Роль государства в экономике сбор налогов. Роль налоговой политики в регулировании экономики


Введение

1.Налоговая система государства

1.1 Функции и принципы налогообложения

2.Налоговое регулирование экономики и социальной сферы

3.Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь

Заключение

Список литературы


Введение


Актуальность данной темы в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этого, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот. Государство, приводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.

Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом Конституционного права.

Налоговая система в Республике Беларусь начала создаваться в 1991 году, когда был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», «О налоге на доходы и прибыль», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. К настоящему времени в некоторые из них внесены изменения и дополнения, некоторые утратили силу в связи с введением в действие Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Цель моей работы - раскрыть сущность, функции, и принципы налогообложения, охарактеризовать налоговое регулирование экономики и социальной сферы.


1. Налоговая система государства


1.1Функции и принципы налогообложения


Без налогов не обходится ни одно государство. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Принцип налогообложения заложен и в белорусском законодательстве: «Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных налогов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей» (Статья 56 Конституции РБ).

В отечественной экономической литературе налоги определяются как «Обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части собственного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей».

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части республиканского бюджета.

Налог устанавливается исключительно государством и базируется на законах Национального собрания Республики Беларусь или Указах и Декретах Президента Республики Беларусь. Он взимается только при наличии определенных условий (при получении дохода, прибыли или при наличии имущества, либо при занятии определенным видом деятельности). Если эти условия имеются, то налог становится одинаково обязательным для всех субъектов предпринимательской деятельности и граждан. Он вносится по заранее установленным ставкам и в точно определенные сроки. Правовая обязанность придает налогу все качества обязательного платежа: регулируемость, равномерность и устойчивость поступления, возможность принудительного исполнения и т.п.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Работники, создающие своим трудом материальные и нематериальные блага, основные участники производства ВВП и субъекты предпринимательской деятельности, а также субъекты хозяйствования, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность, являются плательщиками налогов.

За счет данных налогов, сборов и пошлин формируются финансовые ресурсы государства. В этом и заключается их сущность.

Функции налогов.

Налоги выполняют пять важнейших функций:

1.Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция)

2.Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

.Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

.Стимулирующая функция.

.Контрольная функция.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию (фиск - государственная казна) - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.

Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Каковы бы ни были формы и методы регулирования, центральное место в системе регулирования принадлежит налогам. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.

Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Контрольная функция налогов.

Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление этой функции, ее полнота и глубина, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как они все переплетаются и осуществляются одновременно.


2. Налоговое регулирование экономики и социальной сферы


Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

1)регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.

2)регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости.

Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей.

Центральное место в комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Другую функцию, которую они выделяют - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция - фискальная, т.е. изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п. Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения. Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом.

При разумных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.


3. Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь


Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;

оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;

одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;

установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;

четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;

обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;

стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.

В налоговом законодательстве нашли отражение полномочия налоговых органов, их права и обязанности, а также права и обязанности налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.

В механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения.

Как правило, по каждому налогу предусматриваются специальные налоговые льготы, имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должны применяться только в соответствии с действующим законодательством и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот государство учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.

При принятии решения по налоговым льготам учитываются интересы трех субъектов:

1)государства, заинтересованного в росте доходов бюджета;

2)юридических лиц, чтобы не сократилось производство;

)населения, чтобы неравномерность распределения льгот не привела к социальной напряженности в обществе.

Налоговые льготы по республиканским налогам устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.

Государство не только вводит налоговые льготы, поощряя налогоплательщиков, но и применяет санкции к тем, кто нарушил налоговое законодательство. При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:

1)взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения;

2)уплата штрафа за отсутствие учета объекта налогообложения или ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, а также непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов для исчисления налогов;

)уплата пени за каждый день задержки перечисления налогов в бюджет.

В современных условиях финансовой нестабильности и высоких темпов инфляции существует проблема достижения оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами разного уровня и закрепления за ними необходимых финансовых ресурсов, которая приобрела особое значение.


Заключение

налогообложение регулирование социальная сфера

Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система Республики Беларусь была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Следует отметить, что налоговая система РБ создается практически заново, потому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя.

Система налогообложения должна учитывать достижения науки и опыта зарубежных стран, строится на сходных принципах в соответствующей ситуации.

К основным недостаткам нового налогового законодательства можно отнести излишнюю уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день-главная проблема реформы налогообложения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой хотя бы основных стратегических аспектов политики сфере налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с белорусскими реалиями.


Список литературы


1.Кажуро Н.Я. Основы экономической теории. - Мн.: «ФУАинформ»;

2.Экономическая теория: Учебник/Под. Ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн., 1997;

3.Курс экономической теории. Учебник./Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А.Киселевой, Мн.,1998;

Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К, Фисенко, Т.И. Василевская и др.; Под общ. ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. - Мн.: БГЭУ,2000г;

5.Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / под ред. Е.Н. Евстигнеева. С-П.: 2001г;

Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. - М.: Экономист, 2004;

Табала Д.И. Сущность налога и система налогообложения // Вестник БГЭУ - 2003;

Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика.- Мн.: Белпринт, 2005г;

Киреева Е. Основные тенденции в развитии налоговой системы РБ//ФУА. - ноябрь 2007года;

Попов Е.М., Чержак Е.Н. Налоговая система РБ: проблемы и пути совершенствования//Бухгалтерский учет и анализ, 2004г;

Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях/В.А. Гюрджан, Н.А. Масинкевич, В.В. Шевцова. Под общ. ред. к.э.н. В.А. Гюрджан.-Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002г.


Теги: Роль налогов в рыночной экономике Реферат Финансы, деньги, кредит

Введение

1. Концепция реформирования налоговой системы Украины и конкурентоспособность национальной экономики

1.1.Связь влияния налогов на экономику с необходимостью реформирования налоговой системы в Украине и повышением конкурентоспособности национальной экономики

1.2.Рассмотрение отдельных положений Концепции реформирования налоговой системы Украины

1.3.Обобщение о необходимости и роли реформирования налоговой системы

2.1. Функции налогов

2.2. Виды налогов

2.3. Классификация налогов

2.4. Развитие концепции налогообложения

2.5. Принципы налогообложения

2.6. Система выплаты налогов

2.7. Тяжесть налогообложения. Кривая Лаффера

3.Бюджетно-налоговая политика. Налоги и потребительский спрос

3.1. Понятие бюджетно-налоговой политики

3.2. Налоги и потребительский спрос

3.3. Налоговая политика

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


ВВЕДЕНИЕ.

Государство не может существовать без налогов. Это знали еще в древности. Изобретались самые причудливые формы налогообложения: на окна и дымовые трубы, на соль и,конечно же, на спиртные напитки. Основы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом: налоги должны соответствовать состоянию плательщика; способ и время взимания должны быть заранее и точно известны и удобны для плательщика; сам процесс сбора налогов нужно проводить с минимальными затратами. Современная система налогообложения многоступенчата, национально и регионально специфична.

Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что

фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую

В данной курсовой работе раскрыта роль налогов в экономике и рассмотрены цели и структура, а также налоговая политика. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика и налоговая сфера, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования. В первом разделе курсовой работы рассматривается концепция реформирования налоговой системы Украины и её связь с влиянием налогов на национальную экономику. Второй раздел полностью раскрывает налоговую структуру (функцию, виды и классификацию налогов). Также в ней рассматриваются принципы налогообложения. В третьем разделе данной курсовой работы я рассмотрел структуру бюджетно-налоговой политики и её влияние на экономику.


1.КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.

1.1.Связь влияния налогов на экономику с необходимостью реформирования налоговой системы в Украине и повышением конкурентоспособности национальной экономики.

Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности национальной экономики в большей мере определяется эффективностью системы налогообложения. В соответствии с Концепцией реформирования налоговой системы Украины на период до 2015 года, одобренной Кабинетом Министров Украины 19 февраля 2007 года, совершенствование системы налогообложения должно осуществляться исходя из стратегических целей нашего государства – построения конкурентоспособной социально ориентированной рыночной экономики и интеграции в европейское сообщество.

Вопросам теории и практики влияния бюджетно-налоговых рычагов на экономическое развитие страны посвящены научные труды отечественных и зарубежных ученых В.Андрианова, В.Андрущенко, В.Базилевича, С.Буковинского, А.Гальчинского, В.Гейца, Я.Жалило, М.Крупки, И.Лютого, Р.Нельсона, Ю.Пасечника, М.Портера, А.Соколовской, Р.Фатхутдинова, В.Федосова,И.Чугунова, А.Чухно, С.Юрия и других.

Отдавая должное наработкам ученых-экономистов, осуществленным в области теории, методики и организации финансового регулирования конкурентоспособности экономики, следует заметить, что многие проблемы до настоящего времени не нашли окончательного решения. Качественно новый этап в реформировании системы общественных отношений,начинающийся в Украине, требует теоретического переосмысления многих аспектов государственного регулирования ее социального развития, в частности – вопросов, связанных с применением налоговых рычагов в формировании конкурентных преимуществ отечественной экономики.

1.2.Рассмотрение отдельных положений Концепции реформирования

налоговой системы Украины.

Целью этого подраздела является анализ отдельных положений Концепции и разработка на этой основе конкретных предложений по усилению регулятивного влияния налоговой политики государства на повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Разработка налоговой политики, направленной на решение задач повышения конкурентоспособности как отечественных субъектов хозяйственной деятельности, так и национальной экономики в целом, должна базироваться на исследованиях, связанных с выяснением вопроса, на какой именно стадии конкурентоспособности находится экономика нашей страны. Как известно из экономической теории, существуют четыре стадии конкурентных преимуществ национальной экономики, соответствующие основным движущим силам, определяющим её развитие в отдельные периоды: факторы производства, инвестиции, нововведения и богатство. Согласно такому подходу осуществляют классификацию стран по уровню конкурентоспособности их экономик в мировом хозяйстве.

Украина находится на первой из этих стадий, на которой предприятия достигают преимуществ в конкурентной борьбе исключительно благодаря основным факторам производства: природным ресурсам и/или избыточной и дешевой рабочей силе.

Вторая стадия характеризуется готовностью и способностью субъектов хозяйствования к инвестированию. Украина демонстрирует готовность идти по такому пути, но пока заметных успехов добиться не удалось.

Особенность третьей стадии заключаются в том, что национальные предприятия не только применяют и совершенствуют существующую технику и технологию, но и создают новые. Украина по некоторым параметрам находится на третьей стадии, в силу чего вероятным и имеющим существенные преимущества является переход отечественной экономики к третьей стадии конкурентоспособности наряду с максимальным использованием конкурентных преимуществ её первой стадии, что и должно обуславливать выбор приоритетных направлений и методов государственного регулирования процесса повышения конкурентоспособности национальной экономики, среди которых одним из наиболее влиятельных является налоговая политика.

Влияние налогообложения на конкурентоспособность украинской экономики является многоаспектным. Прежде всего, налоги влияют на уровень цен. Это касается как косвенных налогов,так и обязательных платежей. В частности, в соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий»,это сумма внесенных (начисленных) налогов и сборов (обязательных платежей), установленных Законом Украины «О системе налогообложения», за исключением налога на прибыль предприятий, налога на недвижимость, стоимости торговых патентов, а также НДС, включенного в цену товаров (работ, услуг), приобретаемых налогоплательщиком для производственного и непроизводственного использования, налогов на доходы физических лиц, отчисляемых за счет сумм их выплат согласно Закону Украины «О налоге с доходов физических лиц».

В контексте проблем, связанных с формированием конкурентных преимуществ национальной экономики, где важным фактором конкурентоспособности остается ценовой, принципиальное значение приобретает налоговая политика государства в отношении общего уровня налогового давления. В Украине этот показатель в 2005 году повысился до 36,6%,а к концу 2006 года – до 40%.

Учитывая такую тенденцию, Правительство Украины приняло решение о существенном снижении налоговой нагрузки на отечественную экономику и пересмотре соотношения действующих налоговых регуляторов. Согласно Концепции, реализация этого направления до 2015 года будет связана с поэтапным уменьшением ставок налога на прибыль предприятий (с 25% до 20%), НДС и социальных взносов.

Не менее важна для обеспечения конкурентоспособности на национальном уровне структура налоговой нагрузки. Система налогообложения, в которой акцент делается на налоги с юридических лиц, сдерживает предпринимательскую активность и ограничивает возможности отечественных товаропроизводителей в части повышения их конкурентоспособности. В силу этого предусмотренное Концепцией перенесение налоговой нагрузки со сферы производства на сферу потребления можно было бы расценивать как положительный фактор национальной конкурентоспособности, но при тех обстоятельствах, которые сложились в Украине в сфере распределительных отношений, успешная реализация этого направления возможна только при условии роста реальных доходов населения и оптимизации структуры совокупного спроса.

Среди проблем, препятствующих повышению конкурентоспособности национальной экономики, одной из основных является недостаточное использования государством стимулирующей роли налогового регулирования научно-инновационной деятельности.

Концепцией предусмотрено введение конкретных налоговых механизмов стимулирования научно-технического прогресса, среди которых – применение принципа «ускоренная амортизация» к приоритетным инновационным технологиям; введение с 2007 года инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль предприятий для отечественных субъектов хозяйствования: стимулирования инвестиционной деятельности путем введения инновационно-инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль предприятий для всех субъектов хозяйствования.

Несомненно, указанные методы налогового стимулирования инновационно-инвестиционной деятельности в Украине являются важным шагом на пути создания условий для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

1.3. Обобщение о необходимости и роли реформирования налоговой системы.

Налоговая система

ВВЕДЕНИЕ

  1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
    1. Сущность налогов и их роль в экономике государства
    2. Правовое значение объекта налогообложения
    3. Принципы построения налоговой системы
  2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    1. . Структура налогообложения РФ
    2. . Основные налоги, взимаемые в России

3. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1. Налоговая ответственностьсамостоятельный вид юридической ответственности
    2. Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.

ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Сущность налогов и их роль в экономике государства

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции.

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);


3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

o объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

o субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

o источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

o ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

o налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Роль налогов в рыночной экономике. В рыночной экономике налоги выполняют столь важнyю роль, что можно с yверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действyющей налоговой системы, отвечающей yсловиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие фyнкции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части госyдарстенного бюджета.

Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: госyдарственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следyет поставить фyнкцию, без которой в экономике, базирyющейся на товарно-денежных отношениях, нель-зя обойтись. Эта фyнкция налогов - р е г у л и р у ю щ а я. Рыночная экономика в развитых странах - это регyлирyемая экономика. Споры по этомy поводy, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно фyнкционирyющyю рыночнyю экономикy в современном мире, не регyлирyемyю госyдарством, невозможно. Иное дело - как она регyлирyется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регyлирования принадлежит налогам. Госyдарственное регyлирование осyществляется в двyх основных направлениях:

Регyлирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действyющих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инстрyкции госyдарственных органов, регyлирyющие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покyпателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж трyда, торговых домов, yстанавливающие порядок проведения аyкцио-нов, ярмарок, правила обращения ценных бyмаг и т.п. Это направление госyдарственного регyлирования рынка непосредственно с налогами не связано;

Регyлирование развития народного хозяйства, общественного производства в yсловиях, когда основным объективным экономическим законом, действyющим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансовоэкономи-ческих методах воздействия госyдарства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нyжном, выгодном обществy направлении.

В yсловиях рынка отирают или, по крайней мере, сводятся к минимyмy методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящей организации", имеющей право yправлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно? Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покyпателей - система экономического принyждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически любyю сyммy денег. В рыночной экономике отмирает приычное нам слово "полyчка", там люди не полyчают, а зарабатывают (исключение составляют безработные), да и то свое пособие они, как правило, заработали трyдом в предшествyющем периоде.

Таким образом, развитие рыночной экономики регyлирyется финансово-экономическими методами - пyтем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссyдным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, госyдарственных закyпок и осyществления народнохо-зяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя yсловия налогообложения, вводя одни и отменяя дрyгие налоги, госyдарство создает yсловия для yскоренного развития определенных отраслей и производств, способствyет решению актyальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалyй, более важной для нас задачи, чем подъем сельского хозяйства, решение продовольственной проблемы. В связи с этим в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы (включая рыболовецкие), совхозы, дрyгие сельскохозяйственные продyкции. Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности в колхозе или совхозе менее 25%, то и они освобождаются от налогов, если более 25%, то прибыль, полyченная от такой деятельности, облагается налогом в общем порядке. Приведенные положения могyт слyжить примером использования госyдарством возможностей налоговой системы для воздействия на развитие экономики в необходимом обществy направлении.

Дрyгой пример. Хорошо известно, что эффективно фyнкционирyющyю рыночнyю экономикy невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него трyдно создать благоприятнyю для фyнкционирования товарно-денежных отношений экономическyю средy. Наши крyпные и сверхкрyпные предприятия, "мастодонты" промышелнности, кооперирyющиеся, как правило, с такими же "мастодонтами" из смежных отраслей, плохо приспособлены к конкyренции, не обладают характерной для рынка гибкостью и маневренностью.

Госyдарство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия маломy бизнесy - особые льготные yсловия налогообложения. В России к малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм, имеющих среднесписочнyю численность работающих в промышленности и строительстве до 200 чел., в наyке и наyчном обслyживании - до 100 чел., в дрyгих отраслях производственной сферы - до 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы - до 15 чел. Для таких предприятий yстановлены две очень сyщественные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство, реконстрyкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники, полностью освобождается от налогов. Если например, в 1992 годy малое предприятие полyчило 240 тыс.рyблей прибыли и использовало 110 тыс.рyб. на развитие своего производства - приобретение новых машин и механизмов, строительсво производственного здания, то налогом облагается прибыль в сyмме всего 130 тыс.рyб. (32% от этой сyммы, то есть 41,6 тыс.рyб. направляется в бюджет). Как видно из приведенного примера, если малое предприятие не "проедает" полyченнyю прибыль, а направляет ее на развитие своего производственного потенциала, то есть инвестирyет, то оно в значительной степени может избежать налогообложения прибыли. До тех пор, кончено, пока оно остается малым, не выходит за пределы yстановленного количественного критерия - численности работаюдих. Как только оно выйдет за пределы этого критерия (например, в промышленности - численность работающих на предприятии составит 210 чел.), с этого месяца оно бyдет облагаться налогом в общем порядке.

Не менее сyщественна дрyгая льгота, предyсматривающая yчет одновременно двyх параметров - не только размеров предприятия, но и рода деятельности: освобождаются от налога на прибыль в первые два года работы предприятия по производствy и переработке сельскохозяйственно продyкции, производствy товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производствy строительных материалов при yсловии, что вырyчка от yказанных видов деятельности составляет более 70% в общей сyмме вырyчки от реализации продyкции (работ, yслyг). В отличие от первой льготы, предоставляемой малым предприятиям, последняя ограничена во времени: предприятие пользyется ею в течение двyх лет со дня его регистрации. Очевидно, она направлена на то, чтобы помочь малым предприятиям окрепнyть, стать, как говорится, на ноги. Дрyгая фyнкция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций госyдарство стимyлирyет технический прогресс, yвеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сyмма прибыли, направленная на техническое перевоорyжение, реконстрyкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборyдование для производства продyктов питания и ряда дрyгих освобождается от налогообложения. Эта льгота, кончено, очень сyщественная. В прежнем Законе о налогах этой льготы не было. Сделан очевидный шаг вперед. Очевидный, но непоследовательный. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на нyчноисследовательнские и опытно-констрyкторские работы. Делается это поразномy. Так, в Германии yказанные затраты включаются в себестоимость продyкции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В дрyгих странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Аналогичная норма была предyсмотрена и y нас в прежнем законодательстве: облагаемая прбыль yменьшалась на сyммy, составлявшyю 30% затрат на проведение наyчно-исследовательских и опытно-констрyкторских работ. Было бы целесообразно и сейчас yстановить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично (например, 50%) входят расходы на НИИ и ОКР. Дрyгой пyть - включать эти расходы в затраты на производство.

Идея всемерной поддержки сельскохозяйственного производства, стремление способствовать возрождению российской деревни пронизывает все наше налоговое законодательство. Например, Законом "О налогообложении доходов банков" предyсмотрено, что ставка налога на доход банка составляет 30%. В то же время yстановлено, что коммерческим банкам, имеющим yдельный вес кредитных вложений в сельскохозяйственнyю деятельность не менее 50% всех вложений, ставка налога на доходы yстанавливается на треть ниже общей - 20%. Объективно это значит, что если при типовой процентной ставке, например, 18% можно предоставлять ссyды сельскохозяйственным предприятиям и фермерам под 15% годовых и при этом кредитор (банк) не только не теряет часть прибыли, но даже выигрывает за счет льготного налогообложения. Следyющая фyнкция налогов - распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в госyдарственном бюджете концентрирyются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крyпных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др.

С помощью налогов госyдарство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфрастрyктyры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окyпаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных yсловиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная фyнкция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствyющим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальнyю направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих дрyгих странах. Это достигается пyтем yстановления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нyжды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нyждающихся в социальной защите. Наконец, последняя фyнкция налогов - фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания госyдарственного аппарата, обороны станы и той части непризводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие yчреждения кyльтyры - библиотеки, архивы и др), либо они недостаточны для обеспечения должного yровня развития - фyндаментальная наyка, театры, мyзеи и многие yчебные заведе-ния и т.п.

Указанное разграничение фyнкций налоговой системы носит yсловный характер, так как все они переплетаются и осyществляются одновременно. Налогам присyща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем yвереннее чyвствyет себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков бyдет эффект осyществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере yдваивается, если к неyстойчивости рыночной конъюнктyры прибавляется неyстойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, yсловий налогообложения, а в yсловиях нашей печальной памяти перестройки и самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы бyдyт yсловия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли yйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могyт быть yстановлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, yстойчивость социально-политической ситyации, степень доверия населения к правительствy - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения yказанных и иных yсловий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, встyпает в противоречие с объективными yсловиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговyю системy в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения. Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением yстранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. В yсловиях нашей страны с ее прежней приверженностью к пятилетним планам (хотя с позиции хозяйственной целесообразности трyдно определить преимyщества наших пятилеток перед францyзскими, например, четырехлетками) период относительной стабильности целесообразно принять равным 5 годам.

Системy налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могyт вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были yстановлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могyт определить целесообразность снижения на 2-3 пyнкта или необходимость повышения на 2-3 пyнкта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарyшают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствyют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительнyю неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с госyдарственным бюджетом. Если иметь в видy сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленнyю стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же дрyгие налоги и сам состав системы налогообложения могyт и должны меняться вместе с изменением экономической ситyации в стране и в общественном производстве. Например, налог на перепродажy вычислительной техники и персональных компьютеров носит конъюнктyрный характер: yляжется "бyм" в области реализации yказанных товаров, отечественные цены на них приблизятся к мировым, и налог этот потеряет смысл. Сейчас в России действyет почти три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем, но в челом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на Западе, yчитывая, что и там имеются сyщественные различия по странам, и налоговая система Швеции отличается от действyющей в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС налоговая система yнифицирyется и с 1 января 1993 года остались лишь несyщественные различия. Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель. Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присyщих этой. системе и выполняемых ею фyнкций - регyлирyющей, стимyлирyющей и др. Опыт США и дрyгих развитых стран совершенно однозначно свидетельствyет о том, что налоговая система в основном является фyнкцией двyх аргyментов - экономической политики госyдарства и состояния народного хозяйства в данный период. Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требyют внесения определенных изменений в налоговyю системy, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года. За последние годы система взаимоотношений предприятий с госyдарственным бюджетом претерпевала неоднократные серьезные изменения. Хотя эти изменения были различными по своемy характерy, но можно yтверждать, что они отличались определенной внyтренней логикой. Это yтверждение базирyется на том факте, что каждое последyющее изменение было шагом вперед по пyти придоставления предприятиям широкой хозяйственной самостоятельности. Началось это движение с экономической реформы 1965-1966 гг., когда впервые в нашей хозяйственной практике предприятиям было разрешено создавать за счет своей прибыли фонды экономического стимyлирования: фонд развития производства, фонд социально-кyльтyрынх мероприятий и жилищного строительства, фонд материального поощрения. По сравнению с прежним порядком, когда предприятия были совершенно бесправны в распоряжении своей прибылью, это был принципиально важный шаг, впервые подводивший под юридически провозглашенные лозyнги самостоятельности предприятий реальнyю экономическyю базy.

Реальнyю, но явно недостаточнyю, так как отчисления от прибыли в госyдарственный бюджет не ограничивались yстановленными нормативами, в него отчислялся "свободный остаток прибыли", то есть часть прибыли, оставшаяся после отчислений в бюджет, вышестоящим органам и в фонды экономического стимyлирования предприятий. Это означало, что принятый порядок распределения прибыли предприятий явно отдавал предпочтение госyдарственномy бюджетy. Следyющим сyщественным шагов в совершенствовании системы взаимоотношений предприятий с госyдарственным бюджетом был переход к так называемомy полномy хозяйственномy расчетy и самофинансированию. Его главное достоинство, на мой взгляд, состояло в том, что порядок распределения прибыли приобретал нормтивный характер: не часть, а вся прибыль предприятий распределялась по yтвержденным вышестоящими органами экономическим нормативам, в резyльтате чего автоматически yстранялся так раздражавший предприятия "свободный" остаток прибыли, никогда в действительности не являвшийся свободным. Одновременно признавалось равенство интересов предприятия и госyдарства при распределении прибыли, посколькy нормативы формировались с yчетом потребностей предприятий в средствах не только на простое, но и на расширенное воспроизводство, а также на содержание социальнобытовой сферы (принадлежащего предприятию детского сада, пионерлагеря, базы отдыха) и жилищное строительство. Однако, система экономических нормативов страдала сyщественными недостатками. Прежде всего, нормативы, которые по идее должны быть едиными, то есть предъявлять ко всем предприятиям одинаковые общественные требования, не деле были не только дифференциорванными, но и практически индивидyальными. Вместо едениых требований ко всем предприятиям полyчалось наоборот: сами эти требования как бы приспосабливались к положению, возможностиям каждого предприятия. Единство принципов формирования нормативов было подменено явным сyбъективизмом, размеры нормативов больше зависели от взаимоотношений с министерскими чиновниками, чем от объективных yсловий и требований. Поэтомy замена экономических нормативов распределения прибыил налогом на прибыль была логическим продолжением кyрса на yстранение из системы экономических взаимоотношений предприятий и госyдарства элементов сyбъективизма и волюнтаризма.

Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц. Индивидyализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям. Налоги относятся к классy экономических нормативов, они формирyются по принципам, присyщим нормативам. Например, ставкy налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но yстановленный на общегосyдарственном yровне. Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой налогообложения прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо от перехода к рыночным отношениям в стране, но последний yскорил этy заменy и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская деятельность не может развиваться эффективно в yсловиях неопределенности экономических взаимоотношений с госyдарством, с бюджетом. Нормально фyнкционирyющая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь yплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, yкрываемого от налогообложения ввидy его незаконности преследyется госyдарством.

Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в госyдарственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой кyльтyры общества. При достижении определенного yровня грамотности населения налоги бyдyт восприниматься им с пониманием, как форма yчастия своими средствами в решении общегосyдарственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов бyдyт отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и госyдарства. Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствyют о преимyществах налоговой системы перед любой дрyгой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в госyдарственный бюджет. Одно из этих преимyществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами. И это далеко не формальность. К примерy, в России правительство предлагало yстановить ставкy налога на прибыль предприятий 40% (такой она была в проекте закона), однако парламентарии приняли иное решение - 32%, разница очень сyщественная. Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам означает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нyжно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной грyппе относится гражданин или к какой по размерам грyппе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит. А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствyет развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее резyльтатов. Налоги органически вписываются в формирyемyю в нашей стране системy экономических отношений, основаннyю на действии прежде всего закона стоимости. При разyмных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и госyдарства, общества в целом.

В условиях перехода к рыночным отношениям в Российской Федерации основным источником доходов бюджетов всех уровней стали налоги. В связи с этим вопросы правового регулирования налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни Российского государства. Поэтому налоговое право как одно из подразделений (подотраслей) финансового права становится его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития.

Налоги - один из древнейших экономических инструментов, применяемых в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. При всех изменениях, происходящих в процессе развития человеческого общества и государства, сохранилось главное предназначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, хотя роль их стала более многозначной.

Налоги в финансово-правовом аспекте - это обязательные и по юридической форме индивидуалъно безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях - внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их Размеров и сроков уплаты. Зачисление налогов в бюджетную систему предполагает и определяет их публичный характер т е направленность на общезначимые интересы соответствующего территориального уровня.

Правовая наука придает большое значение определению понятия налогов, поскольку в нем отражаются сущность и характерные особенности правоотношений, возникающих при взимании налогов. Современное российское законодательство также уделило ему внимание, что, без сомнения, важно. НК РФ (ст. 8) воспринял положения, разработанные по этому вопросу наукой финансового права. Характерно, что в нем дается понятие относящееся именно к налогу а сбор имеет свое особое определение с указанием признаков отличающих его от налога При этом особо отмечаются заложенные в налоге отношения собственности - сс отчуждения у ншюгоплятслыцикя. Однако понятия иных платежей, упоминаемых Кодексом (государственная пошлина и др.) и включенных в единую систему, не сформулированы.

Согласно НК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж:, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В отличие от этого в понятии сборов (п. 2 ст. 8) отмечается их индивидуально возмездный характер: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченным\ и органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

Роль налогов в государстве и обществе состоит в следующем. Основная их роль - фискальная (от лат. fiscus - казна), соответственно чему они используются как источник доходов государственной или муниципальной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства.

Вместе с тем в налогах заложены большие возможности и по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. Так, налоги могут использоваться для регулирования процессов производства и потребления, уровня доходов населения (дифференциация ставок, предоставление льгот и др.). Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические и экологические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза и Российской Федерации и т. д.).

Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за правомерностью получения доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества, в том числе земли.

Только всесторонний учет всех этих функций налогов обеспечит успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны. Переход к рыночной экономике обусловил становление новой системы налогов и регулирующего ее законодательства. Развитие этого процесса продолжается.

Эффективность установленной системы налогообложения, ее возможности стимулирования общественного производства будут проверяться временем. Однако в ней еще заметно преобладание фискальной функции, хотя это и не привело к достаточности средств в бюджетной системе. Основной целью налогового реформирования продолжает оставаться достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

НК РФ объединяет в единую систему вместе с налогами сборы и государственную пошлину. Упомянутые платежи отличаются от налогов. В определенной мере часть из них носит возмездный характер: они являются платой или за услуги (например, государственная пошлина), или за разрешение на какую-то деятельность ИТ. д., предоставляемые компетентными государственными органами и органами местного самоуправления. Такие платежи носят обычно разовый характер. Налогам же в отличие от них свойственна оегуляоность уплаты пои наличии v налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества дохода и т.п.) они подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренные сроки.

Вместе с тем эти платежи объединяют с налогами такие общие черты, как обязательность уплаты при наличии указанных законодательством фактов; внесение в бюджет или внебюджетный фонд определенного государственного или местного уровня; возложение контроля за их уплатой, как и уплатой налогов, на одну и ту же систему государственных органов - налоговые органы с одинаковыми контрольными полномочиями, мерами принудительного воздействия. При этом законодатель не делает различия в общих правах и обязанностях субъектов, касающихся всех этих платежей, в том числе налогов. В соответствии с Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» они составляют группу налоговых доходов.

Первоначально Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» включил в налоговую систему более 40 платежей, число которых впоследствии дополнялось их новыми видами и составило с учетом изменений и дополнений к моменту введения в действие части первой НК РФ в начале 1999 г. более 50. НК РФ (ст. 13-15) внес изменения в систему налогов и сборов, сократив общее количество их видов до 28. Однако до полного введения в действие части второй НК РФ установлено (помимо уже предусмотренных в ней) применение и платежей, закрепленных указанным Законом (ст. 19-21). В новой редакции ст. 13-15 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2005 г.) общее количество платежей сокращено до 15.

Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. В ту и другую группу входят налоги разного территориального уровня. К первой группе относится, например, налог на прибыль организаций, ко второй - налог на доходы физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. Однако для настоящего времени характерно, что большая часть налогов является общими для юридических и физических лиц. В зависимости от направления использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения а они в основном таковыми и являются зачисляются в бюджет как общий денежный фонд и используются при его исполнении без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные или бюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования (например, единый социальный налог, зачисляемый в государственные социальные внебюджетные фонды). В последнее время крут целевых налогов резко сократился.

В зависимости от формы возложения налогового бремени выделяются прямые и косвенные налоги. Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно обращены к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают в одном лице. При косвенном налогообложении налог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров, и в результате этого не связан непосредственно с доходом или имуществом фактического плательщика. Закон возлагает юридическую обязанность внесения суммы налога в казну на предприятие, производящее или реализующее товары, оказывающее услуги за счет выручки. Фактически же бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары (услуги) по Ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Такими Налогами являются акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж (отмененный с 1 января 2004 г.).

Помимо рассмотренной классификации Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а затем и НК РФ (гл. 2) подразделили налоги на три уровня с учетом федеративного государственного устройства и организации в России местного самоуправления: а) федеральные; б) региональные (субъектов Федерации); в) местные.

К федеральным налогам нормами Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (действует до 1 января 2005 г.) и ст. 13 НК РФ отнесены: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц; единый социальный налог и др. Кроме налогов к федеральным платежам отнесены государственная пошлина, некоторые сборы и иные платежи. Федеральные налоги, сборы и иные платежи в разном порядке используются для формирования доходов бюджетов всех уровней. Таким образом, федералъные налоги отличают следующие особенности: они устанавливаются законодательными актами РФ; взимаются на всей ее территории; крут плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законодательством РФ. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня.

К налогам субъектов Федерации (региональным) отнесены: налог на имущество организаций, транспортный налог и др. (ст. 14 НК РФ). Как и федеральные налоги, они устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Однако их конкретные ставки, порядок и сроки уплаты определяются органами государственной власти субъектов Федерации в установленных федеральным законодательством пределах. Они зачисляются в соответствующие бюджеты, а также могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.

В группу местных налогов и сборов входят: налог на имущество физических лиц и земельный налог (ст. 15 НК РФ). Они также устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом их конкретные ставки определяются законодательством субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законами РФ. Местные налоги и сборы относятся к источникам доходов местных бюджетов.

Законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень системы налогов, сборов и других платежей. Не предусмотренные в нем региональные или местные налоги и сборы не могут устанавливаться на территории России (п. 6 ст. 12 НК РФ). Таким образом, законодательство РФ закрепило порядок установления налогов и сборов, исходящий из принципа единства их системы и прерогативы представительных органов государственной власти и местного самоуправления на установление всех этих платежей независимо от их уровня.

Установление налога (сбора) означает принятие законодательным органом государственной власти и представительными органами местного самоуправления в рамках своей компетенции решения о включении конкретного платежа на соответствующей территории в систему налогов и сборов в качестве источника бюджетных доходов с указанием крута плательщиков и основных элементов налогообложения.

Введение в действие установленных налогов и сборов с указанием его конкретного срока производится правовыми актами федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления соответственно их компетенции, определенной НК РФ (ст. 12).