деятельности, каждый из которых решает свои специфические задачи.

Подготовительный этап выполнения курсовой работы начинается с выбора научного руководителя и определения темы будущего исследования. Впрочем, первый шаг в выполнении курсовой работы может начинаться и наоборот: сначала студент выбирает тему будущего исследования, а потом определяет научного руководителя. В том и другом случае, выполнение курсовой работы осуществляется студентом самостоятельно. Научный руководитель оказывает студенту помощь в форме систематических консультаций и обсуждений результатов исследования.

Выбор научного руководителя – возможно, самый важный выбор, который предстоит сделать студенту. Взаимопонимание и деловой контакт между руководителем и студентом - залог успешного и плодотворного сотрудничества не только при написании курсовой работы, но и в дальнейшем, при выполнении выпускной квалификационной работы.

Существует несколько способов выбора научного руководителя. Во-первых, студент может целенаправленно выбрать преподавателя, с которым у него налажены доброжелательные отношения и под руководством которого ему бы хотелось осуществлять исследовательскую деятельность. В данном случае автоматически определяется направление будущего исследования – это учебная дисциплина, в которой данный преподаватель является специалистом. Во-вторых, сначала можно выбрать направление исследования – учебную дисциплину, по которой студент имеет достаточно глубокие знания или ее изучение интересно студенту. В этом случае автоматически определяется научный руководитель - преподаватель данной дисциплины. В-третьих, преподаватель сам предлагает студенту выполнять работу под своим руководством, аргументируя выбор различными причинами. Но не стоит соглашаться сразу – целесообразно сначала подумать, интересна ли именно Вам область, в которой работает данный педагог, стоит учесть, какие взаимоотношения сложились между вами на данный период времени, и готовы ли Вы к сотрудничеству и совместной работе. В-четвертых, студенты часто интересуются о том, как руководит работами тот или иной преподаватель, и советуются со студентами старших курсов к «кому лучше пойти». Однако в данном случае, возможно совершить ошибку, поскольку опыт взаимоотношений одних людей не всегда может быть использован другими. Здесь речь идет о личных качествах и предпочтениях. Например, если студент нуждался в поддержке и частых консультациях, но работал с руководителем, желающим, чтобы его информировали о ходе работы и новых идеях только через какое-то время, то первый чувствует себя заброшенным, а руководитель негодует из-за того, что его подопечный требует слишком много внимания. У предшественников взаимопонимание не сложилось, но если Вас устраивает такая форма отношений, то возможно работа будет плодотворной, а отношения деловыми и доброжелательными.

Трудно давать советы о том, как выбрать научного руководителя, но при осуществлении данного выбора каждому студенту следует учесть следующие рекомендации:

1. Бесспорно, научный руководитель должен быть компетентен в том направлении, в котором проводится исследование. «Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно» (Станислав Ежи Лец) .

2. Для избежания разочарований и упреков в неверном совете лучше осуществлять выбор научного руководителя самостоятельно, полагаясь на свои интересы и интуицию.

3. До начала работы целесообразно сразу обсудить форму взаимоотношений с научным руководителем и постараться заранее прийти к согласию в вопросе о том, как именно будет проходить совместная работа. «Способов работы с людьми столько же, сколько людей» (Ирена Дзедзиц) .

Формы деловых взаимоотношений студенту предлагает научный руководитель, предоставляя ему свободу выбора.Первая форма предполагает, что студенту нужна постоянная поддержка и тесное общение с научным руководителем (особенно в начале работы), а руководитель, имея постоянную обратную связь, дает указания, направляет ход его научной работы. Есть студенты, которых угнетает постоянный контроль и указания на то, чем следует заниматься дальше. Те могут выбрать вторую форму - студент имеет время подумать о предстоящей работе, прежде чем обсудить результаты с руководителем, и возможность на первых порах делать ошибки, при этом руководитель время от времени задает общий курс, не указывает конкретно направление научных изысканий.

Помните, в ходе выполнения курсовой работы приобретаются не только навыки исследовательской деятельности, но и навыки общения. Осуществляя выбор научного руководителя, стремитесь к тому, чтобы общение в ходе исследовательской деятельности стало приятным и полезным как для Вас, так и для того, с кем Вы будете работать!

Круг обязанностей студента и обязанностей научного руководителя при выполнении курсовой работы представлены в прил. 1, 2. Внимательное знакомство с ними поможет понять, какую помощь может оказать научный руководитель и за что несет ответственность студент при выполнении курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы

Существенное значение в успешном проведении исследования и защите выполненной работы играет выбор темы предстоящего исследования. Тема отражает название того, чем собирается заниматься исследователь. Тема – лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области .

Тематика исследовательской работы определяется в соответствии с присваиваемой студенту квалификацией. Если студенту присваивается только основная квалификация, то тематика курсовой работы определяется содержанием образования, обеспечивающим данную квалификацию. Если студенту присваивается кроме основной еще дополнительная квалификация, то тематика работ по специальностям определяется содержанием образования, обеспечивающим основную и дополнительную квалификацию .

По тематике учебно-исследовательские работы можно разделить на три группы :

1. Историко–педагогические и историко–психологические работы направлены на анализ психолого–педагогических подходов к той или иной проблеме в различные периоды становления и развития детской психологии и педагогики, обобщение педагогического опыта в предшествующие исторические эпохи.

2. Психологические работы направлены на выявление психологических особенностей возрастного развития, специфики развития того или иного психического явления, изучение социально–психологических вопросов развития ребёнка, психологических аспектов обучения и воспитания.

3. Педагогические работы связаны с анализом современного опыта работы дошкольных и школьных учреждений, анализом образовательных программ, эффективности их внедрения, а также могут быть направлены на разработку программ, циклов занятий, игр и т.д.

Тематика работ, как правило, разрабатывается преподавателями учебного заведения по возможности совместно со специалистами других образовательных учреждений и организаций, заинтересованных в разработке тем. Темы работ должны отражать современный уровень развития образования, культуры, науки, техники, производства и соответствовать социальному заказу общества.

Предложенные преподавателями колледжа темы курсовых работ обсуждаются на заседаниях цикловых комиссий и согласуются с кафедрами различных факультетов ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, что обеспечивает преемственность и предоставляет возможность проводить исследование не только в колледже, но и в вузе, а возможно и написание диссертационного исследования.« Нельзя останавливаться на достигнутом – надо делать из него диссертацию» (Г.Костовецкий и О.Попов) .

С примерным перечнем тем курсовых работ для студентов разных специальностей можно познакомиться в информационно-методическом центре колледжа.

От правильного выбора темы исследования зависит успех всего дела. Для определения темы курсовой работы студенту необходимо знать, что:

1. Тема исследования должна соответствовать специальности и быть направлена на изучение особенностей работы с детьми в рамках получаемой квалификации.

2. При выборе темы работы, первоначально студент должен определиться с направлением исследования, т.е. с учебной дисциплиной, по которой будет проводиться исследование. Для студентов, обучающихся по специальностям 050704 Дошкольное образование, 050705 Специальное дошкольное образование, 050303 Иностранный язык, 050720 Физическая культура направлениями исследования являются педагогика, психология, частные методики; для студентов специальности 050202 Информатика – педагогика, психология, методика обучения информатике, общим основам информации, программированию, программному обеспечению ЭВМ.

3. Следует учитывать возможности преемственности курсовой работы с выпускной квалификационной работой и перспективы разработки темы на последующих ступенях непрерывного образования, поэтому тема должна быть глубоко продуманной. Выпускная квалификационная работа может стать логическим продолжением курсовой работы, реализуя ее идеи и выводы на более высоком теоретическом и практическом уровне, обогащая новыми фактами, результатами дополнительных наблюдений и опытов. В этом случае курсовая работа может быть использована в качестве составной части (главы, параграфа) выпускной квалификационной работы.

4. Тема работы должна быть актуальна и должна иметь теоретическую и практическую значимость. Студенческие исследования не претендуют на фундаментальные научные открытия, однако студент должен чётко представлять уровень достижений современной науки по исследуемой теме и направления её дальнейшего развития. Это необходимо для экспериментального поиска.

5. При выборе темы следует учитывать возможности и научно-практические интересы студента, а также глубину знаний по выбранному направлению исследования. Тему нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться способностям юного исследователя. Естественно, если тема интересна, то студент больше увлечен ее изучением. А это значит, что в ходе работы больше рождается оригинальных идей и содержательнее получится работа.

Возможны различные варианты выбора темы работы. В первом случае студент выбирает тему работы из примерного перечня тем, которые представлены в информационно-методическом центре колледжа, во втором - научный руководитель советует студенту тему будущего исследования с учетом его пожеланий и интересов, в третьем - студент сам предлагает тему работы научному руководителю при условии обоснования целесообразности ее разработки. Следует заметить, что в отдельных случаях допускается выполнение исследования по одной теме группой студентов.

Для избежания ошибок в формулировке темы курсовой работы необходимо учесть следующие рекомендации:

1. Формулировка темы не должна быть многословной (не более 10 слов).

2. Нежелательно использовать в названии темы слова «роль», «значение», «особенности», которые нацеливают на исследование лишь актуальности проблемы; эти понятия могут быть включены в название одного из параграфов.

3. Тема должна звучать шире формулировки вопросов, рассматриваемых в программе учебных курсов, а также вопросов обозначенных в плане курсовой работы.

Важно помнить, что на заключительном этапе выполнения курсовой работы, необходимо обязательно проверить соответствие темы ее содержанию и в случае несоответствия внести корректировки в название темы работы до ее защиты. К сожалению, встречаются случаи, когда студентом проведена большая работа, изучено достаточное количество литературных источников, работа отличается грамотным стилем изложения материала, глубиной и обоснованностью выводов, но не соответствует утвержденной ранее теме. В данном случае решение об оценке за защиту курсовой работы принимают члены комиссии. Примерные темы курсовых работ по различным специальностям представлены в прил. 3.

Тема курсовой работы и научный руководитель закрепляются за студентом по его личному письменному заявлению, написанному по установленной форме и подданному в течение установленных сроков (до 30 сентября текущего года) заместителю директора по научно-методической работе, курирующему данный вид деятельности. Образец заявления представлен в прил. 4.

Поданные заявления рассматриваются и в случае необходимости корректируются заместителем директора по научно-методической работе, и утверждаются приказом директора образовательного учреждения.

Следует отметить, что утвержденная тема курсовой работы в процессе проведения исследования может корректироваться и дополняться. Изменение тематики курсовой работы производится по личному заявлению студента с обоснованием необходимости корректировки утвержденной ранее темы с обязательным письменным согласием научного руководителя не позднее, чем за два месяца до защиты курсовой работы (до 1 марта текущего года).

Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовых работ студентами колледжа осуществляет заместитель директора по научно-методической работе в соответствии с должностными обязанностями.

Итак, после выбора темы исследования и научного руководителя, переходим к выполнению второго шага - планированию этапов учебно-исследовательской деятельности.